В России 17–20% взрослых участвует в образовании. Для России это означало отказ от непрерывного пятилетнего специалитета и переход на обучение по схеме «бакалавриат + магистратура». Общество, Навигатор абитуриента. Владимир Путин предложил вернуться к традиционной для нашей страны системе высшего образования.
От четырех до шести лет: в России решили вернуться к советской системе высшего образования
Новости Новости. Президент РФ Владимир Путин подписал указ о новых сроках получения высшего образования. Актуальные новости образования – каким будет дошкольное, школьное и новое высшее образование в России с 2024 года. «В России в 2024 году планируется ввести государственный стандарт на школьную форму. Одним из важных блоков послания президента Владимира Путина к Федеральному собранию РФ стала тема изменений системы вузовского образования.
Что ждёт школы и вузы? Анзор Музаев подвёл итоги и озвучил планы на 2024-й
Например, в Европе бакалавры могут постигать профессиональные азы в течение 3-4 лет, а магистерские направления — от 1,5 до 2,5 лет. Варианты получения высшего образования в РФ Важно отметить, что программы специалитета в России не были полностью ликвидированы. Они продолжают реализовываться, но в отношении меньшего числа профессий, не во всех вузах. На сегодняшний день Рособрнадзор заявил, что полной отмены бакалавриата и магистратуры в России не предвидится. При этом не исключается, что доля специалитета и перечень специальностей в рамках данного уровня будут расширены. При этом полномочия выпускников бакалавриата и специалитета останутся прежними. Никакого отказа и колоссальных изменений в ступенчатом виде в ближайшей перспективе не предвидится. Уровни образования, порядок и схема поступления и продолжения обучения при вузах, сроки реализации программ в ближайшей перспективе будут прежними.
Единственным преобразованием может стать лишь расширение ассортимента программ на уровне специалитета.
Она напомнила, что в России итак удлинили систему школьного образования. По словам профессора, очевидно: «этот год не дает ничего». И опять — это огромные деньги. В конце концов, человек понимает, что он впустую просидел несколько лет, например, в магистратуре, а мог уже работать и зарабатывать. Это лишние психофизические затраты. А все-таки наше государство заинтересовано в специалистах, которые работают, а не просиживают в вузах», — заключила Еремина. Ранее заслуженный учитель России Евгений Ямбург заявил , что в новом учебнике по истории необходимо собрать хорошую доказательную базу с фактами. Образование и наука.
В отдельный уровень профессионального образования выделяется аспирантура. Также эти вузы должны будут представлять отчеты о реализации проекта и предложения по его корректировке в Правительство РФ.
Как отметил в своем телеграм-канале спикер нижней палаты парламента Вячеслав Володин, депутаты приняли решение доработать законопроект с учетом предложений граждан страны. Депутаты приняли решение доработать законопроект с учетом ваших предложений», — пояснил он. Как отметил Володин, ко второму чтению будут внесены следующие поправки: «Телефоны будут запрещены на уроках, кроме экстренных случаев без каких-либо других оговорок. В школу будет возвращён урок труда как обязательный предмет».
От четырех до шести лет: в России решили вернуться к советской системе высшего образования
Социальные лифты для каждого Социальные лифты для каждого Федеральный проект «Социальные лифты для каждого» нацелен на создание для граждан возможностей для профессионального и карьерного роста путем формирования и развития системы профессиональных конкурсов. Патриотическое воспитание Патриотическое воспитание Федеральный проект «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» направлен на обеспечение функционирования системы патриотического воспитания граждан Российской Федерации. В рамках проекта ведется работа по развитию воспитательной работы в образовательных организациях общего и профессионального образования, проведению мероприятий патриотической направленности. Молодежь России Молодежь России Федеральный проект «Развитие системы поддержки молодежи "Молодежь России" » направлен на создание условий для эффективной самореализации молодежи, в том числе развитие инфраструктуры.
Ради возвращения уроков труда придётся пересмотреть школьные программы.
Время на них будет выкраиваться за счёт сокращения часов, отведённых на другие предметы. Такой подход неминуемо будет снижать качество обучения. Глава Рособрнадзора Анзор Музаев анонсировал очередной эксперимент, который пройдёт с начала января по 1 марта в шести пилотных регионах Москва, Санкт-Петербург, Вологодская, Московская, Нижегородская и Пензенская области и коснётся учителей и воспитателей детского сада. Таким образом чиновники намереваются освободить педагогов от заполнения лишних бумаг.
По результатам эксперимента к 1 сентября 2024 года будут разработаны и внесены в законодательство поправки, которые установят ответственность за требование от учителей и воспитателей избыточных отчётов и справок. Сами педагоги сомневаются в том, что подобное решение сможет что-то изменить. Но после этого во многих школах с педагогов стали требовать ещё больше отчётностей, преимущественно в цифровом виде, — замечает Ольга Смирнова. Целевое обучение в вузах и колледжах будет расширяться В связи с растущим кадровым дефицитом на рынке труда большое внимание в 2024 году будет уделено целевому обучению в вузах и колледжах в интересах конкретных работодателей.
На основе прогноза Правительства о наиболее востребованных в регионах и отраслях профессиональных кадрах Минобрнауки совместно с Министерством труда и соцзащиты представит список предприятий, которым нужны сотрудники. Абитуриенты, желающие обучаться по целевому направлению, смогут выбрать работодателя на единой платформе «Работа в России», а не искать его самостоятельно, как раньше. Сервис будет содержать информацию о требованиях заказчика, мерах поддержки и о том, в каких вузах и на каких специальностях можно пройти обучение. Такую же практику планируют распространить на абитуриентов колледжей и техникумов, в первую очередь это затронет медицинские специальности.
Нововведения в системе целевого обучения коснутся прежде всего медицинских специальностей.
Оно заменит бакалавриат и специалитет. Получение специализированного высшего образования займёт от 1-го года до 2-х лет, и в него предлагается выделить магистратуру, ординатуру, ассистентуру-стажировку. Аспирантура или же адъюнктура — уровень профессионального образования, направленного на подготовку научных и научно-практических кадров — выделяется в отдельную ступень. Стоит отметить, что, согласно новой системе, поступить в аспирантуру смогут студенты, проучившиеся менее 5 лет на ступени базового высшего образования. В аспирантуру также смогут поступить люди, закончившие программы специализированного высшего. При этом одна и та же программа может быть реализована в разные сроки. Это будет зависеть от характера профессиональной деятельности выпускника» — пояснил Валерий Фальков Система будет такова, что точные сроки обучения будут устанавливаться в соответствии с востребованностью профессии на рынке труда и после консультаций с работодателями. Будет учитываться и мнение вуза, а также министров, отвечающих за определённые отрасли — Минздрав, Минсельхоз, Минтранс и т.
Это «база», которую школа может дополнить по своему усмотрению. Ряд предметов будут преподавать по единым стандартам: русский язык, литературу, обществознание, историю, географию, ОБЖ. А за разработку и выпуск учебников будет отвечать Минпросвещения. Издательства, которые оно не одобрит, постепенно исключат из списка школьных пособий. До реформы законодательство содержало лишь рекомендации, а не стандарты, которым должны соответствовать образовательные программы. Школы трактовали их по-разному и часто вводили свои дополнения. По словам главы комитета Госдумы по просвещению Ольги Казаковой, «это часто вызывало разночтения». Кроме того, школьникам из семей, которые часто переезжали, приходилось каждый раз адаптироваться к новой программе. Еще одна важная новость — правительство обсуждает вопрос об отмене ЕГЭ. Его критикуют уже не первый год, в том числе за то, что при подготовке к нему школьники нацелены на зубрежку и набор нужного количества баллов, а не на получение глубоких знаний.
Теперь, когда страна вышла из Болонской системы, отмена ЕГЭ стала более вероятной. Однако с этим согласны далеко не все. Так, доктор технических наук, профессор, автор Telegram-канала «Наука и университеты» Евгений Белый уверен, что ЕГЭ помогает бороться с коррупцией в сфере образования и открывает жителям регионов России доступ в ведущие вузы страны. Что делать, чтобы оградить ребенка от стресса перед экзаменами Дошкольное образование: что изменится С января 2023 года начала действовать новая Федеральная образовательная программа дошкольного образования ФОП ДО. Детские сады должны перейти на нее до 1 сентября. В документе обозначены ориентиры развития дошкольников.
Путин одобрил новую систему высшего образования в России. Как она будет работать
Чиновница объясняет, что ученики, например, начальной школы, доучатся до конца по своей программе, которую дает школа. Первоклашки же уже будут обучаться по единой программе, в основе которой лежит «Школа России» — самая распространенная и легкая, ее часто сравнивают с советскими стандартами. В начальной школе сейчас учат по нескольким программам, самые популярные из них — «Начальная школа XXI века», «Перспектива», «Школа России». Нельзя сказать, что это как было в советской школе. Нет, это развитие образования на новом этапе, но с едиными подходами. А единые подходы как раз были свойственны советской школе, — добавила Елена Коузова. Но высказать их они согласились только на условиях анонимности.
Единые учебники по всем школам. Считаю, что будет немного проще, — высказалась одна из наших собеседниц. Видимо, будут возвращать в образование и воспитание забытое, но проверенное годами. С 2003 года, когда Россия перешла на Болонскую систему образования, наше образование и воспитание было ориентировано на Запад. Похоже, в свете последних событий грядут большие изменения. Например, возвращение к системе образования 1970—1980-х годов.
RU Многие отметили, что их тревожит вопрос учебников.
Иммануила Канта; Московский авиационный институт национальный исследовательский институт ; Национальный исследовательский технологический университет "МИСиС"; Московский педагогический государственный университет; Санкт-Петербургский горный университет; Национальный исследовательский Томский государственный университет. В отдельный уровень профессионального образования выделяется аспирантура.
Поступить смогут люди с базовым высшим образованием, но со сроком обучения не менее пяти лет или выпускники магистратуры.
В документе также говорится, что в новой системе прежние гарантии, права и обязанности студентов сохранятся. Путин поручил до 30 июня утвердить образовательные стандарты для получения высшего образования по новым правилам. За два месяца правительство должно определить порядок реализации пилота. В мае 2022 года российские власти объявили, что Россия откажется от Болонской системы и начнёт развивать собственную «уникальную» модель высшего образования.
О том, что вообще из себя представляет Болонская система и что страна может потерять, отказавшись от неё, «Секрет» рассказывал здесь.
Среди них, например, — краткосрочность обучения в рамках бакалавриата, которая может привести к недостаточной глубине и качеству знаний, что негативно сказывается на профессиональной подготовке студента. Можно отметить неравномерность уровня подготовки студентов, которые поступают на бакалавриат, и высокие требования к самостоятельности и самоорганизации.
В Россию система пришла в 2003 году, после чего и начался процесс формирования двухуровневой системы образования, а официально бакалавриат и магистратуру ввели в 2007 году. В отличии от европейских вузов, до внесения изменений в систему высшего образования в России был специалитет, который был почти повсеместно отменен после 2007 года. Новая система высшего образования Ещё 6 июня 2022 года все российские вузы были исключены из Болонской системы.
Теперь в российских университетах будет новая программа. На смену бакалавриату и магистратуре придут базовое и специализированное высшее образование. Основными принципами новой системы станут обеспечение технологического суверенитета, фундаментальность, а также направленность на развитие интересов страны.
Сергей Кравцов рассказал о главном в сфере образования за 2023 год
Что изменится в школах в 2024 году - Парламентская газета | Общество, Навигатор абитуриента. |
Без бакалавриата и магистратуры: Путин подписал указ о реформе высшего образования | В этой статье мы рассмотрим, как проходит реформа высшего образования в России в 2023 году, что нужно знать и к чему подготовиться абитуриентам. |
Зачем потребовался пилотный проект по переходу на новую систему образования - Ведомости | Министр высшего образования и науки РФ Валерий Фальков отметил, что отныне университеты будут тесно сотрудничать с профильными министерствами и работодателями. |
В России решили вернуться к советской системе высшего образования. Что это значит? | Замглавы Комитета Совета Федерации по образованию, науке и культуре Минпросвещения опубликовало приказ об изменениях в школьной программе сенатор Екатерина Алтабаева так объяснила причины нововведения: «[Программа по обществознанию]. |
Анатомия развала российского образования. Что же будет построено на месте развала? | К уже существующим проблемам добавилась и демографическая: всплеск рождаемости в России в 2008–2016 годах привел к тому, что детей в классах сейчас больше, чем раньше. |
В Госдуме предупредили об угрозе массового перехода школ на дистанционное обучение
За что хотят ввести наказания в системе образования? В России хотят отказаться от общепринятой системы высшего образования и предлагают свой «патриотический» путь. Пилотный проект изменения уровней высшего образования в России пройдёт в 2023-2024 и 2025-2026 учебных годах. Об этом говорится в указе «О некоторых вопросах совершенствования системы высшего образования», который подписал Владимир Путин.
Минобрнауки готовится ввести новую систему высшего образования в 2024 году
Школам оставляют право на разработку собственных программ, но, согласно поправкам в ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», их содержание и ожидаемые результаты обучения не должны быть ниже государственных стандартов. В Комитете Совета Федерации по науке, образованию и культуре считают, что России нужна единая федеральная программа антитеррористического оснащения школ. Путин подписал указ о трёхступенчатой системе высшего образования в шести вузах. Новости и аналитика Новости С нового учебного года стартует пилотный проект, направленный на изменение уровней образования в вузах. К уже существующим проблемам добавилась и демографическая: всплеск рождаемости в России в 2008–2016 годах привел к тому, что детей в классах сейчас больше, чем раньше. Новости В Госдуме заявили о необходимости полностью бесплатного высшего образования в России.
Без бакалавриата и магистратуры: Путин подписал указ о реформе высшего образования
IT-компании хотят сделать ответственными за качество обучения студентов - Новости образования | В России будет создана новая система образования с традиционным сроком обучения в вузах – от четырех до шести лет. |
Цифровизация, гибкость, специалитет. Эксперты — о будущем системы образования в России | Что ждет начальное и высшее образование уже в 2023 году — в материале Общественной службы новостей. |
На заметку абитуриентам 2023: что будет с высшим образованием в РФ? * Новости образования | В Госдуме заявили, что новую систему образования нужно создать на основе лучших практик России и СССР. |
Новости образования 2024 года | РАПСИ проанализировало предпосылки отказа от действовавшей в России последние 20 лет Болонской системы образования, а также разобралось, какой будет. |
На заметку абитуриентам 2023: что будет с высшим образованием в РФ? * Новости образования | Рассказываем, что изменится в школьном образовании в 2023 году. |
«Как в СССР, к этому возвращаемся»: все школы страны переведут на новую программу обучения
Нижний и самый массовый по численности студентов уровень высшего образования — бакалавриат. Он предполагает четырехлетнее обучение. Поначалу, правда, особо горячие головы грезили о трехлетнем — так называемом техническом бакалавриате. Но, к счастью, эта идея не прижилась. Все бакалавры — люди с высшим образованием. Однако обучение можно продолжить на следующем уровне высшего образования — в магистратуре.
Формально двухлетняя магистратура предназначена для выпускников бакалавриата, намеренных двинуться в науку либо заняться работой аналитического характера. Но на деле бывает по-всякому. Так, социологи отмечают, что в ряде случаев в магистратуру идут ребята, не стремящиеся к трудоустройству и предпочитающие сидеть за партой как можно дольше. Впрочем, суть в другом. Количество мест в магистратуре значительно уступает числу выпускников бакалавриата.
По некоторым прикидкам, туда может попасть лишь каждый пятый бакалавр. Это главное, за что критикуют современную систему высшего образования России. Но не единственное. Чтобы попасть в магистратуру, выпускникам бакалавриата надо заново сдавать вступительные экзамены. Причем не факт, что продолжишь учебу за счет бюджета, как это было в бакалавриате.
Многие места в магистратуре стали платными. А выпускникам специалитета после 2012 года и вовсе не видать бюджетных мест как своих ушей. Для них магистратура считается вторым высшим образованием, а значит, учиться там можно только за свой счет. Подвергается критике и понижение статуса аспирантуры. Если до перехода на Болонскую модель подготовка кандидатской диссертации в нашей стране считалась научной работой, то ныне степень PhD «разжалована» до уровня образования.
А это, по мнению многих экспертов, принципиально неверно. Впрочем, есть у сегодняшнего высшего образования и положительные моменты. К их числу прежде всего относится практикоориентированность программ бакалавриата. Производственные практики наконец-то перестали быть формальностью, и лучшие студенты находят рабочие места еще до завершения учебы. Разбитые на два уровня обучения вузовские программы стали более короткими и гибкими, а значит, более соответствующими сверхскоростным изменениям современного мира.
Важно и другое. Открывшаяся с введением многоуровневого образования возможность продолжать учебу и после окончания вуза в магистратуре, аспирантуре, на программах бизнес-школ МВА, DBA и т.
Социальные лифты для каждого Социальные лифты для каждого Федеральный проект «Социальные лифты для каждого» нацелен на создание для граждан возможностей для профессионального и карьерного роста путем формирования и развития системы профессиональных конкурсов. Патриотическое воспитание Патриотическое воспитание Федеральный проект «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» направлен на обеспечение функционирования системы патриотического воспитания граждан Российской Федерации.
В рамках проекта ведется работа по развитию воспитательной работы в образовательных организациях общего и профессионального образования, проведению мероприятий патриотической направленности. Молодежь России Молодежь России Федеральный проект «Развитие системы поддержки молодежи "Молодежь России" » направлен на создание условий для эффективной самореализации молодежи, в том числе развитие инфраструктуры.
И работодатель, конечно, это считывает тяжело. Наверное, правильнее было бы образовательные степени и квалификации развести, при этом понимая, что и профессиональные квалификации вместе с работодателями на новом этапе нам надо снова подправить, что-то посмотреть, а что-то отрегулировать», — сказал Фальков. Он добавил, что сегодня высшему образованию не хватает практикоориентированности. Более подробно министр остановился на магистратуре, отметив, что она должна претерпеть серьезные структурные и содержательные преобразования. По словам Фалькова, в новой системе высшего образования программы магистратуры будут реализовываться не во всех российских вузах, а правила приема в магистратуру следует ужесточить и усовершенствовать. Не в жесткой, возможно, в такой мягкой форме, но это должно быть.
Поэтому будет не жесткий, но все же отбор научных и образовательных организаций, где появятся возможности и условия для магистратуры. Кстати, по мнению главы минобрнауки, магистратура вовсе не обязательный вектор в получении образования. Более того, нужно сделать так, чтобы человек с базовым высшим образованием мог свободно строить карьеру и без диплома магистра. Правила приема в магистратуру, по-видимому, также будут меняться в сторону более строгого контроля.
Так как магистратура, или специализированное высшее образование, призвана обеспечить углубленную подготовку кадров, то доступ к этому уровню будет открыт не у всех. В новой системе высшего образования поступать в магистратуру смогут в основном те, кто получил "базу" по тому же или смежному профилю. Так что вряд ли гуманитарию получится поступить в магистры на "Инженерное дело". Правда, для некоторых более универсальных специальностей, считают в министерстве, стоит сделать исключения.
Например, на специализированное высшее по профилю "Менеджмент" могут поступать выпускники с разной базой, а не только, к примеру, экономической. Потому что менеджмент - универсальная специальность. Или, например, направления из сферы так называемых креативных индустрий.
Сергей Кравцов рассказал о главном в сфере образования за 2023 год
В 2024 году российскую систему образования вновь ожидают многочисленные реформы. Министр науки и высшего образования Валерий Фальков рассказал подробности о модернизации высшего образования в России. В России будет создана новая система образования с традиционным сроком обучения в вузах – от четырех до шести лет. Навыки и компетенции, Профессиональная трансформация, Профессии будущего, Новости, РОССИЯ, образование, Михаил Мишустин. А помощник президента РФ Владимир Мединский заверил ТАСС, что отмена уроков обществознания никак не повлияет на снижение качества образования. Образование - 20 марта 2023 - Новости Екатеринбурга -
«Как в СССР, к этому возвращаемся»: все школы страны переведут на новую программу обучения
Как подчеркивается в указе, пилотный проект должен предусматривать обучение лиц, имеющих высшее образование - специалитет, по программам магистратуры специализированного высшего образования. Пилотный проект будет осуществлен в Балтийском федеральном университете им. Канта, Московском авиационном институте, Национальном исследовательском технологическом университете "МиСИС", Московском педагогическом госуниверситете, Санкт-Петербургском горном университете, Томском госуниверситете. В указе особо отмечается, что "на обучающихся, осваивающих программы базового высшего образования, специализированного высшего образования и аспирантуры распространяются права, соцгарантии, обязанности и ответственность, предусмотренные для обучающихся по программам бакалавриата, специалитета и магистратуры, имеющие госаккредитацию, а также программы подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре".
Участие в эксперименте будет добровольным. По имеющимся данным, указание поступило после двух значимых сигналов. Глава государства назвал спорным мнение о том, что полная отмена Единого госэкзамена поможет улучшить качество образования.
Глава государства подчеркнул, что Министерство науки и высшего образования, министерство просвещения вместе с общественностью, вместе с ректорами высших учебных заведений думают над тем, как улучшить эту систему, и улучшают ее. Председатель правительства также публично признал, что отмена Единого государственного экзамена требует очень серьезного обсуждения. По словам главы кабмина, ЕГЭ является мощным социальным лифтом для жителей российских регионов, которые хотят поступить в ведущие университеты. Он подчеркнул, что, если имеются какие-то альтернативные предложения, нужно их системно рассматривать. Принципиальное решение по сохранению ЕГЭ в рамках существующей образовательной системы принято. Профессиональное сообщество в целом позитивно воспринимает ЕГЭ, учитывая, что экзаменационная процедура действительно постоянно модернизируется и уже не является обычным «натаскиванием», как это часто пытаются представить критики системы.
Об этом в программе «Родительский вопрос» на « Радио КП » спросили профессора Института образования Высшей школы экономики Ирину Абанкину: - Магистратура, специалитет, бакалавриат — эти уровни довольно слабо были прописаны в профессиональных стандартах. А профессиональные стандарты отражают требования работодателей, — говорит профессор. Руководителям образовательных организаций было предписано иметь уровень магистратуры по управлению. Трудно сопоставить компетенции заведующей сельским детсадом и ректора крупнейшего вуза, тем не менее это было внесено. Сейчас мы пока еще по старым квалификационным стандартам имеем право работать. Но когда перейдем именно на профессиональные стандарты, вроде это требование появится как требование допуска к профессии.
Но очень многие просто останавливались в профстандартах на формулировке «высшее образование». И в этом смысле любой уровень высшего образования подходил. Четко сформулировать, какой именно уровень требуется, наверное, достаточно сложно, особенно если говорим о высоких квалификационных уровнях, включая руководителей. Там играет роль резюме, предыдущий опыт работы, рекомендации, собеседования. И конечно, это будут дополнительные возможности для абитуриентов», — подчеркнул он. Результаты работы и лучшие практики, полученные по итогам эксперимента вузами-пионерами, будут использованы другими университетами для последующего перехода на новую систему высшего образования.
Она будет основана на двух ведущих принципах: учет лучших достижений прошлого и ориентация на актуальные задачи развития. Особым уровнем профессионального образования становится аспирантура с главной задачей — подготовкой диссертационных исследований.
Единые учебники по всем школам.
Считаю, что будет немного проще, — высказалась одна из наших собеседниц. Видимо, будут возвращать в образование и воспитание забытое, но проверенное годами. С 2003 года, когда Россия перешла на Болонскую систему образования, наше образование и воспитание было ориентировано на Запад.
Похоже, в свете последних событий грядут большие изменения. Например, возвращение к системе образования 1970—1980-х годов. RU Многие отметили, что их тревожит вопрос учебников.
И это проблема по всей России, учебников на стадии печати еще нет, а программа есть. Понятно, что учителя выкручиваются по-разному. Ощущение, что это очередной проект, чтобы показать эффективность работы ведомства, только в школах мало что поменяется.
Пока одни скептически относятся к нововведениям, другие видят в этом плюсы: — Я за многие годы слышала от родителей столько жалоб, что во всех школах разные программы. Мол, если переводиться, ребенку придется нагонять в учебе своих новых одноклассников, нанимать репетиторов. А сейчас с единым образовательным стандартом этот недостаток будет исключен.
Таким образом, по идее властей, уравняется качество знаний у детей со всех регионов страны, — соглашается другая сотрудница школы.
Володин озвучил изменения, внесенные в закон об образовании
Минобрнауки РФ хочет начать апробацию новой системы высшего образования на некоторых университетах уже в этом году. Министр науки и высшего образования Валерий Фальков рассказал подробности о модернизации высшего образования в России. В России хотят создать единое образование, чтобы дети получали одинаковые знания «как в столичной школе, так и в самом отдаленном муниципалитете, в селе, в ауле», по словам председателя Комитета по просвещению Ольги Казаковой.