Новости что такое сретение

Сретение Господне, также известное как Сретение Господней Богородицы или Сретение. Сретение Господне входит в список 12 самых значимых — двунадесятых — праздников в году, посвященных событиям земной жизни Спасителя и Пресвятой Богородицы. Сретение относится к числу Господских праздников, посвящённых непосредственно Христу, но по своему богослужебному содержанию оно исключительно близко праздникам Богородичным. Сегодня, 15 февраля, отмечается один из двунадесятых, а значит, самых главных христианских праздников – Сретение Господне.

Сретение Господне: коротко о празднике

Большой христианский праздник Сретение Господне отмечается 15 февраля. В православии Сретение относится к посвященным Христу двенадцати (двунадесятым) важнейшим праздникам и всегда отмечается в один и тот же день. О том, в чем суть праздника и какова его история, узнала Общественная служба новостей.

Что такое Сретение и что делают в этот день?

Какие приметы на Сретение Господне? Со Сретением связано множество примет, которые касаются погоды весной, а ещё — земледелия. Так, если 15 февраля небо будет звёздным, а вечером ударит мороз, тепла ещё долго не ждите. Если на Сретение наблюдаете оттепель, значит, весна не за горами. Наши предки предсказывали так: "На Сретеньев день снежок — весною дожжок". Если простыми словами, выпавший 15 февраля снег — к долгой и дождливой весне. Кроме того, снежный покров утром на Сретение сулил урожай ранних хлебов. Если же снег шёл в полдень — к хлебам средним, вечером — поздним. Садоводы верили, что на Сретение нужно трясти деревья руками, чтобы те были с плодами.

Метель и вьюга 15 февраля не были предвестниками чего-то хорошего — наоборот, указывали на то, что обильного урожая ждать не приходится.

Свечи также зажигают, чтобы оградить семью от бед и несчастий. Помимо свечей после службы в храме верующие приносят освященную воду. Люди верят, что она обладает целебными свойствами. Ближе к обеду принято собираться всей семьей и с близкими людьми за обедом, во время которого возносят молитвы к Господу, а также за себя и за всех живущих на земле, желая всем благ и процветания, прощая врагов и недоброжелателей, оставляя их поступки на волю Господа. На Сретение нужно помогать нуждающимся людям.

Конечно, помогать следует ежедневно, однако именно 15 февраля каждый добрый и безвозмездный поступок, сделанный бескорыстно, ценится еще больше. На Сретение Господне важно встретиться с дорогими вашему сердцу людьми. Простите все обиды, что держите на кого-то, а также молитесь за них и просите Господа о защите от любых невзгод. Употребление алкоголя ведет к порочной жизни. Господь не приемлет такого.

Его религиозный смысл заключается во встрече каждого человека с Богом, происходящей в храме. История рассказывает, что Дева Мария, исполняя ветхозаветные законы, принесла маленького Иисуса Христа в храм Иерусалима на посвящение Богу, когда Ему было всего 40 дней от рождения. У входа их встречал Симеон, который долгие годы ждал этого дня. Ангел сказал старику, что он спокойно умрет только после того, как своими глазами увидит Мессию. На момент встречи Симеону было уже больше 360 лет.

Сретение — это и есть встреча. Когда Симон принял из рук Девы Марии маленького Иисуса Христа, сказал: — Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром: яко видеста очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей: свет во откровение языком, и славу людей Твоих Израиля. В тот же день с радостью в сердце и легкой душой старик умер.

Оно отделялось от первого также занавесою и не заключало теперь ничего: в нем не доставало Моисеевых скрижалей. Оно было недоступно никому, кроме первосвященника, и только раз в год. Внешний вид храма, совершенно в восточном вкусе, был также достоин удивления. Поднимавшаяся высоко кровля его была покрыта густопозолоченными пластинками, так что при первых лучах восходящего солнца горела как бы в огне, и глаз поражался этим, как самым ярким солнечным светом. Иностранцам, приближавшимся к Иерусалиму, храм издалека казался снежною горою, потому что повсюду, где стены его не были покрыты золотом, поверхность их представляла самую яркую белизну. Гребень кровли его был усажен чрезвычайно острыми золотыми гвоздями, для того, чтобы воспрепятствовать птица садиться на кровлю. Храм был построен из таких больших цельных камней, что некоторые имели 45 локтей длины, 5 локтей высоты и 6 ширин» Де Солси. Последние дни Иерусалима. Перевод К. Часть вторая. Различались большой локоть — 53, 2 см, для измерения священных предметов Иез. Neuhausen — Stuttgart, 1989. Краткое пособие по старой орфографии русского языка. Издательство «Русское зерцало» М. Думают, что это был отец Гамалиила Деян. Предание греческой Церкви утверждает, что Симеон был один из 10 переводчиков, усомнившийся в справедливости текста Исаии: «Се, Дева во чреве приимет Ис. Это предание основывается только на том, что Симеон Богоприимец выражает благодарность Богу за приближение смерти, и что в числе 70 переводчиков, по списку Аристея, один носил имя Симеон. Евангелист просто называет его праведным и благочестивым, то есть исполняющим заповеди и богобоязненным Лк. И Симеон действительно ждал утехи Израилевой, получив обетование и откровение Святого Духа не видеть смерти до тех пор, пока не увидит Христа Бога» Иванов А. Руководство к изучению книг Священного Писания Нового Завета. Однако, по мнению ректора Московской Духовной Академии А. Поэтому едва ли справедливо предположение тех, которые считают Сиеона сыном Гиллела, отцом Гамалиила, представителем Синедриона» Горский А. История Евангельская и Церкви апостольской. А протоиерей Павел Матвеевский предполагает, что «по всей вероятности, он был из числа священников иерусалимского храма и с таким предположением вполне согласны его действия при сретении Господа» Матвеевский Павел , протоиерей. В Симеоне был весь собор добродетелей: он был муж праведный вот любовь к ближним; благочестивый — вот любовь к Богу; чающий утешения Израилева — вот вера в обетованного Искупителя! Больших совершенств от члена ветхозаветной Церкви нельзя было и требовать. Но в Симеоне было — более! Дух Святой был на нем Лк. Такому — то человеку — у Бога нет лицеприятия — «предсказано было Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня» Лк. Для чего обещано? Надлежало, во- первых, чтобы Господь храма, придя в храм, не остался без достойного Сретения.

Сретение Господне: коротко о празднике

Очень просто — спросите себя: радостен ли я? Давайте же встретим Господа, увидим Его сердцем! Впервые эта молитва упоминается уже в Апостольских Постановлениях. В Русской Православной Церкви слова Симеона Богоприимца во время богослужения читают, а не поют, в отличие от католиков, например. Происходит это в конце вечерни. Кроме того, православные произносят «Ныне отпущаеши…» во время Таинства Крещения — но только для младенцев-мальчиков. Текст: Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром; яко видеста очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей, свет во откровение языков, и славу людей Твоих Израиля. Русский: Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля. История празднования Праздник Сретения Господня — один из самых древних в христианской Церкви.

Самое старое и при этом исторически достоверное свидетельство о праздновании Сретения на христианском Востоке — это «Паломничество ко Святым местам». Его написала паломница Этерии Сильвия в конце IV века. Она пишет: «В этот день бывает процессия в Анастасис, и все шествуют, и все совершается по порядку с величайшим торжеством, как бы в Пасху. Проповедуют все пресвитеры, и потом епископ… После этого, отправив все по обычному порядку, совершают Литургию». Праздник стал общегосударственным для Византии в VI веке. Вслед за этим традиция торжественного празднования Сретения распространилась по всему христианскому миру. Богослужение Сретения У Сретения Господня — неизменное место в церковном календаре. Если Сретение выпадает на понедельник первой седмицы Великого поста, что случается очень редко, праздничное богослужение переносится на предыдущий день — 14 февраля.

Сретение — праздник Господский, то есть посвященный Иисусу Христу. Но в первые века христианства в этот день чествовали Богоматерь. Поэтому те, кто скажет, что это Богородичный праздник, будут отчасти правы. Сретение близко к праздникам в честь Божией Матери и по строю богослужения. В тропаре праздника, в прокимнах на утрене и Литургии и других песнопениях обращения к Богородице занимают центральное место. Интересно, что двойственность Сретения повлияла на цвет облачений священнослужителей на праздничной службе. Они могут быть и белыми — как в Господские праздники, и голубыми — как в Богородичные. В церковной традиции белый цвет символизирует Божественный свет.

Голубой — чистоту и непорочность Девы Марии. Обычай освящения свечей Обычай освящать церковные свечи в праздник Сретения Господня пришел в Православную церковь от католиков. Случилось это в 1646 году, когда митрополит Киевский святитель Петр Могила составил и издал свой требник. В нем автор подробно описал католический чин крестных ходов с зажженными светильниками. С помощью такого факельного шествия Римская Церковь пыталась отвлечь свою паству от языческих праздников, связанных с почитанием огня. В эти дни язычники-кельты праздновали Имболк, римляне — Луперкалии фестиваль, связанный с пастушеским культом , славяне — Громницы. Интересно, что в Польше после принятия христианства Сретение стали называть праздником Громничной Божией Матери. Это отголосок мифов о боге-громовнике и его супруге — в народе верили, что сретенские свечи могут защитить дом от молнии и пожара.

К сретенским свечам в Православной Церкви относились по-особенному — не магически, а благоговейно. Их хранили весь год и зажигали во время домашней молитвы. Народные традиции Сретения В народных традициях празднования Сретения перемешалось церковное и языческое. Некоторые из этих обычаев совсем нехристианские, но даже они говорят об этом дне нечто важное — для людей он был очень радостным. Встрече Святого Семейства со старцем Симеоном нашлась простая календарная аналогия. В этот день в простонародье стали отмечать встречу зимы с весной. Отсюда множество поговорок: «на Сретение зима с весною встретилась», «в Сретение солнце на лето, зима на мороз поворотила». Последние зимние морозы и первые весенние оттепели называли Сретенскими.

После праздника крестьяне начинали множество «весенних» дел. Выгоняли скотину из хлева в загон, готовили семена к посеву, белили плодовые деревья.

В этом видео Вы узнаете, какой сегодня праздник, историю праздника и какие были традиции в Сретение, что можно делать на Сретение Господне и что нельзя делать на Сретение. У наших предков существовали разные традиции 15 февраля Сретение Господне. Сретение Господне, один из самых больших православных праздников, двунадесятый велики праздник, у наших предков было множество суеверий и поверий, обычаев и традиций. Конечно же что можно и что нельзя делать в Сретение, что нельзя делать сегодня и что нельзя делать сегодня праздник, а так же что нельзя делать 15 февраля, интересует многих из нас. Зная, что можно делать в сретение и что нельзя делать в сретение господне, можно планировать свое время.

А если кто поинтересуется, что можно и нельзя делать на сретение или что можно и нельзя делать в сретение господне, то на эти вопросы можно найти ответ в видео. Самые интересные традиции в сретение и все традиции в сретение, в этот праздничный день 15 февраля праздник. В этом видео ответы на все вопросы: какой праздник Сретение , история праздника, что можно делать, что нельзя делать , а так же все традиции и приметы на праздник Сретение и Громницы.

Если в канун Сретения небо усеяно звездами, то весна зацветет позднее обыкновенного. Ясная погода — к хорошему урожаю. Снегопад с утра — урожай придется собирать раньше обычного. Вечерний снегопад предрекает неурожай.

Однако первые христиане чествовали в этот день и Богородицу. До сих пор в тропаре праздника, в прокимнах на утрене и литургии обращения к Богородице занимают центральное место. Кстати, именно из-за этого на праздничную службу церковнослужители облачаются как в белое, так и в голубое. Белый цвет символизирует Божественный свет. Голубой — чистоту и непорочность Марии. Особая традиция на Сретение Господне - освящение свечей. Данная традиция пришла православную церковь от католиков в 1646-м. Ее учредил Киевский святитель Петр в своем требнике, где подробно описал весь процесс таинства. Известно, что таким способом в свое время Римская церковь пыталась отвлечь людей от языческого праздника, прославлявшего огонь. Так, римляне отмечали Луперкалии, а, например, славяне — Громницы. В народе верили, что сретенские свечи защищают от пожара. В православии к сретенским свечам относятся особо бережно. Их хранят на протяжении всего года, чтобы зажигать во время молитвы. Народные поверья на Сретение Господне - 2023 Часто церковные и языческие обычаи перемешиваются друг с другом и формируют определенные народные поверья, а также традиции. Одним из праздников, где есть оба начала, считается как раз Сретение Господне. Встрече Святого Семейства со старцем Симеоном нашлась простая календарная аналогия. В этот день в простонародье стали отмечать встречу зимы с весной. Отсюда пошли поговорки: "На Сретение зима с весною встретилась", "В Сретение солнце на лето, зима на мороз поворотила". Последние зимние морозы перед началом весны также называют сретенскими. Обычно после праздника погода начинала налаживаться, а крестьяне приступали к подготовительным работам перед посевом и занимались домашним хозяйством. Люди верили, что в зависимости того, кто победит зима или весна , будет определяться урожайность всего следующего года и погодные условия. Например, если на Сретение Господне сильные морозы, то зима непременно задержится, а если тепло, то природа сулит хорошую жатву. Что нельзя делать на Сретение Господне - 2023 В отличие от светских праздников церковные торжества связаны не только с определенными традициями, но и запретами, рекомендуемыми каждому верующему.

СРЕТЕНИЕ ГОСПОДНЕ

Сретение Господне 2024: суть, история, традиции, приметы, что можно и нельзя делать Сретение Господне — один из двунадесятых праздников у православных. Простыми словами рассказывает, что это такое, и объясняет, что нужно делать 15 февраля, чтобы неудачи обошли стороной.
Сретение Господне: коротко о празднике Сретение Господне ещё называют в народе Днём свечей — поскольку считается, что освящённые в этот день свечи обладают чудодейственной силой.

Сретение Господне: икона

  • Какие тайны хранит древний праздник Сретение: история, обычаи и приметы
  • Обряды, ритуалы, традиции на Сретение
  • 15 февраля Православная Церковь празднует Сретение Господне: что это за праздник?
  • Какие тайны хранит древний праздник Сретение: история, обычаи и приметы
  • Сретение Господне: два тайных смысла праздника, что можно делать, а что нельзя
  • Сретение 2024: что нужно сделать, чтобы слезами год не умываться

Значение слова «сретение»

Православный человек на Сретение должен прийти в храм, к Богу и помолиться Ему. Личное сретение, по мнению богословов, случается и в жизни каждого уверовавшего человека, когда он приходит впервые в храм. Сретение Господне причисляют к двунадесятым непереходящим праздникам, что означает постоянство даты его празднования. В данном материале разберёмся, что такое Сретение Господне, говоря простыми словами, когда отмечается этот праздник, какие исторические корни, традиции и обычаи у этого праздника. Православный человек на Сретение должен прийти в храм, к Богу и помолиться Ему.

Праздник Сретение Господне

Когда в день Сретения Господня было совершено всенощное бдение и крестный ход, бедствия в Византии прекратились. Личное сретение, по мнению богословов, случается в жизни каждого уверовавшего человека, когда он впервые приходит в ный День православной молодежи15 февраля отмечается и еще один праздник – Всемирный День православной молодежи. Сретение Господа Нашего Иисуса Христа — христианский праздник, отмечаемый в православии, католицизме и некоторых протестантских конфессиях, в том числе и в лютеранстве. В эпоху двоеверия на Руси, праздник Громница — Сретение, совпадал с библейским эпизодом, который напоминал верующим о встрече Иисуса Христа с праведным человеком по имени Симеон.

ЕГЭ не должен включать «замудренные» вопросы, считают в Госдуме

  • Праздник Сретение Господне - протоиерей Владимир Башкиров - читать, скачать
  • Значение слова «сретение»
  • Сретение Господне 2024: суть, история, традиции, приметы, что можно и нельзя делать
  • Значимость праздника Сретение Господне

Сретение 2024: что нужно сделать, чтобы слезами год не умываться

Сретение Господне С событием Сретения Господня связана икона Пресвятой Богородицы, именуемая "Умягчение злых сердец", или "Симеоново проречение", которую необходимо отличать от иконы "Семистрельная".
🍀 Сретение Господне: что за праздник, когда отмечают, традиции, приметы и молитвы Считается, что особенной силой на Сретение Господне обладает икона называемая «Умягчение злых сердец».
Погодные приметы на 15 февраля: Сретение Сретение Господне – один из древнейших христианских праздников, отмечается с IV века.
Что такое Сретение Господне, важный для каждого православного праздник читайте на ФедералПресс.
Сретение Господне - 15 февраля. История и особенности праздника в проекте Календарь Праздников 2024 Личное сретение, по мнению богословов, случается в жизни каждого уверовавшего человека, когда он впервые приходит в ный День православной молодежи15 февраля отмечается и еще один праздник – Всемирный День православной молодежи.

Сретение Господне 15 февраля: традиции, приметы, что можно и нельзя делать

В Сретение необходимо посетить богослужение и освятить ик: РИА "Новости". В православии Сретение относится к посвященным Христу двенадцати (двунадесятым) важнейшим праздникам и всегда отмечается в один и тот же день. Что такое Сретение Господне. Сретение Господне входит в число 12 больших православных праздников, которые посвящены важнейшим после Пасхи событиям земной жизни Иисуса и Пресвятой Богородицы.

Праздник Сретение Господне

В нем есть все: сюжеты о распространении болезни, о напрасных попытках отчаявшихся людей прибегнуть к Божественной помощи, о болезни царя и прочее. Однако нет ни одного упоминания об установлении исцелившимся и благодарным Богу Юстинианом праздника Сретения Господня. Церковный историк Евагрий Схоластик также посвятил описанию этой разрушительной и продолжительной эпидемии одну из глав своей заслужившей высокие похвалы «Церковной истории». Но и у него сведения о каких-либо эортологических введениях отсутствуют. Кроме того, немаловажно, что оба автора не подтверждают традиционную дату появления чумы в Константинополе — 542 год.

Рассмотренные византийские источники свидетельствуют о полной непричастности природных бедствий VI века к установлению богослужебного чествования Сретения Господня и подтверждают как сообщение Никифора Каллиста, связывающего реформу праздника с окончанием V Вселенского Собора 553 года, так и краткие, но важные заметки Георгия Амартола, разграничивающего введение и последующее изменение литургического статуса этого торжества. Праздник в православном богослужении. Литургический статус Сретения Сретение Господне. ГРМ При попытке выяснения литургического характера праздника Сретения Господня и установления его места в ряду других двунадесятых праздников можно столкнуться с отдельными вопросами, которые не имеют до сих пор однозначного решения.

Само их наличие сопряжено в первую очередь с многоаспектностью евангельского события, послужившего основой праздника [3]. Несомненно, что в разных церковных практиках доминирует та и или иная тема, что сказывается на эортониме и богослужебном формуляре. Источники свидетельствуют, что Сретение, начиная от своего возникновения в качестве годового праздника рождественского цикла и до настоящего времени, праздник Господский. Христологический характер Сретения фиксируют и древние формуляры римской литургии.

Их смысловым центром являются библейские перикопы: из пророка Малахии см. Сходные сведения дают и древнеармянские Лекционарии. Первое название бытует в Византии со времени официального введения там Сретения, но также и в григорианской традиции Рима. Второе же отмечается в богослужебной практике традиции папы Геласия, что сопряжено с ярко выраженной апологетической ролью праздника.

В римском праздновании Сретения особенно в архаичный период, когда еще были сильны языческие религиозные традиции акцентировался обряд очищения, совершенный в Иерусалимском храме над Девой Марией, и сам день 2 февраля стал называться Очищение Блаженной Девы Марии. Это именование превалирует в средневековых латинских источниках и окончательно фиксируется римским Миссалом 1570 года, закрепившим реформы Тридентского собора 1545—1563. В истории и современной календарной традиции известны и другие эортонимы. Западносирийская литургия дает Принесение Господа во храм.

В древности существовали и именования, возвеличивавшие роль ветхозаветных праведников в событиях сорокового дня Богомладенца Иисуса: праздник Симеона и Анны,праздник Симеона или просто Симеон. Существует и более нейтральный эортоним — праздник Сретения Симеоном и Анною Спасителя. По своему смыслу праздник Сретения относится к праздникам Господским. И официальные богослужебные заголовки — с момента введения его в календарь греческого Востока — не оставляют на этот счет сомнений.

В византийских исторических и гомилетических текстах, безусловно, доминирует название Сретение Господне Сретение. Вместе с тем в некоторых рукописных и печатных иерусалимских и русских Уставах праздник Сретения Господня упоминается в числе Богородичных праздников — в главе о совершении службы этих праздников в воскресный день, прямо именуясь иногда как день Сретения Пресвятыя Богородицы. То есть Типикон маркирует данное празднование как Богородичное: его богослужебное чествование не отменяет службу воскресения любого , при взаимном с ним совпадении, тогда как двунадесятый Господский праздник никогда не переносится и доминирует над чествованием того дня из подвижного праздничного цикла. С другой стороны, как праздник Богородичный Сретение Господне не только не отменяет собой службу воскресенья причем любого воскресенья в случае совпадения с ним, но, напротив, воскресные песнопения предшествуют сретенским.

На девятой песне канона утрени изымаются праздничные припевы, и вместо них поется «Честнейшую», по окончании вместо праздничного отпуста обычен отпуст воскресный. Эта явная противоречивость литургического статуса вполне закономерно приводит к непрекращающимся спорам [6] , в ходе которых Сретение определяется компромиссно и двусмысленно как Господский неполный, Господско-Богородичный праздник. Думается, несоответствие устава службы образцу Господского двунадесятого праздника не может свидетельствовать о том, что праздник — Богородичный. Ткаченко и А.

Лукашевича [7]. Значит, праздник Сретения с тематической точки зрения нужно квалифицировать как Господский. Обязательного упоминания требует уставное умаление рассматриваемого празднования, если оно приходится на понедельник первой седмицы Великого Поста. В данном случае — вопреки прямому указанию Священного Писания — современный Типикон заставляет делать перенос и праздновать Сретение не на сороковой день от Рождества Христова, а на тридцать девятый.

Эта кодификация оказывается несогласованной с заметкой о возможном предпразднстве в Сыропустную неделю, что вроде бы вполне логично полагает сам праздник на следующий день. Данное противоречие легко преодолевается, если знать, что Маркова глава, описывающая празднование Сретения в Чистый Понедельник, была когда-то в славянской Уставе: она появляется в печатной Постной Триоди 1589 года, в первых изданиях Типикона 1610 и Минеи февраля 1622 и удерживается там вплоть до последней четверти XVII века [8]. Впервые два расходящихся предписания — как следствие спешной правки — встречаются в типикарной редакции 1682 года. Итак, праздник Сретения имеет устойчивое место в месяцеслове — 2 февраля и празднуется по чину великого двунадесятого праздника.

Он, как правило, насчитывает один день предпразднства и семь — попразднства, а также обычно отдание.

К сожалению, этого, по каким-то причинам, не произошло. История формирования уже знакомой нам позднесредневековой легенды, которой до сих пор вынуждены поучаться христиане на праздник Сретения Господня, не является целью настоящей работы. Попытаемся лишь кратко наметить характерные пути ее становления. Чума в Византии и праздник Сретения: истоки и формирование легенды Обращаясь к истокам этого странного сказания, устанавливающего причинно-следственную связь между богослужебным чествованием сорокового дня земной жизни Спасителя и чумой, поразившей Византийскую империю в середине VI -го века, обнаруживаем, что его первоначальные варианты принадлежат, очевидно, западным летописцам, чья осведомленность в церковной жизни Константинополя не может быть сопоставлена, разумеется, с осведомленностью рассмотренных выше византийских авторов, живших внутри своей церковно-исторической традиции. Не будучи «свободными исследователями», но — церковными историографами, они, тем не менее, не перешли здесь тот важный рубеж между достоверной традицией и псевдоблагочестивым вымыслом, отсутствие которого в отечественной церковной историографии прошлого и нашего времени столь неприятно поражает интеллигентного читателя. Действительно, знаменательное ибо первое по времени сообщение Павла Диакона устанавливает между чумой и праздником Сретения лишь формально-хронологическую связь, хотя заинтересованный историк легко может истолковать эту предельно лаконичную, к сожалению, фразу в желательном для него контексте. Спор здесь попросту невозможен. Однако более поздняя и пространная хроникальная заметка, принадлежащая перу анонимного «монаха из Урсикампа» ок. Здесь мы читаем следующее: «542-й год.

В ту пору, когда великий мор поразил Константинополь, учреждается праздник Очищения Блаженной Марии, который по-гречески зовется «Hypante», что означает «Сретение», ибо в этот день Симеон пришел в Храм, когда туда принесли Господа; после чего бедствие то отступило от города]» [33]. Эта заметка, как видим, уже ясно и несомненно формулирует генетическую зависимость между чумой и праздником Сретения. Более ранняя заметка подобного рода пока не обнаружена. В его также популярной всемирной Хронике, составленной по указанию папы Климента IV , о празднике Сретения сказано следующее: «В те времена [при императоре Юстиниане Великом. Среди поздних второстепенных по своей источниковой ценности свидетельств об обстоятельствах введения в византийской церковный календарь праздника Сретения выделяется заметка из знаменитых Церковных Анналов римского кардинала Цезаря Барония 1538—1607. Библиотекарь в Ватикане , блестящий знаток рукописной церковной историографии Востока и Запада, Бароний выступает здесь не как средневековый летописец-компилятор, но как ученый историк, пытаясь предпринять обзор к сожалению, далеко не полный доступных ему источников и дать хотя бы беглую критику некоторых из них. В этой связи он пишет следующее. Когда же протекло времени не долее трех месяцев с той поры, как мор охватил Константинополь, случилось чудо. Хотя не свидетельствуют о том ни Прокопий, ни Евагрий [sic! Ибо столь великое благодеяние — установление торжественно справляемого праздника в честь Божией Матери Марии, повторяемого в ежегодном церковном круге, — осталось навеки запечатленным в памяти потомков.

Этот праздник ввел в Западной Церкви папа Геласий [492—496], уничтожив языческий праздник Луперкалий: мы упомянули о том в примечаниях к Римскому Мартирологию [Februarii II]. Кроме того, об этом празднике в честь Богородицы... Обратим внимание на деликатные и даже скрытые — но именно поэтому совершенно замечательные — упреки в адрес Прокопия Кесарийского и Евагрия Схоластика, — упреки, разумеется, несправедливые: ведь не могли же добросовестные византийские авторы VI столетия свидетельствовать о том, чего не было в действительности! Выражая их в форме сожаления, Бароний вместе с тем прекрасно понимает, что единственно достоверными историками буквально «свидетелями» событий юстинианова времени могут быть только наблюдавшие их современники [36] , поэтому он и не противопоставляет здесь открыто Прокопию и Евагрию историков и хронистов позднейшего времени, опиравшихся на предшествовавшую традицию, степень достоверности которой они не всегда могли либо просто не желали критически проанализировать. В обстоятельных примечаниях к Римскому Мартирологию кардинала Барония находим некоторые дополнительные сведения: «Очищение». Об этом празднике сообщает Беда [37] и другие латинские писатели; греки также указывают этот день, что известно из Менология [Месяцеслова] и постановления императора Мануила о праздниках. В древних рукописях праздник, справляемый в этот день 2-го февраля , известен под разными названиями: «Праздник Симеона и Анны», «Представление», «Встреча». Во времена императора Юстиниана этот праздник начали отмечать в Константинополе, о чем свидетельствуют как греческие, так и латинские авторы: Никифор, Павел Диакон, Георгий Кедрин под 9-м годом царствования Юстина. Сигеберт в Хронике под 542-м годом так говорит о причине, послужившей поводом установления праздника [... Некоторые полагают, что не следует доверять Никифору [Каллисту] о времени установления этого праздника [39].

Таким образом, список конкретных авторов, сообщающих о введении Сретения в Константинополе, ограничивается у Барония всего лишь четырьмя именами, и потому наша подборка свидетельств о древнейшем периоде существования этого праздника в Восточной Церкви является на сегодняшний день наиболее полной [40]. Весьма знаменательна здесь и деликатная, но достаточно ясно отражающая историографическую позицию Барония характеристика Никифора Каллиста. Действительно, хроникальная заметка последнего о причинах возвеличения праздника Сретения имп. Юстинианом даже при самом большом желании не может быть согласована со сказанием о чуде во время чумы, явно импонировавшим ученому кардиналу. Подводя предварительные итоги, наметим наиболее вероятную, на наш взгляд, схему образования этой противоречивой традиции. При этом временные и пространственные координаты целого ряда независимых друг от друга событий, на него наслаивавшихся, окончательно перепутались. Откровение о надписи на воротах антиохийских домов «Христос с нами, стойте! Популяризаторов этой легенды, воспроизводящих ее вплоть до сего дня, не смущали ни конкретные свидетельства древних источников об установлении праздника императором Юстином, ни то, что ни один византийский хронист, относящий это событие ко времени его преемника, императора Юстиниана, не ставит церковное торжество в генетическую зависимость от губительного мора и землетрясений не одновременных чуме , ни даже то, что современники бедствий юстинианова времени не только ничего не знают о спасительном для всех сретенском богослужении в разгар чумы, но свидетельствуют прямо противоположное, говоря о тщетных попытках отчаявшихся людей найти спасение в святых храмах! Серьезных же церковных историков, таких как кардинал Цезарь Бароний или наш протоиерей Григорий Дебольский , эти вопиющие противоречия между фактами и вымыслом, безусловно, смущали, но они, по понятным причинам, должны были отстаивать официальную версию событий. Литература Рубан Ю.

Сретение Господне Опыт историко-литургического исследования. Так греки называют Храм Гроба Господня , Воскресение. В переводе И. Помяловского, во второй фразе цитируемого отрывка, допущена серьезная неточность: сущ. VII, вып. О «службе» в собственном смысле, т. Patrologia Orientalis, t. XXXVI, fasc. Turnhout, 1971, p. В этом Лекционаре отсчет ведется, так же, как и у Этерии, от Епифании, 6 января!

Смотри также кандидатскую работу прот. Федорова «Иерусалимский Месяцеслов по Лекционарам V века». Дванадесятые праздники Православной Церкви. VI, с. IV, cap. В notae к тексту Минь датирует это событие 521 годом. Феофила в 842 г. Славянский перевод, местами сокращающий оригинал, появился уже в X-XI вв. Его издал акад. Истрин в 3-х томах присоединив греческий текст, исследование и словари , 1920-30 гг.

I XI-первая пол. XIV в.

Симеон взял на руки Младенца, рожденного от Девы, — а значит, пророчество Ангела исполнилось. Старец мог спокойно умереть. Епископ Феофан Затворник писал: «В лице Симеона весь Ветхий Завет, неискупленное человечество, с миром отходит в вечность, уступая место христианству…». Воспоминание об этой евангельской истории каждый день звучит в православном богослужении. Это Песнь Симеона Богоприимца, или иначе — «Ныне отпущаеши». А Тебе Самой оружие пройдёт душу,— да откроются помышления многих сердец» Лк 2:34-35. Споры в народе — это преследования, которые были уготованы Спасителю. Открытие помышлений — Суд Божий.

Что за оружие пронзит сердце Богородицы? Это было пророчеством о Распятии, которое ждало ее Сына. Ведь гвозди и копье, от которых принял смерть Спаситель, прошли нестерпимой болью через ее материнское сердце. Есть икона Богородицы — яркая иллюстрация этого пророчества. Она называется «Умягчение злых сердец». Иконописцы изображают Богоматерь стоящей на облаке с семью воткнутыми в сердце мечами. Анна-пророчица В день Сретения в Иерусалимском храме произошла еще одна встреча. К Богоматери подошла 84-летняя вдова, «дочь Фануилова». Горожане называли ее Анна-пророчица за вдохновенные речи о Боге. Она много лет жила и работала при Храме, как пишет евангелист Лука, «постом и молитвой служа Богу день и ночь» Лк 2:37—38.

Анна-пророчица поклонилась новорожденному Христу и вышла из Храма, неся горожанам новость о пришествии Мессии, избавителя Израиля. А Святое Семейство вернулось в Назарет, так как исполнило все положенное законом Моисея. Сретение — это встреча с Господом. Старец Симеон и Пророчица Анна оставили свои имена в Священном Писании, потому что дали нам пример — как принять Господа с чистым и открытым сердцем. После встречи со Христом Симеон отошел к праотцам, чтобы ждать Воскресения Христова. И, представьте, смерть стала для него огромным счастьем! Праведный старец прожил долгую жизнь — по преданию, ему было больше трехсот лет. Многие скажут «счастливчик», потому что мечтают жить вечно. Но почитайте рассказы долгожителей, которые превысили возраст, отпущенный человеку Богом, — сто двадцать лет. Мне запомнился один телесюжет: древнюю старушку к журналистам вывела пра-пра-правнучка, которая тоже далеко не молода.

Согбенную бабушку разогнули и спросили: «К тебе здесь телевидение пришло. Что ты можешь сказать? Почему Он меня не забирает? И, приняв из рук Девы Марии Богомладенца, возрадовался. Теперь, когда он своими глазами увидел Спасителя, Господь отпускает его из мира тленного — в мир Горний. Так и мы, однажды встретив Бога, должны понять: время греха, слабостей и своеволий прошло. Настает время блаженства! Неслучайно Сретение происходит с сорокадневным Младенцем. Он мал и беззащитен, но одновременно — велик и полон торжествующей радости. Таким должен быть человек, узнавший Христа, — новорожденный христианин.

Полным ликования. Сретение — это не просто день из далекой новозаветной истории. Хотя бы раз в жизни любой человек оказывается в доме Божием — в храме. И там с каждым происходит его личное Сретение — встреча со Христом.

С крыш капает — хорошо уродятся пшеница и конопля. Ветреная погода — к урожаю фруктов. Для русского человека Сретение Господне было связано с первой встречей весны, которая к этому дню уже буквально чувствовалась в воздухе! Морозы на Сретение считаются последними. На Сретенье зима весну встречает. Не следует в этот день собираться в дальнюю дорогу — есть риск увязнуть в первой распутице.

В старину на Сретение зажигали в храмах громницы — особые свечи, пламя которых защищало жилище от пожаров и нечистой силы. Также громницы давали умирающим людям, чтобы поскорее облегчить их страдания. До сих пор в церквях освящают сретенскую воду, которой можно лечить некоторые болезни. Если покормить овсом в этот день домашнюю птицу — она будет хорошо нестись и выводить много потомства. Такую воду рекомендовано использовать для лечения различных заболеваний, порчи и сглаза. Также сретенскую водичку можно добавить в еду домашним животным и птицам, чтобы отвести от них болезни и защитить от наговоров и зависти. Если же нет возможности отстоять всю службу, то можно просто зайти в церковь и приобрести свечки, одну из которых нужно обязательно зажечь, придя домой, а затем дать ей прогореть до конца. Согласно народным поверьям, кто этого не сделает, тот в течение года может столкнуться с большими неприятностями, как в личной жизни, так и в деловой сфере. Все остальные свечки надо положить в укромное место и вынимать по мере необходимости, зажигая их перед важными жизненными событиями или же для избавления от болезней. Считается, что деньги так же исчезнут без следа, как и еда, разложенная по тарелкам.

Наши предки говорили, что после такого путешествия нескоро домой вернешься. По этой же причине стоит отказаться от вышивания и вязания. В случае, когда без веника не обойтись, например, что-то рассыпалось, нужно смести все в угол у входной двери, а мусор вынести на следующий день. Лучше в этот день ограничиться душем. Сегодня к распитию спиртного могут присоединиться бесы, общение с которыми до добра не доведет. Нарушавший запрет будет всю жизнь расплачиваться, также наказаны за этот поступок будут и его потомки. Что можно и обязательно нужно сделать 15 февраля на Сретение 15 февраля надо обязательно приготовить блины с разными начинками. По народной примете, тогда весь год проживешь в радости. И, как говорит народная мудрость, чем больше блинчиков будет съедено на Сретение, тем больше веселья и счастья будет на протяжении года. Сретение праздник Сретение Господне — один из 12 важных церковных праздников, который празднуют на сороковой день после Рождества, — 15 февраля 2 февраля — по старому стилю.

Сретение является праздником непереходящим, поэтому дата его празднования остается неизменной из года в год. В переводе со славянского «сретение» означает «встреча». Праздник был установлен в честь встречи младенца Иисуса со старцем Симеоном Богоприимцем, прожившим 300 лет в ожидании этого события, и которому было обещано Богом, что он не умрет, пока не увидит Христа. На сороковой день после Рождества Христова, когда Мария с Иосифом принесли младенца Иисуса в храм, чтобы совершить благодарственную жертву за первенца, эта знаменательная встреча праведного старца Симеона с младенцем Иисусом и произошла. Верующие считают, что именно на Сретение люди встречаются с Господом, поэтому и готовятся к этой встрече — идут в церковь и получают свечи после богослужения. Ценятся эти свечи за свою огромную силу: они защищают семью от невзгод и недугов, жилье — от нападок природных стихий, человека — от сглаза, а посевы — от града. Хранят эти свечки до следующего праздника Сретения, зажигая лишь в дни непогоды, при начале пожара, во время родов, приступа эпилепсии, а также, когда человек покидает этот мир. Из храма 15 февраля приносят и воду, собранную предварительно с сосулек, капающих в этот день, и затем освященную в церкви. Такая вода помогает исцелить все болезни, как физические, так и духовные, оградить воинов от ранения. Ее же используют для кропления ульев перед началом сезона сбора меда и домашнего скота перед их первым выходом на пастбище после зимнего стояния в хлеву.

Обряды, ритуалы, традиции на Сретение С праздником Сретение связано много традиций и ритуалов. Так традиционно в этот день курам, чтобы они хорошо неслись и были яйца вкусные и крупные, давали овес. Выгоняли в первый раз скотину в загон из теплого хлева. Проверяли семена на всхожесть, чтобы посеять только самые лучшие. Белили деревья в саду. Все это проводилось до обеда, а после уже можно было отмечать и сам праздник Сретения. По этому поводу пеклись блины, символизирующие Солнце, а также пелись песни, прославлявшие это небесное светило, поскольку по народному календарю Сретение Господне является также днем встречи зимы и лета. Главное, чего нельзя делать на Сретение Господне, — это заниматься домашними делами и грустить, так как Солнце не любит печаль, а значит, не ответит своим теплом, таким нужным как людям, так и животным. Обряд в Сретение на семейное благополучие Утром с трех «плачущих» сосулек набрать воды и отнести ее в храм, где освятить. Вернувшись, перелить в емкость и поставить на стол, покрытый скатертью белого цвета, на котором поместить три свечи, освященные сегодня же.

Затем трижды шепотом прочитать «Отче наш» и отпить трижды из емкости. Потом наклониться над стаканом и произнести такие слова: «Вода из сосулек плакучих набрана, ими выплакана, теперь мне не плакать, не реветь, а только от счастья веселеть. Так тому быть — так тому бывать»!

15 февраля 2025 года – Сретение Господне: история, смысл, молитвы (+видео)

Что за праздник Сретение Господне, когда отмечают в 2023 году, что произошло в этот день и как его правильно провести. Что такое Сретение, какие молитвы читать. Сретение Господне 2024: чему посвящен праздник и чего категорически нельзя делать. Пожертвовать и попросить помолиться:Пожертвование на просветительские проекты или иные нужды:карта Сбербанка: 5469 5500 2810 6794карта ВТБ: 5368 2901 6029 07.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий