Константин никогда не признавал эти референдумы и никогда формально не отрекался от престола. Смотрите видео онлайн «Истинная причина смерти Константина Константинова. Причины восстания декабристов. Смотрите видео онлайн «Истинная причина смерти Константина Константинова. Вопрос о намерении Константина отказаться от престола начал обсуждаться еще в 1819 г. Сам Константин царствовать не хотел и прибавлял: «Меня задушат, как задушили отца».
Царь — не настоящий?
- Иммануил Кант: философ, присягнувший на верность Российской империи
- Почему Константин отказался от престола: причины и последствия
- Почему царевич Константин отказался от престола Российской империи?
- В Совфеде объяснили законность отречения Николая II статусом помазанника божьего - Асъ Есмь — КОНТ
- Отречение от престола Константина Павловича с резолюцией Александра I
- Событие, перевернувшее ход истории. 105 лет назад в Пскове отрекся от престола Николай II
Жертвы междуцарствия
Из-за этого в декабре 1825 года в Российской империи и случился кризис, самым известным проявлением которого стало восстание декабристов. К чести Константина Павловича нужно отметить, что его отказ стал благом для Российской империи. Николай I тоже был не подарок, но ему пришлось нелегко: он должен был погасить кризис власти, укрепить самодержавие и сохранить лидерство России в международных делах, которое страна получила после наполеоновских войн и Венского Конгресса в 1815 году. Можно считать, что с невероятным трудом методом репрессий и реакционной политики императору это сделать удалось. Константин Павлович с подобной задачей не справился бы. Внешне и по характеру великий князь был очень похож на своего отца и был полной противоположностью своему старшему брату Александру I. Тот слыл искусным дипломатом, не торопился с вынесением своих суждений на публику, взвешивал принимаемые решения, был скрытен. А вот анализ поступков Константина свидетельствует о том, что цесаревич был инфантилен, рос избалованным и взбалмошным ребенком. Как иначе можно объяснить и оправдать его поступки в отношении своей юной жены Анны Федоровны?
Очевидцы свидетельствуют, что он был с нею груб, мог выкрутить руки, укусить и еще совершал другие неблаговидные хулиганские выходки. Но при всем том, генерал-фельдмаршал А. Суворов хвалил цесаревича за отвагу, мужество и умение владеть оружием. Константин воевал под Аустерлицем и в войне с Наполеоном. С детьми Константин Павлович всегда ладил: к своим отпрыскам он был очень добр, любил их и признал своими, хотя нет полной уверенности, что он был их биологическим отцом. Был женат дважды, имел продолжительные отношения с фаворитками и заводил короткие романы. Некоторые современники считали, что у великого князя наблюдался ум, работоспособность и замечательная память. В 1815 году, как главнокомандующий армией, расквартированной в Польше, великий князь был отправлен в Варшаву.
Константин Павлович не любил поляков и не сумел завоевать их доверие и расположение. Напротив, непостоянство настроения, недальновидность и необдуманные поступки, язвительные и бестактные высказывания в кругу польской аристократии привели к недовольству и восстанию в 1830 году. Князь бежал, тяжко заболел в пути холерой и преставился в течение одного дня. После второго брака на графине Грудзинской Жанетте Константин в 1823 году написал официальный отказ от наследования престола: великий князь боялся, что его задушат как отца и, очевидно, реально оценил свои способности к управлению государством. К тому же вольная жизнь в Варшаве и минимум обязанностей вполне устраивали Константина Павловича. Одной из причин отказа можно считать тот факт, что дети, рожденные от любимой женщины Жанетты Грудзинской, были лишены прав на российский престол указом от 1820 года. Получился бы парадокс: в случае принятия Константином престола его императорские дети не могли стать наследниками короны. Великий князь Константин Павлович все же был императором Российской империи 25 дней.
Именно столько времени потребовалось на то, чтобы из Варшавы до Петербурга дошел письменный отказ от престола, который цесаревич дважды подтвердил. Императором стал другой великий князь — Николай Павлович под именем Николая I. Все иллюстрации взяты из сети и принадлежат их владельцам. Номинально сын императора Павла I Константин несколько недель пробыл наследником русского трона, но на деле цесаревич ни дня не управлял империей и власти в реальности не имел. Хотя именно власть его привлекала меньше всего, что он неоднократно подтверждал своими намерениями отречься от престола. При этом народ решил, что суворовский офицер Константин Павлович — жертва придворных интриг и насильно лишен короны зловредным Николаем I. Так нежелание Константина Павловича стать российским императором и взвалить на свои плечи ответственность за огромную страну спровоцировало внутриполитический кризис, обернувшийся восстанием декабристов в 1825-м. Легкомысленный цесаревич с хулиганскими выходками Высокопоставленная бабушка Екатерина Великая выбирала второму внуку имя, лелея грандиозные планы о завоевании константинопольского престола.
При этом сам Константин о царстве совсем не грезил. Подобно отцу его вдохновляли воинские забавы и армейские походы. Беззаботная романтика служивого вояки в юношеские годы вполне удовлетворяла цесаревича, а его манеры конфликтовали с качествами, которыми традиционно обладал русский государь. Пушкин, например, видел в Константине Павловиче человека умного, но буйного.
Тут надо ждать серьёзное исследование, а не базарные слухи.
Константин был по уши завязан с декабристами будущими, особенно с Михаилом Луниным и Никитой Муравьевым. Были какие-то взаимные обязательства. Но в заговоре что-то пошло не так. О нем за полгода до смерти узнал Александр Павлович и напомнил брату о хранящемся манифесте на резервный случай. Хотя Иоанна Грудзинская давно приняла православие и относилась к королевскому роду Ягеллонов то есть соответствовала Закону Павла , Константина продолжали шантажировать тем, что Сенат может не признать Иоанну императрицей, а его детей - наследниками.
В общем, организация подвела, декабристам пришлось импровизировать, и очень неудачно. К чести Лунина и Муравьева, они на дознании в Комиссии ни словом не обмолвились о цесаревиче. Лунин посчитал это ниже своей чести и сдался комиссии.
Более того, инициатива генерала оборачивается неожиданным результатом. Поначалу Петербург, затем Москва присягают на верность императору Константину. Наспех чеканят даже золотые монеты с его профилем. Говорят, что это событие было предсказуемо по многим причинам. Ни армия, ни столичная знать недолюбливали Николая, считая его солдафоном, и возлагали определенные надежды на Константина. Однако Николай, памятуя о нерешительности Константина в политических делах и его категорическом отказе от престола, развил бурную деятельность.
Каким-то образом он сумел склонить на свою сторону Милорадовича, добиться поддержки гвардейских офицеров. Николая вдобавок подстегивало то обстоятельство, что в Варшаве Константин начал колебаться и не подписывал дополнительный акт об отречении. Впрочем, все закончилось благополучно для Николая, которого современники назвали императором, обожавшим дарить «галстуки» своим подданным речь идет о пятерых повешенных видных декабристах.
Прикажите записать в расход выданный по повелению нашему при случае рождения внука нашего в. Константина Павловича: бабке Годд 3000 руб. На рождение Константина была выбита медаль, на которой, между прочим, представлен в отдалении храм Св. Софии в Константинополе и над ним восходящая звезда. Потемкин устроил по случаю его рождения блестящий праздник на даче; во время фейерверка и иллюминации пел хор песни на новогреческом языке; первой кормилицей великого князя была гречанка Елена; потом к нему приставлен был грек Дмитрий Kурута, который остался при великом князе всю его жизнь. По свидетельству Мальмсбюри императрица по рождении второго внука несколько раз говорила в кругу приближенных о возможности ему царствовать на престоле греческих императоров; Храповицкий тоже записал разговор в таком духе; наконец, в одной заметке Екатерины читаем: "буде успехи войны подали бы способ и случай России к совершенному выгнанию врага имени Христова из пределов европейских, то Россия за таковую всему христианству и роду человеческому заслугу выговаривает себе восстановление на развалинах варварской державы древней греческой империи.
Другие герои
- Почему король Испании Хуан Карлос отрекся от престола
- Император на 16 дней. Почему от Константина I сбежала жена-принцесса
- Почему Константин Павлович принял решение отказаться от престола
- Законно ли было отречение Николая II? | Пикабу
- Почему Константин Отказался От Престола
Жанетта Грудзинская: ради нее отрекся от престола князь Константин Павлович
Константин Павлович, старший сын императора Павла I, отрекся от престола ради неравного брака с Жанеттой Грудзинской. сам Константин царствовать не хотел и прибавлял: "Меня задушат, как задушили отца". Почему Константин Павлович принял решение отказаться от престола. Там прекрасно знали об отречении Константина 1822 года и о его нынешнем отказе занять престол. Последний российский император Николай II отрекся 15 марта 1917 года от престола из любви к Родине, желая предотвратить усиление гражданского противостояния.
Арабский халифат и его распад
- Николай I, император, подавивший восстание декабристов
- Отречение цесаревича Константина Павловича от права наследования престола: nicholas_i — LiveJournal
- Несостоявшийся правительственный переворот
- Кто добровольно отказался от русского престола - Узнай Россию
Об отказе от власти
Почему Николай II добровольно отрёкся от престола. Отрекаясь от наследования престола после кончины старшего брата Александра в качестве официального повода Константин Павлович назвал морганатический брак с польской графиней Грудзинской. Вопрос о намерении Константина отказаться от престола начал обсуждаться еще в 1819 г. Сам Константин царствовать не хотел и прибавлял: «Меня задушат, как задушили отца».
Отречение цесаревича Константина Павловича от права наследования престола
Ему было и хорошо в Польше, вместе со своей женой. Как говорят современники: Он променял престол на полячку. Если бы он вступил на престол, то случился бы парадокс, и его дети не смогли бы взойти на престол. Тем временем стране, которая фактически заняла лидерство в международной политике, после Венского конгресса, нужен был сильный лидер. Да, Николай был не самым грамотным правителем, но хорошим дипломатом и политиком. И во многом, продолжил политику брата. И, в целом ему это удалось если не считать Крымскую войну, во время которой он умер. Что же стало с Константином? Также жил в Варшаве, и принимал участие в делах Польши. Принимал участие во время подавления Польского восстания, однако вскоре умер от холеры, в 1831 году. А что вы думаете по этому поводу?
Подписывайтесь на канал!
Разумеется, «любящим Бога все содействует ко благу», и Церковь Христова совершает спасение при любых внешних условиях. Но тоталитарный режим и, в особенности, демократия создают атмосферу, в которой, как мы видим, среднему человеку не выжить. И предпочтение иного рода власти, обеспечивающей прежде всего земное величие, жизнь по своей, а не по Божией воле, по своим похотям что называется «свободой» не может не привести к восстанию на Богом установленную власть, на помазанника Божия. Произошла революция — переворот божественного и нравственного порядка, и на какой глубине эта революция раскрывается сегодня, не надо никому объяснять.
Большинство участников революции действовали как бы бессознательно, однако это было сознательное отвержение Богом данного порядка жизни и Богом установленной власти в лице царя, помазанника Божия, как сознательным было отвержение Христа Царя духовными вождями Израиля, как это описано в евангельской притче о злых виноградарях. Они убили Его не потому, что не знали, что Он Мессия, Христос, а именно потому, что знали это. Не потому, что они думали, что это лжемессия, который должен быть устранен, а именно потому, что видели, что это подлинный Мессия: «Придем, убьем Его, и наследство будет наше». Тот же тайный синедрион, вдохновляемый диаволом, направляет человечество к тому, чтобы оно имело жизнь, свободную от Бога и от заповедей Его — чтобы ничто не мешало им жить, как им хочется. В этом смысл «измены, трусости и обмана», окружавших государя. Точно так же сам диавол собственной персоной присутствовал здесь, искушая царя и весь народ вместе с ним, и все человечество, по слову П.
Жильяра , как некогда он искушал Самого Христа в пустыне, царством мира сего. В течение столетий приближалась Россия к Екатеринбургской Голгофе. И вот, здесь древний соблазн раскрылся в полноте. Как диавол искал уловить Христа через саддукеев и фарисеев, ставя Ему неразрываемые никакими человеческими ухищрениями сети, так через социалистов и кадетов диавол ставит царя Николая перед безысходным выбором: либо отступничество, либо смерть. Им нужно было показать, что вся власть принадлежит им, вне зависимости от какого-то Бога, а благодать и истина помазанника Божия нужны только для украшения того, что им принадлежит. Это означало бы, что любое беззаконие, которое совершит эта власть, будет совершатся как бы по прямому благословению Божию.
Это был сатанинский замысел — осквернить благодать, смешать истину с ложью, сделать бессмысленным, декоративным помазание Христово. Создалась бы та «внешняя видимость», в которой, по слову святителя Феофана Затворника, раскрывается «тайна беззакония». Если Бог становится внешним, то и православная монархия, в конце концов, становится только украшением «нового мирового порядка», переходящего в царство антихриста. И пока существует человеческая история, враг никогда не оставит этого замысла. Царь не отступил от чистоты помазания Божия, не продал божественного первородства за чечевичную похлебку земного могущества. Само отвержение царя произошло именно за то, что он явился исповедником истины, и это было не что иное как отвержение Христа в лице помазанника Христова.
Смысл отречения государя — спасение идеи христианской власти, и потому в нем надежда на спасение России, через отделение верных данным Богом принципам жизни, от неверных, через очищение, которое наступает в последующих событиях. Подвигом царя в отречении, таким образом, развенчиваются все ложные устремления тогдашних и нынешних устроителей земного царства, отвергающих Царство Небесное. Утверждается высшая духовная реальность, определяющая все сферы жизни: первое должно стать на первом месте, и только тогда все остальное займет свое должное место. На первом месте Бог и правда Его, на втором — все остальное, в том числе православная монархия. Как до революции, так и теперь главная опасность заключается во внешней видимости. Многие верят в Бога, в Его Промысл, стремятся установить православную монархию, но в сердце своем полагаются на земную силу — на «коней и на колесницы».
Пусть, говорят они, все будет как самый прекрасный символ — крест, трехцветное знамя, двуглавый орел, — а мы будем устраивать свое, земное, по нашим земным понятиям. Но мученическая кровь царя обличает отступников, как тогда, так и теперь. Слишком много бед пришлось испытать после этого России». Поразительно, как они и тогда, и теперь хотят перевернуть все с ног на голову — потому что именно в этом и заключалась высота святости, явленной государем в подвиге отречения — в его способности измерять все духовным, вечным измерением. Вряд ли царь мог предвидеть, какие ужасные события последуют за его отречением, потому что чисто внешне он отрекся от престола, чтобы избежать бессмысленного пролития крови. Однако глубиной ужасных событий, которые открылись вслед за его отречением, мы можем измерить глубину его страданийв его Гефсимании.
Царь ясно сознавал, что своим отречением он предает себя, свою семью и свой народ, который он горячо любил, в руки врагов.
В 1822 году Константин твёрдо заявил старшему брату, что наследовать ему не собирается. А в следующем году Александр издал манифест об отречении Константина. Правда, манифест был секретным.
Александр I запечатал его в конверт, который велел вскрыть только после своей кончины. О документе знали, кроме Александра, всего несколько человек. Самое невероятное, что в их число не входили наиболее заинтересованные лица— Константин и Николай. Междуцарствие 19 ноября по старому стилю 1825 года Александр I умер в Таганроге.
Николай, получив это известие в Санкт-Петербурге, немедленно присягнул Константину, который находился в Варшаве. Только скорость доставки новостей была такова, что главные участники событий узнавали о произошедшем только через несколько дней. А вскоре случилось неизбежное: вскрыли конверт с манифестом об отречении и огласили его на заседании Госсовета. Вроде бы стало ясно — трон должен занять Николай.
Но петербургский генерал-губернатор Михаил Милорадович неожиданно заявил, что манифест не имеет силы, поскольку не был опубликован. И члены Госсовета, без особых колебаний, присягнули Константину. Начался обмен письмами между Варшавой и Санкт-Петербургом. Николай умолял старшего брата приехать в столицу, чтобы на месте разъяснить ситуацию.
Но Константин послал сразу три письма, в которых говорил об отказе от престола. При этом наотрез отказывался приехать в столицу. Грозился удалиться «ещё далее» Варшавы.
Реанимация трамваю Малайзийский монарх Мухаммад V отрекся от престола после свадьбы с россиянкой Оксаной Воеводиной. Данный случай стал первым, когда король Малайзии досрочно сложил с себя полномочия. Об этом 6 января сообщает Reuters.
Принятое королем решение было исполнено незамедлительно, при этом мотивы монарха не раскрываются. Этот случай стал первым в истории страны, когда король добровольно слагает полномочия до истечения их срока.
Константин и хаос междуцарствия
сам Константин царствовать не хотел и прибавлял: "Меня задушат, как задушили отца". Причиной было несогласие рабочих, ожидавших, что Николай II отречется от престола полностью, а не в пользу брата. Междуца́рствие 1825 года — промежуток политической неопределённости в Российской империи, последовавший за смертью 19 ноября (1 декабря). Мог ли Николай II отречься от престола от имени малолетнего сына Алексея? Отказ от престола стал для Константина способом проявления ответственности перед народом и стремлением к национальному благу. Сейчас император Акихито решил отречься от престола, хотя японское законодательство требует, чтобы монарх правил пожизненно.
ПОЧЕМУ КОНСТАНТИН ОТКАЗАЛСЯ ОТ ПРЕСТОЛА
Это означало бы, что любое беззаконие, которое совершит эта власть, будет совершатся как бы по прямому благословению Божию. Это был сатанинский замысел — осквернить благодать, смешать истину с ложью, сделать бессмысленным, декоративным помазание Христово. Создалась бы та «внешняя видимость», в которой, по слову святителя Феофана Затворника, раскрывается «тайна беззакония». Если Бог становится внешним, то и православная монархия, в конце концов, становится только украшением «нового мирового порядка», переходящего в царство антихриста. И пока существует человеческая история, враг никогда не оставит этого замысла.
Царь не отступил от чистоты помазания Божия, не продал божественного первородства за чечевичную похлебку земного могущества. Само отвержение царя произошло именно за то, что он явился исповедником истины, и это было не что иное как отвержение Христа в лице помазанника Христова. Смысл отречения государя — спасение идеи христианской власти, и потому в нем надежда на спасение России, через отделение верных данным Богом принципам жизни, от неверных, через очищение, которое наступает в последующих событиях. Подвигом царя в отречении, таким образом, развенчиваются все ложные устремления тогдашних и нынешних устроителей земного царства, отвергающих Царство Небесное.
Утверждается высшая духовная реальность, определяющая все сферы жизни: первое должно стать на первом месте, и только тогда все остальное займет свое должное место. На первом месте Бог и правда Его, на втором — все остальное, в том числе православная монархия. Как до революции, так и теперь главная опасность заключается во внешней видимости. Многие верят в Бога, в Его Промысл, стремятся установить православную монархию, но в сердце своем полагаются на земную силу — на «коней и на колесницы».
Пусть, говорят они, все будет как самый прекрасный символ — крест, трехцветное знамя, двуглавый орел, — а мы будем устраивать свое, земное, по нашим земным понятиям. Но мученическая кровь царя обличает отступников, как тогда, так и теперь. Слишком много бед пришлось испытать после этого России». Поразительно, как они и тогда, и теперь хотят перевернуть все с ног на голову — потому что именно в этом и заключалась высота святости, явленной государем в подвиге отречения — в его способности измерять все духовным, вечным измерением.
Вряд ли царь мог предвидеть, какие ужасные события последуют за его отречением, потому что чисто внешне он отрекся от престола, чтобы избежать бессмысленного пролития крови. Однако глубиной ужасных событий, которые открылись вслед за его отречением, мы можем измерить глубину его страданийв его Гефсимании. Царь ясно сознавал, что своим отречением он предает себя, свою семью и свой народ, который он горячо любил, в руки врагов. Но важнее всего была для него верность благодати Божией, принятой им в таинстве миропомазания ради спасения вверенного ему народа.
Ибо все самые страшные беды, какие только возможны на земле: голод, болезни, вымирание народа, от которых, конечно, не может не содрогаться человеческое сердце, не идут ни в какое сравнение с вечным «плачем и скрежетом зубов» там, где нет покаяния. И, как сказал пророк решающих событий русской истории, преподобный Серафим Саровский, если бы знал человек, что есть жизнь вечная, которую Бог дает за верность Ему, то согласился бы тысячу лет то есть до конца истории, вместе со всем страдающим народом терпеть любые муки. А о скорбных событиях, последовавших за отречением государя преподобный Серафим говорил, что ангелы не будут успевать принимать души — и мы можем сказать, что благодаря отречению государя миллионы новых мучеников получили венцы в Царствии Небесном. Можно делать какой угодно исторический, философский, политический анализ, но духовное видение всегда важнее.
Нам известно это видение в пророчествах святого праведного Иоанна Кронштадтского, святителей Феофана Затворника и Игнатия Брянчанинова и других угодников Божиих, которые понимали, что никакие экстренные, внешние государственные меры, никакие репрессии, самая искусная политика не в состоянии изменить ход событий, если не будет покаяния у русского народа. Подлинно смиренному уму святого царя Николая было дано увидеть, что это покаяние будет дано очень дорогой ценой. Все остальные рассуждения в этом свете исчезают, как дым. Имеет ли значение, какой меч выберет Господь для нашего спасения!
Если даже сокрушить одних врагов, то тут же на их месте возникнут новые, более страшные: «Как если бы кто убежал от льва, и напала на него медведица, и вскочит в дом и опрется руками своими о стену, и ужалит его змея Амос. Ибо окна небес отверзлись и трясутся основания земли» Ис. Спаситель предупреждает, что повторение грехов приведет еще к худшему: изгнанный нечистый дух приведет семь других, злейших себя. Мы более всего страшимся сегодня утраты независимости России, и это понятно.
Но не следует путать следствие с причинами: все самые ужасные, самые разорительные иноземные нашествия — будь то Батый, Наполеон или Гитлер — ничто по сравнению с полчищами бесов, заполняющими все в народе. Говорят, что существует сценарий окончательного уничтожения России, согласно которому будет спровоцирован «русский бунт, бессмысленный и беспощадный», а для «наведения порядка», будут введены войска НАТО, которые возьмут все в стране под свой контроль.
В 1965 году в стране произошел правительственный кризис "Апостасия", а два года спустя к власти пришли "черные полковники". После попытки устроить восстание против них, король покинул Грецию. В 1973 "черные полковники" провели референдум об упразднении монархии и по его итогам провозгласили республику. Год спустя уже демократическое правительство Греции повторно вынесло вопрос о монархии на голосование, и по итогам референдума 8 декабря 1974 года монархия была упразднена окончательно.
Константин II не признавал итоги обоих референдумов и от престола не отрекся.
Он уже перенес в прошлом инсульт, а в декабре 2021 года у него были диагностированы пневмония и отек легких. Он проходил лечение в той же больнице "Игия". Затем экс-монарха госпитализировали из-за инфекции COVID-19, при этом у него были и проблемы с передвижением, в последнее время он был прикован к инвалидной коляске, передал ТАСС. Он последний царствовавший православный монарх. Как потомок датского короля Кристиана IX носит титул принца Датского. После прихода к власти в Греции в 1967 году профашистской хунты "черных полковников" Константин сделал попытку выступить против них, призвав по радио народ к восстанию. Однако не получил поддержки, был вынужден покинуть страну и жил в Риме.
И час от часу, от версты к версте силы Елизаветы таяли. Близость роковой развязки для тех, кто сопровождал императрицу, стала очевидной. Смерть Елизаветы могла наступить в любой момент... Так, ранним утром 4 мая 1826 года в Тульской губернии в безвестном городке Белёве отошла в вечность императрица Елизавета Алексеевна, урождённая принцесса Луиза-Мария-Августа Баденская. Она пережила мужа Александра всего на пять с половиной месяцев. Император, императрица, Волконский, Голицын, Лонгинов и Валуева отправились в комнату нашей незабываемой императрицы в Зимнем дворце. Император [Николай I] открыл её покои, которые до этого времени были опечатаны. При этом деле был найден один ящичек императрицы, на котором было написано, что после смерти передать Валуевой. В нём находился дневник. Эта книга была опечатана, и на ней императрица собственноручно написала «После моей смерти сжечь», что сразу же было и сделано. Остальные письма, бумаги, несессеры и прочие документы и вещи императрицы были перенесены в особую комнату и размещены там под двойной печатью». Великого герцога Баденского Людвига интересовало, зачем императрица Елизавета перед смертью хотела встретиться со свекровью, он пытался через майора фон Хенненхефера узнать о том, как проходили последние дни жизни императрицы и было ли завещание. Но задача перед главой дипломатического ведомства была поставлена совершенно невыполнимая. Императорский русский дом не впускал в свои тайны. Майор Хенненхеффер не мог видеть ни дневника, ни записки с надписью рукой Елизаветы «После моей смерти сжечь». Очень спорно, что, уезжая в Таганрог, Елизавета оставила дневник в Зимнем дворце. Сомнительно также, что Елизавета, ведшая дневник 30 лет, уготовила ему сожжение. Более достоверна другая версия, согласно которой Елизавета хотела, чтобы её дневник был опубликован писателем и историографом Николаем Карамзиным. Скорее всего, дневник был до последнего дня, до 4 мая 1826 года, при императрице и исчез в Белёве. Вероятнее всего, дневник попал сначала в руки фрейлине императрицы Валуевой. Та передала дневник Марии Фёдоровне. Судьбу дневника, всего вероятнее, решили Мария Фёдоровна и император Николай I. Ради дневника и могла выехать навстречу невестке свекровь Мария Фёдоровна. У самой Елизаветы в её тяжкой болезни вряд ли было желание видеться с кем-то. Чем так притягивал мать-императрицу дневник? Скорее всего, тем же, чем и нового императора Николая I. Вряд ли царя Николая интересовали интимные стороны жизни Елизаветы, в частности её давняя связь с кавалергардом Алексеем Охотниковым [штабс-ротмистр Кавалгардского полка А. Охотников скончался в январе 1807 г. Интерес к дневнику напрямую был связан с восстанием декабристов. Декабристы задолго перед выступлением разделились на две части — умеренную и радикальную. Умеренная часть выступала за введение в России после переворота конституционно-монархического образа правления, радикалы — за республиканско-президентский. Умеренные ещё в 1820 году при обсуждении вопроса, кому быть в роли монарха, называли императрицу Елизавету. Это предложение внёс на одном из собраний тайного общества «Союз благоденствия» за пять лет до восстания полковник Генерального штаба Фёдор Глинка. В ходе работы следственной комиссии по делу о восстании на Сенатской площади выяснилось также, что в канун событий 14 декабря 1825 года декабристы подполковник Гавриил Батеньков, полковник Сергей Трубецкой, подполковник Владимир Штейнгель высказались за то, чтобы на престол после переворота была возведена императрица Елизавета. Декабрист барон фон Штейнгель составил специальный приказ войскам: «Храбрые воины! Император Александр I скончался, оставя Россию в бедственном положении.