Калужская митрополия. Женский монастырь Калужской иконы Божией Матери. Подписывайтесь, чтобы первыми узнавать о важном. История Переславской епархии.
Калужская митрополия
Богородицы на р. Калужке в дер. Ждамирово Ферзиковского р-на, Спаса Нерукотворного в с. Клыкове Козельского р-на, св. Александра Невского в Кирове. В пос. Воротынске Бабынинского р-на был оборудован молитвенный дом во имя прп.
Серафима Саровского, началось строительство новых храмов в Жиздре, в пос. Трудовом ныне в черте Калуги и в с. Бояновичи Хвастовичского р-на. Калужской ДС, в к-ром разместилось Калужское епархиальное управление. Церковь Св. Духа в Козельске.
В последующие годы активно шел процесс возвращения храмов епархии: в 1993 г. Рождествено в Калуге, ц. Спаса Нерукотворного в Кондрове и др. Богородицы, церкви в честь Покрова Пресв. Богородицы в Медыни и в с. Высоком ныне в черте Боровска , храм во имя ап.
Иоанна Богослова в с. Кузьмищеве Тарусского р-на, церкви в честь Сошествия Св. Духа в Перемышле и в Козельске. Церковь во имя св. В 1995 г. В дальнейшем продолжились строительство храмов, создание правосл.
В 1999 г. Кроме того, в Калужской обл. Клир епархии состоял из 145 священников и 20 диаконов. Торжества в честь 200-летия епархии, прошедшие 26-29 июня 1999 г. В связи с расширением епархиальной деятельности 27 дек. Георгий Грязнов.
После его кончины в 2011 г. Пафнутиев Боровский мон-рь. В 90-х гг. В марте 1991 г. Илии, архиеп. Климент перенес в храм частицу мощей прп.
В 1994 г. В 2006 г. Климент освятил монастырский собор в честь Рождества Пресв. Климент совершил великое освящение главного монастырского храма - Никольского собора. Климент освятил фундамент строящегося храма на источнике прп. Тихона и основал скит в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник».
Празднование 500-летия преставления прп. Тихона в Калуге в 1992 г. Синода Тихонова пуст. Климент служил 1-ю после возрождения обители литургию в монастырском Успенском соборе. Синода была учреждена Рождества Пресв. Богородицы жен.
В 2000 г. Клыкове Козельского р-на. Через 2 года в Калуге начало работу Калужское ДУ, 20 янв. В 1996 г. К 1 сент. С 1998 г.
Успенский собор Свято-Тихоновой пуст. Летом 1998 г. Макаровки в Калуге начал работу епархиальный правосл. В 2001 г. Иоанна Златоуста, а в последующие годы - неск. В 2003 г.
В наст. Белоусово Жуковского р-на открылся социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних во имя прмц. С 2005 г. Климент освятил центр духовно-интеллектуального развития молодежи во имя прп. Амвросия Оптинского при Калужском гос. К нач.
С янв. Нек-рые приходы и мон-ри публикуют листки информационного и катехизаторского содержания. С 1996 г. В Калуге проходят многочисленные мероприятия, способствующие утверждению в российском обществе традиционных для христианской культуры ценностей и нравственных идеалов, укреплению межнационального единства. Калуга стала центром всероссийского празднования Дней славянской письменности и культуры. С 2006 г.
С этого же года в Оптиной пуст. Значимыми событиями в духовной жизни региона стали визиты на Калужскую землю Предстоятелей Русской Церкви. Восемь раз посетил Калужскую обл. Святейший патриарх Алексий II. Он освятил кресты для строящегося храма во имя вмч. Георгия Победоносца в дер.
Романово Медынского р-на. Патриарх Кирилл побывал в Шамордине и в Оптиной пуст. Святыни, крестные ходы Наиболее почитаемыми святынями К. Пафнутия Боровского под Рождественским собором Пафнутиева Боровского мон-ря , прп. Тихона Калужского под Преображенским собором Тихоновой пуст. Лаврентия Калужского на территории разрушенного Рождественского собора калужского Лаврентиева мон-ря, над предполагаемым местом захоронения в 1993 установлен крест.
Множество паломников привлекает источник прп. Тихона, в 3 км от Тихоновой пуст. Собор Оптинских старцев. Иоанно-Предтеченский скит Оптиной пуст. Мощи большинства преподобных оптинских отцов и старцев почивают в Оптиной пуст. Также в обители почитаются могилы иером.
Справа от ворот скита св. Иоанна Предтечи сохранилась т. Ныне она является мемориальной кельей прп. Амвросия Оптинского. В Черноостровском мон-ре в память о Малоярославецкой битве 1812 г. В обители имеются резное распятие с частицами Животворящего Креста Господня, хитона Господня и с камнем от Гроба Господня.
В калужскую ц. Рождества Пресв. Богородицы в Ромоданове в 2006 г. Игнатия Богоносца, св. Арефы, вмч. Прокопия, блгв.
Христины, вмч. Меркурия, найденный при раскопках Троицкого Лютикова мон-ря. В Богородице-Рождественской пуст. Юрьевское Малоярославецкого р-на в Покровскую ц. Карижа того же района. Одна из главных святынь К.
Богородицы в с. Калужка Калужского у. В Калуге имеются чудотворные списки Калужской иконы в Троицком и Георгиевском соборах. Событиями в епархиальной жизни стали принесения св. Елисаветы Феодоровны и инокини Варвары , 28-29 апр. Спиридона Тримифунтского, 10 мая 2008 г.
Александра Невского. Архиереи: еп. Серапион Александровский; 16 окт. Феофилакт Русанов; 30 окт. Евлампий Введенский; 16 апр. Евгений Болховитинов; 19 июля 1813 - 7 февр.
Антоний Соколов; 15 нояб. Филарет Амфитеатров; 1 июня 1819 - 12 янв. Григорий Постников; 4 янв. Гавриил Городков; 20 мая 1828 - 26 авг. Никанор Клементьевский; 5 сент. Николай Соколов; 20 окт.
Димитрий Муретов; 5 окт. Григорий Митькевич; 9 дек. Владимир Никольский; 14 мая 1881 - 21 мая 1888 , еп. Анастасий Добрадин; 21 мая 1888 - 3 июня 1890 , еп. Виталий Иосифов; 3 июня 1890 - 15 сент. Анатолий Станкевич; 29 сент.
Александр Светлаков; 29 янв. Макарий Троицкий; 22 окт. Вениамин Муратовский; 10 июля 1901 - 31 дек. Александр Головин; 31 дек. Тихон Никаноров ; 25 июня 1912 - 13 мая 1913 , еп. Георгий Ярошевский; 13 мая 1913 - 6 июля 1916 , еп.
Феофан Туляков; 6 июля 1916 - 29 сент. Стефан Знамировский; 29 сент. Павел Введенский; 12 авг. Сильвестр Братановский; 1 янв. Павлин Крошечкин; 30 сент. Димитрий Добросердов; 16 июня 1933 - 23 марта 1934 , архиеп.
Августин Беляев; 9 апр. Питирим Свиридов; 10 янв. Алексий Сергеев; 24 июля 1943 - май 1944 , Крутицкий и Коломенский митр. Николай Ярушевич ; май 1944 - окт. Онисифор Пономарёв; окт. Леонид Лобачёв; 22 марта 1960 - 19 июля 1962; 14 мая - 29 мая 1963 , еп.
Стефан Никитин; 19 июля 1962 - 28 апр. Ермоген Голубев; 29 мая 1963 - 25 нояб. Донат Щёголев; 25 нояб. Николай Кутепов ; 17 апр. Никон Фомичёв; 11 июня 1977 - 16 июля 1982 , еп. Илиан Востряков; 16 июля 1982 - 20 июля 1990 , митр.
Климент Капалин; с 20 июля 1990 в сане архиепископа, с 25 февр. Спасо-Преображенский мон-рь в пос. Воротынск Спасо-Преображенский мон-рь в пос. Воротынск Действующие: Пафнутиев Боровский муж. Льва Толстого Дзержинского р-на, основана во 2-й пол. Козельска, основана в XV в.
Спас в Калуге, основан в нач. ХVI в. Шамордино Козельского р-на, основана в 1884 как община, в 1901 преобразована в монастырь, закрыта в 1918, возрождена в 1990 , Рождества Пресв. Богородицы пуст. Барятине Дзержинского р-на, основана в 1995 , Клыковская в честь Нерукотворного образа Спасителя пуст. Клыкове Козельского р-на, основана 17 июля 2001.
Успенский Гремячев мон-рь. Богородицы муж. XVIII в. Михаила муж. Воротынск и дер. Заболотье Перемышльского р-на, основан в ХV в.
Боровенск Мосальского р-на, основан в XV в. Ильинское Перемышльского р-на, основан ранее 1545, закрыт в 1776 , жиздринский во имя Св. Троицы муж. Жиздра, основан ранее 1547, сгорел в 1760 , Свято-Троицкий Лютиков муж. Корекозева Перемышльского р-на, основан ранее 1556, закрыт в 1918 , перемышльский Николаевский Резванский муж. Шатрищи Износковского р-на, основан не ранее XVI в.
Драгошань Зимницы Жиздринского у. Городечня близ Серпейска, ныне Мещовского р-на, основана в кон. Новодяглево и с. Жерелево Куйбышевского р-на, основан в 1868 как Белокопытовская Казанская жен. Зелёном в черте Калуги, основан не позже 1871, закрыт в 1918 , калужский в честь Воздвижения Креста Господня муж. Татарское Жуковского р-на, основан в 1892 как община, с 1917 мон-рь, закрыт в 1918-1919 , Николо-Печерская община жен.
Муковнине, между совр. Дугна Ферзиковского р-на, основан в кон. Мстихино, ныне в черте Калуги, основан в 1905, закрыт в июле 1918 , Мелхиседекова Одигитриевская пуст. Анновка, ныне деревня Кировского р-на, основана в 1916, в 1918 закрыта. Монастыри, ранее входившие в К. Доброе Суворовского р-на Тульской обл.
Одоев Тульской обл. Михаила Малеина монастырь муж. Лихвине ныне Чекалин Тульской обл. Список культовых сооружений Калужской губ. История Калужской епархии: [Канд. Тихие приюты для страдающей души: Лекции-беседы с портр.
Калуга, 1917; То же продолжение : 19-22 июня 1917 г. Калуга, 1917; Церковь и жизнь. Марк Хомич. О старинных рукописных памятниках, хранящихся при мон-рях и церквах Калужской губ. Обозрение рукописей и старопечатных книг в книгохранилищах мон-рей, городских и сельских церквей Калужской епархии. История Церкви в пределах Калужской губ.
Калуга, 1876; он же. Описание Лихвинского Покровского Доброго муж. Калуга, 1888 2; он же. Летопись калужская от отдаленных времен до 1841 г. Леонид Кавелин. Опись церк.
Сборник ист. Калуга, 1889; Преображенский М. Памятники древнерус. Материалы для ист. Жизнеописание в Бозе почившего оптинского старца иеросхим. Козельск, 2006; Ист.
Калуга, 1900; Казанская Амвросиевская жен. Шамордине и ее основатель оптинский старец иеросхим. Калуга, 1908; Калужская старина. Калуга, 1901-1911. Калуга: Опыт ист. Калуга, 1912, 1992п; Ильичёв Л.
Формирование науч. По Калужской земле: От Боровска до Козельска. Оптина пустынь и ее время. Национализация монастырских имуществ Советской России 1917-1921 гг. Борис Холчев : [Жизнеописание. Калуга, 1993-2003.
Анатолии Потапове и о. Еремина, Е. Калужское земство, 1865-1918: Очерки истории. Киров, 1997. Пафнутий, игумен и чудотворец Боровский, и его обитель. Годы испытаний: История Правосл.
Церкви на Калужской земле с 1917 по 2000 гг. Калуга, 2001; Ильинская А. Судьбы шамординских сестер. Тихон, Калужский чудотворец. Церковь и гос-во: Калужская епархия в синодальный период развития Рус. Калуга, 2000; Калужская энциклопедия.
Климент Капалин. Обители земли Калужской. Калуга, 2004; он же. Синодик священнослужителей, монашествующей братии и благотворителей. Калуга, 2004-2009. Литературное наследие Оптиной пустыни.
Партизан наградили через 62 года: [о. Викторин Зарецкий, свящ. Не стоит село без праведника…: Подвижники Мещовского края. Оптина пустынь и ее воспитанники в 1825-1917 гг.
Основное внимание на заседании было уделено деятельности общей для двух комиссий рабочей группы, созданной для изучения темы «Христианское мировоззрение и современные вызовы научного и технологического развития.
Отношение Церкви к новым информационным технологиям антропологический аспект. Проблематика, связанная с развитием искусственного интеллекта». Мероприятие открылось выступлением председателя комиссии по вопросам общественной жизни, культуры, науки и информации, главы Издательского Совета Русской Православной Церкви митрополита Калужского и Боровского Климента. Он рассказал о конференциях и семинарах, прошедших в рамках разрабатываемого направления со времени предыдущего совместного заседания двух комиссий, отметив взаимодействие представителей церковной и светской науки.
Епископ Леонтий принял участие в заседании комиссии Межсоборного присутствия 25 апреля 2024 23 апреля 2024 года в режиме видеоконференции состоялось очередное заседание комиссии Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви по вопросам организации жизни монастырей и монашества. Общение проходило в формате видеоконференции. Из архиерейской резиденции при Александро-Невском кафедральном соборе г. Нижнего Новгорода заседание провел председатель комиссии митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий.
Калужская область Святой Тихон. Калужская епархия Вера молодых. Тихон Калужский медаль. Калужская епархия. Калужская Академия при епархия. Храмы Калужской епархии. Калужская епархия собор. Архиереи в Калужской метрополии. Тихон Медынский Калужский скит Живоносный источник. Медаль-образ преподобного Тихона Калужского шоссе. Источник преп. Тихона Калужского зимой. Калужская икона Божией матери митрополит Климент. Калужская епархия официальный сайт новости. Фото Калужской епархии. Митрополит Климент и Божья Матерь Калужская. Калужское епархиальное управление. Калужская епархия Тихона пустынь. Духовенство Калужской епархии. Братия Тихоновой пустыни. Тихонова пустынь. Калужская область. Калужская епархия: настоятели?. Калужская епархия образование. Документы Калужской епархии. День Тихона Калужского 2020. Многолетние напев Калужской епархии. Источник Тихона Калужского. Символика Калужской епархии. Протоиерей Николай Суходолов Калуга.
Епископ Феоктист принял участие в заседании комиссий Межсоборного присутствия
Его Высокопреосвященство рассказал присутствующим о предстоящих изменениях в Калужской епархии и о том, что было проделано со времени прошедшего собрания. Далее глава митрополии перечислил основные события, которые прошли в Калужской митрополии. Затем с докладом на тему: «Работа Комиссии по благотворительности Калужской митрополии по оказанию помощи участникам специальной военной операции, членам их семей, вынужденным переселенцам и жителям новых регионов РФ» выступил председатель Комиссии по благотворительности и социальному служению Калужской митрополии епископ Козельский и Людиновский Никита. Далее прозвучали доклады других выступающих.
Боровск По окончании богослужения митрополит Климент вручил награду клирику Калужской епархии. Согласно указа Святейшего патриарха Московского и Всея Руси Кирилла: во внимане к трудам на благо Святой Церкви, в связи с 30 — летием служения в сане пресвитера и 75 — летием со дня рождения протоиерей Сергий Поляков, настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы г.
Тихон Никаноров 25 июня 1912 - 13 мая 1913 Георгий Ярошевский 13 мая 1913 - 5 июля 1916 Феофан Туляков 19 июля 1916 - 29 сентября 1927 Стефан Знамировский 29 сентября 1927 - 10 июля 1928 Павел Введенский 12 августа - 12 декабря 1928 Сильвестр Братановский 1 января 1929 - 16 сентября 1930 Сщмч. Боровский Сщмч. Димитрий Добросердов 29 июня 1933 - 5 апреля 1934 Сщмч. Можайский Леонид Лобачев 14 мая - 29 мая 1963 Ермоген Голубев 29 мая 1963 - 25 ноября 1965 Донат Щеголев 25 ноября 1965 - 17 апреля 1975 Николай Кутепов 17 апреля 1975 - 11 июня 1977 Никон Фомичев 11 июня 1977 - 16 июля 1982 Илиан Востряков 16 июля 1982 - 20 июля 1990 Климент Капалин с 20 июля 1990 Викарные епархии.
Пел хор под управлением регента Аллы Романовой. По окончании перед иконой Пресвятой Богородицы духовенством был совершен праздничный Молебен, далее совершалась заупокойная Панихида, по завершении которой прошло очередное Таинство Соборования. Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Сегодня, в субботу пятой седмицы Великого поста, Святая Церковь в особой торжественной форме воспевает Пресвятую Богородицу. Богослужение этого дня не похоже ни на одно другое богослужение.
Кто был вчера на утрене, В Центре «Достояние» прошло очередное заседание Пленума Калужского регионального отделения Российского союза ветеранов Просмотров: 215 18 апреля 2024 года в ДПИКЦ "Достояние" прошел Пленум Калужского регионального отделения Российского союза ветеранов, на котором приняли в ряды союза мобилизованных участников боевых действий с выдачей общественных медалей и удостоверений. Воспитанники фольклорной студии "Параскева" под руководством Ольги Анатольевны Кондратьевой поздравили участников Пленума народными песнями и песнями военных лет, которые вызывают трепет в душе каждого жителя нашей Родины. Настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы Никитского выступил с приветственным словом к гостям мероприятия и пожелал Божьей помощи в их нелегком служении и мирного неба над головой. В завершение мероприятия по благословению митрополита Калужского и Боровского Климента протоиерей Алексей Пелевин вручил юбилейную медаль ктитору Никитского храма Гончарову Олегу Владимировичу. Центр «Достояние» стал лауреатом Всероссийского театрального конкурса «Бинокль», посвященного году семьи Просмотров: 262 Воспитанники театральной студии «Верю!
Юные таланты представили на суд зрителей и жюри спектакль с христианским осмыслением "Ритмы сказки о царе Салтане" по одноименному произведению А.
Епископ Феоктист принял участие в заседании комиссий Межсоборного присутствия
Новости Калужской епархии. Добро пожаловать на канал Калужская епархия ОИИД (25831722) на RUTUBE. В работе собрания приняли участие: председатель Издательского Совета Русской Православной Церкви митрополит Калужский и Боровский Климент; член президиума МФДЕН, старший.
Козельская епархия окропила земли Калужской области Крещенской водой
В Калуге действовали 2 храма: Георгиевский кафедральный собор, где служили 2 священника и протодиакон, и Николо-Козинская ц. Продолжалось возвращение храмов, хотя прослеживалась тенденция к прекращению этого процесса. Так, в 1945 г. Онисифоре , в 1946 г. С 1949 г. Онисифор уделял много внимания ремонту храмов, формированию певч. Архиерей часто переводил священников с прихода на приход, чтобы у властей не было повода для закрытия храма по причине отсутствия богослужения. ГИМ Св.
ГИМ В 1948 г. Григорий Лысяк. Быстро пошел процесс уничтожения недействующих церковных зданий. По решению Калужского облисполкома от 6 апр. Милееве Хвастовичского р-на, хотя верующие с 1946 г. В янв. Лисине Детчинского р-на.
Георгия Победоносца «за лавками» в Калуге Главкинопрокату. Хрущёва поступила докладная записка с предложением разработать план уничтожения св. Так, только Свято-Тихонов источник в 1952 г. Руководство тогда порекомендовало местным партийным орг-циям ограничиться адм. Церковь во имя святых Космы и Дамиана. В 1953 г. Храмы были в 17 районах области, 12 районов действующих храмов не имели.
Службы в храмах епархии совершали 37 священников и 9 диаконов, т. Продолжался процесс уничтожения ранее закрытых храмов. В Калуге в этот период были снесены ц. Алексия Московского и алтарь храма св. Иоанна Предтечи. В февр. К 1 янв.
Калужские власти начали активно следить за церковной жизнью, ввиду того что с мест поступали ходатайства об открытии новых храмов: если в 1955 г. Партийным орг-циям на местах давались указания принимать меры по предотвращению появления таких прошений. В 1958 г. Если 1-е постановление не имело отношения к Калужской епархии, потому что здесь все мон-ри были закрыты на рубеже 10-х и 20-х гг. В нояб. Совет по делам РПЦ разослал письма «О введении регистрации членов исполнительных органов и ревизионных комиссий приходских церквей» в целях устранения настоятелей от управления приходами и ослабления материальной базы Церкви. Калужский облисполком рассылал по районам секретные распоряжения с требованием «организовать проведение массово-политической работы среди населения района и путем методов убеждения добиться прекращения паломничества и закрытия так называемых святых мест; разработать мероприятия, осуществление которых исключило бы возможность посещения этих мест паломниками».
Лев-Толстовский районный совет, на территории которого находился почитаемый источник прп. Тихона Калужского, 21 апр. Летом 1959 г. Прыски Николая Догаева. Прысках «как очаг разврата и разложения окружающего населения». Вскоре местные власти стали закрывать храмы: 10 авг. Введенье Тарусского р-на.
События последних лет управления Калужской кафедрой еп. Онисифором дезорганизовали церковную жизнь в регионе, епархиальное управление не справлялось со своими функциями. На заседании Свящ. Синода 5 марта 1959 г. Тульский архиеп. Антоний Кротевич констатировал полный упадок епархиальной жизни. В помощь еп.
Онисифору было решено послать молодого свящ. Анатолия Родионова, назначенного настоятелем Свято-Георгиевского кафедрального собора в Калуге. В марте 1960 г. Онисифор ушел на покой, на его место 22 марта был определен Леонид Лобачёв , возведенный в сан архиепископа. Ко времени его приезда в епархии при действующих 37 храмах осталось лишь 18 священников и 6 диаконов. Леонид не смог принять активное участие в жизни епархии, выезды в районы для поддержания приходов практически не осуществлялись, с кон. Калужский архиерей жил в Москве, в результате чего К.
Красном Боровского р-на, 27 июля закрыты храмы в селах Никитском Медынского р-на и Юрьевском Малоярославецкого р-на, 31 окт. Лукьянове Малоярославецкого р-на. В оставшихся храмах любые хозяйственные работы должны были проводиться только с разрешения властей. Храмы ветшали и постепенно разрушались. Одновременно власти оказывали давление на священнослужителей, которых за малейшие нарушения уполномоченный снимал с регистрации. Так, вина снятого с учета клирика калужского Николо-Козинского храма иером. Варнавы Улитина заключалась в том, что перед началом учебного года он отслужил молебен для родителей и детей.
Не все священнослужители могли выдержать постоянное давление и угрозы. В 1960 г. Фёдоровского Угодско-Заводского ныне Жуковского р-на А. Овчаренко снял с себя сан. В 1961 г. Фёдоровском Угодско-Заводского р-на. По сравнению с 40-ми гг.
В июне 1961 г. Богородицы лавры , несколько жителей области послали денежные переводы в мон-рь. Совет по делам РПЦ дал указание калужскому уполномоченному Совета «выявить причины, побудившие этих лиц посылать такие переводы» и принять меры. В 1962 г. Предполагалось также «изучить обстановку в затухающих приходах с целью сокращения сети церквей» и принять «меры по ослаблению материально-технической базы церкви». Под разными предлогами к рукоположению в священнослужители и к поступлению в духовные учебные заведения старались не допустить лиц, окончивших высшие и средние специальные учебные заведения. Усиливая давление на Церковь, власти наталкивались на скрытое, а иногда и на прямое сопротивление.
Начали создаваться подпольные христ. Властям удалось обнаружить 2 незарегистрированные общины в Думиничском р-не: в с. Чернышене и дер. Сопротивлением верующих можно считать и то, что, только по офиц. Леонид был уволен на покой, временно управляющим Калужской епархией был назначен викарий Московской епархии Можайский еп. Стефан Никитин. Гостешеве Угодско-Заводского р-на, был вскоре закрыт и переоборудован под спортзал и мастерские.
Стефан принял блаженную кончину во время проповеди в кафедральном Свято-Георгиевском соборе 28 апр. Ермоген Голубев. В епархии в это время действовали 28 храмов, многие из них были отнесены властями к «затухающим» приходам и должны были закрыться. В начале служения архиеп. Ермоген особые усилия прилагал к активизации церковной жизни в центре епархии. В Калуге начали совершаться частые архиерейские богослужения, создавались большие хоры. К участию в службах приглашались воспитанники духовных учебных заведений архиерей оплачивал им проезд, обеспечивал питание и проживание , а также священнослужители из др.
Калужский уполномоченный докладывал в Москву, что архиеп. Ермоген не прислушивается к «деловым советам и соображениям» уполномоченного. Власти оказывали давление на архиерея, заставляя подчиняться их требованиям, удаляли из епархии верных ему священнослужителей и мирян, пытались оклеветать архиепископа перед верующими, организовывали «жалобы верующих» на правящего архиерея и близких к нему «неблагонадежных» священников. В ответ архиеп. Ермоген в 2 раза уменьшил сумму взноса в Фонд мира и стал расходовать эти деньги на поддержку бедных приходов. Так, в с. Захаровском ныне дер.
Гребёнкино Медынского р-на храм готовился к закрытию, но владыка отменил все отчисления с прихода, передал храму иконы и свечи, отремонтировал церковь за счет епархии и стал регулярно приезжать туда для совершения служб. Приход сохранился. Ермоген выезжал для служения на приходы епархии, как правило, с большим хором. Эти посещения расценивались уполномоченным как «демонстрация и реклама». Особое внимание архиеп. Ермоген уделял кадровому вопросу. Он старался привлекать к служению молодых преданных Церкви священников с безукоризненным моральным обликом, имеющих духовное образование.
Были отправлены за штат престарелые священнослужители и те, кто скомпрометировали себя недостойным поведением. Когда уполномоченный на очередной беседе указал на недопустимость таких увольнений, архиеп. Ермоген заметил, что «в интересах антирелигиозной пропаганды такой поп является весьма полезной фигурой», но его «горе-священники» не удовлетворяют. В беседах с уполномоченным архиерей критиковал церковную политику Хрущёва, говорил о вмешательстве гос-ва во внутрицерковные дела, о нарушении конституционных прав верующих. Калужский облисполком принял решение «Об ограничении деятельности церковников», в одном из пунктов к-рого значилось: «... Судя по формулировке, окончательно прекратить паломничество ранее не удалось. Калужский горисполком подтвердил запрет на колокольный звон в городе 1-е постановление по этому вопросу было принято 3 сент.
Власти инспирировали многочисленные жалобы населения на колокольный звон. После отставки Хрущёва 14 окт. Ермоген начал составлять прошение на имя Святейшего патриарха Алексия I с предложением внести поправки в редакцию «Положения о Русской Православной Церкви», в частности, ввести настоятелей приходов в качестве председателей в приходские собрания и приходские советы. С осени 1964 г. Документ, составленный летом или весной 1965 г. Ермогена решились подписать еще 9 архиереев. Инициатива архиеп.
Ермогена не имела успеха, 25 нояб. Калужский уполномоченный сообщал, что усиливается влияние Православия на население, практически во всех церквах увеличились доходы и количество совершаемых треб. Возросло количество верующих. На Калужской кафедре архиеп. Ермогена сменил архиеп. Донат Щёголев , управлявший епархией с 25 нояб. Этот период характеризуется прекращением открытых гонений и сохранением жесткого адм.
На рубеже 70-х и 80-х гг. Вместе с тем были очевидны и негативные тенденции: количество хиротоний в эти годы снизилось до минимума, в духовных школах страны среди студентов калужан не было. Кардинальные изменения в жизни епархии как и во всей Русской Церкви совпали с пребыванием на Калужской кафедре еп. Илиана Вострякова ; 1982-1990. К празднованию 1000-летия Крещения Руси калужские власти разрешили капитальный ремонт Свято-Георгиевского кафедрального собора и передали епархии 2 храма. В июне 1988 г. Белкино под Обнинском и во имя Св.
Троицы в Кондрове. Торжества, посвященные 1000-летию Крещения Руси, в К. Тихона Калужского - 29 июня 1988 г. На Соборе РПЦ 6-9 июня 1988 г. В 1988 г. Оптина пуст. В 1989 г.
Георгия Победоносца в с. Гремячеве Перемышльского р-на и Св. Троицы в Мосальске. В том же году коллегия обл. Решением Калужского облисполкома от 15 мая 1990 г. Церкви был передан Шамординский мон-рь. Климент Капалин; с 25 февр.
К этому времени в К. В некоторых районах и городах области не было ни одного храма. В епархии служили 44 священника и 5 диаконов. Жен-мироносиц; в 1990 г. В 1991 г. Богородицы на р. Калужке в дер.
Ждамирово Ферзиковского р-на, Спаса Нерукотворного в с. Клыкове Козельского р-на, св. Александра Невского в Кирове. В пос. Воротынске Бабынинского р-на был оборудован молитвенный дом во имя прп. Серафима Саровского, началось строительство новых храмов в Жиздре, в пос. Трудовом ныне в черте Калуги и в с.
Бояновичи Хвастовичского р-на. Калужской ДС, в к-ром разместилось Калужское епархиальное управление. Церковь Св. Духа в Козельске. В последующие годы активно шел процесс возвращения храмов епархии: в 1993 г. Рождествено в Калуге, ц. Спаса Нерукотворного в Кондрове и др.
Богородицы, церкви в честь Покрова Пресв. Богородицы в Медыни и в с. Высоком ныне в черте Боровска , храм во имя ап. Иоанна Богослова в с. Кузьмищеве Тарусского р-на, церкви в честь Сошествия Св. Духа в Перемышле и в Козельске. Церковь во имя св.
В 1995 г. В дальнейшем продолжились строительство храмов, создание правосл. В 1999 г. Кроме того, в Калужской обл. Клир епархии состоял из 145 священников и 20 диаконов. Торжества в честь 200-летия епархии, прошедшие 26-29 июня 1999 г. В связи с расширением епархиальной деятельности 27 дек.
Георгий Грязнов. После его кончины в 2011 г. Пафнутиев Боровский мон-рь. В 90-х гг. В марте 1991 г. Илии, архиеп. Климент перенес в храм частицу мощей прп.
В 1994 г. В 2006 г. Климент освятил монастырский собор в честь Рождества Пресв. Климент совершил великое освящение главного монастырского храма - Никольского собора. Климент освятил фундамент строящегося храма на источнике прп. Тихона и основал скит в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник». Празднование 500-летия преставления прп.
Тихона в Калуге в 1992 г. Синода Тихонова пуст. Климент служил 1-ю после возрождения обители литургию в монастырском Успенском соборе. Синода была учреждена Рождества Пресв. Богородицы жен. В 2000 г. Клыкове Козельского р-на.
Через 2 года в Калуге начало работу Калужское ДУ, 20 янв. В 1996 г. К 1 сент. С 1998 г. Успенский собор Свято-Тихоновой пуст. Летом 1998 г. Макаровки в Калуге начал работу епархиальный правосл.
В 2001 г. Иоанна Златоуста, а в последующие годы - неск. В 2003 г. В наст. Белоусово Жуковского р-на открылся социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних во имя прмц. С 2005 г. Климент освятил центр духовно-интеллектуального развития молодежи во имя прп.
Амвросия Оптинского при Калужском гос. К нач. С янв. Нек-рые приходы и мон-ри публикуют листки информационного и катехизаторского содержания. С 1996 г. В Калуге проходят многочисленные мероприятия, способствующие утверждению в российском обществе традиционных для христианской культуры ценностей и нравственных идеалов, укреплению межнационального единства. Калуга стала центром всероссийского празднования Дней славянской письменности и культуры.
С 2006 г. С этого же года в Оптиной пуст. Значимыми событиями в духовной жизни региона стали визиты на Калужскую землю Предстоятелей Русской Церкви. Восемь раз посетил Калужскую обл. Святейший патриарх Алексий II. Он освятил кресты для строящегося храма во имя вмч. Георгия Победоносца в дер.
Романово Медынского р-на. Патриарх Кирилл побывал в Шамордине и в Оптиной пуст. Святыни, крестные ходы Наиболее почитаемыми святынями К. Пафнутия Боровского под Рождественским собором Пафнутиева Боровского мон-ря , прп. Тихона Калужского под Преображенским собором Тихоновой пуст. Лаврентия Калужского на территории разрушенного Рождественского собора калужского Лаврентиева мон-ря, над предполагаемым местом захоронения в 1993 установлен крест. Множество паломников привлекает источник прп.
Тихона, в 3 км от Тихоновой пуст. Собор Оптинских старцев. Иоанно-Предтеченский скит Оптиной пуст. Мощи большинства преподобных оптинских отцов и старцев почивают в Оптиной пуст. Также в обители почитаются могилы иером. Справа от ворот скита св. Иоанна Предтечи сохранилась т.
Ныне она является мемориальной кельей прп. Амвросия Оптинского. В Черноостровском мон-ре в память о Малоярославецкой битве 1812 г. В обители имеются резное распятие с частицами Животворящего Креста Господня, хитона Господня и с камнем от Гроба Господня. В калужскую ц.
По мнению митрополита Илариона, главный вопрос: искусственный интеллект будет на службе у человека или человек на службе у искусственного человека? Председатель совместной рабочей группы епископ Переславский и Угличский Феоктист рассказал о работе над документом по изучаемой теме.
По его словам, в документе запланировано пять основных разделов. Выступление протоиерея Димитрия Юревича было посвящено новым тенденциям и рискам в развитии систем искусственного интеллекта. Протоиерей Кирилл Копейкин представил доклад и презентацию «Искусственный интеллект в контексте второй квантовой революции».
Владимир Жипа в свою очередь выразил признательность представителю Калужской епархии за активное участие и поддержку экологических инициатив. Он отметил, что сотрудничество церкви и государства в этом направлении значительно помогает сохранению окружающей среды и достижению целей устойчивого развития.
По итогам рабочей встречи договорились о дальнейшем сотрудничестве. Ближайшее совместное мероприятие — расширенное заседание комиссии по защите окружающей среды «Сохраним создание Творца», которое состоится в рамках XXV Богородично-Рождественских образовательных чтений.
В ходе встречи были рассмотрены итоги деятельности фонда в 2023 году и принят план работы МФДЕН на 2024 год, а также утверждены аудит, финансовые отчеты за прошлый год и бюджет фонда на текущий год, одобрены отчеты зарубежных и региональных отделений, структурных подразделений и принадлежащих фонду организаций, поддержаны планы их работы на 2024 год. Были рассмотрены и другие вопросы уставной деятельности фонда.
Епископ Феоктист принял участие в заседании комиссий Межсоборного присутствия
На совет были приглашены игумен Мефодий (Пронькин) – секретарь Калужской епархии, иерей Дионисий Лобанов – секретарь Епархиального совета, протоиерей Алексий Пелевин. Новости Калуги. Архиереи Калужской митрополии посетили село Ильинское Козельской епархии 2 августа 2023 года, в день памяти святого пророка Божьего Илии Глава Калужской. Калужская епархия РПЦ — самые актуальные и последние новости сегодня.
Новостная лента
По окончании богослужения архипастыри в сослужении духовенства совершили молебен перед образом Калужской иконы Божией Матери. Затем митрополит Климент обратился присутствующим с поздравительным словом. В нем он напомнил собравшимся, что Божия Матерь не раз сохраняла Калужскую землю и Церковь в дни великих потрясений. И сегодня мы молитвенно обращаемся к Ней со словами: "Непобедимая Защитница Калужской земли от иноземных врагов и Милостивая Избавительница от смертоносных ран! Спаси рабов Твоих от всяких бед и болезней, с верой и любовью обращающихся к чудотворной иконе Твоей, и спаси души наши!
Калужская митрополия Все новости с тегом Калужская митрополия Узнайте последние события Калужская митрополия в новостях Калуги и Калужской области на сайте Калуга 24. Информация о месте и бренде, релизы, фото и видео. В городской управе Калуги объяснили, с чем связана вырубка деревьев на примыкающем к Новоспасской улице северном участке Губернского парка. Его отслужили на том месте, где будет построен храм в честь святой.
Екатеринбурга игумении Домники Коробейниковой.
Далее была сформирована новая рабочая группа для подготовки документа «Положение о благочинном епархиальных монастырей». Ее возглавил председатель комиссии. В заключение заседания состоялось обсуждение новых тем для работы комиссии.
Ясныгин, Н. В Калуге в 1929 г. Шли массовые аресты священнослужителей. Мосальский еп. Стефан Виноградов , настоятель мосальского кафедрального собора прот.
Михаил Полянский и староста И. В 1929-1930 гг. Дугна, 4 монахини Казанского Боголюбивого мон-ря, 2 монахини Тарусского Троицкого мон-ря, 4 оптинских инока. Рака над мощами блж. Лаврентия Калужского. ГИМ Рака над мощами блж. ГИМ В дек. Павлин Крошечкин , стремившийся укрепить веру в пастве в годы гонений.
Для поддержания религ. Павлин ввел особо торжественные богослужения в воскресные вечера, активно общался с прихожанами. В 1931-1933 гг. Ангелиной Гуляевой были сосланы в Казахстан, туда же были сосланы 16 монахинь медынской Скорбященской общины и Свято-Троицкого Тарусского мон-ря. В 1934 г. Августин Беляев ; 1934-1937 , к-рый сделал все возможное для оживления церковной жизни в разгромленной епархии. Августин был возведен в сан архиепископа. Иоанникием Дмитриевым , настоятелем Одигитриевской ц.
Иоанном Сперанским другом К. Циолковского , прот. Аполлоном Бабичевым, старостой Казанской ц. Беляевым и др. Арестованные обвинялись в создании «крупной нелегальной церковно-монархической организации, ставившей своими целями свержение Советской власти, распространение контрреволюционной клеветы, срыв мероприятий партии и правительства… сколачивание боевых групп для помощи интервентам». В 1934-1937 гг. В дек. Расстреляны мн.
В 1938-1941 гг. После ареста архиеп. Августина в К. Обновленческий раскол В нач. В июне 1922 г. После рассмотрения документов, присланных обновленческим Высшим церковным управлением ВЦУ , совет принял решение признать ВЦУ единственной церковной властью и выразить ему поддержку в подготовке 2-го «поместного собора». Калужский еп. Феофан Туляков , по-видимому не владевший достаточной информацией об обновленцах, в целом одобрил решения собрания с условием, что не будут меняться догматы и каноны Церкви.
Феофан объявил о неканоничности ВЦУ. Новое епархиальное управление во главе с протоиереем-обновленцем Некрасовым не подчинилось решению архиерея. Уже 2 сент. Не избежал обыска и еп. Миряне и подавляющее большинство священства в К. Обновленцы сделали попытку организовать собственную периодическую печать, но им удалось выпустить только 1 номер газ. В сер. Созданную в сент.
Однако под постановлением обновленческого собора в Москве от 3 мая 1923 г. Позднее калужскими раскольниками управляли: Петр Виноградов июль 1923 - июль 1924; 10 апр. Андрей Расторгуев, по своим взглядам чуждый обновленчеству, в 1939 г. Именно на этой территории развивалось широкое партизанское и подпольное движение. Священники епархии поддерживали сопротивление советских людей, иногда активно в нем участвовали. Так, в Людиновском р-не действовал партизанский отряд, а в городе - группа подпольщиков. Для связи с партизанами по просьбе командира отряда был оставлен настоятель Лазаревского храма свящ. Викторин Зарецкий.
По заданию штаба отряда он устроил свою 16-летнюю дочь, знавшую нем. Викторин оказывал материальную помощь жителям Людинова, в т. Викторин в 2007 г. Церковь вмч. Георгия «за верхом» в Калуге. РГБИ Церковь вмч. РГБИ 10 янв. Питирим Свиридов.
Несмотря на нек-рое улучшение церковно-гос. В 1941-1942 гг. Константин Соколов пос. Полотняный Завод , о. Александр Кружилин г. Киров и о. Тихон Мосалов, настоятель собора в Боровске, в 1943 г. Иоанн Молебнов с.
В это же время был снесен крест на могиле Ф. Морозовой , почитаемой старообрядцами позднее здесь установили памятник в честь первого полета в космос. Национально-патриотическая деятельность Церкви укрепляла влияние Православия в народе, власти предпринимали меры к ограничению активности Церкви. Щербакову заместитель наркома гос. Кобулов сообщил, что еп. Питирим обратился к командованию одного из госпиталей в Калуге с предложением принять шефство над госпиталем и получил согласие. Осуществляя шефство, калужский собор приобрел на 50 тыс. В апр.
Узнав об этом, руководство НКГБ приняло меры «к недопущению впредь попыток со стороны церковников входить в непосредственные сношения с командованием госпиталей и ранеными под видом шефства». В органы власти стали поступать ходатайства об открытии храмов. В Калужской обл. В то же время репрессии, хотя и в незначительных масштабах, продолжались. За «антисоветскую агитацию» в окт. Потоцкий, в февр. Николо-Козинская церковь в Калуге. Онисифору Пономарёву , к-рый занимал Калужскую кафедру до марта 1960 г.
В епархии к началу служения еп. Онисифора в штате состояли 48 священнослужителей, действовало 26 храмов. В Калуге действовали 2 храма: Георгиевский кафедральный собор, где служили 2 священника и протодиакон, и Николо-Козинская ц. Продолжалось возвращение храмов, хотя прослеживалась тенденция к прекращению этого процесса. Так, в 1945 г. Онисифоре , в 1946 г. С 1949 г. Онисифор уделял много внимания ремонту храмов, формированию певч.
Архиерей часто переводил священников с прихода на приход, чтобы у властей не было повода для закрытия храма по причине отсутствия богослужения. ГИМ Св. ГИМ В 1948 г. Григорий Лысяк. Быстро пошел процесс уничтожения недействующих церковных зданий. По решению Калужского облисполкома от 6 апр. Милееве Хвастовичского р-на, хотя верующие с 1946 г. В янв.
Лисине Детчинского р-на. Георгия Победоносца «за лавками» в Калуге Главкинопрокату. Хрущёва поступила докладная записка с предложением разработать план уничтожения св. Так, только Свято-Тихонов источник в 1952 г. Руководство тогда порекомендовало местным партийным орг-циям ограничиться адм. Церковь во имя святых Космы и Дамиана. В 1953 г. Храмы были в 17 районах области, 12 районов действующих храмов не имели.
Службы в храмах епархии совершали 37 священников и 9 диаконов, т. Продолжался процесс уничтожения ранее закрытых храмов. В Калуге в этот период были снесены ц. Алексия Московского и алтарь храма св. Иоанна Предтечи. В февр. К 1 янв. Калужские власти начали активно следить за церковной жизнью, ввиду того что с мест поступали ходатайства об открытии новых храмов: если в 1955 г.
Партийным орг-циям на местах давались указания принимать меры по предотвращению появления таких прошений. В 1958 г. Если 1-е постановление не имело отношения к Калужской епархии, потому что здесь все мон-ри были закрыты на рубеже 10-х и 20-х гг. В нояб. Совет по делам РПЦ разослал письма «О введении регистрации членов исполнительных органов и ревизионных комиссий приходских церквей» в целях устранения настоятелей от управления приходами и ослабления материальной базы Церкви. Калужский облисполком рассылал по районам секретные распоряжения с требованием «организовать проведение массово-политической работы среди населения района и путем методов убеждения добиться прекращения паломничества и закрытия так называемых святых мест; разработать мероприятия, осуществление которых исключило бы возможность посещения этих мест паломниками». Лев-Толстовский районный совет, на территории которого находился почитаемый источник прп. Тихона Калужского, 21 апр.
Летом 1959 г. Прыски Николая Догаева. Прысках «как очаг разврата и разложения окружающего населения». Вскоре местные власти стали закрывать храмы: 10 авг. Введенье Тарусского р-на. События последних лет управления Калужской кафедрой еп. Онисифором дезорганизовали церковную жизнь в регионе, епархиальное управление не справлялось со своими функциями. На заседании Свящ.
Синода 5 марта 1959 г. Тульский архиеп. Антоний Кротевич констатировал полный упадок епархиальной жизни. В помощь еп. Онисифору было решено послать молодого свящ. Анатолия Родионова, назначенного настоятелем Свято-Георгиевского кафедрального собора в Калуге. В марте 1960 г. Онисифор ушел на покой, на его место 22 марта был определен Леонид Лобачёв , возведенный в сан архиепископа.
Ко времени его приезда в епархии при действующих 37 храмах осталось лишь 18 священников и 6 диаконов. Леонид не смог принять активное участие в жизни епархии, выезды в районы для поддержания приходов практически не осуществлялись, с кон. Калужский архиерей жил в Москве, в результате чего К. Красном Боровского р-на, 27 июля закрыты храмы в селах Никитском Медынского р-на и Юрьевском Малоярославецкого р-на, 31 окт. Лукьянове Малоярославецкого р-на. В оставшихся храмах любые хозяйственные работы должны были проводиться только с разрешения властей. Храмы ветшали и постепенно разрушались. Одновременно власти оказывали давление на священнослужителей, которых за малейшие нарушения уполномоченный снимал с регистрации.
Так, вина снятого с учета клирика калужского Николо-Козинского храма иером. Варнавы Улитина заключалась в том, что перед началом учебного года он отслужил молебен для родителей и детей. Не все священнослужители могли выдержать постоянное давление и угрозы. В 1960 г. Фёдоровского Угодско-Заводского ныне Жуковского р-на А. Овчаренко снял с себя сан. В 1961 г. Фёдоровском Угодско-Заводского р-на.
По сравнению с 40-ми гг. В июне 1961 г. Богородицы лавры , несколько жителей области послали денежные переводы в мон-рь. Совет по делам РПЦ дал указание калужскому уполномоченному Совета «выявить причины, побудившие этих лиц посылать такие переводы» и принять меры. В 1962 г. Предполагалось также «изучить обстановку в затухающих приходах с целью сокращения сети церквей» и принять «меры по ослаблению материально-технической базы церкви». Под разными предлогами к рукоположению в священнослужители и к поступлению в духовные учебные заведения старались не допустить лиц, окончивших высшие и средние специальные учебные заведения. Усиливая давление на Церковь, власти наталкивались на скрытое, а иногда и на прямое сопротивление.
Начали создаваться подпольные христ. Властям удалось обнаружить 2 незарегистрированные общины в Думиничском р-не: в с. Чернышене и дер. Сопротивлением верующих можно считать и то, что, только по офиц. Леонид был уволен на покой, временно управляющим Калужской епархией был назначен викарий Московской епархии Можайский еп. Стефан Никитин. Гостешеве Угодско-Заводского р-на, был вскоре закрыт и переоборудован под спортзал и мастерские. Стефан принял блаженную кончину во время проповеди в кафедральном Свято-Георгиевском соборе 28 апр.
Ермоген Голубев. В епархии в это время действовали 28 храмов, многие из них были отнесены властями к «затухающим» приходам и должны были закрыться. В начале служения архиеп. Ермоген особые усилия прилагал к активизации церковной жизни в центре епархии. В Калуге начали совершаться частые архиерейские богослужения, создавались большие хоры. К участию в службах приглашались воспитанники духовных учебных заведений архиерей оплачивал им проезд, обеспечивал питание и проживание , а также священнослужители из др. Калужский уполномоченный докладывал в Москву, что архиеп. Ермоген не прислушивается к «деловым советам и соображениям» уполномоченного.
Власти оказывали давление на архиерея, заставляя подчиняться их требованиям, удаляли из епархии верных ему священнослужителей и мирян, пытались оклеветать архиепископа перед верующими, организовывали «жалобы верующих» на правящего архиерея и близких к нему «неблагонадежных» священников. В ответ архиеп. Ермоген в 2 раза уменьшил сумму взноса в Фонд мира и стал расходовать эти деньги на поддержку бедных приходов. Так, в с. Захаровском ныне дер. Гребёнкино Медынского р-на храм готовился к закрытию, но владыка отменил все отчисления с прихода, передал храму иконы и свечи, отремонтировал церковь за счет епархии и стал регулярно приезжать туда для совершения служб. Приход сохранился. Ермоген выезжал для служения на приходы епархии, как правило, с большим хором.
Эти посещения расценивались уполномоченным как «демонстрация и реклама». Особое внимание архиеп. Ермоген уделял кадровому вопросу. Он старался привлекать к служению молодых преданных Церкви священников с безукоризненным моральным обликом, имеющих духовное образование. Были отправлены за штат престарелые священнослужители и те, кто скомпрометировали себя недостойным поведением. Когда уполномоченный на очередной беседе указал на недопустимость таких увольнений, архиеп. Ермоген заметил, что «в интересах антирелигиозной пропаганды такой поп является весьма полезной фигурой», но его «горе-священники» не удовлетворяют. В беседах с уполномоченным архиерей критиковал церковную политику Хрущёва, говорил о вмешательстве гос-ва во внутрицерковные дела, о нарушении конституционных прав верующих.
Калужский облисполком принял решение «Об ограничении деятельности церковников», в одном из пунктов к-рого значилось: «... Судя по формулировке, окончательно прекратить паломничество ранее не удалось. Калужский горисполком подтвердил запрет на колокольный звон в городе 1-е постановление по этому вопросу было принято 3 сент. Власти инспирировали многочисленные жалобы населения на колокольный звон. После отставки Хрущёва 14 окт. Ермоген начал составлять прошение на имя Святейшего патриарха Алексия I с предложением внести поправки в редакцию «Положения о Русской Православной Церкви», в частности, ввести настоятелей приходов в качестве председателей в приходские собрания и приходские советы. С осени 1964 г. Документ, составленный летом или весной 1965 г.
Ермогена решились подписать еще 9 архиереев. Инициатива архиеп. Ермогена не имела успеха, 25 нояб. Калужский уполномоченный сообщал, что усиливается влияние Православия на население, практически во всех церквах увеличились доходы и количество совершаемых треб. Возросло количество верующих. На Калужской кафедре архиеп. Ермогена сменил архиеп. Донат Щёголев , управлявший епархией с 25 нояб.
Этот период характеризуется прекращением открытых гонений и сохранением жесткого адм. На рубеже 70-х и 80-х гг. Вместе с тем были очевидны и негативные тенденции: количество хиротоний в эти годы снизилось до минимума, в духовных школах страны среди студентов калужан не было. Кардинальные изменения в жизни епархии как и во всей Русской Церкви совпали с пребыванием на Калужской кафедре еп. Илиана Вострякова ; 1982-1990. К празднованию 1000-летия Крещения Руси калужские власти разрешили капитальный ремонт Свято-Георгиевского кафедрального собора и передали епархии 2 храма. В июне 1988 г. Белкино под Обнинском и во имя Св.
Троицы в Кондрове. Торжества, посвященные 1000-летию Крещения Руси, в К. Тихона Калужского - 29 июня 1988 г. На Соборе РПЦ 6-9 июня 1988 г. В 1988 г. Оптина пуст. В 1989 г. Георгия Победоносца в с.
Гремячеве Перемышльского р-на и Св. Троицы в Мосальске. В том же году коллегия обл. Решением Калужского облисполкома от 15 мая 1990 г. Церкви был передан Шамординский мон-рь. Климент Капалин; с 25 февр. К этому времени в К. В некоторых районах и городах области не было ни одного храма.
В епархии служили 44 священника и 5 диаконов. Жен-мироносиц; в 1990 г. В 1991 г. Богородицы на р. Калужке в дер. Ждамирово Ферзиковского р-на, Спаса Нерукотворного в с. Клыкове Козельского р-на, св. Александра Невского в Кирове.
В пос. Воротынске Бабынинского р-на был оборудован молитвенный дом во имя прп. Серафима Саровского, началось строительство новых храмов в Жиздре, в пос. Трудовом ныне в черте Калуги и в с. Бояновичи Хвастовичского р-на. Калужской ДС, в к-ром разместилось Калужское епархиальное управление.
Сайт калужской епархии новости
Патриархата, расположенные на территории Калужской области. новости, происшествия, мероприятия и другие сводки событий в городе в Калуге по теме Калужская епархия. Калужская епархия официальный сайт новости и слухи сегодня. Архипастырское служение.
В Никитский храм Калуги принесены святыни из Козельского района
Реалии, Крым. Реалии, Фактограф, Север. Минина и Д.
Христины, вмч. Меркурия, найденный при раскопках Троицкого Лютикова мон-ря. В Богородице-Рождественской пуст. Юрьевское Малоярославецкого р-на в Покровскую ц. Карижа того же района. Одна из главных святынь К. Богородицы в с. Калужка Калужского у.
В Калуге имеются чудотворные списки Калужской иконы в Троицком и Георгиевском соборах. Событиями в епархиальной жизни стали принесения св. Елисаветы Феодоровны и инокини Варвары , 28-29 апр. Спиридона Тримифунтского, 10 мая 2008 г. Александра Невского. Архиереи: еп. Серапион Александровский; 16 окт. Феофилакт Русанов; 30 окт. Евлампий Введенский; 16 апр. Евгений Болховитинов; 19 июля 1813 - 7 февр.
Антоний Соколов; 15 нояб. Филарет Амфитеатров; 1 июня 1819 - 12 янв. Григорий Постников; 4 янв. Гавриил Городков; 20 мая 1828 - 26 авг. Никанор Клементьевский; 5 сент. Николай Соколов; 20 окт. Димитрий Муретов; 5 окт. Григорий Митькевич; 9 дек. Владимир Никольский; 14 мая 1881 - 21 мая 1888 , еп. Анастасий Добрадин; 21 мая 1888 - 3 июня 1890 , еп.
Виталий Иосифов; 3 июня 1890 - 15 сент. Анатолий Станкевич; 29 сент. Александр Светлаков; 29 янв. Макарий Троицкий; 22 окт. Вениамин Муратовский; 10 июля 1901 - 31 дек. Александр Головин; 31 дек. Тихон Никаноров ; 25 июня 1912 - 13 мая 1913 , еп. Георгий Ярошевский; 13 мая 1913 - 6 июля 1916 , еп. Феофан Туляков; 6 июля 1916 - 29 сент. Стефан Знамировский; 29 сент.
Павел Введенский; 12 авг. Сильвестр Братановский; 1 янв. Павлин Крошечкин; 30 сент. Димитрий Добросердов; 16 июня 1933 - 23 марта 1934 , архиеп. Августин Беляев; 9 апр. Питирим Свиридов; 10 янв. Алексий Сергеев; 24 июля 1943 - май 1944 , Крутицкий и Коломенский митр. Николай Ярушевич ; май 1944 - окт. Онисифор Пономарёв; окт. Леонид Лобачёв; 22 марта 1960 - 19 июля 1962; 14 мая - 29 мая 1963 , еп.
Стефан Никитин; 19 июля 1962 - 28 апр. Ермоген Голубев; 29 мая 1963 - 25 нояб. Донат Щёголев; 25 нояб. Николай Кутепов ; 17 апр. Никон Фомичёв; 11 июня 1977 - 16 июля 1982 , еп. Илиан Востряков; 16 июля 1982 - 20 июля 1990 , митр. Климент Капалин; с 20 июля 1990 в сане архиепископа, с 25 февр. Спасо-Преображенский мон-рь в пос. Воротынск Спасо-Преображенский мон-рь в пос. Воротынск Действующие: Пафнутиев Боровский муж.
Льва Толстого Дзержинского р-на, основана во 2-й пол. Козельска, основана в XV в. Спас в Калуге, основан в нач. ХVI в. Шамордино Козельского р-на, основана в 1884 как община, в 1901 преобразована в монастырь, закрыта в 1918, возрождена в 1990 , Рождества Пресв. Богородицы пуст. Барятине Дзержинского р-на, основана в 1995 , Клыковская в честь Нерукотворного образа Спасителя пуст. Клыкове Козельского р-на, основана 17 июля 2001. Успенский Гремячев мон-рь. Богородицы муж.
XVIII в. Михаила муж. Воротынск и дер. Заболотье Перемышльского р-на, основан в ХV в. Боровенск Мосальского р-на, основан в XV в. Ильинское Перемышльского р-на, основан ранее 1545, закрыт в 1776 , жиздринский во имя Св. Троицы муж. Жиздра, основан ранее 1547, сгорел в 1760 , Свято-Троицкий Лютиков муж. Корекозева Перемышльского р-на, основан ранее 1556, закрыт в 1918 , перемышльский Николаевский Резванский муж. Шатрищи Износковского р-на, основан не ранее XVI в.
Драгошань Зимницы Жиздринского у. Городечня близ Серпейска, ныне Мещовского р-на, основана в кон. Новодяглево и с. Жерелево Куйбышевского р-на, основан в 1868 как Белокопытовская Казанская жен. Зелёном в черте Калуги, основан не позже 1871, закрыт в 1918 , калужский в честь Воздвижения Креста Господня муж. Татарское Жуковского р-на, основан в 1892 как община, с 1917 мон-рь, закрыт в 1918-1919 , Николо-Печерская община жен. Муковнине, между совр. Дугна Ферзиковского р-на, основан в кон. Мстихино, ныне в черте Калуги, основан в 1905, закрыт в июле 1918 , Мелхиседекова Одигитриевская пуст. Анновка, ныне деревня Кировского р-на, основана в 1916, в 1918 закрыта.
Монастыри, ранее входившие в К. Доброе Суворовского р-на Тульской обл. Одоев Тульской обл. Михаила Малеина монастырь муж. Лихвине ныне Чекалин Тульской обл. Список культовых сооружений Калужской губ. История Калужской епархии: [Канд. Тихие приюты для страдающей души: Лекции-беседы с портр. Калуга, 1917; То же продолжение : 19-22 июня 1917 г. Калуга, 1917; Церковь и жизнь.
Марк Хомич. О старинных рукописных памятниках, хранящихся при мон-рях и церквах Калужской губ. Обозрение рукописей и старопечатных книг в книгохранилищах мон-рей, городских и сельских церквей Калужской епархии. История Церкви в пределах Калужской губ. Калуга, 1876; он же. Описание Лихвинского Покровского Доброго муж. Калуга, 1888 2; он же. Летопись калужская от отдаленных времен до 1841 г. Леонид Кавелин. Опись церк.
Сборник ист. Калуга, 1889; Преображенский М. Памятники древнерус. Материалы для ист. Жизнеописание в Бозе почившего оптинского старца иеросхим. Козельск, 2006; Ист. Калуга, 1900; Казанская Амвросиевская жен. Шамордине и ее основатель оптинский старец иеросхим. Калуга, 1908; Калужская старина. Калуга, 1901-1911.
Калуга: Опыт ист. Калуга, 1912, 1992п; Ильичёв Л. Формирование науч. По Калужской земле: От Боровска до Козельска. Оптина пустынь и ее время. Национализация монастырских имуществ Советской России 1917-1921 гг. Борис Холчев : [Жизнеописание. Калуга, 1993-2003. Анатолии Потапове и о. Еремина, Е.
Калужское земство, 1865-1918: Очерки истории. Киров, 1997. Пафнутий, игумен и чудотворец Боровский, и его обитель. Годы испытаний: История Правосл. Церкви на Калужской земле с 1917 по 2000 гг. Калуга, 2001; Ильинская А. Судьбы шамординских сестер. Тихон, Калужский чудотворец. Церковь и гос-во: Калужская епархия в синодальный период развития Рус. Калуга, 2000; Калужская энциклопедия.
Климент Капалин. Обители земли Калужской. Калуга, 2004; он же. Синодик священнослужителей, монашествующей братии и благотворителей. Калуга, 2004-2009. Литературное наследие Оптиной пустыни. Партизан наградили через 62 года: [о. Викторин Зарецкий, свящ. Не стоит село без праведника…: Подвижники Мещовского края. Оптина пустынь и ее воспитанники в 1825-1917 гг.
Дамаскин Орловский. Козельск, 2007. Социальное служение Рус. Церкви в Калужской епархии: 2-я пол. XIX - нач. Калуга, 2007; Жития новомучеников и исповедников Оптиной пуст. Козельск, 2008; Климент Капалин , митр. Возрастание в вере. Калуга, 2009; Пономаренко Д. Епископ Стефан Никитин.
Алексахина, прот. Андрей Безбородов, Г. Запальский Архитектура Первые храмы на территории К. На посаде в Калуге в 90-х гг. Богородицы Французова. Михаила Там же. Илии Там же. Было 2 храма вмч. Георгия - «на Варобьевки» Там же. Возможно, к посвящениям церквей восходили названия посадских «сотен»: Покровская Там же.
До сер. Сведения о формах деревянных храмов отрывочные: в описи Калуги 1626 г. Троицы «о дву шатрах» вероятно, имевший вертикально вытянутую композицию , в старом остроге - храм апостолов Петра и Павла, «клетцкий, о трех верхах», храм Покрова Пресв. Богородицы, «клетцкий, о дву верхах». В Тихоновой пуст. XXI в. Покрова Пресв. Богородицы кон. Высоком ныне в черте г. Боровска; в нач.
Церковь Покрова Пресв. Богородицы в Боровске. О формах деревянных храмов кон. Преображенского Преображенский. В лесных и небогатых уездах Жиздринский, Медынский или Малоярославецкий строились храмы простого клетского типа, напр. Богородицы 1675? Передоль под Малоярославцем ныне деревня Жуковского р-на с подведенными под общую 2-скатную крышу с небольшой луковичной главкой трапезной и наосом Там же. Редкую группу, сохранившуюся до кон. Высоком: их 3-частные композиции включали равноширокие срубы трапезной, повышенного часто 2-светного четверика под 4-скатной крышей с одной главой и 5-гранный алтарь, равный по высоте трапезной, иногда чуть уже четверика Там же. Характерной чертой храмов этого типа были открытые галереи на консолях и со скатными кровлями , окружавшие здание с 3 сторон, а также невысокие подклеты под всем храмом, как, напр.
Богородицы 1690, не сохр. Тростье под Тарусой Там же. Галереи могли охватывать трапезную и продолжаться до середины стены четверика, как в ц. Покрова в с. Высоком, или окружать здание с 3 сторон, исключая алтарь, как в Воскресенской ц. Кременском Медынский р-н; Там же. Особую разновидность представляла церковь в с. Косяги Боровский у. Преображения Господня 1753, обновлена в 1830 в с. Буринове Жуковский р-н; барабан не сохр.
К редкому типу с крестообразным нижним объемом и 8-гранным барабаном относилась ц. Рождества 1705 в с. Огорь Жиздринский р-н; Там же. План ц. Воскресения в с. Кременском по М. Преображенскому План ц. Преображенскому Колокольня могла примыкать к зданию с запада, отделяясь от трапезной небольшим проходом мостом , соединявшим боковые галереи, как в ц. Отдельно стоящие колокольни были около церквей в с. Кременском и с.
К старейшему типу колоколен относились постройки с нижним невысоким четвериком и верхним 6- или 8-гранным столпом иногда ярусным , завершенным шатром. Однако встречались старинные колокольни и с квадратными ярусами, как в храме в с. Передоль: верхний ярус с небольшими слуховыми окнами архаичной конструкции, которые заслоняли изнутри щитами от непогоды; над 4-скатной крышей помещались «фонарь» и высокий шпиль, возведенные уже в XVIII в. Церковь свт. Николая Чудотворца в с. Деревянные храмы 3-частной композиции с основным объемом типа «восьмерик на четверике», пониженными алтарем и трапезной и примыкавшей с запада колокольней , копировавшие формы каменной архитектуры, часто строились в XVIII в. Эти храмы уже не имели подклетов и галерей, как, напр. Хрустали Малоярославецкий р-н; обе не сохр. Церковь в Хрусталях имела кубический 2-светный четверик, невысокий и широкий световой восьмерик и на вершине граненой крыши - 8-гранный барабанчик с главкой. Равноширокая четверику квадратная 2-столпная трапезная и более узкий 5-гранный алтарь были высотой в половину четверика.
Горохове Мещовский р-н не сохранился Никольский храм 1777 с основным объемом в форме крупного четверика. Собор Рождества Пресв. Богородицы Пафнутиева Боровского мон-ря. Преображенскому Собор Рождества Пресв. Преображенскому Древнейшие известные каменные храмы К. Большинство было построено не ранее XVI в. Самым древним сооружением в К. Каменском бывш. Боровского у. Каменки в р.
Нару ныне Наро-Фоминский р-н Московской обл. В XIV в. XIХ в. Преображенский, обративший внимание на уникальность его архитектуры, предположительно датировал его XV-XVI вв. В процессе исследования и реставрации 1958-1964 гг. Зодчество Сев. XIV в. Одноглавый бесстолпный 3-апсидный храм имеет план в виде равноконечного креста с короткими ветвями, вписанного в квадрат,- форма, необычная для рус. Очертания сводов в ветвях креста параболические; барабан опирается на своеобразный конический свод. Первоначальные перспективные порталы имели килевидные архивольты, узкие щелевидные окна и, вероятно, позакомарное покрытие.
Церковь прор. Илии в с. Преображенскому Церковь прор. Преображенскому Крупнейшим сооружением этого периода был белокаменный собор Рождества Пресв. Богородицы 1466 Пафнутиева Боровского монастыря, фрагменты которого были исследованы археологами в сер. Храм, возведенный по инициативе основателя мон-ря прп. Пафнутия Боровского, относился к московскому типу больших монастырских соборов. Крестовокупольный 4-столпный одноглавый храм имел квадратную основную часть шириной по фундаментам ок. Выголов считал, что его формы повторяют архитектуру раннемосковских памятников -Успенского собора в Звенигороде и соборов Саввина Сторожевского, Спасо-Андроникова, Троице-Сергиева мон-рей. Он предположил, что собор Пафнутиева Боровского мон-ря имел «позакомарное покрытие с дополнительными ярусами закомар и кокошников на ступенчатом постаменте барабана главы» Выголов.
Собор Преображения Господня Спасского Воротынского мон-ря. Особое место в архитектуре К. Ильинском Малоярославецкого у.
Комиссия завершила свою работу общей молитвой. Источник: сайт Калужской епархии.
Главная страница Новости благочиния Митрополит Калужский и Боровский Климент вручил награду клирику Калужской епархии Митрополит Калужский и Боровский Климент вручил награду клирику Калужской епархии 12. Роща г.