И хотя митрополиты чаще всего предлагались Великими князьями и царями Российскими, всё же утверждались они Константинопольским патриархом.
16. Первый русский царь
Первый выбранный царь | Проект создан при поддержке Президентского фонда культурных инициативВсе серии на PREMIER – документально-художественный сер. |
Как на Руси появился царь? - Православный журнал «Фома» | По слухам, назваться царем Ивана Васильевича надоумили родственники матери — князья Глинские. |
Первый русский царь в истории России | Избран царем участниками заговора против Лжедимитрия I. |
Первый русский царь Иван Васильевич Грозный и его правление | Первым исторически достоверным предком Романовых считается московский боярин времен Ивана Калиты и Симеона Гордого Андрей Кобыла. |
Первый русский царь | Избрание нового царя возлагалось на Земский собор, грамоты о созыве которого разослали уже в ноябре месяце. |
Начало правления царской династии Романовых в России
А в 1572 году, благодаря воинскому таланту Д. Хворостинина, была одержана блестящая победа в битве при Молодях. Об этой знаменитой битве мы расскажем в отдельной главе. Вспомним подвиг другого знаменитого опричника Малюты Скуратова, лично возглавившего штурм крепости Вайсенштайн, первым взобравшегося на стену и при этом погибшего!
Так что утверждения о том, что якобы опричники были трусами и неумелыми воинами, это ложь и заблуждение. Неизбежность введения опричнины, её объективная необходимость диктовались тем, что в борьбе против централизованного государства князья и бояре не останавливались ни перед какими средствами, вплоть до попытки выдачи Ивана Грозного польскому королю, как это установлено после раскрытия в 1567 году грандиозного боярского заговора во главе с князем Владимиром Старицким. Войско опричников сыграло большую роль в ликвидации экономического и политического диктата боярства, искоренении пережитков раздроблённости и укреплении Русского государства.
Карамзин, а за ним и некоторые другие историки распространяли миф о якобы многочисленных казнях, совершенных в годы правления Ивана Грозного. Чтобы прояснить этот вопрос, обратимся к цифрам. В синодике времени правления Ивана Грозного - книге поминовения казненных людей, которая затем рассылалась по монастырям для поминовения за упокой души - были 2800 имен!
И это за 30 лет правления! Кстати, списки эти являются единственным достоверным документом, позволяющим судить о "размахе репрессий" при царе Иоанне. Даже, исходя из всех остальных источников, было этих казней не более 5000.
Для сравнения - в цивилизованной Европе, во Франции, только за одну Варфоломеевскую ночь в 1572 году было убито 30000 гугенотов, а в соседних 2 городах - по 20000 на протяжении недели! Карл V, император священной римской империи германской нации 1520- 1558 казнил десятки тысяч подданных. Филипп II Испанский 1556-1598 в ходе подавления восстания в Нидерландах лишь за 2 года казнил более 100 тысяч, а 16 февраля 1568 года испанская инквизиция приговорила к смертной казни вообще всех жителей Нидерландов.
Елизавета I 1558-1603 - десятки тысяч казненных; вообще кровавое законодательство Тюдоров против бродяг и нищих унесло жизни более ста пятидесяти тысяч казненных бродяг просто вешали. И таких примеров действительных зверств европейских правителей можно привести очень много.. Но все это забывается и отодвигается в сторону как нашими, так и иностранными историками и из работы в работу повторяется избитый и лживый миф о "зверствах" Ивана IV.
Ключевским: "Зимой 3 декабря 1556 года несколько саней подъехало к крыльцу царских палат. Имущество и иконы царя складывали на сани. По Москве прокатилось: "Царь нас покидает.
Кто же будет править, кто нас защитит? А потом столица буквально взорвалась народными сходками: "Пусть царь казнит своих лиходеев: в животе и смерти воля его; но царство да не останется без главы! Он наш владыка, Богом данный: иного не ведаем.
А купцы и мещане прибавляли: "пусть царь укажет нам своих изменников: мы сами истребим их! Однако немало было у него недругов, в особенности за рубежом. Именно в Европе было искажено его прозвание Грозный, и переведено как Ужасный Terrible.
Жестоким и несправедливым тираном стали называть его в Европе в силу нескольких причин: 1. После того как он запретил евреям торговать и проживать в России. В 1550 году приехал в Москву польский посол с письмом от польского короля Сигизмунда: "Докучают нам подданные наши, жиды, купцы государства нашего,..
На что Иоанн отвечал: "Мы к тебе не раз писали о лихих делах от жидов, как они наших людей от христианства отводили, отравные зелья яды к нам привозили и пакости многие нашим людям делали; так тебе бы брату нашему, не годилось и писать об них много, слыша их такие злые дела". При Иоанне IV была окончательно искоренена ересь жидовствующая, которая имела еще при его деде Иоанне III довольно сильные позиции среди знати и бояр Москвы и Новгорода. Они старались вывести из подчинения Москве Новгород, для чего организовывали бунты и измены.
В 1570 г. Иван Грозный разгромил Новгород, бывший центром западничества и поддерживавший сепаратизм удельных князей. Об этом тоже в отдельной главе.
Царь отказался предать русскую веру- православие и объединиться с католическим Римом. А ведь очень много обещано было ему за переход Руси в католичество - верховная власть как в Киеве, так и в Константинополе. Известны гордые слова сказанные Иваном Грозным монаху-иезуиту Антонию Поссевину в 1581 году: «Ты говоришь, Антоний, что ваша вера римская — одна с греческою вера?
И мы носим веру истинно христианскую, но не греческую. Греки нам не евангелие. У нас не греческая, а Русская вера!
Ряд его военных побед, значительно увеличили территорию государства и вызвали укрепление самодержавия, что не нравилось Европе. Завладев Казанским ханством, молодой царь разрушил всю систему еврейской торговли славянскими пленниками. В 16 веке работорговля была вся в руках радхонитов предков современных евреев-сефардов и, разгромив казанцев, царь положил конец этому самому прибыльному бизнесу, центром которого являлась Казань, ежегодно переправлявшая в малую Азию и дальше до 20 тысяч славян-пленников.
Уже за одно это деяние, сохранившее жизни десятков и сотен тысяч славян должна низко поклониться Ивану Грозному русская земля. Список литературы: 1.
Идея Москвы как Третьего Рима далеко не сразу получала широкое признание. Лишь с середины XVI века ее начинают воспринимать как нечто глубоко родственное московскому государственному строю. Венчание на царство В январе 1547 года Иван Васильевич венчался на царство.
Московские государи с XIV века носили титул «великих князей московских». Однако в дипломатической переписке еще при Иване III начали применять титул «царь», приравнивая его к императорскому. Таким образом, во всей Европе, по мнению наших монархов, с ними мог равняться лишь германский император, да еще, может быть, турецкий султан. Но одно дело — использовать столь высокий титул в дипломатическом этикете и совсем другое — официально принять его. Этот шаг стал серьезной реформой, поскольку поднимал московского государя выше всех его западных соседей.
Обряд осыпания золотыми монетами царя Ивана IV после венчания на царство. XVI в. Иван Грозный. Иллюстрация из Большой государственной книги. Более того, «книжные люди» того времени понимали: на их глазах происходит перенос византийского политического наследия на Русь.
В Москве появляется новый «удерживающий», чье место на протяжении века, после падения Константинополя, пустовало. Политика соединялась с христианской мистикой — «удерживающий», или «катехон», предотвращает окончательное падение мира в бездну, к полному развращению и отходу от Заповедей. Если нет его, значит, либо должен появиться новый, либо Страшный суд близится, а вместе с ним и конец старого мира. Таким образом, на плечи молодого человека свалился тяжкий груз. За этим преобразованием видится и мудрость митрополита Макария, короновавшего молодого монарха, и острый ум князей Глинских — родни Ивана IV по матери.
Церемония венчания прошла с большой пышностью в кремлевском Успенском соборе. Через несколько дней государь выехал на богомолье в Троице-Сергиев монастырь. Царский статус европейские страны признали не сразу. Да и подтверждение его от Константинопольского патриарха Иоасафа пришло лишь в 1561 году. Мистика и политика Помимо христианской мистики, помимо историософских идей, порожденных средой ученого монашества, были гораздо более прозаические обстоятельства, сделавшие необходимым принятие царского титула.
Прежде всего, страна с большим трудом выходила из смуты, вызванной малолетством правителя. Крупнейшие аристократические «партии» безраздельно властвовали на протяжении многих лет, борясь друг с другом, устраивая кровопролитные междоусобные стычки. Закон и порядок пришли в ничтожество. Ивана IV весьма мало подпускали к государственным делам. Да и сам он отличался беспутным характером: жестокие развлечения интересовали его больше, чем вопросы большой политики.
Церковь и те из аристократов, кто хотел бы прекратить эпоху беззакония, избрали для этого идеальный способ. Во-первых, они подняли молодого правителя высоко над уровнем знати, возведя его на вершину царского звания. Во-вторых, женили его на представительнице древнего боярского рода Захарьиных-Юрьевых Анастасии: вот царю и верные союзники, и лекарство от беспутства! Нельзя сказать, чтобы свадьба и венчание на царство моментально исправили характер Ивана IV. Но они способствовали этому.
Государь до тех пор был юношей, живущим близ власти, — без твердого понимания, кто он есть по отношению к своей же аристократии, по каким образцам должна строиться его жизнь, что в ней будет играть роль непреложных законов, а чему уготована судьба маргиналий на полях биографии. Принятие царского титула и женитьба привели к тому, что он оказался встроенным в социальный механизм Русской цивилизации. Иван Васильевич фактически обрел настоящую полновесную роль на всю жизнь — роль главы собственной семьи, в перспективе же — светского главы всего православного мира.
Патриарх Филарет globallookpress. Но роль Михаила Фёдоровича и Боярской думы во всех делах оставалась определяющей. Поддерживал его в этом и патриарх Филарет, после возвращения которого прекратили созываться Земские соборы. Царь Михаил Романов шёл на компромиссы, чтобы учесть мнение отца, но в основе этого были не безволие и страх, а тёплые отношения между отцом и сыном, о которых свидетельствует сохранившаяся переписка царя и патриарха. Также по теме «Сфинкс, не разгаданный до гроба»: как изменилась Россия за годы правления императора Александра I 23 декабря 1777 года родился Александр I — один из самых противоречивых российских императоров. Победитель Наполеона и освободитель... После кончины Филарета Михаил на протяжении 12 лет правил самостоятельно. И народ его запомнил как праведного и честного государя. Михаил Фёдорович не был сторонником строгих правил. К примеру, для руководства городами он внедрил институт воевод, однако после прошений горожан ему не составило труда заменить их выборными представителями земской знати. Молодой правитель регламентировал взимание податей. Единицей обложения стали доля земли и специальные предприятия хлебопекарни, мельницы, ремесленные лавки. Для достоверного учёта были оформлены писцовые книги, что сдерживало самоуправство налоговых сборщиков. При Михаиле Фёдоровиче начались работы по поиску природных богатств, строились чугуноплавильные, оружейные, кирпичные и многие другие заводы. Именно он основал Немецкую слободу в Москве — места поселения заграничных инженеров и военных, которые в эпоху Петра I сыграют большую роль. Не смогла бы утвердиться и династия Романовых », — подчёркивает Козляков. Но самое важное, что удалось сделать Михаилу Фёдоровичу, — это вывести страну из глубочайшего кризиса, в который её повергла Смута.
Об этом свидетельствует, в частности, важнейший памятник исторического повествования эпохи Грозного, «Степенная книга», в которой особо подчеркивалась душеспасительная миссия Московского царства и его правителей: история рода Рюриковичей уподоблялась там лестнице с золотыми ступенями «златыми степенми» , ведущей на небо, «по ней же невозбранен к Богу восход утвердиша себе же и сущим по них». Поэтому царь Иван говорил в 1577 г. Здесь имелась в виду широко распространенная в древнерусской письменности реминисценция из книги пророка Даниила, предупредившего царя Вальтасара о неизбежном возмездии. Но Грозный приводил эти слова для обоснования идеи наследственных прав московских государей, в чем убеждает контекст Второго послания Ивана IV А. Царь обвиняет протоиерея Сильвестра и прочих «врагов» трона в попытке узурпации власти и отмечает, что только прирожденные правители могут обладать всей полнотой Богом дарованного «самодержавства». Апостол сказал: «К одним будьте милостивы, отличая их, других же страхом спасайте, исторгая из огня». Видишь ли, что апостол повелевает спасать страхом? Даже во времена благочестивейших царей можно встретить много случаев жесточайших наказаний. Неужели ты, по своему безумному разуму, полагаешь, что царь всегда должен действовать одинаково, независимо от времени и обстоятельств? Неужели не следует казнить разбойников и воров? А ведь лукавые замыслы этих преступников еще опаснее! Тогда все царства распадутся от беспорядка и междоусобных браней. Что же должен делать правитель, как не разбирать несогласия своих подданных? Вспомни величайшего из царей, Константина: как он, ради царства, сына своего, им же рожденного, убил! И князь Федор Ростиславич, прародитель ваш, сколько крови пролил в Смоленске во время Пасхи! А ведь они причислены к святым. Царь страшен не для дел благих, а для зла. Хочешь не бояться власти, так делай добро; а если делаешь зло - бойся, ибо царь не напрасно меч носит - для устрашения злодеев и ободрения добродетельных. Если же ты добр и праведен, то почему, видя, как в царском совете разгорелся огонь, не погасил его, но еще сильнее разжег? Где тебе следовало разумным советом уничтожить злодейский замысел, там ты еще больше посеял плевел. И сбылось на тебе пророческое слово: «Вы все разожгли огонь и ходите в пламени огня вашего, который вы сами на себя разожгли». Разве ты не сходен с Иудой-предателем? Так же как он ради денег разъярился на владыку всех и отдал его на убиение, находясь среди его учеников, а веселясь с иудеями, так и ты, живя с нами, ел наш хлеб и нам служить обещался, а в душе копил злобу на нас.
Возрождение власти православных кесарей: "Венчан бысть на Царство Русское"
Первый царь | Читать статьи по истории РФ для школьников и студентов | Так Россия стала империей. |
Первый выбранный царь. Допетровская Русь. Исторические портреты. | Т. е. при Царе-«деспоте» появился первый в России демократический институт. |
Святой Владимир – первый русский царь? - 13.07.2022 Украина.ру | Князь Дмитрий Пожарский не мог стать новым царём — слишком чистая репутация. |
Кто стал 1 царем в россии | Михаи́л Фёдорович — первый русский царь из династии Романовых. Правил с 27 марта (6 апреля) 1613 года, был избран на царствование Земским собором 21 февраля (3 марта). |
Начало династии Романовых: 309 лет назад в России воцарился мир и покой
Став первым русским царем Иван IV получал неограниченную самодержавную власть. 4.3 Список царей России после первого царя династии Романовых. Первым в истории России царем стал Иван IV Васильевич (1530 — 1584), будущий Иван Грозный. Первым русским правителем, официально венчанным на трон и торжественно величавшимся титулом «Царь» стал в 1547 году Иван Грозный. все новости чемпионатов. Однако потом явится некий благочестивый царь, который победит измаильтян, и вера Христова вновь воссияет.
Избрание патриархов на Руси
Топ-10 самых долго правящих глав России за последние 400 лет (да, он уже в топе!) | Первому русскому царю на момент коронации было 16 лет. |
Как короновали русских царей? - Узнай Россию | Первый из великих московских князей, который стал именовать себя царем, был дед Ивана Грозного, Иван III. |
Первый из рода: как Михаил Романов оказался во главе Русского царства — РТ на русском | Иоанн IV Васильевич «Грозный» Первым из государей принял на себя титул Царя. |
Возрождение власти православных кесарей: "Венчан бысть на Царство Русское"
Проект создан при поддержке Президентского фонда культурных инициативВсе серии на PREMIER – документально-художественный сер. Тогда как титул «царь» являлся особым, и соответствовал скорее званию «император». Кто из правителей стал первым в России царём.
Как на Руси появился царь?
Эксперты говорят, что первые годы царствования Михаила Фёдоровича, когда новый государь оказался в окружении родственного круга бояр Романовых, князей Черкасских, Шереметевых и Салтыковых родственников матери царя , вроде бы дают основание утверждать, что царь был слабым и безвольным правителем. При преобладании в Думе родственников царя там оставались и представители других родов княжеской аристократии. И никто в «романовской» партии не мог бы усилиться настолько, чтобы заменить собою царя. Даже с возвращением царского отца, будущего московского патриарха Филарета, в 1619 году понятия о первенстве царской власти не поменялись», — объяснил Козляков. Патриарх Филарет globallookpress. Но роль Михаила Фёдоровича и Боярской думы во всех делах оставалась определяющей. Поддерживал его в этом и патриарх Филарет, после возвращения которого прекратили созываться Земские соборы.
Царь Михаил Романов шёл на компромиссы, чтобы учесть мнение отца, но в основе этого были не безволие и страх, а тёплые отношения между отцом и сыном, о которых свидетельствует сохранившаяся переписка царя и патриарха. Также по теме «Сфинкс, не разгаданный до гроба»: как изменилась Россия за годы правления императора Александра I 23 декабря 1777 года родился Александр I — один из самых противоречивых российских императоров. Победитель Наполеона и освободитель... После кончины Филарета Михаил на протяжении 12 лет правил самостоятельно. И народ его запомнил как праведного и честного государя. Михаил Фёдорович не был сторонником строгих правил.
К примеру, для руководства городами он внедрил институт воевод, однако после прошений горожан ему не составило труда заменить их выборными представителями земской знати. Молодой правитель регламентировал взимание податей. Единицей обложения стали доля земли и специальные предприятия хлебопекарни, мельницы, ремесленные лавки. Для достоверного учёта были оформлены писцовые книги, что сдерживало самоуправство налоговых сборщиков.
Но недолго. Скоро с реформами было покончено, однако победа над Наполеоном не дала популярности государя померкнуть. После 1815 года Россия стала самым могущественным государством мира. Однако Александр к власти охладел, впал в крайнюю религиозность и в столице бывал редко. Умер в Таганроге, скорее всего, от холеры.
Однако есть легенда, что царь, перекинувшись в старца Федора Кузьмича, еще 30 лет прожил в Томске. Александр II — 26 лет 1855—1881 На престол Александр вступил уже 37-летним. Перед смертью его отец Николай I успел сказать сыну «Крепко держи», подразумевая, видимо, бразды правления. Тем не менее Александр II, будучи сам по себе человеком весьма консервативным, в историю вошел реформатором. При нем освободили наконец-то крестьян, разрешили высшее образование для не дворян, реформировали суды и армию, ввели местное самоуправление. Но существенная часть населения была недовольна незавершенностью реформ, а появившееся как раз благодаря реформам разночинное студенчество стало рассадником вольнодумия. Александр II стал первым и пока последним правителем России, погибшим в результате террористического акта. Вскоре он скончался в Зимнем дворце. Николай I — 29 лет 1825—1855 Николай взошел на престол в 29 лет — после смерти брата Александра и отказа от престола брата Константина.
Воцарение было омрачено последним в истории России крупным гвардейским восстанием, известным как Восстание декабристов. Несмотря на то, что само существование восстания показывало востребованность реформ, правление Николая проходило скорее в консервативном ключе. Крестьян не освободили, цензуру усилили, о конституции всерьез и не задумывались. Итогом царствования стала крайне неудачная Крымская война, в ходе которой России пришлось в одиночестве противостоять Франции и Британской империи. Армия, еще 35 лет назад разбившая Наполеона, потерпела несколько впечатляющих поражений, а флот и вовсе пришлось затопить в связи с явной неконкурентоспособностью. Есть версия, что император, тяжело переживавший военные неудачи, болея гриппом, специально поехал на смотр войск легко одетым и заработал пневмонию. Как бы то ни было, умер Николай именно от гриппа и его осложнений. Михаил Федорович — 32 года 1613—1645 Первый Романов на троне. Царем Романова провозгласил Земский собор.
Именно при ее правлении в России вошла в обиход единая денежная валюта — серебряная монета в 0. На ней был отчеканен великий князь, восседающий на коне с копьем в руке. Фальшивые деньги были постепенно выведены из оборота — все изъятые монеты были переплавлены в оригинальные. Денежная реформа существенно укрепила экономику государства. Одной из ключевых была также губная реформа, в ходе которой наместники были вынуждены передать свои земли во владение губных старост и лояльных власти деятелям, подчинявшимся Думе. В конце 1530-х Елена Глинская заключила мирное соглашение с польским монархом Сигизмундом I. Договор был подписан с явным преимуществом в сторону Российского государства, но король противиться не стал. К тому времени польская казна была почти полностью опустошена, и соглашение с русскими давало стране некоторую передышку. В годы властвования Глинской было возведено множество военных сооружений, позволявших противостоять набегам иноземцев. Самым грандиозным из них стала Китайгородская стена, которая до наших дней не сохранилась.
В начале властвования Елены Васильевны к ней относились крайне негативно, считая самовольно захватившей власть. Однако со временем эти разговоры поутихли, особенно когда положительное действие ее реформ стало очевидным. Скончалась Елена Васильевна 4 апреля 1538 года при странных обстоятельствах. Многие считали, что женщина стала жертвой отравления, организованного боярами из рода Шуйских. Приводятся данные исследований, согласно которым в останках княгини был обнаружен крысиный яд. Когда мать Ивана умерла, ему было всего 8 лет. С раннего детства Иван IV был окружен священниками и святыми. Крестил его митрополит Иоасаф, который будучи игуменом Свято-Троицкой Сергиевой лавры, положил новорожденного у раки преподобного Сергия Радонежского. В детские и юношеские годы его образованием и воспитанием занимался ученейший книжник митрополит Макарий. Своим блестящим образованием Иван был обязан именно Макарию: он знал несколько языков, играл на органе, и обладал удивительной памятью - знал наизусть Библию и богослужения.
Впоследствии, иностранные послы отзывались о нем как о человеке чрезвычайно, даже «неприятно» для них умном. И в настоящее время можно услышать музыкальные сочинения Ивана IV Грозного в исполнении Мужского хора Издательского отдела Московского патриархата! Он был настолько религиозен, что прежде, чем брать в руки вещи осенял их крестным знамением, а комнаты, в которых жил окроплял святой водой. Почти ежедневно принимал участие в богослужениях, в церковном пении и сам сочинял духовные произведения стихири. При этом надо понимать, что в то время богослужения были совсем не такими, как сейчас, а старообрядческими: служба продолжалась по 5-9 часов и сопровождалась многочисленными поклонами. Так, например, на каноне «Стояние Мариино» творилось 900 метаний земных поклонов. Австрийский дипломат Даниил Принц так описывал Иоанна Грозного: «Он до того усердно предан был благочестию и богослужению, что для того, чтобы удобнее предаваться молитвам и постам, которые он очень строго содержал, часто проживал в монастырях и тело изнурял великим воздержанием. Большую часть своих доходов он тратил на построение святых храмов и отыскивал мастеров с большим старанием». Одну за другой он «проглатывает» книги Священного писания, русские летописи, историю Римской империи. Идея о том, что государева власть дана свыше, греет юноше душу.
Он же впервые в российской истории венчал на царство своего внука Дмитрия, которого, впрочем, вскоре отстранил от престолонаследия в пользу своего сына Василия III, отца Ивана IV. Их царский титул предназначался только для внутреннего, домашнего обихода: его упоминали в правительственных актах, имевших хождение исключительно внутри Московского государства. Иван IV первый из московских государей почувствовал в себе царя в настоящем библейском смысле — «помазанника Божия» и пожелал принять титул, который до него на Руси не был официально признан. В декабре 1546 года достигший совершеннолетия 16 лет Иван IV заявил митрополиту Макарию о своем желании исполнить «древний обряд предков» и венчаться на царство. Венчание на царство состоялось спустя два дня, в воскресенье 16 января 1547 года. Церемонию венчания на царство разработал митрополит Макарий — один из ближайших советников молодого государя. Затем правитель был помазан миром и получил благословение митрополита. Священнослужители, присутствовавшие на церемонии, читали молитву с просьбой укрепить царя духом истины и справедливости, а бояре осыпали царский трон золотыми монетами. Обряд венчания на царство проходил в Успенском соборе Московского Кремля. Звон церковных колоколов, всеобщее ликование - все это представляло собой красочный праздник.
Слово "царь" происходило от латинского слова «caesar», так на Руси издревле называли правителей Римской империи. Иван Васильевич в официальных документах стал теперь именоваться высоким титулом «Царь и Великий князь всея Руссии», что означало подтверждение самодержавной власти московских государей. Теперь русская земля — Русским царством, а Москва- столицей царства. Помазание князя миррой по религиозному понятию означало «избранный Богом». Таким образом значительно упрочивалось его положение как внутри страны, так и за рубежом. По западноевропейской системе титулов Великий князь был кем-то вроде герцога или принца. Царский же титул ставил русского правителя в один ряд с королями. Преемство русским государем византийской короны было закреплено не сразу.
Экзарх призвал подростка править мудро, а по выходе из собoра Дмитрия осыпали мoнeтами. Дальнейшая судьба Дмитрия незавидна. Правил он вместе с дедом всего год, решая судебные тяжбы в нескольких уездах, после чего возник новый заговор, сторонники Дмитрия были казнены или сосланы, а Василий был помилован дедом и стал Великим князем Новгорода и Пскова; вышла из-под опалы и Сoфья. Участь помазанника Божия Дмитрия оттеснили от государственных дел: его имя в документах начали писать после имен других сыновей Ивана III, а в 1502 году дед сам заточил Дмитрия и Елену в темницу, запретив даже в молитвах поминать их имена и называть Дмитрия Великим князем. Почему он так поступил, не ясно. Как позже вспоминал австрийский дипломат Сигизмунд фон Герберштейн, перед смертью дед пытался облегчить участь внука и приказал отпустить его, но Василий III заковал племянника в железо, и тот скончался в темнице в 1509 году. Герберштейн называет две возможные причины смерти Дмитрия: он мог задохнуться от дыма во время пожара или умереть от голода; а князь Андрей Курбский писал, что его удавили. О смерти Дмитрия сообщается во второй редакции летописного свода 1518 года, где написано, что умер он «в нужде и в тюрьме».
Начало династии Романовых
В 1717-м вышел первый в России учебник этикета "Юности честное зерцало". Первым русским правителем, официально венчанным на трон и торжественно величавшимся титулом «Царь» стал в 1547 году Иван Грозный. «Семибоярщина» — «временное» боярское правительство, образовавшееся в России после свержения царя Василия Шуйского (умер в польском заточении) в июле 1610 и формально просуществовавшее до избрания на трон царя Михаила Романова. Объединив под своим руководством такую внушительную территорию, вышеназванный исторический деятель, по сути, стал первым русским царем.
Иван IV Грозный: история правления русского царя
Александр II стал первым и пока последним правителем России, погибшим в результате террористического акта. Проект создан при поддержке Президентского фонда культурных инициативВсе серии на PREMIER – документально-художественный сер. После смерти Алексея Михайловича царём стал его старший сын Фёдор (от второй жены — царицы Марии Ильиничны Милославской), Нарышкины временно ушли в тень.