Самые интересные моменты личной жизни и биографии Михаила Ульянова в в образе Цезаря. Конечно, как актёр Михаил Ульянов у многих ассоциируется в первую очередь с Георгием Жуковым. биография, новости, личная жизнь, фото, видео -
Семейное положение
- Жена Михаила Ульянова — фото, личная жизнь
- Обучение актёрскому мастерству
- Биография и личная жизнь Михаила Ульянова | Биографии известных людей
- 95 лет Михаилу Ульянову: как сибирский мужичок стал главным актёром страны
- Михаил Ульянов - актёр - биография - советские актёры - Кино-Театр.Ру
- Ульянов, Михаил
«Кто, если не я?» Михаил Ульянов помогал людям, даже будучи при смерти
Потом был ряд более удачных проектов — «Добровольцы», «Дом, в котором я живу», «Председатель». После выхода фильма «Братья Карамазовы» актер удостоился Ленинской премии. Персонажи Михаила Ульянова были самыми разноплановыми. Он отлично вживался в образ и царя, и генерала. Двенадцать раз Ульянов перевоплощался в маршала Жукова, этот образ получался очень правдоподобно. Кризис 90-х прошел мимо Михаила Ульянова. Он остался по-прежнему известным и востребованным артистом.
В эти годы вышло много знаковых картин с его участием, но самой впечатляющей стала лента под названием «Ворошиловский стрелок». История его персонажа была отражением реалий жизни всех стариков. Они сумели выстоять в войне, не погибли во времена сталинских репрессий, пережили перестройку. А теперь их беды никому не интересны — каждый выпутывается в одиночку. Фильмография артиста насчитывает более семи десятков удачных проектов. И в каждом из них артист сумел найти свою изюминку, передать характер героя.
Ульянов был одинаково хорош и в роли положительного героя, и в образе отъявленного мерзавца. Кадр из фильма «Простая история» 1960 Кадр из фильма «Последний побег» 1980 Михаила Ульянова по праву считают выдающимся советским актером, воплотившим на экране настоящий русский характер. Он не работал в каком-то узком амплуа, и его герои, какими бы они ни были, трагическими или комическими, всегда смотрелись естественно и органично. Фильмография актера насчитывает несколько десятков успешных проектов, которые лишний раз подтверждают многогранность таланта прославленного актера. Как найти захоронение Новодевичье кладбище 10 участок, 10 ряд Адрес Лужнецкий пр. Такое сочетание создаёт оригинальную скульптурную композицию, цельную по замыслу и идеальную по исполнению.
На двухступенчатом постаменте из черного гранита установлена бронзовая фигура Михаила Ульянова, выполненная в полный рост. На заднем плане возвышается высокая прямоугольная стела в виде сценической шторы, драпировками ниспадающей на постамент. Артист запечатлён в момент ухода со сцены, он прощается со зрителями перед тем, как исчезнуть за занавесом родного Вахтанговского театра. Рядом с Ульяновым упокоилась его супруга, актриса Алла Парфаньяк. Внешние ссылки.
Позже Ульянов вспоминал какие это были годы — вечно голодный, бедный, но такой счастливый и одухотворенный воплотившейся мечтой он был. Его полностью захватили занятия, репетиции, игра в массовках. К тому моменту закончилась война и домой живым вернулся отец. Он не стал осуждать сына за такой выбор и тот в 1946 году отправился поступать в театральный ВУЗ Москвы с трофейным пистолетом, подаренным батей.
В первопрестольной парень поселился вначале у знакомых, которые жили на Сокольниках. Несколько попыток поступлений и отказы. Но Ульянов не сдавался — проявился характер сибиряка, который не раз выручит его в жизни. В студии при Театре им. Вахтангова в нем рассмотрели искру и приняли на курс, дав тем самым путевку в богатую творческую жизнь. Ульянов оправдал этот бонус и не подвел своих учителей. Театр в разных ипостасях — актер, режиссер, руководитель К 1950 году Ульянов уже выходил на подмостки театра им. Вахтангова в эпизодических ролях. Очень скоро ему доверили сыграть самого Сергея Кирова в пьесе «Крепости на Волге».
Спектакль показали питерской аудитории. Критики были безжалостны и раскритиковали игру молодого актера. Но это только укрепило его дух — никакие негативные отзывы не могли остановить Михаила. Потом ему часто приходилось играть современников и исторические персонажи. Он всегда увлеченно брался за воплощение самых сложных и противоречивых образов.
Кроме Михаила в семье росла младшая дочка Маргарита. Когда мальчику было 3 года, Ульяновы переехали в село Екатерининское, там отца назначили председателем сельхозартели. На новом месте они продержались около 5 лет, а затем переехали в город Тару неподалеку от Омска. В этом небольшом городке Михаил провел детство и юность и всю дальнейшую жизнь считал Тару своей Родиной. Дом-музей М.
Ульянова в Таре. Детство Детство Миши, как и других советских ребят, прошло в активных играх на улице — футбол, казаки-разбойники, походы. Культурных развлечений не было, разве что один кинотеатр, в котором крутили по кругу одно и то же. В школе мальчик не был отличником, учился средне. По признанию актера, в этот период у него не было сформированных желаний, определенной мечты. Он наслаждался беззаботной мальчишеской жизнью. Участвовал в литературных вечерах, с азартом принимал участие в лыжных гонках, заготовке дров для всей школы. До 15 лет Михаил вообще не имел представления о театре, в Таре его не было. На лето приезжали актерские труппы из соседних городов, играли спектакли прямо в летнем саду. Серьезных эмоций у мальчика такие выступления не вызывали, он относился к этому как к сказке.
Желания поучаствовать в этой сказке тоже не было. С родителями и сестрой. Война Михаилу было 13 лет, когда он впервые услышал по радио, что произошло страшное. Через несколько дней он увидел, как от городского военкомата уезжают на фронт мальчишки-десятиклассники. Его поразил настрой юных солдат — они рвались в бой, были уверены в своих силах и надеялись сокрушить противника в кратчайшие сроки. Никто тогда не понимал, как затянется война, насколько она будет ужасной и кровопролитной. В августе на фронт ушел отец, Александр Андреевич. На войне он получил серьезное ранение в ногу. Самому Михаилу повестка пришла в десятом классе, он должен был стать летчиком испытателем. Обучение проходило в диком темпе, ребят учили самому основному — взлет-посадка.
Шансов выжить в бою практически не было бы. К счастью, повоевать так и не пришлось — руководство страны приняло решение не призывать ребят 1927 года рождения. С облегчением Михаил вернулся домой. Обучение актерскому мастерству В военные годы в Тару направляли в эвакуацию жителей из других, потенциально опасных, городов. В доме Ульяновых одно время жило три семьи. Жили тесно, но дружно, читали письма с фронта, слушали радио. Именно благодаря эвакуации в городе появился театр, его организовала труппа украинских артистов. Михаил посещал спектакли, записался в драмкружок для подростков. Актерская игра все сильнее и сильнее увлекала мальчишку. Руководитель кружка разглядел в нем потенциал и рекомендовал поступать в Омскую студию при областном театре.
Захватив с собой мешок картошки, в 1944 году Миша Ульянов отправился в Омск. В то время худруком театра была Лина Семеновна Самборская, она и набирала студию. Эффектная актриса была для робкого сельского парня недосягаемой вершиной, она восхищала его, удивляла. Перед ее искусством студийцы преклонялись, их глаза горели. Юноша неоднократно терял веру в себя, в театр. Из дневника М. Нахожусь в таких сомнениях — как я читаю. Вдруг хуже всех! Сомнения терзали Михаила еще несколько лет, вплоть до первых работ в театре.
А иное, вроде монолога «Край мой родимый, край... Читатель сценария или зритель, наверное, тоже будет ошарашен. Но сам сценарий мне понравился, а от работы с таким режиссёром, как Панфилов, конечно, не отказываются [122]. Съёмки картины проходили в Суздале , где по сюжету и состоялись основные события [59]. Как и предсказывал ещё на стадии её разработки поэт Евгений Евтушенко , ленту положили на полку и запретили к показу [122]. По мнению критика Валерия Головского , будь в главной роли тот же Смоктуновский, ни о какой «полочной» судьбе и речи бы не было, но циничного и трусливого драматурга Есенина сыграл Михаил Ульянов — Ленин, Карамазов и маршал Жуков [123]. Зрители ничего не знали о фильме «Тема» вплоть до 1987 года, когда был открыт 37-й Берлинский кинофестиваль. В Берлине жюри, во главе с австрийским актёром Клаусом Марией Брандауэром , присудило картине главный приз форума — « Золотого медведя »; таким образом, она стала второй и последней в истории советского кинематографа, победившей на Берлинале [124]. Он быстро нашёл общий язык с режиссёром и приступил к воссозданию «экстравагантного характера» ветерана войны и руководителя духового оркестра в спецшколе Алексея Ивановича Кустова [126]. Съёмки проходили в Ленинграде , Симферополе и Сланцах , откуда был родом прототип, настоящий Алексей Кустов, с которым актёр лично встречался [126]. Картина не имела особого успеха, однако Ульянов остался доволен этим опытом: Алексей Иванович скончался спустя несколько лет, и эта работа стала своеобразной данью памяти «скромному человеку, который прожил незаметную, но благородную жизнь» [127]. Главного героя он стремился сыграть так, как хотел того Шукшин, — «чтобы в его судьбе отразилась судьба всего русского народа, вконец исстрадавшегося и восставшего» [128]. Такой Разин вызвал споры, неприятие одних и решительную поддержку других; Ульянов к критике относился философски: «Всякая попытка взглянуть на сложившееся представление своими глазам всегда сопровождается борьбой, непониманием, неприятием… Но нет других глаз, кроме сегодняшних… Нет другого пути в театре, кроме попыток найти свою дорогу, неизведанную, нехоженую» [129]. В июле 1980 года Ульянов был потрясён неожиданным и ранним уходом из жизни «коллеги по цеху» Владимира Высоцкого и на его гражданской панихиде произнёс большую речь: «В нашей актёрской артели большая беда. Упал один из своеобразнейших, неповторимых, ни на кого не похожих мастеров. Говорят, незаменимых людей нет — нет, есть! Придут другие, но такой голос, такое сердце уже из нашего актёрского братства уйдёт…» [59]. В 1982 году Ульянов практически был утверждён на неожиданную для него комедийную роль инспектора в детективе Аллы Суриковой « Ищите женщину », его напарником-полицейским должен был стать Семён Фарада [97]. Но актёр серьёзно заболел, выбыл из проекта и Фарада [97]. Вместо этого Ульянов снялся у Юлия Райзмана в фильме « Частная жизнь » в роли немолодого директора предприятия Сергея Никитича Абрикосова, вынужденного уйти на пенсию [130] [131]. Райзман не любил актёров, слишком много снимавшихся в кино, и сперва не планировал брать на эту роль Ульянова, но позже передумал [132]. Актёр сыграл одинокого, добросовестного человека, потерявшего смысл жизни после увольнения с работы [130]. Каждый день ему наносили специальный состаривающий грим [132]. К удивлению Ульянова, предполагавшего, что история о простом советском пенсионере не может заинтересовать никого, кроме жителей СССР, лента Райзмана была отобрана в одну из внеконкурсных программ Венецианского кинофестиваля и номинирована на премию « Оскар » в категории «Лучший фильм на иностранном языке» [132]. На Лидо фильм удостоился нескольких призов, а сам актёр был награждён специальным призом жюри «за лучшее исполнение мужской роли» [132]. В разгар репетиций Михалков неожиданно сообщил, что ему предложили снять по этой пьесе фильм: «Два актёра, одна декорация. У студии остались деньги. Думаю, мы сможем. А главное, есть возможность и фильм снять, и спектакль сделать. И может быть, одновременно выпустить. Представляете себе, как это заманчиво? Однако руководство театра сочло такую переменчивость Никиты Сергеевича неэтичной и прекратило работу над спектаклем [134]. В 1983 году начались съёмки картины « Без свидетелей », в которой Ульянов сыграл одну из немногих своих отрицательных киноролей [134]. Партнёршей Ульянова стала Ирина Купченко , весь сюжет разворачивался в простой советской квартире [134]. По ходу действия фильма у героя Михаила Александровича увеличивались зубы и менялась форма черепа — таковым был замысел Михалкова, с помощью грима подчеркивалось превращение главного героя из добропорядочного человека в настоящего монстра [135]. Огромной проблемой стало то, что найти в стандартной квартире что-либо интересное, чем бы можно было завлечь зрителя на полтора часа, невероятно сложно [134]. И это была одна из самых трудных ролей. Давалась она мне очень тяжко. Этот тип ведь актёр в жизни — он всё время играет. Играет хорошего человека, играет деятельного, играет любовь. С ним были солидарны критики, посчитавшие этот образ одним из лучших из когда-либо созданных актёром [137]. Работа с Михалковым была для Ульянова большой школой [139]. По словам Михаила Александровича, столько гневных писем, сколько он получил после выхода картины, ему не приходило никогда [140]. Он что, потерял совесть, стал так развязно играть, так нагличать? Ещё в начале 1970-х годов Ульянов прочёл пьесу Фердинанда Брукнера «Наполеон Первый» и сразу же пожелал сыграть великого диктатора [141]. Но главному режиссёру театра Евгению Симонову пьеса показалась «слишком мелкой, поверхностной, легковесной» [142]. Ульянов смирился с тем, что Наполеона ему не сыграть, однако в 1983 году Анатолий Эфрос приступил к постановке пьесы в Театре на Малой Бронной и на главную роль пригласил Ульянова в качестве гастролёра [143]. Ульянов, привыкший к большой сцене Вахтанговского театра, не без труда приспосабливался к маленькому залу на Бронной [145]. Михаил Александрович перечитал десятки материалов о Наполеоне, посетил Государственную историческую библиотеку РСФСР , но так и не нашёл главного — «…каков он, когда остается один? В чём выражается его человеческая сущность? Где его слабость? Где боль?
Михаил Ульянов 👉 биография, личная жизнь, семья, жена, дети — фото
Михаил Ульянов — мощный и страшный, искренний, преданный. Биография Михаила Ульянова, фильмы, личная жизнь, рост, возраст, причина смерти, фото и последние новости об актере. В Москве нашли мертвой 63-летнюю художницу Елену Ульянову — дочь артиста Михаила Ульянова. Самые интересные моменты личной жизни и биографии Михаила Ульянова С женой и дочкой. биография, фото, личная жизнь актера: Народный маршал.
Москва простилась с Михаилом Ульяновым
Михаил Ульянов: биография, личная жизнь, семья, жена, дети | Михаил Ульянов родился 20 ноября 1927 года в селе Бергамак, Омская область. |
Жизнь и любовь Михаила Ульянова | В Москве нашли мертвой 63-летнюю художницу Елену Ульянову — дочь артиста Михаила Ульянова. |
Дочь народного артиста СССР Михаила Ульянова Елена умерла в Москве - 15 сентября 2023 - ФОНТАНКА.ру | Награды и звания Михаила Ульянова. |
Причина смерти Михаил Ульянов | Биография Михаила Ульянова. Михаил Ульянов – народный артист СССР, лауреат Ленинской премии, Герой социалистического труда. |
Стали известны обстоятельства смерти дочери актера Михаила Ульянова - Российская газета | Читая биографию Михаила Ульянова и о его личной жизни, детях поклонники актёра могут посмотреть редкие фото. |
Михаил Ульянов: биография
В личной жизни Михаил Ульянов был столь же категоричен, как на сцене. Биография Михаила Ульянова: фото, личная жизнь, причина смерти, фильмы, "Тихий Дон", "Живые и мертвые", в роли маршала Георгия Жукова. Самые интересные моменты личной жизни и биографии Михаила Ульянова С женой и дочкой. Михаил Ульянов — мощный и страшный, искренний, преданный. В Москве нашли мертвой 63-летнюю художницу Елену Ульянову — дочь артиста Михаила Ульянова. Михаил Александрович Ульянов ушёл из жизни вечером 26 марта 2007 года в одной из больниц Москвы[6].
Читайте также
- Детские годы
- Жена Михаила Ульянова — фото, личная жизнь
- Михаил Ульянов 👉 биография, личная жизнь, семья, жена, дети — фото
- Михаил Ульянов 👉 биография, личная жизнь, семья, жена, дети — фото
- Самые интересные моменты личной жизни и биографии Михаила Ульянова
Жена Михаила Ульянова — фото, личная жизнь
Личная жизнь Михаила Ульянова непосредственно связана с судьбой Аллы Парфаньяк, которая стала его женой и, по его выражению, настоящим ангелом-хранителем. Личная жизнь биография Дмитрия Ульянова сейчас Дмитрий Ульянов: биография Дмитрий Борисович Ульянов появился на свет. If you have Telegram, you can view and join Михаил Ульянов right away. К 95-летию со дня рождения Михаила Ульянова смотрите на телеканале "Россия – Культура" 20 ноября в 20:10 документальную ленту "Ульянов про Ульянова", а сразу после – в 21:00 – художественный фильм "Без свидетелей".
Ульянов Михаил Александрович
Цветы к нему возлагал президента страны Владимир Путин. На родине актера - в Таре - действует Северный драматический театр имени М. Михаил Ульянов умер 26 марта 2007 года. У него были диагностированы болезнь Паркинсона и заболевания кишечника, возникшие из-за терминальной стадии рака.
Похоронен в Москве, на Новодевичьем кладбище. Семейное положение Был женат на актрисе Алле Парфаньяк, которая ушла к Ульянову от мужа. В браке актеров родилась дочь Елена.
У нее в свою очередь на свет появилась дочь Елизавета, внучка Ульянова. За три недели до смерти Ульянова Елизавета родила двойняшек, правнуков актера. Творчество Театр имени Е.
Корнейчука — Артём 1951 — «Крепость на Волге» И. Кремлёва — Сергей Киров 1951 — «Первые радости», по роману К. Федина — Кирилл Извеков 1951 — «Великий государь» В.
Шекспира; постановка А. Орочко — Эгламур 1953 — «Раки» С. Михалкова — Левша 1953 — «Новые времена» Г.
Мдивани — Сухов 1954 — «Горя бояться — счастья не видать» С. Маршака; постановка Е. Симонова — солдат Иван 1955 — «На золотом дне» Д.
Мамина-Сибиряка; постановка А. Ремизовой — Вася 1955 — «Олеко Дундич» А. Ржешевского и М.
Каца; постановка А. Де Филиппо; постановка Е. Симонова — Микеле 1956 — «Шестой этаж» А.
Жери; постановка Н.
Все изменили гастроли тобольского театра, приехавшего в Тару. За свою жизнь Ульянов снялся в более чем 70 картинах и сыграл почти в 50 театральных постановках. Но все эти слухи Ульянов отрицал, до конца жизни утверждая, что любит только свою жену Аллу Парфаньяк. Жена Ульянова не намного пережила своего мужа, видимо, не смирившись со смертью Ульянова. Обстоятельства и причины смерти Последние годы актер плохо себя чувствовал — прогрессировала болезнь Паркинсона, обнаруженная у него в 1990-е гг. Они завершились на Новодевичьем кладбище, где похоронен Ульянов.
Дата рождения Михаила Ульянова. Окончание театрального училища имени Щукина при Театре имени Вахтангова.
Одной из самых известных ролей Ульянова в кино является «роскошнейшая фантасмагорическая» роль генерала Григория Лукьяновича Чарноты в картине Александра Алова и Владимира Наумова « Бег » 1970 , снятой по пьесе Михаила Булгакова [98]. По мнению Михаила Александровича, «колоритнейшая фигура белого генерала , который бродит по Парижу в одних кальсонах, а потом выигрывает целое состояние, требовала совсем нового подхода и новых актёрских приспособлений» [98]. Актёр считал, что ему не удалась бы эта роль без столь «талантливых, тонких» режиссёров и таких партнёров, как Евгений Евстигнеев и Алексей Баталов [99]. Фильм Алова и Наумова снимался в основном в болгарском городе Пловдив [100]. Съёмки финальных сцен проходили в Севастополе , а парижских — в самой столице , где Ульянов и Баталов проживали в отеле «Бонапарт» [100]. Мне отвечают: да там, в декорациях ещё сидит. Я заглядываю — и вижу: он сидит и разговаривает с тараканом, рассказывает этому древнему, миллионы лет существующему созданию о том, какой под Киевом был бой, как было тепло, но не жарко… И с такой силой, с такой верой в то, что тот его понимает, Ульянов делал это — потрясающе!
Я так жалел, что не было у меня с собой фотоаппарата, чтобы снять странный, удивительный контакт, на который способен, на мой взгляд, только выдающийся человек! Энциклопедия «Кто есть кто в мире» относит эту работу Ульянова к разряду наиболее интересных в его карьере, во многом благодаря режиссуре Алова и Наумова [102]. При этом, согласно воспоминаниям Наумова, ленту тогда чудом не положили на полку [103]. Впечатлённый «Председателем», он видел в роли горьковского Егора Булычова только Михаила Александровича, и в объединении «Луч» при « Мосфильме » им организовали встречу [104]. Зная актёрские методы Ульянова, Соловьёв боялся, что он не примет концепцию режиссёра, однако тот внимательно рассмотрел себя в зеркале и сказал, что ему нравится [104]. Эпизодическую роль должен был исполнить Иннокентий Смоктуновский , однако Ульянов, едва услышав фамилию актёра, поставил Соловьеву ультиматум: либо он, либо Смоктуновский [104]. Фильм « Егор Булычов и другие » не имел особого успеха: причиной тому, по мнению Ульянова, было то, что «в прокате эту картину пустили на экраны самым минимальным тиражом и в самые невыгодные часы» [106]. Остались только недоумение и обида. На кого?
Естественно, приступив к работе над ролью Антония, я читал всё, что нашел, о том времени, об этом человеке. Но каким же он был? Мы с Симоновым определяли для себя Антония как человека, который всё меряет своими мерками: возможна греховная любовь, но невозможна подлость, может быть забвение любви, но не может быть предательства. И почему в поисках характера Антония мы не принимали Плутарха в расчёт? Нет, он у нас должен был быть и кутилой и человеком, предающимся всем страстям человеческим, но общее решение спектакля, условное, приподнятое, требовало, чтобы и я следовал этой стилистике. Главную мужскую роль, Марка Антония , он предложил старому другу Михаилу Ульянову; Клеопатру сыграла многолетняя партнёрша Ульянова по сцене Юлия Борисова [108]. Симонов решил спектакль как арену римского цирка, «на которой идет игра, кровавая и беспощадная» [109]. Декорации Иосифа Сумбаташвили — арена и амфитеатр из серого металла — создавали ощущение западни, из которой, как для гладиаторов, нет иного выхода, кроме боя не на жизнь, а на смерть [109]. По мнению Ульянова, Василий Лановой сыграл здесь одну из своих лучших ролей — «самоуверенного, полного презрения к людям» Октавиана [110].
После премьеры в прессе появились диаметрально противоположные отзывы об актёрской работе Ульянова, а сам Михаил Александрович запомнил из всех отзывов один: «Весь спектакль пронизан страстью и яростью Антония — Ульянова, который больше солдат, чем император и государственный человек, именно это и хорошо. С открытой грудью, с распахнутым сердцем, такой понятный и такой сегодняшний», — писала в небольшой рецензии в « Огоньке » актриса Любовь Орлова [111]. Ознакомившись с только что опубликованной повестью Бориса Васильева «Самый последний день», Ульянов, устав от «проявлений недоброжелательства, неоправданной злости, обидной грубости, наглого хамства, сердечной черствости», решил попробовать себя в режиссуре и поставить полнометражный фильм «о добром человеке» по этому произведению [112]. Михаил Александрович сам написал сценарий и исполнил главную роль Семёна Ковалёва, участкового милиционера, погибающего от рук преступника в последний день службы [112]. Что вас привлекло в этой умилительной фигуре добренького милиционера? Вы же всегда играли людей сильных и волевых, и вдруг образ добродушного и даже мягкотелого человека, который по доброте своей и гибнет? Подавленный режиссёрским провалом, Ульянов тогда же пообещал самому себе, что больше по ту сторону камеры не встанет [5]. Перейдя от кинорежиссуры к режиссуре театральной, Михаил Александрович поставил в родном театре спектакль «Ситуация» по одноимённой пьесе Виктора Розова , премьера которой состоялась в 1973 году [59]. На сей раз образ маршала, «выпукло, четко и определённо» выписанный Александром Чаковским в «Блокаде», пришёлся Ульянову более по душе, нежели в «Освобождении»: «Ну, скажем, я считаю, что это одна из самых точно выражающих характер Жукова картин…» [96].
Ульянов согласился, но съёмки так и не успели начаться — в октябре Шукшин скоропостижно скончался [59]. Не пройдя пробы на роль Григория Распутина в историческом фильме Элема Климова « Агония » [97] , Ульянов вместе с труппой театра отправился на непродолжительные гастроли в Ереван , где вахтанговцы отрывочно увидели новый спектакль Рачии Капланяна « Ричард III » [113]. Решено было поставить трагедию Шекспира и в Москве [114]. В октябре 1975 года Ульянов, также как и Астангов, был назначен исполнителем главной роли и режиссёром спектакля по предложению Капланяна [114]. Михаил Александрович долго искал ключ к характеру Ричарда: «…Возможно, играть Ричарда надо не сатаной и дьяволом, а мелкой тварью, трусливой, ничтожной натурой, которая, пользуясь человеческим несовершенством, лезет в дыры и щели, а не идёт на приступ. Он, как мышь, прогрызает себе дорогу молча, тихо и как будто незаметно, готовый при малейшей опасности бежать. Но как же такое ничтожество захватило власть? Всё тем же мышиным способом, пользуясь разладом и раздором, ища лазейки и прогрызая дыры, натравливая и льстя, предавая и продавая, всегда настороженно ожидая удара. Что-то шакалье есть в нём» [116].
В ходе создания спектакля Капланян и Ульянов прибегли к некоторым изменениям шекспировского сюжета, в частности, полностью изменили финальные сцены [117]. Спектакль, вызвавший разноречивые отклики в прессе, шёл на сцене театра многие годы [118]. В 1975 году в издательстве « Молодая гвардия » вышла первая книга Ульянова — «Моя профессия» [59]. Конец 1970-х годов, «Тема»[ править править код ] В конце 1970-х актёр плодотворно снимался и играл в театре. Только в 1977 году состоялись премьеры трёх лент с участием Михаила Александровича: « Личное счастье », « Обратная связь » и « Позови меня в даль светлую ». В последней Ульянов осуществил давнюю мечту: снялся в картине по произведению Василия Шукшина [101]. В театре его репертуар пополнили Гайдай в « Гибели эскадры » и ещё один Ленин в пьесе Николая Погодина «Человек с ружьём»; с этими спектаклями он принял участие в гастролях театра по всему Нечерноземью [59]. Владимира Ильича в классическом исполнении Бориса Щукина Ульянов не принимал, считая, что тот извратил вождя, наделив его качествами «блаженного мужичка» [119]. Сам он играл его жёстко, воплощая совершенно не тот образ, который привыкли видеть жители СССР [119].
Благодаря этому Ульянов увлекся сценой. Затем уехал в Омск, где два года учился в студии при Омском драмтеатре. Параллельно Ульянов пытался пройти курс обучения в Омской школе летчиков-истребителей, но сделать этого не успел, так как война завершилась. Учась в студии, Михаил работал диктором на радио.
Пытаясь изменить свой высокий звонкий голос, он кричал во всю силу, и в итоге приобрел желанную хрипотцу. В конце лета 1946 года Ульянов отправился поступать в московскую театральную студию. Он провалил вступительные экзамены сразу в несколько учреждений. Затем, впрочем, он был принят в училище имени Щукина.
Совместно с сокурсниками он поставил спектакли «Два капитана» и «Борис Годунов». Ему была присвоена квалификация актера драматического театра. В 1950 году был принят в труппу театра им. После чего отправился на каникулы к родителям в Тару.
После возвращения в Москву Ульянов приступил к работе в театре. Дебютом в кино для Ульянова стала роль Алексея Колыванова в фильме «Они были первыми» 1956 год. Всесоюзную славу Ульянову принесла роль Егора Трубникова в картине «Председатель». За ее исполнение Ульянов был удостоен главной в стране Ленинской премии.
Спустя год назначен художественным руководителем Театра имени Вахтангова. От третьего срока отказался. В 2004 году Ульянов в последний раз сыграл на сцене родного театра. В 2005 году Ульянову было присвоено звание почетного гражданина Омской области.
Тогда же в регионе была учреждена премия в сфере театрального искусства имени Ульянова. В 2018 году в Омске был открыт памятник в его честь. Цветы к нему возлагал президента страны Владимир Путин. На родине актера - в Таре - действует Северный драматический театр имени М.
Михаил Ульянов умер 26 марта 2007 года. У него были диагностированы болезнь Паркинсона и заболевания кишечника, возникшие из-за терминальной стадии рака.