Новости выступление старообрядцев причины при петре 1

Выступление старообрядцев при Петре I является одной из наиболее ярких глав в истории Русской православной церкви. Новости Новости.

Политика государства по отношению к староверам при Петре I

Таблица по восстаниям при Петре 1. Преследование старообрядцев. Годы Восстания старообрядцев. Восстание старообрядцев при Петре. Восстание старообрядцев причины ход итоги таблица. Бунташный век Соловецкое восстание. Соловецкое восстание старообрядцев.

Таблица Восстаниепод руокводстовм Булавина. Восстание Булавина таблица. Восстание под руководством Булавина таблица. Восстание Кондратия Булавина таблица. События русско японской войны. Русско японская война события и итоги.

Русско-японская война основные события кратко. Русско-японская война даты и события. Социальные и национальные движения. Социальные и национальные движения оппозиция реформам. Социальные и национальные движения при Петре 1. Социальные и национальные движения оппозиция реформам 8 класс.

Соловецкое восстание 1668-1676. Соловецкое сидение 1668-1676 итоги. Народные движения в начале 18 века таблица. Народные Восстания Петра 1 таблица. Народные Восстания при Петре 1 таблица. Выступления работных людей причины.

Восстание работных людей при Петре 1. Восстания работных людей при Петре. Восстание старообрядцев при Петре 1. Восстания при Петре 1 таблица. Народные Восстания при Петре 1 карта. Таблица восстаний при Петре 1 8 класс.

Восстания при Петре 1. Таблица по истории Восстания при Петре 1. Народные движения в период правления Петра 1 таблица. Выступление старообрядцев в XVII. Протесты старообрядцев кратко. История выступления старообрядцев.

Таблица восстание Разина и медный бунт. Восстание Разина медный бунт. Таблица соляной бунт медный бунт Разина восстание. Соляной бунт медный бунт восстание Степана. Старообрядцы церковные реформы раскол. Церковная реформа Никона старообрядцы.

Старообрядцы реформа Никона. Реформа Патриарха Никона. Церковный раскол.

Феофану принадлежит и ещё один трактат, оправдывавший одно из самых чудовищных догматических нарушений новообрядческой церкви, — «Истинное оправдание правоверных христиан, крещением поливательным во Христа крещаемых…», изданный в 1724 году с благословения Синода. Дело в том, что согласно Апостольским правилам таинство крещения в христианстве должно совершаться в три погружения, что имеет глубокий символический смысл, и только в этом случае может считаться действительным таинством. Католики же, а затем и отколовшиеся от них протестанты со временем стали нарушать это непреложное правило и ввели у себя крещение поливанием и даже окроплением. Из-за этого и греки, и русские до никоновской реформы принимали католиков и протестантов в свою церковь только через повторное трёхпогружательное крещение. Первым данное правило отменил Большой московский собор 1666—1667 годов, что как нельзя лучше свидетельствует о прокатолической сущности никоновско-алексеевской «реформации». Впоследствии, начиная с Петра I, добавились ещё «дипломатические» соображения, окончательно закрепившие это правило. Надо было налаживать международные связи, чему способствовали многочисленные династические браки между представителями дома Романовых и европейских царствующих домов.

И чтобы обойти «острые углы» в вопросах вероучения, приём в православие невест-протестанток осуществлялся без требуемого перекрещивания. Так что получалось, что матери всех последующих царей из дома Романовых с точки зрения православных канонов фактически оставались некрещёными. Ещё одним важнейшим изменением в жизни новообрядческой церкви были ограничение права свободного выбора мирянином своего духовного отца и отмена такого древнего института, как «покаяльная семья». Проводя в жизнь церковные реформы, утверждённые Большим московским собором 1666—1667 годов, власти пытались поставить этот институт под жёсткий контроль. В совокупности с постановлениями собора 1666—1667 годов устанавливался комплекс мер и норм, делавший приходского священника инструментом религиозного контроля над мирянами. В практике епархиального управления фактически приход понимается уже как низшая церковная административная единица, и соответствующим образом управляется приходская жизнь, а деятельность приходского священника наполняется бюрократическим содержанием»[73]. На Западе уже с эпохи Возрождения культура лишь по имени была христианской, по сути же носила чисто светский характер. Это была культура расцерковленная, которая при этом считала себя единственной культурой. Всё, что находилось вне её, в том числе и культура церковная, вообще не считалось культурой. Было принято считать, что церковь исключает культуру.

Начиная с Петра, эти представления всё более широко внедряются и в России. В свете её Церковь начинает представляться инородным и даже враждебным культуре телом, рассадником суеверий и тьмы, с которыми борются государство и просвещённое общество»[74].

Старообрядцы-беспоповцы и вовсе считали, что можно оскверниться через совместную трапезу и общение с еретиками, иноверцами или неверующими людьми.

Среди них было много богатых предпринимателей и меценатов? Представители четырех ветвей рода Морозовых. Храм Успения Пресвятой Богородицы в Путинках Существовал такой феномен, как старообрядческое купечество.

Старообрядцы заботились о своих работниках: строили больницы, богадельни, библиотеки. Уровень грамотности среди старообрядцев в целом был выше, чем по стране. Старообрядческие общины были очень богаты, а их члены играли важную роль в становлении российской промышленности.

С введением веротерпимости и конституционных принципов монархии в 1905 году старообрядцы-предприниматели пытались стать основой молодого русского капитализма. У них всегда были длинные бороды? Раскольник говорит цирюльнику: «Слушай, цирюльник!

Я бороды стричь не хочу. Вот гляди, на тебя скоро караул закричу». До реформ Петра I все мужчины носили бороды.

Старообрядцы остались верны этой традиции, как и другим дореформенным нормам. Введение бритья казалось дополнительным свидетельством впадения Российского царства в ересь и наступления царства Антихриста. Ситуация усугублялась еще и тем, что на Западе все брились, а европейцев старообрядцы считали еретиками.

Как к старообрядцам относились в СССР? Старообрядческая молельная в посаде Лужки. Фотография Е.

Существует и противоположное мнение: старообрядцы принимали активное участие в революции и поддерживали советскую власть, ведь монархия долгие годы их преследовала. Поэтому некоторые из них участвовали в Февральской революции и были членами Временного правительства Временное правительство — высший орган российской государственной власти в марте — октябре 1917 года. Поддерживал большевиков и богатейший промышленник Савва Морозов.

Противоречия между старообрядцами и революционерами были слишком велики. Большевики стремились к модернизации общества, а старообрядцы были традиционалистами и консерваторами. Они не хотели жить в советском обществе, не хотели давать светского и тем более советского образования своим детям, считали колхозы антихристовыми учреждениями.

В 1930-е годы они попали под колесо репрессий и разделили судьбу представителей других религиозных направлений. Но после присоединения к СССР Эстонии, Латвии и Литвы в августе 1939 года и событий Второй мировой войны старообрядческие общины в этих регионах или были уничтожены, или эмигрировали на Запад — в основном в Северную и Южную Америку. А сейчас старообрядцев много?

Они живут все так же обособленно?

Gorbunova AlinaГуру 2790 5 лет назад 1707 — 1708 Восстание К. Царь издал указ о сыске беглых и отправил карательные отряды которые не скупились на пытки для казаков, пытающихся укрыть беглецов ИТОГ Подавлено. Не менее 8 донских станиц были уничтожены полностью, часть земель прежде всего — по Северскому Донцу была отобрана у Донского войска, беглые возвращены владельцам. Дон потерял былую независимость и до трети своего населения. Часть казаков пересилилась в Османскую империю.

Политика государства по отношению к староверам при Петре I

Причины, ход событий и итоги выступления старообрядцев при Петре I Выступления старообрядцев при Петре 1. Выступление старообрядцев при Петре 1 кратко.
Пётр I и старообрядчество Выступление старообрядцев – причины восстания, требования и итоги кратко для 7 класса.
События выступления старообрядцев при петре 1 Таким образом, выступления старообрядцев при Петре I играли важную роль в борьбе за свободу вероисповедания и права на собственные традиции.

Похожие файлы

  • Похожие файлы
  • Личность императора Петра: «кормило церковное» или «Антихрист на троне»?
  • Личность императора Петра: «кормило церковное» или «Антихрист на троне»?
  • Смотрите также

Выступление старообрядцев дата причины основные события итог

Не менее 8 донских станиц были уничтожены полностью, часть земель прежде всего — по Северскому Донцу была отобрана у Донского войска, беглые возвращены владельцам. Дон потерял былую независимость и до трети своего населения. Часть казаков пересилилась в Османскую империю. Остальные ответы.

Стали также проводить службу не на семи, а на пяти просфорах Просфора — особый хлеб, использующийся во время богослужений.. Наконец, «аллилуйя» теперь повторяли не два раза, а три. На первый взгляд, эти изменения были абсолютно формальны. Почему тогда они произвели такой шокирующий эффект? Дело в том, что православный человек, живший в середине XVII века, не разделял обряд и догмат Догмат — основное положение в религии, принимаемое на веру и не подлежащее критике.. Церковь менялась по сомнительному греческому образцу, а ведь греки сначала заключили союз с католиками, а потом оказались под властью мусульман-турок. Для русского православного человека, уверенного в истинности собственной веры, это было неприемлемо. Поэтому реформы привели к расколу. Кто такой протопоп Аввакум? Путешествие Аввакума по Сибири. Картина Сергея Милорадовича. В 1640-е годы он входил вместе с будущим патриархом Никоном в московский кружок ревнителей благочестия Кружок ревнителей благочестия — существовавший в конце 1640-х — начале 1650-х круг духовных и светских лиц. Был основан Стефаном Вонифатьевым, духовником царя Алексея Михайловича. В знак протеста Аввакум написал челобитную Челобитная — грамота с прошением или жалобой, подавашаяся на имя царя или местных властей вплоть до XVIII века. В 1653 году он был арестован, брошен в подвал Андроникова монастыря в Москве, потом сослан в Тобольск, а оттуда в Забайкалье. Через десять лет Аввакум вернулся в Москву. К тому времени патриарх Никон уже был в опале, и Алексей Михайлович отнесся к Аввакуму куда более благожелательно. Но уже через год мятежный протопоп снова написал челобитную, в которой возмущался Русской православной церковью, и снова был сослан — на этот раз в Архангельскую область. В 1666 году его привезли в столицу и там расстригли, что вызвало большое народное возмущение. В течение следующего года были казнены соратники Аввакума, а он наказан кнутом и сослан в Пустозерск Пустозерск — исчезнувший город в нижнем течении реки Печоры, располагавшийся на территории нынешнего Ненецкого автономного округа. В ссылке он написал большую часть своих сочинений, в том числе и знаменитое «Житие протопопа Аввакума», которое считается первой русской автобиографией. Из ссылки Аввакум активно рассылал грамоты и послания, среди которых было письмо царю Федору Алексеевичу с критикой политики его отца и патриарха Иоакима. В результате в 1682 году Аввакума и некоторых его соратников сожгли в срубе Сожжение в срубе — вид казни, возникший на Руси в XVI веке и активно применявшийся к старообрядцам после раскола Церкви в середине XVII века.. Как автобиография раскольника выразила противоречия эпохи 4. Старообрядцы и староверы — это одно и то же? Старообрядка на кладбище. Но в последние годы появилась полярная точка зрения: ее сторонники называют староверами носителей традиционной русской народной религиозности, включавшей в себя среди прочего элементы язычества. Будущие же лидеры старообрядцев до того, как выступили против прогреческих реформ и вступили в конфронтацию с царем Алексеем Михайловичем и патриархом Никоном, сражались за чистоту веры и устранение тех искажений, которые появились под влиянием народных традиций. Например, они боролись с гаданиями, суевериями, магическими практиками и играми.

Епископ буквально возлагал на будущего священника правую руку, произнося молитву. Ее и возглавил бывший митрополит Босно-Сараевский Амвросий.. Впрочем, некоторые поповцы не признали иерархию, учрежденную Амвросием, и уже в советское время, в 1923 году, организовались в Русскую древлеправославную церковь РДЦ. Беспоповцы считают, что официальное священство лишено божественной благодати, поэтому необходимости в нем нет. Они придерживались безбрачия, считали, что царство Антихриста уже наступило, и, в отличие от других православных, не молились за царя. Схожие взгляды были у филипповцев, которые еще и проповедовали самосожжение ради спасения души. Самыми радикальными беспоповцами были нетовцы. Они верили, что только Иисус Христос знает, кто и как спасется, а от человека практически ничего не зависит. Поэтому у них не было ни храмов, ни обрядов даже похоронного , только таинство крещения. Как Нижегородская земля стала центром раскола Какую роль сыграли нижегородцы в церковных реформах XVII века и чем прославились местные старообрядцы 2. Зачем вообще понадобилась реформа и в чем была ее суть? Спас Вседержитель. В 1653 году Русь присоединила себе Левобережную Украину, на территории которой действовал греческий обряд, распространенный также на Балканах и Ближнем Востоке. Русский обряд отличался от греческого. Например, иначе писалось имя Христа — Исус, а не Иисус, крестились двумя пальцами, а не тремя, и так далее. Унификация русского и греческого обрядов объединила бы всех славян — восточных и балканских — и положила бы начало Великой Греко-Российской империи. В чем же заключалась эта унификация? Во-первых, в редактуре церковных текстов. В старославянских переводах Священного Писания и богослужебных книг, переписанных от руки, встречалось много разночтений, поэтому их отредактировали и привели в соответствие с греческими. Во-вторых, вместо двоеперстного крестного знамения вводилось троеперстное. До середины XVII века поднятые указательный и средний пальцы означали божественную и человеческую природу Христа, а три пальца, прижатые к ладони, — Святую Троицу. Вместо крестного хода и каждения посолонь, то есть по солнцу или часовой стрелке Каждение — ритуал сжигания священниками ладана и других ароматических смол во время богослужения. Стали также проводить службу не на семи, а на пяти просфорах Просфора — особый хлеб, использующийся во время богослужений.. Наконец, «аллилуйя» теперь повторяли не два раза, а три. На первый взгляд, эти изменения были абсолютно формальны. Почему тогда они произвели такой шокирующий эффект? Дело в том, что православный человек, живший в середине XVII века, не разделял обряд и догмат Догмат — основное положение в религии, принимаемое на веру и не подлежащее критике.. Церковь менялась по сомнительному греческому образцу, а ведь греки сначала заключили союз с католиками, а потом оказались под властью мусульман-турок. Для русского православного человека, уверенного в истинности собственной веры, это было неприемлемо.

Иностранные дипломаты отмечали в Псковском епископе «безмерную преданность благу страны, даже в ущерб интересам Церкви». Феофан Прокопович не уставал напоминать в проповедях: «Многие полагают, что не все люди обязаны повиноваться государственной власти и некоторые исключаются, а именно священство и монашество. Но это мнение — терн, или, лучше сказать, жало, змеиное жало, папский дух, неведомо как достигающий нас и касающийся нас. Священство есть особое сословие в государстве, а не особое государство». Ему-то и поручил Петр составить регламент нового управления Церковью. Царь очень торопил псковского архиерея и все спрашивал: «Скоро ли поспеет ваш патриарх? В опубликованном чуть позже регламенте Духовной коллегии Петр был вполне откровенен насчет причин, заставивших его предпочесть синодальное управление патриаршему: «От соборного правления можно не опасаться Отечеству мятежей и смущения, каковые происходят от единого собственного правителя духовного». Перечислив примеры того, к чему приводило властолюбие духовенства в Византии и других странах, царь устами Феофана Прокоповича заканчивал: «Когда же народ увидит, что соборное правительство установлено монаршим указом и сенатским приговором, то пребудет в кротости и потеряет надежду на помощь духовного чина в бунтах». По существу, Синод мыслился Петром в качестве особой духовной полиции. Синодальными указами на священников были наложены тяжкие обязанности, не свойственные их сану, — они не только должны были славословить и превозносить все реформы, но и помогать правительству в сыске и ловле тех, кто враждебно относился к нововведениям. Наиболее вопиющим было предписание о нарушении тайны исповеди: услышав от исповедуемого о совершении им государственного преступления, его причастности к бунту или злоумышлении на жизнь государя, духовник обязан был донести о таком человеке светскому начальству. Кроме того, священнику вменялось в обязанность выявлять и раскольников. Впрочем, к старообрядцам Петр относился терпимо. Говорят, купцы из них честны и прилежны, а раз так, пусть веруют, во что хотят. Мучениками за глупость быть — ни они этой чести не достойны, ни государство пользы иметь не будет. Открытые гонения на старообрядцев прекратились. Петр лишь обложил их двойными казенными поборами и указом 1722 года вырядил в серые кафтаны с высоким клееным «козырем» красного цвета. Однако, призывая архиереев словесно увещевать коснеющих в расколе, царь иной раз все же посылал на помощь проповедникам для вящего убеждения роту-другую солдат. Среди староверов все шире распространялась весть, что далеко на востоке, где солнце восходит и «небо прилежит к земле» и где обитают рахманы-брахманы, коим известны все мирские дела, о которых им поведывают ангелы, пребывающие всегда с ними, лежит на море-окияне, на семидесяти островах чудесная страна Беловодье, или Опоньское царство; и был там Марко, инок Топозерского монастыря, и нашел 170 церквей «асирского языка» и 40 русских, построенных бежавшими из Соловецкого монастыря от царской расправы старцами. И вслед за счастливым Марко на поиски Беловодья, в сибирские пустыни, устремлялись тысячи охотников увидеть своими глазами всю древлюю красоту церковную. Учредив Синод, Петр вышел из того затруднения, в каком стоял много лет. Его церковно-административная реформа сохранила в Русской Церкви авторитетный орган власти, но лишила эту власть политического влияния, каким мог пользоваться патриарх.

Пётр I и старообрядцы

Священный Синод допустил смешанные браки, однако при условии, что русская жена сохранит свою веру, а дети будут крещены по православному обряду. Совсем иначе относились к старообрядцам государство и церковь. Когда немцы, шведы, французы и другие европейцы могли открыто придерживаться своих религиозных обрядов, староверы были объявлены «лжебратиями». Хотя изначально Пётр I достаточно терпимо воспринимал их, с годами их начинали всё больше и больше притеснять, пока вновь не перешли к гонениям. Старообрядцы должны были платить все подати в двойном объёме, впоследствии они увеличились ещё больше. Им запретили носить нормальную одежду — как традиционную русскую, так и европейскую.

Вместо этого их обязывали наряжаться в зипуны — верхнюю крестьянскую одежду — пёстрых цветов и носить шутовские колпаки. Каждый раз, чтобы собраться на молитву, староверы должны были получать особое разрешение. От них не принимали челобитные и жалобы, заставляли платить многочисленные штрафы, а заключаемые ими браки считались недействительными. Есть несколько причин столь резкой неприязни первого императора России к старообрядцам. Во-первых, это болезненные детские воспоминания о бунте стрельцов 1682 г.

На глазах молодого Петра I стрельцы бессудно расправились с Артамоном Матвеевым, двумя его дядями, а также многими другими сторонниками Нарышкиных.

Другой — субъективистский — взгляд на причины негативного отношения к староверам привёл А. Он писал, что ненависть к староверам зародилась у Петра с детства, когда он стал свидетелем Стрелецкого бунта 1682 года, убийства стрельцами двух его дядей, Алексея и Ивана Нарышкиных. Причём Карташёв говорил о том, что восстание стрельцов имело характер старообрядческого движения: «Это событие оставило в Петре — полуребёнке вместе с болезненным тиком лица на всю его жизнь и глубокое духовное отвращение к звериному лику дикого, неестественного древлемосковского фанатизма» [5, 323—324]. На многие годы после Петра укоренилось в народном сознании негативное отношение и к стрельцам, и к старорусской культуре вообще. Пропетровский историк и публицист М. Щербатов писал о стрелецком войске: «…При начале своём имели все пороки янычар турецких, не имев их храбрости. Так как и они были сварливы, безпокойны и неповиновенны начальникам своим, вступая в торги и промыслы, так как и янычары, не имели уже никакого попечения о должности по званию своему; одним словом, неустроенные сии войска не были страшны неприятелям, но опасны были Государям» [16, 109]. С такой субъективистской концепцией согласны и те славянофилы, которые полагали, что насильственное движение России по европейской траектории началось с Петра и несёт в себе все грехи его волюнтаризма, чуждые истинной национальной органике нашей Родины. Философ Г.

Федотов писал: «В атмосфере… гражданско-религиозной войны «стрелецких бунтов» воспитывался великий Отступник, сорвавший Россию с её круговой орбиты, чтобы кометой швырнуть в пространство» [Цит. Однако в деятельности Петра, помимо её субъективности, есть и философско-идеологическая закваска. После поездки в Англию, знакомства с королём Генрихом VIII и с деятельность протестантской Англиканской Церкви, в мировоззрении императора произошёл существенный переворот. Он начал закрывать монастыри, ограничивать религиозно-обрядовую и мистическую жизнь русских вообще. Возможно, знакомство с западным протестантским рационализмом и его идеей прогресса как однонаправленности развития, с его культом самоценного труда, с его идеей светского монарха как «отца отечества», стало причиной неприятия Петром духовной жизни российского общества, причиной отрицания традиций, которые, на его взгляд, не давали России стать на европейский путь развития. Естественно, в глазах Петра староверы выглядели именно носителями всего того, что стало для него неприемлемым под влиянием протестантских идей. Религии, которые начали развиваться в России с Петра — католичество, лютеранство, пресвитерианство и даже иудаизм — несли западный дух в Россию. Новоправославие было частично окатоличено Никоном и Стефаном Яворским, частично опротестантствовано Феофаном Прокоповичем и самим Петром в управленческом, синодальном плане , а древлеправославие несло идею Святой Руси, светскому петровскому цезарепапизму впоследствии известному под именем «просвещённый абсолютизм». Староверы шли к Богостроительству даже в своей самобытной экономике, экономика же петровского государства была исключительно светской, милитаристской и имперской. В глазах Петра «протестанта» староверы выглядели скорее сообществом анархистов, чем ортодоксов.

Имеет место и точка зрения, говорящая о попытке Петра привести всю общественную жизнь государства в полную унификацию и зависимость от верховной власти, и церковная политика была лишь одним её аспектом. Так, современный историк П. Коробейников пишет: «Свою независимость от государства церковь потеряла в результате реформ Петра I. Принятый им регламент 1721 г. Господствующая церковь, принявшая новые обряды, практически была превращена в одно из государственных ведомств. Другие конфессии и религиозные группы царской России, в том числе и Церковь, придерживающаяся старых обрядов, были не менее зависимы от государства. Государство устанавливало различные правовые режимы для их имущества, оказывало одним из них большую, другим меньшую материальную помощь, а третьим вообще отказывало. К числу последних относились и «раскольники», среди которых и были приверженцы старых обрядов» [6, 6]. Коробейников придерживается светского видения причин преследования староверов. Он не раскрывает глубинной сущности причин негативизма Петра, направленного против старообрядцев, намекая на то, что и сам Пётр мог не догадываться и не размышлять о причинах своих действий, что он руководствовался механистическим подходом, «одной гребёнкой», когда те, кто не проходил сквозь неё, считались врагами государства, а сущность противостояния отходила на второй план.

Отождествление себя с государством Петром Первым привело к тому, что фигура императора стала играть исключительную роль в жизни России как государства и как культуры. Старообрядцы считали себя носителями идеи соборности, которую они называли и называют основополагающей в Церкви. И потому староверы на протяжении правления императора Петра были преследуемы. Анализ фактов и документов не позволяет выявить объективно либерального отношения Петра к старообрядцам. Причин тому много. Вероятно, все они в определённой мере правдивы, но нельзя преувеличивать ни одну из них, как то делают некоторые старообрядческие исследователи. Но факт: Пётр основал «государственную» позицию власти по отношению к староверам, от которой не смогла отказаться даже Екатерина II.

На глазах молодого Петра I стрельцы бессудно расправились с Артамоном Матвеевым, двумя его дядями, а также многими другими сторонниками Нарышкиных. Кроме того, старообрядцы, будучи крайне консервативными людьми, оказывали огромное сопротивление реформам Петра I, а их взгляды становились всё популярнее среди задавленного налогами и повинностями населения. Наконец, Пётр I рассматривал старообрядцев как источник пополнения казны. Как правило, приверженцы старых порядков составляли наиболее зажиточную группу крестьян, среди них было много предпринимателей и купцов. Эта особенность старообрядцев сохранилась до начала XX в. Таким образом, при Петре I относительно небольшой группе иностранцев гарантировалась свобода вероисповедания, в то время как старообрядцы превратились в самую гонимую группу населения. Положение мусульман В середине XVI в. На протяжении всего последующего времени они принимали активное участие в судьбе России. Например, подписи семи татарских мурз — высшего слоя татарской аристократии — стояли под грамотой об избрании Михаила Фёдоровича Романова на престол. Нельзя сказать, что мусульмане занимали равноправное положение с православными, однако гонений и инквизиции, как в Западной Европе, в России не было. Пропаганда веры мусульманам была строжайше запрещена: за обращение православного в ислам полагалось «сжечь огнём безо всякого милосердия» виновника отпадения от христианства. Вместе с тем мусульман не принуждали отказываться от веры, а татары-помещики свободно владели деревнями с православным населением.

Важно отметить, что диспуты ни в коей степени не являлись показателем либерализации в отношении к староверам или общей демократизации общества. В случае никонианского провала, прения о вере вполне могли обернуться и открытыми репрессиями как, например, знаменитый диспут, устроенный иеромонахом Неофитом в беспоповской Выговской пустыни. Во главе всех миссионерских сил стал митрополит Нижнего Новгорода Питирим, практиковавший на первых порах «демократические» методы новообрядческой пропаганды, но по причине их малоэффективности в приложении к старообрядцам, к концу жизни обратившийся к насильственным методам «изыскания и обращения раскольников». Он риторически восклицал в своей идеологической книге «Пращица»: «Убо како вас не мучити? Како в заточение не посылати? Како глав не отсекати? При всей либеральности отношения к западным религиям, Пётр неоднократно посылал военные отряды для «усмирения недовольства» в антигосударственных, как он считал, точках страны — в основном, в местах скопления либо проживания сектантов или староверов-беспоповцев, имеющих в своих доктринах пункт неповиновения царской власти как воплощению Антихриста [12, 89]. Старообрядческий богослов и историк Фёдор Ефимович Мельников 1874—1960 писал: «В царствование Петра власти, главным образом духовные, разоряли старообрядческие скиты, монастыри и другие духовные убежища, отбирали у них имущество и всячески преследовали людей старой веры. Весьма тяжело пришлось русским древлеправославным христианам при этом царе» [7, 117]. При активном содействии или даже авторстве Димитрия Ростовского была создана настоящая идеологическая база для борьбы со староверием вплоть до ХХ века — «Деяние Мартина Еретика», представлявшее древлеправославие и всё русское дораскольное православие как проявление некой «армянской ереси», якобы прижившейся на Руси. Эта фальшивка была выдана за подлинный документ XI века. В нём описывалась деятельность никогда не существовавшего собора, осудившего армянского проповедника Мартина, учившего в Киеве о двуперстном знамении, двойной «аллилуии», хождении по солнцу во время крестных ходов и прочих атрибутах староверия. Мартин якобы был анафематствован на Константинопольском соборе, как и его учение. В составлении подлога участвовал и император Пётр лично [12, 124]. Синод повелел читать «Деяние» в храмах вместо житий святых. Более трёхсот лет после того старообрядчество называли армянской ересью. Многие были уверены в справедливости гонений и принудительных Крещений и Причастий. Сотни талантливых писателей и мыслителей, включая славянофилов, остались в предубеждении против староверов именно благодаря традиции «Деяния», которое было объявлено фальшивым только после исследований историка Николая Карташёва в середине XIX века. Применялись и совершенно богохульные методы «обращения» староверов. Помимо Высочайшего повеления 1722 года, по которому священники должны были доносить властям все открытые им на исповеди «преднамеренные злодейства против церкви и государства», к которым относился и переход в старообрядчество, Синод издал «Регламент», в котором указывалось: «Несть лучшего знамения, почему познать раскольника», как насильно его причащать» [Цит. Таким образом, Тело и Кровь Христовы, величайшие Святыни всего этого мира, при правлении Петра превратились в орудие пыток и казни. Даже был изобретён некий «кляп», с помощью которого Причастие можно было вливать староверу сквозь стиснутые зубы, о чём подробно сообщал старообрядческий историк Иван Филиппов [7, 95]. Таким образом, ритуалы господствующей церкви стали ритуалами государственной инициации, утрачивая своё изначальное мистическое значение. Причины петровского антистарообрядчества арактерно, что Пётр всегда был последователен в продвижении новой для России политики веротерпимости не касающейся староверов. Историк П. Знаменский писал: «В отношениях государства и религии Пётр I проводил принцип свободы вероисповедания, бывший тогда в большой моде на Западе. Мельников тоже отмечал однобокую и субъективную веротерпимость Петра: «Царь Пётр I провозгласил веротерпимость в государстве, ею широко пользовались в России разные вероисповедания: римокатолическое, протестантское, магометанское, иудейское и языческое. И только старообрядцы не имели свободы в родном отечестве, ими же созданном. В царствование Петра их не сжигали массами, но отдельные случаи сожжений и других смертных казней были нередки» [7, 115]. Пётр I ввёл двойной размер подати со старообрядцев затем тройной, а с 1716 года — четверной , запретил им носить традиционную русскую или современную европейскую одежду вместо неё староверы были обязаны носить шутовские колпаки с рогами и зипуны разных пёстрых цветов [4, 291] , собираться вместе для молитвы без специального разрешения. Были введены штрафы за нехождение староверов на исповедь и Причастие в храмы господствующей церкви [13, 1—2], специальные взыскания за ношение бород, за право совершения треб и даже обязательные взносы в пользу официального духовенства [7, 115—116]. Было запрещено принимать жалобы и челобитные от них [4, 291]. Но самой распространённой формой дисциплинарного взыскания в те времена была ссылка на казённые мануфактуры. Потому и бытует точка зрения, что «с помощью» многочисленных диссидентов-староверов Пётр хотел пополнить ресурс бесплатной рабочей силы и новых средств для государственной казны. Эту позицию поддерживает и Ф. Мельников: «Старообрядцы были источником доходов и для правительства, и для духовенства.

События выступления старообрядцев при петре 1

Выступления старообрядцев при Петре 1, итоги? 🤓 [Есть ответ] Событие: выступление старообрядцев при Петре I Состоялась публичная дебатная встреча между старообрядцами и новобрядцами.
Пётр I и старообрядчество Астраханской восстание как первое крупное социальное выступление, направленное против политики реформ Петра I. Выступление старообрядцев при Петре 1. Восстание старообрядцев 1681.
Религиозная политика Петра I Выступления старообрядцев при Петре 1. Выступления выступления старообрядцев. Выступления старообрядцев причины участники итоги.
Политика государства по отношению к староверам при Петре I . Повседневная жизнь старообрядцев Выступления старообрядцев при Петре 1. Выступление старообрядцев при Петре 1 кратко. Урок формирует представление о народных движениях первой четверти XVIII века (восстание К. Булавина, Астраханское, Башкирское восстание, выступления старообрядцев и работных.
Политика государства по отношению к староверам при Петре I . Повседневная жизнь старообрядцев Выступления старообрядцев при Петре 1. Выступления выступления старообрядцев. Выступление старообрядцев 1716. Причины парадных выступлений при Петре 1. Социальные и национальные движения оппозиция.

Выступление старообрядцев дата причины основные события итог

Покровский писал: «Раскол был силён среди купечества, и с этим не мог не считаться царь, который даже из-за границы готов был выписывать обанкротившихся купцов» [10, 493]. Когда этот ресурс был истощён и во главе всех важнейших заводов и мануфактур стали лояльные Петру иностранцы исключая прецедент братьев Демидовых , началась «налоговая развёрстка» со старообрядцев. Другой — субъективистский — взгляд на причины негативного отношения к староверам привёл А. Он писал, что ненависть к староверам зародилась у Петра с детства, когда он стал свидетелем Стрелецкого бунта 1682 года, убийства стрельцами двух его дядей, Алексея и Ивана Нарышкиных.

Причём Карташёв говорил о том, что восстание стрельцов имело характер старообрядческого движения: «Это событие оставило в Петре — полуребёнке вместе с болезненным тиком лица на всю его жизнь и глубокое духовное отвращение к звериному лику дикого, неестественного древлемосковского фанатизма» [5, 323—324]. На многие годы после Петра укоренилось в народном сознании негативное отношение и к стрельцам, и к старорусской культуре вообще. Пропетровский историк и публицист М.

Щербатов писал о стрелецком войске: «…При начале своём имели все пороки янычар турецких, не имев их храбрости. Так как и они были сварливы, безпокойны и неповиновенны начальникам своим, вступая в торги и промыслы, так как и янычары, не имели уже никакого попечения о должности по званию своему; одним словом, неустроенные сии войска не были страшны неприятелям, но опасны были Государям» [16, 109]. С такой субъективистской концепцией согласны и те славянофилы, которые полагали, что насильственное движение России по европейской траектории началось с Петра и несёт в себе все грехи его волюнтаризма, чуждые истинной национальной органике нашей Родины.

Философ Г. Федотов писал: «В атмосфере… гражданско-религиозной войны «стрелецких бунтов» воспитывался великий Отступник, сорвавший Россию с её круговой орбиты, чтобы кометой швырнуть в пространство» [Цит. Однако в деятельности Петра, помимо её субъективности, есть и философско-идеологическая закваска.

После поездки в Англию, знакомства с королём Генрихом VIII и с деятельность протестантской Англиканской Церкви, в мировоззрении императора произошёл существенный переворот. Он начал закрывать монастыри, ограничивать религиозно-обрядовую и мистическую жизнь русских вообще. Возможно, знакомство с западным протестантским рационализмом и его идеей прогресса как однонаправленности развития, с его культом самоценного труда, с его идеей светского монарха как «отца отечества», стало причиной неприятия Петром духовной жизни российского общества, причиной отрицания традиций, которые, на его взгляд, не давали России стать на европейский путь развития.

Естественно, в глазах Петра староверы выглядели именно носителями всего того, что стало для него неприемлемым под влиянием протестантских идей. Религии, которые начали развиваться в России с Петра — католичество, лютеранство, пресвитерианство и даже иудаизм — несли западный дух в Россию. Новоправославие было частично окатоличено Никоном и Стефаном Яворским, частично опротестантствовано Феофаном Прокоповичем и самим Петром в управленческом, синодальном плане , а древлеправославие несло идею Святой Руси, светскому петровскому цезарепапизму впоследствии известному под именем «просвещённый абсолютизм».

Староверы шли к Богостроительству даже в своей самобытной экономике, экономика же петровского государства была исключительно светской, милитаристской и имперской. В глазах Петра «протестанта» староверы выглядели скорее сообществом анархистов, чем ортодоксов. Имеет место и точка зрения, говорящая о попытке Петра привести всю общественную жизнь государства в полную унификацию и зависимость от верховной власти, и церковная политика была лишь одним её аспектом.

Так, современный историк П. Коробейников пишет: «Свою независимость от государства церковь потеряла в результате реформ Петра I. Принятый им регламент 1721 г.

Господствующая церковь, принявшая новые обряды, практически была превращена в одно из государственных ведомств. Другие конфессии и религиозные группы царской России, в том числе и Церковь, придерживающаяся старых обрядов, были не менее зависимы от государства. Государство устанавливало различные правовые режимы для их имущества, оказывало одним из них большую, другим меньшую материальную помощь, а третьим вообще отказывало.

К числу последних относились и «раскольники», среди которых и были приверженцы старых обрядов» [6, 6]. Коробейников придерживается светского видения причин преследования староверов. Он не раскрывает глубинной сущности причин негативизма Петра, направленного против старообрядцев, намекая на то, что и сам Пётр мог не догадываться и не размышлять о причинах своих действий, что он руководствовался механистическим подходом, «одной гребёнкой», когда те, кто не проходил сквозь неё, считались врагами государства, а сущность противостояния отходила на второй план.

Отождествление себя с государством Петром Первым привело к тому, что фигура императора стала играть исключительную роль в жизни России как государства и как культуры. Старообрядцы считали себя носителями идеи соборности, которую они называли и называют основополагающей в Церкви. И потому староверы на протяжении правления императора Петра были преследуемы.

Анализ фактов и документов не позволяет выявить объективно либерального отношения Петра к старообрядцам. Причин тому много.

Всего из 500 насельников монастыря выжило 14 человек, в основном их разослали по другим острогам. Последствия выступлений старообрядцев Несмотря на преследования со стороны властей и официальной церкви, многие старообрядцы выстояли и сохранили свою веру. Старообрядческие общины продемонстрировали способность приспосабливаться к самым тяжелым условиям. Несмотря на приверженность старине, они сыграли значительную роль в развитии и укреплении экономических отношений в России, часто проявив себя трудолюбивыми и предприимчивыми людьми. Старообрядцы прилагали большие усилия в деле сохранения памятников средневековой русской культуры. В общинах бережно хранились древние рукописи и старопечатные книги, старинные иконы и церковная утварь. Помимо этого, они создали новую культуру, в рамках которой вся жизнь человека подчинялась общинным, соборным решениям. Эти решения, в свою очередь, основывались на постоянном обсуждении и размышлении над христианскими догмами, обрядами и Священным писанием.

При Петре раскольников было запрещено избирать на общественные должности. Заключенные браки по старому обряду считали недействительными. В 1716 для старообрядцев были установлены государственные подати в двойном размере. Заставляли, под угрозой большого штрафа, надевать нелепую одежду, по которой можно было определить, что это "люди второго сорта" В этой статье будет рассмотрено положение староверов в петровской России через призму личности Петра I, фактически отождествлявшейся с государственным управлением, политикой и экономикой, с духовной жизнью в новый период российской истории — светский и имперский. Будет показана взаимозависимость объективного положения государства и субъективных факторов деятельности важнейших государственных деятелей: самого Петра I, его важнейших идеологов Стефана Яворского и Феофана Прокоповича. Политика Петра I в отношении старообрядцев отличалась крайней нетерпимостью, из которой периодически делались волюнтаристские исключения. Особенно резко это заметно в сравнении с отношением к иным, западным, религиозным конфессиям. Даже мусульмане в период правления Петра пользовались большей свободой, чем старообрядцы. Историк Я. Грот отмечал: Важно отметить, что диспуты ни в коей степени не являлись показателем либерализации в отношении к староверам или общей демократизации общества.

В случае никонианского провала, прения о вере вполне могли обернуться и открытыми репрессиями как, например, знаменитый диспут, устроенный иеромонахом Неофитом в беспоповской Выговской пустыни. Таким образом, ритуалы господствующей церкви стали ритуалами государственной инициации, утрачивая своё изначальное мистическое значение. Причины петровского антистарообрядчества арактерно, что Пётр всегда был последователен в продвижении новой для России политики веротерпимости не касающейся староверов. Историк П. Знаменский писал: На многие годы после Петра укоренилось в народном сознании негативное отношение и к стрельцам, и к старорусской культуре вообще. Пропетровский историк и публицист М. Щербатов писал о стрелецком войске: С такой субъективистской концепцией согласны и те славянофилы, которые полагали, что насильственное движение России по европейской траектории началось с Петра и несёт в себе все грехи его волюнтаризма, чуждые истинной национальной органике нашей Родины. Философ Г. Федотов писал: Имеет место и точка зрения, говорящая о попытке Петра привести всю общественную жизнь государства в полную унификацию и зависимость от верховной власти, и церковная политика была лишь одним её аспектом. Так, современный историк П.

Коробейников пишет: Отождествление себя с государством Петром Первым привело к тому, что фигура императора стала играть исключительную роль в жизни России как государства и как культуры. Старообрядцы считали себя носителями идеи соборности, которую они называли и называют основополагающей в Церкви. И потому староверы на протяжении правления императора Петра были преследуемы. Читайте также:.

Как только Пётр I узнал, что кто-то из выговцев собирается бежать в Сибирь, он тут же обратился к Сенату: "Есть ведомость, что раскольники, которые живут близ Повенца, намерились уйти в Сибирь, и некоторые уже поехали… по моему мнению, мочно к ним явный указ послать: ежели так станут делать, то как беглецы будут казнены, понеже им всякая свобода есть... И 11 февраля 1724 года Сенат принял указ, в котором говорилось: "…велеть раскольщикам, которые живут близ Олонца, объявить его императорского величества указ публично, чтоб оные жили в своих местах, и никуда в другие места не сходили и не бегали, и в том их всех обязать друг по друге порукою; а буде они куда побегут в другие места, и за то они казнены будут смертию; буде же кому из них случится куда отъехать для торговых промыслов, и им брать у него, ландрата Муравьева, проезжие письма, а без таких писем отнюдь никуда не ездить: и для того от Сибирской стороны и в прочих местах, ко удержанию от их побегу пристойно, поставить заставы". Когда в 1724 году в Российской империи ввели подушную подать , староверов обязали платить её, а также оброчный сбор в двойном размере. Но уже в 1725 году выговцы подали челобитную, в которой просили освободить их от двойных сборов. В апреле 1725 года эту челобитную рассмотрели в Сенате и приняли решение, что все дополнительные сборы, которые накладывались на работников Олонецких заводов за их вероисповедание, должна была платить из своих средств Адмиралтейская коллегия. Но после окончания Северной войны потребность государства в Олонецких заводах значительно уменьшилась, и те начали постепенно приходить в упадок. Что же касается тех раскольников, которые не работали на стратегически важных заводах — к ним отношение Петра было непримиримым. Святейший правительствующий синод сразу же после своего основания в 1721 году утвердил Духовный Регламент , в котором явно прописывалось, что священнослужители обязаны всеми способами выявлять раскольников и сразу же сообщать о них начальству. В этом документе есть такая фраза: "Несть лучшего знамения, почему познать раскольника, как насильно его причащать". Староверам запретили занимать любые общественные должности. Их браки власти объявляли недействительными. Именно при Петре начали отправлять священнослужителей для миссионерской деятельности, чтобы принудительно крестить раскольников.

Зачем вообще понадобилась реформа и в чем была ее суть? Спас Вседержитель. В 1653 году Русь присоединила себе Левобережную Украину, на территории которой действовал греческий обряд, распространенный также на Балканах и Ближнем Востоке. Русский обряд отличался от греческого. Например, иначе писалось имя Христа — Исус, а не Иисус, крестились двумя пальцами, а не тремя, и так далее. Унификация русского и греческого обрядов объединила бы всех славян — восточных и балканских — и положила бы начало Великой Греко-Российской империи. В чем же заключалась эта унификация? Во-первых, в редактуре церковных текстов. В старославянских переводах Священного Писания и богослужебных книг, переписанных от руки, встречалось много разночтений, поэтому их отредактировали и привели в соответствие с греческими. Во-вторых, вместо двоеперстного крестного знамения вводилось троеперстное. До середины XVII века поднятые указательный и средний пальцы означали божественную и человеческую природу Христа, а три пальца, прижатые к ладони, — Святую Троицу. Вместо крестного хода и каждения посолонь, то есть по солнцу или часовой стрелке Каждение — ритуал сжигания священниками ладана и других ароматических смол во время богослужения. Стали также проводить службу не на семи, а на пяти просфорах Просфора — особый хлеб, использующийся во время богослужений.. Наконец, «аллилуйя» теперь повторяли не два раза, а три. На первый взгляд, эти изменения были абсолютно формальны. Почему тогда они произвели такой шокирующий эффект? Дело в том, что православный человек, живший в середине XVII века, не разделял обряд и догмат Догмат — основное положение в религии, принимаемое на веру и не подлежащее критике.. Церковь менялась по сомнительному греческому образцу, а ведь греки сначала заключили союз с католиками, а потом оказались под властью мусульман-турок. Для русского православного человека, уверенного в истинности собственной веры, это было неприемлемо. Поэтому реформы привели к расколу. Кто такой протопоп Аввакум? Путешествие Аввакума по Сибири. Картина Сергея Милорадовича. В 1640-е годы он входил вместе с будущим патриархом Никоном в московский кружок ревнителей благочестия Кружок ревнителей благочестия — существовавший в конце 1640-х — начале 1650-х круг духовных и светских лиц. Был основан Стефаном Вонифатьевым, духовником царя Алексея Михайловича. В знак протеста Аввакум написал челобитную Челобитная — грамота с прошением или жалобой, подавашаяся на имя царя или местных властей вплоть до XVIII века. В 1653 году он был арестован, брошен в подвал Андроникова монастыря в Москве, потом сослан в Тобольск, а оттуда в Забайкалье. Через десять лет Аввакум вернулся в Москву. К тому времени патриарх Никон уже был в опале, и Алексей Михайлович отнесся к Аввакуму куда более благожелательно.

Религиозная политика Петра I

События выступления старообрядцев при петре 1 1. Перечислите главные причины народных выступлений в первой четверти XVIII в. Отличались ли они от причин народных выступлений в XVII в. Выступление старообрядцев при Петре 1. Восстание старообрядцев 1681.
Церковная реформа Петра I. Отмена патриаршества | Истории от историка | Дзен Выступление старообрядцев при Петре 1. Во многих районах европейского Севера России, среднего Поволжья, северной Украины на протяжении всего царствования Петра I имели место выступления крестьян-старообрядцев против властей.
11 вопросов о старообрядцах • Arzamas В 1716 году Пётр I отменил "Двенадцать статей", закон, принятый при царевне Софье, в котором определялись различные степени наказания для старообрядцев.

Политика государства по отношению к староверам при Петре I

И 11 февраля 1724 года Сенат принял указ, в котором говорилось: "…велеть раскольщикам, которые живут близ Олонца, объявить его императорского величества указ публично, чтоб оные жили в своих местах, и никуда в другие места не сходили и не бегали, и в том их всех обязать друг по друге порукою; а буде они куда побегут в другие места, и за то они казнены будут смертию; буде же кому из них случится куда отъехать для торговых промыслов, и им брать у него, ландрата Муравьева, проезжие письма, а без таких писем отнюдь никуда не ездить: и для того от Сибирской стороны и в прочих местах, ко удержанию от их побегу пристойно, поставить заставы". Когда в 1724 году в Российской империи ввели подушную подать , староверов обязали платить её, а также оброчный сбор в двойном размере. Но уже в 1725 году выговцы подали челобитную, в которой просили освободить их от двойных сборов. В апреле 1725 года эту челобитную рассмотрели в Сенате и приняли решение, что все дополнительные сборы, которые накладывались на работников Олонецких заводов за их вероисповедание, должна была платить из своих средств Адмиралтейская коллегия. Но после окончания Северной войны потребность государства в Олонецких заводах значительно уменьшилась, и те начали постепенно приходить в упадок. Что же касается тех раскольников, которые не работали на стратегически важных заводах — к ним отношение Петра было непримиримым. Святейший правительствующий синод сразу же после своего основания в 1721 году утвердил Духовный Регламент , в котором явно прописывалось, что священнослужители обязаны всеми способами выявлять раскольников и сразу же сообщать о них начальству.

В этом документе есть такая фраза: "Несть лучшего знамения, почему познать раскольника, как насильно его причащать". Староверам запретили занимать любые общественные должности. Их браки власти объявляли недействительными. Именно при Петре начали отправлять священнослужителей для миссионерской деятельности, чтобы принудительно крестить раскольников. Руководил этим направлением архиепископ Нижегородский Питирим.

В царствование Петра их не сжигали массами, но отдельные случаи сожжений и других смертных казней были нередки» [7, 115]. Пётр I ввёл двойной размер подати со старообрядцев затем тройной, а с 1716 года — четверной , запретил им носить традиционную русскую или современную европейскую одежду вместо неё староверы были обязаны носить шутовские колпаки с рогами и зипуны разных пёстрых цветов [4, 291] , собираться вместе для молитвы без специального разрешения. Были введены штрафы за нехождение староверов на исповедь и Причастие в храмы господствующей церкви [13, 1—2], специальные взыскания за ношение бород, за право совершения треб и даже обязательные взносы в пользу официального духовенства [7, 115—116].

Было запрещено принимать жалобы и челобитные от них [4, 291]. Но самой распространённой формой дисциплинарного взыскания в те времена была ссылка на казённые мануфактуры. Потому и бытует точка зрения, что «с помощью» многочисленных диссидентов-староверов Пётр хотел пополнить ресурс бесплатной рабочей силы и новых средств для государственной казны. Эту позицию поддерживает и Ф. Мельников: «Старообрядцы были источником доходов и для правительства, и для духовенства. Они выносили на себе страшные тяготы всего государства» [7, 116]. Потому на первом этапе формирования отношения к старообрядчеству Пётр не выглядел его абсолютным противником, пытаясь привлечь к вращению в государственной машине нарождающиеся староверческие капиталы, верно оценивая их огромное будущее влияние. Возможно, что Пётр I и на самом деле на первом этапе своей экономической преобразовательной деятельности был «очарован» предпринимательством староверов, только позже столкнувшись с их глубинной оппозиционностью правительству и лично самому Петру.

Покровский писал: «Раскол был силён среди купечества, и с этим не мог не считаться царь, который даже из-за границы готов был выписывать обанкротившихся купцов» [10, 493]. Когда этот ресурс был истощён и во главе всех важнейших заводов и мануфактур стали лояльные Петру иностранцы исключая прецедент братьев Демидовых , началась «налоговая развёрстка» со старообрядцев. Другой — субъективистский — взгляд на причины негативного отношения к староверам привёл А. Он писал, что ненависть к староверам зародилась у Петра с детства, когда он стал свидетелем Стрелецкого бунта 1682 года, убийства стрельцами двух его дядей, Алексея и Ивана Нарышкиных. Причём Карташёв говорил о том, что восстание стрельцов имело характер старообрядческого движения: «Это событие оставило в Петре — полуребёнке вместе с болезненным тиком лица на всю его жизнь и глубокое духовное отвращение к звериному лику дикого, неестественного древлемосковского фанатизма» [5, 323—324]. На многие годы после Петра укоренилось в народном сознании негативное отношение и к стрельцам, и к старорусской культуре вообще. Пропетровский историк и публицист М. Щербатов писал о стрелецком войске: «…При начале своём имели все пороки янычар турецких, не имев их храбрости.

Так как и они были сварливы, безпокойны и неповиновенны начальникам своим, вступая в торги и промыслы, так как и янычары, не имели уже никакого попечения о должности по званию своему; одним словом, неустроенные сии войска не были страшны неприятелям, но опасны были Государям» [16, 109]. С такой субъективистской концепцией согласны и те славянофилы, которые полагали, что насильственное движение России по европейской траектории началось с Петра и несёт в себе все грехи его волюнтаризма, чуждые истинной национальной органике нашей Родины. Философ Г. Федотов писал: «В атмосфере… гражданско-религиозной войны «стрелецких бунтов» воспитывался великий Отступник, сорвавший Россию с её круговой орбиты, чтобы кометой швырнуть в пространство» [Цит. Однако в деятельности Петра, помимо её субъективности, есть и философско-идеологическая закваска. После поездки в Англию, знакомства с королём Генрихом VIII и с деятельность протестантской Англиканской Церкви, в мировоззрении императора произошёл существенный переворот. Он начал закрывать монастыри, ограничивать религиозно-обрядовую и мистическую жизнь русских вообще. Возможно, знакомство с западным протестантским рационализмом и его идеей прогресса как однонаправленности развития, с его культом самоценного труда, с его идеей светского монарха как «отца отечества», стало причиной неприятия Петром духовной жизни российского общества, причиной отрицания традиций, которые, на его взгляд, не давали России стать на европейский путь развития.

Естественно, в глазах Петра староверы выглядели именно носителями всего того, что стало для него неприемлемым под влиянием протестантских идей. Религии, которые начали развиваться в России с Петра — католичество, лютеранство, пресвитерианство и даже иудаизм — несли западный дух в Россию. Новоправославие было частично окатоличено Никоном и Стефаном Яворским, частично опротестантствовано Феофаном Прокоповичем и самим Петром в управленческом, синодальном плане , а древлеправославие несло идею Святой Руси, светскому петровскому цезарепапизму впоследствии известному под именем «просвещённый абсолютизм». Староверы шли к Богостроительству даже в своей самобытной экономике, экономика же петровского государства была исключительно светской, милитаристской и имперской. В глазах Петра «протестанта» староверы выглядели скорее сообществом анархистов, чем ортодоксов. Имеет место и точка зрения, говорящая о попытке Петра привести всю общественную жизнь государства в полную унификацию и зависимость от верховной власти, и церковная политика была лишь одним её аспектом. Так, современный историк П. Коробейников пишет: «Свою независимость от государства церковь потеряла в результате реформ Петра I.

Принятый им регламент 1721 г.

Следующим летом на Олонецкие заводы приезжал Александр Данилович Меншиков , чтобы проверить закладку Шуйского оружейного завода. Помимо этого Меншиков посетил и выговских староверов и договорился, что в обмен на веротепимость со стороны властей старообрядцы должны обеспечить рабочей силой Повенецкий завод, а позднее — и Петровский завод. Выговская Выгорецкая обитель староверов. Фото 1910 года. Петру I приписывают следующее высказывание относительно раскольников: "Если они честные, работящие люди, то пусть веруют, во что хотят: если их нельзя обратить рассудком, то, конечно, не пособит ни огонь, ни меч; а мучениками за глупость быть — ни они той чести не достойны, ни стране прибыли от того не будет". В 1716 году Пётр I отменил " Двенадцать статей ", закон, принятый при царевне Софье, в котором определялись различные степени наказания для старообрядцев. По этому закону за несколько лет были казнены тысячи раскольников. Когда в 1718 году был арестован приехавший на Петровский завод духовный лидер староверов Даниил Викулин , выговская община обратилась за помощью к коменданту Олонецких заводов Георгу Вильгельму де Геннину , который тут же отправил своего денщика с письмом в Москву, где в тот момент находился царский двор как раз начиналось следствие по делу царевича Алексея. Как только это письмо дошло до Петра, государь при первой же возможности отправил на заводы сержанта Преображенского полка с письмом, в котором потребовал "оного пустынника Даниила Викулова из-под караула спустить на свободу в свою пустыню, о том ни о чём не розыскивать".

Олег Владимирович Чумак. Петровский завод. Но такое покровительство действовало лишь до тех пор, пока выговские староверы исправно работали на заводах, снабжая их рудой и известью.

Это проявилось, например, в одном из посланий патриарха, в котором он призвал священников не допускать к причастию мужчин без бороды. Однако сам он отказать Петру I, который бороды не носил, в причастии не смог. Исследователи считают, что на формирование взглядов Петра I на роль церкви в государстве большое влияние оказало его знакомство с устройством протестантских стран — Англии, Голландии, немецких земель. Что-то подобное царь задумал реализовать и в России.

Он смотрел на священников, как и на всех прочих подданных, с точки зрения «общего блага». Если дворяне служат государству на военной и гражданской службе, крестьяне и посадский люд платят подати, то священники также должны служить «на пользу государственную». Неврев Государство всё больше и больше подчиняло себе церковь: контролировало её доходы и назначения на высшие должности. Адриан был последним свидетельством некогда независимого положения церкви в Русском государстве. Одним из способов подорвать авторитет церкви был Всешутейший, всепьянейший и сумасброднейший собор, просуществовавший с начала 1690 до середины 1720-х гг. Царь и его окружение на глазах простого народа пародировали церковные обряды и разрушали таким образом традиционное мировоззрение своих подданных. Во главе Собора стоял избиравшийся «князь-папа и патриарх» и назначаемый Петром I «князь-кесарь», которые пародировали власть патриархов и прежних царей соответственно.

Пётр I запретил избирать нового патриарха. В духовенстве царь видел своих противников и хотел ослабить их противодействие, лишив главы. Поэтому он ограничился назначением местоблюстителя патриаршего престола — епископа, временно исполняющего обязанности патриарха, которым стал митрополит Стефан Яворский 1658—1722. Теперь полномочия главы церкви были сведены исключительно к религиозным делам, а все прочие вопросы передавались в ведение различных приказов. Стефан Яворский. Выходец из Речи Посполитой, он принял унию — объединение православной и католической церквей с подчиненем папе Римскому, чтобы получить возможность обучаться в католических школах. Стефан Яворский обладал широким кругозором, был потрясающим оратором, писал стихи на польском, латинском и церковнославянском языках.

Он горячо поддерживал войну со шведами и не раз слагал хвалебные речи в честь побед русского оружия, реформировал Славяно-греко-латинскую академию по западному образцу, ставил в архиереи образованных выходцев из западнорусских земель. Однако после того как в Северной войне наметился перелом в пользу России и царь смог больше уделять времени внутриполитическим вопросам, его отношения со Стефаном Яворским начали быстро портиться. Неожиданно для Петра I местоблюститель оказался противником его абсолютистских устремлений и выступал против подчинения церкви государству. Реального сопротивления реформам Петра I тем не менее Стефан Яворский оказать не мог, и постепенно царь всё больше и больше отстранял его от церковных дел. Через год, после запрета избирать нового патриарха, царь нанёс новый удар по самостоятельности церкви. Был восстановлен Монастырский приказ, во главе которого царь поставил Ивана Алексеевича Мусина-Пушкина. В его руки было отдано управление церковным имуществом, суд по делам церковной юрисдикции, сбор податей с монастырских крестьян.

Монастырский приказ осуществлял и надзорные функции: контролировал надлежащее исполнение священниками обязанностей и принимал жалобы на духовных лиц. Эта мера резко сократила доходы церкви и поставила её в ещё большую зависимость от государства. Окончательно автономия церкви была ликвидирована в 1721 г. Объявлялось об упразднении патриаршества и создании Святейшего Синода — «Духовной коллегии», члены которой назначались императором, приносили ему присягу. Во главе ставился чиновник — обер-прокурор, который подчинялся генерал-прокурору Сената. С 1722 г. Тупылев Учреждение Святейшего Синода фактически превратило церковь в одну из коллегий.

Синод осуществлял все действия от имени императора, постановления которого в религиозных вопросах отныне были обязательны для исполнения. Церковь превратилась в государственный институт. Родом из Смоленска, Ф. Прокопович обучался в Киеве и Львове. Приняв унию, он получил возможность обучаться на Западе. Некоторое время Феофан пешком путешествовал по Европе и обучался в различных немецких университетах. В 1701 г.

Церковь и государство к XVIII в.

  • Причины, ход событий и итоги выступления старообрядцев при Петре I
  • 11 вопросов о старообрядцах • Arzamas
  • Пётр I и старообрядчество
  • Выступления старообрядцев при Петре 1, итоги? 🤓 [Есть ответ]
  • Упразднение патриаршества и учреждение Святейшего Правительствующего Синода
  • Политика государства по отношению к староверам при Петре I

Выступления старообрядцев при Петре 1, итоги?

Проповеди старообрядцев, дававших свою оценку преобразованиям царя-реформатора, зачастую являлись причиной новых крестьянских выступлений. Таким образом, при Петре I относительно небольшой группе иностранцев гарантировалась свобода вероисповедания, в то время как старообрядцы превратились в самую гонимую группу населения. Причины выступления старообрядцев. Выступление старообрядцев при Петре 1. В ходе открытого диспута церковных священников с представителями старообрядчества, государь Петр I принимает решение провести публичное выступление старообрядцев. Религиозные выступления При Петре старообрядцам было запрещено избираться на общественные должности. Причины выступления старообрядцев. Выступление старообрядцев при Петре 1. В ходе открытого диспута церковных священников с представителями старообрядчества, государь Петр I принимает решение провести публичное выступление старообрядцев.

Церковная реформа Петра I. Отмена патриаршества

Выступления старообрядцев при Петре 1. Выступления выступления старообрядцев. Выступления старообрядцев причины участники итоги. По просьбам старообрядцев отношения и положение соединённо-старообрядческих церквей в границах Русской православной церкви не были регламентированы в подробностях и предоставлялись на усмотрение местного епископа. Причины народных выступлений при Петре первом.

Пётр I и старообрядцы

Причины выступления старообрядцев. Выступление старообрядцев при Петре 1. В ходе открытого диспута церковных священников с представителями старообрядчества, государь Петр I принимает решение провести публичное выступление старообрядцев. Выступления старообрядцев при Петре 1. Выступление старообрядцев при Петре 1 кратко. Вместе с монастырем старообрядцам достались массивные укрепления, окружавшие монастырь. Причины выступления старообрядцев при Петре 1. Выступление старообрядцев.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий