1 апреля 2024 года исполняется 215 лет со дня рождения Николая Васильевича ГОГОЛЯ – русского прозаика, драматурга, критика, публициста, признанного одним из классиков русской литературы, его называли мистиком, сатириком, прорицателем жизни и гением. Вероятно, его вызвала скоропостижная смерть близкой подруги Гоголя Екатерины Хомяковой 26 января 1852 года. Николай Васильевич Гоголь родился (20 марта) 1 апреля 1809 года в местечке Великие Сорочинцы Миргоро. Никола́й Васи́льевич Го́голь (при рождении Яно́вский, с 1821 года — Го́голь-Яно́вский; 20 марта [1 апреля] 1809, Сорочинцы, Миргородский уезд. В начале 1852 года Гоголь сообщает друзьям, что 2-й том «совершенно окончен».
Так умер или уснул. Пять мифов о Гоголе
Гоголь Николай Васильевич - Поэт - Биография | Гоголь родился 1 апреля 1809 года, Пушкин умер 10 февраля 1837. |
Гоголю 215 лет! | Н. Гоголь прожил чуть меньше 43 лет, однако оставил глубокий вклад в мировую литературу. |
215 лет назад родился писатель Николай Гоголь - Православный журнал «Фома» | Главная» Новости» Сколько лет будет гоголю в 2024. Николай Васильевич Гоголь (при рождении Яновский, с 1821 года — Гоголь-Яновский; 20 марта [1 апреля] 1809, Сорочинцы, Миргородский уезд. |
Новости за 2024 год | Николай Гоголь скончался 4 марта 1852 года, на момент смерти ему было 42 года. |
Когда родился Гоголь
Тогда молодой человек устроился на службу в Министерство уделов, однако работа чиновника казалась ему монотонной и давалась плохо. Писательство стало для Гоголя единственной возможностью самовыражения. Из-под его пера вышли произведения, ставшие классикой золотого века русской литературы, — повести «Тарас Бульба» и «Вий», «Шинель» и «Записки сумасшедшего», пьесы «Ревизор» и «Женитьба», поэма в прозе «Мёртвые души».
Возвращая её автору, он высказался против опубликования ряда глав, «даже просил уничтожить» их [33] ранее он также давал отрицательный отзыв на «Выбранные места …», назвав книгу «вредной» [33]. Смерть Хомяковой, осуждение Константиновского и, возможно, иные причины убедили Гоголя отказаться от творчества и начать говеть за неделю до Великого поста. Толстому портфель с рукописями для передачи митрополиту Московскому Филарету , но граф отказался от этого поручения, чтобы не усугубить Гоголя в мрачных мыслях. Гоголь перестаёт выезжать из дому. В 3 часа ночи с понедельника на вторник 11—12 февраля 1852 года, то есть в великое повечерие понедельника первой седмицы Великого поста , Гоголь разбудил слугу Семёна, велел ему открыть печные задвижки и принести из шкафа портфель.
Вынув из него связку тетрадей, Гоголь положил их в камин и сжёг. Наутро он рассказал графу Толстому, что хотел сжечь только некоторые вещи, заранее на то приготовленные, а сжёг всё под влиянием злого духа. Гоголь, несмотря на увещевания друзей, продолжал строго соблюдать пост; 18 февраля слёг в постель и совсем перестал есть. Всё это время друзья и врачи пытаются помочь писателю, но он отказывается от помощи, внутренне готовясь к смерти. Эвениус , профессор С. Клименков , доктор К. Сокологорский , доктор А.
Тарасенков , профессор И. Варвинский , профессор А. Альфонский , профессор А. Овер решается на принудительное лечение Гоголя. Результатом его явилось окончательное истощение и утрата сил; вечером того же дня писатель впал в беспамятство. Николай Васильевич Гоголь скончался утром в четверг 21 февраля 1852 года, не дожив месяца до своего 43-летия [30]. Адреса в Санкт-Петербурге Конец 1828 года — доходный дом Трута — набережная Екатерининского канала, 72; Начало 1829 года — доходный дом Галибина — Гороховая улица, 48; Апрель — июль 1829 года — дом И.
Иохима — Большая Мещанская улица , 39; Конец 1829 — май 1831 года — доходный дом Зверкова — набережная Екатерининского канала, 69; Август 1831 — май 1832 года — доходный дом Брунста — Офицерская улица до 1918, сейчас — улица Декабристов , 4; Лето 1833 — 6 июня 1836 года — дворовый флигель дома Лепена — Малая Морская улица, 17, кв. Плетнёва в доме Строганова — Невский проспект, 38; Май-июль 1842 года — квартира П. Плетнёва в ректорском флигеле Санкт-Петербургского Императорского университета — Университетская набережная, 9. Дело об имуществе Статью следует исправить согласно стилистическим правилам Википедии. Сведения, сообщённые полиции дворецким графа Толстого Рудаковым, об имении, наследниках и слуге Гоголя, точны, но крайне скудны. Опись имущества Гоголя показала, что после него осталось личных вещей на сумму 43 рубля 88 копеек. Предметы, попавшие в опись, представляли собой совершенные обноски и говорили о полном равнодушии писателя к своему внешнему облику в последние месяцы его жизни.
В то же время на руках у С. Шевырёва оставались две с лишним тысячи рублей, переданных Гоголем на благотворительные цели нуждающимся студентам Московского университета. Эти деньги Гоголь не считал своими, и Шевырёв не стал их возвращать наследникам писателя [31]. Единственно ценной вещью в имуществе, оставшемся после Гоголя, были золотые карманные часы, ранее принадлежавшие Жуковскому как память об умершем Пушкине: они были остановлены на 2 ч 45 мин пополудни — времени кончины Пушкина [34]. Протокол, составленный квартальным надзирателем Протопоповым и «добросовестным свидетелем» Страховым, обнаружил ещё один вид имущества Гоголя, опущенный дворецким: книги — и отметил любопытное обстоятельство: слуга Гоголя, подросток Семён Григорьев, как видно из его подписи, был грамотный. Книг у Гоголя, в час смерти, оказалось 150 на русском языке из них 87 в переплётах и 84 на иностранных языках из них 57 в переплётах. Этот вид имущества был столь ничтожен в глазах официальных оценщиков, что каждая книга пошла по копейке за штуку.
Профессор московского университета Шевырёв, подписавший опись, не проявил интереса к предсмертной библиотеке Гоголя и не составил списка книг, что держал Гоголь при себе в последние месяцы жизни. Осталось известно только число томов — 234 [35]. Квартальный надзиратель в рапорте приставу Арбатской части переписал текст протокола с существенным добавлением: «Указа об отставке между имеющихся у него бумаг не найдено и по случаю временного его пребывания здесь в Москве письменный вид его в вверенном мне квартале явлен не был, а также и духовного завещания не осталось». Рапорт впервые заговорил о «бумагах» Гоголя, не упоминавшихся в «объяснении» и протоколе, и об отсутствии «завещания». Ранее полиции — не позднее, чем через полтора часа после кончины Гоголя, — побывал в комнатах умершего писателя доктор А. Куда девались деньги Гоголя, рассказал тот же Тарасенков: после 12 февраля Гоголь «рассылал последние карманные деньги бедным и на свечки, так что по смерти у него не осталось ни копейки. У Шевырёва осталось около 2000 р.
Эту сумму Гоголь не считал своей и оттого не держал её у себя, вверив распоряжение ею Шевырёву. Действительно, 7 мая 1852 года Шевырёв писал в «Записке о печатании сочинений покойного Н. Гоголя и о сумме денег, им на то оставленной»: «После Н. Гоголя осталось в моих руках от его благотворительной суммы, которую он употреблял на вспоможение бедным молодым людям, занимающимся наукою и искусством — 2533 руб. Итого 2,703 р. Очевидно, дворецкий графа Толстого Рудаков и слуга Гоголя Семён Григорьев, заранее, сразу после кончины Гоголя, изъяли их из его комнаты для того, чтобы вернее сохранить для его семьи и для потомства. Позднее Рудаков передал их графу Толстому, а тот уже поставил в известность Шевырёва и Капниста.
Я же привезу к Вам все оставшиеся бумаги … если бы что-нибудь замедлило предположенную мною поездку, то завещания я вышлю по почте, но страховым письмом. Завещания эти не имеют формы акта, а могут иметь только семейную силу». Осенью 1852 года Шевырёв посетил Васильевку, исполняя собственное желание повидать семью Гоголя и выполняя поручение Академии Наук — собрать материалы для биографии умершего писателя. Шевырёв привёз в Васильевку бумаги Гоголя и там же получил от наследников Гоголя поручение — хлопотать об издании его сочинений. Об «оставшихся бумагах» — самой драгоценной части Гоголева имущества его мать писала О. Эти пять глав из второго тома «Мёртвых душ», изданные в 1855 году племянником Гоголя Н. Трушковским Москва, Университетская типография , и были в тех «писанных тетрадях», о которых помянул Тарасенков, как о ненайденных.
Похороны и могила Могила Н. Гоголя в Свято-Даниловском монастыре, рисунок сделан В. Гоголя на Новодевичьем кладбище. Друзья хотели отпевать покойного в церкви преподобного Симеона Столпника , которую он любил и посещал [39]. Московский губернатор граф А. Закревский в своём письме шефу жандармов графу А. Орлову от 29 февраля 1852 года писал, что решение, в какой церкви отпевать Гоголя, обсуждалось собравшимися в доме графа Толстого друзьями — славянофилами А.
Хомяковым, К. Аксаковыми, А. Ефремовым, П. Киреевским, А. Кошелевым и Поповым. Бывший также там профессор Московского университета Тимофей Грановский сказал, что приличнее отпевать его в университетской церкви — как человека, принадлежащего, некоторым образом, к университету. Славянофилы возразили, что к университету он не принадлежит, а принадлежит народу, а потому, как человек народный, и должен быть отпеваем в церкви приходской, в которую для отдания последнего ему долга может входить лакей, кучер и вообще всякий, кто пожелает; а в университетскую церковь подобных людей не будут пускать — то есть похороны проводить как общественные.
Закревский приказал «Гоголя, как почётного члена здешнего университета, непременно отпевать в университетской церкви. Но в то же время и согласился с друзьями: «А чтобы не было никакого ропота, то я велел пускать всех без исключения в университетскую церковь. В день погребения народу было всех сословий и обоего пола очень много, а чтобы в это время было всё тихо, я приехал сам в церковь» [40]. Позднее, в 1881 году Иван Сергеевич Аксаков так писал об этой распре библиографу Степану Ивановичу Пономарёву : «Сначала делом похорон стали распоряжаться его ближайшие друзья, но потом университет, трактовавший Гоголя в последнее время как полусумасшедшего, опомнился, предъявил свои права и оттеснил нас от распоряжений. Оно вышло лучше, потому что похороны получили более общественный и торжественный характер, и мы все это признали и предоставили университету полную свободу распоряжаться, сами став в тени» [41]. Писатель был отпет в университетской церкви мученицы Татианы [39]. Похороны проходили в воскресный полдень 24 февраля 7 марта 1852 года на кладбище Данилова монастыря в Москве.
На могиле был установлен памятник, состоящий из двух частей: бронзовый крест, стоявший на чёрном надгробном камне « Голгофа » , на котором была высечена надпись славянскими буквами «Ей гряди Господи Иисусе! КВ, ст. К»; чёрная мраморная плита, лежащая на базице из серого гранита. На ней гражданскими буквами были высечены следующие надписи: На верхней лицевой стороне: «Здесь погребено тело Николая Васильевича Гоголя. Родился 19 марта 1809 года. Скончался 21 февраля 1852 года»; На малой стороне плиты, обращённой к зрителю: «Горьким словом моим посмеются. Иеремии глав.
Притчей гл. На большой боковой стороне плиты, скрытой от зрителя к решётке : «Истиным же уста исполнит смеха, о устне же их исповедания. Иова гл. По преданию, И. Аксаков сам выбрал камень для могилы Гоголя где-то в Крыму гранильщики называли его «черноморский гранит». В 1930 году Данилов монастырь был окончательно закрыт, а некрополь вскоре ликвидирован. Туда же была перенесена и «Голгофа» [43].
Согласно одним его воспоминаниям «Перенесение праха Н. Гоголя» , написанным спустя 15 лет после события и опубликованным посмертно в 1991 году в «Российском архиве», в могиле Гоголя отсутствовал череп писателя [44]. Согласно другим его воспоминаниям, передаваемым в форме устных рассказов студентам Литературного института в бытность Лидина в 1970-е годы его профессором — череп Гоголя был повёрнут на бок. Об этом свидетельствует бывший студент В. Лидина, а позднее старший научный сотрудник Государственного Литературного музея Ю. Алёхин [45]. Обе эти версии носят апокрифический характер.
Они и породили множество легенд, в том числе о «захоронении Гоголя в состоянии летаргического сна» и «похищении черепа писателя для коллекции известного московского собирателя театральной старины А. Бахрушина ». Такой же противоречивый характер носят многочисленные воспоминания об осквернении могилы Гоголя советскими писателями и самим Лидиным при эксгумации захоронения Гоголя, публикуемые СМИ со слов всё того же В. Лидина [46] [47] [48] [49] [50] [51]. В 1952 году на могиле вместо «Голгофы» установили новый памятник в виде постамента с бюстом Гоголя работы скульптора Н. Булгакова , подыскивавшая подходящее надгробие для могилы покойного мужа , М. Елена Сергеевна выкупила надгробие, после чего оно было установлено над могилой Михаила Афанасьевича.
Таким образом, исполнилась мечта писателя: «Учитель, укрой меня своей чугунной шинелью» [52]. К 200-летию со дня рождения писателя по инициативе членов оргкомитета юбилея [53] могиле был придан почти первоначальный вид: бронзовый крест на чёрном камне. Творчество Основная статья: Библиография Николая Гоголя Ранним исследователям литературной деятельности Гоголя представлялось, писал А. Пыпин , что его творчество разграничивается на два периода: первый, когда он служил «прогрессивным стремлениям» общества, и второй, когда он стал религиозно-консервативным. Другой подход к изучению биографии Гоголя, включавший, среди прочего, анализ его переписки, раскрывавшей его внутреннюю жизнь, позволил исследователям прийти к выводу, что как, по-видимому, ни противоположны мотивы его повестей, «Ревизора» и «Мёртвых душ», с одной стороны, и «Выбранных мест» — с другой, в самой личности писателя не было того перелома, какой в ней предполагался, не было брошено одно направление и принято другое, противоположное; напротив, это была одна цельная внутренняя жизнь, где уже в раннюю пору были задатки позднейших явлений, где не прекращалась основная черта этой жизни — служение искусству; но эта личная жизнь была осложнена внутренним взаимным оспариванием поэта-идеалиста, писателя-гражданина и последовательного христианина [7]. О свойствах своего таланта сам Гоголь говорил: «У меня только то и выходило хорошо, что взято было мной из действительности, из данных, мне известных». При этом изображённые им лица не были просто повторением действительности: они были целыми художественными типами, в которых была глубоко понята человеческая природа.
Его герои чаще, чем у кого-либо другого из русских писателей, становились именами нарицательными. Другая личная черта Гоголя заключалась в том, что с самых ранних лет, с первых проблесков молодого сознания его волновали возвышенные стремления, желание послужить обществу чем-то высоким и благотворным; с ранних лет ему было ненавистно ограниченное самодовольство, лишённое внутреннего содержания, и эта черта сказалась потом, в 1830-х, сознательным желанием обличать общественные язвы и испорченность, и она же развилась в высокое представление о значении искусства, стоящего над толпой как высшее просветление идеала… Памятник Н. Гоголю работы скульптора Н. Андреева 1909 Все коренные представления Гоголя о жизни и литературе были представления Пушкинского круга. Художественное чувство его было сильно, и, оценив своеобразный талант Гоголя, кружок приложил заботы и о его личных делах.
Достаточно вспомнить визит Чичикова и Манилова в «присутственное место»: Герои наши видели много бумаги, и черновой и белой, наклонившиеся головы, широкие затылки, фраки, сертуки губернского покроя и даже просто какую-то светло-серую куртку, отделившуюся весьма резко, которая, своротив голову набок и положив ее почти на самую бумагу, выписывала бойко и замашисто какой-нибудь протокол об оттяганье земли или описке имения, захваченного каким-нибудь мирным помещиком, покойно доживающим век свой под судом, нажившим себе и детей и внуков под его покровом… 1829 год можно считать началом писательского периода жизни Гоголя.
В этом году Николай Васильевич начинает работу над «Вечерами на хуторе близ Диканьки» закончена в 1832 году. Высокая оценка повестей, входящих в эту книгу, Александром Сергеевичем Пушкиным, Евгением Абрамовичем Баратынским, Виссарионом Григорьевичем Белинским, Владимиром Федоровичем Одоевским, несомненно, придала уверенности молодому писателю. В 1833 году Гоголь приступает к написанию «Невского проспекта», «Портрета», позже — других произведений, вошедших в сборник, названный «Петербургские повести». Впереди — десятилетие плодотворных трудов Николая Васильевича Гоголя — русского писателя. В начале своего творческого пути писательскую деятельность Гоголь совмещал с преподаванием истории в Петербургском университете. В 1834 году он был назначен на должность адъюнкта по кафедре истории.
Интерес к его лекциям был велик, ведь в эти годы Николай Васильевич был известен как автор «Вечеров на хуторе близ Диканьки». В это время писатель планировал всерьез заняться историей, желая стать профессором кафедры всеобщей истории в Киеве. Однако художественные замыслы, их воплощение в 1835 году началась работа над «Мертвыми душами» , осознание себя более как писателя, нежели как историка, преподавателя укореняют Гоголя в сфере писательского творчества. Гоголь — великий русский драматург.
Выполняет поручения по изданию пушкинских «Повестей Белкина». Дает частные уроки, преподает в Патриотическом институте.
В этот период выходят в свет «Вечера на хуторе близ Диканьки» 1831-1832. Они вызвали почти всеобщее восхищение. В июне 1832 года Гоголь приезжает в Москву знаменитым писателем. Одновременно с педагогической работой и трудами по истории он пишет повести, составившие сборники «Миргород» и «Арабески». Осенью 1835 года он принимается за написание «Ревизора», позже — «Мертвых душ». Сюжет обоих произведений был подсказан Гоголю Пушкиным.
В июне 1836 года Гоголь уезжает в Германию, а конец лета и осень проводит в Швейцарии. Известие о гибели Пушкина застает его в Париже.
Николай Гоголь - биография, новости, личная жизнь
Причиной стала рекомендация лечащего врача. Тот посоветовал Николаю Васильевичу пройти курс грязелечения в Саках. Болезнь помешала ему тогда осмотреть древности побережья и внутренней области полуострова.
Именно Пушкин советовал Гоголю продолжать написание произведения, когда тот не раз хотел бросить это дело. Кстати, на восхитительном памятнике 1000-летия России в Великом Новгороде в группе «Писатели и художники» Пушкин стоит рядышком с Гоголем, изображение которого было помещено только под давлением общественности. Именно эти исследования подвинули его на написание эпической повести «Тарас Бульба».
Она была первый раз опубликована в сборнике «Миргород» и в 1835 году один экземпляр этого журнала Гоголь лично вручил в руки министру народного просвещения Уварову, чтобы тот преподнес его императору Николаю I. На всех портретах Гоголя его нос выглядит по-разному — так, с помощью художников, писатель пытался запутать будущих биографов. Возможно, он страдал депрессией, и если бы к нему было применено правильное лечение, великий писатель прожил бы намного дольше. В возрасте 30 лет, находясь в Риме, Гоголь заболел малярией, и, судя по последствиям, а также симптомам, предложенным современными патологоанатомами, болезнь поразила мозг писателя. С регулярной периодичностью у него начали случаться припадки и обмороки, что характерно, согласно современной диагностике, для малярийного энцефалита.
С каждым годом приступы и обмороки с побочными проявлениями учащались. В 1845 году Гоголь писал сестре Лизе: "Тело мое дошло до страшных охлаждеваний: ни днем, ни ночью я ничем не мог согреться. Лицо мое все пожелтело, а руки распухли и почернели и были как лед, это пугало меня самого". Кто был в Италии, тот скажи "прости" другим землям. Кто был на небе, тот не захочет на землю.
Словом, Европа в сравнении с Италией всё равно, что день пасмурный в сравнении с днём солнечным! Гоголь с русскими художниками в Риме. Ходило много слухов, впрочем, не лишенных оснований, и о его "религиозном помешательстве", хотя в общепринятом понимании он не был глубоко верующим человеком. И не был аскетом. Болезнь, а с ней и общее "головное расстройство", подтолкнули писателя к "непрограммируемым" религиозным размышлениям.
Мужчина служил коллежским асессором. А после выхода в отставку увлекся театром. Оказалось, что он обладает недюжинными литературными способностями и талантом.
В последние годы своей жизни Василий Афанасьевич писал пьесы. Ее звали Мария Ивановна. Она была дочкой почтмейстера, женщиной простой, невероятно суеверной, и при этом наблюдательной.
Мария Ивановна Гоголь-Яновская, мать писателя От своего отца Гоголь Николай Васильевич унаследовал интерес к театру, писательству и литературный талант. У матери — мистический взгляд на вещи, суеверность, а также природную наблюдательность, которая так нужна людям искусства, мастерам слова. Николай не был первым ребенком в семье.
До него родилось двое детей, однако оба умерли практически сразу. Известно, что будучи беременной, мать литератора усердно молилась Николаю Чудотворцу. Когда писатель появился на свет, его назвали в честь этого святого.
Всего же в семье литератора было 12 детей. Все детство Н. Гоголя, ранняя жизнь прошли на территории Малороссии.
Полтавская губерния отличалась своими контрастами. Тут находилось место и панскому образу жизни с его кичливостью и роскошью, и простому крестьянскому быту. В условиях такого разнообразия и рос писатель.
Литературой Николай Васильевич увлекался с ранних лет. Отец всячески поощрял интерес сына, помогал ему на творческом пути. Не удивительно, что свои первые произведения молодой человек начал писать очень рано, когда ему не исполнилось и 6-и.
Первый портрет Н. Гоголя, неизвестный художник, 1826 г. В 1811 году пришла пора начинать учиться.
Формальное образование Николай Васильевич получал в Полтаве. Сначала у частного преподавателя, а затем в местной гимназии. Формальный подход молодому человеку не нравился, поскольку сковывал любознательность будущего литератора.
В школьную пору Гоголь не был особо прилежным учеником. Скорее напротив. Однако молодой человек отличался потрясающей памятью.
Гимназия на момент поступления писателя только открылась и еще не могла похвастаться высоким уровнем. Было полно проблем. Предметы преподавали методом простого заучивания, молодым людям запрещалось читать современных поэтов и писателей, учителя смотрели в прошлое и видели эталон в литературе прошлого века.
В гимназии практиковали телесные наказания. Гоголю попадало розгами не раз и даже не два. Портрет Н.
Гоголя в юности, литография с гравюры А. Венецианова, 1834 г. Ученики старались компенсировать недостаток знаний собственными силами.
Николай Васильевич был одним из генераторов идей, среди сверстников он слыл главным активистом. Гимназисты выписывали литературные журналы, знакомились с новинками. А затем начали выпускать свое собственное издание, пусть оно и было кустарным, рукописным.
В тот же период по инициативе Гоголя товарищи по гимназии организовали свой театр. Николай Васильевич лично готовил декорации, выбирал репертуар и участвовал в репетициях. По воспоминаниям друзей-гимназистов, все думали, что он станет артистом.
Уж больно умело литератор выступал на импровизированных подмостках. Начало творческого пути Творческая биография Гоголя началась еще в период юношества, когда он учился в гимназии. Вместе с товарищами Николай Васильевич издавал простенький литературный журнал, где был одним из главных и постоянным автором.
В то время Гоголь еще не знал, в каком жанре собирается творить. Он пытался нащупать свою нишу и направление. Из-под пера литератора выходили рассказы, стихотворения, сатира, повести и исторические поэма, трагедии.
Большую часть Гоголь опирался на классику в жанре романтизма, как и многие молодые литераторы. Гоголя в молодости, худ. Жерн 1836 г.
В 1825 году умер отец семейства. Мать долгое время не говорила сыну о трагедии. Кончину родителя Гоголь очень тяжело переживал.
Интерес к его лекциям был велик, ведь в эти годы Николай Васильевич был известен как автор «Вечеров на хуторе близ Диканьки». В это время писатель планировал всерьез заняться историей, желая стать профессором кафедры всеобщей истории в Киеве. Однако художественные замыслы, их воплощение в 1835 году началась работа над «Мертвыми душами» , осознание себя более как писателя, нежели как историка, преподавателя укореняют Гоголя в сфере писательского творчества.
Гоголь — великий русский драматург. Это вряд ли можно оспорить. Его пьеса «Ревизор» с момента написания никогда не сходила с российских театральных подмостков.
Крылатые фразы из этой пьесы помнят многие из нас, например: Александр Македонский герой, но зачем же стулья ломать? Как публицист и духовный наставник предстает перед нами Гоголь в «Выбранных местах из переписки с друзьями». В ней читатель видит совсем другого, неизвестного для себя писателя… Однако менее всего известны читателю те страницы биографии Николая Васильевича Гоголя, которые связаны с посещением им Оптиной пустыни, его перепиской с Оптинскими старцами, изучением святоотеческой литературы творений Отцов Церкви — выдающихся церковных писателей прошлого.
Владимир Алексеевич Воропаев о влиянии на Гоголя святоотеческих трудов писал: «В один из приездов в Оптину он прочитал рукописную книгу — на церковнославянском языке — преподобного Исаака Сирина… ставшую для него откровением». Мог ли Гоголь принять монашеский постриг?
Неизвестные факты об известных писателях. Гоголь
Николай Васильевич Гоголь скончался 4 марта 1852 года в доме на Никитском бульваре в Москве. 19 марта 1849 года Гоголь праздновал свое 40-летие у С.Т. Аксакова. Череп Гоголя был украден из гроба покойного в 1909 году.
Новости за 2024 год
Биография Николая Гоголя – читайте об авторе на Литрес | 1 апреля исполняется 215 лет со дня рождения Николая Васильевича Гоголя. |
Николай Гоголь. Свет и тени - программа Леонида Млечина | Жизненный и творческий путь Гоголя и его трагическая судьба до сих пор представляют собой загадку, которую разгадывает не одно поколение й Васильевич Гоголь родился (20 марта) 1 апреля 1809 года в местечке Великие Сорочинцы П. |
Гоголевская Россия в лицах: 215 лет Н.В.Гоголю
Николай Васильевич Гоголь родился 1 апреля 1809 года в местечке Великие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии. В начале 1852 года Гоголь сообщает друзьям, что 2-й том «совершенно окончен». А сколько типажей в «Ревизоре», о которых сам автор сказал так: «В «Ревизоре» я решил собрать всё дурное в России, какое я знал, и одним разом посмеяться над всем».
Неизвестные факты об известных писателях. Гоголь
Высокое представление о своём таланте и лежащей на нём обязанности привело его к убеждению, что он творит нечто провиденциальное: для того, чтобы обличать людские пороки и широко смотреть на жизнь, надо стремиться к внутреннему совершенствованию, которое даётся только богомыслием. Несколько раз пришлось ему перенести тяжёлые болезни, которые ещё больше увеличивали его религиозное настроение; в своём кругу он находил удобную почву для развития религиозной экзальтации — он принимал пророческий тон, самоуверенно делал наставления своим друзьям и в конце концов приходил к убеждению, что сделанное им до сих пор было недостойно той высокой цели, к которой он считал себя призванным. Если прежде он говорил, что первый том его поэмы «Мёртвые души» есть не больше, как крыльцо к тому дворцу, который в нём строится, то в это время он готов был отвергать всё им написанное, как греховное и недостойное его высокого предназначения. Николай Гоголь с детских лет не отличался крепким здоровьем. Смерть в отрочестве его младшего брата Ивана, безвременная кончина отца наложили отпечаток на его душевное состояние.
Работа над продолжением «Мёртвых душ» не клеилась, и писатель испытывал мучительные сомнения в том, что ему удастся довести задуманное произведение до конца. Летом 1845 года его настигает мучительный душевный кризис. Он пишет завещание, вторично сжигает рукопись второго тома «Мёртвых душ». В ознаменование избавления от смерти Гоголь решает уйти в монастырь и стать монахом, но монашество не состоялось.
Зато его уму представилось новое содержание книги, просветлённое и очищенное; ему казалось, что он понял, как надо писать, чтобы «устремить всё общество к прекрасному». Он решает служить Богу на поприще литературы. Началась новая работа, а тем временем его заняла другая мысль: ему скорее хотелось сказать обществу то, что он считал для него полезным, и он решает собрать в одну книгу всё писанное им в последние годы к друзьям в духе своего нового настроения и поручает издать эту книгу Плетнёву. Это были « Выбранные места из переписки с друзьями » СПб.
Большая часть писем, составляющих эту книгу, относится к 1845 и 1846 годам, той поре, когда религиозное настроение Гоголя достигло своего высшего развития. Гоголь остался чужд этому размежеванию несмотря на то, что каждая из двух враждующих партий — западников и славянофилов, предъявляла на Гоголя свои законные права. Книга произвела тяжёлое впечатление и на тех, и на других, поскольку Гоголь мыслил совершенно в иных категориях. Даже друзья- Аксаковы отвернулись от него.
Гоголь своим тоном пророчества и назидания, проповедью смирения, из-за которой виднелось, однако, собственное самомнение; осуждениями прежних трудов, полным одобрением существующих общественных порядков явно диссонировал тем идеологам, кто уповал лишь на социальное переустройство общества. Гоголь, не отвергая целесообразности социального переустройства, основную цель видел в духовном самосовершенствовании. Поэтому на долгие годы предметом его изучения становятся труды отцов Церкви. Но, не примкнув ни к западникам, ни к славянофилам, Гоголь остановился на полпути, не примкнув целиком и к духовной литературе — Серафиму Саровскому , Игнатию Брянчанинову и др.
Впечатление книги на литературных поклонников Гоголя, желающих видеть в нём лишь вождя «натуральной школы», было удручающее. Высшая степень негодования, возбуждённого «Выбранными местами», выразилась в известном письме Белинского из Зальцбрунна [29]. Гоголь мучительно переживал провал своей книги. Лишь А.
Смирнова и П. Плетнёв смогли поддержать его в эту минуту, но то были лишь частные эпистолярные мнения. Нападения на неё он объяснял отчасти и своей ошибкой, преувеличением назидательного тона, и тем, что цензура не пропустила в книге нескольких важных писем; но нападения прежних литературных приверженцев он мог объяснить только расчётами политических движений и самолюбий. Общественный смысл этой полемики был ему чужд.
В подобном смысле были им тогда написаны «Предисловие ко второму изданию Мёртвых Душ»; «Развязка Ревизора», где свободному художественному созданию он хотел придать характер нравоучительной аллегории, и «Предуведомление», где объявлялось, что четвёртое и пятое издание «Ревизора» будут продаваться в пользу бедных… Неудача книги произвела на Гоголя подавляющее действие. Он должен был сознаться, что ошибка была сделана; даже такие друзья, как С. Аксаков, говорили ему, что ошибка была грубая и жалкая; сам он сознавался Жуковскому: «я размахнулся в моей книге таким Хлестаковым, что не имею духу заглянуть в неё». В его письмах с 1847 года уже нет прежнего высокомерного тона проповедничества и назидания; он увидел, что описывать русскую жизнь можно только посреди неё и изучая её.
Убежищем его осталось религиозное чувство: он решил, что не может продолжать работы, не исполнив давнишнего намерения поклониться Святому Гробу. В конце 1847 года он переехал в Неаполь , и в начале 1848 года отплыл в Палестину , откуда через Константинополь и Одессу вернулся окончательно в Россию. Пребывание в Иерусалиме не произвело того действия, какого он ожидал. Дом А.
Талызина на Никитском бульваре , где последние годы жил и работал Гоголь; здесь был сожжён второй том «Мёртвых душ»; здесь писатель скончался. Свои впечатления от Палестины Гоголь называет сонными; застигнутый однажды дождём в Назарете , он думал, что просто сидит в России на станции. Он продолжал работать над вторым томом «Мёртвых душ» и читал отрывки из него у Аксаковых, но в нём продолжалась та же мучительная борьба между художником и христианином, которая шла в нём с начала сороковых годов. По своему обыкновению, он много раз переделывал написанное, вероятно, поддаваясь то одному, то другому настроению.
Между тем его здоровье всё более слабело; в январе 1852 года его поразила смерть жены А. Хомякова — Екатерины Михайловны , которая была сестрой его друга Н. Языкова ; им овладел страх смерти; он бросил литературные занятия, стал говеть на масленице ; однажды, когда он проводил ночь в молитве, ему послышались голоса, говорившие, что он скоро умрёт [30]. Смерть Москва.
Дом графа А. Толстого, где умер Н. Фото около 1900 года. С конца января 1852 года в доме графа Александра Толстого гостил ржевский протоиерей Матфей Константиновский , с которым Гоголь познакомился в 1849 году, а до того был знаком по переписке.
Между ними происходили сложные, подчас резкие беседы, основным содержанием которых было недостаточное смирение и благочестие Гоголя, например, требование отца Матфея: «Отрекись от Пушкина» [31]. Гоголь предложил ему прочесть беловой вариант второй части «Мёртвых душ» для ознакомления — с тем, чтобы выслушать его мнение, но получил отказ священника. Гоголь настаивал на своём, пока тот не взял тетради с рукописью для прочтения [32]. Протоиерей Матфей стал единственным прижизненным читателем рукописи 2-й части.
Возвращая её автору, он высказался против опубликования ряда глав, «даже просил уничтожить» их [33] ранее он также давал отрицательный отзыв на «Выбранные места …», назвав книгу «вредной» [33]. Смерть Хомяковой, осуждение Константиновского и, возможно, иные причины убедили Гоголя отказаться от творчества и начать говеть за неделю до Великого поста. Толстому портфель с рукописями для передачи митрополиту Московскому Филарету , но граф отказался от этого поручения, чтобы не усугубить Гоголя в мрачных мыслях. Гоголь перестаёт выезжать из дому.
Высокие требования к самому себе, недовольство уровнем творческих достижений и критическая реакция общественности на «Выбранные места из переписки с друзьями» усугубили художественный кризис и расстройство здоровья автора. Зиму 1847-1848 гг. В стремлении к духовному обновлению он совершил паломничество в Иерусалим, после чего окончательно вернулся из-за границы домой — проживал у родственников и друзей в Малороссии, в Москве, в Северной Пальмире.
Личная жизнь Николая Гоголя Выдающийся писатель семью не создал. Он был влюблен несколько раз. В 1850 году сделал предложение графине Анне Вильегорской, но получил отказ по причине неравенства социального статуса.
Николай Гоголь не был женат ни разу Он любил сладости, готовить и угощать друзей украинскими варениками и галушками, стеснялся своего большого носа, был очень привязан к подаренному Пушкиным мопсу Джози, ему нравилось вязать на спицах и шить. Ходили слухи о его гомосексуальных наклонностях, а также о том, что он якобы являлся агентом царской охранки. Николай Гоголь до сегодня остается загадочной фигурой Последние годы жизни он писал свои сочинения стоя, а спал только сидя.
Смерть После посещения Святой земли состояние литератора улучшилось. В 1849-1850 гг. Осенью посетил Одессу, весну 1851 г.
Посмертная маска Николая Гоголя Однако, окончив труд над 2-м томом поэмы в январе 1852 года, он почувствовал себя переутомленным. Его терзали сомнения в успехе, проблемы со здоровьем, предчувствие скорой кончины. В феврале он слег и в ночь с 11 на 12 число сжег все последние рукописи.
Утром 21 февраля выдающегося мастера пера не стало. Николай Гоголь.
Об этом же говорила и его матушка. Различия в числах марта, вероятно, ошибка в метрической книге. К сожалению, это не редкость — похожая ситуация была и с Александром Сергеевичем Пушкиным.
В случае с Гоголем прежде всего можно сослаться на слова его матери. Если мы пересчитаем все это на нынешний григорианский календарь, получится 1 апреля. Так что сегодняшняя дата, 20 марта, к Гоголю не имеет никакого отношения. С апрелем тоже занятно получается — конечно, Гоголь и не подозревал, что родился в День смеха. А у самого писателя масса занятных, забавных и юмористических произведений.
Почему писатель до сих пор остается актуальным и любимым многими Гоголь, безусловно, один из писателей-классиков. А их произведения проходят длительную проверку временем. В этом году исполняется 215 лет со дня рождения писателя, а его сочинения как привлекали внимание читателей в XIX веке, когда он еще был жив, так и заставляют многих задуматься сейчас. И каждое поколение находит в гоголевских текстах что-то свое — неслучайно делают массу инсценировок и постановок по сочинениям, часто перенося время действия в наши дни. Все это говорит об актуальности его произведений.
Он жил то в Риме, то в Германии, во Франкфурте , Дюссельдорфе , то в Ницце , то в Париже , то в Остенде , часто в кружке своих ближайших друзей — Жуковского, Смирновой, Виельгорских, Толстых, и в нём всё сильнее развивалось то религиозно-пророческое направление, о котором упомянуто выше. Высокое представление о своём таланте и лежащей на нём обязанности повело его к убеждению, что он творит нечто провиденциальное: для того, чтобы обличать людские пороки и широко смотреть на жизнь, надо стремиться к внутреннему совершенствованию, которое даётся только богомыслием. Несколько раз пришлось ему перенести тяжёлые болезни, которые ещё больше увеличивали его религиозное настроение; в своем кругу он находил удобную почву для развития религиозной экзальтации — он принимал пророческий тон, самоуверенно делал наставления своим друзьям и в конце концов приходил к убеждению, что сделанное им до сих пор было недостойно той высокой цели, к которой он считал себя призванным. Если прежде он говорил, что первый том его поэмы есть не больше, как крыльцо к тому дворцу, который в нём строится, то в это время он готов был отвергать всё им написанное, как греховное и недостойное его высокого посланничества. Николай Гоголь с детских лет не отличался крепким здоровьем. Смерть в отрочестве его младшего брата Ивана, безвременная кончина отца наложили отпечаток на его душевное состояние.
Работа над продолжением «Мёртвых душ» не клеилась, и писатель испытывал мучительные сомнения в том, что ему удастся довести задуманное произведение до конца. Летом 1845 года его настигает мучительный душевный кризис. Он пишет завещание, сжигает рукопись второго тома «Мёртвых душ». В ознаменование избавления от смерти Гоголь решает уйти в монастырь и стать монахом, но монашество не состоялось. Зато его уму представилось новое содержание книги, просветлённое и очищенное; ему казалось, что он понял, как надо писать, чтобы «устремить всё общество к прекрасному». Он решает служить Богу на поприще литературы.
Началась новая работа, а тем временем его заняла другая мысль: ему скорее хотелось сказать обществу то, что он считал для него полезным, и он решает собрать в одну книгу всё писанное им в последние годы к друзьям в духе своего нового настроения и поручает издать эту книгу Плетнёву. Это были « Выбранные места из переписки с друзьями » СПб. Большая часть писем, составляющих эту книгу, относится к 1845 и 1846 годам , той поре, когда религиозное настроение Гоголя достигло своего высшего развития. Гоголь остался чужд этому размежеванию несмотря на то, что каждая из двух враждующих партий — западников и славянофилов, предъявляла на Гоголя свои законные права. Книга произвела тяжёлое впечатление и на тех, и на других, поскольку Гоголь мыслил совершенно в иных категориях. Даже друзья- Аксаковы отвернулись от него.
Гоголь своим тоном пророчества и назидания, проповедью смирения, из-за которой виднелось, однако, собственное самомнение; осуждениями прежних трудов, полным одобрением существующих общественных порядков явно диссонировал тем идеологам, кто уповал лишь на социальное переустройство общества. Гоголь, не отвергая целесообразности социального переустройства, основную цель видел в духовном самосовершенствовании. Поэтому на долгие годы предметом его изучения становятся труды отцов Церкви. Но, не примкнув ни к западникам, ни к славянофилам, Гоголь остановился на полпути, не примкнув целиком и к духовной литературе — Серафим Саровский , Игнатий Брянчанинов и др. Впечатление книги на литературных поклонников Гоголя, желающих видеть в нём лишь вождя «натуральной школы», было удручающее. Высшая степень негодования, возбуждённого «Выбранными местами», выразилась в известном письме Белинского из Зальцбрунна [12].
Гоголь мучительно переживал провал своей книги. Лишь А. Смирнова и П. Плетнёв смогли поддержать его в эту минуту, но то были лишь частные эпистолярные мнения. Нападения на неё он объяснял отчасти и своей ошибкой, преувеличением назидательного тона, и тем, что цензура не пропустила в книге нескольких важных писем; но нападения прежних литературных приверженцев он мог объяснить только расчётами партий и самолюбий. Общественный смысл этой полемики был ему чужд.
В подобном смысле были им тогда написаны «Предисловие ко второму изданию Мертвых Душ»; «Развязка Ревизора», где свободному художественному созданию он хотел придать характер нравоучительной аллегории, и «Предуведомление», где объявлялось, что четвёртое и пятое издание «Ревизора» будут продаваться в пользу бедных… Неудача книги произвела на Гоголя подавляющее действие. Он должен был сознаться, что ошибка была сделана; даже друзья, как С. Аксаков, говорили ему, что ошибка была грубая и жалкая; сам он сознавался Жуковскому: «я размахнулся в моей книге таким Хлестаковым, что не имею духу заглянуть в неё». В его письмах с 1847 года уже нет прежнего высокомерного тона проповедничества и назидания; он увидел, что описывать русскую жизнь можно только посреди неё и изучая её. Убежищем его осталось религиозное чувство: он решил, что не может продолжать работы, не исполнив давнишнего намерения поклониться Святому Гробу. В конце 1847 года он переехал в Неаполь и в начале 1848 года отплыл в Палестину , откуда через Константинополь и Одессу вернулся окончательно в Россию.
Дом А. Талызина на Никитском бульваре , где последние годы жил и работал Гоголь; здесь был сожжён второй том «Мёртвых душ»; здесь писатель скончался. Пребывание в Иерусалиме не произвело того действия, какого он ожидал. Свои впечатления от Палестины Гоголь называет сонными; застигнутый однажды дождём в Назарете , он думал, что просто сидит в России на станции. Он продолжал работать над вторым томом «Мёртвых душ» и читал отрывки из него у Аксаковых, но в нём продолжалась та же мучительная борьба между художником и христианином, которая шла в нём с начала сороковых годов. По своему обыкновению, он много раз переделывал написанное, вероятно, поддаваясь то одному, то другому настроению.
Между тем его здоровье всё более слабело; в январе 1852 года его поразила смерть жены Хомякова, которая была сестрой его друга Языкова ; им овладел страх смерти; он бросил литературные занятия, стал говеть на масленице; однажды, когда он проводил ночь в молитве, ему послышались голоса, говорившие, что он скоро умрёт [13]. Смерть Церковь Симеона Столпника на Поварской , которую посещал Гоголь в последние годы своей жизни С конца января 1852 года в доме графа Александра Толстого гостил ржевский протоиерей Матфей Константиновский , с которым Гоголь познакомился в 1849 году , а до того был знаком по переписке. Между ними происходили сложные, подчас резкие беседы, основным содержанием которых было недостаточное смирение и благочестие Гоголя, например, требование о. Матфея: «Отрекись от Пушкина». Гоголь предложил ему прочесть беловой вариант второй части «Мёртвых душ» для ознакомления, с тем, чтобы выслушать его мнение, но получил отказ священника. Гоголь настаивал на своём, пока тот не взял тетради с рукописью для прочтения [15].
Протоиерей Матфей стал единственным прижизненным читателем рукописи 2-й части. Возвращая её автору, он высказался против опубликования ряда глав, «даже просил уничтожить» их [16] ранее, он также давал отрицательный отзыв на «Выбранные места …», назвав книгу «вредной» [16]. Смерть Хомяковой, осуждение Константиновского и, возможно, иные причины убедили Гоголя отказаться от творчества и начать говеть за неделю до Великого поста. Толстому портфель с рукописями для передачи митрополиту Московскому Филарету , но граф отказался от этого поручения, чтобы не усугубить Гоголя в мрачных мыслях. Гоголь перестаёт выезжать из дому. В 3 часа ночи с понедельника на вторник 11—12 23—24 февраля 1852 года, то есть в великое повечерие понедельника первой седмицы Великого поста , Гоголь разбудил слугу Семёна, велел ему открыть печные задвижки и принести из шкафа портфель.
Вынув из него связку тетрадей, Гоголь положил их в камин и сжёг их. Наутро, он рассказал графу Толстому, что хотел сжечь только некоторые вещи, заранее на то приготовленные, а сжёг всё под влиянием злого духа. Гоголь, несмотря на увещевания друзей, продолжал строго соблюдать пост; 18 февраля слёг в постель и совсем перестал есть. Всё это время друзья и врачи пытаются помочь писателю, но он отказывается от помощи, внутренне готовясь к смерти. Опись имущества Гоголя показала, что после него осталось личных вещей на сумму 43 рубля 88 копеек. Предметы, попавшие в опись, представляли из себя совершенные обноски и говорили о полном равнодушии писателя к своему внешнему облику в последние месяцы его жизни.
В то же время на руках у С. Шевырёва оставались две с лишним тысячи рублей, переданных Гоголем на благотворительные цели нуждающимся студентам Московского университета. Эти деньги Гоголь не считал своими, и Шевырёв не стал их возвращать наследникам писателя [14]. По инициативе профессора МГУ Тимофея Грановского похороны проводились как общественные; вопреки первоначальному желанию друзей Гоголя, по настоянию начальства, писатель был отпет в университетской церкви мученицы Татианы [17] [18]. Похороны проходили в воскресный полдень 24 февраля 7 марта 1852 года на кладбище Данилова монастыря в Москве. На могиле был установлен бронзовый крест, стоявший на чёрном надгробном камне « Голгофа » , а на нём высечена надпись: «Горьким словом моим посмеюся» цитата из книги пророка Иеремии , 20, 8.
В 1930 году Данилов монастырь был окончательно закрыт, некрополь вскоре ликвидирован. Согласно одним его воспоминаниям «Перенесение праха Н. Гоголя» , написанным спустя пятнадцать лет после события, и опубликованным посмертно в 1991 году в «Российском архиве», в могиле Гоголя отсутствовал череп писателя [20]. Согласно другим его воспоминаниям, передаваемым в форме устных рассказов студентам Литературного института в бытность Лидина в 1970-е годы профессором этого института, череп Гоголя был повёрнут на бок. Об этом, в частности, свидетельствует бывший студент В. Лидина, а позднее старший научный сотрудник Государственного Литературного музея Ю.
Алёхин [21]. Обе эти версии носят апокрифический характер, они и породили множество легенд, в том числе о захоронении Гоголя в состоянии летаргического сна и похищении черепа Гоголя для коллекции известного московского собирателя театральной старины А. Такой же противоречивый характер носят многочисленные воспоминания об осквернении гоголевской могилы советскими писателями и самим Лидиным при эксгумации захоронения Гоголя, публикуемые СМИ со слов В. Лидина [22] [23] [24] [25] [26] [27]. В 1952 году на могиле вместо Голгофы установили новый памятник в виде постамента с бюстом Гоголя работы скульптора Томского , на котором начертано: «Великому русскому художнику слова Николаю Васильевичу Гоголю от правительства Советского Союза». Голгофа за ненадобностью какое-то время находилась в мастерских Новодевичьего кладбища, где её обнаружила вдова М.
Булгакова Е. Булгакова с уже соскоблённой надписью. Она подыскивала подходящее надгробие для могилы своего покойного мужа. По преданию, И. Аксаков сам выбрал камень для могилы Гоголя где-то в Крыму гранильщики называли камень «черноморский гранит». Елена Сергеевна выкупила надгробие, после чего оно было установлено над могилой Михаила Афанасьевича.
Таким образом, исполнилась мечта М. Булгакова: «Учитель, укрой меня своей чугунной шинелью» [28] В настоящее время — к 200-летию со дня рождения писателя — по инициативе членов оргкомитета юбилея [29] могиле придан почти первоначальный вид: бронзовый крест на чёрном камне. Адреса в Санкт-Петербурге Конец 1828 года — доходный дом Трута — набережная Екатерининского канала, 72; начало 1828 года — доходный дом Галибина — Гороховая улица, 46; апрель — июль 1829 года — дом И. Иохима — Большая Мещанская улица , 39; конец 1829 — май 1831 года — доходный дом Зверкова — набережная Екатерининского канала, 69; август 1831 — май 1832 года — доходный дом Брунста — Офицерская улица до 1918, сейчас — улица Декабристов , 4; лето 1833 — 6 июня 1836 года — дворовый флигель дома Лепена — Малая Морская улица, 17, кв. Памятник истории Федерального значения; Министерство культуры РФ. Проверено 30 октября — 2 ноября 1839 года — квартира П.
Плетнёва в доме Строганова — Невский проспект, 38; май — июль 1842 года — квартира П. Плетнёва в ректорском флигеле Санкт-Петербургского Императорского университета — Университетская набережная, 9. Творчество Ранним исследователям литературной деятельности Гоголя представлялось, писал А. Пыпин , что его творчество разграничивается на два периода: первый, когда он служил «прогрессивным стремлениям» общества, и второй, когда он стал религиозно-консервативным. Другой подход к изучению биографии Гоголя, включавший, среди прочего, анализ его переписки, раскрывавшей его внутреннюю жизнь, позволил исследователям прийти к выводу, что как, по-видимому, ни противоположны мотивы его повестей, «Ревизора» и «Мёртвых душ», с одной стороны, и «Выбранных мест» — с другой, в самой личности писателя не было того перелома, какой в ней предполагался, не было брошено одно направление и принято другое, противоположное; напротив, это была одна цельная внутренняя жизнь, где уже в раннюю пору были задатки позднейших явлений, где не прекращалась основная черта этой жизни — служение искусству; но эта личная жизнь была осложнена внутренним взаимным оспариванием поэта-идеалиста, писателя-гражданина и последовательного христианина [4]. О свойствах своего таланта сам Гоголь говорил: «У меня только то и выходило хорошо, что взято было мной из действительности, из данных, мне известных».
При этом изображённые им лица не были просто повторением действительности: они были целыми художественными типами, в которых была глубоко понята человеческая природа. Его герои чаще чем у кого-либо другого из русских писателей становились именами нарицательными. Другая личная черта Гоголя заключалась в том, что с самых ранних лет, с первых проблесков молодого сознания его волновали возвышенные стремления, желание послужить обществу чем-то высоким и благотворным; с ранних лет ему было ненавистно ограниченное самодовольство, лишённое внутреннего содержания, и эта черта сказалась потом, в 1830-х , сознательным желанием обличать общественные язвы и испорченность, и она же развилась в высокое представление о значении искусства, стоящего над толпой как высшее просветление идеала… Памятник Н. Гоголю работы скульптора Н. Андреева 1909 Все коренные представления Гоголя о жизни и литературе были представления Пушкинского круга. Художественное чувство его было сильно и оценило своеобразный талант Гоголя, кружок приложил заботы и о его личных делах.
Когда родился Гоголь
Однако в большинстве источников отмечают, что по итогу лечение помогло и в начале июля 1835 года Гоголь покинул Крым. В гимназии Гоголь учился с 1821 по 1828 год, и этот период стал очень важным для формирования его писательского и драматургического таланта. Череп Гоголя был украден из гроба покойного в 1909 году.
День рождения Н.В. Гоголя
Гоголь знакомится с В. Жуковским , П. Плетнёвым, А. Пушкин до конца жизни оставался для Гоголя непререкаемым авторитетом как в художественном, так и в моральном плане. К лету 1831 его отношения с пушкинским кругом становятся довольно близкими. Материальное положение Гоголя упрочивается благодаря педагогической работе: он дает частные уроки в домах П. Балабина, Н. Лонгинова, А. Васильчикова, а с марта 1831 становится преподавателем истории в Патриотическом институте. Наиболее плодотворный период жизни В этот период выходят в свет "Вечера на хуторе близ Диканьки" 1831-1832. Они вызвали почти всеобщее восхищение и сделали Гоголя знаменитым.
Гоголь пишет первую комедию "Владимир 3-й степени", однако, испытывая творческие трудности и предвидя цензурные осложнения, прекращает работу. В этот период им овладевает серьезная тяга к изучению истории - украинской и всемирной. Гоголь хлопочет о занятии кафедры всеобщей истории в новооткрытом Киевском университете, но безуспешно. В июне 1834 он, однако, был определен адъюнкт-профессором по кафедре всеобщей истории при Санкт-Петербургском университете, но после проведения нескольких занятий оставляет это дело. Одновременно он в глубокой тайне пишет повести, составившие два последующих его сборка - "Миргород" и "Арабески". Их предвестием явилась "Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем" впервые опубликована в книге "Новоселье" в 1834 г. Выход в свет "Арабесок" 1835 и "Миргорода" 1835 подтвердил репутацию Гоголя как выдающегося писателя. К началу тридцатых годов относится и работа над произведениями, составившими впоследствии цикл «Петербургские повести». Осенью 1835 Гоголь принимается за написание "Ревизора", сюжет которого как утверждал сам Гоголь подсказан был Пушкиным; работа продвигалась столь успешно, что 18 января 1836 он читает комедию на вечере у Жуковского, а в том же году пьеса была поставлена на сцене. Наряду с оглушительным успехом комедия вызвала и ряд критических отзывов, авторы которых обвиняли Гоголя в клевете на Россию.
Разгоревшаяся полемика неблагоприятно сказалась на душевном состоянии писателя. В июне 1836 Гоголь уезжает из Петербурга в Германию и начинается почти 12-ти летний период пребывания писателя за границей. Гоголь принимается за написание "Мертвых душ". Сюжет был также подсказан Пушкиным это известно со слов Гоголя. В феврале 1837, в разгар работы над "Мертвыми душами", Гоголь получает потрясшее его известие о гибели Пушкина. В приступе "невыразимой тоски" и горечи Гоголь ощущает "нынешний труд" как "священное завещание" поэта.
Тогда молодой человек устроился на службу в Министерство уделов, однако работа чиновника казалась ему монотонной и давалась плохо. Писательство стало для Гоголя единственной возможностью самовыражения. Из-под его пера вышли произведения, ставшие классикой золотого века русской литературы, — повести «Тарас Бульба» и «Вий», «Шинель» и «Записки сумасшедшего», пьесы «Ревизор» и «Женитьба», поэма в прозе «Мёртвые души».
При этом он оставался скрытным - о своих планах никому не рассказывал, за что получил прозвище Таинственный Карло по имени одного из героев романа Вальтера Скотта "Черный карлик". Портрет Н. Первая сожженная книга В гимназии Гоголь мечтает о широкой общественной деятельности, которая позволила бы ему совершить нечто великое "для общего блага, для России". С этими широкими и смутными планами он приехал в Петербург и испытал первое тяжелое разочарование. Гоголь публикует свое первое произведение — поэму в духе немецкой романтической школы "Ганс Кюхельгартен". Псевдоним В. Алов спас имя Гоголя от обрушившейся критики, но сам автор так тяжело воспринял провал, что скупил в магазинах все нераспроданные экземпляры книги и сжег их. Писатель до конца своей жизни так никому и не признался, что Алов - это его псевдоним. Позднее Гоголь получил службу в одном из департаментов министерства внутренних дел. Эти наблюдения пригодятся ему потом для создания знаменитых повестей "Нос", "Записки сумасшедшего" и "Шинель". Геннадий Спирин. Иллюстрация к повести "Нос" "Вечера на хуторе близ Диканьки", или детские воспоминания После знакомства с Жуковским и Пушкиным вдохновленный Гоголь принимается писать одно из своих лучших произведений - "Вечера на хуторе близ Диканьки". Обе части "Вечеров" были изданы под псевдонимом пасечника Рудого Панька. Некоторые эпизоды книги, в которой настоящая жизнь переплеталась с легендами, были навеяны детскими видениями Гоголя. Так, в повести "Майская ночь, или Утопленница" эпизод, когда мачеха, превратившаяся в черную кошку, пытается задушить дочку сотника, но в результате лишается лапы с железными когтями, напоминает реальную историю из жизни писателя. Как-то родители оставили сына дома, а прочие домочадцы легли спать. Вдруг Никоша - так называли Гоголя в детстве - услышал мяуканье, а через мгновение увидел крадущуюся кошку. Ребенок был напуган до полусмерти, но у него хватило мужества схватить кошку и выбросить в пруд. Майская ночь, или Утопленница. Художник Ольга Ионайтис. Почему Гоголь не был женат? Несмотря на успех своей второй книги, Гоголь все еще отказывался считать литературный труд своей главной задачей. Он преподавал в женском Патриотическом институте, где часто рассказывал юным барышням занимательные и поучительные истории. Слава о талантливом "преподавателе-рассказчике" даже дошла до Санкт-Петербургского университета, куда его пригласили читать лекции на кафедре всеобщей истории. В личной жизни писателя все оставалось без перемен. Существует предположение, что Гоголь никогда не имел намерения жениться. Между тем многие современники писателя считали, что тот был влюблен в одну из первых придворных красавиц Александру Осиповну Смирнову-Россет и писал ей, даже когда она уехала с мужем из Петербурга. Позднее Гоголь был увлечен графиней Анной Михайловной Виельгорской. С семьей Виельгорских писатель познакомился в Петербурге. Образованные и добрые люди сердечно приняли Гоголя и оценили его талант. Особенно подружился писатель с младшей дочерью Виельгорских Анной Михайловной.
Николай Васильевич был одним из генераторов идей, среди сверстников он слыл главным активистом. Гимназисты выписывали литературные журналы, знакомились с новинками. А затем начали выпускать свое собственное издание, пусть оно и было кустарным, рукописным. В тот же период по инициативе Гоголя товарищи по гимназии организовали свой театр. Николай Васильевич лично готовил декорации, выбирал репертуар и участвовал в репетициях. По воспоминаниям друзей-гимназистов, все думали, что он станет артистом. Уж больно умело литератор выступал на импровизированных подмостках. Начало творческого пути Творческая биография Гоголя началась еще в период юношества, когда он учился в гимназии. Вместе с товарищами Николай Васильевич издавал простенький литературный журнал, где был одним из главных и постоянным автором. В то время Гоголь еще не знал, в каком жанре собирается творить. Он пытался нащупать свою нишу и направление. Из-под пера литератора выходили рассказы, стихотворения, сатира, повести и исторические поэма, трагедии. Большую часть Гоголь опирался на классику в жанре романтизма, как и многие молодые литераторы. Гоголя в молодости, худ. Жерн 1836 г. В 1825 году умер отец семейства. Мать долгое время не говорила сыну о трагедии. Кончину родителя Гоголь очень тяжело переживал. Теперь он был старшим мужчиной в семье. Денег матери и младшим категорически не хватало. Мария Ивановна не умела управлять хозяйством. Гоголь взял все вопросы на себя, однако это было сложным бременем и настоящей обузой. Чуть позже он отказался от наследства в пользу младших в семье, чтобы полностью посвятить себя литературной деятельности. Через 2 года молодой человек сочинил одно из первых зрелых произведений, поэму «Ганц Кюхельгартен». Вскоре Н. Гоголь завершил формальное образование, окончил гимназию и отправился в столицу, чтобы продолжить свои литературные изыскания. Санкт-Петербург Город встретил малоросского юношу довольно холодно. Чтобы не стесняться мать и семью с собой он взял совсем немного денег. Но жизнь в Петербурге оказалась очень недешевой. И это при том, что молодому человеку требовалось совсем немного. Чтобы не умереть с голоду и хоть как-то свести концы с концами Николай Васильевич попытался устроиться на государственную службу. Однако с таким скромным образованием его отправляли на копеечные должности или же и вовсе выгоняли, даже не выслушав. Следом Гоголь начал штурмовать столичный литературный олимп. Он подготовил стихотворение «Италия», и без указания авторства отправил в издание «Сын Отечества». Произведение опубликовали. Портрет писателя, худ. Боклевский, 1872 г. Первый успех обеспечил Гоголю уверенность в себе. Начинающий писатель решил показать миру «Ганца Кюхельгартена». Однако книга осталась лежать на полках. Критики и коллеги по цеху долго и жестоко разнесли слабое по их мнению произведение. Провал произвел на Гоголя сильнейшее впечатление. Он самолично скупил весь тираж книги и сжег его. После неудачи на литературном поприще Николай Васильевич пытался стать актером. Но на прослушивании в театре его забраковали. Очередной провал больно ударил по самооценке и личности Гоголя. По его собственным воспоминаниям, он чувствовал себя униженным и ни на что не годным человеком. После катастрофического провала Николай Васильевич отправился в Германию. Он пытался найти свое место в мире. Вскоре писатель вернулся в Петербург. Его задумка уехать в Америку не свершилась. Вместо этого литератору помогли устроиться в III Отделение императорской канцелярии тайную полицию. Тут он прослужил совсем недолго, после чего получил новый пост. Примерно в тот же период, на заре 30-х, Николай Васильевич познакомился с Пушкиным и Жуковским. Гоголя, худ. Репин 1878 г. Спустя некоторое время Гоголь получил возможность сесть и спокойно подумать над своими делами.