Национальная комиссия по реабилитации на Украине реабилитировала кинорежиссера Сергея Параджанова (1924-1990), осужденного в СССР по статье о «мужеложестве». Параджанов обвинялся в совершении актов мужеложства с Владимиром Кондратьевым, Иваном Писковым и Феликсом Десятником, что подпадало под ч.1 ст. 122 УССР.
Рядом с Параджановым
Хозяин богемного салона — да. Коллекционер искусства — безусловно. Тонкий знаток, эстет, декадент — несомненно. Но режиссёр? Параджанов будто воспользовался советом Бродского «жить в глухой провинции у моря». Тифлисский армянин начинал с воспевания украинского и молдаванского колорита. И к нему потянулась богема национальных окраин. В истории киевской киностудии имени Довженко было совсем не много звёздных часов. По большому счёту два — «Тени забытых предков» Параджанова да «Полёты во сне и наяву» карабахца Балаяна.
Параджанов носился с фольклорными вытребеньками, что льстило местному руководству.
Зрителям продемонстрировали отрывки, которые не вошли в окончательный вариант картины. Эти кадры показали широкой публике в первый раз. В одном из кинотеатров армянской столицы к показу приурочили выставку инсталляций. Состоялся показ документальной ленты Рубена Геворкянца «В моём мире».
Мимо нас ехали подлинные наездники в национальных костюмах, на лошадях и верблюдах. Помню их лица — такие нельзя придумать — очень серьезные, сосредоточенные. Все действие шло в своем собственном ритме, который задавала поступь животных. Люди, собравшиеся со всей студии, аплодировали, как будто пришли на спектакль по билетам!.. Но Параджанов все превращал в спектакль.
Дядя, естественно, не один собирался пойти. Меня заставил бегать как борзую собаку, объявлять, что приглашает на концерт. Пришел с оравой человек в пятьдесят, он же один никуда не ходил. Сидим, ждем. Минут через двадцать выходит дама — бывают такие вечные дамы в длинных юбках, которые уже боком ходят, старухи, — и говорит: «В связи с неисправностью инструмента концерт задерживается на двадцать минут». Ну, на двадцать, так на двадцать. Сходили в буфет, вернулись в зал, сели. Выходит та же дама напудренная и говорит: «В связи с неисправностью инструмента концерт вообще отменяется». Все стали шушукаться, и тут вдруг Сережа вскочил как сумасшедший и обратился к залу. А зал полон, не меньше тысячи человек, из них только человек пятьдесят наши.
В это время как раз начинался какой-то съезд партии, тогда уже Брежнев был… И Параджанов, представляете, говорит: «Объявляют по телевизору: «В связи с неисправностью челюстей Леонида Ильича съезд отменяется! В советское время было не так просто достать хорошее нижнее белье. На Сережин размер было очень трудно в советское время что-то купить. Лева сшил двадцать четыре пары трусов. Когда закончатся, еще сошью», — сказал он. Параджанов, когда Лева принес эти трусы, очень обрадовался и надел их все сразу, причем не друг на друга, а как платье с оборками, одни даже надел на голову.
Кинематограф Ирана находится где-то на периферии политического и художественного мира: национальное авторское кино богато режиссерами и фильмами, только ни те ни другие не вписываются в государственную повестку, оказываясь в категории проблемных. В итоге иранские фильмы регулярно попадают на большие кинофестивали, часто получают награды, на родине же эти картины запрещают, а их авторов выживают из профессии.
Политическая цензура делает власти невольными и невидимыми соавторами картин Панахи снимал на дому, как раз будучи осужденным, «Это не фильм», показанный в 2011 году в Каннах,. И хотя эти картины демонстрируются и в Берлине, и в Каннах, и в Венеции, репрессивными и превентивными аресты режиссеров от этого быть не перестают. Уголовное дело, заведенное в 2014 году в России на украинского кинематографиста и активиста Майдана Олега Сенцова по подозрению в террористической деятельности, прекрасно вписывается в судебно-предупредительную систему санкций, схожую с иранской, но гораздо менее при этом щадящую. Впрочем, в отличие от Панахи и Расулофа, Сенцов в своем творчестве никогда не обращался к политической проблематике, поэтому и судебное преследование, и последовавшая за ним голодовка с требованием освободить украинских политзаключенных в России связаны с гражданской позицией режиссера, а не с его художественными замыслами. До крымских событий Сенцов успел снять всего один фильм — дебют «Гамер» 2011 о юном симферопольском геймере, отправляющемся на международный турнир по компьютерным играм, картина была представлен на фестивале в Роттердаме. Второй фильм — «Носорог» 2013 — остался незавершенным. Приписываемая Ленину фраза: «Из всех искусств для нас важнейшим является кино» — иллюстрирует просветительско-пропагандистский потенциал кинематографа. Это обстоятельство создавало хорошие условия для его технического развития, но при этом режиссерам предлагалось следовать определенным политическим инструкциям.
Жизнь и карьера Сергея Эйзенштейна оказались под угрозой, когда в 1937 году Иосиф Сталин приказал уничтожить пленки с фильмом «Бежин луг», где история Павлика Морозова рассказывается как история предателя. Режиссеру тогда чудом удалось избежать ареста как считает Наум Клейман, такая милость связана с тем, что Сталин надеялся сделать Эйзенштейна своим личным биографом. Реабилитировал его вышедший в 1938 году «Александр Невский». В 1939-м был арестован, а позже расстрелян по обвинению в контрреволюционной деятельности наставник Эйзенштейна, театральный режиссер и теоретик Всеволод Мейерхольд, поставивший также несколько фильмов. Со слов Винер-Лациса, одного из выпускников студии Мейерхольда, причиной ареста режиссера является его излишняя прогрессивность — он строил революционный театр, свободную культуру, которую большевики принять не могли. Выступая в 1940 году с речью против фильма «Закон жизни» режиссеры А.
Интервью с режиссером фильма Все ушли Георгием Параджановым
Следующие работы Параджанова мог выдержать только подготовленный любитель со склонностью к мазохизму. Да, Параджанова явно подставили, команда «Посадить!» была спущена сверху, но нестандартный секс режиссер культивировал, ничего не поделаешь. Режиссер Параджанов поскользнулся около дома и угодил в больницу.
Режиссёр Георгий Параджанов сломал ногу при входе в храм в Москве
Но в нем столько деталей, необычных для фильма на производственную тему, что даже эта «неудача» заслуживает внимания. Фильм называют историей гуцульских Ромео и Джульетты - Ивана и Марички, чьи семьи враждуют на протяжении многих лет. Несмотря на сильное и чистое чувство, зародившееся между героями, вопреки ненависти отцов, вместе им быть не суждено. С другой - поэтическое, бессюжетное и в каком-то смысле даже немое кино, в кадрах которого оживают описанные в лирике Саят-Новы образы, а история его жизни показана в нескольких метафорических миниатюрах. В этой работе Параджанов - скорее художник, нежели кинорежиссер - создает почти гипнотическое действо, тягучее и лишь условно разделенное на главы цитатами из произведений самого Саят-Новы.
Хроника диалога» Юрия Мечитов запечатлел жизнь режиссера в легендарной квартире на улице Котэ Месхи в Тбилиси, ставшей в 1980-х местом притяжения для деятелей культуры всего Советского Союза, представлены также и фото со съемки фильмов «Легенда о Сурамской крепости», «Арабески на тему Пиросмани». Серия фотографий Елены Карусаар, художника-фотографа киностудии «Ленфильм», подробно рассказывает о создании последней картины Параджанова «Ашик—Кериб». Черно-белые отпечатки передают атмосферу, царившую на съемках, погружают в удивительный мир предметов, тканей и фактур, преобразивших одноименную сказку Лермонтова, положенную в основу картины.
Но прежде он проедет по всей стране, изучит архитектуру и искусство.
Лучший фильм режиссера создается с огромным воодушевлением, однако на экраны он выходит после преодоления череды препятствий и проблем. После «Цвета граната» - именно c таким названием была выпущена картина — Параджанову запретили снимать следующие 15 лет.
Бузник Л. Григорян М. Бузник А.
Антипенко 2 октября 2019 года в Доме русского зарубежья им. Солженицына состоялся вечер памяти выдающегося кинорежиссера Сергея Параджанова. Это и есть его живопись — живое письмо художника Параджанова, создающего свои полотна путем выразительных средств кинематографа и — гением своего воображения… Эти живые картины — один из подвластных ему жанров наряду со скульптурой, коллажами, инсталляциями, и все это разнообразие произведений подлинного искусства говорит со зрителем одним и тем же выразительным языком — полным образного символизма и поэтического прочтения действительности… Почтить память кинорежиссера, ставшего в советское время одним из основателей нового, «поэтического кинематографа», в Доме русского зарубежья собрались почитатели его творчества, друзья и коллеги, в том числе ведущий вечера, создатель и директор музея Сергея Параджанова в Ереване Завен Саргсян. Завен Саркисович долгое время был личным фотографом своего кумира, а после его кончины посвятил свою жизнь увековечению памяти о нем, в том числе, подготовив к изданию книгу «Сергей Параджанов.
Игорь Оболенский. Сергей Параджанов: режиссер, художник или сценарист?
Режиссёр Сергей Параджанов оказался в очень трудной ситуации: статья, по которой он сидел, не вызывала восхищения у зэков, наоборот, презиралась ними. Кадры Мечитова раскрывают Параджанова как интереснейшего и необычного человека, для которого не существовало границ между жизнью и творчеством. Один из следователей, майор Макашев, по воспоминаниям Параджанова, обвинял режиссера в том, что тот якобы изнасиловал 30 членов КПСС. Режиссер Параджанов поскользнулся около дома и угодил в больницу. 9 января 2024 года исполняется 100 лет со дня рождения Сергея Параджанова — режиссера, который внес огромный вклад в развитие мирового кинематографа фильмами «Тени забытых. Член Союза кинематографистов России, актер и режиссер Георгий Параджанов сломал ногу и выстоял двухчасовую службу в храме в Москве, сообщил Life.
В «Росфото» откроется выставка, посвящённая Сергею Параджанову
Незадолго до уголовного дела режиссер начал поддерживать украинских писателей-диссидентов. Весной 1974 года Параджанова приговорили к пяти годам лишения свободы. В колонии его пытали, из-за статьи о мужеложстве он оказался в самом низу тюремной иерархии. Режиссера выпустили за год до окончания срока и запретили жить в Москве, Киеве, Ленинграде и Ереване. Он отправился в Тбилиси. Грузия: «Легенда о Сурамской крепости» На родине режиссер вернулся к почти привычной жизни: он поселился в доме детства и снова открыл салон для друзей и знакомых. Но ему не давали снимать кино, а КГБ следил за каждым шагом. В 1982 году Параджанова опять арестовали — на этот раз по невразумительному обвинению о даче взятки. Жизнь Параджанова состояла из множества парадоксов, последнее уголовное преследование стало одним из них.
Громкая борьба за свободу режиссера и расположение первого секретаря грузинской ЦК КП Эдуарда Шеварднадзе вернули его в кино. Параджанов стал фактическим режиссером «Легенды о Сурамской крепости» на бумаге режиссером значился Давид Абашидзе и продолжил развитие поэтического метода. В фильме перед нами вновь предстает череда образов и коллажей, рассказывающих историю о защитниках средневековой грузинской крепости. Картина получила призы на международных фестивалях, но не вызвала интереса у советских зрителей. Кроме того, «Легенды» раскритиковали грузинские националисты, которым это снообразное поэтическое видение показалось искажением национальных традиций. Сценарий он написал в конце 1960-х в киевской больнице, где лежал с воспалением легких и думал, что не выживет. Тогда смерть прошла стороной. В первый съемочный день Параджанову стало плохо на площадке.
В больнице ему диагностировали рак легких. Через год, в июле 1990 года, он умер в Ереване. Параджанов воображал и создавал мир, который не был виден никому, кроме него. Он переплавлял сновидческие образы в национальные истории, но делал это поперек всех правил советской власти.
После окончания школы он поступил в архитектурный институт, затем еще три года проработал по специальности. Но чуть позже решил заняться бизнесом. На протяжении последних лет Суррен жил в Киеве со своей матерью, но она скончалась в 2020 году в возрасте 81 года. Сам же отец Сурена умер еще в 1990 году от рака легких.
Родители и братья срочно выехали в Москву, пришли в общежитие, устроили девушке скандал, а перед режиссером поставили условие — заплатить выкуп за девушку, назвав неподъемную для Параджанова сумму. Сергей попросил помочь своего отца, но отец был зол на него за то, что и профессию Параджанов выбрал против его воли, и для свадьбы родительского благословения не попросил, и в помощи сыну отказал. Что произошло после? Конечно, Нигяр отказалась оставить мужа, хотя родственники давили на нее морально очень сильно. И тогда в один февральский вечер братья с отцом пришли в общежитие, когда Сергея не было дома, и передали Нигяр, что мать зовет ее, хочет сходить с ней в баню, поговорить. Конечно, девушка пошла вместе с ними. Их путь проходил через железнодорожные пути, и когда мимо проходил поезд, братья схватили девушку и толкнули ее на рельсы. Григорий Мелик-Аваков рассказывал: «Некоторое время Сережа не появлялся на занятиях. И вдруг пришел однажды и сказал: «Ее убили… Отец и братья… Связали и положили на рельсы…» Что было с Сережей — описать невозможно! И во сне она ему являлась в самых необычных обличиях…». Кадр из фильма «Тени забытых предков» Трагедия тяжело ударила по психике Параджанова, его племянник Георгий рассказывал, что год после трагедии Сергей Параджанов провел в психиатрической клинике. А когда вышел, проводил дни на могиле Нигяр на татарском кладбище в Москве, обустраивал могилу, ухаживал. Георгий Параджанов вспоминал, что родственники Нигяр и после смерти девушки никак не могли успокоиться — постоянно приходили и рушили могилу. Тема Нигяр была запретной и для него самого, и для окружающих, заставляла его невыносимо болезненно страдать даже спустя долгие годы Ужасающая трагедия.
Художником картины стал Георгий Якутович. Миколайчук и Ильенко позже станут режиссерами, одними из основоположников современного украинского кино. Фильм стал образцом "новой советской волны". Он вызвал фурор на международных фестивалях, получив, в частности, премии Венецианского, Римского, Салоникского, Всесоюзного фестивалей и фестиваля в Мар-дель-Плата. Но пока "Тени забытых предков" продолжали собирать награды за рубежом, на самой Украине над Параджановым начали сгущаться тучи. До этого одну из картин Параджанова, в которой тот хотел снять Дзюбу, — "Киевские фрески" — закрыли, обвинив самого режиссёра в мистически-субъективном отношении к действительности. В итоге в апреле 1966 года Параджанов покидает Украину и направляется в Армению. Однако там его работа не заладилась. Фильм "Саят-Нова", работать над которым Парджанов начал по прибытии и который был снят в 1968 году, не выпустили на экраны. Сначала самого режиссёра, а потом его коллегу Сергея Юткевича заставили фильм перемонтировать. Вышедшая в итоге в прокат картина не понравилась самому Параджанову. В этот период Параджанов также выступал в защиту Андрея Тарковского в вопросе цензуры фильма "Андрей Рублёв". Кроме того, режиссёр одним из первых поставил подпись под так называемым "Киевским письмом", или "Письмом-протестом 139-ти" — обращением ряда представителей украинской интеллигенции на имя генсека Леонида Брежнева, главы Совмина СССР Алексея Косыгина и председателя президиума Верховного совета СССР Николая Подгорного, направленным в 1968 году. В письме украинцы требовали прекратить практику судебных процессов, которые они считали противозаконными. В 1969 году Параджанов возвращается в Киев. К тому времени он уже был "на карандаше" у спецслужб. Там он попытался снять картину "Интермеццо" по автобиографической новелле Михаила Коцюбинского. При этом он не только не оставил протесты, а позволял себе критиковать советское руководство перед студентами. Во время одного из таких выступлений перед творческой молодёжью в Минске в 1971 году режиссера записали. Он сменил на посту Петра Шелеста, которого в партии к тому времени обвиняли в потакании национализму.
Мастер цвета: 5 культовых фильмов Сергея Параджанова
В Киеве в возрасте 63 лет скончался сын всемирно известного армянского кинорежиссера Сергея Параджанова – режиссер Сурен Параджанов. Игорь Оболенский, автор документального фильма о Параджанове, знает немало поразительных историй о жизни режиссера. Биография советского режиссера Сергея Параджанова: личная жизнь, рак легких, документальная лента о нем «Последняя весна». Биография советского режиссера Сергея Параджанова: личная жизнь, рак легких, документальная лента о нем «Последняя весна». Сергей Параджанов – знаменитый во всём мире советский режиссёр-авангардист, прославившийся своим уникальным изобразительным языком. Серге́й Ио́сифович Параджа́нов (арм. Սերգեյ Փարաջանով; имя по армянской традиции Саргис Овсепи Параджанян (арм. Սարգիս Հովսեփի Փարաջանյան); укр. Сергій Йо́сипович Параджа́нов; груз.
Вечер памяти кинорежиссера Сергея Параджанова
Несколько лет назад, продолжил Л. Григорян, ему удалось найти негатив с выброшенным из фильма материалом и смонтировать шесть «совершенно новых новелл», которые не вошли в «Цвет граната»… С воспоминаниями о С. Параджанове выступил и его коллега, оператор Александр Антипенко, снимавший кинопробы к незавершенному фильму режиссера «Киевские фрески». Антипенко рассказал, в том числе, и о близкой творческой дружбе Сергея Параджанова с Андреем Тарковским, которого считал «молодым гением нашего русского кино». И в жизни, следовало из рассказа оператора, Параджанов не переставал мыслить образами и создавать символические декорации к событию, каким стал для него, например, выход выдающегося фильма Тарковского «Иваново детство»… Собравшихся в большом конференц-зале ДРЗ поприветствовал и почитатель С.
Параджанова, один из организаторов памятного мероприятия, поэт Михаил Бузник, рассказавший о том, как отмечает Франция 95-летний юбилей знаменитого кинорежиссера, чье творчество вошло в национальную и мировую культурную сокровищницу… Завершился вечер показом документальной киноленты Патрика Казальса «Сергей Параджанов» 1986, Франция , снятой еще при жизни Сергея Иосифовича. Еще не тронутый жестокой болезнью художник говорит о себе и о перипетиях судьбы, задумывается и дурачится, творит и отдыхает, — сын антиквара, потерявший все, но оставивший нам драгоценность своих творений… Ирина Тишина.
Ключевым ракурсом лекции стало развитие новаторского киноязыка режиссера и те возможности смыслообразования, которые не использовались в кинематографе до него. По мнению Дмитрия Бакирова «поздние картины Сергея Параджанова, начиная с «Цвета граната», подводят кино к одной из крайних форм проявления кинематографических возможностей.
Параджанов Друзья, 14 февраля у нас началась грандиозная распродажа альбома лучших изобразительных работ Сергея Параджанова MAESRTO , только за первые два дня акции, альбом купило более 30 человек!
Сейчас лучшее время предзаказа альбома, так как цены ниже уже не будет никогда. Стоимость альбома 1.
Предзаказать книгу можно на крауд-платформе Planeta. В оформлении использованы фотографии Юрия Мечитова.
В РОСФОТО открывается выставка к 100-летию Сергея Параджанова
Её приурочили к юбилею знаменитого режиссёра Сергея Параджанова. В возрасте 62 лет ушел из жизни Сурен Параджанов – сын известного советского режиссера Сергея Параджанова. Произведения Параджанова-режиссера неразрывно связаны с работами Параджанова-художника, автора многочисленных картин и рисунков, коллажей и ассамбляжей. Да, Параджанова явно подставили, команда «Посадить!» была спущена сверху, но нестандартный секс режиссер культивировал, ничего не поделаешь.
«Я — сумасшедший старик, рисующий цветы»: 100 лет назад родился Сергей Параджанов
Национальная комиссия по реабилитации на Украине реабилитировала кинорежиссера Сергея Параджанова (1924-1990), осужденного в СССР по статье о «мужеложестве», спустя 50 лет. После смерти учителя в 1950 году Параджанов и другие ученики Савченко приняли участие в доработке последней картины украинского режиссера — фильма "Тарас Шевченко". В Украине Национальная комиссия по реабилитации спустя 50 лет после приговора реабилитировала кинорежиссера Сергея Параджанова, осужденного в СССР по обвинению в.