Собственно Великий пост длится 40 дней в память о том, как Христос 40 дней постился в пустыне перед выходом на открытое служение в среде еврейского народа. Почему пост длится 40 дней?
Почему в Церкви четыре поста?
Действительно, Великий Пост хоть и называют 40-дневным, но длится он 7 недель. Великий пост у православных в 2024 году начинается 18 марта и закончится 4 мая. Почему Великий пост длится 40 дней. Откуда взялась эта цифра для держания поста: история говорит, что Христос уходил в пустыню ровно на 40 дней. Великий пост длится 40 дней, затем идут два праздника: Лазарева суббота (в память того, как Христос воскресил друга Лазаря) и Вход Господень в Иерусалим. Вели́кий по́ст — центральный пост во всех исторических церквях, цель которого — подготовка христианина к празднованию Пасхи; соответствующий период литургического года.
Суть и история Великого поста
- Сколько дней длится Великий пост в 2024 году
- История Великого Поста
- История и смысл Великого поста
- великий пост. почему в этом году пост длится более 40 дней? — Спрашивалка
- Великий пост: всем ли нужно 40 дней придерживаться календаря питания - 18.03.2024, Sputnik Беларусь
- Что нельзя делать во время Великого поста?
Please wait while your request is being verified...
Потому, что собственно Великий пост (Святая четыредесятница) длится именно 40 дней (с понедельника первой седмицы по пятницу шестой), затем идут праздники: Лазарева Суббота и Вход Господень в Иерусал. Великий пост всегда длится семь недель, или 48 дней. Великий пост перед Пасхой длится у православных семь недель, он посвящен духовному очищению и единению с Богом. Общая длительность Великого поста вместе со Страстной седмицей — 48 дней. Великий пост длится 40 дней, с Пепельной среды по Великую субботу, которая всегда приходится на день перед Пасхальным воскресеньем.
Великий пост. История, смысл и ответы на главные вопросы
Первоначально пост длился несколько дней. Почему пост длится 40 дней? Это был однодневный пост, который длился до 40 часов. Великий пост перед Пасхой длится у православных семь недель, он посвящен духовному очищению и единению с Богом. Но почему он длится именно 40 дней? Что такое Великий пост и почему он длится 40 дней.
Великий пост: как проводится, история и традиции
В будние дни принято ограничиваться одним приемом пищи вечером, по субботам и воскресеньям можно есть два раза: в обед и вечером. Также по выходным разрешено пить вино, но не больше 200 мл, а людям с зависимостью от алкоголя употребление строго запрещено на протяжение всего поста. Важно понимать, что строгое соблюдение всех требований Великого поста обязательно только для священнослужителей, монахов и послушников. Если же вы ведете обычную жизнь и работаете пять дней в неделю, тем более если работа эта сопряжена с физическим трудом, полное воздержание от пищи или ее однократный прием могут быть просто опасными для здоровья. Поэтому всегда ориентируйтесь на свое состояние и потребности желудка — цель поста не в том, чтобы заморить голодом христиан и обеспечить их проблемами со здоровьем. Великий пост для православных христиан про совершенствование и духовный рост, поэтому если у вас от голода начинает болеть живот и кружиться голова, не нужно ждать вечера и терпеть. Кому можно не поститься Разумеется, соблюдать пост можно только здоровым людям без хронических заболеваний и проблем. Поэтому если у вас анемия, диабет или заболевания ЖКТ, не стоит пускаться во все тяжкие и через силу соблюдать все предписания Великого поста. Также не советуют поститься детям до 14 лет, беременным и кормящим женщинам, пожилым людям. Если у вас есть особенности по здоровью, но все равно для вас важно соблюсти Великий пост, во-первых, посоветуйтесь со своим врачом, какие продукты вы можете безболезненно исключить из рациона.
Также можете обратиться за советом к настоятелю церкви, в которую вы ходите. Даже если вы на период поста откажетесь от алкоголя, фастфуда, вечеринок и нецензурной лексики, проведете эти дни за чтением Библии и будете совершать пусть и маленькие, но добрые и искренние дела, это будет гораздо лучше, чем если вы просто будете изматывать организм голоданием. Какие еще есть правила на время Великого поста Во время Великого поста особенно ценно помогать тем, кто в этом нуждается. Если позволяет финансовое положение — помогайте деньгами малоимущим, переводите пожертвования в фонды или оказывайте помощь адресно. Если у вас нет свободных средств, можете помогать делами — любому фонду всегда нужны волонтеры. Во время поста запрещено пить алкоголь за исключением выходных и только в малых дозах и курить. Если вы курильщик со стажем, конечно, резко бросать не стоит, это банально может быть опасно для здоровья, но стоит попробовать хотя бы сократить число никотина, который вы потребляете в течение дня.
Да и все мы здесь — и бедные, и богатые — являемся не хозяевами, а только тем управителем, о котором Господь говорит в своей притче Лк 16:1—12. Всё, что мы имеем, любое наше достояние, которое мы считаем своим, на самом деле вверено нам Богом как то малое, с помощью которого можем приобрести многое — вечное. И в этом смысле нищета — тоже богатство, дар Божий, врученный тому, для кого она наиболее полезна с точки зрения его спасения. Но распорядиться этими дарами каждый может по-разному. И потому Господь говорит через притчу о неверном управителе Лк 16:9 : приобретайте себе друзей богатством неправедным — то есть не действительным, не материальным, ибо оно скоропреходяще, тленно , чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители заметим, что притча очень многоплановая, у нее есть и другие толкования. В равной степени все это относится также и к небогатым людям. Святые отцы говорят так: если ты не имеешь что дать человеку, то само желание твое и молитва о нем вменится тебе в такое же благодеяние, как если бы ты дал ему что-то вещественное. Почему в Таинстве оборования можно участвовать не только болящим людям, но и здоровым?
Позднее, под влиянием монашеской практики , субботы и воскресенья тоже стали постными хотя и в более лёгкой степени , а великопостный период Великий пост теперь длится 48 дней, из которых 40 дней до пятницы 6-й недели именуются собственно Четыредесятницей [8] , в число оставшихся восьми входят Лазарева суббота , Вербное воскресение и ещё 6 дней Страстной Седмицы. Православные церкви в отношении поста по сей день руководствуются палестинским уставом, обычно называемым Типикон. Пищевой аспект Великого поста подробнее рассмотрен в следующем разделе, но общая схема такова: с понедельника по пятницу — сухоядение один раз вечером. Если на будний день придётся полиелейный праздник, разрешается варёная пища с маслом и вино, или, если это среда или пятница, только варёная пища и вино [10] , но в любом случае даже и в Благовещение трапеза в эти дни разрешается только один раз. Если в первое время воздержание от пищи до вечера соблюдалось всеми, а не только монашествующими напр. Что же касается ограничений по роду пищи, то в наиболее близкой к Типикону форме они соблюдаются если не считать некоторых особо строгих монастырей у старообрядцев , тогда как в Русской Православной Церкви и других церквях обычно допускаются те или иные послабления. На Западе[ править править код ] На Западе развитие Великого поста шло иным образом. Постепенно утвердился обычай поститься шесть недель, однако, поскольку со временем на Западе в число постных дней вошла и суббота [11] , общая длительность поста составила 36 дней 6 недель по 6 дней, исключая воскресенья. Святой Григорий Великий 560—604 , а вслед за ним и многие средневековые авторы [12] описывал этот период, как «духовную десятину года», поскольку 36 составляет примерно десятую часть от числа дней в году. Позднее, ради исполнения числа 40, добавили ещё 4 дня, в результате чего пост стал начинаться в среду, которая получила название Пепельной среды. Впрочем, следы прежней практики до сих пор остались в т. Что касается пищевой составляющей поста, то, в отличие от Восточной церкви, на Западе больший акцент был сделан на времени и количествах принятия пищи. Первоначально допускалась лишь одна трапеза, каковая могла начаться только с наступлением вечера. Однако уже достаточно рано мы впервые находим упоминание об этом у Сократа Схоластика [ источник не указан 4030 дней ] стала быть терпимой практика разрешения поста в «девятый час», то есть, в три часа дня. Постепенному приближению времени обеда способствовало ещё и то, что канонические часы Девятый час, Вечерня и т. Девятый час означал, без сомнения, три часа дня, однако служба девятого часа могла читаться сразу после шестого, который соответствовал полудню. Подобным же образом и вечерня, после которой полагалась трапеза, служилась всё раньше и раньше, пока, наконец, не было официально признано, что вечерня в великий пост может служиться в районе полудня как оно и было в Католической Церкви вплоть до литургических реформ середины XX века. Таким образом, хотя в XI веке ещё объявлялось, что принимающие пищу до наступления вечера нарушают великий пост, уже в XIII веке такой обычай стал вполне общепринятым. Дальнейшим послаблением явилось введение вечерних лёгких трапез, т.
А вот повенчаться им придется уже после Пасхи. Так же, как и перенести празднование свадьбы, если оно для них важно. Можно ли курить или пить алкоголь в пост? По Типикону, в воскресные дни на трапезе разрешается употребление вина, до двух красовуль. Очень трудно определить меру этих красовуль приблизительно две чашки , но важно помнить, что мы делаем это для поддержания сил, а не наоборот. Естественно, вино разрешается для тех, кто не страдает алкоголизмом: человек, которого даже капля вина может подтолкнуть к запою, должен полностью воздержаться от винопития. Таким образом, качественное вино в небольших количествах может благоприятно повлиять на состояние организма, а вот обильные возлияния приведут не только к ослаблению организма, но, вероятно, и к действиям, о которых потом придется жалеть. В пост мы стараемся избавиться от греха, а алкоголь часто становится одной из причин его совершения. Табакокурение в Великий пост, как и любая сильно давлеющая над нами страсть, конечно, плохо совместимо с самой идеей поста. Именно поэтому это идеальный момент для того, чтобы бросить курить. Обратившись с молитвой к Господу и попросив у него помощи в этом непросто деле, даже заядлые курильщики справляются. В том, конечно, случае, когда решительно настраиваются на реальную борьбу со своей страстью во время поста. При этом, конечно, это может не получится сразу, но не стоит отчаиваться. Вы можете для начала просто сократить количество сигарет в день, но сделать это решительно. Но важно отметить, что неспособность отказаться от дурной привычки не должна быть для человека преградой на пути к Богу. Неправильно будет сказать: «Я курю или выпиваю , а потому не буду поститься вовсе и в храм не пойду». Пусть для начала будет сделан малый шаг например, уменьшено количество выкуриваемых в день сигарет , но не будет утеряно стремление идти за Христом. И с Божьей помощью постепенно человек будет меняться, если сам не будет закрывать для себя такую возможность. Можно ли есть морепродукты в пост? Да, для поддержания сил в определенные дни разрешается употреблять в пищу морепродукты. Впрочем, одни верующие считают, что «морские гады», как еще называют моллюсков, это почти растительная пища, а другие предпочитают все же обойтись без них. Решение о том, можно ли есть кальмары или мидии в эти дни, нужно принимать руководствуясь реальными потребностями. Если человек много работает, учится, занимается тяжелым физическим трудом или спортом, безусловно, ему необходимо восполнять недостаток белка в организме, и морепродукты как нельзя лучше для этого подходят в дни поста. Но стоит обойтись без них в дни, которые в календаре отмечены как особенно строгие. Важно учитывать, что еда в дни поста должна быть простой. Существует даже великопостная традиция средства, сэкономленные на дорогих мясных и молочных продуктах, жертвовать на дела милосердия. При этом многие «дары моря» стоят гораздо дороже, чем привычная всем курица. Поэтому специально составлять свой великопостный рацион из морских деликатесов не нужно. Еда должна быть скромной, но полезной и позволяющей избежать в сложный весенний период истощения и авитаминоза. Верующие, берущие на себя обязательство поститься без каких-либо послаблений, от морепродуктов предпочитают отказаться. Но даже им, не задумываясь, в любой день можно есть морскую капусту. И уж точно даже максимально строго постящимся можно есть морепродукты в праздники, когда монастырский устав разрешает рыбу или рыбную икру, — в Благовещение 7 апреля , Лазареву субботу и Вербное воскресенье за неделю до Пасхи. Почему нельзя растительное масло в пост? По Типикону, пост — это воздержание не только от животной, но и от любой скоромной пищи, в том числе приготовленной с использованием растительного масла, хотя масло разрешается в праздничные и выходные дни. Но это мера очень строгого монашеского поста. Обычно миряне то есть не монахи все же едят растительное масло и в будние дни. Условия жизни современного человека отличаются от тех, в которых существовали древние монахи, заложившие принципы и правила пищевого поста много веков назад. Во многом изменились состав и качество продуктов. Поэтому современный человек далеко не всегда может, следуя указаниям календаря, практиковать сухоядение. Более того, большинству из нас сегодня питаться всухомятку запретят врачи. Все это необходимо учитывать, решая, что именно будет у вас на столе в Великий пост. Важно понимать, что человек грешит не в тот момент, когда добавляет ложку масла в салат или жарит на масле картошку, а когда осуждает, гневается и раздражается, когда обижает ближнего и не хочет прощать другого. Иногда слишком большое внимание к постному столу сбивает фокус внимания с самого главного — с того, что происходит в душе. Но пищевое воздержание должно, наоборот, помогать христианину не придавать слишком большое значение еде, чтобы выделить больше сил и времени для молитвы, духовного чтения, размышлений и покаяния. Если нарушил пост: что делать? Если нарушил пост, нужно принести покаяние и постараться в будущем держаться крепче. Главное — не отступать, продолжать свой покаянный постный путь в ожидании радости Пасхи — Светлого Христова Воскресения. На Пасхальном богослужении каждый год читается Огласительное слово святителя Иоанна Златоуста, в котором говорится о том, что наступает Праздник для всех — для постившихся и для непостившихся, для тех, кто воздерживался с самого начала, и тех, кто присоединился позже. Это, конечно, не повод, чтобы отказываться от следования уставным предписаниям, но это повод, чтобы не отчаиваться, если пост проходит не так идеально, как хотелось бы. А ведь даже если мы сможем на весь этот период отказаться от пищи, которую считаем скоромной непостной , сможем ли мы совсем-совсем не раздражаться, не обижаться, не осуждать других? Сможем ли мы настолько очистить свое сердце и свою душу, что не будем допускать даже в мыслях никакого греха? Сможем ли, в точности следуя уставным предписаниям, не впасть в гордыню? А разве не будет все это нарушением поста? Так что, если нарушил пост, надо не бросать свои старания, а обязательно идти дальше. Пасха — великий праздник для всех, но потрудившийся ради Господа ярче почувствует пасхальную радость. Если согрешил в Великий пост — Бог не простит? Грех всегда остается грехом: и во время поста, и вне поста. Наша земная жизнь направлена либо на борьбу с грехом, либо на укоренение в своей жизни греховного начала. Если человек выбирает борьбу с грехом, он должен каяться и стараться в дальнейшем не согрешать, а если снова падает — то приносить еще большее покаяние, возлагать на себя еще большие труды, дабы некогда было грешить. Нет, наверное, человека, который не оступаясь пройдет по великопостному пути.
Особенности рациона
- Великий пост: что происходит с организмом через 1 день, 2 недели и 40 дней без привычной еды
- 40 дней после смерти: что происходит с душой человека?
- Почему Великий пост длится 48 дней?
- Главные правила Великого поста: питание по дням, ограничения и молитвы
Почему пост 48 дней а не 40?
И если мы будем просить у Господа за свои грехи прощения искренне, Он, видя это, будет прощать по Своему великому милосердию и любви. Другое дело, если человек выбирает для себя путь «не согрешишь — не покаешься». То есть сам позволяет себе многое, думая: «сейчас сделаю, как мне нравится, а потом просто на исповеди батюшке расскажу». В таком случае таинство покаяния превращается в профанацию, а человек не ведет борьбу со страстями, а ищет уловки, чтобы продолжать грешить. А вот искреннее раскаяние Господь принимает всегда. И даже когда человек не справляется, Бог поддерживает его стремление и по идущим от сердца молитвам помогает избавиться от греха. Если День рождения в Великий пост — можно ли отмечать, или это грех?
Смотря как вы отмечаете День рождения. Если это бурное застолье, после которого трудно вспомнить события вечера — такой праздник лучше не отмечать. Если вы проводите этот день без обильного виновозлияния и переедания, без соблазнительных танцев и других греховных поступков; если вы с благодарностью вспоминаете своих родителей, делаете им какие-то подарки, может быть, совершаете какие-то добрые дела, собрав своих близких, — такой День рождения вполне можно отметить. А вот переносить отмечание на после поста, чтобы позволить себе выпить — «а без этого что за праздник?! Нужно уметь радоваться жизни без такого рода «костылей». А в день рождения тем более стоит поблагодарить Господа за данную Им жизнь.
В дни Четыредесятницы можно накрыть вкусный постный стол, устроить теплую и уютную встречу с друзьями. А вот на Страстной неделе стоит, скорее, воздержаться даже от такой тихой вечеринки, да и времени на нее не будет, так как богослужебная жизнь перед Пасхой очень насыщенная. Сейчас, во времена интернета, появляется интересная традиция — в дни рождения или иных каких-то праздников предлагать друзьям, вместо подарков, поучаствовать в благотворительном сборе. И это тоже неплохой вариант отметить свой праздник в дни Великого поста. Ведь что значит слово «отмечать»? Как-то обозначить, сделать особенным, обращающим на себя внимание.
А разве не будет необыкновенным, значимым день, в который вы вместе с близкими кому-то помогли? Если приглашают в гости в Великий пост — нужно отказаться? Не всегда есть возможность отказаться от похода в гости. Однако всегда можно найти такую меру посещения гостей, которая не нанесет вред ни тебе, ни, в первую очередь, тому, кто тебя пригласил. Нужно проникнуться событием и вместе с человеком порадоваться, если это радостное событие, или поплакать, если печальное. То есть, прежде всего, нужно оказать внимание тому, кто тебя пригласил, а не сделать так, чтобы все внимание было на тебе и на твоем постном выражении лица.
Пост — это не только, и не столько отказ от определенной еды и увеселительных мероприятий. Это период, когда каждый верующий старается стать чуточку лучше, научиться с большей любовью относиться к окружающим. И наша забота о близких может проявляться как раз в том, чтобы быть рядом с ними без поучений и навязывания наших собственных представлений. Забота может быть и в старании не обидеть человека своим отказом. Для этого нужно смирение и благоразумие — а ведь именно эти добродетели и нужно развивать в себе в дни Великого поста. Хотя, конечно, если, например, в дни Страстной седмицы, когда нужно быть в храме, вас приглашают на шашклыки, отказаться придется.
Но всегда можно найти способ, как сделать это корректно и как продемонстрировать человеку, что общение важно для вас, но на этот раз есть необходимость его перенести на более подходящее время. Если угощают непостной едой — что делать? Сегодня, когда многие люди придерживаются Великого поста, почти на любом застолье можно найти какие-то постные или умеренные яства. Однако бывает и так, что невозможно отказаться от непостной пищи — бабушка, которая никогда в жизни не постилась и наготовила тебе каких-нибудь мясных пирогов, обидится — тогда вполне можно утешить бабушку и съесть их, но потом возложить на себя более строгое постное состояние и понести большие труды за этот поступок. Уж точно не нужно, если вас угощают непостной едой, брезгливо отворачиваться. Можно просто сказать спасибо и отказаться.
Если ситуация благоприятствует, можно вежливо объяснить, что вы соблюдаете пост. Но ни в коем случае при этом нельзя превозноситься над угощающим, показывая ему всем своим видом, что он не понимает важность этого периода для всякого верующего человека. Ведь человек просто хотел поделиться, порадовать вас и никак не рассчитывал получить в ответ отповедь. Есть популярное утверждение, что в пост уж лучше есть мясо, чем «есть друг друга». И как раз здесь ее уместно вспомнить. Если человек умер в пост: это что-то значит?
Это значит только то, что человек созрел для будущей жизни, и Господь забрал его к Себе. Мы верим, что душа бессмертна, что, оставив этот мир, она не умирает, а продолжает жить в другом, загробном. При этом в христианстве нет представлений о том, что дата смерти как-то влияет на загробную участь усопшего. Хотя в народном сознании закрепилось мнение, что смерть на Пасху, Светлую седмицу или другой большой праздник — это знак особого Божьего благоволения к человеку. Отсюда и вопрос: что же тогда может значить смерть в период поста? Ничего, так как для будущей жизни важна не дата смерти, а то, каким был земной путь до нее.
Интересно, кстати, что известны случаи из житий святых, когда они, зная, что пришел их час, молили Бога перенести его. Делали они это для того, чтобы не отвлекать братию монастыря, где подвизались, своими похоронами, например, в дни подготовки к празднику. Если человек умер в пост, это может иметь значение для тех, кто будет заниматься похоронами и читать в течение сорока дней заупокойные молитвы, так как порядок поминовения меняется в предпасхальный и пасхальный периоды. Для самого же усопшего имеет значение, покаялся ли он перед смертью. А о прощении его нераскаянных грехов, их прощении и упокоении его души теперь предстоит молиться живым. Если ребёнок зачат в пост — это как-то отразится на его будущем?
На будущем ребенка это никак не отразится. Во время Великого поста мы стараемся в меру сил воздерживаться от супружеских взаимоотношений, но если один из супругов не может от них воздерживаться, то отказать ему — тоже значит повергнуть его в греховное состояние. Так что дадим возможность Богу разбираться Самому, праведны мы или нет, а сами будем прикладывать усилия, чтобы сохранить Ему верность. Плохо будет, если в Великий пост супруги ссорятся и скандалят. Это отражается как на них самих, так и на их детях.
Анафемы то есть свидетельства Церкви об отпадении от нее отдельного человека или группы людей провозглашаются только на патриарших и архиерейских богослужениях. Вторая седмица. Неделя 2-я: святителя Григория Паламы 18—24 марта На вторую седмицу Великого поста приходится в этом году день памяти Сорока мучеников Севастийских 22 марта — воинов-христиан, принявших мученическую смерть за Христа в ледяном озере в 320 году. На Руси чтили этот праздник; по традиции к этому дню выпекали жаворонков из постного теста. В субботу второй седмицы 23 марта в храмах совершаются заупокойные богослужения. Это одна из трех великопостных родительских суббот. Поскольку в будни Святой Четыредесятницы не происходит литургического поминовения усопших, Церковь установила несколько дней особой молитвы о них. В эти дни помимо Литургии служатся панихиды, верующие приносят в храм милостыню в память о своих усопших близких. Святитель Григорий Палама, память которого в этом году празднуется 24 марта,— византийский богослов. Он является основоположником исихазма — учения о том, что через очищение сердца и непрестанную молитву можно стать причастником Божественного Света. Обращение к личности и наследию святителя Григория в дни Четыредесятницы призвано напомнить, что целью христианской жизни является стяжание Святого Духа. Третья седмица. Неделя 3-я: Крестопоклонная 25—31 марта В субботу третьей седмицы 30 марта совершается заупокойное богослужение — это вторая из трех родительских суббот Святой Четыредесятницы. А вечером того же дня — в канун дня воскресного — для поклонения верующих выносится крест и возлагается на аналой в середине храма. Крестопоклонная неделя приходится на середину Великого поста — непростое время, когда, с одной стороны, пройден уже значительный путь и ослабевают силы, а с другой — еще далеко до «другого берега». И Церковь, желая поддержать своих чад, напоминает нам о страданиях Христовых, о том, что каждый, кто хочет быть учеником Господа, призывается нести свой крест, претерпеть всё до конца и спастись. Четвертая седмица. Неделя 4-я: преподобного Иоанна Лествичника 1—7 апреля В субботу четвертой седмицы 6 апреля совершается поминовение усопших, которым завершается цикл великопостных родительских суббот. Воскресный же день — 7 апреля — посвящен памяти одного из величайших аскетов, игумена Синайской горы Иоанна, именуемого также Лествичником, по названию руководства к духовной жизни, которое он нам оставил,— «Лествицы». Обращение к памяти этого святого призвано напомнить христианам о том, что вся жизнь верующего человека представляет собой процесс духовного восхождения, совершаемого через преодоление трудностей, молитву, постоянство в христианской жизни. Богослужение этого дня вновь и вновь возвращает постящегося к мысли о краеугольном камне поста — смирении и к необходимости стяжания добродетелей. Этот праздник входит в число двенадцати главных праздников, посвященных евангельским событиям. Таинственное и непорочное зачатие Девой Марией Господа, по учению Православной Церкви, относится к великой тайне благочестия: человечество принесло в дар Богу самое чистое его творение — Деву, способную стать Матерью Сына Божия, а Бог, приняв дар, ответил на него даром благодати Святого Духа. В день Благовещения для верующих по случаю праздника ослабляется пост — разрешается рыба. Пятая седмица. Неделя 5-я: преподобной Марии Египетской 8—14 апреля Вечером в среду пятой седмицы 10 апреля совершается одна из главных служб не только Великого поста, но и всего церковного года — так называемое Мариино стояние. Оно представляет собой утреню, на которой прочитывается — уже целиком, а не по частям, как на первой седмице,— Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского, а также житие преподобной Марии Египетской.
Многие православные мамы держат все посты не только во время беременности, но даже кормления ребенка. Другим же делать это не позволяет здоровье. Вот что рассказывает Елена: «Наслушавшись православных знакомых, я решила соблюдать пост в первые месяцы беременности. В результате сильно обострился токсикоз, организм буквально требовал молока, яиц. Когда же я попыталась покаяться в этой немощи на исповеди, батюшка так и ахнул: «Это что за самочиние? Какой вам пост, вы беременны! Немедленно ешьте рыбу и пейте молоко! Еще ребенку повредите! Раб Божий Н. Между тем наступал Великий Пост, соблюдать который Н. Ответом на его скорбь стало такое благословение духовника: «Ешь мясо и пей молоко, но никого не осуждай! Итак, нарушать пост не предосудительно: больным; немощным; беременным и кормящим. Однако послабления касаются только телесной стороны поста. Что до работы над душой, молитвы, воздержания от развлечений — все эти виды постного делания доступны независимо от состояния телесного здравия. Великий пост для детей Когда пост соблюдает вся семья, детский пост не отличается от взрослого, воспринимается ребенком вполне органично. В по-настоящему церковных семьях дореволюционной России не настаивали на посте, а просто учили дитя собственным примером, не осуждая за сделанные по неразумию нарушения, но ожидая, когда ребенок осознанно последует примеру старших. Однако полностью церковные семьи сейчас редки, часто супруги приходят к Богу не одновременно. Тогда опытные духовники советуют обращать пристальное внимание на то, чтобы ребенок понял смысл поста прежде, чем начнет соблюдать его телесно, сделал осознанный выбор. Алексий Уминский советует, например, поговорить с ребенком, объяснив, что воздержание — не ради него самого, а ради Господа. От чего готов отказаться ради Христа маленький человек? Будет ли это любимый продукт питания, а может — развлечения или игры? В этом случае меру воздержания определяет в значительной мере сам ребенок и его родители, знающие его возможности, характер, духовное устроение. Алексий говорит: «Пост хоть и идет для всех в один и тот же период, но для всех он всегда очень разный. Для каждого человека пост является его личным подвигом. И родители не должны забывать, что мера личного подвига у всех людей разная». Впрочем, он не советует утруждать воздержанием, например, детей до 7 лет, постепенно вводя элементы поста, который они, подрастая, начнут соблюдать осознанно. Супружеские отношения Многие современные священники говорят, что здесь, как в случае с детьми, мера поста определяется индивидуально. Церковь опирается на слова ап. Павла: «Жене муж должную любовь да воздает, также и жена мужу. Жена своим телом не владеет, но муж. Также и муж своим телом не владеет, но жена. Не лишайте себя друг друга, точию по согласию ко времени. Да пребываете в посте и молитве, и паки вкупе собирайтеся, да не искушает вас сатана невоздержанием вашим 1 Кор. Итак, ключевым моментом для определения меры постного воздержания является взаимное согласие двоих. Его отсутствие, а особенно — упорство в соблюдении устава одной из сторон ведет к тяжелым последствиям, на которые обращал внимание еще свт. Иоанн Златоуст , порицающий неразумных постников, от «воздержания» которых происходит не только нарушение мира, но еще более тяжкий грех, прелюбодеяние. Наравне с согрешающим полную ответственность за него несет также супруг, чье поведение на грех толкнуло: «Хорошо сказал Апостол: не лишайте себя; то, что здесь назвал лишением, выше назвал долгом, чтобы показать, как велика их взаимная зависимость: воздерживаться одному против воли другого — значит лишать, а по воле — нет. Так, если ты возьмешь у меня что-нибудь с моего согласия, это не будет для меня лишением; лишает тот, кто берет против воли и насильно. Это делают многие жены, совершая большой грех против справедливости, и тем подавая мужьям повод к распутству, и все приводя в расстройство. Всему должно предпочитать единодушие: оно всего важнее. Какая польза от поста и воздержания, когда нарушается любовь? Того же мнение держатся другие святые отцы: свт. Дионисий Александрийский пишет, что «довлеющими судьями» сами себе являются сами супруги, так как определение его меры — дело глубоко личное; свт. Василий Великий подчеркивает, что установление супружеского воздержания духовно полезно, так как «удерживает от неумеренности в том, что дозволено законом»; однако, для воздержания во время поста необходимо согласие мужа и жены; св. Тимофей Александрийский пишет: «Прежде рек я, и теперь говорю, апостол говорит: не лишайте себе друг друга, только по согласию, до времени, да пребываете в молитве: и снова вкупе собирайтесь, да не искушает вас сатана невоздержанием вашим». Среди подобных суеверий Владыка отмечает и такое — распространенное до наших дней: якобы дети, зачатые супругами во время поста родятся больными или проживут грешную жизнь: «Будет любо тать, любо блудник, любо разбойник». За грех нарушения супружеского воздержания при этом рекомендовалось отлучать родителей от Св. Таин «на два лета». Мнение епископа о подобных «номоканунцах» было максимально жестким: таковые «годятся сжещи». Итак, воздержание — подвиг двоих, который берется на себя по силе каждого и по обоюдному согласию. Про духовную составляющую Как говорил свт. Григорий Богослов, «истинный пост есть воздержание от злых дел». Многие угодники Божии, сами опытные постники, обращают внимание именно на духовное устроение постящегося. Например, свт. Тихон Задонский писал: «Телесный пост — когда чрево постится от пищи и питья. Душевный пост — когда душа воздерживается от злых помыслов, дел и слов. Изрядный постник тот, кто удерживает себя от блуда, прелюбодеяния и всякой нечистоты. Изрядный постник тот, кто воздерживает себя от гнева, ярости, злобы и мщения. Изрядный постник тот, кто наложил на язык свой воздержание и удерживает его от празднословия, сквернословия, безумия, клеветы, осуждения, льсти, лжи и всякого злоречия. Изрядный постник тот, кто руки свои удерживает от воровства, хищения, грабежа, и сердце свое — от желания чужих вещей. Словом, добрый постник тот, кто от всякого удаляется зла». Пост — это диета, или вообще он не о еде? Восприятие Великого Поста имеет две крайности: понимание его как «очищения организма», по сути, диеты, сводящейся к воздержанию от определенных видов пищи; видение поста как чисто духовного делания, борьбы со страстями; иногда от верующих, кто придерживается такой позиции, можно услышать, что «поститься духовно» можно без соблюдения телесной аскезы. А в чем тогда суть? Человек, однако, не бездушное животное и не бестелесный дух: он — единство души и тела. Именно поэтому Церковь сочетает пост тела и души, отрицает как неразумный акцент на телесном посте, так и «духовный пост» без телесного воздержания. Последний вариант, по опыту многих верующих особенно сложен: без дисциплины тела довольно сложно обуздать страсти. То же подтверждают святые отцы. Например, св. Исаак Сирин Ниневийский пишет, что «голод много способствует укрощению чувств». А прп. Марк Подвижник говорит, что постящийся только телесно подобен земледельцу, который много потрудился над обработкой своего поля, но затем оставил его незасеянным. Обработанная земля нуждается в семени, а постящийся телесно — в молитве. Борющийся же со страстями, но без телесного воздержания подобен другому неразумному делателю: «Как бедный земледелец, если посеет на поле, заросшем дурною травою, не обработав вновь земли, то вместо пшеницы пожнет терние; так и мы, если будем сеять семя молитвы, не удручив прежде тело свое постом, то вместо правды принесем плоды греха. Ибо тело сие из той же земли, и если не будет возделано с таким же прилежанием, как и земля, то никогда не произрастит плода правды». Для чего современному человеку аскеза Современная культура формирует культ потребления, комфорта, беззаботности, о котором саркастически говорил еще ап. Павел: «Станем есть и пить, ибо завтра умрем» 1 Кор. Аскеза полезна для осознания того, кем на самом деле является человек: творением Божиим, которому суждена вечная жизнь, а не «потребительский рай». Подробнее об аскезе в статье: Простыми словами об аскетизме Изменить себя, стать лучше Довольно скоро человек, пытающийся своими силами избавиться от страсти, преодолеть недостатки, сталкивается с собственным бессилием. Никодим Святогорец советовал: «Когда случится тебе неожиданно впасть в прегрешение… не малодушествуй, не останавливайся на себе, не говори: «как я такой потерпел это и допустил?! Напротив, смирись и, обратив мысленные очи к Господу, скажи: «Что другого и ожидать было от меня, Господи, столь немощного и худонравного», и тут же поблагодари Его, что дело остановилось только на этом, исповедуя: «Если бы не Твоя безмерная благость, Господи, не остановился бы я на этом, а безусловно впал бы во что-нибудь ещё худшее». Так человек, видя свое бессилие, приходит к единственно возможному варианту: просить помощи свыше. Немало также таких, кто приходит к покаянию впервые в жизни именно в эти святые дни. О Таинстве покаяния подробнее можно почитать здесь: Особенности женской исповеди: полный перечень грехов Общая исповедь Иногда она предваряет частную. Перед началом Таинства священник произносит проповедь, перечисляя основные грехи, давая советы в борьбе с ними. К числу лучших таких опытов принадлежат слова архимандрита Иоанна Крестьянкина , не раз изданные под заголовком «Опыт построения исповеди». Точный разбор духовного состояния, сделанный опытным старцем, помог не одной душе прийти в себя, подобно блудному сыну из Евангельской притчи. И все же общая исповедь не заменяет частной, приносимой индивидуально перед священником. Причастие Великим Постом эти два Таинства связаны особенно тесно: ведь в Евхаристии верующий соединяется непосредственно с Богом, получает помощь для самоизменения, преодоления грехов. Именно поэтому исповедь предваряет Причастие. Календарь: все недели с названиями и пояснениями За три недели до начала Великого Поста за богослужениями появляются песнопения из книги, именуемой Триодью Постной. Ее название происходит от греческого «Триодион», или «троичный»: так как здесь содержатся особые покаянные каноны всего из трех песней, или «Трипеснцы». Интересный факт Богословы обращают внимание на то, что количество богослужебных дней, когда читаются молитвословия Постной Триоди — от подготовки к Посту до конца Страстной Седмицы, составляет 70 — как бы по числу лет пребывания в плену Вавилона древних Иудеев, которым это было попущено как наказание за отступление от Истинного Бога. Поэтому отличительный признак служб подготовительных к посту недель — пение псалма 136, песни, сложенной евреями, удаленными от родины: «На реках Вавилонских тамо седохом и плакахом, внегда помянути нам Сиона…». Подобно страдает душа всякого, разлученного со своим Создателем, Его Царством. Подготовительные недели По церковной традиции собственно «неделями» воскресные дни, с которых начинается богослужебная седмица — 7 дней. Таких воскресений, готовящих верных к Четыредесятнице — три. Им предшествует праздник Богоявления, когда Иисус крестился на реке Иордан от руки св. Иоанна Предтечи. Подобно тому, как, по слову Евангелиста, «немедленно после этого Дух ведет Его в пустыню» Мк. Но, ради человеческой немощи, не «немедленно»: Церковь мудро помогает своим чадам постепенно отрешаться от суеты в течение целых трех седмиц, которые открываются неделями воскресными днями : о мытаре и фарисее; словами св. Луки Лк. Монастырь Высокие Дечаны, Сербия Сплошные недели Так именуются седмицы, во время которых отменяется постное воздержание в среду традиционный день, воспоминание предательства Христа одним из апостолов, Иудой и пятницу память о Распятии Господа. Таких седмиц, следующих за подготовительными воскресными днями, две, они следуют: сплошная седмица за Неделей о мытаре и фарисее с 6 по 11 февраля; отмена постных дней на этой седмице учит христиан не абсолютизировать телесное воздержание подобно фарисею , которое само по себе, без должного смирения, ведет не к покаянию, а к развитию гордыни; за Неделей о Страшном Суде; сырная седмица масленица с 20 по 25 февраля мудро, постепенно выводит верующего на подвиг телесного воздержания; хотя здесь нет постных дней, но начиная с понедельника — до самой Пасхи, уже не благословляется вкушать мясо; христиане пока еще употребляют рыбу, молочные продукты, но уже звучит— впервые в году — Великопостная покаянная молитва св. Ефрема Сирина, предвещая наступление времени духовного подвига. Праздник накануне На этот воскресный день приходится, по церковному Уставу, «воспоминание Адамова изгнания», когда прародители рода человеческого из-за своего отступления от Господа лишились Рая. Предание говорит, что праотец Адам, сидя против его, каждый день плакал о потерянной радости. А вот как обращается к своей душе при воспоминании о грехопадении прародителя иеромонах Роман Матюшин : «О, Адаме, первый человече, Пал в раю и плакал без конца. О, душе, с тобою будем где мы, Все преступая многие года?! Здесь имеются ввиду не только лично нанесенные обиды, но также невольные, которые мы причиняем ближним по неведению, недопониманию, небрежности. Традиция испрашивать прощения — древняя, идущая от монашества. В первые века христианства во многих монастырях был обычай, когда иноки уходили на время Четыредесятницы в пустыню на уединенный подвиг. Отправляясь из обители, они не знали, приведет ли Господь увидеться вновь, а потому, как пред кончиной, желали получить прощение от братий. Жизнь современного мирянина, проводящего дни среди житейской суеты, кажется, отличается от пустынного подвижничества и вроде бы не сопряжена с опасностями от диких зверей, разбойников, стихий, как у древних иноков. Но, положа руку на сердце, точно ли мы знаем, когда окончится наш земной путь? Потому звучит в храмах: «Прости меня, грешного! И ответ: «Господь простит, и я прощаю! Настоящее прощение, когда обида от ближнего «вменяется как не бывшая», точно ее не было — настоящий духовный подвиг. Но мы верим словам Господа, в притче о блудном сыне говорящего, что Отец ждет от нас даже простого желания простить, вменяет намерение как самое дело, помогает измениться. Заговенье на Прощенное воскресение Прощеное воскресенье в 2023 году 26 февраля Что касается питания, то канун поста — последний по Уставу день, когда можно есть молочное, рыбное.
Сырная седмица Масленица Последняя неделя перед Великим постом — Сырная седмица. В народе ее называют Масленицей. По церковному уставу в Сырную седмицу из животной пищи можно есть только молочную пищу, яйца и рыбу. Сырная седмица исключает всякую неумеренность в еде, так как в этот период необходимо готовиться к ограничениям, которых придется придерживаться во время Великого поста. На Сырной седмице уже не совершаются таинства венчания. В постные дни, среду и пятницу, не служится Литургия. В эти дни слабели сословные, имущественные, должностные различия. К столу могли быть приглашены люди незнатные, странники, нищие», — добавил иеромонах Иов Гумеров. К Святой Четыредесятнице присоединяется еще и Страстная седмица последняя неделя перед Пасхой. Он последовательно соединяет два поста: Четыредесятницу длится 40 дней и заканчивается в пятницу 6-й седмицы и пост Страстной седмицы», — рассказал иеромонах Иов Гумеров. Период поста делится на: Святую Четыредесятницу пять седмиц и пять дней ; Лазареву субботу; Вход Господень в Иерусалим Вербное воскресенье ; Страстную седмицу длится шесть дней, на седьмой наступает Пасха — Светлое Христово воскресение. Суть Великого поста У многих пост ассоциируется в первую очередь с ограничениями в пище и некоторых действиях, которые должен выдержать человек. Однако на самом деле суть заключается в очищении тела и души от всего, что может помешать приблизиться к духовному началу. В IV-V веках тех, кто не соблюдал Великий пост, отлучали от церкви на некоторое время Вероучение говорит, что видеть свои грехи — это не обыкновенная способность человека, а дар Божий. И в пост люди становятся способными к восприятию дара. Пост для верующего — время, когда можно ослабить тело воздержанием и сделать душу более восприимчивой к общению с Богом. В эту неделю православные чтят победу в иконоборчестве. Особое почтение воздают византийской императрице Феодоре Константинопольской, которая восстановила почитание икон в церкви после их запрета в VIII веке. Вторая неделя — святителя Григория Паламы. Он объяснил связь между Богом и миром. Церковь почитает этого святого за его учение и победу в богословских спорах. Третья неделя — Крестопоклонная. В это время поклоняются кресту. Четвертая неделя — преподобного Иоанна Лествичника. Этот святой — пример постнической и духовной жизни. Пятая неделя — преподобной Марии Египетской. Святую почитают за ее избавление от развратной жизни с помощью усиленного поста. Шестая неделя — Вход Господень в Иерусалим. Неделя Ваий — иное название Вербного воскресенья, происходящее от слова «вайи», пальмовых ветвей, которыми устилали путь Христа перед въездом в Иерусалим.
Почему в Великий Пост мы постимся 40 дней?
Считается, что Великий пост, который длится 40 дней, установлен в память о 40-дневном посте Иисуса Христа. Рассказываем, сколько дней длится и когда заканчивается Великий пост в 2024 году. Но почему он длится именно 40 дней? Когда начинается Великий пост — 2024 и сколько дней длится. Он последовательно соединяет два поста: Четыредесятницу (длится 40 дней и заканчивается в пятницу 6-й седмицы) и пост Страстной седмицы.
Почему пост 48 дней а не 40?
Великий пост со Страстной седмицей длится 48 дней. Великий пост длится 40 дней, затем идут два праздника: Лазарева суббота (в память того, как Христос воскресил друга Лазаря) и Вход Господень в Иерусалим. самый строгий и важный, как известно, длится 40 дней. Почему пост длится 40 дней?
Цитаты о Четыредесятнице
- Великий пост: всем ли нужно 40 дней придерживаться календаря питания
- Суть и история Великого поста
- Почему Великий пост длится 40 дней
- С чего нужно начать Великий пост