Новости блокада ленинграда глазами детей

После прорыва блокады осада Ленинграда вражескими войсками и флотом продолжалась до сентября 1944 года. Этой дате была посвящена выставка рисунков учащихся нашей школы «Блокада Ленинграда глазами детей». Педагог напомнила бердчанам, что блокада Ленинграда — самая продолжительная и самая страшная осада города за всю историю человечества. Дети блокадного Ленинграда (воспоминания разных людей). «К началу войны мне не исполнилось еще и 7 лет. Ребята увидели документальный фильм «Блокада Ленинграда глазами детей».

Блокада - глазами детей

Очень скоро в доме отключили свет, тепло, водопровод, канализацию. Стало темно и холодно. Ночью закрывали окна черными шторами для светомаскировки. Свечей уже не было — к тому времени их съели. Для освещения использовали коптилку — крохотный фитилек в баночке с какой-то горючей жидкостью. В углу комнаты была большая красивая печка, но топить ее было уже нечем, дров не было. Всем в жилконторе выдали печки-«буржуйки». Топили «буржуйку», чем попало, выставляя трубу в форточку. Все тепло вылетало наружу.

В комнате все равно было холодно, только рядом с печкой было чуть теплее. Она остывала быстро. Готовить на ней все равно было нечего, можно было только чайник с водой подогреть. Первая блокадная зима была лютая. За водой мама куда-то ходила с саночками или топила снег. Транспорт весь встал, вмерзнув в лед. Мама с папой ходили на работу пешком и очень уставали. Я сидела дома с тетей, болела и мерзла под одеялом.

Секунды блокадного времени - В нашей комнате висела черная тарелка - радио. Оно не выключалось ни днем, ни ночью. Радио очень поддерживало ленинградцев. Работающее радио означало, что город жив, что есть надежда. Когда не было трансляций, из тарелки постоянно раздавались мерные звуки метронома. Если ритм метронома убыстрялся, это означало приближение воздушной тревоги. На всю жизнь мне запомнился этот стук... Как только по радио раздавался сигнал тревоги, мы бежали в соседний дом, в бомбоубежище.

Если не успевали добежать до начала обстрела, укрывались в подворотне дома. Там стояли девушки из противопожарной обороны, которые уже не выпускали на улицу никого. Мы, дети, принимали в войне самое деятельное участие. Мы быстро научились различать по звуку, вражеские или наши самолеты летают над городом. Распознавали снаряды и бомбы, которые летели на нас от немцев. Зажигательных бомб «зажигалок» мы не боялись. Мальчишки или девушки из команды ПВО тушили их на крыше песком или водой, иногда сбрасывая вниз на землю. Огромные фугасные бомбы были гораздо страшнее: они падали вниз с оглушительным свистом, при попадании обрушивая сразу весь дом.

На всю жизнь я запомнила скрещивающиеся в небе лучи прожекторов, все эти бомбежки, обстрелы, разрушенные дома и пожары... В детском доме - Самую страшную беду в город принес голод. Люди начали умирать от голода и холода в замерзающих квартирах... Папа умер в декабре 1941 года. Я очень хорошо это помню, хотя ничего тогда не поняла.

Выставку рисунков открыли в организации «Жители блокадного Ленинграда».

В работах отобразилась суровая обстановка осажденного города. Когда сомкнулось блокадное кольцо, в Ленинграде оставалось 400 тысяч детей. Они были вынуждены с 12-14 лет работать на производствах — становились сборщиками и станочниками, а пионеры носили воду семьям красноармейцев, разносили почту по домам, выступали в госпиталях.

Алексей Васильевич отпросился ненадолго, принес детям горсть муки. Успел даже испечь лепешки. И ушел. Больше они его не видели.

Фото отца Зои Алексеевны Зимой мать забрала детей на работу: Зоя слышала, что приходили какие-то люди, предупреждали, чтобы их не оставляли одних дома. Карточек у них не было, а жрать надо что-то, вот за слабыми и охотились. Да какая там охота — ни кричать, ни сопротивляться мы уже не могли. Двери не закрывали: то ли замок перекосило, то ли мама надеялась, что выбежим при бомбежке. В соседней комнате потом уже другая семья поселилась — тоже мать с детьми. Мы еще передвигали ноги, а там одна девочка не вставала, лежала, распухшая от голода. А может, и мертвая — холодно, топить буржуйку было уже нечем, всю мебель сожгли.

Но мама говорила, что пока она лежит, эта семья живет: карточку ее делит. Папа не знал, что мы выжили На маминой работе было теплее. Зоя Алексеевна говорит, что это был завод «Вена», хотя в истории предприятия значится, что оно было закрыто с началом блокады. Но моя собеседница помнит нары в два яруса и главное — жмых, который выдавали рабочим: черную массу, оставшуюся после выжимки масла из семечек. Сама, наверное, оформлять документы пошла. Забросили узел в грузовик, нас на него посадили. Понимаю, что надо маму подождать, а сказать не могу: сил нет ни говорить, ни плакать.

Поехали уже, и тут женщина какая-то как закричит! Видим — мама наша бежит за машиной. Падает, поднимается, снова бежит. Но остановились, подобрали. А папа, потом его сестра рассказывала, нас искал. И уже никто не подсказал, умерли, наверное, все в доме. Больше мы его так и не увидели: пропал без вести при прорыве блокады.

Я и сейчас не понимаю: как танк может без вести пропасть? Хотя военком сказал, что на Ленинградском фронте земля горела, не только железо. Танкист А. Петров Эвакуированных везли сначала по Ладоге, потом по железной дороге. Не все добрались живыми. В поезде кормили, и не все могли удержаться, чтобы не съесть сразу тарелку пустого супа. После блокадной пайки это было смертельно для голодных людей.

Петровых распределили в Курганскую область, в деревню Прудки Макушинского района. Ее на склад взяли зерно охранять, работать она не могла. Смешно, конечно: какой из нее охранник — маленькая, худенькая, еле ходила. Но пожалели люди добрые. Зерно нам разрешили есть, кашу из него запаривали. До 1946 года прожили, окрепли маленько. Жили сначала в общежитии — 12 семей в комнате, где Петровым выделили одну кровать на троих.

Через год дали комнатку размером 10 метров в финском домике. Адрес отпечатался в памяти Зои Алексеевны: правый берег Невы, Веселый поселок, дом 55. Бутылку подберем, сдадим, пять рублей получим — вот и хлеб. Мама без выходных, без отпуска работала. На заводе талоны на одежду и обувь давали, нас одевала, а себе юбку сшила из того одеяла, что в эвакуацию с собой брали. Я хотела работать после 8-го класса пойти, она сказала — «учись».

Доска и шкаф, и стол, И, как всегда, стоит за партой парта, И, свежевымытый, сосною пахнет пол, И на столе — потрепанная карта. Как зачарованный, сегодня класс притих, Ведет наставница в извозчичьем тулупе Воспитанников колпинских своих Вслед за указкою — по знойной Гваделупе.

Записей не вели, так как в неотапливаемых классах не только мерзли худые детские ручонки, но и замерзали чернила. Ничего лишнего, скупой ясный рассказ. Детям трудно готовить уроки дома; значит, нужно помочь выучить их в классе.

В Бердске взглянули на блокаду Ленинграда глазами детей

Мама Ларисы Янушанец была там со своим братом, 7-летним мальчиком. Ее дедушка был инженером-строителем и секретарем экспертного совета в архитектурно-планировочном отделе Ленсовета. Там он стоял на краю окопа, его волосы раздувались ветром, а под фото была подпись: «Руководитель работ по строительству Лужского рубежа Дмитрий Павлов». Всю осень 1941 года дедушка был на фронте, в декабре его привезли на машине, очень сильно исхудавшего. Он умер 16 января 1942 года. В этот день ему было выписано направление в только что открывшийся санаторий для дистрофиков», — поделилась Лариса Янушанец. Одно яблоко Александр Пацовский рассказал историю своей бабушки Зинаиды Лебедевой. Она родилась 25 июля 1920 года и всю блокаду проработала слесарем на Ленинградском Адмиралтейском объединении. Например, как ее с подругой, еще молодых девчонок, опекали товарищи по заводу бабушкина подруга, к сожалению, до Победы не дожила — от нее нашли только руки после взрыва на их складе с пироксилином. Как ей с мамой по Дороге жизни доставили посылкой коробку конфет и большое яблоко. Они положили коробку на антресоли и отвлеклись буквально на минуту, а пухлый от голода четырехлетний соседский мальчик Сережа непостижимым образом добрался до нее: он ел и плакал, и они плакали, но не ругали, понимали — голод.

А мальчик потом все же умер, в ту же зиму 1942 года... Он добавил, что его бабушка была «обычной труженицей и работала до конца жизни». Ее не стало 27 апреля 1991 года. Просили маму идти за хлебом Блокадница Нина Пыркова сейчас живет в Московской области. Об акции по сбору блокадных воспоминаний она узнала случайно, от своей подруги, приехавшей в наш город на экскурсию. Знакомая блокадницы отправила ей фотографию дома 42 на канале Грибоедова. Нина Пыркова жила в нем во время блокады. Иногда ее заставал сигнал воздушной тревоги и мы боялись, что она уже не придет». В блокаду умерли брат Нины Пырковой и бабушка... И благодарность вашей газете за память», — резюмировала Нина Пыркова в письме «Петербургскому дневнику».

Такое время... Житель Петербурга рассказал, что его дед, Роговой Залман Беркович, был призван в Красную армию в августе 1941 года и воевал на подступах к Ленинграду. Он погиб в апреле 1942 года.

В Стрелецкой средней школе для учащихся 6 класса провели урок волонтеры школьного отряда «Первые ласточки». Активисты рассказали о страшном событии «Блокада Ленинграда», показав ученикам суточную норму хлеба. Ребята выполнили тематические задания, посмотрели видеоролик «Блокада Ленинграда глазами детей», после чего состоялось обсуждение просмотренного фильма. В конце урока Председатель регионального штаба общественного движения «Волонтеры Победы» Кирилл Ишков поделился своими эмоциями, а также напутствовал, что каждый должен помнить о том подвиге, который совершили ленинградцы.

Пресс-служба Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Воронежской области.

Еще мучительнее было видеть глаза людей, бесцельно простоявших в очередях с 4-5 утра до самого вечера. На улице темно, метет снег, а люди, покачиваясь, плетутся домой, где их ждут голодные рты. Когда же это закончится? Она сидела за столом и писала: «Это, наверное, как кризис в болезни. Хуже не будет. Это надо пережить, потом все наладится. Скорей бы. А то сил становится с каждым днем меньше. Мне стыдно писать это, здоровой 16-летней девушке». Она провела ладонью по лицу. Оно опять опухло. А папа весь сгорбленный, он выглядит совершенным стариком, на работу ходит с палочкой, а ему ведь 46! Мама совсем больна, сердце… Транспорта нет, и ей приходится каждый день ходить пешком на работу в капеллу, а это так далеко. Зачем из-за школы я бросила завод, зачем? Она прислушалась… Мертвая тишина. Мертвый город. Ни звона трамвая, ни сигнала автомобиля, ни гудка паровоза, ни звука человеческого голоса. Дома тоже тишина, радио молчит. Лидия с надеждой посмотрела на него: «Сказали бы хоть что-нибудь ободряющее». И вдруг словно исполняя ее желание, радио ожило, голос диктора громко проговорил: «Послушайте статью: «Зверские издевательства фашистских палачей над…». Слова резали ее сердце, как нож: «Господи! Нет, пусть уж лучше тишина! Ночью ее разбудили гулкие раскаты. Разрывы снарядов где-то совсем близко. Лидия машинально отсчитывает секунды. Взрывы следовали один за другим секунд через 20. Она лежала и думала: «Боже, где-то рядом умирают люди. Когда-нибудь придет и наша очередь. Как не хочется умирать! Убежать бы куда-нибудь в лес, в поле, к природе. Сейчас, именно сейчас слышать шум деревьев, обнимать их стволы и протягивать руки к теплому солнцу — какое это счастье! Неужели никогда, никогда не будет? Неужели все занятия были? Более того, если какой-нибудь учитель не приходил, пытались найти замену. Мешали учиться обстрелы, и, конечно, голод и холод. Потом мы помогали городу, чем могли. Лишь к пятому уроку дети и учителя поднялись в классы. Немного осталось учеников. Кто работал, кто ослаб от голода. Не было и подруги Ирины — сидела дома. Их семья жила только на пайку, и девушка уже с трудом ходила. Другая ее подруга — Маргарита — оптимистка, не унывала ни при каких условиях. Опять воздушная тревога. Свист, удар, еще удар, и еще. Три бомбы… Пол закачался под ногами. От страха Лида и Маргарита прижались друг к другу. Как оказалось, бомбы разрушили несколько домов совсем близко от школы. Девушки выбежали на улицу. Мимо несли раненых. Развалины были уже оцеплены. Через пять минут — новый сигнал тревоги. И так каждый день: обстрел начинался в 12-13 часов, а кончался в 17-18. Теперь воду надо было набирать самим. Сначала ее брали из люка с помощью консервной банки, прикрепленной к шесту. Но потом все замерзло. Воду брали из Обводного канала. Она была желтая и мутная. Иногда растапливали лед и снег. Но его с каждым днем все труднее было найти. Канализация не работала, и люди выбрасывали нечистоты прямо на улицу. В ее руках — кастрюлька, наполненная снегом. Подняться ребенок не мог. С мольбой смотрела она на худую, шатающуюся от слабости женщину, что спускалась вниз. Глаза их встретились. Лидия поняла: «Надо помочь во что бы то ни стало». Она забрала у девочки кастрюльку, но та все равно не могла идти. Тогда Лида взяла ребенка на руки.

УКРАДЕННОЕ ДЕТСТВО

Так, в средней школе № 25 города Калуги прошёл классный час, посвящённый блокаде Ленинграда. 125 блокадных граммов. Классный руководитель Ялукова И.В. продемонстрировала видеоролик «Блокада Ленинграда глазами детей», рассказала о тех страшных днях в Ленинграде. Главная Наша деятельность Новости Троицкие школьники приняли участие в конкурсе «Блокадный Ленинград глазами детей». Журналист Дарья Боровских рассказывает ее историю — в честь 78-й годовщины снятия блокады Ленинграда. Лента новостей ДНР. Официально. 12 октября в МБУ "Анадольский СДК" оформлена выставка детских рисунков "Блокадный Ленинград глазами ребёнка" посвящённая 80-летию полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады.

Please wait while your request is being verified...

Когда началась блокада Ленинграда, во время бомбежек и артобстрелов она с ровесниками дежурила на чердаке дома и тушила зажигательные снаряды. У детей блокадного Ленинграда было свое особенное детство, непохожее на других. Этой дате была посвящена выставка рисунков учащихся нашей школы «Блокада Ленинграда глазами детей».

Воспоминания детей о жизни в блокадном Ленинграде

Другие продукты в этот период не выдавали. Но, несмотря на это, всего 125 граммов, именно такая минимальная норма выдачи хлеба спасла многих жителей Ленинграда от смерти. Ребята ознакомились с трагической судьбой Тани Савичевой, которая вела свой дневник в блокадном Ленинграде, который стал одним из обвинительным документом против фашизма. Помогли ярче представить эти события выставка книг и фотографий про блокаду, а так же презентация и фильм под названием «Блокада Ленинграда».

Люди начали умирать от голода и холода в замерзающих квартирах... Папа умер в декабре 1941 года. Я очень хорошо это помню, хотя ничего тогда не поняла.

Папа в этот день не пошел на работу. Утром я встала сама, как всегда. Есть нечего, делать нечего, папа спит...

Начала одеваться. Доставая одежду с веревки, я упала с табуретки. Раздался грохот, и я испугалась, что сейчас разбужу папу.

Но он почему-то не проснулся. Потом пришли мама и тетя, заголосили... Я не понимала, почему они плачут.

Мне было всего пять лет, и я не могла понять, что папа умер, да еще и у меня на глазах. Папу куда-то унесли, а я все говорила всем, чтобы не плакали, что он скоро проснется... В мае 1942 года умерла мама.

Опять все плакали, и я снова ничего не поняла. Кроме одного, что ни мамы, ни папы у меня больше нет, и я осталась совсем одна... И папу и маму похоронили где-то на Волковском кладбище.

Так, в шесть лет я осталась круглой сиротой, совсем больная и голодная. Тетя отдала меня в детский дом — я уже умирала, а там хоть как-то кормили. Я помню, меня привели в большую, светлую комнату.

Посреди комнаты лежал большой ковер, а вокруг него сидели дети. На ковре было очень много игрушек, и дети с ними играли. Дети были все очень тихие, никто не задирался, все молча играли в свои игрушки, каждый сам с собой.

Я села и тоже стала играть... Игрушки в блокадном Ленинграде спасали детям жизнь — и маленьким, и тем, кто постарше. Когда дети играли, они забывали о войне.

Дети даже брали игрушки с собой на работу, чтобы те не погибли во время бомбежки. У одного мальчика над станком висела клетка с чижиком. Как только начиналась бомбежка, он хватал клетку, быстро относил ее в бомбоубежище, а сам бежал на крышу — тушить пожары...

В детском доме я пробыла совсем недолго: мне было так плохо, что буквально на следующий день я попала в больницу. Очнулась я уже в больнице — одна, в темноте, не понимая, где я. Было темно, страшно, над дверью тускло горела синяя лампочка.

Я начала плакать. Пришла нянечка, стала меня утешать, говорила, что я здесь не одна, что я болею, что обо мне знают и не оставят меня, что в этой комнате еще много кроватей, и на них тоже лежат дети. С тех пор я боюсь темноты...

В эвакуации - После больницы меня взяла к себе тетя. Потом отправили уже с другим детским домом в эвакуацию.

Для меня это были годы сплошного ужаса и очень долгого ожидания конца этих испытаний. Но детская память сохранила многое: бомбёжки города, заклеенные крест-накрест бумагой окна, постоянные походы в бомбоубежище при сигнале «воздушная тревога».

Помню, как качались от взрывной волны каменные дома на улице Жуковского, где мы жили, когда в угловой жилой дом попала бомба. Помню, как мы топили «буржуйку» в комнате, чтобы согреться в лютые морозы 1941-1942 гг. Потом мама отдала меня в круглосуточный детский садик, а сама стала работать в воинской части, что конечно было необходимо. Сегодня для меня самым ценным и дорогим продуктом является хлеб, крошки которого в детском саду мы собирали в спичечный коробок.

Мне казалось, что этим лишениям никогда не будет конца, но нас сохранила судьба. Пережив блокаду Ленинграда помню, как с мальчишками мы бегали смотреть на пленных немцев, которые после войны восстанавливали разрушенные бомбёжками дома.

В конце урока Председатель регионального штаба общественного движения «Волонтеры Победы» Кирилл Ишков поделился своими эмоциями, а также напутствовал, что каждый должен помнить о том подвиге, который совершили ленинградцы. Последнее обновление: 27. Социальные сети Орловский окружной Совет народных депутатов Глава Орловского муниципального округа.

«Мама кормила нас землей с места сгоревшего склада». Они пережили блокаду Ленинграда детьми

Спасибо СК РФ за такой интересный материал ссылка на полную версию оригинала: ?v=N2DX1d8_AsE&t=16s Видео обрезано, для использов. Дети осажденного Ленинграда вспоминают, как это было. 27 января является Днём воинской славы России — это День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады (1944 год). Но кому-то надо было, чтобы мы выжили и рассказывали детям в школах, на уроках мужества о жестокой блокаде Ленинграда. Из детей, оставшихся в блокадном Ленинграде, от голода, обстрелов или болезней погиб примерно каждый седьмой ребенок. История блокады Ленинграда глазами ребенка.

Детские воспоминания блокадников

Учащиеся Рыбинской православной гимназии заняли призовые места в четырёх номинациях. Всего за участие в международной исторической программе дипломы победителей и сертификаты участников получили 38 учащихся и учителей гимназии. По материалам сообщества «Рыбинская Православная гимназия» в социальной сети VK.

Многие навсегда остались в своём времени. Их имена стали бессмертными, их подвиг невозможно забыть. С 23 января по 30 января в детской библиотеке проходит Неделя Памяти, посвященная 74 годовщине снятия блокады Ленинграда. Сотрудники информационно—справочного центра Алёшкина Е.

Ее участники говорили о блокаде Ленинграда, цитировали стихи и смотрели видеосюжеты. О тех страшных днях из первых уст рассказали пережившие их женщины — дети блокадного города. Среди всех войн, которые выпали на долю нашего государства, самое страшное — то, что произошло в Ленинграде. Страшнее этих событий, пожалуй, не было», — открыла мероприятие народный учитель Российской Федерации Ольга Ройтблат. Она напомнила, что Тюменская область в годы Великой Отечественной войны была в составе Омской, поэтому в документах значится та территория. По словам Ольги Ройтблат, в военные годы более 18 тысяч детей были привезены в Тюмень. Эти дети были из разных регионов, в том числе из Ленинграда. Ослабленных и голодных ребят везли в Сибирь, и именно здесь им старались вернуть детство — учили, воспитывали, лечили.

Чтобы расширить знания детей о войне и трагических страницах жизни в блокадном Ленинграде; пробудить в детях чувство сострадания и гордости за стойкость своего народа в период блокады Ленинграда, советником директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями совместно с активом школы был проведён кинолекторий. Перед просмотром короткометражного фильма "Блокада Ленинграда глазами детей" и фильма "Крик тишины" перед обучающимися выступил директор школы Ульянов С. После просмотра участники кинолектория обсудили кинокартины и отметили важность того, чтобы нынешнее поколение помнило подвиг тех, кто не жалел своей жизни за город, народ и страну.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий