Только по официальным данным, инфляция в стране подскочила почти до 40%, но реальные цифры намного выше, считают эксперты. О закулисных переговорах между США, Ираном и Израилем по снижению напряженности после израильского удара по консульству ИРИ в Дамаске. Визит Набиуллиной в Иран готовился давно.
Иран: жизнь под санкциями
В Иране резко выросли темпы инфляции в связи с санкциями США, которые оставили страну без. Учитывая давление на центральные банки с целью снижения процентных ставок, существует очень мало возможностей для повышения ставок, даже если инфляция усилится. Согласно последнему отчету Статистического центра Ирана, продовольственная инфляция в ноябре этого года достигла 60,1%. Рекордно высокая инфляция частично связана с ростом цен на импортные товары Ирана.
Как жить под санкциями: опыт Ирана
Инвестору необходимо учитывать опыт фиксированного валютного курса в Аргентине и Иране и для защиты от инфляции использовать не только валюты развитых стран, но и акции местных компаний преимущественно экспортеров с растущей выручкой. В России инфляция куда меньше, чем в Иране. Да и рубль хоть и обвалился весной 2022 до $120, но с тех пор укрепился и сейчас стоит в районе $80. РИА Новости, 1920, 04.03.2023.
Опыт Ирана, Турции, Аргентины: какой дорогой пойдет российский рынок
С одной стороны, введенные за последнее время санкции против России во многом перекликаются с перечисленными антииранскими санкциями, ну разве что Россия сместила Иран в качестве лидера по числу действующих санкций. По оценке Castellum. AI, против России принято 6807 санкций по сравнению с 3616 санкциями в отношении Ирана. Удивительно, но такая страна, как Северная Корея, против которой принято 2077 санкций, занимает только четвертое место в глобальном санкционном списке! Впрочем, это справедливо в том случае, если считать персональные санкции против конкретных российских лиц как отдельные пункты. Россия — лидер по числу действующих против нее санкций Источник: Castellum. AI С другой стороны, неправильно было бы проводить прямые аналогии между Ираном и Россией в настоящее время, принимая во внимание ряд обстоятельств. Во-первых, Иран до 70-х годов прошлого века представлял собой малоразвитую аграрную страну и только потом стал развивать промышленные отрасли, которые даже сейчас сложно сравнить с российской промышленностью, более крупной, развитой и технологичной.
Таким образом, даже в условиях санкций некоторые отрасли российской экономики остаются интегрированы в международное разделение труда. Кроме того, в отличие от Ирана и других подсанкционных стран, Россия в большей степени защищена с точки зрения информационной импортонезависимости. Нельзя не отметить и хорошо развитую в технологическом плане российскую финансовую отрасль банки, инвестиционные компании. Многие банки предлагают действительно высокотехнологичные решения для повседневных операций, по ряду параметров уверенно превосходя своих коллег из других регионов мира, в том числе из Европы и тем более Америки. Во-вторых, санкции против Ирана действуют уже не одно десятилетие и принимались постепенно, в отличие от России, шквал санкций на которую обрушился всего за пару месяцев. При этом часть либерально настроенных аналитиков высказывают мнение, что с течением времени, если военная спецоперация на Украине будет завершена или пойдет на спад, санкционный режим в отношении России якобы несколько ослабнет. Стоит отметить, что большинство экспертов с понятным скепсисом относятся к такого рода беспочвенным ожиданиям.
Так или иначе, но сейчас проводить прямые сравнения с последствиями от санкций для иранской экономики несколько преждевременно. И в-третьих, если запрет на покупку иранской нефти является безоговорочным, то в отношении импорта российских углеводородов газа, в частности пока нет полного международного запрета. Иностранным потребителям сложно найти альтернативу поставкам российского газа, поэтому покупатели газа сами принимают решение, стоит ли отказываться от импорта газа из России и в какой степени. И хочется, и колется? Эксперты инвестиционного банка JP Morgan недавно предупредили, что в случае санкций западных стран, которые фактически делают попытки копировать колониальную политику Европы по отношению к «осваиваемым» народам-дикарям установление предельных цен на российскую нефть в отношении российских поставок нефти, Россия может существенно сократить поставки примерно на 5 млн барр.
Большая инфляция привела к тому, что люди не смогли покупать новые квартиры и начали постепенно уходить на рынок аренды. Это привело к иррациональному спросу на аренду — рост арендных ставок на вторичном рынке. В Иране субсидировали отрасль, но эффект от субсидий был скорее нейтральным.
В районах, где была запущена программа MHP, цены временно снизились. А затем начали расти быстрее, чем инфляция. Инвесторы, которые вложились в рынок жилья — защитили свой капитал без риска дальнейшего падения цен, так как рост был органический из-за рыночных условий и высокой инфляции. Коммерческая недвижимость Еще более закрытый и намного менее развитый рынок в Иране, поэтому практически невозможно найти информацию или статистику о том, как переживают санкции разные сектора коммерческой недвижимости. Небольшую статью на тему коммерческой недвижимости выпустил портал Financial Tribune. Портал осветил последствия первой волны санкций на рынок Ирана в 2010-2015 году. Статья затронула сектор стрит ритейла, который по словам старшего министра дорог и городского развития испытывал бум в последние несколько лет и был сильно перегрет на конец 2016 года. Складская недвижимость плохо представлена в Иране.
В основном это старые переделанные производственные здания или амбары в сельскохозяйственных угодьях. В 2018 году были собраны инвестиции под строительство первого склада класса А в Тегеране. Дальнейшая судьба здания неизвестна — скорее всего проект был приостановлен на фоне нового пакета санкций. Можно сделать вывод о катастрофической нехватки площадей. Сектор стоит на месте, так как в страну не поступают западные инвестиции и нет спроса на хранение от внутренних компаний. Офисная недвижимость существует только в самых крупных городах Ирана. В 2016 году страна начала привлекать иностранные компании на фоне ослабления санкций. Рынок снова заполнялся, начала падать вакансия.
Но в каком состоянии он сейчас — понять очень сложно. Торговая недвижимость хорошо представлена в Иране. Там даже построили самый большой в мире торговый центр. Со временем рынок торговой недвижимости Ирана эволюционировал из «базаров» в локальные торговые центры.
Поставщик и покупатель проводят сделку при посредничестве брокеров на условиях полного доверия между сторонами. Китайский покупатель переводит сумму в счет оплаты за товар своему брокеру внутри Китая. А поставщик в Иране получает оплату от иранского брокера. По результатам сделок брокеры рассчитываются взаимозачетами. За свои услуги они берут комиссию. Это приводит к удорожанию сделки, но зато бизнес не простаивает.
Также иранские бизнесмены используют бартер. К примеру, в 2020 году заключено соглашения со Шри-Ланкой по обмену нефти на чай, который не входит в перечень подсанкционных товаров. Для продажи иранской нефти экспортеры идут на разные ухищрения, которые в большинстве представляют собой контрабанду: перекачку нефти с танкера на танкер в нейтральных водах; смешение иранской нефти с неиранской и ее последующую продажу под видом товара из другой страны; Иранские экспортеры предоставляют большие скидки, бесплатную доставку и страховку танкеров для покупателей, которые не опасаются западных санкций или готовы рискнуть и купить нефть. Все эти схемы для иранского бизнеса невыгодны, но зато республике удается выжить. С 2007 года Иран живет под лозунгом — «экономика сопротивления». Ее основные постулаты — импортозамещение и переориентация поставок нефти в соседние государства. После наложения санкций экспорт иранской нефти устремился в Китай, Ирак и Афганистан. По оценкам Всемирного банка экономика Ирана постепенно адаптируется к западным санкциям. К примеру, иранский автопром в условиях изоляции стал лидером на внутреннем рынке. Гуманитарная катастрофа Из-за запрета поставок продовольственных товаров и медикаментов под действием санкций в Иране разразилась гуманитарная катастрофа.
Когда это стало очевидно для всего мира, страны Запада помогли иракцам в создании обходных путей. Эта система позволяет поставщикам медицинских препаратов избежать американских санкций. Через систему проходят платежи за продукты питания, лекарства, сельскохозяйственные товары, медицинское оборудование и некоторые другие комплектующие, которые используют в качестве гуманитарной помощи. Финтех, криптовалюта и уровень развития С 2017 года в Иране запущено несколько десятков финтех-стартапов. Это мобильные приложения, которые позволяют бизнесу и населению обходить западные санкции и получать денежные переводы, покупать страховки или собирать пожертвования. В финансовую систему страны плотно вошла криптовалюта. Хотя изначально власти опасались ее внедрения. Майнинг приносит экономике миллионы долларов прямых доходов, а также создает рабочие места для местного населения. Перемены в отношении криптовалюты наглядно демонстрируют, что санкции — это не приговор, а вызов, который можно обойти. Властям удалось прийти к соглашению в этом вопросе.
И даже возникновение блэкаута в некоторых иранских городах, не изменило решение руководства страны. Несмотря на все введенные западные санкции, экономика Ирана с 1979 года и до сих пор остается рыночной. С 2005 по 2019 год страна поднялась на 28 позиций по уровню человеческого развития и заняла 70 строку в мире. Продолжительность жизни увеличилась на 7 лет — до 77 лет, в то время как в России этот показатель был на уровне 72 лет. Иранский фондовый рынок — единственный вариант сбережения С введением последних санкций в Иране резко упал курс национальной валюты. Рыночный обменный курс доллара к иранскому риалу за полгода вырос более чем в три раза.
Овощей и фруктов - изобилие, урожай снимают два-три раза в год. Так что полки магазинов заполнены, а цены небольшие благодаря господдержке производителей. Не хватает лишь зерновых, нет в стране подходящих условий, поэтому пшеницу закупают за границей, в основном в России. Собственное производство После ввода санкций Иран наладил собственное производство практически всего - от одежды до автомобилей. За 40 лет страна смогла приспособиться к жизни в непростых условиях. Развивают тут и цифровые технологии. Так, местное ТВ уже 15 лет использует собственное программное обеспечение. А недавно в Тегеране прошла выставка, на которой местные компании представили собственные программы, симуляторы и даже очки виртуальной реальности. Казалось бы, ничего особенного, но надо учесть, что иранцы не имеют доступа к западным технологиям и все это было создано ими самостоятельно. Никакой ночной жизни Иран - мусульманская страна, и алкоголь тут под запретом. Поэтому в стране нет баров, клубов, дискотек. Жизнь в Тегеране замирает с наступлением темноты. После семи-восьми вечера, когда закрывается большинство магазинов, на улице практически никого. К тому же в городе мало фонарей, они освещают лишь центральные улицы, да и то только проезжую часть. Это фото облетело весь мир. В Иране женщинам запрещено посещать футбольные матчи. Поэтому, чтобы попасть на игру своей команды, пять болельщиц футбольного клуба "Персеполис" надели мужскую одежду, парики и приклеили искусственные бороды и брови. Сейчас за один доллар дают 42-45 тыс.
ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ
- Инфляция в Иране может взлететь до невиданных ранее уровней
- Индекс потребительских цен Ирана упал на 16,2% за год
- Курсы валют
- Культ флага
- Иран еще ничего не сделал, а биткоин уже упал - Hash Telegraph
- Что было с экономикой Ирана: последствия санкционного шторма
Inflation rates in Iran
Только по официальным данным, инфляция в стране подскочила почти до 40%, но реальные цифры намного выше, считают эксперты. Среди причин замедления инфляции в отчете ведомства приводится изменение кредитно-денежной политики страны новым правительством Ирана во главе с президентом Ибрагимом Раиси. Среди причин замедления инфляции в отчете ведомства приводится изменение кредитно-денежной политики страны новым правительством Ирана во главе с президентом Ибрагимом Раиси. Минимальная зарплата в Иране растет гораздо медленнее, чем инфляция. Фондовый рынок Ирана после санкций долгие годы рос быстрее, чем инфляция в стране.
Иран уровень инфляции в годовом выражении
Так, банк ВТБ первым открыл филиал и обзавелся корреспондентскими счетами. Прорабатывается механизм использования карты "Мир" сегодня ни одна из международных карт в Иране не работает. К слову, сеть банкоматов местных банков очень обширна, а сама отрасль одна из самых крепких. Евро принимают не везде, а рубль практически нигде есть над чем работать. Банки валюту не продают, это удел официальных обменников и уличных менял. Стоит также отметить, что в Иране несколько разных курсов: курс ЦБ, обменников и льготный курс для импортеров.
С другой стороны, дружить нам, по всей видимости, долго, как-нибудь разберемся. Виктор Смирнов,.
На другие источники дохода надежд тоже нет. В условиях экономического спада маловероятно, что хотя бы государственные компании смогут заплатить налоги. Из-за двойного удара - рецессии и пандемии - частные компании и предприятия также вряд ли справятся с бременем государственных налоговых отчислений.
Информации о продаже государственного имущества нет, и практически ничего не поступило из запланированных в бюджете 150 млрд туманов. Что касается расходов, то за первые пять месяцев года было израсходовано более 280 млрд туманов, что примерно на 54 млрд туманов больше полученных доходов. Эта сумма была предоставлена казначейством, и по закону она должна быть перекрыта до конца года. Ожидалось, что правительство выплатит около 45 млрд туманов в государственные пенсионные фонды и фонды социального обеспечения, но из этой суммы было выделено только 31 млрд туманов. Учитывая динамику, вполне вероятно, что кризис бюджетного дефицита вскоре перерастет во всеобъемлющую проблему: госслужащим и бывшим служащим не будут выплачиваться зарплаты и пенсии.
В краткосрочной перспективе решения нет Доходы должны расти, а если это невозможно, необходимо сократить расходы. Около двух третей текущих расходов правительства в 2021-2022 годах было выделено на две области: оплату труда и социальное обеспечение.
Иран столкнулся с рекордной инфляцией на фоне санкций США 04. Также по сравнению с мартом инфляция ускорилась на 3,9 процентного пункта и стала рекордной с декабря 1995 года.
Экспорт иранской нефти снизился примерно с 2,5 млн баррелей в день в 2017 году до менее 0,4 млн баррелей в день в 2020 году. Санкции снизили способность Ирана продавать нефть и помешали репатриировать деньги от продажи энергоресурсов. Экспорт и импорт резко упали после повторного введения санкций. Кроме нефти, под санкции попали промышленные металлы, которые были крупным источником экспортных доходов страны. Как страна живет сегодня Иран занимает 107 место в рейтинге стран и территорий по размеру валового национального дохода на душу населения. Он составляет 5,3 тысяч долларов. Для сравнения: Россия занимает 69 место в рейтинге 11 260 долларов на душу населения , Украина — 132-е 3 370 долларов , США — восьмое 65 850 долларов , Китай — 73-е 10 410 долларов. В рейтинге стран мира, который измеряет достижения стран мира с точки зрения их социального развития, Иран расположен на 98 месте с индексом 65. В то время, как на первом месте находится Норвегия с индексом 92. Россия занимает 62 место 73. На волне высокой инфляции и ограничений на вывод капитала за рубеж иранцы массово вкладывали в отечественное производство. Благодаря тому, что местные инвесторы спасли компании от банкротства, три года назад Тегеранская биржа стала самым быстрорастущим фондовым рынком в мире. Из ОАЭ и Турции через серых посредников налажены поставки новинок западных производителей, в том числе айфоны. Иранцы научились отправлять деньги за рубеж, а западные сервисы заменили местными аналогами: Cloob — вместо Facebook, Aparat — вместо YouTube. Иран остался с рыночной экономикой и не свалился в плановое хозяйство.