Новости название народного промысла

Народных промыслов очень много и без названий местности (городов, поселений и проч.) тут не обойтись, иначе просто не звучит.

Народные промыслы России: художественная роспись

Приобщиться к древним традициям, узнать удивительные истории, получить незабываемый опыт и накупить классных сувениров — близкое знакомство с народными промыслами открывает немало возможностей. Свое название этот промысел получил от названия села Гжель в Московской области, где он собственно и возник. Народные художественные промыслы (народное ремесло) — изготовление изделий из простых подручных материалов при помощи несложных инструментов. И познакомить детей с названиями народных промыслов с помощью стихотворений. Новости и СМИ. Обучение. 16 июня 2023 года в структурном подразделении МАУК ЦБС ТМР Новотарманской сельской библиотеке, для молодёжи, прошёл КВИЗ «Народные промыслы России».

Гжель, хохлома и финифть: 12 легендарных народных промыслов, которые можно купить

В 20-х годах XIX века в окрестностях города была основана кружевная фабрика, на которой работали десятки крепостных девушек-кружевниц. Художественное своеобразие вологодского кружева слагается сочетанием красивых, живописно изгибающихся орнаментальных форм и строгого ритмического их строя в общем композиционном решении кружевного изделия. Bеликоустюгская артель «Северная чернь» в наше время развилась в крупное предприятие, где молодые художники на основе лучших традиций искусства северной черни, плодотворно развивая их, создают изделия, пользующиеся неизменным спросом успехом и в России и во многих странах мира. Признание в России и за рубежом находят также и изделия других народных промыслов: резьбы и росписи по бересте, ручного ткачества, вышивки, эмальерного искусства.

Кроме этого изготовлением изделий народных промыслов занимаются центры ремесел и дома традиционной культуры, профессиональные училища, надомники и мастера народных художественных промыслов.

Мастерские палешан Сафоновых, Белоусовых, Каравайковых и Париловых в свое время заслужили право являться поставщиками Императорского двора, а их иконы были знамениты тонким, изысканным письмом. В 1882 году Братья Белоусовы успешно выполнили царский заказ на роспись Грановитой палаты Московского Кремля, за что получили высокие царские награды. Палехская лаковая миниатюра начала ХХ века унаследовала лучшие традиции духовного искусства предшествующих поколений.

Вскоре после октябрьской революции 1917 года иконописное искусство в России стало под запретом, но золотоносное мастерство бережно сохранялось.

Каждый предмет произведение искусства, сочетающее в себе средневековую суровость с роскошью. Посуда, декоративные подсвечники, подарочные наборы, скульптуры и фигурки, а также многое другое все наделено душой и наполнено магией, источаемой руками художников. Казариновская керамика, […] Городецкая золотная вышивка Городецкая золотная вышивка — старинный промысел, сохранившийся на фабрике с одноименным названием. Общество с ограниченной ответственностью «Городецкая золотная вышивка» — предприятие, которое унаследовало традиции основанного в 2003 году ЗАО «Татьяна», преемника Городецкой строчевышивальной фабрики.

В 1960 году Городецкая строчевышивальная фабрика объединила производственные артели, которые кучковались вокруг созданной в 1930 году городецкой артели «Красный швейник», насчитывающей […] Стеклянная елочная игрушка Елочные игрушки фабрики «Ариель» — совершенно уникальные по дизайну произведения, их не перепутаешь ни с каким другим новогодним украшением.

Самое известное -- Табасаран, где промысел жив и поныне. Уже в послевоенные годы в селах появились ковровые фабрики, но в конце 1990-х произошел возврат к кустарному производству. XIX век принес нетрадиционные сюжеты и химические красители. Сейчас энтузиасты восстанавливают старинный рисунок и технологии, используя для окраски нити марену, кору барбариса и кожуру грецкого ореха. Тульский пряник Первое письменное упоминание тульского пряника относится к 1685 году. До революции пряники часто посвящали историческим событиям. Например, была выпечена партия для команды крейсера "Варяг". Старинные доски для печатания пряников сохранились до наших дней. Но в 1917-м традиция прервалась.

Восстановили ее в 1954-м к открытию обновленной Всероссийской сельскохозяйственной выставки. Удалось найти старых мастеров и отыскать старинные рецепты. Хрущев был очень доволен. Сейчас тульские пряники производит множество предприятий как в Тульской области, так и за ее пределами. Ее возникновение часто связывают с укрывшимися в заволжских лесах иконописцами из старообрядцев.

Русский народный промысел: имя, традиция или бренд?

Уникальность нижегородских промыслов Изделия нижегородских мастеров одни из самых узнаваемых в стране. Фото: АО «Хохломская роспись». Любимые мотивы художников городецкой росписи — изображаемые «дамы» и «кавалеры» во время свиданий, чаепитий, прогулок. Хохломская роспись не знает аналогов в мировом декоративном искусстве. Городецкая роспись, чкаловский гипюр, балахнинское кружево, хохлома — это лишь часть старинных известных промыслов, которые существуют в Нижегородской области. В регионе уделяют особое внимание сохранению традиционных ремесел, поскольку это и локальные достопримечательности, и производство прикладного искусства, и культурные коды, которые имеют обширный потенциал для местной креативной экономики. На текущий момент на территории области работают 27 организаций, занятых в сфере народных художественных промыслов, а также индивидуальные предприниматели, которые занимаются производством изделий.

Кирова» входят в федеральный перечень системообразующих организаций, ещё 10 предприятий включены в областной список жизненноважных, поскольку оказывают существенное влияние на занятость населения и социальную стабильность. Именно поэтому власти оказывали им особую поддержку в эпоху пандемии. Преимущество нижегородских промыслов заключается в том, что они крайне разнообразны: есть и художественная обработка ткани, и уникальная металлообработка, и художественная обработка дерева. Качественное развитие промыслов объясняется большой площадью территории Нижегородской области и близким соседством с другими регионами. Также через область издревле проходил торговый путь: мощное судоходство по Волге, сплавы по рекам до Городца и известные нижегородские ярмарки внесли свою лепту. В регионе действуют десятки предприятий, где работают мастера, сохраняющие древние традиции.

Многие из этих организаций охотно принимают у себя гостей, поддерживая и развивая туристический потенциал мест традиционного бытования промыслов. В прошлом году в Нижнем Новгороде и Семёнове состоялся первый Форум креативных территорий, который, в частности, стал площадкой для обсуждения государственно-частного партнерства в сфере НХП. Нам важно развивать и поддерживать эту отрасль производства, в том числе и за счет крупных мероприятий и фестивалей, которые повышают интерес к региону», — отмечал глава региона Глеб Никитин. Как уже говорилось, Нижегородская область лидирует по количеству сохранённых видов промыслов, а по производству продукции уступает только двум регионам. При этом данные показатели могут считаться достаточно условными, поскольку основой измерения становится рубль. К примеру, в Дагестане, который опережает Нижегородскую область, широкое и многообразное развитие получила обработка серебра — драгоценный металл просто сам по себе стоит дороже.

Может показаться, что матрешке уже много столетий — ничего подобного, она появилась ближе к концу 19 века. В основе русской матрешки японская кукла Дарума, только в ней были шарообразные фигурки старичка. Считается, что матрешку изобрел Сергей Малютин, работник студии «Детское воспитание». Первая матрешка была раскрашена гуашью. А назвали ее почти случайно: имя Матрена было наиболее распространенным. Когда студия Малютина закрылась, делать матрешки продолжили в Сергиевом Посаде.

Ну а огромная популярность к игрушке пришла после Парижской выставки 1900 года. Благодаря красивой декоративной форме и живописным узорам она стала новинкой, которую до сих пор ассоциируют с Россией. Семеновские, Загорские, Полхов-Майданские, Вятские — разновидностей матрешек немало, и каждая по-своему интересна. Больше информации о матрешке читайте здесь: Хохломская игрушка: история появления, достоинства расписных игрушек, мастер-класс по росписи матрешки Финифть Так называется русская ювелирная техника, позаимствованная у византийских традиций. Первоначально вставки финифти писались сугубо для церковной утвари и икон. Но потом к списку изготавливаемых изделий добавились шкатулки и панно, украшения и статуэтки.

Традиционными жанрами финифти стали цветочный орнамент и пейзаж. Первый украшал ювелирные изделия, второй — шкатулки и панно. Технология создания финифти напоминает роспись фарфора, на тонкой выпуклой металлической пластине огнеупорными эмалевыми красками рисуется изображение. Финифть наносится в три слоя и это очень сложный, действительно тонкий процесс. Палех Палех, как и многие другие народные художественные промыслы, возник на традициях иконописных школ. Чуть менее 100 лет лаковые палехские шкатулки стали открытием Венецианского художественного вернисажа.

Через год на Всемирной парижской выставке эта же роспись получила золотую медаль. В основном палехские мастера изображали картинки из деревенской жизни и использовали сказочные мотивы. Писали темперой, разводили краски столовым уксусом или квасом. И даже кисти применялись самодельные, собранные вручную. Потому как почти идеальные беличьи уже не подходили по стандартам. Тонкое письмо, мягкие плавные линии, сдержанные цвета — все это описание палехской миниатюры.

А главное, что впечатляет в ней, свет, который ассоциируется с прообразом благодати Божьей. Примеры палехской росписи приведены в данном видео: Оренбургский платок Прославленный в песне, далеко не забытый промысел появился более чем два с половиной столетия назад в Оренбургском крае. Заслуга его появления не только у рукодельниц-пуховниц, но и у серьезных ученых. Так, Петр Рычков опубликовал исследование о козьей шерсти и выступил инициатором развития пуховязального промысла в крае. В 1851 году на Лондонской международной выставке оренбургский платок получил широчайшее признание. И уже в последние годы существования Российской империи платки достигли пика своей востребованности: даже англичане стали делать похожие изделия с пометкой «Имитация под Оренбург».

Павловопосадский платок Крестьянское предприятие создал в 1795 году крестьянин И.

Синий, зеленый и красный тона обычно складывались в необычный цветочный букет, яблоки и птиц. Онежской росписью украшали прялки и другую домашнюю утварь. Детали рисовали крупно, непринужденными смелыми мазками. Промысел зародился в XVIII веке и традиционно относился к посуде: тарелки, ложки, чаши изготавливались вручную из древесины липы, которая особенно хорошо растет в этих местах. Специальная технология требует ровно 72 дня для изготовления любого изделия, каждое из которых по правилам расписывается вручную. Стиль росписи навеян мотивами елецких кружев.

В Липецкой росписи часто встречаются изображения бабочек, птиц, рыб, представителей флоры и фауны южнорусской природы, а также сказочных животных. Характер орнамента называют «парчевым», а еще один важный элемент росписи — колосок пшеницы. Выполнялась она обычно акварелью — красной, зеленой, желтой, черной. Яркие северные росписи со сложным орнаментом совсем не похожи на Пижемскую, где основа — это четкая геометрия, выполненная черной краской, которую делали из сажи со смолой лиственницы. Ромбы, точки, кресты, строгая симметрия — это Пижемская роспись.

Если в брежневские времена, например, в некоем городке не хватало конфет, то, чтобы удовлетворить спрос, нужно было вносить изменения в пятилетние планы. В сталинском СССР вопрос решался самостоятельно, на местном уровне. Через месяц город бы заполнили торговцы, изготавливающие конфеты кустарным способом, а через два месяца к ним присоединились бы производственные артели. Хрущёв в 1956 году «волевым решением» ликвидировал этот мощный сектор народного хозяйства вместе с приусадебными участками которые, кстати, при Сталине были до 1 гектара. Хрущёв постановил к 1960 году полностью передать государству тем самым «красным директорам» партократам все артельные предприятия. Исключение составляли только мелкие артели бытового обслуживания, художественных промыслов, и артели инвалидов, причём им запрещалось осуществлять регулярную розничную торговлю своей продукции. Артельная собственность отчуждалась безвозмездно. Пайщики теряли все взносы, кроме тех, что подлежали возврату по результатам 1956 года. Ссуды, выданные артелями своим членам, зачислялись в доход бюджета. Торговая сеть и предприятия общественного питания в городах отчуждались безвозмездно, в сельской местности — за символическую плату. Причём отбиралась материальная, трудовая собственность артелей, созданная и накопленная не финансовыми спекуляциями, собственность в виде станков, машин и помещений, которые зачастую собственноручно строились самими артельщиками. По сути именно Сталин сформировал и вырастил эффективно работающую систему предпринимательства — честного, производственного, а не спекулятивно-ростовщического. И надежно защитил её, как от злоупотреблений и коррупции госчиновников, так и от ростовщического частного капитала. Артели и кооперативы прививают принципиально иную этику, чем обычные частные предприятия, подрывается эксплуатация трудящихся. Работники, выступающие одновременно собственниками и выгодоприобретателями предприятия — отличная база для среднего класса, только не паразитического, а трудового. И даже в годы войны для артелей была сохранена половина налоговых льгот, а после войны их было предоставлено больше, чем в 41-м году, особенно артелям инвалидов, которых много стало после войны. В трудные послевоенные годы развитие артелей считалось важнейшей государственной задачей. Источник Оказывается, при Сталине не делалась разница между теми, кто трудился на государственных и частных предприятиях, всякий труд был почётен, и в законодательстве о правах, о трудовом стаже и прочем обязательно была формулировка «…или член артели промысловой кооперации». В 1960 году при Хрущёве в связи с ликвидацией промысловой кооперации основная масса предприятий художественных промыслов была присоединена к местной промышленности, а бывшие художественные артели были переименованы в фабрики и комбинаты. При этом художественные народные промыслы оказались смешаны с мелкой фабричной промышленностью, выпускающей изделия ширпотреба. Чем артели не нравились некоторым руководителям? Они позволяли хорошо зарабатывать трудолюбивым, талантливым и предприимчивым людям. Зарабатывать гораздо больше чем, на госпредприятиях. Лучшие кадры уходили в артели. Да, там надо было работать не редко сверх нормы — 8 часов , но и платили много. Иногда квалифицированный рабочий в артеле зарабатывал больше чем директор госпредприятия, или чиновник, возглавляющий город. Уничтожение артелей вылилось в подпольное цеховое движение , привело к дефициту потребительских товаров, способствовало коллапсу плановой системы управления. Управление предприятиями народных промыслов в 60—80-е годы С 1958 года предприятия по изготовлению художественных изделий были переданы из системы хозяйства промысловой кооперации в состав государственной промышленности местного значения. Мелкие же предприятия, находившиеся в ведении местных органов, не получили необходимой экономической помощи. В связи с этим развитие их происходило не на должном уровне, а некоторые народные промыслы были совсем забыты. После сентябрьского 1965 г. Постановление предусматривало увеличение выпуска разнообразных изделий при непременном повышении их идейного и художественного уровня. Были отмечены успехи, достигнутые в развитии народного декоративно-прикладного искусства, и вместе с тем вскрыты недостатки, препятствующие дальнейшему его развитию. Постановление помогло улучшить материально-техническое обеспечение народных художественных промыслов, расширить применение надомного труда. Вся эта работа была нарушена с приходом к власти М. Горбачёва и развала СССР в 1991 году. Какие народные промыслы сегодня вызывают наибольшую тревогу?

Города и регионы России с самыми красивыми видами народного искусства

Жостовские мастера учли опыт живописцев Нижнего Тагила и Петербурга, но не просто использовали понравившиеся стили и приёмы, а создали на их основе свой собственный неповторимый стиль и характер украшения подносов. Он сложился в 1870 - 1880-е годы. В это время увеличился спрос на подносы в городах. В трактирах, в питейных заведениях и гостиницах подносы использовались по прямому их назначению, и как украшение интерьера. Подносное производство в Жостове постепенно отделилось от лаковой миниатюры на папье-маше. Возникло немало мастерских, производивших подносы на продажу в Москве, в Петербурге и других местностях. С тех пор и поныне Жостово и окрестные деревни являются своего рода заповедниками этого уникального искусства. Коллекция жостовских подносов в Русском Музее невелика.

Но в ней есть первоклассные произведения, исполненные в разные периоды жизни промысла и наглядно отражающие особенности и уровень искусства своего времени. К числу самых известных произведений принадлежит овальный поднос, украшенный живописью по перламутру. Почти на каждом старинном подносе стоит клеймо мастерской, в которой он был выполнен. Из этого клейма можно узнать имя хозяина мастерской, а по ней определить время создания подноса. Гжель На удалении 50-60 километров к северо-востоку от Москвы, в Раменском районе, вдоль Егорьевского шоссе расположены два десятка слившихся между собой красивых сёл и деревень. Гжель - название одного из сёл - бывшего волостного центра, ставшего собирательным для всей округи, символом неповторимого искусства и народного мастерства. Гжелью называют выпускаемые в этих местах высокохудожественные фарфоровые изделия, расписанные кобальтом по белому фону.

Гжель впервые упоминается в письменных источниках в 1339 году в духовной грамоте Ивана Даниловича Калиты. С тех пор на протяжении столетий, как одна из наиболее прибыльных волостей, переходила Гжель по наследству в роду великих московских князей и царей, принося им немалый доход. Ещё в XVI веке гжельцы возили в Москву излишки бытовой посуды, а также в Яузскую слободу московским гончарам свою глину, некоторые оставались там и работать. Выезжали они и на московские ярмарки и торги. Знакомились на торгах с привозными изделиями мастеров из других мест России, из других стран. На базе крестьянских промыслов и торговли постепенно складывался новый тип крестьянского населения Гжели. Дело в том, что со времени открытия мануфактуры Афанасия Гребенщикова в 1724 году многие гжельцы работали там гончарами.

Смекалистые и расторопные, они быстро схватывали секреты нового производства майоликовых изделий, а возвращаясь на родину, заводили свои примитивные, но многочисленные новые горны, создавали свои изделия не только из обычных красных глин, как раньше, а использовали по новой технологии белые массы с примесями других сортов глин и минеральных добавок. Самобытные гжельские изделия пользовались неизменным спросом. Крестьяне-кустари трудились от зари до зари, имея дело с глиной и творя из неё необходимые в быту вещи. Каждый из них имел свою манеру, и создавая изделия, вносил собственное видение окружающего мира. Достоинство посуды, игрушек определялось вкусами покупателей и управлялось их спросом. Популярность гжельских изделий означала соответствие их требованиям, отвечающим утилитарным целям и художественным вкусам людей того времени. В середине XVIII века в России довольно быстро начали развиваться гончарные производства, однако гжельские изделия пользовались неизменным спросом.

Отсюда производство керамики распространяется в Коломенской, Серпуховской и другие уезды Московской губернии. Конец XVIII века явился временем расцвета гжельской майолики; особенно большого искусства местные мастера достигли при изготовлении кувшинов, кумганов, квасников. Работа требовала большого терпения и искусства. Роспись не допускала поправок и переделок, так как велась по мягкому, не обожжённому черепку, покрытому белой эмалью. Гжельцы выпускали отдельно и мелкую майоликовую пластику, которая часто отражала типичные сценки их жизни, наполненные юмором композиции, солдат, крестьянок, модниц и франтов, занятых теми или иными делами. Сюжеты были выразительны и доходчивы, покоряли ясностью замыслов, наивностью их создателей - простых народных умельцев. В течение многих десятилетий гжельцы создавали изумительные по красоте и разнообразию росписи изразцы для оформления печей и каминов.

Свыше 500 их образцов хранит теперь в своей коллекции Эрмитаж. Многие гжельские мастера участвовали создании гончарного промысла и в других местах России. Завозимые из-за границы предметы из этого материала были настолько дороги, что их могли купить только немногие, но они же невольно толкали гжельцев овладеть технологией их производства. Полуфаянс уже имел белый, хотя и толстый черепок, и роспись велась не по сырой эмали, как на майоликовых изделиях, а после обжига, по твердому черепку, что значительно облегчало, ускоряло работу и ускоряло брак. Полуфаянс стал таким же замечательным художественным явлением, как и майолика. Гжельцам удалось получить белую посуду белую, наподобие фаянса в начале XIX века. Добавив в свои глины известь, гжельцы получили материал, названный простым фаянсом или полуфаянсом, и в течение XIX века создавали из него десятки тысяч необходимых предметов быта.

Не сразу гжельцы выработали свой самобытный стиль росписи кобальтом, но постепенно он достиг совершенства именно в полуфаянсе. Синий цвет становится классическим, неотделимым от гжельского полуфаянса. Это был новый изобразительный живописный язык, пришедший на смену контурному рисунку с полихромной раскраской, какая ранее использовалась в майолике. Синяя краска лучше всего соединяется с глазурью, при обжиге даёт меньше брака, излучает сияние, не подвластное времени. В росписи присутствуют и элементы очеловечения, одухотворения вещей. К середине XIX века Гжель являлась самым крупным поставщиком керамических изделий страны. Во второй половине XIX века в русском керамическом производстве происходят значительные сдвиги.

Лидируют теперь крупные механизированные заводы. Экономичность производства, добротность изделий и умеренность цен давали возможность выиграть борьбу на рынках сбыта. В 1926 году число работающих в фарфорово-фаянсовой промышленности по Гжельской области составляло 506 человек. Товарищество Гжель создано в результате объединения шести мелких цехов разных деревень в 1972 году. В деревне Жирово выпускают керамические камины, В деревнях Трошково и Фенино - гончарную и майоликовую посуду. В деревне Фенино совместно с итальянской фирмой создаётся производство по выпуску изразцов и плитки.

Ракульская роспись Немного о художественной росписи Изначально художественной росписью занимались специальные мастера.

Такие изделия были редкостью и роскошью. Позже художественная роспись начала распространяться и обретать большие масштабы производства. Расписные изделия уже можно было встретить в каждом доме в виде разделочных досок, скалок и тарелок. Это изделия, которые изготавливаются российскими мастерами вручную в традициях народных промыслов. Каждый предмет уникален и неповторим, имеет свой характер, творческую энергию и историю. Такие товары станут необычным подарком по любому поводу и красивым дополнением интерьера. Народные художественные промыслы — ремёсла, которые основывались на изготовлении изделий из различных материалов глины, дерева, металла и украшении их ручной росписью.

Главный секрет оренбургского платка — уникальный пух, самый тонкий в мире. Именно поэтому ажурные платки из пуха называют «паутинкой». Об оренбургских платках мир узнал в середине XIX века, попытка иностранцев разводить южноуральских коз не удалась, поэтому Европа покупала у России десятки тысяч пудов шерсти.

Коллекция оренбургских пуховых платков хранится в Оренбургском областном музее изобразительных искусств. Основная часть коллекции представлена работами вязальщиц села Желтого Саракташского района, которое считают центром ажурного пуховязания. На данный момент экспозиция находится в фондах и временно не доступна для посетителей.

Но не переживайте, прикоснуться к этому народному промыслу можно в Первом частном музее Оренбургского пухового платка. Наряду с большой коллекцией эксклюзивных изделий из козьего пуха представлена перед посетителями сама история возникновения и существования оренбургского пухового промысла. В магазине музея большой выбор платков на любой вкус.

Пусть эта изящная «паутинка» согревает вас в холодные дни теплой шерстью и приятными воспоминаниями о путешествии в Оренбург. Детали: muzey. Первые павловопосадские шали появились в начале 1860-х годов.

Производство платков основывалось на уже существовавших традициях текстильного производства. Традиционные павловопосадские платки украшены симметричными рисунками цветов прежде всего розами и георгинами.

Оригинальная жостовская роспись была придумана в деревне Жостово Московской области. Хотя первые упоминания о расписных подносах относятся к XVIII веку, когда на Урале, где располагалось больше всего металлургических заводов, начали украшать металлические подносы, нанося на них рисунки. Эта роспись называлась тагильской. Жостовская роспись стала наследницей уральской традиции. В деревне Жостово художником-миниатюристом Вишняковым была основана мастерская, где подносы начали расписывать цветами. Основной мотив жостовского промысла — цветочный букет, традиционно помещенный на черный фон, хотя последний может быть и темно-бордовым, и золотистым, и насыщенным зеленым. Сначала из стали тонкого образца изготавливается поднос: листы штампуют, придают жесткость бортам, после грунтуют, шлифуют и покрывают лаком.

Форма может быть любой: овальной, круглой, прямоугольной, квадратной. Цветочный орнамент наносят золотым порошком, разведенным в лаке или скипидаре. Художник пишет, ориентируясь только на собственное воображение, не по трафаретам или образцам. Чем богаче фантазия живописца, тем ярче и необычнее получается поднос. Каждое изделие уникально. Единственный музей, где наиболее богато и разнообразно представлены изделия с жостовской росписью, находится в городском округе Мытищи, в деревне Жостово Московской области. Здесь можно посетить мастер-класс, а потом забрать самостоятельно расписанный поднос домой.

Строка навигации

  • 7 народных промыслов в России, доживших до нашего времени
  • Народные промыслы: путешествие по городам русского текстиля | Posta-Magazine
  • Народные промыслы и русские ремесла, фото
  • Гид по народным промыслам Подмосковья

Города и регионы России с самыми красивыми видами народного искусства

Народные промыслы — особые художественные традиции, столетиями складывавшиеся в разных регионах. Берестяные работы, гутный промысел, иконы из бересты, художественная ковка, мстёрская вышивка, мстёрская лаковая миниатюра, глиняная игрушка, народный костюм, гончарное ремесло, этнографические куклы, покровский пряник, владимирские узоры. Народные промыслы Народное творчество, Народные промыслы, Интересное, Красота, Искусство, Длиннопост. Научили ребят различать виды народных декоративно-прикладных промыслов, а также их характерные особенности.

Портал «Культура.РФ» запустил путеводитель по народным промыслам

Удивительные иллюстрации, посвященные русским ремеслам и народным промыслам, создает современная художница Мила Лосенко. Самые необычные народные промыслы Нижегородской губернии – в обзоре «АиФ-НН». «» — самый полный портал о народной культуре и художественных промыслах России, раскрывающий интересные темы простым языком.

Главное меню

  • Народные промыслы Подмосковья: богородская игрушка, гжель и павловопосадские шали
  • Содержание
  • Тула. Пряники
  • Самое популярное за месяц 😍

Промыслы и ремёсла Владимирской области

В 1960 году Городецкая строчевышивальная фабрика объединила производственные артели, которые кучковались вокруг созданной в 1930 году городецкой артели «Красный швейник», насчитывающей […] Стеклянная елочная игрушка Елочные игрушки фабрики «Ариель» — совершенно уникальные по дизайну произведения, их не перепутаешь ни с каким другим новогодним украшением. Это отдельный самостоятельный вид прикладного искусства, где каждая из игрушек — завершенное художественное произведение, выполненное вручную. В 1992 году Аркадий Гаранов и Елена Терсинских основали производство стеклянной елочной игрушки, вложив в ее название собственные имена. Фабрику […] ДПИ Ковровая вышивка Техника изготовления панно заимствована из старинного народного промысла. На его основе, с добавлением технических новшеств и фантазии мастеров, разрабатываются новые оригинальные изделия.

Теперь гжель — это не только бабушкин сервиз, гжель — это, например, еще и стильный кофейный стаканчик.

Вера Коновалова, генеральный директор АО «Гжельский фарфоровый завод»: «Мы заинтересовали молодежь новыми изделиями, у нас сейчас новая продукция — кофейные стаканчики. Молодые люди берут его с собой в машину, очень удобно». Каждый месяц Гжельский завод выпускает более 20 тысяч изделий, это 250 тысяч в год. Продукция не пылится на складе, а находит своих покупателей. Главную задачу — сохранение промысла и традиций — можно считать выполненной.

Тем более теперь в распоряжении фабричных художников еще более широкая палитра так называемых подглазурных красок, чего не было раньше. У гжели во всех отношениях яркое будущее. Когда вместе с красками смешиваются традиции и современные технологии, у народных промыслов появляется второй шанс. Главное, чтобы к опытным мастерам приходили ученики, чтобы было кому передавать вековые знания. Картина дня.

Одной из самых заметных черт брежневского социализма был постоянный дефицит товаров широкого потребления. Причина дефицита в брежневские годы общеизвестна: советская промышленность того времени являлась государственной, плановой и гибко реагировать на изменения спроса была не способна. В сталинский период времени ситуация была совершенно иной. В стране трудились десятки тысячи промкооперативов, сотни тысяч кустарей. Все производственные артели и кустари относились не к государственной, а к так называемой «местной промышленности». Если в брежневские времена, например, в некоем городке не хватало конфет, то, чтобы удовлетворить спрос, нужно было вносить изменения в пятилетние планы. В сталинском СССР вопрос решался самостоятельно, на местном уровне.

Через месяц город бы заполнили торговцы, изготавливающие конфеты кустарным способом, а через два месяца к ним присоединились бы производственные артели. Хрущёв в 1956 году «волевым решением» ликвидировал этот мощный сектор народного хозяйства вместе с приусадебными участками которые, кстати, при Сталине были до 1 гектара. Хрущёв постановил к 1960 году полностью передать государству тем самым «красным директорам» партократам все артельные предприятия. Исключение составляли только мелкие артели бытового обслуживания, художественных промыслов, и артели инвалидов, причём им запрещалось осуществлять регулярную розничную торговлю своей продукции. Артельная собственность отчуждалась безвозмездно. Пайщики теряли все взносы, кроме тех, что подлежали возврату по результатам 1956 года. Ссуды, выданные артелями своим членам, зачислялись в доход бюджета. Торговая сеть и предприятия общественного питания в городах отчуждались безвозмездно, в сельской местности — за символическую плату.

Причём отбиралась материальная, трудовая собственность артелей, созданная и накопленная не финансовыми спекуляциями, собственность в виде станков, машин и помещений, которые зачастую собственноручно строились самими артельщиками. По сути именно Сталин сформировал и вырастил эффективно работающую систему предпринимательства — честного, производственного, а не спекулятивно-ростовщического. И надежно защитил её, как от злоупотреблений и коррупции госчиновников, так и от ростовщического частного капитала. Артели и кооперативы прививают принципиально иную этику, чем обычные частные предприятия, подрывается эксплуатация трудящихся. Работники, выступающие одновременно собственниками и выгодоприобретателями предприятия — отличная база для среднего класса, только не паразитического, а трудового. И даже в годы войны для артелей была сохранена половина налоговых льгот, а после войны их было предоставлено больше, чем в 41-м году, особенно артелям инвалидов, которых много стало после войны. В трудные послевоенные годы развитие артелей считалось важнейшей государственной задачей. Источник Оказывается, при Сталине не делалась разница между теми, кто трудился на государственных и частных предприятиях, всякий труд был почётен, и в законодательстве о правах, о трудовом стаже и прочем обязательно была формулировка «…или член артели промысловой кооперации».

В 1960 году при Хрущёве в связи с ликвидацией промысловой кооперации основная масса предприятий художественных промыслов была присоединена к местной промышленности, а бывшие художественные артели были переименованы в фабрики и комбинаты. При этом художественные народные промыслы оказались смешаны с мелкой фабричной промышленностью, выпускающей изделия ширпотреба. Чем артели не нравились некоторым руководителям? Они позволяли хорошо зарабатывать трудолюбивым, талантливым и предприимчивым людям. Зарабатывать гораздо больше чем, на госпредприятиях. Лучшие кадры уходили в артели. Да, там надо было работать не редко сверх нормы — 8 часов , но и платили много. Иногда квалифицированный рабочий в артеле зарабатывал больше чем директор госпредприятия, или чиновник, возглавляющий город.

Уничтожение артелей вылилось в подпольное цеховое движение , привело к дефициту потребительских товаров, способствовало коллапсу плановой системы управления. Управление предприятиями народных промыслов в 60—80-е годы С 1958 года предприятия по изготовлению художественных изделий были переданы из системы хозяйства промысловой кооперации в состав государственной промышленности местного значения. Мелкие же предприятия, находившиеся в ведении местных органов, не получили необходимой экономической помощи. В связи с этим развитие их происходило не на должном уровне, а некоторые народные промыслы были совсем забыты. После сентябрьского 1965 г. Постановление предусматривало увеличение выпуска разнообразных изделий при непременном повышении их идейного и художественного уровня.

А это уже не осенний лес, но такая же нарядная, красочная деревянная посуда, которой издавна торговали на веселых ярмарках в старинном селе Хохлома. Будто это не обыкновенные деревянные миски да ложки, ковши-братины да чаши, а золотые! Такую посуду и на царский стол поставить не зазорно. Нарисованы на ней травы, листья, цветы, сказочные жар-птицы, чудесные рыбы. Но не для царских столов создавали мастера посуду с хохломской росписью, украшала она крестьянские праздники. Хозяйка выставляла ее для дорогих гостей. Пусть и не богатое угощение, но от всей души... Как же появилось это диво дивное - «золотая хохлома»? Старинное предание рассказывает: жил когда-то в нижегородских лесах, на берегу тихой реки, человек. Кто он и откуда пришел, нам не ведомо. Вырезал тот человек деревянные чаши да ложки и так их раскрашивал, что, казалось, сделаны они из чистого золота. Узнал об этом царь и рассердился: «Почему у меня во дворце нет такого мастера?! Ко мне его! Отправились солдаты выполнять царский приказ, но, сколько ни искали, не смогли найти чудо мастера. Ушел он неведомо куда, но прежде научил местных крестьян делать золотую посуду. В каждой избе сверкали золотом чашки да ложки. Много «золотой» посуды продавалось на ярмарке в селе Хохлома. Так и родилось название - «золотая хохлома». А сделать настоящую хохлому совсем не просто.

Неотъемлемая часть русской культуры или всё, что нужно знать о народных промыслах

В Московской области немало известных народных художественных промыслов. Народные промыслы – это культурный код страны, заявила сенатор Святенко. Народные промыслы и ремесла России стали объектом народного искусства, творческим наследием, богатым и многоликим. Народные промыслы — особые художественные традиции, столетиями складывавшиеся в разных регионах. Народные промыслы – это культурный код страны, заявила сенатор Святенко. Русские народные промыслы — форма народного творчества, в которой отчётливо прослеживаются русские традиционные нравы, зародившиеся много веков назад.

Художественные промыслы России

При этом каждый промысел уникален. Сегодня художественные промыслы являются одновременно и отраслью промышленности и народным творчеством. Уже в XVIII столетии сложились художественные особенности вологодского кружева, и до начала XIX века кружевоплетение имело характер домашнего художественного ремесла. В 20-х годах XIX века в окрестностях города была основана кружевная фабрика, на которой работали десятки крепостных девушек-кружевниц. Художественное своеобразие вологодского кружева слагается сочетанием красивых, живописно изгибающихся орнаментальных форм и строгого ритмического их строя в общем композиционном решении кружевного изделия.

Великая Октябрьская социалистическая революция пробудила в народе творца, широко открыла богатства культуры, накопленные человечеством, и сделала трудящихся их настоящим хозяином. Мастера ряда промыслов объединились в 1920-1930-е годы в артели, их изделия вошли в экспозиции крупнейших отечественных и зарубежных выставок, нашли путь к новому народному покупателю и ценителю, пополнили музейные коллекции, стали предметом всестороннего и систематического научного исследования. На основе этих артелей в дальнейшем были созданы фабрики, продолжалось также развитие художественных производств, связанных с изделиями ювелирного искусства, керамики, художественного литья, художественной обработки камня.

И ныне в разных уголках России живут и работают умельцы, чьи произведения чаще всего создаются для души - для подарка знакомым, на радость детишкам и по заказам Союза художников. В последнее время подобных самодеятельных гончаров, резчиков, игрушечников, вышивальщиц, плетенщиков становится все больше. Это и пенсионеры, нашедшие доброе занятие на старости лет, и люди среднего возраста, и молодежь, что особенно отрадно. Если представить себе художественную карту России, то, пожалуй, она засверкает, как чудотворные перья сказочной жар-птицы. О художественной промышленности республики, о современном народном искусстве, о творчестве самодеятельных умельцев-художников написаны научные труды и многочисленные специальные исследования, им посвящены и популярные издания. Наш сайт не ставит своей задачей дать строго систематизированное представление о художественной промышленности и народных художественных промыслах Российской Федерации или подробно рассказать о некоторых из них, родственных друг другу по виду изобразительного искусства, материалу. Он знакомит нас лишь с несколькими из них.

Откуда приходит к нам красота, кто и как ее создает - вот главные вопросы, которые попытаемся здесь рассмотреть. Середина XIX в. Вологодская губерния Образец вышивки. Вторая половина XIX в. Калужская губерния Конец полотенца. Вологодская губерния Туес. Начало XIX в.

Северная Двина М. Рязанская область, г. Скопни Игрушки «Барыни». Конец XIX в.

Таким образом промышляет. Сегодня слово «промышляет» приобрело негативный оттенок А раньше, это означало, что человек не бездельник, у него есть свое дело и даже талант.

Название каждого русского народного промысла состоит из двух слов: — наименование местности, где промысел зародился и вид изделий или деятельности: хохломская посуда, гжельская керамика, вологодское кружево, жостовские подносы. Сегодня самыми популярными являются: Хохлома , Гжель, Жостово, Дымковская игрушка, Богородская резьба, матрешки из разных областей — Вятская, Семёновская, Сергиево Посадская. Объединяет все ремесла то, что продукция создается из подручных материалов — дерева, глины, тканей. Технология производства осталась та же, что и много веков назад, а нюансы и секреты техники изготовления передаются из поколения в поколение. Основные виды народных промыслов: Хохлома Старинный русский промысел появился в 17 веке в Нижегородской области. Хохломская деревянная посуда делалась в мастерских вручную.

Лён хорош всем. Он «дышит», он экологичен, к льняной ткани не притягивается пыль — для астматиков, аллергиков это очень важно. Лён гигроскопичен — отлично впитывает влагу. В льняной одежде в жару — прохладно, в холод — тепло. Прочная льняная ткань не выгорает на солнце и не желтеет… Слава Богу, в России умеют лён выращивать, обрабатывать, ткать и шить из льняной ткани великолепные изделия. Посмотрите, сколько всего делали из долгунца на Русском Севере: от одежды до кораблестроения 4. Шемогодская резьба Лапти, ступни, туеса, пестери, берестяники, канаты для рыболовных снастей — много всего делали на севере из бересты. А вот свободного времени на всякие безделушки у крестьян не было. Промысел «Шемогодская прорезная береста» возник лишь тогда, когда у северян появился стимул — возможность продать свои работы и заработать на них.

Деревня Курово-Наволок Шемогодской волости Великоустюгского уезда Вологодской губернии — место возникновения самого известного берестяного промысла России. Шемогодская береста стала недорогим аналогом изделий из резной кости. Костяные шкатулки из «рыбьего зуба» — моржового клыка или бивня мамонта — ценились очень высоко, были в моде, но позволить себе такую вещицу мог не каждый. Другое дело — «деревянное кружево», берестяная шкатулочка, такая же ажурная и красивая, но на порядок дешевле. Чайницы и пеналы, блюда и портсигары, тарелки и сундучки и бессчетное количество шкатулочек, коробочек — все это покрывалось и растительными орнаментами, и сценками из дворянской жизни, и юмористическими картинками, и сказочными существами.

Путеводитель по народным промыслам России

Культура народных промыслов не теряет актуальности на протяжении многих веков и продолжает жить в современном мире. 16 июня 2023 года в структурном подразделении МАУК ЦБС ТМР Новотарманской сельской библиотеке, для молодёжи, прошёл КВИЗ «Народные промыслы России». Хохлома Самый узнаваемый народный промысел в России Пожалуй, самым узнаваемым русским народным промыслом является Хохломская роспись. Покупая на фабриках традиционных ремесел и у независимых мастеров, вы поддерживаете местную экономику и помогаете сохранять традиционное прикладное искусство региона. Народные промыслы и ремесла России стали объектом народного искусства, творческим наследием, богатым и многоликим.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий