СОЛОВЕЦКОЕ ВОССТАНИЕ, (1668–1676) («Соловецкое сидение») – противостояние сторонников старой веры церковной реформе Никона, эпицентром которого стал Соловецкий монастырь.
Соловецкое восстание. Причины, события, итоги, участники, таблица.
Позже, во время допросов бежавших или высланных из монастыря монахов и бельцов, одним из главных был вопрос о «заводчиках», т. В «роспросных речах» 1674 г. А стрелба… зачалась от Никанора архимарита да от служки Фадюшки Бородина с товарищи; и он… Никанор, по башням ходит безпрестанно, и пушки кадит, и водою кропит, и им говорит: «Матушки-де мои галаночки, надежа-де у нас на вас; вы-де нас обороните» …а Геронтей о стрелбе запрещал и стрелять не велел». Так же вел себя и послушник Геронтия старец Манассия. Иеромонах Павел повторил показания Митрофана, в том числе и слова Никанора о «пушечках-галаночках», а начало «бунта» и «мятежа» отнес ко времени приезда архимандрита Сергия, т.
Это подтверждается и показаниями стрельцов, сопровождавших архимандрита Сергия: они слышали, как в монастыре «мирские люди» говорили о том, что находящихся вне монастыря стрельцов надо захватить и каменьем побить [22]. Согласно новым данным, стрельцы сообщали, что среди мирских сторонников сопротивления были «ис тюрем утеклецы и от смертной казни беглецы», возможно, «московские бунтовщики», т. Все допрошенные выходцы из монастыря 1674 г. Среди этих же «роспросных речей» особенно интересны показания Геронтия, автора последних соловецких челобитных.
Он был среди тех, кого «мятежники» выпустили из тюрьмы и выслали из монастыря после «черного Собора» 16 сентября 1674 г. На вопрос об организаторах мятежа он ответил иначе, чем другие: мятеж учинился «от всей братьи и от служебников»; заявил, что «челобитную писал по братскому велению», братия и служебники ее одобрили. Если в показаниях других допрашиваемых он предстает как противник лишь «стрелбы», т. Слова Геронтия о том, что он «не велел» не только стрелять, но и «в монастыре запираться», подтвердил «трудник» Василий Карпов сын Кириловщина.
Эта позиция «непротивления», занятая в самом начале восстания группой сторонников Геронтия ее состав и количество неизвестны , отчетливо предстает и в той части показаний Геронтия, которая относится уже к 1674 г. Геронтий признал себя виновным «а перед великим государем он во всем виноват» , однако заявил, что в немолении не участвовал «и будучи в Соловецком монастыре, за него, великого государя, Бога молил, и ныне молит, и впредь молить должен» ; заявил о своей преданности Церкви «и соборной и апостольской Церкви по соборному и святых отец преданию последует». Однако он не отказался от прежних убеждений: «А новоисправленых печатных книг, без свидетелства с древними харатейными книгами, слушать ему и треми персты крест на себе воображати сумнительно, и боится Страшнаго суда Божия, и хочет он о тех новоисправленых книгах и о кресте достоверное уверение и свидетелство с древними харатейными книгами восприяти от преосвященнаго Иоакима, митрополита Новгородскаго и Великолуцкаго»; митрополит якобы призывал к себе Геронтия, но его не отпустили из монастыря [24]. Геронтий, как и прежде, надеялся на мирное разрешение конфликта путем прений и переговоров, отказывался от сопротивления и призывал к тому других.
Так же думали и многие другие священники монастыря. Рознь между двумя сторонами, отсутствие единства среди остававшихся в монастыре насельников, т. Так, в царском указе И. Волохову 1 сентяря 1668 г.
Предписывалось по возможности переправиться непосредственно к монастырю с Заяцкого острова, а также подробно узнавать у пришедших, задавать вопросы, «кто имяны в том монастыре ныне пущие непослушники и их советники, и которые в совете с ними быть не хотят, и по сколку их человек на обе стороны, и в чом меж ими рознь, и есть ли у них хлебные и иные какие съестные запасы, и сколко и на сколко им того будет, и от чего им чаять скудость и вскоре ль? В декабре 1668 г. Они оказались в Сумском остроге [26]. Новые документы дают еще больше свидетельств о существовании в монастыре значительного числа лиц, преимущественно рядовых монахов и священников, которые были против восстания и вооруженной борьбы О.
Тайный ход в сушило, через который нападавшие проникли в монастырь Темной снежной ночью 22 января 1676 года стрельцы, направляемые предателем, проникли в крепость и открыли ее ворота. Восставшие проснулись и заметили опасность, но было уже поздно. Около 30 из них атаковали стрельцов, но погибли в неравном бою. Соловецкий монастырь пал. Долгая почти восьмилетняя осада, сравнимая с осадой Трои, наконец закончилась. Официальных документов о том, сколько защитников монастыря погибло за время осады и было казнено после нее, нет. Известно, что к началу осады Соловков в крепости было около 700 монахов и мирян.
За следующие 8 лет люди приходили в монастырь, уходили, умирали от болезней и погибали от ран. По некоторым оценкам, к концу осады восставших осталось около 400 человек. А после штурма пришло время для расправ, после которых выжили лишь 14. Мещеринов с проигравшими не церемонился: «Воевода, яростью раскипев, смерти и различные казни уготовил. Повелел иных повесить за шеи, иных за ноги, иным междуреберья острым железом прорезав, подвесил на крюки, иным же зверосердечный мучитель связал ноги, и, прицепив к коням, безмилостиво влачил по льду и каменью, покуда души не испустят». Трупы казненных не зарыли, а просто забросали камнями. Среди убитых был и настоятель монастыря архимандрит Никанор.
Однако варварские расправы Ивана Мещеринова не остались без внимания со стороны центральной власти. Воеводу арестовали, обвинили в причиненных им насилиях и краже монастырской казны, и судили. По иронии судьбы, воевода стал первым ссыльным в тюрьме Соловецкого монастыря, который он сам взял и разорил недавно. Так заканчивается эта история о старой вере, коррупции и мгновенной карме. В результате Соловецкого восстания монастырь, бывший до того одним из культурных центров русского севера, пришел в упадок. Бунтарский дух сопротивления власти покинул его стены, и Соловки окончательно стали ассоциироваться с тюрьмой, ссылкой и неволей. Соловецкое восстание 1668-1676 годов стало последним крупным мятежом вплоть до стрелецкого бунта 1682 года 1-я часть цикла о стрельцах.
А это означает, что пришло время подвести итоги всего «бунташного» цикла, затянувшегося вместе с прологом на целых 7 частей. XVII век был крайне интересной и двоякой эпохой в истории России. Это был век укрепления самодержавной власти, когда царь стал не только воплощением государственной власти, но и наместником Бога на земле, единолично творящим суд и расправу, ежедневно решая судьбы тысяч своих подданных. Но в то же время это была эпоха свободолюбивых бунтарей, не согласных с таким положением дел. Возродившие прежнее самоуправление псковичи и новгородцы, казаки, решавшие вопросы на кругу, и соловецкие монахи, боровшиеся за старую веру, все они пытались показать, что можно жить и по-другому. Они проиграли, но эхо их сопротивления еще долго сотрясало всю страну, проникнув даже в следующий, XVIII век. Русский бунт — беспощадный, но не бессмысленный Список литературы: 1.
Кудряшов К. Распил по-военному. Как «люди государевы» осаждали Соловецкий монастырь. Фруменков Г. Узники Соловецкого монастыря. Чашев А. Соловецкое восстание и его плоды.
Чумичёва О. Соловецкое восстание 1667—1676 годов.
Спустя семь лет монахи перестали молиться за царя и показали, что не готовы идти на мировую. Воевода Иевлев во время осады совершил роковую ошибку: повелев сжечь все хозяйственные постройки вокруг монастыря, он вынудил стрельцов бежать по открытой местности под огнем. На место Соловецкого сидения Алексей Михайлович отправил нового командующего — воеводу Мещеринова. Тот приказал устраивать подкопы и участить попытки штурма. Соловецкий архимандрит Никанор призывал защитников монастыря стрелять по Мещеринову: «Поразишь пастыря, ратные люди разбредутся аки овцы». Обе стороны несли крупные потери, однако воевода мог регулярно пополнять войска. Защитники крепости этой возможности не имели. Так наступил 1676 год.
Между монахами со временем начались споры. Одни считали, что молитвы за царя нужно возобновить, другие уверяли, что Алексей Михайлович предал веру. В результате несколько иноков перешли на сторону воеводы, и монах Феоктист рассказал ему о тайном ходе и о том, когда караульные покидают свои посты. Мещеринов немедленно отправил в крепость отряд из пятидесяти стрельцов. Они выломали камни в окне, вошли в Белую башню монастыря и впустили войско, перебив стражников. Царское войско заполнило Соловецкий монастырь. Стрельцы беспощадно уничтожали восставших и к рассвету взяли крепость.
В 1674—1675 годах стрелецкое войско было удвоено. До конца 1674 года монахи, оставшиеся в монастыре, продолжали молиться за царя Алексея Михайловича. В конце мая 1675 года Мещеринов явился под монастырём с 185 стрельцами для разведки. Летом 1675 года военные действия ужесточились, и с 4 июня по 22 октября потери только осаждавших составили 32 человека убитыми и 80 человек ранеными [3]. Мещеринов окружил монастырь 13 земляными городками батареями вокруг стен, стрельцы начали вести подкопы под башни. В августе прибыло пополнение в составе 800 двинских и холмогорских стрельцов. На этот раз Мещеринов решил не уходить с островов на зиму, а продолжать осаду и зимой. Однако защитники монастыря отстреливались и наносили правительственным силам большие потери. Подкопы были завалены при вылазке отряда защитников монастыря. Тайный ход в сушило, через который нападавшие проникли в монастырь [4] 18 января 1676 года один из перебежчиков — чернец Феоктист — сообщил Мещеринову, что можно проникнуть в монастырь изо рва Онуфриевской церкви и ввести стрельцов через окно, расположенное под сушилом у Белой башни и заложенное кирпичами, за час до рассвета, так как именно в это время происходит смена караула, и остаётся только по одному человеку на башне и стене. Тёмной снежной ночью 1 февраля 50 стрельцов во главе с Степаном Келиным, направляемые Феоктистом, подошли к заложенному окну: кирпичи были разобраны, стрельцы вошли в сушильную палату, добрались до монастырских ворот и отворили их. Защитники монастыря проснулись слишком поздно: около 30 человек из них бросились с оружием на стрельцов, но погибли в неравном бою, ранив только четверых человек. После взятия монастыря обнаружилось, что к тому времени в нём почти не осталось собственно монахов. Большая часть иноков, не считая возможным для себя участвовать в бунте, давно ушли из монастыря или были из него изгнаны руководителями восстания. Нескольких монахов стрельцы обнаружили заточёнными в монастырскую тюрьму за несогласие с мятежниками. Они были сразу же освобождены [5]. После короткого разбирательства на месте предводители мятежников Никанор и Сашко, а также 26 других активных участников мятежа были казнены [3] , другие разосланы в Кольский и Пустозерский остроги.
Соловецкое восстание (1668–1676)
Народные восстания 17 века в России (Таблица) | Известны случаи вооружённых восстаний против церковной реформы. |
Соловецкое восстание (1668–1676). | Начало Соловецкого восстания отмечено в 1668 году, когда монахи Соловецкого монастыря отказались принять церковные реформы патриарха Никона, что привело к длительной осаде, известной как Соловецкое сидение. |
Соловецкое восстание (1668–1676) | Восстание соловецкого монастыря против новопечатных книг в 1666 году С. Милорадович, 1885. |
Соловки в огне: самое кровопролитное «сидение» в истории | Братия Соловецкого монастыря не поддержала реформы патриарха Никона. Первый исправленный по реформе Служебник (1655) попал на Соловки в кон. |
Соловки в огне: самое кровопролитное «сидение» в истории | Там было представлено подробное обоснование готовности Соловецкого монастыря защищать, старую веру и приводились многочисленные доводы против реформы. |
Соловецкое восстание (1668-1676). Причины. Итоги
Соловецкий монастырь восстал против церковной реформы Никона и против «царя-ирода» 22 июня 1668 года, то есть 350 лет назад. Никон против Соловков. За бунт против царя знаменитая мужская обитель была осаждена в 1668 году, однако прочность ее стен и крепость веры ее защитников долгое время оказывались сильнее монарших пушек. Здесь он прослужил семь лет и в 1660 году из-за того, что не скрывал своего резкого неприятия церковной реформы, был возвращен на Соловки.
Хозяин северного края: монастырь в осаде
Причины, по которым братия Соловецкого монастыря не приняла церковную реформу, были отчасти объективные, отчасти они были вызваны пристрастным отношением соловецких иноков к патриарху и ца-рю. Соловецкое восстание — одно из наиболее заметных выступлений против попыток быстро реформировать религиозную жизнь во времена «тишайшего царя» Алексея Михайловича. Соловецкое восстание, или Соловецкое сидение — вооружённое сопротивление монахов Спасо-Преображенского Соловецкого монастыря с 1668 по 1676 год церковным реформам патриарха Никона. Соловецкое восстание – крупный бунт духовенства, направленный против патриарха Никона и происходивший в 1688–1676 годах. Соловецкое восстание 1668-1676 годов стало олицетворение борьбы духовенства с реформами Никона. Соловецкое восстание (Соловецкое сидение) (22 июня 1668 г. — 1 февраля 1676 г.) — восстание соловецких монахов против церковной реформы патриарха Никона, продлившееся восемь лет.
СОЛОВЕЦКОЕ ВОССТАНИЕ
За штурмом последовала жестокая расправа над осажденными январь 1676 , ознаменовавшая заключительный этап борьбы. Из 500 защитников крепости в живых осталось только 60, но и те вскоре были казнены. Лишь немногим была сохранена жизнь, они были разосланы по другим монастырям. Соловецкий монастырь был ослаблен репрессиями на долгие годы.
Свидетельством «прощения» опального монастыря стало посещение обители Петром I почти через 20 лет после описываемых событий. Тем не менее, монастырь восстановил свое значение лишь в конце 18—19 вв. Соловецкое восстание — одно из наиболее заметных выступлений против попыток быстро реформировать религиозную жизнь во времена «тишайшего царя» Алексея Михайловича.
Тексты многочисленных списков Повести и истории об отцах и страдалицах соловецких писателя-самоучки старообрядца Семена Денисова, рассказывавшие о жестокостях и репрессиях царских усмирителей, бытовали по всей России. Упорство в вере и мученическая смерть «соловецких старцев» создала вокруг них ореол мученичества. О соловецких защитниках слагались песни.
Из-за холодов в октябре 1674 года осаду пришлось снять, а в мае 1675 года количество лучников увеличилось почти вдвое, превысив 1000 человек. Во время осады монахи Соловецкого монастыря молились за здоровье царя. Но с января 1675 г. Стало ясно, что мирного исхода этого восстания не будет. Постепенно боевые действия усилились. Решающую роль в победе правительственных войск сыграло предательство в январе 1676 г.
В начале февраля группе стрельцов удалось проникнуть в монастырь и открыть ворота для остальной армии. Затем последовала жестокая расправа над осажденными: часть восставших погибли в бою, 26 человек были казнены, остальных сослали в Заполярье, в Пустоозерский острог. Итоги восстания Соловецкое восстание продемонстрировало способность старообрядцев противостоять власти. Патриарх Иоаким, избранный в 1674 году, вел серьезную борьбу с раскольниками.
В Соловках был большой запас продовольствия и местное население активно помогало монахом. Эта «вялая» осада продолжалась 4 года. В 1772 году Волохова заменил воевода Иевлев, в подчинении которого находилось 730 стрельцов. Иевлев постарался ужесточить блокаду крепости, но результата не достиг. В 1673 году царь принимает решение - взять Соловецкий монастырь штурмом.
Для этого: Командующим назначили Ивана Мещеринова, который прибыл к крепости через Белое море в начале осени 1673 года. При штурме дозволялось использовать любые военные приемы, как против иностранного врага. Каждому восставшему гарантировалось помилование, в случае добровольной сдачи. В течение года продолжалась осада, но серьезных попыток штурма не было. В конце сентября 1674 года рано начались морозы и Мещеринов отвел армию на зимовку в Сумский острог. За период зимовки численность стрельцов была увеличена в 2 раза. Теперь в штурме принимало участие порядка 1,5 тыс человек. Единодушного решения не было и Собор разделил монахов. В итоге все, кто решил продолжить мольбы за царя, были высланы из Соловков.
Следует дополнить, что первый «Черный Собор» в Соловецком монастыре прошел 28 сентября 1673 года. Тогда также было установлено, что Алексей Михайлович заблуждается, но молитвы помогут очистить его разум. К маю 1675 года вокруг Соловецкого монастыря было установлено 13 городков насыпные валы, с которых можно было обстреливать крепость. Начались штурмы, без успехов. С июля по октябрь из числа рождаемых погибло 32 человека и еще 80 получили ранения.
Замена двуперстного крестного знамения трёхперстным и отмена «метаний», или малых земных поклонов. В 1653 году Никон разослал по всем церквям московским «память», в которой говорилось: «не подобает в церкви метания творити на колену, но в пояс бы вам творити поклоны; еще и тремя персты бы есте крестились». Крестные ходы Никон распорядился проводить в обратном направлении против солнца, а не посолонь.
Возглас «аллилуйя» во время богослужения стали произносить не дважды сугубая аллилуйя , а трижды трегубая. Изменено число просфор на проскомидии часть литургии, в которой священнослужители приготовляют вещество для евхаристии и начертание печати на просфорах. В 1654 году Никон устроил собор, на котором буквально «продавил» разрешение провести «книжную справу по древним рукописям греческим и славянским». При этом за основу были приняты не старые образцы, а существующая греческая практика. В 1656 году в московском Успенском соборе была торжественно провозглашена анафема на тех, кто крестится двумя перстами. Резкость, с которой проводилась реформа, нетерпимость и высокомерность патриарха, доходящего иногда до избиения несогласных, вызвали недовольства значительной части духовенства и мирян. Возникло стихийное движение за «старую веру». Выразителями протестных настроений стали протопопы Аввакум, Логгин Муромский, Даниил Костромской и другие авторитетные деятели церкви.
Большой Московский собор 1667 года осудил и низложил Никона за самовольное оставление кафедры, имевшее место быть в 1658 году. Любопытно мнение об этом реформаторе, высказанное через сто лет в 1763 году Екатериной Второй: «Никон — личность возбуждающая во мне отвращение. Счастливее бы была, если бы не слыхала о его имени… Подчинить себе пытался Никон и государя: он хотел сделаться папой… Никон внёс смуту и разделения в отечественную мирную до него и целостно единую церковь. Триперстие навязано нам греками при помощи проклятий, истязаний и смертельных казней» Собор 1667 года убрал главного идеолога реформы. И одновременно анафематствовал всех её противников. Церковная реформа получила государственную поддержку. Имя Русской церкви было закреплено за принявшими решения Соборов 1666 и 1667 годов. Приверженцев богослужебных традиций староверов стали преследовать и называть раскольниками.
Такое официальное клеймо они носили до 1905 года. С 1637 года оборона Русского Севера полностью возложена на монастырь. В 1657 году значительная часть братии получила оружие. Его военная мощь подкреплялась экономической. В собственности монастыря находились огромные земельные наделы на материке, соляной и рыбный промыслы, разработки слюды, железноделательное и жемчужное производство, разные ремёсла, книгописание и иконописание. В 1651 году Соловецкий игумен Илья произведён в архимандриты, что означало присвоение монастырю высшего ранга. Но в том же году согласно царской грамоте право суда в монастыре получил возглавивший с 1649 года новгородскую митрополию Никон. Кстати, до 1639 года он обитал неподалёку от Соловецкого монастыря — в Анзерской пустыни.
Анзер — один из островов Соловецкого архипелага. Условия жизни в пустыни были гораздо суровее, чем в монастыре. Чувство враждебности к богатому соседу у Никона зародилось в те времена. После получения права суда над северной обителью Никон неоднократно залезал в монастырскую казну и в библиотеку. Соловецкие монахи писали жалобы царю на действия Никона, указывая книги и ценности, изъятые им. Недовольство патриархом Никоном, реформой богослужения привели в 1657 году к отказу монастыря, возглавляемого архимандритом Ильёй, принять новопечатные богослужебные книги.
Хроника Соловецкого бунта
Архимандрит не разделял целиком настроений братии и мирян против новых обрядов, сохранял связи с Москвой и освященным Собором, пытался смягчить позицию монастыря по отношению к церковной иерархии, но не имел значительной поддержки в монастыре. Восстание Соловецкого монастыря против новопечатных книг в 1666 году» Всерьез брать крепость, занятую этими людьми с интересной биографией, немногочисленным стрельцам вовсе не хотелось. Заключительным этапом раскола стало Соловецкое восстание 1667 – 1676 гг.,окончившееся для недовольных гибелью или ссылкой.
Соловецкий «бунт»
Причинами восстания стали: реформа церкви патриарха Никона. Один из важнейших столпов Русского Севера, Соловецкий монастырь не желал подчиняться церковной реформе. На церковном соборе 1666-1667 гг. один из предводителей соловецких раскольников Никандр избрал иную, чем Аввакум, линию поведения.