9.2. Банк России (уполномоченное структурное подразделение центрального аппарата Банка России) запрашивает у кредитной организации копии утвержденных ею внутренних документов по вопросам кредитной политики, а также изменения и дополнения к ним. (в ред. Банки создают резервы в соответствии с положением ЦБ РФ № 590-П.
Положение Центрального банка Российской Федерации от 28.06.2017 № 590-П
Если финансовое положение заемщика и качество обслуживания долга по ссуде оценены как хорошие, но ссуда выдана на льготных условиях по сравнению с условиями предоставления сопоставимых по срокам, суммам и целям ссуд другим заемщикам, то в соответствии с абз. Если при этом условия ссуды нерыночные, заемщик является связанным с КО лицом, а ссуда превышает 0,1 процента от величины собственных средств капитала КО, то в соответствии с п.
Документ приведен в соответствие с изменениями в Федеральном законе N 115-ФЗ, вступившими в силу в марте 2022 года. Теперь требуется уведомлять Банк России обо всех случаях временного исполнения обязанностей ответственного сотрудника другим сотрудником в течение квартала с указанием даты начала и даты окончания временного исполнения обязанностей не позднее 10 рабочих дней со дня окончания квартала, в котором осуществлялось временное исполнение обязанностей ответственного сотрудника, с указанием фамилии, имени, отчества последнее - при наличии , должности и контактных данных адреса электронной почты при наличии и рабочего телефона такого сотрудника.
Для ломбардов такая обязанность ранее уже была установлена Указанием Банка России от 19.
Однако по мнению кредитных организаций — членов НСФР подобное толкование необоснованно ограничило бы право кредитных организаций группировать ипотечные ссуды, предоставленные субъектам малого и среднего предпринимательства на цели, не связанные с приобретением недвижимого имущества, являющегося предметом обеспечения ипотекой , в портфели однородных ссуд. Учитывая изложенное, НСФР направил обращение в Департамент банковского регулирования Банка России, где просил подтвердить правомерность вывода, что в целях абзаца шестнадцатого пункта 5. В своем ответе, Департамент указал, что в рамках применения пункта 5.
Банки соблюдали МПЛ просто за счет предоставления заемщикам меньшего размера кредита. Так, средний размер банковского кредита физлицам снизился с 207 тыс.
Это создает риски для заемщиков и банков в случае возможных экономических и финансовых шоков.
Переводы между своими счетами до 30 млн руб. через СБП станут бесплатными 1 мая
Приложение 1 к Положению Банка России от 28 июня 2017 года № 590-П «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, ссудной и приравненной к ней задолженности». В связи с единовременным существенным ростом значения ключевой ставки Банка России и с учетом роста ставок по вновь выдаваемым ссудам возможно ли сопоставлять ссуды в целях пп. 3.9.3 (положительная кредитная история) Положения № 590-П только по сроку и сумме. Указание Банка России от 04.04.2023 №6397-У вносит изменения в требования по идентификации клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей, бенефициарных владельцев. Зарегистрировано в Минюсте России 12 июля 2017 г. N 47384 ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОЛОЖЕНИЕ от 28 июня 2017 г. N 590-П О ПОРЯДКЕ ФОРМИРОВАНИЯ КРЕДИТНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ РЕЗЕРВОВ НА ВОЗМОЖНЫЕ ПОТЕРИ.
ЦБ планирует уточнить список документов для получения кредитов физлицами
А для оценки качества обслуживания долга дебитора у банков появится возможность учитывать его кредитную историю. Оценка рынка Планируемые нововведения можно оценить как точечные, говорит директор группы рейтингов финансовых институтов агентства НКР Егор Лопатин. Они способствуют формированию более эффективной политики резервирования, полагает он. Это набор изменений в порядке оценки ссуд для резервирования, которые принято называть «гармонизирующими», добавляет управляющий директор рейтингового агентства «Эксперт РА» Юрий Беликов: обычно они напрашиваются исходя из накопленной практики взаимодействия с банками, но имеют ограниченное влияние на финансовый результат и капитал, по крайней мере в моменте. Реальный эффект от этого будет не столько в высвобождении резервов, сколько в упрощении, автоматизации и унификации процедур оценки риска по таким кредитам в целях резервирования, считает эксперт. Исключение требования контролировать целевое использование потребительских кредитов до 1 млн руб. Беликов считает наболевшим изменением. Он объясняет это существовавшей коллизией: с одной стороны, все потребкредиты нецелевые по своему определению и порядку выдачи, но с правовой точки зрения нецелевых кредитов не существует и на практике банки получали запросы ЦБ относительно целей конкретных ссуд, но не могли проконтролировать использование средств. Определенный оптимизм вызывают нововведения в части оценки кредитного риска по факторинговым операциям, говорит директор департамента риск-менеджмента «Реалист банка» Вера Замигулова.
Аналогичным образом рассматриваемое нами письмо не относит Банк России к тем лицам, которые могут быть аффилированными по отношению к физическим и юр лицам, госорганам. Подытожим информацию из письма на схеме: Выводы Простых клиентов кредитных организаций данные изменения коснутся больше опосредованно. Необходимость формировать резервы по ссудам по новым правилам может ухудшить финансовую картину, которая получается у банка по МСФО. Это, в свою очередь, может повлечь пересмотр условий выдачи новых ссуд и методы работы с действующими ссудами «проблемных» должников. А вот вывод из аффилированных лиц публично-правовых образований как раз позволит таковым более комфортно кредитоваться на различных льготных условиях.
Особенности их использования; Перечень информации о заемщике, необходимый для оценки финансового положения заемщика и формирования профессионального суждения. Как не нагружать заемщика излишней отчетностью; Периодичность обновления и источники информации о заемщике. Способы проверки Банком России достоверности информации о заемщике; Выявление признаков отсутствия у заемщиков реальной хозяйственной деятельности либо ее ведение в незначительном объеме. Как Банк России применяет данные требования, примеры надзорных «ухищрений» и как им противостоять; Как правильно применять мотивированное суждение уполномоченного органа по фирмам, не ведущим реальную деятельность, избегаем формирования дополнительных резервов по формальным признакам; Административные требования формирования резервов по сомнительным ссудам 3 категории качества п. Методы выявления «перекредитовки» Банком России; Обеспечение по ссуде - законный способ минимизации величины формируемого резерва; Оценка обеспечения Службой анализа рисков. Спорные вопросы и противоречия, возникающие при учете обеспечения для минимизации резерва; Формирование резервов по сделкам отчуждения и приобретения активов; Оценка кредитных рисков и формирования резерва по сделкам факторинга; Оценка кредитоспособности заемщиков-физических лиц и формирование резерва по портфелям однородных ссуд, в том числе в условиях действия мер ограничительного характера.
Документ разработан в целях регулирования подходов к оценке рисков, принимаемых банками по кредитам. Предполагается, что новые нормы заработают с 1 октября 2024 года. В случае принятия поправок обслуживание кредита не сможет быть признано хорошим, если имеется случай перевода основного долга или долга по процентам с должника на другое лицо за исключением случаев, когда платежи по ссуде в течение последних 360 календарных дней осуществлялись своевременно и в полном объеме, а финансовое положение заемщика оценивалось не хуже, чем среднее.
Таблица значений показателя Положением Банка России 590-П
Зарегистрировано в Минюсте России 12 июля 2017 г. N 47384 ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОЛОЖЕНИЕ от 28 июня 2017 г. N 590-П О ПОРЯДКЕ ФОРМИРОВАНИЯ КРЕДИТНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ РЕЗЕРВОВ НА ВОЗМОЖНЫЕ ПОТЕРИ. В новой редакции проекта предусматривается появление новой III категории качества обеспечения. Банки создают резервы в соответствии с положением ЦБ РФ № 590-П. 2 В соответствии с абзацем седьмым пункта 2.3 Положения Банка России № 590-П.
Аналитика и комментарии
Мера применялась для снижения регуляторной нагрузки на КО. В 2024 году планируется возобновить сбор информации о состоянии систем управления рисками и капиталом банков и банковских групп, а также провести надзорные оценки их качества. Отсрочка при формировании резервов по кредитам и условным обязательствам кредитного характера УОКХ субъектам малого и среднего предпринимательства МСП и физическим лицам если платежи просрочены менее чем на 90 календарных дней , учитывая временное обнуление надбавок к нормативам достаточности капитала и рассрочку по созданию резервов по заблокированным активам. Послаблением сейчас пользуются около 20 банков с совокупным эффектом на капитал менее 18 млрд рублей, при этом отмена послабления не приведет к нарушению ими нормативов. Изменение условий ранее заключенных кредитных договоров договоров займа может проводиться на условиях приостановления исполнения обязательств заемщиком на согласованный с кредитором срок без начисления неустойки штрафов, пени. При этом дополнительно планируется предоставить КО право не применять к указанным кредитам займам надбавки к коэффициентам риска9. Дополнительно планируется уточнить параметры снижения резервных требований по ссудам на цели развития сельского хозяйства и жилищного строительства при наличии официально подтвержденных факторов снижения риска. Решение направлено на повышение доступности финансирования для заемщиков в этих регионах.
Без введения указанной меры ограничение на I квартал 2024 года устанавливалось бы исходя из среднерыночного значения ПСК за III квартал 2023 года с учетом лага в два квартала между кварталом определения референсной ПСК и кварталом ее применения , то есть не учитывало бы эффект повышения ключевой ставки и сильно ограничивало бы доступность розничных кредитов. Аналогичный подход продолжит действовать и для раскрытия на сайте Банка России отчетности банков , а также информации о выпусках ценных бумаг банков 13. Тем самым соблюдается баланс между потребностями рынка в информации и необходимостью ограничивать риски для банков и их клиентов. Также на аналогичный срок будет продлен и обновлен порядок согласования Банком России перечня имущества и обязательств в целях проведения банками под санкциями реорганизации в форме выделения ЮЛ15.
Для кредитов бизнесу тоже предлагаются послабления.
ЦБ хочет увеличить с 10 млн до 50 млн руб. Банки могут их включать в портфель однородных ссуд при среднем финансовом положении заемщиков. Еще регулятор готов дать возможность учитывать кредитный рейтинг иностранных эмитентов, присвоенный по национальной рейтинговой шкале для России. Готов ЦБ дать возможность учитывать с определенным дисконтом залог по кредиту в целях снижения размера резерва, если залогодатель банкротится. Это связано с тем, что на практике сама процедура банкротства не исключает «безусловно и в полном» объеме возможность взыскания залога: норма ЦБ позволит частично учитывать такие залоги в целях минимизации формируемых резервов до тех пор, «когда с достаточной долей уверенности можно утверждать, что взыскание на залог не может быть обращено».
Банк России предлагает установить порядок формирования резерва на портфельной основе по операциям факторинга. Сейчас при проведении этих операций банки сталкиваются с трудностями, пишет ЦБ в пояснительной записке: резервы формируются по формальным основаниям, ограничены возможности портфельной оценки. Для качественных дебиторов, имеющих национальный рейтинг определенного уровня, появится возможность портфельной оценки требований с большими лимитами.
Отсутствие в течение более чем трех месяцев фактических выплат сотрудникам или их осуществление в размере ниже официального прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации по месту регистрации заемщика, в расчете на одного занятого. Обстоятельства, указанные в подпунктах 1.
Проект соответствующего указания опубликован на сайте регулятора. Так, проект устанавливает особый порядок формирования резервов по кредитам и займам, предоставленным в рамках реализации механизма проектного финансирования на базе Внешэкономбанка. Также предусматривается, что ссуда не признается реструктурированной, если размер процентной ставки снижен в связи со снижением ключевой ставки Банка России, при оценке финансового положения заемщика как хорошего. Кредитной организации также предоставляется право на основании решения уполномоченного органа повысить не более чем на одну категорию качества такой ссуды, если финансовые показатели деятельности заемщика свидетельствуют о том, что платежи по основному долгу и процентам будут осуществлены своевременно и в полном объеме. Документом дополняется перечень заемщиков-юрлиц, на которых не распространяется требование о необходимости определения реальности их деятельности.
Перечень иных существенных факторов, позволяющих повысить категорию качества ссуды на одну классификационную категорию, дополняется фактором наличия у заемщика государственной поддержки, предоставленной ему в соответствии с бюджетным законодательством РФ.
При расторжении дольщиком ДДУ не будут начисляться проценты за период с 22. Данное правило распространяется, как на проценты, предусмотренные ч. При этом Постановление Правительства не лишает дольщика права расторгнуть ДДУ в одностороннем порядке при просрочке более 2 месяцев, даже если просрочка придется на период действия Постановления. В этом случае проценты в соответствии с ч. Размер процентов, неустойки штрафов, пени , иных финансовых санкций, в частности за просрочку внесения платежа участником ДДУ, нарушение срока передачи застройщиком объекта долевого строительства, начисляемых за период в 01. В пункте 3 Постановления Правительства отдельно закреплено, что его положения применяются также в договорам участия в долевом строительстве, заключенным до дня вступления в силу Постановления. Напомним, что в 2024 году дольщику по-прежнему могут взыскать с застройщиков компенсацию за строительные недостатки и некачественную отделку. Однако в конце 2023 года Постановлением Правительства также были введены определенные особенности в процедуру приемки новостроек и предъявления застройщикам претензий по качеству в 2024 году.
ЦБ меняет ряд правил резервирования для банков
Банк России в Письме № ИН-08-23/8 от 07.02.2022 разъяснил кредитным организациям применение Положения Банка России № 590-П в части пункта 4.11, касающегося. Это прописано в положении Банка России. Положение Банка России №716-П: новые вызовы и новые возможности в управление операционным риском. По умолчанию Положение Банка России от 28.06.2017 N 590-П "О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, ссудн.
Формирование резервов на возможные потери по ссудам
Программа вебинара. Особенности применения данного фактора; Оценка обслуживания долга по реструктурированным ссудам. Признаки реструктуризации; Оценка ссуд, реструктурированных после 18 февраля 2022 года. Возможность не ухудшать качество обслуживания долга. Иные существенные факторы категории качества ссуды. Особенности их использования; Перечень информации о заемщике, необходимый для оценки финансового положения заемщика и формирования профессионального суждения. Как не нагружать заемщика излишней отчетностью; Периодичность обновления и источники информации о заемщике.
По итогам 2023 года он стал максимальным за последние четыре года. Источник: Обзор рынка ипотечного кредитования в 2023 году LTV — соотношение кредита к реальной стоимости залога.
Чем ниже показатель, тем меньше требования к первоначальному взносу.
До этого момента банкам рекомендуется поддерживать фактические значения норматива не ниже наблюдавшихся в III квартале 2023 года, так как это планируется учитывать при первом установлении лимита БКЛ с целью исключения стимулов к занижению фактических значений НКЛ. Подробная информация о выходе из послаблений по НКЛ и о механизме предоставления БКЛ будет опубликована дополнительно. Послабление по НЧСФ завершает свое действие 31. Неприменение вычета из капитала, повышенных коэффициентов риска и резервов для сделок по выкупу акций долей у нерезидентов , которые приняли решение о продаже своего российского бизнеса, при наличии особых разрешений1. Мера не была широко востребованной, ее отмена окажет лишь незначительное влияние на нормативы капитала. Особенности учета КО заблокированных активов в расчете нормативов учтены в регулировании3.
Разрешение учитывать прибыль в капитале при выкупе до 31. При этом те КО, которые воспользовались данной мерой, смогут учитывать прибыль в капитале до погашения выкупленных еврооблигаций. Неприменение мер за непредставление КО в 2023 году информации об организации внутренних процедур оценки достаточности капитала ВПОДК за 2022 год на индивидуальной и консолидированной основах. Мера применялась для снижения регуляторной нагрузки на КО. В 2024 году планируется возобновить сбор информации о состоянии систем управления рисками и капиталом банков и банковских групп, а также провести надзорные оценки их качества. Отсрочка при формировании резервов по кредитам и условным обязательствам кредитного характера УОКХ субъектам малого и среднего предпринимательства МСП и физическим лицам если платежи просрочены менее чем на 90 календарных дней , учитывая временное обнуление надбавок к нормативам достаточности капитала и рассрочку по созданию резервов по заблокированным активам.
Будут озвучены примеры из надзорной практики, что позволит банкам не повторять предыдущие ошибки своих коллег и исключить двоякое и неоднозначное толкование отдельных норм Положения 590-П, даны советы по внесению изменений и оптимизации внутренних документов банков по вопросам кредитной политики и оценки кредитных рисков в целях минимизации возможных претензий со стороны Банка России.
ЦБ планирует уточнить список документов для получения кредитов физлицами
Подпункт 3.9.3 пункта 3.9 изложить в следующей редакции. Читайте подробнее: Новый порядок приемки квартир по ДДУ и предъявления претензий по качеству в 2024 году. По умолчанию Положение Банка России от 28.06.2017 N 590-П "О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, ссудн. Изменение справедливой стоимости залога учитывается при определении размера резерва, рассчитываемого в порядке, установленном пунктом 6.7 настоящего Положения. Таблица значений показателя Положением Банка России 590-П. Такие изменения внесены в Положение Банка России № 590-П.
Мораторий на взыскание неустойки по ДДУ в 2024 году
Обозначить подходы к соблюдению отдельных требований Положения 590-П, проинформировать банки, как они могут быть оценены Банком России. | Положение Банка России от 28.06.2017 N 590-П (ред. от 15.03.2023) "О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, ссудной и приравненной к ней задолженности". Настоящее профессиональное суждение составлено в соответствии с требованиями Положения Банка России № 590-П от 28.06.2017г. по методике экспресс-анализа субъектов "среднего" бизнеса. особенности осуществления Банком России надзора за соблюдением кредитными организациями порядка формирования резервов на возможные потери по ссудам.