Библиотека-филиал №3 МБУК «ЦБС г. Рязани» предлагает вашему вниманию виртуальную выставку «Достоевский и мир великих романов», рассказывающую о пяти великих произведениях писателя – романах «Преступление и наказание», «Идиот», «Бесы». Пятикнижие Достоевского — это неофициальное название цикла из пяти великих романов русского писателя и философа Ф.М. Достоевского, написанных в период с 1866 по 1880 годы. "Великое пятикнижие" Достоевского. В Сибири Достоевский написал повести Дядюшкин сон" и "Село Степанчиково и его обитатели".
Виртуальная книжная выставка «Великое пятикнижие» Ф.М. Достоевского
Пятикнижие. Период с 1866 по 1881 год стал пиковым в творчестве Достоевского — именно в это время он написал пять своих самых значимых романов, которые исследователи прозвали Пятикнижием, и окончательно вошёл в число великих русских писателей. Поэтому сегодня мы решили ограничиться бережно отобранными и наиболее ценными, на наш взгляд, мыслями автора и его героев из так называемого «великого пятикнижия» Достоевского: романов «Преступление и наказание», «Идиот», «Бесы». Пятикнижие. Период с 1866 по 1881 год стал пиковым в творчестве Достоевского — именно в это время он написал пять своих самых значимых романов, которые исследователи прозвали Пятикнижием, и окончательно вошёл в число великих русских писателей. «Великое пятикнижие» — это неофициальный цикл, в который исследователи творчества писателя объединяют пять самых значительных, «больших» произведений Фёдора Михайловича Достоевского, написанных в 1860 – 70-е годы. «Великое пятикнижие» Ф.М. Достоевского. Великое пятикнижие – такое название дано неофициальному циклу из пяти самых масштабных романов русского классика Фёдора Михайловича Достоевского.
Прочитаем классику вместе
На его страницах роман и выходил на протяжении 1875 года. Главному герою романа — Аркадию Долгорукому — девятнадцать лет. Автор называет его Подростком. Именно так воспринимают его и все действующие лица. В черновиках к роману Аркадий произносит: «Все считают меня подростком». Он искренне возражает против этого: «Какой я подросток! Разве растут в девятнадцать лет?
Незаконнорождённый Аркадий оказывается в обстоятельствах, которые делают проблему жизненного выбора неизбежной и полной возможностей. Возможности — в его юности, незавершённости процесса становления, а неизбежность — в том состоянии уже начавшегося распада его личности, морального и психического, который отмечает критическая сторона сознания самого героя. Неизбежность и в авторской предрешённости. Девятнадцатилетний возраст Аркадия в период описываемых им событий подчёркивается Достоевским уже в первых набросках к роману. Существенно при этом, что, соотнося понятие «подросток» с девятнадцатью годами героя, автор отмечает несоответствие между его возрастом и традиционным толкованием возрастных границ этого определения. Обосновывая для себя право называть героя «подростком», Достоевский продолжает: «В самом деле, растут ли после 19 лет?
Характерно и следующее замечание Достоевского: «То, что его так запросто выписали, выслав ему деньги из Москвы, тётки, объясняется его 19-ю годами: и церемониться нечего, и разговаривать не стоит». Замысел романа оформлялся в период редакторской работы писателя в журнале «Гражданин» и был связан как с опубликованными там публицистическими выступлениями, предшествующими неосуществлёнными планами, так и с некоторыми ранними произведениями «Двойник», «Маленький герой», «Записки из подполья» и зрелыми романами «Идиот», «Бесы». Наряду с многими протагонистами романов «великого пятикнижия» главный герой «Подростка» — носитель идеи. На этом основании «Преступление и наказание», «Идиота», «Бесов», «Подростка» и «Братьев Карамазовых» литературоведы называют идеологическими романами термин впервые употребил Б. При этом главным в произведении Достоевский считал не проверку «идеи» Долгорукого на прочность, а поиск им идеала. Наряду с темой «отцов и детей», отражённой в «Бесах», на первый план выходит тема воспитания подростка, поэтому литературоведы причисляют произведение к жанру романа воспитания.
В конце «Записок» своего рода покаянной исповеди герой пишет о неузнаваемом изменении «идеи Ротшильда»: «... Роман «Братья Карамазовы» 1879-1880 гг. Это заключительный роман «великого пятикнижия» Фёдора Михайловича Достоевского. В итоговом произведении по-новому повторились многие мотивы, сюжеты, образы его предыдущих сочинений. К созданию «Братьев Карамазовых» писатель, по сути, шёл всю жизнь. Здесь поставлены коренные проблемы человеческого бытия: вопрос о смысле жизни каждого человека и обобщённой истории человечества, вопрос о нравственных основах и духовных опорах существования людей.
Эта книга созревала на национальной ниве, складывалась на почве общих исканий философско-религиозной и художественно-гуманистической мысли и знаменует новый этап в её развитии: стремление сблизить, свести воедино науку и религию, философию и сердечную веру. Это стремление отчётливо проявилось в те же годы в деятельности Владимира Соловьёва, в его «Чтениях о Богочеловеке», послуживших одним из стимулов к работе Достоевского над его последним романом. Вместе с тем «Братья Карамазовы» опираются на длительную европейскую литературную традицию в осмыслении названных вопросов, вступают в диалог с произведениями Шекспира, Гёте, Шиллера, Гюго, включены в широчайший культурный контекст эпохи. В личной творческой лаборатории писателя истоки романа восходят к его масштабным замыслам — «Атеизм» 1868-1869 гг. Весной 1878 года окончательно оформляется проект в двух-трёх томах о нравственных мытарствах Алексея Фёдоровича Карамазова и его братьев. Один из них, Иван — тип Атеиста, а сам герой — монастырский послушник, уходящий в мир.
Позиции братьев Карамазовых предельно обобщены: в их судьбах представлена судьба всей современной интеллигенции, будущее человечества поставлено в зависимость от нравственно-этического развития личности. По одному из планов, «один брат — атеист. Другой — весь фанатик. Третий — будущее поколение, живая сила, новые люди». В романе представлены три поколения: отцы, взрослые дети и будущие «бродящие силы» — мальчики-гимназисты. Однако целью писателя было дать не исторический роман, а картины и лица текущей жизни.
Достоевский обратился к недавнему прошлому, к событиям тринадцатилетней давности, которые должны были стать введением к современной деятельности Алексея Карамазова.
Роман «Подросток» 1875 г. Подросток 1875 г.
Достоевского — роман-исповедь, роман воспитания, в нем подробно рассказывается о становлении характера и жизненной позиции молодого человека 19 лет, уже не совсем подростка, но и не взрослого. Он незаконнорожденный сын помещика Версилова и жены дворового человека. Происхождение накладывает отпечаток на всю его жизнь, он постоянно ощущает двусмысленность своего положения.
Мучимый различными переживаниями: противоречивыми чувствами к отцу, желанием разбогатеть и ощутить себя могущественным, стремлением отгородиться от людей и, напротив, жаждой вернуться в самую гущу жизни, жаждой взаимной любви, — Аркадий оказывается в чудовищном переплете событий романа. Так он взрослеет и постигает жизнь.
Преамбула Как и во всяком мышлении, надо сначала отбросить мусорные «самоочевидности», которые всегда складываются вокруг больших вещей а тексты Достоевского — очень «большая вещь».
Не было никакого «перелома» в мировоззрении Достоевского после каторги.
Условия использования информации. Вся информация, размещенная на данном портале, предназначена только для использования в личных целях и не подлежит дальнейшему воспроизведению.
Что такое Великое пятикнижие Достоевского
И, несмотря на всю жуть, безысходность, и мрак, в которые погружены герои Достоевского, чувствуется, что есть вера в человека, есть завтра.
Первую литературную славу ему принес его роман «Бедные люди». С рукописью студента ознакомились Н. Некрасов и В. Через много лет Достоевский вспоминал слова Белинского в «Дневнике писателя»: «Это была самая восхитительная минута во всей моей жизни».
В училище же Достоевский знакомится с М. Петрашевским и начинает посещать устраиваемые им «пятницы», где обсуждались вопросы о свободе книгопечатания, перемене судопроизводства и освобождении крестьян. В этом самом кружке Достоевский несколько раз читал запрещенное «Письмо Белинского Гоголю», вскоре после чего, 23 апреля 1849 года писатель в числе многих петрашевцев был арестован и провел 8 месяцев в заключении в Петропавловской крепости. Хотя Достоевский отрицал предъявленные ему обвинения, суд признал его «одним из важнейших преступников».
Здесь же был раскрыт и интригующий прием Достоевского: он «зашифровал» свой словесный портрет в описании главных героев своих романов самый яркий пример-роман «Преступление и наказание». К мероприятию был подготовлен библиографический обзор выставки - размышления « ДостоВерно о Достоевском», где были представлены цитаты и отрывки из произведений Фёдора Михайловича, раскрывающие его личностные качества. Завершили мероприятие игровые задания по произведениям Фёдора Михайловича.
Помимо интересной структуры, аллюзий, метафор, ощущается, что произведения живые, происходит «полное погружение». И несмотря на всю жуть, безысходность и мрак, в которые погружены герои Достоевского, чуствуется, что есть вера в человека, есть завтра.
Читаем Достоевского в ХХI веке
Не было никакого «перелома» в мировоззрении Достоевского после каторги. Он еще до каторги отказался от атеистического социализма, как от «муравьиного начала», то есть отказался от атеистического социализма во имя персонализма и свободы.
Купили 50 раз О товаре Романы Достоевского Михаил Бахтин называл «полифоническими романами» — очень точно и красиво; мы слышим не только героев «положительных», мы узнаём каждого из них. Каждый из романов имеет множество тем: вера и неверие; заблудшее, страдающее сердце человека, его глубинная сущность, проблема мудрости русского народа, проблема раскаяния, проблема положительно прекрасного человека, восстановление погибшего человека, обретение потерянной веры и т.
В этот период жизни Аркадий помногу общается со своим отцом Андреем Петровичем Версиловым — персонажем не сугубо отрицательным, но противоречивым. В мировоззрении подростка закрепляется категория «живой жизни», которая во многом противостоит отвлечённой, догматичной «идее», но в то же время дополняет её. Достоевского, который автор писал два года. Его писатель задумывал как первую часть эпической «Истории великого грешника». Как отмечает литературовед К. Мочульский, «Братья Карамазовы» — вершина всего предшествующего творчества писателя и синтез всего пережитого, передуманного и созданного». В произведении мы можем встретить все типажи героев, встречающиеся в предыдущих романах «пятикнижия».
Семейство Карамазовых состоит из Фёдора Павловича Карамазова, сладострастного отца, неоднократно изменявшего уже умершей жене; его сыновей: Дмитрия, отставного военного двадцати восьми лет, конфликтующего с отцом из-за Аграфены Светловой; Ивана, 23-летнего образованного молодого человека, пытающегося найти ответ на «вечные вопросы» и порой говорящего афоризмами; Алексея, 20-летнего послушника в монастыре на момент начала романа , очень доброго человека, не сомневающегося в искупительной жертве Бога. Главным событием романа становится убийство Фёдора Павловича Карамазова четвёртым, незаконнорожденным сыном Павлом Смердяковым, прислуживающем при доме. В следующих за тем разбирательствах главным становится не поиск виновного, а нравственные характеристики и мотивации поведения героев. Не выдерживающий угрызений совести Павел Смердяков вешается, хотя в глазах общества, склоняющегося к фигуре Дмитрия Карамазова, он не считался виновным. Присяжные заседатели признают полностью виновным в убийстве отца Дмитрия Карамазова и приговаривают его к двадцати годам каторги. Сюжет произведения служит иллюстрацией философских убеждений героев и их психологического состояния. Вопрос, кто виновен в убийстве Фёдора Павловича Карамазова, не получает правдивого ответа. Но каждый из героев в силу внутреннего закона совести обретает к концу романа соответствующие внешние обстоятельства. Сладострастие, чрезмерная «жажда жизни» Фёдора Павловича Карамазова оказывается несовместимой с существованием. Три брата, Иван, Алексей и Дмитрий каждый по-своему «заняты разрешением вопросов о первопричинах и конечных целях бытия».
Мысль Ивана часто подытоживается афоризмом «Если Бога нет, то всё дозволено», хотя именно в таком виде она отсутствует в романе. К концу романа автор приводит героя к состоянию психического расстройства, оставляя противоположные идеи в состоянии борьбы. Алеша «убеждён в существовании Бога и бессмертии души» и решает для себя «Хочу жить для бессмертия, а половинного компромисса не приемлю». В конце романа Алёша — единственный остающийся живым, свободным и здоровым член семейства Карамазова. По замыслу автора, он один находится в ладу с собственной совестью. Старший брат Дмитрий, хотя верит в Бога, не чужд сомнений: «А меня Бог мучит. Одно только это и мучит. А что как Его нет? Что, если прав Ракитин, что эта идея искусственная в человечестве? Тогда, если Его нет, то человек шеф земли, мироздания.
Только как он будет добродетелен без Бога-то? Я все про это».
Научно-образовательный портал «Большая российская энциклопедия» Создан при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. Все права защищены.
Из инженеров в литераторы
- Великое пятикнижие Ф. М. Достоевского (комплект из 5 книг)
- Прочитаем классику вместе » Абинская межпоселенческая библиотека
- Прочитаем классику вместе » Абинская межпоселенческая библиотека
- «Великое пятикнижие» Ф.М. Достоевского.
Топ-5 произведений Ф.М. Достоевского
ВЕЛИКОЕ ПЯТИКНИЖИЕ. Философия в литературе. Достоевский Федор Михайлович: Великое пятикнижие Ф. М. Достоевского (набор из 5 книг: "Преступление и наказание", “Братья Карамазовы”, “Идиот”, “Подросток”, "Бесы"). 2020 в 12:00 Новости. Темы в пятикнижии Достоевского Пятикнижие Достоевского, включающее романы «Преступление и наказание», «Идиот», «Бесы», «Братья Карамазовы» и «Записки из подполья», затрагивает множество основных тем, которые являются характерными для его произведений. Месяц назад Тамилла Борисовна обратилась к творчеству Ф. М. Достоевского — «Великое пятикнижие Достоевского» — так изначально была обозначена тема нескольких «Литературных встреч». Подавляющее большинство героев «великого пятикнижия» Достоевского невозможно назвать «положительными». Проникнитесь словами одного из героев писателя: «Тут дьявол с Богом борется, а поле битвы – сердца людей» («Братья Карамазовы») ; «Человек есть тайна.
Великое пятикнижие Ф. М. Достоевского (комплект из 5 книг)
В этом году при поддержке фонда «Русский мир» 27 ноября в Русском центре в Тирасполе прошла республиканская научно-практическая конференция «Великое пятикнижие» (в него входят романы «Преступление и наказание», «Братья Карамазовы», «Идиот». Философская составляющая в пятикнижии достоевского Пятикнижие Достоевского — это пять великих романов, написанных русским писателем Федором Достоевским. Все произведения Великого пятикнижия Достоевского являются самобытными и великими, и каждое из них предлагает особую перспективу на жизнь и человеческую природу. Что такое великое Пятикнижие Достоевского?
Поиск по сайту
- Портал правительства Москвы
- Великое пятикнижие Достоевского
- Книга 1 – “Преступление и наказание” (1866)
- Федор Достоевский: Великое пятикнижие Ф. М. Достоевского. Комплект из 5-ти книг
- Поиск по сайту
- Читаем Достоевского в ХХI веке
134 года со дня смерти Достоевского: каторга, «великое пятикнижие» и посмертный портрет
Каждый из романов имеет множество тем: вера и неверие; заблудшее, страдающее сердце человека, его глубинная сущность, проблема мудрости русского народа, проблема раскаяния, проблема положительно прекрасного человека, восстановление погибшего человека, обретение потерянной веры и т. Помимо интересной структуры, аллюзий, метафор, ощущается, что произведения живые, происходит "полное погружение".
Это книга-впечатление о жизни во дворце, о суровых законах гарема, о культуре и обычаях Сиама. В 1870 году Анна опубликовала свои воспоминания о загадочной азиатской стране, в которой правят два короля, поклоняются белому слону и кремируют царственных покойников через год после их смерти. Сказания о Сиаме поразили современников, и книга тут же стала бестселлером. В XX веке по мотивам автобиографии Анны поставили бродвейский мюзикл «Король и я» и сняли несколько одноименных фильмов.
Молчать хорошо, безопасно и красиво.
Кадр из фильма «Преступление и наказание», 1969 год Другой никогда не может узнать, до какой степени я страдаю, потому что он другой, а не я. Влюбиться не значит любить. Влюбиться можно и ненавидя. В каждом несчастии ближнего есть всегда нечто веселящее посторонний глаз. Идеалист, стукнувшись лбом об действительность, всегда, прежде других, наклонен предположить всякую мерзость. Ведь так всегда бывает, что вот если сначала человек не понравится, то уж это почти признак, что он непременно понравится потом.
Любить людей так, как они есть, невозможно. Кадр из фильма «Подросток», 1983 год Нет ничего в мире труднее прямодушия, и нет ничего легче лести. Безрассудное упрямство — это блажь, присоединившаяся к глупости и являющаяся её продолжением. Нет, на родине лучше: тут, по крайней мере, во всём других винишь, а себя оправдываешь. В большинстве случаев люди, даже злодеи, гораздо наивнее и простодушнее, чем мы вообще о них заключаем. Да и мы сами тоже.
Лицо его в моменты припадка ревности было отталкивающим, голос звучал визгливо и совершенно по-бабьи. Вслед за ней в Европу поехал и писатель, но нагонять любовницу не торопился: играл в рулетку. Она разорвала отношения письмом. Достоевский вернулся в Россию, к постели умирающей жены. Их переписка с Сусловой длилась еще много лет. Анна Корвин-Круковская В 1864 году в редакцию журнала "Эпоха" пришли две повести, переписанные женской рукой и подписанные именем Юрия Орбелова. Писатель оценил дарование неизвестного автора. Вскоре произошло знакомство Достоевского с юной девушкой, скрывавшейся за псевдонимом — это была Анна Корвин-Круковская.
Высокая, стройная, с длинными белокурыми волосами и лучистыми зелеными глазами девушка покорила писателя и едва не стала невестой. Достоевский ценил и поощрял ее талант, однако мировоззрения обоих были несовместимы: хотя Достоевский одно время и увлекался социалистическими идеями, к 1860-м годам он все больше тяготел к религии и консерватизму. Она — чрезвычайно умна, развита, литературно образована, и у нее прекрасное, доброе сердце. Это девушка высоких нравственных качеств; но ее убеждения диаметрально противоположны моим, и уступить их она не может, слишком уж она прямолинейна. Навряд ли поэтому наш брак мог быть счастливым". Со своей стороны, Анна говорила: "Ему нужна совсем не такая жена, как я. Его жена должна совсем посвятить себя ему, всю свою жизнь ему отдать, только о нем думать. А я этого не могу, я сама хочу жить!
Детской любовью в Достоевского влюбилась и младшая сестра Анны — Соня, которая спустя несколько десятилетий стала известна всему миру как выдающийся математик Софья Ковалевская. А в романе "Идиот" появились сестры Епанчины. Анна Сниткина В 1866 году писатель, испытывавший тяжелую нужду, был вынужден заключить договор с издателем Федором Стелловским, по которому он продал Стелловскому право на издание полного собрания сочинений в четырех томах и обязался написать для него новый роман объемом 12 печатных листов к 1 ноября 1866 года. Он обратился за помощью к знакомому профессору Павлу Ольхину, и тот порекомендовал ему свою лучшую ученицу, 20-летнюю Анну Сниткину. И сделал девушке предложение. А мне она все более и более нравилась. Так как со смерти брата мне ужасно скучно и тяжело жить, то я предложил ей за меня выйти. Она согласилась, и вот мы обвенчаны.
Разница в летах ужасная 20 и 44 , но я все более убеждаюсь, что она будет счастлива", — писал Достоевский в одном из писем. Они поженились в 1867 году, Анна стала верной помощницей и соратницей Достоевского и родила ему четверых детей. Благодаря Анне писателю удалось избавиться от пристрастия к рулетке, она взяла на себя руководство финансами семьи, заботилась о быте. Супруги прожили в любви и согласии 14 лет. Переписку они вели чуть ли не с первых дней знакомства. В письме от 29 декабря 1866 года Федор Михайлович писал Анне Григорьевне: Как-то ты проводила вчерашний день? Думал тебя во сне увидеть — не видал. Загадал о тебе на книге, то есть развернуть книгу и прочесть первую строку на правой странице; вышло очень знаменательно и кстати.
Великое пятикнижие Ф. М. Достоевского, комплект из 5 книг
Романы «Великого Пятикнижия» Достоевского – это целый мир восторженной душевности, интеллектуального ума, просветленности и отчаяния. Произведения великого русского писателя посвящены вечным вопросам мироздания, и их значимость сохраняется и сегодня. Романы Ф. М. Достоевского и Пятикнижие Моисея: «Преступление и наказание». * 1. Принятое обозначение больших романов Достоевского как «пятикни-жия», устанавливающее их сообразность составу Торы, имеет сугубо фор-мальный характер. Пятикнижие Федора Достоевского Великое пятикнижие – такое название дано неофициальному циклу из пяти самых масштабных романов русского классика Федора Михайловича Достоевского.
Прочитаем классику вместе
Достоевский 1821—1861 Он — наш, всеми своими думами, всеми страданиями… Достоевский в некоторые минуты ближе нам, чем те, с кем мы живем и кого любим, — ближе, чем родные и друзья. Он — товарищ в болезни, сообщник не только в добре, но и во зле, а ничто так не сближает людей, как общие недостатки. Он знает самые сокровенные наши мысли, самые преступные желания нашего сердца. Нередко, когда читаешь его, чувствуешь страх от его всезнания, от этого глубокого проникновения в чужую совесть.
По иронии судьбы, именно сюда и вернулся его главный герой. Зарисовки сюжетных линий были разбросаны по отдельным рассказам и черновикам, которые Достоевский впоследствие соединил. Первые главы будущего шедевра были написаны в Висбадене. Писатель проиграл залог от издательства в карты, потому работал голодный, холодный, освещая путь своему Раскольникову огарком свечи. Роман по-прежнему является объектом исследования многих ученых, ведь это кладезь идей и смыслов. Родион Романович Раскольников — обыкновенный питерский студент, вернее, бывший студент.
Из-за крайней нужды ему пришлось бросить образование. Он снимает грязную, тесную каморку под самой крышей, постоянно голодает и не видит ничего, кроме желтых стен своего ненавистного пристанища. Невероятная скряга, она брала вещи за бесценок и ставила на них неподъемные проценты, чем и зарабатывала на свое сытое житье. Раскольников прекрасно понимал, что Дуня Лужина не любит и что это жертва для спасения семьи, в частности, его самого. Раскольников убивает процентщицу топором, но внезапно появившаяся сестра Алены Ивановны, робкая Лизавета, рушит его планы.
Подавляющее большинство героев «великого пятикнижия» Достоевского невозможно назвать «положительными». Проникнитесь словами одного из героев писателя: «Тут дьявол с Богом борется, а поле битвы — сердца людей» «Братья Карамазовы» ; «Человек есть тайна. Её надо разгадать, и ежели будешь разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время, я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком» из письма Михаилу Достоевскому. В «тайне человека» находят своё место как ужасные, отвратительные, негативные качества, так и их противоположности: добродетели, идеалы, красота и, наконец, самая любовь. Проанализировав образ главного героя романа «Преступление и наказание» Родиона Романовича Раскольникова, мы обнаружим, что он разрабатывает дисгармоничную теорию «твари дрожащей» и «право имеющего», убивает в соответствии с ней двух людей и одновременно отдаёт последние деньги нищей семье, отговаривает сестру от замужества с нелюбимым человеком. Об этой двойственности натуры человека как нельзя лучше будет сказано в последнем романе из «великого пятикнижия» «Братья Карамазовы» устами Дмитрия Карамазова: «Перенести я притом не могу, что иной, высший даже сердцем человек и с умом высоким, начинает с идеала Мадонны, а кончает идеалом Содомским. Ещё страшнее кто уже с идеалом Содомским в душе не отрицает и идеала Мадонны, и горит от него сердце его, и воистину, воистину горит, как в юные беспорочные годы. Нет, широк человек, слишком даже широк, я бы сузил». В сюжет оконченного в 1869 году романа «Идиот» Ф. Достоевский ввёл именно такого предельно «суженного» героя, в котором осталось только положительное. В письме к Апполону Майкову от 31 декабря 1867 года писатель излагает: «Давно уже мучила меня одна мысль, но я боялся сделать из неё роман, потому что мысль слишком трудная и я к ней не приготовлен, хотя мысль вполне соблазнительная и я люблю её. Идея эта — изобразить вполне прекрасного человека. Труднее этого, по-моему, быть ничего не может, в наше время особенно». Он, русский дворянин, который четыре года лечился от эпилепсии в Швейцарии, а теперь возвращается в Россию. Чистый душой и помыслами, князь Мышкин необычайно притягивает к себе людей и сходится с ними. Все люди, с которыми он общается, оказываются связаны общей историей, разворачивающейся на страницах романа. Один лишь пересказ сюжета занял бы несколько часов, поэтому остановимся на основных линиях. Первым наиболее важным событием в путешествии князя по России оказывается знакомство с Настасьей Филипповной Барашковой, о которой он много слышал до этого. Настасья Филипповна, красивая женщина, прожившая некоторое время как содержанка старого миллионера Тоцкого, и потому имеющая в обществе репутацию «падшей». Женский магнетизм Настасьи Филипповны притягивает к ней купца-гуляку Парфёна Рогожина, очень страстно влюбленного и столь же ревнивого и озлобленного. Богатство Настасьи Филипповны создаёт в обществе молву о сватовстве Гани Иволгина, небедного чиновника среднего класса, но желающего разбогатеть ещё более. Всё более узнающий обо всех перипетиях вокруг Настасьи Филипповны князь Мышкин, бедный, но чистый сердцем, совершенно серьёзно предлагает ей выйти замуж за него. Хотя Настасья Филипповна признаёт в князе совершенно «особого» человека, она не торопится ответить ему согласием, много времени проводя со страстным купцом Парфёном Рогожиным. Удивительная открытость, честность, светлость князя притягивает к нему любых людей, с готовностью рассказывающих о всех своих самых «высоких» и «низких» проявлениях. Аглая Епанчина, молодая и чрезвычайно красивая девушка, дочь генерала Епанчина, заигрывает с князем. Поступки Аглаи в отношении князя говорят о её глубоком чувстве к его «духовной» личности и пренебрежении к чрезмерно упрощённой «социальной» личности. Поскольку жизнь Настасьи Филипповны проходит вне общественного внимания, то всё более реальной кажется женитьба на Аглае князя, к этому времени ставшему очень состоятельным. Последние и решающие события романа развиваются стремительно и по-античному «трагично». На вечере у Епанчиных князь «захлёбывался от прекрасного сердца».
Он посещал собрания радикального кружка петрашевцев, которые собирались создать нелегальную типографию и устроить в России политический переворот. Писатель был арестован, восемь месяцев провел в Петропавловской крепости, а после пережил страшный момент встречи со смертью. Его с группой молодых политических активистов должны были расстрелять. Казнь заменили каторгой, но приговоренным не сообщили об этом. Их вывели на плац, прочитали приговор и преломили шпагу над головой предварительный ритуал. Когда до смерти оставались секунды, казнь приостановили и огласили помилование. Один из товарищей Достоевского, Николай Григорьев, в результате сошел с ума. Вместо казни в 1849 году Достоевского сослали в Сибирь. Четыре года он провел на каторге в Омске. Потом служил рядовым в Семипалатинске. Амнистию писатель получил в 1857 году, а еще через два года ему разрешили уехать из Сибири. В общей сложности он провел в бесправном положении ссыльного десять лет. За это время Федор Михайлович радикально изменил свои взгляды — от революционных до консервативных и религиозных и даже объявил себя врагом буржуазного прогресса. Всю жизнь великий писатель страдал от эпилептических припадков и болезней легких. Он умер от туберкулеза и эмфиземы процесс разрушения легких в 1881 году в возрасте 59 лет. На его похороны пришло огромное число людей — процессия растянулась более чем на километр. Русская сила Еще при жизни произведения Федора Достоевского публиковались за границей. В 1879 году писателя пригласили на Международный литературный конгресс в Лондон и назвали «самым прославленным представителем современной литературы». После его смерти стали издавать переводы «великого пятикнижия». Влияние русского писателя оказалось огромным. В число его почитателей вошел великий немецкий философ Фридрих Ницше, открыто признававший, что Достоевский произвел на него неизгладимое впечатление. Альберт Эйнштейн считал Федора Достоевского ближайшим по духу человеком. В 1920 году он назвал роман «Братья Карамазовы» самой великой книгой из тех, которые попадали ему в руки.
Что такое "Великое пятикнижие" Достоевского?
Романы «Великого Пятикнижия» Достоевского – это целый мир восторженной душевности, интеллектуального ума, просветленности и отчаяния. Великое пятикнижие Ф. Достоевского: четыре интересных идеи Пятикнижие Ф. Эти произведения отражают глубокое философское и художественное видение писателя, которое оказало огромное влияние на мировую культуру. Великое пятикнижие – такое название дано неофициальному циклу из пяти самых масштабных романов русского классика Федора Михайловича Достоевского. Трейлеры и скриншоты. Описание книги Великое пятикнижие Ф. М. Достоевского (комплект из 5 книг).