Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика. В начале заседания председатель Комиссии игумен Петр (Еремеев) огласил изменения в составе членов Межведомственной комиссии. Это происходит в день памяти святителя Петра, что дает нам обоим силы и укрепляет наш дух: мне — в преддверии разлуки с любимой обителью, а моему преемнику — в подъятии на себя ответственности за братию и продолжении трудов по возрождению монастыря.
О. Петр (Еремеев) против запрета абортов
Из общего числа действующих курсов аккредитацию на сегодняшний день получили 19 курсов. Я считаю, что данное взаимодействие, как на этапе открытия Курсов, так и в процессе их аккредитации, сыграло большую роль в популяризации самой идеи обеспечения доступного богословского образования для монашествующих нашей Церкви, способствовало ее развитию, а также расширению форм учебной работы на местах. И очень важно отметить, что сегодня все Курсы активно включены в работу по обсуждению и своевременной доработке учебно-методических комплексов и иных нормативных актов. Чем является данный документ для курсов? Кто его разрабатывает и какова степень полезности данных комплексов для развития учебного процесса?
Первоначально перед нами не стояла такая задача. Но Его Святейшество благословил нам начать эту работу с тем, чтобы обеспечить единообразие в реализации на местах Церковного стандарта курсов базовой подготовки в области богословия монашествующих. Во исполнение благословения Святейшего Патриарха при нашей Комиссии был создан Научно-методический совет, который возглавил старший преподаватель Московской духовной академии и курсов базовой подготовки для монашествующих Переславской епархии , настоятель Свято-Троицкого Данилова монастыря Переславской епархии игумен Пантелеимон Королев. К работе в Совете были привлечены как члены нашей Комиссии, так и представители ряда Курсов.
За период с 2020 по 2022 год все УМК были разработаны и затем разосланы всем нашим коллегам для обсуждения. Мы получили отзывы, которые были учтены при доработке данных документов, после чего они были утверждены коллегией Межведомственной комиссии. Сегодня учебно-методические комплексы по дисциплинам, входящим в базовый стандарт, помогают решать стоящие перед Курсами задачи по достижению требуемого качества образования, являясь вспомогательным материалом, который обеспечивает доступность и простоту использования для преподавателей и обучающихся. Недавно мы издали все УМК приложением к журналу «Монастырский вестник», которое вошло в раздаточный материал Совещания игуменов и игумений, проходившего в сентябре в Москве под председательством Святейшего Патриарха.
Вполне возможно, что на определенном этапе, когда появятся новые учебные пособия, новая литература, данные комплексы необходимо будет доработать. Мы к этому готовы. Что касается работы Комиссии, то нам надлежало исполнить решения Священного Синода в части обеспечения открытия Курсов на местах.
На весь этот огромный регион в советский период было несколько храмов, остальные же были разрушены под ноль. Искоренялись и народные традиции, которые сохранили, например, в жителях Черноземья или Кубани историческую память о православных корнях. До сих пор мы крестим в наших хабаровских храмах значительно больше взрослых, чем детей. Здесь иначе следует оценивать результаты и перспективы православной миссии, нежели чем в Москве или Воронеже. Любая церковная работа там имеет ощущаемый почти сразу результат, а на Дальнем Востоке пока все еще происходит накопление духовного опыта, знакомство с Православием. Обезвоженная почва народной души все еще без остатка впитывает любое количество живительной духовной влаги.
Но наступает день, когда то там, то здесь количество переходит в качество. Один священник, делясь со мной мыслями по этому поводу, рассказывал, что порой возникает даже ощущение «холостого хода»: трудишься день и ночь, а результата нет и нет, и вдруг словно почва под ногами двигается, происходят скорые, разительные перемены: люди словно просыпаются. На общерегиональном уровне успех кропотливой и самоотверженной работы священников-дальневосточников очевиден уже сегодня. Строительство прекрасных храмов, развитие миссионерской работы, деятельность Хабаровской духовной семинарии, духовных училищ во Владивостоке и Якутске тому подтверждение. Теперь, по прошествии двух лет, наверняка уже можно говорить о каких-то результатах. В нашем случае ситуация, видимо, и для Святейшего Патриарха, и для членов Священного синода была прозрачна и понятна: если Хабаровск вызывается создавать семинарию, то для этого есть необходимые ресурсы и силы. Сегодня у нас уже 70 студентов, половина из них обучается на очном отделении, половина — на заочном. Трудно пока делать выводы, говоря о двух пройденных годах. Серьезные оценки можно будет давать после первого, второго, третьего выпусков.
Пока я могу охарактеризовать лишь качество подготовки приходящих абитуриентов и качество преподаваемых знаний, потому что с удовольствием наблюдаю за деятельностью преподавателей, которые приезжают на Дальний Восток сразу после окончания Московской и Петербургской духовных академий. Качество приходящих абитуриентов очень разное: приходят после школы, вузов, армии. Все очень разные, и к каждому необходим индивидуальный подход. И то, что молодые преподаватели находят общий язык с каждым студентом, я считаю педагогическим успехом нашей семинарии. Благодаря прекрасному коллективу наша семинария вполне успешно осуществляет учебно- и научно-методические разработки. Речь идет об учебно-методических комплексах, пособиях по текущим дисциплинам, о подготовке и издании книг по тематике изучения тех или иных курсов семинарской программы, о подготовке пособий для поступающих. Сегодня подобная работа делается в редкой семинарии. Все вместе взятое: педагогическая практика наших преподавателей, их активная церковно-общественная деятельность и жизнь, конечно же, созидает традиции и дух семинарии. Для наших преподавателей работа в семинарии не просто распределение после академии, а реальная возможность претворить свои долгие семинарско-академические замыслы в своем служении — священническом и преподавательском.
Конечно, это вдохновляет и студентов, они начинают учиться с интересом, ищут возможности реализовать на практике полученные знания. Они с удовольствием помогают священнослужителям во время богослужений, участвуют в миссионерских походах, сплавах, крестных ходах. Большой проблемой, конечно, является ограниченный срок пребывания преподавателей в Хабаровске. Спустя два-три года, по окончании командировки, они возвращаются в родные места. На их место направляется новая смена, но стабильности это не добавляет. Единственное решение — подготовка собственных кадров. Этим мы сегодня активно занимаемся. Из числа учащихся уже сейчас выделяются студенты, имеющие те или иные научные интересы. Нашей задачей мы видим обеспечение возможности их специализации в рамках семинарской программы, после этого последует обучение в российских духовных академиях и научная специализация в зарубежных богословских центрах.
Думаю, с их возвращением, спустя уже шесть-семь лет, ситуация будет постепенно выправляться. Вместе с тем мы стараемся привлекать преподавателей из светских вузов нашего города. Кто-то пришел в храм в школьные годы, другие после армии или вуза. Поэтому они продолжают себя считать частью общества, и это естественно. Сегодня тот комплекс неполноценности и отрешенности от общества, навязываемый священнику атеистическим государством в советское время, в лице молодого поколения христиан себя изжил. И преподаватели семинарии, и священники нашей епархии, увлекаясь культурой, искусством, спортом, конечно же, стремятся проявить себя и в этих сферах. Большое значение мы придаем взаимодействию с научной общественностью, с вузами Дальнего Востока. В этом отношении в отличие от многих, скажем так, людей неверующих, христиане не отделяют себя от жизни государства и общества. Мы граждане России, и каждый считает себя вправе участвовать в жизни страны.
Посты такие же и в Африке, и в Азии… Самое главное — смотреть, для чего совершается пост. Самое главное — открытое сердце, сердце встречающее праздник Рождества Христова. Цель поста — помочь духу освободиться от той рутины, которая бывает в обычные дни, не позволяет с чистым умом встречать праздник. Звонок от радиослушателя Андрея: - Я хочу вас успокоить. Это не из-за того, что скудность продуктов. Из-за того, что так сложена религия. Если вы почитаете Шмелева, то он вспоминает Великий Пост, как самое радостное и вкусное время. И так описываются продукты, которые продавались на постном рынке тогда, когда Россия соблюдала пост. И был звонок от фармаколога, что резкий переход… Ну, Россия соблюдала пост достаточно правильно в свое время. Но особых обострений не было.
А что касается личных ощущений… Я всегда вспоминаю свой первый Великий Пост, который я держал. Никаких особых усилий я над собой не делал в отказе от продуктов животного происхождения. Я держал его осознанно, не как диету. Но на протяжении всего поста очень хотелось мороженого. Челышев: - Вот ваш запретный плод! Чем все это кончилось? Придя на пасхальную службу в Донском монастыре, отстояв ее, пройдя Крестный ход, мы с супругой вышли, рядом был ночной магазин, а мне расхотелось мороженого. И у меня есть знакомый. Она пришла в православие трудным путем и долгим. Она что только не перепробовала… И когда пришла в православие, она сказала, что когда занималась духовным поиском, по полгода не ела продуктов животного происхождения.
Через два месяца Великого Поста она сказала: «Я не думала, что это будет так тяжело». Звонок от радиослушательницы Светланы Ивановны: - Вчера на службе батюшка сказал, что рыбу нельзя есть. Понедельник, среда и пятница. А еще в одном храме одна женщина сказала, что после 19-го рыбу нельзя есть до праздника. Игумен Петр Еремеев: - Это очень важный вопрос. Сегодня очень много разной информации на это счет. Пост Рождественский имел в разные века разную длительность. Сегодня мы пост длится 40 дней. И начальная часть поста, практически до Нового года, она доступна для каждого человека. Только в среду и пятницу мы не вкушаем рыбу, в другие дни можно готовить пищу с этим продуктом.
Но если у вас есть противопоказания, любой священник вам разрешит вкушать рыбу и даже мясо. А вот ближе к Рождеству, в Сочельник, там есть специальные дни, когда мы особенно говеем, готовимся к принятию праздника. Каждый может взять церковный календарь, издаваемый Московской Патриархией и там внимательно прочитать, как совершать телесный пост. А духовный пост… У поста есть два крыла. Надо иметь упражнение физическое, иметь умеренность в питании. Но надо иметь и духовный подвиг. Очень важно понимать, что, независимо от среды и пятницы, нужно хранить свое сердце от ненужных развлечений и увеселений. Чинкова: - У моей подруги чуть не разбилась только что созданная семья из-за поста. Она верующая. А ее избранник был не крещен.
Покрестили, повенчались. А когда его мать узнала, что невестка собирается чуть ли не насильно приобщить к посту, сказала, чтобы разводился. Игумен Петр Еремеев: - Выше всего любовь к к Богу. Но не может быть любви к Богу без любви к ближнему. Так говорит Христос. И вот если в семье пост вызывает соблазн, придется отказаться от поста ради любви к детям и семье. Но если вы понимаете, что постепенно вхождение в пост не создает проблем для окружающих, то можно приобщать их к этой традиции. Чинкова: - А как правильнее приобщать детей? Принуждать или предоставить сделать выбор самим? Игумен Петр Еремеев: - Дети не постятся.
В принятом в 2011 году Архиерейским Собором документе «О вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви» содержится рекомендация для всех монахов и монахинь получить духовное образование хотя бы на базовом уровне. Аналогичная рекомендация есть и в положении, регламентирующем деятельность нашей комиссии. Кроме того, в этом Положении о курсах базовой подготовки в области богословия для монашествующих есть указание на то, что каждый человек, готовящийся к принятию пострига, должен получить базовое богословское образование. Эта норма не распространяется только на христиан, принимающих монашество в пенсионном возрасте, и тех, у кого есть какие-то ограничения по здоровью. На мой взгляд, это очень правильно. История развития христианских монастырей вообще тесно связана с образованием. Монастыри зачастую были центрами книжности, просвещения. Если говорить о Русской Православной Церкви, после долгого периода гонений, упразднения монастырей, которое православные пережили в XX веке, последовал новый период возрождения жизни в обителях. Правда, порой оказывается, что восстановить архитектурный ансамбль монастыря может быть гораздо проще, чем создать условия для развития жизни общины, объединённой ради Господа. Для монастыря естественно обеспечивать насельников пищей и необходимыми бытовыми условиями, но также естественно заботиться и о постоянном изучении монашествующими основ христианского вероучения и Писания.
В рамках работы комиссии был разработан образовательный стандарт. Он предполагает от двух до трёх лет обучения в зависимости от формы — очной, очно-заочной или дистанционной. Что в этом стандарте принципиально важного и чем курсы отличаются от семинарского образования? Стандарт курсов для монашествующих разрабатывался безотносительно к стандарту высшего духовного образования. Да, в разработке документов принимали участие в том числе преподаватели семинарий и академий, в этом смысле некоторое влияние существующих стандартов, наверное, было неизбежно. Но оно не носило определяющий характер. Выбор дисциплин и количество часов для их изучения обсуждались с игуменами и игумениями, с архиереями. Мы рассылали проект образовательного стандарта и предлагали все его части к изучению и оценке. Нам было важно, чтобы этот документ, регламентирующий образовательный процесс, сформировался с учётом всех мнений. Всё-таки важная задача курсов — не только дать образование тем, кто уже в ангельском чине, но и подготовить, дать базовое богословское образование тем, кто готовится к постригу.
Поэтому в образовательном стандарте много пропедевтики. Опять же, те, кто уже давно живёт в монастыре, участвуя в богослужениях, читая и слушая жития святых, имеют возможность почерпнуть многие знания. Но для тех, у кого этого опыта нет, нужны основы. Список рекомендуемой по стандарту литературы выглядит очень взвешенным и ёмким. И все же мы планируем в ближайшее время обсудить возможные его коррективы, расширить рекомендации. Появляются новые издания, которые стоит иметь в виду. Расскажите, пожалуйста, как формируются учебные группы? Как происходит отбор? Есть ли он?
Епархиальный суд г. Москвы принял решение об извержении из сана игумена Петра (Еремеева)
На должности управляющего монастырем владыка Иосиф сменил епископа Можайского Леонида, которому определено быть викарием Калужской епархии с титулом «Тарусский».
На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации. Москва, ул.
В Евпатории почтили память жертв страшной трагедии Хатыни Автор: Админ вкл. Опубликовано в Евпаторийское благочиние 22 марта 2024 года клирик храма святого апостола Андрея Первозванного г. Евпатории иерей Пётр Дворников совместно с членами Крымской Республиканской культурно-просветительской общественной организации «Белоруски Крыма им.
Как воспринимают эту необходимость насельники монастырей, чему учат на курсах, похоже ли базовое богословское образование на семинарское и какими знаниями должен обладать современный монах — в интервью председателя комиссии игумена Петра Еремеева порталу Богослов. Расскажите, пожалуйста, как менялось восприятие и отношение к работе комиссии на местах, с какими проблемами пришлось столкнуться и какова ситуация сейчас? В первую очередь вопросы возникали из-за необходимости вместить в плотный график хозяйственных послушаний и богослужений время для систематических занятий.
Второй вопрос — материальное обеспечение курсов. Монастырям нужно закупать обучающую литературу в количестве и по спискам учебного стандарта, подготовить аудиторный фонд, а в период пандемии необходимы были и условия для дистанционного образования. Но отношение и восприятие курсов стало меняться уже после успешного запуска первых площадок. Настоятели и игумении монастырей, на базе которых открывались курсы, стали отмечать важные перемены в жизни обители, вызванные появлением регулярных занятий по основам богословия. А именно — и это наблюдения самих игуменов и игумений, которыми они делятся, — жизнь обогатилась новыми и важными смыслами. В некоторых монастырях, например, настоятели и старшая братия взяли на себя роль преподавателей по тем или иным дисциплинам, благодаря чему возникла дополнительная форма общения насельников и совместное углубление в вероучительные темы. В некоторых обителях еще до появления нашей комиссии и базовых богословских курсов уже существовали такие аналоги: игумены и игумении составляли учебные планы и организовывали душеполезные беседы, но сейчас эта работа приобрела организованный и системный характер. Второй важный момент, который все отмечают, — обязательное появление в дневном графике насельников времени для размеренного образовательного процесса. У многих святых отцов можно встретить мысль о том, что кроме участия в богослужении и труде, для монаха ценнейшее время — это моменты уединения, чтения, размышления.
А преподобный Максим Исповедник писал: «Любовь и воздержание освобождают душу от страстей, чтение и созерцание освобождают ум от неведения, а состояние молитвы поставляет его перед Богом». Выделение времени для сосредоточения, для изучения вероучительных основ меняет качество пребывания в обители. Важно и то, что обучение на курсах — не то же, что самообразование. В рамках получения базового богословского образования у учащихся есть возможность вступать в диалог друг с другом и педагогами, узнавать и слышать разные точки зрения. Учеба в рамках системного курса выводит образование на другой уровень, повышается степень усвоения материала, и это тоже положительно влияет на обстановку и жизнь в монастыре. Конечно, когда игумены и игумении делятся своими впечатлениями, это служит популяризации самой идеи открытия курсов. Благодаря этому на сегодняшний день помимо тех обителей, где комиссия начинает свою работу по утвержденному Священным Синодом списку, мы ежегодно получаем по 4-5 дополнительных обращений от епархий, которые хотят сами включаться в работу вне плана, по собственной инициативе. Именно такого впечатления на местах от открытия курсов базового богословского образования требовал Святейший Патриарх от комиссии в начале нашей работы. Можете рассказать, что это за площадки и что дал этот опыт?
В Иоанновском монастыре матушка игумения и сестры сами поставили себе задачу создать в общине условия для непрерывного богословского образования. К моменту учреждения нашей комиссии у них эта работа уже была налажена.
Последние новости
- Игумен Петр (Еремеев): Плоды горьких духовных болезней советской эпохи мы пожинаем до сих пор
- Бывший ректор православного университета игумен Петр (Еремеев) запрещен в служении и лишен сана
- И снова печально знаменитый (гомо)игумен Петр Еремеев... |
- ЕГЭ не должен включать «замудренные» вопросы, считают в Госдуме
- Последние новости
- В Даниловом монастыре состоялось заседание Коллегии Синодального отдела по монастырям и монашеству
Игумен Петр Еремеев: узнав о назначении в монастырь, я будто внезапно увидел землю
Отец Пётр, по благословению Святейшего Патриарха Кирилла Вы стали председателем Комиссии по вопросам образования монашествующих с момента её учреждения в 2016 году. В продолжение заседания председатель Комиссии, игумен Петр (Еремеев), выступил с сообщением о предстоящих инспекционных выездах в 2023 году. Отец Петр, когда говорят о православных вузах, предполагается, что и наука в них какая-то «особенная», но разве возможна «православная физика» или «православная биология»? 25 апреля 2024 года, руководитель епархиального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Мелекесской епархии иерей Вячеслав Еремеев посетил ПНИ "Союз" г. Димитровграда. Почему Пётр Еремеев так долго отравлял церковную жизнь, загадка.
игумен Петр
Фишка Православного университета — Этим назначением Вы тоже были удивлены? Если в Хабаровск я ехал из одной в другую духовную школу и понимал, что и как там необходимо сделать, то теперь мне поручалось возглавить светский вуз. В духовной семинарии есть целевой набор, сюда принимают людей, ощутивших призвание служить Богу. Студенты имеют чёткие убеждения, понимают смысл любого испытания, их постигающего, они идут тем же путём, которым шёл их педагог. И ты знаешь, чем поделиться, как человека поддержать, видишь каждое движение его души. Часто семинаристы мне говорили: «Откуда Вы знаете? Там и образовательная программа всего одна, а в светском вузе — десятки, и все разные. Не говоря уже о контроле Рособрнадзора и жёсткой конкуренции на поле предоставления образовательных услуг.
Если семинария и академия готовят священно- и церковнослужителей, то миссия нашего университета — подготовка квалифицированных специалистов по светским специальностям, которые, получив профессию, имели бы и твёрдое христианское мировоззрение. Задача нашего вуза заключается в том, чтобы, готовя юриста, экономиста, журналиста, филолога, историка, эколога, психолога, религиоведа, работника сферы изобразительного или декоративно-прикладного искусства, специалиста по связям с общественностью — дать студенту возможность за годы учёбы приобрести такой опыт духовной жизни, который бы помог ему на самостоятельном пути строить своё будущее, имея православные ценностные ориентиры, стержень духовной жизни. Молодых людей волнует ещё и то, каким образом они за годы обучения смогут получить знания и опыт в области духовной жизни, богословия. Это видно даже по православным студентам обычных вузов. Ведь сегодня во множестве церковных общин при светских учебных заведениях существуют кружки, и студенты, посещая их, получают знания о православии. Так вот, в нашем университете всё происходит органично, в рамках учебной и внеучебной работы. Мы предлагаем своим студентам факультативные и обязательные дисциплины, включающие в себя знания о христианстве, иных религиях, о религиозной философии, о вопросах, связанных с этикой, с практической психологией, вытекающей из православной антропологии.
Это и есть универсальное университетское образование — когда мы приобретаем не только профессию, но и правильные духовно-нравственные ориентиры и опыт реализации их в своей жизни. Сегодня многие наши светские коллеги всё ещё колеблются: а стоит ли заниматься воспитанием в вузе? Девяностые и нулевые годы стали временем тотального краха системы воспитания. В лучшем случае речь вели о внеучебной работе, но даже говоря о воспитательной, подразумевали вещи совершенно банальные и прозаичные — режим посещения девочками и мальчиками общежития, чистота в нём… В отличие от светских, наш университет заявляет чётко и определённо: поступая к нам, вы выбираете ценности православия в качестве своего мировоззрения. И мы даём вам возможность за годы обучения укрепиться в этом жизненном выборе. Посредством вхождения в живую православную традицию мы и совершаем процесс воспитания, подготовку к взрослой, самостоятельной жизни наших выпускников. Не возникает ли противоречий между наукой и верой у вас в вузе?
Все вопросы, которые могут волновать сегодня человека, тем более молодого, должны быть обязательно изучены или обсуждены в нашей лекционной аудитории, в зале научного собрания или на студенческой встрече. Если мы хотим подготовить человека к самостоятельной жизни, то должны за годы его обучения суметь затронуть самые важные темы, волнующие современников. Православие — мусульманам и не только… — Вы не замкнуты научно и культурно. А религиозно? Моё общение со школьниками и студентами позволяет сделать вывод, что именно знание своей и других религиозных культур есть ключик к добрососедскому проживанию в стране представителей самых разных религий и национальностей. И опыт нашего вуза тому порука. РПУ является православным по учреждению, по характеру программ дополнительного образования, по формату воспитательной работы, но у нас обучаются и мусульмане, и католики, и старообрядцы.
Их единицы, но даже это показательно. И никаких межрелигиозных конфликтов не возникает. Представителям других мировых религий очень просто жить в обществе практикующих христиан, тех, кто живёт не лозунгами, а по-настоящему в вере. Поэтому иногда иноверные и инославные выбирают наш вуз, имея в виду, что попадут в совершенно понятную и прогнозируемую религиозную среду. Я не сомневаюсь, что, проучившись у нас, они будут испытывать к православию уважение и любовь. Вот тебе и Москва! Причём у нас учатся люди ещё и совершенно разного достатка — и из бедных слоёв, и дети богатых родителей.
Но в нашем вузе не было ни одного межнационального и межрелигиозного конфликта! И быть его не может, благодаря православной мировоззренческой константе. Можно жить плодотворно и мирно, когда доминирующее даже в названии вуза православное большинство, не ущемляя права других а это невозможно в принципе, это противно нашей вере! Наверное, особенно трудно это сделать, когда имеешь дело с верующими иначе. А если я попрошу Вас выразить Вашу — нашу веру? Но ведь Вы не об этом хотите спросить?
Также были разработаны еще два документа, которые в настоящий момент находятся в стадии рассмотрения, — «О принятии в монастырь и окормлении новоначальных» и «Взаимоотношение насельников монастырей с внешним миром в свете монашеских обетов». Игумения Домника особо подчеркнула тот факт, что все документы были составлены с практической целью — помочь игуменам и игумениям благоустроить жизнь в обителях так, чтобы монастыри подлинно были украшением Церкви. Документы содержат конкретные рекомендации, в них могут почерпнуть полезную информацию как новооткрываемые монастыри, так и те, которые существуют уже давно.
Игумения Домника напомнила, что проекты документов обсуждаются на монашеских конференциях, круглых столах и иных встречах монашествующих и выразила надежду на то, что создаваемые членами Коллегии документы помогут благоустройству монастырской жизни. Здесь также главной темой стали различные аспекты устроения жизни монашеских общин. Председатель Отдела митрополит Каширский Феогност кратко рассказал о том, что по благословению Святейшего Патриарха ему поручено проведение собеседований с кандидатами на игуменскую должность как мужских, так и женских монастырей, а также с кандидатами на монашеские постриги и хиротонии из числа насельников ставропигиальных обителей. Владыка заметил, что, несмотря на разную степень готовности к этим послушаниям, он никогда не встречал среди кандидатов «случайных людей». Видна высокая степень осознанности жизненного выбора, и на основании таких бесед с уверенностью можно утверждать, что у нашего монашества есть будущее. Настоятельница Богородице-Рождественского ставропигиального женского монастыря Москвы игумения Викторина Перминова в своем выступлении, посвященном инспекционным поездкам членов Коллегии в монастыри, описала основные задачи, стоящие перед теми, кто посещает обители Русской Православной Церкви от имени Синодального отдела. Главной задачей матушка назвала оказание братской помощи монастырям в решении наболевших вопросов. Нам не стоит погружаться в какие-то мелочи, в те вещи, которые могут быть решены и без нашего участия. Мы призваны быть не «ревизорами», а собратьями», — сказала в своем выступлении игумения Викторина, отметив, что и сами члены Коллегии, посещая монастыри с инспекционными поездками, готовы учиться и учатся у преуспевших.
Игумения Викторина также обратила внимание собравшихся на тот факт, что в обителях зачастую либо не знают о выпущенных Межведомственной комиссией и утвержденных Священным Синодом документах, о которых рассказывала игумения Домника, либо на эти документы не обращают должного внимания. Между тем они детально разрабатывались с учетом часто задаваемых монастырями вопросов. Матушка порекомендовала всем ознакомиться с вышедшими документами, а проверяющим раздавать эти документы в ходе посещений монастырей. По мнению игумении Викторины, инспекционные поездки членов Коллегии более всего необходимы для поддержания связи между обителями и Синодальным отделом, что дает возможность монастырям передавать просьбы о помощи и вовремя оказывать необходимую помощь, поддерживать духовно, предупреждать об опасности или передавать значимые новости. Эта связь должна быть живой и неформальной. Именно таким образом, создается духовное, молитвенное и братское единение между обителями, которое нужно всячески укреплять, и которое способствует нашему общецерковному единству.
Я начинаю рассказ издалека, потому что образ священника, запечатлевшийся первым при знакомстве с отцом Петром и, наверное, ставший самым ярким, ассоциировался у меня с монашеством. Хотя отец Петр был женатым протоиреем, у него были прелестные дочки, очень добродушная общительная матушка, и в его семье существовали прекрасные семейные традиции, он постоянно говорил о монашестве.
Шутил, бывало: "Матушка, а может нам монашество принять? Самые яркие его рассказы были о преподобном Кукше Одесском. Да и сам образ жизни отца Петра больше был похож на жизнь монаха в миру ведь существует такая практика, когда монашествующие священники служат на приходах. Оценивая потом свою первую мысль о монашестве, возникшую в семинарии, я находил ее основание в неподдельном интересе к иноческому пути, полученному от отца Петра. Но первое время вопрос не стоял ни о монашестве, ни о семинарии. Разговор возник ближе к апрелю. Однажды отец Петр сказал мне: "Ты так про все спрашиваешь подробно, что я уже и не знаю, что тебе говорить. Поступай-ка в семинарию, в Ставрополе открылась.
И там тебе все расскажут. А захочешь — священником станешь". С его подачи я впоследствии принял решение поступать в семинарию. Как я понимаю сегодня, оно воспринималось тогда родными и близкими блажью молодого человека. Но все лучше многого другого: на рубеже 90-х многие мои товарищи по двору, по школе выбирали занятия более радикальные. А тут, понимаешь, Церковь. И я стал готовиться к поступлению в семинарию. Было желание поступить на исторический факультет в Краснодарский университет.
Так что, когда отец Петр предложил мне подумать о семинарии, я ведь буквально рассмеялся ему в лицо: "Я — попом? Да как вы это себе представляете? Это просто немыслимо". Мои слова ни капли его не обидели, он сказал с улыбкой: "Иди, подумай. Вдруг захочешь". А спустя несколько недель после этого разговора, я вдруг проснулся утром с мыслью: "Буду поступать в семинарию". Оценивая сегодня эти до сих пор яркие воспоминания, я понимаю и тогда понимал , что ощутил то чувство, то мощное движение, которое называют призванием. Все остальное было уже выбором, в том числе и выбор монашества.
Выбор как следствие опыта, выбор направления деятельности. Но в то утро я будто стал свидетелем от меня не зависящего явления в евангельском смысле. По слову Христа: "Не вы Меня избрали, а Я вас избрал". Поэтому первый год в семинарии думаю, меня поймут семинаристы, поступающие не из церковной среды у меня не проходило ощущение жизни в раю. Это правда?! Ты легко терпишь любые невзгоды, любые неурядицы. Во-первых, несмотря на большой конкурс и определенные трудности, ты поступил. В 1991-ом году препятствий к поступлению в семинарию почти уже не чинили, тем не менее, мне не хотели давать медицинскую справку.
Врачи посылали меня из кабинета в кабинет со словами: "Ну что вы, молодой человек. Какая семинария? Вы ненормальный!? Мы вас в психиатрию положим". Но я упорно ходил за ними, не понимая, о чем речь… Чем мне угрожали, я понял позже, когда один из профессоров Духовной академии рассказывал нам о том, как его, ехавшего поступать в семинарию, снимали с поезда. С поступавшими в духовные школы в советские годы случались порой страшные вещи: угрожали увольнением с работы родителей, преследовали родственников. В суровые хрущевские гонения обещали последнего попа показать по телевидению. К началу 90-х небольшое эхо той борьбы с религией осталось, и врачи они все были в возрасте боялись дать справку.
Я ходил по кругу. Дошел, видимо, до главного врача, который махнул рукой, и мне дали справку для поступления в учебное заведение. А во-вторых, поступив в семинарию, я из абсолютно светской среды попал в христианскую общину. Представьте, 91-ый год… - Слишком хорошо представляю. Тем не менее, мы, семинаристы, какое-то время еще жили среди людей с предвзятым отношением к нашему выбору. Почти каждый крутил у виска, говоря: "Парень, ты рехнулся". А тут ты живешь в семинарии, где у всех такой же образ жизни и образ мыслей, как у тебя. Видишь верующих преподавателей.
Тогда меня поразило, что немалое число преподавателей были выпускниками светских учебных заведений. То есть я попал в очень здоровую, интересную церковную среду. Неудивительно, что первый год обучения был годом эйфории, годом ощущения, что ты попал в древнюю Церковь, о которой читал, поступая в семинарию, готовясь к экзаменам. Выходить с территории семинарии не хотелось вообще, разве что раз в месяц зубную пасту купить с мылом. Учился я первые три года в немногочисленной Ставропольской семинарии. Нас было 30 человек на курсе, а старшие курсы еще менее укомплектованы. То есть нас было во всей семинарии человек 80. Небольшой двор, кафедральный собор, семинария, книжка, люди, богослужения — все, что составляло тогда мой образ жизни.
И это мне нравилось. Я вспоминаю то время, как очень живое, насыщенное настоящими духовными впечатлениями. И тут событие: постригают студентов старших курсов. На память пришли рассказы протоиерея Петра о монахах, которых он застал в 50-60-е годы. Да еще внезапно преподаватель по истории Церкви дал мне задание написать курсовое сочинение по монашеству. Все это вместе, плюс ощущение приближающего выпуска из семинарии было начало третьего курса дало вполне понятный эффект — я впервые задумался, что дальше. Надо решать: жениться, монашество принимать или в академию поступать. Потому что священный сан предполагает выбор образа жизни.
Поводом для размышлений стал и постриг старшекурсников-студентов. Вопреки досужим разговорам, что монашество принимают люди отчаявшиеся, потерявшие смысл жизни, хочу сказать, что те, кто в семинарии стоял у истоков самых непредсказуемых, добрых решительных поступков и любых затей — почти все приняли монашеский постриг. Сегодня одни из них архиереи, другие служат монахами на приходах и в монастырях на Кавказе и в других местах. Эти яркие люди с живыми характерами, всецело открытые выбору священнического пути, вызывали во мне интерес: "Так можно? Монашество это необязательно затвор? Оказалось, что кроме кельи и молитвы, это еще и церковное служение. И оно равным образом доступно и женатому, и монашествующему священнику. Я посоветовался о возникшем желании пострижения в монашество с архимандритом Евгением сейчас он ректор Московской духовной академии и митрополитом Ставропольским и Бакинским Гедеоном, у которого я иподиаконствовал, — они принимали решение о постриге студентов.
Может, в силу того, что я был "молод и зелен", владыка и отец ректор сказали: "Ну, брат, рано еще об этом говорить. Похвальное желание. Хорошо, что ты думаешь о будущем выборе. Но пока у тебя главное — учеба.
По итогам обсуждения Комиссией были приняты решения об открытии курсов с выдачей Представления на право осуществления базовой подготовки в области богословия для монашествующих Русской Православной Церкви согласно действующим «Положению о курсах базовой подготовки в области богословия для монашествующих Русской Православной Церкви» и «Церковному стандарту курсов базовой подготовки в области богословия монашествующих Русской Православной Церкви» в: Оренбургской митрополии; Донской митрополии; Архангельской митрополии. В продолжение заседания председатель Комиссии, игумен Петр Еремеев , выступил с сообщением о предстоящих инспекционных выездах в 2023 году: по открытию курсов:.
Гомоотвечания
Сразу после богослужения в Иоанно-Богословском храме состоится открытие фотовыставки «Боль. Незалеченные раны храма апостола Иоанна Богослова». Перед глазами посетителей впервые предстанут фрески — элементы сохранившейся купольной росписи верхнего храма, вплоть до настоящего времени спрятанные от всеобщего обозрения межэтажными перекрытиями, сооруженными в оскверненной церкви в ранние советские годы. Ангелы с изувеченными ликами. Сбитые богоборцами кресты на лепнине, затертые иконы. Злые руки тех, кто совершал кощунственные надругательства над святыми образами, работали прицельно и расчетливо», — отмечают организаторы мероприятия.
Москва, ул. Правды, д. Почта: mosmed m24.
Решение суда вступит в силу после утверждения Патриархом Кириллом. Петру Еремееву 50 лет. В 2010 году он был назначен ректором Российского православного института РПИ , спустя год — ректором Российского православного университета, в состав которого вошел РПИ. В 2013-м стал наместником Высоко-Петровского ставропигиального монастыря Москвы. Эти должности он занимал до 2021 года.
Постановлением Высшей аттестационной комиссии Республики Болгарии за диссертацию на тему «Богословское образование в России в конце XIX — начале ХХ века» удостоен степени доктора богословия. В 2005 г.
В 2003 г. Святейшим Патриархом Алексием II утвержден в должности проректора Московских духовных школ по организационно-административной работе. Святейшим Патриархом Алексием II определен проректором новообразованной Хабаровской духовной семинарии. По прибытии в Хабаровск назначен настоятелем собора Рождества Христова, на территории которого располагалась семинария.
КОНТАКТЫ ПОРТАЛА
По окончании богослужения отец Пётр поздравил прихожан с воскресным днем и обратился к ним с проповедью, в которой рассказал о служении апостола Иакова. 25 октября 2021 г. игумен Петр (Еремеев) ушел с поста ректора Российского православного института святого Иоанна Богослова (Тверской район Москвы). Петр Еремеев довольно молодой священник, он 1973 года рождения и в 1991 году поступил в Ставрапольскую Духовную Семинарию, потом перевёлся в Московскую Духовную Семинарию и продолжил образование в Московской Духовной Академии.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
- Игумен Петр (Еремеев): Плоды горьких духовных болезней советской эпохи мы пожинаем до сих пор
- В Даниловом монастыре состоялось заседание Коллегии Синодального отдела по монастырям и монашеству
- В центре Москвы организовали ежедневные крестные ходы против кризиса и коронавируса
- ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
- Нам интересно, за что игумен Петр Еремеев извержен из священного сана.
КОНТАКТЫ ПОРТАЛА
На этот раз — лояльный властям. Церковный суд стали использовать для кадровой борьбы». Есть, конечно, и сарказм по поводу решения епархиального суда. Выгоняйте и "Швондера"? Либерал мало известный, был большим другом либералов и покровительствовал, где мог». Скорее всего и сами лишённые сана отцы не станут рассказывать, за что их казнили». Лишение сана — своего рода казнь для священнослужителя в пятьдесят лет, который не имеет другой профессии кроме священнической. Это действие, если патриарх признает решение суда, не имеет обратного хода — второй раз человека, даже искупившего свою вину и покаявшегося, не рукоположат в дьяконы или священники. Ибо Писание говорит: Не мсти дважды за одно и то же.
Так же поступают и с прочими клириками». В этом правиле, как видно, одинаковое суровое наказание налагается за три разных действия: кражу, блуд, нарушение клятвы. В каком из них обвиняется игумен Пётр, решение умалчивает. Игумен Петр Еремеев во время патриарших служений на Бутовском полигоне. Что на самом деле произошло, кажется вообще не принято открывать церковной общественности — не вашего ума дело.
Москвы — секретарю выездных аккредитационных комиссий.
В завершение работы заседания был принят план Комиссии на II полугодие 2023 года: I. Продолжить работу по открытию курсов базовой подготовки в области богословия монашествующих соискателей следующих митрополий: согласно утвержденному Священным Синодом Русской Православной Церкви 29 декабря 2022 года плану 2023 года: 1. Бурятская митрополия,.
За год были отреставрированы внутренние помещения храма, начали работу Богословские курсы для мирян, новый стимул получило развитие воскресной школы при соборе [7] [8]. Со вводом в эксплуатацию новопостроенных корпусов духовной школы в 2006 года Хабаровская духовная семинария стала одной из благоустроенных и современных духовных школ Русской православной церкви. В 2006 году возведён [9] в сан игумена. В годы работы семинарии игумен Пётр стал создателем и первым редактором еженедельной передачи «Благовест» на Первом краевом телевидении. В 2006 году стал редактором созданного совместно со студентами семинарии информационно-аналитического портала «Православие на Дальнем Востоке», ежегодно побеждавшего на конкурсе информационных ресурсов дальневосточного рунета «Стерх».
В 2009 году семинария первой в России прошла процедуру лицензирования программ высшего образования по государственному стандарту. По модели лицензирования Хабаровской духовной семинарии процедуру лицензирования и последующей государственной аккредитации прошли Смоленская семинария , затем Санкт-Петербургская духовная академия и Московская духовная академия. По истечении пятилетней командировки и решении поставленных задач игумен Пётр Еремеев был в марте 2010 года отозван патриархом Кириллом в распоряжение Учебного комитета РПЦ. Нормализация деятельности Российского православного университета святого Иоанна Богослова[ править править код ] По благословению патриарха Московского и всея Руси Кирилла игумен Пётр был назначен ректором Православного института святого Иоанна Богослова. Перед новоназначенным ректором института были поставлены следующие задачи: - получение государственной лицензии на образовательную деятельность и возобновление работы учебного заведения [11] ; - аккредитация образовательных направлений по новым образовательным стандартам; - предотвращение банкротства учебного заведения и создание условий для ликвидации всех имеющихся задолженностей [12] ; - возвращение первоначального наименования учебного заведения — «Российский православный университет св. Иоанна Богослова»; - обеспечение качества образовательной деятельности, соответствующей требованию к получению контрольных цифр приема бюджетных мест в Минобрнауке. В октябре 2021 года в университете проведена смена ректоров. Указом патриарха Кирилла приемником игумена Петра был назначен митрополит Крутицкий и Коломенский Павел.
Рад был сегодня вместе с вами молиться за Литургией. Прошу принять мою признательность за вашу поддержку на моём жизненном пути, которую вы неизменно оказываете».
Богослужение завершилось многолетием Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу, духовенству и прихожанам храма. Все собравшиеся на молитву в этот день были приглашены после Литургии в трапезную, где сотрудники прихода приготовили чаепитие. Здесь духовенство, прихожане и гости поздравили отца-настоятеля с 50-летием со дня рождения. Староста храма А. Ястребов произнёс поздравительное слово и подарил игумену Петру букет цветов, а казначей И. Ткаченко преподнесла ему подарок от всего клира и сотрудников прихода. Богослов, учёный, подвижник, духовный писатель и проповедник, основатель многих монастырей и монастырских скитов, академик Императорской Академии Наук, почётный доктор философии Дерптского университета, автор знаменитого «Катехизиса Православной Кафолической Восточной Церкви».
Архив материалов
- Архив материалов
- игумен Петр
- Гей-медведь Меркурия умер
- Обретая веру и надежду | Словесница Искусств
«Голубое лобби» в РПЦ понесло тяжёлую потерю
3 апреля 2023 года на платформе Zoom состоялось онлайн заседание Межведомственной комиссии по вопросам образования монашествующих Русской Православной Церкви под председательством игумена Петра (Еремеева). Главная → Липецкая епархия → Публикации → Статьи → Игумен Петр (Еремеев): Работа Межведомственной комиссии по вопросам образования монашествующих востребована и имеет положительный результат. Богослужение возглавит ректор Российского православного университета, наместник Высоко-Петровского ставропигиального мужского монастыря г. Москвы игумен Петр (Еремеев) в сослужении преподавателей университета в священном сане. все новости чемпионатов.
Протоиерей Петр: Эмира Кустурицу ждут и ценят в ивановском Сараево
Данное решение публикуется с целью дать возможность запрещенному игумену Петру (Еремееву) ознакомиться с ним в срок, установленный статьей 54 пунктом 2 Положения о церковном суде. Отец Петр, когда говорят о православных вузах, предполагается, что и наука в них какая-то «особенная», но разве возможна «православная физика» или «православная биология»? Отец Евфимий вскоре будет рукоположен в епископский сан, а также станет наместником московского Высоко-Петровского ставропигиального мужского монастыря, с должности которого был снят экс-ректор Российского православного университета игумен Пётр (Еремеев). Отец Пётр, по благословению Святейшего Патриарха Кирилла Вы стали председателем Комиссии по вопросам образования монашествующих с момента её учреждения в 2016 году.
В Евпатории почтили память жертв страшной трагедии Хатыни
25 октября 2021 г. игумен Петр (Еремеев) ушел с поста ректора Российского православного института святого Иоанна Богослова (Тверской район Москвы). 3 апреля 2023 года на платформе Zoom состоялось онлайн заседание Межведомственной комиссии по вопросам образования монашествующих Русской Православной Церкви под председательством игумена Петра (Еремеева). 14.02.2024 8 февраля 2024 года епархиальный суд г. Москвы Русской Православной Церкви принял решение об извержении из сана игумена Петра (Еремеева). Новости Передачи Телепрограмма Персоны Вопрос-ответ. Петр Еремеев довольно молодой священник, он 1973 года рождения и в 1991 году поступил в Ставрапольскую Духовную Семинарию, потом перевёлся в Московскую Духовную Семинарию и продолжил образование в Московской Духовной Академии.