ОКО ПЛАНЕТЫ» Политика» Оружие и конфликты» Феникс (Китай): почему Россия собирается разместить гиперзвуковые ракеты в Сибири?
Проект ракеты-носителя «Феникс»
5) "Феникс"/"Сункар" перетягивает на себя бОльшую часть потенциальных коммерческих заказов "Протона", и летает с Байконура и SeaLaunch, токсичной ракеты нет или очень мало. При этом "Феникс" должен стать первой ступенью перспективной сверхтяжелой ракеты. Запуск корабля будет осуществляться на новой ракете-носителе среднего класса, разрабатываемой в рамках проекта "Феникс". На ней была маркировка ракеты серии «Феникс» польского производства. Феникс: США поставляют на Украину бесполезные ракеты.
Эпохальный запуск: Falcon Heavy отправила зонд Psyche к тайнам металлического астероида
Моноблочная ракета должна выводить на низкую околоземную орбиту от девяти тонн полезной нагрузки, а в качестве топлива использовать сжиженный природный газ. Рассматривается также схема и со стандартным топливом керосином или жидким водородом. Ракета сможет в дальнейшем послужить блоком для создания более мощного носителя в частности, тяжелого или сверхтяжелого , и использоваться как запасной носитель в случае возникновения нештатных ситуаций с ракетами семейства «Ангара». Материалы по теме: 20 мая 2015 На ракете «Зенит», сборку которой проводит днепропетровский «Южмаш», установлено до 70 процентов российских компонентов. Запуски конверсионных ракет «Днепр» осуществляет российско-украинско-казахстанская компания «Космотрас».
Управление полетом ракеты обеспечивают четыре элерона крестообразного оперения.
Под фюзеляжем, под полусоответствующими пилонами LAU-93, можно нести до 4 единиц вооружения, и еще два - под крыльями, на пилонах LAU-132. Военный заряд AIM-54 Phoenix оснащен боеголовкой, содержащей 60 кг взрывчатого вещества большой мощности, и оснащен ракетой с дистанционным управлением. Этого заряда достаточно, чтобы сбить несколько небольших самолетов истребителей , летящих в строю, или больших самолетов ДРЛО, бомбардировщики, заправщики, летающий командный пункт и т. Сброшен одновременно с F-111B. Запланированная дальность полета в 111 км была значительно превышена.
Предыдущий проект Федеральной космической программы ФКП до 2025 года предусматривал подготовку технического задания на разработку ракеты-носителя среднего класса в течение 2016-2017 годов. С 2018 года планировалось приступить к опытно-конструкторским работам по данной тематике. Согласно этому проекту, Роскосмос с 2018 по 2025 годы планировал направить на эти работы свыше 30 миллиардов рублей.
У нас идут переговоры с ведущими компаниями этих стран по совместному созданию посадочного лунного модуля, идут обсуждения целесообразности создания на орбите Луны пилотируемой станции или какой-то другой инфраструктуры. Планы посещения Луны остаются в силе, невзирая на все сложности — финансовые, экономические и технические. То есть у нас есть график, по которому мы работаем: сейчас находимся в фазе отработки элементов корпуса и оборудования. Уверен, что уложимся в срок. Почему эти разработки ведутся именно в вашей корпорации? В корпорации до сих пор работают специалисты, которые этим занимались. А самое главное — сохранился подход, успешно реализованный ещё во времена Советского Союза.
Изюминка комплекса «Энергия-Буран» заключалась в том, что сначала была создана ракета-носитель «Зенит». Она отлетала 11 раз, наработав успешную статистику. И только после этого «Зенит» стал боковым ракетным блоком для РН тяжёлого класса «Энергия». Нового здесь изобретать ничего не надо, идём тем же путём. Например, берём всё самое полезное от линейки ракет «Ангара». Элементы этих ракет мы тоже можем использовать. Например, вторая ступень «Ангары» будет третьей ступенью ракеты сверхтяжёлого класса. На сегодняшний день это самый мощный ракетный двигатель в мире. Его технология достаточно хорошо отработана. Высока вероятность, что создаваемая нами ракета-носитель среднего класса сможет летать как с наземного космодрома, так и с морского старта.
Ракету для запуска корабля "Федерация" назовут "Союз-5"
ОКО ПЛАНЕТЫ» Политика» Оружие и конфликты» Феникс (Китай): почему Россия собирается разместить гиперзвуковые ракеты в Сибири? В Омске обсудили вопросы освещения новостей в сфере науки и техники. Средства ПВО за ночь уничтожили 25 украинских снарядов РСЗО Vampire, три беспилотника и три ракеты ATACMS над Белгородской областью и над акваторией Черного моря. Иран сообщил, что впервые отправил в космос сразу три спутника, которые были доставлены на орбиту с помощью двухступенчатой ракеты-носителя Simorgh (Феникс). Глава госкорпорации "Роскосмос" Игорь Комаров поручил Центру имени Хруничева рассмотреть возможность ускорить создание ракеты-носителя "Феникс".
ПВО РФ сбила пять украинских ракет ATACMS
By the early 2000s, all operational Phoenix missiles were of the AIM-54C variant, the remaining AIM-54As having been placed in storage. В 1973 году «Хьюз Эйркрафт» получила контракт на серийное производство ракет «Феникс» и станций AN/AWG-9. Минобороны: российские силы ПВО за сутки сбили 5 ракет ATACMS и 46 БПЛА. Ночная тревога в Крыму: срабатывание ПВО против неопознанных ракет. Ракета-носитель среднего класса "Феникс" может использоваться для запуска пилотируемого корабля "Федерация" на околоземную орбиту, считают в головном научном институте. По этим причинам ракеты «Феникс» будет разрабатываться исключительно как модель одноразового использования.
Стоимость разработки новой ракеты-носителя "Феникс" выросла почти в два раза
Санкт-Петербург Роскосмос решил заменить «Союз» на новые ракеты-носители «Феникс» Ракеты-носители «Союз» медленно, но верно уходят со сцены, и в скором времени Роскосмос заменит их на новейшие ракеты-носители среднего класса «Феникс», которые смогут доставлять на околоземную орбиту вес более девяти тонн, а в случае необходимости может быть усовершенствованы для использования в качестве основы для ракет с большей грузоподъемностью. На проектирование, разработку и создание «Феникса» Роскосмос выделит около 30 миллиардов рублей. Конструкторские работы, согласно предварительным данным, должны начаться уже в 2018 году.
Попробуем разобраться зачем Роскосмосу нелетающие и непускающие дорогие игрушки. Эту восточно-ангарскую тему надо рассматривать в комплексе, поскольку они сейчас тесно связаны, хотя начинались как совершенно самостоятельные проекты.
Важно понимать, что сегодняшняя ситуация стала следствием непредсказуемого развития событий за последние 20 лет, на которые реагировал Роскосмос. И не забываем, что Роскосмос — это не человек, а сложная эволюционирующая структура, что практически никто из принимавших решение о разработке "Ангары" или строительстве Восточного не занимает сейчас тех постов и не влияет на сегодняшние решения. История этой ракеты напоминает известный ролик о производстве БМП Bradley. Сначала ее готовили на стартовый стол "Зенита", который уже был на Байконуре и Плесецке.
Затем стали проектировать свой. К боковым ускорителям пристраивали крылья для придания многоразовости еще когда Илон Маск учился доллары по электронной почте посылать. Концепция универсальных ракетных модулей — перспективная тема снижающая стоимость производства, впоследствии была реализована молодым американским стартапом SpaceX. Вообще история "Ангары" — это пример того, что может получиться если дать разработчикам неограниченный бюджет, неограниченные сроки и сказать "Творите!
Единственное, что сопутствовало "Ангаре" на всем ее жизненном пути — это ее бесполезность. Как ракета, "Ангара" не нужна. И всегда была не нужна. Началась "Ангара" чтобы собрать кооперацию, то есть всех производителей комплектующих, после развала СССР.
Затем чтобы загрузить работой конструкторов, прокормить их в 90-е, и не утратить в принципе способности разрабатывать ракеты. Попутно проработали всякие экзотические крылатые варианты, потому что можем и денег дают. К концу работы, ракета приобрела пропагандистское значение — российская, экологичная, своя. В момент старта тяжелой модификации "Ангара А5" обозначилась новая роль, которая, в конечном счете стала основной, определив сегодняшнюю судьбу — политическая.
Первый орбитальный тяжелый пуск "Ангары" был уникальным в истории российской космонавтики — ее пустили на два дня раньше назначенного срока. После многолетних переносов, но на два дня раньше объявленной даты. Аккурат в тот день, когда Россию с государственным визитом посетил президент Казахстана Нурсултан Назарбаев. Восточный Решающим фактором строительства Восточного стало то, что Байконур — не наш.
К началу 2010-х появилась основа стратегии Роскосмоса — гарантированный доступ Российской Федерации в космос со своей территории. Соглашение о Байконуре Россия и Казахстан подписали в 1994 году. На момент заключения контракта молодой казахской республике эта компенсация казалась приемлемой, но потом экономика страны росла и вклад Байконура казался всё ничтожнее. При этом космодром — беспокойный сосед.
Площадкой для запуска назывался КРК «Байтерек» [4]. На первой ступени ракеты планируется использовать двигатели РД-171М. На второй — РД-0124 создан в КБ химавтоматики, используется на третьей ступени ракеты-носителя «Союз-2. Испытания двигателя с тягой 800 тонн, предназначенного для ракеты «Союз-5», прошли в августе 2022 года, пуск ракеты запланирован на конец 2023 года. РБК: «Роскосмос» завершил испытания «царь-двигателя» для ракеты «Союз-5».
Впоследствии ракета-носитель получила название «Иртыш» , её первый запуск запланирован на 2024 год ранее назывался 2021 год ; первый пилотируемый запуск назначен на 2025 год. Роскосмос планирует провести лётные испытания ракеты «Сункар» на Байконуре в 2021 году, ракеты для «Морского старта» — в 2020 году, на космодроме Восточный — в 2034 году [5].
На второй - РД-0124 создан в КБ химавтоматики, используется на третьей ступени ракеты-носителя "Союз-2. Для ускорения летных испытаний планируется задействовать имеющийся на космодроме Байконур стартовый комплекс ракеты "Зенит", который в рамках проекта "Байтерек" будет модернизирован Казахстаном под новую российскую ракету. Версия ракеты для Байконура будет запускаться под именем "Сункар" Сокол.
Также летные испытания унифицированной с "Союзом-5" и "Сункаром" ракеты-носителя в морском исполнении предполагается проводить с комплекса "Морской старт". Планируется, что на космодроме Восточный будет построен стартовый комплекс для ракеты "Союз-5", которая разрабатывается для условий ее применения в качестве блоков первой ступени ракеты-носителя сверхтяжелого класса. Роскосмос планирует провести летные испытания ракеты "Сункар" на Байконуре в 2021 году, ракеты для "Морского старта" - в 2020 году, ракеты "Союз-5" на космодроме Восточный - в 2034 году. Источник: ТАСС.
SpaceX запустила ракету с европейским спутником
По его мнению, более рационально - стремление к уменьшению размеров районов падения ступеней. Говоря о новой ракете среднего класса, Солнцев уточнил, что она, как и ракета "Зенит", будет обладать комплексом автоматизированных систем управления подготовкой и пуском, соответственно, ее подготовка к старту будет проходить автоматически, без участия человека.
В настоящее время АО "МЗЭМА" осуществляет поставки прецизионных гироскопических приборов для систем управления ракетоносителей "Союз У", "Союз ФГ" и "Рокот", пилотируемых космических кораблей "Союз-ТМА", транспортных космических кораблей "Прогресс",космических аппаратов военного, социального и научного назначения, используемых для решения задач Федеральной космической программы и выполнение программ Министерства обороны РФ. В составе производства имеются все необходимые специализированные цеха и технические службы способные решать самые сложные проблемы в области технологии механообработки, штамповки, химических процессов, обработки керамики, литья, термообработки, сборки и регулировки электронных устройств и гироскопических приборов, испытаний и исследования чувствительных элементов и гироприборов на стадиях их создания, внедрения в серийное производство и эксплуатации.
Последняя включала импульсно-доплеровскую РЛС с дальностью действия до 180-240 км, позволяющую одновременно отслеживать до 24 целей и наводить по одной ракете на шесть из них — такая «многозадачность» авиационного ракетного комплекса была реализована впервые. Вакуумные радиоэлектронные элементы заменялись твердотельными, что позволяло сократить затраты электроэнергии и улучшить показатели надежности. Аналоговые вычислительные устройства заменяли цифровыми. Улучшали помехозащищенность. Наведение на начальном и среднем участке траектории осуществляется командно-инерциальной системой на основе бортовой ЦВМ и дополнительно установленной бескарданной гиростабилизированной платформы.
В ГСН передатчик на основе клистрона заменен твердотельным, работающим в режиме линейной частотной модуляции. Повысились возможности выделения сигнала от целей и распознавания характера цели. В приемопередатчик введены средства компенсации аберрационных искажений, вносимых носовым обтекателем при значительных отклонениях координатора ГСН — например, при большой разности высот ракеты и цели.
В головной части ракеты установлены головка самонаведения ГСН и аппаратура управления, в средней — осколочно-фугасная боевая часть, за ней — твердотопливный ракетный двигатель Mk47 Modi «Рокетдайн», далее — гидравлические приводы рулей.
Фюзеляж имел теплоизоляционное покрытие, не лишнее при скоростях полета более 4 Махов. Система наведения — комбинированная. На начальном и среднем участках траектории ракета наводилась по полуактивному принципу — на отраженное от цели излучение РЛС станции наведения. На конечном участке — на удалении около 16-18 км от цели — импульсно-доплеровская радиолокационная ГСН ракеты переходила в активный режим самонаведения.
Минимальная дальность захвата цели ГСН — 3,7 км. Предпочтительны были полет на большой высоте и атака цели с пикирования. Подрыв боевой части производился радиолокационным, инфракрасным неконтактным или контактным взрывателем.
SpaceX запустила ракету Falcon 9 с европейским спутником Galileo на борту
Указывалось, что в случае каких-либо проблем с последней, вынуждающих прекратить эксплуатацию всех носителей семейства, наличие «Феникса» позволит продолжить вывод на орбиту малых и средних полезных нагрузок. В течение некоторого времени новые сообщения о ходе работ в рамках программы «Феникс» не поступали. Некоторые подробности существующих планов были озвучены только в конце марта 2016 года. Глава «Роскосмоса» Игорь Комаров рассказал о проведении нескольких исследовательских работ, необходимых для формирования облика ряда перспективных ракет-носителей разных классов. При этом в случае с проектом «Феникс» планируется ускорить работы. Согласно имеющемуся графику, проектирование должно было завершиться в 2025 году.
Тем не менее, планировалось еще раз проанализировать имеющиеся возможности и найти способ ускорить разработку ракеты с завершением проекта до середины следующего десятилетия. Как отметил руководитель государственной корпорации, ускорения работ требуют рынок и жизнь. Также И. Комаров подтвердил возможность использования ракеты «Феникс» не только в виде самостоятельного носителя. Основной задачей проекта по-прежнему являлось создание ракеты среднего класса, но при этом не исключалось использование «Феникса» в качестве первой ступени перспективного сверхтяжелого носителя.
Какие-либо подробности технического характера, связанные с подобным применением ракеты, не раскрывались. Новые сообщения о ходе работ по проекту «Феникс» и сведения о техническом облике ракеты пришлось ждать больше года. Только в конце апреля 2017 года были раскрыты новые интересные особенности проекта. Генеральный директор Ракетно-космической корпорации «Энергия» Владимир Солнцев рассказал, что, как минимум, на первых этапах ракета «Феникс» будет одноразовой. При этом он уточнил, что вопрос многократного использования ракетных ступеней подлежит дополнительному обоснованию.
Для решения задачи возвращения отработавшей ступени на землю необходимо использовать специальные системы управления, новое оборудование и дополнительный запас топлива. Как следствие, экономия на возвращении ступени либо отсутствует, либо оказывается минимальной. В то же время, удобным способом экономии на запусках выглядит сокращение размеров района падения ступеней. Также В. Солнцев рассказал о планах по максимальной автоматизации работ с ракетой нового типа.
На борту «Феникса» и в составе стартового комплекса будет присутствовать большое число автоматических систем, отвечающих за проведение предстартовой подготовки. Благодаря этому вся подготовка к запуску будет выполняться техникой самостоятельно, без участия человека. Сборку ракет-носителей нового типа на данный момент предполагается наладить на производственных мощностях РКЦ «Прогресс» в Самаре. На этот раз информация была получена от пресс-службы Центрального научно-исследовательского института машиностроения, являющегося одной из основных организаций отечественной ракетно-космической промышленности. Представители ЦНИИмаш сообщили, что создание перспективной ракеты начнется с эскизного проектирования.
В соответствии с указанием «Роскосмоса», этот этап работ будет завершен до конца текущего года. Ускорить работы удастся за счет некоторых особенностей существующей нормативно-технической базы. Она допускает пропуск некоторых этапов программ при наличии достаточного обоснования для этого. Кроме того, важнейшей предпосылкой к сокращению сроков разработки станет использование существующего задела.
Она летала в 90-2000-е по коммерческим и государственным заказам с Байконура и с плавучего космодрома SeaLaunch. Украинская ракета летала на российском двигателе РД-170.
Политический конфликт России и Украины практически похоронил этот проект. Но успешность "Зенита" и возрождение SeaLaunch под эгидой коммерческой компании S7 побудило Роскосмос проработать российскую ракету на РД-170. Так появился проект "Феникс". На эту работу дал денег Казахстан, и для него прорабатывается вариант под названием "Сункар" Сокол. Совсем недавно глава "Энергии" рассказал о возможности поставить космический корабль "Федерация" на "Феникс", а сегодня это оказывается единственно возможным вариантом. Но в перспективе из пяти ракет можно собрать "Пятифеникс" и это уже будет лунная сверхтяжелая ракета.
Американская ракета Falcon-9 развивается с той же идеологией. Легко ли из одной ракеты собрать три или пять хорошо видно на примере тройной Falcon Heavy — пуск обещали в 2014 году, на дворе 2017 и обещают к осени. Насколько осмысленно создание новой ракеты с нуля, когда практически готова аналогичная "Ангара"? Можно ли верить, что "Феникс" не превратится в бесконечный бесполезный долгострой, как "Ангара"? Верить ничему не стоит, но надеяться можно, и вот почему: 1 Если "Феникс" получится с ценой "Зенита", то он будет раза в три дешевле "Ангары А5", при сравнимых возможностях запуска, если стартовать с экватора на SeaLaunch. Хруничева, а РКК "Энергия" которая зарекомендовала себя как качественный производитель космических кораблей "Союз" и другой техники.
SeaLaunch готов к выходу в море. Отказавшись от двух стартовых столов "Ангары" можно сэкономить деньги на разработку "Феникса" и еще сдача на лунный микроспутник останется. Тот самый S7 уже готов покупать и пускать. Сейчас российские космические проекты успешно развиваются практически только в международных программах. Многое, что делается для себя — бесконечно долго и с неясной перспективой. Многое, что в международных — качественно и в срок, по крайней мере недавно так еще было.
Ну и простое: "Феникс" — нужен. При условии, что будет дешевле "Протона". Он нужен и России и на мировом рынке. По сути это русский Falcon-9, только без многоразовости, но с крылышками. По последним новостям, на ближайшие 10 лет, картина вырисовывается следующая: 1 Наметившийся переезд Байконура на Восточный приостанавливается. Поэтому с Дальнего Востока будут, только для поддержания потенциала, пускать редкие "Союзы" с коммерческими или научными нагрузками по 5-6 пусков в лучшие годы.
Устройство останется одноразовым и не будет иметь способность возвращения. Он считает, что проблема многоразового применения подобных устройств требует дополнительного исследования и обоснования. Солнцев говорит, что для многоразовых ступеней нужно ввести ряд доработок и изменений, в результате чего будет минимальная экономия или она вообще будет отсутствовать.
Самолет мог нести 4 ракеты Phoenix АКУ размещены под фюзеляжем в полуутопленном положении на специальных поддонах или 6 2 на пилонах под неподвижной частью крыла в перегрузочном варианте. В июле 1972 г.
Следующим знаменательным этапом испытаний стали одновременные пуски УР по нескольким целям. В середине декабре 1972 г. Одна ракета поразила цель, вторая сошла с траектории из-за отказа бортовой аппаратуры. Оператор перехватчика засек цели на дальности 110 км, на удалении 92 км РЛС перешла в режим автосопровождения, а с расстояния 56 км был запущен первый «Феникс», за которым с интервалом в 45 с последовали еще три. Одна мишень QT-33 сбита прямым попаданием, три других ракеты прошли от целей на расстоянии, обеспечивающем их поражение при подрыве головной части «Фениксов».
В дальнейшем отрабатывались пуски ракет по целям, применяющим радиопомехи и имитирующим еще одну советскую угрозу - бомбардировщик Ту-22М , не менее знаменитый на Западе, чем МиГ-25. Так, в апреле 1973 г. Наконец, в ноябре 1973 г. Четыре ракеты поразили цели, одна ракета сошла с траектории из-за отказа аппаратуры и один пуск признали неудачным из-за неисправности мишени. Во время испытаний запуски УР «Феникс» производились со всех узлов подвески на скоростях от минимальной до 1,6М и при перегрузке до 6,5G.
Фаза «фирменных» испытаний УР «Феникс» завершилась в ноябре 1973 г.
Самая опасная ракета США Phoenix закончила свою службу в ВМС США так и не поразив ни одной цели
Не исключается использование ракеты "Феникс" в проекте "Морской старт" по запуску спутников с плавучей платформы в Тихом океане. Глава госкорпорации "Роскосмос" Игорь Комаров поручил Центру имени Хруничева рассмотреть возможность ускорить создание ракеты-носителя "Феникс". Средства ПВО за ночь уничтожили 25 украинских снарядов РСЗО Vampire, три беспилотника и три ракеты ATACMS над Белгородской областью и над акваторией Черного моря.
Головной институт Роскосмоса считает возможным пуски ракет "Феникс" с кораблем "Федерация"
Иран запустил сразу три спутника при помощи ракеты-носителя Simorgh ("Феникс". Польская армия закупила более 800 ракет «Феникс», которые могут поражать цели на расстоянии до 42 километров. By the early 2000s, all operational Phoenix missiles were of the AIM-54C variant, the remaining AIM-54As having been placed in storage. 24 апреля стало известно, что США тайно отправили на Украину ракеты ATACMS, включив их в мартовский пакет военной помощи без публичных заявлений.
США направили Украине засекреченное оружие «Призрачный Феникс»
Возможен практически одновременный запуск 6 ракет по любому количеству целей, освещаемых вектором пусковой установки. Управление полетом ракеты обеспечивают четыре элерона крестообразного оперения. Под фюзеляжем, под полусоответствующими пилонами LAU-93, можно нести до 4 единиц вооружения, и еще два - под крыльями, на пилонах LAU-132. Военный заряд AIM-54 Phoenix оснащен боеголовкой, содержащей 60 кг взрывчатого вещества большой мощности, и оснащен ракетой с дистанционным управлением. Этого заряда достаточно, чтобы сбить несколько небольших самолетов истребителей , летящих в строю, или больших самолетов ДРЛО, бомбардировщики, заправщики, летающий командный пункт и т. Сброшен одновременно с F-111B.
Но делать новую ракету-носитель всегда долго. В то же время аргумент, что «Феникс» будет запасной РН, достаточно слабый, потому что «Союзы» закрывать никто не собирается.
Чтобы было понятно, стоит пояснить: ракеты-носители делятся на три класса. Легкий — это уже не использующиеся РН «Космос» масса ПН до 1500 кг , «Циклон-3» масса ПН, выведенного на приполярную круговую орбиту на высоте 200 км составляет 3,6 т; для высоты 1000 км — 2,5 т. К нему же относят и ракеты-носители «Зенит-2» полезная нагрузка на высотке 200 км — 13,7 т , перспективы которых достаточно туманны, в том числе и из-за ситуации на Украине. Ракеты-носители грузоподъемность 20 тонн и более — это тяжелый класс. У нас он представлен ракетой «Протон-М» 23 т. В этом смысле «Ангара» стоит несколько особняком, потому что это модульная ракета, которая может быть лёгкой, средней и тяжелой. То есть РН находится в диапазоне грузоподъемностей от 1,5 «Ангара 1.
То есть, на базе этой схемы на одних и тех же блоках можно «набрать» РН любого класса с соответствующей полезной нагрузкой. Кроме того, если раньше для каждого класса ракет нужно было строить довольно дорогостоящую стартовую площадку, то в ситуации с «Ангарой» — «старт» один для всех. В 90-е был затяжной кризис, и хорошо, что космическая отрасль вообще удержалась на плаву. В 2000-е РН объявили ракетой двойного назначения — то есть как для гражданских, так и военных нужд.
С того времени Россия отказалась от ракет «Зенит», которые производили на Украине из российских комплектующих. В это же время Роскосмос приступил к разработке ракеты «Феникс», которая должна была прийти на смену «Зениту». Сейчас она называется «Союз-5» или «Иртыш». Именно этот носитель Роскосмос предлагает использовать группе S7 для пусков с Морского старта. Правда, первый испытательный пуск новой ракеты с Байконура намечен на 2023 год.
Как отметил Солнцев, необходимость создавать многоразовую ракету-носитель должна иметь возможность дополнительного обоснования. В ходе эксплуатации ракеты с возвращаемой первой ступенью, по словам Солнцева, необходимо использовать дополнительную инфраструктуру, системы снижения и двигатели, а также тратить дополнительное топливо. Все это, по словам главы корпорации, делает экономию в этом направлении весьма сомнительной, а то и вовсе невозможной.