Действующая толпа подразделяется на спасающуюся. Экспрессивная толпа легко перерастает в действующую толпу агрессивного типа. Действующая толпа. Формируется так же, как и конвенциальная; осуществляет действия относительно конкретного объекта. -убегающая (спасающаяся) толпа. § убегающая (спасающаяся) толпа.
Поведение людей в толпе
§ убегающая (спасающаяся) толпа. 10. Действующая толпа подразделяется на: Агрессивную, например, представляет толпа щуюся объединяет людей, находящихся в состоянии паники. Действующая толпа в свою очередь подразделяется на следующие подвиды: Агрессивная. Толпы подразделяются следующие разновидности.
Основные признаки толпы
- Толпа это в обществознании
- Психология толпы | Пикабу
- Виды толпы — Типы толпы и модели поведения
- § 2. Поведение людей в социально неорганизованной общности
- Субъекты стихийного массового поведения. Социальное поведение
- Курс лекций по социологии. Массовое социальное поведение, его субъекты и разновидности
2. Классификация толпы
Современное оружие Археология. Датировка по древесным кольцам Ядерная энергия. Типы ядерных реакторов. Опасные отходы Основы геометрии.
Линии и углы. Треугольники Поезда. Современные железнодорожные технологии Узлы и агрегаты автомобиля.
Четырехтактный цикл работы двигателя Поиск по сайту:.
Экспрессивная толпа. Формируется — как и конвенциональная толпа. В ней совместно выражается общее отношение к какому-либо событию радость,энтузиазм, возмущение, протест и т. Экстатическая толпа. Представляет собой крайнюю форму экспрессивной толпы.
Характеризуется состоянием общего экстаза на основе взаимного ритмически нарастающего заражения массовые религиозные ритуалы,карнавалы, рок-концерты и т. Действующая толпа. Формируется — как и конвенциальная;осуществляет действия относительно конкретного объекта. Действующая толпа включает в себя указанные ниже подвиды. Агрессивная толпа. Объединена слепой ненавистью к конкретному объекту какому-либо религиозному или политическому движению, структуре. Обычно сопровождается избиениями, погромами, поджогами и т.
Паническая толпа.
Однако такие действия становятся неадаптивными в тех случаях, когда возникает необходимость сознательно организованного поведения. Феномен толпы, импульсивные стереотипы поведения широко используются тоталитарно ориентированными политиками, экстремистами и религиозными фанатиками. Возобладание в социальной общности одностороннего интереса может вызвать толпообразные схемы поведения, резкое размежевание на «мы» и «они», примитивизацию социальных отношении. По поведенческим особенностям различают четыре вида толпы: случайную оказиональную ; экспрессивную совместное выражение общих аффективных чувств ликования, страха, негодования, протеста ; конвенциональную основанную на некоторых стихийно сформулированных позициях ; действующую, которая подразделяется на агрессивную, паническую спасающуюся , стяжательскую, экстатическую действующую в состоянии экстаза , повстанческую, возмущающуюся действиями властей.
Любая толпа характеризуется спонтанно возникающей направленностью поведения и общностью эмоционального состояния. Ее поведение характеризуется нарастающим самоподкрепляющимся психическим заражением — распространением повышенного эмоционального состояния от одного индивида к другому на психофизиологическом уровне контакта. Отсутствие ясных целей и организационная диффузность толпы превращают ее в объект манипуляций. Одним из видов дезорганизованного поведения толпы является паника — групповое конфликтное эмоциональное состояние, возникающее на основе психического заражения в ситуации действительной или мнимой опасности, при дефиците информации, необходимой для разумного принятия решений. Паника блокирует способность адекватного отражения обстановки и ее рациональной оценки, действия людей приобретают оборонительнохаотичный характер, сознание резко сужается, люди становятся способными на крайне эгоистичные, асоциальные поступки.
Социально-психологические особенности толпы: 1 подавление чувства ответственности за собственные поступки; 2 повышение групповой внушаемости и снижение эффективности контрвнушения; 3 повышение эмоциональности восприятия действительности; 4 появление чувства силы и осознания анонимности. Механизмами формирования толпы являются слухи и циркулярная реакция, под которой понимают нарастающее взаимонаправленное эмоциональное заражение. Механизмами воздействия на толпу также являются заражение, внушение, убеждение и подражание. Основную роль в развитии этих механизмов играет массовое общение, обладающее свойством воздействия на поведение и деятельность участников толпы, которое сознательно используется организаторами эксцессов.
Тема: Социальное поведение
Действующая толпа. Стяжательская толпа — толпа, борющаяся за ценности. 1. Дать определения понятиям: социальный конфликт, народные массы, социальное поведение, социальные движения, масса, толпа, поведение, социальное поведение личности, публика, коллективное поведение, девиантное поведение. Действующая толпа подразделяется на агрессивную, паническую, корыстную и повстанческую. Действующая толпа подразделяется на агрессивную, паническую, корыстную и повстанческую. это группа людей, осуществляющая активные действия в отношении конкретного объекта. Она подразделяется на агрессивную, спасающуюся, стяжательскую и экстатическую.
Основные признаки толпы как большой социальной группы. Характеристика основных видов толпы.
Стихийная толпа. Формируется и проявляется без какого-либо организующего начала со стороны конкретного физического лица. Ведомая толпа. Формируется и проявляется под воздействием,влиянием с самого начала или впоследствии конкретного физического лица,являющегося в данной толпе ее лидером. Организованная толпа. Эту разновидность вводит Г.
Лебон,рассматривая в качестве толпы и собрание индивидов, вступивших на путь организации, и организованную толпу. Можно сказать, что он подчас не делает разницы между толпой организованной и неорганизованной. Хотя согласиться с таким подходом трудно. Если какая-то общность людей организована, следовательно, в ней имеются структуры управления и подчинения. Это уже не толпа, а формирование.
Даже отделение солдат, пока в нем есть командир, уже не толпа. Если за основу классификации толпы взять характер поведения в ней людей, то можно выделить несколько ее типов и подтипов.
Существует пять типов поведения: конформизм; …; ритуализм; …; …; Социальный контроль бывает двух видов: формальный; …; 8. К методам формального социального контроля относятся: …; обособление; …; 9. К типам неформального контроля относятся: социальные вознаграждения; …; …; переоценка норм. В протекании любого конфликта можно выделить три стадии: …; …; разрешения конфликта. Разрешения конфликта могут быть: переговоры; …; посредничество; …; 11. В зависимости от числа субъектов выделяют конфликты: …; межличностные; …; 12. Тема: Социальное поведение и социальный контроль.
Описание: Социальное поведение описывает способы, которыми люди взаимодействуют в обществе.
В деянии как элементе социального поведения личности реализуется активность, имеющая высокую социальную значимость и результативность. Ответственность за социально значимые результаты несет сам субъект даже в том случае, если она выходит за пределы его намерений. Ответственность личности выражается в ее способности предвидеть социальные и психологические последствия собственной активности и основана на общественно-исторических критериях их оценки. Целью социального поведения личности является преобразование окружающего мира, осуществление социальных изменений в обществе, социально-психологических феноменов в группе, личностных преобразований человека. Результатом социального поведения выступает формирование и развитие взаимодействий и взаимоотношений личности с другими людьми и различными общностями. Многообразие форм социальных связей и отношений личности как явления социального и многопланового обусловливает виды ее социального поведения. Основаниями социально-психологической классификации видов социального поведения выступают следующие критерии: 1 сферы бытия — природа, общество, человек производственное, трудовое, общественно-политическое, религиозное, культурное, бытовое, досуговое, семейное ; 2 социальная структура общества классовое поведение социальных слоев и страт; этническое поведение, социально-профессиональное, полоролевое, гендерное, семейное, репродуктивное и др. Главным субъектом социального поведения является личность, поскольку в многообразных формах и видах социального поведения преобладают социально-психологический и личностный аспекты. Исследователи отмечают, что системообразующим качеством социального поведения выступает нормативность, поэтому все виды социального поведения являются разновидностями нормативного, предписанного поведения.
Ролевая теория личности Ролевая теория личности представляет собой один из подходов к изучению личности, согласно которому она описывается посредством усвоенных и принятых ею или вынужденно выполняемых социальных функций и образцов поведения - ролей. Такие социальные роли вытекают из ее социального статуса. Основные положения этой теории были сформулированы американским социологом и социальным психологом Дж. Мидом в книгах "Роль, Я и общество" 1934 , "Исследование человека" 1936. Он считал, что все мы учимся ролевому поведению через восприятие себя каким-либо значимым для нас лицом. Человек всегда видит себя глазами других и либо начинает подыгрывать ожиданиям окружающих, либо продолжает отстаивать свою роль. В освоении ролевых функций Мид выделял три стадии: 1 имитация, то есть механическое повторение; 2 проигрывание, то есть переход от одной роли к другой; 3 групповое членство, то есть освоение определенной роли глазами значимой для данного человека социальной группы. Вместе с тем ключевое понятие этой теории - "социальная роль" - было разработано в начале XX в. Дюркгейма, М. Вебера, позднее -Т.
Парсонса, Р. Липтона и др. Социальная роль от франц, гоlе - образец поведения, закрепившийся, утвердившийся, отобранный как целесообразный для людей, занимающих ту или иную позицию статус в системе общественных отношений. Социальная роль обычно рассматривается в двух аспектах; ролевого ожидания и ролевого исполнения. Иначе говоря, это то поведение, которого ждут от нас окружающие, зная наш социальный статус. Ролевое исполнение - это фактическое, реальное поведение человека, занимающего ту или иную социальную позицию социальный статус. Для того чтобы проиллюстрировать влияние ролевых ожиданий на поведение людей, обратимся к "тюремному" эксперименту американского исследователя Филиппа Зимбардо. Этот эксперимент начался с того, что в одном из престижных американских колледжей было вывешено объявление: "Для психологических исследований тюремной жизни требуются мужчины-студенты, совершенно здоровые в физическом и психическом отношениях... Эксперимент планировалось провести в течение одной -двух недель. После того как участники были подобраны, их разделили на две части в арифметическом порядке.
Затем все были перевезены в тюрьму, где тюремщики приступили к исполнению своих обязанностей. Они раздели и обыскали "заключенных" и развели по камерам, хотя никто и не приказывал им делать это. В целом первый день прошел нормально при добродушно-шутливом отношении с обеих сторон. Однако уже на вторые сутки отношения испортились так, что экспериментаторам пришлось удерживать "тюремщиков" от излишней жесткости. На шестые сутки эксперимент пришлось прекратить, поскольку все были травмированы. Этот эксперимент показал, что функциональная целесообразность необходимость поддерживать порядок и социокультурные традиции как следует себя вести предопределили поведение его участников. Они "вошли в роль" и ролевые ожидания обусловили вполне типичное и легко узнаваемое поведение. Добрые отношения лопнули, когда эти хорошие ребята оказались в разных социальных ролях. Именно "тиски" социальных ролей предопределили поведение участников этого эксперимента. Отметим, что между ролевым ожиданием и ролевым исполнением никогда не бывает тождества, хотя и имеется тенденция к его достижению.
В нормативной структуре социальной роли обычно выделяются четыре элемента: 1 описание типа поведения, соответствующего данной роли; 2 предписания, требования, связанные с данным поведением; 3 оценка выполнения предписанной роли; 4 санкции, которые могут носить как негативный, так и позитивный характер. Каждый человек обладает множеством социальных статусов , и каждому его статусу соответствует спектр ролей. Совокупность ролей, соответствующих данному статусу, называется ролевым набором, Таким образом, можно констатировать, что каждый человек выполняет в обществе множество социальных ролей. В связи с этим возникает проблема ролевого конфликта. Имея общее представление о сущности ролевых конфликтов, можно провести их классификацию. Во-первых, это конфликты, вызванные различиями в понимании своей роли личностью и окружающими. Например, преподаватель вуза считает, что он может добиться глубокого усвоения программы своего предмета студентами без жесткого давления на них, однако на кафедре преобладает другой методический подход. Во-вторых, это конфликт между различными аспектами одной и той же роли. Например, от адвоката требуется принятие всех мер по оправданию подзащитного, но от него же как юриста ожидают борьбы с правонарушениями, подрывающими основы общества. В-третьих, это конфликт между необходимыми для исполнения данной социальной роли качествами и ожиданиями значимых для этого человека людей.
В толпе индивид чувствует силу человеческой ассоциации, которая влияет на него своим присутствием. Воздействие этой силы выражается либо в поддержке и усилении, либо в сдерживании и подавлении индивидуального поведения человека. Известно, что люди в толпе, ощущая психическое давление присутствующих, могут сделать или, напротив, не сделать то, чего они никогда бы не сделали или, напротив, что непременно сделали бы при иных обстоятельствах. Например, человек не может оказать, без ущерба для собственной безопасности, помощь жертве при враждебном отношении к этой жертве самой толпы. Лебон отмечает самый поразительный факт, наблюдающийся в толпе: каковы бы ни были индивиды, составляющие ее, их образ жизни, занятия, характеры, ум, одного их превращения в толпу достаточно для того, чтобы у них образовался род коллективной души, заставляющей их чувствовать, думать и действовать совершенно иначе, чем чувствовал, думал и действовал каждый из них в отдельности. Существу ют такие идеи и чувства, которые возникают и превращаются в действия лишь у индивидов, составляющих толпу. Одухотворенная толпа представляет временный организм, слившийся из разнородных элементов, на одно мгновение соединившихся вместе. Состояние гипнотического транса. Индивид, пробыв некоторое время среди действующей толпы, впадает в такое состояние, которое напоминает состояние загипнотизированного субъекта. Он уже не осознает своих поступков.
У него, как у загипнотизированного, одни способности исчезают, другие же доходят до крайней степени напряжения. Под влиянием внушения, приобретаемого в толпе, индивид совершает действия с неудержимой стремительностью, которая к тому же возрастает, поскольку влияние внушения, одинакового для всех, увеличивается силой взаимности. Ощущение неодолимой силы. Индивид в толпе приобретает сознание неодолимой силы, благодаря одной только численности. Это сознание позволяет ему поддаться скрытым инстинктам: в толпе он не склонен обуздывать эти инстинкты именно потому, что толпа анонимна и ни за что не отвечает. Чувство ответственности, сдерживающее обычно отдельных индивидов, совершенно исчезает в толпе — здесь понятия о невозможности не существует. В толпе всякое действие заразительно до такой степени, что индивид очень легко приносит в жертву свои личные интересы интересу толпы. Подобное поведение противоречит самой человеческой природе, и потому человек оказывается способен на него лишь тогда, когда он составляет частицу толпы. В толпе полностью стираются индивидуальные черты людей, исчезает их оригинальность и личностная неповторимость. Утрачивается психическая надстройка каждой личности и вскрывается и выходит на поверхность аморфная однородность.
Поведение индивида в толпе обусловливается одинаковыми установками, побуждениями и взаимной стимуляцией. Не замечая оттенков, индивид в толпе воспринимает все впечатления в целом и не знает никаких переходов. В толпе у человека полностью утрачивается чувство ответственности, практически всегда являющееся сдерживающим началом для индивида. Социальная деградация. Становясь частицей толпы, человек как бы опускается на несколько ступеней ниже в своем развитии. В изолированном положении — в обычной жизни он скорее всего был культурным человеком, в толпе же — это варвар, то есть существо инстинктивное. В толпе у индивида обнаруживается склонность к произволу, буйству, свирепости. Человек в толпе претерпевает и снижение интеллектуальной деятельности. Для человека толпы также характерна повышенная эмоциональность восприятия всего, что он видит и слышит вокруг себя. Поведение толпы В поведении толпы проявляются как идеологические влияния, с помощью которых готовятся определенные действия, так и изменения в психических состояниях, происходящие под воздействием каких-либо конкретных событий или информации о них.
В действиях толпы происходит стыковка и практическая реализация влияний и идеологических, и социально-психологических, их взаимопроникновение в реальное поведение людей. Совместные чувства, воля, настроения оказываются эмоционально и идеологически окрашенными и многократно усиленными. Обстановка массовой истерии служит фоном, на котором развертываются нередко самые трагические действия. Как уже говорилось, одним из видов поведения толпы является паника. Паника — это эмоциональное состояние, возникающее как следствие либо дефицита информации о какой-то пугающей или непонятной ситуации, либо ее чрезмерного избытка и проявляющееся в импульсивных действиях. Факторы, способные вызвать панику, многообразны. Их природа может быть физиологической, психологической и социально-психологической. Известны случаи возникновения паники в повседневной жизни как следствие катастроф и стихийных бедствий. При панике людьми движет безотчетный страх. Они утрачивают самообладание, солидарность, мечутся, не видят выхода из ситуации.
Факторы, особо сильно влияющие на поведение толпы, следующие. Суеверие — упрочившееся ложное мнение, возникающее под влиянием страха, пережитого человеком. Впрочем, может иметь место суеверный страх, причины которого не осознаются. Многие суеверия связаны с верой во что-либо. Им подвержены самые разные люди, вне зависимости от уровня образования и культуры. По большей своей части суеверие основано на страхе и оно многократно усиливается в толпе. Иллюзия — разновидность ложного знания, закрепившегося в общественном мнении. Она может быть результатом обмана органа чувств. В данном же контексте речь идет об иллюзиях, относящихся к восприятию социальной действительности. Социальная иллюзия — своего рода эрзац-подобие реальности, создаваемое в воображении человека взамен подлинного знания, которое он почему-то не приемлет.
В конечном счете, основа иллюзии — незнание, которое может дать самые неожиданные и нежелательные эффекты, когда проявляется в толпе. Предрассудки — ложное знание, превратившееся в убеждение, точнее, в предубеждение. Предрассудки активны, агрессивны, напористы, отчаянно сопротивляются подлинному знанию. Это сопротивление до такой степени слепо, что толпа не приемлет никаких аргументов, противоречащих предрассудку. Психологическая природа предрассудков состоит в том, что память человека запечатлевает не просто мнение знание , она сохраняет и сопровождающее это знание чувство, эмоцию, отношение. Вследствие этого память весьма избирательна. Факты и события, противоречащие определенному мнению, не всегда анализируются на уровне сознания. И, конечно, они отбрасываются под влиянием эмоций, которые обычно переполняют, захлестывают толпу. В случаях, когда распространенные стереотипы общественного мнения перенасыщаются эмоциями, возможно возникновение массового психоза, во время которого люди способны совершать самые безрассудные поступки, перестают отдавать себе отчет во всех последствиях своих действий. Факторы, определяющие характер мнений и верований толпы, бывают двоякого рода: факторы непосредственные и факторы отдаленные.
Непосредственные факторы, влияющие на толпу, действуют уже на подготовленную отдаленными факторами почву — без этого они не вызвали бы столь сокрушительных результатов, которыми нередко поражает беснующаяся толпа.
Основные признаки толпы
- Субъекты социального поведения
- Психология толпы | Шпаргалка к написанию экзаменов
- ТОЛПА | Сайт психолога
- Психология толпы (часть 2)
- Толпа это в обществознании
Виды толпы и их характеристики
Изоляция имеет целью устранение контактов индивида с обществом и применяется к лицам, совершившим преступление. Зарегистрируйте блог на портале Pandia. Бесплатно для некоммерческих и платно для коммерческих проектов. Регистрация, тестовый период 14 дней.
Условия и подробности в письме после регистрации. Неформальный контроль характерен для небольших групп. Он проявляется как в поощрении, так и в критике, насмешках над девиантом и даже в изгнании его из группы.
Наказание отражает недовольство поведением девианта и выражается в высказываниях, угрозах или в физическом воздействии. Убеждение - это речевое воздействие на человека с целью предотвращения девиантного поведения. Переоценка норм происходит тогда, когда поведение, считавшееся девиантным, может оцениваться как нормальное.
Социальный контроль связан с социализацией, в ходе которой люди усваивают необходимые для общества образцы поведения. Он сам отбирает для себя образцы поведения, соответствующие общепринятым нормам. Разновидностью социального поведения выступает социальный конфликт.
Тем не менее в протекании любого конфликта можно выделить три стадии: предконфликт- ную, непосредственно конфликт и его разрешение. В ходе нее накапливаются противоречия, нагнетается эмоциональное напряжение, определяется объект конфликта, т. В случае понимания обеими сторонами неизбежности столкновения они стремятся выяснить слабые места друг друга и выработать стратегию своих действий.
На следующей стадии стороны переходят к активным враждебным действиям. Способы разрешения конфликта могут быть различны. Если соглашение достигается путем взаимных уступок, то говорят о компромиссе.
В тех случаях, когда стороны не хотят идти на уступки и даже начинать переговорный процесс, не желая показать свою слабость, можно прибегнуть к посредничеству, т.
Классы тоже трудно отнести к разряду толп — о них речь уже шла. Все-таки основной системообразующий признак толпы — ее стихийность. Социально-психологические особенности толпы: 1 подавление чувства ответственности за собственные поступки; 2 повышение групповой внушаемости и снижение эффективности действия механизмов контрвнушения; 3 повышение эмоциональности восприятия действительности; 4 появление чувства силы и осознания анонимности. Механизмами формирования толпы являются слухи и циркулярная реакция, под которой понимают нарастающее взаимонаправленное эмоциональное заражение. Механизмами воздействия на толпу также являются заражение, внушение, убеждение и подражание. Основную роль в развитии этих механизмов играет массовое общение, обладающее свойством психологического воздействия на поведение и деятельность участников толпы, которое сознательно используется организаторами эксцессов. Ролевая структура толпы: 1 организаторы массовых эксцессов — физические лица, которые чаще всего принадлежат какой-либо организации или действуют по её указанию. Они проводят подготовительную работу по созданию толпы заранее «проигрывают» и планируют эксцессы , выбираются удобное время и повод для создания эксцессов; 2 зачинщики — это лица, претендующие на завоевание лидирующего положения, которые развертывают активную подстрекательную деятельность, направляют действия участников, распределяют роли, распространяют провокационные слухи и т. В числе таких личностей немало психопатических лиц, хулиганствующих элементов, наркоманов; 6 добросовестно заблуждающиеся — физические лица, которые являются непосредственными участниками эксцессов, в результате ошибочного восприятия причин сложившейся обстановки, ложного понимания принципа справедливости или под влиянием слухов; 7 эмоционально неустойчивые личности, которые идентифицируют свои поступки с общим направлением действий участников.
Для них свойственна повышенная внушаемость, заражаемость общим настроением, пониженная сопротивляемость влияниям других людей; 8 любопытствующие — люди, которые наблюдают со стороны и не вмешивается в ход событий, но своим присутствием усиливают эмоциональное возбуждение других участников; 9 примкнувшие — лица, которые становятся участниками эксцессов из-за боязни физической расправы, под влиянием угроз со стороны организаторов и подстрекателей. Действующая толпа — осуществляет действия относительно конкретного объекта. Разделяется на: а стяжательскую толпу — характеризуется развязыванием неупорядоченного непосредственного конфликта за обладание какими-либо ценностями. Такая толпа складывалась во времена тотального дефицита на предприятиях торговли при продаже товаров, пользующихся большим спросом; у касс, реализующих билеты на стадионы, спортивные состязания, зрелищные представления и средства транспорта. Она может провоцироваться властями, игнорирующими жизненные интересы граждан или покушающимися на них. Крайним вариантом стяжательной толпы являются мародеры, которые разгромят продовольственные склады, квартиры, грабят живых и мертвых в местах крупных катастроф, стихийных бедствий, военных действий; б спасающуюся толпу — возникает в состоянии паники при спасении от реального или воображаемого источника опасности; в повстанческая толпа — формируется под влиянием несправедливых действий властей на основе общего возмущения; г агрессивная толпа — характеризуется высшей степенью эмоционального возбуждения, объединена слепой ненавистью к конкретному объекту государственному деятелю, религиозному или политическому движению, управленческой структуре. Поведение агрессивной толпы наносит наибольший вред в тех случаях, когда её действия приобретают характер массовых беспорядков групповых эксцессов. Формирование толпы Жизненные ситуации и места, образования толп: 1 стихийные бедствия землетрясения, извержение вулкана, крупные наводнения ; 2 ожидание общественного транспорта в транспортных узлах на вокзалах, в метро и т. Стадии формирования агрессивной толпы: 1 стадия дискутирующей толпы — первоначальный вид толпы, начинающей психологически развиваться. Представляет собой совокупность людей, собравшихся по какому-либо поводу, которые ведут между собой разговоры, обмениваются мнениями, оценками, оказывают друг на друга то или иное влияние.
Это влияние чаще всего незаметно, слабо и не приводит к каким-то нарушающим общественный порядок действиям; 2 стадия осложнение обстановки или образования ядра толпы — характеризуется возникновением социальной напряженности, накапливанием недовольства. Это происходит в результате того, что люди находятся вплотную, толкаются, обмениваются репликами, эмоциями, на них начинают активно действовать механизмы заражения, внушения, подражания. Наличие в толпе возбужденного человека или небольшой группы могут стать ядром возбужденной толпы, от которого зародившееся возбуждение начинает распространяться на всю толпу. На этой стадии начинает действовать «циркулярная реакция» и «процесс кружения» — взаимное взвинчивание, которое, как центрифуга, разгоняет эмоции и формирует из толпы некую общность, способствующую переходу толпы на следующую стадию; 3 стадия потенциально агрессивной толпы, характеризуется: а появлением нового общего объекта внимания — некоего образа, разделяемого всеми, который способствует сплочению толпы; б появлением ложных объяснений причин произошедшего и требований что-то предпринять; в увеличением численности группы присоединением к ней прохожих, жильцов близлежащих домов и др. Обострению обстановки способствуют такие кризисные явления, как: а резкое усиление расслоения общества на богатых и бедных; б снижение уровня жизни вследствие спада производства, инфляции, роста цен; в возникновение тревожной информации, слухов; г несправедливые действия представителей власти; д ослабление авторитета власти; е сплочение оппозиции и появление лидера, пользующегося авторитетом среди основной массы населения и желающего добиться власти любым путем; 4 стадия групповых эксцессов или действующей агрессивной толпы начинается с возникновения любого, самого незначительного повода толчка, резкого крика и т. То тут то там, могут вспыхивать новые очаги, вызванные слухами, недовольством. Особенности эксцессов: 1 становятся независимыми от породивших их причин; 2 могут возникать даже тогда, когда эти причины уже исчерпаны; 3 требования осуществляются с позиций силы и в то же время анонимности; 4 действия внезапны и неотвратимы; 5 целенаправленные действия силовых структур затруднены; 6 направлены на привлечение внимания общества к событиям; 7 в групповых эксцессах участвует большого количества лиц, склонных к риску. Особенности поведения индивида в толпе Попадая в толпу индивид приобретает ряд специфических психологических особенностей, которые могут быть совершенно не свойственны ему как индивиду. Появление этих свойств определяет его поведение в толпе. Свойства человека толпы: 1 пониженный самоконтроль — снижается способность к произвольной регуляции собственного поведения и возрастает зависимость от толпы, он неосознанно подчиняется внешнему влиянию; 2 потеря индивидуальности и единение человека с толпой — люди в толпе постепенно утрачивают индивидуальные цели и намерения, происходит уравнение их психологических проявлений, их поведение становится похожим друг на друга.
Индивиды, составляющие толпу вне зависимости от их образа жизни, занятий, характера и мыслительных способностей превращаясь в толпу образуют коллективную душу, заставляющую их чувствовать, думать и действовать совершенно иначе, чем чувствовал, думал и действовал каждый из них в отдельности. Толпа как система, состоящая из отдельных элементов индивидов , объединенных вместе приобретает те качества, которые не были свойственны ни одному её элементу индивиду в отдельности; 3 бездуховность — приобретая коллективную душу, человек как бы теряет свою; 4 инстинктивность — преобладание инстинктивных желаний над волей, чему в немалой степени способствует анонимность и безответственность индивида в толпе. Наблюдается социальная деградация личности; 5 анонимность — индивидуальность человека теряется в «безликой массе», человек как бы оказывается в толпе безымянным. Анонимность создает ложное ощущение независимости от каких-либо связей, его руки «развязываются»; 6 безответственность — утрата чувства ответственности, являющегося сдерживающим началом для индивида; 7 неспособность удерживать внимание на одном и том же объекте и легкая переключаемость внимания, которая определяется внешними условиями; 8 снижение интеллектуальных качеств личности — толпа как бы уравнивает интеллект всех входящих в неё личностей взятых вне толпы; 9 не критичность мышления — воспринимаемая информация и собственное поведение индивида оцениваются им по заниженным нормам; 10 особенности переработки информации человека толпы заключаются в том, что он легко воспринимает разнообразную информацию, быстро перерабатывает ее и распространяет, приэтом совершенно непроизвольно искажая, трансформируя воспринятую информацию, то есть порождая слухи; 11 бессознательность — в толпе происходит растворение сознательной личности. Человек толпы действует, не осознавая истинных мотивов опасности, жестокости, несправделивости и ужасности своих действий; 12 повышенная внушаемость — человеку толпы свойственна большая доверчивость к необычной информации, заведомо невыполнимым обещаниям, он может следовать невероятным, абсурдным призывам, лозунгам; 13 повышенная активность — обусловлена мобилизацией всех ресурсов индивида, благодаря чему в толпе человек может проявить такие физические качества, которые недоступны ему вне толпы быстро бежать, поднять что-то тяжелое, высоко прыгнуть и т. Однако, человек не замечает оттенков, он воспринимает все впечатления в целом и не знает никаких переходов. Психологические особенности индивида в толпе В толпе индивид приобретает ряд специфических психологических особенностей, которые могут быть ему совершенно не свойственны, если он пребывает в изолированном состоянии. Эти особенности оказывают самое непосредственное влияние на его поведение в толпе. Человека в толпе характеризуют следующие черты. Немаловажная особенность самовосприятия индивида в толпе — это ощущение собственной анонимности.
Затерявшись в «безликой массе», поступая «как все», человек перестает отвечать за собственные поступки. Отсюда и та жестокость, которая обычно сопровождает действия агрессивной толпы. Участник толпы оказывается в ней как бы безымянным. Это создает ложное ощущение независимости от организационных связей, которыми человек, где бы он ни находился, включен в трудовой коллектив, семью и другие социальные общности. В толпе индивид отдает себя во власть таким инстинктам, которым никогда, будучи в иных ситуациях, не дает волю. Этому способствует анонимность и безответственность индивида в толпе. У него уменьшается способность к рациональной переработке воспринимаемой информации. Способность к наблюдению и критике, существующая у изолированных индивидов, полностью исчезает в толпе. В толпе исчезает, растворяется сознательная личность. Преобладание личности бессознательной, одинаковое направление чувств и идей, определяемое внушением, и стремление превратить немедленно в действие внушенные идеи характерно для индивида в толпе.
Состояние единения ассоциации. В толпе индивид чувствует силу человеческой ассоциации, которая влияет на него своим присутствием. Воздействие этой силы выражается либо в поддержке и усилении, либо в сдерживании и подавлении индивидуального поведения человека. Известно, что люди в толпе, ощущая психическое давление присутствующих, могут сделать или, напротив, не сделать то, чего они никогда бы не сделали или, напротив, что непременно сделали бы при иных обстоятельствах. Например, человек не может оказать, без ущерба для собственной безопасности, помощь жертве при враждебном отношении к этой жертве самой толпы. Лебон отмечает самый поразительный факт, наблюдающийся в толпе: каковы бы ни были индивиды, составляющие ее, их образ жизни, занятия, характеры, ум, одного их превращения в толпу достаточно для того, чтобы у них образовался род коллективной души, заставляющей их чувствовать, думать и действовать совершенно иначе, чем чувствовал, думал и действовал каждый из них в отдельности. Существу ют такие идеи и чувства, которые возникают и превращаются в действия лишь у индивидов, составляющих толпу. Одухотворенная толпа представляет временный организм, слившийся из разнородных элементов, на одно мгновение соединившихся вместе. Состояние гипнотического транса. Индивид, пробыв некоторое время среди действующей толпы, впадает в такое состояние, которое напоминает состояние загипнотизированного субъекта.
Он не размышляет, он действует. Готовность к радикальным действиям привлекает к нему последователей. Выделяют две разновидности лидеров: стихийные — энергичные и активные, но их активность проявляется время от времени. Неотъемлемое качество лидера — обаяние Способность восхищать, привлекать и завоевывать внимание некоторым людям дана от рождения, другие получают ее благодаря личным заслугам. Харизматичность человека помогает ему транслировать любые социальные сообщения: от призыва к миру и любви до необходимости срочно начать военное наступление Прирожденный лидер интуитивно догадывается, как воздействовать на людей, чтобы получить нужную реакцию. Он изучает настроения в обществе, интересы и желания, чтобы сыграть на этом. Подстроившись под желания толпы, он постепенно перепрограммирует ее, продвигая свои идеи. Выступая перед толпой, лидер погружается в состояние, близкое к экстазу.
Он использует сильные речевые обороты, намерено гипербализирует, использует сильные выражения. Его задача — добиться от толпы состояния полного подчинения. Для этого лидер многократно повторяет лозунги, пока они не станут для людей непреложной истиной. Все влиятельные политики используют этот прием для воздействия на потенциальный электорат. Понятие толпы в психологии Психология дает следующее определение понятию: «толпа» — это неорганизованное, бесструктурное скопление людей, которых объединяют один объект внимания и одни чувства по отношению к нему. Отличительной особенностью такого скопления является отсутствие или потеря четкой, осознанной общей цели. Классическая толпа в социальной психологии — скопление людей во время военных учений, стихийных бедствий, акций протеста, зрелищ массового характера или транспортных перипетий. Каждый из нас хоть раз в жизни наблюдал за поведением толпы или был ее участником.
И в первом, и во втором случае не заметить «эффект толпы» невозможно. Он заключается в том, что люди, попавшие в нее, «заражаются» общим настроением и поведенческими реакциями. Часто даже в ущерб своим желаниям и принципам. Человек буквально вливается в толпу, становясь с ней единым целым. В зависимости от царящих внутри нее настроений, она может быть очень непредсказуемой и опасной в плане разрушений и травматизации. Поэтому контролировать такие скопления людей очень сложно. Природа образования толпы позволяет определить ее состав, в который входят: Зачинщики ядро толпы — люди, в задачу которых входит сформировать толпу, правильно настроить и использовать в определенных целях. Участники толпы — люди, которые влились в нее и активно участвуют в ее действиях.
При этом попасть под влияние большого скопления людей могут как внушаемые люди и люди с обостренным чувством справедливости сочувствия , так и простые обыватели или праздно шатающиеся. Последние особо активного участия в движениях толпы не проявляют, но при этом способствуют массовости. Наиболее опасными являются люди, которых привлекает толпа только из возможности выплеснуть свою агрессию и негативную энергию. Поэтому поначалу имел весьма ограниченное определение плохо организованных выступлений пролетариата против эксплуататоров. Классификация Психология масс подразумевает наличие множества видов толпы. Они формируются на базе разных признаков и общих характеристик. По признаку управляемости выделяют следующие типы толп. Лидер или инициатор объединения отсутствует.
Толпа формируется случайным образом. Обычно местом столпотворения являются общественные места. Изначально может сформироваться стихийно. Главное отличие от предыдущего вида — появление лидера. Эта личность мотивирует людей действовать согласно интересам толпы, которые он выражает. В такой толпе лидер есть с самого начала. Он назначает место и время встречи. Таких людей объединяет конкретная идея.
Часто это массовые мероприятия концерты, многотысячные живые семинары, вебинары и т. Если основой классификации является степень активности и возбуждения людей, то выделяют 3 типа сборищ: активное, пассивное, демонстрирующее. Активная толпа часто является агрессивной. Люди в ней склонны к насилию, жестокости. Осуществляются разрушительные, приносящие вред другим действия. Часто это группы грабителей, убийц, мародёров, маньяков.
Слайд 20 Инновация нововведение выражается в приятии целей группы, но неприятии средств их достижения. Слайд 21 Ритуализм от слова «ритуал» выражается в неприятии целей, но приятии средств достижения этих целей. Слайд 22 Ретритизм уход проявляется в полном отрицании ценностей, целей и средств, принятых в данном обществе. При этом индивид стремится обособиться от общества, уйти в себя.
Курс лекций по социологии. Массовое социальное поведение, его субъекты и разновидности
это группа людей, осуществляющая активные действия в отношении конкретного объекта. Она подразделяется на агрессивную, спасающуюся, стяжательскую и экстатическую. Среди подвидов действующей толпы можно выделить и стяжательскую толпу, представляющую собой скопление людей, находящихся в непосредственном и неупорядоченном конфликте между собой из-за обладания теми или иными ценностями. Слайд 11Действующая толпа Действующая толпа – группа людей, осуществляющая активные действия в отношении. конкретного объекта. Действующая толпа подразделяется на: Агрессивную Спасающуюся Стяжательскую Экстатическую. Действующая толпа подразделяется на типы: 3. Действующая толпа подразделяется на агрессивную, спасающуюся, стяжательскую и экспрессивную. Действующая толпа. Формируется так же, как и конвенциальная; осуществляет действия относительно конкретного объекта.
Презентация, доклад по обществознанию Социальное поведение
Действующая толпа подразделяется на спасающуюся. — Действующая толпа подразделяется на: просмотровую; протестующую; стяжательскую; демонстрационную. — Разновидностями социального поведения являются: индивидуальное; коллективное поведение; групповое. 4) действующая, которая подразделяется на агрессивную, паническую (спасающуюся), стяжательскую, экстатическую (действующую в состоянии экстаза), повстанческую — возмущающуюся действиями властей. 5. Действующая толпа. Формируется — как и конвенциальная; осуществляет действия относительно конкретного объекта. Также активными считают спасающиеся толпы, которые легко превращаются в стяжательные и панические.
Психология толпы, виды толп. как управлять толпой
Социальные движения могут быть нескольких видов политические. Разновидности социального поведения. Разновидности социального поведения социального. Структура социального поведения личности. Элементы соц поведения. Структура компоненты социального поведения. Формы общественного поведения. Уровни и формы социального поведения. Организованная форма социального поведения. Понятие социального поведения.
Формирование группового поведения в организации. Примеры группового поведения. Групповое поведение в организации. Типы поведения человека психология. Какие бывают типы поведения. Виды психологического поведения. Тип действия и Тип поведения. Виды толпы. Виды толп классификация.
Виды толпы в психологии. Понятие и виды толпы. Виды толпы в социальной психологии. Охарактеризуйте различные виды толпы.. Виды толпы схема. Виды поведения в психологии. Виды поведения человека. Концепции девиантного поведения таблица. Теории девиантного поведения кратко.
Психологические теории девиантного поведения. Теории девиантного поведения современного. Причины девиантного поведения схема. Профилактика девиантного поведения подростков. Виды и формы социального поведения. Действующая толпа подразделяется на. Случайная экспрессивная действующая толпа. Случайны вид толпы. Действующая толпа подразделяется на спасающуюся стяжательскую.
Схему классификации мотивов правомерного поведения. Классификация правомерного поведения. Виды правомерного поведения схема. Признаки правомерного поведения схема. Схема механизма индивидуального преступного поведения. Схема внутреннего строения механизма преступного поведения. Элементы механизма преступного поведения. Этапы механизма преступного поведения. Социальные регуляторы поведения человека в обществе.
Социальные регуляторы поведения личности и социальный контроль. Механизмы социального поведения личности.
Фрейд утверждал , что отклоняющееся поведение связано с врождённой, присущей человеку агрессивностью, не снятой в процессе социализации и проявляющейся не только в подсознании, но и в реальности. Причины девиантного поведения преступников часто нужно искать в детстве. Слайд 31 Социологическая теория Э.
Дюркгейма Французский учёный Э. Дюркгейм был первым из учёных , кто сделал вывод, что отклоняющееся поведение зависит от социальных условий. Во времена кризисов,бурных потрясений в обществе рушатся социальные нормы,люди теряют ориентацию.
Праздничные шествия во время больших событий, похоронные и иные процессии носят характер экспрессивной общности. Особое внимание органы внутренних дел уделяют экспрессивной толпе при похоронах людей, погибших в результате аварий, катастроф и т. Конвенциональная толпа образуется, например, во время спортивных состязаний.
Болельщики на стадионе неистовствуют так, как никогда не ведут себя в других ситуациях. Это обстоятельство является далеко не безобидной вещью. Действующая толпа распадается на спасающуюся, стяжательную и так называемую агрессивную. Спасающаяся толпа — это толпа, находящаяся в состоянии паники реакции массового страха при мнимой или реальной угрозе при стихийных бедствиях, пожарах, авариях, эпидемиях и террористических актах в местах массового скопления людей. Паника может возникать в организованных и неорганизованных группах. Паникер — это слабая личность, у которой усиленно работает фантазия, но снижена способность разумного суждения в экстремальных ситуациях.
Паника делится на массовую и индивидуальную. В обоих случаях общим является страх и ужас, лишающий индивидов возможности действовать осознанно и последовательно. Паника является отражением реальных или мнимых угроз. Поводы к возникновению паники бывают разнообразными и далеко не всегда предсказуемы.
Ломброзо утверждал ,что отклоняющееся поведение связано с вырождением личности, которая с рождения наделена преступными наклонностями.
Прирождённый преступник имеет специфические анатомо-физиологические признаки. Ломброзо Слайд 30 Теория психоанализа З. Фрейда Австрийский психиатр З. Фрейд утверждал , что отклоняющееся поведение связано с врождённой, присущей человеку агрессивностью, не снятой в процессе социализации и проявляющейся не только в подсознании, но и в реальности. Причины девиантного поведения преступников часто нужно искать в детстве.