Правительство РФ не поддерживает законопроект депутатов КПРФ о возможности избирать глав во всех субъектах страны только путем волеизъявления граждан — через прямые выборы.
Кто назначает губернаторов в России
Глава государства сможет сделать руководителю региона предупреждение, выговор, отрешить от должности и временно отстранить; - главы регионов и сами смогут потребовать отставки мэров за плохую работу. В том числе - если в регионе систематически не удавалось достичь показателей, по которым оценивают эффективность местной власти; - регионы будут обязаны создать контрольно-счетные органы для проверки бюджетов. Раньше это отдавалось на усмотрение субъектов РФ; - будет пересмотрен перечень полномочий регионов, благодаря чему должно уйти недопонимание в разделении функций власти. Граждан из-за этого иногда "гоняли по кругу" по инстанциям; - федеральные и региональные органы смогут передавать друг другу часть своих функций, если это не противоречит Основному Закону; - глава субъекта одновременно будет считаться и главным региональным чиновником, и федеральным чиновником в регионе. То есть он станет связующим звеном в вертикали власти; - главы регионов не смогут именоваться "президентами"; - срок полномочий губернатора и региональных парламентов составит пять лет; - региональные парламенты получают возможность работать дистанционно. А на их заседаниях смогут выступать депутаты Госдумы и сенаторы, - это делается для того, чтобы обеспечить их рабочую взаимосвязь.
При этом кандидат должен быть поддержан указанными лицами не менее чем в трех четвертях муниципальных районов, муниципальных и городских округов субъекта Российской Федерации. В субъектах Российской Федерации, в которых не имеется избранных на муниципальных выборах глав муниципальных районов, муниципальных и городских округов или избранных на муниципальных выборах глав внутригородских муниципальных образований, поддержка кандидата осуществляется депутатами представительных органов указанных муниципальных образований. Если на день принятия решения о назначении выборов высшего должностного лица субъекта Российской Федерации представительный орган муниципального образования не сформирован и или глава муниципального образования не избран, в том числе в связи с досрочным прекращением соответствующих полномочий, число депутатов такого представительного органа, определенное уставом муниципального образования, и или глава этого муниципального образования не учитываются при установлении числа лиц, необходимого для поддержки кандидата.
Депутат представительного органа муниципального образования или избранный на муниципальных выборах глава муниципального образования может поддержать только одного кандидата, выдвинутого любой политической партией либо в порядке самовыдвижения. Депутат представительного органа муниципального района, состоящего из глав поселений, входящих в состав муниципального района, и из депутатов представительных органов указанных поселений, может поддержать кандидата только как депутат представительного органа муниципального района. Депутат представительного органа городского округа с внутригородским делением, формируемого путем избрания из состава представительных органов внутригородских районов этого городского округа, может поддержать кандидата только как депутат представительного органа городского округа с внутригородским делением. Поддержка кандидата осуществляется путем проставления депутатом представительного органа муниципального образования или избранным на муниципальных выборах главой муниципального образования своей подписи на листе поддержки кандидата с указанием даты и времени ее проставления. Подлинность подписи должна быть нотариально засвидетельствована.
Практически в большинстве вопросов Путин сторонник сбалансированного подхода», — сказал пресс-секретарь главы государства Дмитрий Песков. Лидер ЛДПР Владимир Жириновский тут же предложил свой вариант — аналог «ярлыка на княжение»: «Президент сам назначает главу региона и определяет срок его полномочий: 5, 7, 10 лет — сколько сочтет нужным. Но при этом в любой момент может отправить его в отставку. Чтобы он не думал о том, как ему переизбираться, а думал о деле, спокойно работал». В регионах же свое видение. Так, например, омский политолог, общественный деятель Сергей Кондаков убеждён, что губернаторы регионов заслуживают оставаться в должности более двух сроков подряд, если работают эффективно.
Так что выбор ограничивался лишь избранием самого представительного органа - заксобрания. В 2009 году механизм изменился, но лишь частично: партия, имеющая большинство голосов в регионе, могла президенту предложить своих кандидатов. При этом губернатор, не оправдавший доверия руководителя страны, мог быть отозван в отставку. С 1 июня 2012 года в России снова действует закон о прямых выборах губернаторов. Главы субъектов с этого времени выбираются на 5 лет и не могут занимать эту должность более двух сроков подряд.
Кто назначает губернаторов в России
Один из числа советников, по представлению губернатора, утверждался министром внутренних дел в звании старшего. Чиновники канцелярии губернского правления назначались в должности губернатором, по избранию их членами, каждый по своей части, и по представлению вице-губернатора. При губернском правлении находились типография, архив и регистратура, а также специальный чиновник по счётной и экзекуторской частям. Губернскому правлению предоставлялось также право употреблять, с разрешения губернатора, состоявших при губернаторе чиновников особых поручений. Чиновники для особых поручений при губернаторе определялись самим губернатором. Но при этом губернатор ни в коем случае не мог назначать их из своих однофамильцев, а тем более из родственников по восходящей и нисходящей линии во всех степенях, а в боковых — до четвёртой степени включительно, или из свойственников также до четвёртой степени включительно. Содержание штатных чиновников ни под каким предлогом не должно было быть уменьшаемо, если они были утверждены в должностях. Остатки от сумм, ассигнованных на содержание личного состава и канцелярские принадлежности, губернатор мог выдавать в награды и пособия наиболее достойным чиновникам правления при соблюдении общих сметных правил. Власть губернского правления ограничивалась географическими пределами губернии, предметами управления и правами, предоставленными правлению. Власть губернского правления, по законодательству, была «полицейская, в высшем значении, то есть судебно-полицейская, распорядительная, исполнительная и понудительная». Губернское правление имело гербовый штемпель и печать с изображением герба губернии и с надписью кругом: печать такого-то губернского правления.
Вице-губернатор занимал первое после губернатора место, затем следовал старший советник, а потом прочие члены, по старшинству чинов, и асессор. По законодательству прямое назначение вице-губернатора определялось следующим: 1. В первом случае вице-губернатор подписывался: «Исправляющий должность», а во втором — «За губернатора». Статус вице-губернатора состоял в следующем: 1. Дабы во всякое время знать ход и положение дел, вице-губернатор должен был присутствовать, по мере возможности и не отвлекаясь от своих главнейших обязанностей по губернскому правлению, во всех губернских комитетах, комиссиях и учреждениях, состоявших под председательством губернатора. Губернатор мог поручить вице-губернатору, в случае необходимости, вместо себя частное обозрение городских и уездных управлений, донося каждый раз о командировке вице-губернатора министру внутренних дел. В отсутствие губернатора в губернском правлении вице-губернатор заменял председателя; но в решении дел, подлежавших рассмотрению в коллегиальном порядке, он имел только один голос наравне с прочими членами. Наблюдая по губернскому правлению за порядком по всем его частям, вице-губернатор должен был исправлять всякую замеченную им неисправность или упущение в форме наставлений и взысканий, а в более значительных случаях доводить о происшедшем до сведения губернатора. При этом, в зависимости от степени вины, наказание могло быть усилено вплоть до ареста на недельный срок. Особенное назначение старшего советника состояло в исправлении им должности вице-губернатора В случае его временного отсутствия.
Тогда старший советник подписывался «За вице-губернатора», принимал на себя все его права и обязанности по губернскому правлению, а своё отделение на это время передавал асессору. Не управляя отдельной частью, асессор заседал в присутствии с правами члена, но главная его обязанность состояла в замещении временно выбывшего по какому-либо случаю советника, а в остальное время он исполнял другие поручения. Подведомственные губернскому правлению дела производились в его отделениях под ведением членов, а В канцелярии общего присутствия — под ведением секретаря, а вообще же по всему правлению — под наблюдением вице-губернатора. Властью губернатора разрешались следующие дела по губернскому правлению: 1. Дела по губернскому правлению, решавшиеся вице-губернатором, были следующие: 1. Деятельность губернского правления дополнялась различными совещательными учреждениями губернии, которых могло насчитываться до полутора десятков. Ими были присутствия, комитеты, комиссии, составленные из чиновников губернии, иногда с привлечением представителей городского и земского самоуправления. В ряде присутствий соответствующими министерствами назначались непременные члены — представители соответствующего министерства. С помощью некоторых из этих учреждений губернатор осуществлял надзор за новыми пореформенными учреждениями. Жизнь вносила коррективы в двустороннюю деятельность губернатора, опиравшегося на подведомственные ему структуры.
Революционное и общественные движения и общественный подъем 60-70-х гг. ХIХ в. В 1866 г. С 1904 г. Это совещание руководило производством дознаний по государственным преступлениям Ерошкин Н. Таким образом, по мере развития в стране революционного движения, по законодательству определявшегося как государственные преступления, усиливалась и административно-надзорная, с креном в полицейскую, сторона деятельности губернатора. В начале ХХ в. Однако это не означало, что превалирующей стороной деятельности губернатора обязательно должны были быть ужесточение администрирования и полицейская всеохватность надзора. Вопрос о реформе должности губернатора был предметом деятельности множества правительственных комиссий, начиная с 20-х гг. XIX столетия.
И если вековая законодательная работа не привела тогда к положительным результатам, то во всяком случае она выяснила принцип будущей, настоятельно необходимой, реформы. Эти начала сводились к следующему: 1. Важнейшие административные дела по активному управлению губернией должны решаться независимым коллегиальным учреждением, в действительном смысле этого слова, под председательством губернатора; 2. Губернатор должен быть освобожден от ФУНКЦИЙ активного управления; он должен быть выведен из зависимости от министерства внутренних дел и обратиться в орган общеправительственной власти в губернии; 3.
Но в итоге было решено, что в ближайшие годы он продолжит руководить нашим регионом. Сам губернатор якобы по этому поводу не расстроился. При этом, как сообщали источники канала, переход Никитина на более высокую федеральную должность возможен ближе к 2030 году, если его работа по-прежнему будет устраивать первых лиц государства.
Губернатору же предписывался и высший надзор за скорым исполнением всех законных постановлений и требований. При этом губернаторы должны были «стараться в особенности, чтобы все места и должности по их ведомству были занимаемы достойными общего уважения и вполне благонадёжными чиновниками». Для этого по указанию губернатора собирались достоверные сведения о способностях, нравственных качествах и образе жизни как тех, которые ищут определения к местам от короны, так и поступающих в должности по выборам. Эти меры предписывались ещё законодательством от 3 июня 1837 г. Губернатору предписывались надзор и забота за молодым поколением чиновников, при этом губернатор должен был печься о них не только как начальник, но «как отец семейства, коему поручаются дети благовоспитанныя для первых шагов на поприще службы», что регламентировалось рядом законов 1837-1890 гг. СЗРИ, Доп. Все представления местного административного начальства, за исключением кадров контрольной палаты, шли через губернатора. При этом особое внимание уделялось занятию должностей по выборам дворянства. Губернатор, руководствуясь собранными «вернейшими сведениями о лице», мог поручить занятие вакантной должности по своему усмотрению надёжному чиновнику, предпочтительно из потомственного или личного дворянства, проживавшему в этой губернии. Губернатор должен был наблюдать за тем, чтобы назначение чиновника на должность производилось только по закону. Управленческие кадры от высшего до низшего звена должны были быть людьми способными и благонадёжными. В законодательстве подчёркивалось, чтобы «к сим должностям не были допускаемы люди совершенно неспособные или же опороченные судом и коим воспрещена гражданская служба» Законы 1837-1866 гг. В то же время губернатору предоставлялось право поощрения по службе достойных чиновников и канцелярских служителей, которые «исправляли свои должности с особенным усердием и с постоянной деятельностью и точностью». Губернатор при этом должен был сделать необходимые распоряжения о соразмерных с их трудами и заслугами наградах, выражавшихся в чинах, знаках отличия и денежных выдачах. Характерно, что всё чиновничество губернии, в том числе и вышедшие в отставку, должно было постоянно находиться в поле зрения губернатора, вплоть до персональных справок о заслугах, поведении, состоянии и семействах чиновников коронной или общественной службы. Надзор за учреждениями со стороны губернатора производился в различных формах в зависимости от их ведомственной принадлежности, а также от того, имели ли они административный или общественный характер. В прямой зависимости от губернатора находились губернское правление, казённая палата, управление государственных имуществ, акцизное управление. Надзор над этими учреждениями выражался в том, что в случае каких-либо действий, не согласных с законом или распоряжениями начальства, губернатор немедленно прекращал эти действия, давал делу надлежащее направление и подвергал виновных взысканию СЗРИ, Доп. Губернатор мог только «поставить на вид» учреждению допущенное им нарушение, в важных случаях донести о том ближайшему или высшему начальству. Надзор над общественными учреждениями выражался в праве губернатора утверждать обязательные для местных жителей общие постановления и некоторые, указанные в законе, частные распоряжения. Губернатор был вправе останавливать исполнение распоряжений в случае несогласия их с законом или общегосударственными интересами, или в случаях явного нарушения интересов местного населения. Губернатор также имел право ревизии исполнительных органов общественного управления, земских и городских управ и восстановления нарушенного ими порядка. Кроме функции надзора в руках губернатора находилась функция активного управления губерний. Это управление осуществлялось через губернское правление Большая энциклопедия. Оно должно было управлять делами общего благоустройства, охранять права личности и собственности, общую тишину, безопасность и спокойствие, заниматься вопросами здравоохранения и ветеринарии, продовольствия, хозяйства и промышленности, содействовать всем другим учреждениям в исполнении законов и понуждать подчиненные губернскому правлению органы и отдельных лиц к исполнению их служебных обязанностей. Исходя из этих задач, в губернском правлении производились следующие дела: 1. По общему управлению губернией; 2. По охранению безопасности и общего спокойствия; З. Дела по охранению народного здравия; 4. Дела по полиции хозяйственной; 5. Дела строительные и дорожные; 6. Дела по межевой части и судебному управлению. Губернское правление было подчинено непосредственно правительствующему сенату и состояло в ведомстве министерства внутренних дел. Губернское правление состояло из общего присутствия и канцелярии. Все они именовались членами общего присутствия губернского правления. При этом вице-губернатор, советники и асессор участвовали в заседаниях по всем делам губернского правления, а прочие члены только по делам, касавшимся строительной, межевой или врачебной части, по принадлежности. Все они подчинялись в порядке делопроизводства и хозяйства вице-губернатору. Распорядительными отделениями канцелярии губернского правления заведывали советники. В строительном отделении, кроме губернских инженера и архитектора, по штату полагались также и младший инженер и архитектор, дополнительные техники и другие чины. Врачебное отделение, находившееся под управлением губернского врачебного инспектора, состояло из его помощника и фармацевта. В губернской чертёжной, находившейся под началом губернского землемера, служили его помощники и уездные землемеры. Число делопроизводителей, их помощников и вообще классных чиновников отделения канцелярии губернского правления определялось расписаниями, издававшимися министерством внутренних дел. Один из числа советников, по представлению губернатора, утверждался министром внутренних дел в звании старшего. Чиновники канцелярии губернского правления назначались в должности губернатором, по избранию их членами, каждый по своей части, и по представлению вице-губернатора. При губернском правлении находились типография, архив и регистратура, а также специальный чиновник по счётной и экзекуторской частям.
Свои отчёты губернатор представлял непосредственно Государю Императору. Как представитель верховной власти, губернатор был поставлен выше всех должностных лиц губернии, хотя бы и не подчинённых ему в служебном отношении, несмотря на их сравнительное по классу должности или чину старшинство. Губернатор получал указы и повеления только от Императорского Величества и правительствующего сената; только им он представлял свои рапорты и донесения. Вопросы временного или полного увольнения губернатора от должности, о назначении над ним следствия или предания его суду были невозможны без предварительного на то испрошения высочайшего разрешения через комитет министров. В перечне общих обязанностей губернатора, как представителя высшей правительственной власти в губернии, в российском законодательстве XIX- нач. XX вв. Губернатор должен был иметь постоянное и тщательное попечение о благе жителей всех состояний управляемого им края, вникать в истинное положение и нужды губернии. Губернаторы был обязаны, действием данной им власти, охранять повсюду общественное спокойствие, безопасность всех и каждого, следить за соблюдением установленных правил и порядка. Губернатору поручались принятие необходимых мер для «сохранения народного здравия», обеспечения продовольствия в губернии, забота о «страждущих и беспомощных». Губернатору же предписывался и высший надзор за скорым исполнением всех законных постановлений и требований. При этом губернаторы должны были «стараться в особенности, чтобы все места и должности по их ведомству были занимаемы достойными общего уважения и вполне благонадёжными чиновниками». Для этого по указанию губернатора собирались достоверные сведения о способностях, нравственных качествах и образе жизни как тех, которые ищут определения к местам от короны, так и поступающих в должности по выборам. Эти меры предписывались ещё законодательством от 3 июня 1837 г. Губернатору предписывались надзор и забота за молодым поколением чиновников, при этом губернатор должен был печься о них не только как начальник, но «как отец семейства, коему поручаются дети благовоспитанныя для первых шагов на поприще службы», что регламентировалось рядом законов 1837-1890 гг. СЗРИ, Доп. Все представления местного административного начальства, за исключением кадров контрольной палаты, шли через губернатора. При этом особое внимание уделялось занятию должностей по выборам дворянства. Губернатор, руководствуясь собранными «вернейшими сведениями о лице», мог поручить занятие вакантной должности по своему усмотрению надёжному чиновнику, предпочтительно из потомственного или личного дворянства, проживавшему в этой губернии. Губернатор должен был наблюдать за тем, чтобы назначение чиновника на должность производилось только по закону. Управленческие кадры от высшего до низшего звена должны были быть людьми способными и благонадёжными. В законодательстве подчёркивалось, чтобы «к сим должностям не были допускаемы люди совершенно неспособные или же опороченные судом и коим воспрещена гражданская служба» Законы 1837-1866 гг. В то же время губернатору предоставлялось право поощрения по службе достойных чиновников и канцелярских служителей, которые «исправляли свои должности с особенным усердием и с постоянной деятельностью и точностью». Губернатор при этом должен был сделать необходимые распоряжения о соразмерных с их трудами и заслугами наградах, выражавшихся в чинах, знаках отличия и денежных выдачах. Характерно, что всё чиновничество губернии, в том числе и вышедшие в отставку, должно было постоянно находиться в поле зрения губернатора, вплоть до персональных справок о заслугах, поведении, состоянии и семействах чиновников коронной или общественной службы. Надзор за учреждениями со стороны губернатора производился в различных формах в зависимости от их ведомственной принадлежности, а также от того, имели ли они административный или общественный характер. В прямой зависимости от губернатора находились губернское правление, казённая палата, управление государственных имуществ, акцизное управление. Надзор над этими учреждениями выражался в том, что в случае каких-либо действий, не согласных с законом или распоряжениями начальства, губернатор немедленно прекращал эти действия, давал делу надлежащее направление и подвергал виновных взысканию СЗРИ, Доп. Губернатор мог только «поставить на вид» учреждению допущенное им нарушение, в важных случаях донести о том ближайшему или высшему начальству. Надзор над общественными учреждениями выражался в праве губернатора утверждать обязательные для местных жителей общие постановления и некоторые, указанные в законе, частные распоряжения. Губернатор был вправе останавливать исполнение распоряжений в случае несогласия их с законом или общегосударственными интересами, или в случаях явного нарушения интересов местного населения. Губернатор также имел право ревизии исполнительных органов общественного управления, земских и городских управ и восстановления нарушенного ими порядка. Кроме функции надзора в руках губернатора находилась функция активного управления губерний. Это управление осуществлялось через губернское правление Большая энциклопедия. Оно должно было управлять делами общего благоустройства, охранять права личности и собственности, общую тишину, безопасность и спокойствие, заниматься вопросами здравоохранения и ветеринарии, продовольствия, хозяйства и промышленности, содействовать всем другим учреждениям в исполнении законов и понуждать подчиненные губернскому правлению органы и отдельных лиц к исполнению их служебных обязанностей. Исходя из этих задач, в губернском правлении производились следующие дела: 1. По общему управлению губернией; 2. По охранению безопасности и общего спокойствия; З. Дела по охранению народного здравия; 4. Дела по полиции хозяйственной; 5. Дела строительные и дорожные; 6. Дела по межевой части и судебному управлению. Губернское правление было подчинено непосредственно правительствующему сенату и состояло в ведомстве министерства внутренних дел. Губернское правление состояло из общего присутствия и канцелярии. Все они именовались членами общего присутствия губернского правления. При этом вице-губернатор, советники и асессор участвовали в заседаниях по всем делам губернского правления, а прочие члены только по делам, касавшимся строительной, межевой или врачебной части, по принадлежности.
Правовой статус губернатора в системе государственной власти
Порядок и процедура назначения и снятия губернаторов в России. Когда губернаторов в последние годы стали избирать, а не назначать, при принятии решения стал учитываться фактор избираемости. Как назначают губернаторов в России. 8 сентября 2024 года в России пройдет единый день голосования, во время которого состоятся выборы губернаторов ряда регионов. Закон гласит: губернаторов и президентов республик назначает Президент РФ.
Российские губернаторы один за другим присягают Путину
И здесь ключевая ответственность ляжет именно на губернаторов, многие из которых одновременно возглавляют региональные отделения «Единой России», — говорится в докладе. При этом аналитики по итогам осенней региональной кампании выделили ряд ключевых элементов управляемости выборов, которые все больше напоминают отлаженный бюрократический процесс. Это, в том числе, фактор многодневного голосования, затрудняющий наблюдение и повышает эффективность различных типов электоральной мобилизации, дистанционное электронное голосование и административный ресурс на фоне ревизии информационного пространства и минимизации публичной критики политического курса в преддверии президентских выборов 2024. В то же время сказывается кризис позиционирования парламентской оппозиции — солидаризация парламентских партий с политическим курсом Кремля. Их риторику трудно отличить от нарративов «Единой России».
Список разбит по принадлежности регионов к федеральным округам , актуальной на данный момент.
Путиным 2 апреля и опубликован на портале правовой информации. Согласно новой модели выборов, каждая из представленных в региональном парламенте партий может предложить главе государства не более трех претендентов на пост губернатора, причем партийность кандидатов значения не имеет. До момента внесения предложения партии обязаны провести консультации по данному вопросу с непарламентскими партиями, которые имеют свои отделения в регионе. Президент выбирает из представленных кандидатур три и вносит их на рассмотрение законодательного собрания региона, которое голосует по этим кандидатурам. Набравший самый высокий процент голосов получает пост. Выдвигаемые партиями кандидаты в губернаторы к моменту внесения их кандидатур президенту РФ должны будут закрыть свои счета за рубежом и избавиться от иностранных активов. Они также обязаны представить сведения имущественного характера, о годовых расходах, о каждой сделке, если ее сумма превышает общий доход кандидата и его супруги супруга за три последних перед сделкой года, об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка.
Результатом принятия закона, по словам Володина, должно стать четкое распределение полномочий, установление ответственности должностных лиц, повышение уровня подотчетности органов власти. Можно сказать, что формируется единое правовое пространство, считает один из авторов, глава Комитета ГД по госстроительству и законодательству Павел Крашенинников. Ведь закон, отметил он, направлен на систематизацию публичной власти в стране. Теперь подробно и детально расписаны многие вещи, которые раньше были обозначены только "крупными мазками", отметил его соавтор, председатель Комитета Совфеда по конституционному законодательству и госстроительству Андрей Клишас. Закон вступит в силу с 1 июня 2022 года.
Глава 3. Высшее должностное лицо субъекта российской федерации
Владимир Путин назначил врио губернаторов в пяти регионах. В своей деятельности губернаторы должны сочетать функции главы своей территории и функций руководителя системы исполнительной власти и служить руководством к политике федеральных органов исполнительной власти России. Так как же правильно сказать: назначают в России губернаторов или выбирают? Президент России Владимир Путин назначит временно исполняющих обязанности глав четырех новых регионов РФ в течение 10 дней со дня их присоединения. 8 сентября 2024 года в России пройдет единый день голосования, во время которого состоятся выборы губернаторов ряда регионов.
Законопроект о едином именовании глав регионов и сроке их службы прошел в Думе I чтение
В 2005 году для проведения выборов различного уровня законодательно был установлен единый день голосования. Первый раз он состоялся в 2006 году. С 2020 г. Решение о многодневном голосовании принимают региональные и местные избиркомы, а в случае федеральных избирательных кампаний - ЦИК РФ. В 2023 г. Исключение составляют выборы руководителей Омской и Тюменской областях, где голосование состоится 9-10 сентября и 10 сентября соответственно.
Сроки полномочий глав регионов В соответствии с избирательным законодательством срок полномочий глав субъектов РФ составляет пять лет. Число сроков, которое может занимать руководитель региона, устанавливается местной конституцией или уставом и не ограничивается федеральным законодательством. Ранее, до вступления в силу в 2022 году закона о публичной власти, губернатор избирался на срок не более пяти лет и не мог занимать должность более двух сроков подряд. Полномочия главы региона начинаются со дня вступления в должность инаугурации. Проведение выборов в условиях военного положения 29 мая 2023 года в федеральное законодательство были внесены изменения, предусматривающие в том числе возможность проведения выборов на территориях, где действует военное положение на всей территории или ее части.
Ранее законодательство запрещало проводить избирательные кампании и референдумы в условиях военного положения. В соответствии с новыми законодательными нормами высшее должностное лицо региона, где введено военное положение, направляет в ЦИК РФ предложен ие о п роведении выборов. При этом ЦИК и меет право отл ожить подготовку и проведение назначенных выборов в случае возникновения угрозы жизни и здоровью населения на территориях с военным положением. Возобновление избирательной кампании возможно после устранения всех угроз. В настоящее время военное положение действует в четырех новых субъектах Федерации: Донецкой и Луганской народных республиках, Запорожской и Херсонской областях.
После формирования законодательных органов власти в регионах пройдут выборы высших должностных лиц. Организация голосования Участвовать в прямых выборах глав регионов могут избиратели, проживающие на территории данного субъекта Федерации, обладающие активным избирательным правом. Оно предоставлено гражданам РФ, достигшим на день голосования 18 лет, дееспособным и не находящимся в местах лишения свободы по приговору суда.
Если же губернатора убирают против его воли, преемничество не дозволяется», — говорит источник. Они подводят итоги работы губернаторов на их постах и предлагают решения. Вторая группа — блок администрации, отвечающий за взаимодействие с силовиками. Они готовят для президента справки по губернаторам по своему направлению.
Третий блок — правительство, у которого свои параметры оценки работы губернаторов. Также есть и иные группы влияния, в том числе корпоративные, которые тем или иным образом доносят до президента свое мнение. Когда решение об отставке принято, начинается процесс технического исполнения», — говорит Гусев. Кто-то знает, что уйдет, но не знает дату ухода. С кем-то еще при назначении оговаривается, что оно — на один срок. Умный губернатор начинает просить об отставке сам и загодя, потому что лучше честно говорить окружению, что, мол, «на новый срок не иду, нашлось новое хорошее место работы», чем потом выглядеть выгнанным с работы. Есть, впрочем, примета.
Если подходит срок переназначения, а тебя вызывают не к президенту, а к главе администрации — вероятно, речь пойдет об отставке». В элитах считается, что встреча лично с президентом незадолго до окончания срока полномочий — напротив, свидетельствует о хороших позициях губернатора. Политолог Леонид Давыдов считает, что частота встреч с первым лицом не влияет на срок выживаемости губернатора. Вы губернатор, по поводу которого принято решение об отставке, — рассказывает он. Потом вас вызовет куратор внутриполитического блока — он вам скажет, что есть мнение, что вам надо уходить, что с вами будет говорить еще более высокий начальник, и учтите, что, вероятно, такая позиция будет озвучена. Более высокий начальник — это глава администрации или, в случаях отставки исключительного тяжеловеса, это будет первое лицо страны. Вы, вероятно, ответите, что согласитесь».
Есть оценка по параметрам — например, параметру избираемости, который учитывает нынешнее руководство администрации, занятое, прежде всего, подготовкой мартовской кампании», — рассказал Давыдов. Как приходят губернаторы Когда президент принимает решение, что тот или иной губернатор покидает свой пост, начинается процесс подбора преемника. Он может занять от пары недель до пары месяцев, за исключением случаев, когда президент принимает решение единолично. Президент же может выбрать, а может отвергнуть все предложенные. Может предложить кого-то сам, может предложить просто еще подумать.
Совет Федерации Выборы губернаторов В России губернаторы могут быть назначены либо избраны. Изначально, до 2004 года, их назначали президенты на основе предложений, полученных от региональных законодательных органов.
Однако, в результате реформы, проведенной Путиным, был введен принцип прямого выбора губернаторов. Согласно закону, избранный губернатор должен получить не менее половины голосов от общего числа участников выборов. Если ни один из кандидатов не получает необходимую поддержку, то проходит второй тур голосования, в котором участвуют два кандидата, набравших наибольшее число голосов в первом туре. Победитель становится губернатором региона. Кроме того, губернатор может быть отстранен от должности в случае нарушения закона или серьезных нарушений при исполнении своих обязанностей.
Однако, отсутствие мощной оппозиционной силы всероссийского масштаба, каковой перестала быть КПРФ, не давало ясной альтернативы и помогало губернаторам выигрывать выборы если не личной популярностью, то административным давлением.
В сущности, это та же проблема кадрового обновления, которая потом повлияла на политику назначений. И в результате некоторых выборов к власти тоже приходили случайные фигуры. Победа юмориста М. Евдокимова в Алтайском крае подавалась в свое время чуть ли не как одна из главных причин отмены выборов, как таковых. Побеждали на выборах и коррумпированные чиновники, и своекорыстные бизнесмены, все это, конечно, было. И некоторые сомнительные деятели в «эпоху» назначений были отстранены от власти, как это случилось в Корякском АО, Архангельской области и др.
Но обсуждение конкретных персоналий, «хороших» и «плохих» победителей на выборах или же назначенцев, недостаточно для того, чтобы решить, какой механизм эффективнее. Можно, конечно, сказать, что «оба хуже», поскольку важнейшая проблема — это формирование профессиональных управленческих элит, и эта проблема пока не решается. Но искать выход все равно необходимо. И для этого нужно ответить на несколько принципиальных вопросов. Вопрос первый: зачем нужно назначение губернаторов? Нынешняя модель властной вертикали, поставив губернаторов под контроль и доведя до возможного предела их лояльность, несомненно, была эффективной - в той мере, в какой она способствовала выполнению поставленных центром конъюнктурных задач.
В результате была создана электоральная машина, которая обеспечила «Единой России» — конституционное большинство в Госдуме в условиях неблагоприятного для нее изменения избирательной системы, а преемнику В. Путина — благополучное избрание. Ведь именно за неспособность обеспечить нужные результаты выборов были «наказаны» смоленский и ярославский губернаторы по итогам парламентских и президентских выборов соответственно, и никто даже не пытался скрыть эту мотивацию. Однако, новые задачи, связанные с модернизацией страны, с реформами, перед губернаторами — «солдатами Кремля» не поставлены. Возникает вопрос, чем теперь мерить эффективность властной вертикали. Ведь не ушла никуда исходная, ясная изначально проблема подобных трансформаций: в стране создается инфраструктура авторитарной модернизации, но самой модернизации за этим не следует, и все вырождается в банальные кадровые зачистки в клановых интересах и управление выборами.
Вопрос второй: до какого предела центру нужно всем управлять и все контролировать в регионах, при том, что в России при любом режиме это делать вообще практически невозможно? В системе назначений есть еще одна кажущаяся «странность». Много говорилось о том, что после отмены губернаторских выборов нет необходимости в полномочных представителях президента в федеральных округах. Однако, этот институт пусть ослаб, но продолжает существовать, и новый президент по своим причинам отнюдь не заинтересован в его ликвидации. Оказывается, что в нашей большой стране даже за президентскими назначенцами нужен дополнительный контроль, поскольку не в той мере центр доверяет губернаторам. Именно так обстояло дело при Б.
Ельцине, который назначал в начале своего правления и глав администраций, и полпредов в субъектах федерации. Для страховки механизм «двойного контроля» над регионами с участием полпредов и губернаторов востребован и сейчас. В свою очередь это означает, что центр никак не может определиться, как ему правильнее контролировать регионы, и при этом инстинктивно опасается любого самоуправления. Вопрос третий: как определить ответственность региональных лидеров, если они назначены? Логично, что, введя назначение губернаторов и взяв на себя ответственность за их работу, Кремль стал разрабатывать критерии оценки их деятельности, чтобы поднять дисциплину в губернаторском корпусе и получить основания для кадровых ротаций. Но отделить общее положение дел в регионе, измеряемое статистическими показателями, от личного вклада губернаторов, никакая методика пока не смогла.
Поэтому и оценку губернаторской деятельности не удается превратить в инструмент контроля над работой губернаторов и принятия кадровых решений. Не в последнюю очередь это происходит потому, что на самом деле главнейшим критерием подобной оценки должна быть коррупция. Ведь эффективность губернаторского управления — это по сути эффективность распоряжения имеющимися в распоряжении бюджетными средствами, а за все остальное сильно хвалить или же винить губернаторов не стоит. Но не будет же центр официально замерять коррупцию в регионах и особенно в работе назначенных самим президентом губернаторов. Поэтому ясно соотнести ситуацию в регионе с принятием обоснованного решения о сохранении или замене губернатора центру тоже не удается. Вопрос четвертый: кого все-таки назначать?
Проблемы кадровой политики Кремля при назначении губернаторов ярко показывают, что требуется разработка принципов не только подбора, но и подготовки кадров, что позволит избежать решений, вызванных сиюминутной конъюнктурой клановых отношений. Возможно, Кремль не до конца осознал, что назначение губернаторов — это очень ответственная процедура. При разумном подходе она имеет свои плюсы — позволяет отсечь от власти случайных людей, безответственных популистов, которые могут соблазнить избирателей. Однако, нужна тщательность при подборе кадров, нужно учитывать профессионализм, опыт, знание проблем региона и готовность их решать, а со всем этим в нашей государственной службе очень плохо. Поэтому и получается хождение по замкнутому кругу, когда стирается принципиальная разница между выборами и назначениями с точки зрения реализации региональных интересов. Хорошо, когда региональные бюджеты растут, и в любом регионе сейчас можно продвигать социально значимые проекты.
Но что будет, когда этот ресурс себя исчерпает? Ясно, что модель выборов не решает автоматически эти проблемы, а лишь перекладывает их решение и ответственность за него на плечи граждан. Российские власти после 1991 г. Самовоспитание и саморазвитие общества в условиях демократии — это очень длительный процесс, занимающий десятилетия, это пробы и ошибки, в т. Позволить такой эксперимент российские элиты так и не решаются. Можно говорить, что само общество не было готово к выборам, и в этом есть резон.
Однако, отказ от выборов не лучшим образом сказался на отношениях между обществом и властью, приводя к ослаблению обратной связи между жителями регионов и губернаторами, к росту отчуждения власти от общества. Систему назначений спасали высокий рейтинг В. Путина, которому люди готовы были доверить выбор губернаторов, и революция ожиданий, которую производили в регионах некоторые новые начальники. В связи с последней причиной «проходили» и эксперименты с варягами: срабатывал «эффект Абрамовича», от варягов ждали более активной политики, притока инвестиций, поддержки центра и т. Но центр позволил себе злоупотребить этой выгодной ситуацией. Трудно назвать иначе как пощечиной общественному мнению назначение тех, кто ранее доказывал свою низкую популярность на губернаторских выборах, а именно это было сделано в Республике Алтай с А.
Бердниковым и Адыгее с А. Многие назначенцы вообще никогда не участвовали в выборах и не занимались публичной политикой, им сложно завоевать популярность. Есть ощущение, что и варяги, всколыхнувшие надежды местных жителей, не пройдут тест временем и начнут вызывать все большее разочарование. В связи с отсутствием выборов закрытость региональной власти сохраняется и местами даже усиливается, или ее подменяет дозированная пиар-открытость. Популизма в работе губернаторов стало меньше, но ослабло и внимание к работе с населением: ведь для сохранения должности важнее теневые процедуры в отношениях с центром. Рано или поздно недовольство снизу начнет усиливаться.
О будущем Таким образом, качество губернаторского корпуса после отмены выборов практически не изменилось. Качество это не высокое и не низкое, оно - среднее, и этим все сказано. Большинство просто осталось на своих местах. Меньшинство поменяли, хотя некоторых не стоило менять, а иных не нужно было ставить. Сейчас, в связи со сменой президента, которая «по определению» открывает перед российской политикой новые горизонты, следует задуматься о перспективах. Тестирование элит и общества на предмет их отношения к отмене губернаторских выборов прошло успешно.
Элиты подчинились, среди них и национальные республики, главы которых согласились с назначениями для спасения своей власти. Народ проспал и в чем-то поддержал централизацию, и попытки его разбудить не удались даже в «просвещенной» Москве где пытались организовать движение за возвращение выборов. Тема губернаторских выборов быстро выпала из общественной повестки дня за невостребованностью массовым сознанием. Налицо общий кризис российского федерализма, который носит формальный характер при равнодушии правящих элит к его духу и принципам. Можно ли здесь что-то изменить? Кому и зачем нужны выборы?
Массового движения в поддержку губернаторских выборов нет и не предвидится, если только центр не продолжит опасные кадровые эксперименты, которые будут восприниматься как издевательства над обществом. Значит, все решать опять будут элиты. Совершенно не факт, что выборы будут поддержаны региональными элитами и самими губернаторами. Последние к выборам не очень готовы. Это ельцинские назначенцы готовились к выборам, поскольку их проведение было отложено, но не отменено и пробой сил для них были выборы в Совет Федерации в 1993 г. Сейчас заинтересованности в том, чтобы идти на выборы, у губернаторов нет, поскольку они восприняли новые правила игры — покровительство в центре, лояльность, вхождение в новую номенклатуру, обеспечивающее если не продвижение по службе, то хотя бы почетную отставку и гарантии неприкосновенности.
В центре у федеральной бюрократии тоже нет оснований, чтобы отказываться от созданного за счет назначений властного ресурса. Возвращать обратно народ, как центр принятия политических решений, для нее значит более трудную работу, снижение стабильности и предсказуемости, усложнение процедуры. Тем более что доверие к федеральной власти пока велико, и сами губернаторы не вызывают столь явного отторжения у граждан. В общем, центру непонятно, почему выборы — это лучшее, да и если это так, то лучшее — враг хорошего. Однако, стимулы перемен все-таки существуют. Во-первых, особое положение в российской системе власти занимает президент.
Это не просто центральное звено, но еще и выборная должность, подразумевающая публичную ответственность. Президенту не так уж безопасно прикрывать своим авторитетом лоббистские «безобразия». И для президента, в отличие от всех прочих, «невыборных» чиновников очень остро стоит извечная проблема соотношения объемов власти и ответственности. С одной стороны, Д. Медведев, как любой российский президент, заинтересован в продвижении своих кадров, усилении контроля над регионами, создании собственного властного ресурса, а для этого назначения выгоднее выборов. Также он вряд ли рискнет тронуть путинское наследие, в которое, несомненно, входят централизация власти в целом и губернаторский корпус персонально, подавляющее большинство представителей которого назначено В.
С другой стороны, процедура назначения губернаторов в ее нынешнем виде со всеми ее «нюансами», о которых речь шла выше, не имеет прочной перспективы. Если даже не вводить опять выборы, то нынешнюю процедуру еще придется корректировать. Во-вторых, растет объективная потребность в кадровой ротации. Она отчасти объясняется возрастным фактором, ведь практика компромиссов с губернаторским корпусом не раз способствовала его консервации. Сейчас около половины губернаторов находится в пенсионном и предпенсионном возрасте. Людей моложе президента или одного возраста с ним там почти нет.
Кроме того, региональные элиты — самый удобный объект в разворачивающейся кампании по борьбе с коррупцией, а поводов для их наказания более чем достаточно. Возвращение к выборам может произойти, но, видимо, в долгосрочной перспективе. На самом деле эти выборы не таят особенной «опасности», поскольку в подавляющем большинстве регионов завершатся в пользу или действующих губернаторов, или вполне системных и ничуть не менее подготовленных политиков. Пожалуй, именно сейчас к ним можно вернуться без негативных последствий для элиты, поскольку в дальнейшем можно ожидать рост протестных настроений. Но так быстро и гибко действовать наши власти вряд ли будут. Можно, однако, ожидать, что процедура назначения губернаторов будет скорректирована.
Такая потребность действительно назрела: нужны более четкие критерии подбора кадров, необходимо усиливать роль регионов при назначении. Пока все эти решения принимались в недрах президентской канцелярии — с участием полпредов как ее особой части. В процедуру назначений теперь будет вмешиваться правительство, которое может попытаться войти в нее и на формальных основаниях. Но это не изменит суть существующей практики. А вот региональные законодательные собрания, рискующие поплатиться роспуском, находятся в унизительном положении, которого явно не заслуживают, особенно сейчас, когда в них повсеместно доминирует «Единая Россия», и спорные кадровые вопросы можно решать в рамках внутрипартийных согласований. Процедуре назначения губернатора требуется публичность, нужна более самостоятельная и серьезная роль региональных законодательных собраний, крайне желательно расширение числа субъектов, имеющих право предлагать кандидатов.
В их число могут входить разные фракции и группы в законодательных собраниях, не будет столь уж «опасным» позволить инициативным группам граждан сбор определенного числа подписей за тех или иных кандидатов. Все это сделает процедуру назначения более гибкой и снимет с президента ненужную ему ответственность за результаты теневых и нередко коррупционных согласований. Момент истины для Д. Медведева пока не наступил и, может быть, наступит не так быстро, как в случае с В. Путиным, который уже в мае 2000 г. Все-таки сценарий передачи власти пока не позволяет новому президенту предпринимать резкие действия.
Притом Д. Медведев, как президент, уже начал работать на региональном поле, возглавив Госсовет, проведя серию встреч с губернаторами и поездок по территориям. Прошло и первое назначение губернатора, притом, на наш взгляд, удачное: новым губернатором Ставропольского края стал В. Гаевский, имеющий как столичные связи, так и опыт работы в регионе и способный снять острые конфликты в местных элитах. На региональном поле Д. Медведев имеет все возможности, чтобы создать себе очень серьезный, стратегический ресурс.
Тем временем на протяжении ближайших четырех лет постепенно будут истекать полномочия назначенных В. Путиным губернаторов, и уже Д. Медведев будет принимать решения о судьбе региональной власти.
Конституционный суд: президент России Владимир Путин имеет право назначать губернаторов
Порядок и процедура назначения и снятия губернаторов в России. По правилам, если губернатор лишается должности досрочно, преемник с приставкой "временно исполняющий обязанности" назначается лично президентом России. Губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов заявил о решении баллотироваться на новый срок.
Конституционный суд: президент России Владимир Путин имеет право назначать губернаторов
Список действующих губернаторов в России по субъектам федераций. В случае отрешения от должности такой губернатор не сможет в течение 5 лет занять аналогичную должность ни в одном из регионов страны, сообщает телеканал "Россия 24". До «новогодних» назначений президент по новому порядку успел назначить глав двух регионов: астраханский губернатор Александр Жилкин свой пост сохранил, а в Свердловской области Эдуарда Росселя сменил Александр Мишарин. На переизбрание пойдут губернаторы «волны-2019», многие из которых, в том числе петербургский градоначальник Александр Беглов, в первый раз предпочли баллотироваться в порядке самовыдвижения, а не от «Единой России» (ЕР). Президент РФ назначил пятерых врио губернаторов. Смена руководителей в трех регионах за два дня — предвестник новых отставок-назначений губернаторов?