Классика Русского рока. «Гражданская оборона» — советская и российская рок-группа, основанная 8 ноября 1984 года в Омске Егором Летовым и Константином Рябиновым, наиболее заметная представительница сибирского панк-рока. Хотя рок-группы в Тамбове уже были.
Повесть о сыновьях молчаливых дней. Как начиналась магнитофонная летопись русского рока
Девяностые, расцвет омских рок-групп. Именно в 90-е проявили себя многие российские рок-исполнители, получили возможность вволю выразиться и начать творить, экспериментировать. Что известно о семьях Кинчева, Бутусова и других российских рок-музыкантов 90-х. Что питало русский рок? Как понять уникальный культурологический феномен? Об этом рассуждают те, кто не просто наблюдал со стороны. Ямальские рокеры 80-х и 90-х – яркие участники знаковых фестивалей, марафонов и концертов. «Гранатовый альбом» — четвёртый студийный альбом российской рок-группы «Сплин», вышедший в апреле 1998 года; после него группа приобрела популярность по всей России. Легендарная русская рок-группа «Сплин» порадует Чикаго!
Для продолжения работы вам необходимо ввести капчу
- Популярные русские рок группы 90-х
- Гражданская оборона
- Русский рок 80-90 на Ямале. Как менялся русский рок. История. Всё это рок-н-ролл | Полярные истории
- Начнем с новой волны
Русский панк-рок: 10 важных групп, которые сформировали жанр
Как изменились звезды Ленинградского рок-клуба 40 лет спустя? | Сборник популярной музыки "Русский рок 90-х". Музыкальные подборки, коллекции хитов под настроение, событие, жизненную ситуацию. |
Русские рок группы 80-х | Девяностые стали в истории питерского рока совершенно новым этапом. |
Русские рок группы, самые популярные из них конца 80-х – начала 90-х | Транскрипции на русском с ударениями и переводом на английский язык Это подкаст для среднего и продвинутого уровня русского языка (B2-C1). |
Русский рок: история, жанры, группы, легенды, события
В 1969, когда группа уже называлась «Time Machines», была сделана первая запись. Ну а основное название у группы появилось в 1973 году. Рекомендуем почитать.
Просто в центре города открылся клуб, где можно выступать. Поэтому сюда ринулись музыканты, без всяких дополнительных указаний», — рассказывает Эдмунд Шклярский группа «Пикник» в интервью «Известиям». Фото: личный архив Джоанны Стингрей Тем, кто ничего не знает о русском роке, сейчас может показаться, что речь идёт о том клубе, в котором сотни подростков отрываются под любимые песни. Но это было не так. Никто не танцевал, гости сидели на своих местах прямо как в театре. Правда, в последние года существования клуба ситуация изменилась, но не кардинально.
А потом в нем просто не было нужды. Рокеры стали давать большие концерты на многотысячных стадионах.
Песни Летова вроде «Моей обороны» и «Все идет по плану» стали народными. Своей честностью и злой грустью они попали в нерв на изломе государства. Тогда СССР доживал свое, а впереди намечались смутные 1990-е. Вопрос в другом — а точно ли это панк? Поздние и самые народные песни Летова болтаются между своеобразным шугейзом, кислотным пост-панком и бардовской музыкой.
Но «Гражданская оборона» в 1980-х — это настоящий советский анархо-панк. Возмутительно грязный, плохо сыгранный и еще хуже записанный. А еще быстрый, злой и сильно антиправительственный. Со звуком раннего «ГрОба» понятие «русский панк» обычно и ассоциируется. Пролезть на сцену им удалось благодаря тому, что выступления «Звуков Му» и «АукцЫона» запретил комсомол, а «ГрОб» были готовы заткнуть дыру. Группа успела отыграть почти весь свой сет, прежде чем их выгнали со сцены. Потом Летова и вовсе объявили в розыск.
А ведь он уже успел вызвать интерес КГБ и посидеть в психиатрической лечебнице. О группе заговорили не только в силовых структурах, но и среди любителей экстремальной музыки. В случае с «Гражданской обороной» на этот вопрос почти нереально ответить — материала гора. Но если следовать рассуждениям самого Летова, слушать нужно альбомы 1980-х, вплоть до «Русского поля экспериментов» — Егор считал его своей «вышкой». Но и последний альбом «Зачем снятся сны» тоже стоит послушать, пусть панка там и не так много. Это самый чистый и позитивный релиз в дискографии Летова. Музыкант признавался, что впервые создал что-то «только для себя».
Егор Летов умер в 2008 году, за чем последовал распад группы. С тех пор вышли несколько концертных альбомов и сборники. Но в 2019 музыканты «ГрОба» воссоединились ради серии концертов. Так что из оригинального состава остался только гитарист Андрей «Босс» Бабенко. В 2023 году благодаря жене Егора Летова вышли два альбома его первого проекта «Посев» — «Всякие картинки» и «Дождь в казарме». Записи долго и мучительно восстанавливали с аналоговых пленок. Основанный в 1985 году в Ленинграде «Бригадный подряд», или просто «БП», не самая экстремальная группа раннего русского панка — ни по звуку, ни по выходкам.
Но столь же ярких и аутентичных представителей пролетарского ой-движения на советской сцене в то время не было. А потому в узких кругах группа завоевала звание отцов советского панка. Да и звучали они уже в 1980-х настолько профессионально, насколько это было возможно. По сравнению с «Бригадным подрядом» коллективы того периода вроде «АУ» можно назвать советским протопанком. К тому же раннее творчество «Бригадного подряда» повлияло почти на все остальные группы в списке — это настоящий анархический андеграунд. Сооснователь, вокалист и лицо «Бригадного подряда» Николай Михайлов в 1990-х получил серьезную травму головы. После этого он не мог нормально говорить, не то что петь.
Травма наложилась на тягу к алкоголю, поэтому в нулевых Михайлов оказался на улице. Эта история нисколько не позитивная, но по-своему панковская. В этом движении три пути: гнуть линию до конца, перегореть и уйти либо скатиться в коммерцию. В 2004 году Михайлову помогли коллеги-музыканты при большом содействии Михаила Горшенева из группы «Король и Шут». Но к музыке Михайлов возвращаться не захотел. Он умер уже в 2006 году. Стоит оценить всю дискографию группы 1980-х: альбомы «Бригадный подряд» , «Партсъезд» и «Членский взнос».
Это едкий, сырой, а порой и крайне остросоциальный панк, отражающий дух времени. Не альбомы, а исторические документы. Да и в целом это пусть и «фирмовый», но все еще бодрый поп-панк. Иронично, что последняя песня на диске называется «До свидания, панк-рок! А из самого актуального творчества стоит оценить альбом «Сомнамбула» 2013 года. Это типичный русский рок и вместе с этим один из самых успешных альбомов в истории группы. Пластинка хорошо отражает ее текущее состояние.
Но сегодня из оригинального состава в группе остался только гитарист Александр «Сантёр» Лукьянов, а вокальные партии с 2009 года исполняет Анатолий «Толян» Скляренко. Пика группа достигла в конце 1980-х. Но и в 1990-х пользовалась уважением в кругах любителей панк-рока благодаря острым текстам и активной поддержке футбольного клуба «Зенит». Это отлично сочеталось с эстетикой ой-движения. Но с 2000-х и по наши дни группа «повзрослела» и переформатировалась в русский рок, подходящий для «Нашего радио». Хотя в аранжировках и отдельных строчках до сих пор можно услышать отзывы молодецкого ой-панка. Ночная трость Источник: соцсети Константина Ступина Чем известна.
Несмотря на вклад остальных участников, основанная в 1986 году орловская группа «Ночная трость» — это в первую очередь Константин «Ступа» Ступин с его хриплым пропитым баритоном. Изначально «Ночная трость» была локальным орловским явлением. О творчестве Ступина массы узнали в 2010-х, когда музыкант стал исполнять свои песни под гитару на «Ютубе». Многие с удивлением обнаружили, что это тот самый мужик из мемного ролика «Ты втираешь мне какую-то дичь». А еще больше новоприбывших слушателей удивила не внешняя грубость и абстракция, но и глубина его текстов. А также богатые аранжировки, исполненные на одной лишь акустической гитаре. Алкоголь, наркотики, жизнь на улице и девять лет в тюрьме — уже нехилый такой ступинский панк-рок.
Но наиболее показательный момент произошел в 1996 году.
Предыдущие части см. Для кого-то они стали прорывом в становлении своей музыки, бизнеса, осознания своего пути в новой стране. Для других — «лихим», «нестабильным» и «смутным» временем, о котором существует китайская поговорка-проклятие, звучащее примерно так — «чтоб ты жил в эпоху перемен». Походя отмечу, что перемены в той или иной степени почувствовали на своей шкуре все. В отношении русского рока 1990-е года и особенно их начало были не очень благосклонны. Получилось так, что искренность блюзов, лиричность, характерный распев чистых гармоний русской фольклорной песни, отвязная энергия панка и хард-рока, остросоциальный эпатаж — многие составляющие величины русского рока, все то, что делало его явлением подчас маргинальным, но и героическим, постепенно оказалось невостребованным. Причин тому было несколько.
Главная из них состояла в том, что с осени 1991 года, в России произошло столько разнообразных событий, что русский рок оказался на перепутье — идти в коммерцию или продолжать оставаться в андеграунде и оппозиции. СССР распался, империя рухнула, исчезла в одночасье. Пресловутый вопрос «что делать? Как отвечать на вызовы нового времени, если перед тобой стоит элементарный вопрос выживания? Перед русскими рокерами нарисовалась трудная задача — определить себя, свое творчество, свое место и свои действия в новых временах. А также сочинить, создать, описать новую страну Россию, в которой предстояло жить. Естественно, что каждый музыкант подошел к решению вопроса по-своему. Некоторые не справились.
У многих случился кризис самоидентификации, так как рокеры посчитали основную задачу — развал советской системы выполненной и на этом успокоились. Но не все. Например, Егор Летов продолжал идти дальше, горя гражданским пафосом, методично убивая «государство в себе»: «Добровольно ушедший в подвал, Заранее обреченный на провал, Я убил в себе государство» — заявлял он в начале девяностых. При этом парадоксально не «верил в анархию», проникновенно спел старую военную песню про «туман» и «воздушных рабочих войны», при этом его «маленький принц» несмотря ни на что «возвращался домой». В 1990-х Летов настолько далеко ушел в игры во «все, что угодно, лишь бы не нравиться вам», что в 1993 году выдал очень нервный «Русский альбом» про «встающую с колен родину», заведя односторонний разговор с людьми проектом «Егор и О... Но Летов — это особый случай в русском роке! У основной массы музыкантов на место политики пришли проблемы бытовые, человеческие. Чуткие уши не могли не слышать новые веяния.
Например, Федор Чистяков в альбоме «Песня о безответной любви к Родине» все еще пел о навязшей в зубах Родине из советских учебников, втаптывая ее ниже плинтуса. Гребенщиков, наоборот, заглянул далеко в своих фантазиях. В фольклорно-сказочном «Русском альбоме» 1992 года он представлял новую Россию страной богомольной, хлебосольной, наследницей византийских традиций, необыкновенно прекрасной. Шевчук мыслил более современно, правильно уловив момент: «Еду я на родину... По его мнению Родина обновилась, но пока была очень несчастна. Что ждет нас всех впереди, было непонятно. Хотя некоторые вещи уже тогда были вполне очевидны. После миллионных митингов и споров конца 1980-х, яркого накала страстей в начале 1990-х люди устали.
Количество открывшейся информации и разоблачений было колоссальным. Оно требовало времени и осмысления. Чтобы не сойти с ума от психологического напряжения, потери сбережений, разрыва связей с родственниками на Украине, Белоруссии и других странах теперь уже бывшего СССР, люди сосредоточились на выживании и обустройстве своего быта, наслаждаясь обретенными благами цивилизации в виде свободного выезда за границу, дорогущих, но всем теперь доступных иномарок, бытовой техники, продуктов питания и пр. Так получилось, что острый политический пафос к 1995 году выдохся, иссякнув сам собой, его римейк в связи с русским роком случился лишь в 1996 года на предвыборных акциях «Голосуй или проиграешь! Разностилевая музыка зазвучала с новой силой в наступивших временах. Как мы выяснили из предыдущих размышлений о русском роке, к концу 1980-х русский рок обрел свою национальную самобытность и миллионы поклонников. Начало 1990-х также порадовало выпуском некоторых замечательных альбомов. К сожалению, не таких обильных, как хотелось бы.
Вспомним самые интересные. К ним относятся: «Хроника пикирующего бомбардировщика» 1990 года, «Сто лет одиночества» «Гражданской обороны», а также летовский проект «Коммунизм» очень точные и вовремя вышедшие альбомы, во многом определившие лицо русского рока начала — середины девяностых с их напряжением, болью, метанием «вечной весны в одиночной камере» , «Ветер в гривах» 1990 года «Куража», «Игра с огнем» 1990 года «Арии», «Московские каникулы» 1990 года «Ника Рок-Н-Ролла» Кунцевича , «Легче воды» 1991 года «Хронопа», «Проба пера» 1990 года Э. Та, «Этнические опыты» 1990 года «Вежливого Отказа», «Бодун» 1991 и изысканный «Чайник Вина» 1992 года «Аукцыона», записанный вместе с Алексеем Хвостенко, «Да здравствует ритм-энд-блюз» 1991 года «Лиги Блюза», «Гуляй-Поле» 1990 года «Монгол Шуудана» «анархо-роковое», густо замешанное на фольклорных интонациях и сдобренное обильными цитатами из старых казачьих песен и частушек времен гражданской войны. Со сцены выплеснулось безудержное рокабилльное веселье «Мистера-Твистера» с их лихим «Девки, пиво и рок-н-ролл» 1991 года. В 1990 в ТВ-программе, посвященной року, под названием «Программа А», дебютирует «Настоящий Московский ансамбль» «Мегаполис», образованный еще в 1987 году. Их альбомы «Пестрые ветерочки» 1990 года и особенно «Женское сердце» 1992 несли в себе изящную шутливость и необычную лирику. В 1993 году их песни «Голубые как яйца дрозда» и «Женское сердце» приносят «Мегаполису» общероссийскую известность. Романтичная питерская девичья группа «Колибри» обнародовала в 1992 году томную пластинку «Маленькие трагедии», в которой женские капризы и трогательные мелодии подчеркнуты известной композицией «Желтый лист осенний».
Народные я не побоюсь этого слова в отношении «Шахрина и К» — авт.
Что случилось с культовыми рок-группами 90-х и 2000-х
Но так всегда бывает — нечто настоящее проявляется внезапно и в непредсказуемых формах. Сруб — очень академическая группа, одна из тех, о которых можно говорить бесконечно и так и тянет написать диссертацию Естественно, внутренний заряд пассионарный, потому продукции произведено было много. Со временем появляется статичность, но тут уже вопрос темперамента. Любопытно, что Сруб не публикуют тексты своих песен, в которых люди умудряются слышать что-то своё. Анатолий Звонарь. Как ни удивительно, но это второй христианский музыкант в нашем очерке первым был сумрачный Андрей Мисин. Я не знаю, как его в действительности зовут, — предполагаю, что это творческий псевдоним, — но его работы действительно заслуживают того, чтобы их оценили всерьёз, а я этого не видел ни 10 лет назад, не вижу и сейчас.
Понятно, что творческих людей много и среди их есть и таланты и даже гении, но всё-таки нужно это как-то ценить, вы не находите? Я уж не привожу в пример Австрийскую Империю, в которой музыканты получали спонсирование золотом из Королевской казны, — в нашем случае и сотке рупий «на киви-кошелёк» будешь рад аж донельзя. М-да, скотское время, гори оно огнём… Итак, Анатолий Звонарь. Я не берусь оценивать его правоту или неправоту, я отмечают только интересные и качественные работы, которые явно дались с немалым трудом. Возможно даже, он сам верит во всё это, либо сама его религия настраивает на какой-то упаднический характер. Как бы то ни было, он считает, что всё «очень плохо» и мир в чём-то там погряз.
Если бы он пролистал какую-нибудь книжку по антропологии, то сделал бы для себя открытие, что «миру конец» наступил ещё 5 тысяч лет назад, с началом ошибочной и ведущей к деградации земледельческой культуры до этого была культура охотников-собирателей. То, что происходит сейчас — всего лишь краткий эпизод долгой и нудной деградации человека как вида из-за указанной ошибки в эволюционном направлении. Вот как говорит сам автор о своём проекте раскрывая и смысл названия : «Проект «4:48» — это хаотичное нагромождение звуков и слов, с идеальной точностью отражающее состояние внутреннего мира современного человека. Проект возник 10 октября 2010 года, именно в этот день родилось его название и была опубликована в сети первая аудиозапись.
А уж книжку про русский хип-хоп написать — это раздолье такое!
Можно написать целую серию: хоть отдельно биографии всех, хоть группировать их по сценам. Я уверен, что хорошая биография того же Басты продавалась бы на ура. Проблема в том, что издательская индустрия не работает так, чтобы были настроены эти антенны. Русский рэп — непаханое поле для писателя. Тот же Гуф: вот уж задача для писателя написать книжку про человека с суперинтересной биографией, который провел детство в Китае, чуть не умер от передоза, при этом сам не умеет в режиме интервью два слова связать, живет по свэгу и так далее, — то есть это страшно интересная история.
В общем, полно тем, и никаких проблем с точки зрения масштаба личности не вижу. Илья Зинин: В области музыкального нон-фикшна у нас поле совершенно непаханое, это правда. За последние 30 лет столько тем и столько героев можно найти — от 80-х до дней сегодняшних… Это очень грустно. Я был бы очень преданным читателем такой литературы. Фотография: Максим Копосов — Как люди, с которыми вы встречались и разговаривали, реагировали на то, что вы вообще пишете книгу об этих героях?
Они удивлялись или воспринимали это как должное? Илья Зинин: Людей было порядка ста, и у всех реакции были очень разные. Для кого-то это было очень органично, кто-то действительно удивлялся, некоторые отказывались от интервью, потому что не хотели вспоминать свои буйные 90-е. Некоторые рассказывали живо и интересно, и было видно, что их это по-прежнему волнует. С некоторыми было так — я их интервью читал опять же в 90-х, они тогда были яркими, крутыми, а сейчас говорят: «Ну да, было такое».
Александр Горбачев: Мы с Ильей очень сильно рассчитывали на Фирсова, который пропагандировал в свое время Летова, Башлачева, Машнина и обладал невероятным запалом. Мы были очень удивлены, когда он оказался преисполнен лаконичной печали по поводу всего и совершенно не горел желанием поделиться воспоминаниями о былых подвигах. В общем, был настроен скептически по отношению к собственному прошлому, что в книжке заметно. По итогам это добавило колорита главе, но это казус, когда ожидания не вполне совпали с результатом. Мы все-таки говорили с людьми, которым это было близко, дорого, важно; если они удивлялись, то только в положительном смысле, скажем так.
Илья Зинин: Очень характерная деталь — многие наши рассказчики спрашивали: «Про кого еще книжка? Берешь интервью про «Химеру», спрашивают: «Кто еще будет? С таким я сталкивался неоднократно. А про кого сейчас можно было бы сказать то же самое? Александр Горбачев: Про Арсения Морозова и все его проекты.
Илья Зинин: Я такое про Арсения Морозова сказать не могу. Но есть группа «Петля пристрастия», те же «П. Очень много всего. У вас есть история про Рэтда из «Химеры», который на сцене забирает кровь из вены в шприц и начинает ею рисовать. Илья Зинин: Сейчас это будет выглядеть надуманно, мне кажется.
Во все времена настоящих буйных мало, а сейчас и время к ним не особо располагает. Я за последние годы работы в клубе видел много концертов, на которых музыканты пытались эпатировать. Это было натужно. В 90-х ценность была еще и в том, что какие-то вещи происходили в первый раз. Это было откровением и для зрителей, и для самих музыкантов.
Тогда невозможно было посмотреть концерт Joy Division, а сейчас молодые музыканты смотрят очень много видео на ютьюбе — и сложно произвести такое же впечатление. Это будет выглядеть надуманно, в этом не будет новизны. Александр Горбачев: Я добавлю, что тот сегмент, про который мы говорим — ну, скажем так, в социальном смысле мидл-класс, аппер-мидл-класс или просто мейнстрим, — это сейчас не про кровь и не про эпатирование, не про попытку устроить перформанс, а про арт-штуки, которые умеет делать, например, группа «СБПЧ» на совершенно мировом уровне. Но абсолютно точно, хоть я этим не очень интересуюсь, существует специальная, не пытающаяся иметь никаких контактов с наземным миром сцена нового козявочного андеграунда: фестиваль «Структурность», концерты в заброшенных усадьбах и электричках — там люди похожие вещи вполне себе устраивают, и концерты тоже заканчиваются тем, что кто-то руку ломает на сцене. Но это тема для отдельного разговора и для отдельной книги.
Может статься, что из групп «Ленина пакет», «Взрыв кабачка в коляске с поносом» или из «Мутафории Лили» вырастет что-то большое и важное, как из группы «Химера» в какой-то степени выросла группа, прости господи, «Пилот». Или есть большие русские рок-группы, которые являются живым подтверждением того, что это все было не просто так, что оно не проросло, засохло и умерло, а что оно пустило корни и живет. Илья Зинин: Для меня все эти безумные вещи, которые домашние мальчики пытаются вытворять на фестивале «Структурность», выглядят очень натянуто. Здесь и сейчас таких героев я не вижу. В тех же 90-х появились «П.
Ты попадал на концерт — и в зале и на сцене был такой дестрой, что это было органично. Притом что Леха Никонов может и сознательно людей эпатировать — но, когда он доставал свою бритву и резал себя ей по венам, это было естественно. Александр Горбачев: У меня, например, то же самое, что ты описываешь, произошло с теми же Padla Bear Outfit. Выступление с … [членом] наперевес на том же «Степном волке» и с будущим участником группы Pussy Riot ; или когда Лагутенко на басу играл на Пикнике «Афиши» — я правда чувствовал, что творится история. У каждого свои ощущения.
Я много раз в последние годы чувствовал себя похожим образом и испытывал те же ощущения, которые описывают герои нашей книги. Илья Зинин: На некоторых концертах я тоже. У меня есть свой круг героев, которых Шурик знает и о которых он пишет. Если мы переносимся в сегодняшний день, у меня такое ощущение, что я за последние года два-три для себя ничего нового не открыл. Как я понимаю, для Ильи дело обстоит похожим образом, а для Шурика — нет.
Александр Горбачев: У меня есть ощущение, что кошмар происходит во всех других областях — а с музыкой как раз все нормально. Я имею в виду не только кровавый режим, но и то, как устроено российское культурное поле и как оно препятствует развитию разных явлений. Вот группа The Retuses, распавшаяся неделю назад, или группа «Наадя», или группа «Окуджав», или даже группа «Петля пристрастия» — вот уж абсолютно понятный, доступный, очень точный русский рок, который дрейфует между модной музыкой, которой он не является, и «Нашим радио», которым он тоже не является. И это все вызвано особенностями конструкции музыкального культурного поля, которые повторяют особенности российской культуры, экономики и социальной сферы. Илья Зинин: Для меня важен другой момент: у нового поколения нет героизма, который вдалбливали в голову нам.
В моем детстве говорили, что ты должен быть героем — Александром Матросовым, например. Может быть, именно поэтому сейчас нет буйных, и мне их не хватает. Я совершенно не разочарован в российской музыке — у нас есть люди от группы «НОМ» и группы «П. Мне хочется чего-то большего — хочется, чтобы раз в два месяца что-то крутое русскоязычное появлялось. Фотография: Максим Копосов — Вы думали о том, кто будет читателем вашей книги?
Александр Горбачев: Нет.
Также постоянно удаляет посты в своей группе, из-за чего хоть какую-то картину о его творчестве сложить нереально. В общем, остаётся только довольствоваться тем, что имеется. А это отличные образцы русского рока в его стрит-панковом ключе. Особо следует отметить высокое качество лирики, — более чем наполовину это отличная поэзия, ценная сама по себе. Схожая ситуация с группой Сруб — их знают и любят, но широкой известности нет. Сруб относится к Западно-Сибирской волне русского рока, представляя знаменитый Новосибирский coldwave.
Но так всегда бывает — нечто настоящее проявляется внезапно и в непредсказуемых формах. Сруб — очень академическая группа, одна из тех, о которых можно говорить бесконечно и так и тянет написать диссертацию Естественно, внутренний заряд пассионарный, потому продукции произведено было много. Со временем появляется статичность, но тут уже вопрос темперамента. Любопытно, что Сруб не публикуют тексты своих песен, в которых люди умудряются слышать что-то своё. Анатолий Звонарь. Как ни удивительно, но это второй христианский музыкант в нашем очерке первым был сумрачный Андрей Мисин. Я не знаю, как его в действительности зовут, — предполагаю, что это творческий псевдоним, — но его работы действительно заслуживают того, чтобы их оценили всерьёз, а я этого не видел ни 10 лет назад, не вижу и сейчас.
Понятно, что творческих людей много и среди их есть и таланты и даже гении, но всё-таки нужно это как-то ценить, вы не находите? Я уж не привожу в пример Австрийскую Империю, в которой музыканты получали спонсирование золотом из Королевской казны, — в нашем случае и сотке рупий «на киви-кошелёк» будешь рад аж донельзя. М-да, скотское время, гори оно огнём… Итак, Анатолий Звонарь. Я не берусь оценивать его правоту или неправоту, я отмечают только интересные и качественные работы, которые явно дались с немалым трудом.
Абстрактные тексты, пропетые «мяукающим» голосом Лагутенко, яркие гитарные пассажи и жизнерадостный драйв: все эти элементы сделали пластинку самым продаваемым релизом в истории российского музыкального рынка на тот момент.
Лучшие рок-группы России: список, названия
Правильно ли они выбирают объекты? Разбираются ли в том, какие артисты сильно воздействуют на аудиторию и могут быть опасны? Не разбираются. Мне кажется, что вся причина — в чудовищной вертикали власти, где, как в армии, приказы не обсуждаются. На любом уровне этой вертикали возможность думать и что-то решать сведена к минимуму. И как это в результате происходит на практике?
Кто принимает решения? Я представляю это так: какого-нибудь высокопоставленного силовика могла разбудить дочь, ввалившаяся в дом в невменяемом состоянии часам к пяти утра и упавшая в кровать без чувств. Пока доченька спала, он взял ее телефон и прошерстил плейлист: что она там слушает и что это ее до такого состояния доводит? Он перепишет их, придет утром на работу, соберет своих подчиненных и рявкнет: «Чё это за херня творится, я вас спрашиваю? Давайте, предпринимайте меры!
И это печально. Во многом это объективная ситуация, поскольку существование единого сетевого пространства привело к тому, что больших звезд больше нет. Но так происходит теперь во всем мире. Я думаю, что масштабных революционных потрясений от музыки можно больше не ждать. Недавно на «Дожде» и у себя в Facebook ты очень активно и эмоционально обсуждал фильм «Leaving Neverland» о Майкле Джексоне, в котором приведены неоспоримые доказательства того, что артист был извращенцем и педофилом.
Насколько, на твой взгляд, творчество должно отвечать за человека? К примеру, Кнут Гамсун был коллаборационистом и поддерживал фашистский режим. Он был наказан за это как человек, но должно ли это влиять на наше отношение к его книгам? Я читал твои посты по поводу Роджера Уотерса , выразившего поддержку Палестине. Мы с тобой говорили о Летове и обществе «Память».
У СССР тоже была своя система ценностей, в которой Платонов, Гумилев, Мандельштам — целый пласт творчества — были запрещены, потому что это не соответствовало советской идеологии. Но системы ценностей меняются, так же как меняются и нормы морали, а произведения остаются. Лермонтов был неприятным человеком, но это же не мешает нам восхищаться его поэзией. Надо ли убирать из эфира Летова? И хорошо ли рассказывать детям: «Дети, вы слушаете Майкла Джексона, но на самом деле он был извращенцем, педофилом и обижал маленьких детей».
Я знаю, что вопрос сложный и на него нет единого ответа, но хочу услышать твою позицию. Я думаю, что надо вернуться к изначальному вопросу, насколько отношение к человеку, к личности, следует переносить на его творчество. Я думаю, каждый выбирает для себя сам. Это невозможно никоим образом предсказать и не нужно этим манипулировать. Я убежден, что гений и злодейство — вещи не только сочетаемые, но и часто встречающиеся.
К сожалению, внутренние пороки, противоречия и соблазны, которые раздирают талантливых людей, во многом являются источником их творчества. Мне кажется, Майкл Джексон не написал бы такого количества красивых, но чудовищно сопливых песен про мир во всем мире и про детей-цветов жизни, если бы его изнутри не сжирала страсть засунуть этим детишкам член в рот. Это было его топливо, эта запретная страсть, его тщательно организованный «выход за флажки». Kelly, тем еще моральным авторитетом. Это и есть дьявольское, демоническое сочетание, с которым, мне кажется, ничего не сделать.
А дальше идет выбор каждого человека, каждого родителя, каждого музыкального вещателя. Когда я начинал смотреть фильм «Leaving Neverland», я думал, что не снял бы из-за этого Майкла Джексона с эфира, но если кто-нибудь снимет — это его право, я не возражаю. А когда я закончил смотреть фильм, то понимал, что я сам снял бы его с эфира, но если кто-нибудь не снимет — это его право. Очень важно, что сегодня у жертв насилия появилась возможность быть услышанными, потому что в былые времена их вообще не слушали. Что касается Майкла Джексона, мне кажется, что ярлык педофила приклеится к нему крепко и навсегда.
Я неслучайно в своей программе задал гостям вопрос: как они будут вспоминать Майкла Джексона через несколько лет — как артиста или как педофила? И один из гостей сказал: «Это будет неотъемлемо, неотделимо». Мне кажется, каждому взрослому надо задуматься, как объяснить детям, что вот этот дядя, который поет, был педофил. Это не делает его произведения менее талантливыми. Равно как факт участия писателя Захара Прилепина в войне в Донбассе не делает его книгу «Обитель» хуже.
Это талантливая книга, вопрос — смогу ли я ее читать и перечитывать после того, как Захар Прилепин стал отдавать приказы стрелять по людям? Я не знаю. Но я точно знаю, что бы ни написал Прилепин, я открою его книжку с мыслью, что этот человек убивал на несправедливой войне. Для меня он воевал на стороне зла. Скажи, что сейчас происходит с радио?
Насколько оно потеряло свое значение? Произошло ли это по объективным причинам, потому что жизнь постепенно переходит в интернет, а радио ушло в свою нишу и останется там уже навсегда, или, может быть, пока не появился новый Михаил Козырев, который смог бы радио перезапустить? Сейчас скажу долго молчит.
В будущем я все же хочу сделать концерт, посвященный «Песням в пустоту». Я не буду раскрывать всю интригу — и надеюсь, что тот музыкант, которого я прошу сделать реюнион ради презентации, поймет, что это было бы круто. Если он это сделает, то все будет, и необязательно, чтобы это было привязано к дате выхода, — даже через полгода это все равно будет круто.
Концертная запись группы «Химера», из которой понятно, что никто ничего подобного сейчас не играет — Аннотация сообщает, что книга написана «самым влиятельным музыкальным журналистом страны» и «промоутером, журналистом и музыкантом». При этом самый влиятельный музыкальный журналист страны общается с нами из США — да и Илья сейчас не работает с текстами на полной ставке. Как так получилось, что вы оба от сочинительства несколько отстранились? Александр Горбачев: Я бы не сказал, что я отстранился от текстов. Я занимаюсь Volna Records, пишу довольно много, мне хватает — и иногда думается о том, что можно было бы и поменьше делать. Я уж не говорю о том, что до хрена пишу на английском — и это все журналистские материалы.
Довольно много учебных штук — это не просто упражнения: условно говоря, я каждую неделю выдаю размышления на 650 слов на темы, касающиеся деятельности массмедиа, всяких теорий типа фрейминга и гейткипинга, размышлений по поводу прочитанных текстов о возможном будущем журналистики. Я бы не сказал, что я отстранился от чего-то. Мне, безусловно, в какой-то момент не то чтобы наскучило… Ну, отчасти, наверное, наскучило, да, писать про музыку, потому что это нестерпимое желание разобраться и сформулировать свои отношения с той или иной музыкой при помощи текста, из-за которого я и занялся музыкальной журналистикой, уже не было таким нестерпимым. Учитывая те объемы работы, которые я проделывал, мне хотелось попребывать в такой ситуации, когда мне не нужно выяснять свои отношения с музыкой, а можно ее переживать. Временами это получается, чем я вполне доволен. Илья Зинин: Для меня по жизни главным была собственно музыка, а все остальное — пусть важной, но все же сопутствующей деятельностью.
Маятник все время качался. Я постоянно промоутировал концерты и параллельно куда-то писал — просто в каких-то разных пропорциях. Для меня это тоже вполне органично: в какой-то момент я жил музыкальной журналистикой и делал концерты для себя, а в какой-то момент я, наоборот, занимаюсь промоушеном и куда-то пишу тоже для себя. Планок я не устанавливал — по большому счету писать сейчас особо некуда, по крайней мере для меня, и в какой-то промоутерской истории я себя чувствую органично. В 2007-м…» А дальше второй абзац. Что после многоточия?
Александр Горбачев: В 2007 году началась новая фаза развития русской музыки с выявлением нового поколения, которое в изобилии есть на сайте «Волна», которое ширится и растет. Илья Зинин: И соцсети тоже все очень изменили — как раз в 2007 году это стало массовым. Хотя я бы не говорил категорично про 2007 год, но вторая половина нулевых была уже другим временем. Если да, то кто эти герои и какие в эту книгу могут войти истории? Александр Горбачев: Я полагаю, 20 лет ждать необязательно. И «Песни в пустоту»-2 тоже писать необязательно, потому что и песни сейчас не в пустоту хотя у кого-то, может быть, и в пустоту.
Среда другая. Один из ключевых тезисов нашей книжки: то, что эти песни были «в пустоту», было не следствием качества музыки, а свойством эпохи. Сейчас все несколько иначе, при этом вопрос не в том, не найдется ли кто-нибудь, кому это было бы интересно через 20 лет, — я думаю, найдется и даже сейчас есть, — а в том, будет ли существовать государство Россия и что за книжная индустрия в нем будет. Проблема в том, что наша книжная индустрия — особенно в области нон-фикшна — совершенно не развита по очень понятным причинам: невозможно писать книги и обеспечивать себя этим, если ты не Сорокин и не Пелевин. Я думаю, ни один автор нон-фикшна в России не зарабатывает только написанием книжек, что плохо. Из-за этого возникают огромные дыры.
Если ты заходишь в книжный в Англии или в Америке, ты видишь даже не полку с книжками про музыку, а отдел: пол-этажа, где с большой вероятностью уже есть книги даже и про Фаррелла Уилльямса. Я вот в 2006 или 2007 году обнаружил с удивлением в лондонском Borders книгу про Arctic Monkeys, которые к тому моменту выпустили один альбом. Но, поскольку их история была достаточно удивительной, про них написали книжку. Все это могло бы быть и в России, если бы общая социально-экономико-политическая ситуация была немножко другой, как и востребованность литературы. Есть масса достаточно удивительных историй, заслуживающих того, чтобы о них рассказали, даже если не говорить о качестве музыки и любви к ней. Собрать книжку про новое поколение русской космополитической инди-музыки, где были бы истории Антона Севидова, Pompeya, Motorama, On-The-Go и кого-то еще — вот это было бы вполне интересно.
Никто не знает, с чем группе On-The-Go приходилось сталкиваться в Тольятти на пути к нынешней славе, а я более чем уверен, что там полно историй, которые, может быть, менее радикальны, чем происходившее в сквоте «Собак табака» в Москве, но в своем отношении не менее интересны и уж точно характерны для описания творческих путей и стратегий условной группы. Илья Зинин: Для меня в этих группах особо нет личностей и особо нет героев. Героями книги я их тоже не вижу. У меня сейчас такой взгляд на вещи: 1990-е были очень революционным временем для музыки; нулевые — эволюционным, когда эволюция была очень быстрой и все очень быстро менялось. Последние года три у меня ощущение застоя. Может быть, я старый стал, но я очень много смотрю, слушаю — последнее мое музыкальное потрясение из русской музыки было году в 2010—2011-м.
Хотя те группы, которые я люблю, — та же «Петля пристрастия» — выпускают очень хорошие записи и альбомы, и новые молодые западные группы я для себя по-прежнему открываю. Шурик называет все те группы, становление которых началось еще в нулевых. Александр Горбачев: Ну это нормально, я считаю. Группа The National тоже не сразу стадионы стала собирать. Это здоровая история. Что-то совсем большое… Не знаю.
Может быть, в голову что-то приходит, а может, и не приходит. Если с ходу сложно сказать, это обычно значит, что ничего и нет. Но понятно, что у нас разные взгляды, и если бы у меня не было достаточного энтузиазма по отношению к современной русской музыке, то я бы не работал до этого главным редактором сайта, который на ней специализируется. А уж книжку про русский хип-хоп написать — это раздолье такое! Можно написать целую серию: хоть отдельно биографии всех, хоть группировать их по сценам. Я уверен, что хорошая биография того же Басты продавалась бы на ура.
Проблема в том, что издательская индустрия не работает так, чтобы были настроены эти антенны. Русский рэп — непаханое поле для писателя. Тот же Гуф: вот уж задача для писателя написать книжку про человека с суперинтересной биографией, который провел детство в Китае, чуть не умер от передоза, при этом сам не умеет в режиме интервью два слова связать, живет по свэгу и так далее, — то есть это страшно интересная история. В общем, полно тем, и никаких проблем с точки зрения масштаба личности не вижу. Илья Зинин: В области музыкального нон-фикшна у нас поле совершенно непаханое, это правда. За последние 30 лет столько тем и столько героев можно найти — от 80-х до дней сегодняшних… Это очень грустно.
Я был бы очень преданным читателем такой литературы. Фотография: Максим Копосов — Как люди, с которыми вы встречались и разговаривали, реагировали на то, что вы вообще пишете книгу об этих героях? Они удивлялись или воспринимали это как должное? Илья Зинин: Людей было порядка ста, и у всех реакции были очень разные.
Потому что тексты никогда не были здесь основополагающими, а всё шло от музыки. И, в конце концов, именно она явилась формой выражения содержания, воплотив его в своём единстве. Музыка рокеров просто несла дух свободы, раскованности, романтики и энергии, не ограниченной официозными рамками. Откуда всё это появилось? То ли Рахманинов помог, то ли «Круиз»… И наконец — просто пришло время. Накануне эры Перестройка 80-х пришла неожиданно. Хотя рок-группы в Тамбове уже были. Имеется в виду вовсе не те команды, что играли на танцах и вечерах, а те, кто делал музыку для этого не очень подходящую, но зато свою, отдавая дань хитам отцов-основателей жанра. По телевизору рок не показывали, Интернета не было, но музыканты, а главное, их поклонники, о рок-музыке и разных группах знали всё. А тот, кто не знал и не разбирался, этого просто стыдился и старался подтягиваться к продвинутым. Что касается репетиционных баз, то в те времена с этим проблем в принципе не было. В городах и райцентрах работало множество домов культуры, где обязательно была звуковая аппаратура. А практически каждое уважающее себя предприятие имело красный уголок, аппаратуру и считало престижным иметь музыкальную группу. Причём её участниками вовсе не обязательно бывали сотрудники предприятия. Достаточно было коллективу прийти в профком или в комитет комсомола, изложить свои планы, поговорив «по душам», и проблема с репетиционной базой была решена. Взамен предприятие обычно обязывало коллективы выступать на корпоративных мероприятиях. Практика эта была популярной, взаимовыгодной и распространялась даже в 90-е годы, несмотря на экономические трудности. К примеру, группа «Атланта», которую мы, ещё будучи зелёными студентами, организовали с друзьями, поначалу вообще не имела никакой базы, а главным желанием было — стать рок-кумирами для девушек. Нашими же безусловными кумирами была британская команда Iron Maiden, страсть к музыке которой объединила нас и духовно, и творчески. Мы сочиняли свои вещи в духе любимых «британцев», часами отрабатывая подобную головокружительную технику, особенно отшлифовывая сдвоенные партии гитар в терцию. Репетировали прямо на квартире, включая бас-гитару в радиолу, гитару — в бытовой усилитель «Одиссей», барабанами служили коробки, подушки и стулья, а вокалист выдавал свои рулады так, что при открытом окне его высокие ноты моментально сносили бабушек со скамеек к соседним подъездам подальше. Однажды они даже вызвали участкового. Сержант оказался вежливым, быстро разобрался в чём дело и заявил возмущённым старушкам, что молодые таланты имеют право на творчество в дневное время суток.
Сами музыканты определяли свой стиль так: «штыковой рок» - резкая динамичная музыка, являющаяся синтезом интонаций и ритмики хард-энд-хэви и жесткого панка». В этом же году группа "Амальгама" записала музыку к художественному фильму «Такая долгая ночь» Свердловская киностудия. Образовалась сначала «Камасутра», а чуть позже «Война с саламандрами» в 1989 году. Первый альбом был записан в студии БКЗ. С этой программой группа "Война с саламандрами" поехала по стране. Команда активно гастролировала и принимала участие во многих рок-фестивалях в России и странах СНГ. Прощай, черный понедельник! Популярная в начале 90-х команда, исполнявшая лирический рок. Лидеры — Андрей Анчевский и Юлия Бакурова. Лидер группы, её создатель, бас-гитарист, гитарист и автор всех аранжировок — Андрей Анчевский. В разное время в группе участвовали разные музыканты, состав группы не был постоянным. Основными инструментами в группе всегда были бас-гитара, акустическая гитара и клавиши. Также в композициях группы звучат вторые клавиши, барабаны, скрипка, электрогитара, флейта, перкуссия. Иногда в группе не было гитариста, например, но могло быть одновременно два клавишника. Такие эксперименты соответствовали духу и концепции музыки, которую играли музыканты, определяя свой стиль как Underground. Автором большинства текстов был Красноярские поэт и писатель Олег Фролов. Группа была постоянным участником рок-фествалей Сибири, вечеров авангардного искусства и рок-музыки, которые регулярно проводились в ГорДК в начале 90-х. Позже уже в середине двухтысячных многие композиции были сведены в домашней студии Валерия Кремеза. Основной костяк команды составляли трое братьев Медведевых и присоединившийся затем к ним известный красноярский радиоведущий и шоумен Александр Попов. Играли задорный рок с элементами фанка и рокабилли, исполняли в основном каверы. Затем Александр Попов создал «Багамамаму»: принципиальным отличием от Splinters стало то, что песни теперь исполнялись на русском языке. Команда была очень популярна и имела значительное число фанатов. Затем Александр Попов ушел петь в группу «Яхонт», и про «Багамамаму» давно ничего не слышно. The RockFellers Веселый задорный коллектив, исполняющий классический рок-н-ролл в стиле 50-х. Трое парней - Павел Зеленский, Иван Меньшов, Алексей Пономарев — решили объединиться на почве любви к музыке и стали выступать на различных городских праздниках. Группу сразу полюбили, потому что хороший, качественно сыгранный рок-н-ролл плохим не может быть в принципе. Временные неприятности Одна из самых древних и до сих пор действующих команд Красноярска под бессменным руководством известного радийщика Алекса Немченко. Проспект Мира Одна из самых популярных хард-роковых групп была образована в 1987 году и с успехом выступала на красноярских площадках в 90-х, а также активно принимала участие в многочисленных фестивалях на территории страны. Автор текстов и солист Алексей Никитин совместно со своими друзьями записали первый альбом «Не забывай» в 1991 году на студии Вячеслава Медяника. Песни моментально стали хитами, активно распространялись на аудиокассетах. На первый концерт группы в 1993 году в Абакане на местный стадион пришло пять тысяч человек. После началась активная гастрольная деятельность. Всего группа выпустила 6 альбомов. В 2014 году Алексей Никитин погиб в результате несчастного случая. В 2015 году группа решила возобновить концертную деятельность с новым солистом Денисом Комовичем. Слава Глюк «Нашествие кактусов» Еще одна знаменитость российского масштаба. Слава «Глюк» Зубков родился в Омске, жил в Зеленогорске Красноярск-45 , где и собрал свой первый коллектив «Нашествие кактусов». Простые и мелодичные песни Славы быстро полюбились публике, и группа поехала покорять другие российские города. Но к 1996 году пути музыкантов разошлись, и Глюк стал выступать сольно или с сессионными музыкантами. Глюк был востребован в Красноярске как автор запоминающихся текстов: его привлекали к записи рекламных роликов «Зебра — символ удачи», например , корпоративных гимнов. Это и был основной заработок музыканта.
Хабаровский рок 90-х вспомнили зрители концерта «ТрибуХа» (ФОТО; ВИДЕО)
Девяностые стали в истории питерского рока совершенно новым этапом. Все новости Хабаровск. Хабаровский рок 90-х вспомнили зрители концерта «ТрибуХа» (ФОТО; ВИДЕО). Группа Grade Zero на выходных презентовала трибьют-альбом «ТрибуХа». гораздо чаще группа выступала дуэтом Рыбина и Кадырова. Русский панк, как и русский рок, — самостоятельный жанр со своими особенностями. Я знал эту группу в 90-х и почти с юмором наблюдал за их усилиями.
Где сейчас музыканты Ленинградского рок-клуба
Планок я не устанавливал — по большому счету писать сейчас особо некуда, по крайней мере для меня, и в какой-то промоутерской истории я себя чувствую органично. В 2007-м…» А дальше второй абзац. Что после многоточия? Александр Горбачев: В 2007 году началась новая фаза развития русской музыки с выявлением нового поколения, которое в изобилии есть на сайте «Волна», которое ширится и растет. Илья Зинин: И соцсети тоже все очень изменили — как раз в 2007 году это стало массовым. Хотя я бы не говорил категорично про 2007 год, но вторая половина нулевых была уже другим временем.
Если да, то кто эти герои и какие в эту книгу могут войти истории? Александр Горбачев: Я полагаю, 20 лет ждать необязательно. И «Песни в пустоту»-2 тоже писать необязательно, потому что и песни сейчас не в пустоту хотя у кого-то, может быть, и в пустоту. Среда другая. Один из ключевых тезисов нашей книжки: то, что эти песни были «в пустоту», было не следствием качества музыки, а свойством эпохи.
Сейчас все несколько иначе, при этом вопрос не в том, не найдется ли кто-нибудь, кому это было бы интересно через 20 лет, — я думаю, найдется и даже сейчас есть, — а в том, будет ли существовать государство Россия и что за книжная индустрия в нем будет. Проблема в том, что наша книжная индустрия — особенно в области нон-фикшна — совершенно не развита по очень понятным причинам: невозможно писать книги и обеспечивать себя этим, если ты не Сорокин и не Пелевин. Я думаю, ни один автор нон-фикшна в России не зарабатывает только написанием книжек, что плохо. Из-за этого возникают огромные дыры. Если ты заходишь в книжный в Англии или в Америке, ты видишь даже не полку с книжками про музыку, а отдел: пол-этажа, где с большой вероятностью уже есть книги даже и про Фаррелла Уилльямса.
Я вот в 2006 или 2007 году обнаружил с удивлением в лондонском Borders книгу про Arctic Monkeys, которые к тому моменту выпустили один альбом. Но, поскольку их история была достаточно удивительной, про них написали книжку. Все это могло бы быть и в России, если бы общая социально-экономико-политическая ситуация была немножко другой, как и востребованность литературы. Есть масса достаточно удивительных историй, заслуживающих того, чтобы о них рассказали, даже если не говорить о качестве музыки и любви к ней. Собрать книжку про новое поколение русской космополитической инди-музыки, где были бы истории Антона Севидова, Pompeya, Motorama, On-The-Go и кого-то еще — вот это было бы вполне интересно.
Никто не знает, с чем группе On-The-Go приходилось сталкиваться в Тольятти на пути к нынешней славе, а я более чем уверен, что там полно историй, которые, может быть, менее радикальны, чем происходившее в сквоте «Собак табака» в Москве, но в своем отношении не менее интересны и уж точно характерны для описания творческих путей и стратегий условной группы. Илья Зинин: Для меня в этих группах особо нет личностей и особо нет героев. Героями книги я их тоже не вижу. У меня сейчас такой взгляд на вещи: 1990-е были очень революционным временем для музыки; нулевые — эволюционным, когда эволюция была очень быстрой и все очень быстро менялось. Последние года три у меня ощущение застоя.
Может быть, я старый стал, но я очень много смотрю, слушаю — последнее мое музыкальное потрясение из русской музыки было году в 2010—2011-м. Хотя те группы, которые я люблю, — та же «Петля пристрастия» — выпускают очень хорошие записи и альбомы, и новые молодые западные группы я для себя по-прежнему открываю. Шурик называет все те группы, становление которых началось еще в нулевых. Александр Горбачев: Ну это нормально, я считаю. Группа The National тоже не сразу стадионы стала собирать.
Это здоровая история. Что-то совсем большое… Не знаю. Может быть, в голову что-то приходит, а может, и не приходит. Если с ходу сложно сказать, это обычно значит, что ничего и нет. Но понятно, что у нас разные взгляды, и если бы у меня не было достаточного энтузиазма по отношению к современной русской музыке, то я бы не работал до этого главным редактором сайта, который на ней специализируется.
А уж книжку про русский хип-хоп написать — это раздолье такое! Можно написать целую серию: хоть отдельно биографии всех, хоть группировать их по сценам. Я уверен, что хорошая биография того же Басты продавалась бы на ура. Проблема в том, что издательская индустрия не работает так, чтобы были настроены эти антенны. Русский рэп — непаханое поле для писателя.
Тот же Гуф: вот уж задача для писателя написать книжку про человека с суперинтересной биографией, который провел детство в Китае, чуть не умер от передоза, при этом сам не умеет в режиме интервью два слова связать, живет по свэгу и так далее, — то есть это страшно интересная история. В общем, полно тем, и никаких проблем с точки зрения масштаба личности не вижу. Илья Зинин: В области музыкального нон-фикшна у нас поле совершенно непаханое, это правда. За последние 30 лет столько тем и столько героев можно найти — от 80-х до дней сегодняшних… Это очень грустно. Я был бы очень преданным читателем такой литературы.
Фотография: Максим Копосов — Как люди, с которыми вы встречались и разговаривали, реагировали на то, что вы вообще пишете книгу об этих героях? Они удивлялись или воспринимали это как должное? Илья Зинин: Людей было порядка ста, и у всех реакции были очень разные. Для кого-то это было очень органично, кто-то действительно удивлялся, некоторые отказывались от интервью, потому что не хотели вспоминать свои буйные 90-е. Некоторые рассказывали живо и интересно, и было видно, что их это по-прежнему волнует.
С некоторыми было так — я их интервью читал опять же в 90-х, они тогда были яркими, крутыми, а сейчас говорят: «Ну да, было такое». Александр Горбачев: Мы с Ильей очень сильно рассчитывали на Фирсова, который пропагандировал в свое время Летова, Башлачева, Машнина и обладал невероятным запалом. Мы были очень удивлены, когда он оказался преисполнен лаконичной печали по поводу всего и совершенно не горел желанием поделиться воспоминаниями о былых подвигах. В общем, был настроен скептически по отношению к собственному прошлому, что в книжке заметно. По итогам это добавило колорита главе, но это казус, когда ожидания не вполне совпали с результатом.
Мы все-таки говорили с людьми, которым это было близко, дорого, важно; если они удивлялись, то только в положительном смысле, скажем так. Илья Зинин: Очень характерная деталь — многие наши рассказчики спрашивали: «Про кого еще книжка? Берешь интервью про «Химеру», спрашивают: «Кто еще будет? С таким я сталкивался неоднократно. А про кого сейчас можно было бы сказать то же самое?
Александр Горбачев: Про Арсения Морозова и все его проекты. Илья Зинин: Я такое про Арсения Морозова сказать не могу. Но есть группа «Петля пристрастия», те же «П. Очень много всего. У вас есть история про Рэтда из «Химеры», который на сцене забирает кровь из вены в шприц и начинает ею рисовать.
Илья Зинин: Сейчас это будет выглядеть надуманно, мне кажется.
В 1990 году вышло расширенное издание книги под названием «Кайф полный» с иллюстрациями Сергея Лемехова. Владимир также является автором романов и повестей «Время тяжелой реки» 1992 , «Смерть в до мажоре» 1994 , «Ересь» 1995 , «Четвертая мировая война» 1996 , «Смерть в Париже», «Царские кости» 2000 , «Занимательные страницы истории Санкт-Петербурга» 2003 , «Самый кайф» 2008 , «Родина любви» 2009 , «Дорога До» 2010 , собрания сочинений в четырёх томах: «Буэнос-Айрес», «Ужас и страх», «Митьки рок-н-ролл», «Друг народа». В 2015 году Владимир Рекшан выпустил книгу воспоминаний «Ленинградское время».
По одному из них Ванюкову грозит штраф в размере 50 тыс. При этом, группа анонсировала целый тур по России, в ходе которого, очевидно, такие заявления продолжатся», — писала она в телеграм-канале. Последнее сообщение в социальной сети на странице группы датировано 28 декабря прошлого года.
Другими словами: «Уж лучше пусть они играют тут, чем на улице». Джоанна Стингрей фото: Вконтакте «Ленинградский Рок-Клуб» «Никто не признается, чья идея была собрать в одном месте рок-музыкантов, чтобы присматривать за ними. Был ли вообще вопрос так поставлен, не знаю. Просто в центре города открылся клуб, где можно выступать. Поэтому сюда ринулись музыканты, без всяких дополнительных указаний», — рассказывает Эдмунд Шклярский группа «Пикник» в интервью «Известиям». Фото: личный архив Джоанны Стингрей Тем, кто ничего не знает о русском роке, сейчас может показаться, что речь идёт о том клубе, в котором сотни подростков отрываются под любимые песни. Но это было не так. Никто не танцевал, гости сидели на своих местах прямо как в театре.
«Фактор-2», «Пропаганда» и другие. Схлопнувшиеся и развалившиеся группы, о которых все забыли
Хотя рок-группы в Тамбове уже были. В гостях у «Красной книги» ветеран московского рок-движения, лидер группы «Альянс» Игорь Журавлев, рассказавший о группах из обоймы подпольного рок-клуба F5, проблиставшего в Москве образца 1993 года. Группа «Рок Штат» несильно младше Ленинградского рок-клуба. В конце 80-х и в начале 90-х в нашей стране невероятную популярность приобрело рок движение. Вышедшие из подполья группы в момент стали кумирами молодёжи.
Легенды 90-х: вспоминаем лучшие красноярские музыкальные группы
17 советских рокеров тогда и сейчас: как изменились и чем занимаются | Легендарная рок-группа «Ария» обрела известность ещё в 80-х годах. |
Русский рок 90-х - слушать сборник онлайн бесплатно и скачать в Mp3 | Русский рок 90-ых – это рок-музыка со всего постсоветского пространства, исполняемая на русском языке. Русский рок зародился более 50 лет назад и существует по сей день. |
Самые провокационные российские группы из 90-х | Русский рок в нашей стране появился довольно давно можно вспомнить его истоки, но особую популярность он стал получать не во времена Электроклуба, а при постепенном распространении песен «Наутилус Помпилиус», «Кино» и «Зоопарка». |
Повесть о сыновьях молчаливых дней. Как начиналась магнитофонная летопись русского рока | Именно в 90-е проявили себя многие российские рок-исполнители, получили возможность вволю выразиться и начать творить, экспериментировать. |
Репбаза «Ленинграда» и дискотеки в заколоченном доме. Петербург 1990-х, о котором вы могли не знать
Свою историю группа "Чайф" начала в 1983 году в городе Свердловск. В 90-е годы музыканты выпустили несколько неплохих ный альбомы группы "Чайф":"Не беда"-1990 год"Четвёртый стул"-1991 год"Давай вернёмся"-1992 год"Дети гор". музыкальные новости, рецензии, группы. русские рок альбомы 1993 года. В гостях у Константина Михайлова — музыканты рок-группы «Калинов мост» Дмитрий Ревякин и Александр Владыкин. Рок жив или уступил место поп-музыке?
Гибель Юрия «Хоя» Клинских
- Зарождение русского рока
- Российские рок-группы 80-90-х годов на Вашем празднике
- Где сейчас музыканты Ленинградского рок-клуба — НАШЕ Радио
- Русские рок группы, самые популярные из них конца 80-х - начала 90-х -
- Самые популярные группы русского рока конца 80-х - начала 90-х. Продолжение
Русский рок 90-ых годов
Музыкант гордится самостоятельностью повзрослевших наследников и подчёркивает, что они добились всего, не прибегая к связям отца. Глеб Самойлов трижды вступал в брак, и последняя жена Татьяна младше звезды на 16 лет, что совершенно не мешает влюблённым. Ребёнка артисту родила только первая супруга, и назвали мальчика в честь знаменитого отца. Участник «Крематория» сейчас имеет совсем небольшой круг друзей и часто предпочитает компанию возлюбленной. Сергей Бобунец не расстался с первой женой и считает, что с появлением сына «Смысловым галлюцинациям» улыбнулась удача, ведь в это время они начали обретать популярность. Артист переехал с семьёй в Сочи и заявляет, что не хочет этим хвастаться. Он редко делится фото, но надеется, что живописные пейзажи с курортного города мотивируют людей стремиться к своей мечте так же, как и музыкант в своё время.
На отборочном туре он играл в группе «Тринитротолуол», а на гала-концерте уже вошел в состав группы «Четвертая высота». Тогда не имело значения, какому коллективу ты принадлежишь. Если ты круто играешь и у вас с ребятами схожие взгляды на музыку — милости просим, давайте играть вместе на этом концерте или на любом другом. И всё же, чем фестиваль 1998 года отличается от всех остальных? От начала до конца. И это при том, что в отличие от других фестивалей, он длился аж семь дней! Да, эти дни шли не совсем подряд, тем не менее никакой другой омский рок-фестиваль не может сравниться по количеству отснятого материала, — рассказывает Денис Рыпаков. Спустя двадцать лет копии записей стали всплывать у разных людей — таким образом, видеоматериала с миру по нитке набралось на четыре с половиной часа. Одну из видеокассет оцифровал Виталий Матвиенко барабанщик группы «Костяновы оргазмы». Тогда музыканты задумались, что делать с записями? Хотели создать канал на YouTube, но быстро поняли, что отснятые концерты будут намного лучше смотреться все вместе, как единое целое. Денис Рыпаков смонтировал полноценный фильм и отложил его, чтобы выпустить к юбилею фестиваля. Олег Молоков торжественно вручает Денису Рыпакову свой архив фестиваля «ЖиРок-98» Источник: из личного архива Дениса Рыпакова С этого момента началась более масштабная работа. Один фильм превратился в многосерийный проект. Так и родилась группа во «ВКонтакте», посвященная омскому року девяностых. Музыкант хотел собрать аудиторию, заинтересованную в том, чем он занимается. Основной задачей было продемонстрировать группы, участвовавшие в этом фестивале, и общую атмосферу. Он стал публиковать фрагменты, которые точно не войдут в фильм. Для тех, кого там не было, — это прекрасная возможность увидеть, как всё происходило, а для участников событий — освежить память. Мне стали присылать съемки фестиваля с любительских камер: какие-то уже оцифрованные, какие-то на видеокассетах.
Озоновый слой Популярная и одна из самых продуктивных команд Красноярска. Собрались музыканты во главе с солистом Андреем Куприяновым в 1993 году, тогда коллектив носил название «Взвод». А «Озоновым слоем» группа стала называться с 2002 года, после выхода одноименного альбома. Группа активно выступает по сей день, играют софт в лучших традициях русского рока. Песни все свои, на русском языке. Атмосферный фронт "Атмосферный фронт" - красноярская группа, яркий представитель альтернативного рока, образованная в 1998 году. Группа комбинирует модные стилевые направления рок-музыки XX века, создавая свежий, но в то же время всем хорошо знакомый звук. Совмещает в своём творчестве инди-рок, пауэр-поп и пост-панк. Лидер — Сергей Анисимов. Ху-Хи Основатель, автор текстов, исполнитель и идейный вдохновитель Владимир Буш начинал еще в «Амальгаме» как перкуссионист. Когда появилась группа «Ху-Хи» никто из музыкантов не помнит, но, говорят, давно, минимум лет 25 назад. Все это время музыканты не изменяли себе — играли трешовый блюз-панк и продолжают это делать до сих пор. Помимо клипов на собственные песни, в качестве режиссера снял четыре клипа для группы «Яхонт». Летальный исход Пожалуй, самые яркие представители панк-культуры на красноярской сцене. Своими идейными вдохновителями называли группы «Гражданская оборона» и «Бахыт компот». Были очень популярны во второй половине 90-х. А к началу 2000-х то ли повзрослели, то ли выдохлись. Несмотря на относительно недолгий творческий путь, у группы было много поклонников, а аудиокассеты с их записями расходились сотнями копий. Второе внимание Группа образовалась в 1996 году. В основе коллектива всегда были Сергей Бозин и Нина Турко. Группу называли самой странной и необычной в Красноярске: они первыми стали исполнять психоделический рок с использованием самых невероятных и экзотических инструментов, таких как супрематический гудок, самодельная колокольня, стиральная доска, «поющее бревно», диджериду и т. Сергей Бозин скончался во время похода в Ергаки в 2006 году, Нина Турко умерла в 2018-м. Страна прикосновений Известная поп-рок группа из Зеленогорска под руководством Михаила Торохова. Образована в 1996 году. За время существования создано три альбома: "Рок-н-рольная зависимость", "Религия слёз" и "Правда, чистой воды". В настоящее время периодически выступают с концертами и на городских мероприятиях. Неоднократно становились победителями различных фестивалей и конкурсов, выступали на разогреве у «Земфиры» и «Ленинграда». Валхалла Группа была основана братьями Владимиром и Николаем Сорокопуд в 2003 году. Группа популярна в России как исполнитель скандинавского хард-рока. РЭСКИДЗ Зеленогорск по праву считается столицей красноярского хеви-метала: в этом небольшом городке просто зашкаливающее количество музыкантов, исполняющих самый тяжелый хард-рок. Неизменным лидером команды все эти годы остается Маньяк. Про музыку сказать нечего, все классически и понятно — цепи, длинные волосы и адский рык. Один из проектов красноярского музыканта Александра Клевцова. Играют добротный альтернатив-рок, вообще, в музыкальном плане одна из наиболее уверенных команд города. Крапива Команда образована в 2001 году. Изюминкой группы, которая сразу выделяет ее из других, стал женский вокал. В Красноярске, вообще, немного певиц на рок-сцене, и Анна Борецкая стала одной из ярчайших представительниц слабого пола на сцене. Тексты и музыка у группы свои, по стилю исполнения близки к фолк-металу. Группа была довольно популярна и до сих пор имеет множество поклонников. Сейчас коллектив распался, а Анна Борецкая занимается сольной карьерой в Питере. Хартахана Еще одна группа с женским вокалом.
Например, в 2022 году группа выпустила новый, аж двойной альбом «Дудка», который критики назвали едва ли не лучшим за последние годы. Сам Кинчев теперь уже не бунтарь, а глубоко верующий человек. По словам рокера, религия помогла ему преодолеть зависимость от наркотиков. Но в 2002 году он окончательно порвал с «Арией» и с тех пор занимается собственным проектом «Кипелов». Последний на данный момент группы, «Часы Судного дня», вышел в 2021 году. Музыкант много выступает, а на июль 2024 года запланировал грандиозный концерт в Москве, подобного которому, по словам Валерия, ещё не было. Лишь в первой половине 90-х в Петербурге родилась группа «Чиж и Ко», быстро завоевавшая сердца слушателей интересной смесью блюза, рок-н-ролла и фолка. Хотя полноценных студийных альбомов коллектив Сергея Чигракова не выпускал аж с 1999 года, группа продолжает с успехом гастролировать по России. Сергей Чиграков Владимир Шахрин Владимир Шахрин опровергает стереотипы о том, что рок — это секс, наркотики и алкоголь. Лидер екатеринбургской группы « Чайф » — примерный семьянин, любящий муж, отец и дедушка. Кроме того, он не устает радовать поклонников новым творчеством. В 2018 году группа выпустила новый студийный альбом «Слова на бумаге». Также Шахрин зарекомендовал себя как общественный деятель: поддержал российскую СВО и ездит выступать на Донбасс. Владимир Шахрин Вячеслав Бутусов Для поклонников творчества Вячеслава Бутусова не секрет, что даже на пике успеха фронтмен «Наутилуса Помпилиуса» страдал от затяжных депрессий и пил по-черному. Не в последнюю очередь из-за пристрастия к выпивке в середине 90-х «Наутилус» распался. Бутусов выступал сольно, затем основал группу «Ю-Питер» распалась в 2017. Сейчас музыкант выступает с хитами «Наутилуса» — концерты неизменно вызывают ажиотаж у публики. Как и Кинчев, он избавился от зависимости благодаря религии.
История русского рока
Говоря «русский рок», мы обычно не подразумеваем «та же рок-музыка, только на русском языке». Один из самых популярных бойз-бендов 90-х образовался в 1991 году, когда продюсер Алексей Адамов решил создать хип-хоп группу, которая была пела песни по кекс, которого, как известно, в СССР не было. Русский рок – неоднозначное культурное явление, но при этом сей жанр остается интересным, богатым на таланты.