Новости тамбовские епархиальные ведомости 1861 1917

Новости Тамбовской епархии сегодня. Тамбовские епархиальные ведомости. Тамбовская духовная семинария буклет. Дата учреждения русской митрополии. Митрополия это в истории. Божественные литургии в духовной семинарии города Саратов. В галере выдающихся он — первый. Тамбовские вузы, тамбовские новости, тамбовские волки, тамбовские епархиальные ведомости архив.

Тамбовские епархиальные ведомости - фото сборник

сканы переведены в текст, текст официальной части выверен. ЕПАРХИАЛЬНЫЕ ВЕдомосТИ ТАМБОВСКИЕ ¹ 10 (22) 2009 МОСКОВСКИЙ ПАТРИАРХАТ К 75-летию со дня рождения протоиерея. Журнал «Тамбовские епархиальные ведомости» был основан святителем Феофаном Затворником в 1861 году и просуществовал до 1918 года (в этот год вышел только один номер). Тамбовские епархиальные ведомости. Тамбовская епархия выпустила очередной номер журнала «Тамбовские епархиальные ведомости» №1 (181) 2023. В номер вошли статьи, освещающие жизнь митрополии — Тамбовской и Рассказовской, Мичуринской и Уваровской епархий, значимые события.

Каталог файлов

Тамбовския Епархиальныя Ведомости [Текст]: журнал / Тамб. духов. семинария. Заглавие: Тамбовские епархиальные ведомости. Г. 57 1917, № 26. Библиотечный фонд: Российская Национальная Библиотека. Полное библиографическое описание. Например, активно поддержал ведение нового немецкого качества Б Мендельсон. Тамбовские знатоки, тамбовские фасады, тамбовские епархиальные ведомости 1861-1917, тамбовские группировки.

1. Обзор источников и литературы по истории Тамбовской епархии (републикация)

В региональной электронной библиотеке исследователям доступно более 2000 оцифрованных изданий из научно-справочной библиотеки Государственного архива Тамбовской области. Это адрес-календари, Тамбовские епархиальные ведомости, газеты периода Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Пушкина» перейти по ссылке 15122 просмотра.

На дом задавалось чтение из учебника для заучивания наизусть, а затем в классе ученик отвечал домашнее задание. Бывший воспитанник семинарии Николай Евгенов, однако, вспоминал, что дома они де-лали только письменные упражнения, но не читали, по-скольку библиотека состояла из книг на латинском язы-ке, которые они изучали в классе. Каждый урок начинался с молитвы «Царю Небес-ный», а заканчивался молитвой «Достойно есть». Учени-ки отделений до 80 человек в каждом закреплялись по 3-4 человека за лучшими воспитанниками, которых на-зывали «авдиторами» от латинского audio — слушать. Учитель начинал урок с просмотра указанных «нотатов». Он также написал и издал в 1838 году первую грамматику мордовского языка16. Безвременная кончина педагога и лингвиста, последовавшая, вероятно, около 1840 г.

В группу мордовского языка были набраны семинаристы хоть как-то знакомые с мордовским наречием. Как видно из обозрения класса мордовского языка, в течение 1834 - 1835 гг. К концу года было переведено еще четыре главы. Дальнейшую работу Орнатова продолжил наставник Николай Тюменев, который перевел на мор-довский язык все четыре Евангелия. Изучение языка та-тар и мордвин в Тамбовской Духовной семинарии про-должалось вплоть до 1867 года. Преподавательский состав семинарии этого времени в основном состоял из выпускников духовных акаде-мий. На свои должности учителя назначались семинар-ским Правлением по представлению Академического Правления. Выпускник академии со степенью магистра богословия назначался на свою должность со званием профессора. Даже имея академический диплом и реко-мендации, кандидат на должность обязан был провести две пробные лекции, по результатам которых Правле-ние решало - принять его или нет.

Преподавателям клас-сических языков в помощники из старших воспитан- го времени являлось преподавание татарского и мордов-ского языков. Татары и мордва проживали в основном в северных уездах губернии: Спасском, Темниковском, Шацком и Елатомском. Отдельные поселения татар имелись в Тамбовском, а мордвы - в Кирсановском уез-дах. В миссионерских целях еще в 1820-х гг. По поводу открытия мордовского класса в рапорте се-минарского Правления на имя Тамбовского епископа писалось следующее: «Класс мордовского языка ныне же открыт в высшем отделении в одни и те же часы, в которые бывает класс татарского языка, так чтобы уче-ники по своему произволу обучались или татарскому или мордовскому языку. В класс мордовского языка опреде-лить наставника и профессора церковно-исторических наук и греческого языка Павла Орнатова, как знающего мордовский язык. Орнатову поставить в обязанность, чтобы он: преподал мордовскую грамматику, составил краткий мордово-русский словарь, грамматически разо-брал катехизис, и заставил их выучить оный, перевел чин церковной исповеди и из Нового Завета - Евангелие от Матфея со славянского на мордовский, и, наконец, приучил их к мордовскому разговорному языку, так чтобы они могли изъясняться на нем с мордвинами»14. Таким образом, перед первым преподавателем мордов-ского языка Павлом Петровичем Орнатовым ставилась настоящая исследовательская задача. Не имея под ру-кой ни учебников, ни словарей, он должен был выпол-нить все это сам.

Очерки из истории Тамбовского края. Тамбов, 2006. Саранск, 2003. Мордовская грамматика, состав- ленная на наречии мордвы-мокши Тамбовской семина-рии профессором магистром П. Жалование преподавателей было небольшим и его не хватало для проживания в губернском городе, особенно семейным. Современники отмечали, что семинарские преподаватели по образовательному цензу были выше многих чиновников в городе, однако жалование порой получали меньше, чем становой пристав, образование которого часто не простиралось далее элементарной грамотности. Среди преподавателей было очень много людей действительно достойных и преданных своему делу, оказавших заметное влияние на своих воспитан-ников. Один из них - магистр богословия протоиерей Иоанн Максимович Сладкопевцев - начал свою педа-гогическую деятельность в 1852 г. Дубасов писал о нем: «Иван Мак-симович стал любимым нашим наставником.

В классе у него всегда была совершенная тишина. Самые плохие ученики внимательно и напряженно вслушивались в его речи и кое-что усвояли из них. Сочинения наши Сладко-певцев разбирал внимательно и со своими серьезными критическими замечаниями возвращал каждому из нас лично»19. На погребении отца Иоанна в 1888 году, когда собрались почтить его память многие выпускники, один из них - преподаватель А. Быстров - говорил: «Были периоды нашей школьной жизни, когда Иоанн Мак-симович был для большей половины семинарии всем, как бы заменяя собою и начальника, и воспитателя, и учителя»20. Учениками протоиерея Сладкопевцева явля-лись известные иерархи Русской Церкви - митрополит Владимир Богоявленский , митрополит Антоний Вад-ковский , епископ Михаил Грибановский. Характеризуя педагогическую корпорацию Там-бовской Духовной семинарии исследуемого периода, можно согласиться с тем, что писал о ней протоиерей Виктор Певницкий: «Все профессора были люди умные и добрые, с подобающей солидностью внешней и с вели-кодушием внутренним. Все ученики их любили и уважа-ли за то именно, что они искренно желали и добивались, чтобы их преподавание принесло действительно пользу. Да будет вечная память этим умным и добрым настав-никам!

Им мы обязаны своим умственным и нравствен-ным развитием и надлежащим знанием»21. Духовная школа в России в XIX столетии. Вильно, 1908. Историко-статистическое описание Тамбовской епархии. Тамбов, 1861. Русские Православные иерархи: 992-1892 гг. Из истории епархии Митрополит Антоний Вадковский Page 41 ше, а в городе. Сначала был священником Покровского кафедрального собора в г. Тамбове, а с 1952 года и до своей кончины - настоятелем этого храма.

Почил протоиерей Аристарх Павлович Кедров 25 января 1954 года в г. Реабилитирован посмертно прокуратурой Тамбовской области 8 декабря 1995 года. Протоиерей Александр Сарычев Кедров Аристарх Павлович прожил 86 лет, из кото-рых полвека отдано церковной деятельности. Родился он 7 апреля 1868 года в селе Хилково Кирса-новского уезда Тамбовской губернии. Восемнадцатилет-ним юношей поступил в Тамбовскую Духовную семи-нарию, проучился там четыре года и успешно окончил ее в 1890 году. Через год был рукоположен во диакона, прослужил в этом сане шесть лет: сначала в селе Чернавка Кирсанов-ского района Тамбовской области, а затем в селе Космо-демьянском Тамбовского района этой же области. В 1897 году, как указывает сам Аристарх Павлович в анкете служителя религиозного культа, он держал ис-пытание по богословским предметам за V и VI клас-сы Духовной семинарии, и был рукоположен в сан священника. Служил сначала священником в селе Несвитском Кирсановского района Тамбовской области с 1897 по 1922 гг. А потом был пятнадцатилетний перерыв в церковной деятельности.

В 1929 году Кедров Аристарх Павлович был без суда изолирован на три года из своего района якобы за неуплату хлебного налога и отбывал наказание в Архангельской области. По возвращении из ссылки проживал в семьях своих дочерей у о. Аристарха было три дочери: Александра, Клавдия и Лидия сначала в Рязанской области, а потом в Тамбове. Только в 1944 году возобновилось священни-ческое служение о. И был он тогда уже в возрасте 76 лет. Только теперь он уже служил Богу и людям не на селе, как рань- Священник Аристарх Павлович Кедров 1868 - 1954 гг. Покровский собор г. Тамбова Page 42 Романов Григорий Павлович родился в январе 1888 года в православной крестьянской семье в с. Ханеневке Базарно-Карабулакского района Саратовской области.

Семья была очень большая, в ней дружно уживались представители разных поколений Романовых. Работали всем миром, с успехом вели крестьянское хозяйство: об-рабатывали землю, ухаживали за скотиной. Родители Григория были очень радушными и госте-приимными, давали приют нищим и странствующим. В такой атмосфере всеобщей любви и заботы рос малень-кий мальчик Гриша — будущий священник. С юных лет он подружился с девочкой из своего села Дашей 7 апреля 1888 г. Дашина мама совсем не была похожа на крестьянку, она с младен-чества воспитывалась в семье Адоевских вместе с детьми помещика его имение находилось по соседству с селом Ханеневка. В народе ее считали незаконнорожденной до-черью барина Адоевского. Мальчик оказался способным к учению. Он овладел гра-мотой и успешно закончил 3 класса начальной сельской земской школы.

Потом Григорий решил посвятить себя служению Богу. Для этого необходимо было получить соответствующее образование, и мальчик стал серьезно готовиться к поступлению в духовное учебное заведение. Гриша обратился за помощью к помещику Адоевскому, в доме которого находилась богатейшая библиотека. Барин позволил ему приходить и брать книги. Пытливый юно-ша занялся самообразованием. Благодаря этим занятиям Григорий расширил свой кругозор и приобрел все необ-ходимые для поступления знания. За это время Гриша и Даша поняли, что хотят связать свои судьбы воедино. В 1906 г. Даша была глубоко верующей и трудолюбивой девушкой, но совсем неграмотной.

Как вспоминает дочь Евгения Григорьевна, она знала только две буквы «р» и «д» — на-чальные от имени и фамилии. Талантливый и целеустремленный Григорий Рома-нов поступил в Саратовскую миссионерскую Кирилло-Мефодиевскую духовную школу и в 1914 году стал ее вы-пускником. С 1914 г. Репьевка Сердобского района Саратовской области. А после революции 1917 года Романова переве-ли псаломщиком в Покровскую церковь с. Садовка Воль-ского района Саратовской области, где он проработал два года. В 1919 году Григорий Романов был рукоположен в сан диакона и оставлен в той же Покровской церкви. Юрьев-ка Вольского района в Казанскую церковь. В 1925 году отца Григория назначили священником Казанской церк-ви с.

Озерок Вольского района Саратовской области. Там он прослужил до 1929 года. Потом батюшка вместе со своими домочадцами вернулся в родные места, где священствовал в Иоанно-Рыльской церкви с. Адоевщина Базарно-Карабулакского района Саратовской области. В семье Романовых родилось десятеро детей, трое из которых умерли младенцами. Родители воспитывали де-тей в православном духе, а также дали им образование. Например, старший сын Георгий 1911 г. Он стал псаломщиком и регентом в храме, где служил отец Григорий. В начале 30-х годов местная власть начала рушить хра-мы.

Романовы в это время проживали в селе Адоевщина Базарно-Карабулакского района Саратовской области.

В целях совершенствования уровня знаний учащих-ся в сентябре 1872 года по воскресным и праздничным дням было заведено чтение и объяснение дневного Еван-гелия или изложение истории праздника. До июля 1873 года этим занимался сам отец ректор. Одной из причин таких чтений стала скудость сведений об отцах Церкви в учебнике по церковной истории. В преподавании церковной истории долгое время использовался учебник архимандрита Иннокентия 1834 года издания , который абсолютно не соответ-ствовал требованиям новой программы. В 1872 году преподавание началось по учебнику Смирнова, одна-ко и у него были существенные недостатки, и прежде всего слабый патрологический отдел отсюда и воз-никла необходимость организовать специальные со-беседования и почти полное отсутствие необходимых карт. Чтобы как-то восполнить пробелы учебника, сам преподаватель церковной истории составлял записки, которые распространялись среди учеников. Впослед- ствии подобные записки были составлены по целому ряду других предметов, и в частности по истории ли-тературы и обзору философских учений. Для препо-давания богословских предметов педагоги пользова-лись учебниками, рекомендованными для духовных семинарий.

По догматическому богословию это был известный труд митрополита Макария Булгакова. В августе 1873 года архимандрит Димитрий, указывая на то, что «письмен-ные сочинения воспитанников одни из важных средств обучения»,8 предложил представлять ректору темы со-чинений воспитанников за неделю. Помощники ин-спектора ежемесячно должны были интересоваться в классах, даны ли темы сочинений. Отсрочка времени сдачи сочинений не допускалась, и о всех не сдавших во-время докладывалось Правлению. После рассмотрения сочинений они на один месяц возвращались воспитан-никам для изучения допущенных ошибок и сделанных преподавателем замечаний, а затем сдавались в архив. Предложение ректора было принято Правлением. В дальнейшем, в ходе обсуждения процедуры проверки сочинений, со стороны ректора последовал ряд замеча-ний педагогам, что, в свою очередь, вызвало недовольство некоторых преподавателей. В числе погрешностей поставлено на вид, что некоторые из них дозволяли себе делать на полях со-чинений заметки оскорбительные для учеников. Вполне согласен с тою мыслью, что не следует оскорблять учени-ков, я для пополнения замечания отца ректора, считаю нужным добавить несколько своих замечаний.

Бывают случаи, когда нужен и резкий тон учителя в том случае, когда ученик мало того, что не осознал свои недостатки, а даже услаждается своими мнимыми достоинствами. Пример: цитата из сочинения: «Жизнь человека — не-нормальное явление в мире - так что мне - плакать о по-тере ее? Говорю, - жизнь человека ненормальное явле-ние в мире, потому что она не может войти в гармонию с другими явлениями мироздания». Замечание учителя на полях: «Зачем так надуваться и притворяться фило-софом». Это замечание выставлено оскорбительным, но там же на полях замечание отца ректора: «Что за чепуха? Принадлежащая отцу ректору заметка также оскорбительна. Отцу ректору нужно было выставить на вид Педагогическому собранию и свою погрешность. К этому я долгом своим считаю присовокупить, что не со-всем педагогично поступают следящие за деятельностью наставников, когда на ученических сочинениях делают надписи: «Не выправлено, как следует». Это видно не только из того, как сочинения обсуждались на заседаниях Педагогического собрания, но и из увели-чения количества тем сочинений.

Если раньше их было три-четыре, то теперь по каждому предмету не менее пяти-шести. Приведем некоторые темы сочинений, ко-торые давались ученикам в 1881-1882 учебном году. По Священному Писанию им предлагалось ответить: «Как понять и чем объяснить идолослужение Соломона, ко-торое представляется совершенно несообразным с его необычной мудростью? По догматическому богословию преподаватель хотел знать мнение учеников на такие темы: «Рассужде-ние о характере действий Божиего Промысла вообще и о попущении в особенности», «Для чего Бог допускает деятельность злых духов и не стесняет свободы челове-ческого действия? По нравственному богос-ловию ученики должны были разобраться в следующем: «Выяснить понятие формальной и реальной свободы на основе исторического повествования Моисея о проис-хождении и падении первых людей и указать примеры идеальной доброй и злой свободы», «Справедливо ли утверждение: будто бы христианская религия требует любви к Богу и развивает нелюбовь к миру, тормозит прогресс и цивилизацию? По обзору философских учений надо было знать: «Несостоятельность учения Дарвина о происхождении видов», «Можно ли согласиться с мнением тех, которые отрицают прогресс в философии» и т. Они не были абстрактными, далекими от реальности, а, напротив, приближенными к насущным потребностям и запросам общества. Семинаристам предлагалось най-ти православный ответ на поставленные вопросы, руко-водствуясь Священным Писанием, трудами святых от-цов и ученых-богословов. Еще одно нововведение данного времени - состав-ление преподавателями семинарии отзывов на новые учебники и пособия.

В особенности это касалось посо-бий, издававшихся для изучения классических языков. Эти предметы чаще всего требовали от учителя творче-ской работы и умения правильно и грамотно распреде-лять учебный материал. Такая работа обычно поручалась лучшим преподавателям, и они подходили к ней с боль-шой ответственностью. Вот, например, какой отзыв дал В. Богоявленский в декабре 1875 года на хрестоматию по греческому языку, составленную Носовым: «Многие переводы статей повторяются; необходимо, по моему мнению, познакомить учеников и с произведениями Арриана и Геродота, писавших на разных диалектах … Можно сократить отдел образцов церковно-греческого языка, если во втором полугодии 4 класса будут уделять 2-3 урока в неделю на перевод экспромтом Евангелия от Луки и Деяния». В первой половине ХIX века в семинарии существовала несовершенная трехбалльная система. Ее сменила еще более неудобная, когда в ат-тестатах выпускников появлялись такие оценки, как: «весьма посредственно», «очень хорошо» и прочие. Ака-демическое правление не раз указывало Семинарско-му правлению, что в аттестате оценки должны выгля-деть определенно, но ситуация не менялась. Наконец в 1875 году была введена пятибалльная система отметок и приняты правила о том, каких критериев должны придерживаться педагоги при выставлении оценок за ответ.

Они состояли в следующем: «5 - за полный, по-следовательный, отчетливый и вполне сознательный при основном знании всего пройденного. В это же время были составлены четкие правила проведения годичных экзаменов: «1. Комиссии, производящие испытания, избираются Правлением в педагогическом собрании и утверждаются епископом. Комиссия должна состоять минимум из трех человек. Члены Комиссий составляют расписание экзаменов. Комиссии составляют ведомость воспитанников в алфавитном порядке: а средний бал устного отве-та за год, б средний бал за все сочинения, в средний балл за устные ответы и сочинения и оценка за эк-замен, выставляемая экзаменатором и его ассистен-том. В седьмой графе общий средний бал от 1 до 5. Окончательную отметку выносит Секретарь Прав-ления в особую ведомость. Испытание начинается ответом по билету.

Следует обращать внимание на основательность и собственные суждения воспитанни-ков, на степень умственного развития и в какой мере усвоены знания. Если не может ответить - дозволяет-ся взять другой билет, но тогда будут заданы дополни-тельные вопросы. Если отвечает удовлетворительно, но известен с плохой стороны, то берет 2-й и 3-й билет». Образование по-прежнему оста-валось специально-богословским, однако было углубле-но изучение общеобразовательных предметов, классиче-ских языков, церковного пения, а также расширен круг богословских предметов. Все это гарантировало подго-товку высокообразованных и ответственно относящих-ся к своему делу священнослужителей, стимулировало умственные способности учащихся, расширяло их ду-ховные запросы. Однако, приведя свою учебную систему в соответствие с общим стандартом, Тамбовская семи-нария утратила свою миссионерскую направленность, прекратив изучать языки инородцев, проживавших в Тамбовской губернии. Объяснительная записка к уставу духовных семинарий 1867 г. Там же. Из истории епархии Священник Василий Гаврилович Сазыкин Человек может годами молиться, ходить в храм, соблюдать установленные посты, но совер-шенно не разуметь, что такое духовная жизнь.

Религиозная жизнь вписывается для такого че- ловека в рамки материальной жизни, зачастую подчи-няясь ее законам. Это время духовной спячки. Иногда сам Господь будит человека особым обстоятельством, и всю жизнь вроде проживший религиозно человек всем сердцем тогда обращается по-настоящему к Богу, и становится священнослужителем. Так, наверное, про-изошло и с Василием Гавриловичем Сазыкиным, быв-шим помещиком, семья которого, как и многие другие, была раскулачена. Говоря о раскулачивании, в России следует выделить два периода государственного насилия: 1918-1921 гг. В ян-варе 1928 года был обнародован указ «арестовывать спекулянтов, кулаков, других дезорганизаторов», по-сле чего началась и «чистка» крестьянства. Зажиточ-ным крестьянам предлагалось сдать в кратчайшие сроки по заниженным в 3-4 раза ценам сельхозпро-дукцию. Были увеличены налоги с кулаков в 10 раз.

Она не была насильственно навязана церковному народу, а явилась результатом сознательного выбора, обусловленного обстоятельствами времени и формой государственного устройства Российской Империи. Не случайно, что на протяжении 200 лет подавляющая часть высшей иерархии не протестовала сколько-нибудь серьезно против сложившегося положения, а наоборот была активной проводницей этой системы в жизни Русской Церкви. При создании этой системы некоторые канонические нормы были не нарушены, а истолкованы нетрадиционно в соответствии с запросами общества и задачами, стоящими перед государством. Но Русская Церковь, как одна из поместных автокефальных церквей имела право на свое собственное церковное правотворчество, если оно не противоречило общевселенским правилам. И поэтому те нормы, и законы церковной жизни, которые установились в Синодальную эпоху, могут быть сравнимы с правилами, принимаемыми на поместных соборах, и они применимы к действию и руководству, даже и в настоящее время. Исходя из вышеизложенного можно утверждать, что власть епископа, на провинциальном уровне, не была зависима и не находилась в подчинении у власти государственной. Функции чиновников и епископа были строго разграничены. И вмешательство в дела друг друга было редким исключением, чаще связанным с обстоятельствами времени или личными взаимоотношениями представителей светской и духовной власти. Кратко рассмотрим деятельность некоторых, епископов этой эпохи, оставивших наиболее значительный след в истории епархии. Епископ Иона Василевский правил с 1811 по 1821 гг. Он обратил свое внимание, прежде всего на нравственное состояние духовенства, и соответственно на совершенствование духовно-учебной системы в епархии. При нем было открыто несколько духовных училищ: Тамбовское, Лебедянское и Липецкое. И таким образом заложены основы начального духовного образования. Он же первый среди тамбовских архиереев совершил обозрение епархии в 1813 г. До него епископ совершали лишь единичные поездки, не носившие обозрительного характера. В 1832 г. По-разному оценивали его деятельность современники и исследователи. Протоиерей Хитров, знавший владыку лично, отмечал, что он: «Улучшил житейский быт духовенства и его нравственное состояние, ослабил до изнеможения секту молоканскую, усилил способы содержания монастырей и вместе с тем облегчил нравственное преуспеяние монашества, значительно продвигнул вперед образование духовное юношества в семинарии, много содействовал благолепию церковному», а Андриевский осторожно замечает, что он: «Оживил строй Тамбовской епархии» [23]. Помимо обычных забот о духовенстве, монастырях и семинарии в деятельности тамбовских епископов, начиная с Арсения проявилась и новая область приложения сил: это борьба с сектантами и раскольниками, с которыми епископ Арсений повел решительную борьбу, не гнушаясь никакими средствами. Именно при нем в отношении к сектантам применялись по большей части меры административного принуждения и насилия. По его инициативе местные власти активно включались в эту борьбу и семьи сектантов массово высылались из губернии. Сменивший на тамбовской кафедре епископа Арсения епископ Николай Доброхотов, время правления 1841-1857 гг. До своего посвящения в епископы он был ректором Санкт-Петербургской духовной академии. Оказавшись на Тамбовской кафедре он, прежде всего, обратил внимание на материальное положение духовенства были упорядочены приходские штаты , на нравственное состояние паствы обязывал духовенство больше говорить проповедей и катехизических поучений, обучать народ общеупотребительным молитвам, заботится об открытии церковных школ. В среде простого народа имя его было необычайно популярно: ни одного несчастного не оставил он без нравственного или материального утешения. Мягкость, доброта, отеческая забота — основный черты правления епископа Николая, отличающие его от предшественников. И такое отношение простиралось и на сектантов, которых Преосвященный старался больше увещевать, чем принимать к ним меры административного воздействия. По этому поводу епископ находился в некоторой конфронтации с тамбовским губернатором П. Булгаковым, последний: «Жаловался на равнодушие епархиального начальства к распространению вредных сект». И хотя дело это закончилось в пользу епископа тем не менее Св. Синод поставил епископу на вид: «медленность его». Еще одна сторона деятельности епископа Николая - проповедническая. В историю епархии он вошел как «тамбовский златоуст».

Тамбовские епархиальные ведомости. Г. 57 1917, № 26

Фотограф: иеродиакон Зосима Клинков. Авторами статей являются заведующие и сотрудники отделов епархии, сотрудники, духовенство, ведущие научные сотрудники музеев, исторических отделов, студенты вузов и семинарии, а также прихожане храмов епархии. Тематика издания определяется его духовно-просветительской направленностью.

Прибавление Мойка листов, чистка, отбеливание, устранение заломов, восстановление разрывов, следов от влаги, травление насекомых, реставрация обложки и корешка, устранение укусов от собак и восстановление заломов на картоне, восстановление после падений, восстановление тиснения и рисунков, художественная покраска всех элементов обложки от мастеров Ленинской библиотеки. Мелкий ремонт удаление пятен, плесени или реставрацию обложки, уголков, корешка, листов, переплета книги Показать контакты Объявление о покупке разыскивается книга Объявление о продаже.

Кермись Шацкого уезда автор священник П. Эпоха, последовавшая за 1917 годом, отмечена печатью полного отсутствия интереса к церковной тематике. Лишь в 1970-х годов вышло несколько трудов Клибанова посвященных сектантству в значительной мере с использованием тамбовского материала. Правда, в этот период заметен некоторый интерес к истории почитания св. Это были все антирелигиозные брошюрки, написанные с определенной целью, но, тем не менее, какую-то информацию несли и они. Падение советской системы, начавшееся «православной возрождение», не отмечено проявлением какого-либо острого интереса к епархиальной истории. Долгое время с 1992 года в этом направлении работала В.

Кученкова, заведующая при архиепископе Евгении епархиальным архивом до 2001 года. Почти все ее книги носят компилятивный и справочный характер, да они и составлялись как справочники. Такими можно назвать «Святыни Тамбовской епархии» 1993 года и «Жития Тамбовских архиереев» 1998 года. Однако по праву Валентину Андреевну можно назвать историком тамбовских храмов, так как ее книга «Тамбовские православные храмы» 1992 года и действительно раскрывает нам дотоле неизвестные страницы истории строительства наших храмов. Последняя книга Кученковой по церковной тематике «Архиепископ Евгений: Возрождение традиций» Тамбов, 2004. В книге изданной коллективом авторов Лёвин О. Н под названием «Кирсанов Православный» Москва, 1999 , собран огромный фактический материал по истории небольшой части епархии, а именно Кирсановского уезда после 1940-х гг.

В этом труде много воспоминаний участников описываемых событий и впервые сделана попытка не только описать, но главным образом дать срез именно религиозной жизни народа, и изучить те условия, в которых она протекала. Много лет спустя почти по аналогичному образцу была подготовлена книга «Моршанск православный», авторы ее Озорнов И. Чеботарева «Тамбовская епархия 40-60-е гг. Об истории мичуринских храмов рассказывает книга журналиста Белых М. По местной агиографии издано две брошюры «Тамбовский патерик» Тамбов, 1999. В книге первой собрана краткая информация о тамбовских святых, во второй о подвижниках благочестия г. Теме жизнеописания подвижников благочестия посвящены также следующие труды: «В западне Российского безбожия» Москва, 2003 о иеросхимонахе Павле Гулынине , подготовленной к печати его внуком протоиереем Александром Сарычевым, «Мичуринская подвижница схимонахиня Серафима Белоусова » Мичуринск , 2004 сборник воспоминаний о подвижнице, где вымысел очень сложно отличить от правды, «На службе Богу и России» Москва, 2002 сборник трудов архиепископа Феодора Поздеевского в бытность его ректором Тамбовской духовной семинарии.

Здесь стоит отметить отличную вступительную статью Р. Просветова о семинарии 1904-1906 гг. К обретению святых мощей преподобной Марфы Тамбовской, Тамбовская епархия подготовила прекрасно изданную книгу «Жизнеописание преподобной Марфы Тамбовской» Тамбов, 2007. Помимо жизнеописания в книгу вошел рассказ об истории Кирсановского Тихвинского-Богородицкого монастыря, а также описание обретения св. В последние годы было издано три справочных издания: «Тамбовская энциклопедия» Тамбов, 2004. Здесь более сотни статей касающихся местной церковной истории и фотоальбом «Храмы Тамбовской епархии» Тамбов, 2005. В альбоме есть изображения практически всех ныне действующих храмов, а если учесть, что на сегодняшний день некоторых из них просто не существуют в природе Верх Шибряй, Пересыпкино , то ценность подобной книги возрастает.

И наконец «Тамбовский мартиролог», авторами-составителями которого стали протоиерей А. Сарычев и В.

Пушкина» создана электронная библиотека Тамбовской области - информационная система, позволяющая накапливать, сохранять и использовать информационные ресурсы в удобном для пользователей виде через сеть Интернет. В проекте участвуют шесть учреждений культуры и два государственных архива Тамбовской области. В региональной электронной библиотеке исследователям доступно более 2000 оцифрованных изданий из научно-справочной библиотеки Государственного архива Тамбовской области.

ТАМБО́ВСКИЕ ЕПАРХИА́ЛЬНЫЕ ВЕ́ДОМОСТИ

Одним из серьезных дореволюционных изданий были «Тамбовские епархиальные ведомости» (ТЕВ), которые издавались с 1861 года благодаря епископу Феофану (Говорову; Затворнику Вышенскому). 4886-1917/ Екатеринославские епархиальные ведомости. Тамбовские епархиальные ведомости. Тамбов, 1861–1918. Художественная литература [2]. Саратовские епархиальные ведомости [48]. Страницы о перемещениях, назначениях, наградах и т.д. священнослужителей Саратовской епархии за 1865-1918 г.г. ТАМБОВСКИЕ ЕПАРХИАЛЬНЫЕ ВЕДОМОСТИ. «ТАМБОВСКИЕ ЕПАРХИАЛЬНЫЕ ВЕДОМОСТИ», периодическое издание, основано святителем Феофаном Затворником в бытность его епископом Тамбовским и Шацким в 1861.

Тамбовские епархиальные ведомости. № 12 (17 сентября 1861 г.). Прибавление

Gaceta, Diario, голл. Courant, Dagblad. Хмельницкая и Староконстантиновская епархия Украинской Православной Церкви. Епархиальное управление: Украина , 29013, г.

Феофан Затворник Вышенский 1815 - 1894 , епископ , затворник , святитель. Тверская и Кашинская епархия Русской Православной Церкви. Епархиальное управление: Россия , 170006, г.

Тамбовская и Мичуринская епархия Русской Православной Церкви. Епархиальное управление: Россия , 392000, г. Сергий Озеров ок.

Работали всем миром, с успехом вели крестьянское хозяйство: об-рабатывали землю, ухаживали за скотиной. Родители Григория были очень радушными и госте-приимными, давали приют нищим и странствующим. В такой атмосфере всеобщей любви и заботы рос малень-кий мальчик Гриша — будущий священник. С юных лет он подружился с девочкой из своего села Дашей 7 апреля 1888 г. Дашина мама совсем не была похожа на крестьянку, она с младен-чества воспитывалась в семье Адоевских вместе с детьми помещика его имение находилось по соседству с селом Ханеневка. В народе ее считали незаконнорожденной до-черью барина Адоевского.

Мальчик оказался способным к учению. Он овладел гра-мотой и успешно закончил 3 класса начальной сельской земской школы. Потом Григорий решил посвятить себя служению Богу. Для этого необходимо было получить соответствующее образование, и мальчик стал серьезно готовиться к поступлению в духовное учебное заведение. Гриша обратился за помощью к помещику Адоевскому, в доме которого находилась богатейшая библиотека. Барин позволил ему приходить и брать книги.

Пытливый юно-ша занялся самообразованием. Благодаря этим занятиям Григорий расширил свой кругозор и приобрел все необ-ходимые для поступления знания. За это время Гриша и Даша поняли, что хотят связать свои судьбы воедино. В 1906 г. Даша была глубоко верующей и трудолюбивой девушкой, но совсем неграмотной. Как вспоминает дочь Евгения Григорьевна, она знала только две буквы «р» и «д» — на-чальные от имени и фамилии.

Талантливый и целеустремленный Григорий Рома-нов поступил в Саратовскую миссионерскую Кирилло-Мефодиевскую духовную школу и в 1914 году стал ее вы-пускником. С 1914 г. Репьевка Сердобского района Саратовской области. А после революции 1917 года Романова переве-ли псаломщиком в Покровскую церковь с. Садовка Воль-ского района Саратовской области, где он проработал два года. В 1919 году Григорий Романов был рукоположен в сан диакона и оставлен в той же Покровской церкви.

Юрьев-ка Вольского района в Казанскую церковь. В 1925 году отца Григория назначили священником Казанской церк-ви с. Озерок Вольского района Саратовской области. Там он прослужил до 1929 года. Потом батюшка вместе со своими домочадцами вернулся в родные места, где священствовал в Иоанно-Рыльской церкви с. Адоевщина Базарно-Карабулакского района Саратовской области.

В семье Романовых родилось десятеро детей, трое из которых умерли младенцами. Родители воспитывали де-тей в православном духе, а также дали им образование. Например, старший сын Георгий 1911 г. Он стал псаломщиком и регентом в храме, где служил отец Григорий. В начале 30-х годов местная власть начала рушить хра-мы. Романовы в это время проживали в селе Адоевщина Базарно-Карабулакского района Саратовской области.

В один из дней, в феврале 1930 года, в селе Адоевщина около церкви собралась толпа народа. Безбожники хо-тели сбросить с церкви крест и колокол. Батюшка Гри-горий вышел из храма вместе с сыном Георгием. В руке отца Григория был крест. Он обратился к сельчанам с речью о недопущении осквернения святого храма. Не-смотря на это, крест и колокола все же сбросили, коло-кола разбили.

Плач стоял по всей Адоевщине. Отчаянно рыдали все: старики и старухи, молодые и малые. А отца Священник Григорий Павлович Романов 1888—1966 гг. Отбывали они срок на лесоповале в Архангельской обла-сти. Сыну Георгию было в это время 19 лет. Семью свя-щенника местные власти стали считать врагами народа.

Уже поговаривали о высылке их в Северный край. Но на-шлись добрые люди, которые помогли семье священника Романова переехать в г. Рассказово Тамбовской области. А в это время на лесоповале, когда батюшкин срок уже перевалил за половину, подошёл к нему однажды охран-ник и предупредил, что завтра отца Григория расстреляют. Доброжелатель предлагал священнику устроить побег. Но любящий отец беспокоился о сыне.

Тогда охранник заве-рил батюшку Григория, что такой музыкально-одарённый заключенный, как его сын Георгий, не пропадёт и скоро вернётся домой. И Григорий Павлович согласился. Охран-ник принёс ему одежду и еду, и батюшка бежал. В тюрь-ме в документах отметили, что Романов Г. Беглец благополучно добрался до своей семьи в г. Сначала родные его прятали, пото-му что боялись нового ареста.

Потом отец Григорий пере-стал таиться, стал ходить в местный храм, скрывая своё священство. В церкви на него обратили внимание и при-гласили читать и петь на клиросе. Батюшка согласился. Он помогал при храме, успевая при этом работать сани-таром в ветлечебнице г. Рассказово, куда устроился в 1934 году и где проработал до 1946 года. Сын Георгий в 1933 г.

До войны устро-ился работать на Арженскую фабрику, где сменил много рабочих мест. Георгий Григорьевич организовал в клубе им. Кирова хор и был руководителем этого хора. В 1941 г. Георгий Романов по-гиб в первый год войны. У Григория Романова было три брата, двое из которых были священниками.

Он служил священником с 1910 по 1935 год. Постановление приведено в исполнение 15 дека-бря 1937 года в г. Вольске Саратовской области. Второй брат — священник Александр Романов — служил где-то в Саратовской области. Никаких сведений о нем нет. А третий брат Иван был офицером царской армии, во время революции 1917 г.

В 1944 году Тамбовскую епархию возглавил архиепи-скоп Лука Войно-Ясенецкий. Постепенно начали от-крываться храмы. Душа отца Григория тянулась к служе-нию у престола Божия. Он поехал в г. Тамбов на прием к архиепископу, которому и поведал всю свою жизнь. Пра-вящий архиерей, проэкзаменовав батюшку, направил в мае 1946 года отца Григория служить в Богоявленскую церковь с.

Верхние Пупки Дегтянского района. В февра-ле 1948 года он был переведён в село Царевка Знамен-ского района, где прослужил до 1951 года. Незамедлительно об этом после-довал доклад уполномоченному. И правящий архиерей Иоасаф объявил священнику Романову строгий выговор с предупреждением. Через три месяца архиепископ Иоа-саф перевел служить батюшку сначала в с. Ивановку Сам-пурского района на небольшой срок, а затем в марте 1952 г.

По болезни в возрас-те 74 лет священник Григорий Романов ушёл за штат. В 1965 г. Похоронен он был на клад-бище в г. Page 44 мысленное море всечеловеческого сообщества, то мно-гообразная горечь несчастий и смерти не превратилась бы в сладость, и жизнь на нашей планете окончательно потеряла бы всякий смысл. Давайте теперь обратимся к нашей практической жизни и рассмотрим ее несколько яснее и подробнее. Если бы не Крест, то откуда бы тогда появилась Цер-ковь?

Если бы не Крест, то откуда освящение? Откуда совершение таинств? Откуда печать дарований? Отку-да источник Благодати? Откуда надежда обетования? Если бы не Крест, то откуда бы взялось всеоружие наше: броня, шлем, щит; и в чем тогда мы воевали бы против начал, против властей, против мироправителей века сего и против духов лукавства ср.

Если бы не Крест, то откуда мы взяли бы мужество, на-дежду, противостояние врагу и победу над ним? Разве осуществилось бы тогда поражение и падение наших противников? Волнующаяся сила греха, коварное и злобное безумие демонов, уступчивость и неустойчи-вость нашей природы, ужасные и коварные властители нашего рода — все это было окончательно сокрушено Крестом. Теперь любой возраст во все времена уча-ствует в «военных действиях» против духовных врагов В древнем Израиле особенно почитался Ковчег За-вета, который буквально был душой израильского на-рода. В Ветхом Завете везде заметны ностальгические чувства и любовь по отношению к нему, благоговение и почитание его.

Ограниченный просмотр Вы находитесь в режиме ограниченного доступа к "Электронной библиотеке Тамбовской области" и просмотрели допустимое число страниц. Если вы хотите пользоваться электронной библиотекой без ограничений, необходимо осуществить вход на сайт. Для этого вы можете использовать свою учётную запись в одной из предложенных социальных сетей.

К сим книгам села Новой Грязновки Явленский поп Иларион руку приложил». В 1709 году на средства прихожан была построена Казанская церковь, деревянная, холодная. Впоследствии Новое Грязное заселяли служилые люди казаки, солдаты. В 1710 году в 103 домах здесь жили 440 человек. В 1745 году население составляло 264 чел. Пашни 1344 и лесу 66 десятин". В списках населённых мест Тамбовской губернии по сведениям 1862 года именуется как казенное село Новое Грязное при рч. В нём было 146 дворов с населением 1416 человек мужчин — 690, женщин — 726. В селе располагались церковь, купоросный завод и мельница. Купоросный завод принадлежал купцам Порошиным, затем купцам Котельниковым. В 1880 году в Новом Грязном было 220 дворов, а население составляло 1843 человека. До начала 1880-х годов в селе работала водяная 2-этажная, деревянная мельница. По данным переписи 1897 года в Н. Грязном проживало 1950 человек мужчин — 903, женщин — 1047. В 1910 году домохозяйств было 331, земли — 3338 десятин. В историко-статистическом описании Тамбовской епархии 1911 года сообщается, что в Новом Грязном насчитывалось 300 дворов с населением 2160 человек мужчин — 1063, женщин — 1097. Крестьяне имели по 20 саженей земли на душу в каждом поле. Школ в селе было две: церковно-приходская, смешанная и земская. Имелось церковно-приходское попечительство. В 1914 году население составляло 2392 человек мужчин — 1195, женщин — 1197. Земли было 3265 десятин. В 1917 году в селе проживало 2461 человек.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий