Новости гагаузы что за нация где живут

Потому что в Гагаузии есть церковь, гагаузы — патриархальный, верующий народ. Показываем и рассказываем, чем живут современные гагаузы и какое влияние они оказали на историю Молдовы.

Где находится Гагаузия и почему ее жители разговаривают на турецком языке

В Молдове гагаузы составляют около 4% населения и в основном проживают в автономной территории Гагаузии, которая расположена на юге страны. Показываем и рассказываем, чем живут современные гагаузы и какое влияние они оказали на историю Молдовы. Большинство гагаузов проживает в Молдове, где они составляют около 4% населения страны.

Северо-Осетинский информационный портал «REGION15.RU».

Современных лингвистических обоснований не имеет. Наиболее вероятно, что в этногенезе гагаузского народа принимали участие все вышеназванные группы [6]. Генетическое происхождение [ править править код ] Последнее исследование генетической составляющей, проводившееся с гагаузами из разных населённых пунктов, не внесло ясности в вопрос об их происхождении. Исследователи отметили, что генетически гагаузы крайне неоднородны. В одной выборке у гагаузов обнаружились балканские корни, в других — тюркские сельджукские [9] [10].

Это заметно и во внешних, физических чертах гагаузов. Филогенетический анализ Y-ДНК указывает на наибольшее родство гагаузов с болгарами и другими балканскими народами. Детальное исследование гаплотипов выявило некоторые связи гагаузских и турецких ветвей, что даёт некоторое подтверждение сельджукской [9] гипотезе. Лингвистические особенности [ править править код ] Логично предположить, что объединяющими факторами становления гагаузов как народа были тюркский язык и христианская религия, которые и отличали их от остальных жителей Балкан.

Авторы исследования также выдвигают гипотезу, что тюркский язык является заимствованием, а предки гагаузов — это коренные жители Балкан [10].

И сразу же подали документы на оформление гражданства. Спустя полтора года мы получили российские паспорта, тогда упрощенной программы оформления гражданства не было. Обязательное условие — отказ от гражданства Молдовы и, соответственно, выписка с предыдущего места жительства. Мы, не задумываясь, это сделали», — рассказывает Светлана. Светлана и Николай понимали, что российское гражданство позволит им работать легально и быть вместе, быть настоящей семьей.

Там все так же не хватает рабочих мест. В России молдавских гастарбайтеров меньше не стало, только теперь они с российскими паспортами», — говорит Николай. Надежда и Петр Куюжуклу Сын Николая и Светланы Петр, студент четвертого курса Рославльского железнодорожного техникума, далее планирует стать машинистом и получить высшее образование. В перспективности выбранной специальности Петр не сомневается. Но его планы на будущее в скором времени будут прерваны службой в армии. Кстати, если в Гагаузии каждый второй молодой человек пытается увильнуть от службы, то российские гагаузы, как оказалось, «не косят» от армии.

За последние три года уже отслужили трое ребят-гагаузов из деревни Липки, еще двое, Петр и его друг Иван, достигли призывного возраста и уже гадают, в какие войска будут призваны. Николай и Светлана считают, что в России у их детей будет хорошее и перспективное будущее, ради этого они и переехали сюда жить. По данным последней переписи населения 2010 г. И большинство из них — 9 732 — предпочитают жить в городах — 9 732, в сельской местности же проживают 3 958 человек. Анна Узун Семья Узун — это еще одна семья гагаузов, переехавших в российскую глубинку, в деревню Липки, из Казаклии. Анатолий и Анна понимали, что из-за отсутствия достойно оплачиваемой работы на родине Анатолию придется регулярно ездить на заработки в Россию.

Но и в Гагаузии своего будущего не видели. Колхоз в Казаклии развалили на мелкие крестьянские хозяйства, все предприятия, которые в советское время считались передовыми и приносили стабильный доход, перестали функционировать. Работы практически не было, а если и находилась, то зарплату платили раз в несколько месяцев. Мы решили переехать в Россию. Толя уже бывал в Липках неоднократно, здесь жили его родственники — семья Марии и Николая Кавалжи. Они были первыми гагаузами, переехавшими в деревню Липки в 1983 году.

Мы понимали, что будем тут не одни», — рассказывает Анна Узун. Анна и Анатолий воспитывают двоих детей, сына Диму 12 лет и дочь Кристину 7 лет. Получив материнский капитал и оформив ипотечный кредит, семья купила квартиру в Смоленске. Но менять деревенскую жизнь на городскую не собирается. Квартиру в Смоленске пока сдаем. Переезжать туда совсем не хочется.

Нам лучше быть поближе к природе, иметь свое хозяйство, огород. В общем, есть чем заняться. Когда дети вырастут, возможно, переедут в город. А мы точно нет», - говорит Анна. Детство Димы и Кристины проходит в живописной русской деревне с гагаузским колоритом. Войдя в дом семьи Узун, сразу бросаются в глаза домотканые ковры, привезенные из Казаклии, что создает особый уют.

В семье между собой чаще говорят на гагаузском. Дима свободно владеет гагаузским, Кристина все понимает, но очень мало говорит. Мы считаем, что они должны знать свои корни и традиции. К примеру, на Новый год дети ходят колядовать. Зайдя во двор к русским, они поют колядки на русском языке, а у гагаузов на гагаузском», — рассказывает Анна. Но больше всего «гагаузского», конечно же, на кухне.

В Липках в каждом доме, где живут гагаузы, всегда угостят чем-нибудь из национальной кухни: «гёзлемя», «катлама» и «кыырма», «суанны», «саарма», гагаузские соленья — «туршу». Гагаузская кухня. Российские гагаузы не потеряли своей национальной идентичности и самобытности. Здесь хранят культурные ценности и традиции гагаузов.

Сейчас медиа пространство Молдовы стало ареной развертывания информационной борьбы. При просмотре новостей с ее территории может создаться впечатление, будто все православные христиане Молдовы категорически против дать возможность своим землякам мусульманского вероисповедания соблюдать предписания своей религии. Однако это далеко не так.

Эти претензии являются необоснованными и противоречат гарантированному Конституцией праву на свободу вероисповедания. Массовые протесты христианских священнослужителей больше похожи на пиар. А тот факт, что начались они не в марте, когда Лига была зарегистрирована, и не в апреле, когда об этом узнали в обществе, а в разгар кампании по недавно прошедшим местным выборам, заставляет думать о политической подоплеке «крестового похода». Вероятно, также, что молдавская Церковь обеспокоенная уменьшением количества своих прихожан, вызванное повальным выездом на длительный период времени на работу в Европу, Россию и Турцию, пытается таким образом сохранить оставшуюся часть своей паствы, ограждая ее умы от «захвата» другими конфессиями. Причем аргументами на проводимых митингах протеста по всей Молдове «борцы за веру» не гнушались. Одним из аргументов в развернувшейся вокруг вопроса полемике является воззвание к исторической памяти народа и ссылки на молдавско-турецкие войны, которые имели место быть. Аргумент довольно странный, если учитывать, что Молдова с Турцией в наше время строят довольно тесные партнерские отношения и намерены в дальнейшем их развивать.

Тем более не могут и не должны отвечать за конфликты с государством, к правопреемнику которого у официального Кишинева никаких претензий не имеется, молдавские мусульмане. Турция - не единственная страна, с которой молдаване в свое время воевали. Однако, как отмечают сами же использующие анти-турецкие аргументы участники обсуждения, за практически 300 лет османского правления в Молдове не было построено ни одной мечети. Приводящие этот аргумент люди видят это в свете того, что строительство мечетей остановили их предки и взывают именно к их исторической памяти, не желая видеть очевидного: завоеватель, могущественная империя, у которой хватило военного ресурса подчинить себе молдавские земли, при желании могла бы без труда найти военный ресурс и на принудительную исламизацию этих земель. Но этого сделано не было, несмотря на наличие возможности и подчиненный статус Молдовы. Более того, Штефан чел Маре Великий , фактически впервые консолидировавший молдаван как нацию и немало воевавший с турками, предвидел, что в будущем Молдова может потерять свою самостоятельность.

Радлов считает, что имя гагауз есть испорченное гаг-огуз. Огузы или узы это название одного из турецких племен.

Когда гагаузы приняли православие, неизвестно, но можно думать, что еще в XI или XII веке, и именно от русских; дело в том, что черные клобуки, после разгрома их Владимиром Мономахом, были в 1080 г. Роси, в нынешней Киевской губ. Погребения торков найдены В. Городцов , в южной Бессарабии, в Изюмском уезде Харьковской губ. Роси в Киевской губ. Так как у меня не получается встроить видеофайл, то посмотреть фильм можно по ссылке: Гагаузию называли «охранным отрядом» Византии, этот народ сохранил веру под игом Османской империи. И в наше время на референдуме проголосовал против интеграции в Евросоюз. О том, откуда такая стойкость, о духовных корнях гагаузского народа, о его истории и традициях, о его выборе мы беседуем со священником из Гагаузии протоиереем Димитрием Киорогло.

Доверчивые — Отец Димитрий, добрый день! Какую роль играет Церковь в Молдавии и Гагаузии? Митрополия объединяет все народы нашей Республики Молдова. Да и палитра многонациональная, но православная вера у нас доминирует. Из больших это, прежде всего, молдавский народ, украинский народ, гагаузско-болгарский, русский народ русские даже больше, чем гагаузы и болгары, представлены. Ну, и другие народы есть: цыгане, поляки… — Гагаузы — это один из немногих народов, который, приняв Православие, сумел сохранить его в течение очень многих столетий. На ваш взгляд, почему? И как отразилась такая верность Православию на этом народе?

Приняв крещение, он изменился — Крещение его изменило! И такое восприятие веры способствовало сохранению этой однажды принятой веры на тысячу лет. Тюркоязычные христиане-гагаузы подвергались со стороны османов большому нажиму, потому что говорили все-таки на близком им языке — тюркском. Это балканский диалект турецкого языка. Что это за люди? Мы не знаем случаев перехода в ислам среди гагаузов — Гагаузы очень защищали свою веру, случаев перехода в ислам среди них мы не знаем. Это особенно видно на примере катастрофы 1922 года, когда бо льшая часть гагаузов, греков, болгар была переселена из Турции в Болгарию и Грецию, а на их место из Боснии, из той же Греции, по решению Лозаннской и Генуэзской конференций, приехали турки. Причем турки переселяли в первую очередь гагаузов, потому что они зарекомендовали себя очень ревностными православными христианами.

Я слышал, что Молдавия — такое белое пятно на духовно-образовательной карте Европы. Согласны ли вы с этим? Действительно ли там так сложно обстоят дела с преподаванием религиозных дисциплин в школах? Где-то в 700 школах, не меньше. Поэтому они ближе к восточным своим соседям — украинцам, россиянам. Ведь издревле Русское княжество выходило на Дунай. Еще князь Святополк ходил походом на Доростол — это сегодняшняя Силистра в Болгарии. То есть они всегда были связаны… Сегодня, когда агитируют интегрироваться в Европу, зазывают: «Идите к нам», население все-таки хочет жить в тех традициях, которые проверены тысячелетиями.

Я думаю, что эти убеждения надо уважать. Референдум, который проводился у нас в Гагаузии, — это, можно сказать, диагноз. Как мы знаем, когда мы идем к врачу и нам ставят диагноз, мы доверяем нашему доктору, и в данном случае референдум — это момент доверия народу, который высказался, а не политическим группам, которые под видом демократии куда-то народ зазывают. А насколько гагаузы доверяют Церкви? И они передают веру своим детям. Это доверие Церкви будет всегда, независимо от каких-то внешних моментов. Общественный деятель Иван Гугуджи в свое время сказал, что Гагаузия — это исторический охранный отряд Византии — из-за такой приверженности Православию. Как этот ваш потенциал Православия может пригодиться другим народам, всему миру?

Чему можно поучиться у гагаузов? Они обладают миролюбием! Я бы сказал даже — доверчивостью. Они легко сходятся с другими, они гостеприимны, и это помогло им сохраниться на протяжении тысячелетий, хотя это малочисленный народ. Они шли по истории, сохранились до наших дней.

МИР для автономии: как Россия оказывает поддержку населению Гагаузии

Кто такие гагаузы и их происхождение — молдаване какой веры Приднестровская Молдавская Республика, где проживает 475 тыс. человек (из которых 360 тыс. имеют гражданство Молдавии) появилась в 1990 году, отделившись от Молдавии во время гражданской войны.
Страна трех городов и двадцати девяти сел: history_ru — LiveJournal Показываем и рассказываем, чем живут современные гагаузы и какое влияние они оказали на историю Молдовы.
Гагаузы: что за нация и где они живут Гагаузы – тюркский народ христианского вероисповедания, основная часть которого проживает в северной части центрального Буджака, с 1940 года вошедшего в южные пределы Республики Молдова.
ВЗГЛЯД / Москва дала Гагаузии финансовую независимость от Кишинева :: В мире Гагаузы небольшой народ, проживающий на территории Молдавии и Украины.
Что нужно знать о Гагаузии: инфографика Гагаузы – тюркский народ, традиционно исповедующий православие.

Гагаузы: их культура и история

  • Гагаузы, кто они?
  • Навигация по записям
  • Дискриминация гагаузов
  • Государственные символы
  • Музеи ЭТНОМИРа

«Гага Ностра»

  • Гагаузия: как маленький народ сохранил веру под турками? /
  • Гагаузы: что за нация и где они живут
  • Гагаузы | это... Что такое Гагаузы?
  • Москва дала Гагаузии финансовую независимость от Кишинева
  • Гагаузы: их язык и кто они такие

Гуцул рассказала, в каком случае Гагаузия обратится к России

Напомним, что население Гагаузии составляет около 135 тысяч человек и состоит в основном из тюркоязычных переселенцев с Балканского полуострова, однако русский язык по-прежнему считается там одним из официальных наряду с гагаузским и румынским. Гагаузский правозащитник, основатель движения «Гагауз халкы» («Гагаузский народ») Иван Бургуджи сказал «НГ»: «Необходимо неукоснительно соблюдать требования норм Конституции РМ об особом правовом статусе Гагаузии. Гагау́зы — тюркоязычный народ, исторически сформировавшийся на севере Балканского полуострова вблизи Черноморского побережья в таких городах, как Варна, Каварна, Добруджа. Автономная область Гагаузия, где проживает тюркское меньшинство, говорящее на русском и гагаузском языках. Гагаузы – это тюркский народ христианского вероисповедания, проживающий в основном на территории исторической тюркской области Буджак, поделённой ныне между Молдовой и Украиной.

Молдавия все ближе к расколу: станет ли Гагаузия 90-м регионом России

Не просто переселенцы Центр маленькой Бешалмы выглядит как небольшой городок, с фонтанами, памятниками и храмом. Здесь в музее будем погружаться в историю Гагаузии, тем более, гостей тут встречают с виноградом. В здании несколько залов и каждый отвечает за определенную эпоху. Оказывается, долгое время гагаузы не были официально обозначены как отдельный народ, пока этот факт не разглядел российский учёный-этнограф, генерал-лейтенант Валентин Мошков. Если бы не он, мы бы не знали как жили наши предки 100 лет назад», - рассказывает гид по музею Кеся Мария Ивановна. Гагаузы в Бразилии Отдельный стенд в музее посвящен массовой эмиграции из Гагаузии в Бразилию в начале 20 века, когда эти края были частью Румынии вместе с остальной Бессарабией. Тысячи гагаузов тогда бросили родные края, часть из них вернулась, а остальные надолго потеряли контакт с родиной, пока в последнее время он не начал налаживаться. Уехать можно было только всей семьей и даже на паспорт фотографировали сразу всех её членов. Кто в доме хозяин?

Многое в музее говорит об особенностях гагаузской семьи, где роли мужчины и женщины разделены сильнее чем в других народах. Ей так было удобнее», - с улыбкой продолжает гид. Для того, чтобы большую гагаузскую семью было проще представить, здесь есть и макет типичного двора, где на самом почетном месте сидит старший.

Условия были выгодными и часть крестьян, в том числе часть гагаузского населения, эмигрировали на дикие земли, которые со временем превратили в богатые сельскохозяйственные угодья. Не считая тех лет 1918-1940 , когда Бессарабия входила в состав Румынии, она с начала 19 века была в составе Российской империи, затем Советского Союза — Молдавской ССР. Еще одна часть гагаузского населения ушла на Кавказ. В 1918 году, в хаосе гражданской войны, горцы разоряли крестьянские хозяйства гагаузов и те перекочевали в Семипалатинскую губернию. Через 7 лет они обратились к руководству Кабардино-Балкарской Республики с просьбой разрешить им вернуться обратно. До переселения в Бессарабию гагаузы принадлежали к Болгарской и Греческой православным церквям. После переселения в начале XIX века части населения гагаузов на территорию Бессарабии они перешли в лоно Русской православной церкви. Большинство гагаузов в настоящее время исповедует православие, хотя есть среди них и протестанты. Их переход к христианству в 13 веке связывают с активной миссионерской деятельностью некоего Сары Салтыка, под именем которого, по балканским легендам, мог скрываться св. Георгий, св. Илья, св. Симеон, св. Наум, святитель Спиридон или святитель Николай. Жили гагаузы патриархальными семьями с довольно жесткими устоями. Жесткими для молодых женщин. Мужчина, разумеется, был в доминирующем положении. За ним было решающее слово во всех делах. Битыми ходили жены и дети, однако нормы порядка обязывали делать это так, чтобы последствий не видели посторонние.

Затем они выделились в силу принятия христианства. А есть еще шестая версия, седьмая и … двадцатая. Если придерживаться версии про турок-сельджуков, тогда предки гагаузов появились на севере Балканского полуострова в 13 веке. Если булгарской версии — то еще в 7 веке. Исследования показывают, что генетически гагаузы очень неоднородны: «В одной выборке у гагаузов обнаружились балканские корни, в других — тюркские сельджукские ». Негенетические исследования подтверждают участие в формировании этого этноса кыпчаков, печенегов, половцев, огузов, булгар-тюрок и схожесть с формированием этносов ногайцев, крымских татар, чуваш, волжских татар, башкир. Внешне гагаузы больше всего похожи на молдаван, южных украинцев, болгар, сербов, македонцев, но достаточно часто встречаются татарские и турецкие лица. Когда в 19 веке османы почти полностью потеряли свое господство над Европой, на Балканах началось время безвластья. Полуостров продолжали делить между собой две империи — Российская и Османская, война шла уже давно. Россия при этом предлагала жителям Балкан обосноваться в малонаселенной южной Бессарабии. Эмигранты получали от царских властей всевозможные экономические и правовые преференции для освоения диких степей Бессарабии. Условия были выгодными и часть крестьян, в том числе часть гагаузского населения, эмигрировали на дикие земли, которые со временем превратили в богатые сельскохозяйственные угодья. Не считая тех лет 1918-1940 , когда Бессарабия входила в состав Румынии, она с начала 19 века была в составе Российской империи, затем Советского Союза — Молдавской ССР. Еще одна часть гагаузского населения ушла на Кавказ. В 1918 году, в хаосе гражданской войны, горцы разоряли крестьянские хозяйства гагаузов и те перекочевали в Семипалатинскую губернию. Через 7 лет они обратились к руководству Кабардино-Балкарской Республики с просьбой разрешить им вернуться обратно. До переселения в Бессарабию гагаузы принадлежали к Болгарской и Греческой православным церквям. После переселения в начале XIX века части населения гагаузов на территорию Бессарабии они перешли в лоно Русской православной церкви.

Лингвистические особенности [ править править код ] Логично предположить, что объединяющими факторами становления гагаузов как народа были тюркский язык и христианская религия, которые и отличали их от остальных жителей Балкан. Авторы исследования также выдвигают гипотезу, что тюркский язык является заимствованием, а предки гагаузов — это коренные жители Балкан [10]. История [ править править код ] В связи с тем, что на сегодняшний день не найдено исторических документов, датирующихся ранее XIX века, где бы упоминалось название гагаузского народа, история гагаузов до сих пор является предметом спора у историков. Ниже приведены основные предположения: XIII век 1259—1320 — период христианизации предков гагаузов на Балканском полуострове , оказавшейся возможным главным образом в результате многолетней миссионерской деятельности легендарного Сары Салтыка , который в различных балканских легендах отождествляется с такими христианскими святыми, как святой Георгий , святой Илья , святитель Николай , святой Симеон , святой Наум или святитель Спиридон. XIV век 1320—1347 — предки гагаузов находились в независимом болгарском Карвунском княжестве под предводительством тюркоязычного христианина кыпчакского происхождения Балык Бей. Карвунская земля Karvunum Terra находилась на северо-востоке сегодняшней Болгарии с центром в городе Карвуна. XIV век 1347—1400 — гагаузы в независимом болгарском Добруджанском княжестве под предводительством Добрича сына Балыка , а после него c 1386 года Иванко сын Добрича. Добруджа — ныне географическая область северо-восточной Болгарии и юго-восточной Румынии. XIV—XIX век 1400—1812 — гагаузы внутри Османской империи , в той же Добрудже, территория которой в османских исторических документах упоминается под названием Уз Эйалети, что в переводе на русский значит «их родина или их семья». По статистике численности населения внутри Османской империи, датируемой 1597 годом, в г.

Православные турки

  • Прорусская Гагаузия, или Из-за чего молдаване ссорятся с «бессарабскими чеченцами»
  • Гагаузы — уникальное наследие, сильный дух и открытый ум
  • Содержание
  • Гуцул обвинила власти Молдавии в обнищании народа
  • Беседа с протоиереем Димитрием Киорогло

Страна трех городов и двадцати девяти сел

Видео: как на самом деле живет народ Молдавии автономного образования Гагаузии(Гагауз Ери).Государственный флаг автономии отражает его демократические начала, символизирует прошлое, настоящее и будущее гагаузского народа.
Гагаузия ждёт русскую армию в Одессе, чтобы уйти из Молдавии последние известия.

Мятежные гагаузы: что это за народ и почему они хотят войти в состав России

Республика Гагаузия трансформировалась в Автономное образование Гагаузия — Гагауз Ери. В Молдове гагаузы составляют около 4% населения и в основном проживают в автономной территории Гагаузии, которая расположена на юге страны. Гагаузы – народ тюркского происхождения и православной веры, который исторически проживал на территории области Буджак, поделённой ныне между Молдовой и Украиной. Гагаузы — это народ, который обитает в определенных районах Молдовы, Украины, Болгарии, Казахстана и России. 83,8%, болгары - 4,9%, молдаване - 4,7%, русские - 3,2%, украинцы - 2,5%, другие - 0,9% (по результатам переписи населения 2014 года в Молдавии). 83,8%, болгары - 4,9%, молдаване - 4,7%, русские - 3,2%, украинцы - 2,5%, другие - 0,9% (по результатам переписи населения 2014 года в Молдавии).

Сергей Гайдаржи: Гагаузы — горячий народ, который всегда за себя постоит

Ответы : кто такие гагаузы и где они живут? Сейчас башкан Гагаузии живет в родном селе Етулия, до этого большую часть времени проводила в Кишиневе.
Гагаузы | это... Что такое Гагаузы? Гагаузы -тюркскоязычный народ, исповедующий православие, замешанное на некоторых сохранившихся татарско-турецких традициях.
Ислам в СНГ: Современные гагаузы Гагаузы — потомки древних тюркоязычных народов, предположительно огузов, живших в степях Монголии и Центральной Азии до XI столетия.
Гагаузия: как маленький народ сохранил веру под турками? / Об этом РИА Новости заявила глава Гагаузии Евгения Гуцул.

Буджакский историко-этнографический регион и гагаузы

По этой же причине, кстати, была сведена на нет возродившаяся в конце 1917 года в Бессарабии государственность молдавского народа. В условиях жесточайшей националистической дискриминации местного населения, и, прежде всего, гагаузов, румынскими властями в эти тяжелейшие годы, разумеется не могло быть и речи о восстановлении гагаузами своего права называться самобытным народом, уже не говоря о возможности реализовать свое право на самоопределение, на развитие своей письменности и своей национальной культуры. Не изменил эту ситуацию в отношении гагаузов и 1940 год, когда 2 августа была образована Молдавская ССР. Одним росчерком пера советские власти, без выявления на то воли гагаузов и болгар, разделили на две неравновеликие части их этнические территории. Трагические последствия этого выразились в том, что на многие десятилетия компактно расселенный гагаузский народ оказался на своей же этнической территории рассредоточенным по различным административным районам и фактически затерянным в многонациональной массе населения Буджака. Разведенный границей двух национальных республик, распятый по административно-территориальным весям, народ на своей этнической территории оказался лишенным возможности консолидироваться для решения проблем своего выживания и национального возрождения. Национальное самосознание и процессы возрождения, теплящиеся в среде гагаузской интеллигенции, получили распространения в конце 80-х годов, когда в Советском Союзе начались демократические перемены и появилась возможность заявить о культурных и экономических проблемах гагаузов. Активисты из числа гагаузской интеллигенции, объединив усилия с другими этническими меньшинствами создали движение "Гагауз Халкы" в 1988 году. В 1989 году "Гагауз Халкы" провели свой первый съезд, гдебыло принято решение о создании гагаузской автономии на юге Молдовы со столицей в г. В августе 1990 года в Комрате было декларировано создание гагаузской республики, но правительство Молдовы аннулировало декларацию. Национальное движение получило всенародный характер, когда румынский язык был принят как государственный язык в Молдове.

Многонациональное население Юга Молдовы отнеслось к этому решению неоднозначно. Обострившиеся языковые, культурные и экономические проблемы подтолкнули население региона не повиноваться кишиневским властям и поддержать стремление гагаузского народа к независимости. Только в 1994 году 23 декабря Парламент Республики Молдова принял закон об особом правовом статусе Гагаузии Гагауз Ери , решив конфликт мирным путем. Этот день - день образования Гагаузии является национальным праздником. Многие европейские правозащитные организации признали Гагаузию,как пример разрешения локальных национальных конфликтов для других стран. В результате референдума определились границы Гагаузии. По желанию населения в нее вошли 3 города и 27 сел. В 1999 г. В 2002 г. За пришлых, за людей второго сорта их считают на юге Одесской области Украины, заставляя срочно становиться "щирыми украинцами"и восхвалять немецко-фашистских пособников Бандеру и Шухевича.

Гагаузский танец Давно уже хотел сделать постинг о гагаузах. Кто такие, откуда пришли в Бессарабию? На каком языке говорят? Ученые до сих пор спорят, но никак не могут придти к общему знаменателю, так как на этот счет существуют различные теории. Следующая информация почерпнута из книги Л. Население Бессарабии. Этнографический состав и численность. Петроград, 1923. Гагаузы это народ, говорящий на турецком языке, но исповедывающий православие. Наиболее близок он к турецким диалектам северо-восточной Болгарии, на основании чего зарубежные тюркологи Т.

Ковальский, Г. Дёрфер и др. Гагаузский язык имеет два диалекта — чадырлунгско-комратский центральный и вулканештский южный — ru. Они живут преимущественно в Комратской и Чадырлунгской волостях Бендерского уезда, в Кубейской и Ивановско-болгарской волостях Аккерманского уезда и в юго-западной части Измаильского. Здесь около 10 тысяч жителей. Кроме того, гагаузы живут и в городах Измаильского уезда напр. Всего по переписи 1897 г. Перепись 1897 г. Но приблизительное число гагаузов, около 55 тысяч, должно быть верным. В 1907 г.

Точные годы указать затруднительно, потому что гагаузы у нас до последнего времени не были отличаемы от болгар. По всей вероятности поселения основывались с 1806 года, когда Буджак, по очищении от ногайцев и турок, стал заселяться задунайскими переселенцами. Самой старой колонией оказывается Курчи, у северного конца оз. Ялпуха, основанная в 1810 году. Бессарабские гагаузы есть выходцы с Балканского полуострова. Они до сих пор живут здесь по берегу Черного моря, в Варне и к северу от нее, в Бальчике, Каварне, а также в восточной Болгарии, в округах Нового Базара, Провадии, Добрича, наконец, в румынской Добрудже, в селении Бейдаут.

Исследователи отметили, что генетически гагаузы крайне неоднородны. В одной выборке у гагаузов обнаружились балканские корни, в других — тюркские сельджукские [10] [11].

Это заметно и во внешних, физических чертах гагаузов. Филогенетический анализ Y-ДНК указывает на наибольшее родство гагаузов с болгарами и другими балканскими народами. Детальное исследование гаплотипов выявило некоторые связи гагаузских и турецких ветвей, что даёт некоторое подтверждение сельджукской [10] гипотезе. Лингвистические особенности[ править править код ] Логично предположить, что объединяющими факторами становления гагаузов как народа были тюркский язык и христианская религия, которые и отличали их от остальных жителей Балкан. Авторы исследования также выдвигают гипотезу, что тюркский язык является заимствованием, а предки гагаузов — это коренные жители Балкан [11]. История[ править править код ] В связи с тем, что на сегодняшний день не найдено исторических документов, датирующихся ранее XIX века, где бы упоминалось название гагаузского народа, история гагаузов до сих пор является предметом спора у историков. Ниже приведены основные предположения: XIII век 1259—1320 — период христианизации предков гагаузов на Балканском полуострове , оказавшейся возможным главным образом в результате многолетней миссионерской деятельности легендарного Сары Салтыка , который в различных балканских легендах отождествляется с такими христианскими святыми, как святой Георгий , святой Илья , святитель Николай , святой Симеон , святой Наум или святитель Спиридон. XIV век 1320—1347 — предки гагаузов находились в независимом болгарском Карвунском княжестве под предводительством тюркоязычного христианина кыпчакского происхождения Балык Бей.

Жили гагаузы патриархальными семьями с довольно жесткими устоями. Жесткими для молодых женщин. Мужчина, разумеется, был в доминирующем положении. За ним было решающее слово во всех делах. Битыми ходили жены и дети, однако нормы порядка обязывали делать это так, чтобы последствий не видели посторонние. Жаловаться на мужа считалось большим грехом и высказыванием неуважения к нему». Свое уважение к жене муж выказывал тем, что не ругался при ней матом и не отпускал скабрезных замечаний. Но женщины никогда не вмешивались с мужские разговоры, не давали мужу советов, сидели отдельно во время общих застолий, шли в нескольких шагах позади мужа на прогулках. Доставалось молодым женщинам и от свекровей.

А еще раньше от самого старшего поколения: бабушка играла решающую роль при выборе невесты для внуков, ее слово было важнее родительского. Готовый вступить в брак молодой человек, присмотревший невесту, сообщал об этом своим родственникам. Все, что касалось невесты, подвергалось тщательному рассмотрению: благосостояние семьи, здоровье самой девушки, ее репутация и пр. После бабушкиного: «нам подходит», отправлялись свататься. Шли рано утром или поздно вечером, чтобы скрыть «позор», если получат отказ. С первого раза ответ получали редко, однако в случае положительного решения, приступали к вопросу обсуждения «выкупа» за невесту и размера ее приданого. В качестве подтверждения намерений сватам давали платье девушки: по его меркам сторона мужа шила свадебный наряд». Свадебное платье было зеленым, а вместо фаты — венок из цветов герани. Зелёный цвет у гагаузов ассоциировался с плодородием и жизнью, а герань была цветком чистоты и непорочности.

Глава Гагаузской автономии Евгения Гуцул заявила, что официальный Кишинев пугает расправой жителей Гагаузии, которые будут пользоваться банковскими картами российской платежной системы «Мир». Власти Молдовы пытаются взять под контроль общественное телевидение Гагаузии, а то и вовсе закрыть, об этом в своем Telegram написала башкан автономии Евгения Гуцул. Приднестровскую проблему и сложные отношения Кишинева с Гагаузской автономией можно решить путем превращения Молдавии в федерацию, заявил РИА Новости оппозиционный молдавский политик Илан Шор. Глава Гагаузии Евгения Гуцул не явилась в прокуратуру для ознакомления с материалами уголовного дела о незаконном финансировании политсилы, заявил в эфире кишиневского телеканала Pro TV исполняющий генпрокурора республики Ион Мунтяну.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий