Министерство культуры и туризма Турции решило прислушаться к рекомендации ЮНЕСКО и сделает доступ в мечеть Айя-София для иностранных путешественников платным. вы делаете те новости, которые происходят вокруг нас. Стоимость билета в мечеть Айя София (Святая София) является одной из самых высоких в Турции. 2 июля 2020 года Верховный суд Турции постановил, что собор Святой Софии в Стамбуле может стать мечетью по решению президента — до этого здание использовалось. «Госсовет Турции отменил решение от 1934 года о превращении Айя-Софии в музей», — передает телеканал, отмечая, что теперь Айя-София может использоваться как мечеть.
Содержание
- Собор Святой Софии в Стамбуле: что нужно знать до визита
- В РПЦ назвали превращение Айя-Софии в мечеть «пощечиной христианству»
- В Турции открыли восстановленное при мечети Айя-София медресе
- Вход в мечеть Айя-София в Стамбуле станет платным
- Госсовет Турции разрешил превратить собор Святой Софии в мечеть
- 1. Предшественники собора Айя-София
Посещение мечети Айя-София в Стамбуле для иностранных туристов стало платным
Власти Турции решили с января 2024 года сделать платным вход в мечеть Айя-София (собор Святой Софии) в Стамбуле для иностранцев. Вход в мечеть Айя-София, которая располагается в Стамбуле, станет платным для иностранных туристов с 15 января 2024 г. Об этом сообщил министр культуры и туризма Турции Мехмет Нури Эрсой. Верующие и туристы смогут посещать мечеть Айя-София без ограничений во время работ по реставрации, сообщили РИА Новости в министерстве туризма Турции. Подпишитесь на канал Россия 24 Иностранным туристам отныне придется заплатить за посещение мечети Айя-София в Стамбуле. С 15 января Айя София открыла 2 этаж мечети. Вход будет платным для иностранцев и местных жителей. Приглашаю вас посмотреть какие изменения нас ждут. Привет.
Вход в Айя-Софию в Стамбуле теперь станет платным
бывшего патриаршего православного собора, ранее называвшегося собором Святой Софии, сообщает во вторник агентство "Анадолу". Святая София в Стамбуле снова стала мечетью. Рассказываем историю важнейшего памятника культуры, в разные годы побывавшего храмом, музеем и мечетью. Через полвека Айя-Софию включили в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО — и это имеет не только общие культурные, но и архитектурные обоснования. Превращение собора Святой Софии в Стамбуле в мечеть — пощечина от руководства Турции всему мировому христианству, заявил председатель Синодального отдела внешних церковных связей (ОВЦС) Московского патриархата митрополит Волоколамский Иларион. Софии в Стамбуле для усиления сейсмоустойчивости конструкции, пишет Habertürk.
Межпарламентская ассамблея Православия призывает спасти Айя-Софию от вандалов
Они также хотели превратить такое произведение архитектуры, как мечеть Султанахмет, в «национальную библиотеку». После этого в течение двух лет 1943—1945 там были организованы солдатские казармы и туалет. Даже если это решение и является подлинным, кроме формальностей это не имеет никакого значения. Закрытие мечети «Айя-София» является «Крестовым походом», начатым в 1918 году Англией и завершенным в 1931 году Америкой. То есть это показатель «суверенитета». Крестовый Запад, используя «слабость Анкары», нашими же руками запер «Айя-Софию» и наш суверенитет за железными решетками.
Мечеть «Айя-София» была символом священного завоевания, обещанного нашим Господином Пророком. С этой точки зрения, она была зеницей ока всех наших падишахов. Так как уважение к мечети «Айя-София» было проявлением решительности в воле к завоеванию. По этой причине, несмотря на то, что позже были созданы такие шедевры, как «Султанахмет» и «Сулеймание Мимара Синана», падишахи всегда предпочитали проводить пятничные намазы и религиозные праздники, в том числе и «Ночь могущества», в «Айя-Софии». Султан Фатих Мехмед первый пятничный намаз после завоевания Стамбула совершил здесь.
Много других памятных и знаменательных событий, проведенных здесь, увеличили ценность «Айя-Софии». Однако все это также подстегивало крестоносцев, которые мечтали когда-нибудь вновь обрести «Айя-Софию». Они сполна отомстили за накопившуюся в течение 500 лет обиду христиан. Такое гонение, как запрет на азан, было начато с «Айя-Софии». К тому же, пригласив всех крестовых представителей, было продемонстрировано то, как за них отомстили.
Для мечети является тяжелым наказанием превращение ее в «музей», с повторным установлением мозаик. К сожалению, «Право на обладание Стамбулом» было с легкостью передано тем, кто вожделел вернуть Стамбул. Однако «вернуть Стамбул» оказалось не так просто, и ни одно действие не осталось без результата. Прочтение суры «Аль-Фатх» в «Айя-Софии» на праздновании 567-й годовщины завоевания Стамбула перед речью президента Эрдогана западной прессой было озаглавлено как «Подстрекательство в «Айя-Софии». Причиной этого служит то, что они до сих пор считают, что этот храм все еще принадлежит христианскому миру.
Кому принадлежит мечеть «Айя-София»? Если нам, то почему прочтение там суры из Корана является «подстрекательством»? Может ли существовать тяжба на основе несуществующего решения? Инёню и его команда не смогли защитить свое решение о «незаконном» музее и фактическом захвате, которым является трагедия о «закрытии для поклонения». Поэтому, чтобы усилить свои позиции, они решили прибегнуть к авторитету Мустафы Кемаля, подделали его подпись и были пойманы с поличным.
Эта ксерокопия, не опубликованная в официальной газете, оригинала которой не существует ни в одном из учреждений, где подобные документы должны архивироваться в обязательном порядке, является поддельным, наспех составленным уходящими диктаторами РНП. К тому же поддельность этого решения была подтверждена и государством. Может ли вестись судебная тяжба на основе поддельного решения? Принятие всерьез судом документа, существование которого отрицается государством, является противоречием.
Правительство Турции готово и далее прилагать усилия для формирования нерушимого «моста» между историческим наследием и будущим страны, заявил президент Турции. Глава турецкого государства подчеркнул недопустимость игнорирования исторических и культурных ценностей турецкого народа. Эрдоган заявил, что медресе в исторической части Стамбула внесет вклад в формирование новых поколений ученых-богословов.
Тогда же ее посещение стало бесплатным. В 2022 году храм посетили 13,6 млн человек. Официальных данных о ее посещении по итогам прошлого года местные власти пока не распространяли. Софийский собор - памятник византийского зодчества, который был возведен в 532-537 годах по указанию императора Юстиниана. После падения Византийской империи в 1453 году он был превращен в мечеть.
Благодаря этому доступ к храму получили ученые. Они, в частности, сняли штукатурку, под которой сохранились византийские фрески и мозаики. На протяжении нескольких десятилетий граждане Турции составляли петиции с требованием вернуть Святой Софии статус мечети. Их просьбы все время отклоняли. При этом в 2016 году во время священного месяца Рамадан впервые с 1934 года в Айя-Софии читали суры Корана. Уже в 2019 году президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган заявил , что собор может вновь стать мечетью, а туристы смогут посещать его бесплатно. В июне 2020 года он поручил правящей в стране Партии справедливости и развития Турции рассмотреть возможность изменения статуса собора Святой Софии. Итоговое решение должны объявить в течение 15 дней. Против смены статуса выступают власти некоторых стран — например, Греции.
Вечный храм. Почему турки хотят превратить Святую Софию в мечеть?
Вход в стамбульскую мечеть Айя-София станет платным для иностранных туристов с 15 января 2024 года. Вход в мечеть Айя-София, которая располагается в Стамбуле, станет платным для иностранных туристов с 15 января 2024 г. Об этом сообщил министр культуры и туризма Турции Мехмет Нури Эрсой. Власти Турции планируют превратить в мечеть храм Святой Софии в Стамбуле — один из главных памятников христианского искусства VI века. В первый год после открытия для богослужений мечеть «Айя-София» приняла более 3 млн посетителей. После решения Реджепа Тайипа Эрдогана переделать собор Святой Софии из музея в мечеть против выступили многие западные лидеры, включая Дональда Трампа. 2 июля 2020 года Верховный суд Турции постановил, что собор Святой Софии в Стамбуле может стать мечетью по решению президента — до этого здание использовалось.
В Стамбуле увеличивают сейсмоустойчивость мечети Айя-София
86 лет христианская святыня существовала как музей, но указом президента Эрдогана в Стамбуле стало на одну мечеть больше, Айя-София теперь 3272-я по счету. 10 июля Высший административный суд Турции объявил о событии, которое затронуло мировую культуру и религию – было отменено решение правительства от 1934 года, согласно которому собор Святой Софии (Айя-София) в Стамбуле был преобразован в музей. Айя-София как мечеть была открыта для посетителей в 2020-м. Вход в мечеть Айя-София в Стамбуле будет платным для иностранных туристов с 15 января 2024 года, сообщил министр культуры и туризма Турции Мехмет Нури Эрсой. Подпишитесь на канал Россия 24 Иностранным туристам отныне придется заплатить за посещение мечети Айя-София в Стамбуле. Айя-София (Hagia Sophia).
Вход в мечеть Айя-София в Стамбуле сделали платным - Россия 24
За посещение одной из главных достопримечательностей Стамбула туристу придется заплатить 25 евро. Продавать билеты начнут в специальной кассе с 15 января. Почему вход стал платным? Ранее он был бесплатным. Кроме того, будут разделены входы в мечеть для иностранных туристов и граждан страны, приезжающих на богослужения. Пока информации, смогут ли на службы свободно приходить иностранцы, нет. Собор Святой Софии был возведен в 537 году. После захвата Константинополя Османской империей, в 1453-м , он был преобразован в мечеть. С 1934 года до 2020-го находился в статусе музея.
Сейчас это снова мечеть Айя-София , которая до 15 января будет доступна бесплатно для всех. Но стоимость эксплуатации такого огромного здания очень велика и продажа входных билетов — это возможность решения проблем, возникших из-за этой трансформации в 2020 году.
Билет в Айя-Софию будет стоить 25 евро около 830 турецких лир, или 2,5 тысяч рублей для иностранных туристов, для граждан Турции вход будет бесплатным, сообщили ранее РИА Новости в пресс-службе турецкого министерства культуры и туризма. После наделения Айя-Софии статусом мечети в июле 2020 года вход стал бесплатным для всех посетителей, в том числе туристов. До этого туристы могли попасть в мечеть по музейному абонементу или купив билет в кассе - по данным СМИ, в 2020 году билет для иностранца стоил 100 лир около 15 долларов США по курсу на тот момент. Соответственно, доступ на верхние галереи мечети был закрыт для туристов с 2020 года, когда музей стал религиозным объектом. Теперь же, судя по всему, на первый этаж мечети смогут попасть только верующие.
В подобной трактовке живо чувствуются пережитки того античного понимания формы, которое можно было бы назвать статуарным. И столь же сильны античные отголоски в прекрасном, полном женственности лике Марии.
Мягкий овал, правильной формы нос, сочные губы — всё придаёт ему земной характер. Но в то же время он подкупает своей одухотворённостью. Не менее высоко он оценил мозаику с архангелом Гавриилом на южном своде вимы: он считал, что «рядом с никейскими ангелами этот изумительный образ представляет одно из высших воплощений византийского гения» и датировал эту мозаику IX веком. Отмечают, что мозаичист передал в изображении порывистую духовную силу, но пропорции изображения являются вытянутыми и теряются правильные очертания изображения [75]. На мозаике левое плечо архангела, чуть меньше половины ореола, верхняя часть обоих крыльев и вершина посоха не сохранились [80]. Мозаики в помещении над южным вестибюлем[ править править код ] К первому периоду создания мозаичного украшения относятся изображения в сводчатом помещении в юго-западном углу над южным вестибюлем собора. Входная стена была украшена деисусом фигура Иоанна Крестителя не сохранилась. На своде были помещены 12 фигур, из которых сохранились и могут быть идентифицированы только пророк Иезекииль , первомученик Стефан в позе оранта и император Константин. В люнетах боковых стен помещены полуфигуры двенадцати апостолов и четырёх святых константинопольских патриархов периода иконоборчества: Германа , Тарасия , Никифора и Мефодия.
Лазарев отмечает низкий уровень данных мозаик и предполагает, что их создали мастера из монашеских кругов, а сам их период создания сразу после окончания периода иконоборчества обуславливает влияние на них народного творчества [77]. Святитель Иоанн Златоуст Около 878 года в южном и северном тимпанах собора были созданы мозаики с изображением шестнадцати ветхозаветных пророков и четырнадцати святителей. Из них полностью сохранились мозаики северного тимпана с изображением Игнатия Богоносца , Иоанна Златоуста и Игнатия, патриарха Константинопольского. Мозаики этих святителей были раскрыты в 1939—1948 годах. В дальнейшем в северном тимпане были раскрыты остатки фигуры святителя Афанасия Александрийского. Остальные мозаики не сохранились. Уровень мозаичистов, работавших над их созданием, В. Лазарев оценивает как невысокий, но отмечает [77] : Фигуры широкие и приземистые, черты лица крупные, ещё лишённые характерной для позднейших мозаик сухости и заострённости, одеяния ниспадают спокойными складками, в которых нет ничего от каллиграфической измельчённости. Розоватого тона лица обработаны зелёными тенями, палитра строится на светлых, главным образом серых и белых, оттенках, так что в ней отсутствуют плотность и насыщенность цвета, которые отличают мозаики XI века.
Входная мозаика нарфика[ править править код ] Император Лев VI преклоняет колени перед Иисусом Христом В правление императора Льва VI 886—912 люнет нарфика был украшен мозаикой с изображением Иисуса Христа, сидящего на престоле с Евангелием , открытом на словах «Мир вам. Я свет миру», в левой руке и благословляющего правой. По сторонам от него в медальонах изображены полуфигуры Богородицы и архангела Михаила. Слева от Иисуса изображён коленопреклонённый император Лев VI. Несмотря на то, что композиция несимметрична фигуре Льва не соответствует никакая фигура справа , мозаика обладает строгой уравновешенной композицией: «Она осуществляется за счёт широкой полосы внизу, на фоне которой помещена фигура, не составляющая таким образом, самостоятельного композиционного пятна. Эта полоса способствует утяжелению нижней части изображения, его прочному построению» [76]. Андрей Грабар отмечает, что данная композиция является весьма редкой для императорской иконографии [82]. Вероятно, она отражает некую торжественную религиозную церемонию [75]. Эта версия основана на описанной в сочинении Константина VII Багрянородного « О церемониях » торжественной встрече императора патриархом в нарфике храма Святой Софии.
Император выслушивал от патриарха «молитву входа» и затем, прежде чем войти в неф собора, трижды склонялся перед этой дверью. Также находят параллели между сюжетом мозаики и стихотворением Льва VI, в котором он описывает Страшный Суд , припадает к ногам Христа и взывает о заступничестве к Богородице и небесным силам [77]. Академик В. Лазарев так охарактеризовал мозаику поклонения императора Льва Иисусу Христу [77] : По фактуре выполнения мозаика люнеты занимает промежуточное место между мозаиками апсиды и вимы и мозаикой вестибюля св. В фигурах есть ещё типичная для искусства IX века грузность: большие, довольно массивные головы, приземистые пропорции, крупные конечности. Рисунок, особенно в трактовке тканей, порою сбит, лица лишены тонкой одухотворённости, в белёсой колористической гамме есть нечто вялое и даже безличное. Австрийский искусствовед Отто Демус указывает, что эту мозаику можно рассмотреть только снизу и под очень большим углом зрения. Это вызвано тем, что кубики мозаики размещены в стене наклонно, чтобы составлять со взглядом зрителя прямой угол [83]. Мозаика императора Александра[ править править код ] Император Александр На северо-западном столбе северной верхней галереи собора находится мозаичный портрет императора Александра.
Он был открыт в ходе реставрационных работ 1957—1960 годов и имеет точную датировку 912 годом [84]. Мозаика относится к типу вотивных изображений и является прижизненным портретом императора. Фигура изображена во фронтальной позе, Александр представлен в драгоценном облачении, перепоясанном лором , украшенным драгоценными камнями, и короне с подвесками. В правую руку помещён предмет цилиндрической формы акакия или анаксикакия , а в левую — держава. Мозаика изображает императора за Пасхальным богослужением. Согласно книге «О церемониях», в этот день император из Большого дворца шёл в собор, неся в руке акакию по сообщению Георгия Кодина , это был свёрток из шёлковой ткани, наполненный землёй [85] , и перепоясывался лором. По сторонам от изображения помещены медальоны , содержащие имя императора и монограммы , расшифровывающиеся как «Господи, помоги Твоему слуге, православному благоверному императору» [77]. На арках, примыкающих к мозаике с изображением императора Александра, сохранились фрагменты мозаик с орнаментом, выполненных в одно время с портретом [84]. Однако среди них были открыты два фрагмента изображения побегов аканфа , датируемых периодом Юстиниана I.
Также в отдельных местах например, большом пальце и на ладони левой руки оставлена непокрытой кубиками подготовительная фресковая живопись. Мозаика южного вестибюля[ править править код ] Императоры Константин и Юстиниан перед Богородицей Мозаика люнета над дверью из южного вестибюля в нарфик собора датируется последней четвертью X века [86]. На ней изображена Богородица на престоле с Богомладенцем на коленях, а по сторонам — императоры Константин справа , приносящий в дар город Константинополь, и Юстиниан слева , приносящий Богородице собор Святой Софии. Сам сюжет, по мнению В. Лазарева, был заимствован из античного искусства, поскольку известны монеты Смирны, Лесбоса и Филиппополя с изображением римских императоров стоящих с макетом храма перед изображением богини-покровительницы [87]. По мнению искусствоведа В. Лихачёвой , эта мозаика напоминает о ктиторских портретах Юстиниана и Феодоры в базилике Сан-Витале [88]. Помещение на одной мозаике Константина и Юстиниана не находит аналогов в византийском искусстве [89]. Андрей Грабар отмечает, что, возможно, мозаичист скопировал некий древний образец, так как императоры, хотя и изображены в парадных одеждах XI века, но не имеют бород, хотя они были в моде на момент создания мозаики.
Мозаику отличает попытка передать пространство — плоскость земли и перспектива в изображении трона придают ей глубину; также и сами фигуры обладают объёмом. Отмечают попытку создать на этой мозаике исторические портреты императоров [75]. Лазарев пишет, что эта мозаика уступает другим примерам позднемакедонского искусства, а по сравнению с мозаикой вестибюля отличается использованием любимых при императорском дворе фиолетового, золотого и серебряного цветов [77]. Также эту мозаику отличает, то что в отдельных её элементах линейно-узорная трактовка становится довлеющий техникой например, кисти рук Богородицы и императоров расчерчены до запястий изогнутыми, но ничего не изображающими линиями [75]. Мозаика является самым поздним произведением константинопольской монументальной живописи XI века и датируется 1028—1042 годами. На мозаике император Константин и императрица Зоя преподносят дары для Святой Софии. Император Константин преподносит мешочек с золотом, императрица Зоя — свиток, символизирующий пожертвования, которые она сделала церкви [90]. Считается, что после изгнания Зои в апреле 1042 года новый император, Михаил V , приказал уничтожить её портрет.
Вход в храм для туристов организован со стороны южного вестибюля, следуя по которому они могут осмотреть этаж галереи, византийские мозаики и фактически иметь полный обзор мечети. Для посетителей разработан аудиогид на 23 языках, который можно скачать на мобильные устройства. При желании они могут получить наушники у входа и самостоятельно совершить экскурсию по храму. Для граждан Турции и посещающих Святую Софию с целью совершения богослужений вход в собор остается бесплатным. По заявлению Минтуризма, введение новой системы посещения мечети позволит ликвидировать очереди на входе в нее, а также планомерно проводить масштабные работы по ее реставрации.
В РПЦ назвали превращение Айя-Софии в мечеть «пощечиной христианству»
Собор Святой Софии — великолепная каменная базилика, ставшая неотъемлемой частью Константинополя сейчас Стамбул на протяжении 1500 лет. Величественная постройка имеет увлекательную историю и является любимой достопримечательностью для туристов. Уникальный архитектурный объект пережил расцвет и падение империй, крестовые походы, мировые войны, политические перевороты и даже кардинальную смену религии. Предшественники собора Айя-София Собор Святой Софии: история развития духовного объекта, пережившего империи и смену религий Стамбул, Турция. Как и многие другие храмы, Собор Святой Софии Hagia Sophia возведен на месте, где не одно столетие до этого стояли религиозные объекты.
Исследователи уверены, что на месте существующего по сей день собора во времена Римской империи был воздвигнут языческий храм, который несколько раз восстанавливался из-за пожаров. Собор Святой Софии в 1848 г. Фото: ros-vos. В период правления императора Константина I в 324—337 гг.
Фото: litfund. Исторические предпосылки:Во времена Византии Константинополь превратился в важный политический, экономический и христианский центр. С тех пор константинопольский епископ уступал в силе и престиже только Римскому Папе, который по сей день считается Верховным понтификом. Во все времена собор Святой Софии привлекал внимание неординарными архитектурными формами и масштабом Стамбул, Турция.
Такое перераспределение наложило свой отпечаток на историю собора Святой Софии, ведь требовалось возведение более вместительного и помпезного здания. Непредвиденным толчком к строительству «Великой церкви» стал пожар, который полностью разрушил первый собор Святой Софии. Вскоре после трагических событий в 532 г. Этапы строительства Макет и план-чертеж собора Святой Софии.
Чтобы создать величественный храм, император распорядился выкупить прилегающие территории и пригласил лучших зодчих того времени — Исидора Милетского и Анфимия Тралльского, которые были больше математиками и инженерами нежели архитекторами. Это и сыграло важную роль в формах и конструкционных особенностях сооружения, которые произвели революцию в храмовом строительстве христиан, ведь то этих пор никто не проектировал купольные, почти квадратные церкви. Великолепная каменная базилика была неотъемлемой частью древнего города на протяжении 1500 лет Hagia Sophia, Стамбул. Выполняя пожелания императора, для строительства использовались лишь самые лучшие материалы и элементы древних храмов колонны для портика , которые доставлялись из храма Солнца, из Эфеса и других культовых мест.
В течение 9 столетий собор был резиденцией православного Константинопольского патриарха. Здесь проводились все главные религиозные церемонии. За это время храм дважды подвергался землетрясениям и его купол разрушался. Его восстанавливали и всё возвращалось на круги своя. Святая София пережила не одно стихийное бедствие.
В 11 веке в Святой Софии произошло знаковое религиозное событие — Церковь разделилась на католическую и православную. Храм пережил множество стихийных бедствий, восстаний и войн. В начале 13 века собор захватили и разграбили крестоносцы. Храм смогли отреставрировать лишь к концу 13 века. Функция собора была в демонстрации могущества христианства и его зависимости от государства.
Внутреннее убранство собора Святой Софии. Конец христианской истории храма положил Мехмед Завоеватель, захватив его в 1453 году. Так собор Святой Софии начал свой путь от христианского храма к мечети. После падения Византии Святая София оказалась полностью утраченной для христианского мира. А ведь именно благодаря ей Киевская Русь стала православной.
Дело в том, что когда послы князя Владимира прибыли в Константинополь, они были приглашены на богослужение в Великую церковь. Величие храма и его богатое убранство, а также сама церемония произвели на них столь глубокое впечатление, что по возвращении они убедили князя принять христианство. Мозаика с изображением Богоматери с Младенцем в Софийском соборе. Иисус Христос, а по обе стороны от него в медальонах находятся портреты Богородицы, архангела Михаила и императора Льва VI. Мозаика императрицы Зои в соборе Святой Софии.
Новые правила, введенные Минтуризма республики, действуют с понедельника. Вход в храм для туристов организован со стороны южного вестибюля, следуя по которому они могут осмотреть этаж галереи, византийские мозаики и фактически иметь полный обзор мечети. Для посетителей разработан аудиогид на 23 языках, который можно скачать на мобильные устройства. При желании они могут получить наушники у входа и самостоятельно совершить экскурсию по храму. Для граждан Турции и посещающих Святую Софию с целью совершения богослужений вход в собор остается бесплатным.
Второй — для мусульман, направляющихся в главный зал на первом этаже для соверше ния нама за. Некоторых россиян возмущает, что по входному билету можно пройти только на верхний уровень. Посмотреть же большой зал, где проходят мусульманские службы, путешественникам удастся только сверху. Впрочем, по последней информации, мусульмане из других стран имеют право бесплатного прохода в мечеть во время намаза. Другой минус, отмеченный туристами в соцсетях, — гидам запрещено проводить экскурсии в мечети, организованных групп внутри больше не будет. Вместо экскурсовода посетителям предложат послушать аудиогид: он записан на 23 языках и будет доступен бесплатно через Wi-Fi.
В Стамбуле отреставрируют мечеть Айя-София
Для граждан Турции и посещающих Святую Софию с целью совершения богослужений вход в собор остается бесплатным. По заявлению Минтуризма, введение новой системы посещения мечети позволит ликвидировать очереди на входе в нее, а также планомерно проводить масштабные работы по ее реставрации. Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган в июле 2020 года подписал указ, согласно которому собор Святой Софии стал мечетью и в ней возобновились религиозные службы. Тогда же ее посещение стало бесплатным. В 2022 году храм посетили 13,6 млн человек.
Таким образом, статус собора Святой Софии сменился с музея на мечеть, что возобновило дискуссии о судьбе христианских фресок и мозаики. Как бы там ни было, бывшая византийская церковь остается одним из самых важных туристических и исторических мест в Стамбуле. Подготовка к открытию мечети Верховный суд Турции разрешил изменить статус собора Святой Софии, после чего началась подготовка к торжественному открытию мечети, запланированному на 24 июля. Эта дата выбрана неслучайно: 24 июля 1923 года был подписан Лозаннский мирный договор, который способствовал созданию Турецкой республики. Турецкие власти намерены использовать специальную технику освещения, при которой христианские фрески, мозаики и символы не будут видны во время намазов. Управление по делам религии Турции объявило о назначении двух имамов и четырех муэдзинов в недавно преобразованную мечеть Айа-Софья.
Теперь здесь круглосуточно будет читаться Коран, а на полу будет расстелен молитвенный ковер, где мусульмане смогут молиться со строгим соблюдением всех санитарных норм, связанных с предотвращением распространения коронавирусной инфекции. Турецкая газета Sabah сообщила, что были проведены исследования для того, чтобы подготовить собор Святой Софии в качестве мечети без ущерба для христианской мозаики, фресок и икон. По информации издания, будет разработан план, при котором собор Святой Софии будет одновременно и действующей мечетью, и туристическим местом. Туристы смогут полюбоваться христианскими фресками и мозаиками в любое время, кроме совершения намаза. Более того, они смогут посещать собор Святой Софии бесплатно. Внутри будут установлены специальные туристические коридоры, чтобы туристы не испытывали затруднений при посещении собора.
А на полу будет расстелен молельный ковер с антибактериальными свойствами, специально разработанный для собора Святой Софии. Глава Управления по делам религии Турции Али Эрбаш заявил, что решение о возвращении собору Святой Софии статуса мечети имеет важное символическое значение для всего исламского мира. Кроме того, он добавил, что собор Святой Софии должен быть не только местом поклонения для мусульман, но и местом, где будет открыта исламская духовная семинария медресе.
Бригады муниципалитета района Фатих в Стамбуле провели работы по уборке и дезинфекции в мечети Айя-София, сообщает телеграм-канал «Исламская столца». Бригады Управления охраны окружающей среды и контроля муниципалитета очистили интерьер и окрестности исторической мечети. Ковры были пропылесосены, полки для обуви и интерьер мечети были опрысканы дезинфицирующими средствами. Фонтан для омовения, внутренний двор мечети и площадь мечети были обработаны.
Турецкие власти обещают сохранить христианские мозаики, каким именно способом, не уточняется, но вариантов не много: мозаики можно завесить тканью, но тогда они станут недоступны для предполагаемых туристов, либо мозаики снимут, поместят на гипсовые подставки и выставят в одном музеев, после чего они, разумеется, не произведут того же эффекта, как находясь внутри. Также в администрации президента Турции отметили, что открытие Айя-Софии для молитв не изменит того факта, что собор — один из объектов мирового культурного наследия в Список всемирного наследия ЮНЕСКО здание музея было включено в 1985 году , и что его смогут посещать все желающие.
В Турции решили сделать платным вход в мечеть Айя-София для туристов
Строительство собора Святой Софии началось в 532 году. В течение 916 лет собор считался самым большим православным храмом в мире, а после завоевания города в 1453 году седьмым султаном Мехметом II стал главной мечетью Османского государства. В ноябре 1934 года по решению правительства Турции собор получил статус музея. В 2020 году государственный совет Турции высший административный суд страны отменил решение правительства о статусе музея Айя-Софьи собора Святой Софии.
В 532 году во время восстания сгорел главный храм Константинополя. Через 40 дней после подавления мятежа император Юстиниан начал строительство Софийского собора, который должен был показать мощь Византийской империи и укрепить его позиции на троне. Через 5 лет и 10 месяцев собор торжественно освятил Константинопольский Патриарх Мина. До XV века Софийский собор оставался не только главным храмом Византийской империи, но и всего христианского мира.
В 1453 году турки захватили Константинополь. Они пристроили к собору четыре минарета, и собор превратился в мечеть Айя-София. Внутренний облик Айя-Софии тоже изменился: мозаики замазали штукатуркой, на стенах развесили щиты с надписями из Корана, установили михраб Ниша в стене мечети, указывающая направление на Мекку. Предназначен для того, чтобы в нём молился имам мечети и минбарКафедра или трибуна в соборной мечети, с которой имам читает пятничную проповедь.
О стоимости билетов не сообщается. В 2020 году собор Святой Софии решили превратить в мечеть и начать там мусульманские богослужения. Первый намаз был совершён 24 июля 2020 года. В сентябре 2023 года в мечети начались реставрационные работы для усиления сейсмоустойчивости, вход для верующих и туристов при этом не ограничен.
Дело было лет 800 назад, когда свергнутая византийская династия Комнинов при военной поддержке Грузинского царства на этом месте вы слышите гудок походного рожка заняла византийское Причерноморье и провозгласила создание Трапезундской империи 1204 г. Общий вид трабзонской Айя-Софии. Слева - западный портик, справа - южный. Плана храма по ссылке Два с половиной века спустя Трапезунд был покорён османами; последний император, уступивший город без боя, и семь его сыновей были торжественно препровождены в Стамбул и вскоре все до одного задушены, а оставленная своими покровителями Айя-София по указу османского султана Мехмеда II Завоевателя была трансформирована в мечеть.
Барельефы южного портика храма Некоторые могут увидеть в этом убийстве некую предвзятость... Но её на самом деле не было. Если бы в то время существовал фейсбук или твиттер, на страничке Мехмеда II мы бы смогли найти, например, запись примерно следующего содержания: Сегодня приказал задушить своего шестимесячного брата. День прошёл неприметно.
А, например, на страничке Мехмеда III, 13-го султана, - нечто такое: Мама, как всегда, права: не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня! Убил разом девятнадцать младших братьев.
Власти Стамбула уточнили правила входа в Айя-Софию
Айя-София, один из крупнейших в мире архитектурных памятников христианства и символ золотого века Византии, спустя 86 лет снова стала мечетью. Посещение всемирно известной стамбульской мечети Айя-София (собор Святой Софии) иностранными туристами отныне будет платным, вход в нее обойдется в €25. бывшего патриаршего православного собора, ранее называвшегося собором Святой Софии, сообщает во вторник агентство "Анадолу".