11 марта 2024 года Русская Православная Церковь вступила в Сырную седмицу (неделю), или Масленицу — последнюю подготовительную неделю перед Великим постом. Совершается служба великому празднику Вход Господень в Иерусалим. Благословение в смысле «разрешение» на Великий пост не требуется, это общецерковное дело, благословлённое самим Христом. Вечером 27 апреля 2024 года, в канун Недели 6-й Великого поста (ваий), праздника Входа Господня в Иерусалим, митрополит Волоколамский Антоний совершил праздничное Всенощное бдение в храме Рождества Иоанна Предтечи на Пресне.
Лазарева Суббота
Спасительные дни Великого Поста завершаются Великим Двунадесятым праздником Входа Господня в Иерусалим. Совершается во время Великого поста. За несоблюдение Великого поста священнослужители лишались сана, а миряне отлучались от Причастия.
Службы Великого поста в 2024 году
Богослужебные песнопения исполнил клиросный хор Свято-Вознесенского собора г. Великие Луки под управлением Натальи Матвеевой. За Божественной литургией епископ Сергий совершил диаконскую хиротонию чтеца храма Святой вмц. Параскевы Пятницы в д.
Об этом пишет преподобный в своем труде «Лествица» , который можно прочитать и прослушать у нас на сайте. Большая Великопостная служба с чтением покаянного канона и земными поклонами. Главное — молиться и правильно дышать — тогда милостью Божией можно положить 1000 поклонов за службу. Пятая Неделя — «прп.
Марии Египетской». Для постной Триоди и Великого поста — она последняя и оканчивается пятком пятницей перед Лазаревой Субботой. Автор ы :.
Литургия Преждеосвященных Даров Богослужение, во время которого верующим предлагаются для причащения Святые Дары, освященные прежде на полной литургии Преждеосвященные. Совершается во время Великого поста в будни. В марте: 1, 3, 8, 10, 15, 17, 22, 24, 29, 31 В апреле: 5, 10, 11, 12 Литургия св. Василия Великого Чинопоследование литургии, составленное святителем Василием Великим. Служится 10 раз в году, 7 из которых — в Великий пост: с 1 по 5-е воскресенья Великого поста, а также в Великий Четверг и в Великую Субботу. В марте: 5, 12, 19, 26 В апреле: 2, 13, 15 Пассия Вечерняя служба с акафистом Страстям Христовым страданиям.
Как правило, служится 4 воскресенья Великого поста подряд, начиная со второго. Молебное пение святому великомученику Феодору Тирону, 3 марта Молебен совершается накануне дня памяти святого Феодора Тирона после литургии Преждеосвященных Даров, затем читается молитва над коливом вареная пшеница с медом. В сам праздник 4 марта служится литургия свт. Иоанна Златоуста. Поминальные службы родительских суббот: 11, 18 и 25 марта Накануне на всенощном бдении служится парастас — последование Великой панихиды по всем усопшим православным христианам. Утром совершается заупокойная Божественная литургия, после которой служат общую панихиду. Чин Торжества Православия, 5 марта Первое воскресение Великого поста.
Потому что этот пост изначально формировался как пост крещений.
Дело в том, что раньше в древней церкви существовало очень много мнений, как нужно готовиться к празднику Пасхи. Одни постились неделю. Другие 40 часов. Иные 40 дней. И в древности изначально так сложилось, что Великий пост предшествовал прежде всего встрече Пасхи, а также тех людей, которые должны были принять крещение. Так как у нас в древности крестили в Великую Субботу перед Пасхой. Соответственно, те люди, которые хотели принять крещение и стать православными христианами, должны были особым образом готовиться к этому большому событию в своей жизни. Таких людей стали называть оглашенными.
То есть кто такие оглашенные люди? Это те, которые проходили оглашение — учились основам христианской жизни, прежде всего ее духовной доминанты и молитвам. Потому что в нашей религии самое главное не то, как человек понимает Священное Писание, а то, как он исполняет его и придания церковные в своей жизни. У нас до сих пор остались в литургии такие прошения, которые называются ектения об оглашенных. И вот церковь, как любящая мать, установила этот пост для людей, которые готовились к таинству крещения. И со временем, крещенные верующие, которые ранее постились перед Пасхой непродолжительное время, из солидарности тоже стали держать полный Великий пост в 40 дней. И такое отражение даже в современной практике получила древняя традиция. Сейчас у нас пост делится на две части: собственно пост и страстная седмица.
Эти периоды даже немного отличаются в плане организации службы, хотя считается, что со временем богослужения унифицируются. Раньше было принято на вечерней службе в Великую субботу, перед литургией, когда в храм приходили христиане, готовившиеся к Пасхе, читать 15 паремий. Паремия — это такое ветхозаветное чтение, которое говорит нам о Господе Иисусе Христе, о церкви и о различных пророчествах. И вот во время их чтения обычно совершалось крещение оглашенных. Паремии остались в составе службы. Но крещение во время их чтения уже не совершается. Что касается понимания Великого поста, Святые отцы толкуют его значение как подражание подвигу Господа Иисуса Христа. Вот как он постился перед выходом на свои страдания 40 дней, точно так же и мы постимся, принимая аскезу и готовясь к Светлому Христову Воскресению.
Пасха у нас — великий праздник, который не входит даже в число двунадесятых, «праздников праздник и торжество из торжеств». И готовимся мы к встрече воскресшего Спасителя вот таким периодом воздержания — 40-дневным постом. Кто-то из святых отцов говорил, что постимся мы постом приятным. А что такое приятный пост?
Великий пост. Что важнее — аскеза или молитва?
Его Преосвященству сослужили: протоиерей Сергий Матвеев, секретарь Великолукского епархиального управления; протоиерей Димитрий Соловьев, настоятель храма святителя Тихона в Кунье; клирики Свято-Вознесенского собора г. Диаконский чин возглавил иеродиакон Андрей Парфенов , заведующий канцелярией Великолукского епархиального управления. Богослужебные песнопения исполнил клиросный хор Свято-Вознесенского собора г. Великие Луки под управлением Натальи Матвеевой.
В Великий пост не рекомендуется алкоголь. Это духовное упражнение, которое должно помочь прийти к правильному состоянию души и переосмыслить ценности в своей жизни, увидеть то, что действительно важно и может качественно улучшить состояние души, а именно — общение с богом и то что мы называем приверженностью духовными ценностями, — подчеркнул Никита Савин. Службы в храмах в Великий пост тоже проходят по-особенному. Как подчеркнул ключарь Спасо-Преображенского собора Сергий Будков, для православных христиан очень важно по мере возможности, по мере распределения рабочей нагрузки посещать первую и последнюю Седьмицы Великого поста. То есть первую Седьмицу и Страстную неделю.
Также рекомендуется посещать чтение Великого Канона Андрея Критского. Оно будет совершаться по вечерам первые четыре дня первой Седьмицы Великого поста, в том числе и Спасо-Преображенском кафедральном соборе. Мы готовимся к нему, и соответственно будем потом готовиться к Светлому Христову Воскресенью — к Пасхе. У нас будут совершаться в соборе великопостные беседы раз в неделю, мы будем приглашать известных лекторов и спикеров, которые тоже, верим, принесут большую пользу, интеллектуальную и духовную, для всех приходящих и слушающих. Соответственно, если есть любая возможности посетить храм в эти великие дни великого поста, конечно нужно её использовать. И церковь предлагает для этого уставные богослужения, — добавил Сергий Будков.
В этот день совершается Литургия Иоанна Златоуста и освящаются вербы. В первые четыре воскресенья Великого поста также правится особая служба — вечерня с акафистом Страстям Христовым Пассия. Богослужение это западного происхождения, служит для постоянного напоминания о спасительном подвиге и страдании Господа Иисуса Христа на Голгофе. В первые три дня Страстной седмицы совершаются последние в этом году Литургии Преждеосвященных Даров. На утрене этих дней первая из них совершается в воскресенье вечером поется тропарь «Се, Жених грядет в полунощи» , а на отпусте произносятся слова «Грядый Господь на вольную Страсть». В этот день совершается вечерня с Литургией Василия Великого и заготовляются запасные Дары для причащения больных. По окончании Литургии при архиерейском богослужении совершается чин Омовения ног. Вечером в четверг совершается Утреня Великой Пятницы с чтением 12 Евангелий Страстей Господних , одна из самых длинных и красивых служб церковного года. Существует старинный русский обычай приносить домой горящие свечи с этого богослужения. Великая Пятница 3 мая — день строгого поста. Утром совершается Последование часов Великого Пятка с изобразительными, Литургия не служится. После полудня — вечерня с выносом Плащаницы , после отпуста поется канон «Плач Пресвятой Богородицы», во время которого происходит целование Плащаницы. Вечером в пятницу или в ночь на субботу совершается утреня Великой Субботы с погребением Плащаницы Спасителя.
Также в этот день вспоминается, как Иисус омывал ноги своим ученикам, выказывая тем самым свое смирение, и молился в Гефсиманском саду - так называемое Моление о чаше, то есть о предстоящих испытаниях. В Великую или Страстную пятницу церковь вспоминает суд, распятие и смерть Христа. В этот день в церквях и храмах выносится плащаница, символизирующая мертвого Спасителя. Великая Суббота посвящена погребению Христа, времени, которое он провел в аду и возвращению к жизни. В субботу проходит служба под названием Пасхальная полунощница, по завершении которой начинается празднование Пасхи. Можно ли убираться в Страстную неделю? В народно-христианской традиции Страстная неделя была посвящена тщательной уборке и приданию дому надлежащего вида: все то, что нуждалось в починке и покраске приводилось в порядок. Эта традиция сохранилась и по сей день: хозяйки стараются навести порядок, правда, до Страстной пятницы - самого строгого и скорбного дня Страстной седмицы.
Великий пост
Как подчеркнул ключарь Спасо-Преображенского собора Сергий Будков, для православных христиан очень важно по мере возможности, по мере распределения рабочей нагрузки посещать первую и последнюю Седьмицы Великого поста. То есть первую Седьмицу и Страстную неделю. Также рекомендуется посещать чтение Великого Канона Андрея Критского. Оно будет совершаться по вечерам первые четыре дня первой Седьмицы Великого поста, в том числе и Спасо-Преображенском кафедральном соборе. Мы готовимся к нему, и соответственно будем потом готовиться к Светлому Христову Воскресенью — к Пасхе. У нас будут совершаться в соборе великопостные беседы раз в неделю, мы будем приглашать известных лекторов и спикеров, которые тоже, верим, принесут большую пользу, интеллектуальную и духовную, для всех приходящих и слушающих. Соответственно, если есть любая возможности посетить храм в эти великие дни великого поста, конечно нужно её использовать. И церковь предлагает для этого уставные богослужения, — добавил Сергий Будков. Главной ошибкой постящихся считается резкое исключение из рациона животной пищи. Как отметили в Роспотребнадзоре по Тверской области, к Великому посту подходят постепенно, соблюдая ограничения в употреблении животной пищи не только каждую среду и пятницу на протяжении года, исключая дни церковных праздников, но и в течение предваряющей сорокадневный пост Масленичной недели, также называемой «мясопустной», во время которой предписано воздержание от употребления мясной пищи. Постящимся советуют употреблять достаточное количество белковой пищи — с высоким содержанием растительного белка.
На протяжении поста у верующих принято воздерживаться от мяса, молока, яиц. Рыбные блюда только в определенные дни. Но главное, как напоминает церковь, не ограничения в пище, а в особом внимании к жизни духовной, к своим ближним и тем, кто нуждается в заботе и помощи.
На следующий день в храмах вспоминают притчи о десяти девах и талантах, а также пророчество о Страшном Суде. В среду на вечерней службе проходит Таинство Покаяния — люди приходят в храм, чтобы исповедаться. В пятницу осудили и распяли Иисуса. В память о великой скорби верующие не едят до выноса Плащаницы в храмах. Кроме этого, на протяжении всей недели православные убирались и готовили свои дома к Пасхе и старались избегать громких разговоров, пения и уличных игр. Календарь питания в четвертую неделю Великого поста по дням Седьмая неделя Великого поста — самая строгая. Однако помните, что перед любыми экспериментами с питанием сначала стоит посоветоваться с врачом. Советуют есть сухофрукты, моченые и свежие овощи и фрукты. Сухоядение — одна из строгих степеней поста, термин в монастырском уставе, означающий разрешение на вкушение в пост только такой пищи растительного происхождения, которая не поддавалась термической обработке, невареная пища, свежие, сушеные или моченые овощи и фрукты. Поделиться Чем заменить продукты в пост Чем заменить продукты в пост Как правильно выходить из Великого поста Чтобы вернуться к привычному режиму питания после строгой диеты без вреда для здоровья, выходить из Великого поста нужно правильно. После Пасхи возможны сильные пищевые расстройства.
Главное, от чего воин должен воздержаться, как и все мы, — это ненависть. Исполняя свой долг, нужно делать это ради Отечества, а не из-за ненависти к тем, кто по ту линию фронта». В любом случае, как подчеркивают священнослужители, главное — молитва, поэтому не стоит сводить пост к одной только диете.
Великий пост: зачем он нужен, что нельзя, что можно и что нужно есть
Нужно ли благословение перед Великим постом и как часто причащаться: священник ответил на вопросы | Что запрещается делать и есть перед Великим Постом. |
Звоны Великого Поста | Шестая седмица Великого поста, известная как Святая Четыредесятница, является предпоследней неделей в длительном цикле подготовки верующих к празднику Пасхи. |
Время жертвовать. Чем пост мирянина отличается от поста священнослужителя
Перед торжеством установлен Великий пост, который считается самым строгим и длится 48 дней. WebTypikon автоматически формирует уставные указания и полный текст службы на любой день любого года. важное > В канун праздника Входа Господня в Иерусалим архипастырь совершил Всенощное бдение в кафедральном соборе города Смоленска. 27 апреля 2024 года, в канун Недели 6-й Великого поста, ваий (цветоносной, Вербного воскресенья), дня празднования Входа Господня в Иерусалим, митрополит Владивостокский и Приморский Владимир совершил всенощное бдение в Спасо-Преображенском соборе. Последнее воскресенье перед Великим постом — Прощеное воскресенье. Великий пост включает Св. Четыредесятницу (первые сорок дней) и Страстную седмицу (точнее 6 дней перед Пасхой).
О службах первой недели Великого поста
– Великим постом три недели подряд мы поминаем наших усопших. Вторая седмица и воскресенье Великого поста называются седмицей и Неделей светотворных постов: Церковь молит Господа о благодатном озарении постящихся и кающихся. С наступлением вечера (около 18 часов) начинается чтение Деяний апостолов, а за полчаса до полуночи перед Плащаницей, лежащей посреди храма с Великой пятницы, служится пасхальная полунощница. 27 апреля 2024 года, в канун Недели 6-й Великого поста, ваий (цветоносной, Вербного воскресенья), дня празднования Входа Господня в Иерусалим, митрополит Владивостокский и Приморский Владимир совершил всенощное бдение в Спасо-Преображенском соборе. Об особенностях первой седмицы Великого поста рассказал руководитель миссионерского отдела Екатеринбургской епархии иерей Даниил Рябинин. Рассказываем, сколько дней длится и когда заканчивается Великий пост в 2024 году.
«Перемена ума, перемена мыслей»
- «Перемена ума, перемена мыслей»
- Особенности рациона
- Великий пост. Особенности богослужений
- Особенности рациона
Время жертвовать. Чем пост мирянина отличается от поста священнослужителя
Иногда постника, чрезмерно ревностно относящегося к качеству стола, смиряет Сам Господь. Вот что рассказывает митрополит Антоний Сурожский о случае из своей молодости: «Когда я был доктором, то занимался с одной очень бедной русской семьей. Денег я у нее не брал, потому что никаких денег не было. Но как-то в конце Великого поста, в течение которого я постился, если можно так сказать, зверски, то есть не нарушая никаких уставных правил, меня пригласили на обед. И оказалось, что в течение всего поста они собирали гроши для того, чтобы купить маленького цыпленка и меня угостить. Я на этого цыпленка посмотрел и увидел в нем конец своего постного подвига.
Я, конечно, съел кусок цыпленка, я не мог их оскорбить. Я пошел к своему духовному отцу и рассказал ему о том, какое со мной случилось горе, о том, что я в течение всего поста постился, можно сказать, совершенно, а сейчас, на Страстной седмице, я съел кусок курицы. Отец Афанасий на меня посмотрел и сказал: — Знаешь что? Если бы Бог на тебя посмотрел и увидел бы, что у тебя нет никаких грехов и кусочек курицы тебя может осквернить, Он тебя от нее защитил бы. Но Он посмотрел на тебя и увидел, что в тебе столько греховности, что никакая курица тебя еще больше осквернить не может.
Я думаю, что многие из нас могут запомнить этот пример, чтобы не держаться устава слепо, а быть прежде всего честными людьми». Про кальмары, креветки и другие морепродукты Традиции поста по-прежнему различны в разных странах. Так, в Греции даже монахи по субботним и воскресным дням Четыредесятницы едят кальмаров, другие морепродукты, приравнивая их к «траве морской». Их обычай перенимают некоторые православные России, однако многие духовники не благословляют такой подход. По их мнению, «морские гады» все же ближе к рыбе, употреблять их лучше, когда она разрешена Уставом.
К тому же эти продукты относятся к числу экзотических, недешевых, а подобные изыски могут свидетельствовать о страсти чревоугодия. Рыба и икра По принятому сейчас порядку поста, рыбу можно употреблять: на праздник Благовещения, кроме случаев, когда он выпадает на Страстную Седмицу; в праздник Входа Господня в Иерусалим. В эти же дни возможно также разнообразить постный стол икрой. Только икра, но не рыба, благословляется на Лазареву Субботу, предшествующую Вербному Воскресенью. Вино и масло Их устав разрешает по субботним, воскресным дням.
Под «вином» монашеские уставы греков понимали совсем не то, что считают таковым сейчас. Его принято было очень сильно разводить водой. Неразбавленноеже то, какое мы знаем сейчас пили только «варвары», язычники. Поэтому разрешение на употребление вина во время поста нельзя понимать как разрешение на пьянство — крепость разведенного напитка была чисто символической. Рецепты блюд на каждый день: Традиционная русская кухня предлагает массу блюд для постного стола, ведь у наших предков соблюдение воздержания было строгим.
При этом большинство блюд были легкими для приготовления, не требуя усилий, отвлечения от других трудов. Кисель Одним из самых быстро готовящихся считался гороховый кисель, по сути, очень жидкая каша: горох тщательно мололи, чтобы получилась мука, затем, помешивая чтобы не образовались комки , добавляли воду. Получившуюся жидкую смесь варили всего 2-3 минуты, после чего подавали с грибами, луком, растительным маслом если оно было разрешено. Популярность киселя была не случайна: ведь горох содержит растительный белок. Это позволяет ему заменять мясные продукты даже у современных вегетарианцев.
Салат У наших предков был очень популярен постный салат без растительного масла. Это только три составляющих: свекла, которую следует отварить и потереть на терке; корень хрена, который также измельчается и добавляется к свекле; соль, которая добавляется по вкусу. Блюдо именовалось «бурячки с хреном», так как буряком крестьяне многих местностей называли свеклу. Блинчики Общим для всех рецептов постных блинов является отсутствие яиц и замена молока водой. Старинный их рецепт, именовавшийся «грешниками» делает основой теста гречневую муку отсюда, а не от слова «грешник», название.
Ее замачивали тремя стаканами кипятка на час. Затем вливали растворенные водой дрожжи и уже оставляли ее до утра. А утром добавляли муку, месили тесто до густоты сметаны, после чего пекли на растительном масле на сковороде. Сделать постные блины можно и быстрее, но без дрожжей: на 1 стакан муки требуется столько же воды, 2 столовые ложки растительного масла, соль, сахар. Такие блины не советуют выпекать тонкими: так как там нет яиц, тесто может ломаться.
Выпечка Как правило, хозяйки делают: пироги с постным дрожжевым тестом с начинками по вкусу: это могут быть как овощи капуста, картофель , так и грибы или ягоды; выпечку без яиц и молока, обычно она сладкая. В постное тесто не добавляются яйца, а молоко заменяется водой. Обычный рецепт такого теста советует: приготовить смесь сухих «быстрых» дрожжей и теплой воды — пакетик на 2,5 стакана, добавить сахар, соль; постепенно влить ее в 1 килограмм просеянной муки; добавить 5-6 ст. Так как вся постная выпечка содержит растительное масло, при строгом соблюдении поста ее можно делать только по субботним и воскресным дням. День рождения в пост и другие праздники Нередко на это время приходятся различные семейные торжества.
Это дни рождения, именины память святого, имя которого носит христианин , другие даты как собственные, так и родных, близких. Неизбежно встает вопрос о том, как пообщаться с неверующими родственниками, не нарушая мира, как соблюсти воздержание, если планируется поход в гости или прием их дома. Свой праздник День рождения лучше перенести на выходной — субботу, воскресенье, то же касается различных юбилеев. Смотря по тому, насколько религиозна семья, можно: приготовить полностью постный стол; угостить пришедших, если это люди неверующие, привычной дли них пищей, но самому не нарушать воздержания. Отмечать выпавшие на время Четыредесятницы именины можно и в самый их день, ведь это — праздник духовного свойства.
Начать его стоит с Причащения Св. Таин по мере возможности, ведь постом литургия служится не ежедневно. Можно ненадолго собраться за скромным постным столом с духовно близкими друзьями. Устраивать особые празднования не стоит. Если же у близких все же есть желание особо поздравить именинника, перенести такую встречу лучше на субботний или воскресный день.
В гостях Посещение других православных, соблюдающих пост, вопросов не вызывает. Другое дело, если близкие люди не привыкли, не умеют, не хотят поститься. По поводу того, что делать, если родственники, близкие неверующие и не постящиеся, существует несколько позиций: все-таки нарушить пост из любви, чтобы не огорчить близкого человека; попросить хозяев с учетом постного времени приготовить одно-два блюда, соответствующих уставу; если же они откажут, мягко уклониться от посещения; наконец, просто исключить подобного рода общение на время поста. Какую принять точку зрения, зависит от выбора самого человека. Иногда вполне очевидно, что хозяева по-своему пытаются выразить любовь, так что отказ, конечно, может нанести обиду.
Об этом говорит приведенная выше история митр. Антония Сурожского. Следует также избегать впадения в осуждение, однозначно выбирая между эти грехом и нарушением воздержания — второе. Подобным образом, по словам прп. Силуана Афонского, однажды поступил его отец.
Святой рассказывал, что, еще живя в миру, он однажды приготовил мясной обед для артели крестьян, забыв о постном дне. Не вспомнили о нем и другие. Отец же сказал об этом сыну… через полгода, так, что это прозвучало не как обличение, а как мягкий укор. Преподобный десятилетия вспоминал эту историю, как пример истинно христианского такта. В то же время случается, что близкий человек негативно относится к постам как таковым, противоречиво настроен вообще в отношении религии, Церкви.
Возможно, от посещения такого дома лучше воздержаться, отметив праздник близкого сугубой молитвой о нем. Тогда вполне применимы слова мудрого Соломона: «Не обличай кощунника, чтобы он не возненавидел тебя; обличай мудрого, и он возлюбит тебя» Притч. Сейчас, когда найти духовного руководителя удается не всем, при сомнениях можно подойти также просто к любому священнику на приходе. Общим правилом постящегося должно быть то, что воздержание тела не должно лишать физических сил, возможности полноценно жить, работать, заботиться о семье. К тому же особо строгое воздержание провоцирует развитие гордыни, самомнения, уверенность в своей праведности, чем разрушается все постное делание.
Вот какую меру предлагает свт. Игнатий Брянчанинов: «Кто занят телесными трудами или так слаб телом, что не может довольствоваться употреблением пищи однажды в день: тот должен вкушать дважды. Пост для человека, а не человек для поста… При этом предписано каждому рассматривать себя с помощью опытного и рассудительного духовного отца, и не возлагать на себя поста, превышающего силы… пищею, данною для поддержания тела, не должно разрушать его». Кому можно не соблюдать Устав не предусматривает полного разрешения поста, лишь допуская послабления для слабых или больных. Разумеется, в каждом конкретном случае дело все-таки зависит от состояния здоровья человека.
Например, священники чаще всего благословляют нарушить пост не только больных, для которых по жизненным показаниям необходима скоромная пища, но и беременных, кормящих женщин. Впрочем, и здесь все зависит от состояния здоровья и личных пожеланий. Многие православные мамы держат все посты не только во время беременности, но даже кормления ребенка. Другим же делать это не позволяет здоровье. Вот что рассказывает Елена: «Наслушавшись православных знакомых, я решила соблюдать пост в первые месяцы беременности.
В результате сильно обострился токсикоз, организм буквально требовал молока, яиц. Когда же я попыталась покаяться в этой немощи на исповеди, батюшка так и ахнул: «Это что за самочиние? Какой вам пост, вы беременны! Немедленно ешьте рыбу и пейте молоко! Еще ребенку повредите!
Раб Божий Н. Между тем наступал Великий Пост, соблюдать который Н. Ответом на его скорбь стало такое благословение духовника: «Ешь мясо и пей молоко, но никого не осуждай! Итак, нарушать пост не предосудительно: больным; немощным; беременным и кормящим. Однако послабления касаются только телесной стороны поста.
Что до работы над душой, молитвы, воздержания от развлечений — все эти виды постного делания доступны независимо от состояния телесного здравия. Великий пост для детей Когда пост соблюдает вся семья, детский пост не отличается от взрослого, воспринимается ребенком вполне органично. В по-настоящему церковных семьях дореволюционной России не настаивали на посте, а просто учили дитя собственным примером, не осуждая за сделанные по неразумию нарушения, но ожидая, когда ребенок осознанно последует примеру старших. Однако полностью церковные семьи сейчас редки, часто супруги приходят к Богу не одновременно. Тогда опытные духовники советуют обращать пристальное внимание на то, чтобы ребенок понял смысл поста прежде, чем начнет соблюдать его телесно, сделал осознанный выбор.
Алексий Уминский советует, например, поговорить с ребенком, объяснив, что воздержание — не ради него самого, а ради Господа. От чего готов отказаться ради Христа маленький человек? Будет ли это любимый продукт питания, а может — развлечения или игры? В этом случае меру воздержания определяет в значительной мере сам ребенок и его родители, знающие его возможности, характер, духовное устроение. Алексий говорит: «Пост хоть и идет для всех в один и тот же период, но для всех он всегда очень разный.
Для каждого человека пост является его личным подвигом. И родители не должны забывать, что мера личного подвига у всех людей разная». Впрочем, он не советует утруждать воздержанием, например, детей до 7 лет, постепенно вводя элементы поста, который они, подрастая, начнут соблюдать осознанно. Супружеские отношения Многие современные священники говорят, что здесь, как в случае с детьми, мера поста определяется индивидуально. Церковь опирается на слова ап.
Павла: «Жене муж должную любовь да воздает, также и жена мужу. Жена своим телом не владеет, но муж. Также и муж своим телом не владеет, но жена. Не лишайте себя друг друга, точию по согласию ко времени. Да пребываете в посте и молитве, и паки вкупе собирайтеся, да не искушает вас сатана невоздержанием вашим 1 Кор.
Итак, ключевым моментом для определения меры постного воздержания является взаимное согласие двоих. Его отсутствие, а особенно — упорство в соблюдении устава одной из сторон ведет к тяжелым последствиям, на которые обращал внимание еще свт. Иоанн Златоуст , порицающий неразумных постников, от «воздержания» которых происходит не только нарушение мира, но еще более тяжкий грех, прелюбодеяние. Наравне с согрешающим полную ответственность за него несет также супруг, чье поведение на грех толкнуло: «Хорошо сказал Апостол: не лишайте себя; то, что здесь назвал лишением, выше назвал долгом, чтобы показать, как велика их взаимная зависимость: воздерживаться одному против воли другого — значит лишать, а по воле — нет.
Некоторые хранят их потом весь год, полагая, что они излечивают от болезней, охраняют дом и отгоняют нечистую силу. Поскольку праздник приходится на пост, нельзя есть мясо, молоко, яйца, сыр, сметану, творог, животное масло, сдобный хлеб и выпечку. В этот день к постному меню можно добавить рыбу и вино. Накануне праздника, в Лазареву субботу, вместо рыбы можно есть икру. Что можно и нельзя делать на Страстной неделе?
В это время соблюдается самый строгий пост: можно есть только растительную пищу без масла. Причем в пятницу и субботу церковь требует от верующих полного отказа от пищи. На Страстной неделе не празднуются дни памяти святых, не совершаются поминовения усопших, венчания и крещения. Особенное значение имеют последние три дня перед Пасхой. В Страстной четверг церковь вспоминает Тайную вечерю. В этот день принято наводить порядок в доме, поэтому его называют также Чистый четверг. Это время, когда можно начинать печь пасхальные куличи и красить яйца. В Страстную пятницу верующие вспоминают о распятии и мученической смерти Иисуса. Литургии не проводятся, вечером совершается служба с выносом полотнища с изображением Христа — плащаницы.
Это единственный день в году, когда в церквях не звонят в колокола.
Порой — могилы; чаще — чистое поле… А Христос? Христос никакой силы, никакой власти не проявил. Перед лицом непонимающих Его Он так непонятен: Он все мог, Он мог эту толпу, которая Его так восторженно встречала, собрать воедино, из нее сделать силу, получить политическую власть. Он от этого отказался. Он остался бессильным, беспомощным, уязвимым, кончил как будто побежденным, на кресте, после позорной смерти, среди насмешек тех, могилы которых теперь не сыскать, кости которых, пепел которых давно рассеяны ветром пустыни… А нам завещал Христос жизнь; Он нас научил тому, что, кроме любви, кроме готовности в своем ближнем видеть самое драгоценное, что есть на земле, — нет ничего. Он нас научил тому, что кроме любви, кроме готовности в своем ближнем видеть самое драгоценное, что есть на земле, — нет ничего. Он нас научил тому, что человеческое достоинство так велико, что Бог может стать Человеком, не унизив Себя. Он нас научил тому, что нет ничтожных людей, тому, что страдание не может разбить человека, если только он умеет любить. Христос научил нас тому, что в ответ на опустошенность жизни можно ответить, отозвавшись только мольбой к Богу: Приди, Господи, и приди скоро!..
Только Бог может Собой заполнить те глубины человеческие, которые зияют пустотой и которых ничем не заполнишь. Только Бог может создать гармонию в человеческом обществе; только Бог может превратить страшную пустыню в цветущий сад. И вот сегодня, вспоминая вход Господень в Иерусалим, как страшно видеть, что целый народ встречал Живого Бога, пришедшего только с вестью о любви до конца — и отвернулся от Него, потому что не до любви было, потому что не любви они искали, потому что страшно было так любить, как заповедал Христос, — до готовности жить для любви и умереть от любви. Они предпочли, они хотели, жаждали земного. Осталась пустыня, пустота, ничто… А те немногие, которые услышали голос Спасителя, которые выбрали любовь и уничиженность, которые захотели любить ценой своей жизни и ценой своей смерти, те получили, по неложному обещанию Христа, жизнь, жизнь с избытком, победную, торжествующую жизнь… Это — праздник, который мы сейчас вспоминаем, который мы сейчас празднуем; это день страшнейшего недоразумения: одним оставляется дом их пуст, другие входят в дом Божий и становятся сами храмом Святого Духа, домом Жизни. Шумно волновался народ иудейский, когда Христос входил туда, перед наступлением пасхи. К этому празднику в Иерусалим стекались миллионы людей, и он был уже заполнен народом, когда происходила торжественно-царственная встреча долгожданного Мессии — Спасителя мира. После этого, как говорит Св. Евангелист Лука, все в радости стали славить Бога за все дивные Знамения, которые они видели за это время. Нужно иметь в виду, что все апостолы ждали того, что их Учитель придет в Иерусалим, чтобы там прославиться, как прославляется земной царь.
Им казалось, что этот момент уже наступил, что Христос входит в Иерусалим с Царскою славою именно для того, чтобы принять Престол и воцариться; и они ликующе возглашали: «Осанна, благословен Грядый во Имя Господне». Восторг народа был настолько велик, что люди постилали свои одежды на пути, по которому ехал Спаситель, срезали ветви финиковых пальм и других деревьев, устилая ими Его путь, шли, имея их в руках, как знамение торжества и празднования. Велик был восторг и апостолов, и народа. Но Сам святейший Виновник торжества не принимал участия в этом ликовании; напротив того — как говорит Св. Евангелист Лука — когда они приблизились к Иерусалиму, и открылся вид на красоту этого св. Но это сокрыто ныне от глаз твоих; и придет день, когда враги тебя окружат, осадят, разрушат и камня на камне тебе не оставят за то, что не уразумел ты времени посещения своего…» Господь знал, как непостоянен народ, и как переменчива толпа. Своим всеведением он провидел, что не пройдет и недели, как возгласы «Осанна Сыну Давидову» сменятся воплями «Возьми, возьми, распни Его», и что эти ужасные слова будет кричать тот самый народ, который только что восторженно встречал Его. Это наполнило глубокой скорбью Его Святейшую Душу. Одно было утешительно и радостно для Спасителя при Его входе в храм: это — чистые детские голоса, от чистой души и чистого сердца восклицавшие Ему: «Осанна Сыну Давидову». Вот этому радовался Господь, ибо это был чистый детский восторг, и дети, — как дети, от всего сердца радовались и торжествовали, не понимая, как должно, всего происходящего, но непосредственно выражая Ему свои восторг и любовь.
Вот это мы с вами ныне вспоминаем и празднуем; но помним также, что, по словам молитвы церковной, этот день не только праздничный, но и предпраздничный. Ибо, если завтрашнее воскресение именуется «Вербное Воскресение» или «Вход Господень в Иерусалим», то в следующий воскресный день будет праздников Праздник — Святая Пасха Христова, до которой всякая верующая душа надеется по милости Божией дожить и встретить Ее еще более торжественно и радостно. А между этими двумя великими Праздниками, между этими двумя воскресными днями — находится Страстная седмица, с ее богатством богослужебных воспоминаний, молитвословий и священнодействий. Так постарайтесь же, возлюбленные, почерпнуть как можно больше из этого богатства Страстной Седмицы. Это особое, благодатное и священное время в церковно-богослужебном году. И прекрасно делает тот, кто пользуется каждой возможностью в дни страстной седмицы, особенно в ее три последние дня, — в четверг, пятницу и субботу, как можно чаще побывать в храме. Тот, кто по каким-либо причинам не бывал раньше в храме в эти святые дни и приходит впервые -с поражается красотой молитв и священнодействий, и сплошь и рядом горько упрекает себя за то, что раньше пренебрегал этим, и сам себя лишал этого духовного богатства и укрепления. Это богатство Церковь предлагает нам теперь. Постараемся же воспользоваться им и, освятившись и укрепившись святыми службами Страстной Седмицы, — встретим, как должно, и Пасху Святую! Каждая литургия начинается с возгласа «Благословенно Царство Отца и Сына и Святого Духа…» А понимаем ли мы, представляем ли себе, что это за Царство, какое оно?
Увы, ответ чаще всего будет неутешительный: мы весьма плохо представляем себе, что такое Царство Божие. Разобраться, почему так происходит, помогает нам сегодняшний праздник — Вход Господень в Иерусалим. Вспомним событие этого праздника: за несколько дней до Своего распятия Христос вместе с учениками при большом стечении народа торжественно вошел в город Иерусалим. Для чего Он это сделал? Для того, чтобы открыть Свое Мессианское Царство. У земных царей есть обычай при их вступлении на царство входить в свою столицу, где их торжественно встречает и приветствует народ. Так поступает и Христос: при всеобщем ликовании и криках «осанна» Он входит в Свою столицу — Божий град Иерусалим. Народ Его приветствует и встречает с великим воодушевлением. Однако в последующие дни в настроении народа происходит трагическая перемена: он отвергает Христа и предает Его на распятие. Потому что Христос не оправдал тех надежд, которые народ возлагал на Него.
Народу был нужен политический вождь, возродитель нации, который освободил бы евреев от римских оккупантов и дал им земное процветание. Иными словами, народ ждал обычного земного царя, славного, могущественного, грозного для врагов. Когда же все увидели, что Христос не оправдывает этих надежд, что Он не собирается стать таким царем, тогда Его отвергли и предали римским властям на беззаконный суд и казнь. Таким образом, это чудовищное преступление, равного которому не найти в истории, совершилось по той причине, что народ имел ложные понятия о Мессии и Мессианском Царстве.
Постящимся советуют употреблять достаточное количество белковой пищи — с высоким содержанием растительного белка. Например, это гречневая крупа и бобовые. Также рекомендуется употреблять достаточное количество растительного жира. Это — любые растительные масла и орехи. В те дни, когда это разрешено, следует употреблять в пищу рыбу. Но при этом важно соблюдать умеренность: не более 300-350 граммов в день.
Также следует употреблять достаточное количество растительной клетчатки, особенно много которой в необдирных крупах: добавляйте отруби в супы, каши. Обязательно ежедневно должны присутствовать овощи и фрукты. Стоит ограничить употребление рафинированных, «быстрых» углеводов сахар, сладости, сухофрукты, макаронные изделия, картофель. Из сладостей стоит отдавать предпочтение сухофруктам и мёду. Потребность в углеводах можно компенсировать за счет употребления продуктов, содержащих нерафинированные, «медленные» углеводы — это крупы и овощи.
Неделя 6-я Великого поста. Вход Господень в Иерусалим
Установление недельного поста, предваряющего Великий пост, относится приблизительно к VII веку. 17 марта - называется Прощеным воскресеньем или воспоминанием изгнания Адама из рая. Великий пост в 2024 году начинается у православных 18 марта и заканчивается 4 мая.
Вход Господень в Иерусалим (избранные проповеди)
Но и теперь знаю, что чего Ты попросишь у Бога, даст Тебе Бог. Иисус говорит ей: воскреснет брат твой. Марфа сказала Ему: знаю, что воскреснет в воскресение, в последний день. Иисус сказал ей: Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек. Веришь ли сему? Она говорит Ему: так, Господи! Сказав это, пошла и позвала тайно Марию, сестру свою, говоря: Учитель здесь и зовет тебя. Она, как скоро услышала, поспешно встала и пошла к Нему.
Иисус еще не входил в селение, но был на том месте, где встретила Его Марфа. Иудеи, которые были с нею в доме и утешали ее, видя, что Мария поспешно встала и вышла, пошли за нею, полагая, что она пошла на гроб — плакать там. Иисус, когда увидел ее плачущую и пришедших с нею Иудеев плачущих, Сам восскорбел духом и возмутился и сказал: где вы положили его? Говорят Ему: Господи! Иисус прослезился. Тогда Иудеи говорили: смотри, как Он любил его. А некоторые из них сказали: не мог ли Сей, отверзший очи слепому, сделать, чтобы и этот не умер? Иисус же, опять скорбя внутренно, приходит ко гробу.
То была пещера, и камень лежал на ней.
Великопостные службы помогают нам сосредоточится на нашем покаянии, напоминают о событиях, предшествовавших Воскресению Иисуса Христа. В материале «Фомы» мы собрали те богослужения, которые совершаются только Великим постом, или связаны с праздниками, приходящимися на Великий пост. Мы рекомендуем этот материал для уроков ОПК и в качестве информационного приходского листа.
Вечерня с чином прощения 17 марта Вечером Прощеного воскресенья , накануне первого дня Великого поста, служится богослужение, во время которого священнослужители и миряне просят друг у друга прощения. В первую неделю поста канон читается по частям с понедельника по четверг на великом повечерии. Полностью канон прочитывается на 5-й неделе Великого поста в среду Стояние Марии Египетской. Стояние Марии Египетской, 17 апреля 5-я неделя Великого поста.
Литургия Преждеосвященных Даров Богослужение, во время которого верующим предлагаются для причащения Святые Дары, освященные прежде на полной литургии Преждеосвященные. В марте: 20, 22, 27, 29 В апреле: 3, 5, 10, 12, 17, 18, 19, 24, 26, 29, 30 В мае: 1 Литургия св. Василия Великого Чинопоследование литургии , составленное святителем Василием Великим. Служится 10 раз в году, 7 из которых — в Великий пост: с 1 по 5-е воскресенья Великого поста, а также в Великий Четверг и в Великую Субботу.
Как правило, служится 4 воскресенья Великого поста подряд, начиная со второго. Молебное пение святому великомученику Феодору Тирону, 22 марта Молебен совершается накануне дня памяти святого Феодора Тирона после литургии Преждеосвященных Даров 22 марта , затем читается молитва над коливом вареная пшеница с медом.
Только вместо теленка у нас на мясопустной неделе — блины. Все это настолько живо, понятно всякому человеку, настолько естественно, что, честно говоря, всегда немного удивляет излишнее морализирование по поводу масленицы в наши дни. Уверен, что для большинства православных христиан вся эта предстоящая неделя, которая будет включать в себя и службы по великопостному чину в среду и в пятницу, и дружеское общение, и прощение обид, и гостеприимные застолья, — все явит особый, неповторимый и радостный праздник предвкушения, подготовки к Великому посту.
Священник освящает вербы в субботу, на всенощном бдении, и в воскресенье, после Божественной литургии. На Руси и в других славянских странах пальмовые ветви как символ праздника заменили на вербы. Первое упоминание об этой традиции можно найти в Изборнике Святослава начала XI века. Это третья по древности после «Остромирова Евангелия» и «Новгородского кодекса» древнерусская рукописная книга. Что есть в Вербное воскресенье? Вход Господень в Иерусалим — один из двух праздников в период Великого поста, когда к постному столу разрешается прибавлять рыбу. Что можно делать 28 апреля 2024 года? Положено идти в храм на богослужение с вербой. В этот день можно угоститься рыбой и выпить немного вина.
Особенности Богослужения Великого Поста
Поэтому перед лицом страдавшего и умершего ради нас Христа, наверное, совсем неуместны будут ни взаимная вражда, ни похоть, ни обиды, ни зависть, ни злоба, ни ложь. А если любой другой праздник в Великий Пост празднуется: 40 Мучеников, Иоанн Предтеча, Державная икона Божьей Матери или еще какой-либо праздник, то совершаются службы по типу полиелейной. В крипте Успенского собора ежедневно (кроме двунадесятых и великих праздников, а также первой и Страстной седмиц Великого поста, Светлой седмицы и святок) совершают заказные молебны в 09:00 с водоосвящением и в 14:00 без водоосвящения. Об особенностях первой седмицы Великого поста рассказал руководитель миссионерского отдела Екатеринбургской епархии иерей Даниил Рябинин. WebTypikon автоматически формирует уставные указания и полный текст службы на любой день любого года. Совершается служба великому празднику Вход Господень в Иерусалим.