Экипаж атомной подводной лодки К-278 «Комсомолец» состоял из 69 человек. К-278 Комсомолец была уникальной подводной лодкой. В этот день в Норвежском море погибла атомная подводная лодка Военно-Морского Флота СССР К-278 «Комсомолец». 33 года назад, весной 1989 года, в Норвежском море затонула советская атомная подводная лодка К-278 «Комсомолец» (проекта 685 «Плавник»).
7 апреля - 25 лет со дня гибели АПЛ "Комсомолец". Справка
Эта скорбная дата сама вошла в нашу жизнь без каких-либо указов и постановлений после того как 7 апреля 1989 года в Норвежском море погибла наша атомная подводная лодка К-278 «Комсомолец». В одном из отсеков атомной подводной лодки (АПЛ) К-278 «Комсомолец», возвращавшейся к родным берегам с боевого дежурства в мировом океане, возник пожар. Меняется, конечно, но в основном все знакомо", – признался бывший командир группы дистанционного управления ядерной установкой атомной подводной лодки К-278 "Комсомолец" Игорь Орлов. пожар на борту.
Выживший подводник «Комсомольца»: «Мы запели «Варяга», это дало нам заряд энергии»
100 лет ВКР. Глава 61. Гибель «Комсомольца» | атомная подводная лодка, К-278 «Комсомолец», радиация, СССР, авария, взрыв, Норвегия. |
День памяти погибших подводников | Запомните эту дату: 4 августа 1984 года – Самые лучшие и интересные новости по теме: Апл, глубины, комсомолец на развлекательном портале |
30 лет со дня гибели АПЛ К-278 «Комсомолец»
Об этом сообщил телеканал TV2. Первые пробы воды из вентиляционной трубы показали, что на затонувшей субмарине продолжается утечка радиации. Отмечается, что результаты замеров норвежской экспедиции превысили уровень, установленный российскими учеными в 2007 году. Реклама «Мы исследуем пробы подробнее после возвращения на берег. Уровень, установленный нами здесь, — 100 Беккерелей единица измерения радиоактивности в системе СИ — прим.
За него можно было только держаться, находясь по пояс в воде. А как держаться, когда руки-ноги коченеют уже через пять минут?.. Ещё я слышала о норвежском самолете, который якобы хотел помочь нашим мальчикам, да советское командование не позволило. Много было разных версий.
Одно поняла: подвела несовершенная техника. На некоторые вопросы по просьбе корреспондента «СП» пролил свет капитан 1 ранга в отставке Борис Коляда. На время похода он был прикомандирован на лодку старшим на борту. А сами норвежцы инициативы не проявили. В какой-то момент «Орион» стал даже мешать появившемуся вскоре нашему самолету, пытавшемуся сбросить спасательные плоты. С теми двумя плотами, что у нас были, к сожалению, возникли проблемы. Один раскрылся вверх дном из-за того, что на него ещё на лодке положили тела двух погибших моряков. Надо было очень быстро освободить плот, а тела-то тяжелые… Второй плот улетел от корабля больше чем на сто метров.
Не догнать по холодным волнам. В общем, если коротко: корабль погубила цепь трагических случайностей. Командир всегда последним покидает корабль. Ванин не мог поступить иначе. Мы вместе поднимались с ним по трапу. Думали — позади живых нет. В какой-то момент я обернулся — командир стремительно спускался вниз. Видимо, что-то услышал, понял, что в отсеках кто-то еще есть.
Бросить их? Как потом оказалось, Ванин помог спастись из тонущего атомохода мичману Слюсаренко. Наверное, ушли вскоре со службы, тяжело ведь, пережив такое!.. Ходил в дальние походы, правда — на надводных кораблях. Вырастил смену — сын Григорий стал кадровым флотским офицером, служит в Калининграде. Одним из тех, кто после гибели «Комсомольца» в составе госкомиссии разбирался в обстоятельствах трагедии, был капитан 2 ранга Александр Покровский, ныне известный писатель-маринист. Но не был её членом. И акт подписывал не я.
Задача же была одна: выяснить причины пожара в кормовом отсеке лодки. Мы выяснили: неисправный дозатор кислорода. Важно всё. Так вот о дозиметре. Из-за его неисправности, кислород поступал в кормовой отсек в неконтролируемых количествах. Это показали расчеты.
Но опираясь на коллективно мнение, он лично принимал решение, за которое нес личную ответственность.
И нам, экипажу, за всё время совместной службы, никогда не пришлось жалеть, что наш командир такой. Наш командир был всегда с нами и всегда на полшага, а то и на шаг впереди: в строю, в учебе, в освоении новой техники. Группа командования днём училась в учебном центре, а на ночь ездила на предприятия промышленности — изготовителей корабельной техники, оборудования и приборов для получения практической подготовки. Подобный режим обучения был и у многих наших специалистов. Может возникнуть вопрос: Почему ночью? Дело в том, что днём на производстве велись обычные работы, которым мы им могли мешать, а ночь — спокойное время. Не будем забывать и о том, в какой строгой секретности шло и само строительство уникальной подводной лодки, и подготовка экипажа.
О нас никто не должен был знать, тем более видеть. Таковы были тогдашние требования. ПЛА К-278 на стапеле перед выводом её из цеха. К концу 1982 года, закончив обучение в учебном центре с высокой оценкой теоретических знаний, экипаж прибыл в г. Северодвинск на «Севмаш», где строилась наша лодка. С этого момента у экипажа начался период «сращивания» человека и техники. Подводники обеспечивали живучесть и надёжность своего будущего корабля, совместно с военпредами участвовали в приёмке монтажа и в подготовке испытаний техники; изучали строящуюся лодку, правила использования технических средств, оборудования и средств связи; с помощью разработчиков и заводских специалистов осваивали тонкости эксплуатации.
Должен отметить, что и разработчикам и заводским специалистам, особенно последним, нравилась и импонировала заинтересованность подводников. Их не смущало, что за их спиной при монтаже, наладке, испытании приборов и оборудования, всегда находится подводник, которому придётся эту технику эксплуатировать. И если, кто-то из членов нашего экипажа, допускал элементы равнодушия к своему заведованию, заводские специалисты обязательно обращали внимание командования на этот факт. За время строительства, испытаний и опытной эксплуатации у командования лодки, да и у всех членов экипажа, сложились прекрасные отношения с конструкторами-разработчиками, кораблестроителями и с членами заводской сдаточной команды. Особенно тесные взаимоотношения были у нас с главным конструктором Кормилициным Ю. Вся организация экипажа была подчинена одной цели: изучить, принять, освоить и научиться управлять сложной техникой уникального корабля, обеспечить выполнение всех задач стоящих перед уникальной глубоководной подводной лодкой. Распорядок жизни подводников зависел ни от времени суток, ни от дня недели, а от заводских планов строительства и испытаний корабля.
И вновь о Зеленском Ю. Юрий Александрович, в этот период, успевал быть везде: и на совещании у генерального директора завода или у начальника цеха; на докладе у командования бригады строящихся кораблей; у руководства военно-морской базы или на планёрке у ответственного сдатчика заказа. Он нужен был всем. Однако, его рабочий день, начинался и заканчивался с экипажем: решал возникающие проблемы, а они появлялись постоянно, ведь мы принимали первую в мире, глубоководную подводную лодку, выслушивал доклады, принимал решения, ставил задачи и многое, многое другое. Кто не имел опыта приёма кораблей от судостроителей, тому не понять всех сложностей с которыми сталкиваются подводники на новостройках, особенно головных, а те, кто прошел новостройку, тот помнит об этом всю жизнь. Командир Зеленский Ю. Красавица—лодка самостоятельно закачалась на морской глади Беломорья.
Традиционно была разбита бутылка шампанского, после торжеств посвященных спуску лодки на воду и подъему на ней государственного флага, начался этап швартовых и ходовых испытаний. Ходовые испытания обеспечивались сдаточной командой, состоящей из заводских специалистов и экипажа подводной лодки. Государственные испытания к концу 1983г. Все что можно было испытать на Белом море, где глубины позволяли погружаться не более 300 метров, было испытано. Были проверены все системы и механизмы, включая совершенно новую систему газогенераторов твёрдотопливных ГГТТ , обеспечивающих всплытие с больших глубин. Экипаж получил хороший опыт эксплуатации технических средств и обслуживания оружия. Выявленные недостатки оперативно устранялись заводскими специалистами при непосредственном участии экипажа в этих работах.
Не обошлось без ЧП. Была проверена работа гидроакустического комплекса, штурманского оборудования, проведены замеры скорости, как в надводном так и подводном положении и еще выполнено ряд проверок возможности подводной лодки. Опытная эксплуатация предусматривала два этапа. На первом этапе ПЛ находилась в Северодвинске, продолжались некоторые испытания, затем ревизия всех механизмов и технических средств с устранением заводом выявленных замечаний. В августе 1984г. В декабре 1984 года подводная лодка К-278 прибыла к месту своего постоянного базирования- губу Западная Лица Мотовского залива. Первая половина 1985 года посвящена подготовке к выполнению основного испытания подводной лодки — погружению на предельную глубину.
Готовясь к этому ответственному мероприятию, экипаж тщательно отработал и успешно сдал все задачи курса боевой подготовки, выполнил практическую проверку отделения на глубине и всплытия аварийной спасательной камеры с личным составом. Контрольные проверки качества отработки задач показали высокий уровень теоретических и практических знаний и навыков, высокую квалификацию корабельных специалистов. В экипаже дисциплина и сознательность были нормой поведения. Конечно, нельзя говорить об абсолютном отсутствии дисциплинарных нарушений, но они никак не влияли на приобретение твердых знаний и уверенных навыков управления техникой корабля и борьбы за живучесть. Экипаж был хорошо сплочен и «сплаван». Должен обратить внимание, что это не просто мое мнение. Данные факты были подтверждены актами контрольных проверок готовности нашего экипажа комиссий штабов 6 дивизии, 1 флотилии и Северного флота.
Ах, эти контрольные проверки! Кого не проверяли, тот не поймет. Кого проверяли, тот о них никогда не забудет. На первом плане, слева направо: Командир Бел. ВМБ вице-адмирал Мочалов В. При проверке готовности ПЛА К-278 к выходу и погружению на глубину 1000 метров, контрольной комиссией штаба Северного флота, экипажу была дана высокая оценка.
На борту подводной лодки находился сменный экипаж под командованием капитана 1-го ранга Евгения Ванина. Основной экипаж «К-278» остался на берегу. Экипаж вступил в пятичасовую самоотверженную борьбу за живучесть корабля. Сразу после начала пожара была включена система пожаротушения ЛОХ — лодочная объемная химическая , однако она не смогла справиться с огнем. Автоматическая защита отключила парогенераторы и лодка остановилась. После этого была подана команда продуть основной балласт, но в седьмом отсеке был поврежден трубопровод высокого давления и воздух под большим давлением начал поступать в горящий отсек. Там начался объемный пожар с очень высокой температурой. К этому времени пожар перекинулся на соседний, шестой отсек, еще несколько отсеков были сильно задымлены. Загорелась также часть электрощитов в разных отсеках. В результате сработала аварийная защита ядерного реактора, произошло отключение основных электроцепей, питание перешло на аккумуляторные батареи. Аварийный дизель-генератор запускали в течение двух с лишним часов. Через разрушенный трубопровод горячий воздух из седьмого отсека поступил в цистерну главного балласта правого борта, и у лодки образовался крен на левый борт. В систему подачи воздуха для шланговых дыхательных аппаратов попали продукты горения, что вызвало массовое отравление моряков. Командир лодки Ванин несколько раз пытался связаться со штабом флота, но это удалось не сразу. Примерно в 12 часов он смог передать в штаб флота шифрованное сообщение об аварии, и на помощь подводникам были высланы самолеты ВВС Северного флота.
Гибель ПЛА «Комсомолец»
К-278 «Комсомолец» / ©TV2. Ранее ученые уже брали пробы рядом с атомной субмариной К-278, однако они не показали существенного превышения допустимых норм. Подлодка К-278 "Комсомолец" была единственной построенной подводной лодкой проекта "Плавник". Атомная подводная лодка К‑278 «Комсомолец» была спроектирована в ЦКБ‑18 в 1966—1974 годах. 7 апреля 1989 года в Норвежском море при возвращении с боевой службы, получив критические повреждения в результате пожара, затонула атомная подводная лодка Северного флота К-278 "Комсомолец". В 1989 году на боевую службу в Норвежское море ушла атомная подводная лодка К‑278 «Комсомолец».
КосмоСториз: ЧТО НЕ ТАК С ЗАТОНУВШЕЙ СОВЕТСКОЙ ПОДВОДНОЙ ЛОДКОЙ? (К-278 «Комсомолец»)
Причины и следствие …Мы выпили стоя, не чокаясь. А они прыгали в море, где вода всего-то 4 градуса, в легкой одежде без спасжилетов и гидрокостюмов - не думали, что лодка затонет так быстро, надеялись, что помощь придет вовремя... Мне говорили, что, когда их подняли на "Хлобыстов", женщины из обслуживающего персонала своими телами согревали бесчувственных замерших мужиков. Этот действенный способ немцы применяли во время войны, спасая в Арктике жизни вытащенных из воды своих моряков и летчиков. А о том, что на этой плавбазе еще трое ребят - уже отогретые и накормленные - умерли, в СМИ еще не писали? Их напоили-накормили, они даже ходить начали. Потом попросились на палубу покурить. Затянулись и… все. Одни говорят, что нельзя было курить после переохлаждения, другие - в организме уже начались необратимые явления... О том, мог ли экипаж спасти лодку, Толя высказался так: - На "Комсомольце" находился сменный экипаж, основной был в отпуске.
Ребята, что отправились в эту «автономку» одиночное плавание — авт. И когда возник аврал, не всегда правильно ориентировались. Но боролись, как могли - героически. Кап-три, инженер Толя Испенков - я его знал - погиб у дизель-генератора, до последней возможности давая свет, а значит - шанс людям выбраться из лодки на палубу... В 1967 году на К-3 "Ленинский комсомол" удалось установить причину пожара: вместо латунной прокладки в ходе ремонта масляного насоса поставили пластик... Так эта лодка пришла в порт, а просто "Комсомолец" лежит на дне. Не везет кораблям с такими названиями. Помяните мое слово: всю вину спишут на флот... Анатолий Некрасов как в воду глядел.
Госкомиссия так и не смогла или не захотела установить причины пожара, ограничившись рекомендациями: улучшить, усовершенствовать... Ну и, конечно, полетели звезды с некоторых флотских погон.
Понадобилось 19 погружений аппаратов "Мир-1" и "Мир-2" для герметизации носовой части лодки. Параллельно велись научные наблюдения и измерения. Результаты этих измерений говорят о стабильной обстановке в районе реактора. Данные по измерениям концентрации цезия-137 в трубе вентиляции реакторного отсека позволяют сделать вывод: тепловыделяющие элементы не начали разрушаться; 1998 год июль Седьмая экспедиция научно-исследовательского судна Академии наук «Академик Мстислав Келдыш» с двумя глубоководными аппаратами "Мир-1" и "Мир-2" на борту к месту гибели АПЛ.
Черняев, И. Пономарев, Н. Пименов прошел над палубой и далее работал в районе рубки. Гидронавты взяли образцы воды вместе с микроорганизмами специальным засасывающим устройством — «слэпганом». Затем "Мир-2" опустился на грунт в носовой части лодки, где были взяты пробы осадка. Записывающих станций, установленных аппаратами возле лодки еще в 1995 году, обнаружено не было, от них остались только аккуратно отстыкованные якоря. Нашли и забрали в бункер лишь измеритель течения.
В это время "Мир-1" А. Сагалевич, Д. Войтов, К. Родионов вышел в район реакторного отсека, где с 1995 года стоял гамма-спектрометр. И здесь от прибора остались только якорь и кусок фала. Первое впечатление было такое, что приборы сняты или срезаны с помощью других подводных аппаратов, может быть, и необитаемых телеуправляемых роботов. Осмотр герметизирующиx элементов в носовой части лодки, подвергшейся наибольшим разрушениям, показал, что все конструкции, в том числе и титановые заглушки, остались на своих местах.
Но морская вода и время не пощадили алюминиевые части конструкций, установленных в месте разлома. В результате электрохимических реакций они были разрушены. Для решения этого вопроса нужен взвешенный подход и тщательные рассчеты специалистов по подъему нестандартных объектов с больших глубин. Стоимость такой операции оценивается сотнями миллионов долларов; 2007 год март Была проведена российская экспедиция по осмотру затонувшей АПЛ; 2019 год июль Ученые из России и Норвегии обнаружили превышение уровня радиации в районе затонувшей АПЛ в сто тысяч раз. Исследовательское судно «G. Sars» отправилось из Тромсё, чтобы выяснить экологическую обстановку и произвести замеры уровней загрязнения. В экспедиции принимали участие специалисты из ведущих научно-исследовательских учреждений Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Росгидромета НПО «Тайфун» и Норвежского института морских исследований.
Они взяли пробы из вентиляционного отверстия, находящегося в непосредственной близости с реактором. Хелдаль отметила, что данные о превышении уровня радиации в сто тысяч раз предварительные.
На Серафимовском вспоминают троих. В том числе старшего лейтенанта Сергея Маркова. Это был его первый настоящий поход. Он собирался вступить в партию. Но он вместо этого взял и нелегально прилетел быстренько к нам, в Ленинград, повидаться.
Как будто чувствовал, как будто проститься». Чтобы память о той трагедии не угасла, в Петербург каждый год приезжают родственники погибших и те, кому удалось выжить. Небольшие мемориалы есть и в других городах России. Например, в Севастополе, где похоронены трое моряков. Почему не удалось спасти сыновей, мужей и отцов, многие не понимают до сих пор. Официальное расследование точных ответов не дало.
Об этом сообщил телеканал TV2.
Первые пробы воды из вентиляционной трубы показали, что на затонувшей субмарине продолжается утечка радиации. Отмечается, что результаты замеров норвежской экспедиции превысили уровень, установленный российскими учеными в 2007 году. Реклама «Мы исследуем пробы подробнее после возвращения на берег. Уровень, установленный нами здесь, — 100 Беккерелей единица измерения радиоактивности в системе СИ — прим.
Курсы валюты:
- 30 лет со дня гибели АПЛ К-278 «Комсомолец»
- Неразгаданные тайны «Комсомольца»
- В ПАМЯТЬ О ТРАГИЧЕСКОЙ ГИБЕЛИ АПЛ «КОМСОМОЛЕЦ»
- Несостоявшийся Герой
К-278 "Комсомольц" рекорд погружения
Тогда же и была подтверждена утечка радиации в районе одной из вентиляционных труб реакторного отсека, ранее фиксируемая в российских и норвежских экспедициях. Поскольку К-278 «Комсомолец» находится на глубине 1680 метров, где практически отсутствуют течения и крайне мало морских животных, вероятность попадания радиоактивных веществ в трофическую цепь человека ученые считают очень низкой. Тем не менее действующие в Норвегии нормы измененные после аварии на Чернобыльской атомной электростанции, ЧАЭС, в апреле 1986 года устанавливают предельную удельную объемную активность в пищевых продуктах в 600 беккерелей на килограмм, что все же ниже, чем наблюдаемый максимальный уровень радиации от АПЛ. Во всех пробах, взятых не вблизи вентиляционной трубы, загрязнение не обнаружено», — сказала The Barents Observer руководитель экспедиции к К-278 «Комсомолец» Хильде Элисе Хельдал. Специалист подчеркнула важность регулярного мониторинга радиационной обстановки вокруг субмарины, поскольку Норвежское и Баренцево моря выступают одними из основных источников рыбы в Европе и имеют важное экономическое значение для Норвегии и России. Лицо кирпичом Реакция некоторых российских комментаторов на экспедицию норвежцев традиционно оказалась своеобразной.
Корпус играет роль саркофага, как в Чернобыле. А норвежцы, получается, проникли внутрь и теперь еще удивляются, что уровень радиации вырос тысячекратно», — заявил « Московскому комсомольцу » редактор журнала «Арсенал отечества» Алексей Леонков. Отметился и бывший командующий Северным флотом адмирал Вячеслав Попов , руководивший операцией по спасению АПЛ К-141 «Курск», утонувшей 12 августа 2000 года со 118 членами экипажа в Баренцевом море в 175 километрах от Североморска на глубине 108 метров. По его мнению, «океан сам по себе хорошая защита» и «не надо ничего там бередить, ворошить, чтобы не возникло никаких осложнений». Справедливости ради нельзя не отметить, что Попов, сегодня заседающий в Мурманской областной думе, в свое время умолчал об остававшихся в живых после взрыва торпеды 65-76А «Кит» в девятом отсеке К-141 «Курск» 23 подводниках.
В отличие от военных комментаторов, российские ученые оказались сдержаннее. Уровень там, как я видел [из сообщений СМИ] — 800 беккерелей. Обычно в морской воде 2-4 беккереля. Это не в пищу уж точно. По его словам, последняя экспедиция к К-278 «Комсомолец» была исключительно норвежской, а с российской стороны в ней принимал участие всего один эксперт, который наблюдал за методами работы скандинавских коллег.
Доктор биологических наук, ведущий научный сотрудник Международной лаборатории по изучению климата, землепользования и биоразнообразия Тюменского государственного университета ТюмГУ Александр Хаустов в беседе с «Интерфаксом» напомнил об отложенном эффекте накопления малых доз радиации.
Павел Кутаренко 2019-04-08 08:03:00 Поделиться: Фотографий, на которых запечатлена «К-278» «Комсомолец», очень не много. Секретный объект, атомная подводная лодка с титановым корпусом. Игорь Калинин гордился тем, что попал служить именно на нее. Еще бы, в 20 с небольшим ему выпала честь участвовать в уникальном событии: «Комсомолец» смог погрузиться на глубину тысячу метров и выполнил оттуда пуск торпед - рекорд до сих пор остается непревзойденным. На фото - молодые парни, сослуживцы инженера-гидроакустика Калинина, которому удалось вернуться из последнего похода. Им - нет.
Вот только что был корабль, технически совершенный, на наш взгляд, - и больше половины экипажа просто куда-то исчезло», - говорит Игорь Калинин, в 1989 году - капитан-лейтенант, инженер-гидроакустик АПЛ «Комсомолец».
С одной стороны, руководство ВМФ указывало на несовершенство лодки и обвиняло в этом конструкторов и судостроителей. С другой стороны конструктора подчеркивали неумелые действия экипажа. Корпус лодки лежит в Норвежском море на глубине свыше 1650 м. К месту затопления организуются глубоководные экспедиции, с целью изучения атомного реактора и торпед с ядерными зарядами.
Напомним, что субмарина была укомплектована боекомплектом из 22 единиц торпед и торпедо-ракет. Вокруг субмарины осуществляется постоянный мониторинг радиационной обстановки.
В воде оказались около 60 человек — 42 из них погибли из-за переохлаждения.
Все члены экипажа были награждены орденами Красного Знамени. Сам «Комсомолец» до сих пор покоится на морском дне. Проведенные в 1989—1998 годах экспедиции показали, что радиационной опасности объект не представляет.
День памяти погибших подводников 7 апреля — традиции В знаменательную дату россияне вспоминают не только экипаж «Комсомольца», но и всех моряков, которые служили в сложнейших условиях глубин океана, истории о том, как подводники совершали свои подвиги, боролись с непредвиденными обстоятельствами под водой и как их героическая судьба оставила неизгладимый след в истории нашей страны. В СМИ транслируют документальные фильмы, освещающие трагедию 7 апреля и другие случаи с участием исследователей подводных глубин. В различных городах и местах, где есть памятники и мемориалы погибшим подводникам, проводятся церемонии возложения венков и цветов.
Гибель подлодки Комсомолец.Тайны века---К-278. Остаться в живых.
06 апреля 2023 Установлен Приказом ГК ВМФ от 19 декабря 1995 года в память о 42 погибших в этот день на АПЛ К-278 «Комсомолец». О сервисе Прессе Авторские права Связаться с нами Авторам Рекламодателям Разработчикам. Атомная подводная лодка К‑278 «Комсомолец» была спроектирована в ЦКБ‑18 в 1966—1974 годах. Эта скорбная дата сама вошла в нашу жизнь без каких-либо указов и постановлений после того как 7 апреля 1989 года в Норвежском море погибла наша атомная подводная лодка К-278 «Комсомолец». На "Комсомольце" установили самое новейшее оборудование, и никто не знал, как оно поведет себя во время испытаний. К-278 «Комсомолец» — советская атомная подводная лодка 3-го поколения, единственная лодка проекта 685 «Плавник».
Неразгаданные тайны «Комсомольца»
На "Комсомольце" установили самое новейшее оборудование, и никто не знал, как оно поведет себя во время испытаний. День гибели подлодки "Комсомолец" считается в России Днем памяти погибших подводников. 7 апреля 1989 года в Норвежском море затонула атомная подводная лодка К-278 «Комсомолец». Так начался путь командира ПЛА К-278 «Плавника», а впоследствии и «Комсомольца».
Конец «Комсомольца». Как погибла лучшая советская подлодка
Неразгаданные тайны «Комсомольца» | О последних минутах "Комсомольца" — в материале РИА вый рекордсменПодлодку К-278 проекта 685 "Плавник" спустили на воду в 1983-м. |
Выставка "Памяти АПЛ К-278 "Комсомолец" | Атомная подводная лодка К-278 «Комсомолец» проекта 685 «Плавник» из состава 6-й дивизии 1-й флотилии Северного флота погибла 7 апреля 1989 года при возвращении с третьей боевой службы. |
Выжившие рассказали о трагедии | К-278 «Комсомолец» — советская атомная подводная лодка 3-го поколения, единственная лодка проекта 685 «Плавник». |