В качестве примера можно привести слова «пергамент, береста, бумага». Современные носители информации: бумага; дискета; диск; кассета. прототипы бумаги.
Антикварный магазин «Лавка Старины»: оценка, покупка и продажа антиквариата
В записи перечислены имена ранее неизвестных заговорщиков. Точное количество записей внутри древнерусских церквей неизвестно. Сейчас их находят при реставрации не только стен, но и полов зданий. Там есть целая стена с рисунками, заметками и даже ребусами, которые, скорее всего, оставляли молодые служители храма в XI—XII веках. Самый дорогой материал для важных трудов и летописей Самым дорогим материалом для письма был пергамент, или пергамен. Изобрели его еще жители древнегреческого города Пергам во II веке до нашей эры.
А на Руси он появился в конце X века. Пергамент называли по способу изготовления «кожей» или «телятиной». Делали этот материал из шкур ягнят, телят и козлят. Для создания одной небольшой книги приходилось забить стадо в 100-150 голов. Даже один лист изготавливали очень долго.
Похоже, вы используете устаревший браузер, для корректной работы скачайте свежую версию 27 сентября 2016, 00:00, Древнерусские берестяные грамоты. Досье Первая берестяная грамота, найденная при раскопках в Новгороде 26 июля 1951 г. В частности, в XVI веке духовный писатель Иосиф Волоцкий, рассказывая о бедности монахов Троице-Сергиева монастыря, отмечал, что они "самые книги не на хартиях т. Также о существовании в Древней Руси письмен, вырезаемых на "белом дереве", рассказывали арабские писатели X века.
Долгое время самые древние сохранившиеся документы на бересте были датированы не ранее, чем XVII веком. Еще в конце XIX века в ходе раскопок в Новгороде начали обнаруживаться обрезанные листья березовой коры.
Книги на бересте и пергаменте. Папирус береста.
Изобретение бумаги. Бумага изобретение человечества. История изобретения бумаги. Глиняные таблички береста.
Глиняные таблички и Папирус. Книги на бересте и папирусе. Глиняные таблички пергамент Папирус. Папирус писчий материал древнего Египта.
Папирусная бумага в древности. Папирус для письма в древности. Бумага Папирус береста. Книги из бересты и папируса.
Писчий материал. Книги на папирусе. Деревянный старый для бумаг. Дерево на пергаменте.
Старинная бумага береста. Пергамент и Папирус в чём разница. Книги Папирус и пергамент. Однис словом "пергамент, береста, бумагв.
Бумага Папирус береста одним словом. Общее название пергамент береста бумага. Пергамент книга. Бумага из папируса.
Письмена на бересте Русь. Береста в древней Руси. Береста древняя Русь письменность. Папирусная бумага в древнем Египте.
Молитва да воскреснет Бог и расточатся. Папирус бумага древний Египет. Древний папирусный свиток. Книги из пергамента.
Кодекс из пергамента. Фолиант обложка. Берестяной свиток. Сверток бересты.
Береста свиток. Свитки на прозрачном фоне. Красивый пергамент. Берестяные грамоты.
Рассказ берестяные грамоты. Берестяная грамота 752. Пергамент писчий материал. Летопись на пергаменте.
Древние книги на папирусе. Письмена на бересте.
Не упустите возможность добавить атмосферности и оригинальности вашим творениям с помощью нашего клипарта пергамента. Папирус пергамент Манускрипт.
Вместо бумаги
История не сохранила имени изобретателя бумаги древности. это три различных материала, которые использовались для создания письменных и художественных произведений в течение многих. Разместите свою новость на сайте Разместите свою новость на сайте одного из авторитетнейших издательств России , и ее увидят десятки тысяч наших посетителей. Бумага в Древнем Китае. Бумага в Японии и Корее. Растительный пергамент, или пергаментная бумага состоит из особым образом обработанной целлюлозы. Пергамен (пергамент) — писчий материал, который изготовлялся из кожи телят.
«О «БЕРЕСТЕ», «ПЕРГАМЕНТЕ» и информационной системе в стандартизации»
Мы предлагаем не только классический пергамент с текстурой и краями, но и различные варианты в виде свитков, писем, старинных документов и т. Наш клипарт пергамент доступен в различных форматах, что обеспечивает его удобство использования в любых проектах. Не упустите возможность добавить атмосферности и оригинальности вашим творениям с помощью нашего клипарта пергамента.
Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания: Email: Нажмите что бы посмотреть Что такое ThePresentation.
Эти категории базируются на отношении рукописей к вариантам новозаветного текста. Рукописи, отражающие александрийский тип текста, отнесены к I категории, а рукописи, отражающие византийский тип текста — к V категории. Западный тип текста — это один из четырёх главных типов новозаветного текста.
Название введено Землером 1725—1791. Библия Гутенберга также 42-строчная Библия; B42 — издание Вульгаты, выпущенное Иоганном Гутенбергом в первой половине 1450-х годов. Традиционно считается точкой отсчёта истории книгопечатания в Европе. Хотя это не первая инкунабула, среди других первопечатных изданий её выделяет исключительное качество оформления. Переплёт — совокупность элементов бумажного издания, предназначенных для объединения отдельных страниц в единый блок, их защиты от механических повреждений, а также для наружного художественного оформления издания при помощи обложки. Также переплётом называют деятельность по его созданию, точнее переплётным делом. Полуустав — форма кириллицы, возникшая во второй половине XIV века.
По сравнению с уставом полууставные почерки мельче и округлее. Книгопечатание — процесс создания печатной продукции книг. Термин обычно употребляют в историческом контексте. В текстологии Нового времени списком называют документ, созданный в результате рукописного или машинописного воспроизведения текста первоначального документа произведения, протографа данного списка , если воспроизведение осуществлено не автором первоначального документа, а другим лицом, в отличие от автографа текста, принадлежащего руке автора первоначального документа. В текстологии древних и средневековых. На дощечке писали, нанося на воск знаки острой металлической, деревянной либо костяной палочкой — стилусом др. В случае необходимости надписи можно было стереть, загладить, и воспользоваться дощечкой многократно.
Восковые таблички служили для ежедневных записей, напоминали о делах, о долгах. Codex Leningradensis, сигла L — старейший полностью сохранившийся манускрипт масоретского текста Танаха, датированный по колофону 1008 годом. Был изготовлен в Каире по рукописям Моше бен Ашера. Обнаружен вероятно, в Крыму Авраамом Фирковичем, который в 1838 году вывез его в Одессу. После смерти учёного, в 1865 году кодекс поступил в Императорскую публичную библиотеку в Санкт-Петербурге, где находится по настоящее время каталожное обозначение Firkovich B 19 A. Возникновение лекционариев различные исследователи относят к III—VIII векам, предшественниками полноценных лекционариев были лекционарные заметки на полях манускриптов священного писания. Удостоверяющая печать, Гербовая печать — инструмент для заверения подлинности документов, а также оттиск, полученный с помощью этого инструмента.
Evangeliarium — одна из литургических книг латинского обряда, употребляемая в богослужении Римско-католической церкви. До 1895 г. Калям представляет собой тростниковый стержень с заострённым концом, который окунается в чернила. Основным отличием каляма от пера, карандаша или ручки является косой заострённый конец. Обычно в работе используется сразу несколько калямов, отличающихся толщиной и углом среза заострённого конца. Упоминания в литературе продолжение Во II в. Его стали производить в Малой Азии в городе Пергаме от города пергамент и получил свое название.
Пергамент служил прекрасным материалом для письма. Ввиду того, что изготавливали его из кожи молодых животных, он был намного прочнее, эластичнее и долговечнее своего конкурента. Да и в использовании он был гораздо удобнее и практичнее. В случае необходимости на нем можно было писать с обеих сторон, смыть ненужный или ошибочный текст. У такого материала был только один недостаток — довольно трудоемкое производство, что отражалось в свою очередь на его цене. Пергамент представляет собой специально обработанную и подготовленную для письма кожу. Для него использовали кожу различных животных — телят, овец, коз, свиней, ослов, кроликов и даже белок.
Но особенно ценным считался пергамент из кожи нерожденных животных. Изготовление пергамента требовало длительной и тщательной ручной работы, поэтому во все времена он был достаточно дорогим. Записи на глиняных табличках из Греции и Крита и несколько табличек, обнаруженных на Кипре, являются единственными письменными документами, которые остались от эгейского мира 2-го тысячелетия. Возможно, в то время для письма использовались и другие материалы, например дерево, кожа, пергамент , пальмовые листья или папирус, но ни один из них не сохранился бы до нашего времени даже при нормальных условиях. Бумага, несмотря на относительную дешевизну, далеко не сразу вытеснила из употребления кожаный пергамент : он долго еще оставался главным материалом для книг и государственных документов. Но весь этот материал использовался для относительно кратких записей. Что же касается целых книг, то они, как я уже говорил, записывались на пергаменте , или выделанной коже животных.
На таком материале можно было записать весьма длинный текст, а сам этот пергамент легко свернуть в трубку, которую называют пергаментным свитком. Свитки — это обычно длинный лист до 7-10 метров , который накручивается на один или два ролика и читается путем развертывания этого ролика. В этом трактате, посвященном исключительно производству керамики, пергаменту , тканям, только в одной 37-й главе упоминается зеленая краска, пригодная именно для стенной живописи. В других главах есть сведения о красках, которые применялись почти во всех видах средневековой живописи, в том числе и в стенной, к ним относятся ярь-медянка гл. Можно ли считать подобные суждения принципиально новыми? Опять же, ответ отрицательный.
Церы и писала - что это такое? Вместо бумаги в Древней Руси использовали церы, которые представляли собой деревянную дощечку в виде небольшого подноса, заполненного воском. Это было многоразовое устройство: на воске царапали буквы, при необходимости их затирали, и церы снова были готовы к употреблению. Церы — деревянные таблички с воском для нанесения текста. Эти пращуры современных карандашей выглядели как палочки длиной до двадцати сантиметров, с заостренным концом. Писала украшались резьбой или орнаментом. Брать их с собой или использовать в качестве почтового отправления было неудобно. Для этих целей служила березовая кора, или береста. На ней наши предки выцарапывали тексты с помощью тех же писал. Делали из бересты и книги. Изначально подбирались кусочки коры нужного размера, одинаково обрезались, и на них наносился текст. Затем изготавливалась обложка, также из берёзовой коры. Когда всё было готово, страницы с одного края пробивались при помощи шила, в полученные отверстия продергивался шнурок из кожи, которым древняя книга закреплялась. Берестяная грамота, посвященная сватовству. Пришёл он из Азии, где был изобретён предположительно во втором веке до нашей эры. Делался он из телячьей кожи, которая проходила особую выделку.
История бумаги на Руси.
На папирусе, бересте, пергаменте, бумаге люди писали с помощью кисточки или деревяной или бамбуковой палочкой с косо обрезанным концом. При этом конец мог быть тонким, игольчатым, или тупым концом в виде лопатки. 1 Береста 2 Пергамент 3 Бумага из бамбука и шелка 4 Первое изобретение бумаги 5. Изобретение бумагоделательной машины 6 Появление бумаги в Европе 7 Как изготовляется современная бумага 8 Как изготовляется современная бумага. Самодельная бумага История бумаги началась много столетий назад. Считается даже, что этому ремеслу столько же лет, сколько и мастерству прядения и ткачества. У разных народов предками бумаги служили в свое время папирус, пергамент, береста. хорошем состоянии и прочитывают записки новгородских купцов, бумагу в Китае начали делать из хлопка, во 2-веке нашей эры, а уж кроме письма много где она применима.(бересту обожают мастера народных промыслов.).
📃 На пергамент и бересту пока не переходим
Бумага в древности. Береста бумага. Береста фон. Пергамент текстура.
Состаренная бумага свиток. Рамка пергамент. Берестяной свиток.
Пергамент береста бумага одним. Общее название пергамент береста бумага одним словом. Бумага Папирусная.
Старый свиток. Древний свиток. Кусок пергамента.
Свиток пергамента. Старинные свитки бумага. Папирус пергамент Манускрипт.
Старинный пергамент. Старинные свитки. Лист пергамента.
Пергамент береста бумага общее. Распространенный материал для письма на Руси. Красивый пергамент.
Фон в виде свитка. Старая бумага. Пергамент в древности.
Свитки древности. Папирусная бумага на прозрачном фоне. Лист пергамента на прозрачном фоне.
Берестяные свитки. Древнерусский свиток. Древнерусский пергамент.
Старинная бумага береста. Древний пергамент. Свиток картинка.
Свиток на прозрачном фоне. Развернутый свиток. Свиток рисунок.
Новгородская берестяная грамота 955. Древний пергамент берестяные грамоты. Берестяная рукопись древних славян.
Папирусный свиток. Кусок пергамента для надписи. Свиток рваный.
Табличка пергамент.
Кстати, использовать для приготовления бумажной массы мельничные жернова вместо китайского ручного песта — заслуга арабских мастеров. Возвращаясь к истории распространения бумаги в Арабском халифате, можно утверждать, что начало активного использования и производства бумаги в мусульманском мире связывают с именем халифа Харуна ар-Рашида 776-809 гг. К концу VIII в. Североафриканские арабы начинают производить бумагу в IX в.
Благодаря оживленной торговле, которая велась вдоль Великого шелкового пути, начиная с IV в. Но для написания важных документов и ценных книг в Византии употреблялся только пергамент, а в повседневной жизни была огромная нужда в дешевом и прочном материале для письма. Возможно, почти одновременно с Византией непосредственно от азиатских и североафриканских арабов с бумагой познакомились Северная Италия и Испания. Бумага, которую производили на европейском континенте, то есть в арабской Испании и в Италии, выделывалась изначально по арабской технологии. Однако в середине XIII в Италия внесла в нее существенные изменения, которые принято называть «итальянской бумажной революцией».
Её особенностью стало применение толчеи для размола тряпья, использование винтовых прессов и сукна для прессования влажных листов. В XIV в. Все новые мастера, видя успех бумагоделов, постигают искусство и начинают сами выпускать востребованный материал. Между тем, бумажное производство совершенствовалось и постепенно механизировалось.
Этому способствует выдача государственных кредитов, введение ограничительных таможенных тарифов для импортной бумаги. По указу 1721 г. Для бумажных мануфактур даже собирали, тряпье, веревки, старые паруса и пр. В 1719 г.
Коллегия Адмиралтейства опубликовала указ о продающихся сортах бумаги, в котором упоминался перечень различных сортов бумаги: от больших листов для рисования до аптечной бумаги и даже картузной для боевых зарядов. К середине XVIII века существовало 20 бумажных предприятий, которые выпускали бумагу не всегда надлежащего качества. Поэтому в 1744 году Мануфактур-коллегией была создана комиссия для проверки качества российской бумаги. Убыточные мануфактуры были закрыты, а также был произведен расчет годового объема бумаги, в котором нуждалась Россия. В 1778 г. Сенат издал указ о клеймении бумаги. Вдвое сократился импорт бумажной продукции. Существовало три вида мануфактур: государственные, купеческие, а также помещичьи, которые помещики открывали в своих имениях.
В 1816 году в Петергофе открывается первая в Российской империи бумажная фабрика, на которой заработала бумагоделательная машина фирмы Фудринье, открыв тем самым эпоху машинного производства бумаги. Предприятия с ручным и машинным производством бумажной продукции продолжали сосуществовать еще до конца XIX века. В 1818 году при участии инженера Бетанкура в Петербурге создается производство по выпуску ассигнаций и государственных бумаг - Экспедиция заготовления государственных бумаг впоследствии - Гознак , которая способствовала развитию технологий производства бумаги в стране. В 1850 г.
Не упустите возможность добавить атмосферности и оригинальности вашим творениям с помощью нашего клипарта пергамента. Папирус пергамент Манускрипт.
Береста отменяется: как в России ищут замену белой офисной бумаге
Недорогая и удобная бумага была изобретена не так давно, в то время как грамоте дети учатся несколько тысячелетий. Пергаментная бумага в древности. История возникновения бумаги Наскальные изображения Глиняные и деревянные дощечки Папирус, пергамент, береста. Ребятам рассказали, о том, как видоизменялись материалы, из которых изготавливались книги (глина, папирус, береста, пергамент, бумага). Им поведали, что первым на Руси стал печатать на станке русский книгопечатник Иван Федоров, а самым первым человеком. Ведь пергамент, который изготавливали из шкур животных, и бумага в те времена стоили очень дорого. Предшественниками бумаги были папирус и пергамент.
Бумага. Письменные носители до появления бумаги
Красивый пергамент 42. Пергаментный свиток на белом фоне В этой подборке вы найдете 54 красивых и очаровательных картинок с на тему Свиток текстура. Каждое изображение уникально и привлекательно.
Подпишитесь на бесплатную Электронную газету Quality News и каждую неделю читайте все самые важные новости в области качества во всех его аспектах. Мы помогаем Вам экономить время!
Расскажите о своем предприятии в журнале «Стандарты и качество». Привлекайте новых клиентов и деловых партнеров из разных регионов России и из-за рубежа. Расширяйте бизнес! Разместите свою новость на сайте одного из авторитетнейших издательств России www.
Сайт РИА «Стандарты и качество» это более 20 000 просматриваемых страниц ежедневно, более 150 000 посетителей ежемесячно.
Возглавлял ее доктор исторических наук Артемий Арциховский. Раскопки велись на Неревском конце к северу от новгородского кремля на площади порядка 10 тыс. Обнаружила грамоту в культурном слое XIV-XV веков подрабатывавшая на раскопках местная жительница, Нина Акулова: она заметила на извлеченной из земли полоски бересты выцарапанные символы. Найденная Акуловой грамота получила порядковый номер 1, в настоящее время она хранится в Государственном историческом музее в Москве. Грамота содержит 13 строк по 38 см каждая, но сохранилась не полностью.
Из расшифровки было понятно, что в ней записана роспись доходов с нескольких сел.
Кроме уже упомянутых дубовых орешков и ольхи, в рецептах русских чернил встречаются и другие растительные вещества со схожими свойствами. Так, например, известен способ приготовления чернил из чаги, которым и сегодня пользуются в некоторых сибирских скитах: грибы очищают от коры, разрезают на небольшие пластины и несколько раз кипятят с кусками дерева в течении 2—3-х дней, каждый раз предварительно охлаждая настой; затем в получившийся буро-коричневый отвар добавляют камедь лиственницы. В записной книжке Ивана Блинова среди прочих записей находим «состав для варки чернил» следующего содержания: «Черных орешков, гуммиарабику, уксусу, или кислова квасу, жженова купоросу, соляной кислоты, гранатовой корки, сажи легковесной, лиловаго фруксину». Впрочем, для русской чернильной рецептуры использование гранатовой корки нехарактерно; в то же время в рецептах чернил, встречающихся в армянских рукописях, применение корки граната распространено достаточно широко. Отметим, что железо-галловые чернила, хотя и были чрезвычайно популярны, никогда полностью не вытесняли в России древнейшие чернила атраментум, которые, несмотря на экспансию фабричных чернил, вплоть до последнего времени применялись некоторыми беспоповцами и часовенными.
Помимо черных, в ходу были красные чернила всевозможных оттенков. Византийцы изготовляли свои знаменитые пурпурные чернила, которыми мог пользоваться лишь император, из морских улиток или моллюсков Murex brandaris. Для более массового производства обычно употреблялись киноварь, свинцовый сурик и вещества органического происхождения. Теми же компонентами пользовались и русские мастера. Беспоповцы Печорского бассейна, писавшие на бересте глухариными перьями, в качестве чернил нередко применяли сок ягод. Краски и связующие Кроме 2-х основных видов чернил в «книжном строении» в ход шли сусальное и твореное золото, серебро, различные пигменты и красочные смеси, а также всевозможные связующие.
Рецепты красок и связующих в избытке содержатся во всевозможных сборниках, а также трактатах и руководствах, предназначавшихся для художников — живописцев и книгописцев. Так, черный цвет получали из древесного угля, белый — из обработанных уксусом свинцовых пластин, синий — из ультрамарина, лазурита и т. Что касается связующих, то наиболее полные сведения о них можно почерпнуть в средневековых западноевропейских рецептах, памятуя об их теснейшей связи с греческой и в целом восточнохристианской технологией. Наиболее часто встречающиеся связующие для книжной живописи — камедь и яичный белок. Иногда также применялся желток. При работе с листовым золотом рекомендуется использовать пергаменный и рыбий клеи, а также комбинацию пергаменного клея с камедью.
Чернильницы чаще всего изготовлялись из различных металлов: обычно из бронзы, реже — из меди или серебра. Известны средневековые чернильницы из камня, керамики, стекла, дерева, кости, рога — последний и сам по себе мог выполнять роль чернильницы. Чернильницу часто носили на поясе. Данному обычаю многие сотни лет, упоминание о нем встречается в Библии Иез. Для разлиновки пергаменных листов применяли круглую свинцовую пластинку, а позднее — грифель. Строки размечали циркулем.
Несколько позже византийцы стали использовать для этой цели пункторий лат. Точки от пунктория соединялись линейкой-канон греч. Бумагу линовали по преимуществу ти е ра е ксой она же «карамса». Впрочем, первое упоминание о ней в России относится лишь к XVI в. Тиракса, как правило, представляла собой хорошо выструганную доску 3—5 мм толщиной, в которой на расстоянии 1—3-х см от ребер шилом проделывались небольшие парные отверстия; в отверстия продевалась толстая нить и для большей неподвижности приклеивалась к доске; затем готовую тираксу обычно покрывали тонким слоем воска. Достаточно было положить лист на тираксу, несколько раз провести по нему рукой, и на бумаге отпечатывалось необходимое количество строк.
Другая разновидность тираксы имела вид обычной доски с нанесенными на нее на одинаковом расстоянии друг от друга параллельными надрезами: лист точно также прикладывался к рельефной поверхности, слегка продавливался, и на нем отпечатывались линии. Первое упоминание о ноже-«бритве книгочия» греч. Что касается пюпитра, то его делали из дерева с добавлением незначительного количества металлических деталей. В самых общих чертах он представлял собой стойку, на которую крепилась конструкция, состоявшая из двух соединенных между собой плоскостей — данные плоскости можно было сводить под разными углами. Симптоматично, что стойка пюпитра нередко изготовлялась в виде вертикально вытянутой рыбы — распространенного с древнейших времен христианского символа. Переплет По завершении работы над рукописью она сшивалась конопляными либо льняными нитями и «одевалась» в переплет.
Переплет — лицо книги, ее защита и украшение. Элементы переплета: крышки передняя и задняя ; корешок — закрывает место сшива листов; форзацы — листы, соединяющие книжный блок с переплетными крышками. Переплетенная книга, как правило, имеет каптал — хлопчатобумажную или шелковую тесьму с утолщенной кромкой, прикрепляемую к корешку книжного блока с целью более прочного скрепления листов книги и ее украшения. Однако позднее ранние кодексы были перешиты на ремни, а еще позднее — на шнуры на западноевропейский манер. Корешок длительное время оставался плоским. Защитные пергаменные листы в начало и в конец древнерусской рукописи подшивались довольно редко.
С XVI столетия на внутренние стороны крышек стали наклеивать бумажные форзацы. В случае если рукопись имела особо роскошную миниатюру или иное украшение, при переплете манускрипта, чтобы предохранить рисунок, вклеивался сдвоенный лист бумаги с «окном», прорезанным по величине иллюстрации. Это окно затягивалось тонкой шелковой тафтой, чаще зеленоватого или розового оттенков. Ткань помещалась между двумя склеенными листами, а края, как правило, орнаментировались. Крышки переплетов славянорусских рукописных и старопечатных книг до конца третьей четверти XVII столетия изготовлялись исключительно из дерева — липы, дуба в основном средняя полоса или сосны как правило, на севере , иногда использовался кипарис чаще юг и средняя полоса. Для крышек большого формата в них вделывали шпонки.
Позже получили распространение картонные переплеты для небольших по объему рукописей. Крышки и корешок сшитой книги оборачивали в кожу чаще в телячью или бычью или в ткань в бархат, парчу, шелк, атлас или в простой холст. Кожа, как правило, употреблялась дубленая, но порой использовали и толстый пергамен. С начала XV в. Накатка — роликовый штамп. Среди композиций, украшающих среднюю часть позднесредневекового кожаного переплета, — Распятие с предстоящими; Адам и Ева; Самсон со львом; лев и единорог как по отдельности, так и в паре ; пеликан с птенцами; орел со змеей над Константинополем; двуглавый орел; дерево перидексий; ваза с цветами и пр.
Практиковалось и тиснение золотом. С конца XVI в. Теснились не только переплеты, но и некоторые обрезы.
Пергамент и береста
История бумаги на Руси. Историческая справка для всех интересующихся темой производства бумаги и всего, что с ней связано. Береста и пергамент как замена бумаге. Церы представляли собой, если так можно выразиться, стационарное устройство для письма. Современные носители информации: бумага; дискета; диск; кассета. История бумаги на Руси. Историческая справка для всех интересующихся темой производства бумаги и всего, что с ней связано.
«О «БЕРЕСТЕ», «ПЕРГАМЕНТЕ» и информационной системе в стандартизации»
На пергаменте, бересте и бумаге. К 700-летию преподобного Сергия Радонежского. Библиотека Троицкой обители XIV века. Производство бумаги осуществляется на мануфактурах вблизи рек и озер, а в качестве сырья используется древесина и тряпичные отходы. Задание МЭШ. Какой новый материал для письма появился на Руси в XIV в.? Береста. Пергамент. Бумага. Пергаментная бумага в древности.