В этот день отмечается память Макария Великого — христианского святого, отшельника, почитаемого в лике преподобного. Макария Жабынского, своего небесного покровителя, настоятель нашего храма иеромонах Макарий совершил Божественную Литургию. В первый день февраля верующие отмечают день почитания памяти священнослужителя и святого отшельника Макария Великого. Православная церковь 1 марта вспоминает святителя Макария. В народе отмечают день Макария, или Макарьев день. Божественная литургия прошла в Макарьевском монастыре в честь дня памяти преподобного Макария Желтоводского.
День Макария Невского: что нельзя делать 1 марта
Вы находитесь здесь: Главная страница > Новости православия > 12 января — день памяти святителя Макария, Митрополита Московского и всея Руси. Православные верующие 1 февраля вспоминают преподобного Макария Великого, Египетского. Память преподобномученика Макария совершается в день его мученической кончины 28 мая / 10 июня, а также в Соборах новомучеников и исповедников Российских и Радонежских. В воскресенье, 4 февраля, отмечается 401 годовщина со дня кончины преподобного Макария Жабынского.
В Макарьевском монастыре прошла литургия памяти преподобного Макария Желтоводского
Общественная служба новостей узнала, что можно и чего нельзя делать 1 февраля 2024 года в Макарьев день, на Макара-весноуказчика. 1 февраля отмечается народный праздник Макарьев День или День Макария. По церковному календарю 1 февраля 2023 года верующие отмечают день святого Макария Великого, которого в народе прозвали весноуказчиком. Протоиерей Макарий Квиткин служил в Оренбургской епархии и был расстрелян в 30-е годы 20-го века. 12 января празднуется день памяти святителя Макария митрополита Московского (1482-1563 гг.), который был возведен на московскую кафедру при правлении малолетнего Иоанна Грозного.
Святые Новосибирской митрополии. Святитель Макарий (Невский)
После распада «избранной рады» Макарий остался наставником государя и служил ему до последних дней. Он ушел к Господу спокойно после ежечасных молитв, которые он возносил про себя Богу. Перед выносом тела из покоев, монахи открыли лицо старца. Оно было настолько умиротворенным, что все окружающие почувствовали какую-то благостную гармонию. Возникало ощущение, что владыка уснул и видит хороший сон.
В дохристианский период по погоде на 1-ое февраля судили о том, какая же будет весна — ранняя или поздняя. Если погода теплая — весна придет рано. Если бураны, морозы, метели — тогда поздняя. После появления христианской традиции почитания памяти Великого Старца Макария 1 февраля сложился единый праздник Макар-веснеуказчик. Мощи святого нашли упокоение в городе Амальфи в современной Италии на живописном побережье Тирренского моря в 60 километрах от Неаполя. Традиции и обряды Макарьев день принято было проводить умеренно праздно. Этот праздник встречали семейным кругом, устраивая чаепития. Приглашались друзья, знакомые. И за единым столом проводилось веселое чествование духовного преображения Макария. Важно было почувствовать духовное единение как с друзьями и родными, так и с духом Божьим. Чай был заварен на основе следующих трав: душица; зверобой; шиповник. В кипяток опускали горящую лучину из осины. Считалось, что осина сможет одарить всех, кто этот чай пьет здоровьем и долголетием. К чаю подавались угощения с медом и вареньем. Праздник дарил людям ощущение единения друг с другом и Божьим миром. Верили, что такой травяной наваристый чай придаст здоровья человеку и подарит гармонию его душе. Обязательно возносились молитвы Святому Златоусту о просвещении ума. В этот день особенно сильны заговоры об отступлении зубной боли.
Затем было совершено славление преподобному Макарию Унженскому перед ракой с его святыми мощами. Митрополит Ферапонт поздравил настоятеля, насельников монастыря и всех пришедших в этот день в храм разделить радость престольного торжества. В ответном слове епископ Алексий поблагодарил собратьев-архипастырей за совместное богослужение и также поздравил собравшихся с праздником.
Подойдя к могиле мужа той вдовы, преподобный сказал ей: — Ступай к себе домой, женщина! Затем, помолившись, Макарий воззвал к мертвецу, спрашивая его, где положил он взятое им золото. Тогда мертвый отвечал из могилы: — Я спрятал его в своем доме в ногах под моею постелью. Братия, увидав такое чудо, от сильного страха упали к ногам преподобного. Старец в назидание братии сказал: — Все это произошло не ради меня, ибо я — ничто, но ради вдовицы сей и детей ее сотворил Бог чудо сие. Знайте же, что Бог соизволяет безгрешной душе, и чего она ни попросит от Него, получает. Затем, преподобный пошел к вдовице и указал ей, где скрыто взятое ее мужем золото. Та взяла спрятанное сокровище и отдала владельцу его, и, таким образом, избавила от рабства как себя, так и детей своих. Услыхав о таком дивном чуде, все прославили Бога. Руфин пресвитер[9] повествует еще и о воскрешении преподобным Макарием третьего мертвеца. Однажды, — рассказывает он, — невинный человек был обвинен в убийстве, случившемся в тех местах, где была келья преподобного. Обвиняемый прибежал к жилищу Макария, куда за ним пришли и те, которые хотели схватить его как убийцу и предать законному суду. Он же божился и клялся, что невиновен в крови убитого, но обвинители старались представить его виновным. Когда и обвинители и обвиняемый в течение продолжительного времени спорили между собою, преподобный Макарий спросил: — Где погребен убитый? Узнав место погребения, преподобный встал и отправился туда вместе с пришедшими к нему. Помолившись долгое время над могилой коленопреклоненно, преподобный сказал предстоящим обвинителям: — Сам Господь ныне явит, действительно ли этот человек, обвиняемый вами в убийстве, виновен в нем. Воззвав, затем, громким голосом, Макарий назвал убитого по имени. И тот отвечал из могилы на его зов, и преподобный спросил его: — Верою Иисуса Христа, Сына Божиего, повелеваю тебе ответить нам, тем ли человеком убит ты, который приведен сюда. Тотчас мертвец ясным голосом ответил из могилы, что он убит не этим человеком, и его обвиняют в убийстве напрасно. Все пришедшие на могилу, пораженные сим дивным чудом, пали на землю. Припав, затем, к ногам преподобного, они стали усиленно просить его, чтобы он вторично вопросил мертвеца о том, кем он убит. Но преподобный Макарий ответил им: — Не буду спрашивать о сем, ибо достаточно для меня того, что я избавил от гибели невинного человека, виновного же предавать суду не буду. Палладий в Лавсаике[10] повествует еще о преподобном Макарии следующее. Один раз к преподобному был приведен матерью одержимый бесом юноша. Он был связан и его держали двое сильных мужей. В него вселился бес обжорства: так, он съедал три огромных хлеба и выпивал большой сосуд воды и все это извергал вон, обращая все съеденное и выпитое как бы в какой пар или дым. А пища и питие истреблялись в нем, как бы огнем. Если же мать того юноши не позволяла ему столь много есть и пить, то он употреблял в пищу даже свои испражнения. Она с плачем умоляла преподобного Макария, чтобы он помиловал сына ее и исцелил его от такого ужасного беснования. Преподобный начал усердно молиться за юношу к Господу и, спустя два дня, юноше уже сделалось легче, и он меньше стал просить есть и пить. Тогда преподобный спросил мать юноши: — Сколько ты желаешь, чтобы съедал твой сын? Но преподобный с укоризною сказал ей: — Зачем ты желаешь столь много, женщина? После семидневного поста и усердной молитвы к Богу, преподобный изгнал из юноши беса — и, по молитвам преподобного, юноша стал насыщаться в день тремя литрами хлеба. Сделав наставление юноше проводить жизнь свою не в праздности, но жить трудом рук своих, преподобный, по благодати Божией, совершенно исцелив его, передал его матери и отпустил обоих с миром. В прологе о преподобном Макарии рассказывается еще следующее. Однажды преподобный находился в пути и, когда его застигла ночь, он вошел на языческое кладбище, чтобы там переночевать. Найдя там одну старую кость умершего язычника, преподобный положил ее себе в изголовье. Бесы, видя таковое дерзновение Макария, ополчились на него и, желая его устрашить, стали кричать, называя кость женским именем: — Ступай мыться в баню. На этот призыв ответил демон, который находился в мертвой кости, положенной преподобным Макарием под голову. Лишь только он произнес эти слова, бесы громкими голосами возопили и закричали ему: — Во всем ты побеждаешь нас, Макарий, — и отступили от преподобного посрамленные. В другой раз преподобный Макарий шел по пустыне и нашел высохший человеческий череп, лежавший на земле. Повернув его своим жезлом, преподобный услыхал, как будто он издал какой-то звук. Тогда Макарий спросил череп: — Кто ты такой? Когда ты, авва Макарий, исполненный Духа Божия, умилосердившись над находящимися в муках в аду, молишься за нас, мы тогда получаем некоторое облегчение. При этом мы не можем видеть лица друг друга. Когда же ты молишься за нас, мы видим немного друг друга, и это служит нам некоторым утешением. Услыхав такой ответ, преподобный прослезился и сказал: — Проклят тот день, когда человек преступил Божественные заповеди. И снова он спросил череп: — Есть ли какие-либо другие мучения, лютейшие ваших? Те же, которые познали имя Божие, но отверглись его и заповедей его не соблюдали, мучаются внизу нас гораздо более тяжкими и лютейшими мучениями. После сего преподобный Макарий взял тот череп, закопал его в землю и удалился оттуда. Преподобный Макарий, — повествует еще о нем Руфин, — проживал в великой пустыне, имея там келью, а монастырь его находился ниже в другой пустыне; в нем было много братии. Однажды Макарий сидел на дороге, ведущей в монастырь. Вдруг он видит диавола, идущего в человеческом образе, одетого в мохнатую одежду и всего обвешанного тыквами. Макарий спросил его: — Куда ты идешь, дышащий злобою? Сказав это, диавол удалился. Преподобный же остался на дороге, желая видеть возвращение диавола. Увидев, что он возвращается, Макарий спросил: — Хорошо ли сходил в обитель? Когда я прихожу к нему, он вертится около меня, как волчок. Тогда авва Макарий встал и пошел в дальнюю пустыню в названный монастырь. Братия, услышав, что к ним идет преподобный, с пальмовыми ветвями вышли ему на встречу, и каждый из них приготовил свою келью, думая, что у него преподобный захочет остановиться. Но Макарий спросил иноков: — Кто из вас называется Феопемптом? Когда ему указали Феопемпта, он вошел к нему в келью. Тот принял преподобного с великою радостью. Оставшись наедине с Феопемптом, преподобный Макарий спросил его: — Как ты поживаешь, брат? Стыдясь открыть свои греховные помышления, инок ответил: — Нет! Теперь меня ничто не искушает. Тогда преподобный Макарий сказал с вздохом: — Вот уже сколько лет я подвизаюсь в посте и молитве, так что меня все почитают, но все же, несмотря на мои старые годы, меня сильно искушает бес любодейства. На это Феопемпт сказал: — Действительно, отче, и я сильно охвачен духом любодейства. Преподобный таким же образом спрашивал инока и о других грехах, смущающих его душу, пока тот не исповедал ему все свои согрешения. После сего преподобный спросил инока: — Сколько времени ты постишься? Если же на тебя нападут какие-либо греховные помыслы, борись с ними и никогда не спускайся умом долу, но устремляй свой ум всегда горе, и Господь тебе поможет. Утвердив, таким образом, Феопемпта, преподобный возвратился в свою пустыню. Там, сидя при дороге, он снова увидал диавола, идущего в монастырь. Преподобный спросил его: — Куда ты идешь? И, сказав так, пошел дальше. Когда же возвращался, преподобный спросил его: — Как ты нашел братию? Напротив, он теперь ополчается против меня больше, нежели все другие иноки. И я теперь поклялся уже более не приходить в тот монастырь, разве только спустя долгое время. Сказав так, диавол удалился. А преподобный Макарий возвратился в свою келью. Однажды к преподобному Макарию пришли в скит два странника — один был с бородой, другой моложе — имел только одни усы. Пришедшие спросили преподобного: — Где находится келья аввы Макария? Они отвечали: — Мы много слышали о нем и о его жизни от скитских отцов и пришли, чтобы увидать его. Тогда преподобный сказал им: Они, поклонившись ему до земли, сказали: — Мы желали бы поселиться здесь. Преподобный, видя, что они еще молоды и люди состоятельные, ответил им: — Вы не сможете прожить здесь. На это младший возразил ему: — Если ты не дозволишь нам здесь остаться, мы уйдем в другое место. Преподобный Макарий тогда подумал: зачем я прогоню их, а они соблазнятся? Лучше я приму их, и они сами от великих пустынных трудов убегут отсюда. Обратясь к ним, он сказал: — Селитесь здесь и, если можете, постройте себе келью. И он дал им топор, корзину с хлебом и соль и, отведя их вглубь пустыни, указал им одно каменистое место и сказал: — Постройте здесь себе келью, принеся для этого деревья с луга, и живите здесь. При этом преподобный подумал, что они не вынесут трудности пустыннической жизни и убегут оттуда. Юноши те спросили Макария: — Каким рукоделием занимаются иноки? И, взяв финиковые ветви, начал плести веревку, сказав: — Из этого плетутся корзины. Так и вы делайте и готовые отдавайте церковным сторожам. Они же за это будут приносить вам хлеб и соль. И преподобный оставил их одних. Юноши стали терпеливо исполнять все, что заповедал им преподобный Макарий, и не приходили к нему в течение трех лет. Вспомнив о них, преподобный подумать: «Что делают эти два юноши и почему не приходят ко мне открыть свои помышления? Вот многие приходят издалека, а эти и близко живут, но не приходят ко мне». Это же происходило потому, что юноши те никуда не ходили, только в церковь, где стояли в молчании , чтобы причаститься Пречистых Христовых Таин. Преподобный в течение целой недели молился Богу, совершенно не вкушая пищи; он просил, чтобы Господь открыл ему подвиги двух братьев. По прошествии недели, преподобный Макарий отправился к ним, желая видеть, как они живут. Когда он, придя, постучался в дверь их келью, они отворили ему и, увидав преподобного, поклонились ему до земли. А преподобный, сотворив молитву, сел. Старший дал знак младшему, и тот вышел из кельи, а сам он сел и стал плести корзину, не произнося ни слова. В девятом часу дня, постучавшись, пришел младший и, приготовив немного вареной пищи, предложил трапезу, положив три ломтя хлеба, а сам стал молча. И ели, благодаря Господа. Затем младший принес воды, и они напились. Когда же наступил вечер, иноки спросили преподобного: — Отче! Но он сказал им: — Нет! Тогда они постелили преподобному в одном углу келью рогожу, а в другом легли сами также на рогоже. Наступила ночь. Преподобный Макарий встал и стал молиться Богу, чтобы Он открыл ему добродетель юношей. В полночь внезапно раскрылась крыша кельи, и воссиял сильный свет. Но два брата те не видали света; думая, что преподобный спит, старший толкнул младшего, и, встав, оба они препоясались и, воздевая руки к небу, тайно молились. Преподобный увидал множество демонов, которые как мухи, окружили младшего брата, и одни из демонов хотели сесть на устах его, другие на глазах. Но, явился ангел Господень с огненным мечем в руках, которым и защищал его, отгоняя от него демонов. К старшему же брату демоны не осмеливались даже и приблизиться. К утру оба брата снова легли и уснули. На утро преподобный Макарий сделал вид, будто он только что проснулся. И все они встали. Старший брат спросил преподобного: — Отче! Сначала начал петь младший брат, и после каждого стиха из уст его выходила как бы огненная свеча и поднималась на небо. Потом начал петь старший; из его уст выходил огонь, как бы, какая длинная веревка и достигал до неба. После окончания утреннего правила, преподобный пожелал удалиться в свое жилище. Когда он уходил, то сказал братиям: — Молитесь обо мне, братия.
День прп. Макария Жабынского
Как выбрать качественный мед? Когда отмечают Медовый Спас в 2023 году? Медовый Спас в 2023 году отмечают 14 августа — в день начала Успенского поста, который предшествует Успению Пресвятой Богородицы. Эта дата не меняется год от года. Медовый Спас — неофициальное название праздника, в церковном календаре его нет. Памятную дату установили в честь знамений от икон Спасителя, Пресвятой Богородицы и честного креста, которые произошли в 1164 году — во время сражений князя Андрея Боголюбского с волжскими булгарами. Почему Спас называют Медовым? На Руси полагали, что в день Медового Спаса необходимо собрать весь мед: если этого не сделать, его утащат чужие пчелы. Соты из улья с самым богатым урожаем надо было отнести в церковь для освящения. Освященный мед затем делился на несколько частей: одну пасечник оставлял своей семье, другую преподносил священнослужителям, остальным медом делился с малоимущими и угощал детей.
Другое название этого дня — Мокрый Спас. В этот праздник также было принято купаться самим и купать скот, освящать и чистить колодцы, совершать крестный ход на ближайшие водоемы И все же главное содержание праздника связано с его православной, религиозной составляющей. Согласно церковному календарю, он называется Происхождением Честных Древ Животворящего Креста Господня — слово происхождение от «хождение» означает крестный ход. В этот день православная церковь совершает празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице. Само название «Спас» напоминает православным о Спасителе мира Иисусе Христе и твердости веры в него. В этот день ежегодно частичку Животворящего Креста Господня, хранившегося в домовой императорской церкви, приносили в храм Святой Софии для освящения воды, которой потом исцеляли больных. Страдающие недугами люди прикладывались к святыне, пили освященную воду из храма Святой Софии и выздоравливали. Это произошло в период битв святого благоверного князя Андрея Боголюбского с волжскими булгарами.
Написана супругой ктитора Еленой Сидоренко. В пятницу 12 января, в попраздство Рождества Христова и в день памяти святителя Макария, митрополита Московского, в храме святого апостола Филиппа в Шардже была отслужена Литургия. Богослужение возглавил настоятель храма архимандрит Александр Заркешев. Ему сослужил иерей Константин Орлов. Богослужебные песнопения исполнил приходской хор.
Он обрел блаженную кончину в возрасте 95 лет 25 июля 1444 года. И после смерти святой Макарий не оставлял своим заступничеством христиан тех краев, охраняя их от набегов татар. В 1522 году они три дня и три ночи осаждали город Солигалич в Костромской земле, но все попытки штурма были отбиты явлением грозящего неприятелю монаха. На четвертый день татары подожгли город. Тогда народ горячо взмолился святому Макарию о помощи — тотчас же пошел ливень и погасил пламя. Татары в ужасе обратились в бегство. В благодарность за чудесное вмешательство святого ему посвятили часовню при городском соборе. В 1619 году патриарх Филарет официально прославил преподобного и внес день его памяти в богослужебные книги. Около 1670 года тело святого Макария было обретено нетленным в полностью сохранившемся монашеском облачении. Монастырь на берегу Желтого озера был возобновлен стараниями инока Тетюшского Казанского монастыря Авраамия, которому было чудесное явление преподобного Макария. В 1624 году в возрожденном монастыре была построена первая деревянная церковь. В 1641 году у стен обители начала действовать знаменитая Макарьевская ярмарка, и с этого времени монастырь стал строиться и благоукрашаться благодаря пошлинным доходам и добровольным вкладам. С 1651 по 1667 годы были возведены в камне все монастырские строения, дошедшие до наших дней. По мнению исследователей, зодчим монастырского ансамбля, возможно, был каменных дел подмастерье Максим Апсин.
От младенчества лежало на нём особое благословение Божие. Это узнавалось потому что как только звон колокола начинал созывать верующих к службе, лежащий в люльке младенец выказывал беспокойство, но как только заносили дитя в храм, то он сразу же успокаивался и улыбался матери. Если же пытались оставить на время службы дома, начинал плакать. В подробном житии его описано, что в детстве он отличался живым умом и превосходно успевал в обучении, но игр с детьми не любил, более предпочитая степенность и рассудительность. Много времени проводил за чтением книг. Каждый день бывал на молитве в храме. В возрасте двенадцати лет, движимый желанием особо угождать Богу, Макарий тайно покидает родительский дом. Одевается в одежды нищего, называется жителем другого города и поступает в Печерскую обитель приняв иноческий постриг от руки святого архимандрита Дионисия, будущего архиепископа Суздальского. Спустя три года отец находит его, но Макарий отказывается видеться с ним, говоря, что он теперь более принадлежит Отцу Небесному, чем отцу земному. Выделяясь высокой жизнью в монастыре, он обретает славу у многих, но тяготится человеческими похвалами и принимает решение уйти в безлюдное место на реку называемую Луг. Там он обустраивает хижину для уединенной молитвы, но долго скрываться ему не удалось. Сначала к нему начинают приходить люди для духовного совета, потом образуется монашеское братство и строится храм Богоявления. Преподобный, ища более глубокой молитвы, начинает тяготиться образовавшемся многолюдством. Он оставляет одного из братий настоятелем и тайно уходит в место, называемое Жёлтые Воды, находящееся на восточном берегу Волги. Но и здесь он не смог надолго укрыться от людей. Вначале к нему приходят иноверцы. Чуваши и мордва. Приносят дары. Мёд, хлеб, пшеницу. Преподобный принимает дары, не столько для себя, но чтобы было, что подать приходящим к нему. Некоторые из язычников оставляют прежние заблуждения и принимают от руки преподобного святое крещение в озере, на берегу которого он жил. Слава о нём растёт, и со временем к нему начинают стекаться единоверцы.
Святитель Макарий, Митрополит Московский и всея Руси: день памяти — 12 января
12 января празднуется день памяти святителя Макария митрополита Московского (1482-1563 гг.), который был возведен на московскую кафедру при правлении малолетнего Иоанна Грозного. 7 августа 2023 года, в праздник преставления преподобного Макария, Унженского и Желтоводского чудотворца, в Свято-Троицком Макариево-Унженском монастыре города Мака. На следующий день большая часть праздничных действий развернулась в селе Унже, так называемом старом городе, куда вначале пришёл преподобный Макарий в поисках нового.
Please wait while your request is being verified...
В целях противораскольнической деятельности епископ Макарий учредил в 1884 г. После перевода на Томскую 1891 , а затем на Московскую 1912 кафедры свт. Макарий не оставлял попечения об Алтайской миссии и был ее духовным руководителем. У митрополита Московского Макария были искренние и духовно-молитвенные отношения с преподобномученицей Елисаветой Феодоровной. Он нередко посещал Марфо-Мариинскую обитель и выступал там. Постановлением от 20 марта 1917 г. Синод почислил митрополита Московского Макария на покой за преклонностью лет. Этому решению предшествовали грубые действия обер-прокурора Св. Синода В. Митрополиту не разрешили жить в Троице-Сергиевой лавре. Он переехал в Зосимову Смоленскую пустынь, а затем местом его пребывания определили подмосковный Николо-Угрешский монастырь, где владыка прожил восемь лет.
В 1920 г. В августе 1920 г. Макарию пожизненно был присвоен титул митрополита Алтайского. В феврале 1926 года митрополит Алтайский Макарий заболел воспалением легких. Вскоре, 1 марта, на 91-м году жизни, владыка отошел ко Господу. Святитель был похоронен около алтаря церкви с.
В год его смерти в ней была напечатана первая книга — «Апостол». Но главным делом всей жизни митрополита Макария стало составление и издание «Великих Миней Четий» и «Степенной книги». Еще в бытность свою архиепископом новгородским он поставил себе задачей собрать все «чтомые книги, яже в Русской земле обретаются».
Над изданием Миней владыка работал долгие годы. В 1541 году первая редакция знаменитых «Макарьевских Миней», в которую входили как жития святых, так и дидактические, гомилетические и богословские произведения были переданы в библиотеку Софийского собора. В 1552 году был закончен более полный список, который стал вкладом в Успенский собор Московского Кремля. Третью редакцию получил царь Иоанн Грозный. В «Степенную книгу» были собраны биографии представителей светской и духовной власти. В ней старались утвердить в понятиях общества то высокое представление о царской власти, которое сложилось в XVI веке. Во всех важнейших биографиях постоянно говорилось о «чудесно рожденных» князьях, о «чудесном зачатии», о благочестии русских самодержцев. Вообще «Степенная книга» является сборником статей агиобиографического содержания и в этом отношении очень напоминает Четъи-Минеи. Государь вместе с наследником явился на митрополичье подворье и уговаривал владыку не оставлять кафедры.
Только 21 декабря митрополит Макарий дал согласие остаться, но через десять дней, в последний день 1563 года скончался. Тропарь святителя Макария, глас 4-й Яко великим пастырем единонравна и учителем вселенныя единомысленна, Божия Премудрости служителя изрядна, иже блаженству тезоименита, днесь, вернии, вси воспоим: Христа Бога моли, святителю Макарие, умирити мир и спасти души наша.
Согласно приметам, нельзя стричь волосы, чтобы не навлечь беду. Макарьев день 2024: традиции праздника и приметы Макарьев день издавна считается лучшим днем для начала чего-то нового.
А еще, если верить поговорке, как проводишь Макарьев день, так и год проведешь: «Как пахал на Макара, так и весь год придется. Поэтому на Макарьев день многие предпочитают не работать, а ходить в гости и устраивать чаепития. На Макарьев день могут присниться вещие сны. Поэтому стоит записать все, что приснилось, чтобы потом истолковать.
Еще в этот день судили о погоде, когда же настанет весна: не зря Макарьев день также называли Макарием Весноуказчиком. Солнечный день и безоблачное небо указывают на то, что весны ждать недолго.
Он родился в бедной, многодетной семье христиан в 1835 году и прожил 90 лет. Епископа называли апостолом Алтая, он был известен в народе как активный миссионер. После окончания духовной семинарии за высокую успеваемость мог поступить духовную академию, однако отказался продолжать учебу ради практического служения Христу. После Февральской революции 1917 года митрополита Макария уволили со службы.
После смерти епископа его нетленные мощи перенесли в Троице-Сергиеву Лавру.