Образование Нагорно-Карабахской Автономной Обл было ярким проявлением большевистской политики национально-государственного строительства.
На момент развала СССР, НКАО провозгласила выход из состава Азербайджанской ССР | Рубен Варданян
Республиканский оргкомитет: vemasi — LiveJournal | Нагорно-Карабахская автономная область. |
Генсек ОДКБ: баланс сил на Кавказе может измениться в случае выхода Армении | Провозглашает: Нагорно-карабахскую республику в границах нынешней нагорно-карабахской автономной области и сопредельного. |
Нагорно-Карабахская автономная область | Статус НКАО-Нагорно-Карабахской Автономной Области в составе Азербайджанской ССР был закреплен в Конституциях СССР и АзССР 1936 и 1977 годов. |
АВТОНОМНАЯ ОБЛАСТЬ НАГОРНОГО КАРАБАХА | Нагорный Карабах (Арцах) прекратит свое существование в качестве республики 1 января 2024 года. |
Вы точно человек?
неверное название для региона. перепалка между Арменией и Россией #турция#азербайджан#армения#карабах #нкао #пашинян#алиев #баку #одкб created by Kuat1972 with Kuat1972's. Заявление МИД Армении о поддержке решения Совета народных депутатов Нагорно-Карабахской автономной области (НКАО) от 20 февраля 1988 года о реализации. Новости Телепрограмма Передачи Түннүк Сериалы. Нагорно-Карабахская Автономная Область (НКАО) была создана как автономная область путем выделения горных районов Азербайджана, которые составляли исторический Карабах в.
НКАО – расшифровка аббревиатуры
Статус НКАО-Нагорно-Карабахской Автономной Области в составе Азербайджанской ССР был закреплен в Конституциях СССР и АзССР 1936 и 1977 годов. Никаких решений по правовому статусу НКАО и других армянских территорий Нагорного Карабаха (Арцаха) с 1 декабря 1989 до осени 1991 года органами власти НКАО, СССР. Шаблон:1 cell table row Нагорно-Карабахская Республика (НКР), Арцах — ныне не существующее непризнанное государство, провозглашённое 2 сентября 1991 на совместной. В 1937 году АОНК была преобразована в Нагорно-Карабахскую автономную область (НКАО). 1 определение НКАО. Как расшифровывается сокращение НКАО?
Генсек ОДКБ: баланс сил на Кавказе может измениться в случае выхода Армении
«НКАО» — Аббревиатура.рф — все сокращения России! | В воскресенье состоялся учредительный совет орского отделения Национального конгресса азербайджанцев Оренбуржья (НКАО). |
Как был основан Комитета особого управления в Нагорном Карабахе | Сотрудники милиции охраняют здание Комитета Особого управления Нагорно-Карабахской автономной области (НКАО). |
ООО "Нкао "Управление Медицинскими Организациями"" Хабаровск (ИНН 2724145318) адрес и реквизиты | Попытки идентифицировать Нагорно-Карабахскую автономную область и Нагорно-Карабахскую Республику абсолютно недопустимы. |
История Карабаха | 5 июля 1921 решением Кавказского бюро (Кавбюро) Центрального Комитета РКП(б) Нагорный Карабах был. |
История катастрофы. Как начинался конфликт в Нагорном Карабахе | В этот день, внеочередная сессия областного Совета депутатов Нагорно-Карабахской автономной области (НКАО) приняла решение «О ходатайстве перед Верховными. |
НКАО – расшифровка аббревиатуры
Президиум Верховного Совета СССР отмечает, что, несмотря на принятые меры, обстановка в Нагорно-Карабахской автономной области Азербайджанской ССР и вокруг нее не только не. К 97-летию образования Нагорно-Карабахской Автономной области Новости Армении – публикует статью советника президента Республики Арцах, доктора исторических. Расшифровка аббревиатуры: «НКАО». Нагорно-Карабахская автономная область. Транскрипция сокращения. НКАО — Нагорно Карабахская автономная область Нагорный Карабах. 1 определение НКАО. Как расшифровывается сокращение НКАО?
Вы точно человек?
С принятием Конституции СССР 1936 года название АОНК было трансформировано в несколько иное — «Нагорно-Карабахская Автономная Область» (НКАО), что, по сути, не одно и то же. Ровно один век назад, 7 июля 1923 года, была официально образована Нагорно-Карабахская автономная область – НКАО. Деятельность в области здравоохранения и 1 дополнительный вид.
ОТ НКАО К НКР
В 1936 году , после принятия новой союзной конституции , была переименована в Нагорно-Карабахскую автономную область НКАО. Границы НКАО в 1988 году Автономная область включала: город областного подчинения Степанакерт административный центр автономной области ; 5 районов в скобках указаны административные центры : Аскеранский пгт Аскеран , до 1978 года — Степанакертский город Степанакерт ;.
Провозглашению независимости предшествовал почти четырёхлетний армяно-азербайджанский конфликт, приведший к значительному числу жертв и беженцев с обеих сторон, вызванных применением массового насилия и этнических чисток. В результате поражения в войне с Азербайджаном НКР ликвидирована с 1 января 2024. НКР не получила дипломатического признания со стороны других государств и не является членом ООН; поэтому в официальных документах международно-правового характера по отношению к ней не употребляются некоторые политические категории «президент», «премьер-министр», «выборы», «правительство», «парламент», «флаг», «герб», «столица».
Одновременно начались азербайджанские погромы в самой Армении и оттуда изгнаны 250 000 азербайджанцев, 216 человек убиты. Пользуясь неразберихой и разбродом в условиях распада СССР, Армения при активной военно-политической поддержке извне приступила к активным боевым действиям. В феврале 1992 г. В 1993 году захвачены обширные территории нагорного и низменного Карабаха-Кельбаджарский, Зангиланский, Губадлинский, Физулинский, Джебраильский и Агдамский районы. Резолюция N874 от 14 октября 1993 г. Гарадиз, атаки на мирное население и бомбардировки территорий Азербайджана, и требовала вывода оккупационных войск из захваченных территорий.
Его границы были нарисованы включать как много армянских населенных деревень и исключены как можно больше азербайджанских сел. Русский термин Нагорный горный был присоединен к турко-персидскому названию Карабах Черный сад , а название области было официально изменено на Нагорно-Карабахскую автономную область в 1937 году. После эскалации нагорно-карабахского конфликта 26 ноября 1991 года Азербайджан упразднил Нагорно-Карабахскую автономную область, изменив административное деление и теоретически поставив территорию под прямой контроль Азербайджана. Учитывая этнические, исторические, политические, экономические и моральные ценности и богатства Азербайджана, парламент посчитал создание области нелегитимным. В тексте ставится вопрос, почему на территории Азербайджана был создан анклав с армянским большинством, в то время как полмиллиона азербайджанцев в Армении не получили никакой культурной автономии.
2 СЕНТЯБРЯ 1991 ГОДА:Провозглашена Нагорно-Карабахская Республика
РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ОРГКОМИТЕТ ПО НКАО.. Мятежный Карабах | Чтобы ответить на этот вопрос, мы должны рассмотреть 90-годы прошлого столетия, когда был отменен статус Нагорно-Карабахской автономной области. |
Вы точно человек? | Председатель Республиканского оргкомитета по НКАО, второй секретарь Центрального Комитета Компартии Азербайджана, член ЦК КПСС, народный депутат СССР Виктор Петрович. |
Контуры НКАО исчезли с карты Минобороны РФ
Довлатова, М. Багирова и Э. В Джеванширском уезде среди трех десятков мусульманских сел находится одно армянское селение, почему-то через голову этих мусульманских сел присоединили к Ханкенди». На проведенном 13 июня 1924 г. Кроме того, на заседании комиссии 16 июля 1924 г. Тем не менее комиссия не стала вдаваться в эти «мелочи» и решила передать местность Нагорному Карабаху. Шуша и Ханкенди, а также 115 селений, из Джеванширского уезда — 52 селения, из Карягинского — 30 селений, из Губадлинского уезда — селение Каладараси.
Был бы уничтожен шиизм, образовалось бы единое исламское пространство. На протяжении веков одним из главных препятствий на этом пути был именно шиитский Иран и его завоевание привело бы к неизбежному глобальному религиозному конфликту с непредсказуемыми последствиями. Таким образом, новый Азербайджан в Закавказье становился главным стратегическим звеном, способным решать одновременно несколько грандиозных геополитических задач. Новосозданное государство Азербайджан в Закавказье сразу попыталось захватить практически все Закавказье, чтобы стало иметь обширную сухопутную границу со своей «суррогатной матерью» - Турцией. Так и возник Карабахский вопрос. И дело здесь не в том, что это государство не имело никаких на то оснований. Механизм был запущен. Новое «геополитическое дите» родилось, и дальнейшие процессы уже изменили всю историю Закавказья, Ближнего Востока и армянского народа, в частности, его карабахского сегмента. Однако Карабах, как известно, не признал притязания Азербайджана и с распадом Российской империи, с 1917 по 1920 фактически был самоуправляемым государственным образованием. Причем Карабах международным сообществом был признан спорной территорией, т. Советизация региона создала новую, не менее сложную ситуацию в регионе. Установление контроля над новосозданным Азербайджаном было одним из ключевых геополитических императивов государства Советов, от которого, без преувеличения, зависела дальнейшая судьба первого в мире социалистического государства. Как указывал Сталин, Центральная Россия, этот очаг мировой революции, не может долго держаться без помощи окраин, изобилующих сырьем, топливом, продуктами продовольствия. После потери Баку в сентябре 1918 года, Советская Россия оказалась в сложнейшей экономической ситуации, буквально наступил топливный голод. Одним из ключевых вопросов было преодоление топливного голода в Советском государстве, которое получило доступ к стратегически важнейшему Бакинскому нефтяному району. Естественно, что контроль над бакинской нефтью оказал важнейшее значение на победу большевиков в Гражданской войне и в борьбе с иностранной интервенцией, a также экономического развития советского государства. Включение Закавказья в состав Советского государства создало весьма благоприятную геополитическую ситуацию для большевиков, дала им возможность укрепить безопасность страны и проводить наступательную внешнюю политику, в частности, на Востоке. И здесь особая роль отводилась Азербайджану. Важность данной республики подчеркивали практически все лидеры Советского государства, в том числе и В. Орджоникидзе, называл Красный Азербайджан «ключом к мусульманскому Востоку». Большевики были уверены, что именно под влиянием победы Советской власти в Азербайджане усилится революционное движение в Персии и Турции, которые боролись против империалистов Антанты за национальное освобождение. Как писал Ленин, «симпатии к Советской России растут тем больше, чем больше мы помогаем независимой Азербайджанской республике вести правильное освобождение мусульманских крестьян». Как указывал С. Киров: «На другой день организации Советской власти здесь, в Азербайджане, тов. Ленин говорил, что из этой страны мы должны сделать образцовую во всех отношениях республику для народов Востока». В таких сложнейших геополитических условиях, где ставки явно были в пользу Азербайджана, Армении и Карабаху необходимо было противостоять достаточно опасным вызовам. А ситуация была действительно сложной. Армения, потеряв более половины территории, значительный процент населения которой составляли беженцы, оказалась в ситуации, когда была реальная угроза потери дополнительных частей исторической родины. Зангезур, Нахиджеван, Карабах и ряд других регионов стали мишенью Азербайджана и ареной ожесточенной борьбы. Но, Карабах, как уже отмечалось, имел столь вескую историко-политическую легитимность, чтобы не быть поглощенным новосозданным Азербайджаном и раствориться в нем. Это прекрасно понимали и в самом Азербайджане и большевистское руководство. Поэтому началась весьма сложная борьба относительно будущего Карабаха. Конечно, карабахцы упорно боролись за воссоединение с Матерью-Арменией, считая это естественным и единственно правильным решением. Даже, когда в Азербайджане была установлена Советская власть, а Армения была еще независимой и антисоветской, Советская Россия не признала Карабах, Зангезур и Нахиджеван частью Советского Азербайджана. Так, 10 августа 1920 года между РСФСР и Республикой Армения было достигнуто соглашение, согласно которому Советская Россия, признавая независимость и полную самостоятельность Армении, занимала спорные территории, в том числе и Карабах. При этом констатировалось, что занятие советскими войсками спорных территорий, в том числе и Нагорного Карабаха, не предрешает вопроса о правах на эти территории Республики Армения или Азербайджанской Советской Социалистической Республики. Будущее этих регионов должно было решаться на основах, которые будут установлены мирным договором в будущем. Таким образом Советская Россия формально не нарушила решения Лиги Наций и первоначально не передала Карабах Азербайджану, несмотря даже на то, что последний был уже советским, а Армения, как уже отмечалось, была союзником Антанты. После установления Советской власти в Армении Советский Азербайджан сделал ряд важных заявлений по вопросу Карабаха и Зангезура. Одно из них имело следующий текст: «Советский Азербайджан, идя навстречу борьбе братского армянского трудового народа против власти дашнаков, проливавших невинную кровь наших лучших товарищей коммунистов в пределах Армении и Зангезура, объявляет, что отныне никакие территориальные вопросы не могут стать причиной взаимного кровопускания двух вековых соседних народов: армян и мусульман; трудовому крестьянству Нагорного Карабаха предоставляется полное право самоопределения, все военные действия в пределах Зангезура приостанавливаются, а войска СоветскогоАзербайджана выводятся». Согласно этому решению Кавбюро правительство Советской Армении 12 июня принимает декрет, в котором говорится: «На основании декларации Ревкома Социалистической Советской Республики Азербайджана и договоренности между Социалистическими Республиками Армении и Азербайджана провозглашается, что отныне Нагорный Карабах является неотъемлемой частью Социалистической Советской Республики Армении». Но на следущий день тем же органом было принято противоположное решение и Нагорный Карабах был передан Советскому Азербайджану с предоставлением широкой областной автономию садминистративным центром в городе Шуши. Принятие именно такого решения было результатом влияния геополитических факторов. Многие твердят, что это было сделано под давлением Сталина, но личностные факторы, которые если даже и имели место, не могли здесь играть решающую роль. Карабах не мог быть растворен в новосозданном Азербайджане, как уже отмечалось. Слишком сильна была его историческая, политическая, этнонациональная специфика и легитимность, чтобы все это игнорировать. С другой стороны, геополитическая важность Азербайджана как с точки зрения энергетической базы Советского государства, так и распространения революционных идей в мусульманском мире, требовала предоставлению этому государственному образованию геополитических «преференций», что и было сделано. Поэтому добились некого геополитического компромисса. Нагорный Карабах был включен в состав Советского Азербайджана, но в качестве отдельного государственного образования, пусть даже автономного. Более того, именно НКАО была одним из самых действенных механизмов воздействия на Азербайджан и недопущения его возможного дрейфа к соперничащим геополитическим полюсам, тем более, что в этой республике существовали серьезнейшие вопросы, связанные с формированием титульной нации, которая все еще не была сформирована, более того подерглась определенным существенным трансформациям. Если до вхождения в состав Российской империи мусульманское население, как тюркское, так и ираноязычные и горские народы Восточного Закавказья назывались мусульманами или персиянами, в Российской империи ююрки они стали кавказскими татарами, то в СССР превратились в тюрков Советского Азербайджана. Азербайджан вплоть до 1936 года был единственной в СССР советской республикой, название которой не было производным от названия титульной нации, как например Грузия - грузины, Россия - русские и т. Естественно, что отсутствие монолитной идентичности у титульной нации могло легко воздействовать на ее геополитические предпочтения, что надо было пресекать на корню.
Между тем, данное решение было принято в штыки и в Азербайджане, советские руководители которого выражали недовольство перспективой создания областной автономии Нагорного Карабаха. Постановление было закреплено принятой 21 октября резолюцией конференции с участием ответственных работников Карабаха и членов ЦК АКП б. Однако в феврале 1922 года Президиум Закавказского краевого комитета РКП б подтвердил необходимость выполнения решения постановления Кавбюро от 5 июля 1921 года. Это означало, что Москва настаивает на данном решении как единственно возможном способе прекратить территориальный спор между двумя советскими республиками. По существу, документ предусматривал образование автономии лишь из армянской части Нагорного Карабаха. Не случайно, центр автономии был перенесен из азербайджанонаселенной Шуши в Ханкенди, который месяц спустя был переименован в Степанакерт. Из декрета можно даже сделать вывод и о том, что АзЦИК вообще не предполагал включать Шушу в состав автономии. Однако окончательные границы автономии, установленные в 1924 году, охватили не только армянские, но и тесно переплетенные с ними мусульманские населенные пункты. Таким образом, после советизации Южного Кавказа руководство СССР решило оставить горную часть Карабаха, но в качестве автономной области, в составе Азербайджанской ССР с учетом исконного экономического и культурного единства этого региона с Баку. В сущности, и это решение носило глубоко несправедливый характер. Хотя бы потому, что на фоне совершенно необоснованного ни в историческом, ни в культурном, ни в политико-экономическом отношениях создания НКАО аналогичной автономии не было предоставлено на территории Армянской ССР районам компактного проживания азербайджанцев — коренного населения Иревана и Зангезура. Созданием НКАО, хоть и подтверждалась принадлежность горной части Карабаха Азербайджану, но была заложена почва для разгула армянского сепаратизма и реализации агрессивной политики Армении против Азербайджана в долгосрочной перспективе. На протяжении семи десятилетий советского периода Армения неоднократно пыталась поднимать вопрос о присоединении к ней НКАО. Но руководители СССР, понимая всю опасность перекройки границ внутри единого союзного государства, пресекали эти попытки. Союзное руководство во главе с Михаилом Горбачевым фактически потворствовало территориальным притязаниям Армении.
Андрей Пральников. НКАО: будни особого управления
Однако Конституция СССР вообще не даёт прав на погромы населения и попытки изгнания конкретных групп с их территорий, если что. Кроме того, международное право на самоопределение стоит выше советских законов и те же 7 резолюций Европарламента подтверждают право НКАО на самоопределение на фоне угрозе жизни, безопасности и культуре. Кроме того, данный акт НКАО был технически принят Москвой, так как вместо того, чтобы отменить его как неконституционный, СССР пытался ввести "особое управление" с 12 января 1989 года, при этом приняв кое-как часть положений армян и пытаясь через Комитет особого управления обещать улучшения жизни в Арцахе и наладить связи с Армянской ССР, хоть это и провалилось.
Но с Карабахом этого не получилось по целому ряду причин, важнейшей из которых были такие черты армян Карабаха, как жизнестойкость, мощнейшая привязанность к родной земле, бунтарский нрав и т. В этой ситуации азербайджанская тюркская элита, видела в Карабахе главную угрозу своей государственности и национальной консолидации. Начался новый этап азербайджано-карабахских отношений, НКАО предстояло выдержать сильнейшее давление со стороны Баку.
Ситуация усугублялась тем, что несмотря на форсированную ассимиляцию нацменьцшинств и официальное «исчезновение» целых народов, реальная ситуация была несколько иной. Так, по официальным данным уже к 1963 году в Азербайджане полностью «исчезли» талыши, таты и курды, а кавказские горцы, так же как и лезгины составляли лишь незначительную часть населения в районах, где некогда были самыми многочисленными народностями. Однако кавказоязычные лезгины и аварцы, компактно приживающие на севере современной Азербайджанской Республики, на границе с Дагестаном, а также ираноязычные талыши, ареал которых находится юге Азербайджана, на границе с Ираном сохранили свою национальную иденточность и до сих пор сопротивляются азербайджанской этно-национальной агрессии. Между тем, общая территория, которую занимают эти народности, составляет примерно четверть территории нынешнего Азербайджана, а иx численность — около трети населения этой страны. Этно-политическая агрессия Азербайджана по отношению к Карабаху достигла своего апогея во время эры правления Гейдара Алиева 1969-1982 гг.
Весьма откровенно высказался по этому поводу в 1999 году министр внутренних дел Азербайджана Рамиль Усубов. Вот что он сказал в одном из своих выступлений: «Можно без преувеличения утверждать, что лишь после прихода Гейдара Алиева к руководству Азербайджана карабахские азербайджанцы почувствовали себя полными хозяевами края. В 1970-е годы проводилась большая работа. Все это вызвало приток в Нагорный Карабах азербайджанского населения из окружающих районов — Лачинского, Агдамского, Джабраильского, Физулинского, Агджабединского и других. Все эти меры, осуществленные благодаря дальновидности первого секретаря ЦК КП Азербайджана Гейдара Алиева, благоприятствовали притоку азербайджанского населения.
Но НКАО сумела выстоять. И не только выстоять, но и периодически предпринимать попытки воссоединения в Матерью-Арменией. Такие попытки предпринимались в 1920-е и 30-е годы, в 1945 , 1965, 1967 и 1977 годах. Арцах также участвовал в мировой политие. Общеизвестно участие карабахцев в Великой отечественной войне.
Треть населения Карабаха стражалась на разных фронтах Второй мировой и это самый высокий показатель в мире. Славные сыны Арцаха участвовали и в таких важнейших событиях, как Тегеранская, Ялтинская и Потсдамская конференции. Заметную роль в лице маршала Баграмяна и Анастаса Микояна наши соотечественники сыграли и в урегулировании Карибского кризиса 1962 года. Карабах также дал целую плеяду ученых с мировым именем, которые покоряли космос, внесли огромный вклад в различные сферы науки техники экономики. Новый этап в истории Карабаха и НКАО наступил в 1988 году, когда начался новый этап национально-освободительной борьбы.
Так, лауреат Нобелевской премии мира академик Андрей Сахаров в своем письме от 21 марта 1988 года генеральному секретарю ЦК КПСС Михаилу Горбачеву назвал проблему Нагорного Карабаха «пробным камнем перестройки — ее способности преодолеть сопротивление и груз прошлого». Он же назвал проблему Карабаха для Азербайджана вопросом амбиций, а для народа Карабаха — вопросом жизни и смерти. Весьма интересным этапом в существовании НКАО было введение 11 февраля 1989 года особой формы управления, с образованием Комитета особого управления. Это был первый и единственных в СССР случай, когда автономная область была фактически выведена из состава союзной республики и непосредственно подчинялась высшим органам государственной власти и управления Союза ССР. Другим подтверждением этого является то, что когда 6 ноября 1991 года Верховный Совет Азербайджана принял закон об упразднении Нагорно-Карабахской автономной области, а ее районы и населенные пункты переименовывались и переподчинялись новообразованным административным центрам Азербайджана, то 28 ноября того же года вышло постановление Комитета конституционного надзора СССР, осуждающего данный акт и признающего его неконституционным, как нарушающий закрепленный в Конституции СССР статус НКАО.
Интересно, но Комитет конституционного надзора не признал неконституционным провозглашение НКР, что, фактически, означало признание легитимности НКР и законности ее выхода из состава Азербайджана. В сложившейся ситуации и в соответствии с Законом СССР от 3 апреля 1990 года «О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из состава СССР», 2 сентября того же года совместная сессия Нагорно-Карабахского областного и Шаумяновского районного Советов народных депутатов приняла декларацию о провозглашении Нагорно-Карабахской Республики. Согласно вышеназванному закону СССР право посредством референдума самостоятельно принять решение о пребывании в Союзе ССР или в выходящей республике, а также на постановку вопроса о своем государственно-правовом статусе наряду с союзными республиками и автономными образованиями имели и компактно проживающие национальные группы. Строго следуя положениям данного закона, было принято решение о проведении референдума о государственном суверенитете НКР. В сроки, предусмотренные законодательством, был назначен референдум.
В бюллетени для голосования было указано следующее: «Согласны ли вы, чтобы Нагорно-Карабахская Республика была независимым государством, самостоятельно определяющим формы сотрудничества с другими государствами и сообществами? Необходимо подчеркнуть, что Центральная избирательная Комиссия НКР создала необходимые условия для проведения референдума на всей территории республики, включая и азербайджанонаселенные пункты. До этого Центризбирком НКР обратился с телеграммой к администрации Шушинского района с просьбой организовать участие азербайджанского населения района в референдуме. Нагорный Карабах воспользовался своим правом на самоопределение строго в соответствии с действовавшим тогда советским законодательством. Самоопределение Нагорного Карабаха не нарушает ни одного основополагающего международного принципа, в том числе и территориальной целостности.
Однако, понятно, что азербайджано-карабахский конфликт лежит больше в плоскости геополитики, нежели права, тем не менее, вышеуказанные документы лишний раз показывают правовую легитимность эволюции НКАО в НКР. Какие же основные выводы можно сделать о роли и месте НКАО в истории армянской государственности и ее армянского сегмента? Выводы достаточно четкие. Во-первых, НКАО было армянским государственным образованием, образование которого было следствием наличия у Арцаха-Карабаха мощной и безусловной политико-исторической национальной легитимности, игнорировать которую было попросту невозможно. Во-вторых, НКАО сумела противостоять этно-политической агрессии Азербайджана и сохранить у себя армянскую государственность и цивилизацию.
В третьих, армянство всего исторического Карабаха и разных частей бывшей Азербайджанской ССР ощущало свою причастность к армянской государственности в первую очередь именно посредством НКАО. В четвертых, именно НКАО стало основным ядром НКР, именно потенциал области, как людской, так и экономический и духовный, стал одной из надежных основ будущих побед в войне с Азербжайджаном, сохранением не только карабахского сегмента армянской государственности, но и незавивимости Матери-Армении. Однако НКАО естественным образом эволюционировала. Она была бы не в состоянии обеспечить надежное будущее Арцаха в новых условиях. Лишь независимость от Азербайджана, образование НКР и изменение границ нашей республики сделали возможным обеспечение безопасности и поступательного развития Республики Арцах.
Нет нужды доказывать, что без Арцаха не будет и Республики Армения. Это доказала жизнь и агрессия Азерайджана 1988-1994 гг. Возврат в прошлое как в вопросе статуса, так и границ приведет к катастрофе. НКАО — уже пройденный путь, возврата к которому быть не может. Кстати, это прекрасно понимают и в Азербайджане.
Уже 10 декабря 1991 г. На последовавших за этим парламентских выборах 28 декабря был избран парламент НКР, который сформировал первое правительство. После окончательного распада Советского Союза в начале 1992 г. Во время нее столица НКР Степанакерт и другие населенные пункты республики подвергались почти непрекращающимся массированным авианалетам и артиллерийским обстрелам. Она действует до сих пор, однако новый вооруженный конфликт может разгореться в любой момент.
Конфликт изначально разгорелся в годы Перестройки на фоне стремления местных армян изменить статус территории и объединиться с Армянской ССР из-за недовольства национальной, экономической и культурной политикой Азербайджанской ССР. В ответ на декларацию о провозглашении НКР 23 ноября 1991 г. Баку, провозгласивший свою собственную независимость в октябре и начавший выход из состава СССР, формально ликвидировал НКАО и передал ее в состав соседних районов. В НКР, в свою очередь, 10 декабря 1991 г.
Независимость была провозглашена на территориях общей площадью 5000 кв. Баку начал попытки вернуть Карабах под свой контроль военной силой. Полномасштабные боевые действия, позже получившие название Первой Карабахской войны, продлились до мая 1994 г. В результате территория, фактически подконтрольная НКР, расширилась за пределы ее заявленной в 1991 г. Баку перестал контролировать около пятой части территории в своих международно признанных границах: под контролем НКР оказалось около 13 300 кв. Все попытки урегулировать статус НКР окончились безрезультатно.
Кому же принадлежит территория Нагорного Карабаха? История края
(участников) событий 1988 -1991 годов, принимавших участие в выполнении специального правительственного задания правительства Союза ССР на территории Закавказья (НКАО, Аз. What does НКАО abbreviation stand for? List of 4 best НКАО meaning forms based on popularity. Most common НКАО abbreviation full forms updated in February 2024. Таким образом, после объявления войны НКАО, Азербайджан попытался лишить армян его родины. Это наиболее распространенная расшифровка, которая используется для этого сокращения. Попытки идентифицировать Нагорно-Карабахскую автономную область и Нагорно-Карабахскую Республику абсолютно недопустимы. Никаких решений по правовому статусу НКАО и других армянских территорий Нагорного Карабаха (Арцаха) с 1 декабря 1989 до осени 1991 года органами власти НКАО, СССР.