Битва вузов 2022 — студентка МГТУ им. Баумана — Яна Гвоздева. читайте последние и свежие новости на сайте РЕН ТВ: Пожар в здании МГТУ имени Баумана ликвидирован Российский "мозг на чипе" поможет быстро исследовать лекарства. МГТУ им. Баумана сегодня — Умный сенсор на упаковке предупредит о повторной заморозке мяса.
VK, МФТИ и МГТУ им. Н. Э. Баумана объявили победителей олимпиады "Технокубок"
Андрей Бочкарев: Начался монтаж купола в центральном кластере МГТУ имени Баумана. Студенты МГТУ а на конгрессе "Русский инженер" ответили на вопрос матами. На территории Московского государственного технического университета (МГТУ) имени Н.Э. Баумана продолжается масштабная модернизация. Московский Физико-Технический Институт. МФТИ, компания VK, и МГТУ им. Н.Э. Баумана подвели итоги "Технокубка" — олимпиады по программированию для школьников. На кампусе московского Физтеха сборная России участвовала этим летом в Международной олимпиаде школьников по информатике IOI, а компания VK предложила членам сборной «персональные стажировки», – рассказал директор Центра Развития IT-образования МФТИ.
VK, МФТИ и МГТУ имени Баумана открыли регистрацию на «Технокубок»
Вот тогда у него уже возникает определенный уровень зрелости для того, чтобы сделать что-то крупное, успешное и свое. Как я слышал, в МФТИ есть опция «стартап как диплом», она существует? Дмитрий Ливанов: Она существует. Она востребована?
Дмитрий Ливанов: Это не обязательно создание собственного юрлица, потому что стартап — это в строгом смысле компания, имеющая статус юридического лица, которая занимается предпринимательской деятельностью в определенной сфере. Мы рассматриваем это шире — как любой высокотехнологичный проект. Он может развиваться не обязательно как отдельное юридическое лицо, как отдельная компания, может развиваться в рамках крупной компании, в рамках средней компании, как самостоятельный проект либо даже в рамках лаборатории.
То есть стартап не в юридическом, экономическом смыслах, а как какая-то разработка? Дмитрий Ливанов: Скорее, в технологическом и организационном смыслах. То есть мы хотим, чтобы наши студенты получили возможность попробовать себя в деле организации таких технологических проектов, а юридическая форма для нас здесь является вторичной.
Именно поэтому я сказал, что мы стартаперством как таковым не увлекаемся. Это одна из опций, если компания готова, но, честно говоря, вряд ли мы можем привести пример студенческих компаний, которые действительно обладают готовностью для такой самостоятельной жизни, для быстрого старта. А вот разработок, которые появились в рамках работы ваших студентов в базовых компаниях, несколько примеров сможете привести?
Дмитрий Ливанов: Примеров очень много, сначала перечислю основные приоритетные области технологические, в которых мы работаем. Это прежде всего я перечисляю не в порядке важности, а просто как приходит на ум: искусственный интеллект, робототехника, беспилотные технологии для движения во всех средах. Это система управления на основе искусственного интеллекта, это, безусловно, биотехнологии, включая разработки лекарств, инновационная фармацевтика, это новые материалы, включая квантовые материалы, квантовые технологии, это микроэлектроника следующего, нового поколения.
Можно еще и дальше этот список продолжать, но в каждом из этих направлений Физтех ведет очень активную работу, большое количество научных исследований. Ну вот достаточно сказать просто в качестве примера, что наш центр искусственного интеллекта обеспечивал разработку голосовых ассистентов для экосистемы «Сбера». Другой пример — это создание системы технического зрения для большого количества индустриальных применений, начиная от робототехники, заканчивая беспилотным транспортом.
Вот, кстати, вы упомянули искусственный интеллект, о котором с каждым годом говорят все больше и больше, и многие считают, что это будет новая глава вообще в технологическом развитии, которое перестроит все наши технологические процессы, наш образ жизни. А есть специальность «искусственный интеллект» непосредственно в МФТИ? Дмитрий Ливанов: Специальность как направление высшего образования на сегодняшний день отсутствует, но, естественно, в наших курсах по компьютерным наукам, по машинному обучению мы используем самые современные подходы к изучению технологии искусственного интеллекта просто потому, что большая часть наших преподавателей — это реально ученые, разработчики, то есть люди, которые находятся на самом фронтире этих исследований, поэтому они, естественно, передают студентам свою экспертизу самого высокого уровня.
А набор специальностей так же быстро меняется или в этом нет необходимости? Дмитрий Ливанов: В этом нет необходимости, в целом система образования довольно консервативна. Мы понимаем, что область, которая называется «информационные технологии», или Computer Science, включает в себя все новые, прорывные технологии, такие как искусственный интеллект, машинное обучение и так далее.
А волна хайпа, как мы знаем, приходит и уходит довольно быстро, но важно удерживать фокус на самом передовом, самом современном уровне развития этих технологий. А это достигается не названием или переименованием тех или иных программ, а участием в преподавании специалистов-практиков, разработчиков, ученых, которые работают на самом современном уровне. МФТИ самым первым оказался под санкциями еще до 2022 года, он один из самых, если не самый известный разработчик технологий в нашей стране на протяжении десятилетий.
Соответственно, вы раньше других наверняка столкнулись с проблемой импортозамещения, потому что у вас огромный технопарк, лаборатории, исследовательский центр, где все требует самого передового оборудования. Поскольку у вас уже есть опыт более двух лет нахождения под санкциями, как вы на своем собственном опыте справляетесь с этой технологической задачей? Дмитрий Ливанов: Безусловно, то, что касается доступа к современному научному оборудованию, — это для нас серьезная проблема, потому что традиционные возможности импорта этого оборудования на сегодняшний день в значительной степени сократились.
А что-то можно по-прежнему покупать, например в Китае, но Китай сам не обладает компетенциями по целому ряду технологий, а традиционные поставщики этих технологических решений сегодня в Россию напрямую такие приборы, как, например, современные литографы, не поставляют. Здесь есть разные способы: быстро можно решать задачу путем параллельного импорта, выстраивания альтернативных логистических цепочек этих поставок. Второй способ, рассчитанный на перспективу, — это развивать у себя соответствующие компетенции, делать то, что обеспечивает так называемый технологический суверенитет, то есть постепенно собирать технологические цепочки, необходимые для создания таких сложных видов научного и промышленного оборудования, как электронные микроскопы, литографы, вакуумная техника, криогенная техника и так далее.
И Физтех, кстати сказать, вместе с коллегами из МИФИ и МГТУ имени Баумана, как раз когда еще первая волна санкций объявлена была, инициировали программу развития научного приборостроения в России, которая призвана основные ключевые элементы научного оборудования, необходимые для проведения исследований на самом передовом уровне в области квантовых технологий, в области низких температур, развивать, создавать здесь, в России. Но нужно понимать, что каждый такой проект требует серьезных ресурсов, требует концентрации людей, времени, потому что наращивание этих компетенций — это процесс довольно длительный, и здесь речь идет о нескольких годах на разработку каждого такого высокотехнологичного прибора. Пока это время идет, мы накапливаем компетенции, мы что-то уже делаем сами, что-то готовимся делать.
Мы используем различные альтернативные способы поставок либо оборудования, либо комплектующих для него. В этой части мы, как всегда, не углубляемся в подробности по понятным причинам. Скажите, если сравнивать нынешнюю ситуацию с позднесоветской, когда тоже торговые связи со странами Запада были регламентированными и ограниченными, было жестче тогда или сейчас?
Научное оборудование в 1970-1980-х годах можно было завезти в советские институты, тогда в основном в академические, в большей степени, чем сейчас? Дмитрий Ливанов: Научное оборудование активно завозилось в советское время, хотя ограничения тоже существовали. Но более важным отличием является то, что все-таки в Советском Союзе была направленная технологическая политика, и основные виды современного научного оборудования Советский Союз тогда был способен производить самостоятельно, у себя.
Понятно, что в 1990-е годы были потеряны значительные компетенции, не было государственной политики, государственного заказа, не было интереса со стороны бизнеса, который был ориентирован на импорт западных технологий. А сейчас эта ситуация довольно быстро меняется, но на этот запрос, который появился со стороны государства и со стороны крупных компаний, надо адекватно реагировать с пониманием того, что накопление этих компетенций, этих знаний, подбор людей, воспитание новой технологической элиты — это процесс, требующий времени.
За ходом выполнения заданий следили наблюдатели и система прокторинга, которые обеспечили честность прохождения соревнования. Баумана мы уже в седьмой раз проводили олимпиаду «Технокубок», в котором традиционно принимают участие талантливые и целеустремленные ребята со всей страны. Всем школьникам, которые мечтают связать будущее со сферой IT, мы советуем участвовать в олимпиадах и чемпионатах», — отметила директор по образовательным проектам VK Анна Степанова. По словам директора Высшей школы программной инженерии МФТИ, руководителя тренерского штаба сборной РФ по информатике Алексея Малеева, олимпиады по программированию - это только первый шаг в построении карьеры в сфере IT, профессионалы которой сегодня крайне востребованы в экономике.
Потому что сама индустрия в мировом масштабе, точнее сказать, ее западные образцы, довольно быстро осваивают все новые и новые технологические рубежи, чтобы не создать то, что через десять лет будет по мировым стандартам уже прошлым веком. Дмитрий Ливанов: Есть, естественно, такой риск. А с другой стороны, нельзя, условно говоря, создать космическую ракету, если у вас нет компетенции в области авиастроения, новых материалов, развития современных топлив и так далее.
То есть это всегда некая логика развития, которая, возможно, определенные этапы позволяет сократить по времени с учетом уже имеющегося в мире опыта, но в целом все эти этапы нужно пройти, чтобы сделать сложную техническую систему. Изучение существующего мирового опыта нам дает возможность минимизировать те ошибки, которые делали другие, которые были первыми на этом пути. Вот это нужно использовать, поэтому любое международное сотрудничество, обмен информацией, привлечение специалистов с опытом работы за рубежом и в университетах, и в компаниях является важным. А эта опция доступна, например, в МФТИ, который под самыми жесткими санкциями? Можете ли вы или какая-то базовая организация, которая с вами сотрудничает, приглашать специалистов, примеры такие есть? Дмитрий Ливанов: Мы активно занимаемся поиском сотрудников, поскольку сейчас наши исследовательская повестка расширяется. Мы принимаем талантливых, ярких людей, независимо от того, где они работают — в российских научных организациях или за рубежом. Конечно, статус МФТИ как подсанкционной организации для некоторых людей создает ограничения, иногда непреодолимые, но все равно есть много ученых, инженеров во всем мире — и наших соотечественников, и не имеющих отношения к России, — которые готовы под интересную задачу, под хорошие условия сотрудничать с МФТИ и с другими российскими научными организациями и даже переезжать, полностью переносить свою деятельность к нам, и такие примеры есть. А чем их можно привлечь?
Дмитрий Ливанов: Прежде всего, перспективой, интересными проектами. Фундаментальная наука и в Западной Европе, и в Штатах сегодня развивается не очень активно, и у молодых очень часто нет карьерных перспектив. Если человек получил высшее образование, несколько лет проработал в качестве PhD, после этого очень трудно получить постоянную позицию в университете. А многие уходят в индустрию, многие уходят в другие сферы деятельности, многие заинтересованы в том, чтобы научную или инженерную карьеру продолжить в другой стране, в том числе в России. Здесь, конечно, нужно создавать условия, интересные задачи, нужно давать возможность работать с молодежью, со студентами, а на Физтехе отличные студенты, создавать хорошие бытовые условия. Я думаю, что сегодня многие наши российские университеты, научные организации способны это делать, и многие делают. Они оба из МФТИ, они как-то поддерживают связь в новых условиях с альма-матер? Дмитрий Ливанов: Андрей Гейм и Константин Новоселов поддерживают связи с Физтехом, хотя руководством тех организаций, в которых они работают, поставлены определенные ограничения. Я лично общаюсь и с Андреем, и с Константином, и я знаю, что они активно общаются и с учеными, и студентами Физтеха.
Условия для этого стали более суровыми, более серьезными вследствие санкций, но все равно такое общение возможно. А есть возможность кооперации, которая необходима, с какими-то институтами в Китае, в Индии, там, где есть, помимо Запада, крупные научные центры? Дмитрий Ливанов: Конечно, есть и возможность, и целесообразность. Нужно к этому подходить абсолютно прагматично. Там, где мы можем чем-то обогатить свою экспертизу, где мы можем, не повторяя чужих ошибок, какие-то технические решения заимствовать, в этом нет ничего плохого, не надо изобретать велосипед, мы этим активно пользуемся. Но, конечно, сейчас любая страна стремится свои секреты, свои ноу-хау как-то охранять, хотя все равно информационный обмен существует, и надо все возможности этого обмена использовать. Ну, допустим, ни Китай, ни Россия своего литографа для производства чипов до сих пор не создали, а кооперация возможна? Или все-таки каждый будет пытаться сам? Дмитрий Ливанов: Я думаю, что каждая страна, имеющая амбиции в научно-технологической области, прежде всего исходит из своих прагматических интересов.
Возможность кооперации возникает в том случае, когда есть некая синергия: можно отдать что-то партнеру, получив от него то, чего у вас нет. И с ведущими китайским университетами мы по целому ряду научных, технологических проектов сотрудничаем именно в такой парадигме. Но здесь, конечно, надо иметь в виду, что есть чувствительные технологии, есть технологии двойного применения, которые нельзя никому передавать в силу ограничения законодательством, но во всем остальном международное сотрудничество всегда является взаимовыгодным. Ну и в заключение несколько вопросов, обязательных для тех, кто мечтает поступить в МФТИ. Во-первых, яркая цифра: по последнему году в стране было всего 17 300-балльников, то есть с абсолютным результатом сразу в трех ЕГЭ, пять из них поступили к вам. Когда брать в МФТИ будут по результатам трех профильных ЕГЭ: профильная математика, физика и информатика, а русский язык оставят на уровне зачета? Дмитрий Ливанов: Очень важно, чтобы это не было неожиданностью для тех, кто учится в школе, тем более для тех, кто уже находится в старшей школе, на уровне 10-11-х классов, потому что человек выбирает профиль, по которому он будет заканчивать школу, — физико-математический класс, гуманитарный класс, медицинский — где-то в середине восьмого класса. Это означает, что у него еще примерно три года до окончания школы и сдачи экзамена, поэтому такое объявление надо сделать за 2,5 года, лучше три года до того, как эти изменения вступят в силу. Поэтому сейчас мы предлагаем, чтобы Министерство науки и высшего образования, объявив заранее, но ввело эти изменения с 2025-2026 учебного года.
Но если эти объявления сделать сейчас, это повысит мотивацию школьников и их родителей, школ, школьных учителей улучшать качество, углублять подготовку по физике, информатике и математике в школах. Если говорить о среднем уровне школьного образования, у нас в школе в первую очередь не хватает учителей физики и математики. Насколько это серьезная проблема? Что нужно с этим делать? Дмитрий Ливанов: Это очень важно, потому что человек с талантом в области физики или в области математики может родиться не только в Москве, а в любом регионе, в маленьком городке или даже в селе, в деревне, и очень важно, чтобы каждый из таких талантливых детей имел возможность реализовать свой талант. Для этого должен быть учитель, педагог, должен быть доступ к современным образовательным технологиям в области вот этих естественных и точных наук, потому что как раз именно эти люди через 15-30 лет составят инженерную и научную элиту нашей страны.
В мероприятии участвовало несколько спикеров от различных ведомств, но вне конкуренции, как обычно, был Борис Алешин, человек с удивительной биографией. Словом, человек интересной судьбы и, что существенно, не скрывающий своего знания жизни от молодежи. К примеру, зашел разговор о диверсификации ОПК. У Бориса Алешина, разумеется, и здесь особое мнение. Мы делаем все для того, чтобы наша страна ими тоже гордилась. Но пока мы не достигли этого результата. Так вот, возникает вопрос: можно ли специалистов, которые работают в области военной авиации, переключить на разработку в гражданской авиации? Ответ — нет». Правда, Борис Алешин иногда увлекался и говорил, мягко скажем, спорные вещи. Но хочу напомнить, что по сей день гражданский космос — это очень небольшой сектор. А кто такой академик Челомей?
Делегация Минобрнауки посетила холодильную кафедру МГТУ им. Баумана
В 2021 году, согласно мировому рейтингу университетов, МГТУ им. Баумана занял второе место после Физтеха и вошел в 30-ку лучших техуниверситетов мира по уровню академической подготовки. Но есть детали. Считается, что в Физтехе теоретики, в Бауманке — прикладники. Возможно, если там в руководство теперь человек из ЦИАМа пришел, специальность «Авиация и космос» усилится в Бауманке, туда будут люди охотнее поступать. Студенты ведь всегда смотрят, что им нужно, и куда можно будет пойти работать потом. Вузовская реформа, идущая сейчас сразу по нескольким направлениям, почти повсеместно вызвала смену ректорского состава. Плеханова и в других ведущих вузах страны.
Мы проводили олимпиаду уже в шестой раз. В этом году благодаря онлайн-формату даже в финале можно было участвовать из любого уголка планеты — у нас были участники из девяти стран», — добавил Алексей Малеев, директор по дистанционным программам МФТИ. В рамках финала олимпиады прошла конференция, на которой выступили заместитель директора АНО «Цифровая экономика» по направлению «Кадры для цифровой экономики» Юлия Горячкина, директор департамента цифровой трансформации и больших данных Министерства просвещения России Павел Кузьмин и представители организаторов олимпиады — Дмитрий Санников, руководитель направления чемпионатов Mail. Пресс-релиз подготовлен на основании материала, предоставленного организацией.
Победители и призеры олимпиады получают возможность поступить в вузы без экзаменов или получить 100 баллов за ЕГЭ по информатике. Также участники могут воспользоваться преимуществами при поступлении на образовательные программы VK Education. Финальные состязания «Технокубка» проходили на платформе All Cups от VK с использованием системы прокторинга, которая позволила сделать дистанционные соревнования честными и прозрачными. В рамках финала «Технокубка» состоялась онлайн-трансляция с объявлением победителей и призеров.
Присоединиться к ней могли все желающие — ребята смогли узнать, как решались задачи олимпиады, погрузиться в спортивное программирование и познакомиться с образовательными проектами VK. Все ее участники получают полезные скиллы, заводят друзей и становятся частью большого комьюнити.
В сентябре 2022 года были утверждены дорожная карта по развитию отечественного научного приборостроения и федеральный проект, в рамках которого будет предоставляться господдержка на разработку научных приборов.
Сейчас участники консорциума работают над пилотным проектом — созданием 15 отечественных научных приборов в сфере электроники, фотоники, биомедицины и фармацевтики, систем связи нового поколения, сферы промышленной безопасности и других стратегически важных отраслях. Программа научного приборостроения и работа консорциума нацелены на обеспечение технологического суверенитета России в научной сфере и будут способствовать развитию фундаментальных и прикладных исследований.
Ключевые проекты
- О компании
- Поделись позитивом в своих соцсетях
- В МФТИ и МГТУ имени Баумана готовятся принимать документы абитуриентов онлайн
- ВУЗ МФТИ в рейтингах 2024:
- Громкий скандал разразился в известном вузе Москвы — студентам угрожают отчислением
Что еще почитать
- Поделись позитивом в своих соцсетях
- «Джихад-машину» для СВО разработают в МГТУ имени Баумана, а собирать будут в Чечне
- Читайте также
- Филиалы МФТИ и МГТУ имени Баумана могут появиться в Казахстане
- Бауманские фотонные чипы превзошли по своим свойствам мировые разработки
Матч МФТИ - МГТУ им. Баумана
Завершение строительства нового кампуса Московского государственного технического университета (МГТУ) имени Баумана запланировано на 2024 год, как сообщает мэр Москвы. Все желающие смогли присоединиться к лекторию Techno Talk, послушать выступления спикеров VK о мобильной разработке и машинном обучении, а также посмотреть разбор олимпиадных задач заключительного этапа от экспертов МФТИ. В рамках программы академического лидерства «Приоритет 2030» МГТУ им. Н.Э. Баумана запускает глобальный стратегический проект «Bauman DeepTech». Московский физико-технический институт, Московский государственный технический университет имени Н. Э. Баумана и компания Group организуют для учеников 8-11 классов из России и СНГ олимпиаду по программированию "Технокубок 2020". Московский физико-технический институт, Московский государственный технический университет имени Н. Э. Баумана и компания Group организуют для учеников 8-11 классов из России и СНГ олимпиаду по программированию "Технокубок 2020".
VK, МФТИ и МГТУ им. Н. Э. Баумана объявили победителей олимпиады «Технокубок»
Всем школьникам, которые мечтают связать будущее со сферой IT, мы советуем участвовать в олимпиадах и чемпионатах. Это отличная возможность попробовать свои силы и заявить о себе», — отметила Анна Степанова, директор по образовательным проектам VK. Профессионалы в этой области сегодня крайне востребованы в экономике, а обучение по профильному направлению практически служит гарантированным социальным лифтом. Замечательную олимпиаду «Технокубок» мы спроектировали и запустили совместно с одной из ключевых компаний VK, чья экспертиза подтверждает актуальность заданий современным подходам в разработке ПО», — прокомментировал Алексей Малеев, директор Высшей школы программной инженерии МФТИ, руководитель тренерского штаба сборной РФ по информатике.
Об этом агентству сообщил министр промышленности и энергетики Чечни Адам Хакимов. О планах наладить сборку легкого военного автомобиля с рабочим названием «джихад-машина» стало известно в январе 2023-го. Чеченские власти тогда вели переговоры о запуске производства на базе местного завода «Чеченавто». Сейчас там собирают Lada Granta и «Газель-Некст».
Тематика докладов охватывает многие разделы современной физики: быстропротекающие оптические, электрические и электровзрывные процессы, современную оптику и физические основы электроники, физику газового и вакуумного разряда, теплофизику плавления сверхтугоплавких веществ, физику полупроводниковых наноструктур, физику и оптику плазмы, люминесценцию конденсированных сред, медицинские приложения физических процессов, физику и химию горения, электрический взрыв проводников и др. Участники БПИО-2023 обсудили вопросы генерации узконаправленного рентгеновского и других типов излучения в газовых и вакуумных разрядах, спектроскопии низкотемпературной плазмы газовых разрядов разных типов, различных методов исследования плавления сверхтугоплавких веществ, физики и химии горения, взаимодействия мощных пучков электронов с различными мишенями, теории элементарных процессов в плазме, физики анодных пятен в разрядах с полым катодом, современной линейной и нелинейной оптики наночастиц, явления случайной лазерной генерации и других вынужденных оптических процессов, нелинейной оптики жидких кристаллов, физики твердых тел пониженной размерности, современной физики полупроводниковых дефектов, современных направлений ядерной медицины позитроно-эмиссионная томография и протонная терапия раковых опухолей , а также другие актуальные научные вопросы. В рамках Школы ведущими учеными — докторами наук было прочитано 12 лекций.
Баумана, созданное 18 февраля 2022 года на базе Научно-учебного комплекса «Информатика, искусственный интеллект и системы управления» в целях проведения научных исследований, разработки импортозамещающих технологий и внедрения продуктов доверенного искусственного интеллекта, современных образовательных технологий и программ по различным IT-направлениям. Баумана, созданное 15 июня 2011 года для содействия в разработке, производстве и коммерциализации высокотехнологичных решений университета в области новых материалов и информационных технологий, формирования научного задела и современных образовательных технологий и программ.
Навигация по записям
- МГТУ им. Баумана — последние новости на сегодня и за 2023 год - Вечерняя Москва
- Состоялась защита курсовых работ студентов МГТУ им. Баумана - PANDA LIFT
- Ваши запросы похожи на автоматические. Подтвердите, что вы человек
- МГТУ им. Баумана
- MARKET.CNEWS
- Часть вузов России перевела занятия на "удаленку"
«Джихад-машину» для СВО разработают в МГТУ имени Баумана, а собирать будут в Чечне
Присоединиться к олимпиаде могут школьники из любого уголка России и стран СНГ", - говорится в сообщении. Баумана и на региональных площадках. Как сообщила директор образовательного направления Mail. Министерство науки и высшего образования внесло "Технокубок" в перечень олимпиад школьников как олимпиаду первого уровня.
Всем школьникам, которые мечтают связать будущее со сферой IT, мы советуем участвовать в олимпиадах и чемпионатах. Это отличная возможность попробовать свои силы и заявить о себе», — отметила Анна Степанова, директор по образовательным проектам VK. Профессионалы в этой области сегодня крайне востребованы в экономике, а обучение по профильному направлению практически служит гарантированным социальным лифтом. Замечательную олимпиаду «Технокубок» мы спроектировали и запустили совместно с одной из ключевых компаний VK, чья экспертиза подтверждает актуальность заданий современным подходам в разработке ПО», — прокомментировал Алексей Малеев, директор Высшей школы программной инженерии МФТИ, руководитель тренерского штаба сборной РФ по информатике.
В очный тур прошли 14 студентов. Участие в олимпиаде «Я — профессионал» позволяет студентам со всей России получить доступ к стажировкам в крупнейших компаниях, льготы при поступлении на следующую ступень образования, а также обратить на себя внимание работодателей и построить успешную карьеру. Please open Telegram to view this post.
По итогам отборочных этапов лучших участников пригласят в финал соревнования, который состоится в марте 2023 года. Вместе с ведущими техническими вузами страны мы проводим «Технокубок» уже восьмой год — и видим, что соревнованием интересуются тысячи школьников. В предыдущем сезоне олимпиады 154 ученика школ стали призёрами и получили привилегии для поступления в университеты. Мы рады создавать для ребят возможности проявить свой талант — и делать образование и карьеру в IT ещё доступнее», — пояснила директор по образовательным проектам VK Анна Степанова. По статистике, всё больше школьников участвуют в олимпиадах по информатике и сдают ЕГЭ по этой дисциплине.
МГТУ им. Баумана
Но МГТУ имени Баумана, безусловно, является лидером по готовности, по темпам оснащения. Просто Новости. Новым ректором Московского государственного технического университета имени Баумана назначен кандидат технических наук, инженер Михаил Гордин, сообщили в Минобрнауки России. последние новости по тегу: МГТУ Баумана.
Ректор МГТУ им. Баумана назвал главные задачи в области искусственного интеллекта
Реклама Победителями олимпиады «Технокубок» стали 52 школьника, призерами — еще 102 человека. Колмогорова занял третье место. Победители и призеры олимпиады смогут поступить на профильные кафедры в один из ведущих российских вузов без экзаменов или получить 100 баллов за ЕГЭ по информатике.
А что-то можно по-прежнему покупать, например в Китае, но Китай сам не обладает компетенциями по целому ряду технологий, а традиционные поставщики этих технологических решений сегодня в Россию напрямую такие приборы, как, например, современные литографы, не поставляют. Здесь есть разные способы: быстро можно решать задачу путем параллельного импорта, выстраивания альтернативных логистических цепочек этих поставок.
Второй способ, рассчитанный на перспективу, — это развивать у себя соответствующие компетенции, делать то, что обеспечивает так называемый технологический суверенитет, то есть постепенно собирать технологические цепочки, необходимые для создания таких сложных видов научного и промышленного оборудования, как электронные микроскопы, литографы, вакуумная техника, криогенная техника и так далее. И Физтех, кстати сказать, вместе с коллегами из МИФИ и МГТУ имени Баумана, как раз когда еще первая волна санкций объявлена была, инициировали программу развития научного приборостроения в России, которая призвана основные ключевые элементы научного оборудования, необходимые для проведения исследований на самом передовом уровне в области квантовых технологий, в области низких температур, развивать, создавать здесь, в России. Но нужно понимать, что каждый такой проект требует серьезных ресурсов, требует концентрации людей, времени, потому что наращивание этих компетенций — это процесс довольно длительный, и здесь речь идет о нескольких годах на разработку каждого такого высокотехнологичного прибора. Пока это время идет, мы накапливаем компетенции, мы что-то уже делаем сами, что-то готовимся делать.
Мы используем различные альтернативные способы поставок либо оборудования, либо комплектующих для него. В этой части мы, как всегда, не углубляемся в подробности по понятным причинам. Скажите, если сравнивать нынешнюю ситуацию с позднесоветской, когда тоже торговые связи со странами Запада были регламентированными и ограниченными, было жестче тогда или сейчас? Научное оборудование в 1970-1980-х годах можно было завезти в советские институты, тогда в основном в академические, в большей степени, чем сейчас?
Дмитрий Ливанов: Научное оборудование активно завозилось в советское время, хотя ограничения тоже существовали. Но более важным отличием является то, что все-таки в Советском Союзе была направленная технологическая политика, и основные виды современного научного оборудования Советский Союз тогда был способен производить самостоятельно, у себя. Понятно, что в 1990-е годы были потеряны значительные компетенции, не было государственной политики, государственного заказа, не было интереса со стороны бизнеса, который был ориентирован на импорт западных технологий. А сейчас эта ситуация довольно быстро меняется, но на этот запрос, который появился со стороны государства и со стороны крупных компаний, надо адекватно реагировать с пониманием того, что накопление этих компетенций, этих знаний, подбор людей, воспитание новой технологической элиты — это процесс, требующий времени.
Вы упомянули, кстати, литограф. Это термин, который мелькает сейчас очень часто, когда говорят о производстве чипов. Это самый сложный и важный элемент, как мы понимаем, конечно, дилетантски, в изготовлении чипов. Вы говорите сейчас о нем как именно о научном приборе.
А между научно-исследовательским литографом и промышленным литографом какая-то непреодолимая разница или это примерно одно и то же и, научившись делать литограф для научных исследований, вы точно так же сможете перенести это в промышленное оборудование? Дмитрий Ливанов: Литографов целая линейка. Они отличаются и размерным масштабом, на котором они работают, и способом создавать пучок, которым происходит рисование, условно, в микрочипе. И они в этом смысле есть индустриальные, промышленные и научные, но, в общем, базовые технологии все равно одни.
Поэтому задача сейчас, на которую нас нацеливает и программа развития микроэлектроники государственная, и несколько федеральных проектов, связанных с этим, и вот программа научного приборостроения, о которой я уже упомянул, состоит в том, чтобы эти компетенции восстанавливать, собирать и потихоньку, это нельзя сделать быстро как бы нам ни хотелось, создавать ту технологическую культуру и те компании, которые будут способны эту технологическую культуру, эти разработки реализовать в виде промышленных образцов, в виде серийных образцов этих приборов и для научного, и для индустриального применения. А сколько лет, на ваш взгляд, может занять эта работа, что касается литографа, причем сначала научного, экспериментального? Дмитрий Ливанов: Мы начинаем не с нуля. У нас есть достаточные компетенции и в электронной микроскопии, и в целом ряде других важных технологических направлений, необходимых для этого проекта.
Но даже вот в этом состоянии, я думаю, что пять-шесть лет — это тот срок, который должен пройти до создания первого работающего образца. Дальше будет задача масштабирования, тиражирования, создания промышленного производства — это еще годы. Поэтому эти проекты — и литографа, и другие — сложные, длительные, но чем раньше мы их начнем, тем быстрее мы придем к результату. Есть какое-то понимание или хотя бы ориентир?
Потому что сама индустрия в мировом масштабе, точнее сказать, ее западные образцы, довольно быстро осваивают все новые и новые технологические рубежи, чтобы не создать то, что через десять лет будет по мировым стандартам уже прошлым веком. Дмитрий Ливанов: Есть, естественно, такой риск. А с другой стороны, нельзя, условно говоря, создать космическую ракету, если у вас нет компетенции в области авиастроения, новых материалов, развития современных топлив и так далее. То есть это всегда некая логика развития, которая, возможно, определенные этапы позволяет сократить по времени с учетом уже имеющегося в мире опыта, но в целом все эти этапы нужно пройти, чтобы сделать сложную техническую систему.
Изучение существующего мирового опыта нам дает возможность минимизировать те ошибки, которые делали другие, которые были первыми на этом пути. Вот это нужно использовать, поэтому любое международное сотрудничество, обмен информацией, привлечение специалистов с опытом работы за рубежом и в университетах, и в компаниях является важным. А эта опция доступна, например, в МФТИ, который под самыми жесткими санкциями? Можете ли вы или какая-то базовая организация, которая с вами сотрудничает, приглашать специалистов, примеры такие есть?
Дмитрий Ливанов: Мы активно занимаемся поиском сотрудников, поскольку сейчас наши исследовательская повестка расширяется. Мы принимаем талантливых, ярких людей, независимо от того, где они работают — в российских научных организациях или за рубежом. Конечно, статус МФТИ как подсанкционной организации для некоторых людей создает ограничения, иногда непреодолимые, но все равно есть много ученых, инженеров во всем мире — и наших соотечественников, и не имеющих отношения к России, — которые готовы под интересную задачу, под хорошие условия сотрудничать с МФТИ и с другими российскими научными организациями и даже переезжать, полностью переносить свою деятельность к нам, и такие примеры есть. А чем их можно привлечь?
Дмитрий Ливанов: Прежде всего, перспективой, интересными проектами. Фундаментальная наука и в Западной Европе, и в Штатах сегодня развивается не очень активно, и у молодых очень часто нет карьерных перспектив. Если человек получил высшее образование, несколько лет проработал в качестве PhD, после этого очень трудно получить постоянную позицию в университете.
Университеты адаптируются к новым требованиям, например, в МФТИ создан новый факультет, целиком посвящённый IT и программной инженерии. Этот проект направлен не только на привлечение талантливой молодёжи в IT, а является гармоничным элементом социального лифта, профессионального развития и карьерного продвижения в этой области. Победители и призёры получают не только возможность поступить в лучшие вузы страны для продолжения совершенствования своих знаний и навыков, но и принять участие в других образовательных проектах VK.
МГТУ им. Баумана и образовательный центр VK на базе университета ждут своих будущих студентов и слушателей.
Поскольку у вас уже есть опыт более двух лет нахождения под санкциями, как вы на своем собственном опыте справляетесь с этой технологической задачей? Дмитрий Ливанов: Безусловно, то, что касается доступа к современному научному оборудованию, — это для нас серьезная проблема, потому что традиционные возможности импорта этого оборудования на сегодняшний день в значительной степени сократились. А что-то можно по-прежнему покупать, например в Китае, но Китай сам не обладает компетенциями по целому ряду технологий, а традиционные поставщики этих технологических решений сегодня в Россию напрямую такие приборы, как, например, современные литографы, не поставляют. Здесь есть разные способы: быстро можно решать задачу путем параллельного импорта, выстраивания альтернативных логистических цепочек этих поставок. Второй способ, рассчитанный на перспективу, — это развивать у себя соответствующие компетенции, делать то, что обеспечивает так называемый технологический суверенитет, то есть постепенно собирать технологические цепочки, необходимые для создания таких сложных видов научного и промышленного оборудования, как электронные микроскопы, литографы, вакуумная техника, криогенная техника и так далее. И Физтех, кстати сказать, вместе с коллегами из МИФИ и МГТУ имени Баумана, как раз когда еще первая волна санкций объявлена была, инициировали программу развития научного приборостроения в России, которая призвана основные ключевые элементы научного оборудования, необходимые для проведения исследований на самом передовом уровне в области квантовых технологий, в области низких температур, развивать, создавать здесь, в России.
Но нужно понимать, что каждый такой проект требует серьезных ресурсов, требует концентрации людей, времени, потому что наращивание этих компетенций — это процесс довольно длительный, и здесь речь идет о нескольких годах на разработку каждого такого высокотехнологичного прибора. Пока это время идет, мы накапливаем компетенции, мы что-то уже делаем сами, что-то готовимся делать. Мы используем различные альтернативные способы поставок либо оборудования, либо комплектующих для него. В этой части мы, как всегда, не углубляемся в подробности по понятным причинам. Скажите, если сравнивать нынешнюю ситуацию с позднесоветской, когда тоже торговые связи со странами Запада были регламентированными и ограниченными, было жестче тогда или сейчас? Научное оборудование в 1970-1980-х годах можно было завезти в советские институты, тогда в основном в академические, в большей степени, чем сейчас? Дмитрий Ливанов: Научное оборудование активно завозилось в советское время, хотя ограничения тоже существовали. Но более важным отличием является то, что все-таки в Советском Союзе была направленная технологическая политика, и основные виды современного научного оборудования Советский Союз тогда был способен производить самостоятельно, у себя.
Понятно, что в 1990-е годы были потеряны значительные компетенции, не было государственной политики, государственного заказа, не было интереса со стороны бизнеса, который был ориентирован на импорт западных технологий. А сейчас эта ситуация довольно быстро меняется, но на этот запрос, который появился со стороны государства и со стороны крупных компаний, надо адекватно реагировать с пониманием того, что накопление этих компетенций, этих знаний, подбор людей, воспитание новой технологической элиты — это процесс, требующий времени. Вы упомянули, кстати, литограф. Это термин, который мелькает сейчас очень часто, когда говорят о производстве чипов. Это самый сложный и важный элемент, как мы понимаем, конечно, дилетантски, в изготовлении чипов. Вы говорите сейчас о нем как именно о научном приборе. А между научно-исследовательским литографом и промышленным литографом какая-то непреодолимая разница или это примерно одно и то же и, научившись делать литограф для научных исследований, вы точно так же сможете перенести это в промышленное оборудование? Дмитрий Ливанов: Литографов целая линейка.
Они отличаются и размерным масштабом, на котором они работают, и способом создавать пучок, которым происходит рисование, условно, в микрочипе. И они в этом смысле есть индустриальные, промышленные и научные, но, в общем, базовые технологии все равно одни. Поэтому задача сейчас, на которую нас нацеливает и программа развития микроэлектроники государственная, и несколько федеральных проектов, связанных с этим, и вот программа научного приборостроения, о которой я уже упомянул, состоит в том, чтобы эти компетенции восстанавливать, собирать и потихоньку, это нельзя сделать быстро как бы нам ни хотелось, создавать ту технологическую культуру и те компании, которые будут способны эту технологическую культуру, эти разработки реализовать в виде промышленных образцов, в виде серийных образцов этих приборов и для научного, и для индустриального применения. А сколько лет, на ваш взгляд, может занять эта работа, что касается литографа, причем сначала научного, экспериментального? Дмитрий Ливанов: Мы начинаем не с нуля. У нас есть достаточные компетенции и в электронной микроскопии, и в целом ряде других важных технологических направлений, необходимых для этого проекта. Но даже вот в этом состоянии, я думаю, что пять-шесть лет — это тот срок, который должен пройти до создания первого работающего образца. Дальше будет задача масштабирования, тиражирования, создания промышленного производства — это еще годы.
Поэтому эти проекты — и литографа, и другие — сложные, длительные, но чем раньше мы их начнем, тем быстрее мы придем к результату. Есть какое-то понимание или хотя бы ориентир? Потому что сама индустрия в мировом масштабе, точнее сказать, ее западные образцы, довольно быстро осваивают все новые и новые технологические рубежи, чтобы не создать то, что через десять лет будет по мировым стандартам уже прошлым веком. Дмитрий Ливанов: Есть, естественно, такой риск. А с другой стороны, нельзя, условно говоря, создать космическую ракету, если у вас нет компетенции в области авиастроения, новых материалов, развития современных топлив и так далее. То есть это всегда некая логика развития, которая, возможно, определенные этапы позволяет сократить по времени с учетом уже имеющегося в мире опыта, но в целом все эти этапы нужно пройти, чтобы сделать сложную техническую систему. Изучение существующего мирового опыта нам дает возможность минимизировать те ошибки, которые делали другие, которые были первыми на этом пути. Вот это нужно использовать, поэтому любое международное сотрудничество, обмен информацией, привлечение специалистов с опытом работы за рубежом и в университетах, и в компаниях является важным.
А эта опция доступна, например, в МФТИ, который под самыми жесткими санкциями? Можете ли вы или какая-то базовая организация, которая с вами сотрудничает, приглашать специалистов, примеры такие есть? Дмитрий Ливанов: Мы активно занимаемся поиском сотрудников, поскольку сейчас наши исследовательская повестка расширяется. Мы принимаем талантливых, ярких людей, независимо от того, где они работают — в российских научных организациях или за рубежом. Конечно, статус МФТИ как подсанкционной организации для некоторых людей создает ограничения, иногда непреодолимые, но все равно есть много ученых, инженеров во всем мире — и наших соотечественников, и не имеющих отношения к России, — которые готовы под интересную задачу, под хорошие условия сотрудничать с МФТИ и с другими российскими научными организациями и даже переезжать, полностью переносить свою деятельность к нам, и такие примеры есть. А чем их можно привлечь? Дмитрий Ливанов: Прежде всего, перспективой, интересными проектами.
МФТИ, МИФИ, МГТУ и Сколтех вошли в консорциум по развитию отечественного научного приборостроения
В рамках программы академического лидерства «Приоритет 2030» МГТУ им. Н.Э. Баумана запускает глобальный стратегический проект «Bauman DeepTech». Официальный канал МГТУ им. ский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана — российский национальный исследовательский универ. МГТУ имени Баумана 228 материалов по теме. На этой странице вы найдете новости про МГТУ им. Н.Э. Баумана. «МГТУ им. Н.Э. Баумана уже не первый год является партнером компании VK при проведении олимпиады «Технокубок». В Московском государственном техническом университете имени Николая Баумана 12 апреля состоялся День открытых дверей.