В Москве завершилась юбилейная ярмарка современного искусства Art Russia / «Арт Россия» 2024. Современный художник-живописец, продолжатель традиции русской реалистической школы живописи. В Гостином дворе открылась крупнейшая ярмарка современного искусства Art Russia.
Художники настоящего: куда движется искусство в России
Весной 2021 года Forbes опубликовал рейтинг самых дорогих современных художников России до 45 лет. Академик, член президиума РАХ, народный художник РФ Константин Петров подчеркнул, что «планируется продолжиться совместные проекты Новосибирского художественного музея и Российской академии художеств» и поздравил гостей с открытием выставки. Художник входит в список Лучших современных художников России по версии ARTEEX. «Для меня важно показать этот проект в России», — признается один из ведущих художников современного искусства РФ Иван Плющ, говоря о своей выставке «После иллюзий» в галерее «БИЗON».
От нейроарта до граффити: 5 современных художников, на которых стоит подписаться во «ВКонтакте»
Марина Звягинцева: «С паблик-артом художник видит, как его искусство работает» | Главная Новости Знаменитый саратовский художник нарисовал шаржи для посетителей выставки "Россия". |
главная страница | Современные художники России, их творчество вызывают все больший интерес ценителей изящных искусств во всем мире. |
Современные российские художники | В прошлом году мы уже рассказывали про молодых современных художников, картины которых может позволить себе каждый. |
Современные художники России | Современный российский художник" Журнал "Русская галерея-XXI век / Russian gallery. |
Онлайн-журнал Arthope | В Гостином дворе открылась крупнейшая ярмарка современного искусства Art Russia. |
100 ныне живущих российских художников, которых вы должны знать
В предвкушении масштабного арт-события и под впечатлением от масштабных планов , изучаем художников — участников ярмарки. И выбираем из них 10 главных «трендсеттеров» сезона. Даша Пустовойт Даша заявляет, что ее стихия в искусстве — грань между ритуалом «сказка на ночь» и сном. Что это за пограничное время и состояние? Какой должна быть современная сказка? И зачем сказки нужны человеку XXI века — в эпоху прогресса, глобализации и цифровизации? Вопросы Даша задает интересные, а ответы на холсте дает сюрреалистичные. Ее работы никогда не оставляют равнодушным — и, возможно, будут сниться ночью! Замечательная возможность на большую аудиторию заявить о себе и поделится своим видением этого мира, своей философией».
Сказки носили не только развлекательных характер, в них был заложен глубинный смысл, послание, культурный код. Мы в современном мире находимся в других условиях: век прогресса, несомненно, влияет на нас и общество. И мы, живущие в эпоху цифровизации, ИИ, роботов и соцсетей, должны сформировать свои сказки, опираясь на предыдущие знания. Сублимировать все знания как собиратели и хранители и добавить свой опыт проживания— для передачи нашего опыта и знаний другому поколению!
Жить без тени соблазна невозможно, а иначе стоило бы нас сюда посылать, да ещё так жестоко смирять. Но мне, как художнику, интереснее находить эстетические взаимосвязи в природе, подтверждающие… Дмитрий Кустанович. Некоторые элементы Подражательство — это свойство первых шагов. Воспитательное и образовательное дело — для молодых. Они распускаются в букетах, глядя друг на друга. Они молоды и прекрасны. У них время преемственности. Время «связи между явлениями в процессе развития в природе, обществе и познании, когда новое, сменяя старое, сохраняет в себе некоторые его элементы». Сохраните хотя бы некоторые… Дмитрий Кустанович. Тихий День геолога Мой отец был геологом и этим я очень гордился. Я рос среди книг о геологии, среди умных, усатых и бородатых, свободных людей в свитерах, серых пиджаках, и мне казалось, что все умные люди на земле обязательно геологи.
Одежда успела растрескаться и порасти травой, а великан все не возвращается. Другой гиперболизированный объект — надувной храм, как воплощение контраста между старинной церковной архитектурой и типовыми и неброскими современными объектами, которое воплощает приоритет места для молитвы как такового. У РПЦ появилась идея надувного храма, который можно десантировать вместе со священником — этот надувной храм — воплощение идеи современным художником. Эти и другие интересные объекты, композиции и фильмы в рамках выставки «со-здесь-бытие» можно увидеть до 30 июня во «Флигеле». Telegram-канал Зебра ТВ : новости в удобном формате.
Это подтверждает уверенность в том, что его творческий труд — это не только увлечение, но и профессия. Его творчество отличается точной передачей портретного сходства, выразительностью образа и высокой техникой графической работы. Благодаря этому Владимиру удалось заявить о себе не только в родном Забайкалье, но и в разных городах России, а также на международных выставках. После посещения Новосибирского художественного музея в 2019 году, где было выставлено почти девять тысяч произведений различных видов искусства, Владимир был глубоко вдохновлен личным знакомством с произведениями старых мастеров XVIII—XIX веков. Необыкновенная красота и мастерство, пронизывающие их работы, стали настоящим откровением и вызвали глубокий эмоциональный отклик. Для Цитирования: Владимир Ошмарин. Современный российский художник. XXI c..
Художники настоящего: куда движется искусство в России
Вы упомянули договоренности с городом — один из важных факторов, которые должен учитывать художник при создании произведения паблик-арт. Входит в Российский инвестиционный художественный рейтинг 49ART, представляющий выдающихся современных художников в возрасте до 50 лет, и в "Топ 100" признанных художников России по версии InArt. ТОП-100 российских современных художников среди признанных и среди молодых авторов (до 35 лет) по версии рейтинга InArt.
Пять NFT-художников из России, за творчеством которых стоит следить
Пишет новости про дизайн, а в свободное время курирует выставки и рассказывает про современное искусство. Нижегородский художник Артём Филатов р. Он занимался стрит-артом, живописью и печатной графикой, создавал инсталляции, курировал выставки, сделал проект в Нижегородском крематории, основал студию «Тихая», написал книгу о нижегородском уличном искусстве — список всех его проектов можно продолжать очень долго. Это три листа ручной графики с растительными мотивами, нарисованной с помощью зелёнки. Каждый раз, когда такое произведение оказывается под светом, оно выцветает.
Только самые свежие новости раз в неделю, никакого спама Использование материалов Точка Арт разрешено только с предварительного согласия правообладателей. Все права на картинки и тексты принадлежат их авторам. Сайт может содержать контент, не предназначенный для лиц младше 16 лет. Мнение авторов может не совпадать с позицией журнала.
Программа ярмарки в 2021 году дополнена ежедневными перформансами, показами видеоработ, детскими экскурсиями. На blazar будет работать команда прошедших обучение медиаторов, которые помогут посетителям узнать больше об участниках ярмарки и представленных работах.
Портрет художника в юности Кто такой молодой художник, как выглядит, о чем думает, что любит, что ненавидит, какие темы в искусстве и художественные медиумы его привлекают.
ArtShort. Авангард. Современные российские художники
Современные российские художники | Вы упомянули договоренности с городом — один из важных факторов, которые должен учитывать художник при создании произведения паблик-арт. |
Они так видят: молодые российские художники, за которыми стоит следить | Новости искусства и культуры – главные темы Дайджест. |
Они так видят: молодые российские художники, за которыми стоит следить
При отправке запроса произошла ошибка. Пожалуйста, попробуйте позже. Только самые свежие новости раз в неделю, никакого спама Использование материалов Точка Арт разрешено только с предварительного согласия правообладателей. Все права на картинки и тексты принадлежат их авторам.
Таким образом, язык современного искусства берет на себя роль своеобразного переводчика», — говорит куратор выставки Евгения Кулешова. Среди работ — видеоролики, аудиовизуальные инсталляции, интерактивные композиции. Или композиция «Живой узор», которая посвящена Узору Жизни и попытке прочувствовать, осмыслить, что заложено в образах древнерусского зодчества, белокаменной резьбы, вышивке. В выставочном пространстве «Флигеля» разместились и достаточно масштабные композиции — например, свитер-кольчуга для великана-богатыря, который устал, разделся и скинул одежду после тяжелого дня. Одежда успела растрескаться и порасти травой, а великан все не возвращается.
Примером талантливого российского художника, который иллюстрирует вдохновение и его воплощение в творчестве, является Владимир Татлин. Он был истинным воплотителем своего времени, создавая работы, которые отражали дух эпохи и связи между человеком, технологией и промышленностью. Его знаменитое произведение "Монумент III Международной" представляет собой высотное сооружение, которое символизирует культурную и технологическую эволюцию. В заключение, можно сказать, что российские художники современного искусства черпают вдохновение из разных сфер, таких как история, природа, социальные и политические события, а также культура и философия. С их помощью они создают уникальные произведения искусства, будоражащие умы и вызывающие сильные эмоции.
Их работы - это не только отражение сегодняшнего мира, но и вдохновение для будущих поколений художников. Современное искусство - это сфера, которая постоянно меняется и развивается.
В экспозиции - портреты, пейзажи, жанровые сцены, связанные с Донбассом. На церемонии открытия выставки художник передал в дар Музею современной истории России свои графические работы, созданные на фронте, в том числе - портрет писателя Захара Прилепина.
Ведь Спаситель спускается в подземное царство для того чтобы проповедовать и там, вызволить ветхозаветных праведников, а также прародителей человеческого рода: Адама и Еву. Роспись Михаило- Архангельского собора в г.
Сайт художника Алексея Крюкова
Художник из Дзержинска представил работы на Всероссийской ярмарке современного искусства в Москве. Главным достижением художник считает умение слушать других, сильнее всего вдохновляется лесом и в 2024-м планирует написать несколько картин. онлайн-галерея картин современных художников.
Выставка «Молодые художники регионов России» открылась в Москве
Последние новости, фото и видео-материалы, пресс-конференции. Информация о деятельности сенаторов и Председателя СФ Валентины Матвиенко. И поэтому Международная выставка современного искусства «Russian art Week» имеет шанс раскрыть невероятные возможности русского художника.”. Художник Ай Вэйвэй намеренно разбивает вазу эпохи династии Хан и запечатлевает на пленке момент ее превращения в осколки. Последние новости, фото и видео-материалы, пресс-конференции. Информация о деятельности сенаторов и Председателя СФ Валентины Матвиенко. Академик, член президиума РАХ, народный художник РФ Константин Петров подчеркнул, что «планируется продолжиться совместные проекты Новосибирского художественного музея и Российской академии художеств» и поздравил гостей с открытием выставки. собрал 10 современных российских художников (уверены, их намного больше), которые, возможно, впишут свое имя в классику живописи 21 века.
Владимир Ошмарин. Современный российский художник
Довольно быстро Инфанте основал собственную группу «Арго», занимавшуюся в том числе планированием «космической архитектуры». Кроме кинетических произведений, он знаменит своими «артефактами» - оптическими объектами, внедренными в природную среду. Преображенную реальность художник запечатлевал на фотографии. Йоффе Алиса Работа с выставки Aperto Raum, 2019 Алиса Йоффе Автор крупноформатных графических и живописных работ, откликающихся на актуальные социальные и политические события. Стиль произведений, выполненных в черно-белой гамме, близок экспрессионизму. Персональные выставки Йоффе проходили в России и Европе. Кабаковы Илья и Эмилия Они красят лодку. Однако в историю искусства Кабаков вошел намного раньше — его мастерская в 1970-е годы стала лабораторией московского концептуализма. Выставка «Илья и Эмилия Кабаковы. И это справедливо — ведь именно ему наглядно удалось передать атмосферу коммунального мира времен СССР, и, главное, найти для этого понятный международному зрителю визуальный язык.
На blazar будет работать команда прошедших обучение медиаторов, которые помогут посетителям узнать больше об участниках ярмарки и представленных работах. Мы поговорим о том, какое место арт-индустрия занимает в креативной экономике и как искусство может способствовать развитию бизнеса.
И мы стали заложниками этой ситуации. Как бы нам ни хотелось, чтобы было по-другому, но это невозможно. О том, как молодому художнику попасть на международную выставку Чтобы начать сотрудничать с европейскими галереями, нужно и везение, и непрерывная работа, в том числе саморазвитие, расширение собственных знаний, развитие кругозора, постоянный мониторинг того, что и где делают. Я, например, стараюсь смотреть интервью европейских и американских художников. Знание английского языка — важный фактор нормальной коммуникации. Нужно знакомиться и активно общаться с другими художниками, а также с кураторами. Но, безусловно, важно, что ты делаешь. Если твое искусство не современное в широком понимании, то тогда будет очень сложно. Если галерея активно возит твои работы на ярмарки, то это один из способов, чтобы тебя заметили. Но это долгий и непростой путь, многое зависит мотивации. Мы достаточно сильно изолированы от Европы, у нас свое закрытое арт-сообщество. Российскому художнику для того, чтобы его просто заметили за рубежом, нужно делать в 100 раз больше, чем европейскому. Хотя в Европе мощнейшая конкуренция, ведь у них давно отстроена образовательная система в сфере искусства и очень много действительно крутых молодых художников. О том, насколько важно творить в контексте и есть ли в современном искусстве тренды К счастью или к сожалению — не знаю, но в искусстве это так не работает. Если ориентируешься на какой-то тренд, то ты уже опоздал. Задача художника именно в том, чтобы предсказывать, предугадывать, увидеть точку за поворотом… И вот это как раз сложно, ведь ты изначально должен понять сам механизм, а для этого нужно очень много поработать. Ни один тренд не появляется просто так — за ним есть целая история. Нужно проанализировать ее, чтобы понять, что может сработать лет через пять-шесть. И важно нащупать собственную идентичность — что интересно именно тебе. Идеи, которые волнуют прямо сейчас У меня изначально сформировался такой подход, что я стараюсь ту или иную тему развивать из раза в раз. Для меня во всем важна последовательность — как в идеях, которые мне интересны, так и в выставочной деятельности. У меня одна персональная выставка вытекает из другой. Возможно, эта своеобразная преемственность не сразу считывается и даже для меня иногда становится неожиданностью. Я понимаю, что, например, моя последняя выставка в галерее «Сцена» связана с первой, которую я делал площадке «Старт». Идея, которая интересовала меня тогда, интересует и сейчас и, скорее всего, будет интересовать дальше. Я хочу последовательно развивать тему картины как способа взаимодействия со зрителем. Мне интересна проблематика этого взаимодействия. Как зритель воспринимает искусство в контексте современных онлайн-выставок, когда не имеет непосредственного доступа к работе и видит ее через фото? Сейчас у меня есть серия, которую я начал делать и не закончу, пока не случится персональной выставки, когда смогу всю показать целиком. Я буду продолжать заниматься живописью и скульптурой. Меня сейчас все больше интересуют ремесленные техники и природные материалы — например, керамика. Мне хотелось бы двигаться в сторону большей грубости и материальности искусства. Мика Плутицкая, 38 лет, автор перформансов, живописных и графических работ Мика родилась в Москве. Окончила бакалавриат Университета Хартфордшира по специальности «изобразительное искусство» и получила степень BA Hons. По мнению кураторов, Мика работает с проблематикой, на которую всегда будет спрос: это тема советского наследия и изучение того, как оно в нас уживается — не столько на интеллектуальном уровне, сколько на сенсорном. У Плутицкой есть исследовательская жилка, которая позволяет копать глубже, приумножать и потом воплощать в художественные образы. Мика творчески перерабатывает образы и трудолюбиво, как муравей, их пестует, что, безусловно, ведет ее к успеху. Эксперты отмечают, что это более западный формат работы — когда к творческой профессии относятся не просто как к дару свыше, который снизошел, а к способностям, которые можно и нужно развивать. Художник показывает, как работает сам механизм восприятия визуальной культуры. Задача дизайнера сделать так, чтобы было удобно и красиво. А цель современного художника сделать так, чтобы, возможно, наоборот, зрителю стало дискомфортно, и то восприятие действительности, которое ему казалось чем-то само собой разумеющимся, оказалось под сомнением. Мне ближе всего и наиболее интересен именно этот аспект. Хотя, конечно, у современного искусства есть и развлекательные функции. Компонент шоу — это классно, в нем нет ничего плохого, как многие думают. Например, когда видишь скульптуру Луизы Буржуа и не можешь понять, что это за штука смотрит на тебя сверху, это паук, твой собственный страх или просто абстракция. Или когда смотришь на перформанс Марины Абрамович — как она в красном платье сидит прекрасная за столом — и в этом тоже есть, конечно, элемент шоу, театральности. И на мою выставку люди идут в свободный от работы день, чтобы провести досуг — в этом тоже есть момент зрелищности. Если резюмировать, то для современного искусства важны три компонента: исследовательский, развлекательный и духовный. В XX и XXI веках влияние религии на жизнь людей претерпело изменения, и часть этого «функционала» взяло на себя искусство. Его смотрят в том числе для того, чтобы получить духовный опыт. Я сама переживала нечто подобное несколько раз. И, наверное, самое крутое, когда все три элемента синхронизируются и случаются со зрителем одновременно. Мика Плутицкая. Холст, масло. Фото: Александра Павловская Мика Плутицкая. Например, рыночная. Но до этого уровня нам всем далеко, как до луны. Так продает свои работы очень небольшое количество художников. Возникает второй критерий — институциональная успешность: насколько твои работы признаны арт-сообществом, представлены в институциях. Есть много художников, создающих произведения, которые не могут быть в принципе проданы. Просто потому что это, например, перформанс или какая-нибудь сложная инсталляция, осуществить которую можно только при поддержке музея и соответствующего бюджета. Или есть художники, которые занимаются чем-то мимолетным: они делают очень хрупкие произведения искусства, которые тоже в общем-то невозможно продать, но можно показать в музее, в медиацентре. Оба эти критерия можно применить в качестве мерила успешности, но и их нам как будто мало. Когда мы говорим, что хорошим можно считать лишь то искусство, которое покупается или которое берут институции, мы определяем успех слишком узко, ведь реальность всегда гораздо шире, чем фокус рынка или институций. Существует множество примеров, когда художники десятилетиями делали работы, которые не были ни коммерчески, ни институционально успешны. Например, Люсьен Фрейд — художник из относительно недавнего прошлого, который сейчас считается классиком второй половины XX века. Он 15 лет писал обнаженных с натуры, в то время как все вокруг делали сначала гигантские абстракции, потом концептуальные работы в фотографии. Никто произведения Люсьена Фрейда в тот момент не покупал, выставлялся он редко. Про него говорили: «А, этот чудак, которые пишет уродливых голых мужиков, это невозможно продать». А он перевернул традицию обнаженности в живописи. Казалось бы, это невозможно — настолько тема была избитая, а ему удалось. Если говорить обо мне, то я бы сказала, что двигаюсь к успеху, когда у меня есть, во-первых, исследовательская задача, во-вторых, понимание, какими методами ее можно решить, и, в-третьих, сообщество людей, с которыми можно это обсудить. Если у тебя есть планы на следующие пять лет и ты знаешь, что хочешь делать дальше, мне кажется, это путь, который приведет к успеху. Ведь рано или поздно работа даст свои плоды. Если ты делаешь ее качественно, то она будет замечена и в том числе принесет тебе выставки, доход, признание. На мой вкус, нужно прежде всего для себя сформулировать, что для вас успех. Если в вашем понимании это в первую очередь продажи, то, очевидно, вам необязательно заниматься сложным исследованием, а можно, например, девочек-аниме в эротических позах рисовать — скорее всего: на них будет большой спрос. И это ок — если вам подходит. Гостьи, 2020. Фото: Иван Ерофеев Мика Плутицкая. У всех ресурсы очень разные. Если, допустим, ты понимаешь, что у тебя какого-то ресурса нет — например, образования а это очень важный ресурс , — то хорошо бы подумать, как его получить. Если у тебя есть комьюнити, то есть люди, которые занимаются тем же, что и ты, которые могут тебя поддержать, — это тоже важный ресурс. Если его нет, то можно комьюнити найти или создать. Главное — не путать комьюнити с тусовкой, это разные вещи. Но самый важный ресурс — это время на работу, и найти его — очень сложная задача. В общем, траектория к успеху у всех очень разная. Я много думала, как получить образование. В итоге училась в России в филиале британского ВУЗа. Он дает британский диплом, который позволит мне продолжать обучение в Европе или США. Обучение обошлось мне во столько же примерно, сколько оно стоило бы в Лондоне. Не уезжать за границу было моим личным выбором. Я его сделала исходя из своих финансовых и личных возможностей. Само по себе образование было недешевым, но жить в Великобритании и покупать там материалы для работы — это уже для меня было бы трудно, я реалистично оценивала свои возможности. Я думаю, что в России, к сожалению, большие сложности с образованием, особенно это касается современного искусства. У нас трудности с советским наследием, так как система именно художественного образования после Советского Союза не реформирована. Если в других гуманитарных дисциплинах — к примеру, в психологии или социологии — это не так заметно, то в области искусства очень сильно бросается в глаза. К сожалению, все классические ВУЗы, где можно получить художественное образование, мягко говоря, отстали на очень много лет. Там не учат понятийному аппарату и языку, который нужен современному художнику, хотя дают очень хорошие навыки практической работы. В этом смысле мне кажутся более продвинутыми ВУЗы, которые занимаются подготовкой в кино и фотографии — они изначально используют более современные методы преподавания. В то время как Художественное училище им. Мухиной работает по таким же принципам, как и 150 лет назад, и это совершенно точно нужно менять. Как в детстве карусель. Экспозиционный вид, галерея Артвин, Cube. Куратор Анна Журба. Я много работала, много читала, но не понимала, как мне дальше продвигаться качественно, как строить свою практику, как ставить себе задачи, почему не получается выставляться на более профессиональных выставках. Образование многие из этих вопросов решило, и у меня появились сфокусированная практика, планы и перспективы. Я поняла, на каком языке разговаривать с кураторами, как подавать заявки и вообще работать дальше. Я считаю, образование нужно, потому что оно дает язык, практические навыки, возможность попасть в комьюнити и в целом представление о том, как твоя область устроена. Сейчас в Высшей школе экономики появилось отделение по современному искусству. В Британской высшей школе дизайна есть сразу два отделения по современному искусству — российское и британское, это филиал Хартфордширского университета, именно там я училась. О том, обязательно ли молодому художнику жить и работать в Москве или Санкт-Петербурге Совершенно точно необязательно жить в Москве и Питере, чтобы стать замеченным другими современным художником в России. Алиса хорошо понимает, кто она, что делает и как. Это то, что лично я плохо умею делать. Честно говоря, с ужасом думаю, что придется заводить тикток. Артем Филатов и Вова Чернышев — другой пример очень успешных художников, создающих теперь не только свои работы, но и новый центр современного искусства в Нижнем Новгороде. О том, как молодому современному художнику попасть на международную выставку Я не могу сказать, что у меня огромный опыт в этом вопросе. Есть международные открытые опен-коллы. Нужно их регулярно мониторить и находить ту тему и круг вопросов, которыми занимаешься. Моя одногруппница Саша Павловская делает скульптуры очень маленького размера — с ладонь, не больше. Она нашла опен-колл в Нью-Йорке, который был специально для маленьких работ, и написала туда. Ее попросили прислать свою работу, она нашла способ, как отправить, и в итоге у нее была выставка в Нью-Йорке. Если ты следишь за открывающимися возможностями, что-то подвернется. Частная коллекция. Кроме опен-коллов, есть резиденции и конкурсы, в том числе международные, куда любой человек может подать заявку. Но, если судить по моему опыту, на масштабные конкурсы а-ля ежегодная премия Музея архитектуры и дизайна в Чикаго можно даже не подаваться. Они берут довольно большую входную плату, а вероятность того, что будет какой-то выхлоп, не очень высока. Лучше участвовать в опен-коллах конкретно по своей тематике и знать, что именно от этой конкретной возможности вы хотите. Резиденция — прекрасный способ завязать профессиональные знакомства. Там у вас будет куратор и с вами вместе будут жить и работать еще несколько художников, скорее всего, из разных стран. Вы все перезнакомитесь, подружитесь и у вас наверняка найдутся какие-то пересечения, а дальше кто-то из них когда-то вас куда-то обязательно позовет. У меня был подобный опыт в Норвегии. Я съездила в резиденцию — и после этого несколько моих знакомых оттуда периодически мне что-то предлагали. Иногда кураторы, зная твои работы, могут тебя пригласить в международный проект. Нетворкинг или налаживание коммуникативных связей — это тоже одна из задач современного художника. Нужно развивать, собственную социальную сеть из тех, с кем вы хотите и можете работать. Сейчас в период пандемии, когда в целом сложно выставляться, есть такая возможность, как публикации в журналах, которые пишут про художников. Таких изданий довольно много — американских, европейских, азиатских, — и они тоже делают опен-коллы. У меня есть несколько знакомых, чьи работы таким образом попадали на страницы зарубежных изданий. Акварель, бумага. Не реформируя систему художественного образования, мы, конечно, сами себе просто стреляем в ногу. Это сильно отрезает нас от мирового искусства. Наша страна сейчас не стремится открываться миру. Это, безусловно, сказывается и на художниках. Мне кажется, что с нашей культурой в целом плохо знакомы в мире. Знают в основном какие-то упрощенные плоские штампы, мало кто понимает нюансы нашего контекста. Когда я училась, я с этим сталкивалась. По сути, это наша задача — рассказать про свою культуру, а для этого нам нужно быть открытыми, активными и много работать, чтобы то искусство, которое мы производили, было интересно миру и востребовано на международной арене. Пока с этим, на мой взгляд, сложно. Такой момент, что русское искусство за рубежом воспринимают как экзотику, все еще присутствует. О том, сколько денег в России приносит искусство На мой взгляд, с этим тоже очень сложно. Если мы говорим про молодых художников, то у них впереди минимум лет десять работы прежде чем придет признание. Если у вас покупают работы, прикиньте, сколько стоит ваша работа в среднем и сколько вам нужно продать, чтобы два года спокойно жить и заниматься своей практикой, потом прикиньте, насколько это реалистично. Гонорары же, увы, в большинстве случаев не предусмотрены даже в случае выставки в музеях, а если и есть, то чисто символические. Иногда институция может предложить компенсировать производство работы — и по нынешним временами это уже не так плохо. Но оплата производства — это не гонорар, и вопрос, на что вы будете дальше снимать квартиру и мастерскую, останется. Я бы очень советовала иметь план Б, так как перспективы зарабатывать исключительно продажей работ мне кажутся весьма туманными. Собственно, у меня самой такая стратегия — есть стабильная работа на полставки, которая всегда прокормит. Музеи продают билеты на выставки и получают с этого доход, но часто не платят гонорар художникам, так не должно быть. Музей современного искусства «Гараж» — редкая институция, которая заплатила гонорары за участие в 2-й Триеннале. Это гонорар в районе 10 000—15 000 рублей. На меня в 2021 году свалился гонорар в 50 000 рублей за выставку, и это небывалое чудо! Но в Москве, если скромно жить и не снимать мастерскую, их хватит разве что на месяц. И такой гонорар — исключение из правил, разовая история, обычно платят 5000—15 000 рублей. Часто, если институция не может предложить тебе гонорар, она предоставляет резиденцию.
И абсолютно бесспорно, что это первый проект в спальном районе, которые привычно воспринимались пустыми, свободными от культуры зонами. Проект стал самым успешным в программе 2-й Московской биеннале современного искусства. Мимо нас все время люди шли в метро, а в выходные специально приезжали на машинах смотреть. Около каждой кровати фотографировались. И это, конечно, создало ощущение, что в современном искусстве еще не все сказано, драйвовость не выдохлась. Проект «Море спального района», 2014. Фото архивы пресс-служб После этого меня стали звать. Второй большой проект был в школе, точнее, мне предложили сделать проект в образовательном учреждении, поскольку был Год учителя. Я нашла школу в Люберецком районе, договорилась, и мы на два дня интегрировали массу работ в самые разные помещения, от входной группы до туалетов. В эту школу приехал известный педагог Евгений Ямбург и сказал: «Вот все то же самое, только у меня, на Юго-Западе». Далее по цепочке: Ямбург меня познакомил с Южным Бутово, и я, что называется, пошла по рукам. Когда ты нарабатываешь портфолио, с каждым проектом тебе легче и легче договариваться. А потом входишь во вкус, масштаб растет, появляется ощущение, что в зале уже тесновато, хочется на улицу. Хотя там и тяжело — в городе художника никто не ждет. Потому что в городе есть коммунальные службы, которым нет до тебя дела, и они обязательно в «твоем» месте выкопают большую яму и начнут менять трубы. Проект «Инфополе спального района», 2016.