Война в Персидском заливе (1990-1991) – самый крупный по масштабу конфликт после окончания Второй Мировой войны — стала образцом ведения войн нового поколения.
52. Ирак, 1990–1991 БОЙНЯ В ПУСТЫНЕ
В ходе ирано-иракской войны Кувейт, откровенно опасавшийся усиления Ирана и расширения его влияния в регионе, выделил Ираку кредиты в общей сложности на 15 миллиардов долларов. 3.4.1991 СБ ООН своей резолюцией № 687 предписал Ираку уважать нерушимость границы между Ираком и Кувейтом, ликвидировать все имеющиеся на его территории запасы оружия массового уничтожения и пром. мощности по его произ-ву. Война в Персидском заливе — вооруженная кампания 1990–1991 годов, которую вела военная коалиция из 35 стран в ответ на вторжение Ирака в вляемые Соединенными Штатами усилия коалиции против Ирака проводились в два ключевых этапа. На рассвете 2 августа Ирак вторгся в Кувейт, за пару дней его полностью оккупировал, создал марионеточное правительство и "по просьбе трудящихся" объединил два арабских государства в одно (через полгода, после завершения американской военной операции "Буря в пустыне". Американское вторжение в Ирак 2003 года нельзя воспринимать в отрыве от войны в Персидском заливе 1991 года, когда возглавляемой Соединенными Штатами международной коалиции удалось выбить иракские войска из захваченного ими Кувейта, но при этом Саддам.
Причины иракской войны
Ирано-иракская война: 40 лет спустя | Эта первая война в Ираке была окончена 28 февраля 1991 года в еврейский праздник мести антисемитам Пурим. Еврейский сайт sem40 сообщает, что премьер-министр Израиля Ицхак Шамир сказал в то утро: «Пурим. |
Война в Персидском заливе 1990-1991 (кратко) | США применили в Ираке военную доктрину под названием "Шок и трепет", которая также известна как доктрина быстрого доминирования. |
«Мессианская война» в Ираке. Почему неоконы проиграли? | После завершения войны в 1991 году ООН потребовала от Ирака избавиться от уже имевшегося оружия массового поражения (химического, бактериологического) и приостановить разработку нового. Для этого в страну была направлена международная комиссия. |
Операция «Буря в пустыне»: Роковое решение и уничтожение Ирака | Восстания 1991 г. в Ираке были серией народных восстаний на севере и юге Ирака в марте и апреле 1991 г. во время прекращения огня во время войны в Персидском заливе. В основном нескоординированное восстание, часто называемое шаабанской интифадой среди шиитов. |
Буря в пустыне. Первая иракская война: рассказ очевидца драматических событий 1990 года | Предлагаем вашему вниманию доклад-расследование сайта о последствиях проводившихся США бомбардировок Ирака в ходе первой войны в Персидском Заливе (1991). |
Как США и их союзники сокрушили Ирак гибридными методами
Но услышаны не были. Америка не жалела Ирак ни в 1991-м, ни в 2003-м годах, поэтому наносила массированные удары там, где этого требовала военная, а не политическая необходимость. Медиамашина Вашингтона учла уроки Вьетнама и работала вовсю, создавая четкий образ мирового зла из своих противников. Поэтому американские военные не чувствовали себя стесненными в средствах и смогли быстро разгромить иракские войска. Вопрос был в том, что делать дальше.
Во Вторую Иракскую американцы уже полностью завоевали страну. Но решали они этим свои внутренние сиюминутные задачи. Что делать с послевоенным Ираком, они толком себе не представляли. Были общие слова про демократию и права человека, но план отсутствовал.
Он сказал: Поднимитесь, чтобы спасти Родину от тисков диктатуры, чтобы вы могли посвятить себя тому, чтобы избежать опасностей продолжения войны и разрушений. Достопочтенные сыны Тигра и Евфрата, в эти решающие моменты вашей жизни, находясь перед лицом смертельной опасности от рук иностранных сил, у вас нет другого выбора, чтобы выжить и защитить Родину, кроме как покончить с диктатором и его преступной бандой [15]. Восстания на Юге[ править править код ] Многие повстанцы на юге Ирака, где начались восстания, были либо деморализованными солдатами иракской армии, либо членами антиправительственных группировок, в частности Исламской партии Дава и Верховного совета исламской революции в Ираке ВСИРИ. Иракские вооружённые силы состояли в основном из новобранцев-шиитов и содержали значительные элементы, выступающие против правительства, и поэтому многие действиующие солдаты быстро перешли на сторону повстанцев.
Восстание в Басре сначала возглавил Мухаммад Ибрагим Вали, армейский офицер, который собрал силы военной техники для нападения на правительственные здания и тюрьмы в городе; его поддержало большинство населения. Восстание в Басре было полностью спонтанным и неорганизованным [18]. Новости об этом событии и радиопередачи Буша побудили многих иракцев восстать против режима Саддама Хусейна в других городах и деревнях [19]. В Эн-Наджафе демонстрация возле мечети великого имама Али превратилась в перестрелку между дезертирами из армии и силами безопасности.
Повстанцы захватили святыню, когда партийные чиновники Баас бежали из города или были убиты; заключённые были освобождены из тюрем. Меньшие города также были охвачены бунтами. Многие изгнанные иракские диссиденты, в том числе тысячи боевиков базирующихся в Иране бригад Бадра , пересекли границы и присоединились к восстанию. ВСИРИ сосредоточила свои усилия на шиитских священных городах Наджаф и Кербела, оттолкнув многих людей, которые не поддерживали их шиитскую исламистскую повестку и проиранские лозунги, за что ВСИРИ позже подверглась критике со стороны партии Дава.
В ряды бунтовщиков по всему региону входили мятежные суннитские военнослужащие, коммунисты Иракской коммунистической партии ИКП , арабские националисты, выступающие против Саддама, и даже недовольные баасисты. К несчастью для них, все различные революционные группы, ополчения и партии были едины только в своём стремлении к смене режима, поскольку у них не было общей политической или военной программы, не было единого руководства, и между ними было очень мало координации [18]. Восстания на Севере[ править править код ] Вскоре после этого в населённом курдами северном Ираке вспыхнула ещё одна волна мятежей. В отличие от спонтанного восстания на Юге, восстание на Севере было организовано двумя соперничающими курдскими партийными формированиями: в первую очередь Патриотическим союзом Курдистана ПСК и в меньшей степени Демократической партией Курдистана ДПК.
Кроме того, Ассирийское демократическое движение АДМ служило основной ассирийской оппозиционной группой, хотя эта группа была более активной в 1980-х годах. АДМ сообщило, что правительство переселило тысячи ассирийцев в Киркуке , так как до 1991 года в городе насчитывалось около 30 000 человек [20]. На севере дезертирство набранных правительством курдских ополченцев, известных как джаш , придало значительную силу восстанию. Восстание на севере Иракский Курдистан вспыхнуло 5 марта в городе Рания.
В течение десяти дней курдские националистические Пешмерга , исламистские Исламское движение Курдистана и коммунистические Коммунистическая партия Иракского Курдистана ; Рабочая партия Курдистана также была в некоторой степени активна повстанцы, к которым присоединились десятки тысяч дезертировавших ополченцев и дезертиров из армии по сообщениям, их было более 50 000 по всему региону [18] , взяли под контроль все города на севере, кроме Киркука который в конечном итоге был взят ими 20 марта и Мосула. Целые подразделения сдавались без особого или какого-либо сопротивления, включая всю 24-ю дивизию, которая не выпустила ни одной пули [18]. В Сулеймании повстанцы осадили и захватили региональную штаб-квартиру Управления общей безопасности спустя годы здание, известное как Амна Сурака или «Красная охрана» на курдском языке, стало музеем преступлений режима Саддама Хусейна [21] [22]. В пылу кровавой мести они убили несколько сотен захваченных чиновников и сотрудников службы безопасности баасистов без суда и следствия; по сообщениям, более 900 [18] сотрудников службы безопасности были убиты в Сулеймании.
Они также захватили огромное количество правительственных документов, связанных с печально известной программой Анфаль , в ходе которой правительственные войска систематически убивали десятки тысяч иракских курдов и представителей других этнических меньшинств тремя годами ранее, в 1988 году; 14 тонн этих документов были получены Human Rights Watch [23]. В отличие от юга, курдскому восстанию предшествовали демонстрации с чёткими политическими лозунгами: «демократия для Ирака» и «автономия для Курдистана». После взятия Мосула Джаляль Талабани предложил выступить маршем на столицу Багдад [18].
Это произошло потому, что генерал Норман Шварцкопф удовлетворил просьбу иракского генерала о полётах на вертолётах, в том числе вооружённых боевых вертолётах, для перевозки правительственных чиновников из-за разрушенной транспортной инфраструктуры, действуя без указаний Пентагона или Белого дома ; почти сразу же иракцы начали использовать боевые вертолёты для подавления восстаний [27]. У превосходящих по вооружению повстанцев было мало тяжёлого вооружения и мало ракет класса «земля-воздух», что делало их почти беззащитными против боевых вертолётов и беспорядочных артиллерийских обстрелов, когда баасисты ответили на восстания мощным ударом.
По данным Human Rights Watch , «в своих попытках вернуть города и после укрепления контроля лоялисты убили тысячи тех, кто противостоит им, будь то повстанцы или гражданские лица, открыв беспорядочный огонь по мятежным районам; казнили их на улицах, в домах и больницах; задерживали подозреваемых, особенно молодых людей, во время обысков по домам, арестовывали их с предъявлением обвинений или без предъявления обвинений или массово расстреливали; и использовали вертолёты для нападения на тех, кто пытается бежать из городов» [28]. Поступило несколько сообщений о нападениях с применением химического оружия, в том числе о применении нервно-паралитического вещества во время подавления мятежа в Басре. После расследования ООН установила, что нет никаких доказательств того, что Ирак использовал химическое оружие для подавления восстаний, но не исключила возможности того, что Ирак мог использовать газообразный фосген, который не был бы обнаружен после нападения [24]. По данным правительственной исследовательской группы США по Ираку, иракские военные действительно использовали нервно-паралитический газ зарин , а также нелетальный газ CS в массовых масштабах, когда в марте 1991 года против повстанцев в Кербеле и прилегающих районах были совершены «десятки» вылетов с использованием импровизированных вертолётов; также сообщалось о очевидных атаках горчичным газом в районах Наджафа и Кербелы силами США, которые были размещены там в то время [29]. На юге силы Саддама к концу марта подавили всё сопротивление, кроме небольших анклавов.
Курдское восстание на севере страны было подавлено ещё быстрее, чем началось. После вытеснения Пешмерги из Киркука 29 марта правительственные танки 30 марта вошли в Дахук и Эрбиль , 1 апреля в Заху, а 3 апреля в Сулейманию, последний важный город, удерживаемый повстанцами. Наступление правительственных войск было остановлено в Коре, узкой долине недалеко от руин Калъат-Диза , где курды во главе с Масудом Барзани успешно оборонялись. По данным Государственного департамента США и группы по иностранным делам парламента Австралии , иранская повстанческая организация Моджахеды Ирана , укрытая в Ираке Саддамом Хусейном, помогала Республиканской гвардии в жестоком подавлении восстаний [30] [31]. Бывшие моджахеды сообщили, что Мариам Раджави сказал: «закатайте курдов своими танками и сохраните свои пули для иранской революционной гвардии» [32].
В тот же день Совет Безопасности ООН одобрил резолюцию 688, осуждающую угнетение иракским правительством курдов и требующую от Ирака уважать права человека своих граждан [24]. Жертвы[ править править код ] Число погибших было велико по всей стране. Повстанцы убили многих чиновников и офицеров баасистов. В ответ тысячи безоружных граждан были убиты неизбирательным огнём танков, артиллерии и вертолётов лоялистов, а многие исторические и религиозные сооружения на юге были преднамеренно атакованы по приказу Саддама Хусейна [17]. Силы безопасности Саддама вошли в города, часто используя женщин и детей в качестве живого щита, где они задерживали людей и казнили их без суда и следствия или когда наугад исчезали тысячи людей в рамках политики коллективной ответственности.
Многих подозреваемых пытали, насиловали или сжигали заживо [34]. Многие из убитых были похоронены в братских могилах [17]. Места массовых захоронений, содержащие тысячи тел, были обнаружены после падения Саддама Хусейна в апреле 2003 года [35]. Из 200 массовых захоронений, зарегистрированных Министерством по правам человека Ирака в период 2003—2006 годов, большинство находилось на Юге, в том числе одно, как полагают, содержало до 10 000 тел [36]. Кризис, связанный с наплывом беженцев[ править править код ] Грузовики с гуманитарной помощью для курдских беженцев, 29 апреля 1991 года.
В марте и начале апреля почти два миллиона иракцев, 1,5 миллиона из них курды [37] , бежали из охваченных войной городов в горы вдоль северных границ, в южные болота, а также в Турцию и Иран. К 6 апреля Верховный комиссар ООН по делам беженцев подсчитал, что около 750 000 иракских курдов бежали в Иран и 280 000 в Турцию, а еще 300 000 собрались на турецкой границе [24]. Подход к иммиграции беженцев был встречен Ираном и Турцией с другим подходом. Иран открыл свои границы для беженцев, в то время как Турция сначала закрыла свои границы и открыла их только после международного давления и заверений в финансовой помощи, чтобы справиться с беженцами [38]. Иран также получил гораздо меньше международной помощи для преодоления кризиса, чем Турция, в основном из-за их напряженных отношений с США.
Стал легендарным военачальником, генералом, дослужился до должности командующего силами специальных операций КСИР. Будущий начальник генерального штаба КСИР Мохаммад Багери ушел на ирано-иракскую войну добровольцем, имея специальность учителя политической географии. Министр обороны Ирана Амир Хатами в 1980 году ушел добровольцем в народное ополчение. Настоящим испытанием для иракских войск стали затяжные городские бои. Для захвата города Хорремшехр были стянуты 15 тысяч человек и 200 единиц бронетехники против 5000 человек в гарнизоне города. Ожесточенные городские бои, за которые Хорремшехр в прессе назвали «иранским Сталинградом», привели к взятию города иракскими войсками. Иракцы, впрочем, понесли огромные потери. В связи с этим Багдад предпочел отказаться от планов дальнейшего наступления. К концу 1980 года бои приняли затяжной позиционный характер, на что явно не рассчитывали в Багдаде при планировании военной операции.
Боевой дух солдат, участвовавших в «чужой» войне, вскоре начал падать, в то время как в Иране борьба за родину вдохновила тысячи людей вступать в ряд армии, КСИР и народного ополчения Бассидж. К 1982 году иранские войска смогли перегруппироваться и в ходе серии наступательных операций не только выбили противника с иранской территории, но и начали наступление в глубь Ирака. До 1988 года боевые действия продолжались в приграничной зоне, поскольку ни одной из сторон не удавалось добиться решающего перевеса. В отсутствие прогресса на фронтах стороны перешли к «войне городов» — ракетным обстрелам населенных пунктов, объектов инфраструктуры и военных баз на территории противника. И именно на этом этапе Саддам Хусейн допустил свою главную и, по сути, роковую ошибку. В Иране была возобновлена заложенная еще при шахе ядерная программа, в то время как Багдад предпочел сделать ставку на химическое оружие. То самое, которое впоследствии погубило режим Саддама Хусейна. Пойти на открытое нарушение Женевской конвенции 1925 года иракские власти решились исключительно из страха перед возможным военным поражением. При планировании вторжения в Иран был полностью проигнорирован факт подавляющего численного преимущества противника.
К 1986 году население Ирана составляло 49,5 миллиона человек против 16,3 у Ирака. Недостаток живой силы приходилось компенсировать запрещенными технологиями. В российской прессе принято считать, что химическое оружие в Ираке являлось лишь предлогом для вторжения США в 2003 году, а его единственный образец — пробирка, продемонстрированная в ООН госсекретарем Колином Пауэллом, — был сфабрикован. В действительности США обладали полной информацией об иракском химическом оружии, поскольку сами участвовали в его создании. Согласно докладу следственной комиссии Сената США «Доклад Ригла» , опубликованном 9 февраля 1994 года, американские компании экспортировали в Ирак производные для создания химического оружия, а также штаммы смертельных заболеваний, таких как сибирская язва. Согласно «Докладу Ригла», в годы войны министерство торговли США одобрило 771 экспортную лицензию на поставку в Ирак технологий двойного назначения.
Война в Персидском заливе 1990-1991 годов
17 января 1991 года силы антииракской коалиции во главе с США начали боевые действия против Ирака – операцию "Буря в пустыне". Война в ираке и гуманитарная интервенция. 28 февраля 1991 г.) была война, которую вели коалиционные силы из 35 стран во главе с США против Ирак в ответ на иракские вторжение и аннексия Кувейта возникающие в результате споров о ценах на нефть и добычи. Таким образом, освещение военных конфликтов в The New York Times (на примере освещения двух операции «Буря в пустыне» (1991 г.) и «Свобода Ираку» (2003 г.)) представляет достаточно аргументированную картину событий.
Операция «Буря в пустыне» 1991 года
В последние месяцы американцы постоянно сообщают о нападениях иракских партизан на мирных жителей. Это невозможно! Партизаны, надеющиеся на поддержку народа, и являющиеся, в принципе, самим народом, не стали бы вредить самим себе и своим семьям. Они не стали бы отравлять всю питьевую воду целых городов, как это утверждают американцы, они не убивали бы своих детей и женщин. Зато американцы делали это всегда: и во Вьетнаме, и в других конфликтах они либо сами устраивали подобные провокации, либо нанимали коллаборационистов из местного населения. Цель проста — дискредитация партизан, чтоб иметь какие-то доказательства того, что это на самом деле террористы. Патрик Кокберн описал в газете "Индепендент", как американские солдаты в Ираке срыли бульдозерами финиковые пальмы и апельсиновые и лимонные сады в центральном Ираке — новая политика коллективного наказания фермеров за то, что те отказываются доносить на партизан. По заявлениям самих иракцев, американцы таким образом обрекли их на голодную смерть.
В 2001 году стали известны подробности зверств американской солдатни во время войны в Персидском заливе 1991 года. На основании опросов солдат американскому журналисту Сеймуру Хершу удалось собрать свидетельства преступлений и опубликовать их на 35 страницах в журнале "Нью-Йоркер". Солдаты стреляла буквально по всему, что видели. Мирные иракцы расстреливались в своих легковых автомобилях. В плен сдалось 380 иракских солдат. Американцы отобрали у них оружие, сложили в кучу и взорвали. А после этого открыли огонь по пленным и убили всех — 380 человек.
Так же сообщается о том, как американцы обнаружили оставленный армией Ирака склад оружия в одной деревне. После этого все жители этой деревни были истреблены: женщины, дети, старики. Обзор гражданских последствий и разрушений По оценкам американских источников, в ходе войны погибло или ранено до 100. За вторую войну американцы уничтожили где-то 20. Более того, согласно имеющимся оценкам, режим санкций, введенный после первой войны в Заливе, стоил жизней от 500. В первой войне в Персидском заливе в 1991 году американцы и англичане использовали 350 тонн обеднённого урана. Это имело последствия не только для амер.
Согласно английской "Атомик энерджи осорити" 350 тонн обедненного урана могут причинить 3,5 млн. Большинство жертв — жители южного Ирака, особенно дети. За последнюю войну 2003 было использовано не менее 2. Только в иракской столице Багдаде было найдено множество мест, зараженных радиоактивными материалами, уровень радиации которых превышал нормальный уровень в 1000 раз. Радиационное заражение Ирака эквивалентно 250. Радиоактивный уран, которым американцы начиняют свои бомбы и снаряды, имеют период полураспада 4,5 миллиарда лет. Если вдохнуть этой пыли всего лишь 1 грамм, то вы получите радиоактивность, как если бы вам делать рентген лёгких каждый час на протяжении всей вашей оставшейся жизни.
А в одних только США 103 завода производят радиоактивный уран, и 77. Этого достаточно чтобы обеспечить ещё 40,5 компаний равносильных иракской, или 770 млн. Вот такая математика. В конце 1991 года у иракского населения диагностируется доселе неизвестная болезнь, которая характеризуется дисфункцией почек и печени. Массовый характер приобрели заболевания лейкемией, анемией и злокачественными неоплазмами. Статистика педиатрии переполнена описаниями врожденных уродств, вызванных генетическими дефектами. У беременных женщин участились выкидыши и преждевременные роды.
Бедуины из Кувейта, превращенного солдатами США в полигон, сообщают, что "сотни трупов верблюдов, овец и птиц лежат в пустыне". За последние 10 лет катастрофически вырос уровень детских онкологических заболеваний. А детская смертность возросла c 1991 в 6 раз даже в 16 раз, по данным одного доклада. Количество заболеваний раком выросло между 1991 и 1994 гг. К моменту снятия санкций с Ирака в 2003 г. В стране быстро распространяется холера, в 1990 году в Ираке не существовавшая. Расходы на здравоохранение за период санкций упали с 90 до 12 долларов на человека в год.
Для сравнения, представьте себе, что в течение года вы можете получить только одну баночку недорогого антибиотика или пачку витаминов. В год! Из-за санкций 1990-2003 г. Благодаря санкциям 1. Треть детей в возрасте до 5 лет уже хронически больны. Резко возросла смертность на 100. Страну бомбили почти ежедневно с 1991 по 2003.
Вода загрязнена и заражена. Вода — источник жизни — здесь сама является источником болезней. Случаи заболевания лейкемией возросли в 4 раза. Возрос уровень заболеваний раком; у мужчин увеличены легкие, бронхи, наблюдаются дисфункция желудка, кожные болезни. Но самым показательным фактом является то, что на данный момент половина населения Ирака — дети не старше 15 лет... Участие Великобритании в военной операции в Ираке подкосило авторитет Тони Блэра. В начале мая он получил от британцев звание "самого нелюбимого" соотечественника.
Результаты опроса 100 тыс. Вы видите, что даже самый воинственный народ Европы, не согласен с действиями своего руководства. Во время первой войны в Ираке в 1991 г. А количество работающих школ сократилось с 1990 до 2003 г. Затраты на образование за период санкций упали с 230 до 23 миллионов в год. Деградировал уровень образования и грамотности населения. Как всегда, американцы показали, что умеют лишь уничтожать, а не строить.
После рекламной кампании, как они будут строить в Ираке школы и больницы, оказалось, что работы в этом направлении запланированы лишь символические, для отвода глаз. Уже в ноябре 2003 г. Иракское нефтяное богатство — несколько триллионов долларов — по результату войны оказалось под фактическим контролем Соединенных Штатов. Текущая цена на нефть колеблется в диапазоне примерно от 55 до 60 долларов США за баррель. Таким образом, общая стоимость разведанных залежей составляет от 6,2 до 6,75 триллионов долларов или около 6 общих годовых бюджетов США, или 15,5 военных годовых бюджетов все тех же США. Конечно, общие запасы нефти в Ираке могут оказаться гораздо значительнее. Компания, возглавлявшаяся с 1995 по 2000 год вице-президентом США Ричардом Чейни и еще сейчас ежегодно выплачивающая ему до 1 миллиона долларов КBR , будет эксплуатировать иракские месторождения и распоряжаться всей добываемой там нефтью.
Благодаря широкому освещению процесса боевых действий в СМИ, получила название «телевизионной войны». Хронология войны в Персидском заливе 3 апреля 1991 - Совет Безопасности ООН принимает резолюцию 687, подводящую итоги войны 3 марта 1991 - подписание официального соглашения о прекращении огня в Сафване 28 февраля 1991 - Война в Персидском заливе окончена. Кувейт освобождён 27 февраля 1991 - Бомбардировка американской авиацией «Шоссе смерти» 26 февраля 1991 - Освобождён Эль-Кувейт 25 февраля 1991 - Иракская ракета СКАД падает на американские казармы в Саудовской Аравии 24 февраля 1991 года началась наземная операция «Меч пустыни», завершившая освобождение Кувейта от оккупационных сил Ирака. Командующий межнациональными силами генерал Шварцкопф нанес основной удар не на кувейтском направлении, где его ожидали иракские войска, а западнее, в пустынном районе вдоль саудовско-иракской границы.
План подавления иракской системы ПВО предусматривал первоочередное уничтожение ЗРК, стационарных постов дальнего радиолокационного обнаружения, пунктов управления и узлов связи.
Эта задача ставилась новейшим тактическим истребителям F-117A, предназначенным для выполнения атак в ночное время я имеющим соответствующее оборудование и вооружение. В течение первой ночи боевых действий F-117A из состава 415-й тактической истребительной авиаэскадрильи действовали по позициям ЗРК на западе Ирака. В группе огневого подавления ближних средств ПВО на некоторых направлениях: первые использовались противотанковые вертолеты АП-64 "Апач". Эскадрилье этих вертолетов была поставлена задача по уничтожению двух РЛС дальнего обнаружения, которые дислоцировались в одном из западных районов Ирака. Вертолеты "Апач" действовали двумя звеньями по четыре машины.
Их сопровождали вертолеты UH-60. Летный состав ударных вертолетов использовал приборы ночного видения и тепловизионные прицельно-навигационные системы. Визуальное обнаружение целей было осуществлено на дальности до 12 км, на расстоянии около 7 км цели были опознаны, пуск ракет "Хеллфайр" AGM-114 производился с 3-6 км. Ракетный удар наносился сначала по станциям энергоснабжения, затем по объектам системы связи и, наконец, по РЛС. Каждому вертолету из ударной группы были назначены две основные и одна запасная цель.
Вертолеты "Апач" находились в районе цели около 4 мин, в течение этого времени РЛС были уничтожены. Летчики многонациональных сил старались без необходимости не действовать на высотах менее 1300 м, поскольку заградительный огонь зенитной артиллерии существенно затруднял выполнение тактических приемов. По данным некоторых зарубежных специалистов, наряду с истребителями-перехватчиками и ЗРК. Ирак имел на вооружении 9000 зенитно-артиллерийских установок различных калибров, в основном советского производства ЗСУ-23-4 и ЗСУ-57-2. В то же время со стороны иракской ПВО отмечалась неспособность ее органов управления функционировать в условиях сильного радиоэлектронного противодействия, а также отсутствие инициативы в применении оружия.
Пассивные действия ВВС Ирака вызвали недоумение у зарубежных военных экспертов. Многие американские летчики, проявившие ответственность при подготовке к ведению воздушных боев против иракских самолетов, скрупулезно изучившие тактические приемы самолетов противника, отработавшие в ходе учебной подготовки самые разнообразные варианты ведения одиночных и групповых воздушных боев, были удивлены практически полным отсутствием какого-либо сопротивления противника в воздухе.
При планировании вторжения в Иран был полностью проигнорирован факт подавляющего численного преимущества противника. К 1986 году население Ирана составляло 49,5 миллиона человек против 16,3 у Ирака. Недостаток живой силы приходилось компенсировать запрещенными технологиями.
В российской прессе принято считать, что химическое оружие в Ираке являлось лишь предлогом для вторжения США в 2003 году, а его единственный образец — пробирка, продемонстрированная в ООН госсекретарем Колином Пауэллом, — был сфабрикован. В действительности США обладали полной информацией об иракском химическом оружии, поскольку сами участвовали в его создании. Согласно докладу следственной комиссии Сената США «Доклад Ригла» , опубликованном 9 февраля 1994 года, американские компании экспортировали в Ирак производные для создания химического оружия, а также штаммы смертельных заболеваний, таких как сибирская язва. Согласно «Докладу Ригла», в годы войны министерство торговли США одобрило 771 экспортную лицензию на поставку в Ирак технологий двойного назначения. На производство иприта и других отравляющих веществ были брошены все мощности химической промышленности страны.
По оценке ООН, с 1984 по 1990 г. Из них почти 55 тысяч были применены в ходе Ирано-иракской войны. С 1984 по 1988 на мирные города в Иране и Иракском Курдистане было сброшено 12 тысяч авиабомб, заполненных боевыми отравляющими веществами. При этом применение химического оружия не ограничивалось только иранской территорией. Из-за неудач на фронтах войны в Ираке начались народные выступления.
Возобновился давний конфликт в Иракском Курдистане, регионе, исторически связанном с Ираном и мечтающем о независимости. Для подавления курдских выступлений была организована операция «Анфаль», жертвами которой стали не менее 180 тысяч человек. В рамках операции 16 марта 1988 химическим бомбардировкам был подвергнут курдский город Халабаджа. Жертвами инцидента стали 5000 мирных жителей. Примечательно, что эти инциденты не были осуждены США и другими странами Запада.
Во многом благодаря широкому применению химического оружия к 1988 году иракские войска смогли выбить иранцев со своей территории, после чего между странами был заключен мир без каких-либо приобретений для обеих сторон. Ужасающие итоги Для Ирака 8 лет беспрерывной войны вылились в затяжной финансовый и внутриполитический кризис. Военные расходы подорвали экономику страны. Саддам Хусейн последовательно поссорился с Ираном, СССР, странами арабского мира, которых отталкивала его агрессивная внешняя политика. Репрессии против мирного населения в первую очередь — против курдов и мусульман-шиитов до крайности обострили внутриполитическую обстановку в стране.
В то же время иракское правительство уверовало в то, что сможет впредь действовать безнаказанно, применять любые средства ведения войны, получая при этом полную поддержку со стороны США.
Восстания 1991 года в Ираке - 1991 uprisings in Iraq
Перечитывая историю войны в Персидском заливе (1990–1991 гг.) | 17 января 1991 года вооруженные силы США и стран Международной коалиции ООН начали военную операцию «Буря в пустыне» (Operation Desert Storm), направленную на уничтожение иракских войск, занявших соседний Кувейт. |
Агрессия Ирака против Кувейта. | 28 февраля 1991 года) — это вооружённый конфликт Многонациональных сил (МНС) и Ирака за территории Кувейта. |
Нефть как оружие: как Ирак спровоцировал крупнейшую экологическую катастрофу
Последнее, по мнению военно-политического руководства США, было недопустимым, так как в случае больших людских потерь резко увеличилось бы в американском обществе негативное отношение к участию Соединенных Штатов в вооруженном конфликте. Чуть позже в Саудовскую Аравию прибыли тактические самолеты-разведчики RF-4C, часть из которых была оборудована системой, обеспечивающей поиск, идентификацию и определение местоположения наземных целей. Самолеты-разведчики сразу же приступали к выполнению разведывательных полетов вдоль границ Саудовской Аравии с Ираком и Кувейтом, а позднее и вдоль турецко-иракской границы. Практически было организовано круглосуточное ведение разведки территории Ирака и Кувейта всеми силами и средствами, включая космические разведывательные спутники. В первую очередь выявлялись типы и параметры работы радиолокационных станций противника, координаты стационарных пунктов обнаружения, управления и наведения наземных огневых средств ПВО и истребительной авиации, параметры работы линий связи в системе управления средствами ПВО. Все разведданные поступали в штаб 9-й воздушной армии ВВС США, являющейся фактически штабом авиационной группировки МНС, где осуществлялся их анализ и создавался банк данных. По мере расширения банка разведанных и разработки плана воздушной наступательной операции корректировался ход учебно-боевой подготовки авиационных подразделений.
Согласно сообщениям зарубежной печати, учитывалось, что в оснащении вооруженных сил Ирака и в подготовке их личного состава принимали участие Советский Союз и Франция. Поэтому летный состав авиационных формирований МНС изучал соответствующие системы оружия и тактику действий подразделений этих стран. На полигонах Саудовской Аравии и других государств региона, входящих в антииракскую коалицию, отрабатывались отдельные элементы тактики действий по подавлению иракской системы ПВО и ее прорыву ударными группами. На заключительном этапе подготовки была проведена серия учений на территории США на полигоне в районе авиабазы Неллис штат Невада. На нем была создана обстановка, отображающая основные элементы построения иракской группировки в Кувейте и типовые объекты Ирака, предназначенные для поражения, а также имитировалась иракская система ПВО. Через эти учения под общим названием "Дезерт флаг" прошло большинство летного состава авиационной группировки МНС2.
Боевые действия начались воздушной наступательной операцией, состоявшей из семи массированных авиационных ударов и продолжавшейся 3 сут. Построение первого массированного удара было стандартным и включало вшелоя подавления системы ПВО и два ударных эшелона с соотношением сил соответственно до 30, 45 и 25 проц. Массированные ракетно-бомбовые удары сопровождались постановкой помех радиоэлектронным средствам противника и их огневым поражением противорадиолокационными ракетами. Командование авиационной группировки МНС придавало особое значение эшелону подавления системы ПВО противника, так как от его действий зависело не только выполнение своих задач первым массированным ударом, но и успех воздушной операции в целом. Тщательно был подобран состав этого эшелона, осуществлен выбор и распределены цели, координаты которых постоянно уточнялись, и соответствующие коррективы вносились в полетные задания каждого экипажа.
Грабежи свидетельствовали об отсутствии элементарной безопасности в стране и подрывали всю экономику. Главной приманкой для мародеров была, конечно же, нефтяная промышленность. Например, на крупнейшем месторождении Rumaila были украдены все водяные насосы. Директор нефтеперерабатывающего завода Daura раздал своим сотрудникам оружие и только благодаря этому остановил армию мародеров у ворот предприятия. Без электричества остановились многие нефтепромыслы и три оставшихся нефтеперерабатывающих завода. Не работали системы ирригации, от которых зависело сельское хозяйство. Рамсфелд командующий американскими силами в Ираке уже говорил о «классической партизанской войне». Появилась «новая угроза» — «диверсии, нацеленные на инфраструктуру». Американцы превращались в глазах иракцев в «оккупантов». Осенью 2003 г. К весне 2004 г. Страну наводнили иностранные джихадисты. Бомбы на обочинах дорог. В городе взрывались начиненные взрывчаткой автомобили. Оккупационные власти удалились в безопасную и хорошо охраняемую Зеленую зону. Бывшие баасисты сделали саботаж в нефтяной отрасли одним из ключевых пунктов. Мятежники подрывали трубопроводы, из-за постоянных диверсий была остановлена экспортная магистраль. Крушение надежд на Ирак В 2004 г. Экспортные поставки постоянно прерывались.
Специалисты по стратегическим вопросам с Капитолийского холма подчеркивали, что операция «Щит пустыни» внесла существенные изменения в политический климат переговорного процесса и заставила некоторых представителей законодательной власти, выступавших за сокращение военного бюджета, изменить свою позицию по этому вопросу. Благодаря достигнутому компромиссу по оборонному бюджету… не сократилось не только финансирование операции «Щит пустыни», но и сохранилась большая часть ежегодного финансирования в ответ на бешеный натиск Советского Союза на Восточную Европу [43]. Между тем президента Джорджа Буша стало поддерживать большее количество американцев. Его рейтинг был восстановлен. Первый опрос, проведенный в августе после вступления США в конфликт в Персидском заливе, показал повышение рейтинга до 74 процентов, по сравнению с 60 процентами в конце июля. Американской общественности, однако, похоже, требуются регулярные поводы для вспышек патриотизма, чтобы поддерживать любовь к человеку, занимающему кабинет в Белом доме. Однако Буш оказался не в состоянии четко определить цели и задачи, преследуемые США в Персидском заливе, и к середине октября его рейтинг едва достигал 56 процентов — самый низкий уровень с момента вступления в должность. Рейтинг Буша оставался примерно на этом уровне до следующей вспышки воинственного патриотизма в январе, как мы увидим [44]. Прелюдия к войне По мере того как Ирак продолжал грабить Кувейт и превращать его в свою 19-ю провинцию, Соединенные Штаты усиливали свое военное присутствие в Саудовской Аравии и водах Персидского залива. США также использовали тактику принуждения и самых щедрых за всю историю своего существования подкупов, чтобы создать «коалицию» для поддержки подготовленных Вашингтоном резолюций и участия в предстоящей военной кампании. Одним из таких примеров может служить попытка придать респектабельность «многонациональным» силам в предстоящей кампании, чтобы затем прикрываться этим «фиговым листком». Эта тактика уже была опробована в войнах в Корее, Гренаде и Афганистане, где американцы вели самостоятельные боевые действия при формальном существовании «коалиции». В целях привлечения в «коалицию» Египту были прощены многомиллиардные долги; Сирия, Китай, Турция, Советский Союз и другие страны получили военную или экономическую помощь, кредиты Всемирного банка и Международного валютного фонда, отмену санкции и другие привилегии, причем не только от США, но под давлением Вашингтона и от Германии, Японии и Саудовской Аравии. В дополнение к этому, администрация Буша перестала критиковать государства, участвовавшие в коалиции, за нарушения прав человека [45]. Однако Вашингтон и мировые средства массовой информации были недовольны сдержанной позицией Германии, которая не торопилась встать на сторону стран, выбравших путь войны. Немцы, о которых еще вчера говорили как о фашистах, прошедших маршем через Польшу, теперь обвинялись в «трусости» из-за массовых мирных демонстраций, прокатившихся по Германии. Вашингтон протолкнул через Совет Безопасности ООН десяток резолюций, осуждавших Ирак, вводивших против него жесткие экономические санкции и дающих «разрешение» на ведение против него войны. Только Куба и Йемен проголосовали против всех этих резолюций. Когда 29 ноября в адрес представителя Йемена, высказавшего свой голос против ключевой резолюции по применению силы, раздались аплодисменты, председательствовавший на заседании госсекретарь США Бейкер сказал членам своей делегации: «Я надеюсь, что он наслаждался этими аплодисментами, потому что это может оказаться самым дорогим голосованием в его жизни». Весточка долетела до адресата, и буквально через несколько дней это небольшое государство на Ближнем Востоке пострадало от резкого сокращения американской помощи [46]. Ситуация, когда ООН попала под контроль США, побудила британского политического обозревателя Эдварда Пирса Edward Pearce написать, что Организация Объединенных Наций «функционирует, как английский средневековый парламент, в котором ведутся консультации, соблюдается церемониал, но который помнит об исключительном праве короля, поэтому пробормочет что-то, да и примет нужное решение» [48]. Скоро Соединенные Штаты столкнулись с вопросом — сколько им следует ждать с момента введения санкций в отношении Ирака до прямого военного вмешательства? Администрация и ее сторонники утверждали, что они давали Хусейну все шансы, чтобы найти мирный способ сохранить лицо и выбраться из той сложной ситуации, в которую он сам себя поставил. Но факт остается фактом — каждый раз, когда президент Буш делал иракскому лидеру какие-либо предложения, всегда они были пронизаны оскорблениями и никогда не предполагали хотя бы малейшего признания законности заявленных Ираком претензий [49]. В самом деле, Буш охарактеризовал вторжение со стороны Ирака как «неспровоцированный акт» [50]. В речах президента чувствовалось все больше сарказма, а обвинения из его уст становились слишком преувеличенными. Буш переносил обвинения на личностный уровень, демонизируя тем самым Саддама Хусейна и действуя по схеме, которую он использовал в отношении Норьеги, а Рейган — в отношении Каддафи, словно эти иностранцы не имели гордости или интеллектуальных способностей, какими располагают американцы. Вот как писала об этом газета «Лос-Анджелес тайме»: «Вскоре после иракского вторжения… Буш осторожно сравнил агрессию Ирака с немецкой агрессией против Польши, которая стала причиной начала Второй мировой войны. Однако он не дошел до сравнения президента Саддама Хусейна с Адольфом Гитлером. Но в прошлом месяце осторожность была пушена побоку, когда Буш не только сравнил Хусейна с Гитлером, но и пригрозил инициировать судебные разбирательства в отношении военных преступлений в стиле Нюрнбергского процесса. Затем, на прошлой неделе Буш пошел еще дальше, утверждая, что иракский лидер хуже, чем Гитлер, потому что немцы никогда не использовали американских граждан в качестве «живого шита» на военных объектах». После такого опошления событий Второй мировой войны Буш продолжал предостерегать, что любое одобрение неконтролируемой агрессии «завтра может вылиться в мировую войну». Как сказал один из его собственных чиновников, Бушу «надо научиться выбирать слова» [51]. Вскоре Саддам Хусейн осознал, что, оккупировав весь Кувейт и разграбив его, он откусил гораздо больше, чем может прожевать. В начале августа, а затем еще раз в октябре Хусейн давал ясно понять, что готов вывести иракские войска из Кувейта в обмен на единоличный контроль над нефтяным месторождением Румайла, гарантированный доступ к Персидскому заливу, снятие санкций, а также урегулирование споров по вопросам добычи нефти и ценообразования [52]. Он также начал выпускать из заключения некоторых иностранцев, имевших несчастье оказаться в Ираке или Кувейте во время войны. В середине декабря последний из них был освобожден. В начале декабря Ирак приступил к обустройству новой границы с Кувейтом, что должно было демонстрировать, что Багдад отказался от намерений сделать Кувейт частью Ирака. Правда, истинное намерение иракской стороны в вопросах демаркации границы до конца не было ясным [53]. А в начале января Хусейн сделал еще одно более существенное предложение по мирному урегулированию вопроса. Администрация Буша решила проигнорировать все предложения иракской стороны. В ответ на августовское предложение Саддама Хусейна Госдепартамент «категорически» отрицал, что оно когда-либо делалось. Это же подтвердил затем и Белый дом [54]. Позднее в стенограммах Конгресса было записано: «Иракцы, по-видимому, считают, что вторжение в Кувейт позволит привлечь к ним внимание мировой общественности, выторговать для себя в ходе переговоров преференции в экономике и затем вывести свои войска из Кувейта… Дипломатическое решение вопроса, отвечающее интересам Соединенных Штатов, вероятно, могло быть достигнуто в течение первых дней после вторжения». Администрация Буша, говорится в документе Конгресса, хотела любым способом избежать того, что могло бы выглядеть как поощрение вторжения. Однако отставной офицер сухопутных войск США, действовавший в качестве посредника в августовских переговорах, заявил впоследствии, что мирное предложение «уже шло вразрез с проводимой политической линией» [55]. Но после прохождения определенной точки в процессе наращивания своей военной мощи могли ли Соединенные Штаты допустить мирное разрешение конфликта, даже если бы они этого хотели? Бывший помощник министра обороны Лоуренс Корб Lawrence Korb в конце ноября поделился своими наблюдениями. Он сказал, что все структурные подразделения министерства обороны старались принять участие в военной операции, чтобы доказать свою значимость и необходимость их сохранения в структуре МО, чтобы гарантировать их длительное финансирование: «К середине января… Соединенные Штаты будут иметь в Персидском заливе более 400 тысяч военнослужащих [оказалось, более 500 тысяч] всех пяти видов вооруженных сил даже включая береговую охрану. Это примерно на 100 тысяч больше, чем было в Европе в любое время в ходе холодной войны. По окончании развертывания группировки сухопутные войска будут насчитывать восемь дивизий, дислоцированных на территории Саудовской Аравии в два раза больше, чем было в Европе , две трети всех подразделений и частей морской пехоты будут развернуты в зоне конфликта… Командование военно-морских сил направит в зону конфликта шесть из имеющихся четырнадцати авианосных ударных групп, два из четырех линейных кораблей и одну из двух групп десантных транспортов… В зоне конфликта командование ВВС уже разместило девять из двадцати четырех действующих тактических авиакрыльев, а также бомбардировщики. Планируются к отправке в зону конфликта части и подразделения резервистов. Корб с удивлением спрашивает, могло ли высшее командование ВС США не поддаться давлению, оказывавшемуся со стороны командований видов вооруженных сил? Например, не поддаться давлению со стороны командования ВМС, отдавшего приказ направить несколько авианосцев в узкие и опасные воды Персидского залива только для того, чтобы быть поближе к театру военных действий? Не поддаться давлению со стороны командования Корпуса морской пехоты, которое, возможно, хотело доказать, что десантные операции все еще необходимы в ходе военных действий, и продемонстрировать высадку на неприятельский берег? И могли ли сухопутные войска оставаться в стороне, когда предпочтение отдается военно-воздушным силам [56]? Высшее военное командование сопротивляться давлению не смогло, и это продлило войну. Американские военные и президент Буш должны были показать всю свою мощь, показать, что они могут вести самые современные, с использованием новейших разработок, войны, и никакие сигналы из Ирака о переговорах и миротворцы не должны были все испортить. Журнал «Форчун», в простой форме описывая стойкость Буша, так описал довоенный период: «Президент и его люди работали сверхурочно, чтобы устранить некоторых политиков в арабском мире, Франции и Советском Союзе, выступавших за мирное урегулирование конфликта. Ведь такие политики могли позволить Саддаму Хусейну сохранить лицо и выпутаться из устроенной Бушем ловушки. Снова и снова Буш повторял свою мантру: никаких переговоров, никаких сделок, никаких попыток сохранить лицо, никаких компенсаций и в особенности никакой увязки с палестинской мирной конференцией [пункт, на который Ирак обращал внимание несколько раз]» [57]. Стало известно, что в период рождественских праздников Джордж Буш корпел над каждой из 82 страниц исключительно детального доклада «Международной амнистии» Amnesty International об арестах, насилии и пытках в Кувейте со стороны иракских властей. После праздников он сказал своим сотрудникам, что его совесть чиста: «Это ситуация, где черное противостоит белому, зло противостоит добру. Этот человек должен быть остановлен» [58]. К сожалению, нет сведений относительно того, читал ли когда-нибудь Буш хоть что-то из большого количества докладов этой неправительственной организации об аналогичных омерзительных случаях нарушений прав человека и вероисповедания, совершенных союзниками Вашингтона в Гватемале, Сальвадоре, Афганистане, Анголе и Никарагуа.
Представители ВС США под разным соусом несколько раз заявили, что американская инфраструктура не пострадала, как и «живая сила». Никто из американских военнослужащих и ни один американский объект не пострадал», — прокомментировал пресс-секретарь Совета национальной безопасности Белого дома Эдриен Уотсон. Позже добавили, что поддерживают суверенитет, независимость и территориальную целостность Ирака. Конечно, США может и, возможно, нанесет ответный удар по Ирану. Но на этот момент в Белом доме не готовы даже на грозные заявления. Понять администрацию Джо Байдена можно. США в последнее время и так ведут себя на Ближнем Востоке словно слон в посудной лавке. Об этом уже не раз заявлял Президент Реджеп Тайип Эрдоган. Так чем же ответят США и Израиль? Они будут бить по иранским «прокси», прежде всего на территории Сирии и Ливана. Но американцы и так это делают. Поэтому слишком большой эскалации, видимо, не будет», — считает Марков.
Агрессия Ирака против Кувейта.
Однако США, возглавлявшие антииракскую коалицию, по крайней мере с середины января 1991 г. С середины января 1991 г. Курс США состоял в нанесении полного и убедительного военного поражения Ираку. Это дало бы им еще большую возможность не только сохранить, но и усилить свои позиции в нефтеносном регионе Персидского залива, где С. Хусейн вознамерился было утвердить свои гегемонистские позиции. Победа над Ираком усилила бы и военно-политические позиции стратегического партнера США на Ближнем Востоке - Израиля, для которого Ирак являлся одним из сильнейших региональных противников. Кроме того, военная победа над Ираком была нужна США и как средство ослабления в стране «вьетнамского синдрома». Со всех этих точек зрения Соединенным Штатам представился весьма удобный случай решать свои задачи, к тому же привлекая и используя силы членов международной антииракской коалиции. Именно этой настроенностью на военно-силовое решение кризиса и следует объяснить решительный отказ США принять предложение СССР от 18 февраля 1991 г. Как известно, США, выдвинув свой предельно жесткий ультиматум немедленное заявление С. Хуссейна о подчинении резолюциям СБ ООН, о выводе всех иракских войск в недельный срок, начиная с 19 февраля и получив отрицательный ответ, 24 февраля 1991 г.
Эти действия оказались столь молниеносными и разгромными, что Ирак 26 февраля 1991 г. Силы коалиции прекратили огонь 28 февраля. Наземная операция сил коалиции длилась всего около 100 часов. Всего же военная операция «Буря в пустыне», начавшаяся 16 января 1991 г. Конференция лидеров партий Социнтерна, собравшаяся 9 марта 1991 г. В ней выражено «сожаление», что ООН была вынуждена «прибегнуть к силе как к крайнему средству для обеспечения вывода иракских войск из Кувейта, но что эта мера была необходима из-за отказа Ирака выполнить резолюции СБ ООН». Резолюция обращает особое внимание на то, что мировое сообщество решилось на применение силы «только после того, как Ирак недвусмысленно продемонстрировал свое пренебрежительное отношение к решению ООН о выводе его войск из Кувейта», оно предприняло этот шаг «с целью нанести поражение интервентам и защитить принципы Устава ООН». Касаясь вопросов будущего региона, участники конференции призвали мировое сообщество установить жестокий контроль над продажей и распространением оружия, добиться решения всех ближневосточных проблем, в том числе палестинского, мирными политическими средствами, предотвратить любую возможность агрессии, обеспечить стабильность и мирное сосуществование государств региона. Как ключевое направление движения к указанным целям резолюция указывает на «демократическое экономическое и социальное развитие» всех стран региона, которое мировое сообщество должно поддерживать. В резолюции зафиксирована готовность Социнтерна сделать все от него зависящее, чтобы в регионе восторжествовали мир и безопасность для всех стран.
Данная резолюция была последней в серии резолюций, принятых Социнтерном в связи с военно-политическим кризисом в Персидском заливе в начале 90-х годов. С разгромом иракской армии в конце февраля 1991 г. Для позиции Социнтерна во время кризиса были характерны последовательное осуждение действий агрессора, требование вывода его войск из Кувейта, принципиальная поддержка решений СБ ООН, принятых в связи с иракской агрессией, и в то же время призывы использовать мирные политические средства и методы.
Некоторые источники говорят о том, что разведка США смогла заразить вирусом компьютеры иракских военных, что привело к сильной дезорганизации работы системы ПВО. Есть свидетельства и о большом количестве предательств и подкупов иракского офицерского состава, впрочем, это не умаляет заслуг американцев и их союзников, так как это также важнейшие элементы любой войны. Иракские войска были буквально сметены. Силы коалиции начали наступление сразу с нескольких сторон, планируя создать внешний и внутренний фронт окружения.
Важным фактором при окружении Иракских войск, располагающихся в Кувейте, стало уничтожение всех мостов через Евфрат это сделала авиация. После этого отступить на северный берег Евфрата и уйти вглубь Ирака было уже невозможно. Еще до начала наземной операции, Иракская армия уже имела потери не менее 30 тысяч человек. Уже к середине 25 февраля Эль-Кувейт столица Кувейта была окружена, после чего обороняющиеся стали массово сдаваться в плен, 26 февраля иракские военные оставили столицу. Наступление шло по всем направлениям, в том числе и собственно на территорию Ирака. В результате разгрома основных сил Ирака, 28 февраля Саддам Хусейн был вынужден прекратить боевые действия и принять все требования ООН. После этого, 3 марта, Норман Шварцкопф командующий силами коалиции, четырехзвездочный генерал ВС США и Халед бин Султан фельдмаршал армии Саудовской Аравии на захваченной иракской авиабазе Сафван подписали с представителями иракской стороны соглашение о прекращении огня.
Глубоко эшелонированная и, по стандартам того времени, вполне современная система иракской ПВО, включавшая в себя в основном советские и французские образцы вооружений, понесла серьезные потери.
Особенно следует отметить, что в ходе этой кампании американские генералы впервые широко использовали космические средства: еще до начала бомбардировок была развернута орбитальная группировка космических аппаратов, насчитывавшая более пятисот единиц, пятьдесят из которых относились к классу разведывательных. У Саддама Хусейна, несомненно, видевшего все эти приготовления, имелся собственный план противодействия. Уже через шесть часов после начала бомбардировок Саддам Хусейн выступил с обращением к нации, в котором попытался разыграть антиеврейскую карту, обвинив в происходящем "международные сионистские организации". После этого Ирак начал обстрел территории Израиля ракетами "Скад" ракеты эти наделали среди израильтян больше паники, чем причинили реального вреда. Тем самым Хусейн хотел привлечь на свою сторону арабский мир, смотревший на его действия в ту пору весьма неодобрительно. Кроме того, Саддам решил поразить врага, так сказать, экологическим оружием: он распорядился сливать нефть из кувейтских скважин в Персидский залив и поджечь несколько месторождений. В целом он продолжал уповать на мощь своей армии, справедливо считавшейся тогда как и сегодня одной из самых мощных и боеспособных на Ближнем Востоке. Ирак к тому времени накопил немалое количество современных вооружений, а его военные инженеры, к примеру, славились своим умением возводить оборонительные сооружения.
Однако МНС не спешили бросать в бой наземные войска. Продолжительные бомбардировки Ирака и иракских позиций в Кувейте, с применением всех новейших разработок военной техники, длились 39 дней. Лишь 24 февраля, после того как военная инфраструктура Ирака была в целом сломлена, генерал Шварцкопф решил двинуть в бой сухопутные силы. При этом обе стороны развернули широкую кампанию по дезинформации противника. Так, десантное соединение МНС своими демонстративными действиями вынудило Багдад поверить в неизбежность морской десантной операции на побережье Кувейта, в результате чего иракцы стянули в противодесантную оборону до пяти дивизий своих войск, значительно облегчив этим наступление 1-й и 2-й экспедиционных дивизий морской пехоты США на другом направлении. В свою очередь Хусейн не упускал случая обмануть противника. Еще до начала боевых действий Ирак закупил у туринской компании МВМ множество макетов танков, боевых самолетов, ракетных установок, мостов, оборонительных сооружений и химических заводов из синтетических материалов, снабженных электронными устройствами и даже излучавших тепло. Эти ложные цели не могли опознать даже американские космические спутники.
Я сам никогда не отдам такой приказ, но я последую за человеком, который сделает это" с. Несомненный интерес вызывают авторские комментарии и выводы. Главная мысль К. Вудса сводится к тому, что авторитарный характер режима в принципе лишал военных возможности честно анализировать причины неудач, поскольку это неизбежно затронуло бы авторитет политического руководства в Ираке. Автор пишет, что даже если С. Хусейн с готовностью признавал допущенные тактические ошибки и промахи, то никогда не хотел честно говорить о фундаментальных причинах, лежащих в основе неудач иракских войск в войне. Делая справедливые замечания по поводу боязни военных в тоталитарных и авторитарных государствах проявлять высокий уровень самостоятельности на поле боя, К. Вудс не без оснований считает маловероятным, чтобы С.
Хусейн принял ответ, который связал бы безынициативность командиров с природой самого режима с. Символично, по мнению К. Вудса, и то, что иракским военачальникам приходилось испрашивать у политического руководства специального разрешения на рассмотрение негативных сторон своих боевых операций в военных учебных заведениях с. Своеобразное свидетельство стратегической слабости иракского руководства автор видел и в том, что иракские исследования, посвященные анализу войны в Персидском заливе, как правило, заканчивались выводами, распределенными всего в две категории: "Слабые стороны противника" и "Сильные стороны наших войск". Пропущенные категории, отмечает К. Вудс, говорили сами за себя с. С нашей точки зрения, невозможность извлечения иракскими военными надлежащих уроков из боевых действий 1990-1991 годов в силу строгой цензуры, наложенной политическим руководством, не позволила Ираку адекватно оценить военную обстановку накануне войны 2003 года и может считаться одной из причин быстрого падения режима С. Новые источники, использованные К.
Вудсом, свидетельствуют о необоснованной уверенности некоторых иракских руководителей в начальный период конфликта в Персидском заливе в собственной победе в надвигающейся войне. Так, Иззат-аль-Дури, член Совет революционного командования, высшего органа управления Ирака, доказывал в ноябре 1990 года, что США не смогут победить Ирак без применения ядерной бомбы. С ним соглашался и вице-президент Ирака Таха Рамадан, считавший, что "война с Америкой будет легче, чем война с Ираном", и заявлявший по этому поводу: "У Америки нет границ с нами. Американские солдаты не такие, как наши или иранские… По нашим данным, ни саудовцы, ни египтяне, ни сирийцы не собираются сражаться с нами. Это будет идеальная война" с. Излишнюю самонадеянность проявило Багдадское руководство и в отношении резолюции 678 Совбеза ООН от 29 ноября 1990 года, уполномочившей государства-члены "использовать все необходимые средства" для разрешения конфликта в регионе Персидского залива. Скажем, к примеру, что в СССР ее расценили как "карт-бланш", "зеленый свет" вооруженным действиям антииракской коалиции"10. В Ираке, наоборот, ее восприняли без опасений.
Иракские официальные лица отмечали, что если в августе 1990 года, во время вторжения в Кувейт, весь мир фактически объединился против Ирака, то голосование по резолюции 678 было уже не столь однозначным. В Багдаде обращали внимание на нарастание антивоенных движений в Европе и Америке и считали, что любое откладывание военной операции - а резолюция 678 установила срок вывода иракских войск из Кувейта до 15 января 1991 года - идет им на пользу с. Критикуя иракских правителей, К. Вудс вместе с тем опровергает и тех исследователей, кто писал об улучшении американо-иракских взаимоотношений в конце 80-х - начале 90-х годов ХХ века11. На основе новых документов он вскрывает сильные антиамериканские настроения, царившие в иракском руководстве, серьезно полагавшем, что США организовали заговор против Ирака с. По мнению К. Вудса, эти "конспирологические теории заговора" оказали самое непосредственное влияние на процесс принятия стратегических решений с. В принципе, с подобным выводом нельзя не согласиться.
Война в Персидском заливе (1991)
Собственно, война в Ираке показала, что оккупация мало что дает. Между тем, Ирак страдал от тех же самых обстоятельств, которые вплотную «дожимали» Советский Союз, и привели к его развалу в декабре 1991 года. коалиция стран во главе с США подвергла массированной бомбардировке войска Ирака, за полгода до этого вторгшиеся на территорию небольшого, но очень богатого соседнего Кувейта. 17 января 1991 года вооруженные силы США и стран Международной коалиции ООН начали военную операцию «Буря в пустыне» (Operation Desert Storm), направленную на уничтожение иракских войск, занявших соседний Кувейт. Этот день в истории: Двадцать шесть лет назад, одно из самых жестоких массовых убийств в истории войны произошло в Ираке, на трассе 80, примерно в 32 км к западу от Эль-Кувейта. В ночь с 26 на 27 февраля 1991 года, тысячи иракских солдат и гражданских лиц отступали в. 28 февраля 1991 года завершилась Война в Персидском заливе между Ираком и многонациональными силами во главе с США за освобождение Кувейта.
Восстания 1991 года в Ираке - 1991 uprisings in Iraq
PIPL • 27 февраля 1991 года «Шоссе смерти» или методы войны США | Ровно 25 лет назад, 17 января 1991 года, началась операция многонациональных сил (МНС), получившая название «Буря в пустыне». Санкционированная Совбезом ООН, эта война была направлена на освобождение захваченного Ираком Кувейта. |
Тегеран атаковал базу США в Ираке: почему Байден не решится на вторжение в Иран | Специальная комиссия ООН, оценивая состояние Ирака после войны, пришла к выводу: в результате бомбардировок, обстрелов, наземных сражений Ирак находится в состоянии, близком к «апокалипсическому» и отброшен в «доиндустриальную эпоху». |
Перечитывая историю войны в Персидском заливе (1990–1991 гг.) | Причина: Чтобы завершить то, что не было сделано в ходе войны 1991 года (тогда войска антииракской коалиции во главе с США, разгромили иракские войска, захватившие Кувейт, но не вошли на территорию Ирака). |
25 лет после Войны в Персидском заливе воспоминания очевидцев — РТ на русском | Война в Персидском заливе — вооруженная кампания 1990–1991 годов, которую вела военная коалиция из 35 стран в ответ на вторжение Ирака в вляемые Соединенными Штатами усилия коалиции против Ирака проводились в два ключевых этапа. |