Новости памирцы и таджики чем отличаются

КТО такие ПАМИРЦЫ, и ЧЕМ отличаются от ТАДЖИКОВ? @okasca_history. Глава МИД Сироджиддин Мухриддин 12 апреля заявил о «непродуманной информационной кампании против таджиков», на фоне которой «формируется отрицательное отношение к таджикам и гражданам Таджикистана». Культурные отличия между памирцами и таджиками являются одним из ключевых аспектов их различия. Живут обособленно, от таджиков отличаются как звездолет от арбы, и таджиков мягко говоря за цивилизованных людей не считают. На территории современного Таджикистана, а также частично Афганистана, Пакистана и Китая, в горных областях Памира и Гиндукуша, проживают так называемые памирские народы.

Есть ли нормальные таджики?

В чем разница между таджиками и Памирцами? Памирцы – это другой народ, сильно отличающийся от таджиков. Уникальность языка памирцев заключается в том, что они говорят на памирских диалектах, которые отличаются от таджикского языка. Основных отличий от таджиков у памирцев несколько. На территории современного Таджикистана, а также частично Афганистана, Пакистана и Китая, в горных областях Памира и Гиндукуша, проживают так называемые памирские народы. Чем памирцы отличаются от остальных таджиков.

Кто такие Памирские таджики?

Самый мощный обстрел Белгорода за всю войну / Новости России. Глава МИД Сироджиддин Мухриддин 12 апреля заявил о «непродуманной информационной кампании против таджиков», на фоне которой «формируется отрицательное отношение к таджикам и гражданам Таджикистана». Говорят на разнородных памирских языках восточноиранской группы, чем отличаются от таджиков, язык которых относится к западноиранским языкам.

Так... Чем же отличаются Памирцы от Таджиков????? и почему мы не объединяемся?????

Они предпочитают переезжать с места на место в поисках пастбищ для скота. Этот образ жизни позволяет памирцам приспосабливаться к горной местности и экстремальным погодным условиям. Кроме того, памирцы славятся своими традиционными ремеслами и художественной культурой. Они умеют создавать изделия из шерсти, ковры, текстильные изделия, а также выполнять узоры на дереве и расписывать керамику. Памирцы хранят свои традиции и обычаи, передавая их из поколения в поколение. Они оставляют свой след в культуре и истории Таджикистана, делая их национальное наследие богатым и уникальным. Таджики Таджики говорят на таджикском языке, который является письменностью на основе персидского алфавита. Они также владеют русским языком, который является вторым официальным языком в Таджикистане. Традиционно таджики исповедуют ислам, и исламская культура оказывает значительное влияние на их образ жизни, обычаи и традиции. Таджики известны своим гостеприимством и добросердечностью.

Семейные ценности и уважение к старшим являются важными аспектами Таджикской культуры. Таджики имеют свои национальные традиции и праздники, такие как Навруз, которые отмечаются с древних времен. В этих празднествах таджики исполняют танцы, играют на музыкальных инструментах и наслаждаются национальной кухней. Одежда также является важной частью Таджикской культуры. Традиционная мужская одежда называется чапан, а женская — рубои, курта и паранджа. Таджики во многих отношениях схожи с памирцами, но есть и ряд различий. Таджики являются наибольшей этнической группой в Таджикистане, тогда как памирцы проживают в горных регионах Памира. Язык и культура памирцев также отличаются от таджикских. Таджики являются важной составляющей многонационального таджикского общества и вносят свой вклад в историю и культуру региона.

Их традиции и обычаи делают народ Таджикистана уникальным и интересным. География и среда обитания Памирцы и таджики приспособились к жизни в горной местности и имеют некоторые общие черты в своей среде обитания. В этих условиях они развили уникальные навыки, позволяющие им выживать и процветать. Однако, в то же время, среда обитания Памирцев и таджиков имеет некоторые различия. Памирцы, живущие в горных районах Памира, сталкиваются с более суровыми климатическими условиями, чем таджики, проживающие в других районах Таджикистана.

Как официально [11] , так и по мнению экспертов-лингвистов [9].

Таджикский язык является для памирцев языком религии исмаилизма , фольклора, письменной литературы, а также средством общения между различными памирскими народностями, говорящими на разных языках [7]. Кроме таджикского языка, в общении между разными народностями распространены шугнанский язык и в некоторой степени ваханский язык [12]. Шугнанский язык практически давно уже выполняет роль языка устного общения между памирцами [13]. На современном этапе отмечается усиленная экспансия таджикского языка на нём ведётся обучение в государственных школах , которая, к примеру, активно вытесняет ваханский язык из всех сфер применения, включая семейную сферу [9]. Ваханский язык, как разговорный, занимает доминирующее положение во всем Вахане. Общение между ваханцами и таджикоязычным населением Вахана, а также ваханцев и ишкашимцев ведётся обычно на ваханском языке [12].

На деньги фонда Ага-хана с начала XXI века в ГБАО кое-где строятся платные школы, в них изучают один из 2 европейских языков на выбор , арабский и русский. Обучение в них ведётся с пятого класса [14]. Для некоторых памирских народностей, проживающих в Китае, языками межнационального общения являются уйгурский и китайский. В Афганистане таковыми являются дари и в меньшей степени пушту [12]. Согласно Конституции Афганистана, памирские языки являются официальными языками в местах компактного проживания памирцев. В законодательстве Таджикистана декларируется свобода применения памирских языков [15].

Большинство памирцев ГБАО старших лет владеют русским языком, среди них высокий процент лиц, имеющих высшее образование [11]. Этногенез и история [ править править код ] Памирский воин доисламского периода Происхождение говорящих на разнородных восточноиранских языках памирцев связывается с экспансией кочевых саков , проходившей, по всей вероятности, несколькими волнами, разными путями, и участвовали в заселении Памира разные ираноязычные общности, выделившиеся ещё за пределами региона [4]. Одна из них — праваханцы, была изначально близка к сакам Хотана и Кашгара и проникла в Вахан, по всей видимости, с востока — из Алайской долины. В историческое время этим же путём на Памир пришли киргизы. Праишкашимцы сформировались в таджикском и афганском Бадахшане и проникли сюда с юго-запада. Мунджанский язык демонстрирует наибольшую близость с бактрийским языком и более отдалённую — с пушту.

Вероятно, мунджанцы — остаток бактрийской общности , уцелевший в горах подобно ягнобцам — остаткам согдийцев. Северопамирская общность, распавшаяся на дарвазцев, ванджцев, язгулямцев и шугнано-рушанцев, судя по диалектному членению, проникала на Памир с запада вдоль Пянджа и экспансия её закончилась в Шугнане. Приблизительные сроки начала иранизации края по языковым данным и археологическим раскопкам сакских могильников — VII—VI вв. Наиболее ранними волнами являются праваханцы и праишкашимцы. Следует учесть, что изначально памирцы населяли только бассейн Пянджа и его притоков. Экспансия сарыкольцев в Синьцзян , йидга и ваханцев — в долину Инда относятся к позднейшей эпохе.

Возможно также влияние более древнего, доиндоевропейского населения, близкого к буришам , а также древних дардских и тохарских племён [16]. Издавна, вероятно ещё задолго до иранизации, горы Памира были одним из основных поставщиков лазурита и рубина для древнего мира. Тем не менее жизнь древних памирцев оставалась весьма замкнутой. Изоляция памирцев оказалась прерванной начиная с II в. Многочисленные попытки завоевания Памира мировыми империями Сасанидами , тюрками , китайцами , арабами , монголами , Тимуридами и др. Фактически до XIX в.

В 1883 году Рушаном, Ваханом и Шугнаном на короткое время завладел Афганистан [17].

В Язгулеме до XIX века также сохранялось сословное деление патронимий каумов : «миры» — благородное сословие и «факиры» — простой народ. Из числа «миров» дарвазскими шахами назначались правители районов, у них имелись привилегии при уплате налогов и владении землёй.

В начале XX века, при советской власти, деление постепенно исчезло. Следы патриархально-родового строя в виде разделения селений на кварталы по родовому признаку, где традиционно живут члены родственной патронимии, сохраняются до настоящего времени [16] [18]. Исследования мтДНК , проведённые в 2017 году, отражают сложную историю заселения Памира, языковые отличия ваханцев, сарыкольцев, северных памирцев.

Интересный факт, что субгаплогруппа U5a2a1, извлечённая из ископаемых костей человека 700-летней давности, найденных на Восточном Памире, сохранилась у нескольких современных представителей 4 памирских народов, участвовавших в этом исследовании мтДНК [19]. Эта субгаплогруппа указывает на происхождение из Волго-Уральского региона и может свидетельствовать о доисторических миграциях древних скотоводческих народов из евразийских степей на восточный Памир [20]. Религия[ править править код ] С установлением начиная с конца I тыс.

Особенно сильны были позиции зороастризма в Шугнане , где на возвышенностях строились открытые храмы огня , некоторые из которых действовали вплоть до XIV в. Другой важной религией Памира был буддизм , проникавший сюда из Индии караванным путём. Особенно сильны позиции буддизма были в Вахане, через который массово двигались буддистские проповедники из Индии и паломники из Хотана и Китая.

Сегодняшние памирцы — преимущественно шииты - исмаилиты - низариты и следуют Ага-хану [22]. Есть также памирцы- сунниты , численность которых в настоящее время составляет примерно несколько тысяч человек [23]. Предки этих памирцев приняли суннитский ислам примерно в XIX веке [24].

Исмаилизм наложил большой отпечаток на духовную культуру памирцев и до сих пор является одним из их этнических символов. Важная роль в памирском обществе отводилась пирам и халифам — духовным наставникам. Прерванные в период Советской власти отношения с главой исмаилитов всего мира Ага-ханом начали налаживаться после обретения Таджикистаном независимости.

Тем не менее проживающие в КНР исмаилиты- сарыкольцы и ваханцы до сих пор пребывают в религиозной изоляции. Язгулямцы, под влиянием Дарваза, в конце XIX века приняли суннизм [25]. Этническая самоидентификация[ править править код ] Исходя из сходства в обычаях и традициях этнической общности и из конфессиональной общности то есть принадлежности к исмаилизму , все малые народы Памира именуют себя «памирцами» — тадж.

В сознании как самих памирцев, так и таджиков это понятие ассоциируется не с региональной, а прежде всего с языковой, культурной и конфессиональной принадлежностью к определённому сообществу. Таджикоязычные жители Памира — дарвазцы и ванджцы, исповедующие суннизм, не причисляют себя к памирцам, в то время как таджикоязычные горонцы-исмаилиты считают себя памирцами [11] [26]. Язгулямцы, говорящие на одном из памирских языков — язгулямском, но перешедшие на суннизм, не относят себя ни к памирцам, ни к таджикам [27].

Согласно исследованиям советского и постсоветского периода, вне пределов Горно-Бадахшанской области ГБАО , представители памирских народов из ГБАО называют себя «памирскими таджиками» [28] [11] [29] [30]. Согласно данным анонимного опроса памирцев, проведённого в Таджикистане не назвавшими себя представителями НКО Мемориал , властями Таджикистана осуществляется политика насаждения образа «таджикистанца», под которой подразумевается объединение всех граждан Таджикистана, независимо от народности, под обобщённое понятие таджик в этническом плане. По заявлениям респондентов — памирцы отказываются признавать себя таджиками [31].

Исследователи этнической самоидентификации и этнической принадлежности народов Памира [4] отмечают, что однозначного ответа на вопрос об этнической принадлежности памирцев нет, что объясняется как объективными так и субъективными обстоятельствами. По их мнению, объективно этническое самосознание памирцев не вполне укладывается в рамки принятых критериев. Субъективные обстоятельства возникли впоследствии того, что по идеологическим соображениям этнические особенности народов Памира умышленно отрицаются.

Они утверждают, что для памирцев понятия национальной и этнической принадлежности неравнозначны. Национальная принадлежность в сознании памирцев ассоциируется с отнесением себя к более обширному, нежели локальная этническая общность, — к этнокультурному сообществу родственных народов, по отношению к которому с давних времён имел хождение этноним таджик. Как можно заметить, этноним таджик в данном случае употребляется в двух значениях: во-первых, он определяет генетическую и этноязыковую общность людей, для которых фарси-таджикский язык — родной, и во-вторых, в более широком смысле это слово означает генетическую и культурную общность ряда ираноязычных народов Центральной Азии за исключением пуштунов , что вполне сравнимо с понятием « славяне » и «славянской национальности» [4].

Также эти народы отличаются по этническому составу. Памирцы относятся к памирской этнической группе, которая имеет смешанный состав и включает в себя группы иранского, тюркского и других происхождений. Таджики, в свою очередь, являются этнической группой, которая привержена таджикской культуре и истории.

Культурные различия между памирцами и таджиками являются важным аспектом их идентичности и способствуют сохранению уникальности и разнообразия этого региона Центральной Азии. Традиции и обычаи У памирцев традиции играют особую роль в их повседневной жизни. Они придерживаются старинных обычаев и верят в духовную мощь своих предков.

Основные традиции памирцев связаны с семьей и общиной. Они отводят большое значение браку и семейным ценностям. Важными традициями являются свадьба, рождение ребенка и похороны.

Отмечается также ряд религиозных праздников, которые сопровождаются ритуальными обрядами и традициями. Таджики, с другой стороны, также придерживаются традиций и обычаев, которые формировались на протяжении веков. Важным аспектом их культуры является уважение к старшим и традиционная роль главы семьи.

Таджики хорошо знакомы с религиозными обрядами и праздниками и следуют им. Религия играет важную роль в их повседневной жизни и традиционных обычаях. Оба народа отличаются также в своих национальных кулинарных традициях.

У памирцев популярными продуктами являются мясо, молочные продукты и овощи. Особенно славятся пироги и разнообразные блюда из теста. В то время как у таджиков, акцент делается на блюдах из риса, фасоли и мяса.

Популярным является плов — национальное блюдо Таджикистана. Таким образом, традиции и обычаи памирцев и таджиков имеют свои отличительные особенности, но они олицетворяют их богатую культуру и наследие. Эти традиции по-прежнему важны в их повседневной жизни и способствуют сохранению их уникальной культурной идентичности.

Язык Таджики, в свою очередь, говорят на таджикском языке. Этот язык является национальным языком Таджикистана и относится к западной группе иранских языков. Он имеет близкую связь с дари, диалектом персидского языка.

Таджикский язык также имеет свои грамматические и лексические особенности, отличные от памирского языка. Однако в современном мире оба этих языка взаимопонятны.

Памирцы: уникальный народ с богатым наследием

В таблицы не включены описательные характеристики рельефа черепа, а также величины углов наклона лба, ибо они дают не очень сравнимые и поэтому не очень объективные результаты. Но по скуловому диаметру очевидны существенные различия между узбеками и памирцами, свидетельствующие о массивности лицевого скелета у первых по сравнению со вторыми. Это подтверждается и величинами верхней высоты лица, заметно большими в узбекских сериях. Размеры черепа, особенно в высоту, у памирцев в целом также меньшие. Носовые кости в памирских сериях выступают сильнее, лицевой скелет более профилирован. Таким образом, памирцы грацильнее узбеков и все признаки европеоидной расы выражены у них гораздо более отчетливо.

На первый взгляд может показаться, что речь идет о признаках, связанных исторической корреляцией, так как известно, что все сибирские и центральноазиатские монголоиды отличаются массивным строением. Все данные по антропологии Средней Азии и по этнической истории среднеазиатских народов согласованно говорят, что в состав узбеков вошел монголоидный компонент центральноазиатского происхождения 3. Но центральноазиатские монголоиды, резко брахикефальны и низкоголовы. Между тем из четырех находящихся в нашем распоряжении узбекских серий две более длинноголовы, чем памирские, несмотря на явное увеличение доли монголоидной расы в их составе.

Они туда иммигрировали когда-то. И многие из них ныне — бизнесмены, помогают финансами Фонду Ага Хана. Ещё один признак лёгкого ислама — то, что женщины сами могут подать руку при встрече с мужчиной. Особенно, при встрече с близкими после некой разлуки. Это виделось несколько раз. В Таджикистане такое можно встретить только в Памире, наверно. Другие религии памирцами тоже уважаются, и даже не один памирец за всё моё время пребывания в Памире не сказал, что только вера в Аллаха спасёт человека и за сие он попадёт в рай. Зато поощряются добрые деяния, помощь ближнему и дальнему, какой бы ни был он веры. Вообще, памирцы всегда славились хорошим отношением к делу, к образованию. Однажды в советское время Памир официально занимал первое место в СССР а по другим данным, и вообще в мире по среднему проценту на душу населения высшего образования!!! То есть, были самыми образованными. И при Советах же много памирцев занимали высокие посты в других городах Таджикистана, то есть далеко НЕ в памирских городах. Вот это горцы!.. Правда, это со слов самих же памирцев. А то, как мы знаем, «каждый кулик хвалит своё болото», а порой доказывая это в ожесточённых спорах но памирцы далеко не самые ожесточённые люди, как мне показалось. Ещё у памирцев лошадей нет по крайней мере, не видал ни разу , даже в низинах Памира, где потеплее. По сему, и кумыза нет в отличие от соседствующих киргизов. Но много молочных изделий, особенно, у чабанов летом, когда почти все коровы со всех кишлаков сгоняются в горы месяца на три. Там у них бывают все те же молочные продукты, что у киргизов, только кумыза нет. Гостеприимство памирцев Но памирские чабаны в целом явно погостеприимнее киргизских будут, как и вообще другие жители Памира. Здесь в Памире приглашения на чай слышатся постоянно а где чай, там и покушать … В день пешком проходится км по 25-30, и км по 10-50 на машинах. И остаться голодным тут в окружении селений почти невозможно. Да и с ночлегом проблем тоже нет. Либо кто-то пригласит, либо можно в какой-нибудь дом попроситься. Такое ощущение, что в каждом втором доме могут принять. Причём, однажды даже хозяин гестхауса домашняя гостиница сам пригласил ночевать у него бесплатно об этом особом эпизоде в следующем выпуске … Пожалуй, памирцы — самая гостеприимная нация из всех виденных за все годы путешествий с 2004 по 2019 годы. Так что, даже отсутствие мечетей и медресе в коих мне множество раз доводилось ночевать практически никак не сказалось на решении проблем с моим ночлегом. В зависимости от высоты созревают в разное время, но фрукты почти всегда присутствуют в рационе. Выше 3000 метров мало чего растёт, но картошка обычно растёт, а для яблок на такой высоте просто холодно бывают заморозки в начале лета. Почти любой хозяин сих фруктов может дать почти сколько угодно фруктов поспелых , но унести или съесть за раз это невозможно. Или стоит только остановиться или пройти мимо дома, как местные девочки или мальчишки принесут тут же по своей инициативе 1 кг яблок, или хлеба местного — просто в подарок.

Через административный центр город Хорог проходят только две легкоходные дороги Хорог-Ош и Хорог-Душанбе, через которые эта область соединяется с остальным миром. Более грубая дорога соединяет Хорог с Ваханом через афганскую границу. Построенный в советские годы аэропорт «Хорог» обслуживается авиакомпанией «Таджик Эйр» и является одним из самых высокогорных аэропортов мира. Он имеет пассажирское авиасообщение с международным аэропортом Душанбе. Фонд Ага-Хана также планирует построить в аэропорту «Хорог» новую взлетно-посадочную полосу. Она известна под термином «Большая игра» «The Great Game». Британская империя стремилась обезопасить индийские колонии от возможных завоевателей, в то время как Россия желала наладить торговлю и открыть рынок для хлопка, который был необходим российской промышленности. Одним из этапов «Большой игры» стал так называемый «Памирский кризис» 1880-1890гг. В период этого кризиса как Российская, так и Британская империя активно снаряжали топографические экспедиции на Памир, чтобы тщательно изучить неизведанную территорию, быт и культуру проживающих там народов. Именно в это время экспедицией В. Ошанина была обнаружена нижняя часть ледника, который позднее был назван в честь А. Этот ледник, расположенный на территории ГБАО, является самым большим на Памире, а его площадь достигает 700 км2.

В настоящее время межнациональные отношения в Горном Бадахшане в большей степени характеризуются стабильностью и гармоничными взаимоотношениями между различными этническими группами. Опрос проводился методом формального интервьюирования людей, при помощи регионализационной многосту- пенчатой выборки, репрезентативность которой составило соблюдение пропорций между этническими группами, проживающими в населённых пунктах Памира разного типа, группами по полу и возрастной структуре населения. Думается, это вызвано прежде всего миграционными потоками из Памира. Несмотря на различные компоненты, составляющие этническую идентификацию народов Памира, везде отмечаются достаточно высокие её показатели, что говорит о трепетном отношении памир-цев к сохранению своей культуры, традиций и жизненных устоев. Результаты исследования позволили выявить укрепление особой составляющей идентификации, которая отражает плотную связь между идентичностью, религиозной и языковой принадлежностью и соблюдением традиций, присущих той или иной этнической группе жителей Памира. Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о серьёзной значимости традиционности для народов Памира, об их осознанности и преданности религиозной и языковой принадлежности, а также о необходимости продемонстри- ровать знание не только культуры, но и традиций этнического сообщества. Анализ ответов респондентов разного возраста относительно оснований национальной идентичности позволил сделать вывод о том, что при аналогичных пропорциях нижней границы рейтинга составляющих национальной идентификации выявляются некоторые изменения. Следует отметить, что повышение значимости соблюдения традиций своей этнической группы связано с динамикой молодёжных мнений. Таким образом, для людей Памира всех возрастов важную роль играет «своя» территория. Для определения себя в качестве представителя конкретной этнической общности наиболее важным критерием является религиозная принадлежность, знание конкретной национальной культуры и осознание своей принадлежности к определённой языковой группе. Основанием для определения национальной идентичности для старшего поколения в большей степени, чем для опрошенных среднего и младшего возраста, является гражданство родителей. Для молодых людей более важным, чем в других возрастных группах, является факт соблюдения обычаев и традиций, а также особенности национального образования. Этнонациональная, этническая самоидентификация - первичный и основной признак самосознания малых коренных народов, без которого этничность может частично, а может и полностью денационализироваться и даже исчезнуть. Самоидентификация и есть скрепляющая основа этнической общности, её субъективного самоощущения и самосознания. Анализ результатов проведённого исследования позволяет прийти к выводу о том, что главное внимание в данном процессе необходимо уделить языковому развитию этнических групп, возрождению и сохранению культурных ценностей народов, населяющих Памир, знакомству различных этнических групп с их родной культурой, традициями и ритуалами. Акцент этой работы должен быть перемещён в сторону молодого поколения, как раз проходящего стадию формирования своей этнической идентификации. Наиболее продуктивен процесс передачи языковых традиций от старшего поколения к младшему, что, согласно исследованиям, имеет большое значение для памир-ской молодёжи. Динамический показатель ответов опрошенных свидетельствует об увеличении значимости родной области как территории, имеющей свои границы как своего рода материальное воплощение , о важности принадлежности именно к «своей» территории, знакомства и умения соблюдать традиции своего народа. Этническая идентификация может выступать двигателем развития не только культуры, но и экономики, причём как отдельных регионов Памира, так и Республики Таджикистан в целом. Используя многообразие национальных особенностей Таджикистана и межнациональную кооперацию, можно создавать и продвигать национальные и региональные этнокультурные бренды, развивать этнотуризм и предлагать огромное количество других этнокультурных проектов. Однако есть и негативная сторона — национализм.

Памирцы: самый загадочный народ в СССР

КТО такие ПАМИРЦЫ, и ЧЕМ отличаются от ТАДЖИКОВ? Одним из главных отличий между памирцами и таджиками является их язык. Памирцы и ягноби не отличались от таджиков. Метод главных компонент показал, что таджики отличались от памирских популяций, благодаря, вероятно, более высокому вкладу, связанному с неолитическим населением Анатолии. Собственно таджикские пловы отличаются тем, что готовятся с фаршем или чем-то наподобие котлет, причём состав их в "согдийском" и "душанбинском" рецептах сильно отличается. В отличие от низинных таджиков, Памирцы имеют свои традиционные обычаи и образ жизни, связанные с выживанием в условиях горной местности.

Различия между памирцами и таджиками — видеоматериалы

Проживающие на этой территории таджики немного отличаются от жителей других районов республики. Проживающие на этой территории таджики немного отличаются от жителей других районов республики. Жилища Памирцев, в отличие от других мусульманских семей оборудованы скамейками и имеют четкие и правильные геометрические формы.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий