Рецензии к фильму «Баллада о солдате» (1).
"Баллада о солдате" (1959)
"Баллада о солдате" (1959). Previous Entry Поделиться Пожаловаться Next Entry. Все отзывы о фильме1959, ссср, imdb: 8.2лучшие отзывы о фильме баллада о солдате9это самый лучший и чистый фильм из всех. Премьера «Баллады О Солдате» состоялась в 1959 году на Кинофестивале в Каннах, где фильм был встречен с восторгом критиков и зрителей.
Authorization
В советской драме «Баллада о солдате» режиссер Григорий Чухрай старался показать иную сторону войны, рассказав о жизни веселого, доброго душой и очень отзывчивого парнишки Алеши, принимающего активное участие в военных действия. Почему фильм «Баллада о солдате» обвиняли в том, что он позорит Советскую армию. Коротко о советском фильме Отечественная война унесла бесчисленное множество человеческих жертв, особенно жизни молодых парней, которые умирали ради Родины. одно из самых пронзительных кинопроизведений о войне. «Баллада о солдате» — из тех фильмов о войне, которым удается показать войну почти без демонстрации военных действий, через персонажей и переплетение их судеб. Фильм «Баллада о солдате» был также показан зарубежному зрителю.
Баллада о солдате (драма, реж. Григорий Чухрай, 1959 г.)
Немцы бросали воздушные десанты. Они надеялись захватить плацдарм на таманском берегу, запереть и уничтожить отступающую армию. Раньше это им удавалось. Так в первые месяцы войны они завершали разгром наших армий.
Но теперь мы умели воевать и, как ни велики были наши потери, успешно уничтожали десанты немцев. Бои были жестокие и кровавые. В одном из таких боёв, в районе Темрюка я был ранен.
Рана была обширная, но не опасная: осколок распорол только мягкие ткани левой ноги. Уходить в госпиталь из части, где тебя знают, терять товарищей, которым обязан жизнью и которые тебе обязаны тем же, не хотелось. Мы знали, что наш корпус выводят из боя и перебрасывают на другой фронт.
Я и ещё два легко раненых добились, чтобы нас не отправляли в госпиталь, а оставили лечиться при дивизионном медсанбате…». В послевоенные годы Григорий Наумович Чухрай хотел показать то, что переживали люди на полях сражений — силу воли человека, идущего на фронт, а также передать весь ужас тех событий. Для этого он и поступил на режиссёрское отделение во ВГИК, которое стало для него настоящим открытием.
Режиссёр Григорий Чухрай на съёмках «Нашему сверстнику, солдату, погибшему в боях за Родину, посвящается этот фильм». С этих слов начинается сценарий одного из самых пронзительных фильмов о Великой Отечественной — «Баллада о солдате». Картина была снята в 1959 году режиссёром Григорием Чухраем.
Сценаристом фильма был Валентин Ежов, который, как и Чухрай, прошёл войну, поэтому они сразу нашли общий язык.
Фильм вышел на экраны в 1959 году и не был тепло встречен публикой во многом из-за того, что был запущен очень ограниченным прокатом и только в провинциальных городах. Сразу стало понятно, что это не кино для всех. Слишком тяжелым показался фильм о сложных страницах нашей истории.
Григория Чухрая обвиняли во множестве исторических неточностей: и отпуск в начале войны был почти невозможен, и все военные в фильме носят погоны, хотя погоны ввели только в 1943 году. Комиссия, принимавшая фильм «Баллада о солдате», резюмировала, что он не вписывается в рамки и стандарты фильмов о войне. Но Чухрай был уверен, что общественное признание будет обязательно. И только на обвинения о погонах ответил, что, снимая картину, надеялся, что ее увидят за рубежом, в странах, которые освобождали советские солдаты уже в погонах.
Чтобы никто не мог сказать, что мир от фашистов освободил кто-то другой. И ожидания режиссера были оправданы.
Лишь немного портит ситуацию банальное появление Шуры Жанна Прохоренко в том же вагоне военного эшелона, в котором едет и Алёша, торопясь домой. С этих самых пор начинаются почти что романтические приключения новоявленной пары.
Финал картины чуть обескураживает и приводит в недоумение в связи с быстротой происходящего. Чухрая и один и главных советских фильмов о войне, выработавший особую мировоззренческую оптику восприятия Великой Отечественной в нашем кинематографе последующих десятилетий. Главный нововведением «Баллады о солдате» стал перенос зрительского внимания с внешних конфликтов между противоборствующими сторонами на внутренние разворачивающиеся в душах героев. Чухрай одним из первых среди советских режиссеров расширил экранное восприятие той войны — от политического противостояния до нравственного.
Конечно, любой советский военный фильм до появления «Баллады о солдате» также выступал моральным оправданием освободительной борьбы советского народа, прославлял его подвиг и возмущался бесчеловечностью нацистов. В этом смысле военный фильм — это всегда история борьбы между добром и злом. Однако, до выхода фильма Чухрая судьба рядового солдата редко ставилась в центр повествования и раскрывалась перед нами с такой человечностью и теплом. В таких фильмах, как «Баллада о солдате» война является лишь фоном, необходимым, но второстепенным, в истории простого человека, вступая, не больше не меньше, в полемику с фашистской концепцией «сверхчеловека» которая, кстати, реанимирована сегодня в массовом кино про «супергероев».
Ницшеанская концепция «сверхчеловека», лежащая в основе нацистской антропологии, является рецепцией языческих представлений о мироздании: надмирного Бога нет, или Он недоступен, значение имеет лишь горизонтальная жизнь, представляющая собой перманентную войну стихий, богов, людей. В этом смысле любая языческая космогония — это социал-дарвинизм, пронизывающий все уровни бытия, возведенный в превосходную степень Боги, герои, люди сражаются друг с другом не зная жалости, пытаясь обхитрить, обокрасть, уничтожить. Значение в этой войне всех против всех имеет лишь твой частный интерес, здесь никто никому не доверяет, коалиции сил легко модифицируются, бывшие враги становятся временными друзьями. Вплоть до ближайшего предательства кого-либо из них.
Закону этой нечеловеческой жестокости подчиняются и боги, и люди. Ницшеанский «сверхчеловек» — своего рода эманация образа языческого героя, который больше чем человек, этакий полубог вспомним, что в большинстве мифологических систем герои, тот же Геракл, — дети либо самих богов, либо плод их «любовных» союзов с людьми , соответственно все, что делает человека человеком, воспринимается этим «полубогом» как извне навязанные рамки. Не будем вдаваться в другие аспекты ницшеанской философии — они известны и образуют весьма стройную систему, в основе которой — мизантропия. Уже христиан первых веков не удивляла кровожадность язычества, ведь им был ясен инфернальный источник его вдохновения, была понятно, почему в глазах жрецов люди — всего лишь биологический материал для жертвоприношений, был понятен корень той ненависти к простому человеку и апологии кастовости, которые всегда делают язычество эзотеричным.
Когда языческое мировидение, вкупе с антропологией, оказалось реанимировано в оболочке светской кабинетной теории, его поначалу восприняли как благородный, аристократический бунт против буржуазного омассовления, против посредственности и мещанства так воспринимали теории Ницше Н. Бердяев, Л. Шестов, А. Потребовалось десятилетие нацистского кошмара, чтобы показать миру, кто есть кто.
В ленте Чухрая мы видим диаметрально противоположную картину мира — «маленький человек» защищает свою землю, в его каждодневном подвижническом труде, не имеющим ничего общего со «сверхчеловеческим героизмом», раскрывается подлинное достоинство богоподобной личности. Христианство предлагает совершенно иное отношение к человеку и миру, чем язычество — оно кладет в основу мироздания не жертвоприношение другого человека во имя твоего личного интереса, а добровольное бескорыстное самопожертвование во имя любви к другому. Сам Бог подает пример такого поведения, воплотившись, пострадав и умерев ради всех, в том числе и тех, кто Его ненавидит. Путь Христа — это путь кенозиса, предельного Самоумаления, Самоуничижения.
Творец мира принимает образ раба, умирая самой позорной смертью, но то, что в глазах Его врагов выглядит поражением, оказывается Его победой. Спаситель неоднократно говорит о самоумалении как пути спасения для любого человека, который просто обязан стать «маленьким», иначе не спасется: «кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою» Мф. На фронтах Великой Отечественной вступили в бой «маленький человек» и «сверхчеловек». Один спасал, другой — губил.
Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком» Ин. Герой «Баллады о солдате», проходящий долгий, полный опасностей путь, чтобы обнять мать, вскоре разлучится с ней, и уже не встретится в этой жизни. Когда, досмотрев картину до конца, вспоминаешь ее начальные кадры, где лицо тщетно ждущей своего сына матери отмечено печатью, как скорби, так и надежды, в памяти почти что звучит песнопение Великой Пятницы: «Не рыдай Мене, Мати, зрящи в гробе». Именно эти маленькие люди при Божием содействии остановили бесноватых изуверов-сверхлюдей, добротой, любовью и сочувствием победили злобу, ярость и безжалостность.
Фильм Григория Чухрая — баллада о победе «маленького» человека, своим добродетельным крестным самоотвержением повторившим путь Христа и именно потому одолевшим врага в той великой Войне. Да, такое нынче кино на тему ВОВ снимают, нередко все и сводя к боевику и показывая так мало жизни. Небольшая сцена в начале, завязка, отпуск — и вот начинается долгий путь домой. Путь, в котором нам не будут казать горы горящих трупов, не будут казать пытки и получасовую обороны домика N5, например.
И это выделяет «Балладу» в лучшую сторону. Потому, что акцент делается на совсем других вещах. Перед нами характеры, перед нами разные люди, каждого из которых коснулась война, вызвав свою, уникальную реакцию у каждого. В центре картины Алеша Скворцов — настоящий герой, геройство которого не заканчивается на двух подбитых танках.
Он готов помогать людям, он справедлив и добродушен. Сразу видно, хороший друг. И через него, через Шурочку, с которой они сдружились, через мать Алеши нам показывают, что война забрала у людей, нам показывают последнюю любовь, последнюю встречу, последний взгляд. И это значительно усиливает силу происходящего.
Не побоюсь заявить, что это лучшее на тему ВОВ, снятое когда-либо. Сильное, пронзительное кино, показывающее горе целого народа, и его героев. Несмотря на то, что ты уже с первых минут знаешь его конечную судьбу, всё равно продолжаешь благоговейно переживать за те или иные поступки, которые Алеша Владимир Ивашов совершает. Фильм неким образом всё же оставляет тебя в легком страхе за то, что герой может и не успеть, может не суметь добраться, просто не дойдёт до своей цели — и какие же путы спадают в финальной сцене с души, до селе теснящейся в муках.
Каждый герой здесь живой и несёт свою частицу душевности в общий антураж мирного контингента, призванного на свою погибель нести бремя войны… Что касается именно технической части картины: как и во многих кинолентах тех времен необычайно порадовала работа со светом, а также операторский труд — планы и виды подбирались с особой тщательностью, ввиду такого старания и хочется сказать Спасибо. Ну и конечно же сюжет с наполняющими его персонажами, которых мастерски отыгрывает весь актерский состав — не редко я замечаю провисание в четком построении характера, а вот здесь такого нет. Шура Жанна Прохоренко — обычная русская девушка, настигнутая войной; мать Алеши Антонина Максимова — неимоверно любящая и ждущая своё чадо матушка, горюющая за его судьбу; да сам Алеша — добрый, справедливый, честный, веселый, Истинный Русский Солдат, коему хочется верить и подражать… Кроме курения, конечно. Но ведь у живого существа не может не быть минусов, посему авторы нам так и показывают, что и Алексей — живой.
В общем. Если смотреть на войну со стороны человека, попавшего по ту сторону фронта, а именно туда, где, казалось бы, еще остались какие-то крупицы мирной жизни — то это отличный пример такого видения. Ты проникается этим антуражем и волей-неволей понимаешь и безо всяческих масштабных баталий, что Война — исконное Уничтожение, к которому ни в коем случае не следует прибегать. Так давайте же не будем забывать об этом, особенное в канун такого праздника, как День Победы!
Мама — самое дорогое, что у нас есть. И об этом также ни при каких обстоятельствах забывать не стоит… Спасибо за внимание. Понимаю актрису Лайзу Минелли, которая 5 раз смотрела фильм «Баллада о солдате». Значит есть в этой картине что-то такое, что заставляет людей её пересматривать.
У нас это кино не прошло не замеченным и снискало любовь у миллионов соотечественников. Чухрай сделал очень хорошее кино, очень, с акцентом на духовность русского человека в годы войны. Алёша Скворцов остался один на поле боя, но не сбежал, как последний трус, а в одиночку «приголубил» два немецких танка. Его вызвали в штаб и генерал Николай Крючков решил представить его к правительственной награде.
Но сознание этого молодого солдата не нуждалось в почестях и регалиях. Он хотел лишь на один денёк увидеть мать и починить прохудившуюся крышу дома. Дав четыре дня на дорогу и два дня на побывку молодому бойцу, последний был безмерно счастлив. Но как он распорядится этими днями!!!
Жизнь будет проверять его на прочность, на надёжность и человечность и он выйдет победителем, как простой русский солдат в Великую Отечественную. Гораздо проще и легче взять вещмешок и не обращая ни на кого внимания приехать в родные пенаты. Но сначала инвалид Евгений Урбанский , затем девушка в поезде Жанна Прохоренко , потом дети. Сердобольность, скажите вы?
Ничего подобного. Настоящий русский парень, который ни товарища, ни любимую не бросит и не предаст. Замечательный образ воплотил на экране Владимир Ивашов. Жанна Прохоренко тоже понравилась.
Как она бедная напугалась, когда забравшись в вагон увидела мужчину. Она была готова немедленно спрыгнуть, дабы не посягнули на её честь. Вот такие были парни и девушки. А сейчас они есть?
Алёшка Скворцов зовут его… В этом возрасте ребятня должна экзамены сдать, да гулять-веселиться потом. А он что? А он на фронте, на войне. Ведь за Родину нужно бороться, не отступать, чтобы мирная жизнь у нас наступила… Да он чтоли один такой молодец?
Да нет, такой-же… как и все. Это храбрый подвиг, который требует почётной награды. Да только награда для него была не «знатная вещичка на грудь», а выходной… на один денёк хоть, к матери повидаться, у неё там крышу починить нужно… Конечно, история эта трогает до глубины души. В ней мы видим совершенно иную сторону войны.
Нет, не такую, которая с танкам, пулемётами и кровью… Мы зашли в её глубинку, где идёт своим чередом такая же обычная жизнь, как и у всех нас: наивная детская влюбленность, верность товарищам и долгу, веселье и смех, предательство и ложь… Эххх, лично меня поразил тот эпизод с кусочком мыла посылка от солдата своей любимой жене, домой. Ведь мы думали, что на войне верность и преданность своим мужьям — дело святое… Но нет… всё так же как и раньше, существуют и измены и обман. А Алёша наш, главный герой, поражает своей широкой душой, чистым сердцем и огнём в глазах, которые ни за что и никогда не потухнет. И игра актёров бесподобна.
И, кстати, я так думаю их обаяние, что одного, что другой никого не оставит равнодушным… Есть такие, кто говорит, что эта картина слишком банальная и простая, так я хочу вам ответить… а разве в простоте и не кроется самое прекрасное? Без преувеличений, фильм Григория Чухрая «Баллада о солдате» лучший о Великой Отечественной войне, да и о войне в целом. Самое интересное, что войны как таковой в фильме практически не показано. Весь фильм — это путешествие Алёши домой, к матери.
По дорогу он встречает разных персонажей, солдат, людей преклонного возраста, работающих на благо победы, в конце концов девушку, в которую и влюбляется. И каждый из героев проработан глубоко и детально. Это травмированный войной солдат, который не может вернуться к жене, это бойкая старушка-водитель грузовика, чьей стойкости можно только позавидовать. И это неверная жена, которую где-то в глубине души что-то гложет, но она не справляется с собой.
Каждый герой, который встречался Алёше по-особому запомнился. Разные люди, разные истории, разные драмы. И все эти «маленькие» драмы каждого человека объединяет трагедия войны Сталин как-то сказал знаменитые слова «Одна смерть — это трагедия, миллион смертей — это статистика». По-моему, более циничных слов и не найти.
Хотя когда каждый читает или смотрит фильм о какой-нибудь битве, то к цифрам смертей относиться, как просто к статистике. Но редко мы задумываемся, что стоит за этими самыми цифрами. Как раз фильм «Баллада о солдате» пытается показать, что это, смерть каждого из 27 миллионов, которых мы потеряли в годы войны. Тем фильм фронтовика Чухрая и ценнее, чем многие эпопеи с масштабными битвами.
Читать полностью.
Он чувствовал себя не достойным такой награды и попросил генерала вместо награды отпустить его в отпуск к маме на одни сутки в родном доме Алеши в крыше образовалась дыра, и маме нужна была помощь, чтобы починить её. Генерал дал молодому солдату шесть суток, так как понимал, что во время военных действий добраться в родную деревню ему будет непросто.
Фильм показывает путешествие Алеши домой в родную деревню. Восхитили качества молодого солдата, такие как искренность, самопожертвование, умение держать своё слово. По пути домой, не смотря на то, что у главного героя было совсем мало времени на дорогу, он пожертвовал им, чтобы поддержать одноногого солдата Василия, возвращавшегося с войны, и находившегося в глубокой депрессии.
Про шаткую мужественность и стойкую женственность
Как фильм «Баллада о солдате» покорил миллионы зрителей по всему миру — РУСО | Военный фильм вышел в прокат в 1959 году и сразу стал классикой отечественного кинематографа. |
Отзывы о фильме «Баллада о солдате» — Мувилиб | Все отзывы о фильме1959, ссср, imdb: 8.2лучшие отзывы о фильме баллада о солдате9это самый лучший и чистый фильм из всех. |
Баллада о солдате: чему учит, оценки, рецензии, отзывы - КиноЦензор | Баллада о солдате хороший фильм с драматическим сюжетом. |
Как фильм «Баллада о солдате» покорил миллионы зрителей по всему миру — РУСО | одно из самых пронзительных кинопроизведений о войне. |
Почему фильм «Баллада о солдате» обвиняли в том, что он позорит Советскую армию | Рецензии к фильму «Баллада о солдате» (1). |
Про шаткую мужественность и стойкую женственность
В советской драме «Баллада о солдате» режиссер Григорий Чухрай старался показать иную сторону войны, рассказав о жизни веселого, доброго душой и очень отзывчивого парнишки Алеши, принимающего активное участие в военных действия. В фильме «Баллада о солдате» актёры были столь убедительны, что у многих из них карьера пошла в гору после премьеры. «Баллада о солдате» — из тех фильмов о войне, которым удается показать войну почти без демонстрации военных действий, через персонажей и переплетение их судеб.
Баллада о солдате (1959)
Раньше это им удавалось. Так в первые месяцы войны они завершали разгром наших армий. Но теперь мы умели воевать и, как ни велики были наши потери, успешно уничтожали десанты немцев. Бои были жестокие и кровавые.
В одном из таких боёв, в районе Темрюка я был ранен. Рана была обширная, но не опасная: осколок распорол только мягкие ткани левой ноги. Уходить в госпиталь из части, где тебя знают, терять товарищей, которым обязан жизнью и которые тебе обязаны тем же, не хотелось.
Мы знали, что наш корпус выводят из боя и перебрасывают на другой фронт. Я и ещё два легко раненых добились, чтобы нас не отправляли в госпиталь, а оставили лечиться при дивизионном медсанбате…». В послевоенные годы Григорий Наумович Чухрай хотел показать то, что переживали люди на полях сражений — силу воли человека, идущего на фронт, а также передать весь ужас тех событий.
Для этого он и поступил на режиссёрское отделение во ВГИК, которое стало для него настоящим открытием. Режиссёр Григорий Чухрай на съёмках «Нашему сверстнику, солдату, погибшему в боях за Родину, посвящается этот фильм». С этих слов начинается сценарий одного из самых пронзительных фильмов о Великой Отечественной — «Баллада о солдате».
Картина была снята в 1959 году режиссёром Григорием Чухраем. Сценаристом фильма был Валентин Ежов, который, как и Чухрай, прошёл войну, поэтому они сразу нашли общий язык. Оба хотели сделать рассказ об обыкновенном солдате, который не совершил никакого подвига, но при этом сделал так много… Григорий Чухрай слева и Валентин Ежов справа Главный герой фильма Алёша Скворцов в исполнении Владимира Ивашова стал символом русского солдата периода Великой Отечественной войны.
Картина произвела настоящий фурор в киномире.
Ивашов домой, в родную деревню. По сравнению с ним сцена боя, когда гитлеровский танк преследовал связиста с позывным «Зяблик» в открытом поле и нарвался на меткий залп из орудия, длится короткое время. Но именно в дороге раскрывается характер недавнего мальчишки, русского солдата — великодушного, храброго, справедливого. Люди Скворцову встречаются разные, плохие и хорошие, и за отведенные ему несколько дней парень познаёт жизнь со всех сторон. Встречи и разлуки Растратив не по своей вине первые двенадцать часов, Алёша узнает, что один из составов идёт в нужном ему направлении — на Георгиевск. Он просит часового пустить его в вагон с сеном, а тот обманом отнимает у солдата банку с тушёнкой, которую он вёз для мамы. В другой раз Скворцов наказал бы вора, но тут приходится смириться: это — плата за проезд. Но если Алёше не удалось попасть в эшелон в обход часового, то его случайной попутчице — наоборот.
На одном из полустанков в вагон ловко забирается девушка Шура Ж. Прохоренко , которая уверена, что она среди этого сена одна.
Во время одного из боев простому радисту Алексею Скворцову удается неожиданно подбить два немецких танка. Генерал предлагает ему медаль за такой отважный подвиг, но он отказывается и просит взамен лишь несколько дней отпуска для встречи с самой любимой в его жизни женщиной — мамой, чтобы починить ей прохудившуюся крышу в стареньком сельском домике. Ведь кто, кроме него, сможет это сделать.
В этом и проявлялась простота молодого солдата.
По просьбе сослуживца Павлова Г. Юхтин Алексей и Шура навещают его жену, чтобы передать её ценное в военные годы мыло. Елизавета Петровна ошарашена: ребята застали в её доме любовника. Чистого душой парня и его невинную спутницу коробит такое предательство, и они сразу же покидают этот дом. Вскоре молодым людям, которые всё ещё на «вы», приходится расстаться — их пути расходятся. Шура успевает сказать Алёше, что обманула его — никакого жениха у неё нет, как нет вообще никого на свете. Солдат прыгает в вагон, девушка бежит за уходящим поездом по перрону. Адрес его матери — село Сосновка: это единственный ориентир, который мог бы позволить им снова встретиться.
Многое ещё придётся пережить Скворцову по пути в родное село, и на встречу с мамой, задержавшейся в этот день в поле, останется всего лишь несколько минут — на фронт нужно вернуться вовремя. Катерина не может оторваться от своего подросшего мальчика, который за год стал совсем взрослым.