американский писатель, профессор биохимии Бостонского университета. Даты из биографии Айзека Азимова. Возможно, одна из причин, по которым романы Айзека Азимова приятно читать десятилетия спустя, состоит в том, что автор был еще и приятным человеком, который хотел донести до читателей достаточно простые, но вместе с тем бесконечно сложные вещи.
Айзек Азимов: космос и фэнтези
С таким решением сам Азимов был более чем согласен. Он был равнодушным к деньгам. Несмотря на внушительные гонорары, он продолжать жить весьма скромно и любимыми магазинами считал книжные. В 60-х годах Азимов попал под слежу со стороны ФБР. Все подозрение с него сняли лишь через несколько лет, да и то потому, что удалось доказать: слова Азимова нужно было понимать как изречение автора научной фантастики, а не политической персоны. Кроме написания романов, Айзек Азимов также был весьма активным в своей научной деятельности. Он написал несколько работ по биохимии, кроме того разработал учебник об эволюции всего живого.
Он также известен благодаря трём автобиографическим книгами. Первая — «Память всё ещё свежа» вышла в 1979 году, вторая — «Неутраченная радость» вышла сразу после неё. Заключительной стала уже посмертная его работа «А. Азимов», которую издали в 1993 году. Также он писал и в научные издания. Например, много лет вёл авторскую колонку в Los Angeles Times Syndycate, кроме того около трёх десятилетий он писал статьи о новых достижениях науки для Fantasy and Science Fiction, издание сейчас носит его имя.
Последние годы жизни В 1983 году Азимову сделали операцию на сердце, во время которой его заразили ВИЧ. В то время донорскую кровь ещё не умели проверять так тщательно, да и о таком «промахе» узнали далеко не сразу — лишь через несколько лет, что только усугубило ситуацию. Из-за ВИЧ здоровье Азимова стало ухудшаться, в результате чего он скончался в 1992 году. Официальная причина — почечная и сердечная недостаточность на фоне слабого иммунитета. О том, что у писателя-фантаста был ВИЧ, узнали лишь через десять лет после его смерти — после издание книги-биографии.
Биография Я не знаю точной даты своего рождения. Я родился в России вскоре после революции — царил хаос, никто никого не регистрировал, и несмотря на то, что, конечно, у меня есть день рождения, я совсем не уверен в том, что я родился именно в этот день. Родился по документам 2 января 1920 года в местечке Петровичи Смоленской губернии ныне Руссковское сельское поселение, Шумячский район, Смоленская область в еврейской семье. Назвали его в честь покойного деда по матери, Исаака Бермана 1850—1901. В 1921 году Азимов и 16 других детей в Петровичах заболели двусторонней пневмонией. Выжил только Азимов. После этого у него появились сестра Марсия Маня; 17 июня 1922 — 2 апреля 2011 и брат Стэнли 25 июля 1929 — 16 августа 1995. Семья Азимова отправилась в Соединенные Штаты через Ливерпуль на рейсе пассажирского лайнера «Балтик». Тогда Айзеку было три года. Поскольку его родители всегда говорили с ним на идише и английском, он свободно говорил на них, но так и не выучил русский. Выросший в Бруклине, штат Нью-Йорк , Азимов сам научился читать в возрасте пяти лет а позже научил читать и свою сестру, что позволило ей поступить в школу сразу во второй класс. Его мать устроила его в первый класс на год раньше, заявив, что он родился 7 сентября 1919 года. В третьем классе он узнал об этой «ошибке» и настоял на официальном исправлении даты на 2 января 1920 года. Азимов стал гражданином США в 1928 году в возрасте восьми лет. В детстве он говорил на идише и английском. Из художественной же литературы в ранние годы он рос в основном на рассказах Шолом-Алейхема. В 1923 родители увезли его в США «в чемодане», как он сам выражался , где поселились в Бруклине и через несколько лет открыли кондитерский магазин. В пять лет Айзек Азимов пошёл в школу в бруклинском районе Бедфорд — Стайвесант ему полагалось пойти в школу с шести лет, но мать исправила его день рождения на 7 сентября 1919 года, чтобы отдать в школу на год раньше. После окончания десятого класса в 1935 году пятнадцатилетний Айзек Азимов поступил в Seth Low Junior College, но через год этот колледж закрылся. Он поступил на химический факультет Колумбийского университета в Нью-Йорке, где получил в 1939 году степень бакалавра B. Однако в 1942 году он уехал в Филадельфию и работал там химиком на армейской судоверфи. На той же верфи вместе с ним работал Роберт Хайнлайн, тоже писатель-фантаст. Слева направо: Роберт Хайнлайн, Л. Спрэг де Камп и Айзек Азимов. С октября 1945 года по июль 1946 года он служил в армии. Затем вернулся в Нью-Йорк и продолжил образование. В 1948 году окончил аспирантуру, получил степень PhD доктора биохимии и поступил в постдокторат как биохимик. В 1949 году он устроился преподавателем на медицинский факультет Бостонского университета, где в декабре 1951 года стал ассистентом, а в 1955 году — доцентом.
С детства мальчик помогал своему отцу в кондитерской лавке и запоем читал журналы и книги. В 18 лет он написал свои первые рассказы, которые не были опубликованы. Но уже через год, в 1939 году, был напечатан рассказ «Затерянные у Весты». Вскоре увидел свет первый сборник рассказов Азимова «Я — робот», который принес ему широкую известность. Долгое время Азимов совмещал писательскую деятельность с преподавательской — он преподавал в Бостонском медицинском университете.
Первая публикация Айзека Азимова состоялась у конкурентов «Astounding Science Fiction»: в январе 1939 г. Однако основной корпус ранних текстов писателя опубликован именно на страницах журналов, которые редактировал Джон В. В 1939 г. Азимов начал работу над циклом «Я, робот»: в 1940 г. Авторство Трех законов до сих пор окончательно не прояснено: Азимов приписывал его Джону Кэмпбеллу, однако сам Кэмпбелл утверждал, что только помог с формулировками и дал название. Кроме того, в рассказе «Лжец! С большими перерывами цикл продолжался более сорока лет: последний рассказ о Сьюзен Кэлвин «Сны роботов» «Robot Dreams» вышел в свет в 1986 г. После нападения японцев на Перл-Харбор и вступления Соединенных Штатов во Вторую мировую войну Азимов прервал работу над докторской диссертацией, переехал в Филадельфию и с 1942 по 1945 годы служил гражданским химиком на военно-воздушной экспериментальной станции военно-морского флота. Вместе с ними на той же экспериментальной станции работал еще один фантаст «золотого века» Лайон Спрэг де Камп. Айзек Азимов женился на Гертруде Блюгерман, с которой начал встречаться в феврале того же года. В этот период писатель охладел к научной фантастике, перестал регулярно читать журналы, однако продолжал общаться с Хайнлайном и де Кампом и переписываться с Кэмпбеллом. В 1942 году в «Astounding SF» вышла повесть «Основание» «Foundation» , давшее начало другому известному циклу автора. На создание романа о науке психоистории, которая должна помочь человечеству пережить падение Галактической империи и сократить темные века, Азимова вдохновил труд британца Эдварда Гиббона «История упадка и падения Римской империи» «The History of the Decline and Fall of the Roman Empire», 1776. В том же году вышла вторая часть цикла, «The Mayors», а в 1944 г. В 1952 г. Демобилизовавшись в звании капрала, Азимов вернулся к научной работе и в 1948 г. В 1950 г. Всего до конца 1950-х отдельными книгами опубликовано десять романов Азимова, включая фантастический детектив «Стальные пещеры» «The Caves of Steel», 1953 и историю о путешествиях во времени «Конец Вечности» «The End of Eternity», 1955 , а так же несколько сборников рассказов. Параллельно писатель работал над серией романов для подростков о приключениях космического старателя Лакки Старра — шесть книг цикла вышли под псевдонимом Пол Френч. В 1951 г. Времени и сил на научную работу оставалось все меньше, и в 1959 г. Одновременно у Азимова появилось новое увлечение: научно-популярная литература.
Биографии великих и известных людей
Позже было добавлено традиционное русское окончание «ов», перешедшее в документы. Когда же отец приехал с семьей в США, то эмиграционный чиновник записал фамилию с ошибкой. Вот так, очень просто родился на свет писатель-фантаст Азимов». Как это часто бывает с семейными историями, возможно, Айзек или его родители ошибался. Вариант фамилии с буквой «А» в начале встречается и в России. На памятнике жителям села Петровичи, погибшим на фронтах Великой Отечественной войны, можно увидеть имя «С. Через «А». Через «А» пишут свою фамилию и потомки Арона Азимова, живущие в Израиле.
И еще одна ошибка фантаста, на которую могли бы указать ему земляки из Петровичей,— семья Азимовых владела не мельницей, а крупорушкой. Арон Азимов, дед писателя, владелец крупорушки, которую в статьях и книгах о внуке часто ошибочно называют мельницей на крупорушке зерно рушится в крупу, на мельнице — мелется в муку «Дед Айзека Азимова был невысокого роста, подвижный, очень набожный. Большой пятистенный дом его с высоким крыльцом стоял на горке у самого озера на краю Школьной улицы. Рядом с домом были сараи и крупорушка. На большом деревянном кругу, поставленном наклонно относительно оси вала , к перилам привязывали лошадей. Переступая на одном месте, лошади вращали круг. В деревянный бункер засыпали гречиху или другую крупу.
Крупа просыпалась через решето, а шаройки собирались на полу под кругом. Обслуживал крупорушку сам Арон. Его жена Хана-Хая была домохозяйкой. Авросим погиб на фронте в Великую Отечественную войну. Его жена Роза Халдей во время оккупации вместе с детьми погибла в Боровичах. Борис учился в Смоленском университете на еврейском отделении. Позже жил в Ленинграде.
Был очень набожный и все время пропадал в синагоге. Женат не был. Юда, отец Айзека Азимова, эмигрировал в Америку. Самуил учился в Ленинграде, там и остался жить… Внутреннее убранство дома было характерно для жителей Петровичей того времени. Вдоль стен стояли широкие канапе с красивыми спинками и подлокотниками. На кроватях лежали светлых тонов пикейные покрывала, на подушках — тюлевые накидки. Одеяла ватные, стеганые, без пододеяльников.
На окнах сверху тюлевые занавески в половину длины окна, праздничные — до пола. Белые шторки на шнурках от середины окна до подоконников. На подоконниках вазоны с цветами. В каждом доме были цветы: гортензия, огонек, герань, розы, петуния, невеста и обязательно фикус в напольном горшке. Для белья и одежды — сундук и шкаф. Несколько шкафчиков для посуды — для мясной, молочной и отдельный шкафчик для пасхальной посуды. Из утвари в обиходе были чугунки с белой эмалью, горшки поливанные и без поливы, тарелки, чашки, вилки, ложки, ножи и другая посуда для варенья, сыра, масла и т.
В русскую школу евреи мальчиков не отдавали. В семье Арона были книги и музыкальные инструменты. Юда много читал. Авросим и Самуил играли на мандолине и на скрипке. Вечерами на крыльце у Азимовых собирались любители музыки». Переключимся с мемуаров на официальный документ двадцатилетней давности. Он называется «План мероприятий по подготовке и проведению мероприятий, посвященных 80-летию со дня рождения Айзека Азимова ноябрь 1999 года—февраль 2000 года ».
Запланировано, в частности, следующее: «Согласовать с фондом "А. Азимов" совместные мероприятия по увековечению памяти ученого и писателя. Направить в Ассамблею народов России и Дом народов России предложения о финансировании мероприятий по созданию дома-музея А. Азимова в селе Петровичи Шумячского района. Восстановить дом семьи А. Азимова, на базе которого создать дом-музей ученого и писателя. Провести закладку церкви Петра и Павла в селе Петровичи.
Принять комплекс мер по восстановлению криниц в селе Петровичи Шумячского района. Организовать этнографическую экспедицию с целью закупки старинной утвари у сельчан для музея писателя». За минувшие 20 лет была издана подробная библиография Азимова. И все. Больше ничего сделано не было.
Книги Азимова о роботах, в первую очередь «Я», «Робот», «Стальные пещеры» и «Обнаженное солнце» — завоевали уважение к научной фантастике за счет использования элементов стиля, которые можно найти в других типах книг, таких как детективы. Он представил «Три закона робототехники»: «1.
Робот не может причинять вред человеку или своим бездействием позволять человеку причинить вред. Робот должен подчиняться приказам людей, за исключением случаев, когда такие приказы противоречат Первому закону. Робот должен защищать свое собственное существование до тех пор, пока такая защита не противоречит Первому или Второму закону ». Азимов сказал, что на основе этих идей он написал «более двух десятков рассказов и трех романов… о роботах». Три закона стали настолько популярными и казались такими разумными, что многие люди считали, что настоящие роботы в конечном итоге будут созданы в соответствии с основными принципами Азимова. Среди фантастических произведений Азимова примечательна серия «Основание». Эта группа рассказов, опубликованных в журналах в 1940-х годах, а затем собранных и переизданных в начале 1950-х годов, была написана как «история будущего», история, рассказываемая об обществе будущего, которая связывает события истории этого общества.
Рассказы были чрезвычайно популярны среди любителей научной фантастики. В 1966 году Всемирная конвенция научной фантастики удостоила их специальной премии Хьюго как лучший научно-фантастический сериал за все время. Даже спустя много лет после первоначальной публикации серия историй Азимова оставалась популярной — в 1980-х годах, через сорок лет после того, как он начал серию, Азимов добавил новый том, Академия на краю гибели. Первым художественным произведением Азимова, написанным в основном для более молодой аудитории, был его роман «Счастливчик Старр». В 1951 году по предложению своего редактора он начал работу над серией научно-фантастических рассказов, которые можно было легко адаптировать для телевидения. Однако рассказы никогда не создавались для телевидения. Первой научно-популярной книгой Азимова был медицинский текст под названием «Биохимия и метаболизм человека».
Начатая в 1950 году, она была написана совместно с двумя его сотрудниками из Медицинской школы Бостонского университета. Его многочисленные научные книги, объясняющие все, от того, как работает ядерное оружие, до теории чисел, используют сложную информацию и превращают ее в удобочитаемые и интересные произведения. Азимов также любил свою работу учителя и обнаружил, что он занимательный публичный оратор. Перед своей смертью в 1992 году Азимов прокомментировал: ««Я горю желанием объяснять, и счастливее всего, когда это что-то достаточно запутанное, которое я могу прояснить шаг за шагом. Это самый простой способ прояснить вещи в моем собственном уме». Азимов А. Библиотека современной фантастики.
Том 9. Айзек Азимов. Стальные пещеры. ABRIS, 1990. Основание и Империя.
В 1966 году Всемирная конвенция научной фантастики удостоила их специальной премии Хьюго как лучший научно-фантастический сериал за все время. Даже спустя много лет после первоначальной публикации серия историй Азимова оставалась популярной — в 1980-х годах, через сорок лет после того, как он начал серию, Азимов добавил новый том, Академия на краю гибели. Первым художественным произведением Азимова, написанным в основном для более молодой аудитории, был его роман «Счастливчик Старр».
В 1951 году по предложению своего редактора он начал работу над серией научно-фантастических рассказов, которые можно было легко адаптировать для телевидения. Однако рассказы никогда не создавались для телевидения. Первой научно-популярной книгой Азимова был медицинский текст под названием «Биохимия и метаболизм человека». Начатая в 1950 году, она была написана совместно с двумя его сотрудниками из Медицинской школы Бостонского университета. Его многочисленные научные книги, объясняющие все, от того, как работает ядерное оружие, до теории чисел, используют сложную информацию и превращают ее в удобочитаемые и интересные произведения. Азимов также любил свою работу учителя и обнаружил, что он занимательный публичный оратор. Перед своей смертью в 1992 году Азимов прокомментировал: ««Я горю желанием объяснять, и счастливее всего, когда это что-то достаточно запутанное, которое я могу прояснить шаг за шагом. Это самый простой способ прояснить вещи в моем собственном уме».
Азимов А. Библиотека современной фантастики. Том 9. Айзек Азимов. Стальные пещеры. ABRIS, 1990. Основание и Империя. Лакки Стар — космический рейнджер.
Выбор катастроф. Римская империя. История Англии. Занимательная мифология. Четвертое измерение. Путеводитель по Шекспиру. Тело человека. Биография Я не знаю точной даты своего рождения.
Я родился в России вскоре после революции — царил хаос, никто никого не регистрировал, и несмотря на то, что, конечно, у меня есть день рождения, я совсем не уверен в том, что я родился именно в этот день.
В 1968 году Американская ассоциация писателей-фантастов признала «Приход ночи» лучшим фантастическим рассказом всех времен. Айзек Азимов, после службы в армии с октября 1945 года по июль 1946 года, вернулся в Нью-Йорк и продолжил свое образование. В 1948 году он успешно закончил аспирантуру и получил степень доктора философии, затем поступил в постдокторат по биохимии. В 1949 году он начал преподавать на медицинском факультете Бостонского Университета и в 1955 году стал доцентом. Однако в 1958 году университет перестал выплачивать ему зарплату, хотя оставил его в должности. К этому времени доходы от писательской деятельности Азимова уже превосходили его университетскую зарплату. В 1979 году ему было присвоено звание профессора.
Краткая биография Айзека Азимова
Азимов написал около 500 книг. Илон Маск положил книгу Азимова «Основание» в бардачок Теслы и она полетела на орбиту. Пол Кругман, нобелевский лауреат по экономике, вспоминает, что именно концепция психоистории Азимова вдохновила его изучать экономику. Получил PhD в 28 лет.
Айзек Азимов описывал Марвина Минского как одного из двух людей, которые умнее, чем он сам; вторым, по его мнению, был Карл Саган. В первые 40 лет писательской карьеры Азимов публиковал в среднем 1000 слов в день, в следующие 20 лет — по 1700 слов в день. Азимов никогда не изучал русский язык.
Азимов боялся открытых пространств и мог работать только в комнатах без окон. В этом селе в 1920 году родился Азимов. С маленьким Айзеком «в чемодане».
Автобиография получила награду Хьюго в номинации нехудожественное произведение 1994.
Во всех своих рассказах о роботах он проводил мысль о том, что робот не должен поднимать руку на своего создателя, то есть обладать «франкенштейновским комплексом». Одновременно писатель задумывался над тем, полезен ли технический прогресс для человечества и не приведет ли он к тому, что человек превратится в слишком зависимое и безвольное существо, как это случилось с некоторыми героями его произведений. Азимов в своих произведениях удачно совмещал жанр детектива и фантастики. Так, в романе «Дуновение смерти» он не только мастерски раскрывает преступление, но и вводит непосвященного читателя в мир химии. Он даже придумал образ сыщика Д. Уэрта, который присутствует в его рассказах «Поющий колокольчик» 1955 , «Ночь, которая умирает» 1956 , «Ключ» и некоторых других. Позже автор объединил эти произведения в сборник «Загадки Азимова». Фантаст обладал еще одним даром — юмориста. Его перу принадлежат несколько юмористических книг.
В своих произведениях Азимов одним из первых попытался смоделировать те правовые отношения, которые будут определять поведение людей будущего. Он сосредоточился в основном на психологических и нравственных аспектах бытия, поэтому современный читатель вполне может простить автору отдельные технические неточности. Ведь многие произведения Азимов создал до полетов человека в космос. Вместе с тем писатель предсказал целый ряд открытий: появление карманных компьютеров, выход человека в открытый космос, работу роботов на производственном конвейере. Он даже поставил проблему психологической совместимости людей во время длительных космических полетов. Азимов прекрасно знал историю и удачно использовал в своем творчестве исторические мотивы.
Писатель отдавал преимущество не углубленному детальному анализу, а обозрениям и очеркам-эссе. Он выражал свои мысли образно, точно, писал просто о сложном, что и обеспечило успех его научно-популярных работ среди широкого круга читателей. Фантастикой Азимов увлекся еще в юности. Уже в 19-летнем возрасте он опубликовал рассказ «Покинутый на Весте», а через несколько лет, когда появились первые книги о роботах и новеллы из галактической эпопеи «Установление», стал, по мнению критиков, серьезным писателем. В эпическом цикле «Установление» главным действующим лицом впервые в научной фантастике стал робот по имени Р. Даниэл Оливо. Он — существо совершенное, и по мере развития сюжета проявляет качества, не свойственные обычному человеку. А в пятой части книги он уже занимает чуть ли не место самого Творца Вселенной и вершителя человеческих судеб. Вообще, азимовские роботы — это нечто наиболее поразительное из всего, созданного писателем. Он «очеловечил» эти мыслящие машины, придав им самые разнообразные черты и качества, проявляющиеся в отношениях с людьми. Сформулированные Азимовым «три закона робототехники», были приняты в научно-фантастической литературе практически безоговорочно. Они и звучат как самый серьезный научный постулат: 1. Робот не может причинить вред человеку или своей бездеятельностью позволить, чтобы человеку был причинен вред. Робот должен подчиняться командам, которые дает ему человек, за исключением тех случаев, когда эти команды противоречат первому закону. Робот должен оберегать свое существование, если это не противоречит первому и второму закону. Как правило, главные герои произведений Азимова — это мыслящие машины различных конструкций, они действуют в сложных, а часто и критических обстоятельствах. Особенно привлек читателей образ исследователя Сьюзен Келвин, которая лучше, чем кто бы то ни было, понимает их тонкую психологию. Рассказы, объединенные в единый цикл «Я, робот», оказали, вероятно, не меньшее влияние на развитие научной фантастики, чем «Машина времени» Уэллса. Позднее Азимов обратился к роботам в романах «Стальные пещеры» и «Обнаженное солнце», в которых человек Элайдж Бейли и тот же робот Даниэл Оливо раскрывают загадочные преступления. Писатель характеризует Даниэла как сильное, идеально уравновешенное, разумное, неподвластное эмоциям существо, действия которого, правда, ограничиваются тремя законами робототехники. Этот робот оказался настолько привлекательным, что Азимов стал получать множество писем, особенно от читательниц, которые выражали свои искренние симпатии Даниэлу и настолько им увлеклись, что настоящие люди в произведениях писателя им уже казались менее интересными героями. Эти отзывы заставили писателя задуматься над проблемой: если машина мыслит, как человек, и даже лучше, то, возможно, и не важно внешнее подобие человека и машины.
После войны Айзек Азимов вернулся в аспирантуру, защитил докторскую диссертацию Ph D по химии, работал в университете, выполнял серьезные химические исследования, участвовал в разработке нескольких учебников для студентов-химиков. И одновременно продолжал писать, совмещая оба эти рода деятельности вплоть до конца 1950-х. Он был одним из первых «создателей миров будущего», все его романы в конце концов оказались связанными в одно целое — и романы о роботах, и серия про Основание. Хотя время последних романов об Основании отстоит от времени первых рассказов о роботах на десятки тысяч лет — таков поистине космический размах самого великого писателя среди американских фантастов. В чем же его особенность как писателя? В том ли, что все его фантастическое повествование нам кажется правдивым, а его герои ведут себя естественно, с нашей точки зрения? Или в том, что всё в фантастических мирах его многочисленных книг безупречно логично и при этом даже в далеком-предалеком будущем люди почти совсем не изменяются? Например, вот так он описывает творение обезумевшего робота Эл-76 в рассказе «Робот Эл-76 попадает не туда»: Увидев его, Пикассо бросил бы живопись, почувствовав, что его превзошли — и как превзошли! А если бы в радиусе полумили отсюда оказалась корова, то в этот вечер она доилась бы простоквашей.
Айзек Азимов: биография американского писателя-фантаста
Айзек Азимов в Нью-Йорке в 1982 году. Азимов Айзек / Биография. Известный писатель-фантаст Айзек Азимов родился в селе Петровичи Шумячского района Смоленской области.
Комментарии
- Американский фантаст из белорусских Петровичей. К 100-летию Айзека Азимова
- Айзек Азимов - биография и семья
- Айзек Азимов: книги, которые стали классикой мировой фантастики
- Азимов Айзек — ПроДетЛит
- Айзек Азимов: биография
Айзек Азимов: биография, творчество, личная жизнь
Даты из биографии Айзека Азимова. В совершенстве владея искусством рассказчика, обладая безупречным стилем, Айзек Азимов был не только писателем, он был мыслителем. Айзек Азимов совершил свое первое крупное путешествие, когда ему было три года. В пять лет Айзек Азимов пошёл в школу в бруклинском районе Бедфорд — Стайвесант[11] (ему полагалось пойти в школу с шести лет, но мать исправила его день рождения на 7 сентября 1919 года, чтобы отдать в школу на год раньше). Айзек Азимов (02.01.1920–06.04.1992) принадлежит к числу самых знаменитых писателей-фантастов XX века, он также один из самых плодовитых писателей за всю историю человечества.
Биографии великих и известных людей
Были у фантаста и другие планы на будущее. Сперва он думал выучиться на медика, однако Азимову становилось плохо при виде крови. После окончания средней школы писатель пытался поступить в престижный колледж Колумбийского Университета, не прошел собеседование, но все-таки смог поступить туда через год — на факультет химии. Это был не первый рассказ, отправленный в журнал, главным редактором которого выступал Джон Кэмпбелл — после первых отвергнутых рукописей редактор давал Азимову ценные рекомендации. После этого публикации пошли одна за другой.
В 1942-1945 годах фантаст работал химиком на военно-морской верфи в Филадельфии, где также трудились Роберт Хайнлайн и Спрэг де Камп, после чего еще два года прослужил в армии. В 1948 году Азимов окончил аспирантуру и устроился преподавателем в Бостонский Университет. В 1979 году он получил степень профессора. Несмотря на успехи в литературе, Азимов не забрасывал научную деятельность и на протяжении большей части жизни совмещал ее с творчеством.
Кроме того, Азимов писал научно-популярные работы, причем не только по своей специальности, но и по другим областям науки — например, по истории. Так что, выражаясь современными терминами, его вполне можно было назвать популяризатором науки. Заражали интересом к ней и будущему и многие его фантастические произведения. В последующие несколько лет автор в основном работал над историями, которые вошли в сборник «Я, робот», опубликованный в 1950 году.
На страницах этой книги он первым представил образ робота, какими мы привыкли их представлять сегодня.
Из-за взглядов Кэмпбелла - или из-за того, что его рассказы, будучи куплены, зачастую переписывались редакторами - Азимов решил вообще обходиться без инопланетян. Это привело, в частности, к появлению "дискриминационной" - полностью и только человеческой - населенной Вселенной в "Основании". Другим следствием было то, что Азимов принялся писать рассказы о роботах: здесь вопросы превосходства человека над кем-то или чем-то были просто неуместны. Первым из этих рассказов был "Robbie" "Робби" , история о роботе-няньке, ставшем другом маленькой девочки. Самому Азимову рассказ очень нравился, и, в конце концов, он был напечатан в сентябрьском номере "Super Science Stories" этот журнал тоже редактировал Фред Пол за 1940 год под названием "Strange Playfellow" "Странная нянька". Кэмпбелл с энтузиазмом принял и напечатал следующий рассказ о роботах - "Reason" "Логика". При следующей встрече, во время обсуждения очередного рассказа о роботах, Кэмпбелл сформулировал то, что стало позже известно как Три Закона Роботехники. Позже Кэмпбелл говорил, что он просто вычленил Законы из того, что Азимов уже написал. На многие поколения сохранили бы они память о Граде Божьем...
Азимов пожал плечами. Рассказ получил название "Nightfall" "Приход ночи". В 1968 году Ассоциация американских фантастов Sciencе Fiction Writers of America определила лучшие произведения, опубликованные до учреждения премии "Небьюла", и в этом списке "Nightfall" занял первое место. Встреча Азимова с Кэмпбеллом, состоявшаяся 1 августа 1941 года, была еще более значительной. Добираясь до Манхеттена подземкой, Азимов листал сборник комических опер Гилберта и Салливена и наткнулся на изображение Рядового Уиллиса, стражника из "Иоланты". Римская Империя... Галактическая Империя! Он проштудировал "Закат и падение Римской Империи" Эдварда Гиббона и принялся делать из этого материала сюжет для рассказа. Кэмпбелл отнесся к идее с еще большим энтузиазмом, чем даже сам Азимов и предложил написать серию рассказов с открытыми концовками о гибели Первой Галактической Империи, последующем периоде феодализма и рождении Второй Империи. Первый рассказ серии назывался "Foundation" "Основание".
Рассказ был принят достаточно сдержанно: читательское голосование поставило его лишь четвертым в номере "Astounding", где он был напечатан хотя и список тогдашних соперников Азимова выглядит как перекличка гигантов: Хайнлайн, Ван Вогт, Бестер. Но уже следующий рассказ "Поводья и седло" "Bridle and Saddle" взлетел на первое место, и все остальные рассказы и повести серии за одним незначительным исключением не опускались ниже второго места. Слава писателю-фантасту Азимову была обеспечена - а ведь ему было лишь 22 года! Азимов закончил Колумбийский Университет в 1939 году со степенью бакалавра естественных наук выпускники Columbia Colledge получали бакалавра гуманитарных наук - для "простого выпускника" Азимова это было недостижимо. Перевод из Сет Лоу сделал его учащимся второго сорта - это сказалось и в том, что и магистерскую диссертацию ему позволили делать лишь после нескольких отказов, да и то с испытательным сроком. Азимов стал магистром в 1941 году и взялся за докторскую диссертацию. На дворе был 1942 год. Шла война. Однажды вечером Кэмпбелл пригласил его к себе и представил Роберту Хайнлайну, который служил тогда в Нэви Ярд, в Филадельфии. Через несколько дней Азимов получил официальное приглашение от коменданта Нэви Ярд друга Хайнлайна с предложением должности младшего химика.
Фактически, на военную службу Азимова призвал Хайнлайн. Жалование в Нэви Ярд было вполне приличным и это позволило Азимову 25 июля 1945 года зарегистрировать свой брак с Гертрудой Блюгерман, с которой он познакомился за несколько месяцев до этого. В такой кампании работалось совсем неплохо и за время службы Азимов написал несколько рассказов, среди которых были "Большой и маленький" "The Big and the Little" и "Мертвая рука" "Dead Hand" , еще два рассказа из цикла "Основание". В 1945 году Кэмпбелл стал настаивать, чтобы Азимов расстроил План Селдона, хотя раньше об этом и речи не было. Азимов написал "Мула" "The Mule" и получил за него 875 долларов - самый крупный гонорар из всех, что он получал до того. Работа в Нэви Ярд не могла долго спасать Азимова от регулярной службы и 1 ноября 1945 года, через несколько месяцев после окончания войны, он был призван рядовым. Он служил клерком в подразделении, которое готовило испытания атомной бомбы в Тихом Океане, но был отправлен в Штаты еще до первого взрыва. Больше Азимов никогда не летал на самолетах - он патологически боялся высоты. Демобилизовался он в июле 1946 года. Вернувшись в Колумбийский Университет, он продолжил работу над докторской диссертацией по химии.
Как аспирант, он вел семинары по своей теме. Во время первого его семинара один из студентов, глядя на уравнения, которыми Азимов исписал всю доску, проворчал, что он не поймет этого никогда. Это был первый знак, указывавший, куда поведет его судьба. Один из первых его вкладов в "публицистику" был напечатан в мартовском номере "Astounding" за 1948 год. Статья называлась "The Endochronic Properties of Resublimated Thiotimoline" "Эндохронические свойства ресублимированного фиотимолина" и была злой пародией на докторскую диссертацию по химии. Кэмпбелл обещал напечатать ее под псевдонимом, но замотался и забыл. Через несколько месяцев Азимову предстояла защита и он пришел в ужас при мысли, что это прочитают его профессора. Ему же не простят! К его изумлению, статья стала невероятно популярна именно среди ученых-химиков - это был первый его литературный опыт, имевший успех вне круга читателей НФ. Через несколько месяцев, уже на защите, один из профессоров спросил его: "Что вы, мистер Азимов, можете сказать нам об изменении термодинамических характеристик вещества, называемого фиотимолин?
Через пять минут он стал доктором наук. Он закончил рассказ "... Серия успела ему осточертеть, и он дал себе слово больше к ней не возвращаться - это слово он стойко держал 32 года. В апреле он получил извещение, что принят преподавателем биохимии на Медицинскую школу при Бостонском Университете. Он не изучал до этого биохимию, но в Бостонском Университете никому до этого не было дела. И он подписал контракт с издательством Doubleday на издание своей первой книги - романа "Pebble in the Sky" "Камешек в небе" - и получил 500 долларов авансом. Это была очень необычная вещь по тем временам - роман выпускался отдельным изданием, не будучи до того "пропущен" через журналы - сокращенный вариант романа, "Grow Old Along With Me" "Взрослей со мной" , был отвергнут в большинстве редакций. Пятидесятые годы стали для Азимова поворотными. Он все еще дружил с Кэмпбеллом, но преклонение перед мэтром исчезло. Опубликовав "Дианетику" Л.
Рона Хаббарда, Кэмпбелл потерял в глазах Азимова даже остатки былого величия. А с учетом того, что в фантастике появились и новые рынки - "The Magazine of Fantasy and Science Fiction" в конце 1949 и "Galaxy" в октябре 1950 - Азимов не боялся остаться без публикаций, перестав быть "автором Кэмпбелла". Уолтер Брэдбери, его редактор из "Doubleday", которому невероятно понравился "Камешек в небе", хотел издать еще одну его книгу. Азимов предложил ему "Основание", но Брэдбери рукопись вернул. В "Doubleday" хотели издать также подростковую серию фантастики, которая, как они надеялись, могла бы стать основой для телесериала. Азимов, оскорбленный убожеством предыдущих предложений телевизионщиков, боялся связывать свое имя с этим проектом, поэтому Брэдбери предложил ему взять псевдоним. Это был первый и единственный случай за всю его долгую карьеру, когда он не использовал свое настоящее имя. История жизни Айзека Азимова К фантастике Азимова стали проявлять интерес и другие издатели. Бостонская фирма "Little, Brown" предложила ему выпустить книгу. Он послал им "Основание", но рукопись вновь была отклонена.
Приняла ее компания "Gnome Press". Азимов сделал сборник рассказов о роботах, и Фред Пол, бывший еще тогда его агентом, предложил рукопись Марти Гринбергу из этой же фирмы не путать с Мартином Х. Гринбергом, позже составлявшим с Азимовым многочисленные антологии , который и выпустил ее под названием "I, Robot" "Я, робот". Гринберг напечатал серию "Основание" в трех томах, попросив Азимова дописать небольшой вводный рассказ для первого из них. Доходы от продажи допечаток этой книги Азимов получал регулярно. Через несколько лет об это узнали в "Doubleday", они перекупили права на серию и выпустили всю трилогию в одном томе.
Особенно гордился Азимов наградами за работу в фантастике.
В 1963 году он получил свою первую премию "Хьюго" "за вклад в фантастику". В 1966 году его трилогия "Основание" получила "Хьюго" как лучшая фантастическая серия всех времен. Вышедший в 1972 году роман "Сами Боги" удостоился и премии "Хьюго", и премии "Небьюла" Nebula Award , а в 1976 году этот успех повторила его новелла "Двухсотлетний человек". Роман "Кризис основания", ознаменовавший его возвращение к крупной форме в научной фантастике в 1982 году, принес ему очередную премию "Хьюго". В 1987 году ему была вручена еще одна "Небьюла" - на этот раз как Великому Мастеру. Последнюю свою премию -"Хьюго-92" за повесть "Золото" он уже не увидел... Айзек Азимов, один из самых известных в мире писателей-фантастов, скончался 6 апреля 1992 года от сердечной и почечной недостаточности в госпитале Нью-Йоркского Университета.
Рассказ назывался «В плену у Весты». Сначала Азимов отправил свой рассказ в редакцию журнала «Analog Science Fiction and Fact», но там произведение не было принято. Рассказ повествует о приключениях трех космических путешественников, которым удалось остаться в живых после крушения их космического корабля. В 1941 году был опубликован рассказ «Приход ночи», который сделал Азимова известным писателем. До сих пор считается, что это один из лучших когда-либо опубликованных научно-фантастических рассказов. Азимов рассказывает о планете, которая существует в системе шести звёзд, то есть она освящается стразу шестью солнцами. Кажется, что на планете не бывает ночи. Каждые 2049 лет цивилизация, которая живет на этой планете гибнет. Причина почему это происходит не известна.
Один ученый по имени Атор пытается разгадать эту тайну. В древнем культе он находит данные о том, что каждые 2049 лет на планете наступает ночь и звезды, которые появляются в этот момент на небе, высасывают из людей жизнь. Сам же ученый пытается научным способом объяснить этот феномен.
Айзек Азимов
/ Фотография Айзек Азимов (photo Isaac Asimov). Родоначальник американской фантастики и известный ученый Айзек Азимов родился в России, в городке Петровичи, в 90 километрах от Смоленска. Айзек Азимов вполне мог бы быть великим советским писателем-фантастом, творить вместе с Иваном Ефремовым и братьями Стругацкими.
Айзек Азимов - биография, новости, личная жизнь
В 1923 году семья Азимовых эмигрировала в США, где отец Исаака приобрел в Нью-Йорке кондитерскую лавку, а через пять лет получил американское гражданство. Так Азимовы стали американцами, а Исаак Айзеком. В 1939 году он закончил Колумбийский университет в Нью-Йорке по специальности химия и остался работать на кафедре, а через два года получил степень магистра. Во время Второй мировой войны Азимов работал химиком в Экспериментальном центре морской авиации военно-морского флота США. После окончания войны он вернулся в Колумбийский университет и защитил докторскую диссертацию по биохимии. В 1949 году он стал доцентом кафедры биохимии Бостонского университета и начал вести активную преподавательскую работу, а в 1955 году получил там же профессорскую должность. Практически всю свою жизнь Азимов проработал на одном месте, занимаясь наукой и одновременно писательской деятельностью. Только в 1958 году, почти через двадцать лет после своего литературного дебюта, он решил полностью посвятить себя литературе.
Заниматься литературным творчеством Азимов начал еще в 1938 году, когда ему исполнилось восемнадцать лет. Его рассказы заинтересовали известный научно-фантастический журнал «Эмейзинг сториз», где в 1939 году появилась первая повесть Азимова «Брошенные на Весте». Издатели были благосклонны к начинающему писателю: он регулярно посылал свои рассказы в разные журналы, и они почти все принимались. Правда, в те годы Азимов еще уступал другим писателям-фантастам, но особенно этим не огорчался. Ведь тогда он писал только в свободное от научных занятий время и считал свои литературные опыты чем-то вроде хобби. Он больше ощущал себя ученым, нежели писателем, и действительно, в науке Азимов достиг очень высокого уровня, став обладателем 14 почетных ученых степеней. Однако уже с 1940 года его имя прочно вошло в число классиков мировой фантастики.
В 1979 году ему было присвоено звание профессора full professor. Айзек Азимов получил известность как автор научных трудов в области химии и многочисленных книг научно-популярного жанра на разнообразную тематику. Мировая популярность пришла к Азимову благодаря его научно-фантастическим романам и рассказам. Он считается одним из крупнейших научных фантастов второй половины XX века. Его научно-фантастические произведения переведены на многие языки. Всего им было издано более 400 книг, как художественных, так и научных и научно-популярных. Также Айзек Азимов работал в периодических изданиях.
В 15 лет Айзек Азимов окончил школу, в 19 - бакалавриат Колумбийского университета, в 21 год - магистратуру. В 1942-1945 гг. В 1948 г. В 1958 г. Писатель Первые публикации Азимова относятся к 1939 г. Впоследствии этот рассказ был включен в многочисленные антологии и дважды был экранизирован, а в 1968 г. Американская ассоциация писателей-фантастов назвала его лучшим в этом жанре. В 1940 гг. В 1950 г. Кроме того, в 1942-1953 гг. Они повествуют о математике, который с помощью разработанной им науки "психоистории" предсказывает распад галактической империи и создает для ее сохранения организацию "Основание". В 1966 г. В 1980-е гг. Азимов расширил эту серию за счет новых, а также включения в нее ранее написанных произведений, выстроив их в единую сюжетную линию.
Всего им было издано более 400 книг, как художественных, так и научных и научно-популярных. Также Айзек Азимов работал в периодических изданиях. Несколько лет он вел еженедельную научную колонку для Los Angeles Times Syndycate. В 1983 году Айзек Азимов перенес операцию на сердце, при которой был заражен ВИЧ через донорскую кровь. Диагноз обнаружился через несколько лет. На фоне СПИДа развилась сердечная и почечная недостаточность. Айзек Азимов был дважды женат.