РИА Новости: Советское наследство продолжает спасать Россию. Сове́тская пропага́нда — пропаганда, осуществлявшаяся органами подчинёнными отделу агитации и пропаганды ВКП(б) (в дальнейшем КПСС) под строгой цензурой. Распад Советского Союза, образование отдельных государств спровоцировала фактически распад всей системы журналистики, которая существовала в рамках СССР. "Московские новости" называют продовольственный кризис следствием саботажа, а "Советская Россия" призывает КПСС стать "партией диктатуры порядка".
50 лет в эфире. Как программа «Время» стала лицом страны
Эпоха ответственности: 5 самых советских норм, исчезнувших в наше время | самые свежие новости спорта на сайте 90 лет героической эпопеи спасения челюскинцев и учреждения звания Героя Советского Союза. новости дня ссср скачать с видео в MP4, FLV Вы можете скачать M4A аудио формат. |
№44 (15453), 25 апреля 2024 г. — Газета "Советская Россия" | 17 февраля 1967 года «Советская Россия» делилась впечатлениями от посещения Гусь-Хрустального стеклозавода. |
Духовная жизнь общества в период оттепели
На протяжении всего советского периода периодика освещала, хотя и в разной мере в различные периоды, практически все стороны советской действительности и публиковала официальную документацию нормативного характера и партийные материалы. На протяжении всего советского периода периодика освещала, хотя и в разной мере в различные периоды, практически все стороны советской действительности и публиковала официальную документацию нормативного характера и партийные материалы. Новости. События. Каталоги и картотеки. Какие изменения произошли в советской прессе в годы Великой Отечественной войны?
Советские новости.
В столовых, кафе, санаториях обязательно висели плакаты с надписью "Мойте руки перед едой". Эти объявления по популярности соперничали с призывами "Уходя гасите свет" и "Уважайте труд уборщиц". Люди строже относились к еде, расценивая ее в основном как источник энергии, а не как вид гастрономического развлечения. Утром обязательный плотный завтрак перед выходом из дома. В 13 часов полноценный обед, а после работы — в 19 часов — ужин", — поделилась женщина. Сейчас же люди питаются так, словно постоянно живут по системе "все включено", когда есть можно в любое время. В сочетании с гиподинамией такое отсутствие ограничений создает благоприятные условия для повышения веса. Пенсионеры сожалеют, что уходят в прошлое традиции семейных обедов, которые были характерны прежде.
Для приема пищи у советских граждан назначалось конкретное время, к которому все собирались за столом. Теперь же члены семей часто обедают врозь, когда кому удобно. В часы пик в вагонах метро или пригородных электричках трудно было встретить пассажиров без книжек. Однако неподдельный интерес к печатному слову не имел ничего общего с покупкой целых собраний сочинений для украшения интерьера. Кроме того, советские граждане записывались в библиотеки, куда увлеченные читатели ходили не реже двух раз в месяц.
Это была первая газета, которая начала выпускаться под эгидой большевиков уже в далеком 1917-ом году и ставила своей задачей просвещение и объединение пролетариата в один единый организм. Естественно, в ареалах своего распространения они пользовались большой популярностью. Для любознательных Для всех интересующихся наукой, природой и различными новинками технического процесса, также выпускалось большое разнообразие самых различных газет. Если второй был широко доступен, то вот первый был жестким дефицитом, за единственным экземпляром которого часто выстраивалась очередь из друзей, знакомых, коллег, которые по очереди читали один выпуск, стараясь сохранить его в целости и сохранности, чтобы передать дальше по цепочке.
Она освещала не только культурную жизнь СССР, ознакамливая своих читателей с избранными произведениями выдающихся авторов, но также была примечательна тем, что на ее страницах многие популярные авторы тех лет впервые публиковали свои новые работы.
В этом материале никак не анализируется ситуация и даже не выносятся однозначные приговоры. Это — свободное эссе, описывающее прогулку по улицам Москвы; перечисляются обнаруженные Г.
Зюгановым признаки распада хозяйства, быта, социальной системы. Выводы остается делать самому читателю. Общий подтекст материала прозрачен: страна стоит на краю, нужна сила, которая отведет ее от этой опасной грани.
В "Известиях" А. Проценко в статье "Легко ли быть демократом"41 приводит перечень мнений о современном состоянии России и утверждает на основании этого перечня, что основное настроение сейчас примерно следующее: "…пусть все развалится и пусть народ потребует крепкой руки". В "Уральском рабочем" аналогичная мысль становится заглавием статьи: "Без сильной власти перемен не будет"42.
С нынешней точки зрения может показаться, что настроения всеобщего дележа противоречат ожиданиям сильной власти. Однако из анализа газетных публикаций можно заключить, что на глубинном уровне в представлениях людей обе модели соединялись как равно необходимые, но "по очереди", — приблизительно так: сперва быстро все поделим, а потом пусть придет "сильная власть" и наладит нам жизнь. Настроения, колеблющиеся между анархизмом и ожиданием "сильной руки", находят в прессе 1990 года самое разное выражение.
Так, в "Златоустовском рабочем" в обзоре писем приводится цитата: "Принесли бумажку на выборы. А я не буду голосовать и дочь не пущу. Не верю больше болтунам, обещаниями сыта…"43 Автор обзора агитирует все же на выборы пойти: "Мы понимаем: это должны быть другие Советы народных депутатов, которые, получив реальные средства, реальную власть, могли распоряжаться ими во благо людей, во благо нас с вами".
Прежняя, "зимняя" мечта о сильных Советах все еще жива, хотя очевидно: люди ощущают все большее разочарование. Рыжкова с изложением экономической программы правительства, произнесенный 24 мая на заседании Верховного Совета СССР44, стал своеобразным стартовым выстрелом. После того как Рыжков заявил, что рынок будет связан исключительно с повышением цен на товары первой необходимости, причем в несколько раз, общество охватывают панические настроения.
Большинство газет публикует письма читателей, которые могут быть сведены к вопросу, обращенному к правительству СССР, сформулированному очень энергично, в стиле "вы что, с ума сошли? Политические силы поляризуются. Нет смысла определять эту поляризацию в категориях "левые-правые".
Лучше сказать, что с одной стороны — сторонники срочного возвращения к прежней "административнокомандной системе", с другой — радикалы, требующие полного преобразования существовавших в СССР институтов собственности. Состоявшаяся в конце июня партийная конференция привела к избранию крайне консервативного И. При этом "Известия" с горечью отметили, что большинство избранных на конференцию членов были "партаппаратчиками", что никакие квоты по соотношению рабочих, колхозников, интеллигенции и т.
Журналист Борис Резник делится своими впечатлениями о конференции: "Подошел румяный партработник и, видимо, ничуть не сомневаясь в однородности делегатского состава, единстве его взглядов, сказал: — Поздравляю, друзья! Теперь наша задача — свалить Горбачева. Будем без него выбираться из того тупика, в который он нас завел!
Следующая фраза — комментарий автора статьи. Дорогу они видят одну — назад, в застой, где им жилось комфортно и сытно"45. В описании партконференции в "Известиях" важна не столько сама ситуация победы "аппаратчиков", освобожденных партийных деятелей, действительно теряющих свои места и "кормушки", сколько появление знаковых понятий — тупик, дорога, "вперед" и "назад".
Эта риторика постоянно воспроизводится в газетах с самого начала 1990 года, но теперь приобретает зловещие оттенки. Особенно прозрачно это связано с коллективными страхами по поводу того, как именно правительство планирует перейти к рынку. И в этой ситуации правительство выступило с давно обещанной программой "перехода к регулируемому рынку".
Переход к рыночной системе без раскрепощения товаропроизводителя и сферы обмена продуктами его труда есть либо нелепость, либо самообман, либо просто обман". Доклад Рыжкова был очередной попыткой консервативного крыла Политбюро перехватить инициативу у более либерально настроенных экономистов и государственных структур47. Однако стихийно возникавшие, хотя и неизбежно уродливые в условиях кризиса денежного обращения рыночные структуры в 1990 году явно вытесняли "плановую экономику".
Об этом можно судить по информации в газетах самого разного уровня. Например, "Советское село" еще от 4 января содержало следующую информацию: "Кооператив "Новинка" принимает заказы на пошив верхней одежды, бижутерию далее следует табличка с перечнем товаров и ценами. Таким образом, крестьянин из уральской деревни мог заказать и получить по почте пальто, сшитое в молдавском сельском кооперативе.
Кооператив сам искал своего клиента. Такой рекламы не было, например, в газете "Уральский рабочий": объявление было обращено именно к жителям села, где дефицит товаров был велик, а предло жения не было вовсе49. Объявления о деятельности кооператива "Новинка" со все расширяющимся списком позиций публиковались в "Советском селе" на протяжении всего года.
Доклад Рыжкова о переходе к рынку был попыткой "присвоить" то, что происходило без всякого участия власти. От власти в этой ситуации ждали грамотного смягчения последствий перехода, гарантий и социальной защиты. Однако такую программу правительство Рыжкова выработать, похоже, не могло.
Наиболее впечатляющим последствием этого для газетного дискурса становится то, что после доклада Рыжкова декларации инфантильных патерналистских настроений и соответствующая лексика из газет исчезают практически полностью. Судя по газетам, именно в этот момент в обществе распространяется мысль о том, что выживание в новых условиях — личная инициатива каждого. Крах социальных иллюзий приводит к полной смене интонаций в газетах разного уровня.
Меняются интонации не только у представителей "обычной" общественности, но и у оппозиции Горбачеву "справа" — с неокоммунистических позиций. Приведем в качестве примера фрагмент манифеста Марксистской рабочей партии — Партии диктатуры пролетариата50: "Нас уверяют, что альтернативы рынку нет, так как народ не хочет возврата к административным методам бюрократического правления. Это ложь!
Это самоуправление и хозрасчет рабочих коллективов, передача им собственности на средства производства, право самим определять численность, состав и оплату администрации, сокращение госаппарата и передача власти от Советов, находящихся под полным контролем госаппарата, органам рабочего самоуправления, в том числе забастовочным комитетам". Заявление это, несмотря на его грозный тон, как ни странно, уже представляет собой характерный пример новой тактики выживания. Ни одна из провозглашенных позиций не могла быть реализована на практике.
Подоплека большинства процитированных лозунгов — непонимание глубины и самих основ охватившего страну экономического кризиса, апология забастовочных комитетов, которые могут навести на предприятиях порядок — очевидно, под руководством новосозданной партии или в соответствии с ее установками51. Но главное, что и за этим манифестом стоит представление о том, что стоит сократить аппарат, как появятся свободные деньги и жизнь улучшится. Тем не менее перед нами все же пример оживления риторики революционного 1917 года, которая воспринимается как противоядие против кризиса власти.
Этот "гибельный восторг", впрочем, очень слаб и выглядит скорее курьезно и жалко, чем страшно. Для лета, помимо рыночного вопроса, характерно также решение судьбы Союза, обсуждение союзного договора, лозунги "сплотимся во имя подлинного возрождения России и укрепления Советского Союза", "за консолидацию и обновление" и т. Важно, что в условиях надвигающегося голода, о котором авторы газетных статей, как правило, не говорили впрямую, но который после доклада Рыжкова ждали многие, эти лозунги остаются пустыми — потому что ни читателей, ни журналистов уже не интересует исход дебатов вокруг СССР.
Ельцина на съезде: Страной больше нельзя командовать. Народ может дать отставку любой политической силе, какой бы влиятельной она ни была в прошлом. Он поддержит только ту политическую организацию, которая позовет не в заоблачные коммунистические дали, а будет каждодневно делом защищать интересы каждого человека, помогать сделать его и всю страну нашу передовой, богатой и счастливой.
Этот фрагмент характерен с точки зрения формирования оппозиции "Горбачев — Ельцин", которая становится определяющей во второй половине 1990 года. Ельцин выступает с позиции антикоммуниста. На первый взгляд, он говорит о неких "политических силах" вообще, но, конечно, имеет в виду именно КПСС.
Таким образом, Ельцин обозначает преимущества демократической позиции перед коммунистической: реальная помощь людям сегодня, а не мучительная жизнь ради абстрактного "светлого будущего". К августу со страниц газет, кажется, вовсе исчезают коллективные обращения. Резко падает поток писем в редакции.
Если в январе-мае "Уральский рабочий" каждую неделю с гордостью сообщал, что в редакцию пришло больше тысячи писем, то с июня колонка редактора обходится без точных данных. В августе паника по поводу повышения цен сменяется паникой по поводу урожая. Битва за урожай и призрак голода Набивший оскомину лозунг оказывается не только актуальным, но и зловеще неметафорическим.
Битву за урожай страна ведет сама с собой. Газеты переполнены "вестями с полей". Сам способ подачи этих новостей резко отличается от обычной модели "советских уборочных".
Никаких восторгов по поводу удивительного плодородия 1990 года никто не испытывает. Урожай зерновых 1990 года оказался необычно большим, однако богатство это было непосильным для советской экономики. Собирать урожай было некому; непонятно было, как и кому его нужно продавать; не известно даже, зачем хранить.
В конце 1956 года начали выходить колхозные многотиражные газеты, появляются новые виды местной печати - межрайонные газеты. Увеличивается их формат и периодичность. Только в период 1976-78 годы было создано более 400 новых газет, 113 журналов. Разовый тираж газет на этот момент составил около 85 млн. Подписка на газеты и журналы шла сверху.
Росло количество изданий, но цель оставалась прежней - усиление административно-командного нажима, директивного воздействия партии на все сферы жизни. Появляются новые возможности радио, в феврале 1956 года начинает работать вторая программа Центрального ТВ. К 1960 году определились общественные функции ТВ.
Вопрос. Периодика советского периода: ее особенности
Телевидение в СССР работало под руководством государства и идеологическим контролем КПСС, на нем практически до самого конца советского периода не было рекламы. Главными темами журналистики советского периода стали коллективизация, пропаганда научных и технических достижений СССР, итоги большой стройки и индустриализации страны. Первое мая давно стало символом весны, но мало кто знает, почему важная дата празднуется именно в этот день. Товарищеские суды появились в СССР в хрущёвские времена и стали весьма заметной частью советского быта. Рост тиражей центральных газет обычно в советский период демонстрировали на примере газеты «Правда».
Советские газеты
История отечественной журналистики -2007 год (Дробот Андрей) / Проза.ру | советскую эпоху, а 63% сожалеют о. |
Журналистика периода "оттепели" | Начало Перестройки и "эры гласности" стало эпохой перемен для одних и началом конца для других. |
Газета "Правда". «Русские премьеры» как зеркало насущных проблем общества | «600 секунд» стала первой в Союзе криминальной хроникой, показавшей всю мешанину беднеющей советской жизни, при которой люди пускались во все тяжкие. |
Краткая история рабочего времени в СССР | Пикабу | 17 февраля 1967 года «Советская Россия» делилась впечатлениями от посещения Гусь-Хрустального стеклозавода. |
Гласность в СССР
Телевидение в СССР появилось в 1930-х, когда Иосиф Сталин сказал знаменитую фразу: «Жить стало лучше, жить стало веселее!». Именно тогда советские зрители впервые стали припадать к экранам телеприемников во время работы. констатировал Роман Захаров.
О чём писали советские газеты (1987 год) - 1
Штамп в паспорте постепенно теряет гарантию счастливых безоблачных отношений. Вмешательство в личную жизнь — дело весьма скользкое, а потому сегодня лучше фокусироваться на своем счастье. Дело было далеко не в жажде заработать все деньги мира. Советские граждане не могли опускать руки из-за уголовного наказания, которое поджидало каждого лентяя. После ее принятия любой житель Москвы или Ленинграда, который находился без работы на протяжении четырех месяцев, привлекался к ответственности. Его принудительно отсылали на исправительные работы в отдаленные регионы на срок до 5 лет.
Тунеядца моментально окликали «паразитом общества» и старались находиться от него как можно дальше. В те годы даже существовал лозунг, порицающий людей с подобным образом жизни: «Тунеядцы — наши враги. Хлеб трудовой от них береги! Несмотря на то, что сегодня многие организуют торжественный праздник с размахом в несколько дней, задействуя больше двух основных локаций, в еще недавнем прошлом подобных практик не было, но даже несмотря на это мероприятие отмечали не менее громко.
Кроме того, партийное руководство старалось мотивировать рабочее население за счёт популяризации опыта передовых предприятий и ударников труда [2].
Так, в 1950—1980 годах одной из активных кампаний в СМИ стала «химизация» промышленного хозяйства. В 1957 году в передовых газетах страны частота появления терминов, связанных с этой темой, была даже выше, чем у терминов, связанных с « космической гонкой » «кибернетика» — 164 тыс. Важными темами советской агитации стали разъяснение партийно-государственных документов и решений руководства [2]. Одним из основных направлений пояснительной пропаганды стал атеизм , подавление церкви и искоренение религиозности. Так как в дореволюционные годы религиозные институты тесно ассоциировалась с императорской властью , одной из основных функций большевистской пропаганды стало насаждение атеизма.
В 1920—1940-х годах в стране массово издавали зарубежных анархистов , пропагандировали атеизм на региональном уровне, проводили расправы над духовенством, изымали церковное имущество [8]. Кроме того, пропаганда использовалась для оправдания таких важных решений руководства страны, как, например, подписание пакта Риббентропа — Молотова : советские агитаторы уверяли в пользе, которую документ принесёт немецким коммунистам, а также в установлении доверительного союза с бывшим врагом [9]. Советский плакат, прославляющий Сталина, 1938 год Одной из характеристик советской пропаганды является превозношение вождя, что становилось причиной возникновения культов личности. Так, уже с 1920 года города и посёлки страны переименовывали в честь крупных общественных деятелей, в особенности Владимира Ленина. Его прославляли в стихотворениях и книгах, повсеместно возводили статуи вождя.
Во времена правления Иосифа Сталина культ личности был необходим для сплочения населения вокруг единой фигуры: вождя представляли как непогрешимого руководителя и отца народа. Но после смерти Сталина партийное руководство придерживалось коллективной формы управления. Соответственно, попытки издателей представить, например, Георгия Маленкова в качестве единственного преемника власти пресекались. В 1970-х годах попытки создать культ личности Леонида Брежнева воспринимались населением негативно [10] [11] [12]. К середине 1930-х годов ярко проявилась роль пропагандистской машины в укреплении сталинского режима.
Пропаганда создавала культ личности Сталина. Пропаганда могла делать из бедствия подвиг, как это случилось со спасением парохода «Челюскин» в 1934 году , когда все лётчики, спасавшие челюскинцев, стали первыми Героями Советского Союза. Пропаганда максимально использовала интерес к перелёту экипажа Чкалова из Москвы на Дальний Восток в 1936 году, к перелёту экипажа Чкалова из Москвы через Северный полюс в США в 1937 году, к первой в мире советской дрейфующей полярной станции в 1937—1938 годах. Пропаганда также превозносила трудовые подвиги таких «простых людей» как Алексей Стаханов или Паша Ангелина , которые купались в лучах славы [13]. В 1930-е годы отмечалось появление значительного корпуса текстов, стилизованных под фольклорные произведения.
Почтовая марка СССР с призывом, обращённым к юным пионерам , 1961 год Власти избегали скрытых способов, которые были распространены в капиталистических странах, и старались передать через агитацию ответы на насущные потребности общества [2] [1]. Например, проблему малой заинтересованности населения в здоровом образе жизни и спорте после Второй мировой войны партийное руководство стремилось решить за счёт активной агитации физической культуры и спортивных достижений. Ей была посвящена большая часть агитации в СМИ, литературе и кино. Во всех республиках были созданы секции пропаганды физической культуры, проводились Всесоюзные парады физкультурников , были восстановлены кафедры физического воспитания и спорта, обновлены учебные программы, введены обязательные занятия по физкультуре [6]. Кроме того, партийное руководство старалось мотивировать рабочее население за счёт популяризации опыта передовых предприятий и ударников труда [2]. Так, в 1950—1980 годах одной из активных кампаний в СМИ стала «химизация» промышленного хозяйства. В 1957 году в передовых газетах страны частота появления терминов, связанных с этой темой, была даже выше, чем у терминов, связанных с « космической гонкой » «кибернетика» — 164 тыс. Важными темами советской агитации стали разъяснение партийно-государственных документов и решений руководства [2]. Одним из основных направлений пояснительной пропаганды стал атеизм , подавление церкви и искоренение религиозности. Так как в дореволюционные годы религиозные институты тесно ассоциировалась с императорской властью , одной из основных функций большевистской пропаганды стало насаждение атеизма.
В 1920—1940-х годах в стране массово издавали зарубежных анархистов , пропагандировали атеизм на региональном уровне, проводили расправы над духовенством, изымали церковное имущество [8]. Кроме того, пропаганда использовалась для оправдания таких важных решений руководства страны, как, например, подписание пакта Риббентропа — Молотова : советские агитаторы уверяли в пользе, которую документ принесёт немецким коммунистам, а также в установлении доверительного союза с бывшим врагом [9]. Советский плакат, прославляющий Сталина, 1938 год Одной из характеристик советской пропаганды является превозношение вождя, что становилось причиной возникновения культов личности. Так, уже с 1920 года города и посёлки страны переименовывали в честь крупных общественных деятелей, в особенности Владимира Ленина. Его прославляли в стихотворениях и книгах, повсеместно возводили статуи вождя. Во времена правления Иосифа Сталина культ личности был необходим для сплочения населения вокруг единой фигуры: вождя представляли как непогрешимого руководителя и отца народа. Но после смерти Сталина партийное руководство придерживалось коллективной формы управления. Соответственно, попытки издателей представить, например, Георгия Маленкова в качестве единственного преемника власти пресекались. В 1970-х годах попытки создать культ личности Леонида Брежнева воспринимались населением негативно [10] [11] [12]. К середине 1930-х годов ярко проявилась роль пропагандистской машины в укреплении сталинского режима.
Пропаганда создавала культ личности Сталина.
Присутствие причастных и деепричастных оборотов свидетельствует о принадлежности текста к книжному стилю речи. Запишите этот союз. Определите значение, в котором это слово употреблено в тексте. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи. ТИП, -а, м.
Основные типы производственных отношений. Монгольский т. Сочетание германского и славянского типов. Забавный т. Если привлечь факты древнерусского языка — можно, и очень легко. Значит, непроизносимое Т в существительном «лестница» — это остаток суффикса «-тв а »!
Шанского «Лингвистические детективы» Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Воздействие текста на читателя достигается не путем приведения лингвистических данных, а с помощью создания живых образов, ярких картин жизни. Основной функционально-смысловой тип речи, используемый в тексте, — описание, так как автор описывает появление непроизносимой буквы Т в слове «лестница». Автор использует данные морфемики и словообразования, рассказывая об этимологии и изменении слова «лестница». В первом абзаце текста содержится несколько односоставных безличных предложений. В тексте приводится лексика древнерусского языка, что делает рассказ о происхождении слова «лестница» более убедительным и понятным.
Запишите это местоимение. Самостоятельно подберите сочинительный противительный союз, который должен стоять на месте пропуска в пятом предложении текста. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова, выделенного в последнем предложении текста. Оставшаяся неиспользованной, неизрасходованной часть чего-л. Продать весь о. Небольшой о.
Остатки запасов. То, что ещё сохранилось, уцелело от разрушения, гибели и т. Остатки античного храма. Остатки фарфорового сервиза. Остатки былого могущества. Остаток давнего детского чувства.
Отходы какого-л. Нефтяные остатки. Об истощении, крайнем ослаблении чего-л.
Советские новости.
От редакции Власть и искусство в советскую эпоху. Символом доносительства в советскую эпоху по праву считается Павлик Морозов. Распад Советского Союза, образование отдельных государств спровоцировала фактически распад всей системы журналистики, которая существовала в рамках СССР.
№44 (15453), 25 апреля 2024 г.
В перестроечную эпоху «Время» стали обвинять в тенденциозности, но сейчас стало ясно – так или иначе, любая программа на ТВ, имеющая отношение к политике, не является нейтральной и выражает ту или иную точку зрения. В эпоху отсутствия e-mail, чатов, мессенджеров простое бумажное письмо было единственным средством письменного общения. Последние Новости СССР, Все новости СНГ и договора ОДКБ; новостные ленты всех стран бывшего СССР сегодня. За всю историю СССР и РФ почти 750 сотрудников военной разведки удостоены званий Героя Советского Союза и Героя России, тысячи имеют высокие награды. Подборка советских новостей 70х. Знаете, стоит погруженно посмотреть минут 15-20 эти редкие кадры, и в душе само пробуждается прозрение, которым хочется поделиться, высказать.