За последние пятьдесят лет Движение неприсоединения (ДН) прошло через непростые испытания. Министр иностранных дел Сергей Алейник на полях 19-го саммита Движения неприсоединения в Уганде принял участие в министерской встрече Группы друзей в защиту Устава ООН. Движение неприсоединения могут возродить многие африканские страны по причине давления на них со стороны Запада по вопросу антироссийских санкций. Движение неприсоединения — организация, созданная в 1961 году и изначально объединявшая страны, не входившие ни в один из военно-политических блоков. Движение неприсоединения было создано в годы холодной войны на Белградской конференции в сентябре 1961 года – в него вошли государства.
Участники Движения неприсоединения выступили за перемирие на Украине
Все это свидетельствует о том, что «более южные» страны стремятся обособиться и стряхнуть с себя «тяжёлый груз» многих десятков «менее южных» государств, перед которыми стоят принципиально иные социально-экономические и политические проблемы, требующие, соответственно, абсолютно иных подходов и решений. Состав участников из числа развивающихся стран варьировался, но ЮАР, Бразилия, Мексика и Индия присутствовали во всех вышеназванных встречах. Дело в том, что на рубеже веков практически завершилось формирование региональных держав Юга, которые выдвинулись в ряд влиятельных лидеров Движения неприсоединения, имеют международное признание и обладают авторитетом не только в своих регионах, но и мире. Индия, Индонезия, Сингапур, Малайзия, Пакистан, Иран, Египет, Нигерия, ЮАР, Чили, Венесуэла, например, добились такого положения благодаря независимому и самостоятельному внешнеполитическому курсу или прагматичной внешнеэкономической политике, заложившей серьёзный фундамент промышленного развития. В результате по своему экспортному, а в некоторых случаях и научно-техническому потенциалу они уже опережают Россию и к тому же гораздо прочнее и глубже интегрированы в мировую экономику. Некоторые из этих стран не скрывают своих великодержавных региональных амбиций, а Индия, наряду с таким государством Юга, как Бразилия, будет стремительно приближаться к середине XXI в. С 2005 по 2011 г. Индия являлась постоянным участником в статусе гостя ежегодных форумов Г-8. Индийская дипломатия активно работает в Группе 20. Вполне очевидно, что такое положение и подходы Индии вряд ли будут совместимы с членством в Движении неприсоединения.
Другой серьёзной проблемой, нарушающей равновесие и равенство внутри Движения, становится быстрое наращивание потенциалов не только обычных, но и ядерных вооружений, а также милитаризация экономик некоторых неприсоединившихся стран. В целом Движение неприсоединения на всех международных форумах, и прежде всего в ООН, занимает наступательную позицию по всему комплексу «разоруженческого досье». Причём приоритетной политической задачей, как показали дискуссии на последних конференциях в «верхах» стран - членов ДН и 7072-х сессиях Генеральной Ассамблеи ООН в Нью-Йорке 2015-2017 гг. И если прежде в антиядерной риторике Движения было много наносного и декларативного, то сейчас программа ядерного разоружения ДН обрела черты реальной позиции. Подобная позиция расценивается ДН как заявка «ядерного клуба» на монополию в управлении вопросами международного мира и является объективной причиной, подпитывающей ядерные амбиции «пороговых» государств. Поэтому ДН прямо не осудило Индию, Пакистан и Северную Корею, которые де-факто стали ядерными державами, и закрыло глаза на проводившиеся до 2015 г. В этом контексте подавляющее большинство стран-членов Движения неприсоединения принимало участие в разработке, согласовании и принятии 7 июля 2017 г. Так же обстоит дело и с обычными вооружениями. Движение неприсоединения декларирует сохранение и обеспечение баланса обычных вооружений, прежде всего в третьем мире, перво- степенной задачей всего мирового сообщества, однако приобретение и производство оружия развивающимися государствами, вопреки всем благим намерениям, продолжается невиданными темпами.
Таким образом, было бы, конечно, неверным закрывать глаза на то, что милитаризация НС в условиях незавершённости их национально-государственной консолидации, сложной социально-экономической ситуации, территориальных, религиозных и прочих претензий друг к другу чревата серьёзными конфликтами и угрожает единству ДН. Третьим важнейшим направлением деятельности Движения неприсоединения является реформа ООН. Сегодня именно в этой организации развивающиеся страны видят идеальный форум, способный гарантировать соблюдение баланса интересов всех членов международного сообщества. Однако новые условия, по мнению ДН, должны повлечь за собой глубокую демократизацию её деятельности. Так, все три объединения, а также Россия признают назревшую необходимость реформирования этой универсальной организации, повышения эффективности работы всех её органов. Принципиально важно, что совпадают мнения о целесообразности расширения Совета Везопасности СБ , большей транспарентности его деятельности. Однако определённый максимализм по этой проблеме у ДН сохраняется. Во многом это обусловлено неудовлетворённостью НС тем, как идёт реформа, её темпами, небеспочвенными опасениями, что она пройдёт без их участия. Вместе с тем, несмотря на подобные опасения, ДН так и не смогло найти общие подходы, особенно в том, что касается целесообразности и приоритетности тех или иных конкретных изменений.
Неприсоединившиеся страны убеждены, что реформу Совета Безопасности необходимо проводить параллельно и в «едином пакете» со всеми другими преобразования- ми в структуре и методах деятельности Организации Объединённых Наций, причём институт вето подлежит ликвидации как таковой или должны быть формализованы правила его преодоления. Некоторые позиции НС неоднозначны. В требовании отмены права вето, например, скрывается беспокойство, как бы Совет Безопасности в руках ограниченного числа стран не превратился в «мирового жандарма», в своеобразный карательный орган по наказанию «провинившихся» членов международного сообщества. Движение неприсоединения ожидает понимания со стороны великих держав в отношении справедливости своих доводов и рассчитывает на встречное движение. Думается, что такой подход ДН к реформированию Организации Объединённых Наций заслуживает самого серьёзного внимания. Четвёртое направление и первостепенная задача в деятельности неприсоединившихся стран в рамках Движения неприсоединения - укрепление сложившегося организационно-идейного равновесия, совершенствование дипломатического механизма его функционирования. Движение - это аморфное объединение, внутри которого по-прежнему существуют глубокие противоречия и идеологическая несовместимость в силу участия в нём коммунистических режимов на Кубе и в Северной Корее, с одной стороны, и консервативных монархий типа Саудовской Аравии - с другой. Однако сегодня уже вряд ли кто-либо решится подвергать сомнению тот факт, что подавляющее большинство ДН твёрдо привержено принципам демократии и рыночной экономики. Оно более не служит питательной средой, по- ощряющей радикализм и экстремизм.
Определена иерархия всех органов Движения неприсоединения и регламентирующие их полномочия, критерии участия, порядок работы и принятия решений, методы координации деятельности в целях повышения роли Движения на международной арене. Отдельные радикальные режимы уже не могут диктовать свои позиции всему ДН, блокировать рекомендации институционального характера. Однако дальше дискуссий и признания необходимости создания секретариата дело пока не идёт, так как среди самих неприсоединившихся стран до сих пор не существует единства мнений относительно целесообразности такого шага. Существуют опасения, что секретариат приобретёт характер наднационального органа, вершащего дела от имени самого Движения. Утверждается, что в подобном органе будет трудно соблюсти принцип равенства и отдельные страны смогут использовать его в своих интересах. Наконец, некоторые крупные и наиболее авторитетные в ДН государства, как, например, Индия, прямо возражают против создания технического аппарата, так как не хотят связывать себе руки в результате институализации Движения. Что тут сказать? Наверное, можно согласиться с тем, что принцип консенсуса, отсутствие привычных для международных организаций атрибутов программы, устава, бюджета, постоянной бюрократической структуры и т. Однако здесь приходится учитывать, что Движение является не организацией, а весьма своеобразным политическим объединением и его жёсткая институализация - превращение в нечто вроде «малой ООН», могла бы подорвать саму основу его существования - единства в многообразии, усилить элементы кон-фронтационности между его отдельными членами и группами го- сударств и тем самым снизить продуктивность деятельности Движения неприсоединения в целом.
Тем не менее это серьёзная дилемма, решение которой потребует мудрости и гибкости самих неприсоединившихся стран. Очевидно одно: механизм подобного межгосударственного объединения не может работать в раз и навсегда заданных параметрах. Резюмируя анализ современных процессов, которые происходят внутри и вокруг Движения неприсоединения, приходится констатировать, что реформаторские усилия Индонезии и Колумбии, предпринятые в ДН в 90-х годах ХХ в. Вектор их национальных и региональных интересов смещался в сферу международного экономического сотрудничества и мировой торговли, о чём свидетельствует, например, переход центра тяжести в обсуждении этих проблем с Г-8, Г-20 и ВТО от ДН к Г-77. Большинство неприсоединившихся стран, однако, не склонно соглашаться с утратой лидирующей роли ДН в политическом диалоге с Севером и переуступать её региональным «грандам» Юга.
Вся трёхлетняя деятельность Колумбии на посту председателя Движения неприсоединения была пронизана духом реформаторства и оправдала в этом смысле ожидания НС.
По существу, это программа вхождения развивающихся государств в XXI в. Таким образом, «саммит ДН в Дурбане завершил критический и крайне ответственный этап истории Движения, начавшийся в Джакарте в 1992 г. Documentos Вавке«. Движение неприсоединения не кануло в Лету, став одной из несущих конструкций находящегося в стадии формирования многополюсного мироустройства» [5]. Извечный гамлетовский вопрос «Выть или не быть? Однако стать по-настоящему действенным фактором влияния на международные дела Движению не удалось.
Здесь следует отметить, что председательство Кубы в ДН 2006- 2009 гг. Кубинское руководство, используя мандат Гаваны, установило прямой диалог с Европейским союзом в формате «тройка ДН» - «тройка ЕС» в рамках работы 61-63-й сессий ГА ООН и предпринимало ряд шагов по налаживанию сотрудничества с Г-8 [7]. Египет, преемник Кубы на посту председателя Движения неприсоединения, взял энергичный старт на пути сохранения и приумножения дипломатических усилий Гаваны, однако события «арабской весны» 2011 г. Document on the Methodology of the Non-Aligned Movement. XVII Конференция в «верхах» в Венесуэле дала высокую оценку деятельности Ирана на посту председателя Движения неприсоединения, характеризуя её как успешную, конструктивную и сбалансированную. Актуальные задачи и проблемы Приоритетный вопрос, который сегодня стоит на повестке дня Движения неприсоединения, - искоренение бедности и обеспечение устойчивого развития стран третьего мира.
Самое активное участие неприсоединившиеся страны также приняли в обсуждении и формулировании 17 целей устойчивого развития, изложенных в повестке дня в области устойчивого развития на период до 2030 г. Пути преодоления отсталости развивающихся государств и взаимодействия с Севером в реструктуризации их долга индустриальным странам обсуждались на саммитах Юга Гавана, апрель 2000 г. Однако диалог Юг - Юг конструктивных результатов пока не дал: несмотря на предпринимавшиеся многочисленные попытки сформировать программу сотрудничества развивающихся стран и общую платформу Юга в отношении параметров компромисса с Севером в решении проблем протекционизма, задолженности, а также привлечения инвестиций в экономику развивающегося мира, по этим проблемам лидеры Юга так и не пришли к общему знаменателю. Разногласия эти носят не случайный и не конъюнктурный характер, а являются производными генезиса 8 16 th Summit of Heads of State or Government of the Non-Aligned Movement. Teheran, Islamic Republic of Iran. Final Document.
К концу 90-х годов в Движении неприсоединения чётко обозначились по крайней мере три группы государств. Наиболее благополучные новые индустриальные страны Юго-Восточной Азии, ведущие латиноамериканские страны, ЮАР, Египет и некоторые другие африканские и азиатские государства, прежде всего нефтедобывающие, уже сами заинтересованы в освоении новых рынков в третьем мире. Наименее развитые страны - приблизительно 40 беднейших государств, прежде всего Африки. И расположенная между этими двумя группами основная масса около 60 малых и средних неприсоединившихся стран с относительно средним для стран Юга уровнем дохода на душу населения. Процессы расслоения объективного характера в сфере социально-экономического развития выливаются в диверсификацию интересов и целей государств, входящих в Движение, что может стимулировать у них потребность выхода за формальные рамки ДН. Прецедент уже состоялся с упоминавшейся ранее Группой 15.
С конца 90-х годов прошлого столетия в некоторых ведущих НС последовательно изучалась возможность создания нового эффективного механизма возможно, с ротацией его участников , призванного укре- пить взаимодействие «грандов» третьего мира и стать ключевой структурой для сотрудничества по линии Север - Юг. ЮАР, например, предлагала учредить «восьмёрку» Юга, по функциям и задачам сходную с Г-8. Такая группа необязательно «восьмёрка» в составе наиболее развитых стран Юга могла бы, по мнению Претории, формализоваться на постоянной основе и активизировать обмен мнениями с «Большой восьмёркой» по проблемам, интересующим прежде всего Юг. В июне 2003 г. Все это свидетельствует о том, что «более южные» страны стремятся обособиться и стряхнуть с себя «тяжёлый груз» многих десятков «менее южных» государств, перед которыми стоят принципиально иные социально-экономические и политические проблемы, требующие, соответственно, абсолютно иных подходов и решений. Состав участников из числа развивающихся стран варьировался, но ЮАР, Бразилия, Мексика и Индия присутствовали во всех вышеназванных встречах.
Дело в том, что на рубеже веков практически завершилось формирование региональных держав Юга, которые выдвинулись в ряд влиятельных лидеров Движения неприсоединения, имеют международное признание и обладают авторитетом не только в своих регионах, но и мире. Индия, Индонезия, Сингапур, Малайзия, Пакистан, Иран, Египет, Нигерия, ЮАР, Чили, Венесуэла, например, добились такого положения благодаря независимому и самостоятельному внешнеполитическому курсу или прагматичной внешнеэкономической политике, заложившей серьёзный фундамент промышленного развития. В результате по своему экспортному, а в некоторых случаях и научно-техническому потенциалу они уже опережают Россию и к тому же гораздо прочнее и глубже интегрированы в мировую экономику. Некоторые из этих стран не скрывают своих великодержавных региональных амбиций, а Индия, наряду с таким государством Юга, как Бразилия, будет стремительно приближаться к середине XXI в. С 2005 по 2011 г. Индия являлась постоянным участником в статусе гостя ежегодных форумов Г-8.
Индийская дипломатия активно работает в Группе 20. Вполне очевидно, что такое положение и подходы Индии вряд ли будут совместимы с членством в Движении неприсоединения. Другой серьёзной проблемой, нарушающей равновесие и равенство внутри Движения, становится быстрое наращивание потенциалов не только обычных, но и ядерных вооружений, а также милитаризация экономик некоторых неприсоединившихся стран. В целом Движение неприсоединения на всех международных форумах, и прежде всего в ООН, занимает наступательную позицию по всему комплексу «разоруженческого досье». Причём приоритетной политической задачей, как показали дискуссии на последних конференциях в «верхах» стран - членов ДН и 7072-х сессиях Генеральной Ассамблеи ООН в Нью-Йорке 2015-2017 гг. И если прежде в антиядерной риторике Движения было много наносного и декларативного, то сейчас программа ядерного разоружения ДН обрела черты реальной позиции.
Подобная позиция расценивается ДН как заявка «ядерного клуба» на монополию в управлении вопросами международного мира и является объективной причиной, подпитывающей ядерные амбиции «пороговых» государств. Поэтому ДН прямо не осудило Индию, Пакистан и Северную Корею, которые де-факто стали ядерными державами, и закрыло глаза на проводившиеся до 2015 г. В этом контексте подавляющее большинство стран-членов Движения неприсоединения принимало участие в разработке, согласовании и принятии 7 июля 2017 г. Так же обстоит дело и с обычными вооружениями. Движение неприсоединения декларирует сохранение и обеспечение баланса обычных вооружений, прежде всего в третьем мире, перво- степенной задачей всего мирового сообщества, однако приобретение и производство оружия развивающимися государствами, вопреки всем благим намерениям, продолжается невиданными темпами. Таким образом, было бы, конечно, неверным закрывать глаза на то, что милитаризация НС в условиях незавершённости их национально-государственной консолидации, сложной социально-экономической ситуации, территориальных, религиозных и прочих претензий друг к другу чревата серьёзными конфликтами и угрожает единству ДН.
Третьим важнейшим направлением деятельности Движения неприсоединения является реформа ООН. Сегодня именно в этой организации развивающиеся страны видят идеальный форум, способный гарантировать соблюдение баланса интересов всех членов международного сообщества.
Мир должен быть не однополярный. Должен быть многополярный и более солидарный. И за эти три дня далеко не раз взрывал ленты мировых информагентств. Военные конфликты на Ближнем Востоке и Украине, санкции и гегемония Запада — темы, звучавшие из уст каждого делегата форума. Сергей Алейник, министр иностранных дел Беларуси: Многие коллеги интересовались ситуацией в Украине.
И, конечно, мы подтвердили нашу позицию о безальтернативности мирного урегулирования этого конфликта. Он может быть урегулирован только политикой, дипломатическими способами. И мы продолжаем придерживаться этой линии на мирное урегулирование, будь то в Украине, будь то на Ближнем Востоке. Белорусская делегация политической повесткой саммита не ограничилась.
Он назвал давление со стороны Вашингтона и ЕС «выстрелом в ногу» и указал, что подобная риторика вызывает дискуссии в африканских политических кругах. Издание отмечает, что движение неприсоединения существовало в период холодной войны. Грамер считает, что это позволило бы африканским странам избежать втягивания в конфронтацию двух противоборствующих лагерей.
Движение неприсоединения приняло специальную декларацию о деполитизации Олимпийских игр
Африка грозит Западу движением неприсоединения. Да здравствует Африка! — Столица С | Азербайджан использует председательство в Движении неприсоединения для агрессивной антиармянской риторики и искажения причин и сути карабахского конфликта. |
Request Rejected | Как я уже отмечал, одно постоянное место в Совете Безопасности ООН должно быть предоставлено Движению неприсоединения», – сказал президент Азербайджана Ильхам. |
Путин выразил поддержку Движению неприсоединения в защите равенства всех стран | Движение неприсоединения объединяет 120 стран, которые неформально не вступили ни в один из основных блоков. |
ДВИЖЕ́НИЕ НЕПРИСОЕДИНЕ́НИЯ | Россия поддерживает участников Движения неприсоединения в защите принципов равенства всех государств. |
Африка грозит Западу движением неприсоединения. Да здравствует Африка! — Столица С | РИА Новости, 14.07.2021 (неопр.). |
Путин поприветствовал участников заседания высокого уровня Движения неприсоединения
По его словам, страны Африки могут возродить движение неприсоединения из-за давления западных стран. Движение неприсоединения проводит в Ашхабаде форум по реагированию на угрозы общественному здравоохранению. В Белграде во вторник завершился двухдневный форум, посвященный 60-летию Движения неприсоединения (ДН). Возвращение движения неприсоединения, по его мнению, позволило бы странам Африки не оказаться втянутыми в противостояние двух лагерей. В рамках совещания министров Координационного бюро Движения неприсоединения была принята специальная декларация об Олимпийских играх 2024 года в Париже. Так, Азербайджан разработал всеобъемлющий План действий для своего председательства в Движении неприсоединения и начал практическую работу, отметил Алиев.
Клуб «Валдай»
РФ получила статус наблюдателя при Движении неприсоединения, сообщает РИА Новости. Движение неприсоединения по праву пользуется значительным авторитетом на мировой арене. Возвращение движения неприсоединения, по его мнению, позволило бы странам Африки не оказаться втянутыми в противостояние двух лагерей. Движение неприсоединения — организация, созданная в 1961 году и изначально объединявшая страны, не входившие ни в один из военно-политических блоков.
Запад получил неожиданный удар: в мире появился новый лидер
Эксперт: Азербайджан даст новое дыхание Движению неприсоединения | В 80-е годы, по ряду причин, Движение неприсоединения уже не представляло из себя той мощной внешнеполитической силы, как в 60-е и 70-е. |
Узбекистан возглавил мировое движение неприсоединения | Александр Лукашенко заявил: Движение неприсоединения должно активнее работать над формированием нового, более справедливого миропорядка. |
Африка грозит Западу движением неприсоединения. Да здравствует Африка! — Столица С | РФ получила статус наблюдателя при Движении неприсоединения, сообщает РИА Новости. |
Движение неприсоединения 2.0?
Движение неприсоединения позволяет странам занимать более гибкие подходы в случаях, когда нужно выступить одним голосом, но сохранить национальную особенность. Справочно: Движение неприсоединения – объединение государств мира, образованное в 1961 году на принципах неучастия в военных блоках. Выражаю государствам-членам Движения неприсоединения признательность за поддержку этой инициативы Азербайджана, являющейся дополнительным шагом. Страны Африки решили создать движение неприсоединения из-за давления Запада в вопросе санкций против России.
ДВИЖЕ́НИЕ НЕПРИСОЕДИНЕ́НИЯ
Также страны стремятся к мирному сосуществованию народов, основанному на принципах независимости и равноправия. А ранее Путин заявил, что мечта Запада "разобраться с Россией" никогда не осуществится. Всё будет ровным счётом наоборот, подчеркнул президент во время встречи с военнослужащими в подмосковном госпитале.
С 2005 по 2011 г. Индия являлась постоянным участником в статусе гостя ежегодных форумов Г-8. Индийская дипломатия активно работает в Группе 20. Вполне очевидно, что такое положение и подходы Индии вряд ли будут совместимы с членством в Движении неприсоединения.
Другой серьёзной проблемой, нарушающей равновесие и равенство внутри Движения, становится быстрое наращивание потенциалов не только обычных, но и ядерных вооружений, а также милитаризация экономик некоторых неприсоединившихся стран. В целом Движение неприсоединения на всех международных форумах, и прежде всего в ООН, занимает наступательную позицию по всему комплексу «разоруженческого досье». Причём приоритетной политической задачей, как показали дискуссии на последних конференциях в «верхах» стран - членов ДН и 7072-х сессиях Генеральной Ассамблеи ООН в Нью-Йорке 2015-2017 гг. И если прежде в антиядерной риторике Движения было много наносного и декларативного, то сейчас программа ядерного разоружения ДН обрела черты реальной позиции.
Подобная позиция расценивается ДН как заявка «ядерного клуба» на монополию в управлении вопросами международного мира и является объективной причиной, подпитывающей ядерные амбиции «пороговых» государств. Поэтому ДН прямо не осудило Индию, Пакистан и Северную Корею, которые де-факто стали ядерными державами, и закрыло глаза на проводившиеся до 2015 г. В этом контексте подавляющее большинство стран-членов Движения неприсоединения принимало участие в разработке, согласовании и принятии 7 июля 2017 г. Так же обстоит дело и с обычными вооружениями.
Движение неприсоединения декларирует сохранение и обеспечение баланса обычных вооружений, прежде всего в третьем мире, перво- степенной задачей всего мирового сообщества, однако приобретение и производство оружия развивающимися государствами, вопреки всем благим намерениям, продолжается невиданными темпами. Таким образом, было бы, конечно, неверным закрывать глаза на то, что милитаризация НС в условиях незавершённости их национально-государственной консолидации, сложной социально-экономической ситуации, территориальных, религиозных и прочих претензий друг к другу чревата серьёзными конфликтами и угрожает единству ДН. Третьим важнейшим направлением деятельности Движения неприсоединения является реформа ООН. Сегодня именно в этой организации развивающиеся страны видят идеальный форум, способный гарантировать соблюдение баланса интересов всех членов международного сообщества.
Однако новые условия, по мнению ДН, должны повлечь за собой глубокую демократизацию её деятельности. Так, все три объединения, а также Россия признают назревшую необходимость реформирования этой универсальной организации, повышения эффективности работы всех её органов. Принципиально важно, что совпадают мнения о целесообразности расширения Совета Везопасности СБ , большей транспарентности его деятельности. Однако определённый максимализм по этой проблеме у ДН сохраняется.
Во многом это обусловлено неудовлетворённостью НС тем, как идёт реформа, её темпами, небеспочвенными опасениями, что она пройдёт без их участия. Вместе с тем, несмотря на подобные опасения, ДН так и не смогло найти общие подходы, особенно в том, что касается целесообразности и приоритетности тех или иных конкретных изменений. Неприсоединившиеся страны убеждены, что реформу Совета Безопасности необходимо проводить параллельно и в «едином пакете» со всеми другими преобразования- ми в структуре и методах деятельности Организации Объединённых Наций, причём институт вето подлежит ликвидации как таковой или должны быть формализованы правила его преодоления. Некоторые позиции НС неоднозначны.
В требовании отмены права вето, например, скрывается беспокойство, как бы Совет Безопасности в руках ограниченного числа стран не превратился в «мирового жандарма», в своеобразный карательный орган по наказанию «провинившихся» членов международного сообщества. Движение неприсоединения ожидает понимания со стороны великих держав в отношении справедливости своих доводов и рассчитывает на встречное движение. Думается, что такой подход ДН к реформированию Организации Объединённых Наций заслуживает самого серьёзного внимания. Четвёртое направление и первостепенная задача в деятельности неприсоединившихся стран в рамках Движения неприсоединения - укрепление сложившегося организационно-идейного равновесия, совершенствование дипломатического механизма его функционирования.
Движение - это аморфное объединение, внутри которого по-прежнему существуют глубокие противоречия и идеологическая несовместимость в силу участия в нём коммунистических режимов на Кубе и в Северной Корее, с одной стороны, и консервативных монархий типа Саудовской Аравии - с другой. Однако сегодня уже вряд ли кто-либо решится подвергать сомнению тот факт, что подавляющее большинство ДН твёрдо привержено принципам демократии и рыночной экономики. Оно более не служит питательной средой, по- ощряющей радикализм и экстремизм. Определена иерархия всех органов Движения неприсоединения и регламентирующие их полномочия, критерии участия, порядок работы и принятия решений, методы координации деятельности в целях повышения роли Движения на международной арене.
Отдельные радикальные режимы уже не могут диктовать свои позиции всему ДН, блокировать рекомендации институционального характера. Однако дальше дискуссий и признания необходимости создания секретариата дело пока не идёт, так как среди самих неприсоединившихся стран до сих пор не существует единства мнений относительно целесообразности такого шага. Существуют опасения, что секретариат приобретёт характер наднационального органа, вершащего дела от имени самого Движения. Утверждается, что в подобном органе будет трудно соблюсти принцип равенства и отдельные страны смогут использовать его в своих интересах.
Наконец, некоторые крупные и наиболее авторитетные в ДН государства, как, например, Индия, прямо возражают против создания технического аппарата, так как не хотят связывать себе руки в результате институализации Движения. Что тут сказать? Наверное, можно согласиться с тем, что принцип консенсуса, отсутствие привычных для международных организаций атрибутов программы, устава, бюджета, постоянной бюрократической структуры и т. Однако здесь приходится учитывать, что Движение является не организацией, а весьма своеобразным политическим объединением и его жёсткая институализация - превращение в нечто вроде «малой ООН», могла бы подорвать саму основу его существования - единства в многообразии, усилить элементы кон-фронтационности между его отдельными членами и группами го- сударств и тем самым снизить продуктивность деятельности Движения неприсоединения в целом.
Тем не менее это серьёзная дилемма, решение которой потребует мудрости и гибкости самих неприсоединившихся стран. Очевидно одно: механизм подобного межгосударственного объединения не может работать в раз и навсегда заданных параметрах. Резюмируя анализ современных процессов, которые происходят внутри и вокруг Движения неприсоединения, приходится констатировать, что реформаторские усилия Индонезии и Колумбии, предпринятые в ДН в 90-х годах ХХ в. Вектор их национальных и региональных интересов смещался в сферу международного экономического сотрудничества и мировой торговли, о чём свидетельствует, например, переход центра тяжести в обсуждении этих проблем с Г-8, Г-20 и ВТО от ДН к Г-77.
Большинство неприсоединившихся стран, однако, не склонно соглашаться с утратой лидирующей роли ДН в политическом диалоге с Севером и переуступать её региональным «грандам» Юга. Они отдают себе отчёт в необходимости сохранения Движения как выразителя корпоративных интересов всех развивающихся стран. И не только сохранения, но и радикального реформирования в условиях глобализации и перед лицом новых вызовов и угроз. По мнению НС, разъезд по «региональным квартирам» не принесёт им дивидендов в мировой политике.
Их сила - в концентрации совместных усилий, проведении согласованного и единого курса на международной арене, о чём очень ясно заявил XVII саммит Движения неприсоединения в Венесуэле. Главная тема форума - «Мир, суверенитет и солидарность во имя развития» - в полной мере отразила повестку для саммита, акцент которой делался на обсуждении вопросов: - упрочения глобальной и региональной безопасности; - защиты суверенитета и демократии; - решительного неприятия внешнего диктата; - осуждения практики применения односторонних принудительных мер, идущих вразрез с Уставом ООН и принципами международного права; - борьбы с новыми вызовами и угрозами, в частности, экстремизмом и международным терроризмом в регионе Ближнего Востока и Северной Африки. Итоговый документ саммита 907 пунктов подтвердил, что безусловным приоритетом Движения неприсоединения является практическая реализация целей и задач, очерченных в Повестке дня в области устойчивого развития на период до 2030 г.
Авторы материала подчеркнули, что 16 африканских стран не поддержали отказались голосовать или проголосовали против официальное осуждение боевых действий на Украине со стороны ООН. Издание заявило, что у такого положения дел есть две причины. В первую очередь, Россия в последние годы оказывала активную военную и экономическую помощь многим странам Африки. В издании напомнили, что Советский Союз активно помогал африканским странам бороться с империализмом государств Европы. Последние новости.
Реклама «Открытое давление со стороны Вашингтона и ЕС может быть выстрелом в ногу, особенно когда происходит по принципу «с нами или против нас», — подчеркнул журналист. Возвращение движения неприсоединения, по его мнению, позволило бы странам Африки не оказаться втянутыми в противостояние двух лагерей.