Как жителям Камчатки проголосовать на выборах президента дистанционно, подробно расскажет ФедералПресс. Как жителям Камчатки проголосовать на выборах президента дистанционно, подробно расскажет ФедералПресс. Проголосовать за кандидата на выборах Президента России в 2024 году можно было через онлайн-голосование (ДЭГ) или на избирательном участке.
ЦИК утвердил список регионов, где на выборах можно будет проголосовать дистанционно
Именно задержка с публикацией результатов ДЭГ на выборах в Госдуму в 2021 году вызвала претензии у оппозиции, связанные с непрозрачностью процедуры. Тогда председатель ТИК ДЭГ Илья Массух утверждал , что к задержкам привела функция отложенного решения, в рамках которой избиратели в Москве могли в течение трёхдневного голосования менять своё решение несколько раз. Впрочем, доверия к системе такие сбои в любом случае не добавляли. Учитывая, что вместо 7 регионов в ДЭГ в этот раз будут участвовать 25 субъектов, отсутствие эффективных решений уже выявленных проблем могло привести к их усугублению. Введение единой процедуры для всей страны и делегирование части ответственности из центра на региональный уровень должно помочь этого избежать. К слову, процедурная и техническая унификация пока задерживается.
Как сообщила глава Центризбиркома Элла Памфилова, Москва проведёт онлайн-голосование на собственной платформе, а остальные 24 субъекта воспользуются федеральным ресурсом. В этой статистике кроются в том числе минусы высокотехнологичного волеизъявления. Внедрение ДЭГ оказалось дорогостоящим и сложным с организационной точки зрения мероприятием. Она пояснила, что для одобрения дистанционного голосования регионы должны выполнить определённые нормативы по охвату качественной интернет-связью и доле населения, пользующейся порталом госуслуг. Кроме того, как и любой сервис, связанный с всемирной сетью, ДЭГ не застрахован от рисков кибератак и несанкционированного вмешательства в его деятельность.
О том, что подобные угрозы будут возрастать по мере приближения единого дня голосований, рассказал председатель «Независимого общественного мониторинга», член СПЧ Александр Брод.
В единый день голосования 10 сентября 2023 года онлайн-формат смогут использовать 25 регионов. Все они будут голосовать на федеральной платформе ДЭГ. Помимо перечисленных регионов, ДЭГ проведет Москва на собственной платформе.
Источник «Ведомостей», знакомый с техническим обеспечением ДЭГ, допустил, что с помощью VPN россияне в других странах все-таки смогут проголосовать. Действительно, голосовать из-за рубежа по закону возможно только на федеральных выборах, поскольку в таком случае избиратели не привязаны к конкретным регионам если речь не идет о выборе депутата-одномандатника. Причем во время выборов депутатов Госдумы партии сами определяют, в пользу какой из региональных групп закрепить зарубежные голоса. Голосовать могут официально проживающие за границей граждане, которые стоят на учете и голосуют на специальных участках в консульских учреждениях.
И то, и другое происходит с помощью авторизации в Госуслугах. Завершением этих процедур станет ввод проверочного кода, который поступит на телефон. Анонимизация с помощью слепой подписи Избирателя, который собирается заполнять бюллетень, необходимо обезличить. В ДЭГ это происходит с помощью протокола тайного голосования — по-другому его называют слепой электронной подписью. Сначала избиратель получает идентификатор — условный набор цифр. Этот идентификатор нужно отправить на проверку регистрационному сервису. Сервис проверяет только наличие права на участие в голосовании, но не может проверить персональные данные. Затем сервис подписывает идентификатор электронной подписью и возвращает подпись избирателю. В итоге человека, который заполнил бюллетень, невозможно определить. Переход в анонимную зону на другой домен Для заполнения бюллетеня избиратель переводится в неавторизованную зону на другой домен. Там уже не нужно вводить никаких паролей и логинов. Шифрование бюллетеня и перенос его в распределенное хранение Заполненный бюллетень система зашифровывает открытым ключом и отправляет в электронный компонент «Распределенное хранение и подсчет голосов». Преимущества ДЭГ перед очным голосованием Дистанционное голосование соответствует принципам, закрепленным в законе «Об основных гарантиях избирательных прав»: личное голосование; запрет на присутствие третьих лиц в процессе волеизъявления; запрет на «двойное» голосование; тайна выбора каждого избирателя. Вместе с тем технологии наделяют ДЭГ дополнительными гарантиями.
В чем суть ДЭГ?
- В России пройдёт электронное голосование. Как оно устроено и насколько безопасно
- Последние комментарии
- ЦИК утвердит трёхуровневую систему наблюдения за дистанционным электронным голосованием
- Как проголосовать онлайн через госуслуги на выборах президента в 2024: пошаговая инструкция
- Выборы через смартфон: Пять вопросов о дистанционном голосовании
- Как работает онлайн-голосование и почему это безопасно
Вы точно человек?
Доказав ее прочность, специалисты будут использовать ДЭГ в этом году на выборах в 24 регионах, а в следующем — уже в 30. Дистанционное электронное голосование или ДЭГ — это система, с помощью которой избиратели могут проголосовать на выборах через интернет без использования бумажного бюллетеня. Особенно в столице, где опубликование результатов ДЭГ на выборах в Госдуму перевернуло итоги традиционного голосования – отстававшие кандидаты из пула мэра Сергея Собянина оказались на первых местах. Так политологи комментируют итоги третьего дня голосования на выборах президента России, где явка составила 73,33%, а Путин набрал 87,68% (после обработки 30,04% протоколов).
ЦИК разрешил 24 регионам провести в сентябре электронное голосование
Теперь подробно рассмотрим процесс дистанционного электронного голосования и его реализацию компонентами ПТК ДЭГ. За ДЭГ отвечает ЦИК России – независимый федеральный государственный орган с исключительными полномочиями в сфере подготовки и проведения выборов. ДЭГ подразумевает сбор голосов граждан без использования бумажных бюллетеней, но с помощью специального программного обеспечения. 13 февраля 2024 года председатель территориальной избирательной комиссии (ТИК) ДЭГ Олег Артамонов заявил, что назначение наблюдателей за ДЭГ на выборах президента РФ пройдет в период с 4 по 11 марта[51]. Дистанционное электронное голосование (ДЭГ) — это система, которая позволяет избирателям принимать участие в выборах и при этом не посещать избирательный участок. Дистанционное электронное голосование (ДЭГ) – это голосование без бумажного бюллетеня по интернету на портале
Как работает дистанционное электронное голосование
- ЦИК утвердит новый порядок наблюдения за ДЭГ на выборах 8 сентября
- Электронное голосование решило исход выборов в 30-м округе
- Москва задает тренд
- Выборы Президента России — 2024 / Проекты / Сайт Москвы
- ДЭГ на выборах президента будут проводить лишь те 30 регионов, у которых есть такой опыт
- Россияне за пределами РФ не смогут голосовать на выборах через ДЭГ - Ведомости
Как наблюдать за электронным голосованием
Еще одно преимущество ДЭГ — это отсутствие человеческого фактора в процессе организации выборов и подсчета голосов. «Безусловно, внедрение ДЭГ влияет на прозрачность выборов, но только на начальном этапе. важное решение, которое окажет влияние и на ход предстоящей кампании, и на ее результаты, и уж точно эта тема будет будет одной из самых обсуждаемых в контексте разговора о предстоящих в сентябре выборах. Первый опыт широкого использования дистанционного электронного голосования (ДЭГ) на выборах в Государственную Думу в 2021 году вызвал масштабный скандал.
ДЭГ на выборах президента: когда и как подать заявление, чтобы проголосовать онлайн?
Так, в Москве в восьми думских округах из пятнадцати по итогам голосования на обычных избирательных участках побеждали оппозиционеры: как, например, «яблочник», депутат Мосгордумы Сергей Митрохин. А когда к бумажным результатам добавили электронные — все перевернулось, и выиграли сплошь провластные кандидаты при этом Митрохин, уверенно побеждавший на «бумажных участках», уступил поддерживаемому властью члену ОНФ Олегу Леонову, несравнимо меньше известному москвичам. Движение «Голос», объявленное иностранным агентом, дало на законопроект Вяткина — Ламейкина разгромный отзыв, констатируя: он «закладывает основу для непрозрачного и недоступного для проверок внедрения и применения систем ДЭГ». С этим трудно не согласиться: сколь не играй словами «аутентификация», «анонимизация», «зашифрование» и «расшифрование», ДЭГ не обеспечивает тайны голосования, не дает никаких гарантий того, что все его участники существуют в реальности а не являются ботами, сгенерированными теми, кто имеет доступ к системе , и не допускает никакого общественного контроля за ходом и подведением итогов голосования. Более того, нет никакой уверенности в том, что система не подвержена внешнему воздействию в целях изменения результатов голосования на нужные властям. Проще говоря, кто поручится, что органы власти, контролирующие ГАС «Выборы» и прочие «государственные информационные системы», не могут «подправить» результаты ДЭГ? Ведь схватить их за руку при воровстве голосов или их «вбрасывании» практически невозможно. Это значит, что нарушается главная гарантия избирательных прав — уверенность в том, что результаты выборов будут соответствовать воле избирателей. Да, эта гарантия сейчас не обеспечивается и бумажным голосованием — относительно подконтрольным и прозрачным.
Относительно — потому что и на реальных избирательных участках нередки случаи, когда выгоняют наблюдателей, вбрасывают бюллетени и подделывают протоколы. Но все же это не идет ни в какое сравнение с ДЭГ, где ничего не проверить и не пересчитать — при полном отсутствии внешнего контроля. Да и физически нечего, если что, «пересчитывать» — тем паче в законе специально прописано, что невозможно установить связь между персональными данными избирателя и результатом волеизъявления.
Да и компьютеры не у всех есть. Если по умолчанию, то, думаю, цифровизация будет воспринята равнодушно, по принципу «хуже не будет». В выборы как институт уже давно никто не верит из-за разочарований, постигших новосибирцев по поводу деятельности избранных ими мэров и губернаторов. Другое дело, что эта точка зрения ошибочная. Если взламывают базы Пентагона, то взлом информационного банка какой-то региональной избирательной комиссии — это задача для третьекурсника СибГУТИ. Контроль со стороны народа в процессе формирования региональных элит может быть утрачен полностью. Со всеми вытекающими последствиями, в том числе фантасмагорического характера, что и не снилось нашим мудрецам.
Мне кажется, в этой ситуации уместен осторожный подход: дистанционное голосование должно быть дублировано голосованием какой-то небольшой, но репрезентативной группы. Скажем, предоставить это право работодателям — руководителям предприятий, где занято девять и более человек. Это «экспертное» голосование, которое не может иметь законной силы, но оно может выступать в роли индикатора законности проведенного цифрового голосования. Сильное расхождение может стать основанием для запуска процедуры опротестования результатов выборов. Роман БУБЕНОВ, адвокат, член Общественной палаты Новосибирской области: — Новые информационные технологии уже давно прочно вошли в нашу жизнь, а сервис «Госуслуги» очень облегчает и помогает экономить время на обращения в государственные органы. В случае, если на «Госуслугах» появится новый сервис в виде электронного голосования, то это может повлиять на существенное увеличение количества избирателей, принимающих участие в выборах. Думаю, что со мной согласятся многие. Любому из нас гораздо проще проголосовать с использованием сервиса электронного голосования, тем более что не нужна физическая привязка к нахождению на конкретной территории в дни голосования. То есть можно спокойно в выходные дни заниматься своими делами и при этом исполнять свой гражданский долг, участвуя в выборах посредством электронного голосования. Очень комфортный и удобный сервис.
Я считаю, что его особенно оценит наша молодежь, и количество участвующих среди них в выборах значительно возрастет. Самое важное при этом в дистанционном электронном голосовании обеспечить условия тайного голосования, а также возможность общественного наблюдения в данном сервисе.
Речь может идти и о точечных вмешательствах, направленных на подмену реальных голосов, и о попытках вывести из строя всю систему. Вряд ли кто-либо со стопроцентной уверенностью возьмётся утверждать, что все атаки точно будут отбиты, а значит под определённым давлением оказывается легитимность всего избирательного процесса. Очевидно, взвесив все за и против, несколько регионов самостоятельно отозвали свои заявки на проведение ДЭГ.
В итоге Центризбиркому не пришлось отказывать никому из оставшихся претендентов. Электоральный юрист Гарегин Митин в разговоре с «Московской газетой» отметил, что ДЭГ на начальном этапе своего применения может указать воздействие на уровень легитимности выборов, однако по мере совершенствования технологий и процедур негативный эффект должен пойти на спад. В целом же этот формат голосования, по словам специалиста, уже зарекомендовал себя хорошо. Насколько мне известно, работа над визуализацией процессов ДЭГ активно ведётся. Конечно, всю процедуру ДЭГ следует перенести в федеральный закон, но, на мой взгляд, этот эксперимент следует считать успешным», — заключил Митин.
Возможно, вышеупомянутая визуализация в будущем позволит наладить более эффективный общественный контроль за процессом голосования, отсутствие которого эксперты называли главной проблемой ДЭГ. Специалист по информационной безопасности Михаил Самошкин отмечал , что при недоступности полного исходного кода сервиса нельзя с уверенностью говорить, как работает эта система и как считаются поступающие голоса. Это закономерно порождает недоверие части общества к новинке. Здесь стоит добавить, что даже публикация полных исходных кодов вряд ли решит проблему полностью.
Более того, на встрече со студентами физтеха пропагандист московской системы Алексей Венедиктов признан СМИ-иноагентом уже «предсказывал» и оправдывал ожидаемые властями результаты ДЭГ: «Раз «умное голосование» против, значит в ДЭГ будут только одни единороссы, как в США в почте только демократы». Экспертная группа для оценки федеральной системы электронного голосования была создана и при Центризбиркоме, но, в отличие от довольно открытой московской группы, сформирована она была из правильных людей, и чем они там занимались, узнать нельзя. Известно только, что эти эксперты положительно оценили результаты тестирования ДЭГ, о чём сообщалось в новостях на сайте ЦИК. Уроки Геббельса Так как система электронного голосования существенно сложнее обычной бумажной, а в её работу вовлечено существенно больше и людей, и компьютерных систем, то, казалось бы, и разъяснений о том, как она работает, и возможностей для наблюдения должно быть больше. Но разъяснения не отличаются ясностью, а про наблюдение за специфическими для электронного голосования моментами идеологи ДЭГ стараются вообще не говорить.
Например, Алексей Венедиктов признан СМИ-иноагентом на своей радиостанции «Эхо Москвы» обращается к эмоциям избирателей, многократно повторяя, как хорошо вся московская система голосования защищена или что шифрование происходит на стороне пользователя. Впечатление такое, что он хорошо выучил уроки доктора Геббельса о том, что ложь, повторенная многократно, перестаёт быть таковой. Нынешний генеральный секретарь Партии прямой демократии Олег Артамонов в своих телеграм-каналах, блогах и на сайте партии публикует длинные занудные посты про пользу электронного голосования и замечательность применяемых в федеральной системе математических методов. Но оба пропагандиста, как профессиональные иллюзионисты или напёрсточники, если хотите , заставляя потребителей фокусироваться на одних деталях, отвлекают внимание от действительно важных моментов. Считается, что это очень надёжно и безопасно. Но важный момент состоит в том, что, в отличие от обычного голосования, где независимая избирательная комиссия убеждается в личности голосующего, сверяя человека, его паспорт и прописку, в организованном сейчас в России электронном голосовании проверку осуществляет организация, которая и логин проверяет, и обеспечивает сам процесс волеизъявления граждан. Трюк в том, что списки проверены многократно, и в них действительно настоящие люди. А вот сами ли они голосуют или за них это делает организатор голосования, никак наблюдать нельзя. Ещё очень важный момент состоит в том, что применяемые математические протоколы тайного голосования обеспечивают эту тайность только в том случае, если если протоколы идентификации избирателя, выдачи бюллетеней и подсчета голосов существуют и работают независимо друг от друга.
Собственно, эта группа математических протоколов так и называется «протокол двух агентств».