Одним из них является стихотворение «Парус», строки которого знакомы любому человеку, знакомому с творчеством данного поэта. Создание стихотворения М.Ю. Лермонтова "Парус" связано с переездом поэта из гостеприимной Москвы в холодный Петербург в 1832 году.
Анализ стихотворения «Парус» М. Лермонтова
Завязка происходит в начальных четырех строках, где поэт сначала упоминает парус, который он видит издалека. Во втором четверостишии речь идет о том, как судно ведет себя во время плавания по бурным морям. В заключительном четверостишии наступает пик, он же является и развязкой — Лермонтов делает вывод. В стихотворении «Парус» автор использует средства художественной выразительности, чтобы передать свою мысль и создать яркий образ. Парус сравнивается с одиноким человеком, который ищет что-то далекое и покинул родной дом.
Море описывается как голубое, а свет над водой — лазурным и золотым. Строка «И не от счастия бежит! Волны играют, ветер свищет, мачта гнется и скрипит. Эти слова описывают неживые объекты, но в тексте они словно обладают человеческими качествами.
Автор использует противопоставление бури и покоя, чтобы передать мятежность и непокорность главного героя. Поднимаемая проблема Основное внимание в этой работе уделяется раскрытию и поиску своего истинного «я», нахождению своего места в мире, пренебрежению упорядоченной, предсказуемой жизнью и обыденностью. Текст призывает не подчиняться судьбе пассивно, а вместо этого найти свою собственную стихию, которая позволит индивидууму выявить яркий характер с энергичным взглядом на жизнь. Поэт отворачивается от так называемой зоны комфорта.
Он считает, что цель жизни целиком заключается в участии в чем-то значительном. Он не уверен в том, что приведет его к успеху в этом стремлении, поэтому и беспокоится обо всех препятствиях на своем пути.
Она раскрывается через центральный образ сочинения — белый парус, который оставил родной край и борется с жестокой морской стихией. Мотив одиночества является одним из ключевых в лирике Лермонтова. Цель лирического героя — обрести свободу. Потому он и решился покинуть родной край, бежать от солнечных лучей навстречу невзгодам.
Её в стихотворении олицетворяет образ бури. Кроме того, не случайно автор считает лирического героя мятежным, ведь его действия противоречат общепринятым традициям. Он желает покорять новые горизонты, ищет приключений. Главная мысль стихотворения — поиск своего предназначения. Одинокий парус не видит спасения в безмятежном покое и решается вступить в бой со стихией. Он не чувствует себя удовлетворённым в лазури и солнце и пытается найти себя в обратном.
Средства художественной выразительности Одним из основных приёмов, используемых в стихотворении, является антитеза. Противопоставляется многое: покой — буря, далекая страна — родной край. А также имеются противоположные действия: ищет — кинул. В образе паруса большое значение имеют эпитеты: одинокий, мятежный. Встречается немало инверсий, например, во втором стихе первого катрена. Велика роль пунктуации в этом произведении.
Для раннего романтизма характерна недосказанность, умолчание некоторых мыслей, что выражалось многоточиями. Этот же приём Лермонтов использует во вторых строках каждого катрена. Взволнованный характер придают риторические вопросы и восклицания. Не обходится и без олицетворений. Для этого тропа особенно значима роль глаголов: играют волны, свищет ветер, кинул, ищет, бежит, просит о парусе. Кроме того, всё стихотворение целиком можно считать аллегорией жизни человека, пытающегося найти смысл бытия.
Это внутренний монолог, где образ паруса символизирует самого молодого поэта, отражает поиск своего места в жизни, стремление к неизвестности. Краткий анализ Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Парус. История создания — стихотворение было написано в 1832 году на берегу Невы в Петербурге.
Описывая красоту, в которой находится парус, поэт употребляет красивые образы, сравнения, сообщая что главный лирический герой, если смотреть со стороны, имеет все самое лучшее: «Под ним струя светлей лазури, Над ним луч солнца золотой…» Но парусу красота и комфорт не важны. Он желает бури, чтобы можно было разделить с ней глубину своих волнений. Возможно, жизнь с бабушкой в Петербурге, ее повышенная опека над внуком породили эти переживания? Или жажда приложить свои молодые силы в каком-нибудь важном деле и достичь чего-то в жизни? Читатель может только предполагать, что именно породило стремление молодого автора к буре.
Автор ясно выразил жажду своей мятежной души в действии, в применении сил и поиске единомышленников. Он сообщает, что не ищет комфорта и счастья. А также не убегает ни от счастья, ни от волнений. Автора не волнуют временные ощущения счастья или несчастья, ему хочется совершить что-то важное. Второстепенные герои Парус находится в море, которое описывается как образ событий жизни, забросившей поэта далеко от дома, друзей и привычной обстановки. Море жизни поэт описывает как самое комфортное для паруса. В нем есть и ветер, и волны, струя воды под кормой удивительно красива. Но все же парус находится в тревоге и поиске.
Море огромно, в нем парус теряется, и поэтому он настолько одинок. Он жаждет действий, бури. И все же, несмотря на жажду действий парус ищет покой, но не умиротворенный, а полный деятельности и стремления к цели. Главная идея стиха В стихе автор рассказывает о стремлении от одиночества, неопределенности и растерянности к деятельному покою. Ведь только тогда, когда человек находит свое предназначение в жизни и начинает его исполнять, он находит покой своей душе и чувство, что стоит на своем месте в жизни и делает свое дело. Через прекрасный образ паруса в море, поэт рассказывает о метаниях своей души, которые не касаются понятий «счастье-несчастье». Он счастия не ищет И не от счастия бежит! Он жаждет смысла своей жизни, участия в чем-то по-настоящему важном.
Поэт не уверен, что оставил это, самое важное, позади. Он также не знает, что найдет на новом месте. Автор стихотворения еще не знает, что именно может привести его к цели и надеется, что ему поможет буря. Он ищет бури, бурной деятельности и верит, что в этом сможет найти настоящий покой, хотя и в этом также не уверен потому, что употребляет слово «как будто». Жанр Стихотворение — лирическая новелла, написано четырехстопным ямбом. Рифмовка перекрестная. В стихотворении также присутствуют черты элегии. Первая и третья строчка заканчивается на женскую рифму.
Тогда как в четвертых строчках каждой строфы преобладает мужская рифма. Двенадцать строчек, три четверостишья с прекрасной и легкой рифмой. Ассонанс первой строки — употребление звука «о». Во втором четверостишье часто употребляется звук «э», а в последней строфе ясно слышен звук «у». Употреблены также аллитерации звуков «щ» и «к». Средства выразительности Поэт в своем произведении в основном употребляет нейтральную лексику. Наиболее часто существительные и прилагательные. Прилагательные позволяют точно и ярко охарактеризовать объекты наблюдения.
Существительные помогают изобразить картину корабля, плывущего по морю. Также автор употребляет немало глаголов 3-го лица единственного числа «ищет», «кинул», «свищет», «просит», которые создают впечатление, что поэт говорит не о неодушевленном предмете, а о живой личности, так как парус символизирует человека. В произведении употреблены цветовые эпитеты. В нем палитра ярких красок: туман голубой, море лазурное, лучи солнца золотые, парус белый.
В первых двух строках каждой строфы поэт описывает физическое состояние судна под белеющим парусом. А в третьей и четвертой строках душевное состояние Паруса, служившее олицетворением его собственного внутреннего настроя. Тема и идея стихотворения Можно сказать, что в первых двух строках каждого четверостишия звучит тема произведения, а идея кроется во-вторых парах строк. Таким образом, тема стихотворения — это плывущий по морю парус. Погода прекрасная, парус плывет спокойно. Идея заложена в строке «А он, мятежный, просит бури». Восемнадцатилетний Лермонтов жаждет жизни, борьбы, стремится плыть против ветра и против течения. Впрочем, Лермонтов всегда плыл против течения, не особо считаясь с общественным мнением. От того был так неудобен и неугоден многим. Средства художественной выразительности Стихотворение построено на антитезах. На море спокойно, под ним струя светлей лазури, а он жаждет бури. Из речевых фигур в стихотворении использованы: Антонимы — ищет-кинул, далекий- родной, Риторические вопросы: Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном?
Анализ стихотворения Лермонтова Парус (6, 9 класс)
Парус сравнивается с одиноким человеком, который ищет что-то далекое и покинул родной дом. Море описывается как голубое, а свет над водой — лазурным и золотым. Строка «И не от счастия бежит! Волны играют, ветер свищет, мачта гнется и скрипит. Эти слова описывают неживые объекты, но в тексте они словно обладают человеческими качествами. Автор использует противопоставление бури и покоя, чтобы передать мятежность и непокорность главного героя. Поднимаемая проблема Основное внимание в этой работе уделяется раскрытию и поиску своего истинного «я», нахождению своего места в мире, пренебрежению упорядоченной, предсказуемой жизнью и обыденностью.
Текст призывает не подчиняться судьбе пассивно, а вместо этого найти свою собственную стихию, которая позволит индивидууму выявить яркий характер с энергичным взглядом на жизнь. Поэт отворачивается от так называемой зоны комфорта. Он считает, что цель жизни целиком заключается в участии в чем-то значительном. Он не уверен в том, что приведет его к успеху в этом стремлении, поэтому и беспокоится обо всех препятствиях на своем пути. Стихотворение очень значимо для тех, кто только начинает принимать решения относительно своего будущего. Оно призывает человека не соответствовать общепринятым стандартам и не пытаться зеркально отражать других.
Поначалу это путешествие покажется трудным, но следует упорно идти к своей цели, пускай и в одиночку, встречая все трудности с гордо поднятой головой. Строки стихотворения Лермонтова «Парус» описывают одинокий парусник в открытом море, который не ищет счастья и бежит не от него.
Но вчитываясь, ты понимаешь — это призыв к действию. Читаешь и представляешь «парус одинокий тумане моря голубом». А дальше ищешь ответ на вопрос: «Что ищет он в стране далекой? Ему не сидится на месте, его не манит спокойное море, голубое небо и «луч солнца золотой».
Но уже в конце мы ощущаем перемену в настроении не только автора, но и главного героя. Парус маленький, но он абсолютно не боится страшной бури. Он сильный по духу и не желает покориться судьбе. Он мятежный! И в этом находит своё счастье! Лермонтова - анализ Поэт Михаил Лермонтов несмотря на свой резкий и неуживчивый характер в душе был неисправимым романтиком. Именно поэтому в его творческом наследии достаточно много произведений лирического характера. Одним из них является знаменитое стихотворение «Парус», написанное в 1832 году, когда Лермонтову едва исполнилось 17 лет. Это произведение в полной мере отражает душевные метания юного поэта, который оказался на жизненном перепутье. Весной 1832 году он после словесной перепалки на экзамене по риторике отказался продолжать обучение в Московском университете, оставив мечты стать филологом. Его дальнейшая судьба и карьера оказались под вопросом, и, в конце концов, Лермонтов под давлением бабки поступил в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. Перспектива стать военным, с одной стороны, не сильно вдохновляла юного поэта. Но в то же время он мечтал о подвигах, которые выпали на долю его предков, хотя и понимал, что в лучшем случае судьба забросит его на Кавказ, где в то время велись военные действия. Накануне поступления в юнкерскую школу Лермонтов написал стихотворение «Парус», которое в полной мере отражает его настроения и далеко не самые радостные мысли. Если отбросить предысторию и не брать в расчет факты, то это произведение можно по праву отнести к одному из самых романтических и возвышенных стихотворений поэта. Однако это далеко не так, потому что автор не ставил перед собой задачу создать образец пейзажной лирики. В этом стихотворении он отождествляет себя с парусом, который одиноко белеет « в тумане моря голубом», подчеркивая тем самым, что, пожалуй, впервые в жизни оказался перед необходимостью принятия важного решения. И в то же время автор мысленно оглядывается назад, осознавая, «что кинул он в краю родном». Уход из университета поэт не считает для себя серьезной потерей, так как не видит смысла продолжать учебу и заниматься наукой. Гораздо больше Лермонтова беспокоит тот факт, что придется покинуть любимую Москву и единственного по-настоящему близкого ему человека — бабушку Елизавету Алексеевну Арсеньеву, которая заменила ему и отца, и мать. Однако поэт понимает, что эта разлука неизбежна, так как ему предначертан свой собственный жизненный путь, который, как предполагает Лермонтов, будет отнюдь не простым. Эту мысль в стихотворении автор выражает при помощи удивительно красивой метафоры, отмечая, что «ветер свищет, и мачта гнется и скрипит». При этом поэт с горечью отмечает, что в своих предстоящих скитаниях «он счастия не ищет, и не от счастия бежит». Однако до того, как жизнь поэта кардинально изменится, пройдет еще несколько лет, которые покажутся Лермонтову невыносимо скучными. Приняв решение в пользу карьеры военного, он рвется в бой и мечтает о славе. Именно поэтому идиллическая картина морского пейзажа, так напоминающая жизнь Лермонтова-юнкера, совершенно его не прельщает. И, отвечая самому себе на вопрос, чего же он хочет в жизни, поэт отмечает, что «он, мятежный, просит бури, как будто в буре есть покой», вновь олицетворяя себя с одиноким парусом. Таким образом, данное стихотворение является философским размышлением Лермонтова над собственным будущим. Впоследствии именно жажда подвига толкала его на рискованные и необдуманные поступки. Однако судьба распорядилась иначе: Лермонтов не стал великим полководцем, но вошел в историю как блестящий русский поэт и писатель, чьи произведения спустя почти два века по-прежнему вызывают искреннее восхищение. В первоначальном варианте первая строка звучала: «Белеет парус отдаленный». Окончательный вариант этой строки был заимствован из поэмы «Андрей, князь Переяславский» А. В стихотворении нашли отражение личные переживания юноши. Незадолго до этого он покинул Московский университет, оставив мечту стать филологом. По настоянию любимой бабушки Лермонтов переехал в Петербург, намереваясь поступить в юнкерскую школу. Перед поступлением молодой человек много размышлял о своем прошлом и возможной будущей судьбе — эти мысли и чувства легли в основу произведения. Стихотворение молодого поэта отличает не только яркая образность, мелодичность и поэтическая красота, но и отраженная в нем глубина переживаний и чувств, удивительная зрелость мысли. Композиционно стихотворение состоит из трех строф. Композиция четко разделяет парус и лирического героя: в каждой строфе две первые строки рисуют меняющийся морской пейзаж, а две последующие строки отображают внутреннее состояние и чувства наблюдающего за парусом лирического героя. Лермонтов использует многоточие для разделения описания природы и строк, посвященных психологическому состоянию героя. Образы стихотворения аллегоричны. Для обозначения жизни поэт использовал традиционный образ моря. Конфликт «парус — море» переходит в конфликт «человек — жизнь». Человек, брошенный в житейское море, бесконечно одинок среди таких же барахтающихся в нем людей.
Конечно, сегодня имя Дмитрия Веневитинова незаслуженно забыто. Однако во времена Лермонтова оно было на слуху […]... Материал расписан подробно именно в расчете на молодого словесника; можно сокращать и перестраивать его по своему усмотрению. До начала занятия на классной доске делается следующая запись: Белеет парус одинокий в тумане моря голубом. Вот ее примерный ход. Прочитаем предложение на доске: Белеет […]... Его избранницей стала юная Екатерина Сушкова, которая не воспринимала всерьез своего поклонника, считая его ребенком. Тем не менее, чувства ее поклонника были настолько сильны, что именно Сушковой Лермонтов посвятил наибольшее количество любовных стихов. Сперва они носили романтических характер. Однако со временем в произведениях появились нотки ревности, которые вскоре […]... Поэт уже имел недобрую славу безбожника и вольнодумца. Он как бы отрекается от независимости и гордого одиночества. Русские люди, даже получив прекрасное европейское образование, […]... Именно по этой причине многочисленные романы поэта до сих пор являются предметом исследований библиографов, которые по отдельным записям в дневниках и стихам пытаются установить адресатов стихов поэта. В 1838 году Лермонтов познакомился с Марией Соломирской, супругой своего однополчанина. Анализ стихотворения Лермонтова Прощай немытая Россия Стихотворение Лермонтова было создано в 1841 году. Написано оно как раз перед, как и говорит поэт в своем стихотворении. Михаил Лермонтов был человеком тонкой натуры: обидчивый и ранимый. Как следствие этого им было написано достаточно произведений, которые несут собой споры. Может быть, Лермонтов написал данное стихотворение под каким-то впечатлением, что свойственно ему, потому что смысл […]... Мое любимое стихотворение М. Лермонтова Мне очень нравится стихотворение М. Может быть, потому, что я живу далеко от моря. Лермонтовские строчки как будто переносят меня на морской берег. И я слышу рокот волн, которые с шипением набегают на берег, захватывают прибрежные камешки и стремительно откатываются. Воздух насыщен запахом водорослей, каких-то южных растений. Сквозь рокот волн я слышу […]... Анализ стихотворения Лермонтова Кинжал Михаил Лермонтов написал стихотворение в 1837 году. Причиной написания являлась довольно трогательная история. Кинжал-это подарок от жены Александра Грибоедова. Лермонтов общался с вдовой, и женщина оставляет поэту подарок покойного мужа. Михаил Лермонтов восхищался Ниной именно так звали жену Грибоедова , часто захаживал в гости и перед отъездом в Россию получил драгоценный дар. Почему драгоценный? Во-первых, как […]... Михаил Юрьевич Лермонтов в 1830 году встретился однажды с Екатериной Сушковой. Эта девушка была очень красива, молода и очень кокетлива. Она флиртовала и кокетничал с многими, недаром у нее было много поклонников, и нет ничего необычного в том, что и Лермонтов, когда ему было […]... Тем не менее, она была прекрасно осведомлена о чувствах юного поэта и иногда даже подыгрывала ему, проявляя благосклонность. Это произведение в полной мере показывает, […]... Лермонтовым в 1841 году. Это последнее произведение поэта. Впервые оно было напечатано в 1844 году. Жанр его — лирическая исповедь, также в произведении есть черты библейской легенды сюжет Лермонтова основан на книге Пророка Иеремии. В этом произведении […]... Зато именно благодаря усилиям Елизаветы Алексеевны, Михаил все детство провел в казармах, так как бабушка единолично решила, что для мальчика лучшим воспитанием должно стать […]... Анализ стихотворения Лермонтова Нет, не тебя так пылко я люблю Михаил Лермонтов — человек, который испытывал в своей жизни любовь, столь сильную, что он не смог просто сделать любимого человека — несчастным, только из-за того, что любит ее. Именно потому он решил сообщить Варваре Лопухиной, что не будет жениться на ней, так как не видит смысла, хоть он и любит ее. Ведь он — несчастный, […]... Стихотворение относится к философской лирике Лермонтова.
Михаил Лермонтов ~ Парус (Белеет парус одинокой…) (+ Анализ)
В стихотворении “Парус” Лермонтов помимо темы одиночества, поднимает также главную и вечную тему – цель и смысл человеческой жизни. История создания Начиная анализ стихотворения «Парус» Лермонтова невозможно не обратиться к истории его создания. Анализ стихотворения «Парус» Лермонтова Тема поиска себя в “Парусе” Лермонтова. Лермонтов написал “Парус” в 1832 году в самый разгар своей юности, когда ему было 17 лет. Как ни странно это может прозвучать, но сегодня мы, говоря о стихотворении «Парус», попытаемся ответить на философский вопрос «Как должен жить человек?», то есть узнаем, как Лермонтов сформулировал основной закон жизни человека. Для многих поколений стихотворение «Парус» стало не только поэтическим признанием Лермонтова, но и символом тревожной неуспокоенности, вечных поисков, мужественного противостояния высокой души ничтожному миру.
Анализ стихотворения «Парус» Лермонтов: история создания, тема, жанр, эпитеты, метафоры.
В стихотворении «Парус» М.Ю. Лермонтов использует литературный приём, который называется − антитеза (противостояние, противопоставление, противоположность). Художественный анализ стихотворения" 6 класс. это сам Лермонтов, а море - его жизненные испытания. В стихотворении “Парус” Лермонтов помимо темы одиночества, поднимает также главную и вечную тему – цель и смысл человеческой жизни.
«Парус», анализ стихотворения Лермонтова. Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова "Парус"
По жанру «Парус» является лирическим стихом. Его тема непосредственно связана с реальным событием в жизни Лермонтова. В возрасте семнадцати лет поэт бросает учебу в Московском университете и переезжает в Петербург, где под давление бабушки поступает в школу прапорщиков. Переезд в столицу был первым ответственным решением Лермонтова.
От него зависела вся дальнейшая судьба поэта. В стихотворении «Парус» в полной мере отразились его размышления и надежды. Центральный образ стихотворения — одинокий парус в безбрежном море, который сравнивается с состоянием лирического героя.
Лермонтов сразу ставит риторические вопросы о цели своего существования. В них аллегорически противопоставляются Москва «в краю родном» и Петербург «в стране далекой». Спокойное море поэт сравнивает со своей прежней безмятежной жизнью.
Романтическая натура Лермонтова жаждет перемен. Карьера военного не была его идеалом, просто в ней поэт видел возможность активной деятельности. На самом деле он еще находился на жизненном перепутье.
В стихотворении просматривается мотив одиночества и неприятия окружающего мира, свойственный поздней лирике Лермонтова. Беспокойная натура поэта подобна «мятежному» парусу, который «просит бури». Большое значение имеет утверждение: «он счастия не ищет».
Лермонтов признается, что его стремление к активной деятельности не связано с улучшением собственного положения. Он сознательно готов к жизненным лишениям и страданиям ради свершения какого-либо великого поступка. Философский смысл стиха не умаляет его художественных достоинств.
Яркие эпитеты создают перед читателем удивительно правдивую картину «голубом», «золотой». Произведение проникнуто особой динамикой.
Завершается стихотворение оксюмороном — сопоставлением несопоставимого: «…в бурях есть покой». Хотите прокачать речь и мысли?
Не изобретайте велосипед. Вдохновляйтесь мудростями от лучших умов планеты. Подпишитесь на наш телеграмм-канал Эпитеты В поэтическом творчестве описание стихии, душевных порывов, мечтаний всегда сопровождается эпитетами. Использует их и Лермонтов.
Парус у него «одинокий» и «мятежный», туман — «голубой», солнечный луч — «золотой», а ветер «свищет» совсем как человек. Вообще поэтика произведения является довольно сложной, потому что «луч солнца золотой» является одновременно и эпитетом, и метафорой.
Идея — автор показывает одиночество и мятеж внутреннего мира творческого человека, самого себя. Образы бури, моря и паруса характерны для ранней лирики Лермонтова, где свобода поэтически связывается с одиночеством, мятежными стихиями.
Оно в полной мере отражает душевные метания юного поэта, который оказался на жизненном перепутье. В образе паруса виден сам поэт, его душа. Композиция Произведение состоит из трёх строф, объединённых пейзажными мотивами и внутренними переживаниями лирического героя. Центральный образ стихотворения двух планов :это и реальный парус, что "белеет в тумане моря голубом",и одновременно человек с определённой судьбой и характером.
Природа в "Парусе", как и во многих стихотворениях поэта, живописна.
Перевод Вот уже несколько недель, как мы расстались и, может быть, надолго, потому что впереди я не вижу ничего особенно утешительного; однако я всё тот же, вопреки лукавым предположениям некоторых лиц, которых не стану называть. Вот ещё стихи, которые я сочинил на берегу моря: Белеет парус одинокой… По мнению лингвиста Николая Шанского , три четверостишия «Паруса» гораздо лучше, нежели письма, объясняют то состояние душевного смятения, в котором пребывал поэт летом и осенью 1832 года [4]. Отдельного изучения удостоилось предполагаемое место написания стихотворения.
Так, академик Дмитрий Лихачёв , вспоминая о Петербурге своего детства, воспроизвёл одну из городских легенд, рассказывающую о том, что «Парус» был сочинён Лермонтовым на террасе Монплезира [5]. Сам Лермонтов не относился к «Парусу» серьёзно, а потому не включил этот поэтический экспромт в собственное собрание сочинений 1840 [7]. Основная тема[ править править код ] Лермонтов. Эта тема «море — жизнь» была начата его предшественниками ещё в конце XVIII века и продолжена Пушкиным , который в стихотворении «Предчувствие» 1828 писал: «Равнодушно бури жду».
Восемнадцатилетний пылкий Лермонтов, по словам Шанского, «не ждёт бури, а просит её» [9] : Пусть впереди не видно пока ничего особо утешительного, надо действовать, искать, бороться. Свидетельством того, что тема морской стихии была по-настоящему близка Лермонтову, является его акварельная работа 1828—1831 , которую исследователи называют «своеобразным графическим комментарием к литературным замыслам поэта», в частности, к «Парусу». Рисунок близок к основной теме стихотворения: Лермонтов-художник и Лермонтов-поэт «слились в едином, тревожно-романтическом восприятии мира» [10]. Авторское я спрятано.
Михаил Лермонтов ~ Парус (Белеет парус одинокой…) (+ Анализ)
История создания Начиная анализ стихотворения «Парус» Лермонтова невозможно не обратиться к истории его создания. Как ни странно это может прозвучать, но сегодня мы, говоря о стихотворении «Парус», попытаемся ответить на философский вопрос «Как должен жить человек?», то есть узнаем, как Лермонтов сформулировал основной закон жизни человека. стихотворение Лермонтова о самом себе, ведь настоящий Поэт всегда остается «одиноким» и «мятежным», а его свободолюбивая душа, полная тревожной неуспокоенности, жаждет вечных поисков, жаждет бури. Стихотворение М. Лермонтова “Парус” вызывает у читателя желание бороться, даже если это сделать практически невозможно. Статья автора «Анализ стихотворений» в Дзене: Период времени, когда было создано стихотворение “Парус”, был для молодого Михаила Юрьевича Лермонтова достаточно сложным. М. Ю. Лермонтов в стихотворении «Парус» использует эпитеты, олицетворения и другие средства художественной выразительности.
Анализ стихотворения Парус Лермонтова
Влияния[ править править код ] Фраза «Белеет парус одинокой» появилась в литературе за несколько лет до написания Лермонтовым своего стихотворения: читатели впервые встретились с ней в 1828 году, когда была опубликована поэма «Андрей, князь Переяславский» Александра Бестужева-Марлинского [17]. В 1936 году тема была продолжена Валентином Катаевым , выпустившим книгу « Белеет парус одинокий ». В повести Катаева присутствуют неоднократные прямые отсылки к стихотворению Лермонтова; заключительные строки обоих произведений совпадают дословно [18]. Во второй половине XX века мотив лермонтовского паруса воплотился в песне Остапа «Белеет мой парус такой одинокий…», фильм « 12 стульев », композитор Геннадий Гладков , автор стихов — Юлий Ким. Кроме того, эта же тема присутствует в песне Евгения Глебова на стихи Булата Окуджавы «Срывался голос мой высокий, когда я в раннем детстве пел…» [19]. Письмо Лопухиной М. Собрание сочинений : [ арх. Институт русской литературы Пушкинский дом. Сочинения: В 6 т. Стихотворения, 1832—1841.
Лермонтов поэтически передает эмоции и мысли, связанные с человеческим существованием и его исканием смысла и цели. Таким образом, образ паруса в стихотворении «Парус» является основным символом, который передает ценности свободы, стремления и мечтаний. Парус воплощает реальный и метафорический смысл, являясь универсальным образом, который актуален для каждого человека в его жизни. Стихотворение Лермонтова позволяет нам окунуться в прекрасный мир символов и эмоций, погрузиться в глубины человеческой души и задуматься о смысле существования. Символика моря в стихотворении Лермонтова Первое упоминание моря в стихотворении возникает в первой строке: «Белеет парус одинокий». Белый парус на фоне широкого моря не только подчеркивает его особое положение, но и символизирует желание человека искать новые горизонты, покидая знакомую сушу.
Море также олицетворяет опасности и вызывает чувство тревоги. Автор использовал образы «синеву» и «ламинарию» для создания атмосферы непредсказуемой природы и безопасности плавания. Опасности и неизвестность, связанные с морем, усиливают внутренний конфликт между желанием и сомнением. В стихотворении Лермонтова представлены также внутренние переживания героя во время плавания. Описание моря меняется от мрачного и угрожающего до тихого и спокойного, отражая настроение и эмоции направления. Море становится зеркалом героя, его состоянием души и размышлениями. Кроме того, море является символом свободы и путешествий.
Оно призывает человека отказаться от привычной рутины и идти навстречу приключениям и новым возможностям. Плавание вдоль бескрайнего моря становится аллегорией поиска себя и своего места в этом мире.
Однако это далеко не так, потому что автор не ставил перед собой задачу создать образец пейзажной лирики. В этом стихотворении он отождествляет себя с парусом, который одиноко белеет « в тумане моря голубом», подчеркивая тем самым, что, пожалуй, впервые в жизни оказался перед необходимостью принятия важного решения. И в то же время автор мысленно оглядывается назад, осознавая, «что кинул он в краю родном». Уход из университета поэт не считает для себя серьезной потерей, так как не видит смысла продолжать учебу и заниматься наукой. Гораздо больше Лермонтова беспокоит тот факт, что придется покинуть любимую Москву и единственного по-настоящему близкого ему человека — бабушку Елизавету Алексеевну Арсеньеву, которая заменила ему и отца, и мать. Однако поэт понимает, что эта разлука неизбежна, так как ему предначертан свой собственный жизненный путь, который, как предполагает Лермонтов, будет отнюдь не простым. Эту мысль в стихотворении автор выражает при помощи удивительно красивой метафоры, о.
При этом поэт с горечью отмечает, что в своих предстоящих скитаниях «он счастия не ищет, и не от счастия бежит». Однако до того, как жизнь поэта кардинально изменится, пройдет еще несколько лет, которые покажутся Лермонтову невыносимо скучными. Приняв решение в пользу карьеры военного, он рвется в бой и мечтает о славе. Именно поэтому идиллическая картина морского пейзажа, так напоминающая жизнь Лермонтова-юнкера, совершенно его не прельщает. И, отвечая самому себе на вопрос, чего же он хочет в жизни, поэт о, вновь олицетворяя себя с одиноким парусом. Таким образом, данное стихотворение является философским размышлением Лермонтова над собственным будущим. Впоследствии именно жажда подвига толкала его на рискованные и необдуманные поступки. Однако судьба распорядилась иначе: Лермонтов не стал великим полководцем, но вошел в историю как блестящий русский поэт и писатель, чьи произведения спустя почти два века по-прежнему вызывают искреннее восхищение. Образы и символы произведения Одним из главных символов данного произведения, естественно, является сам парус.
Все события, о которых идет речь в стихотворении, происходят вокруг него. Он символизирует одиночество, что очень напоминает чувства самого автора. Так же можно сказать, что парус является отражением человеческой души, которая всегда зависит от происходящего вокруг. Буря — символ беспокойства и неопределенности. В образе моря автор так же показывает неопределенность и переменчивость, с которой вынужден сталкиваться каждый человек. Показывая, как бросает парус, мы понимаем, что и человеческую душу точно так же терзает на протяжении всей жизни. Лирический герой тесно переплетается с парусом. Они очень похожи. Их волнуют одни и те же вопросы, а так же одинаково кидает из стороны в сторону под действием судьбы.
Они оба несвободны и одиноки, при этом постоянно зависят от факторов из вне. Говоря о том, что парус ищет покой в буре, он показывает свои желания, которые, на первый взгляд, могут показаться нелепыми и нелогичными. Тема Тема одиночества и неопределённости, поиска, загадочности человеческой души. Парус в стихотворении символизирует жизнь молодого поэта, его внутренний мир. Главная мысль — человеческой натуре свойственны страсти, желания, одиночество, поиск себя, тяга к тому, что может быть опасно. Идея — автор показывает одиночество и мятеж внутреннего мира творческого человека, самого себя. Главный герой — образ паруса — человеческой натуры, ищущей своё место, рвущейся в неизвестность. В минуты отчаяния люди склонны к мятежу, поиску, риску, это следствие неизвестности. Автор делает акцент на то, что человеку, обуреваемому жизненными невзгодами, не дано знать, что ему во благо, а что — нет.
Читайте также: Анализ стихотворения Пушкина "Деревня": идейное содержание, композиция, средства ыразительности Темы и проблемы Одной из проблем можно выделить проблему одиночества. Лермонтов достаточно часто поднимает эту тему в своем творчестве. Здесь одиночество он показывает в образе паруса, который одиноко находится в открытом море. Рядом с ним нет никого, поэтому ждать какой-либо поддержки ему попросту неоткуда. Так же парус сталкивается с проблемой того, что он не знает, куда и зачем плывет. Он не знает, что именно он хочет найти?
Она является полноценной иллюстрацией, художественным комментарием к тексту.
Тема Тема одиночества и неопределённости, поиска, загадочности человеческой души. Парус в стихотворении символизирует жизнь молодого поэта, его внутренний мир. Главная мысль — человеческой натуре свойственны страсти, желания, одиночество, поиск себя, тяга к тому, что может быть опасно. Идея — автор показывает одиночество и мятеж внутреннего мира творческого человека, самого себя. Главный герой — образ паруса — человеческой натуры, ищущей своё место, рвущейся в неизвестность. В минуты отчаяния люди склонны к мятежу, поиску, риску, это следствие неизвестности. Автор делает акцент на то, что человеку, обуреваемому жизненными невзгодами, не дано знать, что ему во благо, а что — нет.
Композиция Произведение состоит из трёх строф, объединённых пейзажными мотивами и внутренними переживаниями лирического героя.