Молитва поминальная – это способ почтить память усопшего и облегчить его участь по ту сторону бытия. Мы облегчаем страдания усопших молитвами и милостынями, которые совершаем об упокоении их душ.
Молитва 9 дней после смерти
Молитва за упокой души усопшего | Молитва об усопшем до 40 дней. |
9 дней после смерти: что значит и как правильно поминать усопших | Любовь к умершим родственникам возлагает на нас, ныне здравствующих, святую обязанность – молиться о спасении их. |
Молитвы за всякого усопшего христианина - Молитвослов | Какие молитвы нужно читать на родительскую субботу: особенности и правила поминовения усопших. |
Молитва об усопших за упокой души до 40 дня | Каждая наша молитва за усопшего, каждый молебен за него – это повод для Господа улучшить положение души усопшего. |
3 мая НА РАДОНИЦУ ОБЯЗАТЕЛЬНО ПРОЧТИ! Поминальная молитва об усопших родственниках. Православие
Это изречение взято из текста заупокойной службы, панихиды. Оно выказывает стремление сохранить долгую память. Чем больше поколений помнит почивших родных и близких, тем дольше о них молятся. Фраза «Покойся с миром» восходит к раннехристианским временам. Такие надписи были найдены на стенах римских катакомб. Они свидетельствовали, что почивший находился в мире с Церковью, то есть являлся христианином. Эти слова не выражают пожелание умершему, а констатируют факт пребывания его в Лоне Церкви. В настоящее время такую фразу используют католики и протестанты. На поминках можно услышать также слова «Земля да будет тебе пухом».
Это пожелание сохранилось с языческих времен. Православные христиане не обожествляют мёртвое тело. По факту не имеет значения, где оно лежит — на «мягкой пушистой земле» или глине. Акцент делается на местонахождении души. Фраза «Спи спокойно» также не имеет православного смысла. Так выказывается желание обрести умершему покой, отдых от забот мирских, выпавших на его долю. Появилась такая манера прощания с умершим в 20 веке. Боязнь атеистов признать конец земной жизни привела к тому, что вспоминают лишь о мертвом теле.
Хотя слова о сне все же имеют отголоски надежды на будущее пробуждение. Также на похоронах и поминках можно услышать обращение к умершему «Прости и прощай». В языческие времена у славян существовал обряд прощания умирающего.
Ты сирых хранитель, скорбящих прибежище и плачущих утешитель. Прибегаю к тебе аз, сирый, стеня и плача, и молюся Тебе: услыши моление мое и не отврати лица Твоего от воздыханий сердца моего и от слез очей моих. Молюся Тебе, милосердный Господи, утоли скорбь мою о разлучении с родившим и воспитавшим родившей и воспитавшей мя родителем моим материю моею , имя или: с родившими и воспитавшими мя родителями моими, имена их — , душу же его или: ея, или: их , яко отшедшую или: отшедшие к Тебе с истинною верою в Тя и с твердою надеждою на Твое человеколюбие и милость, приими в Царство Твое Небесное. Преклоняюсь пред Твоею святою волею, ею же отъят или: отъята, или: отъяты бысть у мене, и прошу Тя, не отыми точию от него или: от нея, или: от них милости и благосердия Твоего. Вем, Господи, яко Ты Судия мира сего, грехи и нечестия отцев наказуеши в детях, внуках и правнуках даже до третьяго и четвертого рода: но и милуеши отцев за молитвы и добродетели чад их, внуков и правнуков. С сокрушением и умилением сердца молю Тя, милостивый Судие, не наказуй вечным наказанием усопшаго незабвеннаго усопшую незабвенную для мене раба Твоего рабу Твою , родителя моего матерь мою имя , но отпусти ему ей вся согрешения его ея вольная и невольная, словом и делом, ведением и неведением сотворенная им ею в житии его ея зде на земле, и по милосердию и человеколюбию Твоему, молитв ради Пречистыя Богородицы и всех святых, помилуй его ю и вечныя муки избави.
Ты, милосердный Отче отцев и чад! Даруй мне, во вся дни жизни моея, до последняго издыхания моего, не преставати памятовати о усопшем родителе моем усопшей матери моея в молитвах своих, и умоляти Тя, праведнаго Судию, да вчиниши его ю в месте светле, в месте прохладне и в месте покойне, со всеми святыми, отнюду же отбеже всяка болезнь, печаль и воздыхание. Милостиве Господи! Приими днесь о рабе Твоем Твоей имя теплую молитву мою сию и воздай ему ей воздаянием Твоим за труды и попечения воспитания моего в вере и христианском благочестии, яко научившему научившей мя первее всего ведети Тя, своего Господа, в благоговении молитися Тебе, на Тебе Единаго уповати в бедах, скорбех и болезнех и хранити заповеди Твоя; за благопопечение его ея о моем духовном преуспеянии, за тепле приносимыя им ею о мне моления пред Тобою и за все дары, им ею испрошенные мне от Тебе, воздай ему ей Своею милостию, Своими небесными благами и радостями в вечном Царствии Твоем. Ты бо еси Бог милостей и щедрот и человеколюбия, Ты покой и радость верных рабов Твоих, и Тебе славу возсылаем со Отцем и Святым Духом, и ныне и присно и во веки веков. С сокрушенным и умиленным сердцем прибегаю к Тебе и молюся Ти: помяни. Господи, во Царствии Твоем усопшего раба Твоего рабу твою , чадо мое имя , и сотвори ему ей вечную память. Ты, Владыко живота и смерти, даровал еси мне чадо сие. Твоей же благой и премудрой воле изволися и отъяти е у мене.
Буди благословенно имя Твое, Господи. Молю Тя, Судие неба и земли, безконечною любовию Твоею к нам, грешным, прости усопшему чаду моему вся согрешения его, вольная и невольная, яже словом, яже делом, яже ведением и неведением. Прости, Милостиве, и наша родительская согрешения, да не пребудут они на чадех наших: вем, яко множицею согрешихом пред Тобою, множицею не соблюдохом, не сотворихом, якоже заповедал еси нам. Аще же усопшее чадо наше, нашея или своея ради вины, бяше в житии сем, работая миру и плоти своея, и не паче Тебе, Господу и Богу своему: аще возлюби прелести мира сего, а не паче Слово Твое и заповеди Твоя, аще предавшеся сластем житейским, а не паче сокрушению о гресех своих, и в невоздержании бдение, пост и молитву забвению предавше — молю Тя усердно, прости, преблагий Отче, чаду моему вся таковыя прегрешения его, прости и ослаби, аще и ино злое сотвори в житии сем. Христе Иисусе! Ты воскресил еси дщерь Иаира по вере и молитве отца ея. Ты исцелил еси дщерь жены-хананеянки по вере и прошению матери ея: услыши убо и молитву мою, не презри и моления моего о чаде моем. Прости, Господи, прости вся согрешения его и, простив и очистив душу его, изми муки вечныя и всели со всеми святыми Твоими, от века благоугодившими Тебе, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная: яко несть человек, иже жив будет и не согрешит, но Ты Един еси кроме всякаго греха: да егда имаши судити мирови, услышит чадо мое превожделенный глас Твой: приидите, благословенные Отца Моего, и наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира. Яко Ты еси Отец милостей и щедрот.
Ты живот и воскрешение наше, и Тебе славу возсылаем со Отцем и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков. Как поминать усопших на Радоницу?
Дата особого поминального дня тесно связана с праздником Собора Архангела Михаила, который празднуется 21 ноября. В этот день молятся о погибших воинах, пропавших без вести и о кровных родственниках. Что принято делать на Михайловскую родительскую субботу? Верующие начинать день с тихой молитвы. Отправляются в церковь, где проводятся заупокойные литургии. Можно передать поминальную записку батюшке, и он тоже прочитает молитвенный текст за упокой ваших родных.
После этого все приступают к поминальной трапезе. В разговорах нужно вспоминать умершего только с хорошей стороны. Господь внимательно следит за всеми поступками усопшего в жизни. Добрые слова о покойнике обеспечат принятие Богом справедливого решения. Обсуждение неприятных ситуаций и грехов умершего может все испортить. В этот день раздают милостыню нищим и сладости всем знакомым. После смерти в молитвах можно обращаться не только к Господу, но и к ангелам, которые оберегают его на том свете. Может читаться такая молитва на 9 день по усопшему: «Господом данный Ангеле-хранителю святый, прииди помолитися о рабе твоем, егоже на всех путех жизни сопровождал, хранил и наставлял еси, воззови с нами ко Спасу Всещедрому: Иисусе, истреби рукописание грехов раба Твоего имярек. Иисусе, уврачуй его язвы душевныя. Иисусе, да не будет на земли горьких воспоминаний о нем. Иисусе, сего ради помилуй огорчавших его и обиженных им. Иисусе, покрый его несовершенства светоносною ризою Твоего искупления. Иисусе, возвесели его милосердием Твоим. Иисусе Неизреченный, Великий и Чудный, явися ему Сам. Текст рекомендовано читать не только до 9 дней, но и до самого Верховного суда. Во избежание попадания души в ад читается на кладбище молитва о новопреставленном усопшем. Молиться Богу нужно с душой. Человек может прочитать молитву и попросить от чистого сердца об умершем родственнике. Если будет прочитана молитва в качестве ритуала, то это не принесет плодов. Молиться можно наедине или одновременно с другими родственниками, что положительно повлияет на решение Верховного Суда. Нужно молиться за усопшего в течение дня, а не в определенное время. Коллективная молитва может возноситься в положении сидя или стоя. Господу важно то, что люди молятся, а не в каком положении их тело во время обращения к нему. В основном молитвы особенно коллективные произносятся вслух, но, их можно читать и про себя. Идти на кладбище рекомендуется ближе к обеду. На могиле убирают мусор. Приносят цветы и конфеты. Категорически запрещается оставлять на кладбище водку или другие спиртные напитки, сигареты. Эти действия могут разгневать Всевышнего. Рекомендуется пригласить священника для литии. Это служба, которую священнослужитель проводит над могилой. Если таковой возможности нет, то нужно читать молитвы самостоятельно. На кладбище не рекомендуется разговаривать на посторонние темы. Нужно мысленно или вслух вспоминать усопшего.
Поминальные молитвы в Покровскую родительскую субботу 8 октября 2022 года
Молитва о любом усопшем. Молитвы родственников и близких по усопшему до и после 40 дней помогают духовному телу обрести новую жизнь. Молитва поминальная на год в полной и расширенной версии, специально для Вас. Обычно прошения об усопших начинаются со слов.
Молитва об усопших
Новгород, XIV век Но совершать Божественную Литургию и вообще молиться в церкви за души некрещеных, мертворожденных и убиенных во чреве младенцев нельзя; однако следует знать, что молитвы, возносимые в церкви за упокой всех православных христиан, приносят пользу и душам этих детей. Преподобному Макарию Великому ок. Насколько же больше заслуживают милости и облегчения души безвинно погубленных младенцев! В заключение слова о поминаниях небесполезным является отрывок из предисловия к древлеписьменному синодику: «Сие пишем вам, пастырем стада Христова… иже кто от них, паствы вашея, нищетою духовною живя, и преставится от жития сего, и егда глаголете: «яко не дал вкладу — не пишем его в синодик», — то уже несте пастыри, но яко наемницы. Да како дерзнете рещи пред Богом в День страшный: «Се аз и дети моя», а не приносяще должных молитв к Богу за душа их?
А кто, чреду держа Божественныя службы, леностию и небрежением не поминает написанных в книгах животных, сам не помяновен будет пред Богом. В ню бо меру кто мерит, отмерится ему праведным судом Божиим, ему же слава во веки, аминь». В древности православные христиане придавали столь высокое значение книге поминовения, что называли ее «книгой животной», т. Поскольку прилежная молитва за усопших есть великая добродетель, вводящая в вечную жизнь и поминаемых, и тех, кто поминает.
О святой Божественной Литургии, ее великой пользе для усопших В Ветхом Израиле веровали, что приносимая за грехи мертвых очистительная жертва помогает им в будущей жизни. Вождь Израильского народа Иуда Маккавей ум. Иуда Маккавей. Портрет их сборника биографий Страдание и Воскресение Господа нашего Исуса Христа сделало ненужным все прежние жертвоприношения Ветхого Закона.
Уверовавшим в Него дано спасительное Таинство святой Божественной Литургии, которое очищает от грехов и вводит в жизнь вечную живых и умерших во благочестивой вере. Слово блаженного Симеона Солунского: «Преимущественно пред всем озабочиваются, чтобы приносима была бескровная Жертва, благотворнее которой для усопшего нет ничего, и ничто другое не может послужить источником радости и просвещения и единства с Богом, наравне с сим священнодействием, в котором за нас непотребных изливается самая Кровь Господня и жрется Божественное Тело. Сию-то жертву, как сродники усопшего по плоти, так и соединенные с ним по духу, и, по силе соединения в Духе, любящие его больше, чем его сродники по плоти, приносят постепенно и ежедневно, в течение целого года и всей своей жизни, и чем чаще приносят, тем больше пользы доставляют и получают. Ибо что благотворнее приношения в жертву за нас Христа?
Одни совершают это, когда могут и желают, а другие ежедневно, по крайней мере, в продолжение сорока дней». Жития святых и Предание Христовой Церкви донесли до нас многочисленные случаи того, как Божественная Литургия, соединенная с милостыней, избавляла от мук даже умерших во грехах. Более того, иногда ее совершали по безвестно пропавшим людям, которых считали погибшими, и это чудесно сохраняло им жизнь. На чем же основывается эта великая благодатная сила?
Мы живем в промежуточное время — между Первым пришествием Христовым, бывшим для спасения людей, и Вторым пришествием — для суда. Время суда еще не настало, но продолжается время спасения. А подтверждение сему — совершение Божественной Литургии: Агнец Божий, вземлющий грехи мира, ежедневно закалается на жертвенниках в святых церквах. Когда эта всемирная спасительная жертва была совершена на Голгофе, она примирила падшее человечество с Богом.
Теперь же она приносится за живых и мертвых, преклоняет Бога на милость к согрешившим. Вот для того и отсрочен Страшный Суд, чтобы эта Жертва искупила как можно больше людей, желающих и ищущих спасения, спасла их для будущего Царствия. Святой Иоанн Златоуст ок. Святой Кирилл Иеросалимский 315 — 386 гг.
И весьма часто просьба эта бывает успешной. Так и мы приносим наши моления к Небесному Царю о повинных и осужденных душах. Мы приносим Ему не дары, не венцы, но самого Его возлюбленного Сына Христа, и преклоняем Его на милость не только к наказуемым, но и ко всем нам. Таким образом, усердно совершающие заупокойные Литургии и священники, и заказывающие их миряне сами привлекают к себе милость Божию и по смерти также получают щедрое воздаяние от Него.
О милостыне Кроме Божественной Литургии весьма важным средством избавления от муки грешных душ является милостыня — как из имения покойного, так и от собственных трудов ближних. Как увещание к милостыне святые отцы толкуют известную Евангельскую притчу о рабе-домоправителе Лк. Господь заключает эту притчу словами: Приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители. Блаженный Феофилакт Болгарский 1055 — 1107 гг.
Даже если по ошибке милостыня будет дана недостойному человеку, ее невидимо принимает Христос. Однако надобно стараться давать тому, кто в этом действительно нуждается. А таковых среди нас немало, и внимательный христианин может распознать нуждающихся не только в тех, кто стоит с протянутой рукой, но и среди тех, кто молча терпит нужду, бедность, одиночество, болезни. Для этого блаженный Симеон советует творить милостыню через опытных и достойных доверия духовных отцов.
Тогда и дающий не будет тщеславиться, и милостыня будет распределена наилучшим образом. Древний и всеобщий христианский обычай — жертвовать на Божии храмы и монастыри. Очень важно, чтобы милостыня творилась от праведных трудов — тогда она угодна Богу и спасительна. Если же оставленное родственникам наследство умершего было добыто недостойным путем обманом, ростовщичеством, воровством , те, которые стараются об избавлении его от муки, должны не жалеть и своего собственного, праведного достояния.
Молюся Тебе, милосердый Господи, утоли скорбь мою о разлучении с родившим и воспитавшим мя родителем моим, имя , душу же его, яко отшедшую к Тебе с истинною верою в Тя и с твердою надеждою на Твое человеколюбие и милость, приими в Царство Твое Небесное. Преклоняюсь пред Твоею святою волею, еюже отъят бысть у мене, и прошу Тя, не отыми точию от него милости и благосердия Твоего. С сокрушением и умилением сердца молю Тя, милостивый Судие, не наказуй вечным наказанием усопшаго незабвеннаго для мене раба Твоего родителя моего имя , но отпусти ему вся согрешения его вольная и невольная, словом и делом, ведением и неведением сотворенная им в житии его зде на земле, и по милосердию и человеколюбию Твоему, молитв ради Пречистыя Богородицы и всех святых, помилуй его и вечныя муки избави. Даруй мне, во вся дни жизни моея, до последняго издыхания моего, не преставати памятовати о усопшем родителе моем в молитвах своих, и умоляти Тя, праведнаго Судию, да вчиниши его в месте светле, в месте прохладне и в месте покойне, со всеми святыми, отнюду же отбеже всяка болезнь, печаль и воздыхание.
Приими днесь о рабе Твоем имя теплую молитву мою сию и воздай ему воздаянием Твоим за труды и попечения воспитания моего в вере и христианском благочестии, яко научившему мя первее всего ведети Тя, своего Господа, в благоговении молитися Тебе, на Тебе Единаго уповати в бедах, скорбех и болезнех и хранити заповеди Твоя; за благопопечение его о моем духовном преуспеянии, за тепле приносимыя им о мне моления пред Тобою и за все дары, им испрошенные мне от Тебе, воздай ему Своею милостию, Своими небесными благами и радостями в вечном Царствии Твоем. С сокрушенным и умиленным сердцем прибегаю к Тебе и молюся Ти: помяни. Господи, во Царствии Твоем усопшего рабу Твою, чадо мое имя , и сотвори ей вечную память. Ты, Владыко живота и смерти, даровал еси мне чадо сие.
Твоей же благой и премудрой воле изволися и отъяти е у мене. Буди благословенно имя Твое, Господи. Молю Тя, Судие неба и земли, безконечною любовию Твоею к нам, грешным, прости усопшему чаду моему вся согрешения его, вольная и невольная, яже словом, яже делом, яже ведением и неведением. Прости, Милостиве, и наша родительская согрешения, да не пребудут они на чадех наших: вем, яко множицею согрешихом пред Тобою, множицею не соблюдохом, не сотворихом, якоже заповедал еси нам.
Аще же усопшее чадо наше, нашея или своея ради вины, бяше в житии сем, работая миру и плоти своея, и не паче Тебе, Господу и Богу своему: аще возлюби прелести мира сего, а не паче Слово Твое и заповеди Твоя, аще предавшеся сластем житейским, а не паче сокрушению о гресех своих, и в невоздержании бдение, пост и молитву забвению предавше — молю Тя усердно, прости, преблагий Отче, чаду моему вся таковыя прегрешения его, прости и ослаби, аще и ино злое сотвори в житии сем. Христе Иисусе! Ты воскресил еси дщерь Иаира по вере и молитве отца ея. Ты исцелил еси дщерь жены-хананеянки по вере и прошению матери ея: услыши убо и молитву мою, не презри и моления моего о чаде моем.
Прости, Господи, прости вся согрешения его и, простив и очистив душу его, изми муки вечныя и всели со всеми святыми Твоими, от века благоугодившими Тебе, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная: яко несть человек, иже жив будет и не согрешит, но Ты Един еси кроме всякаго греха: да егда имаши судити мирови, услышит чадо мое превожделенный глас Твой: приидите, благословенные Отца Моего, и наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира. Яко Ты еси Отец милостей и щедрот.
Наш Православный 321 подписчик Подписаться 3 мая на Радоницу обязательно прочти поминальную молитву. Поминальная молитва об усопших родственниках. Радоница - самый большой в году день церковного поминовения всех усопших. На Радоницу в церквях проходят специальные службы с литургией и панихидой.
Поэтому будь милостив, и этой верой в Тебя замени дела его и помести его среди святых Своих: ведь, нет же человека, который проживает жизнь без греха. И мы — славу Тебе воссылаем из сердец наших — как Отцу и Сыну и Святому Духу — и сейчас, как и раньше — и всегда, вовеки. Перевод: Помяни, Господи Боже наш, по нашей вере и надежде на жизнь вечную преставившуюся рабу Твою имя усопшей.
Православные поминальные молитвы об усопших
А дома рекомендуется накрыть постный поминальный стол с кутьей, постными блинами и киселем: это дань уважения к традициям и память об усопших, передает 21 апреля ПРОЧТИ СЕГОДНЯ МОЛИТВУ ЗА УСОПШИХ РОДНЫХ Поминальная молитва о усопших 3. Молитвы об усопших, с которыми можно обратиться к Святым за упокой души и прощение грехов, а также помянуть умершего человека на 9 и 40 дней, годовщину и в любое другое время.
Православные поминальные молитвы об усопших
Родительская суббота 6 апреля 2024: Как нельзя поминать усопших? | Молитвы родственников и близких по усопшему до и после 40 дней помогают духовному телу обрести новую жизнь. |
Необходимость молитв за усопших и заупокойные тексты, значение | Также существуют особые молитвы об усопших родных (мужьях, детях, родителях, женах, новопреставленных, душевнобольных и самоубийцах, умерших без покаяния, некрещеных, по определенным датам). |
Как поминать усопших в Родительскую субботу 13 апреля: правила и запреты
Любовь к умершим родственникам возлагает на нас, ныне здравствующих, святую обязанность – молиться о спасении их. Молитва поминальная – это способ почтить память усопшего и облегчить его участь по ту сторону бытия. В один из главных дней памяти усопших православных христиан, Вселенскую родительскую субботу, «Известия» подготовили светлые молитвы для поминания ушедших близких и родных.
Как поминать усопших в Родительскую субботу 13 апреля: правила и запреты
Это единственная служба за усопших, которая не отменяется Великим постом. Если служится литургия, усопшие поминаются в любой день? Поминовение усопших всегда совершается на литургии, потому как одна из пяти больших просфор, необходимых для ее совершения, посвящена усопшим членам Церкви. Когда мы подаем записки на литургию за упокой, то священник вынимает частицы из этой просфоры в память поминаемых, а потом опускает в Кровь Христову со словами «Отмый, Господи, грехи зде поминавшихся Кровию Твоею честною молитвами святых Твоих». Даже если мы на литургии не слышим ни одной заупокойной ектении вслух — в праздники ли, на Светлой седмице или на святках — мы должны понимать, что на проскомидии поминовение все равно совершается.
Литургия может быть и сугубо заупокойной. Она совершается в родительские субботы, в дни памяти умерших священнослужителей. К литургии в этом случае добавляются заупокойные ектении, а также евангельские и апостольские чтения, совпадающие с отрывками, которые читаются на чине погребения. Почему накануне Троицы молятся об умерших?
Вознося в Пятидесятницу молитвы об оживотворении Святым Духом всех живущих, накануне праздника Церковь всю субботу посвящает поминовению усопших и молитве о них. Христиане просят Господа, чтобы и для почивших благодать Духа-Утешителя стала источником вечного блаженства. Правда ли, что только в Троицкую родительскую субботу можно поминать самоубийц? Это суеверие.
Святитель Афанасий Сахаров предполагает, что в основе этого заблуждения лежит традиция, существовавшая в северной части Руси. Там был особый день поминовения усопших — семек, или семик — в четверг перед Троицей. За зиму умирало много людей, а из-за промерзшей земли невозможно было выкопать могилы. Потому тела и самоубийц в том числе помещали в специальном «Божием доме» — глубокой яме.
А перед Троицей, в особо установленный день, их отпевали всех вместе. Если есть необходимость поминовения самоубийц — Церковь утвердила особый «Чин молитвенного утешения сродников, живот свой самовольнескончавшаго». Можно пригласить священника на кладбище совершить этот чин. Литургическое, богослужебное поминовение самоубиенных не имеет под собой никакого канонического основания.
Это запрещено. Разрешена милостыня в память о самоубийце и домашняя молитва. Что такое парастас? Слово парастас переводится как «стояние».
Этот чин появился в XVII веке в требнике митрополита Петра Могилы как чинопоследование всенощного бдения об усопшем, которое можно было совершить в любой день. Его служили перед заупокойной литургией как в храме, так и дома. Если священника приглашали домой, он приходил с диаконом и псаломщиком, совершал парастас, а с утра родственники шли на литургию. Из храма они отправлялись на кладбище, где служили литию.
На литии освящали уставное поминальное блюдо — кутью, которую и раздавали нищим, и несли домой на поминальный обед. Сейчас парастасом мы называем уставную службу в канун родительских суббот.
Зная воистину, что и после смерти ты живым пребываешь, припадаем и молимся тебе: молись о нас Всесильному Богу, о пользе душам нашим, и испроси нам время на покаяние, да беспрепятственно перейдем от земли на небо, и да избавимся от горьких мытарств, бесов и воздушных князей и от вечных мук. И да будем наследниками Небесного Царствия со всеми праведными, от века угодившими Богу нашему Иисусу Христу, Которому подобает всякая слава, честь и поклонение, с Безначальным Его Отцом и с Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Молитва о самоубийцах Преподобные Оптинские старцы иногда разрешали на домашней молитве поминать и самоубийц, за которых по 14-му правилу Тимофея Александрийского не может быть приношения в Церкви.
Так, преподобный Леонид, в схиме Лев, одному из своих учеников Павла Тамбовцева , отец которого окончил жизнь самоубийством, девал такие наставления о молитве: «Вручай как себя, так и участь родителя воле Господней, премудрой, всемогущей. Не испытывай Вышняго судеб. Тщися смиренномудрием укреплять себя в пределах умеренной печали. Молись всеблагому Создателю, исполняя тем долг любви и обязанности сыновней. Неизследимы судьбы Твои.
Не постави мне в грех молитвы сей моей, но да будет святая воля Твоя». Молись же просто, без испытания, предавая сердце твое в десницу Вышняго. Конечно, не было воли Божией на столь горестную кончину родителя твоего: но ныне он совершенно в воле Могущего и душу и тело ввергнуть в пещь огненную, Который и смиряет и высит, мертвит и живит, низводит во ад и возводит. При этом Он столь милосерд, всемогущ и любвеобилен, что благие качества всех земнородных пред Его высочайшею благостью — ничто. Для сего ты не должен чрезмерно печалиться.
Ты скажешь: «Я люблю моего родителя, почему и скорблю неутешно». Но Бог без сравнения более, чем ты. Значит, тебе остается предоставить вечную участь родителя твоего благости и милосердию Бога, Который, если соблаговолит помиловать, то кто может противиться Ему? И ныне Церковь почитает тебя, как прославляемого от Владыки Христа славой Небесной, Который даровал тебе благодать великого к Нему дерзновения. И ныне, предстоя перед Ним с Ангелами, в вышнем мире торжествуя, созерцая Святую Троицу и наслаждаясь Светом Безначального Сияния, помяни страдания наших сродников, умерших в нечестии, прими наше прошение, и как неверный род Клеопатры молитвами твоими от вечных мук освободил, так вспомни и безбожных погребенных, умерших некрещеными, поспеши испросить им облегчение от вечных мук, да едиными устами и единым сердем восславим Премилосердного Творца во веки веков.
Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе. Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй. Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша. Читается трижды, с крестным знамением и поясным поклоном. Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков.
Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради. Господи, помилуй. Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.
Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу. Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу. Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему. Псалом 90 Живый в помощи Вышняго, в крове Бога Небесйаго водворится. Речет Господеви: Заступник мой еси и Прибежище мое.
Бог мой, и уповаю на Него. Яко Той избавит тя от сети ловчи, и от словесе мятежна, плещма Своима осенит тя, и под криле Его надеешися: оружием обыдет тя истина Его. Не убоишися от страха нощнаго, от стрелы летящия во дни, от вещи во тме преходящия, от сряща, и беса полуденнаго. Падет от страны твоея тысяща, и тма одесную тебе, к тебе же не приближится, обаче очима твоима смотриши, и воздаяние грешников узриши. Яко Ты, Господи, упование мое, Вышняго положил еси прибежище твое.
Не приидет к тебе зло, и рана не приближится телеси твоему, яко Ангелом Своим заповесть о тебе, сохранити тя во всех путех твоих. На руках возмут тя, да не когда преткнеши о камень ногу твою, на аспида и василиска наступиши, и попереши льва и змия. Яко на Мя упова, и избавлю и: покрыю и, яко позна имя Мое. Воззовет ко Мне, и услышу его: с ним есмь в скорби, изму его, и прославлю его, долготою дней исполню его, и явлю ему спасение Мое. Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа, слава Тебе, Боже трижды.
Со духи праведных скончавшихся, душу раба Твоего, Спасе, упокой, сохраняя ю во блаженной жизни, яже у Тебе, Человеколюбче. Сам и душу раба Твоего упокой. И ныне и присно и во веки веков. Кондак, глас 8: Со святыми упокой, Христе, душу раба Твоего, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная. Икос: Сам Един еси Безсмертный, сотворивый и создавый человека: земнии убо от земли создахомся и в землю туюжде пойдем, якоже повелел еси, Создавый мя, и рекий ми: яко земля еси и в землю отъидеши, аможе вей человецы пойдем, надгробное рыдание творяще песнь: Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа.
Господи, помилуй трижды , благослови. Во блаженном успении, вечный покой подаждь. Господи, усопшему рабу Твоему имя и сотвори ему вечную память. Вечная память трижды. Душа его во благих водворится, и память его в род и род.
Чтении Псалтири за усопших Чтение Псалтири в память о усопших приносит им велее утешение, так как это чтение приемлется самим Господом как приятная умилостивительная жертва во очищение грехов поминаемых.
Какие молитвы прочитать «Упокой Господи душу раба твоего имя , прости ему грехи его, удостой его вечного блаженства, вечной жизни во Царствии Твоем! Нужно помнить, что не множество слов молитвы приятно Богу, но наша искренность, наша вера, наша любовь, которая рождает настоящую пламенную молитву. Как правильно вести себя на кладбище Хорошая традиция — навести порядок на могилах близких людей с приходом весны перед наступлением Пасхи. На кладбище можно прочитать или спеть последование литии об усопших, которую может совершить и мирянин без священника, пропеть вечную память. Не совсем правильно оставлять какие-то продукты на кладбище, если это только не пшено для птиц, лучше раздать что-то съестное нуждающимся с просьбой помянуть Ваших усопших. Нужно совсем исключить поминание на кладбище алкоголем, особенно в дни Великого поста, потому что это скорее языческая традиция. Что касается обращения к умершему, то не стоит стремиться общаться с теми, кто перешел в вечность, как-то буквально. Наше общение с близкими происходит посредством молитвы за них. Когда есть молитва, тогда живет память, тогда мы чувствуем, что наши близкие живы в вечности, потому что наш Бог — «не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы» Лк.
Попытки непосредственно общаться с душами умерших могут привести к душевным расстройствам, особенно у впечатлительных и ранимых людей. Также этим настроением могут воспользоваться и лукавые духи, чтобы внушить, как бы через наших усопших близких, что-то весьма неполезное для нашей души, довести до уныния и отчаяния. Чин литии, совершаемой мирянином дома и на кладбище Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас. Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе. Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша. Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради. Господи, помилуй. Трижды Слава:, и ныне: Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.
Родительские субботы пришлись на 11, 18 и 25 марта: теперь до конца поста поминальных дней не будет. Вечером 24 марта в храмах Сызрани прошла Великая панихида, или парастас. Прихожане подавали три записки с именами тех, кого нужно помянуть: для двух служб и для панихиды.
Имена в записках принято писать в родительном падеже поминаю кого? А сегодня в храмах проходит заупокойная литургия Иоанна Златоуста. После нее состоится общая панихида.
В Родительские субботы верующие приносят в церковь продукты, предназначенные для поминовения.