Дело пахнет керосином: разбираемся, почему рекордно дорожает бензин. На бирже цена на АИ-95 превысила 70 тысяч рублей за тонну, АИ-92 теперь стоит больше 62,5 тысячи рублей, а дизельное топливо подорожало почти до 68 тысяч. Рекордному подорожанию бензина на российских АЗС нашлось несколько причин. Бензин «Премиум-95», который в начале января стоил около 38 тысяч рублей за тонну, подорожал почти до 66 тысяч рублей. Вице-премьер РФ Александр Новак поручил Федеральной антимонопольной службе (ФАС) проанализировать превышение цен на топливо на АЗС над мелким оптом в Южном и РИА Новости, 25.04.2024.
Эксперты рассказали, что будет с ценами на бензин в Ростовской области
Почему в РФ дорожают бензин и дизель: объясняют эксперты. Вице-премьер РФ Александр Новак поручил Федеральной антимонопольной службе (ФАС) проанализировать превышение цен на топливо на АЗС над мелким оптом в Южном и РИА Новости, 25.04.2024. Попробуем разобраться, почему дорожает бензин, и дорожает ли он вообще. При нынешнем курсе рубля к доллару стоимость литра бензина в РФ, таким образом, может перевалить за 100 рублей или приблизиться к ней. Аналитик Антонов: с 1 января бензин подорожает на фоне роста акцизов на топливо.
Бензин и дизель — угрозы не пугают: правительству советуют приступить от слов к делу
Россиян призвали готовиться к бензину по 70 рублей за литр | В конце ноября цены на бензин снова начали расти. В декабре на стоимость бензина будут влиять несколько новых факторов. Сколько будет стоить топливо на заправках? |
Россиян призвали готовиться к бензину по 70 рублей за литр - МК | Больше всего он подорожал в Чеченской Республике — на 4,8%. Об этом сообщает Росстат. |
Почему вновь поднимают цены на бензин? Разбираемся, к чему это приведет | В конце ноября цены на бензин снова начали расти. В декабре на стоимость бензина будут влиять несколько новых факторов. Сколько будет стоить топливо на заправках? |
Бензин и дизель — угрозы не пугают: правительству советуют приступить от слов к делу
Повреждения первичных перерабатывающих установок привели к сокращению производства бензина, что стимулировало повышение цен на топливо. На ценообразование также влияют сезонные факторы и общенациональная инфляция. Прогнозы экспертов предсказывают возможное увеличение цен на бензин и дизель до 10 процентов в ближайшее время. Такие события оказывают значительное давление на российскую экономику и непосредственно влияют на стоимость жизни граждан.
Эти факторы порождают рост потребления на внутреннем рынке, особенно 92-го и 95-го бензина. Рост цен на дизельное топливо, по мнению эксперта, связан с тем, что август - период интенсивных сельхозработ, особенно на юге страны.
Поэтому потребление дизеля здесь в это время резко растет, что влияет на цены. Все живут в старой парадигме, отрасль не адаптировалась к изменившемуся спросу. Ведь нефтяники, лишившись субсидий, заинтересованы в том, чтобы держать внутренние цены на высоком уровне. Однако многие эксперты уверены, что они не допустят резкого увеличения цен. Во-первых, сокращение потребления топлива на внутреннем рынке, которое последует в случае его резкого подорожания, не на руку в том числе и производителям.
Во-вторых, если цены продолжат расти, государство будет вынуждено реагировать. Например, могут быть увеличены нормативы биржевых продаж внутри России. В арсенале у правительства есть и другие меры. Например, Минэнерго для недопущения так называемого серого экспорта предложило два варианта: создание списка экспортеров и лицензирование экспорта. И буквально на днях стало известно, что правительство намерено утвердить список спецэкспортеров нефтепродуктов - об этом сообщил вице-премьер Александр Новак.
Те, кого в списке не окажется, продавать топливо за рубеж не смогут. Значит, в России его станет больше - и цены упадут. Против роста цен играет еще и сезонный фактор. Ведь в сентябре - октябре автомобильный сезон подходит к концу, сельхозработы заканчиваются, - делится своим прогнозом эксперт Игорь Юшков. И основная интрига сейчас: превысит ли по итогам года подорожание топлива уровень инфляции или нет?
По итогам торгов 14 июня цена АИ-92 составила 57 899 руб. Цена АИ-95 также достигла исторического максимума в 66 722 руб. Котировки дизтоплива стабильнее: 14 июня 1 т стоила 51 342 руб. Рост оптовых цен на бензин наблюдается с середины апреля, несмотря на рост производства в России. В январе — апреле 2023 г. Он также отметил, что реализация поручений правительства по стимулированию выхода светлых нефтепродуктов, модернизации НПЗ, увеличению производства топлива «идет планово» цитата по «РИА Новости». На фоне роста оптовых цен 24 мая руководитель ФАС Максим Шаскольский говорил, что ведомство готово поддержать ограничение поставок бензина на экспорт.
Шульгинов в тот же день заявил, что Минэнерго готово в случае необходимости выйти с предложением по ограничению экспорта бензина и дизтоплива. Он пояснил, что министерство дает нефтекомпаниям рекомендации «нарастить предложение и снизить экспорт». Источник «Ведомостей», знакомый с дискуссией, тогда пояснял, что Минэнерго рекомендовало для стабилизации ситуации на топливном рынке снизить экспорт дизтоплива, приостановить поставки за рубеж бензина и увеличить обязательный минимум по продаже бензина на СПбМТСБ. Представитель ФАС сообщил «Ведомостям» 14 июня, что ведомство направило девяти нефтекомпаниям требование увеличить продажи бензина на бирже.
Рост цен на бензин был зафиксирован в 47 регионах. Россия вошла в топ-20 стран с наименьшей стоимостью бензина 22 апреля, 14:09 Правительство России для сохранения стабильной ситуации на рынке топлива в период высокого спроса ввело запрет на экспорт бензина с 1 марта по 31 августа.
Почему в России подорожал бензин и стоит ли ждать снижения цен на автозаправках
В пресс-службе Центробанка рассказали, что в Ростовской области бензин дорожает из-за ослабления рубля и сезонного роста спроса на топливо. Биржевая цена бензина Аи-95 в понедельник достигла нового рекорда — второй торговый день подряд. Цены остальных марок топлива находятся вблизи исторических максимумов. Цены на АЗС также начали расти. топливоЮ бензин, подорожание топлива, энергетика, бизнес, дизтопливо Фото Reuters. Если такой темп подорожания сохранится, годовая прибавка стоимости бензинов составит 20%, то есть порядка 10 рублей (это в гипотетическом случае сохранения тенденции в течение года). О сервисе Прессе Авторские права Связаться с нами Авторам Рекламодателям Разработчикам.
Почему в России резко выросли цены на топливо? Ответ замминистра энергетики
Марки бензина АИ-92 и АИ-95 обновляют рекорды стоимости на бирже, вместе с ними дорожает и дизельное топливо. Такого не было с весны 2018 года, когда произошел топливный кризис, а нефтяным компаниям запретили поднимать стоимость выше уровня официальной инфляции. Мы разбирались в том, почему рекордно дорожает топливо в стране и как это отразится на ценах в магазинах. Что еще почитать на эту тему «Дорожает, значит, надо больше зарабатывать»: водители — о рекордном повышении цен на бензин в Челябинске ; Корейка рубль бережет. Какие продукты в Челябинске охватила всероссийская волна подорожания ; «Проблема вышла на президентский уровень»: на Южном Урале бензин дорожает рекордными за пять лет темпами.
В Российском топливном союзе дали прогноз на стоимость бензина в связи с регулярными атаками БПЛА по нефтебазам и нефтеперерабатывающим заводам. Как пояснил президент РСТ Евгений Аркуша, несмотря на сезонное повышение спроса на горючее и массовые атаки дронов, должны оказаться эффективными принятые правительством меры — в частности, временный запрет на экспорт топлива. Только с начала весны под ударом оказались сразу несколько важных объектов. В результате атаки на Сызранском НПЗ загорелась установка по переработке нефтепродуктов. Все это накладывается на старт весенне-летнего сезона, на начало посевной кампании, и период, когда люди чаще ездят на автомобилях.
Компания является крупнейшим поставщиком топлива на биржу и традиционно перевыполняет биржевые нормативы, пояснил собеседник. По его мнению, корректировка демпфера — одна из основных причин, по которым нефтяникам может быть менее выгодно направлять топливо на внутренний рынок. Демпфер призван сдерживать рост цен на топливо в России. Он предполагает, что при более высоких экспортных ценах по сравнению с внутренним рынком НПЗ получают выплаты из бюджета. При обратной ситуации нефтяники должны доплачивать в бюджет. В прошлом году НПЗ получили рекордные выплаты по демпферу — 2,2 трлн руб. В мае 2023 г. В конце апреля министр финансов Антон Силуанов заявил о предложении снизить выплаты по демпферу вдвое с июля 2023 г. По оценке Минфина, бюджет сэкономит до 30 млрд руб. Корректировка не должна привести к неконтролируемому росту цен на топливо на внутреннем рынке, отмечал Силуанов. Минфин планирует внести законопроект в Госдуму в июне.
При этом Сорокин отметил, что нефтегазовые доходы сейчас «восстановились на уровне прошлого года и даже начали его немножко превышать». ФАС вместе с нефтегазовыми компаниями предпринимают все усилия, чтобы максимизировать поставки на внутренний рынок и создать искусственный переизбыток товара на бирже, — сообщил замминистра энергетики. По словам Сорокина, еще одна причина повышения цен — серый экспорт, при котором недобросовестные участники покупают товар на внутреннем рынке и вывозят за рубеж. Проблемы по локальному дефициту топлива в регионах Минэнергетики отрабатывает совместно с Минсельхозом. Известны все нефтебазы, с которых сельхозпроизводители могут забирать товар, организован подвоз туда, — добавил Сорокин.
Почему в России резко выросли цены на топливо? Ответ замминистра энергетики
Почему в России подорожал бензин и стоит ли ждать снижения цен на автозаправках | Cтабилизация цен на бензин будет на уровне около 70 рублей за литр. |
Что будет с ценами на АЗС в сентябре: мнение экспертов - Финансы | Экономика - 10 сентября 2023 - Новости Краснодара - |
Цены на бензин в России взлетели до исторического рекорда — КПРФ Москва | Бензин «Премиум-95», который в начале января стоил около 38 тысяч рублей за тонну, подорожал почти до 66 тысяч рублей. |
В Татарстане вторую неделю подряд растут цены на бензин
Накануне в ходе торгов на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже стоимость бензина «Премиум-95» впервые в истории превысила отметку 75 тысяч рублей за тонну. Нефтетрейдеры отмечают, что в некоторых субъектах уже фиксируется дефицит топлива, которое не отгружают с нефтебаз — нехватка уже докатилась до розничных АЗС. Во всей Самарской области с нефтебаз и в рознице не продают ДТ, а в Ростовской области, Краснодарском крае и Ставропольском крае только единичные частные базы «изредка что-то отдают мелким оптом». Почему цены безумные?
Такого резкого роста биржевых котировок в стране не наблюдалось как минимум последние семь лет. Он также отмечает, что пока на розницу стабилизирующее воздействие оказывают вертикально интегрированные нефтяные компании ВИНК. Они могут «перебрасывать» маржинальность с одного вида своей деятельности на другой и компенсировать финансовые потери в оптовом и розничном звеньях.
Например, делается это за счет экспорта. Компании прекрасно осознают, что в противном случае цены взлетят до небес, и к ним будут применены «карательные меры» со стороны Федеральной антимонопольной службы.
Более жесткая альтернатива также рассматривается — временный запрет на экспорт в принципе. С такими предложениями выступал, к примеру, министр сельского хозяйства Дмитрий Патрушев, объясняя это риском остановки уборочных работ и посева озимых из-за дефицита солярки. Павел Баженов, президент «Независимого топливного союза», допускает, что в ближайшее время и правда могут быть приняты решения о запрете экспорта для тех, кто не производит нефтепродукты. О нехватке как минимум дизтоплива в южных регионах приходится говорить из-за возросшего экспорта, высокого сельскохозяйственного сезона и появления такого крупного потребителя, как СВО. При этом действительно жесткие меры по ограничению отправки топлива за границу, по словам Павла Баженова, могут сильно ударить по рынку. Во-первых, придется столкнуться уже с затовариванием, а во-вторых, с огромной работой по перенаправлению логистических потоков. Именно в логистике Павел Баженов видит причины и нынешнего дефицита. По его словам, все дело в недостатке пропускных мощностей железной дороги и ее медленной работе.
Такое мнение широко распространено в российских медиа, которые объясняют причины дефицита. Остальное на машинах и "Транснефтепродуктом"», — объясняет он. Кроме того, подозрительным Алексею Безбородову кажется и описываемая в СМИ география дефицита топлива. Среди регионов, в которых якобы из-за проблем на железной дороге не хватает бензина, называются Саратовская, Рязанская, Новосибирская и Волгоградская области. Однако в каждой из них есть собственный местный НПЗ, достаточно большого размера, чтобы с переизбытком насытить локальные рынки, не прибегая к перевозкам по железной дороге, — вполне достаточно автотранспорта, чтобы обеспечивать АЗС. Так что тезис о логистической природе дефицита топлива кажется Алексею Безбородову достаточно сомнительным. Да и о самой нехватке бензина и дизеля приходится судить только по заявлениям чиновников. Только цены выросли» — удивляется эксперт.
По оценке Минфина, бюджет сэкономит до 30 млрд руб. Корректировка не должна привести к неконтролируемому росту цен на топливо на внутреннем рынке, отмечал Силуанов. Минфин планирует внести законопроект в Госдуму в июне. Шульгинов в начале июня говорил, что параметры корректировки демпфера еще обсуждаются. Розничные цены стабильны. Шульгинов в мае говорил, что валовая маржа АЗС «сохраняется на высоком уровне». По данным Росстата, средняя цена на бензин всех марок за неделю с 29 мая по 5 июня последние данные выросла на 16 коп. С начала 2023 г. По словам Кауфмана, маржа независимых АЗС уже «близка к нулю», что приводит к небольшому росту цен в рознице. Президент Независимого топливного союза объединяет независимые сети АЗС Павел Баженов ранее говорил «Ведомостям», что некомфортный для независимых АЗС уровень цен на бирже — 58 000—60 000 руб. Управляющий эксперт центра аналитики и экспертизы ПСБ Екатерина Крылова также отмечает, что рост биржевых цен начал отражаться на рознице.
Плеханова Олег Чередниченко и доцент Департамента логистики и маркетинга Финансового университета при Правительстве РФ Дарья Швандар сходятся во мнении, что в сентябре для роста цен было две объективные причины. Во-первых, это рост спроса на дизельное топливо со стороны сельскохозяйственных потребителей, что объясняется сезоном уборки урожая. По словам экспертов, нефтеперерабатывающие заводы были к этому готовы и переориентировали производство на выпуск именно дизельного топлива. Это затронуло и рынок бензина, выпуск которого пришлось сократить, что стало поводом для роста цен. Вторая сезонная причина по мнению экспертов — это сезон отпусков и связанный с этим рост спроса на топливо со стороны автомобилистов. Рост спроса всегда ведет к повышению цен, отмечают специалисты. Фото: Shutterstock Наконец, эксперты напоминают, что лето, а точнее конец летнего периода традиционно являются периодом, когда нефтеперерабатывающие заводы приостанавливают производство для плановых ремонтов и обслуживания оборудования. Это означает, что объемы выпуска топлива снижаются. Есть и другие причины роста цен на автомобильное горючее. По словам Швандар, свою роль сыграло ослабление курса рубля, что сделало экспорт топлива за рубеж более привлекательным, нежели его продажу на внутреннем рынке. Кроме того, с 1 сентября уменьшился размер налогового вычета для нефтяных компаний при продаже топлива на территории России, что сделало его вывоз еще более привлекательным, отмечает Швандар. Баженов допускает, что повышением цен в начале сентября нефтяные компании и вовсе показывают властям, что действовавший налоговый вычет надо будет вернуть. По мнению Чередниченко, свою роль сыграло и увеличение объемов перевозок по железным дорогам в связи с одной стороны с нуждами военных, а с другой с развитием внутреннего туризма. В итоге возить автомобильное топливо по железной дороге стало сложнее и дороже, что отразилось на цене бензина и солярки. Наконец, оба эксперта сходятся во мнении, что свое влияние оказал и рост цен на нефть.
Бензин и дизель — угрозы не пугают: правительству советуют приступить от слов к делу
Дело в том, что сырье для каталитического крекинга — одного из важных этапов получения бензина — везут железнодорожным транспортом, а в его передвижении и по сей день продолжаются перебои. Как решают проблему Власти рассчитывают, что запрет на экспорт топлива из России даст быстрые результаты — прежде всего он должен стать стимулом для снижения внутренних оптовых цен на бензин и дизель. Срок действия этих ограничительных мер, по словам заместителя министра энергетики РФ Павла Сорокина, будет зависеть от насыщения рынка ресурсами и итоговых результатов. В дальнейшем ограничение экспорта позволит насытить внутренний рынок и стабилизировать цены на нефтепродукты.
Очень позитивно на российском бюджете должен сказаться экспорт в Китай нашей нефти BCTO с высоким содержанием дизеля — ее китайцы покупают не с дисконтом, а с надбавкой. Понятно, что мы по-прежнему сильно зависим от энергоресурсов, но такие меры позволят не только стабилизировать рынок внутри России и насытить его, но избежать урона для бюджета, — считает эксперт. Заметную разницу в стоимости дизельного топлива на АЗС например, в минувший четверг омские перевозчики жаловались на то, что на АЗС «Газпромнефти» литр солярки стоит 60 рублей, а на заправках сети «ТопЛайн» — 69 рублей Анастасия Бунина объясняет тем, что условия оптовых закупок для частных заправок к таким относится «ТопЛайн» сильно отличаются от условий, по которым закупают бензин и дизель АЗС, принадлежащие вертикально интегрированным нефтяным компаниям ВИНК , таким как «Газпромнефть», «Сургутнефтегаз», «Башнефть» и др.
В результате на АЗС, принадлежащих частным компаниям, заметно подорожало топливо, поскольку для них цены при оптовых закупках были выше, чем для АЗС, принадлежащих вертикально интегрированным компаниям. Стоимость топлива для таких заправок, в зависимости от региона, доходила до 80 рублей за литр — и это еще без учета расходов на транспортировку. По этой причине на некоторых заправках топливо просто исчезло, — отмечает Анастасия Бунина.
Что будет с транспортом? RU В Омске перебои с бензином уже отразились на работе частных перевозчиков — из-за образовавшихся в минувший четверг очередей на АЗС таксисты теряли время , а следовательно, и доход.
Понятно, что мы по-прежнему сильно зависим от энергоресурсов, но такие меры позволят не только стабилизировать рынок внутри России и насытить его, но избежать урона для бюджета, — считает эксперт. Заметную разницу в стоимости дизельного топлива на АЗС например, в минувший четверг омские перевозчики жаловались на то, что на АЗС «Газпромнефти» литр солярки стоит 60 рублей, а на заправках сети «ТопЛайн» — 69 рублей Анастасия Бунина объясняет тем, что условия оптовых закупок для частных заправок к таким относится «ТопЛайн» сильно отличаются от условий, по которым закупают бензин и дизель АЗС, принадлежащие вертикально интегрированным нефтяным компаниям ВИНК , таким как «Газпромнефть», «Сургутнефтегаз», «Башнефть» и др. В результате на АЗС, принадлежащих частным компаниям, заметно подорожало топливо, поскольку для них цены при оптовых закупках были выше, чем для АЗС, принадлежащих вертикально интегрированным компаниям. Стоимость топлива для таких заправок, в зависимости от региона, доходила до 80 рублей за литр — и это еще без учета расходов на транспортировку. По этой причине на некоторых заправках топливо просто исчезло, — отмечает Анастасия Бунина.
Что будет с транспортом? RU В Омске перебои с бензином уже отразились на работе частных перевозчиков — из-за образовавшихся в минувший четверг очередей на АЗС таксисты теряли время , а следовательно, и доход. Вместе с тем глава «Омского транспортного союза» Николай Артемьев сохраняет спокойствие. Ежегодно в этот период на нефтеперерабатывающих предприятиях идет переформатирование установок к зимнему сезону. Часть установок в этот период не работает, и поэтому создается дефицит топлива. Это случается каждый год. Дефицит на перевозчиках пока не отразился.
Минэнерго работает с компаниями, чтобы цены в рознице не росли опережающими темпами, мы убеждаем их, увеличиваем нормативы продаж топлива через биржу. Но нужно больше предложения на рынке», — сказал министр. Он добавил, что есть компании, которые хотят подзаработать на низком курсе рубля. В первую очередь те, кто покупает бензин по цене для внутреннего рынка с учетом демпфера, а продают его на экспорт по более высокой цене. В ближайшее время появится соответствующий документ. Сейчас прорабатываются детали, чтобы этот шаг имел наибольшую эффективность», — продолжил Николай Шульгинов.
Он пояснил, что рассматриваются все варианты, но ограничение серого экспорта — самый быстрый: «Так что да, приоритетнее создание списка уполномоченных экспортеров производителей продукции и поставщиков на внутренний рынок». Николай Шульгинов считает, что потребности внутреннего рынка в моторном топливе полностью обеспечены производством, а ситуация на юге России в большей степени связана не с логистическими сложностями. Мы стараемся пресекать такие действия», — добавил глава Минэнерго. Об ограничении серого экспорта в российском правительстве говорят с августа.
Ну как? И это если они вообще могут найти топливо.
А найти могут не все, утверждает управляющий партнер сети АЗС GP Vympel в Саратове Екатерина Савкина: Екатерина Савкина управляющий партнер сети АЗС GP Vympel в Саратове «На бирже, мы знаем, появились аукционы, предаукционы, при этом ставим себе задачу каждый день купить определенное количество товара, но далеко не каждый день нам это удается по тем или иным причинам. В итоге в лучшем случае то, что не смогли самостоятельно купить на бирже, докупаем у трейдеров — кому повезло, посчастливилось купить. На мелком опте в регионе цена, может быть, и формируется, но по факту отгрузок нет. Любая проблема, помноженная на время, — это кратное ухудшение ситуации. То есть это проблемы не дня, не недели, эти проблемы были в августе, они продолжаются в сентябре, масштаб растет. Как себя чувствуют предприниматели в этой ситуации?
На личном примере: сегодня было порядка четырех звонков от маленьких предпринимателей с одной-двумя заправками. На вопрос, как дела, все истерично смеются». В ЦФО уже образовался дефицит дизельного топлива. Его просто нет на многих заправках в Липецке и Туле. На юге России, где сейчас дизель очень нужен сельхозпроизводителям, проблемы начались еще в августе.
В Татарстане заметно подорожал бензин АИ-98
В пресс-службе Центробанка рассказали, что в Ростовской области бензин дорожает из-за ослабления рубля и сезонного роста спроса на топливо. Дело пахнет керосином: разбираемся, почему рекордно дорожает бензин. Попробуем разобраться, почему дорожает бензин, и дорожает ли он вообще. Экономика - 10 сентября 2023 - Новости Тюмени - Больше всего он подорожал в Чеченской Республике — на 4,8%. Об этом сообщает Росстат.
Инфляционная осень: когда остановится взрывной рост цен на бензин и ждать ли дефицит топлива
Но, как опять же мы писали выше, с повышением цен на бензин и дизельное топливо сразу произойдет удорожание всех перевозок, а значит повысятся цены НА ВСЁ! И коснется это ВСЕХ! Так что не теряйте свои пояса… Цены на бензин и дизель взлетели: Почему в России резко подорожало топливо и что будет дальше Почему дорожает бензин и когда это закончится. Такого российские фермеры не помнят — дизельное топливо ДТ этим летом буквально взлетело в цене. Ассоциация «Народный фермер» провела в последних числах августа мониторинг в 18 регионах страны. На Кубани ситуация еще хуже. В прошлые годы цена летом, бывало, подскакивала, но в пределах нескольких процентов, — рассказал председатель ассоциации «Народный фермер Кубани» Константин Юров. Как нам объясняют поставщики, на рост цен влияют два фактора — подскочивший курс доллара, в результате чего выросли экспортные цены поэтому производителям стало выгоднее продавать нефтепродукты за границу, а не внутри страны. По итогам мониторинга ассоциация «Народный фермер» обратилась в Федеральную антимонопольную службу ФАС с просьбой провести проверку обоснованности резкого подорожания. Но основной рост пришелся как раз на летние месяцы. По мнению экспертов на ситуацию повлияло сразу несколько факторов.
Не случайно еще в 2020 году глава Комитета Совета Федерации по экономической политике Андрей Кутепов предлагал заранее публиковать графики ремонта НПЗ. Независимый топливный союз также выступал за изменение графика ремонтов НПЗ, как и за то, чтобы сведения о них стали публичными. В конце июля даже вице-премьер правительства России Александр Новак объяснял дефицит топлива и рост цен профилактическими остановками НПЗ. Но в августе цены на топливо продолжали расти. Выходит, что дело не только в ремонтах. И это, конечно, отражается на ценах. На загруженность путей влияет, с одной стороны, сезон отпусков — многие россияне вместо заграницы поехали летом на российский юг на поездах, ведь сейчас в России закрыто несколько крупных аэропортов. Интенсивно перевозит сейчас железная дорога и военные грузы. Поэтому топливо не всегда доходит до места назначения быстро, и в отдельных регионах возникает его дефицит. А где дефицит, там и высокие цены.
Мол, гонят наш бензин и солярку за рубеж, вот и дорожают они внутри страны. Проблема такая, конечно, есть. Правда, достоверно оценить объемы экспорта трудно — с одной стороны, часть производителей занимается серым экспортом, скрывая от надзорных органов реальные поставки, с другой, Федеральная таможенная служба ФТС перестала публиковать данные об экспорте-импорте еще в марте 2022 года.
На юге же железная дорога и так традиционно перегружена. В конце концов, уборочная страда ежегодно оказывает давление на топливные цены. Сбор урожая заканчивается в конце октября, а значит, теперь действие этого фактора пока не исчерпано, отмечает Сергей Пикин. Что будет дальше? Пока оптовые цены растут и постоянно ставят рекорды на бирже, по розничным ценам хотя и есть некоторое повышение, но оно пока не носит критического характера. То есть розничные цены регулируются в ручном режиме — на основе соглашения между правительством и нефтяными компаниями», — напоминает Валерий Андрианов. Сергей Пикин добавляет: «Хорошо это или плохо, но реально действующим механизмом, ограничивающим рост цен на топливо, у нас служат словесные интервенции.
Думается, что все понимают: участники топливного рынка оказались заложниками ситуации. С молчаливого согласия Центробанка и правительства произошло ослабление рубля, поскольку падение курса национальной валюты относительно доллара и евро приносит в бюджет сотни миллиардов рублей дополнительных доходов.
В Министерстве энергетики ситуацию увязали с перегрузкой железных дорог в туристический сезон. Куда помчался бензин На стоимость топлива, которое помимо внутреннего рынка отгружается на экспорт, влияют курсы валют. В правительстве причину роста внутренних цен видят в дисбалансе между поставками в Россию и за рубеж, в том числе за счет серого импорта: проще говоря, при таком соотношении курса рубля к валютам нефтяным компаниям выгоднее поставлять топливо за рубеж. Это приводит к ограничению поставок топлива внутри страны и толкает вверх биржевые цены.
Ограничение экспорта топлива рассматривается правительством как один из вариантов нормализации обстановки, в частности, обсуждается лицензирование экспорта, запрет на его осуществление посредниками, увеличение экспортных пошлин и другие меры. Много лет одним из механизмов стабилизации служил так называемый топливный демпфер: нефтяные компании получали налоговый вычет, компенсирующий часть «упущенной выгодой» от продажи топлива за рубеж. С 1 сентября в правительстве вдвое сократят размеры демпфера, что само по себе лишит нефтяные компании миллиардных компенсаций. Например, в июле выплаты через механизм демпфера составили 110 млрд рублей, август же должен перекрыть этот показатель, по некоторым оценкам, в полтора раза. И происходящее на топливном рынке тесно увязано с урезанием этих компенсаций, считают эксперты. В России продажей топлива занимаются в основном вертикально-интегрированные нефтяные компании, которые могут позволить себе роскошь продавать топливо при равенстве оптовой и розничной цен, компенсируя расходы на содержание АЗС и доставку из других источников Схватка за демпфер По мнению главы аналитического центра Независимого топливного союза Григория Баженова, ключевым фактором, толкающим стоимость топлива вверх, является высокий внутренний и внешний спрос на топливо при недостатке предложений на бирже.
Он отмечает, что крупные нефтяные компании ведут сейчас своеобразный шантаж правительства: — Сам по себе механизм демпфера не сказать, что сильно воздействует на биржевые котировки, но он позволяет сдерживать цены в рознице, потому что компании получают возможность компенсировать убытки, которые у них возникают из-за дисбаланса оптовых и розничных цен, — говорит специалист. Нефтяные компании говорят, дескать, у нас растет экспортная альтернатива, и это чистая правда. Они говорят: у нас возникает упущенная выгода, а вы тут еще срезаете нам демпферные выплаты. Соответственно, смотрите, что будет, если вы продолжите их срезать.
RU — Говорить, что проблемы здесь у нас связаны с производством, мы не можем, так как оно с профицитом.
Мы производим дизеля и бензина больше, чем нам самим необходимо. Компании предпринимали действия, чтобы нарастить экспорт. Они явно не хотели сокращения экспортных выплат. Очень приятно получать субсидию на прибыль. Это своего рода действия, чтобы выбить себе позиции в рамках переговорного процесса, — отмечает аналитик.
Будет ли еще повышение? При этом, по мнению Баженова, больше ни бензин, ни дизель дорожать не будут, а, возможно, наоборот, подешевеют. Ведь недавно правительство России ограничило экспорт нефти за границу. Это решение немного стабилизировало рынок внутри страны. Сейчас уже бензин-регуляр буквально за последние четыре дня на бирже упал с 70 тысяч рублей за тонну до 56 тысяч рублей.
Аналогично по премиум АИ-95: с 75 тысяч рублей за тонну до 59 тысяч. Мы видим падение и по летнему дизелю: с 74 до 61 тысячи, — приводит статистику специалист.