Сербская Церковь уже прославила воина-мученика Евгения как местночтимого святого, а Постоянная конференция Православных Канонических Епископов Америки внесла в чин панихиды для армейских священников слова о «новомученике Евгении Воине». Святой мученик Евгений жестоко пострадал за веру Христову при императоре Диоклитиане (284-305) в Севастии Армянской.
20 ноября — память святых 33-ти мучеников Мелитинских и с ними мученика Евгения
С этими словами он поспешно вышел из дому, а жена провожала его с радостью. Мардарий направился к одному именитому авракинскому гражданину Мукарору, человеку богатому и знатному, приветствовал его и сказал: — Вот я иду к твоему другу и родственнику Кирисику и, если Богу угодно будет, буду ему спутником и вместе с ним понесу подвиг мученический. Будь, после Бога, заступником моей жене и моим детям в этой жизни, а я, если найду милость у Бога, помогу тебе в тот день, когда все мы предстанем пред Ним, и ты получишь себе награду. Тогда Мардарий простился с Мукарором, пошел и нагнал святых уже около самого города.
Громко воззвал он к Евстратию: — Господин Кирисик! Как овца приходит к своему пастырю, так и я пришел к тебе, желая сопутствовать всем вам. Прими же меня и причисли к своей святой дружине и приведи меня, хотя и недостоин я того, к подвигу мученическому, чтобы сделаться мне исповедником Господа Иисуса Христа.
Затем еще громче он воскликнул: — Слушайте, слуги диавола, слушайте! И я — христианин, как и господин мой Евстратий. Тотчас же воины схватили его и, связав, вместе с остальными христианами бросили в темницу, о чем и известили Лизия, который тотчас же открыл суд.
Воины, по обычаю, стали приводить христиан из темницы. Приведен был, между прочими, и Авксентий — нагой и связанный по рукам верёвками; прочие же христиане стояли около и смотрели. Судья сказал святому: — Авксентий!
Избавь нас от труда, а себя от мучений, скажи: не оставил ли ты свое тщетное и пагубное для тебя неповиновение и не возвратился ли к нашим милостивым богам? Хотя бы ты и умертвил меня посредством меча или огня, но ни в каком случае не будешь в силах изменить мои мысли. Итак, лучше делай, что хотел.
Тогда мучитель изрёк следующий смертный приговор: — Авксентий, который, после многих мучений, до сих пор остается при своем безумстве, пусть лишен будет жизни чрез заслуженную им казнь посредством усечения мечом. Исполнение сего приговора должно быть совершено в глухом лесу, чтобы его презренное тело не могло быть погребено подобающим образом. А тот, который дерзнул недавно присоединиться к узникам, пусть будет выведен сюда на средину, сейчас же получит почесть, которой он добивается.
Пока воины освобождали Мардария от верёвок, он говорил святому Евстратию: — Господин мой Кирисик! Умоляю тебя, молись за меня Богу и научи меня, что мне отвечать губителю, чтобы как-нибудь не обольстил сей жестокий мучитель меня, простого и некнижного человека. Святой Евстратий сказал ему: — Повторяй, брат мой Мардарий, неизменно только одно: «Я — христианин», «Я — раб Христов», и больше ничего не отвечай, чтобы он ни стал тебе говорить, или с тобою делать.
Когда воины привели Мардария пред Лизия, они сказали: — Вот — узник, взятый недавно. Лизий сказал: — Пусть он назовет нам свое имя, отечество, занятие, место жительства и скажет, какой он веры? Я — раб Христов.
Более от него не могли ничего добиться. Лизий, видя его непоколебимость, приказал провертеть ему ноги железными кольями и, продев верёвки, повесить его вниз головою, потом колоть и опалять всё его тело раскаленными железными гвоздями. Долго висел и был мучим Мардарий и, наконец, воскликнул: — Господи!
Благодарю Тебя, что Ты сподобил меня сих благ! Того лишь я и желал, чтобы быть спасенным Тобою и к сему стремился: приими же душу мою в мире. Произнесши это, он умер.
Когда тело Мардария убрали с места мучения, Лизий сказал: — Пусть введут Евгения из Саталы, который осмелился войти сюда во время допроса Евстратия. Я не утверждаю, что он — христианин, как болтают сами они, но нахожу, что он человек весьма вредный. Когда Евгений предстал пред судом, служители сказали: — Вот Евгений.
Судья сказал: — Скажи мне, гнусный человек, какой злой бес научил тебя и толкнул на такую дерзость, что ты осмелился без всякого стыда упрекать нас, считая за ничто строгость настоящего суда? Святой Евгений отвечал: — Мой Бог, ниспровергающий почитаемых тобою бесов, — вот Кто дал мне силу и даровал смелость и свободу слова, для того, чтобы я посмеялся над тобою презренным, пёс смердящий, сосуд сатаны, который будет вместе с тобою предан на погибель. Мучитель вскричал: — Вырезать ему его ругательский язык, отрубить обе руки и перебить ему голени, чтобы он смирнее вел себя с нами!
Во время этого истязания и святой Евгений предал дух свой Богу. Вскоре после этого Лизий отправился однажды за город производить смотр войскам. Во время смотра, когда все воины показывали свое уменье владеть оружием, один из них, по имени Орест, высокого роста и видной наружности, должен был, по своему чину, представиться Лизию.
Увидев его, Лизий похвалил его, назвал «настоящим воином» и велел ему бросить копьём в цель. Когда Орест наметил в цель и замахнулся копьем, золотой крест, бывший у него на груди, от сотрясения выпал наружу, и это было замечено всеми и самим Лизием. Орест тотчас же был призван к Лизию, который, взяв у него с груди крест и держа его, спросил: — Что это такое?
Неужели и ты из числа почитателей Распятого? По прибытии Лизия в Никополь, великое множество воинов из стоявшего в этом городе полка явились к нему и все единогласно восклицали: — Лизий! И мы — воины Господа нашего Иисуса Христа: делай с нами, что хочешь!
Лизий сначала пришел в смущение. Он боялся, как бы явившиеся не замыслили чего-нибудь против него. Но, увидев, что они, снимая с себя пояса, сами себя предают, как бы беззащитные овцы, велел всех их схватить, перевязать и бросить в тюрьму.
В то же время он стал раздумывать, как бы подвергнуть казни всех объявившихся и вместе не вызвать какого-либо возмущения со стороны их сограждан или родственников; больше же всего он боялся Евстратия, а именно: того, как бы этот христианин во время своих мучений не сотворил опять чуда, подобного прежнему и тем не только утвердил бы в вере христиан, но и язычников не отвратил бы от служения идолам и обратил в свою веру. Поэтому Лизий решил отослать наутро святых Евстратия и Ореста в город Севастию к правителю Агриколаю. Так он и распорядился с наступлением дня, причем отправил к Агриколаю следующее письмо: — Его Высочеству Агриколаю правителю Лизий вождь желает здравствовать.
Божественные императоры наши, не зная во всей вселенной никого, кто бы мог лучше тебя распознавать неизвестное, дали тебе власть управлять сими странами, ибо знают, что ты дни и ночи проводишь в устроении общественных дел и что сон скорее одолеет никогда неспящие звёзды, чем твои глаза, до тех пор, пока будет совершено то, что ты стараешься исполнить для общей пользы. Одним словом, так как только в тебе одном они находили великие достоинства, то и почтили тебя тою великою честью, какою ты теперь пользуешься. Потому и я, будучи свидетелем стольких превосходных качеств в тебе, посылаю к тебе сего узника Евстратия, одержимого недугом христианства, тем более, что сам я не мог придумать ничего, что могло бы отвратить его от его заблуждений: удостоенный мною почётной должности в подчинённом мне войске, он сделался тем надменнее и причинил нам много огорчений.
Хотя я и прибегал к угрозам, однако, он в своем высокомерии предсказывает будущее, подкрепляя себя своими чарами. И хотя он видел других, подвергавшихся мучениям, однако, не только не оставил своей дерзости, но и самые мучения почитал скорее за благополучие, чем за мучение. Его то и с ним Ореста, имеющего такой же образ мыслей, посылаю на твой премудрый суд, исполняя повеления императорские.
С этим письмом и с написанным допросом святых мучеников воины, захватив с собою святых, отправились в путь. Во время пути святые Евстратий и Орест пели: «Потеку путем заповедей Твоих… вразуми меня, и научусь заповедям Твоим» Пс. Затем Евстратий сказал: — Брат Орест!
Скажи мне, как скончался святой Авксентий и на каком месте? Святой Орест сказал: — После объявления судиею приговора, он умолял воинов, которые уводили его с суда, позволить ему пойти повидаться с тобою и в последний раз облобызать тебя, но никто не хотел исполнить его желание, так как время было обеденное и рабы чрева спешили как можно скорее исполнить приказанное им и потому Авксентия тотчас же повели в лес, на место называемое: Орорие. Дорогою святой пел псалом: «Блаженны непорочные в пути, ходящие в законе Господнем» Пс.
Затем он преклонил колена, помолился, простер руки, как бы принимая какое то приношение, и, сказавши: «Аминь», осмотрелся кругом, и увидев меня, — я стоял вблизи, — подозвал к себе и сказал: — Брат Орест! Скажи господину Евстратию, чтобы он помолился обо мне, и что он скоро соединится со мною, и я его ожидаю. Затем ему отсекли голову, причем от места казни отогнаны были все, кого подозревали в принадлежности к христианам.
Святое тело его ночью было тайно взято пресвитерами Аравракинскими. Но они не могли найти его главы и стали плакать и молиться Богу, чтобы Он указал им главу святого мученика. И, по устроению Божию, на одном дубе закаркал ворон; пресвитеры пошли на его голос и нашли главу святого, лежащею на развесистых ветвях того дерева, где сидел ворон.
Взяв ее, пресвитеры приложили ее к телу и снесли на чистое и чтимое место и там погребли. Услышав это, Евстратий заплакал и, помолившись Богу, сказал Оресту: — Постараемся и мы, брат, пойти вслед за святым Авксентием. По прошествии пяти дней, святые были приведены в Севастию, и правитель Агриколай, получив письмо Лизия, отдал узников под самую крепкую стражу.
На другой день он восшел в присутствии народа на судебном месте на площади и велел привести к себе христиан, а прежде суда приказал прочитать во всеуслышание письмо, присланное Лизием, и первоначальный допрос узников. После прочтения письма, он сказал: — Не думай, Евстратий, что и здесь тебя ожидают такие же мучения, какие ты претерпел от Лизия; лучше заранее окажи повиновение императорским повелениям и принеси жертвы богам, чтобы тебе не погибнуть лютою смертью. Святой Евстратий спросил его: — О, судия!
Имеют ли законы силу и для царей, или нет?
По истине, "моя душа будет радоваться о Господе, будет веселиться о спасении от Него. Все кости мои скажут: "Господи! Поспеши же, слуга диавола, постарайся не оставить ни одного из имеющихся в твоем распоряжении орудий мучения, пытай меня, как золото в горниле, или же и еще сильнее, но ты не найдешь во мне столь почитаемого тобою нечестия, которому ты служишь самым делом. Служение ложным богам, овладевшее тобою и твоим безумным царем, достойно омерзения.
Мучитель возразил: Мне думается, что от сильной боли повредился у тебя разум, оттого и говоришь ты так много нелепостей. Если бы твой, как ты говоришь, Бог мог сделать тебя бессмертным, то он избавил бы тебя и от этих ран. Итак, перестань обольщаться несбыточными надеждами и поторопись воспользоваться доставляемою тебе мною возможностью избавления. Хочешь ли, - отвечал Евстратий, - ты, ослепленный всеми своими чувствами человек, убедиться в том, что для моего Бога нет ничего невозможного? Слушай и смотри на меня, которого ты думаешь умертвить и погубить посредством придуманных тобою истязаний!
И вот, в то время как все с великим вниманием взирали на святого, внезапно струпья спали с его тела, как бы чешуя, и он сделался совершенно здравым, не имея на теле даже никакого следа от ран. И все, при виде такого чуда, прославили Единого Истинного Бога, а Евгений, друг, согражданин и сотоварищ Евстратия по службе, воскликнул громким голосом: Лизий! И я - христианин и проклинаю твою веру и отказываюсь повиноваться, как и господин мой Евстратий, царскому указу и тебе! Разгневанный Лизий велел тотчас же схватить Евгения и поставить посреди суда и сказал ему: Допрос всех их требует много времени и труда, а между тем я должен теперь заняться другими общественными делами. Посему я повелеваю этого чародея и волшебника Евстратия, а равно и Евгения, который сегодня оказался его единомышленником, накрепко заковать в цепи и бросить в тюрьму вместе с другими христианами, где и держать под стражею до следующего допроса.
Сказав это, Лизий встал с своего места и прекратил суд. Святые же, обрадованные смелостью и терпением Евстратия и явленным на нем спасительным чудом Господа нашего Иисуса Христа, были отведены в темницу. Когда они туда прибыли, то все единогласно воспели псалом, начинающийся словами: "Как хорошо и как приятно жить братьям вместе! Так окончился день. Ночью Лизий приказал сопровождавшим его воинам готовиться в путь, так как он собирался идти в город Никополь.
В то время как воины приготовлялись к отправлению, сам Лизий отправился к темнице, велел вывести к себе Евстратия и, лицемерно улыбаясь, сказал ему: Здравствуй, дорогой Евстратий! Святой ответил: Всемогущий Бог, Которому я служу, да вознаградит тебя достойно за твое приветствие, судия! Об угождении Богу и заботься, - сказал Лизий, - а теперь возьми эти сапоги и обуйся и с веселием отправляйся с нами в путь. Сапоги же эти были железные и подбитые длинными и острыми гвоздями. Их крепко привязали к ногам святого ремнями, а Лизий запечатал узел своим перстнем и велел вести за собою святого, связанного вместе с другими узниками, и во всю дорогу бить и понукать его, чтобы шёл скорее.
Сам Лизий с своими воинами отправился вперед. Чрез два дня они пришли в город Араврак - на родину Евстратия и Евгения. Когда они приблизились к Аравраку, все жители вышли им на встречу, желая посмотреть на блаженного Евстратия, но никто из друзей и знакомых не осмелился подойти к нему из боязни быть схваченным, так как известно было, что Лизий уже отдал соответственное приказание. Между прочим но дороге к Аравраку жил некто Мардарий, человек незнатного происхождение и небогатой, но вполне довольный своим положением. Когда проводили Евстратия и других христиан, он занят был устройством крыши на своем новом доме.
Взглянув на проводимых мимо святых узников,он узрел между ними, как бы светлую звезду, святого Евстратия и, немедленно слезши с крыши вниз, сказал своей жене по армянски: Видишь ли, жена, одного из начальников этой страны, известного своим родом и богатством и удостоенного почестей за воинскую службу? Видишь ли, как он пренебрег всем и идет, чтобы быть жертвою, угодною Богу? Блажен тот, кто и в сей жизни был славен, и у Владыки нашего Христа получит великую награду и будет удостоен неизреченного блаженства вместе с Ангелами. Благочестивая женщина отвечала мужу: Возлюбленный супруг мой! Что препятствует и тебе идти тем же путем, каким идет он и вместе с ним сподобиться святой кончины, чтобы быть заступником на небесах мне и нашим малым детям и всему твоему роду?
Мардарий сказал ей: Дай мне обувь и я пойду в вожделенный путь. Она с радостью исполнила его просьбу. Мардарий, обувшись, одевшись и опоясавшись, обнял двух своих сыновей младенцев и, став лицом к востоку, начал молиться. Помилуй меня, грешного, умилосердись и будь хранителем сей рабе Твоей и обоим младенцам сим, - Ты, Заступник вдов и хранитель сирот! И я, Владыка, с великою радостью и сердечным желанием иду к Тебе.
Затем он поцеловал детей и сказал: Будь здрава, жена, и не скорби, не плачь, а радуйся и веселись, ибо тебя и детей наших и душу мою я вручаю Всемогущему и Всеблагому Богу нашему. С этими словами он поспешно вышел из дому, а жена провожала его с радостью. Мардарий направился к одному именитому авракинскому гражданину Мукарору, человеку богатому и знатному, приветствовал его и сказал: Вот я иду к твоему другу и родственнику Кирисику и, если Богу угодно будет, буду ему спутником и вместе с ним понесу подвиг мученический. Будь, после Бога, заступником моей жене и моим детям в этой жизни, а я, если найду милость у Бога, помогу тебе в тот день, когда все мы предстанем пред Ним, и ты получишь себе награду. Иди с миром, сын мой, -отвечал ему благочестивый Мукарор, - окончи добрый путь и не беспокойся ни о чем: я буду отцом твоей жене и твоим младенцам.
Тогда Мардарий простился с Мукарором, пошел и нагнал святых уже около самого города. Громко воззвал он к Евстратию: Господин Кирисик! Как овца приходит к своему пастырю, так и я пришел к тебе, желая сопутствовать всем вам. Прими же меня и причисли к своей святой дружине и приведи меня, хотя и недостоин я того, к подвигу мученическому, чтобы сделаться мне исповедником Господа Иисуса Христа. Затем еще громче он воскликнул: Слушайте, слуги диавола, слушайте!
И я - христианин, как и господин мой Евстратий. Тотчас же воины схватили его и, связав, вместе с остальными христианами бросили в темницу, о чем и известили Лизия, который тотчас же открыл суд. Воины, по обычаю, стали приводить христиан из темницы. Приведен был, между прочими, и Авксентий - нагой и связанный по рукам верёвками; прочие же христиане стояли около и смотрели. Судья сказал святому: Авксентий!
Избавь нас от труда, а себя от мучений, скажи: не оставил ли ты свое тщетное и пагубное для тебя неповиновение и не возвратился ли к нашим милостивым богам? Выслушай немного, Лизий, - отвечал святой Авксентий: клянусь тою Истиною, Которая выше всего и всё провидит, что мой ум неизменно будет знать Единого Бога и только Ему я буду поклоняться, хотя бы ты нанёс мне бесчисленные раны и обрёк меня на мучения, большие прежних. Хотя бы ты и умертвил меня посредством меча или огня, но ни в каком случае не будешь в силах изменить мои мысли. Итак лучше делай, что хотел". Тогда мучитель изрёк следующий смертный приговор: Авксентий, который, после многих мучений, до сих пор остается при своем безумстве, пусть лишен будет жизни чрез заслуженную им казнь посредством усечения мечем.
Исполнение сего приговора должно быть совершено в глухом лесу, чтобы его презренное тело не могло быть погребено подобающим образом. А тот, который дерзнул недавно присоединиться к узникам, пусть будет выведен сюда на средину, сейчас же получит почесть, которой он добивается. Пока воины освобождали Мардария от верёвок, он говорил святому Евстратию: Господин мой Кирисик! Умоляю тебя, молись за меня Богу и научи меня, что мне отвечать губителю, чтобы как нибудь не обольстил сей жестокий мучитель меня, простого и некнижного человека. Святой Евстратий сказал ему: Повторяй, брат мой Мардарий, неизменно только одно: "я -христианин", "я - раб Христов", и больше ничего не отвечай, чтобы он ни стал тебе говорить, или с тобою делать.
Когда воины привели Мардария пред Лизия, они сказали: Вот - узник, взятый недавно. Лизий сказал: Пусть он назовет нам свое имя, отечество, занятие, место жительства и скажет, какой он веры? Я - христианин, - отвечал Мардарий, и на все вопросы истязателей о его имени и отечестве, продолжал восклицать": Я - христианин! Я - раб Христов. Более от него не могли ничего добиться.
Лизий, видя его непоколебимость, приказал провертеть ему ноги железными кольями и, продев верёвки, повесить его вниз головою, потом колоть и опалять всё его тело раскаленными железными гвоздями. Долго висел и был мучим Мардарий и, наконец, воскликнул: Господи! Благодарю Тебя, что Ты сподобил меня сих благ! Того лишь я и желал, чтобы быть спасенным Тобою и к сему стремился: приими же душу мою в мире. Произнесши это, он умер.
Когда тело Мардария убрали с места мучения, Лизий сказал: Пусть введут Евгения из Саталы, который осмелился войти сюда во время допроса Евстратия. Я не утверждаю, что он -христианин, как болтают сами они, но нахожу, что он человек весьма вредный. Когда Евгений предстал пред судом, служители сказали: Вот Евгений. Судья сказал: Скажи мне, гнусный человек, какой злой бес научил тебя и толкнул на такую дерзость, что ты осмелился без всякого стыда упрекать нас, считая за ничто строгость настоящего суда? Святой Евгений отвечал: Мой Бог, ниспровергающий почитаемых тобою бесов, - вот Кто дал мне силу и даровал смелость и свободу слова, для того, чтобы я посмеялся над тобою презренным, пёс смердящий, сосуд сатаны, который будет вместе с тобою предан на погибель.
Мучитель вскричал: Вырезать ему его ругательский язык, отрубить обе руки и перебить ему голени, чтобы он смирнее вел себя с нами! Во время этого истязания и святой Евгений предал дух свой Богу. Вскоре после этого Лизий отправился однажды за город производить смотр войскам. Во время смотра, когда все воины показывали свое уменье владеть оружием, один из них, по имени Орест, высокого роста и видной наружности, должен был, по своему чину, представиться Лизию. Увидев его, Лизий похвалил его, назвал "настоящим воином" и велел ему бросить копьём в цель.
Когда Орест наметил в цель и замахнулся копьем, золотой крест, бывший у него на груди, от сотрясения выпал наружу, и это было замечено всеми и самим Лизием. Орест тотчас же был призван к Лизию, который, взяв у него с груди крест и держа его, спросил: Что это такое? Неужели и ты из числа почитателей Распятого? Я - раб Распятого, Владыки моего и Бога, - отвечал Орест, - и это знамение Его ношу на себе для отогнания всех угрожающих мне зол. Пусть и сей прекрасный воин, - сказал тогда Лизий, - будет связан вместе с состоящими под судом Евстратием и будет ему сопутствовать до Никополя, где в свое время им будет учинен допрос.
По прибытии Лизия в Никополь, великое множество воинов из стоявшего в этом городе полка явились к нему и все единогласно восклицали: Лизий! И мы - воины Господа нашего Иисуса Христа: делай с нами, что хочешь! Лизий сначала пришел в смущение. Он боялся, как бы явившиеся не замыслили чего нибудь против него. Но, увидев, что они, снимая с себя пояса, сами себя предают, как бы беззащитные овцы, велел всех их схватить, перевязать и бросить в тюрьму.
В то же время он стал раздумывать, как бы подвергнуть казни всех объявившихся и вместе не вызвать какого-либо возмущения со стороны их сограждан или родственников; больше же всего он боялся Евстратия, а именно того, как бы этот христианин во время своих мучений не сотворил опять чуда, подобного прежнему и тем не только утвердил бы в вере христиан, но и язычников не отвратил бы от служения идолам и обратил в свою веру. Поэтому Лизий решил отослать на утро святых Евстратия и Ореста в город Севастию к правителю Агриколаю. Так он и распорядился с наступлением дня, при чем отправил к Агриколаю следующее письмо: Его Высочеству Агриколаю правителю Лизий вождь желает здравствовать. Божественные императоры наши, не зная во всей вселенной никого, кто бы мот лучше тебя распознавать неизвестное, дали тебе власть управлять сими странами, ибо знают, что ты дни и ночи проводишь в устроении общественных дел и что сон скорее одолеет никогда неспящие звёзды, чем твои глаза, до тех пор, пока будет совершено то, что ты стараешься исполнить для общей пользы. Одним словом, так как только в тебе одном они находили великие достоинства, то и почтили тебя тою великою честью, какою ты теперь пользуешься.
Потому и я, будучи свидетелем стольких превосходных качеств в тебе, посылаю к тебе сего узника Евстратия, одержимого недугом христианства, тем более, что сам я не мог придумать ничего, что могло бы отвратить его от его заблуждений: удостоенный мною почётной должности в подчинённом мне войске, он сделался тем надменнее и причинил нам много огорчений. Хотя я и прибегал к угрозам, однако он в своем высокомерии предсказывает будущее, подкрепляя себя своими чарами. И хотя он видел других, подвергавшихся мучениям, однако не только не оставил своей дерзости, но и самые мучения почитал скорее за благополучие, чем за мучение. Его то и с ним Ореста, имеющего такой же образ мыслей, посылаю на твой премудрый суд, исполняя повеления императорские. С этим письмом и с написанным допросом святых мучеников воины, захватив с собою святых.
Во время пути святые Евстратий и Орест пели: "Потеку путем заповедей Твоих… вразуми меня, и научусь заповедям Твоим " Пс. Затем Евстратий сказал: Брат Орест! Святой Орест сказал: После объявления судиею приговора, он умолял воинов, которые уводили его с суда, позволить ему пойти повидаться с тобою и в последний раз облобызать тебя, но никто не хотел исполнить его желание, так как время было обеденное и рабы чрева спешили как можно скорее исполнить приказанное им и потому Авксентия тотчас же повели в лес, на место называемое: Орорие. Дорогою святой пел псалом: "Блаженны непорочные в пути, ходящие в законе Господнем " Пс. Затем он преклонил колена, помолился, простер руки, как бы принимая какое то приношение, и, сказавши: "аминь", осмотрелся кругом, и увидев меня, - я стоял вблизи, - подозвал к себе и сказал: Брат Орест!
Скажи господину Евстратию, чтобы он помолился обо мне, и что он скоро соединится со мною, и я его ожидаю. Затем ему отсекли голову, при чем от места казни отогнаны были все, кого подозревали в принадлежности к христианам. Святое тело его ночью было тайно взято пресвитерами Аравракинскими. Но они не могли найти его главы и стали плакать и молиться Богу, чтобы Он указал им главу святого мученика. И, по устроению Божию, на одном дубе закаркал ворон; пресвитеры пошли на его голос и нашли главу святого, лежащею на развесистых ветвях того дерева, где сидел ворон.
Евстратия, Авксентия, Евгения, Мардария и Ореста; мц. Лукии Сиракузской; прп. Аркадия Вяземского и Новоторжского, подвижника XI века; прп. Память новомучеников: сщмчч. Иоанна Менькова. Именинников мы поздравляем с днем ангела. В числе первых христиан, принявших тогда мучения, был пресвитер Аравийской церкви мученик Авксентий, заключенный в темницу. После жестоких мучений его сожгли, а мученика Авксентия обезглавили. Что известно о мученике Евгении, так только то, что его казнь отличалась особой жестокостью. А молодой воин святой Орест исповедал себя христианином и за это предстал перед судом.
Он был приговорен к сожжению на раскаленном железном ложе. Братья и сестры, конечно же, жития мучеников не являются развлекательным чтивом.
Однако данные из архивно-следственного группового дела НКВД, заведенного на митрополита Евгения и некоторых нижегородских священнослужителей в июле 1935 года, свидетельствуют о том, что вплоть до мая 1935 года Евгений Зернов по-прежнему активно управлял Горьковской епархией. На основании доноса одного из клириков и по постановлению от 3 мая 1935 года митрополит Евгений был арестован. Горького и прилегающих районов проповеди антисоветского содержания в целях внедрения в массу контрреволюционных идей». За неимением конкретных доказательств лишь 9 июля того 1935 года было возбуждено дело «в связи с наличием признаков организованной контрреволюционной деятельности и руководства со стороны Зернова Евгения». Согласно сохранившейся выписке из протокола этого совещания от 4 ноября 1935 года Преосвященного Евгения приговорили к трем годам лагерей. И уже 5 ноября было подписано его направление в исправительно-трудовой лагерь.
Отбывая новое наказание, владыка по-прежнему оставался проповедником Слова Божиего и духовным пастырем — уже для заключенных. Такое положение вещей отнюдь не устраивало лагерное начальство.
Святой Евгений в Православии. Епископы, мученики, воины — кратко о каждом
Иконостас, распятие, резной киот были выполнены в течение четырех лет художником Н. Наместником монастыря назначен иеромонах Филипп Новиков с возведением в сан игумена. Евгения Заельцовский район переехал на новое место пребывания в храм Архистратига Михаила г. Новосибирск ОбъГЭС, а при храме св. Евгения было открыто подворье Михаило-Архангельского женского монастыря с. Настоятельница — монахиня Мария. Двадцать сестёр несут послушание: на клиросе, обслуживание храма, в иконописной и швейной мастерских, в Воскресной школе. С детьми занятия проводятся по воскресеньям, а с взрослыми три раза в неделю — лекторий.
Кроме этого детей обучают церковному пению и рукоделию.
RU Хотя от Русской православной церкви официального решения о канонизации новомученика пока еще нет, светлая память о Евгении не угасает. Евгений стал святым помощникам для многих нуждающихся. На его могиле и в день годовщины смерти, и в другие дни всегда много людей. К нательному кресту Евгения, в храм, приходили прикладываться люди, сейчас же крест хранится у мамы Любовь Васильевны, чтобы солдаты могли в любое время обратиться за помощью к святыне.
Крестик был в Сирии, на Донбассе, в Крыму, в госпиталях. Разве это не свято — человека нет, а дух его живет, помогает и творит для людей чудеса. Заметьте, это далеко не первый случай, когда РПЦ либо причисляет людей к лику святых... Например, тот же Чернобыль. Эти иконы я Вам уже показывала.
Вот та самая икона, написанная "В память убиенных и мучеников бесланских": А такой икона жертв теракта в Беслане выглядит в храме, сооружённом рядом со школой номер один, несмотря на протесты мирных жителей: Также имеются иконы, посвященные погибшим морякам на атомной подлодке "Курск" в 2000 году. Вот изображение Богоматери «Спасающая на море». На ней нарисованы 118 церковных свеч — по числу погибших матросов, — горящих прямо в море иобразующих форму подводной лодки. С неба от Богородицы к лодке спускаются ангелы, венчая место крушения похоронным венком. Образ был сделан по проекту церковного ювелира, увидевшего его во сне: А есть и четыре других иконы, посвящённых этому же событию, в основу которых легли известные образа: Спасителя, Святителя и Чудотворца Николая, святого равноапостольного князя Владимира и, конечно же, Божией Матери «Курская-Коренная».
Лики написаны питерским художником Евгением Левиным. Уникальными иконы делают портреты всех погибших моряков Курска, нарисованные по периметру картин. Эту работу выполнила также жительница Санкт-Петербурга художник и иконописец Инна Куксенко. Как он там вообще очутился, история умалчивает: А вот Сталин на совсем другой иконе - встречается с блаженной старицей Матронушкой и советуется с ней насчёт окончания Великой Отечественной войны. И Матрона якобы сказала Вождю Народов: «Русский народ победит, победа будет за тобой.
Святой, вторя словам своего друга Евстратия, объявил христианство единственно верной и истинной религией, а себя признал её последователем. Надо ли говорить, что гнев правителя обрушился на него со всей силой. Евгения здесь же заковали в цепи и отвели в ту самую темницу, где накануне он со своим другом просил помолиться святого Авксентия. Путь к месту казни Ранним утром их вывели из ворот крепости, в подвалах которой содержались христиане, отказавшиеся даже под страхом смерти поклоняться идолам, и повели в город Никополь, где при большом стечении народа совершались казни. Путь этой печальной процессии пролегал через Аравракин — родной город осуждённых друзей. Здесь их хорошо помнили и любили за их доброту и человечность. Когда Евстратий и Евгений, сгибаясь под ударами бичей надсмотрщиков, проходили по его улицам, многие из собравшихся людей узнали их, но не подавали вида, боясь навлечь на себя неприятности. Исключение составил лишь один смелый и мужественный человек по имени Мардарий. Он также исповедовал христианство и не мог спокойно взирать на оковы своих братьев по вере. В городе Никополе, после долгих мучений, все они приняли смерть.
По прошествии времени все они были канонизированы и сегодня известны как православные святые. Православная церковь чтит их память. День святого Евгения и тех, кто пострадал вместе с ним за веру, отмечается ежегодно 26 декабря по новому стилю. Память святого мученика Сегодня в России среди всех угодников Божьих, посвятивших свои земные жизни служению Господу, достойным образом почитается и святой мученик Евгений. В Новосибирске при соборе архистратига Михаила действует монастырь его имени. В том же городе в 1995 году был открыт храм святого Евгения. Построенный вблизи Заельцовского кладбища, он считается одним из красивейших в Новосибирске. Автором проекта здания этого духовного центра является архитектор И. Руденко, воплотившая в его очертаниях поэзию русской православной старины. Храм имеет статус подворья Покровского мужского монастыря с.
Завьялово , одним из небесных покровителей которого является святой Евгений.
Евгения не сохр. Факт празднования рождества святого в визант. Иоанн Предтеча , свт. Николай Мирликийский отмечается также и день рождения святого. Кроме того, Розенквист высказывает сомнения относительно исторической достоверности самого праздника 24 июня и сведений о нем в изложении митр. Иосифа Лазаропула Rosenqvist.
В Типиконе Евгеньевского монастыря подробно описывается праздник 21 января, и нет ни слова о праздновании дня рождения Евгения. Гимнографические тексты, изданные О. Лампсидисом [2] , также обходят эту дату молчанием. К тому же для большого всенародного праздника в Трапезунде летнее время было наиболее благоприятным, в первую очередь экономически, т. Святые Кандид, Валериан и Акила не упоминаются в рассказе об установлении празднования 24 июня. Их почитание в Трапезунде никогда не было столь распространенным, как мч. Имена святых фигурируют в текстах еще в XI в.
Евгения , самое позднее упоминание мученики вместе с Евгением являются во сне связано с 1222-1223 гг. Иосифа Лазаропула. Можно предположить, что история с празднованием 24 июня появилась позднее, когда почитание 3 мучеников сошло на нет и уже никак не связывалось с именем Евгения Ibid. Брайер и Д. Уинфилд в капитальном труде по истории визант. Араврака была крупным паломническим центром в окрестностях Херианы, в 45-50 рим. Их Житие фигурирует в греч.
Однако традиция почитания 5 мучеников Аравракских, по мнению Брайера и Уинфилда, сложилась под влиянием почитания сорока Севастийских мучеников , поэтому в источниках 5 мучеников Аравракских часто выступают как 5 мучеников Севастийских. К XII в. Евгения в Трапезунде и понтийских землях настолько укрепилось, что могло постепенно вытеснить почитание 5 мучеников Аравракских которые продолжали оставаться почитаемыми среди трапезундских армян, а около Трапезунда в XIII в. Почитание 5 мучеников Аравракских было очень распространено с IX в. Иосифом Лазаропулом и Константином Лукитом. Брайер и Уинфилд считают, что, возможно, Евгений Аравракский был постепенно заменен в агиографической традиции Евгением Трапезундским. В их Житиях имеется много совпадений: оба святых проповедовали христианскую веру в Сатале, не желали принести жертву богам на разожженном жертвеннике, пострадали при Лисии Сатальском и Агриколае Севастийском во времена гонений на христиан императоров Диоклетиана и Максимиана.
Иконография Одно из ранних изображений святых представлено в сцене мученичества на миниатюре в минологии имп. Василия II [4]. Мученики Евгений, Кандид, Валериан и Акила, предстоящие в молении Спасителю на престоле, изображены на рельефе крышки реликвария из Трапезунда 1420-1444, ц. Сан-Марко, Венеция. Образы святых заключены в арки на колонках, каждый имеет надпись. Изображение в рост одного Евгения, средовека с темными вьющимися волосами и короткой округлой бородой, в сиреневом плаще и в красном хитоне, имеется на миниатюре в греко-груз.
Ужесточение варварских законов
- Обретение мощей святых мучеников иже во Евгении
- Именины у Евгения
- Житие мучеников, иже во Евгении
- Мученик нашего времени: 10 фактов о Евгении Родионове
- Написана первая в Карелии икона мученика Евгения Боткина
Евгений Святой: храм, икона, молитва
20 ноября, в день памяти святого мученика Евгения Мелитинского, свой День Ангела отмечает протоиерей Евгений Решетков, настоятель храма святого великомученика Димитрия Солунского. Опубликовано 26.12.2019 автором Новости храма. Когда на этом месте стали происходить чудесные исцеления, мощи святых были обнаружены и с великой честью перенесены в храм.
«Умри за Веру и Отечество, и ты приимешь жизнь и венец на небе»
Ты идешь подвизаться за Царя Небесного. Скоро ты к Нему отойдешь и примешь от Него честь и славу за свои подвиги». Собранным в Мелитине воинам Лизий предложил принести жертву языческим богам. Иерон и вслед за ним 32 воина отказались это сделать, открыто исповедовав веру во Христа. Тогда гонитель приказал бить мучеников, а Иерону еще и отсечь руку. После жестокого избиения едва живых мучеников бросили в темницу, где на утро обезглавили.
Читать… 24 апреля, 2024 27 апреля в 10. Читать… 23 апреля, 2024 21 апреля прошли занятия в воскресной школе Свято-Троицкого собора. Читать… 23 апреля, 2024.
Имен этих святых мы и до сих пор их не знаем. Поэтому в церковном календаре их скромно именуют святые мученики, иже во Евгении, или Евгениевы мученики, их же память и совершаем сегодня 7 марта. Несмотря на полную безвестность святых мучеников, их мощи торжественно перенесли в один из храмов Царьграда. А вскоре, Господу было угодно открыть два имени из числа обнаруженных. Одному клирику по имени Николай Каллиграф было откровение, что среди этих мощей есть и мощи святого апостола от 70-тих Андроника и его верной помощницы Иунии. Святой апостол от 70-ти Андроник умер в 58 году, а святая Иуния, - которую древние источники именуют не иначе как «апостолом Христовым от 70-ти», - также почила примерно в это же время.
В свой 19-й день рождения Евгений был жестоко казнен боевиками в чеченском плену. Под пытками, под угрозой смерти он так и не согласился принять ислам и воевать против своих. Рядовой пограничник был посмертно награжден орденом Мужества и орденом «Слава России». Евгений Родионов родился в селе Чибирлей Пензенской области. Из родного села его семья переехала в подмосковное Курилово, где Евгений окончил девять классов школы. Как и большинство семей в 90-е годы, Родионовы жили скромно, поэтому после окончания школы Евгений пошел работать. Он устроился на мебельную фабрику и параллельно учился на шофера. В 1995 году, когда Родионову исполнилось 18 лет, его призвали в армию. И он, и другие ребята из его компании, все прекрасно понимали, что есть вещи, которые хочешь не хочешь, а делать надо. Ни о каком увиливании от армии вопрос никогда не стоял». Служил Евгений в пограничных войсках в Калининградской области, а 13 января 1996 года его направили в командировку под командование Назрановского пограничного отряда, на границу Ингушетии и Чечни. Ровно через месяц, 13 февраля 1996 года Евгений Родионов вместе с сослуживцами Андреем Трусовым, Игорем Яковлевым и Александром Железновым заступил на пост. С дежурства он и трое его товарищей больше не вернулись. В три часа ночи к контрольно-регистрационному пункту подъехала машина «Скорой помощи», в которой находились чеченские сепаратисты и один из главных полевых командиров — Руслан Хайхороев. В машине бандиты перевозили оружие. Молодые пограничники согласно уставу попытались досмотреть груз. Завязалась борьба. Парни сопротивлялись как могли, но шансов против вооруженных до зубов и закаленных в боях террористов у них не было. Пограничников взяли в плен.
Святой мученик Евгений Родионов
Икона святого мученика Евгения Севастийского — о чем перед ней молятся | Тропарь в честь обретения мощей мучеников, иже во Евгении, глас 4. |
Священномучениче Евгение, моли Бога о нас! | Бузулукская епархия | Через год узнав о мученической кончине святителя Василия, три его сподвижника — епископы Евгений, Елпидий и Агафодор прибыли в Херсонес продолжить его святое дело. |
Писатель и святой Земли Русской (Новомученик Евгений Поселянин). | 3 декабря, в День Неизвестного солдата, в сербском городе Шид в церковь святого мученика князя Лазаря была торжественно внесена икона святого мученика Евгения-воина. |
День памяти мученика Евгения Антиохийского!
Именно поэтому и распространяется информация и о таинственном якобы втором самолете ЧВК «Вагнер», неожиданно вылетевшем в Баку. Забавно, что азербайджанские источники, подтверждать эту информацию не стали, однако рассказали о том, что ЧВК «Вагнер» участвовал на стороне Армении в боях в Нагорном Карабахе. Откуда появилась эта информация не понятно, учитывая, что Пригожин всегда публично поддерживал линию Баку, — недоумевают журналисты канала. Не остался в стороне и известный журналист Алексей Венедиктов признан иноагентом в РФ , неожиданно заявивший в субботу утром, что вообще не понятно, погиб ли Пригожин или нет. Эту же версию высказал прокремлевский политолог Сергей Марков. Звучала она и эфире пропагандистского канала Соловьев Live. Конспирологическая версия о том, что Пригожин жив, позволяет во многом снять внутреннее напряжение среди сторонников Пригожина, а также объективно снимает вопрос о виновности российских властей в гибели главы ЧВК. Пока люди верят в мифы, они не задают вопросы, — сказал каналу технолог, близкий к Кремлю.
Версия о том, что Пригожин выжил, а катастрофа всего лишь имитация весьма популярна среди бойцов ЧВК. Русский человек верит в мифы. А миф, что Пригожин жив и ничего не было — вероятно, будет жить много лет. Так искали Гитлера и Бормана, теперь в Африке будут искать Пригожина. Жив он, или мертв, а похорон не избежать Тем временем, понятно, что несмотря на все эти спекуляции, похороны Пригожина все равно состоятся.
В 90-е годы ваххабитами в Чечне замучены и убиты о.
Анатолий Чистоусов, игумен Петр Сухоносов. В Терминаузе у алтаря храма ваххабитом убит о. Игорь Розин. Разве за бандитами, которые убивают христиан в конце ХХ и в начале ХХI столетия не стоят те же «духи злобы поднебесной», что и за изуверами-богоборцами, ритуально убивавшими святую Царскую Семью, с ненавистью истреблявшими епископов, священников, монахов и тысячи простых мирян в годы гонений? Равнодушие к подвигам Оптинских новомучеников, воина Евгения — опасный симптом духовного состояния человека. Святые Отцы писали о том, что те, кто не почитает близких по времени мучеников за Христа, тем самым прерывает живую связь с древними святыми, с Небесной Церковью.
Солдатская мать Любовь Васильевна много натерпелась от равнодушия различных чиновников, и военных, и гражданских. В те дни, когда Женя Родионов сидел в зиндане под Бамутом, в дом Родионовых приходила милиция искать «дезертира». В военкомат пришла телеграмма с пометкой «СОЧ»: самовольно оставил часть. Девять месяцев Любовь Васильевна ходила по горам Чечни, пытаясь найти сына, пока о казни Жени ей не сообщил сам палач Хайхороев. Затем, заложив квартиру, 17 раз ездила на переговоры с бандитами, пытаясь выкупить тело Жени. Требовали то разминировать окрестные дороги, то освободить из тюрьмы своих сообщников.
Затем, продав тело Жени, запросили дополнительные деньги, чтобы отдать матери голову убитого сына. С тех пор Любовь Васильевна больше 70 раз была в Чечне. На горные заставы, к пограничникам, к десантникам, к мотострелкам перевезла десятки тонн груза, лично ею собранных вещей и продуктов. Ее ребята там встречали криками: «Мама! Мама приехала! А сколько раненых она вытащила из тяжелых ситуаций, некоторым нашла деньги на сложные операции за рубежом, на дорогие немецкие протезы.
Она и есть настоящая солдатская мать. Любовь Васильевна так и говорит: «Они теперь все мои дети». И это сказано не для красного словца. Это подтвердят все, кто знает Любовь Васильевну. Живет она очень нелегко. Но вся ее жизнь — бескорыстное служение ребятам, которые, как Женя, защищают Родину.
Зная Любовь Васильевну много лет, с конца 90-х годов, свидетельствую: она никогда не стремилась прославить Женю в лике святых. Любовь Васильевна всегда подчеркивала, что таких ребят, как Женя, было немало, но имен всех безвестных героев мы никогда не узнаем. Для нее сын был просто честным, добрым хорошим мальчиком, который выполнил свой долг перед Родиной. Сегодня Любовь Васильевна пытается добиться того, чтобы могилам всех воинов, погибших не только в Чечне, но и в Афганистане, других «горячих точках» придали статус воинских захоронений. Ведь если умирают близкие родственники, то могила воина, отдавшего жизнь, выполняя воинский долг, становится «бесхозной» и может исчезнуть... От военных и гражданских чиновников терпеть холодное и бездушное отношение привычно, но особенно больно, когда оскорбительные для матери солдата слова недоверия звучат из уст чиновников в рясах.
Слава Богу, что Любовь Васильевна встретила за эти годы много настоящих добрых пастырей и прекрасно все понимает. Народ почитает подвиг воина Евгения, для нас он святой, а требовать его скорейшего прославления никто не собирается. Полагаемся на волю Божию и мудрость священноначалия. Явлений Жени Родионова очень много, много чудес. Девочке-нищенке явился воин в камуфляже и в красном плаще, привел её в приют. Он являлся ребятам, которые бежали из чеченского плена.
Мироточат его иконы. Его иконы в православном храме в Австрии, недалеко от Вены. А явление воина Евгения во Франции подростку в наше время обретает особый смысл, когда горит Нотр-Дам де Пари, когда оскверняют христианские храмы во Франции, когда французы буквально криком кричат, что под напором исламистских экстремистов исчезает традиционная культура Франции. Для православных Женя Родионов — святой воин-мученик, но его подвиг почитают и настоящие мусульмане, и люди, которые пока не нашли свой путь к Богу. Подвиг воина, отдавшего жизнь за Родину понятен каждому человеку, который сохранил представление о чести, долге, верности. Все годы либерального засилья нашей молодежи внушали, что в жизни нет ничего святого, высмеивались такие священные понятия, как героизм, самоотверженное служение и любовь к своему Отечеству, а целью жизни объявлялись обогащение любой ценой, комфорт и безудержное потребление материальных благ.
И в этот тяжелейший период русской истории нам был явлен подвиг воина Евгения Родионова, 6-й роты псковских десантников, многих других героев. Наши «заклятые друзья» надеялись, что «демократическим» СМИ удалось из нашей молодежи воспитать поколение, которое выбирает пепси. Они просчитались. Не только Любовь Васильевна Родионова, но многие матери России смогли научить своих сыновей тому, «с чего начинается Родина», передать им ценности, которые «в любых испытаниях у нас никому не отнять». Женя Родионов, псковские десантники, тысячи героев стали той богатырской заставой, которая удержала последний рубеж в годы «либерального погрома» российской государственности. И сегодня в Сирии, сражаясь с международными террористами совершили свои подвиги, о которых говорят во всем мире русские воины Александр Прохоренко, Роман Филиппов.
В этом мы видим единство истории великой России и героического русского воинства. На кресте, установленном на его могиле, начертаны слова: «Здесь лежит русский солдат Евгений Родионов, защищавший Отечество и не отрекшийся от Христа, казненный под Бамутом 23 мая 1996 года». Торжественному открытию памятника предшествовал крестный ход и панихида. Затем участники мероприятия почтили память погибшего и возложили цветы. Почтить память русского воина прибыли гости из Москвы, Подмосковья, Ростовской области, Екатеринбурга, Донецкой и Луганских народных республик, Киева и других регионов. По всей России уже существует более полутора сотен иконописных изображений Евгения Родионова.
В двух церквях на Алтае и в украинском Донецке иконы мученика Евгения мироточат. Воин Евгений Родионов прославлен в лике мучеников как местночтимый святой в Астраханско-Енотаевской епархии, а также в Сербии, где его называют Евгением Русским, в честь него заложен храм в Ханкале. Памятник представляет собой бронзовую свечу, пламя которой обнимает держащего крест воина. Он установлен на территории 4-й школы, носящей имя Евгения Родионова, сообщает сайт «Пенза Православная». На торжественный митинг, посвященный открытию монумента, собрались кузнечане всех возрастов — от школьников до представителей ветеранских организаций, и гости города. Председатель областного Законодательного собрания А.
Гуляков, глава города В. Майорова, и. Милинский, благочинный по Кузнецку и Кузнецкому району протоиерей Иоанн Кисняшкин, сотрудники правоохранительных органов говорили о величии подвига Евгения Родионова, ценою жизни выполнившего свой ратный долг по защите Отчизны. Все выступавшие горячо благодарили его маму Любовь Васильевну за воспитание сына, за материнский подвиг. Отдать дань памяти солдату приехали пограничники, десантники, пехота, ветераны Чечни и Афганистана, боевые офицеры группы «Альфа». Один из ветеранов на открытии памятника произнес очень важные слова: «Недалеко отсюда, в городском роддоме, 23 мая 1977 года Женя появился на свет.
И тридцать три года спустя здесь, совсем рядом, теперь стоит его памятник. Называется он «Свеча памяти». Я хочу надеяться, что каждый взрослый, ребёнок, мужчина, женщина, проходящие мимо этого памятника, спросят: «Кто это? Что он совершил, что стоит в камне, в пламени свечи? Его фамилия Родионов — от слов «родина», «родной», «род». И то, что на нём этот род закончился, печально.
Но то, что о нём знают во всем мире, хотя никто специально не занимался распространением информации о нём, это радует. Ну что же, значит, земля жива; значит, ещё растёт на ней что-то доброе, кроме чертополоха и репейников. Памятнику — стоять и гореть теплом, любовью, добротой и памятью. Мы все в долгу перед ними, перед не вернувшимися с разных войн безусыми мальчишками... Развеваются флаги погранвойск и ВДВ. Памятник, сделанный неравнодушными людьми, стал народным.
Люди останавливаются оставляют цветы, обновляют флаги или, проезжая, сигналят. Евгений Родионов — символ всех солдат и офицеров, отдавших свои жизни на Северном Кавказе. Рядом с ним в Небесной дружине стоят два священника, принявших там же мученический венец — Петр Сухоносов и Анатолий Чистоусов. Придет время, и они будут обязательно канонизированы вместе: Петр Слепцовский и Анатолий Грозненский. И вместе с ними — Евгений Русский. На сайте «Православие в Татарстане» опубликована и молитва мученику Евгению: «Страстотерпче Российский, воине Евгение!
Лев передал это игумену Евгеньевского монастыря Антонию, но тот отложил исполнение воли святого на будущее. На следующий год, во время празднования Рождества Иоанна Предтечи 24 июня , Евгений явился уже самому игум. Антонию и повторил свой наказ. Такое же видение было и жене сапожника Пантария.
В следующем июне такое празднование было проведено, но на него была приглашена только городская знать. Это вызвало народные волнения, которые удалось успокоить архиеп. Трапезундскому Афанасию, и с тех пор празднование стало всенародным, однако просуществовало лишь до 2-й пол. Как повествуется дальше в Слове на рождество мч.
Евгения, при имп. Алексее II Великом Комнине 1297-1330 на горе Митрион поселился громадный змей, представлявший опасность для жителей города. При помощи Е. Там Алексей II нашел древние документы, касающиеся учреждения празднования дня рождения Е.
По этому случаю иеромонах-астроном Григорий Хиониадис сер. XIII в. Евгения не сохр. Факт празднования рождества святого в визант.
Иоанн Предтеча , свт. Николай Мирликийский отмечается также и день рождения святого. Кроме того, Розенквист высказывает сомнения относительно исторической достоверности самого праздника 24 июня и сведений о нем в изложении митр. Иосифа Лазаропула Rosenqvist.
В Типиконе Евгеньевского монастыря подробно описывается праздник 21 января, и нет ни слова о праздновании дня рождения Евгения. Гимнографические тексты, изданные О. Лампсидисом [2] , также обходят эту дату молчанием. К тому же для большого всенародного праздника в Трапезунде летнее время было наиболее благоприятным, в первую очередь экономически, т.
Святые Кандид, Валериан и Акила не упоминаются в рассказе об установлении празднования 24 июня. Их почитание в Трапезунде никогда не было столь распространенным, как мч. Имена святых фигурируют в текстах еще в XI в. Евгения , самое позднее упоминание мученики вместе с Евгением являются во сне связано с 1222-1223 гг.
Иосифа Лазаропула. Можно предположить, что история с празднованием 24 июня появилась позднее, когда почитание 3 мучеников сошло на нет и уже никак не связывалось с именем Евгения Ibid. Брайер и Д. Уинфилд в капитальном труде по истории визант.
Араврака была крупным паломническим центром в окрестностях Херианы, в 45-50 рим.
По окончании семинарии он до 1914 года служил заштатным псаломщиком в родном селе Бетино. В клировых ведомостях церквей Касимове 1915 год нигде не прослеживается церковного служения Евгения Харькова. Видимо, с началом Первой мировой войны, в которой участвовала Россия, он считал своим священным долгом, несмотря на духовное происхождение и образование, встать в ряды защитников Отечества. Священного сана он еще тогда не имел и ему канонически не возбранялось взяться за оружие для защиты своей Православной державы.
Об этом мы можем сделать вывод потому, что в 1919 году он закончил воинскую службу в чине штабс-капитана Белой армии адмирала Колчака. Евгений Харьков слева с братьями Иваном и Николаем Трагические события тех лет привели Евгения Яковлевича к выводу, что в такой ситуации Россию может спасти только Милость Божия.
Предыдущие выпуски
- Другие статьи в литературном дневнике:
- Комментарии
- Воин Евгений. Жизнь и смерть воина-великомученика Евгения Родионова
- Обре́тение честны́х моще́й святы́х му́ченик, и́же во Евге́нии.: panzer038 — LiveJournal
- Какого числа день памяти мучеников, иже во Евгении в 2024 году
Мученик Евгений Севастийский
Евгений Родионов — Расскажите, пожалуйста, каким ваш сын был в детстве? Единственное, что было необычного, — он не был никогда раскрытой книгой… Он был таким наблюдателем. Никогда сам на контакт не шел, а стоял и рассматривал человека. И только тогда, когда был уверен в нем, делал шаг навстречу. Был очень ответственным. У нас был развод в семье. Женя знал, что он случился не по моей вине.
Он был в моей жизни такой опорой, что другой мне и не нужно было никогда. Он действительно мужчина с 7 лет. Всю ответственность взял на себя. Не я его только воспитывала. Сама жизнь воспитывала. У него была первая очень хорошая учительница.
Это вкупе все. А еще у него были две великолепные бабушки по имени Марии. Он их очень любил. Это они его к Богу привели. Я сейчас чувствую за это свою вину. Крестили его они в 11 лет.
Он приехал домой с крестиком на веревочке. И потом он делал крестики сам. Занимался отливкой и выжиганием. Чеканка была. Фигурки отливал и крестики. Евгений Родионов — Что вы почувствовали, когда получили телеграмму с формулировкой СОЧ самовольная отлучка из части?
Рухнул мир, потому что я сразу поняла, что этого быть не может. Пришла беда. Друзья Жени, соседи — никто не поверил в то, что это возможно. Если бы не поехала искать его, не знаю, как все повернулось бы. Наверное, с клеймом «дезертир» так бы и лежал в земле. Тут совсем другая история.
Одни хлебали грязь и кровь, а другие здесь жировали. В фильме у очень хорошего человека С. Говорухина «Прокляты и забыты» все очень честно. Одни страдают, а здесь собаки лижут бутерброды с икрой. Здесь был сумасшедший пир во время чумы. Какая-то часть ребят были совсем в другом положении.
Было очень четкое разделение. Ребята, воевавшие на той войне, были разуты, раздеты… И все были против них. Только ленивый их не оплевывал — Кроме матерей, родных и близких никто особо о них не думал… — Никто. Пресса вся была против них. Все было против них. Они были разуты, раздеты.
Нормального оружия не было. Мы были не готовы ни к какой войне. Самое ужасное — это то, что все были против них. Только ленивый их не оплевывал. Это было настолько обидно и больно. Вот это меня заставило нарушить клятву, данную бандитам, и рассказать всю правду.
Потому что невозможно было с этим мириться. Я же знала, что там происходит. Миленькие мои, я не совершала подвига. Я выполнила материнский долг — и всё.
Они не боялись исповедовать свою веру, а смерть за Христа почитали великим благом.
Тела мучеников за веру хоронили возле Константинополя. Что-то вроде братской могилы существовало около ворот города, называемых «Евгеньевыми». Отсюда и местность стала называться «Евгенией». Имена этих людей, погибших за веру, никто не знал. Тела неизвестных мучеников скидывали в яму и закапывали.
Их так и стали называть «мучениками, иже во Евгении». Одному христианину, по имени Николай Каллиграф, было открыто от Бога, что в числе этих мучеников, находящихся во Евгении, есть тела апостола от семидесяти Андроника и его верной спутницы Иунии.
Гонение на христиан разлилось повсюду и везде начальники областей и вообще власти старались стереть совсем с лица земли веру Христову. Между тем императоры были извещены, что вся великая Армения и Каппадокия 8363 противятся их повелениям и единодушно веруя в распятого Христа и в крепкой на Него надежде, намереваются будто бы отпасть от римской империи. Раздраженный этим известием, император Диоклетиан созвал всех своих вельмож и три дня с утра до вечера совещался с ними, как бы совсем искоренить христианство. Затем он прежде всего удалил от власти начальников Армении и Каппадокии, как неопытных и неискусных правителей вверенных им областей, не сумевших привести народ к повиновению.
На их места он выбрал двух греков, Лизия и Агриколая, людей суровых и жестоких, которых и поставил над обеими областями, поручив — Лизию наблюдение и охранение границ, а Агриколаю — общее управление всею епархиею. Им были также подчинены и все войска в обеих областях. Когда оба новые правителя прибыли на место своего назначения, началось беспощадное истребление людей всякого возраста, без всякого расследования, по одной только пустой клевете завистливых врагов на кого-нибудь из христиан: каждый день христиан разыскивали, схватывали и предавали для казни кровожадным правителям, как бы плотоядным зверям. Лизий, имевший пребывание в городе Саталионе 8364 , как только находил где-либо христиан, — мужчин или женщин, — после многих пыток и мучений, отсылал их связанными и под крепкою стражею к Агриколаю, чтобы не дать им умереть на родине и быть погребенными, по христианскому обычаю, родственниками и знакомыми, и они, убитые на чужой стороне, как бы пропадали без вести. Точно так же делал и Агриколай, посылая христиан, схваченных в Севастии 8365 , к Лизию в Саталион, так как оба начальника были в великой дружбе и полном согласии между собою и оба, поступая описанным способом, имели в виду одну цель — причинить христианам еще большую муку, убивая их вне их отчизны. В это время в Саталионе жил некто Евстратий.
Он был известен всем своим согражданам, как первый в городе по благородству происхождения и по сану, — он занимал должность военачальника, — и в то же время отличался благочестием, богобоязненностью и безупречною жизнию. Видя непрестанное великое гонение христиан, он скорбел душою и печалился. Горько вздыхая и плача, проводя время в посте и молитве, взывал он к Господу нашему Иисусу Христу о том, чтобы Господь оказал милость рабам Своим и, умилосердившись над людьми Своими, спас их от бед и отвратил угрожающую им гибель. Вместе с тем Евстратий и сам желал совершить подвиг святых мучеников и удостоиться быть участником их страданий; но, при мысли о многоразличных мучениях и жестокости мучителей, он испытывал страх. В конце концов он, однако, решился на следующее. Он отдал свой пояс верному слуге и велел отнести его в церковь Аравракийскую, откуда и сам он был родом и где пресвитером в то время был Авксентий, засвидетельствовавший уже свою верность истинному Богу.
Евстратий сказал своему слуге, чтобы он тайно положил пояс в алтаре, а сам спрятался в церкви и смотрел, кто первый из пришедших возьмёт пояс: если возьмёт пресвитер Авксентий, пришедши на молитву, то слуга, ничего ему не говоря, должен воротиться домой; если же ранее захочет взять кто-нибудь другой, то слуга ни в каком случае не должен допускать этого и должен принести пояс назад. Послав слугу с таким приказанием, Евстратий решил в душе так: «Если пояс возьмет сам пресвитер, то это будет знаком того, что Сам Бог благоизволит, чтобы Евстратий предал себя на мучение за Христа; если же захотел бы взять кто-нибудь другой, то это будет означать, что ему не должно предавать себя на мучение, а следует тайно хранить святую веру». В непродолжительном времени слуга возвратился и поведал своему господину. Услышав это, Евстратий был весьма обрадован; лицо его сияло радостью, чему весьма удивлялся один из его друзей, по имени Евгений. Вскоре после того блаженный Авксентий был схвачен вместе с другими, допрошен на суде, мучим и заключен в темницу, где и содержался в узах. Затем среди города на возвышении снова было устроено место для суда, и Лизий, надменно сев на судейском кресле, приказал привести узников на допрос.
Святой Евстратий, пришедши в темницу, просил всех заключенных в узах за Христа помолиться о нем, ибо и сам он, по его словам, намеревался в тот же день разделить с ними их подвиг. Тогда все святые узники, преклонив колена, помолились о нем Богу. Когда они окончили молитву, воины, под предводительством Евстратия, повели их из темницы на суд. Когда воинский отряд остановился по обычаю пред судиею, Лизий приказал приводить к себе на суд — по одному тех, которые были уже на первоначальном допросе. Когда начался суд, Евстратий сказал: — По указу императорскому, изданному ранее и теперь на суде опять прочтенному, все христиане, где бы они ни находились и какое бы положение в государстве ни занимали, подлежат суду: по сему указу приведен сюда Авксентий, — муж давно уже известный своим происхождением и благочестивой жизнью, а теперь еще более прославившийся мужеством и твердостью, с какими объявил себя рабом Христа, Царя Небесного. Находясь в сем суде, он уже подвизался подвигом бессмертия и изобличил твое, судия, безбожие, свидетельствуя словом и делами и доблестно перенося мучение.
С того дня он, как злодей заключен был в темницу, а сегодня ты приказал привести его на допрос вместе с его святою дружиною: и вот, все они стоят вместе со мною, непоколебимо твёрдые духом и готовые посрамить и разрушить все коварные замыслы, которым научает тебя против них отец твой — диавол! Услышав это, Лизий пришел в смущение от неожиданной смелости Евстратия. Грозно смотря на него и задыхаясь от гнева, он воскликнул грозным голосом: — Никогда еще мне не случалось производить более строгий суд, чем сегодня, когда этот гнусный нечестивец осмеливается разглогольствовать предо мною! Пусть же с него снимут пояс и воинское одеяние, и да будет известно всем, что он лишается сана, какой имел доселе, а затем пусть обнаженный и связанный верёвками по рукам и ногам и повергнутый на землю, он продолжает свою речь! Слуги поспешно исполнили приказание Лизия, и тогда он сказал Евстратию: — Не раскаешься ли ты в своем пагубном намерении? Тогда ты приобретешь мое расположение и совершенно избежишь наказания.
Во всяком случае, ранее пыток объяви мне свое имя и отечество и открой нам свою веру. Святой отвечал: — Я родился в городе Аравраке и имя мое — Евстратий, а на моем отечественном языке Кирисик. Лизий сказал: — Пусть воины скажут, сколько лет он находится на военной службе? Воины ответили: — Вот уже двадцать седьмой год, как он начал службу, когда был еще совсем юношею. Тогда Лизий сказал святому: — Евстратий! Ты сам видишь, какую беду принесло тебе твое ослушание: оставь же теперь твое безумство, одумайся и не губи своей чести и сана, приобретенных трудами стольких лет воинской службы; признай милость и могущество богов и склони к себе кротость царскую и человеколюбие суда!
Судия сказал: — Уже не тот ли имеет здравый рассудок, кто поклоняется Богу Распятому, подобно вам, впавшим в полное заблуждение?! При этих словах судья прервал речь святого и сказал: — Да будет этот дерзкий повешен на верёвках и пусть под ним разожгут костер из пакли, а сверху бьют его по плечам одновременно тремя палками: посмотрим, насколько тогда он будет красноречив! Когда это было исполнено, святой долгое время был мучим, поджигаемый снизу и жестоко избиваемый сверху. Но и среди таких страданий он не испустил ни одного восклицания от боли, не изменился лицом и, казалось, страдал не он, а кто-то другой, так что сам мучитель пришел в изумление. Наконец, Лизий велел приостановить истязание и с злобною улыбкою сказал святому: — Как думаешь, Евстратий, не хочешь ли, я несколько облегчу боль от нанесенных тебе ран? И он тотчас велел принести соленую воду, смешанную с уксусом, и обильно поливать на обожженные места и в то же время крепко растирать тело мученика острыми черепками.
Но страдалец мужественно вынес и эту муку, как, будто ему совсем не было больно. Мучитель думал даже, что святой Евстратий посредством какого-либо волхвования делает себя нечувствительным к боли. Тогда святой Евстратий сказал ему: — Подвергая меня таким мучениям, ты, вопреки своей же воле, оказал мне благодеяние, так как этими мучениями ты разогнал окружавшую меня тьму, происходившую от плотского огрубения моей души, и сделал меня победителем давно уже досаждавших мне искушений самовластного ума. Ты дал мне возможность одолеть все одержавшие меня порывы страстей и душевные тревоги. Ты сохранил мне нетронутою никакими искушениями внутреннюю твёрдость духа, — залог бессмертной жизни, где собрано для всех верующих богатство нетленное, и указал мне кратковременный и свободный от страданий путь, коим я могу достигнуть и в сем бренном теле жизни Ангельской, а в вечности — блаженства небесного. Теперь я знаю, что я — церковь Бога Живого и Святого Духа, живущего во мне ср.
Итак, «удалитесь от меня все, делающие беззаконие, ибо услышал Господь голос плача моего, услышал Господь моление мое; Господь примет молитву мою» Пс. Поистине, «моя душа будет радоваться о Господе, будет веселиться о спасении от Него. Все кости мои скажут: «Господи! Поспеши же, слуга диавола, постарайся не оставить ни одного из имеющихся в твоем распоряжении орудий мучения, пытай меня, как золото в горниле, или же и еще сильнее, но ты не найдешь во мне столь почитаемого тобою нечестия, которому ты служишь самым делом. Служение ложным богам, овладевшее тобою и твоим безумным царем, достойно омерзения. Мучитель возразил: — Мне думается, что от сильной боли повредился у тебя разум, оттого и говоришь ты так много нелепостей.
Если бы твой, как ты говоришь, Бог мог сделать тебя бессмертным, то он избавил бы тебя и от этих ран. Итак, перестань обольщаться несбыточными надеждами и поторопись воспользоваться доставляемою тебе мною возможностью избавления. Слушай и смотри на меня, которого ты думаешь умертвить и погубить посредством придуманных тобою истязаний! И вот, в то время как все с великим вниманием взирали на святого, внезапно струпья спали с его тела, как бы чешуя, и он сделался совершенно здравым, не имея на теле даже никакого следа от ран. И все, при виде такого чуда, прославили Единого Истинного Бога, а Евгений, друг, согражданин и сотоварищ Евстратия по службе, воскликнул громким голосом: — Лизий! И я — христианин и проклинаю твою веру и отказываюсь повиноваться, как и господин мой Евстратий, царскому указу и тебе!
Разгневанный Лизий велел тотчас же схватить Евгения и поставить посреди суда и сказал ему: — Допрос всех их требует много времени и труда, а между тем я должен теперь заняться другими общественными делами. Посему я повелеваю этого чародея и волшебника Евстратия, а равно и Евгения, который сегодня оказался его единомышленником, накрепко заковать в цепи и бросить в тюрьму вместе с другими христианами, где и держать под стражею до следующего допроса. Сказав это, Лизий встал со своего места и прекратил суд. Святые же, обрадованные смелостью и терпением Евстратия и явленным на нем спасительным чудом Господа нашего Иисуса Христа, были отведены в темницу. Когда они туда прибыли, то все единогласно воспели псалом, начинающийся словами: «Как хорошо и как приятно жить братьям вместе! Так окончился день.
Ночью Лизий приказал сопровождавшим его воинам готовиться в путь, так как он собирался идти в город Никополь 8366. В то время как воины приготовлялись к отправлению, сам Лизий отправился к темнице, велел вывести к себе Евстратия и, лицемерно улыбаясь, сказал ему: — Здравствуй, дорогой Евстратий! Святой ответил: — Всемогущий Бог, Которому я служу, да вознаградит тебя достойно за твое приветствие, судья! Сапоги же эти были железные и подбитые длинными и острыми гвоздями. Их крепко привязали к ногам святого ремнями, а Лизий запечатал узел своим перстнем и велел вести за собою святого, связанного вместе с другими узниками, и во всю дорогу бить и понукать его, чтобы шел скорее. Сам Лизий со своими воинами отправился вперед.
Через два дня они пришли в город Араврак — на родину Евстратия и Евгения.
Сербская Церковь уже прославила воина-мученика Евгения как местночтимого святого, а Постоянная конференция Православных Канонических Епископов Америки внесла в чин панихиды для армейских священников слова о «новомученике Евгении Воине». Таким образом, православные США и Сербии уже прославили мужественного воина в лике святых. В 2010 году в городе Кузнецке Евгению был открыт памятник. Скульптура изображает мученика с нимбом над головой и восьмиконечным крестом в руках. В наши дни изображения Евгения, сравнимые с иконами, можно встретить в десятках храмах Русской Православной Церкви. Известны случаи мироточения икон Евгения Родионова, например, в алтайском храме святого мученика Евгения. Евгений Родионов стал образцом стойкости и мужества, одним из небесных покровителей русских воинов и примером для современной молодежи.
История святого мученика
- Святой мученик Евгений Родионов
- Святые мученики, иже во Евгении — история праздника
- Воин Евгений. Жизнь и смерть воина-великомученика Евгения Родионова
- Храм святого мученика Евгения г. Новосибирск | Карасукская и Ордынская Епархия
- Конструктор православных сайтов - Приход.ру
- Как святой Евгений пострадал за Христа?
Святой Евгений Севастийский
Чтобы помолиться святому Евгению, не обязательно искать икону конкретного мученика. Доктор, мученик Евгений Доктор Боткин был причислен к лику святых в Русской православной Церкви. А кто-то носит имя святого мученика Евгения, о котором в сегодняшнем житии упоминается только вскользь.
Именины Евгения
Память святого страстотерпца праведного Евгения врача Боткина празднуется 4 июля по церковному календарю (17 июля по новому стилю), в день, когда он принял страдания вместе с Царской семьёй в Ипатьевском доме в Екатеринбурге. Святой мученик Евгений пострадал за Христа вместе со святым Евстратием при императоре Диоклетиане (284-305) в Севастии Армянской (ныне северо-восток Турции). 20 ноября, в день памяти святого мученика Евгения Мелитинского, свой День Ангела отмечает протоиерей Евгений Решетков, настоятель храма святого великомученика Димитрия Солунского. Евгения), самое позднее упоминание (мученики вместе с Евгением являются во сне) связано с 1222-1223 гг., когда храм Евгения подвергся нападению султана Мелика (Собрание чудес митр.
Обретение мощей святых мучеников во Евгении
Называется она «Новый мученик за Христа воин Евгений». А кто-то носит имя святого мученика Евгения, о котором в сегодняшнем житии упоминается только вскользь. Святой мученик Евгений Севастийский пострадал за открытое вероисповедание христианства вместе со святыми мучениками Евстратием, Авксентием, Мардарием и Орестом во время христианских гонений. Священномученик Евгений был прославлен Архиерейским Собором Русской Православной Церкви в 2000 году[5].