Будет и Великий пост После празднования Масленицы наступает Великий пост – время для воздержания и покаяний, которое христиане проводят в молитвах и. Шейх Халид Аль-Фулейдж. Автор видео: HudaRus 07-01-2024 | | 115842 | Продолжительность: 08:8:8. Смотрите видео онлайн «О посте в понедельник и четверг» на канале «Мастерство и Креативность» в хорошем качестве и бесплатно, опубликованное 26 сентября 2023 года в 19:14, длительностью 00:24:16, на видеохостинге RUTUBE. ‘Аиша (да будет доволен ею Аллах) передаёт: «Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) выбирал для поста понедельник и четверг». Что мы скажем о хукме поста в другие дни (воскресенье, понедельник, вторник, среда, четверг)?
Шестидневный пост в Шаууаль по понедельникам и четвергам
Община предписывала пост в понедельник, четверг, понедельник в случае бедствия[11][12][13]. В четвертую неделю Великого поста, с 8 по 14 апреля, когда пост достигает своего апогея, церковь настоятельно рекомендует избегать всяческих развлечений и светских мероприятий. Узаконенных видов поста в Исламе множество, и среди таких постов, к которым побуждает Шариат Всевышнего Аллаха – это пост по понедельникам и четвергам.
Великий пост 2024: когда начинается, что можно и что нельзя, календарь питания по дням
В понедельник, 18 марта, начался Великий пост, продлится он до праздника Пасхи. В понедельник 27 марта началась пятая седмица (в обиходе – неделя) Великого поста 2023 года. Соблюдение поста по понедельникам и четвергам не является фардом, но представляет собой нафиль (добровольное поклонение), соблюдавшееся посланником Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям). В понедельник и вторник первой недели предписывается соблюсти высшую степень поста, не есть вовсе. вы делаете те новости, которые происходят вокруг нас. 1257. Сообщается, что Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала:Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, всегда соблюдал пост по понедельникам и четвергам.
Люди говорят, что надо поститься еще и в понедельник. А почему?
Ты соблюдаешь пост по понедельникам и четвергам? Ибн Маджа и другие. Передают со слов Абу Катады аль-Ансари, что посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, спросили о соблюдении поста в понедельник. Он сказал: «В этот день я родился, и в этот день мне было ниспослано первое откровение». Хадис передал Муслим 1162. Некоторые приверженцы нововведений говорят, что этот хадис довод делать маулид праздновать день рождения Пророка, саля Ллаху алейхи ва салам. Ответ им: 1. Пророк, саля Ллаху алейхи ва салам, обращал внимание на день недели, а не на дату рождения.
Поэтому по вашей логике, было бы правильнее проводить мероприятия каждую неделю «ар-Радд аль-Кауи» ат-Туейжири с.
Долги за Пост по уважительной причине — это, как например, когда женщина пропустила несколько дней Поста в Рамадан из-за хайда периода очищения ; или если человек заболел в Рамадан и был вынужден на один или несколько дней прервать Пост иначе это навредило бы ему или затянуло бы процесс его выздоровления. В этих ситуациях пропущенные дни Поста остаются в качестве долга по уважительной причине. Есть и некоторые другие примеры уважительных причин для пропуска Поста.
Как известно, наибольшую награду верующий получает за обязательное поклонение, следовательно, самую большую награду за пост получает тот, кто соблюдал его в месяц Рамадан. Однако в вышеприведённом хадисе Всевышний не делает различий между желательным и обязательным постом. Поэтому верующий и за желательный пост получает большую награду, хотя она и меньше, чем за обязательный. Следовательно, соблюдение поста в эти дни является настоятельной сунной наиболее желательным деянием.
Не следует забывать и о климатических условиях, в которых мы живём.
Но самое главное, Великий пост - это непременное посещение храма, молитва и покаяние. Завершится шестая седмица Великого поста праздником Входа Господня в Иерусалим. Верующие приходят в храм с ветвями вербы в руках, поэтому воскресенье шестой седмицы называется Вербным.
Пост и его достоинства в исламе
Но если он съел что-то не намеренно, например, по забывчивости, то в этом случае человеку надлежит прекратить поглощение еды или питья, как только он вспомнил о своём посте, и он может продолжить держать уразу — такой пост будет считаться действительным. Интимная близость После совершения полового акта пост нарушается. Аналогичные последствия и у поцелуя губы в губы, а также семяизвержения вследствие сознательной стимуляции мастурбации. Закапывание лекарства в нос и уши Ураза становится недействительной, как только человек использует специальные лекарственные препараты, применяемые для закапывания в нос и слуховой канал, если они попадают в гортань. В то же время инъекции, которые делаются в вену или мышцу, а также глазные капли пост не нарушают. Проглатывание жидкости при полоскании горла При соблюдении поста необходимо проявлять осторожность, полоща горло в лечебных целях или просто для смачивания, — попадание воды внутрь сделает ваш пост недействительным. Купаться в водоёме и принимать ванну в состоянии уразы допустимо, но следует остерегаться проникновения жидкости через носовые пазухи, глотку и уши.
Использование медицинских ингаляторов Во время поста следует по возможности избегать применения ингаляторов. Намеренное вызывание рвоты Если человек, держащий уразу, намеренно вызвал рвоту, то его пост считается нарушенным. Если же рвота произошла не по воле человека, то пост остаётся действительным. Менструация В ситуации, когда у женщины в светлое время суток наступает менструация , ей надлежит прекратить поститься. Этот день ей необходимо будет восполнить после завершения месячных. Польза от соблюдения поста Данный столп ислама несёт в себе множество достоинств для соблюдающих его верующих.
Во-первых, ураза способна ввести человека в райские сады, чему можно найти подтверждение в жизнеописании Пророка с. И не войдет через эти врата никто, кроме них» хадис от Бухари и Муслима. Во-вторых, пост будет служить в качестве заступника мусульманина в Судный день: «Пост и Коран в Судный день будут заступаться за раба Аллаха» хадис от Ахмада. В-третьих, ураза влечёт за собой прощение грехов , о чём было сказано ранее. Кроме того, все просьбы верующего, соблюдающего пост, будут приняты Всевышним. Понравился материал?
Отправь его братьям и сестрам по вере и получи саваб!
Поэтому нам никак не удается привязать к нашему распорядку дня византийское распределение богослужений. Проще говоря, невозможно спать по-российски, а служить по-византийски. Отсюда берет начало служение утрени вечером, а полунощницы — утром, хотя это противоречит логике. Вечерня же иногда служится вместе с литургией в первой половине дня. Современные общественные службы Современная богослужебная практика привнесла свои изменения в предписания устава. Так, в приходских храмах повечерие совершается только во время Великого поста, а полунощница — один раз в год, накануне Пасхи. Крайне редко служится и 9-й час. Остальные шесть служб суточного круга объединяются в две группы по три службы. Вечером последовательно друг за другом совершают вечерню, утреню и 1-й час.
Накануне воскресных и праздничных дней эти службы объединяются в одно богослужение, называемое всенощным бдением. В древности христиане действительно нередко молились до рассвета, то есть бодрствовали в течение всей ночи. Современные всенощные бдения длятся два-четыре часа на приходах и три-шесть часов в монастырях. Утром последовательно служатся 3-й, 6-й час и Божественная литургия. В храмах с большим приходом по воскресеньям и праздникам бывает две литургии — ранняя и поздняя. И та и другая предваряется чтением часов. В те дни, когда литургии не положено например, в пятницу Страстной седмицы , совершается краткое последование изобразительных. Это богослужение состоит из некоторых песнопений литургии и как бы изображает ее. Но статуса самостоятельной службы изобразительные не имеют. Богослужения в православном храме К богослужениям относится также совершение всех таинств, обрядов, чтение акафистов в храме, общинные чтения утренних и вечерних молитв, правил ко Святому причащению.
Помимо ежедневных церковных служб таких как утреня, или вечерня, или часы , совершаются также службы по потребностям христиан, то есть требы. Например: Крещение, Венчание, Соборование, молебны, отпевания и другие. Богослужения совершаются обычно в храме и только священнослужителями, верующие же участвуют в них молитвой и пением. Такой порядок восходит к древним библейским временам. У евреев день начинался с появления на небе третьей звезды и продолжался от захода солнца до его захода в следующий день: «это для вас суббота покоя, и смиряйте души ваши, с вечера девятого [дня] месяца; от вечера до вечера празднуйте субботу вашу» Лев. Греческое слово «нюхтэмерон» переводится как «ночь-день», т. В новозаветной Церкви отсчет суток с вечера имеет значения только для богослужения. При этом точного «часа» в 17 или 18 часов в данном случае нет, потому что в одних храмах вечернее богослужение начинается с 16 часов, в других храмах — с 17, в третьих — с 18 часов. Вне богослужения например, начало и окончание постного дня Церковь использует греческий способ исчисления суток — с полуночи до полуночи. Все посты начинаются с 00.
То есть постимся мы не с вечера вторника, а с 00. Дни памяти: Преподобного Тита. Живший в IX веке святой за свои постнические подвиги, добродетельную жизнь, смирение и молитвы получил от Господа дар чудотворения. Пост: В понедельник монастырский устав предписывает сухоядение. Не монахам хоть и не обязательно следовать самым суровым правилам, но тоже не стоит расслабляться. Вторник 5-й седмицы Великого поста. Дни памяти: Иконы Богородицы «Неувядаемый Цвет». На иконе Пресвятая изображена с белой лилией, символизирующей чистоту и девство Богоматери. Преподобного Никиты Исповедника, игумена, жившего в IX веке, защищавшего Церковь от иконоборческой ереси и терпевшего за это скорби. Пост: Пост без послаблений.
Разрешены хлеб, овощи и фрукты, каши, макароны и бобовые. Вопрос об употреблении морепродуктов в дни Великого поста решается индивидуально. Среда 5-й седмицы Великого поста. Вечером — утреня с чтением Великого канона преподобного Андрея Критского и жития преподобной Марии Египетской. Канон состоит из 250 строф и призывает душу к покаянию. Другое название этой службы, совершаемой всего раз в году, — Мариино стояние. Ее продолжительность — от трех часов, но подвиг святой, много лет прожившей в пустыне, настолько вдохновляющий, что это длинное богослужение для многих верующих проходит «на одном дыхании». Как мы помним, за богослужением полагаются назидательные чтения так, на воскресном бдении их 7 , когда все садятся и слушают или житие, или Пролог, или святоотеческое поучение, или толкование на Евангелие. Обычно мы не имеем возможности почувствовать учительное значение нашего богослужения, а в этот день уже не сокращается чтение жития. Сначала читается первая часть жития прп.
Марии Египетской, затем 50-й псалом и начинается пение Великого канона прп. Андрея Критского, всего целиком. Напомним, что в нем есть вторая песнь — это особенно полный канон. Устав велит петь его «косно и с сокрушенным сердцем и гласом» — т. После третьей песни читается седален и вторая половина жития прп. Марии Египетской». В этот день читается Великий канон преподобного Андрея Критского. Только если в первые четыре дня Великого поста он разбит на четыре части в каждый из четырех дней — одна из частей , то теперь его прочитывают полностью. К канону присовокупляется житие преподобной Марии Египетской. Первая часть жития Марии Египетской читается после псалмов.
Затем начинается чтение Великого канона. В конце каждой песни канона читаются тропари, прославляющие подвиги преподобного Андрея Критского и преподобной Марии Египетской, а к ним припевается «Преподобная мати Марие, моли Бога о нас», «Преподобный отче Андрее, моли Бога о нас». Вторая часть жития преподобной прочитывается после прочтения приблизительно трети Великого канона. Мариино стояние - одно из самых продолжительных великопостных богослужений. Такие молитвенные труды — дань уважения преподобной, которая после порочной молодости совершила исключительный подвиг покаяния и, удалившись в египетскую пустыню, достигла святости. Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского называется великим не только по количеству покаянных глубинных образов и смыслов, но и по числу тропарей канона. Если обычный канон состоит в среднем из 40-45 тропарей, то Великий — из 250. Существует традиция следить за чтением канона по книжкам с его текстом — чтобы не отвлекаться мыслями и лучше воспринимать смысл этого дивного богослужебного текста. По благочестивой традиции во время чтения Великого канона принято совершать земной поклон в начале каждого тропаря. Соответственно, количество поклонов составляет 250.
Это нелегко. Но, несмотря на это, большинство верующих стараются совершить такой нелегкий подвиг. Количество поклонов всегда должно определяться соразмерно духовным и телесным силам человека. Нам следует помнить, что Господь смотрит прежде всего на сердце человека, а не на его физическую подготовку. Поэтому важным является не количество положенных поклонов, а наш молитвенный настрой.
Шестой вид поста макрух А.
Макрух-танзих Пост только 10-го числа месяца Мухаррам, то есть без добавления к этому посту 9-го или 11-го дней. Пост по пятницам. Если человек постится несколько дней подряд, два и более, и один из этих дней - пятница, в таком посте нет макруха. Но имам Ибн Абидин величайший имам ханафитского мазхаба высказывал мнение, что этот пост является абсолютно дозволенным. Пост по субботам. Имеется в виду, что человек избрал для себя в качестве дня поста именно субботу, не прибавляя к субботе пятницу или воскресенье.
Пост в день, известный как «найруз», - праздник, который отмечается зороастрийцами, как первый день весны, если человек намеренно избирает этот день для поста. Если человек обычно постится по понедельникам и четвергам, и «найруз» выпал, например, на понедельник, такой пост не будет макрух. Если человек постится в этот день, желая уподобиться зороастрийцам, то такой пост становится макрухом тахрим, а если человек постится, чтобы возвеличить этот день, такой пост становится харамом, и есть опасность, что этот человек впадает в куфр. Пост в день «махраджан» - зороастрийский праздник первого дня осени. К нему относятся все перечисленные выше правила для праздника первого дня весны. Непрерывный пост несколько дней подряд, когда человек вообще не совершает ифтар.
Пост в виде молчания. Кроме того, если человек считает, что такой пост может приблизить его к Аллаху, его пост в виде молчания становится макрухом тахрим.
Всем, кто находится в пути Держать уразу не обязательно тем людям, которые находятся в дороге, то есть путникам.
Следует отметить, что, согласно Шариату, путниками считаются люди, которые удалились на расстояние более 83 км от дома и их путешествие длится не более 15 суток. Физически больным людям Люди, которые страдают от какой-либо болезни, требующей постоянный прием лекарственных препаратов, либо грозящей сильными недомоганиями и болями, вплоть до угрозы жизни в случае соблюдения уразы, освобождаются от её выполнения. Беременным Женщины, вынашивающие ребёнка и опасающиеся за жизнь своего будущего чада, вправе не придерживаться поста в месяц Рамазан.
Кормящим женщинам Матери, которые кормят младенцев своей грудью, также могут не поститься. Женщинам в дни менструации и кровотечений, вызванных родами В менструальных период и во время послеродовых кровотечений мусульманки, согласно Шариату, находятся в положении ритуального осквернения, ввиду чего несоблюдение уразы им дозволено и, более того, необходимо. Если беременные и кормящие вправе соблюдать пост, то в эти дни женщинам лучше воздержаться.
Людям, находящимся без сознания Верующие, которые пребывают в бессознательном состоянии долгое время, например, в состоянии комы, по понятным причинам так же освобождаются от уразы. В ситуациях, когда человек пропускает один или несколько дней поста по перечисленным выше причинам, ему надлежит восполнить их потом, когда устранится причина, которая даёт право на несоблюдение поста, например, когда путник вернётся домой или человек выйдет из комы. Верующим, не способным держать уразу в течение года, например, по причине болезни, надлежит за каждый из пропущенных дней кормить одного нуждающегося или выплачивать за это фидия-садака.
Если и это для человека сложно в материальном плане, ибо он сам относится к числу нуждающихся, то он полностью освобождается от данной обязанности. Желательный пост — это тот, соблюдение которого желательно, но не вменяется мусульманам в качестве обязательного. За соблюдение такого поста верующему полагается награда, а за его оставление греха нет.
Дни, когда желательно держать уразу: День Арафа — за пост в этот день Господь может простить человеку прегрешения, совершённые им за 2 года. Пророк Мухаммад с. День Ашура — постящимся в десятый день месяца Мухаррам стираются все грехи за предшествующие 12 месяцев.
Посланник Аллаха с. Однако шиитские богословы уверяют, что держать уразу в этот день нежелательно, поскольку в эту дату был мученически убит внук Заключительного Пророка с. Первые 9 дней месяца Зуль-Хиджа — об этом можно встретить упоминание в хадисе: «Пост в первые дни месяца Зуль-Хиджа, приравнивается к одному году поста» Ибн Маджа.
Месяц Мухаррам — ураза в этот запретный месяц считается суннатом.
В какие дни держать пост в Исламе. Дополнительные посты кроме рамадана
В этом году Великий пост начинается в понедельник 18 марта и заканчивается 4 мая. С понедельника по четверг за Великим Повечерием принято читать Великий Покаянный канон святого Андрея Критского. Что мы скажем о хукме поста в другие дни (воскресенье, понедельник, вторник, среда, четверг)? Ты соблюдаешь пост по понедельникам и четвергам?» Он ответил: «В понедельник и четверг Аллах прощает каждому мусульманину, кроме двух поссорившихся — о них Аллах говорит: “Оставьте их, пока они не помирятся”». «Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) всегда соблюдал пост по понедельникам и четвергам». 18 марта, понедельник Великий канон Андрея Критского строгий пост.
НАШИ ГОРОДА
И вся хвала принадлежит Аллаху. Мир и благословение нашему любимому пророку Мухаммаду, его семье и сподвижникам. Подготовил: Хадис аль-Ханафи.
Но и он не был чист перед Вс-вышним. Однажды порыв ветра сбросил героя со стены, он разбился и умер.
В эту минуту треснула стена Иерусалима, и враги ворвались в город». Пост должен пробуждать сердце и прокладывать путь к раскаянию, напоминать нам о наших дурных поступках, о грехах наших отцов, навлекших и на них, и на нас страшные беды. Размышления о наших грехах приводят нас на путь исправления. Рамбам , Законы постов, 5 Сказано в Иерусалимском Талмуде Йома, 1 : «Каждое поколение, при жизни которого не отстроен Храм, виновато [перед Вс-вышним] не меньше, чем то, за грехи которого он был разрушен». Ибо любое поколение имеет достаточно духовных сил, чтобы пробудить милосердие небес, освободить Израиль из-под власти притеснителей, собрать его изгнанников со всех концов земли и выстроить Храм.
Что для этого требуется? Полное раскаяние и исправление грехов предшествующих поколений. Поэтому, если спасение до сих пор не пришло, это означает только, что мы еще не раскаялись и продолжаем грешить, тем самым препятствуя конечному Избавлению. Но хотя Храм лежит в руинах, а народ Израиля рассеян по всей земле, это не значит, что Вс-вышний разорвал союз, заключенный им со своим народом. Не навсегда изгнаны мы со своей земли, не вечно останется в руинах Храм, ибо Эрец Исраэль навсегда отдана сынам Израиля, и Храм всегда будет стоять в Иерусалиме.
Изгнание и разрушение, горе и страдания, обрушившиеся на сынов Израиля — лишь временное наказание, наложенное Вс-вышним, и Его милосердие может пробудиться в любую минуту. Тогда для всех нас настанет час радости. Предупреждая Израиль о возможном наказании, Вс-вышний одновременно обнадеживает его: даже если Израиль согрешит, Эрец Исраэль не отвергнет его окончательно, как отвергла она народ, населявший ее прежде. Хотя за грехи наши, осквернившие эту землю, мы были изгнаны с нее, — это изгнание не вечно и срок его окончания зависит только от нашего раскаяния и милосердия Вс-вышнего. Пост призван обуздать таящуюся в нас тягу ко злу, отвлечь нас от привычных удовольствий, пробудить в нас раскаяние и подтолкнуть к добрым делам, за которые Небеса отворяют перед нами врата милосердия.
Так Вс-вышний простил жителей Ниневии не за то, что они постились и носили грубую одежду, а за то, что они раскаялись в своих грехах и оставили путь преступления. Сам пост необходим не для изнурения плоти, а для того, чтобы способствовать раскаянию. Поэтому те, кто, воздерживаясь в дни поста от еды и питья, отправляется гулять и ведет пустые разговоры, упускает самое главное. Однако раскаяние в эти дни невозможно без поста, поскольку пост — это заповедь, данная нам пророками [и являющаяся неотъемлемой частью Торы]». Это не относится к Йом Кипуру , заповеданному нам Торой.
Гаоны — еврейские мудрецы, жившие после завершения Талмуда, — писали, что если бы пост 10 Тевета выпал на субботу, его не следовало бы переносить, ибо в Танахе о нем сказано Йехезкелъ, 2 : «…В этот самый день». Но, согласно нашему календарю, 10 Тевета никогда не приходится на субботу. В пятницу пост завершают лишь после наступления субботы. Согласно нашему календарю, из всех постов на пятницу может выпасть только пост 10 Тевета. Все посты, за исключением Йом Кипура и 9 Ава , продолжаются от утренней зари и до выхода звезд.
Вечером и ночью в эти дни можно есть, если еще не ложились спать. Тот, кто лег спать и проснулся еще до рассвета, есть уже не может — для него начался пост. Впрочем, тот, кто, ложась спать, заранее решил проснуться до рассвета и поесть, имеет такую возможность. Более того — если человек привык пить воду сразу же после пробуждения, он может пить в дни поста, встав до утренней зари, даже если заранее не собирался делать это специально. В дни постов, продолжающихся только в дневное время 3 Тишрей, 10 Тевета, 17 Тамуза и 13 Адара , разрешено умываться, умащаться и носить кожаную обувь.
Все это запрещено только 9 Ава и в Йом Кипур. Однако и в эти дни запрещается полоскать рот водой, а также брать в рот любую пищу даже для того, чтобы только попробовать ее на вкус и выплюнуть. Больные даже неопасно , беременные и кормящие женщины, которым трудно поститься, а также дети освобождены от обязанности поститься в эти четыре дня. Однако они не должны есть при всех, лакомиться деликатесами и вообще есть ради удовольствия. В этот день им следует ограничиться простой пищей, полезной для их здоровья.
Это относится и к детям. Они должны скорбеть о разрушении Храма вместе со взрослыми, несмотря на то, что не участвуют в посте. В Таанит Эстер , являющийся лишь обычаем, допускаются и некоторые другие послабления. Посты, установленные в память о разрушении Храма, будут отменены, когда придет Машиах. Более того — тогда они станут праздниками, днями радости и веселья, как сказано в Танахе Зехарья, 8 : Так сказал Г-сподь Цваот: «Пост четвертого и пост пятого, и пост седьмого, и пост десятого [месяцев] станут для дома Йегуды днями ликования и веселья…» Во многих сефардских общинах кантор объявляет в субботу, предшествующую постам 10 Тевета и 17 Тамуза: «Братья, дом Израиля, слушайте!
Является ли он сунной или он — добровольный? Как правильно поститься? Вопрос, который часто задают мусульмане - это в какие дни следует соблюдать шестидневный пост шавваль? В любые дни месяца шаввал можно держать пост, но нельзя держать в первый день месяца, потому что в этот период мусульмане отмечают праздник Ид аль-Фитр. Соблюдение поста шавваль мусульманин может начать как на следующий день после праздника Разговения, так и через несколько дней. Непрерывно или в разные дни Соблюдать шаваль пост не обязательно непрерывно в течении всех шести дней подряд: его можно прерывать, все зависит от того, как будет человеку удобнее, и самым важным для соблюдения его является намерение мусульманина поститься в шаваль. Чтобы соблюсти условия поста шавваль важно, чтобы общее число дней месяца Шавваль составляло шесть. Рамадан или Шавваль Если мусульманин пропустил и не соблюдал какое-то время обязательный пост в Рамадан по какой-то уважительной причине, то в Шавваль он может поститься, если восполнит обязательные дни поста Рамадана до того, как наступит следующий Рамадан.
По этой теме также возникает вопрос, будут ли считаться дни, восполняемые от поста Рамадан, как пост шавваль. Ответ на этот вопрос также прост: если есть у мусульманина такая возможность, то постящемуся следует все-таки разделить время, когда он восполняет пост Рамадана, от времени, когда он держит пост в месяц шавваль. Сомнения возникают у мусульман когда пост Рамадан не завершен полноценно, но если поститься и в шавваль, и восполнять оставшиеся дни поста Рамадан, то дней месяца шавваль может не хватить на все. Как поступить в этом случае? Ответ здесь может быть только один: соблюдать пост в месяц шавваль имеет смысл, если завершен пост Рамадан, а если в нем были пропущены дни, то эти дни нужно восполнить, и только потом держать пост шавваль. Если же говорится о ситуации, в которой человек имел уважительную причину, по которой он шесть дней не мог поститься в месяц шавваль, потому что возмещал в этом месяце пропущенные в Рамадан дни, то шестидневный пост шавваль такой человек может возместить в месяц Зу-ль-када. Но это не относится к тем случаям, когда человек без уважительной причины пропускает дни месяца шавваль, намереваясь в следующем месяце возместить эти дни. Должна быть уважительная причина для этого, иначе вознаграждения мусульманин не получит.
Так как поститься в шавваль не является обязанностью для мусульманина, а возмещение поста Рамадан, который был пропущен, является обязанностью для него как часть одного из столпов Ислама, то возмещение пропущенного обязательного поста Рамадан всегда должно быть приоритетнее, чем соблюдение необязательного поста Шавваль. Может ли держать пост шаваль тот, кто в Рамадан не постился? Совмещение постов понедельника и четверга с постом Шавваля Можно ли, чтобы шесть дней поста в месяц шавваль включали понедельники и четверги, так как за соблюдение поста по понедельникам и четвергам предусмотрена награда? Для этого нет никаких препятствий, и мусульманину будет записана награда как за соблюдение поста шавваль, так и за соблюдение в понедельник и четверг. Совмещение в белые дни Мусульмане также задают вопрос о том, будет ли вознаграждение тому, кто захочет объединить пост в месяц шавваль с соблюдением в белые дни или айаму-ль-бид. На этот вопрос ученые богословы отвечали, что если человек соблюдает шесть дней, то необходимости соблюдать ему и в белые дни отдельно нет.
Если все наше богатство на земле, то и вся наша жизнь здесь и заканчивается. Если наше богатство на Небесах и сердце наше туда стремится, то у нас есть все шансы войти в Царствие Небесное. Что еще нам говорят святые отцы? Пост, по мыслям святых отцов, есть средство для истинной духовной жизни, подспорье в борьбе со страстями, к пути к богообщению.
Главная наша цель — богообщение. Оно достигается через разные инструменты: пост, молитва, церковные таинства, Покаяние. Авва Серапион пишет, наставляя своих духовных чад: «воздержание нужно для того, чтобы по усмирению плоти постом легче вступить в брань с прочими страстями». То есть это как фундамент борьбы со страстями. Ко мне периодически приходят люди, которые рассказывают, что им какой-то батюшка сказал, что еда не важна, а важно, что у тебя в душе, добрый ты или не добрый. Отчасти я с ними согласен. Конечно, не важно, что мы едим, а важно, что у человека в душе: благодать ли Божия или то, что противится благодати Божией. Но сама эта благодать просто так ниоткуда не появляется. Она является даром Божиим и ответом на наши усилия, подвиги духовные. Нам, конечно, до духовных подвигов далеко, но те усилия, которые мы делаем над собою во время поста и, в первую очередь, воздержание от тех или иных продуктов, потому что большинство из нас сегодня настолько духовно примитивны, что о каких-то возвышенных подвигах и речи идти не может.
Нужно хотя бы очиститься от каких-то грубых страстей. Чревоугодие является особенно разрушительной страстью для человека. Какие еще святые говорят о посте? Пост телесный всегда должен сопрягаться с духовным самоограничением, прежде всего в страстях, духовных желаниях, похотях. Святитель Тихон Задонский, известный писатель, известный богослов говорит нам, что «телесный пост есть, когда чрево постится пищи и пития. Душевный пост есть, когда душа воздерживается от злых помыслов, дел и слов. Полезен нам пост телесный, но пост душевный неотменно нужен, так что и телесный без него ничто» О чем идет речь? О том, что мы с вами тесно связаны. И что является целью поста? Простым языком как мы можем это объяснить своим родным и близким?
Для чего мы все-таки постимся? Когда мы начнем рассуждать о каких-то возвышенных ценностях, о Святом Духе, то они скажут, что мы уже совсем замолились, запостились. А простым языком как мы можем сподвигнуть, не заставить, не хитростью какой-то взять, а просто объяснить для чего мы постимся? Стать лучше. Это то самое духовное развитие, под которым мы понимаем то, что человек становится добрее, милосерднее, сдержаннее, лучше к людям относится. Мне задают следующие вопросы: «А как это связано с тем, что я не съем кусок мяса? Как вы знаете, основные инстинкты — это питание, размножение, самосохранение. И если человек с течение своей жизни никак не контролирует свои животные инстинкты земные, то из человеческого образа и подобия Божиего превращается в животное состояние, когда он живет для того, чтобы поесть, попить, удовлетворить свои интимные потребности. Речь уже не идет о размножении, это давно уже неважно для современных людей, особенно молодых, люди живут только ради себя. Ни о каких детях в большинстве случаев речь и не идет.
Это трагедия. Это грозит вымиранием нашего населения, в том числе и российского, и русского населения. Самый главный инстинкт — это инстинкт самосохранения, когда человек ради своей жизни, ради «места под солнцем» готов уничтожить всех окружающих вокруг себя, «пройти по головам», несмотря ни на что. Это большая проблема. В этот момент человек теряет человеческий облик, а Божественный облик он давно уже потерял, если даже инстинкты свои он не может сдерживать.