Новости универсам группировка в казани

«Снег» продолжает публиковать отрывки из книги экс-главы татарстанского МВД, а ныне руководителя аппарата президента РТ Асгата Сафарова «Закат казанского феномена». Главная» Новости» Тукаевские опг казань последние новости. ОПГ жилка Казань Хайдар. Казанская группировка жилка.

Наши проекты

  • Реальная история группировки универсам казань - 79 фото
  • Закат «дедушки казанских группировок»
  • Последние материалы
  • Существующие группировки в казани
  • Что стало с группировкой универсам в казани
  • А был ли «Универсам»? Что известно о главной сериальной бандитской группировке Казани

Существующие группировки в казани

В пятой серии Вова Адидас убивает главаря конкурирующей банды Желтого из пистолета, однако у «Тяп-ляп» больше были распространены иные методы мести: авторитета Николая Даньшина, к примеру, забили насмерть обрезками арматуры. Опять же, если в герое Ивана Янковского, несмотря на осуществляемое им беззаконие, проглядываются черты благородства, то реальный Антип пошел по наклонной — его судили не только за разбой, но и за изнасилования, грабеж и подделку документов. Читайте также 6 серия «Слово пацана»: Вову Адидаса свергнут за извинение на коленях, а Марата выгонят из-за униженной Айгуль? Основное сравнение связано с жестокостью Завдата: 18-летний электрик нокаутировал противников с одного удара и так запугал начальство, что перестал ходить на работу, хотя получал зарплату. Турбо разочаровал зрителей в шестой серии, когда слил на дискотеке информацию про изнасилование Айгуль Некоторые увидели в Джавде черты Турбо: как раз Хантимиров помогал набирать в группировку новых членов и следил за неукоснительным исполнением пацанского кодекса, а все мы помним, как Валера в исполнении Славы Копейкина курировал «пришивание» Андрея Пальто и перегибал палку с «понятиями», когда опорочили возлюбленную Марата Айгуль. Читайте также Пока все гадают, как там Айгуль, Марат и Андрей экстренно вернулись на съемочную площадку «Слово пацана» Кроме того, во всех самых жестких драках участвовал Турбо, потому и ходил постоянно в ссадинах.

Так вот Джавда, в отличие от Антипа, не уклонился от участия в известном «пробеге» по Новотатарской слободе, когда хулиганы убивали всех, кто попадался на пути, и погибли в том числе беременная женщина и ветеран. Поэтому Антипов получил 15 лет «строгача» и сохранил жизнь, ну а Хантимирова приговорили к смертной казни через расстрел. Скряба отсидел в тюрьме 15 лет, а когда откинулся — примкнул к другой ОПГ. В 1994-м его застрелили Мозговым центром «Тяп-ляп» считали Сергея Скрябина по кличке Скряба — школьный друг Хантимирова был самым хитрым и подлым в группировке. К собирательному образу всех героев «Слово пацана» можно добавить и черты лидера ОПГ «Жилка» Хайдара Закирова — как многие из «шелухи», парень связался с криминалом в 14, ну а как «старшики» — стал циничным и жестоким.

Жизнь Хайдара оборвалась из-за покушения конкурентов: его расстреляли через отверстия вентиляции соседней многоэтажки. Кто стоит за Андреем Пальто? После этого снимка многие решили, что Андрей Пальто — автор книги «Слово пацана» Изначально проект «Слово пацана» рекламировали как историю примерного ученика музыкальной школы Андрея Васильева, который устал быть вечно битым одноклассниками «чушпаном» и через друга Марата «пришился» к «универсамовским» и деградировал до уровня бандита. Поэтому образ Пальто стал одним из ключевых в сериале, и зрителей безумно интересовало, срисован ли он с реального жителя Казани 80-х. Криминальный Татарстан 1970—2010-х», когда опубликовал в микроблоге общее фото с исполнителем роли Андрея.

Входили в нее жившие в 70-е годы в районе «Теплоконтроля» подростки и молодые люди постарше. Возглавляли «Тяп-ляп» экс-уголовники, пишет Maxim. К слову, в картине тоже имеется бывший заключенный, Кащей, который сразу выделялся своими жесткими выходками и тюремными понятиями.

А с 1993 все группировки как-то сами рассосались, видимо, власти серьезно взялись за «казанский феномен». Честно сказать, «правильные» уличные группировки были до 1985 года.

У них были правила: женщин, детей и стариков не трогать, не курить, не пить алкоголь, воровство, вранье и предательство жестоко карались, лежачего не били, уважалась смелость, правдивость, сила и послушание, были постоянные занятия спортом. Не зря именно в Казань стремились все особисты и покупатели из элитных родов войск погран, ВДВ и подводники — забирать в армию казанских пацанов. После 1985 года «правильная» мораль группировок пошла спадать из-за появления в них уголовных элементов. Начались убийства, изнасилования, воровство, грабежи. Следом наступила эра 90-х: бандитизм, крышевание, рэкет.

Казань заполонили наркоманы. Помню, покупал у них сворованные из машин магнитолы за копейки и перепродавал. Выживали кто как мог, длилось это до 2005 года. Потом наркоманы исчезли. Когда привыкла к группировкам и воспринимала их как должное Elya Страница автора В 1970—1980 годы я жила на Адельке, школа была у Кремля.

Многие ровесники, кто мотался и не мотался, в 1990-е и позже сгинули от наркоты или были убиты. А в 1980-е пацанские и бабские конторы воспринимала как должное, повсеместное явление.

Кровь на асфальте» продолжает бить рекорды по просмотрам — на «Кинопоиске» работа режиссёра Жоры Крыжовникова занимает четвёртое место в «Топ-250» платформы.

Сериал рассказывает о молодёжных группировках в Казани в 1970-х и 1980-х. По сюжету 14-летний школьник Андрей попадает в группировку «Универсам Короли Казани» «УКК» , чтобы не быть «чушпаном» и дать ответ обижающим его одноклассникам. Школьники в телеграме делят район, «решают вопросы», объявляют о сборах и постят видео драк.

Скриншоты переписок разместили местные телеграм-каналы.

«Казанский феномен». Вернутся ли молодежные банды?

Главная» Новости» Тукаевские опг казань последние новости. Я считаю, что наличие группировок в Казани вообще не дало никакого положительного эффекта. Видео от Ульяновские пацаны | Новости и Юмор 21+. Создатели сериала вдохновлялись историей криминальных группировок в Казани, а особенно — судьбой преступников из «Хади Такташ». Журналист Роберт Гараев в прошлом диджей с никнеймом Pornosuperstar, собрал и опубликовал в паблике Психо Daily мемуары людей, заставших разгул группировок в Казани в позднесоветские времена.

ОПГ «Тяп-Ляп»

  • Универсам | Слово пацана Вики | Fandom
  • ОПГ «Хади Такташ»
  • Жив ли казанский феномен?
  • Обзор активности группировки универсам в Казани
  • Мы собрали факты из фильма, поклонники которого знают, в чём смысл фразы «Пацаны не извиняются».

Статья на БИЗНЕС-онлайн. Что думаете, дорогие подписчики?

После и вовремя просмотра сериала режиссера Крыжовникова «Слово пацана» многие зрители задумывались, существовала ли группировка «Универсам» в реальности. Создатели сериала вдохновлялись историей криминальных группировок в Казани, а особенно — судьбой преступников из «Хади Такташ». Казанская опг универсам. Группировка Хади Такташ в Казани 90 е. ОПГ Казань 90х Тукаевские Мартин. В Ростове-на-Дону задержали главаря казанской организованной преступной группы (ОПГ) "Кинопленка" из 1990-х, причастной к ряду убийств и покушений, сообщается в РИА Новости, 28.11.2023. Группировка «Универсам» из «Слова пацана» не является вымыслом режиссера. Эта группировка была одной из самых жестоких и дисциплинированных группировок Казани.

А был ли «Универсам»? Что известно о главной сериальной бандитской группировке Казани

Видео от Ульяновские пацаны | Новости и Юмор 21+. Группировка Хади Такташ в Казани 90 е. ОПГ Хади Такташ Казань. Смотрите видео на тему «универсам опг история» в TikTok (тикток). Кинокритики проводят параллели с криминальной группировкой «Тяп-Ляп», которая орудовала в Казани в 1970-х годах, отмечается на портале Возможно, группировка «Универсам» из сериала представляет собой смесь всех группировок, существовавших в Казани в конце 80-х годов. Первопроходцами криминального террора в СССР были казанские банды, ещё в 1970-е.

Реальная история группировки универсам казань - 79 фото

Не претендуя на масштабный охват и глубину осмысления, расскажу о том, что пришлось пропустить через себя. Тема организованной молодежной преступности снова становится актуальной, и люди опять вспоминают уроки пресловутого «казанского феномена». Благодарю Александра Дмитриевича Авдеева, который помог восстановить в памяти детали. Этот замечательный человек, называющий себя милиционером до мозга костей а я считаю его интеллигентом высшей пробы , был одним из организаторов борьбы с подростковыми группировками. Его ремарки помечены в тексте «А. После университета пошел на службу в милицию, в 1977—1989 годах работал в должности заместителя начальника УВД Казани. Вполне заслуженный.

Были большие торжества. У нас он широкой общественности ничем не запомнился, кроме своей сухости. Но именно он был тот человек, кто повернулся лицом к проблеме организованной молодежной преступности. Казань тогда уже гудела и полнилась слухами, но во властных структурах запрещалось называть вещи своими именами. Однажды Михаил Михайлович, как рассказал мне работник горкома партии, совершенно неожиданно для своих подчиненных пригласил к себе в кабинет на площади Свободы нескольких лидеров подростковых группировок и долго с ними беседовал с глазу на глаз. И так неулыбчивый, он после этого стал еще мрачнее...

Мы организовали ему встречу с двумя информированными осведомителями, чтобы они подтвердили объективность нашей постоянной информации о тенденциях развития преступности в городе. Встретился он с ребятами и с другой стороны баррикад — активистами оперативных комсомольских отрядов ОКОД , противостоявших шпане. Когда я был бойцом БКД Казанского госуниверситета в середине 70-х, мы держали в страхе всю шпану от улицы Баумана до парка Горького. До тех пор, пока не подняла голову банда «Тяп-ляп». Тогда мы получили первый ощутимый отпор. Дружины КГУ и КАИ оставались последним оплотом студенческого движения борьбы с молодежной преступностью, но и у них возникли проблемы с пополнением.

Элитным считался отряд при горкоме комсомола. В нем состояло два десятка интеллигентных и бесстрашных бойцов, с которыми мы выезжали в рейды в самые отдаленные районы города и на дискотеки в заводских клубах. Заправлявшие там группировщики по отношению к нам вели себя тихо… После тех встреч Сухова последовали похожие аудиенции у городского прокурора, у других силовиков... С того времени вся мощь власти, до того все силы полагавшей на выполнение очередных решений партии и на достойную встречу очередного юбилея, была направлена на эту тему. За парадно-отчетным фасадом обнаружилась ужасающая действительность... Массовые проявления были в Казани со второй половины 70-х годов, хотя драки «двор на двор», «улица на улицу» и раньше существовали как повсеместное явление советского времени.

Кроме того, уголовная субкультура пронизывала все общество. Другое дело, что в Казани и Набережных Челнах все это получило гипертрофированные формы, оформилось в некую идеологию уже не по уголовным «понятиям», а по каким-то своим, с выстроенной дисциплиной и определенными целями. В дежурную часть МВД республики в Казани тогда еще не было своего УВД стали поступать сообщения граждан из Приволжского района о группах дерзко ведущих себя подростков, одинаково одетых. Затем было отмечено подобное в Московском и Бауманском районах, в Центральном парке им. Похожие вещи стали наблюдаться в бурно развивавшихся Набережных Челнах и Нижнекамске. В 1974 году информация о группировках стала настолько тревожной, что мы начали постоянно информировать о ней свое руководство, но должного реагирования не было.

Очевидно, к этому относились как к обычным дракам между молодежью разных микрорайонов. Однако эти драки стали жестокими и не походили на традиционные стычки «до первой крови». На конец 70-х пришелся расцвет деятельности криминальных групп «Тяп-ляп», «Новотатарские», «Жилка», «Грязь» и многих других. Об их существовании знали все, но действенных мер пресечения их выходок не было. Тогда существование организованных преступных группировок полностью отрицалось. В то время произошла маргинализация целого поколения, совпавшая с гребнем демографической волны.

Большое число людей «понаехало» на стройки и заводы — кто из деревни, кто издалека. Они породили неприкаянное поколение. Родители не стали в полной мере городскими, и для детей они не были авторитетом. Плюс ко всему была критическая масса молодежи в огромных «спальных» комплексах города. А для формирования криминальной среды в молодежной среде достаточно двух-трех «лидеров» отрицательной направленности и десятка «шестерок» вокруг них. Для остальных же важно было сообщество, некая защищенность, в том числе и от традиционного криминалитета.

Кульминация конфликта была 31 августа 1978 года. Вначале появились сообщения от пешего патруля, что в слободе появились неизвестные мотоциклисты, с их стороны слышны выстрелы. Через некоторое время другой наряд сообщил, что за железнодорожным полотном в районе 5-й городской больницы скопилась большая группа молодежи. По тревоге в этот район со всего города были стянуты патрули, в том числе внутренних войск. Когда группа молодежи человек в пятьдесят начала переходить через железную дорогу в Ново-Татарскую слободу, солдаты попытались их остановить, но в ответ раздались выстрелы, был ранен военнослужащий. При виде прибывающих милицейских нарядов участники группировки стали отходить к станции Вахитово и при этом убили одного из местных жителей.

В преследовавших милиционеров была брошена граната, она, к счастью, не взорвалась. Было задержано человек восемьдесят. До этого уголовному розыску были известны основные фигуранты «Тяп-ляпа», но нужно было решать сложнейшую задачу — как доказать. Нам удалось убедить прокуратуру возбудить уголовное дело по статье «бандитизм». Это был первый в СССР процесс по такой статье применительно к молодежной среде. Мы тогда еще не знали, что такие же сложные дела нас ожидают практически по всему городу.

Пружина «Казанского феномена — экстремальной модели», как это назвали позже в «Литературной газете», начала распрямляться. Первый секретарь горкома КПСС Рашид Мусин сделал серьезные выводы и призвал партийные органы усилить воспитательную работу среди молодежи. До этого руководство города получало от нас достаточно полную информацию о группировках. А после случившегося было собрано специальное совещание, где Рашид Мусинович заявил, что ни один сотрудник милиции не понесет партийной ответственности, потому что все произошедшее — не столько вина милиции, сколько вина идеологов.

По данным издания, подростки орудуют в Московском районе. Якобы, они не боятся наказания, так как являются несовершеннолетними. Также в опубликованной записи со ссылкой на одного из владельцев говорится, что «банда» частенько заглядывает в торговый центр «Тандем».

Ты либо автоматически состоял в банде и топил за свой район, либо получал статус «чушпана». Это словечко уже движется к культовому статусу благодаря сериалу Крыжовникова. На YouTube валяется крайне недооцененное интервью Роберта Гараева, где он катается по Казани и с невероятным погружением рассказывает о быте и нравах группировок тех лет. Он и ведущий даже находят граффити NZ, доказывающее, что его родные «Низы» все еще существуют. Посмотрите, потому что то, как этот подкованный дядька сыплет терминами «первогоровские», «асфальт», «пробег», «111-й двор», «Теплоконтроль» — потрясающее зрелище. В рассказах Гараева фигурируют как чудовищные истории, вроде расстрела в клубе «Эйфория», так и неожиданные подробности, не укладывающиеся в наши представления о криминальных хрониках. Например, о том, какую музыку предпочитали молодые преступники из Казани. Их главным хитом был не шансон и не протестный рок, а веселое диско от певицы Сабрины — Boys Boys Boys. Согласитесь, не под эту музыку вы представляли себе гангстерские разборки. Но Гараев — тот случай, когда автор лично знает все, о чем пишет, и прорабатывает собственные травмы. Тем более, журналиста от смерти или тюрьмы спасло только то, что в 1991 году его «отшили» — то есть, изгнали из банды. О его книге активно говорили и в 2021-м, когда она только вышла. Но теперь, с появлением сериала, слава Гараева и «Слова пацана» стала значительно выше. А что в самой книге? По большей части, прямая речь. Для «Слова пацана» Роберт Гараев взял интервью у огромного количества людей: членов банд, жителей опасных районов, сотрудников правоохранительных органов и так далее.

Согласно мнениям наших экспертов, группировка этого поселка всегда была сама по себе и в какие-либо союзы или коалиции не вступала. Далее, в Ленинском районе был союз из трех крупных по территории ОПГ: это «Соцгород», «Татарский двор» и «Дементьева», чьи территории расстилались от улицы Тэцевской до улицы Циолковского. Они не дружили с соседями из «Стандартного двора», деля покровительство над местными коммерсантами. Соответственно, их врагами были и союзники «Стандартного» — та же «Жилка» и «Северный». К слову, этот район от Жилки до Соцгорода устрашил народ в 1980-е и 1990-е настолько, что до сих пор многие жители Казани считают эти места самыми криминальными. В соцсетях как-то «зафорсили» карту опасных районов города, где Жилку и Авиастрой представили в образе «гоповского Мордора». Здесь с конца 1970-х появилось несколько группировок. Это — «17-й, 39-й, 37-й, 25-й, 27-й и 38-й кварталы», которые именовались по номеру реального квартала их проживания. В народе их называли «Двадцатьпятовскими», «Двадцатьседьмовскими» и т. Устраивать между собой разборки им было категорически запрещено. Союзниками «Квартала» стали к 1990-м годам. Ныне он живет в Греции, а Россией объявлен в международный розыск. При этом в 1980-е «Квартала» не выделялись чем-то громким и резонансным на уровне города. На своем районе не любили чужих, а притом что он считался спальным, без различных мест массовых мероприятий ДК и т. Тем не менее «Квартала» нажили себе врагов, к примеру «Савинку», чья территория располагалась от парка Победы до нынешнего загса в виде «Чаши». Судя по всему, это произошло из-за раздела сфер влияния на территорию. Также конфликты были и с союзником «Савинки» — «56-м кварталом», который административно находился на территории Московского района. У «56-го квартала» пр. Ибрагимова — пр. Ямашева — ул. Бондаренко в свое время был крышуемый ими авторынок в районе остановки «Океан». Так вот, «Кварталовские» под предлогом наличия большой территории предложили «Пятьдесятшестовским» его забрать на свою территорию с разделом выгоды, но впоследствии просто кинули. В 1980-е «Квартала» не выделялись чем-то громким и резонансным на уровне города Фото: Владимир Зотов В свою очередь, «56-й квартал» и «Савинка» поддерживали идеологию и амбиции Хайдера, найдя с «Жилкой» общий язык. В 1988 году из старых, ветхих домов на территории «Грязевских» было переселено в свежепостроенные квартала немало народу. Поэтому переехавшие с полгода как воевали с местными «Кварталовскими». Это, пожалуй, самые «густонаселенные» группировками территории правого берега Казанки. Она образовалась в районе улиц Болотникова, Фрунзе, простиралась до улицы Серова через Забайкальскую сейчас — улица Баруди , граничила с Кулахметова, а внизу ее территория заканчивалась на улице 1 Мая. Это редкая группировка, чья территория находилась в пределах сразу двух районов — Кировского и Московского. В состав группировки входили от 200 до 250 человек. Свое название ОПГ получила, по одной из версий, из-за того что район не был благоустроен и под ногами всегда особенно в период дождей была грязь. В 1980-е годы эту ОПГ можно было по праву считать самой кровавой. В период «асфальтных войн» «Грязевские» погубили жизни как минимум 6 человек. Дружила «Грязь» практически со всеми соседними улицами. По ул. ОПГ «Космос» была довольно небольшой группировкой, свое название получила из-за большого мурала космонавта. В конце 1980-х она прекратила свое существование, ее территория ушла к ОПГ «Светлая». ОПГ «Кинопленка» нашумела в 1990-е годы, о ней снято немало документальных фильмов. Свое название группировка получила из-за того, что сборы ее проходили на стадионе «Тасма», принадлежащем заводу, который производил кинопленку. При этом группировка не всегда дружила с той же «Грязью». Во времена «асфальтных войн» «Кинопленка» попала на оперативный учет в МВД, по некоторым данным, под «взглядом» правоохранителей оказались до 50 человек. Занятия спортом, присущие ОПГ в начале 1980-х, сменилось массовыми побоищами с «Чайниками», «Жилкой», той же «Грязью». Войны тогда велись нешуточные, в ходу всегда были металлические шары, арматура и ножи. В 1987 году «Кинопленка» устроила массовое побоище в Верхнем Услоне, попытавшись расширить сферу интересов на ту сторону Волги. Старший помощник СУ СКР по РТ Шептицкий в одной из своих статей писал, что тогда стенка на стенку сошлись до 500 человек, а после этого за решеткой оказались несколько десятков «старших». В итоге к концу 1980-х группировка утратила былую мощь. В 1990-х в ОПГ произошел раскол, и до сегодняшних дней в своем былом виде «Кинопленка» не дожила. Возглавил «Мосбригаду» выходец из «Кинопленки» по прозвищу Филяй. Основная часть предыдущей группировки после разгона влилась в ОПГ «Соцгород». По сути, это соседи, и порой часть одних переходила к другим. Название «Дом обуви» ОПГ получила из-за одноименного магазина. Территория «Домобувских» находится от ул. Вахитова до Ленской и пр. Во дворах до сих пор можно встретить аббревиатуру DOK «Дом обуви — короли». Во времена асфальтных войн «Домобувские» то ли в шутку, то ли из принципов развешивали на своей территории ботинки Фото: Владимир Зотов На территории «Дома обуви» существовало аж 8 дворов: «32-й двор», «Западный», «Краматорка», «Ленская», «Мутный», «Пьяный», «Спортивный», «Черный» и «ФБР» — по некоторым воспоминаниям, пацаны расшифровывали аббревиатуру как «Федеративная ботиночная республика». Во времена «асфальтных войн» «Домобувские» развешивали на своей территории ботинки. Примерно то же самое, согласно городским легендам, делали выходцы другой коалиции — ОПГ «Чайники». Но массовости не было, вспоминают наши эксперты. Пару раз настоящие железные чайники наблюдали на территории остановки «Океан», еще видели их на территории самих «Чайников»: пр. Ибрагимова — ул. Волгоградская — ул. Декабристов — ул. Свое название они получили, как говорят старожилы, якобы не из-за этого. Чайник на улице был всего один — на вывеске местного кинотеатра как его атрибут. Ходил и другой слух, связанный с некой чайной, которая существовала на территории еще до постройки многоквартирных домов. Днем там пили чай, а ночью — водку. Но и это лишь легенда. Дружила «Телестудия» с «Савинкой» и «56-м кварталом», но воевала за асфальт с ребятами из хрущевок в районе остановки «Солнышко». Это «20-й двор», который в конце 1980-х подмял под себя «Матвеевский» и «18-й дворы», «2-й двор», «11-й двор» и «Мебельку».

Смотрите также

  • Когда был непосредственным участником событий
  • Казанская опг универсам - 88 фото
  • АУЕ без купюр. Куда свернул «казанский феномен»? –
  • Кто стал прототипами главных героев «Слова пацана»

МВД по РТ: погромы в ТЦ «Алтын» и на рынке устроила группировка «Суконка»

Пробег по территории врага с избиением случайных прохожих тогда был привычным форматом выяснения отношений — в зависимости от времени суток такие акции устрашения называли «с добрым утром» и «с добрым вечером». На 31 августа был назначен особенно масштабный пробег по территории Новотатарских. В нём приняли участие несколько десятков человек, вооружённые арматурами, обрезами, пистолетами Люгера и даже гранатой Ф-1 которая, правда, не взорвалась — оказалось, что это был муляж. В ходе пробега пострадало множество людей, среди которых были как обычные жители района, так и сами Тепловские, раненные случайными выстрелами своих же подельников. Кроме того, огнём из обреза убили 74-летнего пенсионера. На такой беспредел в центре Казани правоохранительные органы уже не могли закрыть глаза. Вскоре после пробега 30 членов группировки задержали. В дальнейшем Каюмову и Масленцеву смягчили приговор, но двоих других преступников всё же казнили в 1982 году. После разгрома «Тяп-Ляп» могло показаться, что милиция всерьёз возьмётся за уличную преступность в Казани. Однако этого так и не произошло — в основном потому, что у правоохранительных органов не было инструментов для борьбы с бандами. До 1996 года в стране даже не существовало статьи, предусматривающей ответственность за создание и участие в организованных преступных сообществах ОПС : считалось, что в советском государстве не может быть никаких крупных банд.

Кроме того, существовал и психологический фактор, из-за которого к малолетним преступникам не относились всерьёз. По его словам, существовала и круговая порука: даже своих врагов «сдавать» было не принято. Между тем уже в 80-е тяп-ляповцы превратились в живых легенд и открыли дорогу новым группировкам. Город фактически превратился в зону боевых действий. По примерной оценке Гараева, в то время в группировках состояло около четверти мужского населения Казани. Особенно высокой была концентрация юных бандитов в городских ПТУ. Порядки Чаще всего молодежь попадала в группировки по двум причинам. Первой было «призвание» — в таких случаях юноша следовал примеру старших товарищей, которые уже состояли в банде, и искренне разделял пацанские ценности. Часть подростков искала в уличных кланах защиты. Жизнь молодых людей в Казани была непростой: прямо на улице или заднем дворе школы подростка могли как просто избить, так и снять новую модную куртку или джинсы, а вдобавок ещё и отобрать деньги.

Вступление в группировку снимало эти проблемы, давая новому участнику крышу в лице соратников. Чтобы стать частью банды «пришиться» , в некоторых случаях нужно было пройти ритуальную проверку — выстоять в спарринге с другим группировщиком или не испугаться драки с подосланными провокаторами. В среднем в ряды сообщества принимали в возрасте 13—14 лет. Тех же, кто не был в банде «с улицей» , называли «чушпанами» и чаще всего расценивали как лёгкую добычу. Почти все группировки делились на возрасты. Младшие были обязаны подчиняться старшим. Самый младший возраст назывался «первым», «скорлупой» или «шелухой». Важных заданий малолетним участникам не поручали, максимум, что они могли, — постоять «на шухере». Спустя год-два «скорлупа» поднималась на ступень выше и становилась «суперами». За ними следовали «молодые», «средние» и «старшие».

На вершине цепочки находились «старики» — так называли группировщиков, которые уже успели отслужить в армии. Бывали и исключения. В книге «Слово пацана» приводятся воспоминания бывшего участника одной из группировок — он рассказал, как однажды в их «первый возраст» определили 30-летнего экс-спецназовца, которому пришлось ждать шанса проявить себя и получить повышение. Основной повинностью всех пацанов было участие в сборах, которые в 90-х стали называть «сходняками». Такие мероприятия проводились несколько раз в неделю. А иногда каждый день. Пропускать их было крайне нежелательно. Обычно у разных возрастов были отдельные сборы. На них участники банды обсуждали насущные дела, организовывали спарринги, играли в футбол и просто общались. Главной опасностью были милицейские облавы — парней часто ловили во время сборов, отвозили в отделы и переписывали личные данные, после чего отпускали иногда предварительно избив.

Помимо сборов, группировщики должны были платить в общак установленную сумму.

Группировка «Универсам» из «Слова пацана» не является вымыслом режиссера. У этой шайки есть реальный прототип. Есть версия, что речь идет о легендарной ОПГ «Тяп-ляп».

Например, с убийствами в клубе «Эйфория», где Гараеву удалось поговорить и с местным диджеем, и со световиком, и с другими участниками событий. Иной раз один и тот же эпизод в книге «Слово пацана» показан настолько разными глазами, что получается комический эффект. Так, член одной из банд рассказывает, что в стычке победили они, а его оппонент с другой стороны помнит все совсем по-другому.

Отличный способ понять, что рассказчики ненадежные и до сих пор ретроспективно топят за свою улицу. Ну, и в самую последнюю очередь «Слово пацана» — большой справочник, потому что криминальных прозвищ тут больше, чем в сериале «Бандитский Петербург». Толстый, Фердинанд, Лимон, Трояк и так далее. Хотя что вы хотели от подробнейшего жизнеописания бандитской Казани, где реально насчитывалось больше сотни банд с четким делением на группы по возрасту? Нужно ли читать «Слово пацана» перед просмотром сериала? Если вы заметили, то режиссер Жора Крыжовников, рассказывая о сериале «Слово пацана. Кровь на асфальте», нигде не упоминает Роберта Гараева и его книгу.

Хотя он был консультантом проекта, и Крыжовников явно вдохновлялся этим чтивом. Но история Марата, Вовы, группировки «Универсам» и так далее — самостоятельное художественное произведение. Представьте, что выходит новый фильм по «Звездным войнам» или комиксам Marvel. Можно ли смотреть его со старта? Конечно, можно. Он для этого и снят.

Эти войны также называли «монтажными», поскольку в драках подростки в качестве оружия использовали монтажки , хотя в ход также шли кирпичи, монтировки, цепи, металлические шары и любое другое похожее оружие [16]. Наличие огнестрельного оружия у члена «конторы» вызывало как минимум недоумение, хотя есть свидетельства того, что в 1970-е годы «в Борисково и на Тёплом шмаляли будь здоров» [53]. Под контролем каждой из «контор» находились техникумы и ПТУ, вследствие чего попасть в некоторые учебные заведения было физически невозможно: автобус или троллейбус мог быть обстрелян металлическими шарами, которые швыряла враждебная группировка. Из-за страха попасть «под раздачу» из других городов перестали приезжать абитуриенты, а у школьников сократились возможности для выбора училища [15].

Специалисты-практики делили группировки на два вида. Один тип «контор» носил чисто оборонительный характер, и их создавали подростки с целью защиты себя и своей территории от незваных гостей. Другой тип «контор» был связан с агрессивными набегами на соседние территории: такие банды укрепляли своё влияние и авторитет путём драк с «чужими» или избиений таковых лиц. Группировки второго типа считались близкими к преступным бандам: численность агрессивных «контор» варьировалась от 6 до 13 в 1980-е годы. Смысл подобного разделения часто оспаривался [57]. По словам Анвара Маликова, известными дворовыми бандами Альметьевска были «Гестапо», «Бразилия» и «Чили» их названия изображались огромными буквами на стенах домов [13]. Структура банды Иерархия Ядро каждой молодёжной группировки называлось «коробкой» и обычно включало или двор, или несколько рядом стоящих многоэтажных домов. Группировку могла образовывать как одна такая «коробка», так и сразу несколько «коробок» [49]. Гараев, который состоял в банде под названием «Низы» [59] , утверждал, что в казанских бандах была сформирована собственная возрастная иерархия, которая могла насчитывать до шести уровней возрастов в крупных бандах: разница между членами одного возраста составляла один или два года, однако все ребята с одного уровня переходили на уровень выше в один и тот же день [60]. Названия возрастов в иерархии казанских банд отличались в зависимости от группировки [61].

Подобных людей члены группировки презирали и могли безнаказанно избить, ограбить [3] или забить до смерти [62]. Согласно Гараеву, в шестиуровневых группировках выделялись следующие возрасты — «скорлупа», «супера», «молодые», «средние», «старшие» и «старики». При ориентировочной численности шестиуровневой группировки от 150 до 200 человек в её состав могли входить порядка 30 «младших», 30 «суперов», 30 «средних», 40 «старших», небольшое количество «стариков», порядка двух лидеров и ещё несколько авторитетных людей, хранивших у себя оружие [60]. Новичков этой группы называли «шелухой» дети от 10 до 13 лет [49] и высматривали из них потенциальных кандидатов на более высокие должности [64] , считая их своеобразным резервом конторы [49]. Занимавшим низшую ступень в этой иерархии не доверялось никаких серьёзных поручений, кроме как «постоять на пиках» покараулить, побыть на шухере [60]. Ступень выше занимали «супера» от 14 до 17 лет [49] , которые всегда сидели в своём микрорайоне и не имели права выходить за его пределы; от них требовали всегда быть на виду [64]. Выше них шли «молодые» от 17 до 19 лет [49] , которые были главной силой в драках с представителями банд других районов, используя кирпичи, арматуру и дубинки [65]. Они также устраивали драки рано утром перед началом школьных занятий «бежали с добрым утром» или вечером «спокойной ночи». Так называемые «средние» шли ещё выше и имели право ездить в другие микрорайоны на переговоры, объявляя войну и заключая мир, а также наказывая «молодых» за провинности [64]. Выше всех шли «старшие» или «армейцы» [26] возраст мог быть в пределах 20—35 лет или старше [49] , которые определяли политику группы: только они имели право ходить на дискотеки, устраивать ссоры с представителями других банд «чужими» и затевать войну против других микрорайонов.

Во главе каждой небольшой группы стоял «автор» [66] , который входил в руководящее ядро группировки и обеспечивал связь своего отряда с другими частями и компаниями. Высшее звено руководства любой группировкой называлось также «авторитетами» [65] , «стариками», «дедами» или «королями» [49]. Количество «авторов» варьировалось: во главе мог стоять совет таковых лиц или один конкретный человек, которого рядовые «мотальщики» не знали [67]. Выбирать лидера группировки могли демократическим путём из наиболее авторитетных «стариков», но самый авторитетный и заинтересованный сам мог её возглавить [60]. Людей, отошедших по возрасту от руководства бандой старше 40 лет , называли иногда «древними» [60] : это прозвище перекочевало и на лидеров казанских ОПГ в постсоветской России [46]. Иерархия казанских банд была схожа с армейской: младшие возраста всегда беспрекословно подчинялись старшим, однако никто из старших не должен был злоупотреблять властью; со стоящими ниже по возрасту старшие обязаны были поступать по справедливости. За связь между возрастами, дисциплину и коммуникацию отвечали «смотрящие», которыми становились красноречивые люди с лидерскими качествами. Многоступенчатая возрастная иерархия имела сходства с боевыми комсомольскими дружинами, пионерскими отрядами и лагерными «мастями» [60]. Банды считались символическими «государствами», «граждане» которых обязаны были защищать свою территорию и честь — давать сдачи тому, кто их оскорблял или посылал куда подальше — и имели полное право обобрать и унизить любого «чушпана» [68]. Личный состав банды Казанские дети в 1975 году В составе типичной банды были выходцы из разных семей — рабочих, служащих, интеллигенции, рядовых и руководителей.

Позже там стали появляться школьники и учащиеся ПТУ, а также студенты [69]. По словам Светланы Стивенсон , среди членов подобных банд были и те, у кого была постоянная работа например, врач-педиатр [10] ; в некоторых бандах действовал запрет на работу в сфере обслуживания то есть её члены не могли быть, к примеру, уборщиками, официантами или таксистами [16] [68]. Среди членов банд порой встречались и дети известных партийных деятелей: так, в доме, где селились члены обкома КПСС, обосновалась группировка «Сквер», которая влилась в состав банды «Калуга» [3]. В известной стычке на Глубоком озере участвовали преимущественно хулиганы в возрасте от 18 лет [1]. По словам Роберта Гараева, подавляющее большинство мужчин, родившихся с 1958 по 1979 годы, состояли в бандах или имели хотя бы одного родственника, числившегося в бандах [71] ; согласно некоторым исследованиям, к концу 1980-х в Казани каждый третий молодой человек в возрасте от 12 до 18 лет входил в какую-либо компанию [72]. Гараев сравнивал банды с символическими «государствами». У некоторых из членов «контор» было своё прозвище, которое они должны были доказывать своими делами на благо банды [43]. Психолог Т. Горшенина называла типичную казанскую уличную банду характерной «примитивной группой» с иерархией групповых ролей главарь, авторитет, ведомые и нормы поведения : такая группа всегда замкнута, не допускает инакомыслия и низводит отдельного человека до положения «винтика» [73]. По своей сути «молодые» и «старые» были агрессивными фанатиками, для которых существовал только культ силы и которые не думали ни о чём, кроме драк [74].

По версии Агеевой, верхушку банд составляли те молодые люди, которые не смогли себя реализовать ни в школе, ни в ПТУ; их подчинённые в бандах легко привыкали к авторитету своих лидеров, поскольку привыкли к «абсолютному повиновению» родителям и учителям — и те, и другие считались «аутсайдерами» [75]. В банды часто втягивали молодых ребят, нередко проводя для приглашённых «новичков» жёсткое испытание: под угрозой расправы хулиганы требовали от «новичка» встать на колени. Если он отказывался это делать и дрался, то тогда его признавали «своим». Представитель «суперов», который отличился в драке, мог быть повышен до «молодого» [76]. По мнению Юрия Щекочихина, верхушку каждой «конторы» составляли исключительно уголовные элементы [18]. Общак У каждой конторы была собственная коллективная касса — «общак», формируемый из добровольных взносов членов этой конторы разовых и регулярных и из средств, добытых преступным путём [49] , в том числе и путём вымогательства мелочи у школьников — это действие называли словом «шакалить» [77] [78]. Обычно молодого человека спрашивали о наличии карманных денег, и если он говорил, что у него не было денег, его просили подпрыгнуть, чтобы по звуку определить наличие денег. В случае обнаружения мелочи человека избивали [43]. Сбор денег в «общаки» вёлся и в школах в классе было по три-четыре члена группировки : ежемесячно и пионеры, и комсомольцы платили в «общак» 2 или 3 рубля [47] [6]. Собранные деньги шли на «грев» обеспечение всем необходимым соратников, в том числе и находившихся в заключении [16].

За сбор общака отвечали «смотрящие» [60]. Группировщики, которые занимались квартирными кражами в одиночку или небольшими компаниями, платили бандам дань за то, что не могут быть активными членами банды. Салагаев в газете «Космомолец Татарии» утверждал, что сумма всех «общаков» достигала 1 миллиона рублей, а в « Литературной газете » утверждалось, что главари покупают на средства из общаков себе машины. Представитель «тяп-ляповцев» отвергал заявления о машинах у лидеров, утверждая, что лишь одна группировка может «позволить себе» такую роскошь [79]. При этом именно у « первогоровских » в Казани появились первые жёлтые внедорожники типа «Хаммер» [60]. Во время Перестройки данью обкладывались различные цеховики , которые не платили налоги: с них собирали изначальную сумму в размере от 10 до 15 процентов, которую называли данью «за боюсь». Решение цеховиков пожаловаться в милицию привело впоследствии к стравливанию группировок с цеховиками и друг с другом. По мнению продюсера Ильхама Сафиуллина, именно момент начала сбора дани с цеховиков превратил уличные и дворовые группировки в преступные шайки [43]. Девушки в бандах Хотя в «контору» входили преимущественно мальчики и юноши [80] , некоторые девушки в письмах утверждали, что состояли в той или иной «конторе», «мотались» наравне с парнями и рано вступали в интимные отношения [81]. Девушек, которые состояли в отношениях с парнями из «контор», на жаргоне называли «матрёшками» [77].

С каждой бандой были связаны и так называемые «общие девочки», жившие строго по законам какой-то конкретной «конторы» и являвшиеся сексуальными партнёршами всей компании [49] , что вызывало у некоторых девушек откровенное отвращение [81]. Среди «общих девочек» были как вступившие на этот путь добровольно, так и вынужденные сделать это под угрозами [82]. Девушки в бандах носили олимпийки, широкие клетчатые юбки, яркий макияж с румянами и косую лакированную челку, а их банды назывались «бабскими конторами» и существовали на территориях мужских. Достаточно часто парни разгоняли женские «конторы» [71] , хотя их деятельность ограничивалась хулиганством и не имела криминальной направленности [83]. Отношение к девушкам варьировалось от банды к банде: в одних действовал закон «Не смейте защищать девчонок, девчонки — не люди» [84] ; в других запрещалось бить представителя «чужих», если он шёл с девушкой [18] , хотя в последние годы существования СССР нападению подвергались и парни, гулявшие с девушками [85] ; в третьих у состоящего в банде парня девушка обязательно должна была быть девственницей до 1988 года это правило действовало во многих бандах [71]. Девушка, подвергавшаяся групповому изнасилованию, часто получала психологическую травму и иногда готова была предпочесть смерть подобному позору: об этих случаях члены банд вспоминали со стыдом [71]. Законы банды Одежда и знаки отличия Состоящий в банде подросток или юноша должен был носить опрятную и удобную для драки одежду и иметь аккуратную стрижку: в бандах часто приветствовались спортивные костюмы и кроссовки [53]. В середине 1980-х годов новым элементом их зимней одежды стала суконная шапка-ушанка с овчинной оторочкой, наглухо завязанная под подбородок: эта шапка защищала при ударе арматурой по голове [15]. В конце 1980-х годов в качестве зимнего головного убора вместо норковых «формовок» пришли разноцветные кооперативные шапки-«петушки» [53]. Требования к одежде варьировались от банды к банде: так, банда «56-го квартала» носила синие шапки-помпоны, «Чайники» и «Жилка» — красные шапки, а члены других банд носили шапки с помпонами другого цвета или без помпонов, за неправильную шапку «своего» могли избить [26].

В некоторых бандах «мотальщики» должны были носить белые носки, калоши, телогрейки и шапки типа «фернанделек» или вязаных «карандашей», а носить джинсы запрещалось. Для внешности казанских гопников также были характерными короткая стрижка или стрижка налысо, а также галоши на толстый носок домашней вязки, которые не мешали в драке. Несмотря на общую схожесть с одеждой и внешним видом гопников других городов, казанские малолетние банды явно выделялись на этом фоне [86]. Чтобы отличить «своих» от «чужих», банда могла использовать отличительный знак, роль которого могли играть значок, тип вязаной шапочки [87] , причёска члена группировки [88] , татуировки или вышивки на одежде например, LVI для «56-го квартала» или определённый пароль [2]. Так, банда «Чайники» чётко очерчивала свою территорию, вешая на фонарных столбах своей улицы чайники [65] позже их снимали милиционеры [47] , а банда «Грязь» оставляла на стенах домов надпись GRZ [1]. Члены банд дежурили на автобусных остановках, в парках и на детских площадках — ключевых точках, необходимых для контроля над территорией [65]. По негласным законам любой банды, в ответ человек должен был сказать, в какой банде он состоит. Если он не понимал, о чём речь, то его могли ограбить для описания грабежа использовали слово «доить» [18] и избить, иногда имели случаи избиения до смерти [2]. Если он врал, то его могли и вовсе изгнать из банды [37]. У членов казанских банд был собственный жаргон: в 1991 году в книге Л.

Агеевой «Казанский феномен: миф и реальность» был представлен словарь жаргона казанской молодёжи из «контор» [42] , а в 2019 году в журнале «Идель» появилась ещё одна версия словаря казанских подростков, в составлении которой участвовали писатели Айдар Сахибзадинов и Булат Безгодов, поэт Алексей Остудин, режиссёр Тимур Садыков и продюсер Ильхам Сафиуллин [89]. Дисциплина Банды функционировали на основе коллективной ответственности и железной дисциплины, что превращало их в подобие военизированных структур: за нарушение закона «старшими» избивался не только нарушитель, но и все представители его возрастной группы [3]. У каждой банды был свой кодекс чести, который отчасти ориентировался на здоровый образ жизни и патриотизм, а отчасти базировался на блатной романтике [3] , уголовных понятиях и воровском законе , хотя «воры в законе» не пользовались таким авторитетом в Казани [18]. В большинстве группировок действовала жёсткая дисциплина: строго запрещалось курение, употребление алкоголя и наркотиков, а также беспричинные оскорбления и употребление конкретных слов. Участникам банды нельзя было сотрудничать с милицией, барыжить или сбегать с драки [53]. У отдельных «контор» мог быть свой подвал, переоборудованный в тренажёрный зал, где они могли бы заниматься спортом и качать мышцы. Эти традиции вскоре перекочевали и в места лишения свободы [15]. Помимо запрета на курение, алкоголь и наркотики, от каждого члена банды требовали быть в хорошей физической форме это выражалось в виде занятий спортом для младших возрастов , контролировать речь и сохранять самообладание [68]. Среди обязанностей членов банды были участие в сборах дани и «войнах» против соседних группировок [3] : стычки назывались «пробежками» и могли носить как «тренировочный», так и «боевой» характер [15]. Банда могла проводить «сборы», которые делились на «простые» и «строгие».

На простых сборах члены банды собирались во дворе и могли вести разговоры, «постоять часок без дела», посидеть в подъезде или поиграть в карты. На строгих сборах наказывали провинившихся например, «суперов» за самовольную отлучку или куда-либо бегали. Сборы приводили к тому, что у школьников ухудшалась успеваемость: они не успевали делать уроки, а также не могли ничем развлечься [76]. Ряд членов банды занимался в спортивных школах: те были освобождены от обязанностей присутствовать на всех сборах [91]. Молодых людей, кто посещал тренировки по карате , общественность почти всегда считала состоящими в одной из «контор» [43]. В 1990-е годы вместо слова «сборы» стало употребляться «сходняк» [16]. Драка с более сильным противником с 1970-х годов стала важнейшим элементом вступления во многие банды: этот ритуал назвали «пришиванием», иногда от новичка требовали напасть на прохожего или члена другой «конторы» [71]. Иногда человека могли «пришить» к банде путём его же избиения [92]. В драках между группировками обычно использовались арматура или ножи [26] в частности, ножи при себе всегда имели члены «Жилки» [68]. Черепно-мозговую травму, наносимую в драках между бандами, казанцы называли в разговорной речи «копилкой» [49] , а под выражением «сделать копилку» подразумевалось причинение такой травмы с помощью арматуры.

Иногда такую травму называли «доброе утро», а по аналогии с такими ударами в речи членов «контор» появилось выражение «добрый вечер», иллюстрацией которого могла быть ситуация, когда около 10 человек перебегали на другую сторону дороги и били врагов арматурой [53]. В драках могли использоваться бомбочки из баллончиков от сифонов, от которых чаще страдали не члены «контор», а посторонние люди [15]. Имели место драки «район на район» одна такая драка была на пляже реки Казанки с участием по 200 человек с каждой стороны [26] или «коробка на коробку» [93] , иногда банда могла приказать участвовать в драке тем «мотальщикам», которые боялись выходить из своего района [94]. Некоторых новичков «контор» избивали, надев им на голову оконную раму, что называлось «пропиской» подобные вещи проделывали и в колониях для малолетних преступников [43]. Главари группировок враждовали друг с другом настолько, что из принципа не шли на заключение мира, считая, что в таком случае исчезнет надобность в существовании «контор» [95]. В то же время некоторые лидеры «контор» считали организацию драк и вражды с районами единственным, на чём вообще могла держаться группировка — имели место случаи, когда дрались две банды, лидеры которых спокойно сидели вместе в кабаке [96]. Члены банд полагали, что у подростков с исчезновением структуры «контор» пропадёт стимул к развитию, но в качестве альтернативы «мира» между группировками предлагали райкомам комсомола учредить регулярные встречи представителей контор [97]. Драки могли иметь место на глазах у прохожих, которые иногда просто не реагировали [26]. В городе часто можно было встретить группы по 10-15 молодых парней, которые целенаправленно шли строем на какую-либо встречу [15]. По словам Анвара Маликова, двор мог собраться на драку по первому же крику о нападении: члены банды, как правило, бросались в бой, лишь на ходу узнавая, где и с кем их ждала драка.

Все бои велись до первой крови, однако соблюдались ряд правил — не бить ногами, не избивать лежачих, никого не увечить и не убивать [13]. Для них были характерны полное безразличие ко всему, что выходило за интересы группы: воспитывалась своеобразная жёсткость к «чужакам» [99]. В некоторых письмах утверждалось, что в большинстве банд характерными видами деятельности были «драки, изнасилования и пьянки» [21] , а из развлечений — кино- и видеосеансы, тренировки и походы на танцплощадки не столько с целью развлечения, сколько с целью подраться и самоутвердиться [100].

МВД по РТ: погромы в ТЦ «Алтын» и на рынке устроила группировка «Суконка»

В Казани заключили под стражу экс-лидера ОПГ "Киноплёнка", скрывавшегося 16 лет Конечной целью борьбы с группировкой универсам в Казани является наказание и пресечение незаконной деятельности.
«Казанский феномен». Вернутся ли молодежные банды? Группировки 90-х уже почувствовали свою безнаказанность и слабость власти, которая в то смутное время не смогла с ними справиться.
Банды из «Слова пацана»: пять самых известных и страшных ОПГ Казани Жители Казани подтвердили существование группировки «Универсам» в 80-е.
Реальные прототипы Вовы Адидаса и Кощея из «Слово пацана»: они поразительно похожи на своих героев ОПГ «Низы», «Жилка и «Чайники» Группировка «Низы» была одной из самых устойчивых в Казани.
Реальная история группировки универсам казань - 79 фото Участников группировки «Суконка» обвиняют в устройстве погрома на рынке стройматериалов и в ТЦ «Алтын», сообщает пресс-служба МВД по РТ.

Статья на БИЗНЕС-онлайн. Что думаете, дорогие подписчики?

По сюжету 14-летний школьник Андрей попадает в группировку «Универсам Короли Казани» («УКК»), чтобы не быть «чушпаном» и дать ответ обижающим его одноклассникам. В Ростове-на-Дону 26 ноября был задержан 61-летний главарь казанской организованной преступной группы (ОПГ) «Кинопленка». Группировка «Универсам» из «Слова пацана» не является вымыслом режиссера. По словам Дмитрия, в сериале группировка «Универсамовские» – собирательный образ многочисленных ОПГ Казани. Хотя опрошенные нами горожане неожиданно вспомнили, что в районе Кварталов действительно была такая группировка – «Универсам». Жители Казани подтвердили существование группировки «Универсам» в 80-е.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий