В последние годы жизни возрастает популярность Достоевского. В 1860-е годы Достоевский издавал журналы «Время» и «Эпоха».
Федор Достоевский - биография, новости, личная жизнь
Писатель незамедлительно предложил ей руку и сердце, однако обвенчались они через два года. После освобождения Достоевского с каторги супруги возвращались в Петербург. В Барнауле у писателя случился эпилептический припадок, который напугал Марию. Она обвинила мужа в том, что он утаил от нее тяжелую болезнь, которая в любое время может завершиться смертью. Эта ситуация отдалила супругов друг от друга. Семилетний брак не принес им счастья. Вскоре Мария переехала в Тверь, а потом вернулась в Петербург, где медленно умирала от чахотки. Писатель в это время вояжировал за границей. Вернувшись, он поразился изменениям, произошедшим с женой. Желая облегчить ее страдания, он перевозит супругу в Москву.
Она мучительно умирала на протяжении года. Характер Марии, ее судьба и смерть воплотились в литературной версии — в образе Катеньки Мармеладовой. Отец купил себе свободу и переехал в Петербург, где смог дать двум дочерям высшее образование. Апполинария прослушала курс философии, литературы и естественных наук, а Надежда стала медиком. Знакомство с Сусловой у Достоевского состоялось после одного из его выступлений на студенческом вечере. Апполинария была красавицей: стройная, с голубыми глазами, умным и волевым лицом, рыжими волосами. Она первая призналась писателю в любви. Достоевский нуждался в искреннем отношении. Начался роман.
Апполинария сопровождала Достоевского за границей, а он помогал начинающей писательнице в творческом развитии — печатает ее рассказы во «Времени». Суслова представляла нигилистически настроенную молодежь, она презирала условности и предубеждения старого мира. Поэтому всячески бунтовала против застаревших устоев и морали. Происходила из семьи чиновника, обладала литературным талантом и боготворила Достоевского. С писателем она познакомилась случайно: после смерти отца окончила стенографические курсы и поступила в качестве помощницы на службу к Федору Михайловичу. Их знакомство произошло через два года после смерти первой жены писателя. Девушка помогла Достоевскому выполнить подписанный с издателем контракт: за 26 дней они совместно написали и оформили рукопись «Игрока». Работая над «Преступлением и наказанием», Достоевский рассказал девушке о сюжете нового романа, в котором пожилой художник влюбляется в девушку. Это было своеобразным признанием в любви.
Неточка Сниткина согласилась стать женой писателя. После венчания ей довелось пережить ужас, который познала Мария Исаева: у Достоевского за вечер произошло два эпилептических припадка. Этот факт женщина приняла как искупление за безмерное счастье, которое ей дарил писатель. После свадьбы молодожены отправились в Европу.
Здесь были Тургенев , Майков, Григорович и другие русские писатели. Речь Достоевского была названа Аксаковым «гениальной, историческим событием». Здоровье писателя ухудшалось, и 28 января 9 февраля н. Похоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры. Фантастическое в творчестве В творчестве Ф. Достоевского достаточно часто встречаются фантастические мотивы, прежде всего, мистическая составляющая в произведениях.
Достоевский дважды давал подзаголовок «фантастический рассказ» своим произведениям. В «Кроткой» фантастический прием состоит в том, что повествование представляет собой поток сознания главного героя. В наше время фантастичность этого приема уже не ощущается, но в свое время именно на примере «Кроткой» Достоевский обсуждал особенности своего метода как «реализма в высшем смысле», «реализма, доходящего до фантастического». Другой «фантастический рассказ», «Сон смешного человека», описывает хрупкую инопланетную утопию и ее разрушение под растлевающим влиянием попавшего туда землянина. На основе фантастического допущения — внезапного появления у главного героя его полного двойника, который постепенно занимает его место в жизни — построена повесть «Двойник». В «Хозяйке» для мотивировки сюжета использованы модные тогда идеи месмеризма и животного магнетизма. Фантастическим по своей природе также является рассказ «Бобок», посвященный переговорам покойников на кладбище. Также фантастическое допущение лежит в основе одного из самых известных юмористических рассказов автора — «Крокодил» проглоченный крокодилом обыватель очень неплохо себя чувствует. Полуфантастические, мистические мотивы встречаются и в серьезных произведениях Достоевского, таких, как романы «Братья Карамазовы» в частности, главы «Великий Инквизитор», «Черт. Кошмар Ивана Федоровича» и «Бесы».
Также Достоевский использует научно-фантастическую образность, к примеру, описывая сон Раскольникова о разумных микробах, поработивших человечество, искусственный спутник Земли в разговоре Ивана Карамазова с чертом.
Член-корреспондент Петербургской АН с 1877 года. Родился в Москве. Сын штаб-лекаря Мариинской больницы Михаила Андреевича Достоевского, убитого крепостными крестьянами, и дочери купца Марии Федоровны, урожденной Нечаевой, умершей от туберкулеза.
С детства страдал эпилепсией. Образование С 1834 г. Закончив курс в 1843 г. Но через год оставил службу и целиком посвятил себя литературной деятельности.
Его первое произведение «Бедные люди» произвело огромное впечатление на Н. Некрасова и В. Белинского, который ввел его в свой кружок.
После Сибири Достоевский глубоко исследует тему преступления. Он все еще пытается сложить с себя часть вины, как низкие потолки и тесные комнаты ум теснят. Теперь я знаю, кто много посмеет, тот у них и прав, кто на больше может плюнуть, тот у них и законодатель, а кто больше всех может посметь, тот и правее. Так доселе велось и всегда будет». Может быть, прав Раскольников, может, не на нем одном вина? Виноваты и общество, которое толкнуло его на преступление, не подсказало иного пути и ясных целей, надежд.
Значит, оно само преступное, больное? Кто же осветит хотя бы часть этого хаоса? Кто может определить законы этого разложения и нового созидания, кто их подметил, и кто их укажет? Люди-маски окружают Раскольникова и сам город, словно огромная декорация. Мрачные истории сбываются под тяжелым Петербургским небом, но наткнулся на нищую, отдал последний пятак, а в ответ — сохрани тебя Бог! Словно зерно упало в землю и стало зреть. Еще не раскаяние, нет, но предчувствие его. Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит». Я себя убил, а не старушонку!
Тут так-таки разом и ухлопал себя, навеки!.. А старушонку эту черт убил, а не я... У Достоевского особый способ мышления, оно проникнуто чувствами. Всё, даже самое неопределенное, воспринимается, как мысль. Ничего я так не любил, как лес с его грибами, белками, сырым запахом перетлевших листьев, — из дневника Ф. Село Даровое, имение родителей, было маленькое и не замечательное место, но оно оставило во мне глубокое впечатление на всю жизнь. Правда, не в тебе и не за морем где-нибудь, а прежде всего, в твоем собственном труде над собою». Свои чувства Достоевский передал через Алешу Карамазова: «В отчаянии он пал на землю слабым юношей, а встал твердым на всю жизнь бойцом». Таинственная вещь — сердце человеческое — постоянно в нем дьявол с богом борются, вдруг накатит наваждение дойти до пропасти, заглянуть в самую бездну, и, дойдя до последней черты, содрогнуться от презрения к себе и возжаждать самосохранения и покаяния.
Алеша Карамазов — изображение к роману «Братья Карамазовы» «Сложен всякий человек и глубок, как море, — писал Достоевский. И нигде мировая гармония, если ты первый ее не достоин и требуешь жизни даром, даже не предполагая, что за нее надо платить». Роман «Преступление и наказание» был окончен в срок, назначенный издателем, а также и роман «Игрок» благодаря приглашенной стенографистке Анне Григорьевне Сниткиной. Через год Федор Михайлович сделал ей предложение, они обвенчались и уехали за границу. Для меня игорные волнения были еще неизвестны. Сегодня я прихожу к убеждению, что это было что-то кошмарное, вполне захватившее в свою власть моего мужа и не выпускавшее его из своих тяжелых цепей». В письме к Аполлону Майкову Достоевский признавался: «Натура моя подлая и страстная. Во всем до последнего предела дохожу, бес тотчас же сыграл со мной штуку, словно бы истончилась грань между искусством и жизнью, и писатель отчасти повторил судьбу своего персонажа». Анна Григорьевна Сниткина «Сначала мне представилось странным, — пишет Анна Григорьевна в своих записках.
Мне казалось это даже некоторым унижением его возвышенного характера, но вскоре я поняла, что это не простая слабость воли, а нечто стихийное, против чего даже твердый характер бороться не может. С этим надо было смириться, смотреть как на болезнь, против которой не имеется средств. Единственный способ борьбы — это бегство». Федор Михайлович не мог утерпеть и проиграл все. Мы сидели без денег и придумывали, что бы такое предпринять, чтобы не думать больше о выигрыше и уехать, наконец из этого ада. Мне стоило много усилий обратить его внимание и мысли на что-нибудь другое. С выездом из Баден-Бадена закончился бурный период нашей заграничной жизни. К игре Федор Михайлович больше не возвращался никогда», — из дневника Анны Григорьевны. На столе писателя появились самые драгоценные для него рукописи, записочки от его детей: «Милый папочка, я тебя люблю!
Люба», «Папа, дай гостинца. Дети Федора Михайловича — старшая Люба и младший Федя. Клянусь, в этом три четверти счастья жизненного. Голубчик Аня, не потеряй их как-нибудь в толпе и ради Бога, не простуди, Аня, молю тебя! Вчера был день рождения моего Феди, пришли гости, а я сидел в стороне и кончал работу», — из воспоминаний писателя. Достоевский вынужден был писать быстро, он содержал семью и помогал деньгами многочисленной родне, но предупреждал о возможности разрушительной силы денег: «Нельзя служить и Богу, и богатству». Вся тайна тут, вся история тут. Описание цветка с любовью к природе гораздо более в себе заключает гражданского чувства, чем обличение взяточников. Кто не любит природу, не любит и человека.
Как я была бы счастлива, если бы мне удалось хоть сколько-то украсить его жизнь. У него так мало было радостного, что хоть под конец-то ему было бы хорошо», — из записей супруги Федора Михайловича. Последние 9 лет своей жизни Достоевский подолгу жил в Старой Руссе. Жена, как добрый ангел, ограждала его от всяких волнений. В тихой провинции был создан роман, написанный с силой и страстью древнегреческой трагедии, только трагедии не античной, а христианской — мучительный выбор между верой и неверием. Наверное, из романов Достоевского «Братья Карамазовы» сильнее всего всколыхнул читающую Россию. Мерзавцы дразнили меня необразованной верой в Бога, им ли меня учить? Да их глупой природе и не снилось такой силы отрицания, к которой перешел я.
Русский Данте: как сложилась судьба Достоевского
В письме Михаила Андреевича от 29 апреля появляются первые свидетельства начала её тяжёлого заболевания [80]. Михаил, Фёдор и Андрей в это время готовятся к экзаменам в пансионе [81]. В Даровое они теперь могли приезжать только на месяц в июле-августе [82]. После рождения в июле дочери болезнь Марии Фёдоровны обострилась [83] [82]. Следующее лето 1836 года в Даровом стало для неё последним. Осенью Мария Фёдоровна совсем занемогла. Андрей Достоевский позже вспоминал: «с начала нового, 1837 г. Коллеги-доктора пытались помочь жене Михаила Андреевича, но ни микстуры, ни советы не помогали [83] ; 27 февраля Мария Фёдоровна Достоевская, не дожив до 37 лет, скончалась; 1 марта её похоронили на Лазаревском кладбище [83] [84]. Юность Основная статья: Достоевский в Главном инженерном училище Инженерное училище В мае 1837 года отец отвёз братьев Михаила и Фёдора в Петербург и определил их в приготовительный пансион К.
Костомарова для поступления в Главное инженерное училище [85]. Михаил и Фёдор Достоевские желали заниматься литературой, однако отец считал, что труд писателя не сможет обеспечить будущее старших сыновей, и настоял на их поступлении в инженерное училище, служба по окончании которого гарантировала материальное благополучие. В «Дневнике писателя» Достоевский вспоминал, как по дороге в Петербург вместе с братом «мечтали мы только о поэзии и о поэтах», «а я беспрерывно в уме сочинял роман из венецианской жизни» [86]. Старший брат в училище не был принят. Младший же учился с тяготою, не испытывая никакого призвания к будущей службе. В том же году их отец в чине коллежского советника оставил службу за время которой был награждён орденами Св. Владимира 4-й степени — 1829 и Св. Анны 2-й степени — 1832 [87] и поселился в Даровом, где в 1839 году, при до конца не выясненных обстоятельствах скончался.
Всё своё свободное от занятий время Достоевский уделял чтению сочинений Гомера , Корнеля , Расина , Бальзака , Гюго , Гёте , Гофмана , Шиллера , Шекспира , Байрона , из русских авторов — Державина , Лермонтова , Гоголя , а почти все произведения Пушкина знал наизусть. Согласно воспоминаниям русского географа Семёнова-Тян-Шанского [88] , Достоевский был «образованнее многих русских литераторов своего времени, как, например, Некрасова , Панаева , Григоровича , Плещеева и даже самого Гоголя » [89]. Вдохновлённый прочитанным, юноша по ночам осуществлял собственные первые шаги в литературном творчестве. Осенью 1838 года товарищи по учёбе в Инженерном училище под влиянием Достоевского организовали литературный кружок, в который вошли И. Бережецкий [90] , Н. Витковский, А. Бекетов [91] [4] и Д. В июне 1839 года Фёдор получил трагическое известие о скоропостижной смерти своего отца, последовавшей от апоплексического удара , спровоцированного конфликтом с собственными крестьянами [92].
По окончании училища в 1843 году Достоевский был зачислен полевым инженером-подпоручиком в Петербургскую инженерную команду, но уже в начале лета следующего года, решив всецело посвятить себя литературе, подал в отставку и 19 октября 1844 года получил увольнение от военной службы в чине поручика [93]. Первые литературные опыты, публикации и петрашевцы Ещё во время учёбы в училище Достоевский с 1840 по 1842 год работал над драмами «Мария Стюарт» и «Борис Годунов», отрывки из которых читал брату в 1841 году [94]. В январе 1844 года Достоевский писал брату, что закончил драму «Жид Янкель» [95]. Эти первые юношеские произведения не сохранились. В конце 1843 и начале 1844 года Достоевский переводил роман Эжена Сю «Матильда» и, немного позднее, роман Жорж Санд «Последняя из Альдини», одновременно начав работу над собственным романом « Бедные люди » [96]. Оба перевода не были завершены. В то же время Достоевский писал рассказы, которые не были закончены. Менее чем за год до увольнения с военной службы Достоевский в январе 1844 года завершил первый перевод на русский язык романа « Евгения Гранде » Бальзака [97] , опубликованный в журнале « Репертуар и пантеон » в 1844 году без указания имени переводчика [98].
В конце мая 1845 года начинающий писатель завершил свой первый роман «Бедные люди» [4]. При посредничестве Д. Григоровича [99] с рукописью ознакомились Н. Некрасов и В. Белинский [94]. Достоевский радушно был принят в кружок Белинского [101] и стал знаменитым до публикации романа Н. Некрасовым в январе 1846 года. Все заговорили о «новом Гоголе ».
Я в каторге, вспоминая её, укреплялся духом. По словам Д. Григоровича, восторженное признание и возведение Достоевского «чуть ли не на степень гения» сменилось разочарованием и недовольством. Белинский изменил своё первое благоприятное отношение к начинающему писателю. Критики « натуральной школы » [103] писали о Достоевском как о новоявленном и непризнанном гении с сарказмом. Белинский не смог оценить новаторство «Двойника», о котором М. Бахтин написал только спустя много лет.
Свое ответное письмо он заканчивает словами: «Верьте полной искренности, с которой жму протянутую Вами мне руку», — а в посвящённой еврейскому вопросу главе «Дневника писателя» обширно цитирует Ковнера. По мнению критика Майи Туровской , взаимный интерес Достоевского и евреев вызван воплощением в евреях и в Ковнере, в частности искательства персонажей Достоевского [21].
По мнению Николая Наседкина, противоречивое отношение к евреям вообще свойственно Достоевскому: он очень чётко различал понятия «еврей» и «жид». Кроме того, Наседкин отмечает, что слово «жид» и производные от него были для Достоевского и его современников обычным словом-инструментарием в ряду других, использовалось широко и повсеместно, было естественным для всей русской литературы XIX века, в отличие от нашего времени [19]. По утверждению Б. Соколова , цитаты Достоевского использовались нацистами во время Великой Отечественной войны для пропаганды на оккупированых территориях СССР — например, такая цитата из статьи «Еврейский вопрос»: Что если бы не евреев было в России три миллиона, а русских, и евреев было бы 160 миллионов в оригинале у Достоевского — 80 миллионов, но численность населения страны увеличили вдвое — для придания цитате большей актуальности. Дали бы они им сравняться с собою в правах? Дали бы им молиться среди них свободно? Не обратили бы их прямо в рабов? Хуже того: не содрали бы кожу совсем, не избили бы дотла, до окончательного истребления, как делывали с чужими народами в старину? Литературное наследие писателя по-разному оценивается как на родине, так и за рубежом.
В русской критике наиболее положительную оценку Достоевскому дали религиозные философы. А любил он прежде всего живую человеческую душу во всем и везде, и верил он, что мы все род Божий, верил в бесконечную силу человеческой души, торжествующую над всяким внешним насилием и над всяким внутренним падением. Приняв в свою душу всю жизненную злобу, всю тяготу и черноту жизни и преодолев все это бесконечной силой любви, Достоевский во всех своих творениях возвещал эту победу. Изведав божественную силу в душе, пробивающуюся через всякую человеческую немощь, Достоевский пришел к познанию Бога и Богочеловека. Действительность Бога и Христа открылась ему во внутренней силе любви и всепрощения, и эту же всепрощающую благодатную силу проповедовал он как основание и для внешнего осуществления на земле того царства правды, которого он жаждал и к которому стремился всю свою жизнь. Три речи в память Достоевского. Михайловский , Максим Горький. Неоспоримо и несомненно: Достоевский — гений, но это злой гений наш. Он изумительно глубоко почувствовал, понял и с наслаждением изобразил две болезни, воспитанные в русском человеке его уродливой историей, тяжкой и обидной жизнью: садическую жестокость во всем разочарованного нигилиста и — противоположность её — мазохизм существа забитого, запуганного, способного наслаждаться своим страданием, не без злорадства, однако, рисуясь им пред всеми и пред самим собою.
Чермака, где их кумиром стал учитель русской словесности Н. Билевич: под его влиянием они стали думать о литературе как о профессии. Потеряв в 1837 г. С января 1838 г. Достоевский учился в Главном инженерном училище, однако тяготился специальными предметами — артиллерией, фортификацией и т. Дружеское общение в узком кругу в том числе с воспитанником Д. Григоровичем и художником К. Трутовским проходило под знаком романтической поэзии, творчества Ф.
Шиллера , У. В 1839 г. Достоевский сформулировал своё творческое кредо: «Человек есть тайна. Её надо разгадать, и ежели будешь её разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком» Полное собрание сочинений: В 30 т. Ленинград, 1985. В начале 1841 г. Достоевский читал друзьям отрывки из двух своих драм — «Борис Годунов» и «Мария Стюарт»; в 1844 г. Рукописи драм не сохранились, но их названия дают представление о литературных ориентирах Достоевского: А.
Пушкин, Ф. Шиллер, Н. По окончании курса 1843 и после кратковременной службы полевым инженером-подпоручиком Петербургской инженерной команды в 1844 г. Живя в Санкт-Петербурге как «литературный пролетарий», Достоевский познал хроническое безденежье, сопутствовавшее ему до конца жизни, унизительную зависимость от издателей. Дебютировал в печати в 1844 г. В 1846 г. Некрасова «Петербургский сборник» опубликовал роман в письмах «Бедные люди», вобравший в себя опыт повестей о «бедном чиновнике» в русле традиций натуральной школы прежде всего «Шинели» Н. Гоголя , но радикально его переосмысливший: эпистолярная форма позволила Достоевскому перенести акцент с изображения внешней жизни персонажа на раскрытие его самосознания, утвердить внутреннее, человеческое достоинство «маленького человека».
Речевой стиль, выработанный Достоевским в этом первом произведении, отличающийся «напряжённым предвосхищением чужого слова» М. Бахтин , станет отныне характерной приметой творчества писателя. Роман был восторженно встречен В. Белинским , определившим талант автора как необыкновенный и самобытный, а его произведение — как первую попытку русского социального романа. Однако уже в 1846 г. Вместе с тем оригинальность Достоевского как глубокого психолога оценил В. Майков , заметивший, что у Достоевского изображения действительности составляют лишь «фон картины и обозначаются большею частию такими тонкими штрихами, что совершенно поглощаются огромностью психологического интереса» «Нечто о русской литературе в 1846 году», 1847. Среди произведений этого периода: комическая переписка двух шулеров «Роман в девяти письмах», 1846 , рассказ «Господин Прохарчин» 1846 о чиновнике-скопидоме, фантастическая повесть «Хозяйка» 1847 , рассказ-очерк о шуте по доброй воле «Ползунков», 1848 , сентиментальная повесть о жизни петербургской бедноты «Слабое сердце», 1848 , водевильный рассказ об обманутом муже «Чужая жена и муж под кроватью», 1848 , очерк-фельетон «Честный вор» 1848 , фельетон «Ёлка и свадьба» 1848 , а также повесть о мечтателях «Белые ночи» 1848 и незавершённый роман «Неточка Незванова» 1849 , в которых наметились черты, получившие развитие в дальнейшем творчестве писателя: исключительность характеров и ситуаций, углублённый психологический анализ противоречивых чувств и мыслей персонажей.
Конфликт с В. Белинским и его кругом вынуждал Достоевского искать новые литературные связи. Бекетова, А. Бекетова и Н. Бекетова , с 1847 г. Петрашевского ; сблизился с радикальным петрашевцем Н. За публичное чтение письма Белинского к Гоголю Достоевский был арестован [23 апреля 5 мая 1849], провёл под следствием 8 месяцев в Алексеевском равелине Петропавловской крепости. В последнюю минуту казнь по распоряжению Николая I была заменена 4-летней каторгой и последующей службой рядовым.
В январе 1850 г. Достоевский в оковах был доставлен в Тобольск, где встретился с жёнами декабристов они подарили ему Евангелие , которое писатель бережно хранил всю жизнь. С января 1850 г.
Помню, как в недавнее уже время, а именно в 1870-х годах, я, разговаривая с братом Федором Михайловичем про наше детство, упомянул об этой книге; и с каким он восторгом объявил мне, что ему удалось разыскать этот же самый экземпляр книги то есть наш детский и что он бережет его как святыню». Библейский и евангельский мир был для Достоевского вечно живым и актуальным, его отсвет лежит на всем его творчестве. Самым близким человеком был для Достоевского его старший брат Михаил Михаил 1820—1864 и Федор Достоевские были погодками. Но не только возраст сближал их. Оба они были страстными читателями и оба мечтали стать литераторами. В конечном итоге оба они пришли в литературу. Михаил Михайлович писал повести, рассказы, драмы, стихи, переводил с немецкого и французского языка.
Его произведения печатались в столичных журналах и одобрительно отмечались критикой, пьеса с успехом шла в театрах Петербурга и Москвы, переводы поэмы Гёте «Райнике-Лис» и трагедий Шиллера неоднократно переиздавались. Достоевский издавал журналы «Время» 1861—1863 и «Эпоха» 1864. Именно в письме к брату Михаилу в 1839 году сформулировал шестнадцатилетний юноша Достоевский свое жизненное и писательское кредо: «Человек есть тайна. Ее надо разгадать, и ежели будешь ее разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком». Достоевский хотел носить траур по Пушкину Литературным образцом для братьев Достоевских был Александр Сергеевич Пушкин. Но на Пушкине они мирились, и оба, кажется, и тогда чуть не всего знали наизусть, конечно, только то, что попадалось им в руки, так как полного собрания сочинений Пушкина тогда еще не было. Надо припомнить, что Пушкин тогда был еще современник. Об нем, как о современном поэте, мало говорилось еще с кафедры; произведения его еще не заучивались наизусть по требованию преподавателей. Авторитетность Пушкина как поэта была тогда менее авторитетности Жуковского даже между преподавателями словесности; она была менее и во мнении наших родителей, что вызывало неоднократные горячие протесты со стороны обоих братьев». Братьям Достоевским не пришлось встретиться с Пушкиным — в Петербурге они оказались спустя всего несколько месяцев после гибели поэта.
Можно не сомневаться, что если бы обстоятельства сложились иначе, свои первые опыты молодые литераторы принесли бы на оценку Пушкину, как это делали в ту пору многие начинающие сочинители. Портрет А. Кипренский Тогда же, в 1837 году, смерть поэта стала для них потрясением. Достоевский, — чуть с ума не сошли, услышав об этой смерти и о всех подробностях ее». Чтобы оценить всю меру их горя, нужно вспомнить тот факт, что известие о смерти Пушкина пришло в дом Достоевских, когда семья переживала один из самых трагических моментов — только-только, в возрасте 37 лет, скончалась после чахотки Мария Федоровна, любимая мать и душа дома.
ДОСТОЕВСКИЙ ФЕДОР МИХАЙЛОВИЧ
самый тяжелый в жизни Достоевского. В этом году он потерял трех близких ему людей: в апреле умерла жена Мария Дмитриевна, в июле умер старший брат Михаил. В 25 лет Достоевский опубликовал свой первый роман "Бедные люди", и на него обратили внимание. С 1838 по 1843 год Фёдор Достоевский учился в Инженерном училище Санкт-Петербурга. Решила посвятить свою жизнь творчеству Достоевского: издала полное собрание его сочинений, основала школу Достоевского в Старой Руссе, работала над своими воспоминаниями. Уходит из жизни писатель на шестидесятом году жизни, в январе 1881 года. 28 января 1881 года Федор Михайлович Достоевский ушел из жизни в возрасте 60 лет.
Жизнь и творчество
До сих пор никто из писателей не касался темы каторги и каторжан. Поэтому «Записки... Герцен сравнивал произведение с фреской «Страшный суд» Микеланджело, самого Достоевского называли «русским Данте ». И все же это было только началом славной карьеры автора. Настоящим пиком его творчества стал период с 1866 по 1880 годы, в который были написаны романы « Преступление и наказание », « Бесы », « Идиот ». Эти и другие тексты Федора Достоевского серьезно повлияли на творчество и философию Фридриха Ницше , Франца Кафки , Альбера Камю и других знаменитых писателей. Читайте также: Как Федор Достоевский изменил мир Обвинял себя в растлении малолетних По воспоминаниям современников, Достоевский был натурой страстной, увлеченной и... И если англичанин Чарльз Диккенс разговаривал со своими героями, видел их во сне и встречал на улицах, то Достоевский проживал их жизни. Он пешком исходил все маршруты Раскольникова, примерял на себя роль «молящегося старичка» из «Дядюшкиного сна» и писал целые письма слогом Голядкина « Двойник ». Но самым шокирующим во всей этой истории были его признания в изнасилованиях несовершеннолетних. Существует как минимум три свидетельства о том, что Достоевский принял грех Свидригайлова и Ставрогина на себя.
Один из случаев пересказал Дмитрий Григорович: автор «Преступления и наказания» и «Бесов» присутствовал на суде по делу об изнасиловании несовершеннолетней, а затем для чего-то отправился искать адрес девочки. Вторым свидетельством стало письмо бульварной писательницы Капиталины Назарьевой, где она пересказала признание Достоевского. Согласно этому тексту, известный литератор увлек за собой и девочку, и ее гувернантку. И третьим свидетелем стал Иван Тургенев. Ему Федор Михайлович тоже «признался», что взял на воспитание малышку, а впоследствии ее развратил.
А потом началось его возвращение к себе и успеху. Из всей этой истории Достоевский, «искатель правды в человеке», вышел глубоко религиозным человеком, лучом солнца для которого будет Иисус Христос. Вернувшись с каторги, он грезил повторением литературного успеха. Александр Герцен назовет Достоевского русским Данте, спустившимся в ад. Не отличаясь богатым языком, он был фантастически психологичен и практически в каждом произведении совершал прогулку в преисподнюю той или иной души. И читатели шли за ним — ужасаясь возможной глубине падения, падая вместе с героями и с мучительной надеждой поднимаясь затем обратно. Уже ощущая болезненную страсть к бильярду, летом 1862 года Достоевский отправился за границу подлечить больные легкие. Кажущаяся простота выигрыша крупной суммы для покрытия долгов просто лишила его разума. Мелькнул ярким лоскутом обжегший его душу роман с известной прелестницей Аполлинарией Сусловой он опишет это в романе «Игрок» , резанут и заставят кровоточить сердце смерти жены и старшего брата: он возьмет на себя его долги и, чтобы продолжать издание его журнала, положит голову на эшафот долговых расписок. Идеи затем воплощенные в «великом пятикнижии» — «Преступлении и наказании», «Бесах», «Подростке», «Идиоте» и «Братьях Карамазовых» требовали работы, включения, но силы отъедали мысли о бесконечных долгах, и он играл снова и снова, чтобы однажды огромная сумма освободила его от материального порабощения — в пользу духовного. Фото: Public Domain Он даже придумал свою систему выигрышей, но она из раза в раз давала сбой. Кабальные условия договора с издателем его собрания сочинений Ф. Стелловским принуждали его завершить роман «Игрок» в сжатые сроки. Друг нашел ему прекрасную стенографистку — Анну Сниткину. За 26 дней Федор Михайлович успел надиктовать гениальный роман и полюбить ее — ту, что станет его ангелом. История их любви — давно известный сюжет. Если бы не она… Иногда ей приходилось закладывать платья, чтобы отдать самые «горячие» долги мужа. В 1871 году Достоевский бросил играть — очевидно, молитвами Анны. Кровь горлом, истерика, крики. Таким был итог бурного выяснения отношений между Достоевским и его сестрой Верой, просившей брата отказаться от части наследства тетки в пользу сестер. Скандал спровоцировал ухудшение состояния писателя, и без того изнуренного туберкулезом легких и хроническим бронхитом. Он умер через два дня — 28 января 1881 года, не дожив до 60 лет.
Несмотря на очень низкий оклад, начинает работать в Мариинской больнице для бедных. После наполеоновского нашествия потерял все своё состояние. Биографы писателя предполагают что, имя Фёдор выбрано было по имени деда по матери [7] [8]. С тех пор как я себя помню, я помню любовь родителей …», — вспоминал Достоевский [7]. В семье царил патриархальный уклад [7]. Вся жизнь семьи подчинялась службе отца. Одним из воспоминаний стала ежевечерняя молитва вместе с братом перед образами в гостиной [9]. В конце 1822 года родилась сестра Варвара, тогда в семье появилась няня Алёна Фроловна, о которой у писателя остались самые приятные воспоминания. Она упоминается в романе « Бесы » [10] [8]. После рождения в 1825 году брата Андрея , семья перебирается в левый флигель больницы. Это была небольшая квартира, состоящая из двух небольших комнат, передней и кухни. Для старших детей отгородили часть передней [11] [12]. Из воспоминаний Андрея, в детстве Достоевские слушали сказки про «Жар- птицу», «Алёшу Поповича», «Синюю бороду» и другие [13] [14]. Летними вечерами всей семьёй гуляли в Марьиной роще, ездили в Троице-Сергиеву лавру [15] [16]. Начало учёбы Усадьба «Даровое», Зарайский район Уклад, царивший в доме Достоевских, благоприятствовал развитию воображения и любознательности [17]. Достоевский в своих воспоминаниях называл родителей «лучшими, передовыми людьми» [18]. Особенно запомнилось маленькому Фёдору чтение отцом « Истории Государства Российского ». В десять лет он уже знал главные эпизоды русской истории [19] [20]. Детей начинали обучать с четырёхлетнего возраста, начинали с легких лубочных сказок [17]. Весной 1827 года Михаил Андреевич получил чин коллежского асессора [18]. Летом 1831 года заплатив 30 тысяч рублей ассигнациями приобрёл село Даровое в Каширском уезде Тульской губернии. Это было бедное, худородное село с одиннадцатью крестьянскими дворами [21] [22]. Тем не менее летом 1832 года дети впервые знакомятся с деревенской Россией. Полученные в ходе этой поездки впечатления нашли отражение в романах « Бедные люди », « Бесы », а также в « Дневнике писателя » [23] [24]. После возвращения в Москву для старших Михаила и Фёдора начинаются годы учёбы. Сначала была домашняя учёба — Закон Божий, русский язык, словесность, арифметику и географию преподавал приходящий дьякон Екатерининского института И. Хинковский [25] [26]. Каждый день ездили учить французский язык к преподавателю Александровского и Екатерининского институтов Н. Драшусову, который содержал пансион [27] [26]. Сыновья Драшусова преподавали математику и словесные науки [28]. Латыни учил детей сам Михаил Андреевич. Он купил «латинскую грамоту Бантышева» и каждый вечер занимался с Михаилом и Фёдором латынью. Пансион Чермака. Смерть матери В сентябре 1834 года Михаил и Фёдор Достоевские поступили в пансион Леонтия Ивановича Чермака, считавшийся одним из лучших частных учебных заведений Москвы [27] [29]. Обучение в этом пансионе стоило дорого, но помогала семья старшей сестры мамы Куманины. Режим в пансионе был очень строгий. Ученики занимались практически весь день, начиная с раннего утра до позднего вечера, прерываясь только на молитву и приём пищи. Курс состоял из трёх классов по одиннадцать месяцев каждый. Тут изучали почти все предметы: математику , риторику , географию , историю , физику , логику , русский , греческий , латинский , немецкий , английский , французский языки , чистописание , рисование и даже танцы. Атмосфера в пансионе была домашней, Леонтий Чермак относился к своим ученикам как к собственным сыновьям, следил за здоровьем, входил в их нужды [30] [31]. Как вспоминают учившиеся в то время, Фёдор Достоевский был серьёзным, вдумчивым молодым человеком, который играм в рекреации предпочитал книги. Зимой 1835 года, предположительно, у Достоевского случился первый припадок падучей [32]. Среди учителей пансиона братья Достоевского особенно выделяли Николая Ивановича Билевича , преподавателя русского языка, который просто сделался их идолом.
Однако уже в 1846 г. Вместе с тем оригинальность Достоевского как глубокого психолога оценил В. Майков , заметивший, что у Достоевского изображения действительности составляют лишь «фон картины и обозначаются большею частию такими тонкими штрихами, что совершенно поглощаются огромностью психологического интереса» «Нечто о русской литературе в 1846 году», 1847. Среди произведений этого периода: комическая переписка двух шулеров «Роман в девяти письмах», 1846 , рассказ «Господин Прохарчин» 1846 о чиновнике-скопидоме, фантастическая повесть «Хозяйка» 1847 , рассказ-очерк о шуте по доброй воле «Ползунков», 1848 , сентиментальная повесть о жизни петербургской бедноты «Слабое сердце», 1848 , водевильный рассказ об обманутом муже «Чужая жена и муж под кроватью», 1848 , очерк-фельетон «Честный вор» 1848 , фельетон «Ёлка и свадьба» 1848 , а также повесть о мечтателях «Белые ночи» 1848 и незавершённый роман «Неточка Незванова» 1849 , в которых наметились черты, получившие развитие в дальнейшем творчестве писателя: исключительность характеров и ситуаций, углублённый психологический анализ противоречивых чувств и мыслей персонажей. Конфликт с В. Белинским и его кругом вынуждал Достоевского искать новые литературные связи. Бекетова, А. Бекетова и Н. Бекетова , с 1847 г. Петрашевского ; сблизился с радикальным петрашевцем Н. За публичное чтение письма Белинского к Гоголю Достоевский был арестован [23 апреля 5 мая 1849], провёл под следствием 8 месяцев в Алексеевском равелине Петропавловской крепости. В последнюю минуту казнь по распоряжению Николая I была заменена 4-летней каторгой и последующей службой рядовым. В январе 1850 г. Достоевский в оковах был доставлен в Тобольск, где встретился с жёнами декабристов они подарили ему Евангелие , которое писатель бережно хранил всю жизнь. С января 1850 г. В 1855 г. Весной 1857 г. Достоевскому было возвращено потомственное дворянство и право печататься. В 1857 г. Исаевой, овдовевшей супруге местного чиновника; согласие на брак с «бывшим каторжником» Исаева дала после длительных колебаний; их союз был несчастлив. В марте 1859 г. Достоевский по прошению вышел в отставку в чине подпоручика и получил разрешение жить в Твери с запретом въезда в обе столицы. В конце года последовало разрешение свободного повсеместного проживания, и в декабре 1859 г. Исаевым переехал в Санкт-Петербург. В этом же году были опубликованы написанные в Сибири повести «Дядюшкин сон» и «Село Степанчиково и его обитатели», проникнутые атмосферой скандалов, мистификаций и разоблачений, которая станет характерной для поздних романов Достоевского. Герой второй из них — лицемерный паразит Фома Опискин, «воплощение гротескного, беспричинного, мелкого и в конце концов безрадостного зла» Д. Святополк-Мирский , — один из самых ярких образов, созданных писателем. Достоевский возлагал на повести большие надежды, полагая, что универсальные характеры и комический элемент «провинциальных» повестей упрочат его литературное имя. Однако критика обошла сибирские произведения молчанием, а Н. Некрасов вынес скандальный приговор: Достоевский «вышел весь», ему больше ничего не написать. Возвращение в столицу, приобщение к культурной жизни, возобновление прежних и установление новых литературных знакомств пробудили в Достоевском интерес к острым общественным дискуссиям, злободневным темам. Елена Самокиш-Судковская. Иллюстрация к роману Фёдора Достоевского «Униженные и оскорблённые». Российская государственная библиотека. Достоевский и его брат Михаил задумали издавать журнал и иметь при нём кружок единомышленников. Журналы «Время» 1861—1863 и «Эпоха» 1864—1865 , сотрудниками которых стали критики Н. Страхов и А. Григорьев , дали трибуну Достоевскому как романисту, публицисту, полемисту. В журнале «Время» был опубликован роман «Униженные и оскорблённые» 1861 , утверждающий отказ от личной гордыни, христианское смирение и самоотречение во имя любви к ближнему. Роман связал раннее творчество Достоевского с сюжетами поздних произведений, а его название стало символом гуманистического таланта писателя. Огромный успех имели «Записки из Мёртвого дома» 1861—1862 , отразившие впечатления Достоевского от четырёхлетнего пребывания на каторге. В воссозданной широкой панораме типов и характеров каторжан преломились размышления писателя о тайнах человеческой души, о присущих ей стремлении к страданию, способности как к глубокому падению, так и к нравственному преображению, о свободе как основе человеческой личности, а также о трагическом отчуждении русского образованного сословия от основной массы народа, его идеалов. Крах социалистических иллюзий, пережитый Достоевским, обострил его восприимчивость к человеческому страданию, усилил напряжённый поиск социальной справедливости.
«Величайший среди русских гигантов». 11 ноября родился Фёдор Достоевский
Семья и личная жизнь Фёдора Достоевского. Свою первую свою жену Марию Дмитриевну Исаеву Фёдор Михайлович встретил в 1854 году в Сибири. Семипалатинские годы — годы глубокой и сильной дружбы Достоевского с Ч. Валихановым, оставившей неизгладимый след в духовном мире обоих. В 1868 году Достоевский завершает работу над «Идиотом», где пытается изобразить положительно прекрасного человека. Достоевский понимал, что в Сибири придется пробыть достаточно долго, если не всю жизнь, и пытался поселиться в развитом и интересном Барнауле.
Жизнь Фёдора Достоевского в 20 событиях
Так доселе велось и всегда будет». Может быть, прав Раскольников, может, не на нем одном вина? Виноваты и общество, которое толкнуло его на преступление, не подсказало иного пути и ясных целей, надежд. Значит, оно само преступное, больное? Кто же осветит хотя бы часть этого хаоса? Кто может определить законы этого разложения и нового созидания, кто их подметил, и кто их укажет? Люди-маски окружают Раскольникова и сам город, словно огромная декорация. Мрачные истории сбываются под тяжелым Петербургским небом, но наткнулся на нищую, отдал последний пятак, а в ответ — сохрани тебя Бог! Словно зерно упало в землю и стало зреть. Еще не раскаяние, нет, но предчувствие его. Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит».
Я себя убил, а не старушонку! Тут так-таки разом и ухлопал себя, навеки!.. А старушонку эту черт убил, а не я... У Достоевского особый способ мышления, оно проникнуто чувствами. Всё, даже самое неопределенное, воспринимается, как мысль. Ничего я так не любил, как лес с его грибами, белками, сырым запахом перетлевших листьев, — из дневника Ф. Село Даровое, имение родителей, было маленькое и не замечательное место, но оно оставило во мне глубокое впечатление на всю жизнь. Правда, не в тебе и не за морем где-нибудь, а прежде всего, в твоем собственном труде над собою». Свои чувства Достоевский передал через Алешу Карамазова: «В отчаянии он пал на землю слабым юношей, а встал твердым на всю жизнь бойцом». Таинственная вещь — сердце человеческое — постоянно в нем дьявол с богом борются, вдруг накатит наваждение дойти до пропасти, заглянуть в самую бездну, и, дойдя до последней черты, содрогнуться от презрения к себе и возжаждать самосохранения и покаяния.
Алеша Карамазов — изображение к роману «Братья Карамазовы» «Сложен всякий человек и глубок, как море, — писал Достоевский. И нигде мировая гармония, если ты первый ее не достоин и требуешь жизни даром, даже не предполагая, что за нее надо платить». Роман «Преступление и наказание» был окончен в срок, назначенный издателем, а также и роман «Игрок» благодаря приглашенной стенографистке Анне Григорьевне Сниткиной. Через год Федор Михайлович сделал ей предложение, они обвенчались и уехали за границу. Для меня игорные волнения были еще неизвестны. Сегодня я прихожу к убеждению, что это было что-то кошмарное, вполне захватившее в свою власть моего мужа и не выпускавшее его из своих тяжелых цепей». В письме к Аполлону Майкову Достоевский признавался: «Натура моя подлая и страстная. Во всем до последнего предела дохожу, бес тотчас же сыграл со мной штуку, словно бы истончилась грань между искусством и жизнью, и писатель отчасти повторил судьбу своего персонажа». Анна Григорьевна Сниткина «Сначала мне представилось странным, — пишет Анна Григорьевна в своих записках. Мне казалось это даже некоторым унижением его возвышенного характера, но вскоре я поняла, что это не простая слабость воли, а нечто стихийное, против чего даже твердый характер бороться не может.
С этим надо было смириться, смотреть как на болезнь, против которой не имеется средств. Единственный способ борьбы — это бегство». Федор Михайлович не мог утерпеть и проиграл все. Мы сидели без денег и придумывали, что бы такое предпринять, чтобы не думать больше о выигрыше и уехать, наконец из этого ада. Мне стоило много усилий обратить его внимание и мысли на что-нибудь другое. С выездом из Баден-Бадена закончился бурный период нашей заграничной жизни. К игре Федор Михайлович больше не возвращался никогда», — из дневника Анны Григорьевны. На столе писателя появились самые драгоценные для него рукописи, записочки от его детей: «Милый папочка, я тебя люблю! Люба», «Папа, дай гостинца. Дети Федора Михайловича — старшая Люба и младший Федя.
Клянусь, в этом три четверти счастья жизненного. Голубчик Аня, не потеряй их как-нибудь в толпе и ради Бога, не простуди, Аня, молю тебя! Вчера был день рождения моего Феди, пришли гости, а я сидел в стороне и кончал работу», — из воспоминаний писателя. Достоевский вынужден был писать быстро, он содержал семью и помогал деньгами многочисленной родне, но предупреждал о возможности разрушительной силы денег: «Нельзя служить и Богу, и богатству». Вся тайна тут, вся история тут. Описание цветка с любовью к природе гораздо более в себе заключает гражданского чувства, чем обличение взяточников. Кто не любит природу, не любит и человека. Как я была бы счастлива, если бы мне удалось хоть сколько-то украсить его жизнь. У него так мало было радостного, что хоть под конец-то ему было бы хорошо», — из записей супруги Федора Михайловича. Последние 9 лет своей жизни Достоевский подолгу жил в Старой Руссе.
Жена, как добрый ангел, ограждала его от всяких волнений. В тихой провинции был создан роман, написанный с силой и страстью древнегреческой трагедии, только трагедии не античной, а христианской — мучительный выбор между верой и неверием. Наверное, из романов Достоевского «Братья Карамазовы» сильнее всего всколыхнул читающую Россию. Мерзавцы дразнили меня необразованной верой в Бога, им ли меня учить? Да их глупой природе и не снилось такой силы отрицания, к которой перешел я. Стало быть, не как мальчик я верую во Христа, а через большое горнило сомнений моя осанна прошла. Я боюсь сведению небес на землю, результатом будет создание церкви атеистов. Я сложил в себе символ веры, он очень прост.
В 1839 г.
Достоевский сформулировал своё творческое кредо: «Человек есть тайна. Её надо разгадать, и ежели будешь её разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком» Полное собрание сочинений: В 30 т. Ленинград, 1985. В начале 1841 г. Достоевский читал друзьям отрывки из двух своих драм — «Борис Годунов» и «Мария Стюарт»; в 1844 г. Рукописи драм не сохранились, но их названия дают представление о литературных ориентирах Достоевского: А. Пушкин, Ф. Шиллер, Н. По окончании курса 1843 и после кратковременной службы полевым инженером-подпоручиком Петербургской инженерной команды в 1844 г.
Живя в Санкт-Петербурге как «литературный пролетарий», Достоевский познал хроническое безденежье, сопутствовавшее ему до конца жизни, унизительную зависимость от издателей. Дебютировал в печати в 1844 г. В 1846 г. Некрасова «Петербургский сборник» опубликовал роман в письмах «Бедные люди», вобравший в себя опыт повестей о «бедном чиновнике» в русле традиций натуральной школы прежде всего «Шинели» Н. Гоголя , но радикально его переосмысливший: эпистолярная форма позволила Достоевскому перенести акцент с изображения внешней жизни персонажа на раскрытие его самосознания, утвердить внутреннее, человеческое достоинство «маленького человека». Речевой стиль, выработанный Достоевским в этом первом произведении, отличающийся «напряжённым предвосхищением чужого слова» М. Бахтин , станет отныне характерной приметой творчества писателя. Роман был восторженно встречен В. Белинским , определившим талант автора как необыкновенный и самобытный, а его произведение — как первую попытку русского социального романа.
Однако уже в 1846 г. Вместе с тем оригинальность Достоевского как глубокого психолога оценил В. Майков , заметивший, что у Достоевского изображения действительности составляют лишь «фон картины и обозначаются большею частию такими тонкими штрихами, что совершенно поглощаются огромностью психологического интереса» «Нечто о русской литературе в 1846 году», 1847. Среди произведений этого периода: комическая переписка двух шулеров «Роман в девяти письмах», 1846 , рассказ «Господин Прохарчин» 1846 о чиновнике-скопидоме, фантастическая повесть «Хозяйка» 1847 , рассказ-очерк о шуте по доброй воле «Ползунков», 1848 , сентиментальная повесть о жизни петербургской бедноты «Слабое сердце», 1848 , водевильный рассказ об обманутом муже «Чужая жена и муж под кроватью», 1848 , очерк-фельетон «Честный вор» 1848 , фельетон «Ёлка и свадьба» 1848 , а также повесть о мечтателях «Белые ночи» 1848 и незавершённый роман «Неточка Незванова» 1849 , в которых наметились черты, получившие развитие в дальнейшем творчестве писателя: исключительность характеров и ситуаций, углублённый психологический анализ противоречивых чувств и мыслей персонажей. Конфликт с В. Белинским и его кругом вынуждал Достоевского искать новые литературные связи. Бекетова, А. Бекетова и Н. Бекетова , с 1847 г.
Петрашевского ; сблизился с радикальным петрашевцем Н. За публичное чтение письма Белинского к Гоголю Достоевский был арестован [23 апреля 5 мая 1849], провёл под следствием 8 месяцев в Алексеевском равелине Петропавловской крепости. В последнюю минуту казнь по распоряжению Николая I была заменена 4-летней каторгой и последующей службой рядовым. В январе 1850 г. Достоевский в оковах был доставлен в Тобольск, где встретился с жёнами декабристов они подарили ему Евангелие , которое писатель бережно хранил всю жизнь. С января 1850 г. В 1855 г. Весной 1857 г. Достоевскому было возвращено потомственное дворянство и право печататься.
В 1857 г. Исаевой, овдовевшей супруге местного чиновника; согласие на брак с «бывшим каторжником» Исаева дала после длительных колебаний; их союз был несчастлив. В марте 1859 г. Достоевский по прошению вышел в отставку в чине подпоручика и получил разрешение жить в Твери с запретом въезда в обе столицы. В конце года последовало разрешение свободного повсеместного проживания, и в декабре 1859 г. Исаевым переехал в Санкт-Петербург.
Каторга не проходит бесследно для здоровья писателя: вскоре он начинает испытывать приступы эпилепсии эта проблема соотношения физического и нравственного здоровья человека будет представлена в романе «Идиот», главный герой которого — князь Мышкин также страдает падучей болезнью. Но все же, несмотря на все трудности и лишения, каторга примиряет Достоевского с жизнью, он возвращается, просветленный пониманием ее смысла и значения. Фотография М. На страницах этих журналов он печатает свои ранние произведения «Униженные и оскорбленные», «Записки из Мертвого дома», «Записки из подполья» и другие.
В 1862 году Достоевский отправляется в Европу. Но его финансовое положение оставляет желать лучшего. Из-за долгов писатель вынужден оставить работу над «Преступлением и наказанием» «психологическим отчетом одного преступления», как о своем романе говорил сам автор и подписать с издательством договор на создание в кратчайшие сроки другого романа. Эх, хотя бы один роман написать, как Толстой или Тургенев, — не наскоро и не наспех», — пишет он в тот драматичный момент своему брату Михаилу и приступает к «Игроку», в котором отражает свои непростые отношения с Аполлинарией Сусловой женой Василия Розанова и рулеткой. Записать роман ему помогает профессиональная стенографистка Анна Сниткина, а в следующем году она становится его супругой, будучи на 25 лет моложе писателя. В 1868 году Достоевский завершает работу над «Идиотом», где пытается изобразить положительно прекрасного человека. Задача оказывается непростой, так как, по замечанию самого писателя, идеал ни в России, ни в Европе еще не выработался и «на свете есть только одно положительно прекрасное лицо — Христос». В 70-е годы Достоевский по предложению Н. Некрасова публикует в журнале «Отечественные записки» роман «Подросток». А в 1876 году самостоятельно издает «Дневник писателя», после чего полностью посвящает себя работе над «Братьями Карамазовыми».
Фотография Н. В эти дни популярность писателя достигает апогея. Он становится «властителем умов» своего поколения. И каждое его появление на концертах и чтениях сопровождается овациями.
Достоевская умерла от чахотки. По мнению исследователей творчества великого писателя, отдельные черты Марии Фёдоровны нашли отражение в образах Софьи Андреевны Долгорукой «Подросток» и Софьи Ивановны Карамазовой «Братья Карамазовы» [12] Старший брат Достоевского Михаил также стал литератором, его творчество было отмечено влиянием брата, а работа над журналом «Время» осуществлялась братьями в значительной мере совместно.
Младший брат Андрей стал архитектором, Достоевский видел в его семье достойный образец семейной жизни. Достоевский оставил ценные воспоминания о своём брате. Из сестёр Достоевского наиболее близкие отношения сложились у писателя с Варварой Михайловной 1822—1893 , о которой он писал брату Андрею: «Я её люблю; она славная сестра и чудесный человек…» 28 ноября 1880. Из многочисленных племянников и племянниц Достоевский любил и выделял Марию Михайловну 1844—1888 , которую, согласно воспоминаниям Л. Достоевской , «любил как собственную дочь, ласкал её и развлекал, когда она была ещё маленькой, позднее гордился её музыкальным талантом и её успехом у молодых людей», однако после смерти Михаила Достоевского эта близость сошла на нет. Вторая жена — Анна Сниткина , из обеспеченной семьи, стала супругой писателя в 20 лет.
В это время конец 1866 года Достоевский испытывал серьёзные материальные затруднения и подписал контракт с издателем на кабальных условиях. Роман «Игрок» был сочинён Достоевским и продиктован Сниткиной, работавшей стенографисткой, за 26 дней и сдан в срок. Все финансовые дела семьи Анна Достоевская взяла в свои руки. Потомки Фёдора Михайловича продолжают проживать в Санкт-Петербурге. Ноговицын в своей работе [13] , Достоевский является самым ярким представителем «онтологической», «рефлексивной» поэтики, которая в отличие от традиционной, описательной поэтики, оставляет персонажа в некотором смысле свободным в своих отношениях с текстом, который его описывает то есть для него миром , что проявляется в том, что он осознает своё с ним отношение и действует, исходя из него. Отсюда вся парадоксальность, противоречивость и непоследовательность персонажей Достоевского.
Если в традиционной поэтике персонаж остаётся всегда во власти автора, всегда захвачен происходящими с ним событиями захвачен текстом , то есть остаётся всецело описательным, всецело включённым в текст, всецело понятным, подчинённым причинам и следствиям, движению повествования, то в онтологической поэтике мы впервые сталкиваемся с персонажем, который пытается сопротивляться текстуальным стихиям, своей подвластности тексту, пытаясь его «переписать». При таком подходе писательство есть не описание персонажа в многообразных ситуациях и положениях его в мире, а сопереживание его трагедии — его своевольному нежеланию принять текст мир , который неизбывно избыточен по отношению к нему, потенциально бесконечен. Впервые на такое особое отношение Достоевского к своим персонажам обратил внимание М. Дом-музей писателя в Старой Руссе Политические взгляды Необходимо проверить точность фактов и достоверность сведений, изложенных в этой статье. На странице обсуждения должны быть пояснения. Проверить нейтральность.
Биография Достоевского - кратко, самое главное и интересное (3 варианта)
Фёдор Михайлович Достоевский родился 30 октября (11 ноября) 1821 года в Москве в Мариинской больнице для бедных Московского воспитательного дома. Уже ощущая болезненную страсть к бильярду, летом 1862 года Достоевский отправился за границу подлечить больные легкие. Семейная жизнь Федора Достоевского с первой супругой Марией была омрачена множеством скандалов и изменами писателя, но доподлинно известно, что она скончалась от чахотки в 1864 году.
Достоевский, Фёдор Михайлович
Летопись жизни и творчества Достоевского Хронология жизни Достоевского Основные даты жизни Достоевского. Последний год жизни Достоевского ознаменовался выступлением на открытии памятника А. С. Пушкину в Москве [6(18) – 8(20) июня 1880]. Последние восемь лет жизни были наиболее удачными и светлыми годами Достоевского. Основные даты жизни и творчества Достоевского. Чермашня в воспоминаниях Достоевского занимает особое место: именно здесь в 1839 году был найден мёртвым его отец.