Утренние и вечерние молитвы, Последование ко Святому Причащению, Молитвы по Святом Причащении, Монашеское Правило. Утренние и вечерние молитвы необходимы для того, чтобы помнить о Боге, Его любви и заповедях. Утренние молитвы.
Архивные выпуски
- Молитвы в Пятницу 5-й седмицы Великого поста
- Москва. Время намаза
- Молитвы в Пятницу 5-й седмицы Великого поста
- Последние выпуски
Молитва молитвы по дням недели
Тем и лежу наг от всякаго благотворения, возсмердеша и согниша раны моя от лица безумия моего. Владычице моя Богородице, молю Тя смиренно, воззри на мя милостивым Твоим оком, и не возгнушайся мене, всего помраченнаго, всего оскверненнаго, всего в тине сластей и страстей погруженнаго, люте падшаго и возстати не могущаго. Умилосердися убо на мя, и даждь ми руку помощи, воздвигни мя из глубины греховныя, о радосте моя, избави мя от обышедших мя; просвети лице Твое на раба Твоего, спаси погибающаго, очисти оскверненнаго, возстави падшего люте: можеши бо вся, яко сущи Мати Бога Всемогущаго. Излей на мя елей милосердия Твоего и вино умиления точити ми подаждь: Тебе бо воистину едину надежду стяжах в животе моем; не отрини убо мене, к Тебе притекающаго, но виждь скорбь мою, Дево, и души желание, и сие приими и спаси мя, Ходатаице спасения моего. Во время живота моего не остави мене: веси бо, Владычице, яко на Тя всю мою надежду возлагаю и все упование мое о Тебе есть. Тем и во время смерти моея предстани ми. Помощнице моя, радосте и сладосте моя: не остави мене тогда, надежде моя, и не посрами мене тогда.
Вем бо, вем, Дево, яко многим грехом повинен есмь, окаянный, и трепещу, помышляя час оный; но, Радосте моя, яви ми тогда лице Твое, удиви на мне милость твою, Ходатаице спасения моего; изми мя, Владычице , от лютости бесовския и страшнаго и грознаго испытания воздушных духов, и злобы их избави, и всю тогдашнюю скорбь и печаль на радость преложи Твоим присещением. И сподоби безбедно прейти ми начала и власти тьмы, и достигнута покло-нитися на престоле славы сидящему Христу и Богу нашему, со Безначальным Его Отцем и Пресвятым Духом, во веки. Спаси мя, смиреннаго и греш-наго раба Твоего: Ты бо веси, всемилостивая Госпоже, яко всю мою надежду по Бозе на Тя возлагаю, и несть ми инаго прибе-жища спасительнаго, токмо Ты, Всеблагая: Ты моя крепость, Владычице, Ты моя и сила. Ты мое радование в скорбех. Ты мое пристанище во икушениях. Ты мое исправление в падениях.
Ты и спасение мое всенадежное, о Мати Зиждителя и Господа моего! Помози ми плавающему в пучине жития сего лютее обуре- ваемому и бедствующему от потопления греховнаго. Даждь ми руку помощи, Помощнице моя, и избави мя от тимения глуби-ны, да не погрязну в бездне отчаяния: буря бо грехов и страстей возста на мя, и волны беззаконий погружают мя. Но Ты, милосердная Мати, в пристанище безстрастия настави и спаси мя, безнадежных Надеждо и Ходатаице спасения моего. Спаси мя от всех враг моих, гонящих душу мою и ловящих ю различными искушении: на пути бо сем, по нему же хожду, многия сети скрыша ми; многия соблазны, многия неудобства, многая прелести, многия немощи, душевныя и телесныя, уловляют мя в падения греховныя. И уже аз, окаянный, впадох в сети вражия, и связан, и держим есмь ими: и что сотворю, отчаянный аз, недоумею.
Аще бо восхощу покаятися, нечувствием и ожесточением одержим есмь; аще же плаката понуждаюся, не имам сокрушения сердечнаго и слез ни поне единыя капли. Увы окаянства моего! К кому убо прибегну прочее, повинный аз? Токмо к Тебе, благоутробная Мати Господа и Спаса нашего, ненадежных надеждо, стено и покрове к Тебе притекающих! Не отрини убо мене блуднаго, не возгнушайся мене сквернаго: Тебе бо едину в жизни моей стяжах утеху, Дево Марие Богородице, и к Тебе единей во всякой нужде прибегаю со дерзновением: не остави убо мене в жизни сей и во время смерти моея, предстани в помощь. Помощнице моя, да узрят Ти вси врази мои и постыдятся, Тобою побежденнии, Владычице, Ходатаице спасения моего.
Вся преславная о Тебе содеянная таинства, Богородице, выше смысла и слова суть; красоте девства Твоего и пресветлой чистоте Твоей удивишася Херувимы и ужасошася Серафимы; чудесе бо рождества Твоего нетленнаго ни человеческий, ни ангельский язык изрещи может.
К тебе единей, сладкая Марие Богородице, услаждающая на Тя уповающим горесть смерти и избавляющая взывающих к Тебе от лютыя геенны. Ты и мне помози, Всеблагая, не имущему тогда иныя помощи, токмо Тебе, Всепетая.
Спаси мя от ужасов смертнаго часа и лютости тогда бесовския, спаси мя от власти духов злобных на мытарствах воздушных по смерти; яви, молюся Ти, яви ми тогда пресветлое лице Твое, Владычице, и не остави мя безпомощнаго. О милосердная Мати! Преклонися на милость ко мне, лишенному милости от дел моих, и умоли, Его же родила еси плотию, Христа, Спасителя и Бога нашего, нас ради на кресте пречистую Кровь Свою излиявшаго, да и аз причастник буду заслуг Его крестных пред Отцем Его Богом, и их ради получу грехов прощение и вечное спасение, и прославлю неизреченное милосердие Твое, Богородице, и Твое милостивое предстательство в безконечныя веки.
Радуйся, радость от Ангела приемшая в благовещении имеющаго воплотитися от Тебе Бога Слова! Радуйся, всех Зиждителя в Твоих ложеснах носившая! Радуйся, Бога плотию рождшая, миру Спасителя!
Радуйся, в рождестве девство нетленно сохранившая! Радуйся, от волхвов дары приемшая и поклонение их от Тебе Рождшемуся видевшая, и пастырей преславная о Нем словеса слышавшая и в сердце Твоем слагавшая! Радуйся, болезни лютыя во страдании крестном, распятии и смерти Сына Твоего, пресладкаго Иисуса, испытавшая, воскресением же Его тридневным обрадованная светло!
Радуйся, вознесение Сына Твоего и Бога со ученики Его во славе небесней видевшая! Радуйся, от него ниспосланнаго Духа Святаго, в горнице Сионстей в виде огненных языков нисшедшаго, со ученики Господни приемшая! Радуйся, чистотою и святынею вся ангельския чины и всех святых лики превосходящая!
Радуйся, возвеличенная славою, пришествием к Тебе Сына Твоего и Бога! Радуйся, Того святым рукам душу Твою радостно предавшая! Радуйся, славно превознесенная Твоим на небеса с телом восшествием!
Радуйся, по преставлении Твоем боговидцем апостолом в третий день явившаяся!
Поэтому и в период Четыредесятницы в этот день принято усиливать пост. В случае совершения Преждеосвященной литургии вечером причастники обычно держат евхаристический пост с полудня, то есть в течение как минимум шести часов некоторые воздерживаются от еды и питья весь день, но прежде чем брать на себя такой аскетический подвиг, нужно оценить свои реальные возможности и физическое состояние. О духовном смысле пятницы первой седмицы Великого поста и особенностях богослужений в этот день рассказал иерей Даниил Рябинин, руководитель миссионерского отдела Екатеринбургской епархии. Особенностью пятницы первой седмицы Великого поста является то, что в этот день после заамвонной молитвы в самом конце службы совершается молебный канон великомученику Федору Тирону и благословляется коливо. Эта традиция связана с событием, происшедшим в IV веке в Константинополе при императоре Юлиане Отступнике, хулителе православной веры.
Как-то в первую седмицу Великого поста он приказал тайно окропить идоложертвенной кровью все продукты на рынках города для того, чтобы поиздеваться над христианской верой. Местным епископом был архиепископ Евдоксий, которому во сне явился великомученик Федор и предупредил его о злом намерении императора.
Ефрем понял, что осужден за старые грехи. Он молился о прощении и был освобожден. Выйдя из тюрьмы, св.
Ефрем стал подвижником. Он так преуспел, что ему предложили епископство, но аскет отказался. Главным занятием прп. Ефрема было покаяние. Святой Ефрем стал великим церковным поэтом, вполне признанным современниками.
Еще при жизни толкования Священного писания и молитвы святого сирийца переводились на греческий, латинский, арабский, коптский, эфиопский, армянский, грузинский, славянский и другие языки. Авторитет святого Ефрема был так высок, что его творения читались в церкви сразу после Библии. В своих текстах святой использовал не только изысканные литературные обороты, но даже каламбуры — так легче доходило до народа разоблачение лжеучений. Некий еретик проповедовал ересь с помощью популярных песенок. Святой Ефрем, почуяв тренд, моментально перенял тот же стихотворный размер для проповеди Православия.
Заключение Теперь вы знаете, какие читать молитвы в Великий пост дома. Но одной информации мало, если она не подкреплена желанием измениться и найти путь к Богу. Человек сосредотачивает внимание на том, что ему интересно и поучительно.
Когда читается не обычное молитвенное правило?
Молитва ко Пресвятой Троице 0:19. Утренние молитвы читают схиархимандрит Илий (Ноздрин) и иеродиакон Илиодор (Гариянц) (Оптина пустынь). А в среду и пятницу утреннее богослужение включает утреню, часы, изобразительны и Литургии Преждеосвященных даров. Утренние молитвы в Великий пост.
Глас вокальный проект: еще
- Другие статьи в литературном дневнике:
- Какие молитвы читают в пятницу
- Обязательные утренние молитвы во время Великого поста 2023 года
- Утренние молитвы: на начало дня
Молитвы Архангелам на каждый день недели
«» выяснила, какие молитвы стоит произносить утром, чем отличается домашняя молитва от церковной службы и чего нельзя допускать в процессе моления. Когда появились утренние молитвы в том виде, в котором они находится сейчас в православных молитвословах. На Светлой седмице вместо вечерних и утренних молитв (молитвенного правила) поются или читаются Часы Пасхи.
Библиотека. Архив «Русской веры»
- Москва. Время намаза
- Молитвы для Великого поста по дням, которые нужно читать дома 1 часть | Александр, 19 февраля 2021
- Утренние молитвы - читать текст на русском | Слушать онлайн
- Африка, Ближний Восток и Индия
- Поиск по сайту
- Что такое молитва?
Утренние молитвы: 13 сильных молитв для ежедневного прочтения по утрам
Для того, чтобы облегчить молитвенный труд христиан, особенно начинающих, церковью составлено ежедневное утреннее и вечернее правило, а также сильные молитвы по дням недели. Молитва мытаря (Евангелие от Луки, глава 18, стих 13). Какие молитвы читают в пятницу в полной и расширенной версии, специально для Вас. Программу о современном христианском искусстве ведут а и енко.
Какие молитвы нужно читать по дням недели
Перевод: Вот, Жених приходит в полночь, и блажен тот раб, кого найдет Он бодрствующим, но, напротив, недостоин тот, кого Он найдет беспечным. Смотри же, душа моя, не будь побеждена сном, да не будешь смерти предана, и заключена вне Царствия, но воспрянь, взывая: Свят, Свят, Свят Ты, Боже, по молитвам Богородицы помилуй нас! Тропарь поется на утрене в первые три дня Страстной седмицы. В этом тропаре Церковь внушает нам спасительный страх внезапного пришествия Судии мира и побуждает нас к духовному бодрствованию. В его основе лежит притча о десяти девах Мф. Перевод: Чертог Твой вижу я, Спаситель мой, украшенным, но одежды не имею, чтобы войти в него.
Сделай светлым одеяние души моей, Податель света, и спаси меня. Эксапостиларий поется в первые четыре дня Страстной седмицы. В этом песнопении мы исповедуем перед Господом свое недостоинство, сокрушаемся и плачем, подобно невесте, оставленной вне брачного чертога. Перевод: Когда славные ученики при умовении на вечере просвещались, тогда Иуда нечестивый, заболевший сребролюбием, омрачался и беззаконным судьям Тебя, Праведного Судию, предает. Смотри, любитель стяжаний, на удавление из-за них стяжавшего!
Беги от ненасытной души, на такое против Учителя дерзнувшей! Господи, ко всем благой, слава Тебе! В течение Великого поста оно также читается в последовании ко Святому Причащению. Перевод: Вечери Твоей таинственной участником в сей день, Сын Божий, меня прими. Ибо не поведаю я тайны врагам Твоим, не дам Тебе поцелуя, такого, как Иуда.
Перевод: Ныне висит на древе Тот, Кто повесил землю на водах; терновым венцом покрывается Ангелов Царь; в порфиру шутовскую одевается Одевающий небо облаками; пощечины принимает Освободивший от греха Адама в Иордане; гвоздями прибивается Жених Церкви; копьем пронзается Сын Девы. Поклоняемся страданиям Твоим, Христе, поклоняемся страданиям Твоим, Христе, поклоняемся страданиям Твоим, Христе, покажи нам и всеславное Твое Воскресение. Перевод: Разбойника благоразумного в тот же день Ты рая удостоил, Господи. И меня древом Крестным просвети и спаси меня. Благоразумный разбойник — один из двух разбойников, распятых на Голгофе рядом с Иисусом Христом, раскаявшийся, уверовавший во Христа, смиренно выразивший перед Ним свою веру и получивший от Него обетование, что «ныне же» будет пребывать с Ним в раю.
Покаяние благоразумного разбойника воспоминается в песнопении на утрене Великой Пятницы при чтении Двенадцати Евангелий. Перевод: Благородный Иосиф, с древа с Креста сняв пречистое тело Твое, чистым полотном обвив и помазав благовониями, в гробнице новой положил. Иосиф Аримафейский, о котором говорится в тропаре, был богатым иудеем, членом синедриона и тайным учеником Христа. После смерти Спасителя Иосиф испросил Его тело у Пилата для погребения. Когда позволение было получено, вместе с Никодимом он снял тело Спасителя с креста, обвил его плащаницей, с благовониями, как обыкновенно погребали иудеи, и положил в новом гробе, недавно высеченном в скале в его саду, привалив большой камень к двери гроба.
Перевод: Да умолкнет всякая плоть человеческая, и да стоит со страхом и трепетом, и ни о чем земном в себе да не помышляет, ибо Царь царствующих и Господь господствующих приходит заклаться и дать Себя в пищу верным. Пред Ним шествуют сонмы Ангелов со всяким их начальством и властью, многоокие Херувимы и шестикрылые Серафимы, закрывая лица и возглашая песнь: Аллилуия, Аллилуия, Аллилуия. Перевод: Не рыдай надо Мною, Матерь, видя, что Тот Самый Сын, Котораго Ты без семени зачала во чреве, во гробе: вот Я восстану и прославлюсь и, как Бог, превознесу навсегда и во славе тех, которые с верою и любовно прославляют Тебя Ирмос 9-й песни канона утрени «Не рыдай Мене, Мати» поется как задостойник на Литургии в Великую Субботу. Какие молитвы читать утром и вечером дома Что такое утренние и вечерние молитвы и почему они так важны в жизни каждого православного христианина? Многие святые отцы называют эти ежедневные молитвы духовной гигиеной, необходимым минимумом для начинающего верующего.
С помощью этих молитв и особенно за счет их регулярного и добросовестного чтения миряне становятся ближе к Господу, очищаются духовно, учатся смирению, покаянию и благодарности. Трудно переоценить их значимость, особенно в современном мире. Какие существуют молитвы и особенности их прочтения В православии есть такой термин — молитвенное правило. Так называются совокупности молитвенных текстов, предназначенных для утренних и вечерних чтений. Эти обязательные молитвы можно найти в каждом молитвослове.
Молитвенное правило было сформировано еще несколько столетий назад, и с тех пор стало ориентиром для православных верующих. Молитвенное правило подразделяется на полное, то есть общее для всех, и краткое, индивидуальное оно обсуждается с духовником и назначается с его благословения, в случаях, например, болезни, дефицита сил, высокой загруженности на работе и т. Есть еще разновидность краткого молитвенного правила от святого Серафима Саровского. Согласно нему, если верующий находится в крайне слабом состоянии или сильно ограничен во времени, то можно прочесть лишь следующие молитвы: трижды «Отче наш», трижды «Богородице Дево, радуйся» и единожды «Символ веры». Молитва «Отче наш» Отче наш, Иже еси на небесех!
Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избавь нас от лукавого. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна. И воскресшаго в третий день по Писанием.
И восшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца. Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. Исповедую едино крещение во оставление грехов.
Впоследствии библейские чтения были заменены на константинопольские, однако в песнопениях сохранились иерусалимские темы, так что 3-ю неделю можно назвать "седмицей о блудном сыне". Оно было установлено в древности, чтобы в середине поста поддержать духовные силы верующих. Это напоминание о том, что именно Крест является главным орудием спасения христиан, а также о том, что он — символ не только искупительной смерти Иисуса Христа, но и его воскресения, открывшего путь в рай всем, кто готов следовать за Спасителем.
Богослужения в третью неделю Великого поста Великий пост — совершенно особенный период в церковном году. Каждый день, каждая служба наполнены особым смыслом. С третьей седмицы Четыредесятницы церковь начинает особенно ободрять и укреплять тех, кто соблюдает пост. В чтениях этой недели им приводятся примеры благочестивого подвижничества, самоотвержения и терпения. В среду и пятницу, как в среду и пятницу всех остальных седмиц Святой Четыредесятницы, служится Литургия преждеосвященных Даров. В субботу проходит поминовение усопших. Во время всенощной в воскресенье торжественно выносится украшенный цветами Животворящий Крест и трижды поется "Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим".
Это песнопение сопровождается совершением трех земных поклонов. После этого верующие подходят целовать крест. Вынос креста осуществляется для того, чтобы напомнить верующим о страданиях и смерти Христа, а также укрепить постящихся в их маленьком духовном подвиге. Поэтому третье воскресенье и четвертая седмица Великого поста называются "Крестопоклонными". Верующие просят Господа о воздержании от пороков и об укреплении веры. В эти дни нужно уделять молитвам больше времени, чем обычно. Если нет возможности ходить в храм, то можно молиться самостоятельно.
В третью седмицу поста читают: молитву утреннюю и вечернюю; молитвенные тексты о покаянии; молитву Ефрема Сирина. В среду и пятницу на третьей неделе Великого поста верующие должны посетить храм, где в эти дни служится Литургия преждеосвященных Даров. На поминовении усопших в среду также проходит особая литургия, после чего на кладбищах и храмах служат литии и панихиды. Однажды его посадили в тюрьму.
Наконец, любоначалием можно считать вообще желание контролировать собственную жизнь, а не предавать ее в руки Божии. О таковых говорил еще Апостол Иаков: «Теперь послушайте вы, говорящие: «сегодня или завтра отправимся в такой-то город, и проживем там один год, и будем торговать и получать прибыль»; вы, которые не знаете, что случится завтра: ибо что такое жизнь ваша? Вместо того, чтобы вам говорить: «если угодно будет Господу и живы будем, то сделаем то или другое»,- вы, по своей надменности, тщеславитесь: всякое такое тщеславие есть зло» Иак. И здесь построение «грандиозных планов» тоже — чистое празднословие. Итак, всякий, склонный к «любоначалию» да просит у Бога помощи преодолеть эту страсть.
Целомудрие и смиренномудрие Это — два очень дерзновенных прошения, ибо они посвящены изменению души и всей жизни: под целомудрием понимается не только хранение себя от плотского греха, а вообще цельность человека, твердость его убеждений, когда он не только не хочет, но, по своему внутреннему устроению, попросту не может пасть в грех, ибо это нарушит мир его души; стяжание этого мира — тяжелая задача, и немало слез прольет подвижник, прежде, чем его сердце, очищенное от страстей, насколько ему возможно, станет действительно целомудренным; смиренномудрие — связанная с целомудрием добродетель, когда человек предает себя, свою жизнь в руки Божии, понимая свою немощь, греховность, испорченность; древние иноки отдавали себя на послушание духоносному старцу — и полагали это коротким и очень легким путем спасения; вот только путь к нему — отказ от своего «эго», сознание своих немощей, часто — невозможное без тяжелых скорбей, смиряющих гордыню. Терпение и любовь Достигший цельности души и глубокого смирения имеет и эти две добродетели: терпение — не просто перенесение скорби «сжав зубы», но понимание: что бы Господь не делал, это делается для блага человека; Вот что разумно советовал скорбящим свт. Феофан Затворник: «Держи в мысли, что когда пришла беда, то ее не сбросишь, как тесную одежду, — надо перенесть. По-христиански ли ты перетерпишь ее или не по-христиански, — все же претерпеть неизбежно; так лучше же претерпеть по-христиански». В чем помогает молитва Внимательное чтение, осмысление каждого прошения, помогает: преодолеть страсти злости, гнева: недаром последнее прошение молитвы — о том, чтобы «зрети» свои грехи; а тот, кто скорбит о своей душе, не будет гневаться на ближнего — не до того! Как правильно читать Лучше всего так, как это делается в храме — с поклонами до земли, которые совершаются после каждого прошения — всего их три: после прошения о том, чтобы Господь удалил от души грехи «праздности, уныния, любоначалия и празднословия»; после просьбы к Нему о даровании «целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви»; после последнего прошения и благословения, завершающего молитву. Затем нужно 12 раз поклониться в пояс, с другой краткой молитвой: «Боже, очисти мя грешнаго грешную и помилуй мя». В заключение молитва прп. Ефрема читается полностью, и следует один земной поклон.
Земной поклон полагался и на каждую из кратких 12 молитв. К тому же в древности земных поклонов делали гораздо больше, чем сейчас. Сегодня мы кланяемся до земли только во время молитвы святого Ефрема Сирина и еще нескольких моментов богослужения, а в древности земной поклон делали при чтении Трисвятого, малого славословия, при троекратном повторении «Аллилуйя» и т. Всего совершалось за сутки около 300 поклонов. Такое количество связано с минимумом, который, по древним Уставам, должен делать монах.
Аминь Какие молитвы нужно читать обязательно? По словам священнослужителя, процесс моления может строиться индивидуально. Какого-то строгого расписания, какие именно молитвы и в каком порядке нужно произносить, нет. В качестве рекомендации Алексей Бессонов предлагает воспользоваться «Саровским правилом», которое разработал старец Серафим Саровский. Оно подходит для людей, которые обычно спешат на работу, совершать его можно даже в метро, если, например, человек проспал. Серафим Саровский предлагал утром, в обед и вечером три раза читать «Отче наш», затем три раза «Богородица Дево радуйся» и один раз «Символ Веры». В течение дня также можно творить краткие молитвы: «Господи, помилуй», «Господи, благослови» Алексей Бессоновсвященник Алексей Бессонов добавил, что утренний распорядок молитвы может быть и другим. Некоторые верующие за неимением времени утром совершают только краткую молитву, а потом в метро можно увидеть, как они с телефоном или молитвословом читают уже основное утреннее правило — это тоже нормально, подчеркнул священнослужитель. Чего нельзя делать во время утренней молитвы? Алексей Бессонов отметил: самое главное, чего нельзя делать во время молитвы — отвлекаться. Ведь молитва предполагает, что человек и умом, и всеми своими чувствами обращается к словам, которые произносит. Он писал о том, как в детстве ему никто не рассказал, как молиться — просто дали молитвослов и все. Поэтому у него утреннее правило, на которое большинству христиан нужно от десяти минут до получаса, занимало три часа. Все потому, что Антоний Сурожский очень долго думал над каждым словом. Это пример того, насколько глубоко человек вникал в текст молитвы», — рассказывает Алексей Бессонов. Второе, о чем следует помнить во время молитвы — нельзя допускать чувства превосходства. Осуждая других людей за то, что они не молятся или молятся недостаточно усердно, христианин совершает грех Священник напоминает, что молитва в первую очередь нужна самому верующему, поэтому духовная жизнь других людей его волновать не должна. Однако это два совершенно разных процесса. Дома — это моя личная, сокровенная молитва, касающаяся лично меня или моей семьи. В храме же мы объединяемся с другими верующими и проявляем любовь, которая нас всех спасает Алексей Бессоновсвященник По поводу любви священник пояснил, что церковь — это общественное место, где человеку приходится заботиться о комфорте других людей. То есть, приходя в храм, верующий старается найти место для своей молитвы так, чтобы не мешать остальным прихожанам — само собой, в церкви верующие не толкаются, не разговаривают в крайнем случае говорят очень тихо — словом, заботятся о других, порой совсем незнакомых людях. Это и есть подлинное проявление любви, считает Бессонов. По сути это «репетиция» того, как верующему следует вести себя в обществе — с добротой относиться к людям и стараться не нарушать чужих границ. Кроме того, поход в храм — это настоящий духовный подвиг Алексей Бессоновсвященник «Казалось бы, что может быть героического в походе в храм, это же не паломничество за много тысяч километров от дома? Ведь в повседневной жизни человека окружает столько соблазнов — можно подольше поспать, провести время у телевизора», — пояснил Алексей Бессонов. Священнослужитель подчеркнул, что особенно сложно бывает собраться в храм, когда на улице уже холодно, идет дождь, и выходить из дома совсем не хочется. Пересилить себя в этот момент — настоящий подвиг и проявление большой силы духа. При этом Алексей Бессонов добавил, что формально «принести свое тело в храм» недостаточно. Как уже было сказано, в процессе молитвы, как домашней, так и церковной, важно максимально сконцентрироваться на произносимых словах. В качестве примера он приводит историю, как святой Василий Блаженный обвинил Ивана Грозного в том, что тот не посетил в воскресенье храм. Кто такой Василий Блаженный и в чем он упрекнул Ивана Грозного? Святой Василий Блаженный — московский чудотворец и юродивый, современник Ивана Грозного. На Руси юродивыми или блаженными называли людей, которые намеренно вели себя, как безумные, чтобы подчеркнуть слова Иисуса Христа «Царство Мое не от мира сего». Юродивые отвергали все земные блага и нормы — семью, деньги, правила приличия.