Крещение, по словам Священного Писания, является символом погребения греховной жизни уверовавшего. Крещение Господне или Богоявление является одним из популярных и известных праздников в православии. О крещении в других городах и областях, подвластных Киеву, «Повесть временных лет» говорит так. Крещение Руси произошло 28 июля 988 года. Это событие связано с именем князя Владимира, которого церковь нарекла святым равноапостольным, народ прозвал Красным Солнышком, а историки считают великим.
Купите товары, связанные со статьёй
- Содержание
- Крещение. Что за праздник, как его праздновали раньше, как отмечают сейчас
- Суть праздника Крещения раскрыл священник с необычной биографией - МК
- Крещение Руси в 988 году и государство Русь
- Крещение Господне
19 января – Крещение Господне: что это за праздник. Почему люди крестятся и когда крестить детей
Но сложись обстоятельства иначе — вовлечение Руси в сферу влияния мусульманской культуры оставалось бы лишь делом времени. Возможность принятия Русью западного христианства была еще более реальной. В 960-е и 990-е годы Русь посещали миссионеры из Германии, а один из них — Адальберт был удостоен епископского сана. Древнерусские правители колебались между Римом и Константинополем, допуская, что связи с Западной Европой помогут избежать попадания в церковную зависимость от византийцев. Когда отношения Киева и Константинополя портились, на Руси давали понять, что могут принять крещение с Запада.
В Германии следили за древнерусской политикой, но воспользоваться своим шансом тем не менее не смогли. Около 988 года, когда князь Владимир делал свой выбор, причин предпочесть Запад Востоку у него оставалось не много. Русь зависела от Константинополя в своей торговле, ведшие там дела купцы переходили в православие под воздействием политики византийцев, предоставлявших преимущества только своим единоверцам. Временное трудоустройство в Византию регулировалось теми же условиями.
Из Руси на Балканы воины отправлялись наемниками. Возвращались они уже православными. Поэтому князю Владимиру приходилось учитывать то, что он уже окружен христианами восточного обряда. Православные служили еще в дружине его деда князя Игоря, а в Киеве несколько их поколений сформировали влиятельную общину.
И хотя отношения князя Владимира с Византией складывались непросто, принять крещение из далекого Рима могло показаться решением, не сулившим никаких выгод. Как сообщает об этом летописец, «мужи Владимира» посетили страны латинские, но никакой «красоты» в них не увидели. Это неудивительно: эпоха культурного преобладания Запада в конце X века еще не началась. Крещение в Крыму?
Рассказав о встрече Владимира с проповедниками разных религий, летописец поменял место действия: вместо того чтобы сделать выбор и креститься, Владимир, под его пером, отправился в поход на берег Крыма и крещение принял уже там.
И вот последними со своей миссией прибыли в Киев византийцы. Говорил с князем некий философ, поведавший ему о творении мира, о страшном суде, о муках Христовых.
Именно эта проповедь грека оказала неизгладимое впечатление на русского правителя. После этого он решает отправить своих посланников в те страны, откуда приходили проповедники, для ознакомления с их традициями и обрядами. Более всего Владимира потрясли рассказы послов, вернувшихся из греческой земли, которые живописали ему об увиденной красоте: «И не знали, на небе мы или на земле».
Князь Владимир и греческий философ. Радзивилловская летопись Многие историки связывают крещение Руси с желанием Владимира укрепить отношения с самым могущественным государством того времени — Византийской империей. Причем не просто укрепить — а сравняться в величии с этой страной.
И момент был выбран более чем подходящий. В это время Византия переживала не лучшие времена: в стране шла гражданская война, затеянная одним из высших военачальников Вардой Фокой, который объявил себя царем и готовил захват Константинополя. В этих сложных условиях император Василий II просит военной помощи у «царя русов» Владимира.
Князь согласился помочь императору, но взамен попросил отдать в жены его сестру, принцессу Анну. Такой союз был немыслимым: дикий, нечестивый варвар - и порфирородная царевна рожденная в Порфире — особом зале императорского дворца, где рождались дети правящего монарха. Подобный брак возносил киевского князя до самой высшей ступени в иерархии европейских правителей.
Однако это было невозможным, пока Владимир оставался язычником. Поэтому условились креститься. И прибыло в Константинополь войско Владимира, и разбили они вместе и византийцами Варду Фоку.
Князь выполнил обещание. Очередь теперь была за кесарем. Однако, вернувшись в Киев и прождав некоторое время, Владимир так и не получил ни обещанной невесты, ни церковников для крещения.
И тогда гордый князь решает силой взять то, что ему нужно. В 988 году он идет войною на Корсунь др. Херсонес — крупнейший византийский город в Крыму.
После 6 месяцев осады Корсунь взят русским войском, после чего император все-таки отправляет к берегам Корсуня царевну Анну и епископов. Считается, что именно в Корсуне князь лично принимает крещение. При этом, как гласит предание, незадолго до этого Владимир ослеп.
И только потом, когда он трижды окунулся в купель, его глазам открылся свет. И венчался князь с царицей, и полюбил ее, ибо любима она была Богом. И многие из дружины его, увидев это чудо, крестились.
Крещение Князя Владимира. Фреска В.
В числе сочувствовавших этому новому учению, оказался также и папа Григорий Великий Гильдебранд. Собор в 1059 году в Риме под председательством папы Николая П-го после многих бурных протестов и споров признал фантазию монаха Радберта Пасхазия новым догматом западной церкви. Одновременно догмат этот проник и в восточную церковь несмотря на то, что окончательное отделение Западной церкви от Восточной произошло за пять лет до спора в 1054 году. Чтобы положить конец спорам, папа Григорий VIII установил своеобразный пост для кардиналов, которым было поручено добиться по этому спорному вопросу непосредственных указаний от Бога. В 1160 году вопрос о догмате пресуществления был предложен на разрешение Парижского богословского факультета. К величайшему смущению кардиналов и папы, собравшаяся ученая коллегия отвергла догмат Пасхазия как лишенный всякого основания в учении Христа, и противоречащий здравому смыслу. Но и эти заключения ученой коллегии ни к чему не привели.
Волнения и споры не прекращались. Чтобы положить конец спорам и не допустить опасных разделений в церкви, Латеранский собор носящий в церковной истории название четвертого , торжественно объявил догмат пресуществления обязательным для всех христиан. С этого момента началась всем известная расправа с инакомыслящими. Папа Григорий IX учредил инквизиционный суд, представив его в заведование доминиканскому монашескому ордену. Упорствующих противников, как опасных еретиков, предавали светской власти для сожжения на кострах. Этой кровавой эпохе посвящены многие тома исторических изысканий. В наши дни человеку, знакомому со Св. Писанием и свободному от угроз инквизиции, приходится удивляться не тому, что запуганные рабы средневековья подчинились страшному учению Пасхазия, и не тому, что священнослужители под угрозой неизбежной смерти заставляли этих рабов признать человеческое измышление за откровение свыше, но тому, как это заблуждение могло сохраняться в церкви, и как миллионы наших культурных современников-христиан продолжают верить лжи Пасхазия и заблуждению средневековья. Как современные богословы и деятели ортодоксального христианства никогда еще не потрудились задать себе вопроса, во что они верят и почему?
Не странно ли? И странно и непонятно! Неужели так трудно определить что разумнее: принять ли на веру жалкое наследие вековых заблуждений, носящее печать долголетия, или же обратиться к доступному всем первоисточнику, к Слову Божию, и лично прийти к Истине. Говоря об историческом развитии этого догмата, не следует заключать, что данное заблуждение было церковью допущено благодаря неясности Св. Напротив, ни один христианский догмат не освещен Св. Писанием так ясно, как именно этот. Вспомните незабвенную сцену тайной вечери и всего того, что произошло в горнице, где была установлена Евхаристия. За время своего земного служения, Христос сотворил много чудес: Он исцелял больных, воскрешал мертвых, насыщал живых... Не может быть сомнения, что и там, в горнице, Христос мог совершить еще одно чудо.
Однако верующие настаивают, что это не так. Принято считать, что число и месяц события установлены. В отличие от Пасхи и той же Масленицы, торжество имеет закрепленную дату. В 2022 году Крещение Господне состоится 19 января. Традиционно праздник Богоявления пройдет в соответствии с древними обычаями и согласно священным традициям.
При этом купание в проруби на крещенские морозы в России — относительно молодой ритуал. По некоторым источникам само слово «крещение» происходит от не от слова «крест», но от «кресала», то есть огнива. Проще говоря, понятие «крещение» подразумевает под собой инициацию с помощью огня. С его помощью проводилась религиозная инициация в эпоху язычества, а также в контексте посвящения молодых людей в воинов. По некоторым историческим сведениям Иван Грозный заставлял воинов окунаться в ледяную воду, чтобы произвести впечатление на заморских гостей.
Обставлялось все так, что странники думали, будто русскому бойцу только в радость купаться в воде на холоде. Иван IV таким образом демонстрировал доблесть и храбрость подданных. Сегодня традиция окунаться в прорубь на Крещение подразумевает очищение от грехов. Однако далеко не все поддерживают этот ритуал. Среди священнослужителей часто встречаются те, кто считает, что купание в проруби — это лишь символ.
«Отправная точка нашей истории»: как Крещение способствовало объединению русских земель
Откуда пошла традиция купаться в крещенской проруби? | В этот день РПЦ вспоминает Крещение Спасителя от Иоанна в Иордане. |
Кто установил праздник Крещения Господня и кем написана первая праздничная икона? | Кто изобрел крещение? Католическая церковь считает крещение, которое она совершила Иоанн Креститель как непосредственный прообраз того, что он считает таинством. |
«И сошел Дух Святой в виде голубя». Во сколько лет, кем и где крещён Иисус | АиФ Ростов-на-Дону | Крещение Господне в 2024 году отметят 19 января: история и традиции. |
Что можно и чего нельзя делать на Крещение
Крещение – таинство вступления в Тело Христово – Церковь – реальное присутствие среди мира сего Царства Божия, в котором Бог обитает со Своим народом, и где все освещено сиянием Его славы. религия и мировоззрение. Главные мифы о крещении в интервью «» развеял религиовед и историк, публичный лектор Константин Михайлов.
Как принято отмечать праздник Крещения
- Кто «придумал» Церковь и как жили первые христиане | Братская епархия - официальный сайт
- История христианского крещения (Игорь Булышов) / Проза.ру
- Крещенские купания: верующие рассказали об объединяющей силе православных традиций // Новости НТВ
- 19 января – Крещение Господне: что это за праздник. Почему люди крестятся и когда крестить детей
- Крещение в самых распространенных христианских религиях
- Откуда все это появилось?
Кто «придумал» Церковь
в Крещенский сочельник и в сам праздник Крещения Господня (Богоявление) - совершается так называемое великое освящение воды - великая агиасма ("агиасма" по-гречески значит "святыня"). в Крещенский сочельник и в сам праздник Крещения Господня (Богоявление) - совершается так называемое великое освящение воды - великая агиасма ("агиасма" по-гречески значит "святыня"). Лица духовенства пошли на компромисс, придумав обряд купания на Крещение. Лица духовенства пошли на компромисс, придумав обряд купания на Крещение. Смотрите короткие видео на тему «кто придумал купаться в крещение» в TikTok.
Крещение Господне (Богоявление). Происхождение праздника
Главным тезисом отшельника было то, что человеку надобно творить больше добра и пребывать в гармонии с окружающим миром. Среди тех, кто пришел на покаяние к Иоанну Крестителю, был 13-летний Иисус Христос. Матвей пишет, что изначально Христос показался Иоанну тихим и малозаметным человеком. Все изменилось, когда настала очередь крестить его. Иисус принял крещение, но не исповедался. Вместо этого он начал молиться. Спустя миг с небес спустился белый голубь — символ кротости и чистоты, а в небе раздался голос. Он нарекал Иисуса своим сыном. Кроме того, его называют Богоявлением, потому что именно в этот день народ услышал глас Божий и увидел Сына Его — Мессию. Это явление получило название Богоявления или Святой Троицы. После этого Иисус ушел в пустыню на 40 дней.
Там он постился и готовился к тому, чтобы исполнить свою роль. Сегодня день, когда Иисус принял крещение, называется Крещением Господнем. Дата Крещения Господня в 2022 году Точная дата крещения Иисуса достоверно неизвестна. Однако верующие настаивают, что это не так.
Трапезничать же можно только под утро, когда совершено первое причащение крещенской водой. В день праздника многие верующие окунаются в прорубь.
Традиция крещенских купаний олицетворяет воспоминание о том, как Христос своим омовением освятил иорданские воды, и символизирует очищение от грехов. Между тем, как отметил в беседе с «Известиями» Николай Савченко, соблюдение такой традиции, как купание в проруби, вовсе не обязательно и, более того, может быть опасно. Прежде чем следовать ей, служитель церкви призвал соизмерять благочестивые намерения с состоянием своего здоровья. Обязательным в Крещение Церковь считает только посещение богослужения. Также важно участие верующих в освящении воды и в молитве. Крещение Господне — 2024: что можно и нельзя делать На праздник приходится окончание поста Крещенского сочельника, который длится с вечера 17 января до окончания молебна 19 января.
Православные посты в 2024 году — даты, правила и запреты В этот день нельзя ссориться, ругаться, допускать неблагочестивые мысли и отказывать в просьбе попить воды. Запрещено заниматься уборкой и стиркой.
Дата Крещения Господня в 2022 году Точная дата крещения Иисуса достоверно неизвестна. Однако верующие настаивают, что это не так. Принято считать, что число и месяц события установлены. В отличие от Пасхи и той же Масленицы, торжество имеет закрепленную дату. В 2022 году Крещение Господне состоится 19 января. Традиционно праздник Богоявления пройдет в соответствии с древними обычаями и согласно священным традициям. При этом купание в проруби на крещенские морозы в России — относительно молодой ритуал.
По некоторым источникам само слово «крещение» происходит от не от слова «крест», но от «кресала», то есть огнива. Проще говоря, понятие «крещение» подразумевает под собой инициацию с помощью огня. С его помощью проводилась религиозная инициация в эпоху язычества, а также в контексте посвящения молодых людей в воинов. По некоторым историческим сведениям Иван Грозный заставлял воинов окунаться в ледяную воду, чтобы произвести впечатление на заморских гостей. Обставлялось все так, что странники думали, будто русскому бойцу только в радость купаться в воде на холоде. Иван IV таким образом демонстрировал доблесть и храбрость подданных. Сегодня традиция окунаться в прорубь на Крещение подразумевает очищение от грехов. Однако далеко не все поддерживают этот ритуал.
Главным тезисом отшельника было то, что человеку надобно творить больше добра и пребывать в гармонии с окружающим миром. Среди тех, кто пришел на покаяние к Иоанну Крестителю, был 13-летний Иисус Христос.
Матвей пишет, что изначально Христос показался Иоанну тихим и малозаметным человеком. Все изменилось, когда настала очередь крестить его. Иисус принял крещение, но не исповедался. Вместо этого он начал молиться. Спустя миг с небес спустился белый голубь — символ кротости и чистоты, а в небе раздался голос. Он нарекал Иисуса своим сыном. Кроме того, его называют Богоявлением, потому что именно в этот день народ услышал глас Божий и увидел Сына Его — Мессию. Это явление получило название Богоявления или Святой Троицы. После этого Иисус ушел в пустыню на 40 дней. Там он постился и готовился к тому, чтобы исполнить свою роль.
Сегодня день, когда Иисус принял крещение, называется Крещением Господнем. Дата Крещения Господня в 2022 году Точная дата крещения Иисуса достоверно неизвестна. Однако верующие настаивают, что это не так.
Крещенские купания: верующие рассказали об объединяющей силе православных традиций
Крещение Господне завершает Рождественские святки и является двунадесятым не переходящим праздником. Событие крещения во Иордане Иисуса Христа от Иоанна Крестителя описано во всех четырех канонических Евангелиях и легло в основу двунадесятого церковного праздника. Летом 988 года произошло официальное Крещение Руси князем Владимиром Святославичем. В католицизме крещение сопровождается простым окроплением водой головы человека. «Крещение мечом» от тоже выдумал, как и целую Иоакимовскую летопись, из которой якобы ее взял.
КРЕЩЕНИЕ РУСИ
После этого наставления Иисус Христос вознесся на небо. Таинство святого крещения совершалось уже во времена апостольские. Из Священного Писания Нового Завета, изветно, что крещение совершали уже сами апостолы. Так, апостол Филипп совершал крещение о чем говорит книга Деяний апостольских , а апостол Павел говорит о себе, как осовершителе таинства крещения над несколькими семьями.
Какой была Церковь сразу после «рождения»? Церковь на начальном этапе своего существования внешне казалась скорее просто общиной друзей Иисуса, чем каким-то совершенно новым и уникальным религиозным явлением. По сути, только исповедание Иисуса распятого и воскресшего как Бога и Мессии было той отличительной чертой, которая выделяла тогдашних христиан среди множества внешне схожих религиозных ответвлений иудаизма. Более того, если внимательно читать первые главы книги Деяний, можно заметить, что иерусалимская община пока никак не отделяла себя от иудеев.
Апостолы продолжали в положенные часы совершать все полагавшиеся молитвы, сохраняли весь ветхозаветный религиозный уклад жизни, а сами христиане каждый день единодушно пребывали в храме Деян 2:46 , то есть в том самом единственном у иудеев Иерусалимском храме. И в своей проповеди ученики Христа пока еще обращаются только к своим соотечественникам, надеясь, что они наконец примут Иисуса как Мессию и так же, как и они, войдут в установленную Богом Церковь. Однако такая верность первых христиан иудаизму была совсем не пережитком прошлого, от которого Церковь потом постепенно освободится. Наоборот, христиане считали, что они-то как раз и понимают истинный смысл Ветхого Завета и всей обрядовой жизни иудеев. Что весь иудаизм только тогда имеет смысл, когда в центре него стоит вера в Иисуса Христа. Ветхий Завет был тенью Нового, и только через боговоплощение он получил окончательный и полный смысл, а благая весть о Воскресении Христа — это необходимый ключ к дешифровке всей ветхозаветной истории. Но только одним соблюдением ветхозаветных обрядов первые христиане, конечно, не ограничивались.
Центром их религиозной жизни уже тогда — в самые первые дни — была евхаристия, которая совершалась каждый день и в которой участвовала вся община: преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца Деян 2:46. Как совершались эти первые литургии, мы можем понять, если обратимся к одному раннехристианскому тексту — «Дидахе», датируемому концом I-го — началом II века по Рождеству Христову: «Что касается евхаристии, благодарите так. Тебе слава во веки! Что же касается преломляемого хлеба благодарите так : благодарим Тебя, Отче наш, за жизнь и ведение, которое Ты открыл нам через Иисуса, Сына Твоего. Как этот преломляемый хлеб, быв рассеян по холмам и будучи собран, сделался единым, так да соберется Церковь Твоя от концов земли в Царствие Твое. Ибо Твоя есть слава и сила чрез Иисуса Христа во веки. Никто же да не ест и не пьет от вашей евхаристии, кроме крещенных во имя Господне».
Агапа — трапеза любви. Фреска из катакомбы св. Присциллы, Рим, II век Само слово «литургия» с греческого языка переводится как «служение», «общее дело». Им обозначалось правомочное собрание граждан античного полиса, которое собиралось для решения важнейших экономических или политических задач. А для людей античности, как бы для нас сегодня это странно ни звучало, не было ничего важнее, чем участие в политической жизни полиса. Это была важнейшая привилегия, право и обязанность гражданина — прийти на собрание и сказать свое слово. И христиане, для того чтобы подчеркнуть огромную значимость для общины Церкви и литургии, стали использовать этот важнейший для тогдашнего гражданского сознания термин.
Таким образом, Церковь — это не какая-то структура, как думают сегодня некоторые люди. Нет, Церковь — это событие, которое случается во время «общего дела», то есть литургии. Ранние христиане воспринимали свое участие в евхаристии как нечто совершенно необходимое. Эта ответственность христианина перед Богом сродни ответственности гражданской: прийти и составить всем вместе экклесию, причаститься Тела и Крови Господа Иисуса Христа. Поэтому тот, кто не участвовал в литургии, не причащался вместе со всеми из общей Чаши, строго говоря, не являлся христианином. Потому что не выполнял свою главную обязанность и был вне экклесии, вне Церкви. Именно такое чувство глубокой взаимоответственности среди христиан иерусалимской общины укрепляло их столь удивительное единодушие, о котором мы уже говорили выше и которое не устает подчеркивать апостол Лука: У множества уверовавших было одно сердце и одна душа Деян 4:32.
Идеал единства пронизывал общину во всем. И та общность имущества, которая была у ранних христиан, — это одно из проявлений их полного единства и взаимной любви. Все же верующие были вместе и имели всё общее. Важно понимать, что общность имущества первых христиан не была связана ни с какими внешними экономическими или социальными соображениями; и все потуги связать отказ от частной собственности в раннехристианской общине с каким-то «протокоммунизмом» бьют мимо цели. Сама повседневность в ее мелких бытовых деталях, с ее занудностью, мелочностью, монотонностью внутри ранней Церкви полностью преобразилась: все человеческие отношения были перенастроены здесь на совершенно новый лад — лад любви. Отсюда, в частности, и желание снять преграды частной собственности. В христианских общинах, основанных апостолами внутри и за пределами Палестины, разгорались споры, иногда и конфликты.
Но образ иерусалимской общины первых лет ее существования навсегда останется эталоном евангельской жизни для всех последующих поколений христиан. С какими трудностями столкнулись первые христиане? Первая трудность, которая возникла перед христианами практически в самом начале и затем постоянно присутствовала в их жизни вплоть до IV века, исходила извне — от гонителей и врагов Церкви. Представители официальной иудейской религии настороженно следили за апостолами и последователями Иисуса. Первосвященники не могли решить, как относиться к этой, как они думали, новой «секте». С одной стороны, как мы уже сказали, христиане последовательно и даже образцово исправляли все религиозные обряды, а с другой — проповедовали Иисуса Воскресшего, смерти Которого иудейское священноначалие так рьяно добивалось, а затем еще и хорошо заплатило воинам, стоявшим у гроба Иисуса, чтобы они никому не рассказывали о чуде Его Воскресения. В Синедрионе по этому поводу шли дебаты.
На одном из таких собраний виднейший и всеми уважаемый фарисей Гамалиил призвал не начинать открытого преследования и терпеливо наблюдать за общиной христиан, ведь если это предприятие… от человеков, то оно разрушится, а если от Бога, то вы не можете разрушить его Деян 5:38—39. Но советам мудрого фарисея не вняли. Первым христианским мучеником, который погибнет от рук своих соотечественников станет Стефан — его забьют камнями.
А уж оттуда церковные установления по поводу праздников расходились в разные концы Христианского мира. У праздника Крещения Господня — сложная судьба. Этот праздник представляет собой воспоминание о том, как Иисус Христос явился на берег палестинской реки Иордан и попросил о крещении у пророка Иоанна Предтечи.
Тот, прозревая суть Христа, удивился и спросил, не следует ли ему самому принять крещение у Христа? Людей Иоанн крестил во оставление грехов, но зачем очищаться от грехов существу, имеющему в себе безгрешную божественную суть? Да и уместно ли Владыке принимать крещение от раба Его? На это получен был ответ: «Надлежит нам исполнить всякую правду». Тогда Иоанн Предтеча склонил голову перед волей Бога, а Иисус вошел в зеленые, непрозрачные воды Иордана, издревле почитавшегося священной рекой. Иоанн Предтеча произвел обряд крещения, который стал прообразом современного таинства.
Святой Иоанн Предтеча принял от Бога повеление крестить народ в знак очищения грехов. Этим Он подтвердил святость и величие действий Иоанна, а христианам на вечное время дал пример послушания воле Божией и смирения». Поэтому праздник имеет ныне второе название — Богоявление. В старину на Руси всякую прорубь во льду реки или озера, сотворенную ради крещенского освящения воды, именовали Иорданью. Пусть река Иордан несет волны в местах теплых, по берегам ее стоят пальмы, и вода в ней никогда не замерзает, а все же православный человек различает ее где-нибудь под Рязанью или Белозерском, в двадцатиградусный мороз, среди сугробов, наметенных вьюгой. В этот момент исчезает время, исчезает пространство, тысячи вод из разных веков и стран сливаются в единый символ иорданской воды, освященной присутствием Христа.
День белых риз Праздновать Крещение Господне стали очень быстро — еще при жизни апостолов.
Давайте разбираться. Миниатюра из летописи К. Манассия Русь языческая О дохристианских верованиях славян нам известно совсем немного. Всему виной отсутствие письменности и, соответственно, источников, таких, например, как у древних египтян, греков и других народов. Часть отрывочной информации можно почерпнуть из византийских, арабских записей, кое-что - из археологических, фольклорных данных.
Даже в самом раннем древнерусском источнике - «Повести временных лет» - находим лишь сжатое упоминание о нескольких богах позднего пантеона, но не находим практически ничего о давнем, многовековом пласте «поганской» языческой, деревенской, невежественной эпохи, видимо намеренно вытесняемой в забытье книжниками и богословами. Древние славяне Славянское язычество ведет свое происхождение еще со времен индоевропейской языковой и культурной общности, выделившись в отдельную систему верований и мировоззрений приблизительно во II тыс. Именно поэтому религиозные представления славян во многом перекликаются с мифологическими образами других древних народов. К индоевропейской традиции можно отнести бога грома и покровителя воинов Перуна — славянского аналога скандинавского бога Тора, древнегреческого Ареса или Марса у римлян. Кстати, само слово «бог» пришло к нам от индоевропейского слова «bhag» «наделять» и родственного ему др. Отсюда, видимо, и имя праславянского бога солнца Дажьбога, которое часто упоминается вместе с именем Хорса, в иранских языках означающего «солнце».
Одно из самых важных мест занимал бог скота Велес Волос , которого еще связывали с поэтами, сказителями. Общий для всех индоевропейцев образ Неба-Отца у русов олицетворял бог ветра и воздуха Стрибог, а образ Матери-Сырой Земли - единственное божество женского рода Мокошь. Следует понимать, что славянский пантеон постоянно менялся, пополнялся новыми богами. В одном из источников неизвестного русского автора ХII века, основанном на поучении Григория Богослова, встречаем даже некую периодизацию: сначала, как говорится, «языцы» клали требы жертвы упырям, берегиням, потом поклонялись Роду и рожаницам, а уже позже — Перуну. Понятно, что такое описание достаточно схематично и не может в полной мере охватить все этапы развития язычества. Разнятся мнения и о верховном боге русов, который также мог меняться в разные века и эпохи.
Многие историки считают, что высшим их богом был Род — Бог-Творец, создатель бытия, рода и мирового древа. Другие полагают, что им был Сварог — бог небесного огня, отсюда и наименование самого огня — Сварожич. Допускается также существование одновременно двух богов: одному поклонялись князь с дружиной Перун , другой — традиционно народный Род, Сварог. Перун-громовержец На пути к христианству По свидетельству письменных и археологических источников, знакомство славян с христианством произошло еще в эпоху племенных союзов, задолго до создания государства. Это объясняется постоянными и неизбежными контактами наших предков с римским, а позже греко-византийским миром. Одно из самых ранних упоминаний о приобщении русов к христианству находим в «Житии св.
Стефана Сурожского», где рассказывается о новгородском князе Бравлине, захватившем в конце 8 века византийский город Сурож или Сугдея, ныне Судак в Крыму. Во время разграбления местного храма св. Софии князя поразил недуг - как сказано в житии, «обратися лице его назадъ». Бравлин сразу же приказал вернуть все награбленное и вывести войска из города. Но болезнь не отступала. И только после того как обездвиженный князь принял крещение в этой церкви, происходит его чудесное исцеление.
Следующим важным этапом христианизации Руси можно считать период правления Аскольда и его легендарный поход на Константинополь летом 860 года, когда флот русов в количестве 200 кораблей едва не овладел столицей Византии. Помогло чудо: смятенные константинопольцы вынесли на берег священную ризу Богородицы, которую окунули в море, и грянувшая внезапно страшная буря разбила корабли русов.