Равноапостольные Елена и ее сын Константин останавливают насилие и кровопролитие и выводят христианство в Риме на новый уровень. четвертом веках. «Великий архидиакон Константин в истории Русской Православной Церкви явил образец величайшего несения диаконского служения. Вечером 24 апреля на парковке храма святых равноапостольных Константина и Елены в Митино состоялся концерт единственного в России фронтового звонаря Вадима Мартового в поддержку и продвижение культуры в зоне СВО «Привет из-за ленточки». Краткая молитва святому Константину на каждый день.
10 фактов о святых Константине и Елене
Святой Константин в 330 году открыл новую столицу, назвав ее «Новым Римом» и «Константинополем». Святой Константин[1] жил на рубеже ХVІІІ-ХІХ вв. Святой равноапостольный император Константин обратился в христианство в IV веке под влиянием матери – царицы Елены, которая пришла к Богу ещё раньше. Скончался святой Константин в день Пятидесятницы в 337 году, и был погребен в церкви святых Апостолов, в заранее приготовленной им а святым равноапостольным Константину и Елене"О святии равноапостольнии Константине и Елено!
Житие святого Константина, икона равноапостолького царя и молитвы
Когда и кем был крещен святой равноапостольный Константин Великий | Святой равноапостольный император Константин обратился в христианство в IV веке под влиянием матери – царицы Елены, которая пришла к Богу ещё раньше. |
Рассказы о Святых. Равноапостольный Константин Великий, император | Дата в 2024 году: 3 июня православная церковь отмечает день памяти царя Константина Великого. |
Торжество Православия. Святой царь Константин и святая мать его Елена | РИА Новости, 28.09.2023. |
Православие на Сахалине: священник Константин Островский и визит митрополита Питирима | Праздник святых равноапостольных царя Константина и матери его Елены празднуется всеми православными 21 мая/3 июня и имеет точную дату. |
Епископ Зарайский Константин возведен в сан митрополита
Кто такой Константин и 42 святых мученика в Амморее? Святой Константин, которого православные христиане чествуют 19 марта, был одним из 42-х великомучеников, живших в Амморее. Он почитается как святой в лике равноапостольного в православной церкви, древневосточных православных церквях и различных восточных католических церквях, где он рассматривается как пример «христианского монарха».
Святой равноапостольный Кирилл – Константин Философ в Херсонесе (память 27 февраля)
Святой Сильвестр оглашает Константина в вере, повелевает ему каяться и поститься, прекратить идолослужение и гонения на христиан. Святые мученики Прокесс и Мартиниан первоначально были язычниками и исполняли должность надзирателей в Мамертинской темнице. По окончании учения святой Константин принял сан иерея и был назначен хранителем патриаршей библиотеки при храме святой Софии. Все новости Новости Бердска Новости компаний Политика Происшествия Общество Спорт Акции Партнерские статьи Пресс-релизы. Позднее, став на сторону ариан, Константин активно и очень жестоко преследовал православие, в том числе и Св. Афанасия.
Равноапостольный Константин Великий
Стук дятла в Константинов день означает, что весна придет не скоро. Щебетанье воробьев — к оттепели. Белый заяц в лесу — к снегу. Люди, родившиеся в этот день, отличаются щедростью, трудолюбием и удивительной целеустремленностью. Главными чертами их характера являются доброта, искренность, готовность к самопожертвованию. Они могут добиться многого, поскольку терпеливы и настойчивы при достижении цели. Константиновы круги: что нельзя делать У народного праздника Константиновы круги, посвященного великомученикам из Аммореи, есть свои запреты. Один из них связан со сквернословием.
Брань никогда не приветствовалась. А в дни поминовения усопших считается нарушением всех человеческих норм. На Константиновы круги также запрещается: Пить из чужой чашки — с ее владельцем произойдет разлад из-за денег. Пользоваться водой из чужих колодцев — жадность станет главной чертой характера. Ходить неумытыми и в грязной одежде — к болезни. Беременным женщинам на Константиновы круги запрещали подходить к колодцам, считая, что беременность после этого может осложниться. Матерям советовали не проводить со своим ребенком весь день — с утра до вечера, поскольку малыш вырастет эгоистичным и злым.
Народные приметы, пришедшие из глубины веков, полны предрассудков и язычества.
В 313 году они издали Миланский эдикт, впервые уравнявший христиан в правах с язычниками. Еще двумя годами раньше римская власть запретила гонения на христиан и позволила им свободно исповедовать свою веру. Теперь же Церкви возвращались и храмы, и имущество, христиане стали равноправными гражданами римского государства. В 324 года Константин стал единым правителем всей Римской империи и положил конец преследованиям христиан всюду, где они еще сохранялись. Сон Константина и битва у Мульвийского моста.
Формально христианство не было объявлено государственной религией это случится в конце IV века при императоре Феодосии I. Тем не менее, император Константин — «верховный жрец» и координатор всех культов империи — настоял на принятии свода законов в пользу Церкви. Епископы получили некоторые функции гражданских судов, Церковь — право наследовать имущество по завещаниям; были запрещены языческие жертвоприношения; воскресенье стало праздником и выходным днем. Кроме того, Константин запретил пытать и убивать рабов, отменил уголовное преследование недоимщиков. Одним из важнейших событий его правления стал созыв в 325 году Первого Вселенского Собора в городе Никее. Целью Собора было положить конец церковному раздору, вызванному распространением арианства — еретического учения, гласившего, будто Сын Божий не Бог в точном смысле слова, а лишь самое совершенное из творений Отца.
Именно Константин скорее всего, по предложению западных епископов предложил участникам Собора термин «Единосущный», указывающий на полное единство Божественной сущности Сына и Отца. Интересные факты о Константине Великом 1. Сражаясь под этим знаменем, Константин ни разу не потерпел поражения. Музеи Римского Капитолия 2. Константин решил, что новому христианскому государству нужна и новая столица взамен прежней, роль которой после Рима исполнял Милан. Сначала его переименовали в Новый Рим, а позже — в Константинополь.
Византий и дал название государству Византия; впрочем, называть так «государство ромеев» стали лишь после его падения под натиском турков-османов в 1453 году.
Он поставил его на опасный участок в битве с сарматами, но молодой военачальник убил многих врагов и добыл Галерию победу. Лактанций и Праксагор писали, что Галерий заставлял Константина сражаться в клетке с диким зверем. По мнению исследователей, рассказы о попытках Галерия расправиться с потенциальным соперником — поздняя пропаганда.
Но Константин мог в реальности служить под его началом в кампаниях против сарматов в 302 или 304 годах. Джулио Романо, «Битва у Мульвийского моста». Позже Константин искажал свою роль при дворе Диоклетиана, чтобы дистанцироваться от августа, известного гонениями на христиан. Он писал, что был заложником для лояльности своего отца.
Якобы в 305 году Галерий держал его в заложниках против его воли, и только через год Константин бежал, чтобы успеть застать своего отца на смертном одре. В 305 году Диоклетиан и Максимиан объявили о сложении полномочий августов. Константин покинул восточные провинции и отправился к своему отцу. Они встретились в Галлии и отправились в Британию.
Там Констанций и Константин провели совместную кампанию против пиктов за Адриановым валом. Сим победиши: борьба за власть В 306 году в Йорке цезарь Констанций умер от болезни. Перед смертью он успел назвать сына своим преемником в ранге августа, который таким образом вошёл в число тетрархов. Армия поддержала сына Констанция, и он стал правителем Британии, Галлии и Испании.
Новый император отправил письмо Галерию с просьбой признать его титул. Но правитель Востока согласился признать Константина только цезарем. Новый император предпочёл принять условия Галерия. Константин отменил антихристианские законы своих предшественников.
В его части империи они обрели свободу. В противовес ему Максимин Даза преследовал христиан с большей яростью, чем Диоклетиан. В 306 году из-за недовольства введением прямого налогообложения в Италии начались волнения. Пользуясь этим, Максенций, зять Галерия, провозгласил себя августом.
Как и Константин, он лояльно относился к христианам. Максенций прекратил преследования христиан, а позже перед лицом войны с Константином вернул христианским подданным отнятую при предшественниках собственность. Галерий не признал амбиций зятя и приказал Флавию Северу покончить с узурпатором. Максенций убедил повторно принять титул августа своего отца Максимиана, который много лет командовал войсками, бывшими теперь в подчинении Севера.
Войска законного августа перешли к Максимиану и Максенцию, а сам Север вынужден был сдаться. Позже они заставили бывшего августа покончить с собой. В 307 году в Италию вступил Галерий. В этих условиях Максимиан и Максенций решили искать союза с Константином.
Максимиан отправился в Галлию с дочерью Фаустой, которую там выдал замуж за Константина. Там же он провозгласил зятя августом. Галерий в ответ отказался признавать Константина членом тетрархии. В 307 году Галерий осадил Рим, но вынужден был уйти ни с чем.
В следующем году Максимиан попытался отстранить от власти своего сына, но проиграл и бежал к Константину. В конце 308 года члены правящей коллегии смогли заключить перемирие. Диоклетиан и Максимиан признавались почётными членами тетрархии. Галерий и его соратник Лициний были назначены августами, а Максимин и Константин — цезарями.
Максенций, оставшийся за бортом, продолжал удерживать Италию и сражался с Лицинием. Константин в это время укреплял границы империи на севере — он провёл ряд кампаний против германцев. Во время кампании 310 году он едва не лишился власти. Пока Константин воевал с франками, его тесть Максимиан попытался отнять у него власть.
Константин вернулся, и большая часть воинов поддержала его. По лояльной Константину версии, Максимиан покончил с собой, по другой — был казнён. После того, как тесть перестал быть опасен, Константин использовал его имя в своей пропаганде. В частности, вдова Максимиана поклялась, что её сын Максенций — плод прелюбодеяниями с сирийцем.
Кодацци, Д.
Сильвестр объясняет Константину, что это не боги, а апостолы Единого Бога и Господа нашего Иисуса Христа Петр и Павел, и в доказательство представляет ему иконы святых, в которых царь узнает апостолов, явившихся ему во сне. Святой Сильвестр оглашает Константина в вере, повелевает ему каяться и поститься, прекратить идолослужение и гонения на христиан. Спустя некоторое время, исполнив все требуемое, Константин принимает Таинство Крещения от святого папы Сильвестра и в крещальной купели очищается от проказы. С этого момента он преображается из языческого императора в царя-христианина. Источник этого повествования в науке именуется «Деяниями или Актами Сильвестра». По древности он признается равноправным с историей Евсевия. Такое допущение делал еще в XIX веке профессор В.
Болотов [13]. Некоторые современные западные исследователи Поликамп ранние редакции «Деяний Сильвестра» также возводят к IV веку [14]. О древности принятия Церковью этого Предания говорит и тот факт, что на византийском Востоке уже с VI века историографы крещение царя Константина связывают со святителем Сильвестром. Так, Иоанн Малала VI век в своей «Хронографии» пишет: «После поста и получения наставлений он Константин был крещен Сильвестром, епископом Рима, — он сам, и его мать Елена, и все его родственники, и его друзья, и целый ряд других римлян. И вот император Константин стал христианином» [15]. И ныне жители старого Рима берегут крестильню его, во свидетельство крещения его в Риме Сильвестром по истреблении тиранов. Другие говорят, что его крестил на Востоке, в Никомидии, при смерти, арианин Евсевий Никомидийский, где пришлось ему и почить. Уверяют, что он откладывал крещение по той причине, что надеялся совершить его в реке Иордане.
Но, по моему мнению, вероятнее всего, что он крещен в Риме Сильвестром и что повеления к Мильтиаду [17] , обращающиеся под его именем, выдуманы арианами. Этим они хотели получить себе славу, а благочестивого царя опорочить, утверждая, будто он не крещен; но это нелепо и ложно. Если он не крещеный присутствовал при Никейском соборе, то следует, что также не приобщался Божественных Тайн и не имел общения со святыми отцами; а это и говорить, и думать совершенно бессмысленно» [18]. Мнение преподобного Феофана не было только его частным мнением, оно выражало мнение всей полноты Православной Церкви. О своем единомыслии в этом вопросе святые отцы засвидетельствовали на VII Вселенском соборе в городе Никее, в котором принимал участие, как предполагают, и сам святой Феофан. На этом соборе в доказательство истинности и древности иконопочитания на Западе были зачитаны послания римского первосвященника Адриана I. В них, в частности, папа ссылается на древнее предание Римской Церкви о крещении Константина Великого в Риме от папы Сильвестра, а именно на то место, где святой Сильвестр показал Константину икону апостолов Петра и Павла для подтверждения того, что царю во сне явились не боги, а именно первоверховные апостолы, указавшие ему на принятие крещения как средство для очищения от проказы. После прочтения папских посланий весь собор на вопрос: «Принимает ли святой собор послание святейшего папы древнего Рима?
Причем каждый архиерей затем персонально подтверждал свое согласие с папскими посланиями, а несогласных предавал анафеме в таких формулировках: «послания, отправленные Адрианом, святейшим папою древнего Рима, к благочестивым императорам нашим, а также и к святейшему вселенскому патриарху нашему Тарасию, признаю как бы божественным определением православия и принимаю священные и досточтимые иконы, по древнему преданию вселенской и апостольской церкви; думающих же иначе подвергаю анафеме» [19]. Таким образом, Седьмой Вселенский собор признал предание о крещении Константина Великого святым епископом Рима Сильвестром законным преданием всей полноты Православной Церкви. Поэтому именно в таком виде оно вошло в официальные византийские исторические хроники и жития. И именно в такой безальтернативной редакции их восприняла от Византии Православная Церковь Святой Руси.
Митрополит Константин: «Торжество Православия – это, прежде всего, торжество Истины»
- Прихожанин - Святые, которым мы обязаны обретением Креста Господня
- КОНСТАНТИН ВЕЛИКИЙ
- Равноапостольный Константин Великий
- 10 фактов о святых Константине и Елене
- Православие на Сахалине: священник Константин Островский и визит митрополита Питирима
Православный календарь 3 июня. Святая царица Елена и ее сын император Константин.
Убийство Криспа вызвало возмущение матери императора — Елены, которая очень любила внука. Большинство исследователей полагают, что Криспа и Лициниана своими интригами погубила вторая жена императора — Фауста. Но византийский историк Зосим считал причиной гнева любовную связь Криспа с мачехой. Через месяц Константин раскаялся в своем решении и приказал умертвить Фаусту: она задохнулась, будучи заперта в жарко натопленной бане. И, однако, Константин утверждал, что обладает даром мистических видений. Крупный историк РПЦ Дмитрий Владимирович Поспеловский писал: "Тот факт, что Церковь все же причислила его к лику святых, как бы говорит, что кесарь стоит над Церковью, независим от нее. Не отсюда ли и та легкость, с которой причисляются у нас к лику святых коронованные персоны, святость которых весьма сомнительна, — от Александра Невского и Дмитрия Донского до Николая II? Напрасно мы будем искать в Евангелии или писаниях отцов церкви богословское оправдание такого цезарепапизма. Но возникновение этой ранней ереси в истории Церкви по-человечески и психологически вполне понятно. Ведь эра Константина наступила после трех веков жесточайших гонений на христианство. И вот, выйдя из подполья, христиане возликовали: наступила эра христианства, император — христианин, значит, он посланник, помазанник Божий.
Ведь это была пора еще раннего христианства, ожидавшего скорого пришествия Христа, наступления его тысячелетнего царства... Казалось, все это сбывается. И те самые христиане, которых нередко истязали за отказ оказывать божеские почести императорам-язычникам, теперь готовы были обожествлять императора-христианина". Его тело доставили в Константинополь, где, согласно завещанию, оно было захоронено в церкви Святых Апостолов. В преимущественно языческом Риме Сенат по древней традиции объявил Константина I "Божественным" — последним в истории этой империи. Любопытно, что Святой была объявлена и дочь Константина — Констанца.
Председателем собрания, в соответствии с уставом Русской Православной Церкви, был избран священник Константин Островский. Летом 1989 года в собственность прихода Блаженной Ксении Петербургской перешел бывший жилой дом в городе Южно-Сахалинске на улице Трудовой, 6, который в связи с предполагавшейся застройкой данного района должен был идти под снос. Бывшая хозяйка выкупила у государства этот дом под строительные материалы, а православной общине, выплатив владелице дома стоимость стройматериалов, удалось договориться с ней о передаче здания под храм сделка оформлена через нотариальную контору. В то время это был единственно возможный способ приобретения недвижимости для общины, поскольку средств для приобретения подходящего помещения у верующих не было. Богослужения в православной общине стали проводиться регулярно, за исключением дней, когда отец Константин бывал в отъезде. Поворотным моментом возрождения православия на Сахалине стало событие, связанное с сохранением исторической памяти о Русско-японской войне. Он подходил к машине, когда ему навстречу выбежали испуганные прихожане: «Батюшка, куда вас забирают? Но темные времена гонений на церковь уже уходили в прошлое. Священника пригласили для того, чтобы принять участие в большом патриотическом митинге и даже отслужить в присутствии сотен комсомольцев и партийных активистов православную службу — панихиду по погибшим защитникам Сахалина — участникам отряда под командованием штабс-капитана Гротто-Слепиковского. В период Русско-японской войны 1904—1905 годов, активное сопротивление японским оккупантам на острове оказывали сахалинские партизаны. Отряды были сформированы из бывших каторжников и ссыльнопоселенцев. Командовали отрядами несколько кадровых военных, в том числе полковник Иосиф Алоизович Арцишевский, капитан Василий Петрович Быков, штабс-капитан Бронислав Владиславович Гротто-Слепиковский. Партизаны являли собой пример самоотверженного служения Отечеству: отрядам пришлось противостоять частям регулярной японской армии, во много раз превосходящим их по численности.
В то же время им были предприняты меры против некоторых проявлений язычества: запрещены тайные гадания и чародейства [42] , закрыты сирийские языческие храмы, культы которых были безнравственны [43]. Константин иногда публично высмеивал заблуждения язычников [44] , при этом признавая официальный характер языческого культа и не требуя от них перехода в христианство [45]. Государственная власть, начиная с Константина Великого, так или иначе, влияет на церковную жизнь. Об этом, как писал церковный историк П. Малицкий, «влияние государства на церковную жизнь, прежде всего сказалось в широком участии византийских императоров в церковных делах. Широта этого участия вытекала из традиционной религиозной политики Рима. Римский император, как pontifex maximus, был высочайшим служителем и покровителем своей языческой государственной религии. Такое положение по отношению к христианской церкви заняли и христианские императоры» [46]. Евсевий Кесарийский первым сформулировал «структурную модель» церковно-государственных отношений, где впервые выразилась теория цезарепапизма. Евсевий считал, что император имеет право на прямое вмешательство в дела Церкви и вопросы вероучения. Для Евсевия император играет исключительную роль в церковно-государственных отношениях: он соединяет в себе гражданскую и религиозную власть, авторитет Соборов ниже, чем авторитет императора, епископы играют менее значительную роль, чем император [48]. Шершеневич определяет: «На Востоке государство сразу и бесповоротно берет преобладание над Церковью, которая становится в положение одного их государственных учреждений» [49]. Такой же точки зрения придерживался Ф. Успенский: «Константин подвергся большим упрекам за то, что он допустил вредное смешение Церкви и государства и что не поставил строгого разделения между делами, принадлежащими кесарю и Богу» [50]. И далее: «Он первый оценил христианство как громадную нравственную силу, борьба с которой оказывалась уже не под силу правительству. Вследствие этого он решился ввести христианскую общину в государство и воспользоваться ее громадным нравственным влиянием для наиболее прочного утверждения в империи своей власти» [51]. Кулаковский также согласен с приведенным мнением: «Так создалась в церкви новая центральная власть: император стал высшей инстанцией церковного законодательства в вопросах как догмы, так и церковного строительства» [52]. Дворкин считает, что «все христиане признавали ведущую роль императора в жизни Церкви, хотя никто не считал его непогрешимым» [53]. Того же мнения придерживался С. Хьютон [54]. Филипп Шафф отмечает: «С объединением Церкви и государства начинается долгая и мучительная история их столкновений и борьбы за первенство» [55]. Константин иногда публично высмеивал заблуждения язычников, при этом признавая официальный характер языческого культа и не требуя от них перехода в христианство Вместе с тем, если рассмотреть реальную христианскую политику императора, то становится очевидно, что она отличалась от того образа, который был создан Евсевием в его творении. На соборах решение принимал не император, а созванные им соборы. Император созывал соборы, официально утверждал их решения и объявлял об их закрытии, но на этом его роль и ограничивалась. Есть разные точки зрения, относительно того, что хотел сказать Константин этими словами, одна из них говорит о том, что император имел ввиду христиан и язычников-внешних.
Издав Миланский эдикт, император Константин первым в римской истории сначала объявил на всей территории империи религиозную терпимость, а позже сделал христианство господствующей религией. Историки считают, что отказаться от язычества в пользу христианства Константина Великого побудило видение. Вечером 27 октября 312 года, накануне главного сражения с армией Максенция, по словам самого Константина, к нему во сне явился Христос и повелел ему начертать на щитах и знаменах войска греческие буквы ХР — первые две буквы греческого написания имени Христа. Очнувшись от сна, Константин приказал своим воинам нанести эту надпись на щиты и знамена. А утром следующего дня, готовясь к главному сражению возле Мильвийского моста, Константин и находящиеся подле него воины увидели в небе светящееся изображение креста, а над ним надпись «In hoc signo vinces» — «Сим победиши». Рафаэль Санти. Сам Максенций в страхе бежал и утонул в водах Тибра. С тех пор аббревиатура ХР и изображение креста были всегда вышиты на знаменах императора Константина Великого. Став полновластным правителем Римской империи, Константин Великий решил перенести столицу из Рима в древнегреческий город Византий. Он значительно перестроил город и назвал его Новым Римом. Впрочем, это название не прижилось — уже при жизни императора во всей империи его называли Константинополь. Считается, что этот город великий император принес в дар Пресвятой Богородице. Святой равноапостольный Константин Великий приносит город в дар Богородице. Мозаика над входом в собор Святой Софии, г. Константинополь …Известно, что святая равноапостольная царица Елена 60 лет своей жизни была язычницей и стала христианкой лишь под влиянием сына императора Константина. Зато в последние 20 лет жизни царица невероятно много сделала для распространения учения Христа. Стоит особо отметить, что Константин Великий уважал и почитал свою мать царицу Елену. Поселение, в котором она родилась, — Дрепан — он сделал городом и назвал его Еленополем. В 324 году Константин присвоил матери императорский титул, провозгласив ее августой. Как писал их современник церковный историк Евсевий Кесарийский, император так доверял царице Елене, что разрешил матери распоряжаться царской казной по ее усмотрению. Наконец в 326 году император Константин поручил царице Елене самую главную и ответственную миссию — найти Гроб Господень.
Епископ Зарайский Константин возведен в сан митрополита
Святой Константин — император Римской империи, возвысивший христианство над язычеством. Патриарх Кирилл освящает новый храм Святых Константина и Елены в Калининграде. Деяние Святого Синода Белорусской Православной Церкви о причислении к лику святых иерея Константина Жданова прочитано в день его канонизации в Воскресенском храме города Дисна 4 июня 2011 года.
Именины Константина. Когда праздновать и какие святые являются покровителями?
За 19 лет его миссионерской деятельности (1876-1895 гг.) Константину Алексеевичу удалось многих удержать от перехода в старообрядчество и различные раскольнические секты и утвердить в Православии более 500 человек. Святой Константин — император Римской империи, возвысивший христианство над язычеством. ? В этом выпуске Вы узнаете о жизни и служении Константина Великого, воспитанного великой матерью – императрицей Еленой. Константин уделял больше времени молитвам, изучению Святого Писания и комментариев к нему, а также говорил о христианской вере со своими придворными. 5. Император Константин легализовал христианство, однако государственной религией его не делал. Константин был первым христианским императором Римской империи, и Константинополь стал столицей христианства на Западе, а Рим руководил христиансгвом на Востоке.
Именины Константина. Когда праздновать и какие святые являются покровителями?
Там она, видимо, и познакомилась с Констанцием Хлором, при Максимиане Геркулии, ставшем цезарем Запада Римской империи. В начале 270-х годов она стала его женой. Римско-католическая церковь не включила имя императора Константина в святцы, однако западные епископы опирались на его авторитет при попытке получить верховную власть в Церкви и в Европе вообще. Основанием для подобных притязания был «Константинов дар» — подложный дарственный акт Константина Великого римскому папе Сильвестру.
В «грамоте» значится, будто бы Константин Великий, при крещении его папой Сильвестром и при исцелении от проказы, которой был поражён перед этим, подарил папе знаки императорского достоинства, латеранский дворец, город Рим, Италию и все западные страны. Свою же резиденцию перенёс в восточные страны на том основании, что главе империи не подобает жительствовать там, где пребывает глава религии; наконец, римскому папе предоставил главенство как над четырьмя кафедрами — Александрийской, Антиохийской, Иерусалимской и Константинопольской, — так и над всеми христианскими церквами во всей вселенной. Факт подлога доказал итальянский гуманист Лоренцо делла Валла в сочинении «О даре Константина» 1440 г.
В Риме совершенно отказались от этого документа лишь в XIX столетии. Император Константин легализовал христианство, однако государственной религией его не делал. В 313 году император Константин издал Миланский эдикт, провозглашавший религиозную терпимость на территории Римской империи.
Непосредственный текст эдикта до нас не дошёл, однако он цитируется Лактанцием в его труде «О смерти гонителей». В соответствии с этим эдиктом, все религии уравнивались в правах, таким образом, традиционное римское язычество теряло роль официальной религии. Эдикт особенно выделяет христиан и предусматривает возвращение христианам и христианским общинам всей собственности, которая была у них отнята во время гонений.
Эдикт также предусматривает компенсацию из казны тем, кто вступил во владение собственностью, ранее принадлежавшей христианам, и был вынужден вернуть эту собственность прежним владельцам.
Выполнить заказ поручили потомственному мастеру Герасиму Иконникову. Он принялся за труд, молясь об успешном его завершении. Иконописец в первый же день нанёс на доску прорись — то есть контур будущего изображения. А на следующее утро с изумлением обнаружил, что Богомладенец на рисунке поменял положение ножек! Герасим поправил прорись, но спустя сутки увидел, что она изменилась вновь! Художник больше не дерзнул трогать иконописные контуры. Он принял случившееся как волю Божию и сохранил нерукотворные преобразования святого изображения.
Существовало поверье, что у тех, кто работал в этот день, мог сгореть урожай.
Необходимо еще отметить, что люди придавали большую значимость празднику Святых Константина и его матери Елены, и когда в семье рождались дети, их называли Константином и Еленой. В молдавском народном календаре этот праздник называется еще и Константин Скворец, потому что был границей «птичьих праздников», заканчивались некоторые аграрные работы, особенно сеяние овса, проса и кукурузы, потому что считали, что если посадить позже вышеуказанные культуры, прилетят скворцы и съедят семена. До этого дня должны были закончить также и прополку, так как с этого дня начинал цвести виноград. Почему этот праздник считали и праздником птиц, особенно лесных скворцов - легко понять: говорят, в этот день птицы учили своих птенцов летать, оканчивая, таким образом, трехмесячный период обучения технике полета, начатый на праздник Драгобете. Издревле верили, что если кто-то работает в этот день, полевые культуры будут уничтожены в результате пожара или нашествия птиц.
Статуя св. Константину в Йорке, Великобритания, восходит к римским статуям императора. Памятник установлен в этом городе потому, что здесь в 306 г. На ней император Константин изображен вместе с языческим божеством Непобедимым Солнцем Sol Invictus Более поздняя монета с изображением св.
Константина Великого. На обратной стороне изображен штандарт императора, т. Статуя императрицы Елены, IV в. Ряд историков считает ее портретом св. Фреска входит в композицию портретов приближенных императора Константина, среди которых идентифицирован портрет его жены Фаусты Монета с изображением св. Равноапостольный Константин изображен как основатель города, со стенами в руках. Как видно, в мозаике иконописец стремился передать индивидуальные черты облика императоров.