Кроме пустынного Арракиса, в «Дюне» показывают еще три планеты — они отличаются климатом и ландшафтом, но объединяет их то, что все миры фильма выглядят запустелыми и безрадостными.
Концовка «Дюны 2». Чего добился Пол и почему началась новая война?
Кадры из фильма "Дюна". «Дюна: Часть вторая» после успешного проката вышла в цифре, а Дени Вильнёв уже работает над сценарием третьего фильма вселенной. «Дюна». Действие первой части оборвалось на моменте, когда после гибели герцога Лето Атрейдеса его сын Пол с матерью Джессикой спасаются от преследования наемников барона Харконнена в пустыне — и знакомятся там с местными жителями, фрименами. Кадр из фильма «Дюна: Часть вторая». «Дюна» Дени Вильнёва. «Дюна» вышла на экраны, и на нее хорошо продаются билеты. Дюна и Дюна 2 — где смотреть, на что обратить внимание, актеры, полный гид по вселенной фильма онлайн.
Дюна (фильм, 2021)
Линч во всем обвинил продюсеров, смонтировавших фильм без его участия; впрочем, «Дюна» 1984 года так и осталась скорее фантазией на тему, а не полнокровной экранизацией. Меланж Он же спайс, или Пряность — вещество, которое есть только на Дюне, самый ценный ресурс во Вселенной. За горсть спайса можно купить небольшую планету. Также служит лучшим топливом во Вселенной, компонентом для создания оружия, идеальной пищей и средством для продления жизни. Тот, кто регулирует добычу спайса, номинально контролирует все. Пол — сын герцога Лето Атрейдеса, вынужденный бежать после предательства Императора и нападения Харконненов, чтобы выжить и возродить свой род. Он также является Квисатц Хадерахом — сверхчеловеком, которого долгие годы пытались вывести Бене Гессерит а также аналогичная им организация Дома Коррино — Бене Тлейлаксу. Способен видеть прошлое всех предшествовавших поколений, а также предсказывать будущее, основываясь на сложнейших математических расчетах хотя этот навык ему предстоит усовершенствовать. Сс Сардукары Элитные войска падишах-императора, при поддержке которых Харконнены свергнут Атрейдесов. Родом с Салуса Секунда — планеты-тюрьмы, где до событий Батлерианского джихада базировался дом Коррино.
Сардукары проходят сложнейшую военную подготовку в условиях, почти несовместимых с жизнью. Таким образом, они превращаются в свирепых и жестоких воинов, единственной целью которых является фанатичная служба императору. Убийство Уу Во вселенной «Дюны» нельзя просто взять и убить человека. Согласно Великой конвенции, утвержденной Лансраадом, вести войну можно только с помощью сильно ограниченных средств, которые исключают вероятность гибели не замешанных в конфликте лиц использование ядов, холодного оружия и т. Одним из методов является Война ассасинов, то есть организация тайных убийств таким образом, например, попытаются убить Пола Атрейдеса. Участвовать в войне могут лишь представители враждующих домов, объявивших друг другу канли — родовую вендетту. Поэтому предательство падишах-императора, объединившегося с Харконненами в истреблении Атрейдесов, — это злостное нарушение Конвенции. Фф Фремены Они же фримены, или свободники. Аборигены Арракиса, коренное население планеты.
Прибыли на планету за тысячи лет до колонизации Дюны как религиозная секта и постепенно приспособились к жизни на ней благодаря рациону из меланжа результат такой диеты — характерный голубоватый оттенок глаз. Идеальные бойцы ближнего боя и телепаты, способные составить конкуренцию свирепым и крайне выносливым сардукарам. Именно у фременов найдет убежище Пол Атрейдес, которого они со временем признают своим лидером.
Возможно, к этому времени PR-машина WB раскочегарится и включится по полной. Но сейчас, когда до мировой премьеры чуть больше месяца, все выглядит уныло. Плохое принятие новой фантастики «Восхождение Юпитер», «Бегущий по лезвию 2049», «Валериан и город тысячи планет» Фантастические фильмы — это очень рискованная ниша в кинопроизводстве. Если вспомнить что-то громкое из высокобюджетной доковидной фантастики, то с большой долей вероятности она окажется провальной: «Восхождение Юпитер», «Бегущий по лезвию 2049», «Валериан и город тысячи планет» — сплошные убытки для студий. Даже «Стартрек: Бесконечность» в 2016 году не смог внятно окупиться, а девятый эпизод «Звездных войн», несмотря на всеобщий хейт, выехал только на огромной армии фанатов. Но даже если бы всего описанного выше не было, то достаточно только одного фактора, который способен его погубить — пиратство. Пиратство из-за одновременного выхода в кинотеатрах и на стриминге Весь 2020 год кинотеатры практически не работали, потому что даты выхода фильмов постоянно сдвигались.
Именно поэтому Warner Bros. Таким образом решалось сразу две задачи: продвижение потокового сервиса и избавление от беспокойств из-за того, что премьеры придется переносить. Подписчиков у стриминга и правда сильно прибавилось — с 40 млн на начало 2021 года до 67,5 млн к 1 сентября. Достаточно ли этого для того, чтобы хоть как-то покрывать расходы на производство фильмов? Студия не раскрывает финансовых результатов. Но совершенно очевидно, что потери тут присутствуют. Если фильм можно запустить практически на любом цифровом устройстве, значит, его можно записать и выложить в общий доступ.
Суть его, как кинематографист говорит в интервью, в следующем: «Сама история довольно проста. Сложность — в насыщенности мира, его деталях и нюансах. Что было в первой «Дюне» Дени Вильнева По разным подсчетам, вышедшая в 2021-м « Дюна » Вильнева охватывает от половины до двух третей первоисточника.
Герцог Лето Атрейдес получает во владение от императора пустынную планету Арракис, также известную как Дюна. На поверхности планеты добывают меланж или «пряность», сверхценное вещество, необходимое для космических перелетов. Понимая, что его втягивают в политическую игру, Лето все же покидает принадлежащий ему Каладан и отправляется на Дюну вместе с сыном Полом и его матерью, наложницей Джессикой. Герцог погибает в результате предательства. Полу и Джессике удается спастись; они присоединяются к фременам, коренным жителям Дюны. Картина заработала в мировом прокате более 430 миллионов долларов при предполагаемом бюджете в 165 миллионов. Примечательно, что Вильнев снимал «Дюну», не зная, сумеет ли завершить историю: Warner Bros. При этом работа над сценарием сиквела началась чуть раньше, в 2019 году. Что происходит в «Дюне 2» Во второй части «Дюны» собраны самые зрелищные и захватывающие фрагменты романа. Пол присоединяется к фременам, но отношение к нему и его матери со стороны жителей пустыни оказывается неоднозначным.
Кто-то видит в молодом человеке шпиона, кто-то — мессию. Так или иначе, Полу приходится доказывать фременам, что он вполне может считаться одним из них. Среди тестов, с которыми ему предстоит справиться, — поездка по пустыне на Шаи-Хулуде, гигантском песчаном черве. Кроме того, у Пола случается роман с Чани, представительницей фременов. А ближе к финалу возмужавший герой вступает в открытую конфронтацию с домом Харконненов и императором Шаддамом IV — силами, в результате интриг которых погиб его отец, герцог Лето.
В конце концов режиссера отодвинули на задний план и смонтировали фильм без его участия. Вышло как вышло. Сам Дэвид Линч итоговой работой остался крайне недоволен хоть в киноманских кругах она стала культовой и утверждал, что в его интерпретации все сложилось бы по-другому. Меж тем Линч и сам снялся в своей «Дюне» Было еще несколько попыток разной степени успешности, в том числе в сериальном формате.
И вот за дело взялась студия Legendary. Пять лет назад компания наконец добилась от наследников Фрэнка Герберта прав на экранизацию романа писателя. Тогда же выбрали режиссера — им стал Дени Вильнев. В то время у него была в разгаре работа над «Бегущим по лезвию 2049», которая вымотала все нервы и силы. Но, услышав о предложении, Вильнев не сомневался ни секунды. Для него экранизация «Дюны» — magnum opus, дело всей жизни, ради которого он готов почти на все. Впервые Вильнев прочитал роман в 12 лет, после чего сцены из «Дюны» преследовали его на протяжении всей дальнейшей жизни. Может, теперь перестанут? Атрейдесы vs Харконнены Чтобы с удовольствием выпасть из реальности почти на три часа, необязательно читать книгу Фрэнка Герберта хоть и желательно.
Вот я хоть и читал, но очень давно и всего один раз. С тех пор осталось лишь несколько ярких образов и какое-то внутреннее ощущение, некий ореол, атмосфера. Оказалось, этого более чем достаточно для того, чтобы кино захватило целиком без остатка. Далекое будущее. В центре всеобщего внимания — в буквальном смысле пустынная планета Арракис она же Дюна , богатая на так называемую пряность в фильме — специя , которая одновременно и жизнь продлевает, и позволяет осуществлять межзвездные перелеты. Бесконечно ценный ресурс собирают огромные машины-краулеры харвестеры. Работа опасная, так как на вибрацию почвы откликаются огромные 400-метровые черви. Долгое время добыча пряности находилась под контролем Дома Харконнен. Однажды Император отзывает их, а власть над Арракисом передает Дому Атрейдес.
Но это никакая не милость, а самая настоящая подстава. Атрейдесы стали слишком могущественными, поэтому с ним было решено покончить таким экстравагантным образом. В центре внимания как оригинального романа, так и фильма — юный Пол Атрейдес, наследник дома и по совместительству избранный, призванный избавить мир от Императора, а заодно возглавить фрименов — угнетаемое условно коренное население Дюны. На самом деле сюжетных линий в романе и тем более в его продолжениях бесчисленное множество.
«Впереди — война»: почему «Дюну» лучше смотреть в кино — отзыв на самый ожидаемый фильм года
6 февраля состоялась мировая премьера фильма «Дюна: Часть вторая» режиссера Дени Вильнёва. Пытаясь спасти ситуацию, продюсеры стали раздавать на сеансах специальный глоссарий «Дюны» в надежде, что хотя бы с ним зрители что-то поймут, но и это не сработало: «Дюна» стала одним из самых провальных фильмов десятилетия. The saga continues as award-winning filmmaker Denis Villeneuve embarks on “Dune: Part Two,” the next chapter of Frank Herbert’s celebrated novel Dune, with an expanded all-star international ensemble cast. Я никогда не смотрел Дюну до 2023 года, но я очень хорошо помню хайп вокруг нового фильма Дени Вильнёва, поэтому. это не просто развлекательное чтиво.
Что нужно знать перед просмотром «Дюны 2»: интересные факты о фильме
На экраны кинотеатров выходит фильм «Дюна». Дюна становится последним полигоном в их противостоянии. События Батлерианского джихада рассказаны в первом романе трилогии «Легенды Дюны», который является, по сути, приквелом к книге Фрэнка Герберта (и, соответственно, фильму Дени Вильнева). Мир «Дюны» завораживает даже сильнее, чем в первом фильме, — во многом благодаря выдающейся работе оператора Грега Фрейзера.
Готов целовать песок? — «Дюна» Дени Вильнёва
Поскольку режиссером фильма был Дэвид Линч, то в фильме было задействовано много актеров, которые затем снялись в сериале «Твин Пикс» и фильме «Твин Пикс: Сквозь огонь» , и поэтому были хорошо знакомы отечественному зрителю. Дэвид Линч в эпизодической роли глуховатого оператора харвестера или краулера Визуально фильм был совсем не похож на «Звездные войны», которые в то время считались эталоном для фантастических фильмов. Наиболее впечатляющей сценой с точки зрения спецэффектов я считаю перемещение кораблей Атрейдесов на Арракис, произведенное космическим навигатором. Полет космического навигатора Если продолжать сравнивать «Дюну» Линча со «Звездными войнами», то стоит отметить, что этот фильм был рассчитан на более взрослую аудиторию, чем фильмы Лукаса. Отчасти из-за этого он провалился в прокате. В 2001 году я посмотрел мини-сериал «Дюна Фрэнка Герберта». От «Дюны» Линча он отличался целостностью повествования, но из-за маленького бюджета визуальная составляющая была очень слабой.
Простая компьютерная графика не производила впечатления, а причудливые костюмы хоть оставались в памяти надолго, были скорее минусом для фильма. Причудливый внешний вид принцессы Ирулан и сардукаров Одним из достоинств этого мини-сериала было то, что в 2003 году у него появилось продолжение — мини-сериал «Дети Дюны» , основанный на двух последующих книгах. Молодой Джеймс МакЭвой в роли будущего Бога-императора Дюны Несмотря на хорошие отзывы критиков новый мини-сериал по книге «Бог-император Дюны» так и не был снят. Где-то в 2014 или 2015 году, когда все вокруг говорили о «Дюне» Ходоровского, я узнал, что существует расширенная версия фильма Линча. Сам Дэвид Линч этот фильм не признает, он даже попросил убрать свое имя из титров и заменить его псевдонимами — «Алан Смити» в качестве режиссера, «Джудас Бут» — в качестве сценариста. Помимо добавления ранее вырезанных сцен, в расширенной версии вместо вступления с принцессой Ирулан используется 9-минутный пролог в виде демонстрации рисунков и закадрового текста.
В прологе помимо стандартного рассказа о важности планеты Арракис для вселенной, рассказывается о том, что до императоров вселенной управляли машины, и о том, как люди постепенно деградировали, а затем превратились в жертв и рабов других людей, управлявших машинами. Люди, порабощенные машинами Далее идет рассказ о восстании и крестовом походе против машин, и последующем появлении двух школ, развивающих сознание человека: сестрах Бене Гессерит и Космической Гильдии. Если после просмотра театральной версии фильма 1984 года у вас осталось много вопросов, то расширенная версия ответит, по крайней мере, на часть из них. Думаю, что не я один ожидал, что «Дюна» Вильнева будет рассчитана на более взрослую аудиторию. Как ни странно, но по ключевым сценам сюжет новой экранизации совпадает с двумя третями расширенной версии «Дюны» Линча. В свое время именно завершающая часть фильма Линча вызвала негодование фанатов из-за того, что он позволил себе вольности такие, как звуковое оружие.
У меня уже давно сложилось ощущение, что руководство крупных голливудских киностудий перед финальным монтажом смотрит предыдущие экранизации фильма и оставляет только проверенные временем сцены. Нечто подобное уже было с экранизацией первого тома «Властелина Колец» Питером Джексоном. Тогда многие фанаты и критики заметили сюжетное сходство с анимационным фильмом Ральфа Бакши. Кроме того, из анимационного фильма были позаимствованы визуальные решения как минимум двух сцен. И это при том, что экранизация Бакши считается такой же спорной и провальной, как и фильм Линча. К слову, сюжет отечественных «Хранителей» существенно отличается от экранизаций Бакши и Джексона.
Любую новую экранизацию, в первую очередь, нужно оценивать по тому, что больше всего запомнилось в фильме. Мне запомнились следующие моменты: Песчаная походка Разговор Пола и Лето на могилах предков Разговор среди финиковых пальм Планета сардукаров Орнитоптеры больше похожи на стрекоз, чем на птиц Что касается визуальной составляющей, то новая экранизация в этом плане намного ближе к фильму Линча, чем к мини-сериалу 2000 года. Военная форма Атрейдесов по-прежнему напоминает форму из фильма Линча, Харконнены внешне больше похожи на Линчевских членов Космической Гильдии, а вот одежда фременов похожа на одежду из мини-сериала. Как и многие современные фильмы, «Дюна» Вильнева обесцвечена за счет цветокоррекции. Родная планета Атрейдесов могла бы быть намного ярче Создателей фильма также можно упрекнуть в конформизме. В новой экранизации доктор Кайнс стал чернокожей женщиной.
Ритма жизни.. Ритма сердец... Почувствуй этот Ритм.... Орудуя кинжалом вы убиваете великий Разум..... Что и случилось с Полом! Забирая жизнь - ты отдаешь свою... Большая честь погибнуть с этим кинжалом в руках... Это его страх.....
Также у Пола была вторая причина - влечение к девушке Чани. Вариант развития событий 2. Скоро рассвет Лучи нового Разума Да расколется твой клинок! Пол чувствует что убивать нельзя! Пол чувствует ритм жизни!! Пол хочет спасти жизнь своему противнику!!!! Но он не готов пожертвовать собой!!! Пол выбирает войну внутри себя Вариант 1 видений Пола - Он убивает.
Для научно-фантастической литературы он стал таким же значимым, как и «Властелин Колец» для фэнтезийной. Оглядываясь на «Дюну», Джордж Лукас придумал « Звездные войны ». И начинает свой путь Избранного на песчаной планете Татуин, где тоже обитают подземные черви. Образ подземных червей позаимствовали и для грабоидов из франшизы «Дрожь земли». В Half-Life избранным становится Фримен, а в Советниках Альянса есть сходство с «дюновскими» Гильд-навигаторами, которые в обмен на устрашающую внешность и постоянную зависимость от спайса могу прокладывать маршруты и заглядывать в отдаленное возможное. Кадр из фильма «Дюна». Источник Звёздные войны для взрослых Такой видел картину Вильнёв. Перед ним стояла задача одновременно сделать фильм понятным для широкой аудитории, чтобы возникло желание ознакомиться с романом. И предоставить поклонникам именно ту экранизацию, которую так ждали. В результате получилась космическая опера, в которой сочетается авторская неторопливость режиссера буквально вводящая в транс и уважение к первоисточнику.
Максимально щепетильное отношение к изображению мира, воплощению персонажей и технологий. Менее вычурное, чем у Линча. С более мрачной и понятной зрителю атмосферой. Экранизация близка к роману настолько, насколько это возможно. Учитывая, что литературный и киноязык разные, а также масштаб «Дюны» — есть вещи, которые почти невозможно передать. Например, опускаются философские рассуждения и проблемы экологии. Политические интриги пока поданы в упрощенном виде с парой противоборствующих домов. Не ощущается в должной мере возможность просчитывать события наперед и видеть правду. Как и неотвратимость некоторого возможного будущего. Учитывая масштаб и детализацию Вильнёв и без того весь первый час уделяет знакомству с базовой терминологией.
Опуская войну с искусственным интеллектом в прошлом, не настолько понятна необходимость спайса в межзвездных перемещениях. Как и воды. В книге Вольный народ экстрагирует воду из погибших, с этим была связана сцена погребения фремена, погибшего в дуэли с Полом. За кадром остаются его переживания во время этой схватки. Что вернее — быть убитым или стать причиной гибели? Не показывают его слезы и реакцию на это фременов. Вильнёв отказался от летописца «Хроник Дюны», принцессы Ирулан Коррино, которая между главами показывает некоторые события с точки зрения истории. Нет Фейда-Рауты, самого жестокого из Харконненов но он, возможно, появится во втором фильме.
С одной стороны, Вильнев имеет свой яркий, узнаваемей визуальный почерк и отлично строит на экране масштаб. С другой — снимает всегда по строгим канонам и не отступает от них ни на шаг. Как только студия получила доказательство коммерческого успеха, картину продлили — в 2023 году нас ждет сиквел скорее всего, на двух сериях всё не кончится, потребуется и третий эпизод. Что ж, планета Арракис поначалу действительно впечатляет — с технической точки зрения проект выполнен безупречно, ориентированное на залы IMAX зрелище пробирает, что называется, до печенок. Однако, за красотами ленты вскоре начинают проглядывать логические дыры. Получив на общее описание истории «Дюны» часов 8-9 суммарного экранного времени, проект каким-то образом умудрился растерять свои основные логические элементы и ключевые точки. В нем нет ни слова о личности Императора и его чёрном замысле, пропали удивительные Навигаторы, не раскрыта суть конфликта Харконненов и Атрейдесов — и многое, многое другое. Подобное ещё можно было бы забыть, если общая канва событий укладывалась бы в полтора часа — но если два с половиной часа нам рассказывают лишь завязку книги, это выглядит очень странно. И даже с учетом этого можно было бы снять более эмоциональное, вовлекающее действо — однако, фирменная отстраненная подача режиссера рисует глобальный конфликт в стиле наблюдений орнитологов, что ничуть не добавляет фильму «соли и перца». К финалу новая «Дюна» становится довольно пресной, а выйдя из зала остается чувство того, что попробовал сахарной ваты — вроде, в руках было много всего, а по факту всё равно есть хочется. Что ж, надеемся, что продолжение новой «Дюны» расставит ряд точек над «i».
Дюна (фильм, 2021)
Кадр из фильма «Дюна: Часть вторая» Некоторые персонажи и, соответственно, актеры остались в прошлом, зато состав пополнился интересными новичками. Леа Сейду появляется на экране в образе леди Марго, еще одной представительницы ордена Бене Гессерит. Вильнев описал созданный Батлером образ как «что-то среднее между психопатом-убийцей, олимпийским чемпионом по фехтованию, змеей и Миком Джаггером». Будет уместно вспомнить, что Ходоровски, работая над «Дюной», видел в роли Фейд-Рауты именно Джаггера у Линча того же персонажа сыграл Стинг. Сложности на съемках и попкорн с червем «Дюна: Часть вторая» — масштабная дорогостоящая лента, и ее создание, разумеется, было сопряжено с некоторыми трудностями.
Скажем, на съемки поездки Пола на песчаном черве ушли целых три месяца. При этом на площадке не было ни самого червя по понятным причинам , ни хотя бы его полной модели. Небольшую часть Шаи-Хулуда все-таки воссоздали — чтобы актеры могли ориентироваться хотя бы на что-нибудь. Кадр из фильма «Дюна: Часть вторая» Любопытно, что, в отличие от Шаламе, зрители как минимум американские вполне могут рассчитывать на встречу с червем: в кинотеатрах США появятся особые ведра с попкорном, оформленные в виде маленьких Шаи-Хулудов чтобы добраться до кукурузы, нужно засунуть руку прямо в пасть монстру.
Непростыми оказались и романтические сцены с участием Пола и Чани. Их снимали в Иордане, стараясь работать как можно быстрее: дело в том, что Вильневу требовался особый мягкий предзакатный свет, поэтому у съемочной группы было не более часа в сутки. Кадр из фильма «Дюна: Часть вторая» Особенно тяжело пришлось Стеллану Скарсгарду: чтобы нанести грим и залезть в костюм барона Харконнена, ему требовалось по шесть-восемь часов ежедневно. Чтобы выйти из образа, актер тратил еще два часа.
В костюм, вес которого составлял около 40 кг, даже была встроена система охлаждения. Будет ли третий фильм? Вопреки сложностям, Вильнев смотрит в будущее с оптимизмом. Кинематографист пока не готов расстаться со вселенной, придуманной Гербертом.
В планах режиссера — «Дюна: Часть третья», лента, основанная на «Мессии Дюны», втором романе франшизы, опубликованном в 1969-м.
Первая серия. Барон Байден в бешенстве и готовит нападение на резервацию Дюна. Получив указание падишаха, герцог обращается к темнейшему лорду из рода Путиных с просьбой о помощи. Оказывается, что в разрозненные племена Фрименов уже внедрены майоры Петров и Боширов. Темнейший передаёт полковнику пароли, адреса и явки. В поездку на Арракис герцог берёт свою жену, воспитанную феминистками сестринского ордена, и сына Джерада Лето, которому в эротических фантазиях является Скарлетт Йоханссон, прозванная, в племени чероки, «Чёрной вдовой». Клан Фрименов, загнанный в резервацию ещё во времена гражданской войны севера и юга, состоит из разных племён. Сюда входят навахо, апачи, команчи, могикане и чероки.
Герцог решает лично осмотреть плантации марихуаны и берёт с собой Джареда, который уже плотно сидит на галлюциногенах и стимуляторах.
В нем слишком много пафосных речей и диалогов, что настраивает на скептический лад», — заметил Сычев. При этом он отметил, что, скорее всего, режиссер решил «приберечь основные деликатесы к фильму, чтобы не раскрывать сразу все карты». В частности, это право на месть, право на народную месть, право на то, что угнетенные народы в какой-то момент решают перестать быть угнетенными. Это империализм и колониализм, которые сталкиваются друг с другом, — одна из самых актуальных современных проблем», — добавил кинокритик.
Результат получился впечатляющим, за саундтрек фильм получил несколько престижных премий включая «Оскар» и «Золотой Глобус». Многие поклонники научной фантастики посчитали, что «Дюна» — это новый вариант популярной франшизы «Звездных воин», адаптированный для молодого поколения. На самом деле это не так: романы серии «Дюна» появились раньше «Звездных воин», и автор последних как раз что-то заимствовал из книг про песчаные просторы Арракиса. Тимоти Шаламе был единственным претендентом на главную роль. Дени Вильнев сразу заявил о том, кого видит исполнителем роли Пола Атрейдеса, поэтому кастинга не проводилось. Тимоти охотно согласился на роль, поэтому на съемочной площадке быстро образовалась слаженная работа. Воздушные корабли, используемые в фильме, были построены по-настоящему. Актеры действительно находились в кабинах и снимались в реальных условиях, а большую часть эффектов создавали с помощью оборудования, а не компьютерной обработки. Режиссёр «Дюны» Дени Вильнев делал упор на реалистичные съемки, чтобы использовать как можно меньше компьютерной графики в фильме про гигантских червей, пустыню и экстрасенсов. Поэтому актерам пришлось работать в экстремальных условиях, а для фильма сделали огромное количество настоящих декораций. Премии и Награды Фильма «Дюна» — Отзывы и Рецензии Зрителей Фильм «Дюна» 2021 года получил преимущественно положительные отзывы от критиков за работу режиссера и актеров, визуальную составляющую и музыку саундтрек написал знаменитый голливудский композитор Ханс Циммер, который работал над музыкой для культовых картин «Пираты Карибского Моря», «Король Лев» и «Начало». Авторитетные журналы назвали «Дюну» лучшим фильмом года, а зрители признали экранизацию крайне удачной, высоко оценив атмосферу планеты Арракис, игру и костюмы актеров, каст Тимоти Шаламе и Зендея — одни из самых популярных молодых актеров во всем мире и философию картины. Интересный факт! Проблемой не стал даже невероятно сложный мир «Дюны»: большинству зрителей, ранее незнакомых с франшизой, так понравилась атмосфера песчаной планеты, что они решили углубиться в чтение романов.
Планета раздора: чего ждать от следующей экранизации «Дюны»
Впрочем, и Атрейдесы недалеко ушли. Например, в фильме масса необычных костюмов, всем своим видом дистанцирующихся от любой гуманоидной «нормальности». Даже такая мелочь, как несинхронное моргание, очень классно влияет на атмосферу. Кстати о ней. Как говорилось выше, я мало что помню из давным-давно прочитанного оригинального романа, но фильм каким-то удивительным образом вызвал из памяти ровно те ощущения, которые возникали во время чтения «Дюны». Возможно, так удачно подошла к экранизации романа фирменная стилистика Вильнева.
Или режиссер действительно настолько сильно прочувствовал книгу. А может, и то и другое. О персонажах и актерах можно было бы написать отдельный большой блок. У Вильнева и его команды есть особый талант подбирать людей, на месте которых сложно потом кого-то представить. Так и здесь.
Ну кто, если не Тимоти Шаламе, должен был сыграть Пола Атрейдеса? И, конечно же, Оскар Айзек как нельзя лучше подходит на роль его отца, главы дома. Отдельный привет Хавьеру Бардему — это вообще чуть ли не главный аттракцион, даром что экранного времени у него минут на десять. Туманное будущее «Дюна» за авторством Дени Вильнева видится тем, что из нее хотели сделать 40 лет назад. Это масштабная космическая опера, из которой способна вырасти целая киновселенная — не меньшая, чем «Звездные войны».
Только, в отличие от последних, куда более мрачная и серьезная. В этом же кроется и главная опасность. Зрители не очень любят серьезное кино, отдавая предпочтение более ярким и быстрым развлечениям. Поэтому не удивлюсь, если новая работа Вильнева, как и «Бегущий по лезвию 2049», коммерчески не оправдает возложенные на нее надежды. Это будет весьма печально, ведь именно от успеха или провала первой части «Дюны» зависит будущее продолжения.
Дени Вильнев может остаться великолепным визионером, который не способен отбить вложенные в его проекты деньги. С учетом ориентации на не самого массового зрителя вернуть их будет непросто, не говоря уже о получении прибыли. Но будем рассчитывать на лучшее и надеяться, что в обозримом будущем увидим вторую часть «Дюны», а там, чем черт не шутит, эпизод третий, четвертый и так далее. И, конечно, сериал, который вроде как должен появиться через год. Все-таки потенциал у этой вселенной гигантский.
Местные верят, что этот пророк, Лисан аль-Гаиб его иногда еще переводят как «Податель воды» изменит Арракис — и на планете появится вода, доступная любому. За несколько веков до событий в «Дюне» орден отправил на Арракис агентов своего специального подразделения. Оно называется Миссионария Протектива, а его задача — «подселять» в местные религии неблагополучных планет «заразные предрассудки», чтобы затем использовать их в своих целях. Например, получить защиту местных жителей планеты.
Зендая — Чани Чани — фрименка и та самая девушка, которая снилась Полу еще на Каладане. Наяву они встретятся, когда Дом Атрейдес падет на Арракисе, а Пол будет скрываться в пустыне. Пола примут не совсем сразу, правда в ситче Табр, где ему дадут имя «для своих» Усул. И здесь же он получит то самое имя, под которым прославится.
Чани станет сначала возлюбленной Пола, а затем его женой среди фрименов. Она же станет матерью его детей, которые продолжат легенду. Второй сын Пола и Чани, которого назовут в честь деда, станет главным героем продолжения саги. Отец Пола и кузен имперского Дома по женской линии.
Двадцать поколений Дом Атрейдес правил на планете Каладан, однако по распоряжению падишах-императора Шаддама IV теперь они переезжают на Арракис. Лето надеется реорганизовать добычу Пряности и наладить контакт с фрименами, чтобы противостоять Дому Харконнен, который правил на планете до этого. В книге Лето — высокий и смуглый брюнет, с ястребиным профилем. Он суровый, но справедливый правитель, заботливый отец и нежный «супруг».
В кавычках — потому что на матери Пола не женился по политическим соображениям. Пока он остается холостым, другие Великие Дома не теряют надежду с ним породниться и с большей готовностью оказывают поддержку. С такой версией, правда, согласны не все. Например, переводчик «Дюны» для издательства АСТ Павел Вязников предполагает, что Фрэнк Герберт вывел это имя из латинских слов letum смерть и leto убивать.
А Брайан Герберт, сын писателя, рассказывал, что отец назвал своего героя в честь титаниды Лето из древнегреческой мифологии она была матерью Аполлона и Артемиды. Но в первую очередь она воспитанница могущественного ордена Бене Гессерит. Как и очень многие Сестры, она не знает, кто ее родители, и преданна ордену. Правда, из любви к герцогу Джессика пошла против требований Бене Гессерит и родила Лето Атрейдесу не дочь, а сына.
Которому, кстати, передала многое из того, чему сама обучилась в школе ордена. Например, сверхнаблюдательности и литании против страха. Литания против страха Молитва-формула, которая помогает подавить чувство страха и сконцентрироваться в опасной ситуации. Один из простейших приемов самоконтроля ордена Бене Гессерит.
Его часто используют Пол и его мать. А полностью она выглядит вот так: Я не должен бояться. Кто такие Бене Гессерит? В далеком прошлом, когда Великий Джихад уничтожил роботов и «мыслящие машины», женщины создали особую школу тренировки тела и разума.
Воспитанницы ордена проходят особую подготовку — тренировку нервной системы и мускулатуры прана и бинду , которая позволяет им не только контролировать эмоции, но даже на молекулярном уровне нейтрализовать яды в своем организме. Кроме того, Сестры учатся различным техникам, которые дают им власть над другими людьми. С помощью Голоса, например, они могут подчинять своей воле других людей. А Урошнор позволяет «вживить» в мозг человека кодовое слово, которое в нужный момент на время его парализует.
В обязательную программу Школы ордена входят различные языки в том числе древние , шпионаж и контршпионаж. Но только по женской линии. Поэтому их главный проект — евгеническая программа. Цель этой программы — вывести Бене Гессерит мужского пола.
Этот человек — Квисатц Хадерах — будет обладать генетической памятью предков по женской и мужской линиям, а также обладать особыми экстрасенсорными способностями — в том числе даром предвидения. Уже столетиями Бене Гессерит ведут селективную работу, чтобы сохранить ключевые генетические линии. Недостойных они называют животными. А к достойным подсылают своих Сестер, которые соблазняют отобранных орденом мужчин, чтобы родить от них детей и продолжить нужный род.
Видел, как просеивают песок сквозь сито? А мы, Бене Гессерит, просеиваем людей, отделяя их от животных. Гайя Елена Мохийям Собственно, дочь герцога Лето Атрейдеса должна была стать звеном в цепочке этого выведения. После многовековых исследований они пришли к выводу, что, скрестив гены определенных Великих Домов, они получат наконец Квисатц Хадераха.
От этого брака и должен был родиться долгожданный Бене Гессерит мужского пола.
Фрэнк Герберт сумел соединить в романе закрученный сюжет, философию, политические интриги и создал новый мир, фанатами которого стали миллионы читателей по всему миру. Предыдущие экранизации «Дюна» Алехандро Ходоровски Первая попытка экранизации романа принадлежит режиссёру Алехандро Ходоровски.
В середине 1970-х он решил взять за основу книгу Герберта и вольно перенести её на экран. Сценарий Ходоровски лишь в общих чертах напоминал первоисточник, но по сути был полностью авторским проектом. Для примера: в его версии герцог Лето был кастрирован, а Пол выведен искусственно из одной капли крови отца.
В конце фильма Пол погибает, но возрождается во всех жителях планеты Арракис. Сама же Дюна обретает разум и мчится через вселенную пробуждать другие планеты. Для работы над декорациями был приглашён Ханс Рудольф Гигер автор дизайна «Чужого» , саундтрек должны были написать Pink Floyd.
Я не хочу чтобы принимали LSD, но хочу изобразить эффект от него. Алехандро Ходоровски, режиссёр Ходоровски и его команда создали полную раскадровку картины, подобрали актёров и разослали предложение всем киностудиям. Но ни одна студия не согласилась профинансировать съёмки — их не устраивал режиссёр.
Но главное, Ходоровски не хотел снимать стандартный полуторачасовой фильм для кинотеатров: он видел картину длительностью 12, а то и 20 часов. Конечно, никто не решился пустить такой проект в производство. Я изнасиловал Фрэнка Герберта, изнасиловал, вот так!
Но с любовью… с любовью. Тренировка Люка владению световым мечом, по словам Ходоровски, скопирована со сцены обучения Пола фехтованию. Песчаная планета Татуин, «Звёздные войны» Я считаю, Лукас должен мне хотя бы ужин.
А некоторые концепты космических кораблей и образ герцога Лето перекочевали в комикс «Metabarons». Режиссёром картины стал Дэвид Линч. У фильма был весьма крупный для того времени бюджет — 42 миллиона долларов.
Главную роль сыграл Кайл Маклахлен — это была его первая работа в кино. Кайл Маклахлен — Пол Атрейдес Несмотря на серьёзные вложения, хороший актёрский состав и режиссёрский талант Линча, фильм провалился в прокате, собрав менее 30 миллионов долларов. В первую очередь это объясняют существенными отличиями экранизации от книги.
Повествование оказалось значительно прямолинейнее, интриги — проще, а мотивы многих персонажей — неясными. В итоге поклонники творчества Герберта фильм не одобрили, а люди, не знакомые с романом, просто не поняли. Режиссёр объясняет это тем, что окончательный монтаж проходил без его участия.
Дэвид Линч даже убрал своё имя из титров, заменив его на традиционный псевдоним анонимных режиссёров и актёров «Алан Смити». Позже была смонтирована полная режиссёрская версия, куда добавили удалённые при монтаже сцены и закадровый авторский текст, чтобы хоть как-то заполнить пробелы в сценарии. Представители космической гильдии — монополистов межпланетных перелётов Образы героев в фильме гротескны, что типично для восьмидесятых.
Члены Бене Гесерит бреют головы, у ментатов специально выведенных людей с полностью компьютерным мышлением кустистые брови и пятна на губах.
Гильдия — первая, после Императора и Ландсраада о нем ниже , движущая сила в Империи. Стали невероятно влиятельными после событий Батлерианского джихада, заменив своими пилотами компьютеры и роботов. Во вселенной «Дюны» с антимонопольными службами все обстоит так себе, поэтому де-юре являются силой, способной контролировать и Великие дома, и даже самого падишах-императора. Дд Дюна Она же Арракис — песчаная планета-пустыня, на которой происходит действие, и единственное место, где водится спайс, самый ценный ресурс во Вселенной. Правитель Дюны обладает господствующим статусом и регулирует добычу. Опасное и в то же время величественное место, на котором практически нет воды, поэтому любая жидкость является настоящим сокровищем. Единственные, кто смогли приспособиться к недружелюбной природе Дюны, — фримены, коренное население планеты, и гигантские песчаные черви плюс еще пара представителей очень скромной местной фауны. Джихад Батлерианский Крестовый поход людей против машин, которые обрели собственный разум и взбунтовались против своих создателей. В ходе двухвековой борьбы все компьютеры и роботы были уничтожены.
Победители создали дом Коррино, а их лидер Файкан Батлер в честь которого и была названа эта война объявил себя первым падишах-императором. События Батлерианского джихада рассказаны в первом романе трилогии «Легенды Дюны», который является, по сути, приквелом к книге Фрэнка Герберта и, соответственно, фильму Дени Вильнева. Зз Зендея Звезда «Эйфории» исполнила в фильме роль Чани — девушки-фрименки, которая является во снах Полу Атрейдесу видит он ее благодаря своим телепатическим способностям. Ей суждено стать женой принца и изменить судьбу всей планеты. В первой части «Дюны» Вильнева у нее важная, но небольшая роль — в полной мере она должна раскрыться во второй картине. В фильме 1984 года Чани сыграла Шон Янг, звезда «Бегущего по лезвию», которая, кстати, успела поработать и с Вильневом в продолжении фильма. Впрочем, роль Чани в фильме Линча была куда менее важной: она была чем-то вроде пассивного приложения к Полу, инструментом для исполнения пророчества. Ии Император Он же падишах-император, верховный правитель Империи, объединяющей все миры. На момент действия книги — Шаддам IV. Опасаясь роста влияния Атрейдесов, тайно организовал переворот и свержение их власти при содействии дома Харконненов.
Император — вторая и, номинально, самая могущественная правящая сила в Империи. Впрочем, без кораблей Гильдии и добываемого на Дюне спайса его сила весьма незначительна; плюс его полномочия регулирует Ландсраад. В первом фильме, задуманном Вильневом, он фигурирует лишь как закадровый персонаж.
Дюна 2021 — многообещающее начало фантастической франшизы
В мировой прокат вышла «Дюна», снятая по книге писателя Фрэнка Герберта. Многие любители жанра ждали этот фильм и гадали: получится ли снять что-то стоящее, или состоится очередной провал? Хронометраж второй «Дюны» — 167 минут; это на десять минут больше, чем продолжительность первого фильма. Вспоминаем, что будет во втором фильме (а может, и в третьем по «Мессии Дюны»?), и подбираем актёров на роли императора, Фейд-Рауты и Ирулан.
Посмотрела фильм «Дюна 2», которым все восхищаются: визуально — восторг, но есть один жирный минус
«Дю́на: Часть втора́я» — эпический научно-фантастический фильм 2024 года, снятый на основе романа Фрэнка Герберта «Дюна», продолжение фильма «Дюна» (2021). Пока еще дилогия, «Дюна» станет новой точкой отсчета: после фильма подобного масштаба понижать ставки в эпической фантастике будет дурным тоном. Смотреть онлайн фильм Дюна (Dune, 2021) в онлайн-кинотеатре Okko. Высокое качество.
Рецензия на «Дюну» — самый ожидаемый фильм года
В нём был эпический размах, харизматичные персонажи и шокирующие интриги. Чем-то книга напоминает «Игру престолов» Game of Thrones — с той лишь поправкой, что Джордж Мартин George Martin выпустит своё главное детище лишь 31 год спустя. Игроки высаживались на Арракис, строили базу, крушили врагов и боялись песчаных червей. Если вы застали гейминг девяностых годов, наверняка рубились в Dune.
В 1984-м вышел фильм Дэвида Линча David Lynch — даже маэстро не удалось снять достойную картину, которая бы в полной мере раскрыла шедевральность оригинала. Режиссёру выделили бюджет в 165 миллионов долларов и помогли собрать впечатляющий актёрский состав. Но хватило ли этого, чтобы создать достойную картину?
Да, но не без оговорок. Сюжет «Дюны» Далёкое будущее. Люди давно путешествуют по космосу, превратили новые планеты в дом, выиграли войну с мыслящими машинами и объединились в Империю.
Правят ей влиятельные Дома, во главе которых стоит дом Коррино. Главная ценность в этом мире — специи. Это важнейший ресурс, который продлевает жизнь, ускоряет работу мозга и, главное, позволяет путешествовать между планетами.
Без специи, которую также называют Пряностью или Меланжем, Империя бы развалилась. Проблема в том, что добыть столь ценный ресурс можно лишь на пустынной планете Арракис. Больше его нигде нет.
Осложняет задачу то, что на планете хозяйничают гигантские черви длиной в 400 метров — они готовы сожрать всё, что окажется в пустыне. Они воевали с местными жителями, избегали столкновений с червями и сколотили состояние на продаже Меланжа. Однажды Император приказывает им покинуть планету.
Но почему? Вместо Харконненов на Арракис призывают более миролюбивый, но влиятельный дом Атрейдесов. Главный герой Пол — наследник этого рода.
Источник: film. Харконнены вместе с сардаукарами, имперскими солдатами, устраивают военный переворот, раскрывая истинную цель императора: уничтожить Дом Атрейдесов раз и навсегда. Лето погибает, а леди Джессику и Пола ловят и отвозят в пустыню, чтобы сбросить в пески на верную погибель. Но мать и сын с помощью навыков Бене-Гессерит убивают охранников, выбираются из корабля и выживают в пустыне. Позже они натыкаются на фременов, и Пол наконец-то встречает девушку из своих снов — Чани. Твит именно с этими словами опубликовала компания Legendary Pictures в октябре 2021 года, анонсировав вторую часть «Дюны» в самом разгаре проката первой. Съемки фильма начались 18 июля 2022 года, закончились в декабре 2022 года. Дени Вильнев, до «Дюны» прославившийся такими фильмами, как «Прибытие» и «Бегущий по лезвию 2049», признавался в интервью, что прочитал роман Герберта в 14 лет и с тех пор был «захвачен» им.
Экранизация романа была его мечтой, поэтому на заключение сделки с компанией Legendary у него ушло «45 секунд». Там слишком сложная вселенная, сила которой — в деталях. Это книга, которая касается таких тем, как политика, религия, экология, духовность, и там куча персонажей. Если честно, на данный момент это самый сложный проект, которым я когда-либо занимался». До Вильнева адаптировать «Дюну» под большой экран пытались дважды. В 1975 году чилийский режиссер Алехандро Ходоровски собирался превратить «Дюну» в 14-часовой психоделический контркультурный эпос с Сальвадором Дали, Миком Джаггером и Орсоном Уэллсом в главных ролях. Проект так и не был запущен и вошел в историю как один из величайших неснятых фильмов. Предполагалось, что одну из ролей в нем сыграет Шарлотта Рэмплинг, которая в итоге снялась в «Дюне» Вильнева.
Фильм провалился в прокате, а поклонники книги сочли экранизацию режиссера слишком вольной. Некоторые — например, кинокритик журнала Esquire — даже называют первую часть «Дюны» «лучшим научно-фантастическим фильмом десятилетия». Ранее мы рассказывали: Лучшие фильмы про космос: подборка 40 лучших фильмов Сюжет «Дюны 2» Официальный синопсис фильма «Дюна: часть вторая», опубликованный компанией Legendary, звучит так: «Этот фильм-продолжение расскажет о мифологическом путешествии Пола Атрейдеса, объединившегося с Шани и фременами, чтобы отомстить заговорщикам, уничтожившим его семью. Находясь перед выбором между любовью всей своей жизни и судьбой известной вселенной, он стремится предотвратить ужасное будущее, которое видит только он». Таким образом, второй фильм полностью охватит первую книгу Фрэнка Герберта о Дюне и логически завершит эту часть истории. Нам покажут, как Пол становится лидером фременов, как он ведет их на войну с императором и Харконненами и как фремены побеждают в этой войне. Вильнев отмечал в интервью, что во второй части акцент сместится с Пола на Чани, которой в первом фильме выделили всего семь минут экранного времени. Эмоций в этом фильме гораздо больше».
Кроме того, нас ждет больше взаимодействия с Домом Харконненов — ключевую роль в развитии сюжета сыграет младший племянник барона Владимира Фейд-Раута, наследник их дома, с которым Полу предстоит сражаться лично.
Фрэйзер ловок в подчеркивании нюансов и величественен в формировании масштабов. Вдвойне прекрасен изменившийся после первой части подход к съемке диалогов: больше никаких скучных «восьмерок», просто передающих информацию, теперь изящно сконструированные сцены с собственной драматургией. Зендея в роли Чани на кадре из фильма «Дюна: Часть вторая» Но, к сожалению, отдать второй части «Дюны» сердце целиком и полностью не позволяют избитый сюжет про Избранного и невозможность огромной актерской машины заработать на полную.
Не помогло даже приглашение в сценарную комнату Крейга Мейзина: большинство персонажей являют собой функции, и привязаться к ним за внушительное экранное время получится не у всех. Зендея в роли Чани — первой и единственной любви Пола Атрейдеса — старательно хмурится, Тимоти Шаламе выдает один-два эмоциональных эпизода на всю ленту, а Хавьер Бардем зачем-то превратил мудрого и серьезного воина в комичного религиозного фанатика. Ситуацию немного выправляют второстепенные персонажи: леди Джессика Ребекки Фергюсон, почти исчезающая из кадра после первого акта, — пугающая в своем темном величии предводительница культа, а Джош Бролин заслуживает звания самого отчаянного контрабандиста-барда. И Остин Батлер.
Вам может не нравиться Остин Батлер, но его Фейд-Раута Харконнен — настоящее воплощение хаотичного зла. Кровожадный, практически неуправляемый социопат, наследник барона Владимира Харконнена моментально приковывает внимание. На экране ни на секунду не появляется Батлер, только Фейд-Раута. Учитывая рассказы актера о том, как он готовился к партии Элвиса Пресли, страшно подумать, что он творил для роли маниакального принца.
И с ним трудно не согласиться. Это один из древнейших сюжетов, встречающийся как в мифологии, так и в произведениях массовой культуры повсеместно, поэтому он не устареет никогда. Другое дело, что для большинства подобная арка не покажется чем-то новаторским. Но, как говорится, всё новое — это хорошо забытое старое. Совсем другое дело, что мы живём в эпоху социальной справедливости, и многие преждевременно побегут обвинять создателей. Ведь главный герой — снова смазливый белый мальчик, а представителей нетрадиционной сексуальной ориентации вообще нет небольшой спойлер — он тут есть, просто нам ещё не рассказали о его пристрастиях, и я не думаю, что расскажут, чтобы никого не обидеть. И тут придётся сделать скидку на то, в какое время писалась книга. Тем более, что Вильнев постарался это дело как-то исправить, заменив расу и пол одного из ключевых персонажей. Пурист внутри меня негодует, но любитель кино понимает, что сейчас в Голливуде, увы, без этого никак. Просто мимоходом она проворачивает деконструкт понятия «избранный» два раза.
Два раза, Карл! Но если мы затрагиваем именно новую экранизацию, то я бы ответила, что одной из главных тем является поиск себя. Вокруг Пола Атрейдеса собралось множество людей, которые уже определились со своим путём и предназначением, что делает его беспомощность и замешательство особенно острыми. Ему ещё только предстоит как следует взвесить то, кем он может стать — герцогом, фрименом, Квисатц Хадерахом, Лисан аль-Гаибом, властителем мира или хорошим отцом. И выбор ему дастся ох как нелегко. Как и всем нам. Переходом от одного состояния сознания к другому. Подобному тому, как герой Тимоти Шаламе проходит свой путь от привилегированного наследника престола в знатном доме к человеку, который поведёт за собой миллионы людей, зритель может вспомнить как менял свой юношеский максимализм на прагматичность, начинал брать ответственность за себя и близких. С одной стороны такая метафора может показаться сложной и надуманной, а с другой — просто попробуйте взглянуть на фильм под таким углом и вы сами заметите очевидные, на мой взгляд, параллели. Тут нам дают достаточно времени, чтобы почувствовать себя частью действия, и достаточно кусочков паззла, чтобы мы попытались составить мозаику самостоятельно.
То есть на зрителя возлагается некая ответственность во всём разобраться, что повышает его вовлечённость. Нельзя также обойти стороной саундтрек Ханса Циммера, который добавляет картине колорита и характера, которого так не хватает прочим подобным работам в жанре космической эпопеи. Практически первобытные мотивы смешиваются с индустриальными, внеземными звуками, что не может не произвести впечатления. Но это не просто сценарное решение и попытки упростить неподъёмную литературу, с которой не справился даже Дэвид Линч. В этом кроется желание сделать фильм максимально иммерсивным. Камера Грега Фрейзера то оказывается за плечом Тимоти Шаламе, чтобы зритель мог отождествлять себя с героем, то ударяется в ненужные на первый взгляд детали как пропуск песка сквозь пальцы , которые на самом деле дают ещё больше возможностей не понять фильм, но прочувствовать его. Подобный зрительский опыт чаще встречается при просмотре сложного авторского кино, но, как показывает Вильнев, это можно провернуть и в дорогостоящей космической опере. Но, по-видимому, такой задачи и не стояло.