«Преподавание истории в школе» может включать в себя исследования, проведенные в области педагогики и исторической методики, а также анализ научных трудов и теоретические обзоры, касающиеся обучения истории в школе. УЧЕБНИК ИСТОРИИ: ВЛИЯНИЕ ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА. По мнению политолога, в обучении истории в школе главное — не свести ее преподавание к выхолощенным догмам и красивой отчетности.
Елизавета Приставка
- «Нужно создать образовательную программу»
- В последние годы поднимается уровень преподавания истории в школе – Сергей Нарышкин
- Разместите свой сайт в Timeweb
- Преподавание истории в школах и вузах скоро изменится
- Какие новшества ждут студентов и школьников на уроках и лекциях по истории России
Преподавание истории в школах и вузах скоро изменится
Но, так как в школьном расписании нельзя что-то прибавить так, чтобы где-то не убавить, иначе нагрузка на школьников выйдет за рамки допустимых норм, то сделать это предложили, прежде всего, за счет перераспределения часов обществознания. Теперь часть материала по обществознанию будет преподаваться на уроках истории в едином целостном формате. И, что немаловажно, на конкретных примерах. Обществознание — не новый предмет, однако в 5-11 с 2018 — с 6 по 11 классах он преподается сравнительно недавно — с 2004 года. Изучение предмета, как многократно отмечали эксперты, основано на 2-х составляющих: то, что изучается в 6-9 классах, повторяется углубленно в 10-11 классах. В экспертной среде часто звучали претензии, что действующий курс излишне теоретизирован, сложен, и иногда оторван от жизни к примеру, в 7 классе школьники изучали брачный контакт или требование не привлекать ученика к «непредусмотренному образовательным процессом труду» в 6-м.
Еще одна популярная претензия к программам по Обществознанию — откройте интернет, попробуйте найти интересные лекции по Обществознанию. По истории — сколько угодно. По любым другим предметам — тоже. Издание обратилось к учителям и экспертам чтобы узнать, что они думают по этому поводу, как поменяется от этого школьная программа, как отразится на качестве знаний учащихся, что получат ученики и что изменится в жизни педагогов. Оренбурга: — Что с обществознанием?
Внимательно слежу за полемикой в сети и мысленно отвечаю на популярные вопросы: «Хороший курс, зачем убирать?
У него со мной были явные идеологические расхождения. Он был скорее прокоммунистически настроен. Как в такой ситуации быть? Этот папа не дожил до эпохи единых учебников, погиб трагически. Но если бы дожил, наверное, был бы сторонником единого государственного учебника. Я ему сказал, что есть три выхода. Выход первый простой: смириться и терпеть. Выход второй: поискать школу и учителя, которые будут больше устраивать.
Выход третий: собрать родительское собрание и выяснить, что хочет большинство. И поменять учителя, если большинство на это согласно. Но добиться, чтобы все учителя дудели в одну дуду, даже при едином учебнике — это труднореализуемая задача. Все-таки учитель, войдя в класс, закрывает за собой дверь. С кем-то может, с кем-то не может. Вопрос, в какой форме будет эта полемика. Например, систематически перебивать учителя с места, наверное, не может. Это вызовет крайнее раздражение. И ничего, кроме конфликта, не последует за этим.
Если это вежливая, корректная форма полемики через поднятую руку — то опять же зависит от разума учителя. У меня был ученик, который просто не давал мне слова сказать. Я на него в конце концов стал рявкать. Потому что знаний нет, а желание быть в каждой бочке затычкой есть. Это тоже невозможно. Понимаете, все-таки надо твердо понимать, что в учебном процессе учитель и ученик заведомо не равны друг другу. Утверждение, что они равны, это нонсенс, потому что носитель знания только один из них. Моя бабушка закончила школу в селе Илек на Урале, была довольно обычной отличницей. Она поступила на филфак МГУ и стала одной из самых сильных студенток своего потока.
Это был 1945 год. Меньше, чем в 1975 году, не говоря уже про сегодняшний день. Все учили одинаково, все были одинаково бедны, и в основе всего преподавания лежал краткий курс истории ВКП б , который полагалось заучивать наизусть. Сегодня другая ситуация, и от контингента учеников зависит очень многое. Дело не в том, какая это школа — маленькая или большая, элитная или обычная. В интеллигентном районе Москвы или Петербурга и в заводском поселке преподавать одинаково будет невозможно, потому что способность восприятия детей разная. Литература и история — стоит ли проводить параллели? Литература XIX века традиционно растягивается на два года, а то и больше. Пушкин, Лермонтов и Гоголь должны быть пройдены в 9-м классе, а начинается он со «Слова о полку Игореве», Толстой и Достоевский — это конец 10-го класса, туда же должен попасть Чехов.
На практике Гоголь переносится в 10-й класс, Чехов уплывает в 11-й. У историков на весь XIX век год. И это 9-й класс. История должна опережать литературу. Но так бывает не всегда, историки тоже отстают от программы. Одним словом, синхронизировать предметы полностью практически невозможно. И, конечно, возникают проблемы. Бывали ситуации, когда мы шли впереди, а учитель истории искусств отставала от нас. В этом году возникла обратная ситуация.
Правда, не на предмете, а на спецкурсе. Оказалось, она проходит темы, до которых мы еще не дотянулись. Уроки истории и патриотизм — Сегодня много говорят о том, что история должна учить патриотизму, учить любить свою страну. Наука должна учить неким азам научного подхода, наука должна учить критическому подходу. Патриотизм должна формировать не школа, а общество. Я всегда привожу один и тот же пример. Конец 80-х, время тотального дефицита. Ко мне приходит выпускник, который три года назад окончил школу. Он едет в гости к бабушке, в окрестности Токио.
И спрашивает: «Леонид Александрович, а что вам привезти из Японии? Я говорю: «Не знаю, привези кассеты какие-нибудь». И тут у него на лице возникает змеиная улыбка: «А какие? Я называю две первые фирмы, которые мне пришли в голову. И у него улыбка становится еще более змеиной: «А я не смогу этого сделать». С этого момента я твердо понял, что такое патриотическое воспитание. Наши граждане а точнее — гражданки готовы были по шесть часов стоять в очереди, толкаться локтями, чтобы купить югославские сапоги, а уж если австрийские — то это просто верх желаний. Прямо скажем, патриотического воспитания тут немного. Но кто виноват?
Отечественная промышленность. Потому что отечественные сапоги были такие, что на них взглянуть нельзя было без слез. Нюта Федермессер создала систему хосписов. И сделала для патриотического воспитания больше, чем все разработчики соответствующих программ. Школа здесь может относительно немного. Понимаете, когда человека сажают напротив себя и начинают: «Вася, я расскажу тебе, какая наша страна прекрасная». Знаете, что подросток думает? Еще один пример помню. Очередная программа патриотического воспитания была принята, немалые средства отпущены.
Я помню только одну строчку. Отводилась энная сумма в миллионах на издание дисков с записями маршей и патриотических песен. Записи маршей никакого отношения к патриотическому воспитанию не имеют, и рассказы о Суворове — тоже. Не так патриотическое воспитание должно осуществляться. Патриотом человек становится тогда, когда он понимает, что, во-первых, в нем его страна заинтересована. Во-вторых, когда он знает, что от него в его стране кое-что зависит. Тогда он становится патриотом. Школа должна заниматься гражданским воспитанием. Если человек станет гражданином в высоком смысле этого слова, патриотизм приложится.
Патриотизм я понимаю так. Принцип — «это моя страна, и все, что она делает, это правильно» — не патриотический принцип. Патриотический принцип: «я люблю свою страну и хочу, чтобы в ней жить стало лучше». Но это я так понимаю патриотизм. А кто-то понимает его прямо противоположным образом. Поэтому под патриотическим воспитанием может пониматься очень и очень разное. Как взрослым изучать историю? Что делать? Можно начинать даже с вузовских учебников.
Они сейчас скучные, но систематичные. Когда-то я мог порекомендовать свой курс лекций, но я не хочу заниматься саморекламой. Он на сайте фонда Гайдара есть. Но я уже сказал, что лекционных курсов сейчас очень много. Не думаю, что взрослый человек захочет изучать систематически курс истории. Он, скорее всего, заинтересуется той или иной проблемой. Сегодня мне интересна предыстория Второй мировой войны, завтра мне интересна, скажем, предыстория Октябрьской революции. Ищите соответствующие лекции. О фейках и фолк-хистори — Часто обсуждают проблему так называемых исторических фейков.
Она звучит в разных контекстах, но действительно много — и в области филологии, и в области преподавания. Это не только фейки, это еще и то, что называют проблемой фолк-хистори. Фолк-хистори — претендующие на научность, но не являющиеся научными литературно-публицистические труды и идейно-теоретические концепции на исторические темы, созданные в основном непрофессионалами. Когда непрофессионалы, люди невысокой компетентности, и вообще сказочники всевозможные, берутся за написание книг, статей по различным темам. Наиболее очевидный пример — фокус академика Фоменко «новая хронология» — псевдонаучная теория радикального пересмотра всемирной истории, созданная под руководством математика Анатолия Фоменко. Это все фолк-хистори, фантазии на исторические темы. Как отличить фолк-хистори от серьезных трудов? Это не всегда легко. Но есть один, на мой взгляд вполне явный признак.
Как только автор начинает говорить: вам все лгали, все вас вводили в заблуждение, и только я один сейчас вам раскрою глаза... Книгу можно закрывать, потому что это халтура. Правда, и здесь есть исключение. Есть очень интересный автор Александр Львович Янов советский и американский историк, политолог и публицист, доктор исторических наук, профессор. Но его читать интересно. Его труды спорные, там можно найти массу исторических огрехов, но концептуально это интересно и заслуживает чрезвычайно большого внимания. Но Янов такой один. Как Леонид Кацва стал учителем истории — Как вы сами поняли, что будете историком? И с тех пор не сворачивал.
Понимаете, папа историк. Оба деда, один из которых был юрист, а второй был вообще агроном, историей интересовались всегда. У меня дома эта историческая атмосфера присутствовала постоянно, и мне деваться было некуда. И когда родители опомнились и попытались меня с этого пути свернуть, было поздно. Они поняли, что никакие физико-математические предметы невозможны, потому что я к ним, как говорится, «такую ненависть испытываю — кушать не могу». И с другой стороны, было понятно, отчасти по этой же причине, отчасти по причине природной брезгливости, с которой ничего нельзя поделать, мне закрыт путь в биологию. Была последняя идея — географический факультет. Разбилась она мгновенно, как только выяснилось, что на геофаке один из вступительных экзаменов — физика.
Историк Марьяна Скуратовская Узнать больше Подпишитесь на ежемесячную рассылку новостей и событий российской науки! Самые интересные проекты, открытия и исследования, а также информация о конкурсах и мероприятиях в вузах и научных центрах России в одном удобном формате.
Будьте в курсе событий Десятилетия науки и технологий!
Учебник создаётся при взаимодействии историков, психологов и социологов. Напомним, ранее глава Минпросвещения России Сергей Кравцов заявлял, что со следующего учебного года в школах России может появиться новый учебник истории с разделом про спецоперацию.
В России с 2024 года будут массово использовать учебник истории с материалом про СВО
- Чтобы история России была интересной, она не должна быть «единственно верной» · Город 812
- «Чиновники любят впадать в крайности». Эксперты оценили идею научить первоклассников любить историю
- Четыре российские школьницы стали победительницами Европейской математической олимпиады
- Чтобы история России была интересной, она не должна быть «единственно верной» · Город 812
- Матвиенко выступила за изменение подходов к преподаванию истории в школе
- Путин призвал внимательнее выстраивать преподавание истории России в школах и вузах
Путин заявил о повышении качества преподавания истории в школах России
Преподавание истории в школе (ПИШ) — независимый российский научно-теоретический и методический журнал. Цель реализации программы: совершенствование профессиональных компетенций слушателей в области преподавания истории Великой Отечественной войны в соответствии с Федеральной рабочей программой по учебному предмету «История» (среднее общее образование). Новые курсы и учебники, введение «Истории религий» — как еще изменится преподавание истории в школах и вузах? Качество преподавания истории, обществознания и других дисциплин в российских школах обязательно будет повышаться. До этого общее количество часов на преподавание истории в школах составляло 340. Коллегия Министерства просвещения и Российское историческое общество утвердили обновленную концепцию преподавания истории в средней школе.
Сократится ли программа по обществознанию?
- Самое читаемое
- О чем рассказал Кравцов
- Историки обсудили вопросы преподавания истории Второй мировой войны в школе и вузе
- Матвиенко выступила за изменение подходов к преподаванию истории в школе
- Матвиенко выступила за изменение подходов к преподаванию истории в школе
Минпросвещения России введет уроки истории в школах с первого класса
И все же новый учебник истории следует признать важной вехой в борьбе за суверенное гуманитарное образование и науку. Коллегия министерства просвещения и Российское историческое общество утвердили обновленную концепцию преподавания истории в средней школе. Она назвала правомерной инициативу об увеличении количества часов истории в школе, а также указала на необходимость изменения качества преподавания. Качество преподавания истории, обществознания и других дисциплин в российских школах обязательно будет повышаться. Россия является уникальной цивилизацией, поэтому необходимо самым тщательным образом выстраивать преподавание истории страны в школах и вузах. Новости дополнительного образования. 24.08.2023 Летняя онлайн-школа "Современные подходы к преподаванию сложных вопросов отечественной истории в школе" 3282.
Учитель года Дмитрий Лутовинов рассказал об интересных способах преподавания истории в школе
Нам нужен взвешенный учебник по истории. Общество должно было к этому прийти. Должно было это внутри себя переболеть, пережить и понять: то, что мы с вами говорим о ценностях, — мы правильно делаем. Пытаемся объяснить для любого поколения, что такое ценности. Сначала подтянули школы.
Был создан историко-культурный стандарт и перечень «трудных» вопросов, которые разбирались профессионалами. Работали ученые большой академии, Российское историческое общество, ассоциация архивистов, профессионалы, школьные учителя, много хороших историков. Сегодня эта работа продолжается в вузах. На что в этом обучении нужно сделать акцент?
А это «что-то» воспитывает родной русский язык, литература, история. Я глубоко убеждена: если предмет интересно преподавать — он ребятам очень нравится. Сначала ты увлекаешь молодого человека, рассказываешь, сопереживаешь вместе с ним. Это все иногда напоминает красочный моноспектакль.
А потом потихонечку объясняешь: ребята, без дат сложно разобраться. Я не буду дробить даты до мелочей, но какие-то периоды в истории все-таки нужно знать: что сделала страна, что она дала миру. Очень любят, когда я рассказываю, о том, что дочь Ярослава Мудрого XI в. А вместе с этим пересказываю и письма, которые она писала.
Несколько раз в моей жизни было «педагогическое озарение». У меня, правда уже очень давно, был курс. Ребятам нужно прочитать за первый семестр всю отечественную историю — как шутят коллеги, «от Адама до Потсдама». Я спросила, кто читал «Евгения Онегина».
Поднимается, может быть, 10 рук. Остальные говорят: «у нас национальные школы, мы читали по выбору только три главы». Первое, что мы делаем: на следующем семинаре учим все римские цифры от одного до ста. Я достаточно жесткий педагог, спорить со мной бесполезно.
Они открывают роман и видят, что строфы пронумерованы римскими цифрами. Они их понимают и, естественно, радуются. Затем мы покупаем билеты в «Новую оперу», я с ними слушаю. Ко мне подходит мальчик, я спрашиваю: «Ну как?
Чтобы научить человека, его нужно заинтересовать, причем так, чтобы он хотел узнать, что будет дальше. Придумать интересные формы. Я глубоко убеждена, что каждый учитель истории должен на своем предмете воспитывать чувство гордости за страну, в которой ты живешь. И желание сделать ее лучше.
Русский язык знать надо, родную литературу, историю — тоже. У меня очень часто взрослые люди, не студенты, спрашивают: «А вот XIX век, золотой век русской литературы, зачем в таком объеме нужен? Давайте больше современной литературы давать в школе!
Но их слишком много. Всех лауреатов Госпремии? Но есть те, кто не получили премий, но очень достойные ученые... Или в области искусства начали сравнивать по таланту Пугачеву с Шульженко. В общем, принято решение перечень персоналий и дат вынести за скобки обязательного стандарта. Он лишь рекомендуется учителям.
Когда отмечали 100 лет Октябрьской революции, встал вопрос: как называть это событие, как рассказывать о нем школьникам? Александр Чубарьян: В стандарте было учтено пожелание экспертов изменить оценку российской революции 1917 года. Теперь она называется Великой российской революцией 1917-1922 годов и включает в себя Гражданскую войну. А вот программа этого не учла. Сейчас это исправлено. Председатель РИО Сергей Нарышкин предложил обновить школьные учебные пособия по региональной истории. По его мнению, нуждаются в совершенствовании и механизмы их экспертизы. Александр Чубарьян: Действительно, разноголосица, которая есть в региональном компоненте, вызывает серьезную критику. Это странно, когда дети изучают российский XVIII век, а в мире по учебникам стоит XVII Пособия по региональной истории вне компетенции федерального научно-методического совета, который утверждает перечень учебников.
Поэтому в начале следующего года пройдет Всероссийское совещание по региональной истории. С моей точки зрения, этот предмет должен касаться этнокультурных процессов развития данного региона. А политические и другие оценки события, например, присоединения той или иной территории к России, не могут расходиться с теми, которые даны в федеральных учебниках.
С 2014 года основные методологические и содержательные подходы к преподаванию истории России определяются созданной по поручению Президента РФ Владимира Путина Концепцией нового учебно-методического комплекса по отечественной истории Концепция УМК 2014 года и входящим в её состав Историко-культурным стандартом. Их разработка и внедрение стали важным шагом в развитии системы образования России. При этом анализ реализации Концепции УМК 2014 года за период с 2014 по 2019 год, проведённый рабочей группой РИО с использованием результатов Национального исследования качества образования 2016 года, продемонстрировал сохранение ряда проблем, решение которых позволит существенно улучшить качество преподавания истории России в школах.
Работа над совершенствованием Концепции длилась больше года, активное участие в ней принимали как Министерство просвещения РФ, Рособрнадзор, Российское историческое общество, ФИПИ, так и сами педагоги — Ассоциация учителей истории и обществознания провела специальный опрос учителей. В результате ведущим отечественным историкам удалось сформировать новый документ, ядром которого является доказавший свою эффективность Историко-культурный стандарт. В число ключевых нововведений вошли, в частности: Распространение линейного принципа преподавания истории применяемого согласно Концепции УМК 2014 года в 6—10-х классах на всю старшую школу. Распределение сложного и объёмного материала по истории XX века на 10—11 классы позволит логично выстроить преподавание, распределить объём дидактических единиц и синхронизировать отечественную историю со всемирной. Авторы документа считают необходимым исключить из обязательной части учебных планов 10—11-го классов курс «Россия в мире» и рекомендовать его в качестве курса по выбору образовательных организаций при углублённом изучении гуманитарных и общественно-научных предметов. Осуществление согласования и гармонизации курсов региональной истории с обязательным курсом «История России», а также совершенствование механизмов экспертизы пособий по региональной истории.
Учебник создаётся при взаимодействии историков, психологов и социологов. Напомним, ранее глава Минпросвещения России Сергей Кравцов заявлял, что со следующего учебного года в школах России может появиться новый учебник истории с разделом про спецоперацию.
«Битва за Историческую правду». Честный обзор на новый учебник Мединского
Особенно учитывая то, что курс отечественной истории в последнем классе основной школы также насыщен событиями, ведь согласно Историко-культурному стандарту девятиклассники должны изучить историю «долгого» XIX века – с 1801 по 1914 гг. Как рассказал автор новой концепции преподавания и научный руководитель Института всеобщей истории (ИВИ) РАН Александр Чубарьян, идея культурно-исторического стандарта родилась 6 лет назад и она направлена на объединение общества. На основе ключевых задач в рамках Экспертного совета созданы несколько рабочих групп: по подготовке концепции преподавания истории России и экспертизе учебников и учебных пособий для высшей школы, по изучению исторической основы общегражданской. Председатель Российского исторического общества Сергей Нарышкин заявил, что в последние годы поднимается уровень преподавания истории в школе, информирует пресс-служба РИО. Школьный курс истории представляет собой микст из истории как беспристрастной науки и исторической памяти как пристрастного «воспитательного нарратива». При этом учитель истории московской школы № 1543 Леонид Кацва в комментарии для «Мела» заявил, что относится к данной концепции скорее скептически: «Преподавание неизбежно будет очень примитивным.
Общественники подготовили доклад о недочетах в учебниках истории
Во-первых, нужны люди, которым бы студенты поверили. И нужно ли это? Государству это полезно, а для университета? В той или иной форме, наверное, полезно. Но это может превратиться в очередное мероприятие. Деньги спишут - и все… Если деньги дадут вузам, курсом будут заниматься, не дадут — не станут», - поделился преподаватель. Всегда, когда в учебную программу вводят новые часы, это отражается на времени для других учебных предметов. Есть санитарные нормы, ограничивающие предельную нагрузку 36 часами. Перегрузить обязательные часы не позволяют Санитарно-эпидемиологические правила и нормы СанПиН.
Будут ли «Основы» в вузах вводиться ценой сокращения профильных предметов или дисциплин общего профиля, пока не ясно, но авторы уже предусматривают, что отдельные блоки нового предмета могут быть внедрены в другие гуманитарные дисциплины. Например, в социологию или политологию. В колледжах же преподавание осуществляется «в рамках внеурочной деятельности». Если верить разъяснениям Минпросвещения, курс «Россия — моя история» рекомендуется проводить в форме или факультатива, или отдельных лекций для поступивших на базе 9 классов, и вписывать в дисциплину «История» для обучающихся, поступивших на базе 11 классов. Поскольку электив или факультатив — это дисциплина по выбору, то новый предмет является необязательной частью учебного процесса. Практика показала, что это совсем не обязательно так. Кроме того, в середине сентября СМИ со ссылкой на пост Мипросвещения РФ в Telegram отмечали, что те же школьные «Разговоры о важном» обязательны для освоения, несмотря на то, что официально входят во внеурочную деятельность. Хотя Марина Лейба считает, что это совершенно разные вещи: если «Разговоры» должны сформулировать мировоззрение, то «Основы» — это гражданская программа, которая формирует российскую идентичность.
Идеологической константы в тех материалах, которые пришли из министерства в колледжи, педагог не видит. В данном случае для нашего общества, в том числе и гражданского, очень важно сохранять общественное сознание. Мы - многоконфессиональная страна с огромной территорией. Если у нас сохраняется в обществе согласие, то только в таком обществе возможны созидательные действия. Там, где больше противоречий, там меньше возможностей. Для этого нужно было пожить в 1990-е, даже в 2000-е, чтобы понять, насколько тяжело, когда политическая борьба идет в незрелой экономике.
Более того, заявляется, что сотрудничество с внешними силами стало одним из главных факторов поражения «белых», оказавшихся объективно на антинациональной позиции. Учебник фиксирует наличие внутри страны «пятой колонны», относя к ним в том числе часть диссидентов, выдаваемых прежде за героев борьбы за правовое государство.
Впервые в противоположность прежней героизации диссидентства было зафиксировано, что «диссидентов плотно «опекал» Запад». При «непосредственном участии ЦРУ и правительства США» указывается в учебнике создавались также эмигрантские группы, цель которых состояла в трансляции идей национализма и сепаратизма в республики СССР. Раскрывались механизмы поражения суверенитета страны в перестроечные годы через антисоветскую пропаганду, осуществляемую под видом борьбы за свободу слова и направляемую из-за рубежа. При рассмотрении предвоенного международного кризиса предвоенных лет убедительно показывается, что мировую войну развязывал Запад, тогда как действия Советского Союза, включая заключение договора с Германией 1939 года, представлялись как вынужденная реакция, максимально эффективные действия по перенесению границ на запад в перспективах грядущего столкновения. Вместо позиции о равной ответственности сверхдержав за переход мира в состояние «холодной войны» принимается положение об очевидности вины Запада за её развязывание. Nice History Отношение к СССР: преодоление антисоветчины Новый учебник впервые за тридцать лет отступил от установки системной антисоветчины. Советскому Союзу в нём даются позитивные оценки, сообщается о выдающихся свершениях на каждом из этапов. Нет, как в прежних учебниках, однозначного осуждения Октябрьской революции.
Много говорится о факторе массового энтузиазма и веры в будущее в развитии советского общества. СССР представляется как динамически развивающаяся система, и о предопределённости её к гибели, на чём настаивал историко-культурный стандарт, речи не шло. Выгодно отличает новый учебник и представление череды героев войны и труда, включая героев СВО, преемственных своим великим предшественникам советского времени. Но парадигмально советская модель жизнеустройства не принимается. Те оценки, которые даются в отношении преимуществ НЭП, те объяснения, которые предлагаются в отношении причин голода, интерпретации дискуссий о путях строительства социализма с симпатиями к бухаринской версии, к косыгинским реформам, критика повседневной жизни советского человека — всё это создаёт понимание, что авторами отвергается сама модель коммунистического жизнеустройства с позиций рыночной экономики. Российских школьников, судя по всему, будут по-прежнему учить, что рыночная экономика есть безусловное благо. А коли так, то и фундаментальных различий в экономическом устроении между Россией и Западом нет, и нерыночность СССР есть либо отставание, либо отклонение от столбового пути развития. Национальный вопрос?
Новые акценты были сделаны в учебнике в интерпретации национальной политики. Впервые на уровне учебной литературы осуждается политика «коренизации», приведшая к вытеснению русских из национальных республик. Особо много внимания уделяется генезису украинского сепаратизма и национализма, антирусской пропаганде на Украине. Укрепление русского государствообразующего ядра, пришедшаяся, в частности, на поздний сталинский период, оценивается в новом учебнике как позитивная тенденция, а вовсе не проявление великодержавного шовинизма, как трактовалось антисталинистами. Даже депортациям народов в годы Великой Отечественной войны не даётся однозначно осуждающая оценка, как в учебниках прежних генераций, и сообщается, что существовали реальные факты этнического коллаборационизма. Сталинские репрессии? Сохранился в новом учебнике и шаблон односторонней интерпретации сталинских политических репрессий. Их размах не преувеличивается, как это делалось в либеральных учебниках прежних генераций, но однозначность осуждения осталась прежней.
Речь в данном случае не идёт о том, чтобы исключить из учебника информацию о репрессиях. Но важно было бы зафиксировать, что среди репрессированных были и реальные враги советского государства, связанные в том числе с внешними противниками России. Были и невинно пострадавшие, но были и виновные. Исключение же виновных превращает репрессии в патологию режима, каковыми они не являлись.
Опубликовано: 18 сентября 2020 Просмотров: 36600 Рабочая группа под руководством сопредседателя Российского исторического общества, академика РАН, научного руководителя Института всеобщей истории РАН Александра Чубарьяна завершила подготовку проекта усовершенствованной Концепции преподавания учебного курса «История России» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы. Она является частью комплекта концептуально-нормативных материалов, определяющих основы изучения отечественной истории в современной российской школе. С 2014 года основные методологические и содержательные подходы к преподаванию истории России определяются созданной по поручению Президента РФ Владимира Путина Концепцией нового учебно-методического комплекса по отечественной истории Концепция УМК 2014 года и входящим в её состав Историко-культурным стандартом. Их разработка и внедрение стали важным шагом в развитии системы образования России. При этом анализ реализации Концепции УМК 2014 года за период с 2014 по 2019 год, проведённый рабочей группой РИО с использованием результатов Национального исследования качества образования 2016 года, продемонстрировал сохранение ряда проблем, решение которых позволит существенно улучшить качество преподавания истории России в школах.
Работа над совершенствованием Концепции длилась больше года, активное участие в ней принимали как Министерство просвещения РФ, Рособрнадзор, Российское историческое общество, ФИПИ, так и сами педагоги — Ассоциация учителей истории и обществознания провела специальный опрос учителей. В результате ведущим отечественным историкам удалось сформировать новый документ, ядром которого является доказавший свою эффективность Историко-культурный стандарт. В число ключевых нововведений вошли, в частности: Распространение линейного принципа преподавания истории применяемого согласно Концепции УМК 2014 года в 6—10-х классах на всю старшую школу. Распределение сложного и объёмного материала по истории XX века на 10—11 классы позволит логично выстроить преподавание, распределить объём дидактических единиц и синхронизировать отечественную историю со всемирной.
У нас сегодня в ней академики не могут разобраться, а мы хотим грузить детей. Нужно обстоятельно проработать методику преподавания со специалистами в области детской психологии.
Как они будут воспринимать, в какой форме? Нужно подумать и об учебниках, а также о том, кто будет вести такой курс. Вопрос очень сложный. В наших школах историю преподают скучно и уныло, материал должен подаваться в ярких образах, чтобы детям было интересно. Я бы ввел историю родного края — с этого нужно начинать. История семьи, улицы, города, края — это более понятно детям.
Но и здесь нужно разработать методику, а на это требуется время, — заключил Петрушин. Для повышения медиарейтинга? Скептично к инициативе министра просвещения относятся и другие тюменские историки. Кандидат исторических наук и доцент антропошколы ТюмГУ Александр Фокин предполагает, что это просто попытка поддержать патриотические веяния. Если принять, что это, действительно, реальная инициатива, то очень сложно представить, как она будет интегрирована. Либо это какие-то отдельные элементы в образовании, но все равно появляется вопрос: а как это будет?